Помогайте друг другу. Что стоит за этикой?❤
Помогайте друг другу — урок из жизни
Знаете, я сейчас был в ситуации интереснейшей, которая мне показала, как это бывает по-другому.
Я попал в передрягу, застрял в ручье на полуострове Средний — это настоящий, реальный край света. И на следующий день в 10 утра появляются два джипа с двумя мужиками — в каждом по водителю, как я понял, отец и сын — два джипа едут вместе. Один из них точно военный — у него фуражка с кокардой, одежда военная, без звезд, но видно, так как он военный, то у него есть эта военная одежда, и он в ней путешествует.
Они сначала меня вытянули. Потом спрашивают, что еще, есть ли проблемы. Я говорю: «да, есть, не заводится машина.» И три часа они ремонтировали мою машину. При этом, на самом деле, машина даже не моя, арендованная. Они находят там какие-то провода оголенные — изолентой их перематывают, что-то там закрепляют, какой-то там тросик — педаль газа. Есть там какой-то холостой ход. Они его закрутили. Какие-то болты нужно было откручивать, чтобы почистить, они там все протерли.
Понимаете, все, что этот человек видит, он воспринимает как свое — как свою ответственность, как свой мир. Вот это чудесно просто! Один из уроков, которые я записал Бирюзовому миру — всего их там шесть — и вот это иллюстрация, самая лучшая — человек, что бы ему ни попалось на пути, принимает это как свой путь на сто процентов, тотально, полностью.
Большинство людей в этой ситуации — у меня же есть план, вот я должен ехать куда-то дальше. И тут попадается машина с человеком, который не справился с этой машиной, у нее двигатель не в порядке, машина не в порядке, человек не в порядке — зачем он сюда залез вообще! — все, поехал. Можно помочь на уровне, например, выдернуть из реки, чтобы человеку там холодно не было и он бы не гнил. А этот человек живет в совершенно другой парадигме: «все, что попадается на пути, все мое».
Представьте, как он живет, какой опыт они дают своим детям, тем самым, они детей учат так же видеть мир. И действительно, эта ситуация произошла со мной. Но она же могла произойти и с ним. Но зачем ему, чтобы она происходила с ним? Он ее встречает гораздо раньше — встречает до того уже где-то, когда она переросла в его собственную боль, когда он заглох где-то там. Он ее решил уже — все. И он решил ее тотально, не а-бы как.
Я когда наблюдал, как они протирали — у меня не было даже тряпки! — он откуда-то тряпку достал, там фильтры воздушные — он их протер по-всякому. Он говорит: «а почему-то здесь тосол наплескался — почему?» Отрыл этот бочок с тосолом, проверил, какую-то прокладку поправил, обратно его закрутил. Его это вообще и трогать-то, вроде, не должно. Но он все это воспринимает, как свое. Моя ситуация — я ее должен решить идеально.
Машина не завелась, я позвонил хозяину Нивы, хозяин говорит: «может быть, там датчик холостого хода — на него влага попала». Они его раскрутили. Чтобы до него добраться, там тоже разбирали, раскрутили — он оказался в порядке. Все равно его протерли, побрызгали, поправили, обратно закрутили. Машина стала в гораздо лучшем состоянии, чем я ее принял. Но она все равно не завелась.
Они меня взяли на буксир. Ведь можно же было оставить, у них же свои планы. Они полдня со мной провозились — три часа они возились с моей Нивой, и она не завелась. Он спросил: «у тебя есть еда?» Я говорю: «нет, но для меня это не проблема». Реально для меня это не проблема — несколько дней без еды легко. Вода есть, ручей, в котором я застрял. Чистейшая вода, хотя она мутная, но она гораздо чище, лучше, здоровее для нашего тела, чем та, которая в магазинах продается.
Тем не менее, они на меня посмотрели, решили на буксир взять. Начали везти — трос порвался. Большинство людей сказали бы, ну все, не судьба. Он же связал трос там каким-то морским узлом, дальше повез, трос опять порвался. Он его опять связал, трос опять порвался… Я уже еду буквально в метре от его бампера. Большинство сказали бы: «ну вот — троса нет, ты уже въедешь сейчас в мою машину». Дорога же по каменюкам… Нет — продолжали до тех пор, пока уже очевидно не было, что я к его бамперу прижатым был. Вот только тогда они сказали — ну вот, чем могли, помогли. Понимаете?
Вот как можно относиться и, на мой взгляд, как нужно относиться.
