Семья как система: Семья как система. Параметры семейной системы. – Семья как система

Семья как система: основы семейного благополучия

семья как система

Вы когда-нибудь задумывались о том, что вы и члены вашей семьи похожи на единый организм? Между вами существует огромное количество незримых связей, и именно они объясняют то, что семья как система является целостной. Если что-то происходит с одним из вас, то это отражается на всех. И это не какая-то там магия, а вполне себе научный факт, который лег в основу целого направления в семейной психологии. Многие семейные консультанты используют системный подход в своей работе, и это действительно помогает многим семьям решить их проблемы. Прочитав эту статью, вы так же, как и они, сможете улучшить климат и взаимоотношения внутри вашей ячейки общества без обращения к психологу.

Особенности семейной системы

Семья как система обладает целым рядом свойств. Во-первых, семья – это нечто большее, чем просто сумма составляющих ее частей. В нее могут входить мама, папа, ребенок и другие члены, но она ими не исчерпывается: есть еще отношения между ними, семейная история, семейный климат, главные и второстепенные правила и семейные мифы. От всех этих вещей зависит качество жизни вашей и ваших домочадцев.

Внутри семьи существует огромное количество взаимосвязей. Это означает, что если вы хотите улучшить семейную атмосферу, вам надо изменить отношения и поведение всех домочадцев. Семья очень сильно влияет на жизнь и состояние ее членов. Это влияние настолько сильно, что каждый из них поодиночке может иметь одно намерение, а по факту получать что-то совершенно другое – что-то, что подчиняется законам данной конкретной семьи. Например, родители могут хотеть детям исключительно добра, но строить свои отношения с ними так, что дети вырастут несчастными или инфантильными.

Семье необходимо взаимодействие с окружающей средой. Согласитесь, современная семья просто не выживет, если мама не будет ходить за продуктами, отец – на работу, а дети в школу. В семьях, которые пытаются отделиться от общества и являются закрытыми, всегда полно различных проблем: наркомания, нервные расстройства, неудачи в личной жизни ее членов и многое другое.

Очень интересным является тот факт, что на вашу семью оказывает влияние не только реальность вокруг вас, но и семьи ваших с мужем родителей. Например, многие порядки и правила, которые, казалось бы, сами возникают в вашей жизни, на самом деле идут оттуда. На этой почве в молодых семьях часто возникают конфликты: жена привыкла, что в ее семье были одни традиции, а муж привык к совершенно другим. И каждому из них его способ жизни кажется единственно правильным. Разобраться в такой ситуации порой бывает очень нелегко даже со стороны.

Но это еще не самый страшный вариант. Гораздо хуже, если по наследству от родителей вашей семье достались такие неприятные явления как алкоголизм или психосоматические болезни.

Бывает и так, что в молодую семью переходят проблемы, нерешенные в старой. Например, у дочери были проблемы с ее отцом: они постоянно ссорились и никак не могли найти общий язык. Проходит время, она выходит замуж, но отношения со своим мужем она выстраивает по образу и подобию отношений, сложившихся с отцом. Не надо быть экстрасенсом, чтобы предугадать, что они не будут счастливыми.

Каждая семья имеет свои границы – это некие правила и предписания , в рамках которых она живет (кому, что и когда делать). Они могут быть внешними, отделяющими семью от окружающей реальности, и внутренними, отграничивающими семейные подсистемы друг от друга (супруги, дети и т.д. …). Границы могут быть жесткими и размытыми. Если внешние границы семьи жесткие, то все взаимодействия членов семьи с миром бывают жестко регламентированы: кто и как часто приходит в гости, можно ли бывать в обществе без супруга, насколько родители супругов могут вмешиваться в их жизнь и т.д. … Размытые внешние границы тоже не сулят ничего хорошего: дом очень часто превращается в проходной двор, а семейные нравы оказываются настолько свободными, что кого-то это может не устраивать.

Жесткие внутренние границы означают мало поддающиеся изменениям правила для всех членов семьи. Поведение каждого должно быть подчинено четкому расписанию, а любые отклонения будут осуждаться. Например, ребенку положено ложиться спать в десять часов, после чего он должен быть в кровати, и к нему никто не подойдет, что бы ни случилось. Размытые внутренние границы – это всегда полное отсутствие личностного пространства у членов семьи. Нет никакой возможности уединиться и побыть одному. Все, что происходит в одной подсистеме, тут же переходит в другую. Например, если у супругов проблемы и они поссорились, то ребенок сразу же начинает болеть.

Все семьи по большому счету подчиняются двум законам – закону развития и закону равновесия. Парадоксально, но они противоположны по направленности действия. Закон равновесия способствует сохранению существующего порядка вещей в семье любым путем. Даже если всем членам семьи очень плохо, они бессознательно будут вести себя так, чтобы сохранить этот порядок. Каждому может казаться, что лучше худая стабильность, чем внезапные перемены. Именно из-за этого во многих семьях, где есть очевидные проблемы, эти проблемы могут сохраняться годами, все сильнее и сильнее изматывая членов семьи. А закон развития состоит в том, что семья как функциональная система не стоит на месте, а пытается прожить свой собственный жизненный цикл. О том, какие стадии в него входят, будет написано чуть ниже. На стороне закона развития работают такие неизбежные вещи, как вступление в брак, рождение детей, процессы старения и умирания.

семья как функциональная система

Жизненный цикл семьи

Семья не возникает из ниоткуда и не уходит в никуда. Как уже говорилось, она похожа на организм, и, как любой организм, она обладает своим жизненным циклом. Семья рождается, растет, зреет и потихоньку отходит в небытие, являясь почвой для создания новых семей. Этот круг жизни бесконечен и непрерывен. Он включает в себя определенные стадии, через которые проходит практически каждая семья – конечно, если что-то резко не прервет ее существование:

