Понятие радость: Радость — что это такое? Значение и понимание слова РАДОСТЬ – радость — Викисловарь

Содержание

радость — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ра́дость ра́дости
Р. ра́дости ра́достей
Д. ра́дости ра́достям
В. ра́дость ра́дости
Тв. ра́достью ра́достями
Пр. ра́дости ра́достях

ра́-дость

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -рад-; суффикс: -ость [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ˈradəsʲtʲ]  мн. ч. [ˈradəsʲtʲɪ]

Семантические свойства

Значение
  1. только ед. чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, весёлое настроение; внешнее проявление этого чувства ◆ Острая захватывающая радость вдруг овладела им. А. П. Чехов ◆ От радости в зобу дыханье спёрло. И. А. Крылов ◆ Другая б на моём месте прыгала от радости. А. Н. Островский ◆ Вне себя от радости. ◆ Мне от этого мало радости. ◆ Доставлять радость. ◆ Испытывать радость. ◆ Радость светится в глазах.
  2. событие, предмет, возбуждающие такое чувство ◆ Радости для меня миновались. И. А. Гончаров ◆ И радость, и печаль — всё было пополам. И. А. Крылов ◆ Какая радость! ◆ Радости жизни (всё то, что сопровождается удовольствием, что доставляет удовольствие в жизни). ◆ С какой радости я буду это делать?
  3. разг. употребляется при обращении в значении· милый, любимый ◆ Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость. А. К. Толстой ◆ Ах, радость моя! мне ми́ло твое чистосердечие. Д. И. Фонвизин
Синонимы
  1. частичн.: счастье, воодушевление, веселье, удовольствие
  2. -
  3. милый, любимый
Антонимы
  1. горе, печаль, беда, огорчение, горечь, несчастье
  2. -
  3. -
Гиперонимы
  1. чувство, ощущение, переживание
  2. причина, источник
  3. -
Гипонимы
  1. -
  2. -
  3. -

Родственные слова

Список всех слов с корнем «рад⁽ʲ⁾-» [править]
  • существительные: безрадостность, небезрадостность, необрадованность, нерадостность, нерадость, обрадованность, полуобрадованность, полурадость, радостность, радость, христарадник, христарадница, христарадничание, христарадничанье
  • прилагательные: необрадованный, нера́достнее, нера́достней, нерадостный, нерадый, обрадованный, полуобрадованный, понера́достнее, понера́достней, пора́достнее, пора́достней, рад, радёхонек, радёшенький, ра́достнее, ра́достней, радостный, радый, христараднический
  • глаголы: зарадовать, зарадоваться, захристарадничать, нарадовать, нарадоваться, нахристарадничать, нахристарадничаться, ненарадовать, ненарадоваться, обрадовать, обрадоваться, полуобрадоваться, порадовать, порадоваться, похристарадничать, радовать, радоваться, христарадничать
  • наречия: нерадостно, радостно, христараднически

Этимология

Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. радъ (др.-греч. περιχαρής), укр. ра́дий, рад, белор. рад, болг. рад, сербохорв. ра̏д, ра̏да, ра̏до «охотный», словенск. ràd, rádа «рад, охотный», чешск. rád — то же, словацк. rád, польск., в.-луж., н.-луж. rad. Предполагают родство с англос. rót «радостный, благородный», др.-исл. rǿtask «проясняться, веселеть», англос. rǿtu ж. «радость». Против этих весьма правдоподобных сопоставлений выдвигают возражение, что *рад могло также произойти из *ārda-, ср. ср.-греч. ᾽Αρδάγαστος — имя одного вождя славян (Феофан, Chron. еd. dе Вооr 2, 254, 11) из слав. Radogostь, собств., нов.-греч. ᾽Αρδαμέρι — местн. н. в округе Лангада, Македония — из формы, предшествующей слав. *Radoměrь, а также вепс. Arśkaht — местн. н., которое соответствует совр. русск. Радогоща. В таком случае следовало бы привлечь греч. ἔραμαι «люблю», ἔρως (род. п. -ωτος ср. р.) «любовь». Эти слова трудно отрывать от форм, приводимых на радеть, ради. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Анаграммы

