17.Социально-педагогические взгляды и деятельность А.С. Макаренко
Социально-педагогические взгляды в деятельности А.С. Макаренко.
В труднейших условиях хозяйственной разрухи разработал и воплотил систему воспитания педагогически запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войн и социальных бедствий. В основе педагогики Макаренко — теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде.
Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: “Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему”.
Деятельность колонии им. Горького отражена в прозе Макаренко: “Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях”. Воспитанию в семье посвящена его “Книга для родителей”.
Наследие педагога и писателя А.С. Макаренко обычно ассоциируется прежде всего с понятием «коллектив». Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов.
Исследования показывают также, что, используя термин «коллектив», А.С. Макаренко и в последующем, в конце 20-х годов и в 30-е годы, — не отказался от того его смысла, который он имел в виду, прибегая ранее к другим терминам: традиционному — «община» и новому — «коммуна».
Обращение сейчас к термину «община» вносит много нового, принципиально важного не только в макаренковедческие исследования, но и в разработку проблемы коллектива вообще, а через нее — в разработку фундаментальной социально-гуманитарной проблемы взаимоотношения личности и общества с позиций различных социально-этических систем и лежащих в их основе ценностей.
В работе, относящейся к марту 1923 года, А.С.Макаренко отметил: очевидные к тому времени воспитательные достижения его колонии им.М.Горького (1920 — 1928 годы) определяются тем, что с самого начала это учреждение встало «на правильный путь» -«путь трудовой общины, определенно прогрессирующей в разных областях ее жизни» В феврале 1924 года он в своем отчете отразил еще один аспект: «Общее развитие воспитательной системы колонии совершалось по прежнему плану: от авторитарно-требовательного тона к рабочему самоуправлению».
В документе от 1 января 1925 г. говорится: «…Колонийская коммуна представляет собой крепко спаянную, очень дисциплинированную рабочую общину, но в то же время с постоянным веселым и оживленным настроением. Хотя колонийская дисциплина очень требовательна, нам почти не приходится применять наказаний».
В авторских материалах А.С. Макаренко 1922 — 1925 годов отмечается: колония «живет тесной общиной»; на основе коллективной трудовой организации «удалось создать крепкую и дружную семью и найти интересные и оригинальные формы внутренней организации»; «Воспитанники и воспитатели к настоящему дню представляют тесную рабочую семью, проникнутую взаимным уважением и преданностью друг другу… В области общинного труда воспитанники колонии являются убежденными хозяевами и прекрасными работниками, сознательно могущими переживать гордое сознание трудящегося и презирать дармоеда». Применяется выражение: «рабочее сообщество».
Опираясь на педагогический успех трудовой колонии им.М.Горького и трудовой коммуны им.Ф.Э.Дзержинского (1927 — 1935 годы), А.С.Макаренко предпринял пять попыток расширения и дальнейшего развития своего социально-педагогического опыта. В разработанных им проектах (1925, 1927, 1929, 1935 — 1936 годы) четко обозначены идеи, которые лежат в основе его педагогического творчества и, которые ему удалось успешно осуществить далеко не в полной мере и не так, как он этого хотел.
Он указывал на неэффективность «мелких воспитательных предприятий», настаивал на необходимости «мощных очагов воспитания» (на 10 — 12 тыс. воспитанников). Они должны быть основаны на «экономном и точном расходовании личных и материальных сил в условиях крупного производства и сложного коммунального быта». Насколько серьезными и достаточно обоснованными были эти его масштабные проекты, говорит тот факт, что в сентябре 1928 г. в Украинском ЦИКе возник план поручить А.С.Макаренко организацию на границе с Афганистаном сети колоний для беспризорных детей на 40 тыс. воспитанников, взятых из Украины.
В основу воспитания он положил не «логику труда», а «логику хозяйства», которое «должно отличаться развитием, мощностью, прибыльностью, веселым тоном».
Характерные черты макаренковской общины-коллектива определяются также составом и численностью воспитанников. Это преимущественно беспризорные дети и несовершеннолетние нарушители, большей частью «полусироты» и «семейные дети», а в последние годы педагогической работы А.С.Макаренко — подростки вообще «без воровского стажа», практически не жившие «на улице». Контингент его воспитанников в среднем составлял от 50 до 500 человек. Соотношение числа воспитанников и педагогов, обслуживающего персонала, мастеров производства и квалифицированных рабочих в оптимальном варианте выражалось как 3 : 1.
Макаренковское наследие — уникальный в истории педагогики результат органического сочетания длительной (25 лет) и необычайно успешной практической педагогической работы, теоретической деятельности в педагогике и художественно-эстетического освоения педагогической действительности. Опираясь на эти три главных метода познания в их единстве, А.С.Макаренко вплотную подошел к воспитанию и развитию целостной человеческой личности, в гармонической связи трех ее главных начал: практически-волевого, эмоционально-эстетического и интеллектуально-научного.
Социальная педагогика Макаренко
Характеристика деятельности А. С. Макаренко и его методы воспитания
Опыт педагогической деятельности А.С. Макаренко, по воспитанию и перевоспитанию трудных детей, признан во всем мире.
Свою педагогическую деятельность А.С. Макаренко начал в 1920 году, когда ему было предложено возглавить детскую колонию. В первые годы работы он разрабатывает принципы взаимоотношений между педагогами и воспитанниками:
- Равные права и обязанности детей и взрослых
- Строгая организация труда
- Значимость общественного мнения в лице общего собрания коллектива и совета командиров
- Четко установленный перечень проступков, считающихся серьезными: уклонение от выполнения работы, лень, нарушение интересов коллектива, оскорбление товарищей.
В рамках своей теории А.С. Макаренко резко отрицательно высказывался против превращения процесса воспитания подрастающего поколения в игру возрастных психологических, биологических и иных симпатий. Так же он выступал против коммунистических методов воспитания, основанных на «политической бдительности» и «коммунистической направленности».
Замечание 1
Суть метода А.С. Макаренко заключалась в том, что в процессе воспитания необходимо учитывать не только позицию воспитанника, но и позицию общества. При чем, позиция общества должна быть более предпочтительнее.