  1. Стадия монады – добрачный период. Начинается он с обретения независимости парнем и девушкой. Они учатся общаться с противоположным полом и выбирают себе партнера. Каждый из людей, создающих в будущем семью, живет своей жизнью и приобретает свой собственный опыт. Иногда этот период затягивается, т.к. молодые люди не хотят вступать в брак из-за проблем внутри родительской семьи. А иногда, наоборот, торопятся, чтобы обрести независимость.
  2. Стадия диады. На этом этапе происходит заключение брака и осуществляется жизнь без детей. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами, о которых было написано выше: разные привычки, образ жизни и традиции. Они должны договориться, по каким правилам будет жить их семья и как изменится их социальный статус в связи с созданием семьи. Им также предстоит решить вопросы о семейных границах, привычках, образе жизни, ценностях и финансах. Все это невозможно без проведения огромного количества переговоров и установления множества соглашений.
  3. Стадия триады, когда появляется ребёнок. С одной стороны, это делает семью более устойчивой, а с другой – увеличивается дистанция между супругами за счёт большего внимания к ребёнку. Увеличивается нагрузка, которая ложится на плечи молодых родителей. Мать вынуждена мало спать и круглосуточно ухаживать за малышом, успевая содержать дом в чистоте и порядке. Для нее становится актуальной проблема самореализации: многим молодым матерям кажется, что жизнь проходит мимо в то время, как они сидят с ребенком. Отец, в свою очередь, должен больше работать, а после работы – сидеть с ребенком, давая жене время на другие дела.Усталость накапливается, и это неизбежно приводит к конфликтам. Очень плохо если ребенок нежеланный, а супруги еще не готовы к его появлению – в таком случае высока вероятность развода. Особенностью данного периода является становление родительских ролей. Их отличие от супружеских в том, что от роли мужа или жены можно отказаться, а роль родителя – навсегда.
  4. Стадия квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка – как будто младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. В таких семьях нередко возникают сильная ревность, напряжение и зависть. Старший ребенок сталкивается лицом к лицу с ситуацией, когда младшему достается всё, а ему – ничего. Родителям необходимо все подробно объяснить старшему ребенку: откуда появился младший, как к нему надо относиться и зачем нужны все эти перемены. Они должны будут организовать семейный быт таким образом, чтобы старший не ощущал себя забытым и нелюбимым.
  5. Стадия выхода в школу. Она начинается с походом младшего ребенка в первый класс. На этой стадии семья как воспитательная система проверяется на эффективность. Если в течение всего первого класса ребёнок справляется с нагрузкой, то это означает, что семья на находится на верном пути. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о проблемности семьи. Важно помнить, что семья долгое время может хорошо выполнять свои функции, а на какой-либо из стадий могут появиться проблемы. Родители решают ряд вопросов, связанных с ребенком: всестороннее развитие или выбор занятия по интересам и склонностям, приучение к домашним обязанностям, некоторое несоответствия реальности идеалам. Кроме того, родители впервые сталкиваются с тем, что их дети когда-нибудь их покинут, а они останутся наедине.
  6. Стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Этот период наполнен кризисами для всех членов семьи. Старшее поколение, или бабушки-дедушки, готовится к выходу на пенсию. Среднее, или родители-супруги, вступают в кризис середины жизни, связанный с подведением промежуточных итогов и переоценкой ценностей. Дети вступают в переходный возраст. Закон равновесия серьезно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильной является потребность в изменениях. С одной стороны, подросток ищет себя, постепенно становясь взрослым и независимым, с другой стороны, семья пытается сохранить его статус члена семьи. Соответственно, семья, в которой есть ребенок подросткового возраста, должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Также переходный возраст подростков сочетается с кризисом остальных членов семьи. В норме после прохождения через эту стадию ребенок частично отделяется от семьи.
  7. Стадия пожилой диады – синдром опустевшего гнезда. Дети все реже бывают дома, и может оказаться, что либо через них родители привыкли общаться друг с другом, либо забота о них и любовь к ним сплачивали супругов. Зачастую обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. Решить эти проблемы сейчас гораздо сложнее, ведь и муж, и жена являются взрослыми людьми с устоявшимися привычками и взглядами. Характерными для этой стадии является переживание тревоги, утрата любви, разочарование в партнере. Из-за всего этого может произойти обострение существующих проблем, например, пьянства или походов “налево”.

    Синдром опустевшего гнезда – это сигнал о приближающейся старости. Бывает, что жизнь взрослых детей не соответствует ожиданиям родителей, что порождает еще большие разногласия. Часто семейный неурядицы осложняются выходом супругов на пенсию. У них внезапно образуется огромное количество свободного времени, которое они не знают, на что потратить.

    Женщины, как правило, лучше адаптируются к роли пенсионера, т.к. в их жизни происходит меньше изменений: мы все также остаемся хозяйками дома, отвечаем за семейные бюджет и досуг. Мужчина же обычно играет роль “кормильца”, а с выходом на пенсию эта роль утрачивает свое значение. Часто в семьях в этот период происходит тихая революция, в результате которой власть полностью переходит к жене. Это отрицательно сказывается на атмосфере в семье, т.к. происходит зацикливание на быте и рутине. Гармоничный вариант переживания “пенсионной” стадии – поиск новых сфер и возможностей для самореализации, уважение к поставленным другим супругом целям и его поддержка и помощь в их достижении.

  8. Стадия пожилой монады – после смерти одного из супругов. Это всегда тяжело переживается, поскольку это не просто потеря, а еще и напоминание о своей скорой смерти. Оставшийся в живых супруг должен приспособиться к жизни в одиночестве. Из-за этого приходится менять устоявшийся образ жизни и привычки. Психологи выделяют несколько довольно типичных вариантов образа жизни вдовы или вдовца.

    Первый вариант – это жизнь в прошлом: уход в воспоминания о том, как хорошо жилось, потеря цели в жизни и отказ от будущего, ведущие к одиночеству. Второй вариант – это жизнь в ожидании смерти: происходит подготовка к “встрече с супругом”, уход в религию, принятие и ожидание смерти. Третий вариант – эгоцентризм: человек концентрируется на собственном здоровье и благополучии, воплощении в жизнь своих желаний. Четвертый вариант – попытки самореализации в профессиональной или общественной деятельности. Пятый – в увеличении интенсивности общения с родными и близкими: друзьями, детьми и внуками, забота о них. Шестой – это повторный брак и создание новой семьи.

семья как воспитательная система

Особенности семейной жизни в России

Очень много книг по семейной психологии написано зарубежными авторами, и советы, озвученные в них, могут показаться очень и очень эффективными. Однако при чтении подобных работ нельзя забывать о специфике российской семьи, которая способна свести на нет многие теории западных психологов. В чем же заключаются особенности семьи, живущей в России?

  • На Западе принято считать, что семья – это мама, папа и дети. Бабушки, дедушки, дяди и тети живут отдельными семьями, и их влияние оказывается весьма ограниченным. У нас же, в большинстве случаев, всё происходит по-другому: эти родственники живут вместе, под одной крышей, да еще и на очень маленькой территории. Во главе семьи нередко стоят не отец или мать, а бабушка или дедушка, и все еще больше запутывается из-за материальной зависимости друг от друга.
  • Во многих поколениях наших семей отсутствуют мужчины. Они умирали на войне, гибнут от алкоголизма или же попросту бросают свои семьи. Из-за этого в российских семьях обычно преобладает женский тип воспитания, что, в частности, накладывает свой отпечаток на характер детей.
  • Благодаря советской идеологии, любые проявления индивидуальности долгое время были под запретом. Это нашло отражение и в семейном укладе: быт, ценности, нормы и правила построены так, что в семье становятся невозможными комфортная жизнь и удовлетворение своих личных нужд.
  • Из-за социальной нестабильности и общественных кризисов, в российской семье отсутствует ощущение безопасности и защищенности. Мы живем как на пороховой бочке, с мыслью о том, что завтра все может рухнуть. Из-за такого постоянного стресса нередко возникает агрессия друг к другу и стремление забыться в алкоголе.

