Рука в кулаке: Рот Фронт (приветствие) — Википедия – культурная история пяти сжатых пальцев — Нож

Содержание

культурная история пяти сжатых пальцев — Нож

«Следует согнуть пальцы в средних суставах внутрь так, чтобы их концы были прижаты к своим основаниям. Сгибание пальцев начните с мизинца и закончите указательным. Затем согните большой палец и крепко прижмите им средний и указательный пальцы.

Для удара используются различные стороны кулака. Чаще всего используется кентос, т. е. передняя часть кулака из фаланг указательного и среднего пальцев».

Столь обстоятельная инструкция приведена на сайте клуба карате-до. Теперь, несомненно, любой справится с задачей сложить кулак. И этот элементарный биомеханический акт должен стать напоминанием для каждого, что он/она — человек.

Ни один другой вид приматов проделать подобный трюк не способен. У шимпанзе, например, фаланги пальцев от указательного до мизинца слишком длинны и не упаковываются в ладонь компактно, а большой, наоборот, короткий и неуклюжий, поэтому не может прижать четыре других и добавить конструкции жесткости. «Кулак шимпанзе» — это согнутые в полумесяц мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы и оттопыренный в сторону большой.

Но зачем человеку нужна способность складывать руку в кулак? Чтобы драться?

Долгое время считалось, что в эволюционной гонке с другими гоминидами Homo sapiens выбил себе преимущество благодаря недостижимой ловкости рук: с помощью пальцев человек может выполнять очень тонкие и точные действия — от тканья ковров до сборки автомата Калашникова, а противопоставленный четырем другим большой палец позволяет надежно ухватывать создаваемые инструменты. Эти два условия обеспечили технологический прогресс нашего вида.

Однако исследование биологов Майкла Моргана и Дэвида Кэрриера из Университета Юты, опубликованное в Journal of Experimental Biology в 2012 году, говорит о другом.

В ходе одного из экспериментов ученые пригласили нескольких профессиональных бойцов из разных видов единоборств и попросили их наносить удары по груше, используя две техники: привычным для них кулаком и «кулаком шимпанзе». Выяснилось, что первая дает значительные преимущества.

Акселерометр показал, что сила удара человеческим кулаком в среднем на 15 % больше, чем при ударе «кулаком шимпанзе».

Геометрия нашего кулака такова, что сила удара передается через меньшую площадь — костяшки пальцев — а значит, оказывается более разрушительной. Кроме того, он в четыре раза жестче и, следовательно, лучше защищен от травм, что делает его грозным оружием, которое еще и всегда под рукой.

Скорость биомеханической трансформации нашей конечности при этом привела бы в восторг самого Оптимуса Прайма. Вот праотец-кроманьонец лупит по голове врага, представляющего другой вид примата, скажем гиббона, кулаком по голове; затем тут же кулак превращается в хватательный инструмент, и предок удерживает обезьяну, пытающуюся сбежать, за шерсть; после чего опять складывает кулак и добивает истерзанного недруга (подобная схватка могла произойти 50–60 тыс. лет назад на территории Юго-Восточной Азии).

Морган и Кэрриер полагают, что процесс, в ходе которого пальцы на руках стали короче (и человек научился сжимать кулак), представляет собой «побочный эффект» работы генов, определивших укорочение пальцев на ногах. Это связано с переходом нашего вида от лазания к прямохождению.

Идеальные анатомические пропорции кулака заставляют ученых думать, что он со своей боевой функцией и был конечной целью эволюционного процесса, а способность держать инструменты, с помощью которых человек преобразовал окружающее его пространство, лишь придаточный, не запланированный природой навык.

Если теория о кулаке-оружии верна, то мы не Homo creativus, а Homo belli (bellum — «война», лат.).

Когда вы в последний раз пускали в ход кулаки? Судебный департамент РФ сообщает, что за 2017 год по статье «Побои» было осуждено 51,6 тыс. человек. Если принять, что в каждом случае кулаки используют оба участника инцидента (≈104 тыс.) и что полиции становится известен лишь каждый 10-й случай (чуть больше 1 млн), то всё равно выходит, что в драках участвуют ничтожные 0,7 % населения страны.

По статистике Министерства здравоохранения США, каждый четвертый ученик мужского пола старшей школы участвовал в драке. Но чем взрослее он становится, тем реже случаются подобные инциденты. Количество потасовок в целом тоже снижается: с 43 % в 1991 году до 24 % в 2018-м для учеников старших классов мужского пола.

В самом «драчливом» городе Эстонии Маарду за последние 2,5 года кулаками хоть раз орудовал каждый 65-й житель (то есть 1,5 % населения).

Иными словами, если вам больше 18, вы не хоккеист и редко посещаете веселые свадьбы, вероятность того, что вы будете вовлечены в драку, очень низкая. Нормы поведения в развитых и развивающихся странах складываются таким образом, чтобы люди не использовали кулаки.

Этому способствуют различные секции и кружки боевых искусств. Там людей не только учат защищать себя, но и дают возможность реализовать бойцовский потенциал своих конечностей в условиях, когда риск травм и разрушений практически сведен на нет. Таким образом, как ни парадоксально, места, где учат пользоваться кулаками, повышают общую «бескулачность» современных пространств.

В советское время, например, велась активная профилактическая работа, направленная на то, чтобы люди, занимающиеся единоборствами, не пускали в ход кулаки за пределами спортивных залов. А сегодня в Госдуму поступают законопроекты, называющие владение боевыми навыками отягчающим обстоятельством в случае драки: если боксер отлупит программиста, он будет наказан строже другого программиста, отлупившего коллегу.

Для тех же, кто все-таки хочет собственноручно разбивать мещанский уют сытого общества, существует возможность делать это с гораздо большим удовольствием и большими жертвами, используя модификаторы кулаков.

Самый доступный и скучный вариант — это тактические перчатки, внешне очень похожие на обычные кожаные, но в область костяшек и ударной части пальцев в них вшита стальная дробь. Удар в таких перчатках получается разрушительнее, а руки остаются целыми.

Дальше идет кастет, в российском Уголовном кодексе его классифицируют как холодное оружие, запрещенное к распространению и хранению. Тем не менее это относительно безобидный апгрейд кулаков. Для людей с более тонким вкусом есть тычковые ножи, зажимаемые между пальцами, которые несравнимо опаснее кастета, но их можно купить в любом переходе.

Из экзотики — напоминающее лапу Росомахи японское оружие тэкко-наги.

Или китайские «оленьи рога» — два изогнутых полумесяцем и пересекающихся лезвия.

Интересно, что иногда кулак остается кулаком со всем своим боевым арсеналом, даже если никого не бить — стоит только потрясти им, и оппоненту станет ясно: ему угрожают.