Общественность воспитания проявляется в том, что оно является коллективистским. Исходя из этого, А.С. Макаренко подчеркивал, что каждый ребенок должен выступать в обществе не просто как носитель личного совершенства, а в первую очередь как честный и добрый человек. Он, прежде всего член определенного коллектива, и отвечает не только за свои поступки и поведение, но и за своих товарищей. В настоящее время такое понимание является «старомодным», так как современное воспитание направлено на развитие личности и индивидуальности. Однако, в общем мысль А.С. Макаренко не стоит игнорировать, так как воспитание в первую очередь должно формировать члена общества способного нести ответственность перед собой и перед другими людьми.
Большое значение А.С. Макаренко придавал общественному мнению. Именно оно имеет большое значение в воспитании ребенка, так как способно закалить характер воспитанника, воспитать волю, твердость, несгибаемость, чувство гражданской чести и долга.
Основным показателем того, что воспитание имеет социальное значение, согласно А.С. Макаренко, является то, что воспитание осуществляется не только в семье, но и на государственном уровне (детские сады, школы и т.д.). Именно в семье закладываются основные черты характера ребенка, и создается фундамент его воспитанности. Воспитание, организованное государством, направлено на формирование нравственных правил поведения и последующей социализации ребенка в обществе.
Концепция социального воспитания А. С. Макаренко
Замечание 2
Концепция социального воспитания А.С. Макаренко основана на формировании личности ребенка, исходя из тех социальных условий, в рамках которых он существует.
Согласно данной концепции А.С. Макаренко считал, что в условиях трудовой колонии реально воспитать нового человека, советского гражданина и коллективиста.
Формирование педагогической теории А.С. Макаренко осуществлялось в условиях становления советского государства, где процесс воспитания был политизирован. Педагог считал, что только воспитание, основанное на коллективизме, может противостоять мещанству и иным порокам воспитания. Это связано с тем, что, по его мнению, коллективное воспитание дает возможность личности раскрыть свои способности и задатки в коллективе и на его благо.
Основные методы коллективистского воспитания А.С. Макаренко видел в:
- Соревновательности
- Общественном мнении
- Поощрении
- Наказании
Несмотря на то, что А.С. Макаренко предусматривал воспитание личности в коллективе, он при этом не унижал и не принижал личность каждого своего воспитанника. Основным принципом его педагогики было «Как можно больше уважения, как можно больше требований».
Большое внимание А.С. Макаренко уделял воспитанию у ребенка сознательности и дисциплины. В настоящее время актуальным остается теоретическая разработка ответственности, которую А.С. Макаренко внедрил в практику формирования социально-ответственной личности.
Именно А.С. Макаренко впервые дал точную формулировку отношениям ответственной зависимости и сути ответственных связей. Кроме того, он уделил большое внимание вопросу разграничению понятий «коллективная ответственность», «воспитание ответственности» и «ответственность перед коллективом». Каждое из понятий приобрело свой индивидуальный смысл и значение в формировании личности ребенка.
Все указанное является далеко не полным списком тех проблем, которые были решены А.С. Макаренко в рамках социальной педагогики и общественного воспитания детей. Вклад, который А.С. Макаренко внес в развитие социальной педагогики, является неоценимым, а высказанные идеи актуальными и в настоящее время. Опыт педагога можно переосмысливать и развивать в рамках современной системы воспитания и потребностей, которые предъявляются обществом к подрастающему поколению.
Разработанные А.С. Макаренко принципы воспитания в коллективе и через коллектив, имеют большое значение для любого вида коллектива – трудового, учебного, семейного и т.д., а также для любой социальной общности, где имеются проблемы формирования социально активной и ответственной личности.
Заслугой А.С. Макаренко является теоретическое обоснование и практическое доказательство того, что исходным для формирования человеческой личности является создание коллектива. Именно созданию коллектива он придавал решающее значение в педагогической и воспитательной деятельности
Выделяют ряд актуальных для современного социального педагога идей А. С. Макаренко:
- умение создавать детский коллектив, объединенный разумным, творческим, производительным трудом;
- создание детского самоуправления, различные формы которого были школой для каждого воспитанника;
- создание особых отношений между воспитанниками и воспитателями;
- широкий круг методов в создании коллектива.
4.
А.С. Макаренко (1888-1939), педагог, писатель. Его социально-педагогические взгляды — существенный вклад в развитие социальной педагогики как науки.
Родился 13 марта 1988 г. в с. Белополье (ныне Сумская обл.) в семье рабочего железнодорожных мастерских. Окончил городское четырехклассное училище в Крюкове (вблизи Кременчуга) и педагогические курсы при нем. Учительскую деятельность начал в 1905 году с работы в Крюковском училище, затем работал в школе ст. Долинская, что на Херсонщине. В период 1914 — 1917 гг. учился в Полтавском учительском институте. Снова учительствовал в Крюкове и Полтаве. В 1920 г. Макаренко поручили организовать вблизи Полтавы в с. Ковалевка колонию для несовершеннолетних правонарушителей. За период работы в этом заведении он создал принципиально новую систему воспитания, а само заведение стал известным во всей стране. В 1921 г. колонии присвоили имя Горького.
В 1927 г. Макаренко принимал участие в организации детской трудовой коммуны им. Дзержинского в Харькове и впоследствии возглавил ее. Здесь он также вводил свою воспитательную систему. В 1985 году оставил коммуну. Его назначили заместителем начальника управления детскими исправительными колониями в НКВД. С 1937 г. переехал в Москву, где занимался литературной работой и чтением лекций на педагогические темы для учителей, родителей и общественности. Умер выдающийся педагог 1 апреля 1939 года.
Макаренко оставил богатое педагогическое наследие, написал более 150 произведений (романы, повести, сценарии, научно-педагогические статьи). Наиболее известными являются “Педагогическая поэма”, “Книга для родителей”, “Методика организации воспитательного процесса” и др.