Помогайте друг другу в благочестии — Верить правильно
Может ли человек оставаться отшельником, жить в одиночестве, не поддерживая связи с другими людьми? Согласимся, что такую жизнь вряд ли можно назвать полноценной, и все мы, за редким исключением, обзаводимся семьями, поддерживаем отношения с родственниками, приобретаем друзей. Обычно человек радуется, когда кто-то скрашивает его одиночество, поддерживает его, помогает, утешает.
Вместе люди — сила, и когда они сообща трудятся, делая общее дело, результаты получаются гораздо более впечатляющими по сравнению с теми, которых человек достигает, работая в одиночку. Как часто, собравшись вместе, сложив в одну копилку свои знания, опыт, силы и упорство, люди осуществляют то, что ещё недавно казалось невозможным. Бывает, что у одного человека возникает блестящая идея, но он не способен воплотить её в жизнь самостоятельно. А если на помощь ему придут другие, то совместными усилиями они достигнут цели, и польза от этого достижения может превзойти все ожидания.
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то сказал, подтверждая существование этой связи: «Верующий для верующего — как кирпичи в одном строении, укрепляющие и поддерживающие друг друга» [Бухари; Муслим].
Сравнивая мусульманскую общину с единым организмом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, всё тело отзывается бессонницей и горячкой» [Бухари; Муслим].
Только представьте себе, как тесно взаимодействуют друг с другом различные системы одного организма. Они служат общей цели и дополняют друг друга, и ухудшение состояния любого органа непременно отражается на деятельности всех остальных органов и систем. А значит, мусульмане должны не просто заботиться друг о друге, не просто радоваться успехам своих единоверцев и сочувствовать их неудачам, но и объединять усилия в гуманитарных, просветительских и любых других полезных инициативах. И, конечно же, одним из наиболее важных аспектов соработничества верующих является взаимопомощь.
Люди могут помогать друг другу в самых разных делах. И, увы, далеко не всегда взаимопомощь похвальна. Случается, люди помогают друг другу в том, что является грехом, несправедливостью, притеснением. Поэтому Всевышний Аллах, Который, несомненно, лучше нас самих знает, в чём польза, а в чём вред для нас, сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности». Но за этим велением тут же следует предостережение и запрет:
, то есть не подталкивайте друг друга к ослушанию и не соглашайтесь молчаливо с теми, кто потворствует своим желаниям, опасаясь испортить взаимоотношения и нажить врагов. Напротив, исправляйте, наставляйте и подавайте наилучший пример, потому что вера ваша учит делать добро и отстаивать истину, если даже она может навредить тебе.
Взаимопомощь в исламе — деяние столь достойное и похвальное, что каждому из нас надлежит всерьёз задуматься о том, какое благо и какую великую награду упускаем мы, пренебрегая исполнением этого веления нашего Господа. Взять хотя бы хадис, в котором наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открывает нам значимую для каждого верующего истину: «Аллах будет помогать Своему рабу до тех пор, пока сам он помогает своему брату по вере» [Бухари].
Кто из нас не желает, чтобы Господь помогал ему, оберегал его, дарил ему благополучие? Можно ли вообще добиться успеха или уберечься от зла без Его божественной поддержки? Простой и верный способ обрести её — помогать другим мусульманам словом или делом, принося им пользу или отдаляя от них вред. Причём каждый может выбрать то, что соответствует его способностям, склонностям и возможностям — стоит только захотеть!
Однако не только мысли о награде должны побуждать мусульманина к заботе о людях. Делание добра должно стать его внутренней потребностью, и это происходит, когда верующий, осознавая своё предназначение, твёрдо ступает по пути, ведущему к довольству Всевышнего. Сообщают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, что как-то раз наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый мусульманин обязан раздавать милостыню». Люди спросили: «О Пророк Аллаха, а если ему нечего раздать?» Он сказал: «Пусть трудится руками, принося пользу себе, и раздаёт милостыню». Его спросили: «А если он не может трудиться?» Он сказал: «Пусть поможет тому, кто просит о помощи». Его спросили: «А если он не может сделать этого?» Он сказал: «Пусть совершает добрые дела и воздерживается от дурных, и это будет его милостыней» [Бухари; Муслим].
Когда речь заходит о взаимопомощи, некоторые представляют себе исключительно благотворительную деятельность вроде помощи сиротам, больным и нуждающимся. Но на самом деле это поприще гораздо обширнее. Помогать единоверцам и сотрудничать в добрых делах можно и посредством вовлечения в различные социальные и образовательные проекты, и просто предлагая свою помощь тому, кто занят чем-нибудь полезным.
Хоть это и не первое, что приходит в голову, когда мы читаем аят о сотрудничестве в делах благочестия, но взаимопомощь внутри семьи и особенно между супругами, — один из самых ярких примеров такого сотрудничества. Если супруги прилагают усилия для того, чтобы построить праведную семью и помогают друг другу совершить больше добрых дел и заслужить благоволение Аллаха, то их усердие и искренность не пропадут даром.
