Сакральный смысл сказки курочка ряба: Тайный смысл Курочки Рябы — крики души, вопли в пустыне — LiveJournal – «Как объяснить ребёнку смысл сказки про Курочку Рябу?» – Яндекс.Кью

Угланов В.Ю. | Сидоров Г. Ведическое значение сказки

— Но у меня, как всегда вопрос, — перебил я седоголового, — как простому неискушенному человеку отличить в мифической форме простые рассказывающие о морали и нравственности сказки от Вед?
     — То что я тебе сейчас расскажу, отрок, запомни и передай другим, — посерьёзнел ведун.
     — Во-первых, в какой бы сказочной форме Веды ни были, их всё равно видно, потому что они часто выступают длинными, сложенными из отдельных частей блоками. Каждый из которых может иметь свой собственный смысл. Как например, рассказанное мною предание о смерти Кощеевой.
     И во-вторых, в сказках-ведах, с точки зрения обычного человека, часто отсутствует элементарный смысл. Веды в погоне за сутью бывают алогичны.
     Взять к примеру всем известную сказку «о Курочке Рябе».
Помнишь её?

     — Жил дед со старухой, и была у них курочка Ряба.
     Один раз снесла курочка яйцо золотое.
     Дед бил-бил яйцо — не разбил.
     Бабка била — не разбила.
     Тут мышка по столу побежала, хвостиком махнула.
     Упало яйцо со стола и разбилось.
     Плачет дед, плачет бабка.
     А «курочка-ряба» им и говорит:
«Не плачьте, дед с бабкой, я снесу вам не золотое яйцо, а простое».
     Тут обрадовались старики.
     Вот и сказке конец.

     С точки зрения обывателя, сказка глупость какая-то. Вот что плакали дед с бабкой? Какая им разница — они разбили яйцо или мышка? А потом золотая скорлупа от яйца стоит воз яиц! Чего горевать? А истинный смысл сказки совсем иной: с точки зрения ведического знания, старость — либо мудрость, либо глупость и бездуховность. Если мудрость, то выступает старость в форме учителя. Мудрого волхва или пророка.

     Как ты, например, — подумал я.
     — Или ведуна «перекати поле» и его сестрёнки бабушки Яги из предания о Кощеевой смерти.
     Прочтя мои мысли, усмехнулся хранитель.

     — Если же в сказке старики обычные, то, как правило они всегда глупые и бездуховные. Вот мы и имеем старика со старухой, не столько старых сколько бездуховных и недалёких. 
     Старость, прежде всего, состояние души, а не тела. Помни об этом юноша.

А теперь кто такая «курочка-ряба»? Не белая и не чёрная, а рябая?
     Как известно из древних ведических орианских текстов и в наше время из теории физического вакуума, надвселенское информационное поле «Нави» имеет ячеистую структуру.
     Структуру голографическую.
     В каждой голограмме которой заключена информация о всех без исключения вселенных прошлого, настоящего и будущего…
     Сложно человеческому сознанию такое представить, но Вселенная развивается по своим законам и нас, как ей поступать с банком информации, не спрашивает.

Понимаешь, почему курочка рябая?
     Курица образное олицетворение надкосмической топографической «Нави», где рябины — голограммы.

     К тому же курица снесла «золотое яйцо».
     Как мы уже знаем, яйцо из ведического миропонимания указывает на Вселенную.
     Вселенные как раз порождаются голографическим информационным полем надкосмической «Нави».

Но почему яйцо золотое?
     Да потому, что закончился эволюционный путь Вселенной.
     Вселенная отработала своё, и теперь настало время её свёртывания.
     Золото указывает на последний аккорд в эволюции.
     На её конец.

Вот почему дед с бабкой изо всех сил пытаются разбить золотое яйцо? Здесь всё просто.
     И старик и его жена не вошли в информационное поле закончившей свою эволюцию Вселенной.
     Оба, в силу своей бездуховности, оказались космическим мусором.

     И теперь будущей эволюции, т.е. материальных воплощений им не видеть как своих ушей.
     Старики понимают, что их духовный путь закончен, и отсюда, когда золотое яйцо под воздействием естественной силы (мышь хвостиком вильнула) упало и раскололось (Вселенная свернулась) у старика и его старой жены возникла паника (плачет дед, плачет бабка).
     Но «курочка-ряба» их успокоила. Она сказала им, что снесёт простое яйцо.
     Значит, в новой молодой материальной Вселенной будет место и старику и бабке.
     Их эволюция продолжится…
     Эта сказка-веда, наверное, ещё в древней Ориане рассказывалась детям. Она учила их жить по совести и не походит своим поведением на глупых «дедку с бабкой», которые чуть было не выпали в осадок. К тому же она давала знание о вечной жизни. И то, что вселенные тоже эволюционируют. Гибнут, а на их месте из информационного топографического поле рождаются вселенные молодые. Как видишь тайное знание не настолько от нас скрыто, чтобы его не увидеть. Оно совсем рядом. 
     Достаточно, просто «проснуться» и начать самостоятельно думать. 
     Другими словами, вытолкнуть из своего сознания вбитые с детства программы.

     Мы с тобой уже разбирали, как посредством подключения к тому или иному эгрегору идёт манипулирование сознанием человека ещё в утробе матери.
     Сначала программируется сознание родителей. Под действием постоянного пси-пресса, в какой-то степени, идут изменения в их генофонде (прежде всего, у отцов).
     Так, что дети получают многое уже по наследству. «С молоком матери» — это второй этап. Информационные свойства воды ты знаешь, поэтому объяснять ничего не буду.

     Третий этап ломки психики идёт в яслях.

     Четвёртый в детском саду,

     Пятый в школе и

     Шестой в ВУЗе и под воздействием социума, по жизни…

     Опять наша знакомая цифра 6! Число Сэта. Ты извини, я немного увлёкся, что называется — занесло… — Старый опять замолчал.

     — Мне хочется кое-что уточнить — начал я издалека. 
     — Из всего того, что ты мне рассказал, получается, что наши волхвы-хранители, когда началось массированное искоренение «язычества», успев перевести многие древние веды в форму небылиц или сказок, фактически этим спасли от гибели русское ведическое прошлое.
     — «Как есть» сохранена была только «Веста» — кивнул головой волхв.
     — Священная «Веста» заметно отличается от вед, она содержит конкретное знание и не столько о прошлом, сколько о строении Мироздания и месте в нём нам подобным. Имеется в ней и глубокое понимание сути самого человека Веды же являются базисом, с которого начинается процесс понимания и осознания знаний «Весты». Без знакомства с ними к великому наследию Ориан нечего и прикасаться. Не зная азбуки, читать не будешь.
     — Каким же образом можно познакомится с Ведами, если мы знаем веды только индийские? — спросил я.
     — Мы же с тобой говорили на эту тему — расстроился от моего глупого вопроса «знахарь».
     — В Индии они сохранились, но описывают события более древние — общеарийские. Это раз. 

И, во-вторых, у нас на Руси имеют место два вида вед:
     одни записаны и замаскированы под сказки, другие же тайные, распространенные, в основном, на Севере и у челдонов Сибири… 
     О тайных мы говорить не будем. Это такие веды, из которых сказки состряпать невозможно, поэтому их «как есть» оставили, только перевели в иную плоскость…

     Мы поговорим о тех ведах, которые записаны. Как я понял, они как раз тебя и волнуют.
     — Да, они меня и волнуют, где их можно почитать помимо «Поэтического воззрения славян на природу», короче, кроме А.Н.Афанасьева?
     — Я могу тебе назвать целый список авторов — улыбнулся седоголовый. 
     — Давай запоминай, а еще лучше запиши. Когда-нибудь этот список подаришь своим ученикам и последователям.