Развивая учение о цели воспитания, Макаренко указывал, что педагог должен иметь перед собой программу человеческой личности, которая охватывает весь смысл личности (внешняя поведение, внутренние убеждения, гражданское и политическое воспитание и знания). Исходя из условий времени и будучи его продуктом, Макаренко цель воспитания усматривал в подготовке культурного человека, активного гражданина, который должен получить образование, желательно среднюю квалификацию, быть политически развитым, дисциплинированным с развитым чувством долга и понятием чести, хозяином и организатором.
Стержнем педагогики Макаренко является социально-педагогическое учение о коллективе.
Во коллективом понимает не случайное собрание людей, а такое, которое объединено общей общественно-ценной целью, совместной деятельностью по достижению этой цели, где имеются органы самоуправления и координации и существуют отношения ответственной зависимости.
Кроме этих существенных признаков коллектива важным условием его существования называет контактность: члены коллектива должны знать друг друга и иметь о каждом личное мнение.
Для правильной организации коллектива важным является вопрос о его структуре. Макаренко считал, что структура коллектива должна быть. с несколькими операционными системами и динамичной
Важным структурным звеном общего коллектива Макаренко называет первичный коллектив. Первичный коллектив это социальная микросреда, которое создается специально для связи между отдельной личностью и коллективом, в котором отдельные его члены находятся в постоянном, деловом, товарищеском, бытовом и идеологическом объединении. Именно первичный коллектив, по мнению Макаренко, должен первым представлять и защищать интересы личности, первым реагировать на ее поступки и поведение. К организации первичного коллектива Макаренко ставил определенные требования: полная управляемость (содержать не более 15 членов, чтобы не возникали более мелкие объединения неформального характера), социальная нейтральность (быть не менее 7 человек, чтобы не превратиться в группу друзей-приятелей), преемственность поколений и возможность накопления традиций (организация тесного взаимодействия детей разного возраста).
В коммуне им. Дзержинского первичные коллективы-отряды организовывались по принципу объединения детей разного возраста. Такая организация давала больший воспитательный эффект. В старших забота о младших и ответственность за них воспитывали необходимые для советского гражданина качества: внимание к человеку, великодушие, требовательность, качества будущего семьянина и много других.
Организация первичных коллективов осуществлялась в форме производственных отрядов.
В структурном построении коллектива Макаренко важное место отводил организации его руководства. Это вопросы он решал прежде всего через развитие органов самоуправления, самым главным условием существования которых была их регулярная действенность. Наивысшим таким органом в коллективах Макаренко были общие собрания коллектива, которые решали большинство вопросов. На этих собраниях избирались рабочие органы самоуправления: совет коллектива, санкомісія, хозяйственная комиссия и уполномоченные. Совет коллектива составляли командиры первичных отрядов, которые избирались на общем собрании, администрация заведения и представители комсомольской и пионерской организаций.
А.С. Макаренко уделял значительное внимание развитию у воспитанников гражданских качеств, что прослеживается даже в его размышлениях об особенностях работы в коллективе. В частности, он отмечает: “В первый год я, как педагог-начинающий, сделал обычную ошибку. Я обращал внимание на человека, что выпадала из коллектива. У меня был неправильный взгляд, направленный в самые опасные места, и я за эти опасные места брался. Естественно, что моим особым вниманием пользовался тот, кто воровал, тот, кто хулиганил, кто идет против коллектива, кто хочет убежать, то есть то, что выпадало из коллектива…
В течение последних лет я сменил такой тон. Я увидел, что самым опасным элементом в моей работе является не то, что привлекает к себе мое особое внимание, а тот, кто от меня прячется.
Почему мне пришла мысль об этом? Потому что уже сделал 15 выпусков, и я следил за этими выпущенными и видел, что многие из тех, которых я считал самыми опасными и плохими, в жизни ведут себя активно, по-советском, иногда делают ошибки, но в целом они удовлетворяли меня вполне как продукт воспитания. А те, кто пряталась от меня и были незаметны в коллективе, в жизни иногда ведут себя совсем как мещане: рано женятся, заводят “семейку”, устраиваются с помощью всевозможных способов на работу, из комсомола выходят, теряют всякий общественный долг, превращаются в серые существа…” (7, 157 — 158).
А.С. Макаренко пытался каждого ребенка убедить, что он не столько педагог, сколько учит, чтобы она была грамотной, работала на производстве. Меньше всего Антон Семенович пытался показать питомцу, что он только питомец, то есть явление только педагогическое, а не общественное и не личное. Его подопечный это прежде всего гражданин, а он, педагог, руководит жизнью с его же, воспитанника, помощью.
В своих заведениях Макаренко внедрил методику параллельной педагогического действия. Суть данной методики заключается не в прямом влиятельные воспитателя на личность воспитанника, а через первичный коллектив, к которому этот воспитанник входит. Эта методика позволяет снять сопротивление ребенка воспитательным воздействиям, поскольку позиция педагога является скрытой.
А.С. Макаренко предложил классификацию коллективов по стадиям развития, выделяя при этом следующие четыре стадии:
— первая коллектива еще нет, руководитель вынужден выступать в роли “диктатора”;
— вторая выделяются активисты, которые поддерживают руководителя и берут на себя часть его полномочий;
— третья коллектив полностью сложился, большинство функций руководителя переходит в органы самоуправления;
— четвертая каждый находится на уровне самовоспитания, ставя коллективную требованию сам к себе.
Важным условием развития детского коллектива Макаренко называл “закон движения вперед”. Этот закон означает то, что воспитательную работу надо строить так, чтобы непрерывно росла потребность творить нечто новое. В этой связи Макаренко разработал систему перспективных линий, которая ставила перед воспитанниками далекие и близкие цели, позволяла жить коллектива напряженным, целеустремленным жизнью. Эта система выглядела так: близкая перспектива вера в завтрашнюю радость, средняя перспектива проект коллективного действия, несколько отдаленной во времени; далекая перспектива будущее питомца или будущее заведения.