Задумайтесь над словами Всевышнего: «Вели твоей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай её. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом» (сура 20 «Та ха», аят 132)
. Постигшие смысл этого аята, когда их постигали трудности, будили своих жён на ночные молитвы, ибо Всевышний Аллах связал с этим поступком наш земной удел, наше мирское благополучие. Из этого аята также следует, что муж несёт ответственность за наставление и исправление жены и остальных членов семьи, и не только в вопросе своевременного совершения молитвы.
Но разве это касается только мужа? Хотя ислам и разграничивает степени и сферу ответственности мужа и жены, мужчина зачастую сам нуждается в совете, поддержке и увещевании своей спутницы?! Как-то раз люди спросили Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «За какое лучшее из мирских благ нам держаться?» Он сказал: «Лучшее из них — это язык, поминающий [Аллаха], благодарное сердце и верующая жена, помогающая [мужу укрепить] веру» [Ахмад; Тирмизи].
А в другом хадисе наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) помолился за женщину, которая будит своего мужа на молитву, и сказал: «Да смилуется Аллах над женщиной, которая встаёт посреди ночи, чтобы совершить молитву, и будит своего мужа, чтобы он совершил молитву, а если он отказывается, то брызгает ему воду в лицо» [Ахмад; Насаи; Абу Давуд]. Как известно, наша вера не остаётся на одном уровне. Она переживает периоды подъёма и спада, и от того, чем занимаемся мы сами и наше окружение, напрямую зависит и состояние нашей веры. Когда близкие люди поддерживают друг друга, побуждают друг друга к богоугодным деяниям и объединяют усилия в деле воспитания детей или иных благородных, нужных и полезных занятиях, это поистине прекрасно и достойно всяческих похвал.
И когда родители помогают детям в богоугодных делах, они обретают возможность получить награду от Всевышнего, не говоря уже о радости, которую обычно испытывают отец или мать, видя плоды своих стараний и своего воспитания. А когда дети вовлекают родителей в полезную для веры деятельность или просто помогают им в чём-то хорошем, то это ещё и почтение к родителям, на важность которого указывают слова Всевышнего: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 23)
.
Помогать родственникам в том, что не сопряжено с запретным или порицаемым — ещё один прекрасный вид взаимопомощи. Помнить об этом особенно важно в наше время, когда многие вокруг пренебрегают родственными связями настолько, что забывают даже о своих родителях, братьях и сестрах. Иметь рядом родственников — это прекрасный шанс заслужить милость и прощение Всевышнего, и верующий должен по достоинству оценить его и благодарить за него. Как говорится в достоверном хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом, «кто хочет, чтобы его удел увеличился, а его жизнь была продлена, пусть поддерживает родственные связи». И как прекрасно, когда рядом есть человек, которого ты знаешь с самого детства и на которого можешь положиться, который может помочь тебе в делах, одобряемых исламом и необходимых для спасения и преуспеяния в жизни вечной.
Ещё одна категория людей, с которыми мусульманин может плодотворно сотрудничать, — это соседи. Помощь соседу — один из способов снискать довольство Всевышнего. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал, что ангел Джибриль так долго увещевал его касательно хорошего отношения к соседям, что он даже подумал, что соседи будут включены в число наследников [Бухари; Муслим].
Аяты и хадисы побуждают верующих поддерживать хорошие отношения с соседями, уважать их, помогать им, делать им добро, поддерживать и защищать их. Хороший сосед — радость для любого человека. Он помогает ему, даёт добрые советы, выручает из беды, утешает в горе, и на него всегда можно положиться. Два мусульманина, живущих по соседству и охотно помогающих друг другу ради Аллаха, созидающих и трудящихся вместе — замечательный образец сотрудничества в добрых делах.
Наши праведные предшественники преподали нам немало уроков взаимопомощи, самоотверженности и альтруизма. Рассказы о том, как они объединялись перед лицом трудностей и как вместе свершали великие дела, облетели весь мир и стали частью культурного наследия всех мусульманских народов. На них выросли многие поколения верующих, воплощавших в жизнь эти прекрасные идеалы. И, следуя их благому примеру, всем нам стоит чаще задумываться: кому из наших единоверцев, будь то близкие или чужие люди, мы можем помочь сегодня, завтра, в течение этого месяца, в течение этого года? И кто из них может стать для нас помощником в благом, угодном Всевышнему деле, которое принесёт награду всем его участникам и обернётся благом для других мусульман?