Метаграммы

Библиография

  • Арутюнова Н.Д. Тождество и подобие // Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Тождество и подобие. Сравнение и идентификация. М.: Институт языкознания АН СССР, 1990, с. 29-30.
  • Пеньковский А. Б. Радость и удовольствие в представлении русского языка // Арутюнова Н. Д. (отв. ред.) Логический анализ языка: Культурные концепты М.: Наука, 1991, с. 148-155  (детальное описание).
    1. Шмелёв А. Д. Некоторые тенденции семантического развития русских дискурсивных слов (на всякий случай, если что, вдруг) //Шатуновский И. Б. (отв. ред.) Русский язык:пересекая границы. Дубна, 2001.
    2. Зализняк Анна А. Счастье и наслаждение в русской языковой картине мира // Русский язык сегодня. Вып. 5. М.: Языки славянской культуры, 2003.
    3. Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира //Русское слово в мировой культуре. СПб., 2003.
    4. Пеньковский А. Б.
      Радость и удовольствие в представлении русского языка //Пеньковский А. Б. Очерки по русской семантике. М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 61-72.
    5. Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 11, 155-158, 161, 171, 281, 285, 288, 438, 453.
      1. От авторов //Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 11.
      2. Зализняк Анна А. Счастье и наслаждение в русской языковой картине мира //Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 155-158, 161, 171.
      3. Зализняк Анна А. Заметки о словах: общение, отношение, просьба, чувства, эмоции //Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 281, 285, 288.
      4. Шмелёв А. Д. Некоторые тенденции семантического развития русских дискурсивных слов (
        на всякий случай
        , если что, вдруг) //Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 438.
      5. Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира //Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 453.
Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Радость от жизни – как научить её испытывать

Радость – это чувство, которое появляется в самых различных ситуациях – как при исполнении своих нелегких обязанностей, связанных с работой, так и во время сближения с любимым человеком. Общим знаменателем таких эмоциональных состояний является чувство адекватности принимаемых мер в отношении собственных нужд.

Девушка-оптимистка радуется жизни

Радость как эмоция

С физиологической точки зрения, радость – это состояние, связанное с активацией набора структур головного мозга называемых системой вознаграждения. Изменения, происходящие в нем под влиянием внешних раздражителей, вызывают чувство удовольствия.

Этот механизм сформировался в ходе эволюции, чтобы увеличить вероятность поведения, которое является для человека потенциально полезным. Эмоции опережают мысли, благодаря чему позволяют быстро принимать решения. Это выгодно, например в моменты опасности.

В наше время, когда человеческие потребности стали «более возвышенными», чем тысячи лет назад, а обстоятельства принятия решений стали чрезвычайно сложными, ориентация исключительно эмоции не всегда приносит желаемые результаты.

Тем не менее, эмоции остаются понятным и надежным «компасом», облегчающим ориентацию в море возможностей и распознавание своих истинных потребностей.

Радость – это эмоциональное состояние, которое появляется в позитивных для личности обстоятельствах – ситуациях полезных, безопасных, приятных. Предпринимаемые с радостью решения сопровождаются чувством удовлетворения, выполненного долга. Они придают энергии и уверенности в себе.

Что такое радость жизни

Радость, которая первоначально служила увеличению шансов на выживание, со временем стала для людей самоцелью. Человек, делая выбор, не всегда руководствуется тем, что доставляет ему удовольствие, но его высшей целью в жизни, чаще всего, является достижение счастья, которое тесно связано с ощущением радости от жизни.

Как ни парадоксально, радость от жизни не является состоянием, в котором наблюдается соответствие реальности и заявленных потребностей и целей личности. Некоторые люди способны испытывать радость независимо от переменных, не всегда благоприятных для них обстоятельств. Многие, однако, не получают удовольствия от жизни, даже если достигают поставленных целей и удовлетворяют свои желания.

Радость жизни – это состояние гораздо сложнее, чем постоянное ощущение удовольствия в связи с достигаемыми успехами. Для современного человека сорадование, это навык – ему можно научиться, но и потерять.

Радости от жизни и опыт из детства

Способность испытывать удовольствие – это врожденное качество и общее для всех психически здоровых людей. У ребёнка радость проявляется естественным образом и умеет он радоваться мелочам. Это надежный механизм, в котором система вознаграждения реагирует на приятные и полезные ситуации, которые совпадают с желаниями личности.