     Я быстро вооружился карандашом и бумагой, а старый стал диктовать:

     «Очерки русской мифологии» — С.Д.Зеленин,
     «Сказания русского народа» — И.С.Сарохов,
     «Народная Русь» — А.А.Коринфский.
     «Авервега русских суеверий» — М.И.Чулков.
     «Исторические очерки русской русской совестливости и искусства» — Ф.И.Буслаев,
     «Древняя религия славян» — Г.А.Глинка.
     «Славянская и российская мифология» — А.С.Кайсаров»,
     «Крылатые слова» — С.В.Максимов. 2 кн. Стр.417 

СКАЗКА ПРО КУРОЧКУ РЯБУ

     Для доказательства этого приведём один пример.
     Всем известна сказка про курочку Рябу. Эта, на первый взгляд, незатейливая русская народная сказка даже скорее детская, чем взрослая. А между тем  образ  незатейливости  и  детскости сохранил для арийский потомков всего мира одну из очень серьёзных Вед.
     Чтобы расшифровать сказку, возьмём «ключи», которые оставили своим потомкам русские волхвы.

Во-первых, в сказке речь идёт о курице и непременно рябой.
     По ключу, курица рябая является ничем иным, как творческой силой Нави. Это, на языке современной физики, ячеистое голографическое бесконечное информационное поле, на ячеистость которого указывает рябость курицы. Курица (информационное поле) сносит яйцо. Как мы уже знаем, яйцом у арийских народов всегда являлась Вселенная. Предки ариев, ориане-гипербореи, хорошо знали о конечности проявленных вселенных и об их сферичности. Но курочка Ряба снесла яйцо не простое, а золотое.

     По ключу, золото у ариев было конечным завершением какого-либо процесса.
     В этом нетрудно убедиться, если вспомнить другие русские, немецкие или кельтские народные сказки; в данной сказке золотое яйцо указывает на конечность эволюционного процесса во Вселенной. Значит, золотое яйцо курочки является как раз той вселенной, которая уже ступила на путь своего заката.

Тогда кто такие бабка с дедом?
И почему они пытаются расколоть золотое яйцо?
     Эзотерически, и волхвы хорошо знают, что высокодуховная личность, какой бы она ни была старой и немощной, в физическом отношении, уходя в Ирий или к соединению с Родом, на энергетическом уровне представляет собой молодое и мощное энергообразование. В сказке прямо сказано, что золотое яйцо раскалывают старые люди. Следовательно, эти души (а речь идёт именно о душах, а не о живых людях) — не обитатели Ирия. Они — типичные изгои и их место на свалке человеческих «энергозапчастей» Нави, на что и указывает старость. Эти дед с бабкой стараются расколоть золотое яйцо. Зачем, оно ведь золотое! А вот зачем их души, понимая, что эволюционный путь Вселенной закончен и неизвестно, когда на этом месте океана памяти и покоя появится новая молодая Вселенная, стремятся попасть в уходящий от них Ирий. То есть в душах стариков возникло желание эволюционировать. Как говорят лучше поздно, чем никогда. На их глазах прошедшая свой эволюционный путь Вселенная гибнет.

     По ключу, мышка — как раз та самая сила Нави, которая поглощает остановившиеся в своём развитии вселенные. Естественно, плачут и дед, и бабка. Но созидательные силы Нави — курочка Ряба — их утешает. «Не плачь, бабка, не плачь, дед — я снесу вам не золотое яйцо, а простое».

Для психики современного человека, погрязшего в поисках материальной выгоды, курица говорит абсурд разве можно сравнивать простое яйцо с золотым?
     Да на золотое яйцо можно приобрести целую корзину простых яиц. Но дед с бабкой этим утешаются и перестают плакать.
     Это и понятно души, застрявшие в Нави, ждёт следующей этап эволюции, уже в новой молодой вселенной.
     Казалось бы, небольшая компактная Веда о Нави и о страдании человеческих душ, оказавшихся за бортом уходящей к Роду вселенной, но какая гигантская заключена в ней информация!
Г.Сидоров-Тайная хронология и психофизика…русского народа… Стр 390-392

✓ Сказка Курочка ряба (глубинный смысл)

Курочка ряба (смысл сказки)

 

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Однажды снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плач, баба: снесу вам яичко не золотое, а простое.

 

Смысл сказки

Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».

Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость, которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмёшь.

Простое яичко — это простая информация. Т.е. поскольку дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости, курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т.е. даст им простую информацию.

Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь»… и в психиатрическую больницу к «великим». Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, многоструктурен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.

 

Сказка о Курочке Рябе — о чем она?: matveychev_oleg — LiveJournal

Как-то попалось в сети обсуждение на тему, если ли вообще смысл в сказке о Курочке Рябе, и если есть, то какой? Сидят взрослые люди, и задают себе вопросы о смысле сказки, врезавшейся в память с детсадовского возраста… В детстве мы особо об этом не задумывались, но сказку запомнили накрепко. Я тоже задавалась этим вопросом, в сказках есть внутренняя логика, и обязательно должен быть смысл — случайный сюжет не сохранился бы в течении веков, а может быть, и тысячелетий.


* * *
Существует множество мнений относительно этой сказки — от того, что «Сказка о курочке Рябе» вообще не имеет ни смысла, ни логики, до подробного разбора мифопоэтического содержания в работах исследователей фольклора и мифологии. Мне встретилось даже мнение, что это память о космической катастрофе, произошедшей много тысячелетий назад (удар о Землю космического тела, и т.п.).

Я считаю, что в сказках отображается реальность высокого порядка, духовная традиция, которую люди должны были усваивать с детства, и случайных, или просто исторических сюжетов в волшебной сказке быть не может, она строится на основе наиболее значимых архетипов.

Волшебные сказки обладают смыслом несомненно. Были сказки — обрядовые тексты (отсюда многочисленные повторы, определенная структура), были календарные сказки, которые рассказывали в определенные периоды времени, или связанные с традиционными праздниками. Сказки — осколки некогда целостной Традиции, представлений о законах Вселенной, и смысл имеют глубинный и концептуальный.

Попробую «разобрать по косточкам» сказку, которую мы помним с самого раннего детства, но смысл её для нас был темен, так же, как и для наших родителей… Это лишь моя версия толкования сюжета этой сказки для самых маленьких. 🙂

Жили-были Дед и Баба… И была у них курочка Ряба.

Дед и Баба здесь — предки вообще, «деды». В беларусском языке предков называют «дзяды», есть и специальные обрядовые дни поминовения усопших предков, которые так и называются — Дзяды. Скорее всего, в сказке имеется в виду не столько возраст героев, сколько их значение, как отдаленных Первопредков.

В сказке даже не оговаривается типичное сказочное место и время — «в некотором царстве, в некотором государстве», «при царе Горохе», «давным-давно»… Зачин очень простой: «жили-были»… И всё. Мне видится, что это не случайность, так как сказочные формулы обычно соблюдаются строго и последовательно. Скорее всего, Дед и Баба (предки) жили в начале времен (возможно, в Золотом веке), когда царства ещё не существовали, а сказка описывает значимое мифическое событие катастрофического характера, определившее в дальнейшем судьбу людей.

Однажды Курочка Ряба снесла яичко, да не простое, а золотое.

В некоторых вариантах сказки яйцо не золотое, а пёстрое (что для куриного яйца тоже необычно, то есть, яйцо в любом случае необыкновенное, волшебное). Здесь надо остановиться немного подробнее. У многих народов мира имеются предания о Сотворении мира из яйца. Эта древнейшая мифологема сотворения мира известна, к примеру, у египтян: в египетском мифе мир возникает из яйца, которое снесла на холме, выросшем посреди первичного океана, священная птица Бену (Феникс). Таких примеров можно привести множество.

Часто в этих мифах, как и в нашей сказке, мир творится с помощью разбивания первичного яйца богом, или богами.

Дед бил-бил, не разбил, Баба била-била — не разбила.

Именно этот момент вызывает наибольшие сомнения и самые разнообразные толкования у тех, кто задавался вопросом о смысле сюжета… казалось бы, зачем бить такое чудесное яйцо? И почему потом дед и баба плачут, когда яйцо было разбито? Словом, ничего не понятно… Разве что, можно сделать совершенно бытовое предположение, что дед с бабой собрались банально приготовить яичницу (из золотого яичка, да), а мышка разбила его совершенно бездарно, и яйцо разбилось на пол, а не в сковородку. Как тут не плакать. 🙂 А почему его было не сварить, не запечь? Ну, например. Зачем яйцо нужно было именно разбивать?

В поступке героев есть определенная логика. Напрашивается предположение, что Деды-предки решили сами творить мир. Стать, как боги… Но то, что дано богам, не дано людям. То, что они никак не могли разбить волшебное яйцо, прямо говорит слушателям сказки, что эта божественная задача людям не по силам. Пытаясь грубо разбить золотое яйцо, овладеть целостным божественным, надмирным знанием, тайной миротворения, нарушили предки Закон, вышли за пределы своей человеческой сущности. За что и поплатились, и плачут…

Моё предположение — это сказка-предостережение, которую требовалось усвоить чуть ли не с младенчества, что-то вроде предельно краткого изложения древнеславянского предания о «грехопадении», о том, как предки людей решили стать равными богам. И о том, что следует помнить о пределах смертного человека, чьё волепроявление ограничено природой преходящего мира, в котором он живёт. В некоторых вариантах сказки за разбиванием яйца следует цепочка несчастий, которые нарастают, как снежный ком — обычно в мифе о нарушении людьми некого космического порядка так и происходит, мир начинает рушиться, прорываются силы Хаоса, и благоденствие людей уничтожается, например, происходит первая смерть. В череде несчастий в одной из версий сказки упоминается, что «внучка с горя удавилась», огонь в печи пылает, изба ходит ходуном, грозя обрушиться (ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается ), и хаос распространяется дальше — поповны разливают воду, попадья опрокидывает квашню, поп рвёт священные книги.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, и разбилось.

Мышка — существо хтоническое, подземное. И наделенное волшебной силой Нижнего мира, превышающей человеческую — по крайней мере, именно в этой сказке. Мышка часто выступает в мифах посредником, вестником, в сказках — оказывает помощь человеку в критической ситуации, обладая знаниями о законах потустороннего мира, сообщает ему, как правильно поступить, или какие слова следует сказать.

В данном варианте, Мышка сыграла негативную роль, вмешавшись в процесс творения, после чего дед с бабой плачут — случилась катастрофа, в которой они оказались виноваты (преступив закон), и затем происходят упомянутые выше несчастья. Мышка выбегает из подпола, из Нижнего мира, происходит прорыв инфернального, уничтожающего стройный изначальный Замысел, и, возможно, изначальное Знание.

Дед плачет, Баба плачет. Не плачь, Дед, не плачь, Баба, — говорит им курочка — я снесу для вас новое яичко, не золотое, а простое.

Этот наименее катастрофичный вариант концовки о многом говорит, и он с точки зрения мифа совершенно логичен. Из-за ошибки предков Золотой век закончился, сознание затемнилось, и возник тот мир, в котором могут жить и действовать смертные люди.

Возможно, сказка о курочке Рябе имела и более развернутое повествование (сказка лишь часть мифа), с какими-то важными деталями, которые со временем были утрачены. Моя реконструкция не претендует на истинность, это лишь попытка истолкования смысла сказки, основанная на знании древней мифологии, и уверенности, что волшебная сказка обладала глубоким и важным значением, и рассказывалась не только для развлечения.

Какой тайный смысл скрывает в себе сказка Курочка Ряба?

Существует много трактовок смысла сказки Курочка Ряба, некоторые из представленных вариантов бредовые, а некоторые не лишены смысла, вот самый правильный вариант раскрытия тайного смысла этой сказки.

Наши деды и прадеды были мудрыми людьми, предвидя то, что письменная информация может исчезнуть, тексты могут быть заменены на лживые сведения, на помощь пришли сказки, которые служили и сейчас служат системой образования, воспитания и прививания чувства нравственности и любви к этому миру, в сказках зашифрованы многие тайны нашей вселенной.

А смысл сказки Курочка Ряба очень прост, бабка и дед — это две силы во вселенной (вероятно два могущественных бога), Курочка Ряба на Руси была сакральным символом начала жизни, священным животным, предположим это вселенная.

Курочка сносит яичко золотое, предположим яичко — это зарождение новый жизни, или попытка через золотое яичко создать сразу совершенную форму жизни без недостатков и изъянов.

Бабка и дед начинают колотить по этому яичку с целью его разбить, тут можно предположить, что попытка разбить яйцо, это попытка богов древности создать процессы жизни или создать новый мир из того что есть.

Не получается с тем, что есть, мышка бежала и хвостиком махнула, яичко упало и разбилось, тут можно предположить, что попытка создания идеального мира не получилась, мышка- это вмешавшаяся третья сила, или что-то пошло не по великому замыслу.

Курочка высиживает простое яичко, что говорит о том, что идеальный мир должен создаваться в процессе своего существования, от простого к более сложному, в процессе исправляя все недостатки и изъяны.

Такой тайный смыл сказки Курочка Ряба на мой взгляд кажется более логичным.

Весь изложенный материал на этом ресурсе отражает только личное мнение автора и не может восприниматься как руководство к действию и тем более как единственно верный источник истины. Мира света и тепла тебе Гость. На главную.

Сакральный смысл сказки про курочку Рябу

Давно как-то Задорнов (?) возмущался — мол, нелогичные в этой сказке дед с бабкой. Сначала пытаются яичко разбить, потом жалуются, что оно разбилось, а потом их утешают простым яйцом вместо золотого.
И вот какую интерпретацию нашла Светик на просторах интернета.
На случай, если ссылка окажется недолговечной, ниже копирую текст.

Кто-то писал про смысл Курочки Рябы (не смогла пост найти)…

Сначала текст

Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое.
Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.
Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха.
Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

Попробую объяснить (изучала это в институте в рамках предмета «Литература в современной интерпретации»)

Итак, начнем.

Яйцо – символ мира – его начала и конца. Золотое яйцо — символ либо вечной жизни, либо немедленной смерти. Т.е. яйцо выступает как черная метка смерти.

Курица — мать всего живого — она же сталкер-проводник всего хорошего и плохого в наш мир.

Баба и дед — простые смертные, которые, получив «метку», сразу решают узнать, что им уготовано — т.е, разбив яйцо, они либо получат вечную жизнь, либо умрут.

Разбить не могут, так как время еще не пришло.

Но тут вмешивается мышь. Мышь древнейший сакральный термин. Мышь — вор, болезнетворец, смерть. Испокон веков мышей боялись, выгоняли из домов.

От «мышь» произведено название Млечного пути – Мышиная тропка. Согласно народному поверью, Млечный путь – это, как и радуга, дорога, по которой душа отправляется на тот свет.

Мышь разбивает яйцо, значит, теперь бабка и дед умрут. Поняв, они начинают плакать. Курица обещает снести простое яйцо — т.е дать им опять простую смертную жизнь после их смерти.

Сказка ложь, да в ней намек — Живи, смертный, не торопи время, Не вмешивайся в дела божеств, Не верь существам, смерть несущим.

В чем мораль сказки про курочку Рябу?

Рассказываю полгода ребенку сказку про курочку Рябу на ночь, и каждый раз терзаюсь догадками, в чём же ее мораль.

Наконец, решила провести небольшое исследование на эту тему. И вот результат!

Во-первых, я узнала, что вариаций на тему сюжета сказки о курочке Рябе очень даже много. Вот примеры: http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B0

Попытки интерпретировать ее смысл также очень широки, от простых высказываний типа «что имеем — не храним, потерявши — плачем», «не жили богато, так и не чего начинать» или «старость – не радость: у них сил на двоих меньше осталось, чем у мышки» до целых притч, например, про любовь: «Лет 5 назад, когда я была студенткой, некая тетя-профессор рассказывала, что золотое яичко есть Любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Дед бил– пил, гулял…, бабка била – гуляла, полы не мыла и рубашки не стирала. Мышка-де – это маленькая такая гадость типа сплетни или какой бытовой мелочи. Мол, если Любовь долго и старательно бить, то для того, чтоб ее окончательно расколошматить, достаточно мелочи. Ну, а простое яичко – привычка, которую дед с бабкой получили вместо любви. Курочка Ряба, соответственно, Судьба или Высший Разум. И Ряба она потому, что рябая, т.е. черно-белая, т.е. сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни» или про экологический конец света: http://barmalei.livejournal.com/87435.html

Вот еще несколько трактовок: http://www.mirovozzrenie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=17&Itemid=215

Пожалуй, все эти интерпретации не лишены смысла, но самую правдоподобную расшифровку (как мне кажется) предлагает Е.Николаева в книге «111 баек для детских психологов« (если нет сил читать полностью, обратите внимание хотя бы на последние 5 абзацев):

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое».

Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал — то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.

• Дед и Баба хотели разбить яйцо?
• Если хотели, то почему плакали?
• Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
• Что было в яичке, когда оно разбилось?
• Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?
• Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?
• Что мы ожидаем от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.

Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?

Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.

Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.

Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.

Но сказка — только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь, ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты — такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.

Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.

Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.

Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?

Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами — древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, — символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь — только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой — Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип — заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.

Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение.

Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе. Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: «С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий»».

— Что вы чувствуете? — спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, — это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.

Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе. Это долгий путь — создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.»

А какая интерпретация этой сказки ближе всего Вам?

P.S. Вот еще несколько ссылок для самых вдумчивых и интересующихся:

Курочка Ряба: традиционалистский анализ русской народной сказки

АНАЛИЗ РУССКОЙ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА» В ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
символы, которые используются в сказке не являются случайными, а содержат знания о развитии народа в целом, и на информационном уровне соответствуют обрядам, обычаям, ритуалам . Их общее происхождение дает возможность расшифровать материал заложенный в сказке, понять основные переживания рассказывающего.

Русские намеки (к феноменологии русской сказки)
Чудо в этой сказке нужно только для того, чтобы деду и бабке было более понятно, что такое обыденность, насколько она ценна. Сказка рассказывается ребенку, чтобы объяснить ему, насколько ценно все, что нас окружает.

Известно, что большинство СКАЗок являются довольно недавними переложениями древних сакральных или космогонических текстов (СКАЗОВ), существовавших ранее вовсе не для развлечения детей.

По материалам форумов  http://wyksa.ru, http://www.nn.ru, а также http://ru.wikisource.org, http://www.mirovozzrenie.ru, http://barmalei.livejournal.com, http://nikulchikov.livejournal.com

Это будет Вам интересно:

Эзотерический смысл сказки «Курочка Ряба»

Сегодня мы поговорим о смысловом содержании сказки «Курочка ряба».

Начинается сказочка так: «Жили были дед да баба и была у них курочка Ряба…»

Дед да баба – это Некто, кто был до раскрытия – развития нашей Вселенной, и мужское и женское начала. Возможно, это Матерь Мира, возможно, это богиня Макошь, можно предположить и другие варианты. Ясно одно, что эти величайшие Сущности являются вдохновителями (те, кто «создают – вдыхают» в пространство вокруг себя какую-то идею) развертывания нашей Вселенной. Ряба, рябит —  всегда ассоциируется с переменами т. е. с движением жизни.


Сама курочка  — это рождение  и ухаживание  за новорожденными.  Золотое яичко – это Начало Начал нашей непроявленной Вселенной.  Физики называют его ядро Вселенной, эзотерики – Кольцо Великого Свечения, верующие люди – обитель Бога. Плачующие дед да баба – слезы непроявленности – одиночества. В одиночестве невозможно познать – проявить себя, некого любить, не для кого жить – творить. В одиночестве теряется самый смысл этого несметного богатства – жизнь.  Познаем себя в отражении.

Мелькнула мысль мышиным хвостиком и яичко лопнуло – разбилось и родилось первое «простое» яичко – мистерия творения началась! Курочка – яичко – цыпленок – курочка следующего поколения и т.д. Первая курочка «снесла»,  возможно, 12 яиц – ядер метагалактик. Каждое ядро метагалактики подросло – развилось и «снесло»,  возможно, по 12 яиц – ядер галактик. Каждое ядро галактики подросло – развилось и «снесло»  по 12 яиц – ядер космосов. Каждое ядро космоса подросло – развилось и «снесло» по 12 яиц – ядер солнечных систем. Каждая солнечная система подросла – развилась и «снесла»  по 12 яиц – ядер планет. Естественно, каждая последующая курочка несет более мелкие яйца. Это выдох Бога. Так создавалась Вселенная, в которой мы сотворены. (В.Д.Плыкин «Модель Вселенной», Шипов Г.И. «Торсионные поля», Акимов А.Е. «Тайны торсионных полей» и др. источники).

Подитожим, что же вкратце представляет из себя Вселенная: !.вселенная с ядром внутри, 2.метагалактика с ядром внутри, 3.галактика с ядром внутри, 4.космос с ядром внутри, 5.солнце с ядром внутри, 6.планета с ядром внутри, 7.человек с двумя центрами управления, в отличие от всех других образований во вселенной – мозгом и сердцем (разомкнутая цепочка), 8.клетка с ядром внутри, 9.атом с ядром внутри, если шагнуть дальше вглубь атома, то там ученые обнаружили …волну, т.е. материальных объектов больше нет. Вся Вселенная состоит из атомов, а значит из волн энергии и  замкнулась цепочка. Кольцо сомкнулось!

Итак, жизнь – это движение и все, что вращается, создает торсионные поля, поля кручения, связывающие нас со всей вселенной. Становятся понятными слова песни: «чтобы вас на земле не теряли, постарайтесь себя не терять»!

Из каких же составляющих состоим мы, люди, а значит и все во вселенной (потому, что мы все – единое целое, «а что в малом, то и в большом»): !. физическое (твердое) тело, 2. Жидкая составляющая нашего тела (кровь, лимфа, слюна, межклеточная жидкость ит.д.), 3.газообразная составляющая (воздух в нашем теле), 4.электромагнитное поле, 5.тепловое поле (живем в определенном диапазоне температур), 6.простые атомы, 7.эфирно – световое тело (оно же жизненное, оно же энергетическое – в разных источниках по-разному). (Л.Г.Пучко «Биолокация для всех»)

 И всем этим «домом» руководит, честнее и вернее сказать, учится руководить, наше сознание – эго. Эта учеба и породила все ступени социальных преобразований в обществе от первобытно – общинного строя до (очень надеемся) строя с богочеловеческим сознанием (когда  у человека и мозг и сердце станут единым целым). И мы вернемся  в Эдем!

Это мое видение смыслового содержания сказочки про курочку Рябу. А у вас может быть совершенно другое мнение. Какое?