Как создать здоровый семейный климат

Многие из вас согласятся с тем, что семья – это очень важная сфера в жизни человека. Но почему ее значение так велико? В нашей жизни масса всего такого, что кажется ценным, но важность семьи остается неизменной. Именно поэтому каждая из нас мечтает о том, чтобы в ее семье воцарились счастье, уют и благополучие. Что же может помочь в решении этой нелегкой задачи?

Не забывайте о порядке в семейных подсистемах. Супружеская подсистема возникает раньше родительской, соответственно, вы прежде всего супруги, а потом уже родители. Находите время для того, чтобы побыть вдвоем, сохраняйте интимность и любовь между вами.

Устанавливайте семейные границы – как внешние, так и внутренние. В идеале они должны быть гибкими. Например, вы не любите, когда друзья мужа приходят к вам неожиданно и целой толпой. Можно договориться, что они не будут так делать постоянно, но раз в месяц – можно. Или: ребенок спит отдельно в своей комнате, но когда ему грустно или страшно, он может приходить к вам. И так далее – любые правила могут быть гибкими и учитывать потребности всех членов семьи.

Помните об ответственности. Все, что происходит внутри вашей семьи – результат поведения всех ее членов, а не одного из них. Если у вас серьезные проблемы с мужем из-за того, что он постоянно проводит время вне семьи, скорее всего, вы его на это провоцируете. Не надо искать правых и виноватых – лучше обсудить эту проблему с мужем и начать ее решение прежде всего с себя.

Влезайте в “чужую” шкуру. Иногда нам кажется, что мы занимаем невыигрышное положение, в отличие от супруга. Например, сидим весь день с маленьким ребенком, готовим и прибираемся. А муж-то после работы идет гулять с друзьями! Но задумайтесь, ему ведь тоже нелегко: он переживает о том, как бы вас обеспечить и делает часть домашних дел. Может быть, он имеет право на небольшую передышку? Попробуйте не “пилить” его и понять, и он наверняка захочет вам отплатить тем же.

Никто из членов семьи не обязан быть идеальным и полностью соответствовать ожиданиям другого. Учитывайте это, когда требуете чего-то от ребенка или от мужа. Мыть руки перед едой – норма, которая не обсуждается, а вот с кем общаться или на кого пойти учиться – это вопросы, по которым каждый человек имеет право на собственное мнение.

Психология семьи как система | Psylist.net

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Самые распространённые направления – системное семейное консультирование и системная семейная терапия.

Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы – организмический взгляд на мир. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе и семья.

Постулаты этой теории систем:

  1. Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит. Семья не состоит из мамы, папы и ребёнка. Все эти элементы присутствуют, но семья как система – нечто большее.
  2. Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.

С точки зрения теории системы семья представляет собой открытую систему. Закрытые системы – те, которые функционируют автономно. Открытые – которые для своей жизнедеятельности нуждаются в обмене с окружающей средой. Что-то нужно отдавать в окружающую среду и что-то из неё принимать. Чтобы семье выжить – она существует в социуме и она должна взаимодействовать с элементами социума. Если этого нет – системе начинает чего-то не хватать. Функции семьи могут нарушаться.

Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.

Семья также является и первичной системой по отношению к каждому входящему в неё элементу. Это значит что закономерность, по которым существует семья могут отличаться и не соответствовать тем закономерностям, по которым существуют её элементы – члены семьи. То что происходит в семье часто не зависит от намерений людей а регулируется свойствами системы как таковой. Родители хотят хорошего в воспитании детей, а по факту получается другое. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными (семья первична) и подчиняются правилу функционирования систем. Семья первична и находится над элементами её составляющими. Это положение носит практический характер. Психолог может много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять ничего, почему в этой системе возникают проблемы.

Если окружающая среда пытается воздействовать на семью, он должен учитывать её функционирование как системы. Главный принцип – опосредованное воздействие. Это значит, что семья как система больше элементов из которых она состоит, также она больше и психолога, хотящего что-то изменить в ней (психолог). Воздействие на один из элементов получит противодействие, направленное чтобы снивелировать действие психолога. Наркомания – проблема системы а не индивидуума. Ненаркоман для семьи – аномалия и система пытается восстановить старый статус.

Поэтому все интервенции, которые используют люди для помощи, носят опосредованный характер. Фрейд (случай маленького Ганса) описал первым. Общение с одним членом семьи чтобы помочь другому. Агрессивность ребёнка может исчезнуть не путём прямого воздействия на ребёнка, но путём воздействия на родителей. Работа с детьми до 4-х лет мало целесообразна. Поэтому родители более подходящая среда для воздействия – опосредованный способ воздействия.

Семья является системой связанной с другими также и в продольном разрезе. Системы семьи жены взаимодействуют с системой семьи мужа, поэтому многие закономерности в новой семье не изобретены заново, но приходят к нам из прошлых систем. Поэтому важно владеть техникой генограмм. Напоминает гениологическое древо. С помощью генограмм удаётся записать и описать характер взаимоотношений людей в поколениях и выявить основные стереотипы в отношениях, которые передаются и воспроизводятся в поколениях. Носят характер передачи стереотипов путём воспроизведения семьёй стереотипов родительских семей. Например, передача стереотипа алкоголизма. Какие-то нерешенные проблемы в родительской семье, в качестве какой-то формы поведения воспроизведутся в следующей семье. Например, у матери и сына был хронический конфликт. Мать сына недолюбливала. Сын чего-то недополучил от матери. Их отношения стали сложными и он ушел из семьи, чтобы создать новую семью. Он её создаёт, но в отношениях с женой он воспроизводит тот же конфликт, который был с матерью.

Теория дифференциации: если есть дисфункция по вертикали (между поколениями), она обязательно воспроизведётся по горизонтали. Верджиния Сатир – первый психолог, ставший воздействовать на всю семью, а не по отдельности. Сальвадор Минухин – психология семьи. Он изучал структуру семьи и обнаружил, что структура отношений в семье серьёзно влияет на жизнедеятельность семьи и её деятельность. Динамика семейной жизни зависит от структуры отношений в семье. Коалиция – важнейший элемент взаимоотношений. Коалиция – образование, создаваемое внутри системы, которое в зависимости от их характеров может либо способствовать развитию семьи либо приводить к её дисфункции. Закономерность: вертикальные коалиции в семье являются дисфункциональными, горизонтальные – функциональными. Коалиция у мамы с бабушкой против мужа, феномен тёщи и пр. – дисфункциональная.

Во многих семьях структура взаимоотношений нарушена так, что одни элементы систем находятся близко, а другие дальше. Тактика сближения и воссоздание супружеской коалиции.

Существует 2 основных закона, которым семья как система подчиняется:

  1. Закон гомеостаза
  2. Закон развития

Оба эти закона существуют и действуют одновременно

Закон гомеостаза – любая система стремится сохранить существующее положение любым путём. Причем этот закон относится как к функциональным семьям, так и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

Закон развития – любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития:

1 – стадия монады – добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правилами родительской семьи. Аналогичное с женской части.

2 стадия – стадия диады. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договориться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей.