Однако, в процессе социализации спонтанные реакции ограничиваются в результате обучения, которое диктует рациональное мышление. В некоторых случаях они более адаптивны и позволяют достичь определенных преимуществ (например, не проявляя эмоциональности вы можете более эффективно вести торговые переговоры).

Часто, однако, молодые люди теряют способность радоваться в результате травматических переживаний, ошибок воспитания своих опекунов или отсутствия подходящего примера (когда близкие сами не умеют получать удовольствия от жизни). На первый план выходят не только семейные модели, но и культурные. Как следствие, люди не могут наслаждаться жизнью даже в ситуациях, когда у них есть для этого предпосылки.

Как вернуть радость жизни

Радости жизни можно научиться. Модные руководства по достижению удовольствия и успеха (с помощью наглядных пособий или карточек с радостными цитатами в вашем доме) могут быть полезными, но не обязательно эффективными.

Построение жизненной радости не означает избегания сложных ситуаций и связанных с ними неприятных эмоций. Наоборот – в не сможете в полной мере ощутить счастья, не испытывая противоположных чувств. Но, следует укреплять и развивать то, что приносит радость.

Вы можете это сделать через:

  • жизненный выбор совместимый с вашими убеждениями и ценностями, а не с общепринятыми схемами, ожиданиями окружающей среды
  • практику осознанности или концентрации на настоящих событиях, не оглядываясь назад и не заботясь о будущем
  • изменение восприятия реальности, основанное на оценке того, что уже достигнуто или получено от судьбы, и отказе от чрезмерных амбиций
  • резервирование времени для маленьких удовольствий, подарков (лучше всего составить список вещей, которые являются забавными и, следовательно, «приносят радость»)
  • уход за родственниками, отдых от работы, физическую активность (последняя вызывает секрецию нейротрансмиттеров, связанных с положительным самочувствием)

Радость — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ра́дость — внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, веселого настроения и счастья, ласкательное обращение[1][2].

Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти[3], печали.

Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им[4]. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа»-«тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» — с телом[5]. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость.

Радость в культуре

В языковой картине мира радость является одним из важнейших культурных концептов. Первоначально эмоция радости выражалась через конкретные понятия — вещи, предметы, или события вызывающие положительные эмоции (еда, красота, праздник, отдых): сравни древнерусское «плескание» — «рукоплескание, торжество, радость» или «ликовати» — первоначально «танцевать, играть», впоследствии «радоваться». Радость ассоциировалась с удовольствием, а также с желанием (сравни древнеанглийское lusten — «радоваться» и «хотеть»), воспринималась нераздельно от них[4]. С появлением христианства во многих европейских языках понятие «радости» начало ассоциироваться с благожелательностью, добротой, спокойствием[6].

Видео по теме

Радость в религии

В Евангелиях радость упоминается в связи с благовестием о рождении Иисуса Христа (Лк 1:28):

Радуйся, Благодатная! Господь с тобой!

В письме Галатам апостол Павел говорит о радости как о плоде духа Бога Гл 5:22

Радость от Благой Вести и радость служения Богу нередко рассматривались как основная черта христианства[7][8][9].

Радость, как один из основных атрибутов божества и религиозного чувства, рассматривается и вне христианства. Так, Спиноза считал, что на высшей ступени познания, познания себя в Боге, происходит осознание Бога как причины радости[10].

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Александр Блок, 1905 год

См. также

Примечания

Литература

  • «Радость и удовольствие в представлении русского языка.» А. Б. Пеньковский // сб. Логический анализ языка: Культурные концепты — М.: Наука, 1991. С. 375—383.

Ссылки

Радость — Википедия. Что такое Радость

Ра́дость — внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, веселого настроения и счастья, ласкательное обращение[1][2].

Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти[3], печали.

Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им[4]. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа»-«тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» — с телом[5]. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость.

Радость в культуре

В языковой картине мира радость является одним из важнейших культурных концептов. Первоначально эмоция радости выражалась через конкретные понятия — вещи, предметы, или события вызывающие положительные эмоции (еда, красота, праздник, отдых): сравни древнерусское «плескание» — «рукоплескание, торжество, радость» или «ликовати» — первоначально «танцевать, играть», впоследствии «радоваться». Радость ассоциировалась с удовольствием, а также с желанием (сравни древнеанглийское lusten — «радоваться» и «хотеть»), воспринималась нераздельно от них[4]. С появлением христианства во многих европейских языках понятие «радости» начало ассоциироваться с благожелательностью, добротой, спокойствием[6].

Радость в религии

В Евангелиях радость упоминается в связи с благовестием о рождении Иисуса Христа (Лк 1:28):

Радуйся, Благодатная! Господь с тобой!

В письме Галатам апостол Павел говорит о радости как о плоде духа Бога Гл 5:22

Радость от Благой Вести и радость служения Богу нередко рассматривались как основная черта христианства[7][8][9].

Радость, как один из основных атрибутов божества и религиозного чувства, рассматривается и вне христианства. Так, Спиноза считал, что на высшей ступени познания, познания себя в Боге, происходит осознание Бога как причины радости[10].

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Александр Блок, 1905 год

См. также

Примечания

Литература

  • «Радость и удовольствие в представлении русского языка.» А. Б. Пеньковский // сб. Логический анализ языка: Культурные концепты — М.: Наука, 1991. С. 375—383.

Ссылки

Что такое Радость? | 101Я

Добавить в избранное

Радость – положительная эмоция человека, характеризующаяся ощущением уверенности, удовлетворенности и личной значимости

Проявления и свойства эмоции Радость

Радость – это проявление состояния Счастья или Счастливого момента. Эмоциональная вспышка удовольствия человека.

Счастье длительная эмоция — это состояние движения к цели по правильно выбранному пути, где Жизнь становится праздником.

Реализация ккой либо Цели, только увеличивает эмоцию Радость. Сам путь к цели вызывает прилив сил и доставляет нам внутреннее удовлетворение и истинное удовольствие. Эмоция, часто которую называют — чувство радости, гармонизирует состояние человека, насыщая его удовлетворенностью окружающим его миром.

Эта эмоция, по объективным причинам, является относительно кратковременной, подверженна смене другими эмоциональными состояниями.

Выражение Радости визуально, сопровождается улыбкой, мимическим сужением глаз с образованием лучистых морщинок.

Радость может возникать во время мечтаний или других форм воображения или познания.

Радость может возникнуть на различной стадии достижения цели или события, от удовлетворения достигнутым результатом, от физических упражнений, от удовлетворения потребностей каких либо чувств, либо вследствие процессов, уменьшающих или нивелирующих отрицательные личностные состояния. Это результат восприятия, мышления или действия.

Значение для человека состояния Радость

Радость как эмоциональный подъем и Счастливый момент, имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Счастливые моменты облегчают и усиливают социальные связи, тем самым увеличивая адаптацию, освобождая от негативного или напряженного состояния.

Испытываемая человеком, эта эмоция облегчает повседневную жизнь, радость привносит способность справляться с трудностями, достигать целей, способствует уверенности и, что немаловажно, успокаивает человека, снижая его напряженные состояния.

Где живет Радость?

Счастье, присущее внутреннему Я, живет в свободном состоянии радости только у радостных людей. Человек становится истинным обладателем такого проявленного качества как радостность, если склонность проявлять и испытывать большое счастье имеет неубывающий, а всевозрастающий характер.
Счастливый человек не ограничивается одним источником счастья и счастливый моментов.

Количество Радости или Счастливых моментов в жизни человека

К нашему Счастью существует множество источников радостности, самый эффективный из них – дорога к любимой цели или как принято говорить — путь к Цели.

Работа на достижение Цели становится жизненной потребностью и доставляет радость. Помимо достижения цели источником радостности может стать любимый человек.

Привыкание к хорошему, не умение жить здесь и сейчас, ценить мгновения своего настоящего это основная ошибка жизни человека.

Создавайте как можно больше интересов в жизни. Чем больше у человека интересов, тем больше источников радостности. Сколько радости можно испытать от бескорыстного поступка или какой-либо высоконравственной идеи, своего саморазвития, общения с друзьями, воспитании детей и заботе о родителях.

Нельзя делать распространенную ставку счастья и радости на детей. Дети вырастают и становятся взрослыми. Спокойно и без малейшей благодарности дети уйдут из Вашей жизни и у Вас останется ваккум. Вы будете испытывать стресс, уныние или депрессию.