Большое значение в сплочении коллектива Макаренко отдавал традициям, которые дают возможность сохранить опыт прошлых лет и осуществить преемственность поколений. Они являются тем коллективным законом, который регулирует поведение и избавляет от необходимости решать каждый раз, как действовать. Живя за установленными традициями, воспитанники чувствуют себя в обстановке особого коллективного закона, гордятся им и пытаются его улучшить.
Воспитание в коллективе Макаренко совмещал с правильно поставленным трудовым воспитанием. После долгих размышлений он пришел к выводу, что “труд без образования, что идет рядом, без политического и общественного воспитания, идущих рядом, не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека работать сколько угодно, но когда одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и морально, когда она не будет принимать участия в общественной и политической жизни, то эта работа будет просто нейтральным процессом, что не дает положительного результата.
Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы” (7, 103).
Макаренко был сторонником производственной (сельскохозяйственной и промышленной) труда, считал, что только в такой труда производится правильный характер человека, воспитывается ответственность за свою работу, которая является частью общей коллективной работы. В своей воспитательной деятельности использовал и другие виды детского труда: самообслуговуюча, ремесленная, бесплатная общественно-полезная в порядке шефства и т.д. Чтобы труд осуществляла правильный воспитательное воздействие на детей, она, по мнению Макаренко, должна быть посильной, результативной, осмысленной, творческой, педагогически целесообразной, коллективной.
Деятельность Макаренко по организации труда в детских исправительных учреждениях может служить примером для социальных работников, которые стремятся преодолеть бедность.
В колонии им. Горького выдающийся педагог вводил трудовой принцип как раз по необходимости, через бедность и лишения.
“В колонии им. Горького просто через нужды я спешил перейти к производству. Это было сельскохозяйственное производство. В условиях детских коммун сельское хозяйство почти всегда дает убытки. Мне посчастливилось в течение двух лет, и то только благодаря исключительным знаниям и умению агронома, прийти к рентабельного хозяйства, и не к зернового и животноводческого. Главной ареной у меня была свинарня. В последние годы мы имели до 200 маток и производителей и несколько сот молодняка. Это хозяйство было устатковане по последнему слову техники. Был специально построен свинарню, в которой чистота была, приобрети, не меньше, чем в комунарівських спальнях. Свинарню мыли с помощью развитой системы водопроводов и отливов, стоков и кранов, где даже не было запаха…” (7, 175).
Бедность, нужда, голод побудили Макаренко к организации производства в коммуне им. Дзержинского. “Мне пришлось начинать работу в очень тяжелых условиях в колонии им. Ф.э.дзержинского, значительно более тяжелых, чем в колонии им. Горького, где все-таки был смета” (7, 177).
Очень помогла в налаживании производства в коммуне энергичность и предприимчивость заведующего производством Соломона Борисовича Когана.
“Придя в коммуну, он сказал:
Как? 150 коммунаров, 300 рук не могут заработать себе на суп! Как это может быть? Они должны уметь зарабатывать себе на жизнь, иначе и не может быть” (7, 178-179).
Начав с некоторой трудовой авантюры, вскоре коммунары изготавливали мебель. Но на деревообрабатывающей деле не остановились. Поскольку коммуна приобрело вид серьезного предприятия, то банк доверил заем на строительство. В 1931 г. был построен крупный завод металлообрабатывающей промышленности, что изготовлял очень сложные машинки, которые к тому времени были импортными. Эта работа была столь успешна, что началось строительство завода фотоаппаратов.
А.С. Макаренко пришел к выводу, что работа, которая не подразумевает создания ценностей, не является положительным элементом воспитания, потому что труд так называемая учебно-производственная, и та должна исходить из представления о ценностях, которые труд может создать (7, 175).
Социальные педагоги могут использовать на современном этапе идеи А.С. Макаренко относительно преодоления негативных социальных явлений, исправления девиантного поведения подростков. Им решительно преследовались хулиганство и насилия над слабее. В таких случаях использовались моральные формы осуждения. В случае кражи, и в случае пьянства общее собрание коллектива могли вынести постановление о задержании выпуска из учреждения до определенного срока, о занесения в личное дело. Однако в отдельных случаях за кражи воспитанников отдавали в суд. И немедленно арестовывали.
Макаренко предупреждал, “надо взять за правило такое: ни один поступок воспитанников не должен быть незамеченным. В учебно-воспитательной части надо постоянно регистрировать все нарушения дисциплины” (6, 45).
По мнению А.С. Макаренко, никаких особых методов по беспризорных принимать не надо. Но ему удалось за очень короткое время довести своих воспитанников к состояния нормы и дальнейшую работу с ними проводить как с нормальными детьми.
Социальный педагог в лице Макаренко проявляется в его глубоком убеждении, что в его стране “воспитанию подлежит не только ребенок, не только школьник, а каждый гражданин на каждом шагу. Подлежит воспитанию или в специально организованных формах, или в формах широкого общественного воздействия. Каждая наше дело, каждая кампания, каждый процесс в нашей стране всегда сопровождается не только специальными задачами, но и задачами воспитания” (7, 99).
А.С. Макаренко уделял внимание воспитанию гражданских качеств детей в семье. Он подчеркивает, что в семье растет будущий гражданин, будущий деятель, будущий борец. Надо ясно осознавать свои собственные родительские желание. Или вы хотите воспитать настоящего гражданина Советской Страны, человека знающего, энергичную, честного, преданного своему народу…? Или вы хотите, чтобы ваши дитиня вышел мещанин, жадный, трусливый, какой-нибудь хитренький и мелкий делец? Потрудиться, подумайте хорошо над этим вопросом… (5, с.259). А.С. Макаренко предостерегает родителей, что если они воспитают плохого человека, горе от этого будет не только им, но и многим людям и всей стране. Стыдно должно быть давать обществу плохих или вредных людей.
Есть родители, которые отделяют семейные дела от общественных дел. Но их активность в обществе или на работе должна указываться и в семье: “Все, что творится в стране, через вашу душу и ваше мнение должно приходить к детям”. (5, 259).