Здесь важно помнить, что есть правила лёгкие – внешние правила жизни и трудные правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам связанным с самооценкой. Пример, ситуации когда муж работает а жена нет – вопрос – как ей будут доставаться финансы или когда жена сталкивается с правилами семьи мужа (отмечать дни рождения бурно по понятиям жены и противоположное по мужу).

Дистанция между двумя в диаде очень близкая

3-я стадия – триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов – дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребёнка – это символический развод с мужем. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.

4-я стадия – квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка. Синдром детронизации – младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему всё а мне ничего. Здесь надо вновь договориться кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

5-я стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го класса ребёнок попадая в школу справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.

Выход в школу оказывается проверкой для гиперсоциализированных семей также, т.е. семей которые живут по социальным правилам как все. Когда поведение ребёнка становится не стандартным, то он легко может превратиться в так называемый позор семьи. Обычно это связано с теми желаниями, которые оказались неисполненными у самих родителей. Ребёнком пытаются восполнить то, чего сами не могли иметь. Отношения в семье – отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.

6-я стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себё, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу. Семья – реанимобиль – это функциональная модель. Семья где есть подросток должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.

Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после её прохождения происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.

7-я стадия – пожилой диады – все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда)

8-я стадия – пожилой монады – после смерти одного из супругов.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психология семьи и семейных отношений:

Системная семейная психотерапия | Журнал Практической Психологии и Психоанализа

История развития системной семейной психотерапии показывает, что эта область практики развивалась не так, как большинство психотерапевтических школ и подходов. Во многих психотерапевтических подходах описываются случаи работы с супружескими парами или с детско-родительским конфликтами. В “Руководстве по семейному консультированию и психотерапии” (Horne, Ohlsen, 1982) описывается работа с семьями в рамках различных психотерапевтических школ: трансактного анализа, гештальт-терапии, клиентоцентрированного подхода, адлерианской и рационально-эмотивной психотерапии, бихевиоральной психотерапии и НЛП.

В то же время развитие системной семейной психотерапии не связано с развитием индивидуальной психотерапии. “Исследование семьи как системы не имеет ни истории, ни общепринятых понятий, ни установленных открытий” (Spiegel, Bell, 1959). В своей монографии Эриксон и Хоган (Erickson, Hogan, 1972) утверждают, что их анализ литературы не выявил никаких данных о том, что системная семейная психотерапия “выросла” из каких бы то ни было ранее существующих теоретических положений в психотерапии.

Концептуальную основу системной семейной психотерапии составила кибернетика, точнее, общая теория систем. Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из так называемого “организмического взгляда на мир”. Для этого взгляда характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей; б) все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают. Таким образом, базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья — это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья — это “живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл” (Черников, 1997).

Семейная система — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (Черников, 1997). Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.

Законы функционирования семейных систем

Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранитьstatus quo. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования Джея Хейли (Haley, 1980), благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних. Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких

Часть 3. Семья как система

Родительская семья созависимых

Созависимость формируется не в браке с больным алкоголизмом, а в родительском доме.

Созависимые происходят из семей, в которых имели место либо зависимость от психоактивных веществ, либо жестокое обращение – эмоциональное, интеллектуальное, физическое насилие либо сексуальное оскорбление.

Естественное выражение чувств в родительской семье запрещалось. («Не реви», «Что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось», «Мальчикам плакать неположено»). Часто все перечисленное встречается в одной семье. Такие семьи называют дисфункциональными.

Семья – это главная система, к которой каждый из нас принадлежит. Система – это группа людей, взаимодействующих как единое целое. Поскольку все части этой системы находятся в тесном взаимодействии, то и улучшение/ухудшение состояния одного из членов неизбежно отражается на самочувствии другого. Чтобы вся семья могла лучше функционировать, не обязательно ждать, когда больной зависимостью обратится за лечением. Жизнь семьи может существенно улучшиться в том случае, если хотя бы один созависимый член ее начнет выздоравливать от созависимости. Сверхзадача, высшая цель семейной психотерапии – это помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.

Семейные системы

Впервые понятие системы возникло в биологии. Немецкий биолог Людвиг фон Берталанфи определял систему как «комплекс элементов во взаимодействии». Он же сформулировал принципы, приложимые к любым системам. В настоящее время разработана общая теория систем.

Слово «система» – греческое (systema – составленное из частей, соединенное).

Система, по В.И. Далю, – план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо в последовательном, связном порядке.

Семейная система – это предначертанное устройство семьи. Если рассматривать семью как систему, то можно по-новому понять причины и следствия ее несчастий, болезней. Можно понять, почему в семье так мною повторяющихся событий, почему правила семейной педагогики так живучи, что мало изменились за 100 лет.

Семья – это социальная система. Это определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Система образует новое качество, не сводимое к сумме качеств ее элементов. Социальные системы сложнее биологических или технических систем, поскольку главный элемент системы человек обладает большим диапазоном выбора поведения. Поэтому каждая семейная система в чем-то уникальна.

«Одной из основных форм развития социальной системы являются нововведения. Социальные системы обладают значительной инерционностью, а поскольку новшества вызывают смещение равновесия в них и непредвиденные последствия, то возникает феномен их «сопротивления» нововведениям, для преодоления которого требуются специальные методы активизации инновационных (связанных с нововведениями) процессов в социальной системе». Это цитата из описания понятия «Социальная система» (с. 305) в «Кратком словаре по социологии»/Под общей редакцией академика Д.М. Гвишиани и чл.-корр. АН СССР Н.И. Лапина; составители Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 1988. – 479 с.

Я привела ее здесь потому, что убедилась на практике, как сильно семья сопротивляется нововведениям, как инерционна система семейная. Однако перемены в ней возможны.

Взгляд на семью как на систему организует мышление так, что мы уже не спрашиваем «Почему муж (сын) болен алкоголизмом (наркоманией)?». Наша мысль идет по иному руслу: «Что происходит в семье, в которой муж (сын) болен алкоголизмом (наркоманией)?»

Увидеть то, что на самом деле происходит, важнее, чем отыскать единственную причину. Если мы видим что-то, то может быть, мы с этим можем что-то поделать.

Взгляд на семью как на систему помогает нам понять, что болезнь человека – это не его интрапсихический феномен, это не только его проблема как индивида. Болезнь может быть симптомом нарушенного функционирования всей семейной системы.

Отсюда можно черпать надежду. Если зависимость – семейная болезнь и зависимый человек не лечится по какой-то причине, то можно лечить семью. Зависимый человек как часть семейной системы обязательно испытает благотворность перемен в семье, если это здоровые перемены.

Итак, какие же основные признаки системы?

Структура. Система состоит из частей. В семье такими частями являются члены семьи. В ядерной, нуклеарной, семье – это родители и дети. В расширенной семье – это индивиды ряда поколений, связанные между собой кровным родством или брачными узами. В ядерной семье, если все структурные части имеются в наличии, то говорят о полной семье. Семья с одним родителем называется неполной по структуре. Каждый член семьи – это часть системы.