Кулаком можно постучать в дверь. Можно бахнуть по столу для демонстрации своих намерений. И всё же ударно-стучательные действия далеко не единственная область применения современным человеком данного нам природой инструмента.

Кулаком утирают слезы — и это самая яркая картина бессилия, тотального поражения. В кулак кашляют. На кулак можно наматывать сопли — видимо, потому, что их, как нить, сподручней накручивать на что-то круглое, как на клубок.

Кулак используется для счета. У китайцев он равен либо 0, либо 10, у японцев — 5. А в английской культуре это точка старта: поднимаемые пальцы из сжатого кулака начинают отсчет: 1, 2, 3…

Вознесенный вверх кулак — жест триумфатора, люди трясут им, часто проговаривая при этом «йес!».

Во времена династии Цин в Китае многие пытались свергнуть правительство и восстановить империю Мин. Иероглиф «мин» (明) переводится как «яркий», его составляют два символа — луна и солнце. Оппозиционеры выдумали тайный метод приветствия, по которому опознавали друг друга: кулак правой руки, упертый в полусогнутую ладонь левой, — дневное светило встречает ночное. В тот раз у фрондеров ничего не вышло, и сегодня это приветствие используется только под крышами школ восточных единоборств.

Более популярен знаменитый fist bump — удар кулаками при встрече. Некоторые культурологи считают, что появился он в XVIII веке на боксерском ринге, когда бойцы перед началом поединка «чокались» перчатками. По другой версии, во время вьетнамской войны так здоровались чернокожие солдаты, адаптировавшие запрещенный в армии жест — поднятый вверх кулак, black power salute. Кто-то утверждает, что впервые нечто подобное случилось на другой спортивной площадке — баскетбольной, зачинщиком был игрок «Балтимор Баллетс» Фред Картер в 1970-х.

Сегодня такой тип приветствия используется на всех материках представителями всех рас.

Во время пандемии вируса h2N1 в 2009 году, более известного как «свиной грипп», декан медицинского университета города Калгари советовал переходить от рукопожатий и «отбивания пятюнь» к ударам кулаками — так риск передачи бактерий значительно снижается.

Последние примеры показывают, что человек остроумно адаптирует кулак к реалиям повседневной жизни, которые, естественно, не исчерпываются одними только ситуациями нападения и защиты. Постараемся теперь ответить на другой вопрос: как давно главный герой нашего очерка обзавелся новыми обязанностями?

Самое яркое воплощение боевой идеи кулака в массовой культуре — пятерка Power Rangers. Каждый из них обладает уникальными навыками и способен сражаться соло, но самого грозного антагониста герои смогут одолеть, только если объединятся в одного большого и сильного рейнджера, то есть если «все пять пальцев сложатся в кулак».

Незадачливые Удивительные Близнецы из сериала Super Friends, чтобы активировать сверхспособности, должны соединить свои кулаки.

Железный Кулак — позабытый супергерой вселенной Marvel, недавно переживший второе рождение благодаря Netflix. Он может концентрировать энергию ци в разных частях своего тела, в том числе в кулаке, благодаря чему его удары наносят врагам катастрофический урон.

В знаковом для жанра манги произведении «Кулак Полярной звезды» герой использует уникальную боевую технику с «отложенным эффектом»: сразу после ударов противник может даже не чувствовать боли, зато в следующее мгновение его внутренние органы свернутся в узел, а череп взорвется.

Фильмы, где кулак играет главную роль, всегда про бойцов — вспомните «Кулак ярости» с Брюсом Ли или «Кулак» со Сталлоне.

Куда больший интерес представляет маргинальный жанр порно — фистинг. Вряд ли авторы таких роликов пытаются возбудить зрителя, их задача — изумить способностью актрис, для которых это, скорее, цирковой трюк, как для участниц секс-шоу в Таиланде. В фистинге примечательно другое: мы наблюдаем, как женское начало поглощает мужской манифестант агрессии и разрушения и обращает его в объект любви. Однако и здесь на лицах участниц не увидеть блаженной улыбки наслаждения — даже во время «плотских утех» кулак доставляет боль и страдания. Кроме того, в фистинге происходит знаковая метаморфоза: кулак становится пенисом. Этой подменой мужчина как бы увеличивает размер и силу своего полового органа.

На ту же роль кулак назначается и во время исполнения жеста fuck you, когда одна согнутая рука поднимается вверх, а другая кладется на сгиб: вот такого хрена выкуси!

Нечто похожее можно увидеть на плакате «We can do it!», на котором запечатлен самый известный женский кулак. Заказчики этого полотна хотели вдохновить работниц американского завода на трудовые подвиги. То есть кулак тут выступает символом общей цели, собранности и крепкой воли.

Художник сделал всё, чтобы женщина на плакате оставалась женственной: на голове у нее яркий платок, фигурно выщипаны брови, аккуратный маникюр. Видимо, перед автором была поставлена задача показать целевой аудитории плаката, что, взявшись за эту работу, девушки всё равно, даже с огромными кулачищами, останутся красивыми и желанными.

А вот в художественной литературе — как в классической, так и в современной — кулаки не вызывают у писателей большого интереса. В девяти случаях из десяти ими стучат по столу, машут, утирают слезы, бьют, а в минуты отчаянья их сжимают. Но нетривиальные изображения кулака всё же встречаются. Чтобы не утомлять читателя многостраничными обзорами всей мировой литературы, ограничимся только русскоязычной беллетристикой.

Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» использует кулак как «маркер» характера Ростова в его диалоге с женой Марьей:

«„Мне нужно, чтобы наши дети не пошли по миру; мне надо устроить наше состояние, пока я жив; вот и всё. Для этого нужен порядок, нужна строгость… Вот что!“ — говорил он, сжимая свой сангвинический кулак».

Через ту же деталь внешности Достоевский в «Поединке» формирует неприязненное отношение читателя к персонажу и иллюстрирует деятельность героя:

«Вы, я вижу, смотрите на мой немытый кулак? — продолжал он, выставляя свой кулак на стол. — Я его не мою и так немытым и отдаю внаем Ламберту для раздробления чужих голов в щекотливых для Ламберта случаях. — И, проговорив это, он вдруг стукнул кулаком об стол с такой силой, что подскочили все тарелки и рюмки».

У Гоголя в «Мертвых душах» Чичиков размышляет, глядя на Собакевича:

«Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! А разогни кулаку один или два пальца, выйдет еще хуже».

Тут кулак не только указывает на принадлежность персонажа к социальному классу, но и подчеркивает грубость, грузность и неизменность его природы.