В семейном воспитании собственное поведение родителей — решающая вещь. “Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ней разговариваете или поучаете ее, или велите ей. Вы воспитываете ее в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или скучаете, как вы ведете себя с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, все это имеет для ребенка большое значение…
Родительская требование к себе, родительская уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом вот первый и самый главный метод воспитания!
А тем временем приходится иногда встречать таких родителей, которые считают, что надо знать некий особо хитрый рецепт воспитания детей, и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки злейшему лежневі, он с помощью рецепта воспитает трудолюбивом человеке; если дать его мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина, в руках лжеца он также совершит чудо, и ребенок вырастет правдивой.
Таких чудес не бывает” (5, 260).
В “Книге для родителей” содержится много полезных советов по воспитанию трудолюбия в семье, совершении полового воспитания, формирования культурных навыков и т.д.
Опыт А.С. Макаренко как социального педагога, уникальный. Мало кто в истории социальной педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию в практику и добиться впечатляющих результатов, имея дело с трудными подростками. Есть статистика: за 15 лет своей работы (1920 1935 гг.) через коллективы, созданные Макаренко, пришло около 3000 правонарушителей и бездомных, стали достойными людьми, квалифицированными специалистами. Восхваление Макаренко началось еще в 30-е гг., и долгое время он считался одним из наиболее выдающихся отечественных педагогов. Его имя и труды широко известны за рубежом. В конце 80-х 90-х годов ХХ в. отдельные взгляды Антона Семеновича подвергались критике. Были опубликованы критические статьи Г.Ващенка по поводу деятельности А.С. Макаренко. Однако достижения воспитательной системы Антона Семеновича являются неоспоримыми, а социально-педагогические идеи актуальны на современном этапе, когда обострились социальные проблемы общества.
12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко с 1920 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. В 1926 г. колония переведена в Куряж, под Харьков (Колония имени М. Горького).
С 1927 г. совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом.
С 1928 г. заведующий коммуной, с 1932 г. начальник педагогической части.
Осенью 1936 г. возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом.
А.С. Макаренко прошёл сложный путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека. В своих учреждениях он создавал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производительным трудом.
Ядро учения А.С. Макаренко – теория воспитательного коллектива. В коллективе формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал:
– вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нём, взаимоотношений с личностью ребёнка и связи с другими коллективами;
– методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.
А.С. Макаренко установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, а их восстановление выправляет его развитие. Суть воспитания – состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата.
А.С. Макаренко наполнил понимание коллектива новыми элементами. Организационно-педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление
А.С. Макаренко много места отводил эмоциональному настрою воспитанников, мажорному тону их жизни, которые сплачивали детей, создавали оптимистическую атмосферу в коллективе.
Сформулировал «метод параллельного педагогического действия». В противовес «парному воспитанию» (взаимодействие одного наставника и одного ребёнка) он включал в процесс воспитания как педагогов, так и воспитанников. Критерием оценки поведения учащихся становится не только личное мнение педагога, но и интересы коллектива.
Описал метод «перспективных линий» в детской жизни. Показал, что воспитывать человека – значит воспитывать умение находить перспективные пути, на которых его ждёт «завтрашняя радость». С изменением образа жизни коллектива, его развитием выдвигаются новые условия, близкие и дальние цели. На смену требованию педагога приходит общественная требовательность, которая затем перерастает в требование личности к себе самой.
Определил стадии развития коллектива:
– создание;
– становление;
– сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями.
Остановка процесса совершенствования коллектива может привести к скрытым вначале процессам обратного движения, к формализму, исчезновению интереса к общественным делам и т.п. Для преодоления таких явлений Макаренко иногда использовал метод «педагогического взрыва», выражающийся в коллективном гневе, общем осуждении, бойкоте и т.п.
Учение А.С. Макаренко иногда называют «педагогикой событий», т.е. организацией воспитательных ситуаций в жизни ребёнка, имеющих поворотное значение для его развития. Он считал, что в коллективе, в котором внешне ничего не происходит, в действительности идёт скрытое накопление воздействий, грозящих возникновением не предусмотренных педагогом событий.
Теория педагогической логики – основа методики воспитательной работы с коллективом и личностью. Во всяком опыте А.С. Макаренко ценил не только его практический эффект, но и его «логическое торжество» – предвидение и реальную последовательность фактов, которые должны привести к ожидаемому результату. Считал, что детей, совершивших правонарушения, нельзя воспитывать без дисциплинарных воздействий (физические наказания он отрицал). Но наряду с дисциплинарным наказанием равноправным средством воспитания считал и поощрение.
В трудах А.С. Макаренко встречаются выражения «логика требования», «логика труда», «логика дисциплины» и т.д. Логика педагогического процесса, по А.С. Макаренко, должна быть до конца целесообразна, имея в виду не обычный житейский здравый смысл, а целесообразность, которую наука рассматривает как объективное явление, присущее самоуправляющимся системам.
В его трудах разработаны важнейшие вопросы семейного воспитания, в т.ч. структуры семьи, её культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счёте определяют успех воспитания детей.
Педагогический опыт А.С. Макаренко, его педагогические взгляды отражены в художественном творчестве: деятельность Колонии им. М. Горького описана в «Педагогической поэме»; Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского – в повести «Флаги на башнях»; воспитанию в семье посвящена «Книга для родителей»
« Педагогическая деятельность и взгляды А.С. Макаренко»
ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»
РЕФЕРАТ
« Педагогическая деятельность и взгляды
А.С. Макаренко»
Выполнила: Ерофеева Юлия Игоревна
22 группа 2014 год.
Проверила: Куракина И.Н.
МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888- 1939)
БИОГРАФИЯ
Русский прозаик, публицист, педагог. Родился 1 (13) марта 1888 в г.Белополье Сумского уезда Харьковской губ. в семье рабочего-маляра. Родители: Отец — Семён Григорьевич, мать — Татьяна Михайловна, урожденная Дергачёва. У него были младшие сестра (умерла в детстве) и брат Виталий (1895—1983), впоследствии поручик, участник Брусиловского прорыва. Брат А. С. Макаренко — Виталий Семёнович в своей книге «Мой брат Антон Семёнович» пишет: «… несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100 % русским».