Главный компонент. В семье главным компонентом является супружеская пара, мать и отец, их взаимоотношения. В свою очередь качество их отношений зависит от степени зрелости и целостности их личностей. Если мама хорошо относится к себе самой и если папа хорошо относится к самому себе, то будет больше шансов ожидать, что и относиться друг к другу они будут хорошо. Дети греются под солнышком родительской взаимной любви. Дети чувствуют себя лучше, когда мама и папа целуются и смеются, чем тогда, когда мама привязана только к ребенку и отвергает папу. Взаимоотношения родителей доминируют над всей системой.

Целостность. Принцип целостности любой системы означает, что целое больше, чем сумма частей. Если мы соберем случайные элементы, допустим, несколько человек вместе, то они не образуют систему. Это случайная группа, но не семья. Чтобы получилась семья, эти элементы (части) должны начать взаимодействовать между собой определенным образом.

Без взаимодействия нет системы. Именно взаимодействием Берталанфи обозначил целостность.

Роли. Взаимодействие членов семьи происходит в соответствии с распределенными, точнее избранными, ролями. Это роли матери, отца, супруги(а), детей, учителей, учеников и другие.

В дисфункциональных системах это могут быть роли: обидчик, жертва, бунтовщик, козел отпущения семьи (матери), (отца), герои, маленький родитель (родитель родителя), семейный консультант, победитель, гений, неуспевающий ученик, обреченный больной, зависимый от химических веществ, суррогатный супруг, заботливый человек, маленькая принцесса, потерянный ребенок, «воплощение совершенства», святая, клоун, солнышко, миротворец, носитель проблем и другие.

Роли избираются не случайно, часто не по желанию, а в соответствии с потребностями семьи. Главная потребность семейной системы – самосохранение, сбалансированное существование, семейный гомеостаз. Стремление сохранять существующий порядок, статус кво. Чтобы все было так, как было. Как здоровая, так и дисфункциональная система стремятся сохранять взаимоотношения на определенном уровне, очень свято хранят свои правила и роли.

Взаимоотношения. Взаимодействие частей системы, или членов семьи, происходит по твердым правилам. Правила могут быть открытыми и скрытыми. Правила определяют, как взаимодействуют члены семьи. Каждый член семьи есть индивид, и в то же самое время он несет на себе отпечаток своей семьи.

Взаимодействие в системе обязательно предполагает обратную связь. Обратная связь может быть позитивной и негативной. Если мать хвалит ребенка, она дает ему позитивную обратную связь. Если жена покрывает пьянство мужа, она использует негативную обратную связь. Ее действия не позволяют встретиться мужу с негативными последствиями своего поведения. Нездоровое явление – чрезмерное пьянство – не будет поколеблено. Следовательно, оно будет повторяться. Обратные связи поддерживают функционирование системы.

Открытость либо закрытость системы. Семейная система может быть открытой для новых идей, правил, людей, любой информации. Но она может быть наглухо закрытой, замороженной, окостенелой. В закрытой системе ничего не меняется, все идет по давно заведенным правилам. Лишь накапливаются неудовольствие, боль, болезни и трагедии. Жизнь стучится в замороженную систему в виде болезненного вмешательства, но семья не слышит важных сигналов и не меняется. Как говорил один психолог, удар судьбы в лоб означает, что не возымели действия ее пинки в зад.

Возьмем в качестве примера наркоманию. Это сигнал того, что в семье плохие взаимоотношения матери и отца. Там нет любви, принятия друг друга. Есть много контроля. Каждый силой пытается воздействовать на другого человека. Силовое давление плохо переносится. Накопилось много невысказанной боли. Эта боль может аккумулироваться одним из детей и проявиться в виде наркомании.

Наркоман уходит в состояние измененного сознания. Тем самым он освобождает себя от контроля (силового давления), от боли и… цементирует семью. Родители, давно находившиеся во враждебных либо в холодно-отчужденных взаимоотношениях, сближаются, обсуждают проблемы наркомана, начинают много разговаривать друг с другом. Какая-то иллюзия нормальных взаимоотношений. Система приходит в состояние баланса. Родители контролируют наркомана, но и он контролирует родителей своей наркоманией.

Позитивные обратные связи могут бросать вызов замороженной дисфункциональной системе, взломать эту систему и ее разрушающие правила, скрытые или открытые. Позитивная обратная связь может прийти в форме новых взглядов, новых правил. Поэтому важно быть открытым для новой информации.

Если усвоить новый взгляд на семью как на систему, то отпадает необходимость лечить только «больного» члена семьи. И возникает задача позитивных перемен в системе семьи в целом. Так работает новая информация, так срабатывает позитивная обратная связь.

Семейные правила. Перечисление правил я привожу отдельно. Дисфункциональные семьи страдают и плохо функционируют не потому, что там собрались плохие люди, а потому, что там используются плохие правила. Наши родители не плохие. Это выученные ими в своих семьях правила плохие.

Правила определяют все стороны семейной жизни. Они регулируют хозяйственную деятельность семьи, финансы, празднование событий, общение в узком внутрисемейном плане и шире – в обществе, образование, выбор профессии, сексуальную жизнь, отношение к здоровью и болезням, воспитание детей.

В каждом правиле содержится три аспекта: отношение (дом должен содержаться в чистоте и порядке), поведение (посуда у нас моется тотчас после обеда) и коммуникации (если посуда не моется, то отец или мать могут сделать выговор).

Потребности системы. У семейной системы есть свои потребности как материальные, так и духовные.

Материальные потребности: крыша над головой, физическая безопасность, финансы, пища, физическое пространство и т.п.

Духовные потребности: чувство ценности, достоинства; чувство своей продуктивности, чувство интимности и привязанности, чувство, что мы – члены семьи – являем собой нечто единое, чувство ответственности.

У семейной системы имеются потребности в стимуляции, в радости и развлечениях, в способности отстаивать и укреплять себя, в духовной почве.

Семья нуждается в эмоциональной поддержке, в самореализации как отдельных ее членов, так и семьи в целом.

Качество функционирования семьи зависит от степени удовлетворения этих потребностей, равно как и наоборот: степень удовлетворения потребностей определяет качество функционирования семьи.

Главные потребности всякой социальной системы, а семья это часть или разновидность социальной системы, могут быть сведены к 4 важнейшим потребностям.

Потребность в продуктивности.

Потребность в поддержании эмоций.

Потребность во взаимоотношениях.

Потребность в единении.

Если в семье несколько детей, то они удовлетворяют эти потребности в порядке своего рождения. Перворожденные дети часто имеют высокий уровень достижений (продуктивность), родившиеся вторыми по счету поддерживают в семье эмоции на определенном уровне, например, радуют родителей какими-то своими талантами, веселостью (поддержание семейной системы эмоций), третий ребенок обычно отражает то, что происходит в браке между мамой и папой, четвертые дети вбирают в себя нерешенные проблемы семьи, накопившееся напряжение и могут брать на себя роль юмориста, чтобы разрядить напряжение.