О Аллах, прости нам наши грехи и упущения, и укрепи братские узы между нами, чтобы мы помогали друг другу в добре, и придай нам богобоязненности и смелости, чтобы мы удерживали друг друга от всего порицаемого Тобою!
«Люди, меньше нойте! И чаще помогайте друг другу.» Послание умершей девушки потрясло мир!
Холли Бутчер — 27-летняя австралийка, которая погибла от редкой формы рака, саркомы Юинга. За день до собственной кончины она успела поделиться с подписчиками своим посланием.
С момента публикации исповедь молодой девушки увидели около 210 тысяч людей. Холли решила напоследок поведать людям простые житейские мудрости, которые мы так часто игнорируем. Письмо погибшей затронуло до глубины души весь мир!
«Небольшой жизненный совет от Хол:
Это странная вещь, осознавать и принимать твою смертность в 26 лет. Это просто одна из вещей, которые ты игнорируешь. Дни проходят и вы ожидаете, что они будут продолжаться и дальше; пока не случится неожиданное.
Я всегда представляла себя постаревшей, морщинистой и седой, с прекрасной семьей (и кучей детей), которую я создала с любовью всей своей жизни. Я до боли хочу этого.
Такова жизнь. Она хрупка, непредсказуема, и каждый день — это подарок, а не данность.
Сейчас мне 27 лет. Я не хочу уходить. Я люблю свою жизнь. Я счастлива… Я обязана этим своим близким. Но контроль не в моих руках.
Я начала эту «предсмертную записку» не для того, чтобы вы опасались смерти. Мне нравится тот факт, что мы почти не осведомлены в ее неизбежности. Кроме тех случаев, когда я хочу поговорить об этом и это рассматривается как тема «табу», которая никогда не произойдет с кем-либо из нас. Это сложно.
Я просто хочу, чтобы люди перестали беспокоиться из-за небольших, бессмысленных стрессов в жизни и попытались вспомнить, что нас всех ждет одинаковая участь после всего этого. Так что делайте то, что заставит вас чувствовать себя здоровым и счастливым, без лишней херни.
Ниже я излагаю некоторые свои мысли, поскольку у меня было много времени, чтобы подумать о жизни последние несколько месяцев. Конечно, посреди ночи, эти случайные мысли появляются в моей голове чаще всего.
В то время, как вам захочется поныть о всяких глупостях (я замечаю много подобного в последние несколько месяцев), просто подумайте о ком-то, у кого действительно проблемы. Поблагодарите за свою мелкую проблему, и отпустите ее. Это нормально, что вас что-то достает, но старайтесь не зацикливаться на этом и не портить настроение всем окружающим.
Как только вы это сделали, выйдите на улицу, вдохните свежего воздуха в свои легкие, посмотрите, какое голубое небо и зеленые деревья. Это так прекрасно. Подумайте, насколько вам повезло, что вы можете это делать — дышать.
Возможно, сегодня вы застряли в пробке, или плохо спали, потому что вам мешали ваши прекрасные дети, или ваш парикмахер постриг вас слишком коротко. Может быть, вы испортили новые накладные ногти, у вас маленькая грудь, целлюлит на попе и обвисший живот.
Забудьте обо всей этой ерунде. Я клянусь, вы даже не вспомните об этом, когда придет время уходить. Все это кажется таким незначительным, когда вы смотрите на всю жизнь целиком. Я наблюдаю, как усыхает мое тело каждый день, и я ничего не могу с этим поделать. Я лишь мечтаю об еще одном Дне рождения или Новом году со своей семьей, или об одном дне с моим любимым и собакой. Хотя бы одном.
Я слушаю людей, которые жалуются на свою кошмарную работу или на то, как им трудно тренироваться, — будьте благодарны за то, что вы ФИЗИЧЕСКИ можете это делать. Работа и упражнения могут показаться такими тривиальными вещами… пока ваше тело позволяет заниматься ними.
Я старалась жить здоровой жизнью, на самом деле, это была наверное моя основная страсть. Цените свое здоровье и работоспособность, даже если у вас не идеальный размер. Заботьтесь о своем теле и восхищайтесь им. Двигайтесь, питайтесь свежей едой. И не зацикливайтесь на этом.
Помните, что здоровье — это не только физическое здоровье. Старайтесь также найти свое душевное, эмоциональное и психическое счастье. И тогда вы возможно осознаете, насколько неважно иметь совершенное во всех смыслах тело из социальных сетей.
Кстати, лучше отпишитесь от всех аккаунтов, из-за которых вы чувствуете себя отвратительно! Даже если это ваши друзья.