Доктор филасофии Гётц Хиллиг посвятил вопросу национального происхождения и национального самосознания А. С. Макаренко отдельное исследование, итоги которого представлены в докладе «К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко», где в целом подтверждаются как утверждение брата, так и русское самосознание Антона Семёновича. Хиллиг отмечает, что все произведения и личную переписку А. С. Макаренко вёл на русском языке. В то же время он знал и любил украинский язык, часто и уместно включал цитаты украинской речи в диалоги действующих лиц своих произведений. А. С. Макаренко также понимал и мог объясняться по-польски, о чём упоминает также Л. В. Конисевич в книге «Нас воспитал Макаренко» (глава о приезде польской делегации).
В 1904 окончил 4-классное училище в г.Кременчуге. Учился старательно и успешно. Очевидно, поэтому, когда закончил учебу, Семен Григорьевич сказал сыну: «Будешь учителем!» Слово отца, стало делом всей жизни Антона Макаренко. После окончания педагогических курсов, он начал, в 17 лет, работать в родном училище. В 1905–1914 преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 служил ратником в действующей армии, демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт, написав выпускное сочинение « Кризис современной педагогики». В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 году переехал в Полтаву.
· Жена — Галина Стахиевна Макаренко (Салько — до 09.1935) [1891—1962].
· Приёмная дочь — Олимпиада Витальевна Макаренко (дочь брата Виталия)
· Приёмный сын — Лев Михайлович Салько [1914—1957].
· Внучатая племянница А. С. Макаренко — Екатерина Васильева, советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.
Трудовая деятельность.
Имея реальные перспективы научной карьеры, избрал путь практической педагогики, работал инспектором Высшего начального училища в г.Крюков Посад Кременчугского уезда, заведовал начальным городским училищем в Полтаве. По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, где решил осуществить методику «горьковского отношения к человеку». Именно Горькому в 1914 Макаренко отослал на отзыв свой первый рассказ «Глупый день», а с 1925 состоял с ним в переписке. В 1928 Горький, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной, заметил в письме к Макаренко: «Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет ,мировое значение»., в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею с 1920 по 1928 год ,с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему.
Макаренко всячески стремился к тому, чтобы:
1. у каждого учащегося было хотя бы 2-3 «любимых» предмета в школе (кружка, секции, участия в театре, оркестре и т. д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах), по которым он(а) занимался с удовольствием.
2. добивался освоения посильных для данного человека уровней освоения каждого учебного «предмета» они могли быть как выше (подготовка к рабфаку), так и существенно ниже «общей» программы, то есть безделье также не поощрялось.
Большое значение для Макаренко имело понимание и поддержка его опыта воспитания и перевоспитания буквально с первых лет деятельности Колонии им. М.Горького со стороны рук НКВД Украины Всеволода Апполинариевича Балицкого . Именно благодаря последнему Макаренко после снятия с руководства Колонии им. Горького продолжил руководить схожим учреждением (Коммуной им. Ф. Э. Дзержинского) уже в составе НКВД (А. С. Макаренко был назначен руководить Коммуной в декабре 1927 г., то есть в течение полугода совмещал обе должности: в Коммуне и в Колонии). ). Ядром коллектива явились бывшие воспитанники Колонии имени М. Горького. Воспитательный процесс в коммуне строился на основе соединения обучения с производительным трудом (первоначально в мастерских, затем в производственных цехах)…В 30-х гг. передана в систему исправительно-трудовых учреждений.» , Коммуну им. Ф. Дзержинского можно охарактеризовать как «закрытое заведение профессионально-трудового обучения и производства», которое, кроме того, занималось перевоспитанием (реабилитацией, социализацией и коллективизацией) детей-правонарушителей.
В своем опыте Макаренко успешно соединял умственный труд с физическим, осуществляя одно из основных положений марксистской педагогики. Коммунары впоследствии, как известно, четыре часа в младших и пять часов в старших классах учились в общеобразовательной школе, а четыре часа работали на производстве с новейшим техническим оборудованием. Но решающее значение в становлении нового человека Сталинской эпохи имело, по мнению Макаренко, образование; об этом он много говорил и писал. Даже в колонии имени А.М. Горького, где в своё время работал А.С.Макаренко, в тяжёлые послереволюционные годы существовали школа в составе шести классов и группы подготовки на рабочие факультеты. Макаренко всячески расширял образовательные идеалы воспитанников.
Нельзя также не упомянуть о разнообразных секциях и кружках, которые существовали параллельно с основными учебными заведениями. Для девочек были открыты двери кружков по вышиванию, лепки (поделки из глины) и рисования. Мальчики, в основном, посещали планерные и технические кружки, которые существовали в тех же заводах и мастерских, на которых днём работали колонисты. Занятия проводились в вечернее время, поэтому никто из кружковцев не мешал работе.
Были открыты также различные спортивные секции (борьба, бокс и плаванье). Особо выделялась кавалерийская секция, где обучали основам верховой езды.
В коммуне проводился точный учет внешкольных занятий, в конце месяца представлялись сводки о работе каждого кружка и каждого кружковца. Руководил кружками клубный совет — орган комсомольской общественности. Клубный совет издавал газету «Резец»; её критические выступления в духе требовательной самокритики немало содействовали общественно-идеологическому воспитанию коммунаров.
М.Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку.
Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.
Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу, Макаренко, вопреки распространенной концепции врожденной доброкачественности или порочности людей, в духе коммунистического не просветительства исходил из принципа правильного воспитания как определяющего условия для формирования достойного человека. Доказывать это бескорыстный энтузиаст начал в полуразрушенных зданиях первой колонии на зыбучих песках, а с 1927 – под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Последовавшие вскоре беспрецедентные успехи педагога-новатора были основаны на использовании огромного воспитательного потенциала коллектива, сочетании школьного обучения с производительным трудом, соединении доверия и требовательности. Первые статьи Макаренко о колонии появились в 1923 в полтавской газете «Голос труда» и в журнале «Новыми стежками».