А вот эпизод из «Шинели»:

«Акакий Акакиевич хотел было уже закричать „караул“, как другой приставил ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову, примолвив: „А вот только крикни!“»

В финале будочник следует за привидением Акакия Акакиевича:

«…а так шел за ним в темноте до тех пор, пока наконец привидение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: „Тебе чего хочется?“ — и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь».

Интересно, что, лишившись самого ценного в своей жизни, главный герой наследует от грабителей кулаки, которые, напитанные отчаянием и неутолимой злобой, зреют, как груши. Но никто их не отведает, отчего те будут становиться только больше, утяжеляя раненую душу Акакия Акакиевича.

Лесков в «Левше» мог бы всего раз показать кулак своего героя, чтобы читатель получил самое полное представление о его непростой жизни:

«А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: „Вот вам тугамент!“»

У Горького кулак становится аллегорией тупости, реакционности, агрессии и стадного повиновения:

«Не давайте ни гроша денег русскому правительству! Оно не имеет связи с народом, миллионы людей уже осудили его на гибель. Оно почти триста лет держало русский народ в диком невежестве, создав из него огромный, глупый, тяжелый кулак, который уже несколько раз поднимался над головами народов Европы в то время, когда они шли к свободе, — поднимался и останавливал их на пути. Этот кулак всё еще висит над вами, вызывая всюду страшное напряжение милитаризма, бессмысленную трату средств на броненосцы и пушки».

Прилепин в «Патологиях», используя всё тот же образ, показывает умирание мужчины, отца:

«Отец сжал кулак, и кулак впервые за шесть лет показался мне маленьким, беспомощным, в стоящих дыбом порыжевших волосках. Рука была бледно-синей… почти бесцветной».

Само слово отлично передает форму и суть предмета, который называет: слышится в нем, круглом и завершенном, лихость и предприимчивость, готовность решить любую проблему в два коротких щелчка, хлестких и неожиданных, как двоечка в боксе — левый-правый. Ку-лак — как в скулу тумак.

Есть несколько версий происхождения этого существительного. Одни исследователи считают его заимствованием из эстонского, где kulak значит ‘удар кулаком’. Другие производят корень от тюркского kol ‘рука’. Согласно третьей гипотезе, слово праславянское, восходит к «куль», «кулек», «кутать» и далее — к праиндоевропейскому kou-l ‘гнуть’, ‘скрючивать’. Вероятно, «кулак» в древнерусском значило ‘мешок’, ‘обертка’, и только по прошествии времени лексема обогатилась современным значением, а позже и еще одним — ‘богатый крестьянин, скупщик’. Сам же кулак встарь назывался словом, образованным от «пясть» ‘рука’.

Если посмотреть на внутреннюю часть кулака, то в чередовании пальцев, уложенных в спираль, можно разглядеть сходство с раковиной наутилуса в разрезе. А если стукнуть кулаком, как молотом, по мягкой глине, останется оттиск архетипического меандра, в котором заключены таинственные изломы самой жизни.

Археологию кулака стоит начинать с поговорок и пословиц.

Кулаком победишь одного, а умом — тысячи.
Для друзей — пироги, для врагов — кулаки.
Дурак не глядит и на кулак.
Железный кулак в бархатной перчатке.
После драки кулаками не машут.
Воду в кулаке не удержишь.
Добро должно быть с кулаками.
Обманули дурака на четыре кулака.
Держать в кулаке кого-то.

Все эти народные сентенции лишний раз подтверждают, что кулак как инструмент приветствия, символ единства и субститут фаллоса — изобретение относительно недавнее.

А значит, современный человек переосмысливает эволюционный инвариант и фольклорное завещание. Не без трудностей, думается, потому что и на лингвистическом, «сочетаемостном» уровне слово «кулак» имеет узкую специализацию: с ним связаны глаголы «стучать», «бить», «грозить», «махать».

Подробный его анализ можно найти во втором издании словаря Даля.

Первое упоминание кулачного боя зафиксировано в источнике, датированном XI веком, но уже со следующего столетия борьбу с «языческим пережитком» начинает церковь. Каждый новый правитель на Руси либо запрещал эту народную забаву, если считал ее вредной и варварской, либо вновь возрождал, как Петр I, «дабы показать удаль русского народа».

С самого детства девочек учат, что они не должны пользоваться кулаками. Стоит юной леди нарушить наказ и подраться, как ее сразу записывают в пацанки.

Так барышни и вырастают, будучи убежденными в том, что красоваться своими кулаками — привилегия мужская. Возможно, именно из-за этого социального императива феминистки поместили кулак на эмблему своего движения.

Самая известная русская женщина, заработавшая себе славу кулаками, боксерша Наталья Рагозина завершила карьеру без единого поражения, выиграв все возможные турниры и награды. При этом она настоящая красавица, снималась в кино и позировала обнаженной для мужских журналов. Родила сына, брала его на все тренировки и соревнования, по-видимому, стала хорошей матерью. Иными словами, Рагозина опровергает тезис, что кулак — атрибут мужской. Но с первым супругом она развелась после того, как тот избил ее до полусмерти из-за ревности.

Другая легенда кровавого спорта, американская дзюдоистка и звезда MMA Ронда Роузи вспоминает:

«В школе, если девочка занимается единоборствами, ее считают дурой, и поэтому я просто смирилась с тем, что слишком „мужикастая“. Я была 16-летней девушкой со стригущим лишаем и с ушами, напоминающими цветную капусту [профессиональная травма борцов — сломанные уши. — С. Т.]. Люди посмеивались над моими руками и называли меня „мисс мэн“. Только позже я осознала: они все идиоты — я прекрасна!»

На знаменитой фотографии Джейн Фонды, сделанной после задержания актрисы по подозрению в перевозке наркотиков (на самом деле — чтобы помешать ее выступлениям против войны во Вьетнаме), она держит поднятый кулак. Сжатая пятерня вместе с уже привычным грузом смыслов сделает ее иконой феминизма.

Кулаком на этой фотографии Фонда не только мобилизует общество для борьбы против милитаристской политики государства, но и призывает женщин не бояться быть собой.

Впервые поднятый кулак в качестве приветствия использовали рабочие Германии в конце XIX века, дав жесту имя Rot Front. Но популяризировали его вместе со слоганом «No pasaran!» испанские коммунисты во время гражданской войны, противопоставив кулак римской открытой ладони, позаимствованной фашистами.