Разная Радость и виды

У разных людей Радость и эмоциональное состояние разные. Завистливый, злорадный и невежественный человек испытывает счастье, которое выплескивается наружу в виде злорадства, когда кто-то, опустился, спился или деградировал. Радость и эмоции счастья может испытывать как вор или убийца, так и тихий предатель получив свою дозу Адреналина. Нельзя осуждать этих людей со своей  точки зрения, Вы же не Бог!

Да, действительно общество их осуждает.  Да действительно это плохо с Вашей точки зрения, но для чего существует данный тип людей?   Зло существует для сравнения или для получения опыта.

Благостный и добрый человек чувствует, что по мере своего личностного роста возрастает его сила, и у него появляется потребность делиться свои Счастьем.

Внутреннее счастье не может долго находиться внутри, оно вырывается наружу:    в виде благостных намерений — Я покажу тебе Солнце, Поделюсь теплым ветром, Белой пеной морской, Отдам эту песню – Вы возьмите её с собой!

Радость Википедия

Ра́дость — внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, весёлого настроения и счастья, ласкательное обращение[1][2].

Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти[3], печали.

Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им[4]. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа» — «тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» — с телом[5]. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость.

Радость в культуре[ | ]

В языковой картине мира радость является одним из важнейших культурных концептов. Первоначально эмоция радости выражалась через конкретные понятия — вещи, предметы, или события вызывающие положительные эмоции (еда, красота, праздник, отдых): сравни древнерусское «плескание» — «рукоплескание, торжество, радость» или «ликовати» — первоначально «танцевать, играть», впоследствии «радоваться». Радость ассоциировалась с удовольствием, а также с желанием (сравни древнеанглийское lusten — «радоваться» и «хотеть»), воспринималась нераздельно от них[4]. С появлением христианства во многих европейских языках понятие «радости» начало ассоциироваться с благожелательностью, добротой, спокойствием[6].

Радость в религии[ | ]

В Евангелиях радость упоминается в связи с благовестием о рождении Иисуса Христа (Лк 1:28):

Радуйся, Благодатная! Господь с тобой!

В письме Галатам апостол Павел говорит о радости как о плоде духа Бога Гл 5:22

Радость от Благой Вести и радость служения Богу нередко рассматривались как основная черта христианства[7][8][9].

Фома Аквинский полагал, что радость (gaudium) является следствием любви

Радость Википедия

Ра́дость — внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, весёлого настроения и счастья, ласкательное обращение[1][2].

Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти[3], печали.

Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им[4]. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа» — «тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» — с телом[5]. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость.

Радость в культуре

В языковой картине мира радость является одним из важнейших культурных концептов. Первоначально эмоция радости выражалась через конкретные понятия — вещи, предметы, или события вызывающие положительные эмоции (еда, красота, праздник, отдых): сравни древнерусское «плескание» — «рукоплескание, торжество, радость» или «ликовати» — первоначально «танцевать, играть», впоследствии «радоваться». Радость ассоциировалась с удовольствием, а также с желанием (сравни древнеанглийское lusten — «радоваться» и «хотеть»), воспринималась нераздельно от них[4]. С появлением христианства во многих европейских языках понятие «радости» начало ассоциироваться с благожелательностью, добротой, спокойствием[6].

Радость в религии

В Евангелиях радость упоминается в связи с благовестием о рождении Иисуса Христа (Лк 1:28):

Радуйся, Благодатная! Господь с тобой!

В письме Галатам апостол Павел говорит о радости как о плоде духа Бога Гл 5:22

Радость от Благой Вести и радость служения Богу нередко рассматривались как основная черта христианства[7][8][9].

Фома Аквинский полагал, что радость (gaudium) является следствием любви[10]. Радость, как один из основных атрибутов божества и религиозного чувства, рассматривается и вне христианства. Так, Спиноза считал, что на высшей ступени познания, познания себя в Боге, происходит осознание Бога как причины радости[11].

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Александр Блок, 1905 год

См. также

Примечания

Литература

  • «Радость и удовольствие в представлении русского языка.» А. Б. Пеньковский // сб. Логический анализ языка: Культурные концепты — М.: Наука, 1991. С. 375—383.

Ссылки