Работая учителем, Антон Семенович Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его внимание привлекают труды А. И. Пирогова, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, но особенно глубоко изучает он работы К. Д. Ушинского. После 9 лет педагогической деятельности Макаренко поступает в Полтавский учительский институт, который заканчивает, как и училище, только с отличными оценками по всем предметам.
С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.
Член Союза советских писателей (с 1934 года)..
Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Литературное творчество
В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки.
Огромное значение в жизни Макаренко сыграл А. М. Горький, для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет. Так, Ф. Э. Дзержинский занялся беспризорниками только после того, как М.Горький написал письмо В. И. Ульянову о необходимости срочно заняться этим вопросом. В последующие годы Горький помогает подготовить книгу о «гремевшей» в конце двадцатых годов Болшевской коммуне (Подмосковье) под руководством М. С. Погребинского , на основе опыта которой (коммуны) был снят всемирно известный фильм «Путёвка в жизнь». В этой коммуне так же, как у Макаренко, правонарушители перевоспитываются полезным производительным трудом, так же нет заборов и охраны. В этом смысле Макаренко для Горького был очередным примером передового опыта в воспитании.
Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935). Горький всячески настаивал на издании записок Макаренко о его опыте воспитания в виде книги, как известнейший писатель помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы «Педагогической поэмы», а затем и выпустил всю книгу под своей редакцией.
В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды. Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей. После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б)
Уже при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала,У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.
. В то же время Макаренко при жизни постоянно подвергался критике, в том числе весьма жёсткой.
Во-первых, его достижениям зачастую не верили («мальчики в сладком сиропе» — характерный отзыв о книге «Флаги на башнях», то есть «сказка, такого не бывает»).
Во-вторых, его подходы воспринимались чуждыми («Система Макаренко есть система не советская» — это уже оценка чиновников, приведённая в «Педагогической поэме» .
В-третьих, ему приписывалось постоянное рукоприкладство и жестокость. Именно на основе сообщений от подобных«доброжелателей» Н. К. Крупская выступила на съезде комсомола в мае 1928 г. с жёсткой критикой системы Макаренко (выступление было напечатано в «Комсомольской правде»), что имело целый ряд печальных , а порой и трагических, последствий не только для самого Макаренко (в самом скором времени уволенного из Колонии им. Горького), но и его последователей (например, для семьи С. А. и Г. К. Калабалиных).
Поэтому неудивительно, что произведения А. С. Макаренко появились в печати не в педагогическом издательстве, а в литературном. Об отношении официальной педагогики Макаренко говорит и то, что на его похоронах не было высоких педагогических чиновников.
Труды Антона Семеновича Макаренко
Романы и повести
1937 — Книга для родителей
1925 — 1935-Педагогическая поэма
1930 — Марш тридцатого года
1938-Флаги на башнях
Работы о воспитании:
Воспитание в семье и школе
Лекции о воспитании детей
Письмо пионервожатому
Проблемы воспитания в советской школе
Проблемы школьного советского воспитания
Методика организации воспитательного процесса (1936-1937)
Рассказы и очерки:
1937 — О человеческих чувствах
1937 — Из истории героизма
1940 — Преподаватель словесности
1938 — Доктор
1939 — Домой хочу
1937 — Случай в походе
1938 — Симфония Шуберта
1938 — Премия
1941- В библиотеке
1937 — В день Первого Мая
1937 — Три разговора
1938 — Незабываемая встреча
Педагогические идеи.
Макаренко создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют свое значение до сих пор.
Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.
Трудовое воспитание, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина.
Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счете, определяют успех воспитания детей.
Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.
А.С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработанный им принцип «параллельного действия», использовался в качестве важнейшего при воспитании личности в коллективе. Законов сплочения коллектива являлось стремление к достижению все более значимых общественных целей. Они объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому, создают мажорный тон в коллективе.
Для формирования устойчивого стремления к лучшему А. С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного, А. С. Макаренко и обеспечивала его постоянное продвижение вперед. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании личности, он указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель, но субъектом она становиться, только выражая интересы всего коллектива».
Вопрос 24. Педагогические взгляды а. С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко — советский педагог и писатель, подвергший острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, что буржуазная и мелкобуржуазная педагогика металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания».
В те годы, когда Макаренко начинал свою работу в колонии имени Горького, многие педагоги не освободились еще от идеалистического, слащавого отношения к детям в духе «свободного воспитания», Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми. «Дети — цветы жизни»,- любили повторять педагоги и многие родители, однако многие из них не дали себе труда задуматься над этими прекрасными словами, из которых вовсе не следует, что «нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать». Надо подумать, какие плоды могут развиваться из этих цветов. Следование мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.
Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.
С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.
Горячо выступал он против извращений в вопросе о трудовом воспитании. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Макаренко возражал против заимствованного некоторыми педагогами того времени из американской прагматической педагогики неправильного лозунга «труд как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний.
Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Он боролся за подлинную марксистско-ленинскую педагогическую науку, остро выступая против антимарксистских извращений в педагогике. Мы должны воспитать преданных социалистической Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.
Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все условия для расцвета творческих сил личности. Исходя из этого положения, Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.
А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение.
Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность.