Несмотря на то, что символ перегружен историческими ассоциациями, это не мешает использовать его политическим сообществам с самыми разными повестками. Кулак на знамя поднимали мексиканские левые в 1948-м, а затем американцы, протестующие против войны во Вьетнаме, в 1967-м. Годом позже чернокожие атлеты из США выразили поддержку партии Black Power, стоя на олимпийском пьедестале и подняв кулаки в черных перчатках. Сербские студенты, не согласные с политикой Милошевича, изобразили кулак на своем логотипе. Кулак всколыхнул египтян во время «арабской весны» 2011 года. Кулак объединяет феминисток, бисексуалов и участников движения Occupy Wall Street.

Это одно из самых ранних изображений кулака как символа сплочения вокруг общей цели — 1917 год, Международный профсоюз индустриальных рабочих.

Кулак с небоевыми коннотациями и дальше будет изображаться с внутренней, незащищенной стороны, где виден каждый палец; иногда в руке зажат рабочий инструмент, а на иллюстрации помещен текст.

Плакат Фестиваля профсоюзного кино в Женеве, 2009

Все эти сообщества занимают положение андердога, они представляют меньшинство и борются против порочных, но крепких традиций, против жестокости и несправедливости большинства. Однако нередко для преодоления политических разногласий кулаки используют и по прямому, предписанному природой назначению.

Надавать тумаков политическим оппонентам любят повсюду — от Перу до Японии, а в Турции парламентские схватки доходят до смертоубийства. Но самые известные сражения такого рода разворачиваются в Тайване, для них даже придумали специальный термин — «законодательное побоище». В 1995 году парламент острова получил Шнобелевскую премию мира «за наглядную демонстрацию того, что взаимными пинками и подзатыльниками политики могут достичь большего, чем развязыванием войн против других стран».

Одним из самых известных случаев использования кулака в истории мировой дипломатии стало выступление Никиты Хрущева на сессии 15-й Генеральной ассамблеи ООН в 1960 году. Согласно фольклорной версии, советский лидер стучал по пюпитру своим ботинком. Есть даже фотография, на которой запечатлен грозный замах генсека, фестончатая туфля, нависшая над судьбами недружественных держав. Однако этот снимок — монтаж, в чем легко убедиться, посмотрев на оригинальное фото. Большинство же свидетелей утверждает, что ботинком Хрущев лишь махал, а стучал — кулаком, чтобы прервать порочащую СССР речь филиппинского посла и привлечь внимание председателя Генассамблеи. Да и выражение «кузькина мать» — чем не идиоматическая иллюстрация грозящего Западу кулака?

Кулак грозен — но и уязвим. Пробовали когда-нибудь со всей силы ударить им по твердому предмету — человеческому лбу, например? В такие моменты кажется, что больше страдает не тот, кого бьют, а сам агрессор, и боксерские перчатки призваны защищать не лицо соперника, а кулаки бойца.

После драки кисти опухают и ноют, ничего не стоит вывихнуть суставы. Единственная болезнь кулака называется «перелом боксера»: если неправильно нанести удар, может хрустнуть пястная кость (как правило — пятая, то есть ведущая к мизинцу), она как бы проваливается внутрь. У профессиональных бойцов подобная травма случается редко, потому второе название недуга — «перелом скандалиста». Функциональность кисти при этом практически не страдает, кости срастаются быстро, осложнений почти не бывает. Как будто сама природа помогает человеку поскорее вернуть его оружие.

Но есть болезни, которые опосредованно влияют на нашу способность складывать кулак. Они связаны с воспалением суставов — артрит, ревматизм и артроз. Во время обострений сжать кулак становится практически невыполнимой задачей. Человек при этом теряет возможность не только побить соседа, но даже взять в руки сумку, ухватить расческу или написать карандашом стих.

Если биологи правы и сжатые особым образом пальцы действительно представляют собой орудие войны, это означает, что мы сумели преодолеть уготованную нам судьбу драчунов, нашли кулаку множество новых применений и открыли множество новых связанных с ним смыслов. В будущем исследователи могут попытаться проследить, как менялось отношение к кулаку: в какой момент наши предки сорвали с него офицерские погоны и задействовали его в играх, в сексе, перевели в абстрактную плоскость, где он превратился в символ единства, — и в этой динамике попробовать угадать, какие возможности своего эволюционного сокровища человеку еще предстоит открыть.

Может ли кулак принести в нашу жизнь мир, партнерство и любовь? Характеризует ли как-то человека его отношение к способностям своего кулака? Есть ли общества, в которых одна сфера применения кулака превалирует над другой? И стоит ли ограничивать функциональность кулака и сводить его миссию к какой-то одной задаче? Не исключено, что, только используя всё многообразие возможностей, человек и будет следовать замыслу природы и найдет кулаку новые области применения.

Присоединиться к клубу

Словарь жестов – Власть – Коммерсантъ

       Однажды американский президент Ричард Никсон попал в неприятную историю. Выступая с речью в Бразилии, он по привычке вскинул вверх руку с соединенными кольцом большим и указательным пальцами. Для него, как и для любого американца, этот жест означал «о`кей». А для бразильцев — как скоро выяснилось — сексуальное оскорбление.

       Лишь очень немногие жесты имеют универсальное значение. В основном это непроизвольные жесты, которые отражают наши эмоции и не только являются общими для всех людей, но и объединяют нас с приматами. Например, гориллы, как и люди, закрывают лицо руками, когда расстраиваются, бьют себя в грудь, чтобы продемонстрировать свою уверенность, и всплескивают руками, когда сильно волнуются. Практически во всех культурах человек, который пожимает плечами, демонстрирует неуверенность, безразличие или пренебрежение, а тот, кто зажимает нос рукой, сообщает о неприятном запахе. Поклон (головой или корпусом) является универсальным для всех культур выражением почтения. Однако наряду с универсальными жестами, безошибочно прочитываемыми представителями большинства культур, существует множество жестов, которые в разных культурах имеют совершенно различный (иногда — прямо противоположный) смысл. А сходные значения, наоборот, передаются разными жестами.
       Трудности понимания языка жестов хорошо иллюстрирует один детский анекдот. Встречаются ковбой и индеец. Индеец тычет в лицо ковбоя указательным пальцем, а тот в него — двумя. На что индеец складывает руки домиком, а ковбой в ответ рисует в воздухе рукой волнистую линию. Вернувшись домой, оба пересказывают состоявшийся диалог. Ковбой: «Я только что встретил очень воинственного индейца. Он говорит: ‘Я тебе глаз выколю’. А я ему отвечаю: ‘А я тебе — оба’. Он мне: ‘Я тебя закопаю’. А я ему: ‘Я тебя утоплю'». А индеец пересказывает диалог следующим образом: «Я только что встретил сумасшедшего ковбоя. Я его спрашиваю: ‘Ты кто?’ Он отвечает: ‘Козел’. Я спрашиваю: ‘Горный?’ А он отвечает: ‘Нет, водоплавающий'».
       Неправильное понимание жестов, свойственных представителям других культур, часто приводит к недоразумениям, обидам и даже конфликтам. Вот как в одних и тех же случаях жестикулируют разные народы.
       