Будьте благодарны за каждый день, когда у вас ничего не болит. Но даже в те дни, когда вы заболели гриппом или растянули лодыжку, — помните, что это не смертельно и пройдет.
Меньше нойте, люди! И чаще помогайте друг другу.
Давайте, давайте, давайте. Это правда, что вы становитесь гораздо счастливее, когда делаете что-то для других, нежели для себя. Я хотела бы делать подобное чаще.
С тех пор, как я заболела, я узнала много дающих и добрых людей и получила огромное количество теплых и заботливых слов, поступков, со стороны моих родных, друзей и даже незнакомцев. Больше, чем я могла бы дать взамен. Я никогда не забуду этого и всегда буду благодарна этим людям.
Это странно, еще иметь деньги в самом конце, когда тебе скоро умирать. В такие моменты не пойдешь покупать материальные вещи, как обычно, вроде нового платья. Это заставляет задуматься, насколько глупо то, что мы тратим деньги на новую одежду и ненужные вещи.
Купите что-нибудь приятное для своего друга, вместо очередного платья, косметики или аксессуаров к следующей вечеринке. 1) Всем плевать на то, что вы будете 2 раза в 1 наряде. 2) Это очень приятно. Пригласите его на обед, или оплатите кофе. Подарите ему растение, массаж или свечу и скажите, как любите его.
Цените время людей. Не заставляйте их ждать вас только потому, что вы непунктуальны. Приготовьтесь заранее, если вы один из опаздывающих людей, и поймите, что ваши друзья хотят провести с вами время, а не сидеть и ждать вас. Они вас за это и ценят! Аминь, сестры!
В этом году наша семья договорилась не дарить подарков и несмотря на то, что елка выглядела довольно печально (я чуть не расплакалась в канун Рождества!) это было классно, потому что люди не бегали в стремлении купить подарки, а были заняты написанием хороших открыток друг другу. Причем, представьте, что мои близкие вынуждены бы были покупать мне подарок зная, что он останется им… довольно странно.
Это может прозвучать не круто, но те открытки для меня важнее любых подарков. Правда, это было нетрудно, учитывая, что у нас нету маленьких детей.
Короче, мораль этой истории — Рождество можно отпраздновать и без покупки подарков. Поехали дальше.
Тратьте свои деньги на ощущения. Или хотя бы не лишайте себя ощущений, потому что потратили все деньги на материальную ерунду.
Приложите усилия, чтобы наконец съездить на пляж, как и планировали. Окунитесь в соленую воду и заройте ноги в теплый песок.
Бывайте на природе чаще.
Попробуйте просто наслаждаться и находиться в моменте, не запечетлевая его каждый раз через экран телефона. Жизнь не для того, чтобы проживать ее через экран, и не для того, чтобы сделать идеальное селфи… насладитесь моментом, люди!
Случайный риторический вопрос. Все те часы, что вы тратите на прическу и макияж ради одного вечера, стоят того? Я никогда не понимала в этом женщин.
Проснитесь с утра пораньше и послушайте пение птиц, любуясь прекрасными оттенками восходящего солнца.
Слушайте музыку. По-настоящему слушайте, музыка — это терапия. А старая — лучше всего.
Погладьте свою собаку. Мне будет нехватать этого.
Поговорите со своими друзьями. Уберите свой телефон. У них все в порядке?
Путешествуйте, если хотите того. И нет — если не хотите.
Работайте ради жизни, но не живите ради работы.
Серьезно, делайте то, что сделает вас счастливым.
Ешьте пирожные. И никакой вины.
Говорите «нет» всему, что не хотите делать.
Не нужно пытаться следовать чужим представлениям о том, что значит «полноценная жизнь». Возможно, вы хотите заурядной жизни, и в этом нет ничего дурного.
Скажите своим близким, что вы их любите, и старайтесь любить что есть сил.
И помните: если вас что-то достает, вы можете это изменить — в работе, в отношениях, где хотите. Не бойтесь меняться.
Я знаю, что вы слышали этого много раз, но это правда.
И вообще, это всего лишь советы одной девушки. Примите их или нет, мне все равно!
О, и последнее: если можете, сделайте доброе дело для людей (и для меня), начните сдавать донорскую кровь. Вам будет приятно и вы сможете спасти жизни.
Я чувствую, что это оставлено без внимания, а ведь одно донорство в силах спасти целых 3 жизни!
Доноры крови (даже не сосчитать, сколько их) подарили мне целый год жизни — год, проведённый на этой Земле с родными, друзьями и собакой, за который я буду вечно благодарна. Год, который принес лучшие времена в моей жизни.
…До скорых встреч.
Хол».
«В новом году я обещаю…» Как правильно ставить цели на год и достигать их?
Может ли мусульманин стать донором костного мозга?
Донорство и религия
Для любого верующего человека важно следовать заповедям, установленным его религией. В этой рубрике мы рассказываем, что думают о донорстве костного мозга представители разных конфессий. Первым нашим собеседником стал владыка Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата («Заповедь о любви», Мария Строганова, см. “Ъ” от 8 декабря 2017 года). Теперь Русфонд обратился к Верховному муфтию Талгату Сафа Таджуддину и в Духовное управление мусульман Республики Татарстан.
Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин, Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России:
— В ответ на ваше обращение по теме «Отношение ислама к донорству костного мозга» сообщаем, что мусульманину дозволяется быть донором любой части тела, если это не приведет к смерти или причинению вреда его здоровью. Но если в случае донорства может наступить смерть донора или причинен серьезный вред его здоровью, донорство не дозволяется.
Во всех случаях донорства, в том числе и костного мозга, должно быть медицинское заключение сведущих докторов о последствиях для донора.
«Ни один из вас не уверует истинно, пока не будет любить для других то, что любит для себя» (хадис). Завершитель миссии всех посланников божьих Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, как и все предыдущие посланники и пророки, учил о единстве рода человеческого от Адама и Евы. Поэтому помощь и содействие, в том числе и донорство, независимо от национальности и веры, тем более тяжелобольным детям, является богоугодным делом.
Решение Совета улемов Централизованной религиозной организации — Духовного управления мусульман Республики Татарстан:
— Донорство считать допустимым при выполнении следующих условий: наличие крайней нужды в донорстве и отсутствие иных вариантов лечения болезни. Согласно канонам ислама, донорство костного мозга следует считать весьма одобряемым действием, так как реципиент, невзирая на его вероисповедание, как правило, переживает крайнюю нужду, граничащую с риском потери жизни или необратимой потери какой-либо функции организма. При этом важно отметить, что подобное допустимо только после заключения квалифицированного и заслуживающего доверия врача о том, что процедура донорства спасет реципиента и не повредит здоровью и жизни донора.
Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5:2). Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Принимайте лекарства, так как Всемогущий Аллах не создал болезни, не создав для нее лечения, кроме одного недуга — старости».
Основополагающий принцип исламского богословия гласит: «Крайняя нужда смягчает запрет». То есть человек свят, а его тело запретно к разному роду посягательств, но возможность спасения другого человека снимает данный запрет.
Статья подготовлена с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Подготовила Марианна Беленькая
11 жизненных ситуаций, когда не нужно помогать другим
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Учеными доказано, что природе человека свойствен альтруизм. Именно поэтому порой мы стремимся помочь людям даже в ущерб себе.
AdMe.ru же не полностью согласен с таким подходом и знает ситуации, когда оказание услуги кому-либо может быть не только бессмысленным, но и вредным, причем как для нас, так и для другого человека. Итак, помощь далеко не всегда стоит предлагать, когда…
Оказываете свои профессиональные услуги бесплатно
Наверняка вам приходилось попадать в ситуации, когда вас просят помочь, потому что услуга относится к сфере вашей профессиональной деятельности. Да и вообще: «Ну чего тебе стоит?». Особенно это касается представителей творческих профессий: художников, рекламщиков, журналистов, дизайнеров.
Помогая людям бесплатно в этом случае, вы не только обесцениваете собственные знания, умения и навыки, но и теряете деньги, которые могли бы заработать, сделав ту же работу для других людей.
Не можете сделать это качественно
Автор популярной статьи «Почему я перестала помогать людям и вам советую» КэмМи Фам пишет о том, что не надо предлагать помощь, если вы не можете оказать ее хорошо. В качестве примера она рассказывает такую историю.
Как-то ее родители уезжали за границу и попросили присмотреть за цветами. Но КэмМи Фам не особо умела ухаживать за растениями, поэтому часть из них была залита, а часть пересохла. По ее мнению, если бы она честно призналась, что не представляет, как правильно поливать цветы, то родители нашли бы более компетентного человека и остались бы довольны его помощью.
Постоянно даете кому-то деньги
Профессиональные попрошайки, друзья, которым вечно не хватает совсем чуть-чуть, родственники, которые все время занимают до зарплаты, — всем этим людям тоже надо научиться говорить «нет». Они настолько привыкают жить на добровольные пожертвования и рассчитывать на вашу помощь, что просто не прикладывают усилий, чтобы как-то изменить ситуацию.
Многие люди даже отказываются от более прибыльной, но более сложной работы или вообще от таковой, потому что им вполне хватает тех финансов, которые им дают. Вы же тратите собственные деньги на тех, кто это не оценит по достоинству.
Благотворительность не оправдывает свое назначение
Токсичная благотворительность — это сбор средств, который ведется не для помощи нуждающимся в первую очередь, а для удовлетворения собственных амбиций, создания образа спасителя среди тех, кто собирает финансы на больных детей или животных. Такую благотворительность можно распознать по стихийности сбора, отсутствию каких-либо отчетностей и лжеволонтерам.
Не стоит поддаваться эмоциям и переводить свои деньги на карту незнакомых людей, увидев трогательные фотографии. Таким образом вы не помогаете тем, кому рассчитываете, а лишь тешите самолюбие людей, наживающихся на чужом горе. Причем как в эмоциональном, так и в финансовом плане.
Стремление помочь — это ваша потребность
Многие психологи рекомендуют не помогать человеку до тех пор, пока он сам не попросит помощи. Возможно, ему и не нужны ваши услуги, как вам кажется. Иногда так получается, что желание оказать помощь — это больше ваша потребность, чтобы почувствовать себя нужным или самоутвердиться за счет кого-то. Вы смогли быстрее и лучше справиться с задачей, которая у другого человека требовала больше ресурсов.
Истинный мотив — удовлетворить собственное честолюбие
Треугольник Карпмана — социальная и психологическая модель взаимоотношений между людьми, описанная психиа
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности…»
Шейх Салман аль-Одах (Sheikh Salman al-Oadah)
Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. И страшитесь Аллаха. Воистину, Аллах суров в наказании! (Коран, 5:2)
Аллах предписал нам сотрудничать в делах благочестия и богобоязненности. Сотрудничать с кем угодно, главное, чтобы у наших общих усилий были благие цели. И Он запретил сотрудничать с кем бы то ни было в греховных делах и вражде. Таким образом, Аллах определил для нас границы сотрудничества, но никак не ограничил в выборе того, с кем сотрудничать.
Когда Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности», Он не уточняет, с кем именно нам следует сотрудничать, то есть данный аят подразумевает самые разные дела благочестия, какие только можно представить.
Мухаммад Рашид Рида (Rashid Rida) говорил:
«Мы должны сотрудничать в том, в чем мы согласны, и прощать друг друга за то, в чем не согласны».
Ибн Таймийа неоднократно указывал, что лучше принять ислам от мусульман, заблуждающихся в вере, чем оставаться неверным. Он также говорил: если грешник покается, услышав слабый хадис, это все равно лучше, чем оставаться грешником.
Точно так же, лучше молиться вместе с мусульманами, которые в той или иной степени нарушают религиозный ритуал, чем вообще отказаться от коллективной молитвы (Маджму аль-фатава, 13/96, 23/353-354).
Принцип совместных действий в общих делах установлен из соображений всеобщего блага. И сегодня мусульмане должны руководствоваться этим принципом больше, чем когда-либо. На самом деле, в религиозных вопросах у нас гораздо больше общего, чем кажется. А в мирских делах диапазон общих интересов еще шире.
Далее, Аллах говорит:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Коран, 60:8)
Он также говорит:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Коран, 49:13)
Эти аяты показывают, что призыв к сотрудничеству распространяется на близких и далеких, знакомых и чужих. И наоборот, ради греха и вражды нам запрещено сотрудничать с кем бы то ни было, даже если это самые близкие и хорошо знакомые нам люди.
Именно поэтому Пророк Мухаммад при составлении мирного договора между мусульманами и жителями Мекки в Худайбийе сказал:
«чего бы они ни потребовали от меня, я дам им это, если только они не потребуют нарушения запретов Аллаха!» (Сахих аль-Бухари, 2731).
Подобным же образом он высказался и насчет договора с мекканскими кланами, заключенного еще до прихода ислама:
«Если меня призовут соблюдать его сегодня, я сделаю это» (Сунан аль-Байхаки, 6/367).
Это соглашение регулировало торговлю, и его главными пунктами было уважение принципов справедливости и коллективное участие в конфликтах во имя справедливости.
Мы видим, как Пророк почитал принцип сотрудничества с теми, кто открыто противостоял его вере. Как же нам тогда относиться к тем, кто не проявляет к нам враждебности? И как вести себя с теми, кто просто принадлежит к иному мазхабу или имеет другое мнение?
Источник: Islam Today
Почему мы помогаем друг другу и почему важно научиться отказывать в помощи?
Сергей Капличный
Вас просят о маленьком одолжении. Как часто вы отвечаете спонтанным согласием? Как часто отказываете? И если впоследствии вы жалеете о своем отказе, то как часто? Автор книги «Философия хорошей жизни» — Рольф Добелли — поможет разобраться, почему мы готовы помогать другим людям и к каким последствиям это приводит.