Поведение в семьях комплементарное (взаимодополняющее) либо ренципроктное (Почеши ты мне спинку, а потом я тебе почешу).

Подбор членов семьи происходит по функциональному соответствию системе, семье как функциональному целому.

Эмоциональное положение в семье в зависимости от порядка рождения: старший – особенный, ответственный за поддержание семейного благополучия, носитель семейных традиций. Героическая миссия. Иногда возмущается младшими, которые вторгаются в его жизнь и его исключительные права на обладание любовью родителей.

Единственные дети более социально независимые, меньше оглядываются на сверстников, более похожи на взрослых в раннем детском возрасте и более тревожны, что является результатом внимания и защиты родителей. В них смешиваются характеристики старших и младших детей, но характеристики старших берут верх.

Младшие – «бейби», поэтому они более беззаботные, о них все в семье заботятся, они меньше испытывают уважения к авторитетам и условностям (так описывают Б. Шоу).

Трудности в браке могут возникать, если вступают в брак двое с одинаковой внутрисемейной позицией. Комплементарная позиция лучше. Преуспевающие женщины часто не имеют братьев. Браки, заключенные до 20 и старше 30 лет, более склонны к распаду.

Время между разводом и повторным браком – время реорганизации семьи.

Родившиеся вокруг потери одного члена семьи более уязвимы, если служат предметом особого родительского внимания.

Чем теснее взаимоотношения внутри семьи, тем труднее образуются эмоциональные связи вне семьи.

Семейные системы могут быть функциональными и дисфункциональными. Созависимость есть результат жизни в дисфункциональной семье. Поэтому и признаки ее я привожу в первую очередь.

29. Характеристика семьи как системы.

Основные концептуальные подходы к семье: психоаналитический, психодинамический, структурный.

Психодинамический подход к семье.

(Берет начало в работах Фрейда)

Семья понимается, как среда первичной социализации. В условиях семьи у человека формируются защитные механизмы, которые позволяют конструктивно переработать энергию базовых влечений.

Развитие личности имеет несколько событий, которые являются психологически травмирующими для человека:

  • отнятие от груди

  • формирование навыков опрятности (приучение к горшку)

  • рождение младшего ребенка

  • выход в школу и детский сад (ослабление инфантильной зависимости ребенка от родителей)

  • обретение независимости от родителей (автономизация)

  • смерть одного из родителей.

Развитие личности понимается как процесс в двух направлениях:

  1. освобождение от инфантильной зависимости

  2. формирование самоопределения по типу взрослого человека

От эгоцентрического представления о себе как центра семьи к адекватному осознанию себя и своего места в обществе, как это бывает у взрослых людей.

Понятие «семейные мифы» — это ригидные и возможно неадекватные жизненные принципы, передаваемые родителями своим детям, и эти жизненные нормы отражают вытесненные психологические проблемы родителей.

«Семейная тревога» — возникает в том случае, если они испытывают неприемлемые для осознания влечения по отношению к кому-то из членов семьи. (Эдипов комплекс)

Юнгеанский подход к семье Индивидуация— путь к себе, личностный рост (Юнг).

Для нее необходим некоторый функциональный уровень дискомфорта, неустроенности, самопожертвования.

Архетипы жен и мужей.

Архетипы брачных отношений.

  1. крестьянский брак — общее дело тянут за собой

  2. брак «детский приют» — сказка о золушке (добирает в брак то, что не добрал в семье родителей)

  3. политический брак

  4. рабский брак (подчинение одного другим)

Гуманистический подход к семье. В.Сатир, Э.С.Спиваковская

Семья рассматривается как социальная среда, способствующая личностному росту.

Огромное значение внутрисемейного общения:

однозначное — общение, в котором человек проявляет то, что чувствует реально, истинные эмоции (содержание всех коммуникативных каналов одинаково)

двусмысленное — противоречивое содержание коммуникативных каналов (партнер находится в растерянности: чему верить?)

Семья— благополучная, неблагополучная.

благополучная— особая жизненная сила и комфорт в семье; уверенность в себе характерна для членов семьи; общение однозначное, открытое. Благополучная семья — образцами ее являются люди зрелые в личностном плане, и дети тоже зрелые, соответственно своему возрасту.

неблагополучная— печать несчастья на лицах; общение двусмысленное, спутанное, нечестное, страх быть отвергнутым, наказанным. Неблагополучная семья — незрелая — встречаются две полуличности в надежде что-либо путное сделать.

Семья как постоянно трансформирующаяся и саморегулирующаяся система. Основные подсистемы семьи: родители и сиблинги, их характеристика.

Одним из важнейших социальных институтов культуры является институт семьи. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт культуры проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт в различных культурах принимает различные формы. В связи с этим ученые выделяют ряд типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семья. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеют право иметь нескольких жен или мужей. (В зависимости от структуры родственных связей выделяется простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт культуры возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются муж и жена, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; б) хозяйственно-бытовая—поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи, в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; д) духовного общения—развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий.

Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с эффективностью ее функционирования как системы. Среди таких проблем:

— несоответствие функционирования семьи общественным потребностям

— противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы

— падение престижа традиционного брака.

Пять стадий жизненного цикла семьи (по Э.К.Васильевой) и их отличительные особенности. Периодизации этапов развития семьи Р.Хилла и Э.Эриксона.

В современной отечественной психологии известна периодизация Э. К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:

1) зарождение семьи до рождения ребенка;

2) рождение и воспитание детей;

3) окончание выполнения семьей воспитательных функций;

4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;

5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Э. К. Васильева также исходит из того, что на каждой стадии решаются свои, присущие только этому периоду задачи, соответственно и характеристика каждого периода достаточно специфична.

В зарубежной психологии распространена периодизация жизненного цикла семьи Р. Хилла. Он выделяет:

□ стадию монады;

□ стадию вступления в брак;

□ стадию рождения ребенка;

□ стадию проживания с ребенком до подросткового возраста;

□ стадию «вылета детей из гнезда»;

□ стадию смерти одного из супругов;

□ вновь стадию монады.

Характеристика этапов развития семьи по соответствующим им задачам: добрачный, брак, «медовый месяц», молодая семья, зрелая семья, семья людей старшего возраста.

Жизненный цикл семьи.Период ухаживания Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы: достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера; занятие адекватного возрасту статуса. Это – очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития его будущей семьи. Жизненный цикл семьи. Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады) Это – первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые легко выработать, а некоторые очень трудно. Легче всего выработать внешние привила (кто и когда моет посуду; кто ходит в магазин; кто зарабатывает деньги и т.д.). Труднее выработать правила, связанные с более глубинными вещами. Например, ожиданиями от супруга. Например, к психологу пришла на прием семья на стадии монады. Иван, 26 лет, в своей родительской семье привык, что жена встречает мужа горячим ужином, а муж рассказывает о трудном рабочем дне. А Ирина, 20 лет, выросла в другой семье, где ритуал совместного ужина был не столь важен, зато важным было вместе проводить выходные, что, в свою очередь, не практиковалось в семье Ивана. А поскольку Иван и Ирина «знали», что любящие люди должны вести себя именно по тому сценарию, к которому они привыкли, они подумали: « он (она) меня не любит, если не готовит ужин (не организует совместные выходные)».  Жизненный цикл семьи. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады) Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. Было двое – а стало трое. И снова надо договариваться, так как возникли новые обязанности и новые роли. На этом этапе может возникнуть ревность одного из супругов, если он почувствует, что другой партнер больше привязан к ребенку, чем к нему. Может возникнуть проблема самореализации у матери, которая будет ревновать мужа к активному образу жизни, которого она сейчас лишена. Могут возникнуть проблемы взаимодействия с родительскими семьями, так как бабушки и дедушки могут захотеть влиять на то, что происходит в молодой семье.  Жизненный цикл семьи. Фаза стабилизации Обычно эта фаза соответствует кризису середины жизни супругов. Середина жизни, как известно, характеризуется сочетанием больших возможностей с серьезными ограничениями. Вроде люди накопили большой опыт, получили определенный социальный статус, но уже не так просто адаптироваться к изменяющимся экономическим обстоятельствам, трудно что-то менять, приходится «плыть по течению» даже тогда, когда это течение тебе не очень нравится. Еще одним типичным стрессом для семьи является необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти.  Жизненный цикл семьи. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В этот период возрастает число разводов. Леонид 54 г. и Наталья 55 л., обратились к семейному психологу именно в этот непростой период. Их сын (32 г.), вокруг которого развивалась и сохранялась семейная жизнь, женился и переехал к жене, а родители остались, предоставленные сами себе. Такая близость и необходимость решать проблемы без привычного «посредника» оказались не под силу Леониду и Наталье. Хорошо, что они вовремя обратились за помощью. Последние стадии жизненного цикла семьи Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом. Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне.  Мы видим, что каждая стадия развития семьи несет в себе потенциальную угрозу разрыва отношений. Но все ли так плохо? Обязательно ли надо бояться этих кризисов? Надо сказать, что всякий кризис может привести семью как к распаду, так и к большему укреплению. Ведь если супруги совместно преодолевают кризис, то их любовь и содружество только возрастают. Главное – не запускать проблемы, активно их решать, не думать, что все «рассосется само собой» и всегда помнить слова Л.Н.Толстого: «Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любят».

Семья как система

Л. Ван Берталанфи: «Семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего определённая сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое».

Открытые и закрытые семейные системы. Принцип гомеостаза и принцип развития. Семья функциональна, если у нее гибкие и простроенные внутренние и внешние границы. Выделяют два крайних типа: диссидентская семья — закрытая семья, закрыты внешние границы, тогда низкие внутренние границы. Есть ценности, кот разделяет каждый член семьи. Поэтому, возможность, на собственные границы низкая. Другой вариант — социально ориентированная семья, где все соответствует ценностям более широкой системы. Поэтому разобщенность внутри семьи, внешние границы расшатаны. Это такого рода девиз, мы как все, у нас как у всех.

Семейная система — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой; это — самоорганизующаяся среда, т.е. поведение системы целесообразно, и источник преобразованной системы лежит внутри ее самой. Жизнь любой — и семейной -системы подчинена двум законам.

Закон гомеостаза: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Следовательно, семейная система стремится остаться в данной точке своего развития, не хочет никуда двигаться. Это верно как по отношению к функциональным семьям, так и по отношению к дисфункциональным. Для дисфункциональных семей закон гомеостаза — пытается это тяжелое положение сделать стабильным.

На уровне индивидуального сознания закон гомеостаза присутствует в виде примерно таких мыслей и ощущений: перемены хуже, чем то, что есть; перемены пугают больше, чем то, что есть. В более свернутом виде закон гомеостаза звучит так: «Система в целом должна остаться без перемен».

Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи — это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться, так же как человек должен родиться и умереть. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие, как брак, а также изменения физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития.

Впервые жизненный цикл семьи был описан исследовательской группой, которая очень много дала для понимания системных семейных закономерностей. Это группа Грегори Бейтсона.

Любую семейную систему можно описать параметрами.

  1. стереотипы взаимодействия;
  2. семейные правила;
  3. семейные мифы;
  4. границы;
  5. стабилизаторы;
  6. семейная история.

Стереотипы взаимодействия. В семье сообщением является любое событие (жена гремит посудой, муж хлопнул дверью). Сообщения могут быть одноуровневыми, могут быть -многоуровневыми. Звук захлопнувшейся двери — это одноуровневое сообщение, оно идет только по слуховому каналу. Если происходит, например, человеческое общение, то оно всегда двухуровневое. Первый уровень — вербальный, второй — невербальный. Сообщение является конгруэнтным, если содержания сообщений, передаваемых по двум каналам, совпадают, а неконгруэнтным, если вербальная часть сообщения противоречит невербальной. Сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия. Некоторые типы взаимодействий являются патогенными (double bind). К стереотипам взаимодействия также относятся коалиции в семье (даже через поколение), аутсайдеры (признак дисфункциональности).

Семейные правила. В каждой семье существуют правила жизни, гласные и негласные. Правила бывают культурно заданными — и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой отдельной семьи. Культурно заданные правила семейной жизни известны всем, уникальные правила известны только членам данной семьи. Правила — это распределение семейных ролей и функций, определенные места в семейной иерархии, что вообще позволено, а что нет, что хорошо, а что плохо. Закон гомеостаза требует сохранения семейных правил в постоянном виде. Изменение семейных правил — болезненный процесс для членов семьи. В российской культуре существуют противоречивые правила о распределении ролей в семье. Не случайно борьба за власть и статус в современных российских семьях — это одна из мощнейших дисфункций. И возникает эта борьба потому, что в культуре нет внятного правила про половое неравенство.

Семейный психотерапевт должен уметь быстро определять некоторые важные правила функционирования семейной системы. Семейные правила составляют внешнюю основу семейных мифов. Правила выносятся из семьи и превращаются в ожидания.

Семейные мифы. Миф — это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения, как: «Мы — это…». В дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Знание это плохо осознается. Формируется миф примерно в течение трех поколений. Но семейному психотерапевту нужно понимать содержание мифа, потому что без этого понимания часто неясны мотивы поступков людей, которые живут в семейной системе. Например — «Мы — дружная семья». Существует некая закономерность смены мифа. И, например, миф о героях часто в следующих поколениях преобразуется в миф о спасателях. Должно быть совпадение мифов, иначе семья не состоится.

Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития:
1 стадия монады — добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правилами родительской семьи. Аналогичное с женской части.
2 стадия — стадия диады. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договориться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей.

Здесь важно помнить, что есть правила лёгкие — внешние правила жизни и трудные правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам связанным с самооценкой. Пример, ситуации когда муж работает а жена нет — вопрос — как ей будут доставаться финансы или когда жена сталкивается с правилами семьи мужа (отмечать дни рождения бурно по понятиям жены и противоположное по мужу).