Указание
Анатолий Лукьянов по-китайски наносит сексуальное оскорбление Александру Невзорову. Тот в ответ выполняет непроизвольный жест недоумения
       Первый осмысленный жест, которому обучается младенец, еще не умеющий ни ходить, ни говорить,— это указание. Вытягивая руку в направлении заинтересовавшего его предмета, он сообщает взрослому: «Хочу это». А взрослый, прочитывая смысл жеста, протягивает ему игрушку или бутылоч

Что говорит о характере манера сжимать пальцы в кулак? | Фэн-шуй и непознанное

Предлагаем вашему вниманию пройти несложный тест. Не задумываясь, быстро сложите пальцы в кулак так, как вы привыкли это делать. Присмотритесь повнимательнее к положению большого пальца. Оно поведает о скрытых чертах вашего характера:

1. Вы сжали пальцы в кулак, при этом большой палец плотно прижат к указательному.

‘ + ‘ ‘ + ‘ Что говорит о характере манера сжимать пальцы в кулак?Фото: pixabay.com

Это свидетельствует о том, что по своей природе вы являетесь альтруистом. У вас есть склонность к тому, чтобы оказывать помощь тем, кто вас о ней просит, даже если при этом вы будете испытывать некоторое неудобство.

Вас отличает тяга к знаниям, новым впечатлениям. Вы очень энергичный человек. Часто бываете нетерпеливы. Вы относитесь к категории авантюристов и смельчаков. Окружающие даже не догадываются о том, что порой и вам нужна их помощь и участие. Больше всего вы стремитесь к признанию и принятию людьми. Часто судьба вас сталкивает с теми, кто хочет воспользоваться вашей доброй натурой в своих целях.

Вы обладаете сильным внутренним стержнем, который помогает вам выстоять в любой трудной жизненной ситуации. Это чувствуют окружающие и тянутся к вам в поисках защиты и поддержки.

2. Вы сжали пальцы в кулак, при этом накрыли их большим пальцем сверху. Что говорит о характере манера сжимать пальцы в кулак?Фото: pixabay.com

Это характерно делать креативным личностям, так называемым творческим натурам. Вы отличаетесь общительностью, привлекательностью, обаянием, притягивающим к вам других людей. Вы любимы друзьями, потому что в вас видят искреннего человека, обладающего острым умом. Вас отличает уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства. Ваше усердие и проворство делают вас лидером в любой компании.

По своей натуре вы являетесь отличным руководителем. Вам присуще деловое чутье. Иногда принятию смелых решений препятствует ваш страх оказаться не на высоте и потерпеть поражение. Вы тяжело воспринимаете неудачи, считая их ударом по своему самолюбию.

Вы относитесь к людям, зависимым от чужого мнения. Это может осложнять жизнь. Вам жизненно необходимы похвалы и одобрительные отзывы окружающих. Без признания другими ваших талантов и заслуг вас начинают одолевать сомнения в своих силах. Одобрение для вас является сильной мотивацией.

Вас окружает много завистников, которым тяжело мириться с вашими успехами. Поэтому вы часто слышите неодобрительные слова в свою сторону. Не стоит к ним прислушиваться, чтобы не потерять веру в себя.

3. Вы сжали пальцы в кулак, при этом большой палец оказался внутри, под ними. Что говорит о характере манера сжимать пальцы в кулак?Фото: pixabay.com

Так делают очень обаятельные натуры. Вас отличает остроумие и красноречие, но проявлять их перед посторонними вы не решаетесь. Проблема состоит в том, что вы чрезвычайно стеснительны, застенчивы, неуверенны в себе. Именно стеснение является причиной, мешающей раскрываться перед людьми вашим лучшим качествам.

Окружающим вы кажетесь молчуном, избегающим общения и шумных компаний. Вы не молчун, просто когда попадаете в окружение посторонних для вас людей, над вами берет верх ваша застенчивость. С близкими вы более открыты и красноречивы.

Вам присуща вдумчивость, педантичность, требовательность к себе, склонность к самокритике и излишняя впечатлительность. Вы стремитесь к состоянию внутренней гармонии, отличаетесь проницательностью. Ваши близкие ценят вас за атмосферу комфорта и спокойствия, которую вы создаете своим присутствием.

Вы склонны к депрессиям. Нередко печалитесь из-за того, что вас одолевают мысли о том, что людям с вами трудно, что у вас плохо получается строить отношения и вливаться в компанию. Однако присущие вам приветливость и доброжелательность, которые вы порой стесняетесь показать окружающим, могут вам помочь в налаживании отношений с людьми.

Привычка сжимать пальцы в кулак может многое поведать о человеке окружающим. Достаточно проявить наблюдательность для определения характера находящегося перед вами человека — застенчив он или уверен в себе, творческая личность или авантюрист.

Сжатые кулаки. Язык политических телодвижений

Сжатые кулаки

Как известно, в состоянии гнева, злобы, или ярости наши пальцы сжимаются в кулаки сами собой. Есть еще выражение: «потрясать кулаками», то есть угрожать. И даже в тех случаях, когда говорится, что «после драки кулаками не машут», сжатые кулаки (если кто-то продолжает ими махать) подразумевают озлобленность и гнев.

Жест этот очень подлый, ибо человек, который сжимает руки в кулаки, как правило, не отдает себе в этом отчета. Конечно, вы не спутаете его с теми редкими случаями, когда кулаком грозят совершенно осознанно (как еще иногда грозят пальцем, это и образное выражение, и буквальный жест). И часто получается так, что лицо или речь человека выражают все признаки благодушия и дипломатичности, в то время как пальцы его сжимаются в кулаки. Это вам знак: ситуация не столь конструктивна, как может показаться.

Впрочем, наблюдая за людьми и изучая фотохроники, я обнаружил, что все-таки наиболее часто сжатые кулаки соответствуют духу момента, то есть пальцы сжимаются в кулак именно тогда, когда человек говорит что-то резкое, гневное, возмущённое и угрожающее.

Жест этот, конечно, малоприемлем для политических выступлений и деловых переговоров, так как агрессия ничего другого кроме встречной агрессии не вызывает. С другой стороны, вероятно, все же лучше махать кулаками, – для конгруэнтности, как говорят психологи, или, проще говоря, для того, чтобы жесты соответствовали тону и содержанию речи. Иначе получится как у родителей, которые вроде бы строжатся, – хмурят брови, или грозят пальцем, – а дети только хихикают, ибо хорошо видят, что на самом деле угроза напускная и неискренняя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Сожмите руку в кулак — и мы расскажем 1 важный секрет вашей личности

Проверьте, если не страшно

То, как вы держите кулак, может сказать многое о вашей личности, сообщает Meaww. Сам способ сжимания руки говорит о том, каков ваш характер, какое у вас отношение к жизни и как вы реагируете на разные жизненные ситуации.

Разумеется, есть и исключения из правил. А мы предлагаем вам сжать свой кулак и проверить, совпадает ли наше описание с вашим видением самого себя.

Тип 1.

Если вы держите кулак таким образом, это означает, что вы довольно чувствительный и нежный человек (обратите внимание на то, что большой палец лежит параллельно другим четырьмя пальцами). Вы сострадательный и внимательный человек. Такой тип людей обычно обращает внимание на чужие эмоции и действует исходя из этого.

Вы стратег, способны организовывать свою работу. Слегка нетерпеливы, если это касается чего-то желаемого. Однако вам стоит быть осторожными с людьми, поскольку они могут воспользоваться вами, а вы в виду своего характера не будете с этим бороться.

Тип 2.

Если вы держите кулак таким образом, это означает, что ваш талант, обаяние и харизма говорят о вас больше, чем вы думали. Вы готовы действовать мгновенно. Большой палец накрывает остальные четыре пальца – это говорит о большой эмоциональности, которую вы не способны сдерживать. Вы всегда говорите то, что чувствуете и не скрываете этого.

Вы амбициозный человек, у которого есть своя амбициозная цель, к которой вы стремитесь. Ваши мечты – это единственное, что вы прячете от других людей. Вы сосредотачиваетесь на том, чего хотите от жизни и самостоятельно над этим работаете. Однако то, что идет против вас – это осуждение других людей. Они смотрят на вас иначе. Помните, что это не ваша проблема, а их.

Тип 3.

Если вы держите кулак таким образом, это прямо указывает на интроверсию. Большой палец прячется за остальными пальцами, так же как вы скрываете от других свои мысли.

Вам нравится находиться в компании с самим собой и с избранными людьми. Вы очень не любите драму и вас раздражает глупость других людей.

Вы хотите, чтобы в жизни вас окружали именно те люди, с которыми вы можете открыто и содержательно поговорить. Вы любите проводить время с людьми, но после этого вам необходимо личное пространство.

Вас раздражает, когда другие люди вторгаются в ваше личное пространство без вашего согласия. Вы стараетесь не причинять другим вреда, и если есть то, что вас успокаивает – это ваш собственный мир.

P.S. Вы уже проверили? Действительно ли описание совпадает с тем, как вы держите кулак?

 

Источник

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

О чем говорят жесты рук


О чем расскажут жесты рукРуки многое могут рассказать о человеке. Рукой мы почесываем в затылке и потираем подбородок, можем держать руки за спиной или скрестить их на груди. Это самые типичные движения, свойственные любому из нас. Мы часто совершаем их бессознательно, но они многое говорят о наших личных качествах, чертах характера и желаниях. Вот анализ некоторых из них.

Протянутая рука. Во многих странах типичной формой приветствия знакомого человека является рукопожатие. В западной культуре этот жест используется также на переговорах, когда, наконец, бывает достигнуто соглашение или подписывается контракт. Но тем не менее европейцам свойственно держать дистанцию в отношениях друг с другом, поэтому, даже пожимая руку другому человеку, они держатся от него на некотором расстоянии. В странах, где между членами семьи мужского пола не принято обниматься или целоваться, можно часто увидеть, как братья или отец с сыном приветствуют друг друга пожатием руки. Участие рук в ритуале приветствия — обычай, пришедший из далекой древности, так как с незапамятных времен люди показывали открытые ладони в знак того, что они не вооружены, а также проявляя дружественные и честные намерения. Римляне, к примеру, прикладывали руку к груди, а североамериканские индейцы поднимали руки вверх. В наше время берберы, например, прощаясь, подают руку, а потом прикладывают ее к груди, словно говоря, что уходящий человек остается у них в сердце.
Само по себе рукопожатие несет немало информации. Если оно у человека крепкое, то это указывает на его твердые намерения или сильный характер, в то время как вялое или слабое рукопожатие говорит об обратном. Тем не менее следует иметь в виду, что люди, для которых кисти рук являются орудием труда, — скажем, музыканты или хирурги, — могут пожать вам руку бережно и с осторожностью. Поэтому никогда не следует делать поспешные выводы.

Сцепленные за спиной руки. Многие люди ходят, заложив руки за спину. Такая поза очень характерна для политиков и вообще для людей, занимающих ответственные посты. Если человек заложил руки за спину, перехватив одну другой, это говорит о том, что он, видимо, ощущает некоторое превосходство над остальными, а также что он уверен в себе, своей жизненной позиции и в своем особом положении в обществе. Этот жест выражает высокое доверие к собеседнику: очевидно, что тело человека с заведенными назад руками открыто и уязвимо, а стало быть, он чувствует себя в безопасности и не ожидает никакого нападения. Как правило, в подобном случае он стоит или ходит с поднятой головой, слегка выпятив грудь. Однако если одной из заложенных за спину рук человек держит другую руку не за пальцы, а за запястье либо еще выше, ближе к локтю, то это уже является признаком фрустрации, говорит об отсутствии у него контроля над ситуацией или о попытке как-то приободрить себя. Чем сильнее сжимает одна рука кисть или локоть другой руки, тем выше внутреннее напряжение человека и тем больше степень его неуверенности в себе; чем большую робость ощущает человек, тем дальше его руки заведены за спину. Но в обычной ситуации он принимает такую позу, когда стоит или ходит, при этом он часто почесывает в затылке, то и дело поправляет галстук или ворот рубашки. Речь здесь, как правило, идет о плохом настроении человека. Убирая руки из поля зрения своего собеседника, человек пытается скрыть состояние озабоченности, стресса, душевное волнение или фрустрацию.

Руки, скрещенные на груди. Сложенные на груди руки обычно указывают на то, что индивидуум чем-то обеспокоен или погружен в собственные мысли. Руки в таком положении могут являться также своего рода защитным барьером, который мы бессознательно ставим, чтобы никто и ничто не могло проникнуть в наше сердце. Исследования в области человеческого поведения показывают: если женщина сидит, скрестив руки на груди, это означает, что находящийся рядом субъект ей совсем не симпатичен.

Руки, опущенные вдоль тела. Если при опущенных вдоль тела руках стоящий или сидящий человек держит спину прямо, это свидетельствует о том, что он спокоен и уверен в себе. Тем не менее, когда у него не только опущены руки, но и поникли плечи, это может быть признаком огорчения, скуки или депрессии.

Поднятые руки. Это типичный жест одержавших победу спортсменов. Однако в зависимости от обстоятельств он может иметь и другие значения. Например, жертва поднимет вверх руки, как бы говоря «сдаюсь!», если ей угрожают пистолетом или каким-то другим оружием. Поднятые вверх, но одновременно разведенные в стороны руки могут истолковываться также как распростертое объятие и восприниматься как знак приветствия или расположения к собеседнику. Размахивающего руками человека лучше видно на расстоянии. Так что если мы хотим привлечь чье-то внимание, попросить кого-то о помощи или просто поприветствовать, то тоже поднимем одну или обе руки.

Руки, стискивающие одна другую. Этот жест, производимый собеседником во время разговора, может означать его скрытое напряжение или ярость. Вероятно, он пребывает в состоянии крайнего раздражения и делает над собой усилие, чтобы не взорваться. Если при этом человек сидит, то, возможно, он еще и скрестит ноги под стулом.

Руки, сжатые в кулаки. Этот жест выражает ярость или угрозу. В подобной ситуации весьма уместно присмотреться, не побелели ли у собеседника костяшки пальцев. Важно также обратить внимание на то, где именно держит он сжатые в кулаки руки: если человек при этом сидит, то, возможно, он положит их на стол; если стоит, то, вероятнее всего, опустит достаточно низко. Согласно результатам последних исследований, высота, на которой человек держит сжатые кисти рук, имеет прямую связь со степенью его фрустрации: чем выше находится кулак, тем острее неприязнь к собеседнику.
Относительно сжатых кулаков исследователи пришли и к другим неожиданным выводам. Так, например, обнаружили, что женщины очень редко прибегают к этому жесту во время разговора, из чего следует, что, по крайней мере, в качестве бессознательного действия он более свойственен мужчинам. Кроме того, выяснилось, что люди, сидящие на деловых встречах, сжав руки, редко заключают выгодные сделки, потому что их потенциальные компаньоны не всегда хотят заниматься бизнесом с теми, кто не держит на виду открытых ладоней: на подсознательном уровне это воспринимается как отсутствие порядочности или нечестность.

Заламывание рук. Трактовка данного телесного знака сходна с той, которая дается рукам, сжатым в кулаки. Заламывание рук обычно указывает на то, что человек пребывает в состоянии напряжения и тревоги, беспокойно ждет чего-то и ощущает надвигающуюся опасность. Постукивание пальцами или костяшками пальцев по столу.
Этот жест, как правило, тоже является признаком стресса, фрустрации или тревоги. Он может также указывать на скуку или подозрительное отношение к словам собеседника. Часто этот жест выражает нетерпение человека, желающего сменить тему разговора, а то и вообще поскорее закончить общение.

Руки, сложенные как при молитве. Человек, который использует этот жест, всеми силами старается убедить в чем-то своего собеседника или же хочет особо подчеркнуть что-то весьма важное в своей речи.

Потирать ладони рук. Этот жест является очевидным признаком удовлетворения тем, что уже произошло или должно произойти. Здесь бывает важна интенсивность, с которой производится само действие, потому что от этого зависит трактовка намерений человека, потирающего руки. Например, когда торговому агенту на самом деле небезразлично удовлетворение запросов клиента, в разговоре с ним он станет потирать руки быстро и энергично; если же он просто старается «подсластить пилюлю», то его движения будут более медлительными.

Подпирать рукой щеку или подбородок. Такое движение говорит о том, что собеседник анализирует все «за» и «против» и пытается сформулировать собственное мнение по обсуждаемому вопросу. Это классическая поза, в которой сидит «Мыслитель» французского скульптора Родена.

Трогать нос, потирать или поглаживать его. Подобные действия человека являются явным признаком его неуверенности в себе. Он чувствует себя неуютно в окружающей его обстановке и, кроме того, настроен негативно по отношению к происходящему. Если этот жест производит говорящий что-то человек, есть вероятность, что он пытается обмануть собеседника, хотя подтверждение догадке необходимо искать в других телесных знаках. Может и так случиться, что у человека просто зачесался нос. Как правило, тот, кто говорит неправду, не только прикасается к носу или потирает его, но и избегает встречаться глазами с собеседником, пытаясь дистанцироваться от него или опасаясь оказаться с ним лицом к лицу.
Если в ответ на слишком энергичные уговоры ретивого продавца человек потирает свой нос, это чаще всего означает его скептическое отношение к услышанному.

Потирать ухо или касаться мочки уха. Подобные действия человек совершает, когда обсуждаемая тема не слишком волнует его и он либо не желает вникать в нее, либо хочет забыть услышанное. Но иногда в такой деликатной форме он намекает, что ему есть что сказать и что он только и ждет удобного момента, чтобы включиться в разговор. Доказано, что за минуту человек может произнести около семисот слов, так что когда людям приходится долго ждать своей очереди, они часто прибегают к этому жесту, а иногда даже поднимают руку, изъявляя таким образом желание вставить свое слово.

Почесывать различные части тела. Это может быть признаком того, что человек лжет или что-то скрывает, а также означать сомнения или неуверенность в себе. Хотя, не исключена возможность, что у него и впрямь где-то зачесалось!
Почесывать шею сбоку одним или двумя пальцами. Если подобные действия совершает говорящий, можно не сомневаться, что он неискренен или не слишком уверен в правоте своих слов. Этот жест бывает характерен для оратора, который на публичном выступлении произносит речь, написанную кем-то другим. В свою очередь, если шею почесывает слушатель, возможно, он подозревает другого человека во лжи или же еще не сформировал определенного отношения к услышанному. По результатам некоторых исследований, в подобных ситуациях человек повторяет этот жест в среднем пятикратно.

Тереть или опускать глаза и недоверчиво приподнимать брови. Это типичные жесты, свидетельствующие о неискренности и возможном обмане. Человек опускает глаза, чтобы избежать визуального контакта и не выдать себя. Тем не менее, если ваш собеседник просто потер глаз, не отводя взгляда, то это, как правило, означает просто сомнение.

Ослабить ворот рубашки. Этот жест указывает на то, что человек испытывает раздражение и крайнюю степень фрустрации. Он может также свидетельствовать о том, что говорящий сообщает неправду. У некоторых людей, когда они лгут, начинается что-то вроде зуда в области шеи и на лице, и, чтобы избавиться от этого ощущения, они делают попытку ослабить контакт с одеждой, оттягивая воротник. Наблюдая у кого-нибудь подобные жесты, следует учитывать температуру в помещении и прочие факторы такого же рода, потому что очень часто человек ослабляет ворот рубашки просто оттого, что ему жарко.

Приложить руку к груди. Многие люди прибегают к этому жесту, когда чувствуют недоверие со стороны собеседника и необходимость доказывать собственное чистосердечие и порядочность. В таких случаях они инстинктивно подносят руку к сердцу, чтобы подчеркнуть искренность своих слов.

Направлять указательный палец на человека или на группу людей. Это командный жест, являющийся проявлением авторитарности. Согласно правилам хорошего тона использовать его не следует, за исключением тех случаев, когда нужно указать собеседнику направление движения и взгляда. Люди довольно часто прибегают к этому жесту в перепалках, например, при дорожно-транспортном происшествии, когда два водителя спорят, кто прав, кто виноват. Пальцем тыкают также, отчитывая детей. Возможно, именно поэтому многие из нас чувствуют себя не в своей тарелке, когда чей-то палец указывает в нашу сторону: подсознательно мы ощущаем себя в роли провинившегося ребенка, а для взрослого человека это довольно унизительно.

Держать руки в карманах. Эта поза больше свойственна мужчинам и часто говорит о состоянии некоторой нервозности, в которой находится субъект, а также о том, что ему необходимо как-то разрядиться.

Стоять подбоченясь. Про эту позу еще говорят — «упереть руки в боки». Она отражает состояние некоторой агрессивности человека и передает его определенную угрозу окружающим. Она показывает, что человек готов к действию, особенно в ситуации, в которой он чувствует себя неуютно. Женщинам свойственно стоять подбоченясь, делая таким образом акцент на формах собственного тела: в подобном случае поза приобретает подчеркнуто чувственный характер.

Так же, существуют нюансы, зачастую ускользающие от внимания неподготовленного человека, которые тем не менее были выявлены исследователями в результате наблюдения за множеством людей. Так, говоря о будущем, человек жестикулирует обычно правой рукой; а если в отдельных случаях он использует левую руку, то его движения направлены в правую сторону. По всей очевидности, будущее ассоциируется у людей с направлением движения направо или вперед. И наоборот, когда люди говорят о прошлом, нетрудно заметить, что они указывают налево или назад. В то же время, если речь идет о происходящем в настоящий момент, жесты человека ориентированы на то, что находится прямо перед ним. Скорость жестикуляции тут значения не имеет, однако может рассказать многое относительно степени возбуждения, удовлетворенности или скованности человека в ходе беседы.

Приведенный выше список далеко не исчерпывающий. Есть множество других распространенных жестов, однако невозможно учесть все движения рук и комбинации с их участием.

Каждый раз, когда человек сознательно или инстинктивно сопровождает свои слова каким-либо жестом, он тем самым передает параллельное послание, которое иногда совпадает по смыслу с тем, что он выразил словами, а иногда нет. Когда мы оказываемся перед необходимостью разобраться в происходящем, вынести суждение о ком-то или успешно решить определенную задачу, умение истолковывать смысл наиболее распространенных телодвижений приобретает исключительную важность.

     Читайте также:

Жест по локоть — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Жест по локоть или Полруки, во Франции известный как Рука чести (фр. Bras d’honneur) — общеизвестный оскорбительный жест, выражающий отказ кому-либо в просьбе. Заключается в сгибании в локте правой руки примерно на 90-135°, при котором левая кисть кладётся на локтевой сгиб правой, а правая рука быстро сгибается, или наоборот[1]. Во многих странах подобный жест используется как символ грубого отказа и прямого оскорбления. Синонимичен среднему пальцу по значению как фаллический символ.

Жест был известен ещё в античности. В 121 г. до н. э. этот жест, которым ликтор Антиллий оскорбил в народном собрании сторонников Гая Гракха, послужил причиной убийства ликтора, а последнее в свою очередь — поводом для вооружённого столкновения, в котором погиб Гракх[2].

Фигурка португальского народного персонажа Зе Повинью, демонстрирующего жест
  • В Польше этот жест называется жестом Козакевича (польск. gest Kozakiewicza) в честь польского прыгуна с шестом Владислава Козакевича, чемпиона Олимпиады 1980 года в Москве. После своего победного прыжка Козакевич показал подобный жест зрителям, которые постоянно его освистывали. Поляка хотели лишить медали, однако польская делегация убедила советских организаторов в том, что Козакевич никого не хотел оскорбить, а руку согнул непроизвольно из-за мышечного спазма[3][4].
  • В Хорватии этот жест носит название Боснийский герб (хорв. Bosanski grb), поскольку именно изображение согнутой в локте руки с мечом было гербом Боснии во времена существования Австро-Венгрии.
  • В Италии жест называется Зонтик (итал. Gesto dell’ombrello), его самое известное упоминание — появление его в фильме Федерико Феллини «Маменькины сынки». Герой Альберто Сорди показывает группе рабочих сначала собственный язык, а потом и жест по локоть.
  • В Колумбии этот жест носит название «ходете» (исп. jódete) или «фриегате» (исп. friégate).
  • В Португалии смысл подобного жеста под названием «мангито» (порт. manguito) неоднозначный: с одной стороны, это откровенное оскорбление; с другой стороны, это фирменный жест одного из символов Португалии — Зе Повинью.
  • В Мексике жест по локоть равноценен оскорблению матери.
  1. ↑ «…Хрен им, а не моя голова! — согнул левую руку в локте и рубанул по ней правой ладонью он.» Андрей Яхонтов. Хрен // Теория глупости, или Учебник жизни для дураков – 2. — М.: МИК, 2002. — 744 с. — 3400 экз. — ISBN 5-87902-016-9.
  2. ↑ Консул принес жертву богам, и один из его ликторов, по имени Квинт Антиллий, держа внутренности жертвенного животного, сказал тем, кто окружал Фульвия: «Ну, вы, негодяи, посторонитесь, дайте дорогу честным гражданам!» Некоторые добавляют, что при этих словах он обнажил руку по плечо и сделал оскорбительный жест. Так это было или иначе, но Антиллий тут же упал мертвый, пронзенный длинными палочками для письма, как сообщают — нарочито для такой цели приготовленными (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Тиберий и Гай Гракхи)
  3. Александр Кочетков, Андрей Симоненко, Оксана Тонкачеева. newizv.ru «Весёлые старты. Как спортсмены влипали в олимпийскую историю» (неопр.) (1 августа 2008 года). Дата обращения 17 марта 2013.
  4. Christian Tugnoli. sportvintage.it «Gest Kozakiewicza» (итал.). Дата обращения 17 марта 2013. Архивировано 8 апреля 2013 года.