С чего всё началось?
В пятидесятые годы биологи попытались выяснить: почему кооперируются неродственные животные? Почему, например, шимпанзе делит свою порцию мяса с другими? Почему павиан утруждает себя поисками насекомых в шерсти других обезьян? У родственных животных все ясно: они являются носителями общих генов. Кооперация служит тому, чтобы сохранять этот набор генов — любой ценой, даже если отдельному индивиду это причинит вред, вплоть до возможной гибели. Но почему и неродственные особи готовы идти на подобный риск? Иначе говоря: почему неродственные друг другу животные иногда поступают альтруистично? Почему шимпанзе сам не съест доставшееся ему мясо — вместо того чтоб делить его с чужаком? Почему бы павиану не полентяйничать, не поспать — вместо того чтобы тратить бесценные калории, часами копаясь в шерсти другой обезьяны, которая ему даже не родня?
Непростой вопрос.
Ответ пришел из математики, точнее — из теории игр. Американец Роберт Аксельрод противопоставил в игре разные компьютерные программы. Каждая программа следовала определенной стратегии, согласно которой нужно было вести себя с противником: например, кооперироваться или обманывать, поступать эгоистично или идти на уступки и так далее. В длительной перспективе наиболее успешной оказалась стратегия «tit for tat», иначе говоря: «Ты мне — я тебе».
Это очень просто: при первом шаге поступай как желающий кооперироваться, при всех последующих — копируй поведение противника.
И действительно, в животном мире встречается именно такой тип поведения. Называется он «принципом взаимности», или «взаимным альтруизмом». Шимпанзе делит свою добычу с другой особью, когда предполагает, что эта другая особь в следующий раз тоже поделится с ним.
Компоненты взаимопомощи
Нужно быть уверенным, что другая особь обладает хорошей памятью. Только если шимпанзе может вспомнить, как кто-то другой поделился с ним, эта стратегия принесет успех. Хорошей памятью обладают лишь немногие из высокоразвитых животных — в основном обезьяны. Разумеется, шимпанзе не обдумывают свое поведение «стратегически». Скорее всего, эта стратегия закрепилась эволюционным путем. Просто те обезьяны, которые пользовались другими стратегиями в общении, постепенно исчезли из числа выживших, и их набор генов уже не встречается. А поскольку мы, люди, являемся высшими существами в животном мире, то у нас сохраняется импульс, рефлекс «взаимного альтруизма».
Стратегия «ты мне — я тебе» позволяет работать всей мировой экономике. На ней держится мир. Каждый день мы кооперируемся с десятками неродственных нам людей — чуть ли не в половине земного шара, — что помогает нам добиваться все более высокого благосостояния и все большего успеха.
Другая сторона медали
Обратите внимание, что во взаимном альтруизме есть и свои опасности. Если вам сделали что-то хорошее, вы чувствуете себя обязанным «отдариться» чем-то хорошим, например исполнить в ответ какую-то просьбу. Таким образом, вы становитесь управляемым. Впрочем, вторая опасность еще сильнее. Стратегия «ты мне — я тебе» начинается с первой услуги, можно сказать, с авансированного «доверия на будущее». С первого спонтанного «да». И частенько оказывается, что это спонтанное «да» впоследствии приводит к разочарованию.
Если мы отключаем спонтанное «да», то уже можем думать рационально. И становится ясно, в чем дело: мы откликнулись только на благие мотивы, которые могут сопутствовать исполнению просьбы, но совсем упустили из виду то время, что нам придется потратить на исполнение просьбы. Мотивы мы оценили выше, чем время. Это ментальная ошибка: мотивов можно насчитать сколь угодно много, а вот время у каждого из нас весьма ограничено.
Пятисекундное «нет»
Так как спонтанное «да» — это глубоко сидящий биологический рефлекс — то он может принести немало вреда. Поэтому Рольф Добелли поясняет, что регулярно пользуется приёмом под названием «пятисекундное „нет“»:
«Встретить что-то выдающееся очень трудно. Таким образом, если в 90 процентах случаев вы скажете „нет“, то вряд ли упустите нечто важное в этом мире».
Теперь, когда Добелли просят о каком-то одолжении, он делает паузу на пять секунд, после чего принимает решение — и в большинстве случаев отвечает отказом.
Попробуйте поступать так же. Лишь очень немногие просители станут считать вас бесчеловечным. Напротив, очень многие втайне начнут восхищаться вашей самостоятельностью, независимостью и последовательностью.
По материалам книги «Философия хорошей жизни».