Дистанция между двумя в диаде очень близкая

3-я стадия — триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов — дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребёнка — это символический развод с мужем. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.

4-я стадия — квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1 -го ребёнка. Синдром детронизации — младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему всё, а мне ничего. Здесь надо вновь договориться, кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

5-я стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го класса ребёнок попадая в школу, справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.

Выход в школу оказывается проверкой для гиперсоциализированных семей также, т.е. семей которые живут по социальным правилам как все. Когда поведение ребёнка становится не стандартным, то он легко может превратиться в так называемый позор семьи. Обычно это связано с теми желаниями, которые оказались неисполненными у самих родителей. Ребёнком пытаются восполнить то, чего сами не могли иметь. Отношения в семье — отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.

6-я стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себё, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу. Семья — реанимобиль — это функциональная модель. Семья, где есть подросток, должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.

Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после её прохождения происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.

7- я стадия — пожилой диады — все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда)

8- я стадия — пожилой монады — после смерти одного из супругов.

Психология семьи как система

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Самые распространённые направления — системное семейное консультирование и системная семейная терапия.

Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы — организмический взгляд на мир. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе и семья.

Постулаты этой теории систем:

  1. Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит. Семья не состоит из мамы, папы и ребёнка. Все эти элементы присутствуют, но семья как система — нечто большее.

  2. Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.

С точки зрения теории системы семья представляет собой открытую систему. Закрытые системы — те, которые функционируют автономно. Открытые — которые для своей жизнедеятельности нуждаются в обмене с окружающей средой. Что-то нужно отдавать в окружающую среду и что-то из неё принимать. Чтобы семье выжить — она существует в социуме и она должна взаимодействовать с элементами социума. Если этого нет — системе начинает чего-то не хватать. Функции семьи могут нарушаться.

Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.

Семья также является и первичной системой по отношению к каждому входящему в неё элементу. Это значит что закономерность, по которым существует семья могут отличаться и не соответствовать тем закономерностям, по которым существуют её элементы — члены семьи. То что происходит в семье часто не зависит от намерений людей а регулируется свойствами системы как таковой. Родители хотят хорошего в воспитании детей, а по факту получается другое. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными (семья первична) и подчиняются правилу функционирования систем. Семья первична и находится над элементами её составляющими. Это положение носит практический характер. Психолог может много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять ничего, почему в этой системе возникают проблемы.

Если окружающая среда пытается воздействовать на семью, он должен учитывать её функционирование как системы. Главный принцип — опосредованное воздействие. Это значит, что семья как система больше элементов из которых она состоит, также она больше и психолога, хотящего что-то изменить в ней (психолог). Воздействие на один из элементов получит противодействие, направленное чтобы снивелировать действие психолога. Наркомания — проблема системы а не индивидуума. Ненаркоман для семьи — аномалия и система пытается восстановить старый статус.

Поэтому все интервенции, которые используют люди для помощи, носят опосредованный характер. Фрейд (случай маленького Ганса) описал первым. Общение с одним членом семьи чтобы помочь другому. Агрессивность ребёнка может исчезнуть не путём прямого воздействия на ребёнка, но путём воздействия на родителей. Работа с детьми до 4-х лет мало целесообразна. Поэтому родители более подходящая среда для воздействия — опосредованный способ воздействия.

Семья является системой связанной с другими также и в продольном разрезе. Системы семьи жены взаимодействуют с системой семьи мужа, поэтому многие закономерности в новой семье не изобретены заново, но приходят к нам из прошлых систем. Поэтому важно владеть техникой генограмм. Напоминает гениологическое древо. С помощью генограмм удаётся записать и описать характер взаимоотношений людей в поколениях и выявить основные стереотипы в отношениях, которые передаются и воспроизводятся в поколениях. Носят характер передачи стереотипов путём воспроизведения семьёй стереотипов родительских семей. Например, передача стереотипа алкоголизма. Какие-то нерешенные проблемы в родительской семье, в качестве какой-то формы поведения воспроизведутся в следующей семье. Например, у матери и сына был хронический конфликт. Мать сына недолюбливала. Сын чего-то недополучил от матери. Их отношения стали сложными и он ушел из семьи, чтобы создать новую семью. Он её создаёт, но в отношениях с женой он воспроизводит тот же конфликт, который был с матерью.

Теория дифференциации: если есть дисфункция по вертикали (между поколениями), она обязательно воспроизведётся по горизонтали. Верджиния Сатир — первый психолог, ставший воздействовать на всю семью, а не по отдельности. Сальвадор Минухин — психология семьи. Он изучал структуру семьи и обнаружил, что структура отношений в семье серьёзно влияет на жизнедеятельность семьи и её деятельность. Динамика семейной жизни зависит от структуры отношений в семье. Коалиция — важнейший элемент взаимоотношений. Коалиция — образование, создаваемое внутри системы, которое в зависимости от их характеров может либо способствовать развитию семьи либо приводить к её дисфункции. Закономерность: вертикальные коалиции в семье являются дисфункциональными, горизонтальные — функциональными. Коалиция у мамы с бабушкой против мужа, феномен тёщи и пр. — дисфункциональная.

Во многих семьях структура взаимоотношений нарушена так, что одни элементы систем находятся близко, а другие дальше. Тактика сближения и воссоздание супружеской коалиции.

Существует 2 основных закона, которым семья как система подчиняется:

  1. Закон гомеостаза

  2. Закон развития

Оба эти закона существуют и действуют одновременно

Закон гомеостаза — любая система стремится сохранить существующее положение любым путём. Причем этот закон относится как к функциональным семьям, так и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

Закон развития — любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития:

1 — стадия монады — добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правилами родительской семьи. Аналогичное с женской части.

2 стадия — стадия диады. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договориться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей.

Здесь важно помнить, что есть правила лёгкие — внешние правила жизни и трудные правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам связанным с самооценкой. Пример, ситуации когда муж работает а жена нет — вопрос — как ей будут доставаться финансы или когда жена сталкивается с правилами семьи мужа (отмечать дни рождения бурно по понятиям жены и противоположное по мужу).

Дистанция между двумя в диаде очень близкая

3-я стадия — триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов — дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребёнка — это символический развод с мужем. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.

4-я стадия — квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка. Синдром детронизации — младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему всё а мне ничего. Здесь надо вновь договориться кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

5-я стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го класса ребёнок попадая в школу справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.

Выход в школу оказывается проверкой для гиперсоциализированных семей также, т.е. семей которые живут по социальным правилам как все. Когда поведение ребёнка становится не стандартным, то он легко может превратиться в так называемый позор семьи. Обычно это связано с теми желаниями, которые оказались неисполненными у самих родителей. Ребёнком пытаются восполнить то, чего сами не могли иметь. Отношения в семье — отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.

6-я стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себё, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу. Семья — реанимобиль — это функциональная модель. Семья где есть подросток должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.

Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после её прохождения происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.

7-я стадия — пожилой диады — все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда)

8-я стадия — пожилой монады — после смерти одного из супругов.