Руководящим принципом всей педагогической деятельности Макаренко была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) — советский педагог и писатель, основоположник теории коллективного воспитания. После окончания Кременчугского городского училища и высших педагогических курсов при нем стал работать учителем железнодорожного училища на Украине. В 1914 г, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1917-1918 учебном году был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в г. Крюков, где с увлечением работал. В 1920 г. по поручению Полтавского губернского отдела народного образования организовал вблизи Полтавы «Трудовую колонию имени А.М Горького» для несовершеннолетних правонарушителей и стал ею руководить. Подростки и юноши, принятые в колонию, отличались недисциплинированностью, имели уголовное прошлое, не обладали навыками труда. Макаренко неустанно работал над созданием и воспитательного учреждения, и коллектива воспитанников. Его работа увенчалась настоящим успехом. В 1926 г. в образцовом учреждении, принимая и разделяя требования и правила проживания в колонии, безмерно уважая своего руководителя, воспитывалось 120 человек В этом же году колония переселилась в поселок Куряж вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. И этот результат был достигнут. С 1927 г. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. В конце 1928 г. педагог начинает руководить коммуной, где использовались новые методы трудового воспитания. Отметим, что А.С. Макаренко отводил трудовому воспитанию важнейшую роль в физическом, психическом, духовном развитии человека. «Участие в коллективном труде, — говорил А.С. Макаренко, — позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда». Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А.С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду. А.С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах и коммунарах умение заниматься любым видом труда, способствуя тому, чтобы труд постепенно становился источником творчества, предметом гордости и радости. В колонии имени А.М. Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), в коммуне имени Ф’Э, Дзержинского было организовано промышленное производство. Здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла (для этой цели были построены два первоклассных завода по производству фотоаппаратов и электрического инструмента). Это производство имело не только экономическое, но и педагогическое значение, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе (до тысячных долей миллиметра). Воспитанники работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе при коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы многие из них успешно выдерживали экзамены в вузы. За 15 лет работы (1920-1935) через коллективы, созданные Макаренко, прошло около 3000 правонарушителей 11 беспризорных, ставших впоследствии достойными людьми, квалифицированными специалистами. В 1937 г. Макаренко оставил педагогическую деятельность, переехал в Москву и посвятил себя литературной работе, в которой обобщил опыт педагогической деятельности в колонии имени А.М. Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского — «Педагогическая поэма» (1933-1935), «Флаги на башнях» (1938), художественно-педагогическое произведение по вопросам семейного воспитания «Книга для родителей» (1937). Он писал крупные произведения, ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями, горячо пропагандировал достижения педагогики. В его статьях, выступлениях, докладах, литературно-художественных произведениях отразилась система его педагогических взглядов. Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил, руководствуясь правилом — «как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему». А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился «проектировать» в человеке лучшее. Центральное место в педагогической системе Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе— «нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива». Он разработал законченную теорию организаций и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив, Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Выясняя воспитательную сущность коллектива, подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, nараллельное действие, которые были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. «Воспитать человека _. значит воспитать у него — говорил А.С. Макаренко, — перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы». Работа эта должна организовываться по «системе перспективных линий». Осознанная перспективы движения вперед — важнейшее условие, обеспечивающее сплоченность и развитие коллектива. По достижению поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед обществом. А.С. Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников. для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко охарактеризовал 3 стадии формирования коллектива. На первой стадии развития коллективав качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должны выступать единоличные требования-правила педагога к учащимся. Одним из важнейших дел на первом этапе развития коллектива является коллективное планирование содержания различных видов деятельности с учетом возможностей и интересов воспитанников. Задача педагога в этот период — организационное оформление коллектива, руководящая позиция в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности, оценке результатов. Показателями становления коллектива па первом этапе являются наличие целей и принятие их воспитанниками, общая деятельность, общая организация коллективных дел, перспективы, выделение действующего актива, формирование которого начинается с привлечения ребят, практически сразу принимающих требования педагога. Вторая стадия развития коллективахарактеризуется тем, что увеличивается численность и значимость актива — воспитанников, которые не только поддерживают требования учителя, но обеспечивают их доведение до коллектива, высказывают свои требования ко всем ребятам на общих собраниях, в своей группе. Так постепенно формируется общественное мнение. На второй стадии развития коллектива члены актива становятся. организаторами деятельности воспитанников, поскольку они входят в различные органы самоуправления (постоянные и временные). Влияние актива в жизни коллектива усиливается. Педагог оказывает активу необходимую помощь и поддержку, он решает следующие задачи: обучение актива, воспитание положительных качеств личности, формирование общественного мнения, закрепление положительных традиций. Вторая стадия развития коллектива считается состоявшейся, если актив и большинство членов группы принимают социально значимые цели и деятельность как свои, если деятельность для них имеет личностный смысл, если развивается самоуправление, складываются отношения ответственной зависимости между воспитанниками, формируется здоровое общественное мнение. На третьей стадии развития коллективачлены группы принимают общие требования и нормы, ценности. Требования предъявляются самим коллективом ко всем его членам, сформировано общественное мнение. Именно на этом этапе развития группы проявляется закон параллельного действия: члены коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны воспитывать новичков. Это этап, «когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой». В коллективе сложилась система самоуправления, при которой воспитанники наделены реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении. Главной задачей педагога и всего коллектива на этом этапе и в последующей жизни коллектива становится работа по созданию условий дня личностного роста и развития каждого, для развития способностей. А.С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Они всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед обществом. Родители должны проявлять К детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет. А.С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет подавления, когда в семье существует отцовский террор, устрашающий мать и запугивающий детей. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Одним из самых опасных ложных авторитетов А.С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным и резко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А.С. Макаренко подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами. А.С. Макаренко подчеркивал важнейшее значение игры, которая имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого «деятельность, работа, служба». Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек. Освещая вопросы методики игры, А.С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Макаренко отличал игры в дошкольном возрасте от игр малышей. Он говорил также об особенностях игр в старшем школьном возрасте. Говоря о руководстве детскими играми, указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина. Классифицируя игрушки, А.С. Макаренко выделял их следующие типы: — Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и т.д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Нужно, чтобы ребенок хранил эти игрушки не для того, чтобы ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации. — Игрушка полуготовая: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т.д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям. — Самый благодатный игровой элемент — это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии. В игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо комбинировать эти три типа игрушек, считал Макаренко. Не следует заставлять детей повторять только ТО, что делают с игрушкой взрослые, а также «забрасывать» их самыми различными игрушками. А.С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии педагогической науки. Его педагогический опыт уникален, как уникален и сам педагог. Макаренко был сильной, незаурядной личностью, творчески подходил к решению вопросов воспитания и обучения в новых социальных условиях. Он имел свою позицию по ряду вопросов, которую последовательно защищал. Он один из немногих, кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками. Последователями Макаренко являются многие прогрессивные педагоги мира. Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |