Русские игрушки — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Русские игрушки — собирательное название продукции русских народных промыслов, представленных игрушками.
Имеют современную историю и первоначально, видимо, имели связь с первобытной магией. Эти представления закрепились в русском фольклоре — образ волшебных (магических) кукол присутствует в обрядах (Дщери Иродовы), а также в сказках (Терешечка, Василиса Прекрасная).
Как товарный народный промысел производство руссалужская, Московская, Орловская, Тульская область) и Поволжья (Кировская, Нижегородская, Саратовская, Пензенская область).
Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская игрушка) и дерева (матрёшка, Мазыкская игрушка, Птица счастья). Они часто изображали людей (мужик, барыня, солдат), животных (петушок или курочка, уточка, кукушка, баран, козёл, коник или лошадка, олень, медведь) или волшебных существ (алконост). Иногда они выполняли функцию музыкального инструмента (свистулька). Игрушки расписывались темперными красками: красными, жёлтыми, зелёными, синими. Значительные части игрушки могли оставаться незакрашенными.
Глиняные[править | править код]
- Абашевская игрушка — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.
- Дымковская игрушка — русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла.
- Жбанниковская игрушка возникла в начале XX века в деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и других Городецкого района Нижегородской области.
- Каргопольская игрушка — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.
- Кожлянская игрушка — русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село Кожля, Курчатовского района, Курской области.
- Романовская игрушка — русская глиняная игрушка-свистулька родом из села Романово на территории Липецкой области.
- Старооскольская глиняная игрушка — художественный промысел в Старооскольском районе Белгородской области. Известен с начала XVIII века.
- Филимоновская игрушка — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов, филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным[источник не указан 1684 дня] — около тысячи лет.
Деревянные[править | править код]
- Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. В последнее время темы росписи сувенирных матрешек не ограничены, встречаются как куклы, расписанные под сказочных персонажей, так и в виде карикатур на известных политиков. Хотя матрешку принято считать оригинальной русской игрушкой, появилась она сравнительно недавно, в 1891 году в Абрамцеве
- Кулешов А. Г. Русская глиняная игрушка как вид народного творчества: Истоки и типология. — М., 2012. — 182 с. — ISBN 978-5-86132-125-9.
- Лаврова, С. Русские игрушки, игры, забавы. — М.: Белый город, 2007. — 47 с.
Русские народные игрушки — Щи.ру
Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.
Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.
Основные игрушки русского народного промысла:
Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.
Подробнее >>
Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.
Подробнее >>
Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции. Главный материал для игрушек — тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.
Подробнее >>
В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.
Подробнее >>
Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.
Подробнее >>
Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.
Подробнее >>
История русской деревянной игрушки — народных художественных промыслов
2018-03-13 10:48:55 0 2244
На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.
История русской деревянной игрушки
Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.
Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.
Исторические центры производства деревянной игрушки в России
Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.
Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.
Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.
Деревянная игрушка в современном мире
С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.
История возникновения игрушек на Руси
Недавно задумалась: как появились развивающие игрушки и кто первый начал их шить. А потом мне пришла мысль » Как вообще появились игрушки и что известно о их происхождении»?
Приглашаю почитать мою статью, надеюсь, будет интересно 🙂
Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином, который работал один или в содружестве с членами своей семьи в отдаленных, оторванных от торговых центров селах или деревнях.
Издавна содержание игрушек в основном определялось тремя группами образов:
1. Зверей и птиц.
2. Сказок, былин и других произведений народной фантазии.
3. Современность.
Кустарь-крестьянин, первый народный художник-игрушечник, в своей работе использовал природные материалы, которые он мог найти в лесу, на реке, — дерево и глину.
Но игрушки делали ещё и из других материалов: травы (соломы).
Золы (зольная кукла). Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка.Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.
Со временем изготовление игрушек совершенствовалось. Стали делать игрушки из таких материалов как: солома, лён, пряжа, дерева, глины, кости, камня, металла.
Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.
Многие известные компании, занимающиеся игрушкой, начала свою деятельность в 1890-х и 1900-х годах. Британцы начали делать игрушечных солдатиков, а затем игрушечные фермы, зоопарки, ковбоев и индейцев и железные дороги. Во время Второй мировой войны производство игрушек было в упадке. Возрождалась домашняя игрушка.
На картинках русско-народные игрушки. Но когда они были изготовлены я точно не знаю, к сожалению, очень тяжело в интернете найти игрушки старинных времен без подписей на фото. И если честно я была немного разочорованна тем, что не много информации о игрушках.
Напишите свое мнение было ли вам интересно читать эту статью и узнали ли вы что-то новое из нее.
Спасибо всем кто заглянул ко мне на огонек 🙂
Народная деревянная игрушка | Мастерам и мастерицам
Деревянные игрушки — матрешки, фигурки коней и птиц, куклы — известны на Руси с глубокой старины…
Богородская игрушкаДеревянные игрушки делали на Руси еще в глубокой древности, и были времена, когда они считались вовсе не детской забавой — куклами играли боги. К сожалению, о том, какие были игрушки в то далекое время, мы можем лишь догадываться, ведь дерево, хоть и прочный материал, все-таки не вечный.
Лишь начиная с XVII в. письменные источники рассказывают нам, насколько в те времена была распространена деревянная игрушка. Упоминаются, например, в них «человек деревянный с колесы стоячего», «город с солдатами» «одна утка, при ней трое детей»… Лучше всего сохранились игрушки XIX-ХХ вв.
Где же изготавливались деревянные игрушки? Конечно, в местах, богатых лесами. Русский Север – одно из таких мест. Здесь каждый крестьянин, охотник и рыболов владеет топором. Он мог сам себе и дом срубить, и убрать его деревянными украшениями, и наполнить деревянной утварью, необходимой в хозяйстве. А игрушки он мастерил как забаву, между делом.
Фигурки коней и птиц, женщина-кукла – эти образы северорусской игрушки дошли до нас из тех времен, когда им приписывали магическое значение. Они и выглядят так, словно еще несут в себе древнюю магическую силу: кукла не просто баба, скорее, она напоминает деревянного идола; птица выглядит как воплощенный символ весны и жизни; деревянный конь – не заморенная крестьянская коняга, а посланник солнца.
Кукла-панкаПанка. Так называется северная кукла. Она представляет собой обрубок дерева, округлый или граненый, на котором топором намечена голова в форме шара или конуса и туловище в форме конуса или даже куба. Перемычка означает талию, от нее вниз идет широкая юбка. Фигурка не имеет рук вовсе, либо они плотно прижаты к телу.
Лица у таких кукол плоские и напоминают лики идолов. Глаза и рот передаются впадинами, а нос рельефно выделяется. Бывает, что глаза, рот и нос выжигаются раскаленным гвоздем либо наносятся ножом в виде бороздок и ямок. Одежда и кокошник передаются выступом на макушке и несколькими порезками, то есть вырезанными штрихами, едва намечающими горловину платья или полы одежды. Но часто мастер не передает и этих деталей – общая выразительность образа его интересует больше, чем отделка и украшения.
Единственное, что может украшать панку, это выжженный орнамент из кругов, косых крестов, резных квадратов и ромбов. Даже небольшие фигурки выглядят внушительно и торжественно. Ученые видят в панке отголоски древнего культа предков: на Севере, например, существовал обычай ставить перед избой деревянные столбы с резными головами, одетые в настоящую одежду, – памятные изображения хозяина и хозяйки. Такие игрушки выполняются в технике обрубовки топором и называются плотницкими.
Северные коники. У северных коников массивная короткая шея и легкая маленькая головка. Кони грузные, порой даже слишком преувеличенно. Могучее тело опирается на короткие ноги, которые подпирают туловище подобно колоннам. Были еще коники-каталки, их делали вплоть до начала ХХ в. Разновидность каталок – каретки.
Такая фигурка похожа на двухголовое фантастическое существо. Роспись условная: на красно-оранжевом фоне косые кресты, клетки, черные штрихи. На задней стенке каретки рисовали колесо – круг со вписанными в него крестами. Ученые объясняют, что это не что иное, как небесные огненные кони, влекущие солнечный диск.
Образы эти пришли в народное искусство из мифологии. Постепенно их смысл забывался, но народная игрушка из дерева продолжала соблюдать традиции, поэтому устойчивые сочетания коня и солнца, коня и красного цвета еще долго сохранялись в ее оформлении. Со временем они превратились в декоративные детали.
Северные коникиВолжская игрушка. В тех местах, через которые проходили большие торговые пути – дороги и реки, а значит, развивалась торговля, производство игрушек превратилось в самостоятельный художественный промысел. Так, например, было в Поволжье. Здешние мастера по-иному относились к дереву. Они не вырезали игрушки из целого массивного куска. Кукол, например, делали из краешков полена, и они выходили сзади округлыми и плоскими с лицевой стороны. Кареты и экипажи делали из тонких дощечек, сколоченных мелкими гвоздиками.
Такие игрушки назывались «щепной товар». В готовом, но не обработанном виде такие фигурки не слишком красивы, поэтому игрушки принято было окрашивать. Целые деревни занимались только росписью игрушек.
Кукла-женщина. Широкая юбка придает кукле устойчивость. Туловище выполнялось в форме трапеции. Венчала фигуру круглая маленькая головка с высоким кокошником. Тонкая талия придает изящество. Одежда передается в деталях: кофта и цветастая юбка. Узор на ней повторяет простой рисунок крестьянской ткани-набойки. Перед нами не истукан, а довольно точный образ русской крестьянки.
Игрушки Подмосковья
Богородская игрушка. Самая, пожалуй, знаменитая из богородских игрушек – «Кузнецы». Она прославилась во всем мире и стала своеобразным русским символом. Неизвестно, сколько лет этой игрушке. Подвигаешь планки, и мужичок с медведем начинают стучать молоточками по наковальне.
Богородские мастера делали различные движущиеся игрушки, используя нехитрые, но всегда остроумные приспособления: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик, подвешенный под кругом. Так, например, баланс использован в очень известной игрушке «Куры на кругу». Стоит раскачать шарик круговым движением, и куры примутся торопливо клевать нарисованные зерна, причем двигаться они будут в строгой последовательности, по очереди.
В игрушке «Дергун» использована обычная веревка. Чаще такие игрушки изображали сову или медведя. Дернешь за веревочку – и сова взмахивает крыльями, а медведь забавно разводит лапами.
Троице-Сергиевская игрушка. Самым крупным центром производства деревянной игрушки был Троице-Сергиев посад в Подмосковье. Так расположен большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. В XVII в. и монастырь, и окружающий его посад стали крупнейшим центром по производству игрушки. Чаще всего это раскрашенные куклы, иногда довольно большие: дамы и гусары, няни в кокошниках, пляшущие крестьяне, задумчивые пастушки и великое множество солдатиков всех цветов и размеров.
У игрушки-миниатюры, высотой 5-10 см, интересное название – «китайская мелочь». Среди этих крохотулек можно встретить и горожан, и разносчиков с товаром, господ и слуг, турок, амурчиков, клоунов. Игрушки раскрашивались эмалевыми красками. Резьба передает фактуру тканей, их легкость или плотность, складки и оборки платьев, пышность меха, банты, цветы и перья на дамских шляпках, эполеты офицеров.
Северная игрушка изначально делалась не на продажу, а для домашнего пользования. Игрушка же Поволжья и центральных районов России была кустарной, т. е. производилась на продажу отдельными мастерами и целыми артелями. Магическое значение игрушки уже давно забылось.
Теперь игрушка должна была заинтересовать, нравиться людям с самыми разными вкусами. «Южные» игрушки были рассчитаны скорей на детей городских, чем деревенских. Крестьянский ребенок с раннего возраста был полноправным участником трудовой жизни семьи. И игрушки были призваны в первую очередь как можно раньше приобщить его к этой жизни.
Городские же дети гораздо позже включались в трудовую жизнь, дольше опекались взрослыми. Поэтому появился спрос на развлекательные игрушки, зрелищные, яркие и разнообразные.
Сергиево-Посадская матрешкаМатрешка. Эта расписная деревянная игрушка имеет почти столетнюю историю. Пришла из Японии. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России. Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.
Первых матрешек стали выпускать в Троице-Сергиевой лавре.
Сергиево-Посадская матрешка. Формы и роспись первых матрешек отражали разнообразную жизнь русского народа. Девушка в сарафане или полушубке, пастушок со свирелью, бородатый старик, целое семейство, бояре, богатыри, исторические персонажи.
Семеновская матрешка. Платье матрешки убрано травным орнаментом. На фартуке матрешки нарисован пышный букет.
Полховско-Майдановская матрешка. Полховский Майдан Нижегородской области. Яркие краски: зеленая, желтая, синяя, малиновая. Главный элемент росписи – цветок шиповника – символ любви, материнства.
Крутецкая матрешка. Крутецкие матрешки то длинненькие, как шахматные фигурки, а то почти круглые. Платья самых разных фасонов и расцветок, прически – от традиционной косы современных стрижек.
Автор: Екатерина Маракова
Народная игрушка — промысел русской культуры
Здравствуйте, мои дорогие читатели и гости блога! Сегодня мне захотелось немного отвлечься от всякого рода тем о здоровье, дома и так далее. Немного отвлечься и пополнить свои знания поможет информационная статья, которую я для вас приготовила, а касается она народной игрушки.
Народная игрушка-скульптура не канула в небытие, дожила до наших дней благодаря высоким художественным качествам. Любой образ в народном творчестве овеян тонким поэтическим чувством, живой фантазией, сказочностью. Игрушка проста, лаконична, выразительна, как пословица. Игрушка – скульптура никогда не копирует свой прототип, тот или иной персонаж. В последние годы в нашей стране уделяется внимание не только целым пластам традиционного искусства, но и индивидуальным особенностям творчества отдельных мастеров.
Да, оставаясь в русле местной традиции, каждый мастер имеет свой почерк, который легко улавливается его односельчанами, а также знатоками игрушки-скульптуры. Традиция не мешает проявлению одарённой личности.
Народная игрушка на протяжении всей её истории пронизана оптимизмом, глубоким гуманизмом. Порой для нас не так уж и важно, что именно изобразил народный ваятель, нас привлекает главным образом то, как автор относится к изображаемому, что хочет передать зрителю. Можно выделить по крайней мере девять основных типов рукотворной игрушки.
Виды народной игрушки
1. Игрушка – малая декоративная скульптура самодеятельных художников. Здесь мы чаще встречаемся с самодеятелями, подражающими профессиональной скульптуре малых форм, а то и создающими уменьшенные повторения и варианты станковой и даже монументальной скульптуры. Всё это не имеет отношения к народному искусству.
Давно возникла и распространилась мода разыскивать в лесу забавные сучки и корни и несколькими порезками ножа доводить причуды природы до занятных скульптурок. А сравнительно давно появилось увлечение — создание настольных сказочных замков и прочих архитектурных построек и даже целых ансамблей из обыкновенных спичек. Подобные занятия чрезвычайно полезны с точки зрения врача или социолога (сохранение здоровья, организация досуга), но малопривлекательны для искусствоведа.
Встречаются самодеятели, выполняющие работы по образцам русской традиционной игрушки. Иногда им удается достичь немалой мастеровитости и даже проникновения в сам дух народной игрушки. Такой тип игрушки очень широко используется в наши дни на уроках рисования и лепки в детских садах, школах, на занятиях изокружков и студий. Явление это можно оценить только как положительное по его значению для эстетического, художественного, наконец — патриотического (пробуждение гордости за наш богатый талантами-самородками народ) воспитания.
2. Попытки профессиональных художников копировать, реставрировать в духе традиции те или иные сюжеты угасшего промысла, создавать оригинальные произведения, следуя традиционным образцам.
Попытки “вернуться к первозданности” могут вплотную приближаться к народной игрушке – скульптуре, но творчество таких художников никогда не совпадает с традиционной пластикой. Тем не менее эти художники способны достигать высокого уровня, творчески переплавляя принципы народного искусства.
В последние десятилетия появились художники – экспериментаторы в тех регионах, где промыслы народной игрушки давным-давно заглохли, зачастую не оставив почти никаких следов ни в запасниках местных музеев, ни в частных коллекциях. Эти художники, опираясь на скудные археологические материалы, на творчество мастеров традиционной игрушки близлежащих районов, пробуют воссоздать, реставрировать местную игрушку.
3. Базарный кич. Явление базарного кича лишь сравнительно недавно привлекло внимание искусствоведов. Что же имеется в виду? Прежде всего, выполненные в гипсе, папье-маше, иногда в глине и периодически появляющиеся на базарах копилки, чаще всего изображающие сидящих кошечек. Сюда же нужно отнести отлитых из подкрашенного сахара петушков, белочек на лучинках. К этой же группе причисляются ныне всё реже встречающиеся восковые (позже в ход пошёл парафин) уточек, способных плавать в “озере”, созданном в обычной тарелке.
А кто не знает “тёщины языки” (бумажные рожки, скрученые в спираль, которые выпрямляются в длинный “язык”, если подуть в отверстие, у их основания). К этому типу можно отнести игрушку “уйди-уйди” (резиновый баллон, напоминающий воздушный шарик, надетый на пищик; вырывающийся из надутого баллона воздух извлекает из пищика звуки, напоминающие слова “уйди-уйди”), раскидан (тугие бумажные мячики, обёрнутые фольгой и обмотанные нитками, в форме полусферы, на длинной тонцой резинке), устрашающих пауков с лапами, которые сочленены с телом пружинками, птичек и обезьянок аналогичной конструкций, змей, составленных из кусочков дерева на хорде, жужжалки — глиняные колечки с бумажкой-мембраной, привязанные ниткой с петлей к жёлобу на конце палочки, покрытом сургучом, цветные воздушные шары, бумажные вертушки, наивные свистульки “соловьи” из олова, а теперь — и из пластмассы, издающие громкие трели, если в них налить немного воды и дунуть в отверстие свистка. К искусству все эти поделки не имеют отношения. Но в них бездна весёлой изобретательности. Они придают особый неповторимый колорит ярмарочному гулянию.
4. Творчество “примитивных”, “наивных” художников-самородков. Значительно ближе, чем перечисленные уже три категории предметов, стоят к народному искусству произведения художника-примитивиста, “наивного” художника. Он никогда и никому не подражает – ни народному мастеру, ни профессиональному скульптору, ни соседу – самодеятелю.
В большинстве случаев какой-то смутный внутренний импульс толкает его на занятие скульптурой, хотя в его деревне никогда не было традиционного промысла малой пластики. Но психология его, настрой души, его мироощущение, представление о красивом и некрасивом, наконец, сам образ жизни настолько близки к мировосприятию народного мастера, что такому примитивисту интуитивно удаётся угадать многие закономерности традиционной пластики и создавать чрезвычайно интересные произведения, напоминающие и работы народного мастера, и творчество детей. Тут никогда нет школы, но часто встречаются озарения талантливого самоучки. Может быть, именно такими были зачинатели некоторых старинных промыслов?
5. Детские самоделки — самостоятельные или инспирированные взрослыми. Сразу оговоримся: в этот ряд не входят случаи, когда пяти-девятилетние дети привлекаются к работе по изготовлению игрушки на традиционных промыслах. Такое включение малышей и подростков в работу вместе со взрослыми особенно типично для центров производства глиняной игрушки.
Под самоделками детей понимаются игрушки, лежащие вне плоскости подлинной традиции, хотя они существуют столько же, сколько живёт на земле человек разумный. Самоделки скорее сродни случайным предметам (камушки, сучки, жёлуди, шишки хвойных деревьев, кости животных — “душки”, “козонки”, “бабки”, ракушки и даже живые майские жуки, жуки-носороги, мотыльки, стрекозы, богомолы), чем подлинно традиционному искусству. Ведь многие самоделки — едва лишь тронутые инструментом (чаще — ножом) природные предметы. Есть самоделки, которые тысячелетиями переходят от поколения к поколению практически в неизменном виде, например, свистки, изготовленные из отрезков сучков различных (обычно — ивы) деревьев, луки со стрелами. Однако и эта устойчивость не свидетельствует о традиционности в строгом смысле этого слова.
К самоделкам нужно отнести и инвентарь народных подвижных игр — биты и “чушки” (так называют городки), “чижики”, мячи из тряпок или сшитые из меха, свалянные из шерсти. Нередко этот инвентарь украшен затейливой резьбой, росписью или орнаментирован иным способом. Это приближает их к произведениям традиционного творчества.
Повсеместно были распространены тряпичные или меховые куклы. Иногда девочке достаточно обернуть обычную чурку лоскутом ткани — и готова кукла. Копии оружия взрослых, вырезанные из дерева, — самый постоянный вид самоделок мальчишек. Столь же распространены самодельные лодочки, кораблики.
Характер самоделок детей значительно изменяется с развитием общечеловеческой культуры. Наряду с древними луками и стрелами, старинными веретёнцами (вертушками-мельницами) со временем появляются самострелы, затем деревянные ружья, пистолеты и, наконец, ракеты.
К поздним самоделкам следует причислить также игрушки из бумаги (возможно, они ведут родословную от японского искусства оригами). Подчас игрушкам-самоделкам свойственно яркое образное решение, что поднимает их до уровня настоящего искусства. В качестве примера можно назвать соломенные куклы, лошадок, собранных из прутиков, коров из палочек. Такие поделки могут быть названы народными игрушками. Но чаще самоделки чрезвычайно примитивны и рассчитаны на восприятие через призму фантазии их маленьких создателей.
6. Продукция предприятий художественной промышленности. Если она не уходит в сторону от традиций старинного промысла, на базе которого создано предприятие, то может быть отнесена к народному творчеству. Однако всегда имеется риск падения художественного качества изделий и даже перерождение подобных предприятий в фабрики производства сувениров и бытовых вещей “по типу” народного искусства, “под народное искусство”.
7. Кустарные игрушки. Кустарная игрушка (название это используется условно) — непосредственный предшественник лучших образцов продукции современной художественной промышленности. Кустарная игрушка прошлого — наиболее подвижная, отзывчивая на различные влияния, в частности — зарубежные, группа анализируемых в данном обзоре предметов.
Вышедшая из традиционной крестьянской игрушки, пластика кустарей всё больше удалялась от своего источника, подвергаясь изменениям в технологии производства, путём обновления материалов (папье-маше, фаянсовые головки кукол), сюжетов, а главное — в образном строе.
8. Пластический ярмарочный фольклор. Весёлый, яркий, праздничный мир представляет круг предметов, который также с известной долей условности обозначают ярмарочным пластическим фольклором. Предметы эти не имеют за собой длительной истории, как строго традиционная пластика.
Помимо игрушек на ярмарках присутствовали и глубокие по образному решению игрушки, которые можно уже считать не просто затейливыми поделками, а подлинными произведениями искусства. Эти игрушки лишь косвенно связаны с архаикой. Отличительная их черта в том, что это действительно игрушки в буквальном смысле слова, причём игровая функция выражена довольно отчётливо.
Пистолеты стреляют пробками, мельница крутит крыльями, если дёрнуть за верёвочку, тройку можно катать по полу (она на четырёх колёсиках), впрочем, как и пароход (у него три колеса), у автобуса открываются дверцы, пильщики и кузнецы усердно работают, попав в руки ребёнка, паяц кувыркается вокруг ниточек, натянутых между двумя планками.
Уже сам набор сюжетов говорит о сравнительно позднем возникновении ярмарочной игрушки: аэропланы, паровозы с вагонами, трамваи, автомобили, пароходы, фильянчики (небольшие катера для перевоза пассажиров с одного берега реки на другой). Особенно богато промыслами ярмарочной игрушки Поволжье. К этому кругу предметов относятся, например, “топорная” или щепная федосеёвская игрушка (Семёновский район), и игрушка из сёл Полховский Майдан и Крутец (Нижегородская область). Нет сомнений, что возникновению этих промыслов способствовала близость знаменитых нижегородских ярмарок.
9. Сугубо традиционная архаичная игрушка. Это — самая консервативная в лучшем смысле слова, самая малоподвижная во времени система. Игрушка эта дожила до нашего времени порой практически неизменной но сравнению с образцами глубокой древности, добытыми археологами. Такие игрушки сохранились в русской глубинке, обычно в далеко отстоящих от крупных городов, от железной дороги сёлах и деревнях. Сюда же можно смело отнести деревянные куклы “панки” и архаичных коней, а также сборные шаркуны (погремушки) архангельских поморов.
Архаичной игрушке свойственна относительная узость круга сюжетов (баба, конь, птица, олень, медведь), мнимая наивность, за которой кроется большая сила выношенности, выверенное абсолютной точности лаконичной лепки, резьбы, скупого декора. Игрушка выполнена без лишних деталей, решена фронтально. Она лишена и намёка на вычурность, торжественна и несколько таинственна.
На протяжении веков малая пластика архаического типа проделала ряд метаморфоз не столько в своём облике, сколько в тех функциях, которые по преимуществу выполняла она на том или ином этапе истории. Если представить схематично изменение роли игрушки-скульптуры, можно говорить о трёх основных этапах её бытования.
В последние десятилетия, когда промышленность стала выпускать огромными тиражами фабричную игрушку, отвечающую в лучших образцах самым высоким педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям, народная игрушка приняла на себя в основном декоративную функцию, стала предметом украшения в убранстве современного жилища. Всё реже можно увидеть традиционную игрушку в руках ребёнка, всё чаще — на письменном столе, в книжном шкафу, в мастерской художника.
В каждой местности сложились своеобразные по форме и декору типы народной игрушки. Каждая из них несёт в себе и черты общечеловеческие, и национальные особенности, и региональное своеобразие, и индивидуальную манеру мастера. Все это накрепко и гармонично спаяно в одно целое и создаёт неповторимый феномен подлинного искусства.
Надеюсь, статья стала для вас полезной и интересной! До новых встреч!
Русские народные поделки (66 фото)
Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие.
С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.
Народные промыслы и ремесла
Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.
На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.
Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.
Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом «гардероба» каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!
Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.
Куклы-обереги
Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:
- «На счастье», — это женский талисман
- «Семья», — помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
- «Крупеничка», — символ достатка
- «Желанница», — помощница в осуществлении задуманного
- «Травница», — защищает дом и создает уют.
Известны еще названия куколок «Веснянка», «Утешница», «Пеленашка» и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.
Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.
Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.
Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.
Глиняные поделки
Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.
Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.
Фигурки обжигали в русской печке, где сухие дрова создавали угли с температурой 600 — 700 градусов.
Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, — краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.
Соломенные шедевры
Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения.
Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.
Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров.
Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.
Игрушки из дерева
Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.
Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.
Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.