Социальные гендерные роли: Гендерная роль — Википедия – Социальные и гендерные роли в обществе

Содержание

Гендерная роль — Википедия

Jordmor jim- oslo.jpeg
110627-F-MY013-033.jpg
Мужчины и женщины разных стран в нетрадиционных гендерных ролях

Гендерная роль — совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, то есть принадлежности к женщинам, мужчинам или другому гендеру. Несовпадение поведения человека с гендерной ролью называется гендерной неконформностью. В разных культурах количество и конкретное содержание гендерных ролей существенно различаются, но есть и широко распространённые кросскультурные сходства

[⇨].

В науке нет единой точки зрения о том, в какой степени гендерные роли и их вариации определяются биологией и в какой — конструируются обществом[⇨]. Строго биологические теории происхождения гендерных ролей, в частности эволюционная психология, не подтверждаются эмпирическими данными[⇨]. В целом имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на гендерное развитие влияют не только биологические, но и когнитивные и социальные факторы[⇨].

Гендерные роли могут играть положительную роль для самооценки человека в случае, если гендерно-типичное поведение для него естественно и соответствует его самоощущению. Если же это не так, то гендерные роли и нормативное давление со стороны окружения становится источником стресса[⇨].

Гендерная роль и гендерная идентичность[править | править код]

Гендерную роль следует отличать от гендерной идентичности: первое понятие описывает внешние по отношению к человеку социальные ожидания в связи с его гендерной принадлежностью, второе — внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера. Гендерная идентичность и гендерная роль человека могут не совпадать — в частности, у трансгендерных людей и интерсекс-людей. Приведение гендерной роли в соответствие с гендерной идентичностью представляет собой часть трансгендерного перехода.

В современных обществах господствует бинарная гендерная система — способ социальной организации, при котором люди разделяются на две противоположные группы — мужчин и женщин. Бинарная гендерная система подразумевает жёсткое соответствие между приписанным при рождении полом и гендерной ролью, а также другими параметрами (в частности, гендерной идентичностью и сексуальной ориентацией). Как свидетельствуют антропологические исследования, установление такого соответствия не универсально: во многих культурах биологический, в частности анатомический пол не играет ключевой роли в определении гендерной роли или гендерной идентичности

[1]. Не универсально и выделение только двух гендеров. Например, во многих коренных североамериканских культурах выделяется три или четыре гендера и соответствующих гендерных роли[2]. В западноафриканской культуре йо́руба гендер традиционно не является значимой социальной категорией, а социальные роли определяются в первую очередь возрастом и родством[3].

Даже в близких культурах или в рамках одной культуры гендерные роли могут заметно различаться. Например, в европейской светской культуре XVIII- XIX веков от женщин ожидалось, что они будут слабыми и хрупкими, а в большинстве крестьянских культур женщины считались от природы сильными и выносливыми[4]. В западных (североамериканских и западноевропейских) культурах среднего класса начиная с 1950-х годов женская гендерная роль была ролью домохозяйки, и участие в производительном труде для женщин было исключено. При этом в то же время и в тех же обществах работа вне дома была ожидаемым и самоочевидным элементом гендерной роли для женщин рабочего класса

[5]. Женская гендерная роль в социалистических обществах также подразумевала сочетание работы вне дома, работы по дому и заботы о семье[6].

Соотношение гендерных ролей существенно изменялось в течение истории человечества. В частности, историки отмечают значительное повышение социальной роли женщин в Европе периода позднего средневековья (1300—1500 гг.)[7]

В дебатах о происхождении гендерных ролей и различий есть две основные точки зрения: сторонники биологического детерминизма предполагают, что гендерные различия определяются биологическими, природными факторами, а сторонники социального конструктивизма — что они формируются обществом в процессе социализации. В науке были выдвинуты разные теории гендерного развития. Биологически-ориентированные теории, объясняющие различия в гендерных ролях эволюцией, не нашли убедительных эмпирических подтверждений

[8][9]. Эмпирические исследования также опровергли психоаналитические теории, которые объясняли гендерное развитие через отношения ребёнка с родителями[8]. Наиболее убедительные эмпирические подтверждения существуют для когнитивных и социально-когнитивных теорий, которые объясняют гендерное развитие сложным взаимодействием биологических, когнитивных и социальных факторов[8][10].

Точки зрения на происхождение гендерных ролей[править | править код]

Обыденное сознание часто представляет существующие в данном обществе в конкретный исторический период гендерные роли как естественные и природные. Существует также множество исследований, стремящихся выявить биологические основания гендерных ролей — в частности, установить биологическое происхождение гендерных различий между мужчинами и женщинами, а также найти биологические причины гендерной неконформности. Но накопленные на сегодняшний день исторические и антропологические знания не подтверждают эту точку зрения, так как разнообразие представлений о гендере и гендерных ролях в культурах мира и на протяжении истории слишком велико. При этом в современных социальных науках собрано множество данных о том, как гендерные роли формируются под влиянием различных социальных процессов.

Биологический детерминизм[править | править код]

Точка зрения, согласно которой социальные явления определяются биологическими факторами, называется биологическим детерминизмом. Близкое к нему понятие — натурализация социальных практик — описывает процесс интерпретации социальных практик как фактов природы[4]. Биологический детерминизм в отношении гендерных ролей выражается, например, в широко распространённых утверждениях о том, что материнство — это природное предназначение женщины, или о том, что мужчинам от природы не свойственна эмоциональность.

С конца XIX века учёные из разных научных областей провели множество исследований гендерных различий между мужчинами и женщинами. Вплоть до 1970-х годов основной целью этих исследований было подтвердить биологическую природу гендерных различий и обосновать содержание существующих гендерных ролей. Однако результаты большинства исследований показывают, что сходств между мужчинами и женщинами гораздо больше, чем различий

[11]. В широко цитируемом обзорном исследовании психологи Элеанор Маккоби и Кэрол Джеклин приводят четыре параметра, по которым были обнаружены различия между мужчинами и женщинами: способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность[12]. Но даже эти обнаруженные различия невелики и сильно зависят от методики и условий проведения исследования[11].

С 1970-х годов учёные также заинтересовались причинами гендерной неконформности, то есть нарушения гендерных ролей. Проводились, в частности, исследования, направленные на выяснение биологических причин транссексуальности. В настоящее время существуют теории, связывающие транссексуальность с генетикой

[13], структурой мозга[14], деятельностью мозга[15] и воздействием андрогенов во время внутриутробного развития[16]. При этом результаты этих исследований также спорны — например, выявленные особенности строения мозга транссексуальных людей не уникальны (сходные отличия наблюдаются у гомосексуальных людей по сравнению с гетеросексуальными)[17][18], и существуют данные о том, что строение мозга может меняться под влиянием жизненного опыта.

Социальный конструктивизм[править | править код]

Точка зрения, согласно которой гендерные роли формируются, или конструируются, обществом, принадлежит к теории социального конструктивизма. Основу для изучения социальной природы и процессов конструирования гендерных ролей заложили, в частности, теоретические работы Симоны де Бовуар и Мишеля Фуко. Исследования социального конструирования гендерных ролей показывают, каким образом в процессе социализации и взаимодействия между людьми формируются те гендерные различия и ожидания, которые в обыденном сознании воспринимаются как природные и естественные.

По данным новейших исследований, обнаруживаемые различия между мужчинами и женщинами во многом объясняются социальными факторами. Например, исследования выявляют несколько причин, по которым женщины менее успешны в математике, чем мужчины: во-первых, им недостаёт уверенности в своих способностях[19], во-вторых, они считают занятия математикой не соответствующими их гендерной роли и отказываются от них даже тогда, когда проявляют прекрасные способности в этой области[20], в-третьих, родители и учителя поощряют девочек заниматься математикой гораздо меньше, чем мальчиков[21]. Таким образом, как отмечают некоторые исследователи, гендерные стереотипы срабатывают как самоисполняющиеся пророчества: в ходе социализации людям сообщают информацию о гендерных ролях, которая формирует их ожидания от самих себя, и в результате они проявляют гендерно-конформное поведение

[11].

Биологические теории[править | править код]

Биологически-ориентированные объяснения гендерного развития и различий широко распространены. Одна из самых влиятельных таких теорий — эволюционная психология — объясняет гендерную дифференциацию наследственностью[22][23]. Наследственное происхождение гендерных ролей анализируется через предпочтения в выборе сексуальных партнёров, репродуктивные стратегии, вклад родителей в заботу о потомстве и агрессивность мужчин. С точки зрения этой теории, современные гендерные роли обусловлены успешной адаптацией предков современного человека к различиям в репродуктивных задачах мужчин и женщин.

Эмпирические данные опровергают основные положения биологических теорий гендерного развития. Многие исследователи также критикуют методологию биологически-ориентированных исследований[8][9]. Тем не менее, биологические теории продолжают пользоваться большой популярностью, в том числе у широкой публики. По мнению некоторых авторов, это связано с тем, что во многих обществах обыденное сознание приписывает биологии статус абсолютной истины

[24]. Кроме того, положения биологических теорий соответствуют гендерным стереотипам.

Репродуктивные стратегии[править | править код]

Согласно эволюционной психологии, в процессе эволюции у мужчин и женщин закрепились на генетическом уровне разные репродуктивные стратегии, продиктованные необходимостью обеспечить выживаемость человека как биологического вида. Репродуктивная стратегия мужчин направлена на максимальное распространение своих генов, поэтому мужчины предпочитают иметь много сексуальных партнёрш и не тратить время на заботу о потомстве. Репродуктивная стратегия женщин направлена на то, чтобы иметь мало сексуальных партнёров, которые при этом будут способны обеспечить их самих и их потомство необходимыми ресурсами для выживания.

Многие исследователи ставят под сомнение само понятие репродуктивной стратегии. С точки зрения общей теории эволюции, естественный отбор определяется непосредственной практической пользой, а не будущими целями[25]. Утверждение о том, что древние мужчины стремились стать отцами как можно большего числа детей, а древние женщины — найти надёжных кормильцев, предполагает, что у них была осознанная или неосознанная цель, что, по мнению некоторых авторов, противоречит дарвинистскому функциональному объяснению[8].

Другие авторы отмечают, что гипотеза эволюционной психологии не подтверждается эмпирическими данными. В частности, предположение о том, что древним женщинам не хватало еды в период беременности и лактации, выглядит вполне убедительным, однако с той же успешностью исходя из этого можно предположить, что в связи с этим у женщин развились повышенные способности к ориентации в пространстве и память, которые бы позволили им находить и запоминать расположение источников пищи. Для обоснования любой гипотезы о конкретных адаптивных механизмах требуется дополнительная информация[9]. Такой информацией могли бы служить данные молекулярных исследований окаменелых человеческих останков или данные археологии, однако таких данных эволюционная психология не предлагает. Некоторые авторы отмечают, что концепция репродуктивных стратегий представляет собой попытку «задним числом» объяснить современные гендерные стереотипы[8].

Против гипотезы о репродуктивных стратегиях также говорят данные антропологии. Они показывают, в частности, что на репродуктивное поведение влияют культурные представления о человеческом теле и размножении. В культурах, где считается, что для размножения необходимо оплодотворение несколькими партнёрами, женщины вступают в сексуальный контакт с разными партнёрами, и эти партнёры не ревнуют друг к другу[26].

Выбор сексуальных партнёров[править | править код]

Эволюционная психология утверждает, что мужчины склонны выбирать молодых и физически привлекательных партнёрш, потому что такие партнёрши скорее смогут выносить здоровое потомство, а женщины склонны выбирать финансово обеспеченных мужчин, которые смогут их прокормить[27]. В подтверждение этих данных приводятся результаты опросов, в которых мужчины и женщины называли наиболее привлекательные для себя характеристики потенциальных партнёров. Однако многочисленные исследования показывают, что то, что люди говорят, значительно отличается от того, как они в действительности себя ведут: на деле физическая привлекательность одинаково влияет на выбор партнёров мужчинами и женщинами[28][29]. С другой стороны, показатели физической привлекательности отличаются крайне большим разнообразием в разных культурах мира, и большинство из этих характеристик не имеют отношения к фертильности[30]. Некоторые авторы также указывают, что эволюционная психология объясняет только гетеросексуальное поведение, и высказывают предположение, что сторонники эволюционной психологии избегают рассматривать данные исследований негетеросексуальных людей, поскольку их поведение и гендерные роли не совпадают с гендерными стереотипами и тем самым подрывают эволюционные объяснения[31].

Агрессивное поведение[править | править код]

С точки зрения эволюционной психологии, мужчины пользовались своими преимуществами в размерах и физической силе, чтобы подчинять себе женщин при помощи агрессивного поведения и побеждать в соперничестве за женщин с другими мужчинами[32]. Как отмечают другие исследователи, даже если в древние времена агрессивное поведение могло давать мужчинам репродуктивные преимущества, с тех пор социальные нормы и санкции сильно изменились, сведя эти преимущества на нет. В современных обществах показатели размножения зависят в первую очередь от социокультурных норм, социоэкономического положения, религиозных воззрений и методов контрацепции[8]. С другой стороны, эмпирические исследования показывают, что различия в агрессивном поведении у мужчин и женщин очень невелики[33]. Есть также научные данные, которые свидетельствуют о том, что в ситуациях, когда люди не ощущают на себе требований подчиняться гендерным нормам, гендерные различия в агрессивном поведении полностью исчезают[34] (подробнее см.: Гендерные различия в агрессивном поведении).

Психоаналитические теории[править | править код]

Согласно психоаналитической теории, гендерное развитие у мальчиков и девочек происходит принципиально разными путями. Зигмунд Фрейд полагал, что в раннем детстве и мальчики, и девочки идентифицируют себя с матерью, но в возрасте от трёх до пяти лет начинают идентифицировать себя с родителем своего пола. Считается, что такая идентификация разрешает внутренний конфликт ребёнка, который возникает из-за неосознанного эротического влечения к родителю противоположного пола и ревности к родителю своего пола. Психоаналитическая теория также предполагает, что мальчики испытывают страх кастрации из-за отсутствия внешних гениталий у девочек, а девочки испытывают зависть к пенису и чувствуют себя неполноценными.

При идентификации с родителем своего пола, как считали классики психоанализа, ребёнок полностью перенимает черты и особенности родителя своего пола, и именно через этот процесс усваивают гендерно-типичное поведение. Считается, что у мальчиков идентификация с родителем своего пола сильнее, чем у девочек, поэтому и гендерно-типичное поведение у них выражено сильнее, чем у девочек[8].

Хотя психоаналитическая теория оказала большое влияние на становление психологии развития, эмпирические данные её не подтверждают. Исследования не обнаружили тесной связи между идентификацией с родителем своего пола и усвоением гендерной роли[35]. Образцами для подражания в поведении детей гораздо чаще становятся заботливые взрослые или взрослые, наделённые социальной властью, чем угрожающие взрослые, с которыми ребёнка связывают отношения соперничества[36].

Отсутствие эмпирических подтверждений классической психоаналитической теории привело к появлению разнообразных обновлённых её вариантов. В области гендерного развития одна из самых влиятельных новейших версий — это теория Нэнси Чодороу. Согласно этой теории, гендерная идентификация формируется во младенчестве, а не в фаллической фазе, как утверждал Фрейд. И мальчики, и девочки изначально идентифицируют себя с матерью, но, поскольку дочери одного пола с матерью, идентификация между дочерьми и матерями сильнее, чем между сыновьями и матерями. В ходе дальнейшего развития девочки сохраняют идентификацию с матерью и психологически сливаются с ней. В результате представления девочки и женщины о себе характеризуется сильным чувством взаимозависимости, которое выливается в стремление к межличностным отношениям и побуждает женщину, в свою очередь, становиться матерью. Развитие мальчика определяется стремлением отделиться от матери и в дальнейшем определять себя через отличие от женщин, что приводит к принижению женственности[37].

Но эмпирические данные не подтверждают и теорию Чодороу. Исследования не обнаруживают наличия более тесной связи между матерями и дочерьми, чем между матерями и сыновьями[38]. Также нет данных о том, что потребности женщин в межличностных отношениях удовлетворяются только через материнство. Напротив, как показывают исследования, женщины, чья единственная социальная роль — это роль матери и жены, больше подвержены появлению психологических проблем, чем бездетные замужние или незамужние женщины и работающие матери[39].

Когнитивные и социальные теории[править | править код]

К когнитивным и социальным теориям гендерного развития относятся теории когнитивного развития[40], гендерных схем[41], социального научения[42] и социально-когнитивная теория[8]. Хотя на начальных этапах эти теории существенно отличались друг от друга, а их сторонники вели острые дискуссии между собой, современные версии этих теорий имеют много общего[10]. В целом когнитивные и социальные теории рассматривают гендерное развитие как сложный процесс взаимодействия биологических, социальных и когнитивных факторов. Все они уделяют существенное внимание социальным источникам гендерного развития и активной роли, которую в собственном гендерном развитии играет человек[10].

Социальные источники гендерного развития[править | править код]

К социальным источника гендерного развития относят, в частности, влияние родителей, других значимых взрослых и сверстников, а также информационное давление со стороны СМИ, кино, литературы и т. д.

Влияние родителей[править | править код]

Различия в воспитании мальчиков и девочек описываются понятием «дифференциальная социализация». Дифференциальная социализация необязательно выражается в виде прямых указаний или запретов. Как показывают исследования, дифференциальная социализация начинается ещё до рождения ребёнка, как только его пол определяется при помощи ультразвукового исследования. Матери, узнавшие таким образом пол будущего ребёнка, описывают мальчиков как «активных» и «подвижных», а девочек как «спокойных»[43]. С рождения дети, как правило, находятся среди гендерно-специфичных игрушек, пелёнок и других предметов; младенцев-мальчиков называют «крупными», «сильными» и «независимыми», а девочек — «нежными», «деликатными» и «красивыми», даже если объективных различий во внешнем облике или поведении младенцев нет[8][44]. Таким образом, представления и ожидания от детей, связанные с гендером, формируются взрослыми на основании гендерных стереотипов задолго до того, как ребёнок может начать проявлять то или иное поведение.

Дифференциальная социализация продолжается и в дальнейшей жизни ребёнка. Например, многочисленные исследования показывают, что родители больше стимулируют и больше реагируют на двигательную активность у младенцев-мальчиков, чем у девочек[45][46][47]. Ещё один показательный эксперимент касается влияния гендерных стереотипов взрослых на выбор игрушек для детей. Эксперимент первоначально проводили с участием трёхмесячного ребёнка, а позднее повторно с участием нескольких детей в возрасте от трёх до 11 месяцев. Трём группам взрослых предлагалось поиграть с ребёнком, при этом первой группе говорили, что ребёнок — девочка, второй — что это мальчик, третьей о гендере ребёнка не сообщали. В распоряжении взрослых было три игрушки: кукла, мяч и гендерно-нейтральное зубное кольцо. Большинство взрослых, которые считали ребёнка мальчиком, предлагали ему мяч, а большинство считавших ребёнка девочкой — куклу, не пытаясь выяснить, какая из игрушек больше интересует самого ребёнка[48].

Влияние сверстников[править | править код]

По мере расширения социального мира ребёнка ещё одним важным источником гендерного развития, как и социального научения в целом, становятся коллективы сверстников. Во взаимодействии со сверстниками дети, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста[49], поощряют друг друга за гендерно-типичное поведение, а также за игры в гендерно-однородных группах, и наказывают за поведение, которое считается неподходящим для их гендера[50].

Информационное давление[править | править код]

Наконец, значительную роль в гендерном развитии играют СМИ, в особенности телевидение, а также литература, кино и видеоигры. В этих источниках, из которых дети получают информацию о гендерных ролях, мужчины и женщины часто изображаются преувеличенно стереотипно: мужчины изображаются активными и предприимчивыми, а женщины — зависимыми, лишёнными амбиций и эмоциональными. Изображение профессиональной жизни мужчин и женщин часто не соответствует реальному положению дел: мужчины изображаются как представители разнообразных профессий, лидеры и начальники, а женщины — либо как домохозяйки, либо как работающие на низкостатусных должностях. Такое изображение не соответствует ни реальной статистике профессиональной занятости мужчин, ни широкой вовлечённости женщин в профессиональную деятельность[8]. Как показывают исследования, гендерные стереотипы в СМИ и культуре оказывают большое влияние на детей: те, кто много смотрит телевизор, формируют более стереотипные представления о гендерных ролях[51]. С другой стороны, нестереотипное изображение представителей разных гендеров расширяет спектр желаний и стремлений у детей, а также варианты ролей, которые они считают приемлемыми для своего гендера[52][53]. Повторяющееся изображение равного участия представителей разных гендеров в тех или иных занятиях способствует устойчивому смягчению гендерно-стереотипных представлений у маленьких детей[54][55].

Активная роль человека в гендерном развитии[править | править код]

Социальные источники гендерного развития нередко предоставляют противоречивую информацию о гендерных ролях и накладывают на ребёнка противоречивые ожидания[8]. Это требует от ребёнка, начиная с самого раннего возраста, активно искать и выстраивать свои собственные правила и представления о гендере как о новой для него и значимой социальной категории[10]. Активность в формировании представлений о гендере проявляется, в частности, в избирательном внимании и памяти[56], а также в формировании предпочтений — например, гендерно-типичных или нетипичных игрушек, игр со сверстниками своего или другого гендера[49].

В современных обществах, где господствует бинарная гендерная система, нарушение предписываемой человеку гендерной роли, то есть гендерная неконформность, как правило, не одобряется. Социальное окружение оказывает нормативное давление на детей и взрослых, принуждая их соблюдать предписанные гендерные роли. Как показывают исследования, гендерно-типичное поведение и самоощущение как типичного представителя своего гендера может положительно влиять на самооценку детей[57]. Но в случае, если гендерное самоощущение расходится с предписываемой гендерной ролью, требование соблюдать гендерные роли становится источником стресса и негативно влияет на психологическую адаптацию[57].

  1. Nanda, Serena. Gender Diversity: Crosscultural Variations. — Waveland Pr Inc, 1999. — ISBN 978-1577660743.
  2. Roscoe, Will. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America. — Palgrave Macmillan, 2000. — ISBN 978-0312224790.
  3. Oyewumi, Oyeronke. Conceptualizing gender: the eurocentric foundations of feminist concepts and the challenge of African epistemologies // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. — 2002. — Т. 2.
  4. 1 2 Коннелл Р. Гендер и власть: Общество, личность и гендерная политика. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — ISBN 978-5-4448-0248-9. Архивная копия от 6 октября 2015 на Wayback Machine
  5. hooks, bell. Rethinking the Nature of Work // Feminist Theory: From Margin to Center. — Pluto Press, 2000. — ISBN 9780745316635.
  6. Здравомыслова Е., Темкина А. (ред.). Российский гендерный порядок: социологический подход. — СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. — ISBN 978-5-94380-060-3.
  7. ↑ Уикхем, 2018, Гендерные роли в позднесредневековой Европе, с. 297.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Bussey, K., Bandura, A. Social cognitive theory of gender development and differentiation // Psychological review. — 1999. — Т. 106, № 4. — С. 676—713.
  9. 1 2 3 Fausto-Sterling, A. Beyond difference: A biologist’s perspective // Journal of Social Issues. — 1997. — Т. 53, № 2. — С. 233—258.
  10. 1 2 3 4 Martin, C.L., et al. Cognitive Theories of Early Gender Development // Psychological Bulletin. — 2002. — Т. 128, № 6. — С. 903—933.
  11. 1 2 3 Бёрн Шон. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. — СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
  12. Maccoby, E., and Jacklin, C. The Psychology of Sex Differences. — Stanford University Press, 1974. — ISBN 9780804708593.
  13. Hare, L; Bernard, P; Sanchez, F; Baird, P; Vilain, E; Kennedy, T; Harley, V. Androgen Receptor Repeat Length Polymorphism Associated with Male-to-Female Transsexualism (англ.) // Biological Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2009. — Vol. 65, no. 1. — P. 93—6. — DOI:10.1016/j.biopsych.2008.08.033. — PMID 18962445.
  14. Kruijver F. P., Zhou J. N., Pool C. W., Hofman M. A., Gooren L. J., Swaab D. F. Male-to-female transsexuals have female neuron numbers in a limbic nucleus // The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism. — 2000. — № 85(5). — P. 2034—2041.
  15. Berglund, H.; Lindstrom, P.; Dhejne-Helmy, C.; Savic, I. Male-to-Female Transsexuals Show Sex-Atypical Hypothalamus Activation When Smelling Odorous Steroids (англ.) // Cerebral Cortex : journal. — 2007. — Vol. 18, no. 8. — P. 1900—1908. — DOI:10.1093/cercor/bhm216. — PMID 18056697.
  16. Schneider, H; Pickel, J; Stalla, G. Typical female 2nd–4th finger length (2D:4D) ratios in male-to-female transsexuals—possible implications for prenatal androgen exposure (англ.) // Psychoneuroendocrinology : journal. — 2006. — Vol. 31, no. 2. — P. 265—269. — DOI:10.1016/j.psyneuen.2005.07.005. — PMID 16140461.
  17. LeVay S. A difference in hypothalamic structure between heterosexual and homosexual men (англ.) // Science : journal. — 1991. — August (vol. 253, no. 5023). — P. 1034—1037. — DOI:10.1126/science.1887219. — PMID 1887219.
  18. Byne W., Tobet S., Mattiace L. A. et al. The interstitial nuclei of the human anterior hypothalamus: an investigation of variation with sex, sexual orientation, and HIV status (англ.) // Horm Behav (англ.)русск. : journal. — 2001. — September (vol. 40, no. 2). — P. 86—92. — DOI:10.1006/hbeh.2001.1680. — PMID 11534967.
  19. Eccles, J. S. Bringing young women to math and science // Gender and thought: Psychological perspectives / Crawford, M., and Gentry, M.. — New York : Springer, 1989.
  20. Kimball, M. M. A new perspective on women’s math achievement // Psychological Bulletin. — 1989. — Т. 105, № 2. — С. 198—214.
  21. Dweck, C. S. et al. Sex differences in learned helplessness: II. The contingencies of evaluative feedback in the classroom and III. An experimental analysis // Developmental psychology. — 1978. — Т. 14, № 3. — С. 268—276.
  22. Archer, J. Sex differences in social behavior: Are the social role and evolutionary explanations compatible? // American Psychologist. — 1996. — № 51. — С. 909—917.
  23. Buss, D. M. Psychological sex differences: Origins through sexual selection // American Psychologist. — 1985. — № 50. — С. 164—168.
  24. Oyěwùmí, Oyèrónkẹ́. The Invention of Women: Making an African Sense of Western Gender Discourses. — University of Minnesota Press, 1997. — ISBN 9780816624416.
  25. Gould, S. J. An urchin in the storm: Essays about Books and Ideas. — New York: Norton, 1988. — ISBN 9780393305371.
  26. Caporael, L. R. Mechanisms matter: The difference between sociobiology and evolutionary psychology // Behavioral and Brain Sciences. — 1989. — № 12. — С. 17—18.
  27. Buss, D. M. The evolution of desire. — New York: Basic, 1994. — ISBN 9780465021437.
  28. Sprecher, S. The importance to males and females of physical attractiveness, earning potential and expressiveness in initial attraction // Sex Roles. — 1989. — № 21. — С. 591—607.
  29. Zohar, A., & Guttman, R. Mate preference is not mate selection // Behavioral and Brain Sciences. — 1989. — № 12. — С. 38—39.
  30. Ford, C. S., & Beach, F. A. Patterns of sexual behavior. — New York: Harper & Row, 1972.
  31. Honda, K. A Critique of Evolutionary Psychology (англ.). The Psychology In Seattle Podcast (7 October 2014). Дата обращения 20 августа 2015.
  32. Smuts, B. The evolutionary origins of patriarchy // Human Nature. — 1995. — № 6. — С. 1—32.
  33. Hyde, J. S. How large are gender differences in aggression? A developmental meta-analysis // Developmental Psychology. — 1984. — Т. 20, № 4. — С. 722—.
  34. Lightdale, J. R., & Prentice, D. A. Rethinking sex differences in aggression: Aggressive behavior in the absence of social roles // Personality and Social Psychology Bulletin. — 1994. — № 20. — С. 34—44. Архивировано 23 июня 2016 года.
  35. Hetherington, E. M. The effects of familial variables on sex typing, on parent-child similarity, and on imitation in children // Minnesota symposia on child psychology, Vol. 1 / Hill, J. P. (Ed.). — Minneapolis: University of Minnesota Press, 1967. — С. 82—107.
  36. Bandura, A., Ross, D., & Ross, S. A. Transmission of aggression through imitation of aggressive models // Journal of Abnormal and Social Psychology. — 1961. — № 63. — С. 575—582.
  37. Чодороу Н. Воспроизводство материнства:Психоанализ и социология гендера. — РОССПЭН, 2006. — ISBN 5-8243-0672-9.
  38. Sroufe, L. A. Attachment classification from the perspective of infant-caregiver relationships and infant temperament // Child Development. — 1985. — № 56. — С. 1—14.
  39. Bernard, J. The future of marriage. — Yale University Press, 1982. — ISBN 9780300028539.
  40. Kohlberg, L. A. A cognitive–developmental analysis of children’s sex role concepts and attitudes // The development of sex differences / E. E. Maccoby (Ed.). — Stanford, CA: Stanford University Press, 1966. — С. 82–173. — ISBN 9780804703086.
  41. Martin, C. L., Halverson, C. A schematic processing model of sex typing and stereotyping in children // Child Development. — 1981. — № 52. — С. 1119—1134.
  42. Mischel, W. A social learning view of sex differences in behavior // The development of sex differences / E. E. Maccoby (Ed.). — Stanford, CA: Stanford University Press, 1966. — С. 57–81. — ISBN 9780804703086.
  43. Rothman, B. K. The tentative pregnancy: How Amniocentesis Changes the Experience of Motherhood. — W. W. Norton & Company, 1993. — С. 129. — ISBN 978-0393309980.
  44. O’Reilly, P. The Impact of Sex-Role Stereotyping on Human Development // Monograph. — 1988. — Т. 3, № 1.
  45. Lewis, M. State as an infant-environmental interaction: An analysis of mother-infant behavior as a function of sex // Merrill-Palmer Quarterly. — 1972. — № 18. — С. 95—211.
  46. Moss, H. Sex, age and state as determinants of mother-infant interaction // Merrill-Palmer Quarterly. — 1967. — № 13. — С. 19—36.
  47. Tasch, R. The role of the father in the family // Journal of Experimental Education. — 1952. — № 20. — С. 319—361.
  48. Sidorowicz L. S., Lunney G. S. Baby X revisited // Sex Roles. — 1980. — Т. 6, № 1. — С. 67—73.
  49. 1 2 Bussey, K., & Bandura, A. Self-regulatory mechanisms governing gender development // Child Development. — 1992. — № 63. — С. 1236—1250. Архивировано 23 июня 2015 года.
  50. Lamb, M. E., Easterbrooks, M. A., & Holden, G. W. Reinforcement and punishment among preschoolers: Characteristics, effects, and correlates // Child Development. — 1980. — № 51. — С. 1230—1236.
  51. McGhee, P. E., & Frueh, T. Television viewing and the learning of sex-role stereotypes // Sex Roles. — 1980. — № 6. — С. 179—188.
  52. Ashby, M. S., & Wittmaier, B. C. Attitude changes in children after exposure to stories about women in traditional or nontraditional occupations // Journal of Educational Psychology. — 1978. — № 70. — С. 945—949.
  53. O’Bryant, S. L., & Corder-Bolz, C. R. The effects of television on children’s stereotyping of women’s work roles // Journal of Vocational Behavior. — 1978. — № 12. — С. 233—244.
  54. Ochman, J. M. [https://link.springer.com/article/10.1007/BF01544088#page-1 The effects of nongender-role stereotyped, same-sex role models in storybooks on the self-esteem of children in grade three] // Sex Roles. — 1996. — № 35. — С. 711—735.
  55. Thompson, T. L., & Zerbinos, E. Television cartoons: Do children notice it’s a boy’s world // Sex Roles. — 1997. — № 37. — С. 415—432.
  56. Bauer, P. J. Memory for gender-consistent and gender-inconsistent event sequences by twenty-five-month-old children // Child Development. — 1993. — № 64. — С. 285—297.
  57. 1 2 Egan, S., and Perry, D. Gender identity: a multidimensional analysis with implications for psychosocial adjustment // Developmental Psychology. — 2001. — Т. 37, № 4. — С. 451—463. Архивировано 9 октября 2015 года.
  • Крис Уикхем. Средневековая Европа. От падения Рима до Реформации = Medieval Europe. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 536 с. — ISBN 978-5-91671-712-9..

Гендерные роли в современном обществе


Гендерные роли в современном обществе

Слово «гендер» (в переводе с английского «Gender» — Род) появилось в отечественной психологии из трудов зарубежных авторов. По сути, это слово характеризует разницу между поведением мужчин и женщин (см. Социальные различия мужчин и женщин), которая появлялась в итоге воспитания и социализации обоих полов в обществе.

Гендерная психология

Это область психологии, в которой изучаются социальные нормы (см. Гендерные и социальные роли человека), то, как себя ведет человек или группа людей, или цивилизация.

Гендерные роли – различия между людьми, как следствие культурного развития, а слово “sex” – различия биологические, генетические и анатомические. Разница с гендером заключается в том, что гендер рассматривается скорее в культурном, историческом контексте, а мужественность и женственност — как раз и относятся не к описанию пола, а к гендеру. При этом, необходимо понимать, что эти понятия могут быть отнесены, как к мужскому, так и к женскому (биологическому).

Типичные качества женщин и мужчин

Давно ведутся разговоры о том, что гендерные роли (активно стало использоваться в 70-х годам ХХ века) есть разделение между людьми по социальным нормам, ролям, и поведении. Как говорится, «типичные» мужские и женские качества – не что иное как выполнение полами своих гендерных ролей. То, что в одном обществе воспринимается, как женское, в другом – бывает абсолютно мужским. Например, юбки в Шотландии, это типично мужское или женское?

Быть мужчиной или женщиной в обществе – значит не только быть биологически соответствующего пола, но и выполнять определённую гендерную роль, соответствующую понятию принятых социальных норм в обществе.

На самом деле, я писала дипломную работу еще более 10 лет назад именно по теме: “Особенности гендерных стереотипов в зависимости от пола, возраста и гендерной принадлежности”.

Предлагаю на ваше ознакомление некоторые результаты анализа гендерных стереотипов (далее по тексту для сокращения – «ГС» или «генд. стер.») гендерных ролей.

Задачей исследования было определение содержания генд. стер. у учащихся, а также их сравнение с содержанием ген. стер. у подростков. Были получены эмпирические данные, анализ которых представлен в данном параграфе.

Текст ориентирован больше, конечно, на социологов и специалистов в этой области, хотя читатель, не сильно понимающий в теме, сможет обогатить свой кругозор по теме и расширить общую эрудицию (см. также Социальная роль мужчины).

Характеристики исследований

По итогам проведенного исследования можно судить о содержании ГС в отношении мужчин (далее по тексту иногда будет употребляться «М»), анализируя оценку качеств, описывающих представителей М, в выборках участвовали студенты и мальчики.

В отношении М у учащихся, по значимости характеристик для описания:

  1. Ответственность 6,54
  2. Активность 6,25
  3. Чувствительность 5,08
  4. Независимость 5,00
  5. Агрессивность 3,58

Согласно исследованию, обязанность, активность, чувствительность, независимость можно интерпретировать как средне выраженные, а враждебность — как более низко выраженную.

Результаты, полученные по категориям: враждебность и независимость можно отнести к высоким, обязанность к средним, а деятельность и чувствительность к низким. (Исходя из того, что максимальный балл по всем группам достигает 10, а минимальный 0).

В данном случае можно предположить, что с взрослением девочек происходит изменение фемининности, а именно снижается. Это говорит об аналогичных причинах, как и в случаи снижение маскулинности, а именно, у девушек когнитивный компонент о должных поступках женщин различен с девушками–студентками.

Вероятнее всего, такие показатели связаны с тем, что у мальчиков привычки менее гибкие, и хуже претерпевают изменения, чем у юношей студентов. Вероятно, поэтому при ответе мальчики, «равнялись» на стереотипы, что мужчина должен быть независимым, агрессивным, нечувствительным (черствым, жестким).

Именно эти качества ценятся в подростковом возрасте у мальчиков, подростки стремятся быть совершенно противоположны в действиях по сравнению с девочками. Но, несмотря на это, результат по обязательности и активности у мальчиков гораздо ниже, чем у юношей более старших.

Это связано с тем, что у молодых людей нет в полной мере той обязательности, которая появляется у учащихся, т. к. часть ответственности остается в основном на родителях, а низкая активность может быть связанна с тем, родители ограничивают деятельность молодых людей и у них нет в полной мере возможности ее проявить.

Сравнение феминности и маскулинности

Таким образом, по итогам сравнения маскулинности в разных возрастных и половых группах, можно предположить, что среди женщин существует тенденция к уменьшению показателей женственности и увеличению мужественности с процессами биологического развития и социального роста, а также адаптации к социуму.

Среди представителей сильного пола, картина немного другая – феминность у них остается примерно одинаковым, а по показателю маскулинности видна тенденция к снижению в процессе социального роста, а также адаптации.

Можно предположить, что стереотипы мужчин в отношении женщин в процессе их физиологического и психологического развития претерпевают изменения. Аналогичные перемены происходят также и в сознании слабого пола в процессе их психологического и биологического роста.

Если девочки оценивают мужской пол, как менее обязанных, и более враждебных (а именно к такому образу мальчики и стремятся, чтобы быть похожими на мужской пол), то в 18-22 лет оценка этих же мужских качеств изменяется, обязанность усиливается, а враждебность снижается.

Вероятнее всего это также связано с тем, что в процессе, социализации мужчины адаптируются к ожидаемому от них поведению. Они начинают понимать, что высокая агрессивность — это не лучший способ общения, а низкая ответственность не всегда приветствуется социумом, поэтому они изменяют свои поступки, что в последствии и ведет к изменению стереотипов.

Как закрепляются гендерные роли

В процессе формирования и развития общества, женщины не хотят быть хранительницей очага и домработницей, меняют свои взгляды на гендерные роли, взаимодействие в социуме. Многие начинают жить наравне с мужчинами, быть сильной и волевой, побеждать и не иметь сострадания и жалости. Смена роли может произойти, когда дама становится охотником (добытчиком), а ее мужчина – наоборот, занимается хозяйством и домашними делами.

Парадокс в том, что у женщины это не заложено генетически, поэтому, конечно же, она не удовлетворена тем, что получается. В результате, подсознательно сопротивляется этому! Ведь то, что заложено природой этому противоречит! Соответственно, мужчина тоже не может быть полностью удовлетворён ситуацией. Границы поведения начинают стираться, и оба пола уже могут спокойно выполнять практически любые задачи, конечно, за исключением рождения ребенка, на что М функционально не способен.

Зарождение ролей происходит в детском возрасте, потому что приобретаются социальные реакции на те или иные поступки. Например, если девочка начинает драться, то ее осуждают и говорят, что так делать девушка не обязана. Мальчика же, наоборот, могут поощрять и записать в секцию, чтобы научиться управлять агрессией. Некоторые стереотипы гендерного поведения уже начинают меняться. Например, то что девушка не может первая познакомиться постепенно смазывается. А лет сто назад это привело бы к весьма плохим последствиям.

Итого, создавая новую ячейку общества – семью, представителя обоих полов не понимают друг друга, конфликтуют и ссорятся.

Ниже мы можем рассмотреть результаты эмпирического исследования, в котором определены следующие особенности гендерн. стер. в зависимости от их пола, возраста и гендерной принадлежности

По этим параметрам можно предположить, что с взрослением мальчиков, возникает изменение маскулинности, а именно ее показатель снижается.

Во-первых, это связано с тем, что у подростков когнитивный компонент о должном поведении различен с юношами–студентами.

Во-вторых, это связано с тем, что в процессе развития, у молодых людей происходит переоценка ценностей, и появляется новая привычка мужчины. В-третьих, это говорит о том, что студенты легче принимают тенденцию к изменению гендерн. стер., что также способствует снижению маскулинности.

Различия в гендерных стереотипах

  1. У мальчиков и девочек выявлены в отношении сильного пола по независимости. Девочки выше оценивают значимость данной характеристики для мужского образа и часто отмечают, что сильный пол должен быть независимым.
  2. У юношей и девушек выявлены в отношении женщин (далее по тексту иногда будет употребляться Ж) по категориям «ответственность» и «независимость». Девушки-студентки выше относят важность серьезности для женского поступка и часто отмечают, что Ж следует быть обязательной. Учащиеся выше оценивают значимость независимости для женского поступка и часто отмечают, что девушка должна быть независимой.
  3. У юношей и девушек выявлены в отношении сильного пола по ответственности «активность» и «агрессивность». Студенты выше относят важность обязательности и «активность» для мужского поведения и часто отмечают, что мужчина должен быть активным и серьезным. Девушки-студентки выше оценивают значимость агрессивности для мужского поступка и часто отмечают, что сильный пол более агрессивен.

Гендерная роль женщины, выявленные различия в содержании гендерных стереотипов

  1. У девочек и студенток выявлены в отношении М по категориям «ответственность» и «враждебность». Девушки-студентки выше, чем девочки, относят важность для мужского образа характеристики «ответственность» и описывают сильный пол как более обязательных. Однако девочки более высоко оценивают значимость для описания М категории «агрессивность». Девушки-студентки, в большей степени, чем девочки, используют для описания женщины деятельность и «независимость», и в меньшей степени характеристику «агрессивность».
  2. Если изначально девочки воспринимаются мальчиками, как более серьезные, менее активные, менее агрессивные, и менее независимые, то в 18-22 лет оценка девушек изменяется, она приобретает черты, которые ранее подростки отнесли бы к образу мужчины.
  3. Девушек начинают оценивать, как более активных, менее ответственных, более агрессивных, более независимых. (Это напоминает те черты поведения, к которым стремится молодой человек, идентифицируя себя с мужским полом).
  4. Оценка женщинами разного возраста значимости качеств, характеризующих мужчин.

В процессе развития, у подростков случается переоценка ценностей, и появляется новый стереотип женщины. Вероятно, девушки-студентки также легко принимают тенденцию к изменению гендерных стереотипов, что также способствует снижению показателя фемининности.

Гендерная роль мужчины, выявленные различия в содержании гендерных стереотипов

  1. У юношей студентов в отношении Ж по классу «ответственность», «независимость» и «враждебность» и «активность». Студенты, в меньшей степени, чем мальчики, оценивают важность обязательности для женского поступка. Однако они выше относят значимость для образа слабого пола таких характеристик как «независимость», «агрессивность» и «активность» и часто отмечают, что женщина активна, враждебна и независима.
  2. У и юношей студентов в отношении М по категориям «чувствительность», «ответственность» и «враждебность». Студенты выше, чем мальчики-подростки, оценивают важность для сильного пола как характеристики «ответственность», так и «чувствительность», а «агрессивность» представлена в описании мужчины у студентов, в меньшей степени, чем у подростков.

Все исследуемые группы респондентов М имеют более высокую степень маскулинности, и более низкую степень феминности, чем респонденты Ж. Однако все исследуемые респонденты андрогинны.

Гендерные роли в обществе

В данной работе была исследована проблема гендерных стереотипов в разных возрастных группах. Был проведен теоретический анализ научной литературы, и эмпирическое исследование при помощи метода опроса с использованием методик: незаконченных предложений (авторский метод), методики диагностики межличностных отношений Т.Лири и опросника Сандры Бэм по изучению маскулинности и фемининности.

Основываясь на полученных результатах, можно сказать о том, что существуют различия в содержания ГС разного пола и возраста. С развитием социального общества, происходит смена поставленных задач, и способ их выполнения, меняются требования, женщины приобрели возможности наравне конкурировать с М.

Но вследствие этого получается «трансформация» шаблонов, относящихся к М и Ж. Для кого-то это случается совершенно незаметно, кто-то пытается бороться, не соглашается и придерживается старых привычек, а кому-то не дают покоя его предрассудки, и он не в состоянии спокойно наблюдать и принимать те новые, и все еще продолжающие изменяться идеалы.

У подростков привычки менее гибкие, и хуже претерпевают изменения, чем у студентов, Девочки легче воспринимают смену шаблонов, намного быстрее усваивают их и проявляют в своих поступках, чем мальчики.

В юношестве мальчики пользуются «старыми» стереотипами. Девочки же охотно меняют привычки своего поступка, причем оба пола идентифицируют свое действие со взрослыми, стараясь подчеркнуть его тем, что ведут себя по определенным привычкам.

У девочек привычки более новые. Возможно, это можно назвать одной из причин непонимания существующего между противоположными полами. На сегодняшний момент, мы находимся в процессе достаточного быстрых перемен идеалов настоящего М и настоящий женщины, проблема заключается в том, что у кого-то этот идеал уже почти сформировался, а у кого-то он находится только на начальной стадии формирования и развития.

Гендерные роли мужчины и женщины

Существует взаимосвязь оценок значимости категорий характеристик, используемых для описания М и Ж, со степенью маскулинности и феминности респондентов, а именно:

  • чем менее маскулинны девочки, тем ниже они оценивают значимость для М «чувствительности», а для Ж – «агрессивность»;
  • с увеличением маскулинности мальчиков, они относят важность для Ж «активность», а для М — «ответственность».
  • с снижением маскулинности студентов, они оценивают значимость для М характеристики «чувствительность».

Современные гендерные роли

Хотелось бы отметить, что проблема гендерных стереотипов очень объемная и динамична, что несомненно представляет интерес для дальнейшего более глубокого изучения, например, в таких областях, как предпринимательство и бизнес, в теоретической части данной работе были затронуты такие вопросы как ГС женщин и мужчин предпринимателей, несомненно эмпирическое исследование в данной области будет актуальным и интересным.

Изучить шаблон образа Ж-предпринимателей, и сравнить их с гендерными привычками Ж-домохозяек. А также посмотреть, как различаются особенности генд. стер. Ж и М в начале их карьерного роста, в середине, и в конце.

Несомненно, гендерные стереотипы, появляются в наших поступках не только, когда мы взаимодействуем с коллегами на работе, но и дома, в семье: в данном случаи, интерес представляет различия и сходства ГС у супругов, соответствуют ли сами супруги привычкам друг друга. В детско- родительских отношениях — как влияют генд. стер. родителей на воспитание их детей.

Область исследования на которую оказывают влияния ГС велика, к тому же они сами достаточно динамичны, т.е. постоянно находятся в состоянии модификации. Что будет придавать дополнительный стимул и интерес изучения проблематики генд. стер. еще долго время.

Ведь каждый полученный результат в определенной области исследования, возможно, подтвердит или опровергнет предыдущий, а может и выявить что-то новое. Это зависит от скорости изменений гендерных привычек, и от области исследования на которую на которую влияют генд. стер.

Гендерные роли в современном обществе по категориям

Содержание ГС устанавливалось через определение категорий качеств, часто указываемых респондентами как свойственные женщинам или мужчинам.

На основе полученных ответов по методики Т. Лири и авторского варианта методики незаконченных предложений (см. приложение 4), были выявлены группы качеств, сходные по смыслу, которые были объединены в категории.

Кат. 1 — «чувствительность». Сюда входит эмоциональность (принятие всего близко к сердцу) или не эмоциональность, возбужденность в разговоре (повышенный голос, употребление сильных выражений), раздражительность (легко обижаются) или спокойствие.

Кат. 2 – «ответственность». Сюда входит склонность заниматься необязательной деятельностью (хобби), в ущерб обязанностям (работа, хозяйство), склонность откладывать свои дела или быстро приниматься за дело.

Кат. 3 – «активность». Сюда входит подвижность (жестикуляция, ходьба взад-вперед по комнате) или неподвижность и спокойность, усердие или лень.

Кат. 4 – «агрессивность». Сюда входит употребление ненормативной лексики, невербальные движения телом (агрессивные, воспринимающиеся другими как вызов), не принятые нормами в нашей культуре, применение физической силы.

Кат. 5 – «независимость». Сюда входит самодостаточность (т.е. полагаться только на себя), собственная позиция, вера в себя, склонность защищать свои взгляды.

Данные качества часто указываются респондентами как свойственные мужчинам и женщинам.

Несмотря на это, может быть нам не стоит обгонять время, иногда стоит задуматься, что будет с нами через 30 лет, при таких темпах развития. И невольно вспоминается высказывание, что лучшим вариантом будет держаться золотой середины.

Хотелось бы отметить, что проблема гендерных ролей очень объемная и динамичная, что, несомненно, представляет интерес для дальнейшего более глубокого изучения, например, в таких областях, как предпринимательство и бизнес. В теоретической части данной работе были затронуты такие вопросы как гендерные стереотипы женщин и мужчин предпринимателей, несомненно эмпирическое исследование в данной области будет актуальным и интересным.

Несомненно, гендерные стереотипы, появляются в нашем поведении не только, когда мы взаимодействуем с коллегами на работе, но и дома, в семье. В данном случае, интерес может представлять различия и сходства ГС у супругов, соответствуют ли сами супруги стереотипам друг друга.

В детско-родительских отношениях — как влияют гендерные роли родителей на воспитание их детей. Область исследования на которую оказывают влияния гендерные роли велика, к тому же сами стереотипы достаточно динамичны, т.е. постоянно находятся в состоянии видоизменения.

Что будет придавать дополнительный стимул и интерес изучения проблематики гендерных стереотипов еще долго время. Ведь каждый полученный результат в определенной области исследования может подтвердить или опровергнуть предыдущий, а может и выявить что-то новое. Это зависит от скорости изменений ГС, и от области исследования на которую на которую влияют гендерные стереотипы.

Контакты
и запись
на прием Прочитать
о консультировании
и квалификации

Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©

описание, советы и рекомендации, причины, способы и средства, плюсы и минусы, виды и методы

Модель мужского и женского поведения, показывающая отношение друг к другу, к обществу, особенности психологического и культурного поведения принято называть гендерными ролями.

Содержание статьи

Гендерные роли в современном обществе

Представители сильного пола и слабой половины могут видеть окружающий мир абсолютно противоположно. Зачастую эти различия настолько существенны, что два любящих человека не находят взаимопонимания.

Что такое гендерная роль?

Нередко именно социальное общество диктует мужчине и женщине правильные поведенческие установки, заставляя принимать нужное решение. Личное мнение человека отодвигается на второй план. При таком подходе люди не могут стать счастливыми.

Гендерные роли в обществе, как правило, взаимосвязаны с религиозными, культурными, экономическими взглядами на жизнь, которые напрямую воздействуют на стереотипы поведения мужчины и женщины.

Гендерная роль мужчины и женщины

Функции мужчины и женщины в семейной жизни распределяются по гендерному типу. Довольно часто за парнями принятие окончательного решения, но истинный руководитель ситуации – девушка. Невозможность понять друг друга и договориться приводит к нелепым ссорам и скандалам. Если жена или муж чувствуют себя нежеланными и нелюбимыми, это провоцирует дисгармонию в отношениях.

С древних времен заложен биологический алгоритм действий, который представляет гендерную роль мужчины как охотника, воина. Он обладает качествами лидера, силой, агрессивностью, привычкой рисковать, быстротой принятия решения.

Эволюционный процесс разделил развитие людей на два периода. Первый – естественный отбор, который развил функцию адаптации к совместному существованию и научил принимать положение вещей.

Во втором периоде значительно ускорились темпы социальных преобразований, где механизмы естественного отбора стали неактуальными. Биологическое развитие Homo sapiens, которое соответствовало условию первобытного существования, на этой стадии приостановилось.

Гендерная роль женщины несовершенного общества заключалась в сохранении очага, воспитании детей, женственности, сострадании, заботе и мягкости. С развитием социума дамы уже не согласны мириться с ограниченным кругом обязанностей и прав, поэтому постепенно борются за половое равноправие, все более «захватывая» территории сильного пола. Таким образом, они заставляют кардинально пересмотреть взгляды окружающих на свое женское предназначение.

Медленная биологическая эволюция ускорила развитие и начало стремительно двигаться вперед, поддерживая в первую очередь мужские качества. Поэтому не следует удивляться, что общество до сих пор живет по «мужским» законам и правилам, которые напоминают соревнования. В этой игре существует начало, конец, жесткие правила, которые нельзя изменить, победитель и проигравший.

Гендерные роли в современном обществе

Гендерные социальные роли

Современные отношения в обществе характеризуются смещением гендерных социальных ролей из-за изменения общественной значимости парней и девушек, хотя в большинстве своем сохраняется традиционность. Женщины повышают долевое участие в политической деятельности, ведении бизнеса, службе в вооруженных силах. Число социально значимых ролей, где она задействована, по сравнению с прошлым столетием возросло в несколько раз.

Мужчины, как правило, более стабильны в своих предпочтениях, редко выходя за границы эмоционального и личностного пространства, поэтому остаются в рамках своей изначальной гендерной роли.

Достигнуть консенсуса в вопросе справедливости распределения обязанностей и прав между полами не удается до сих пор. Споры феминисток с приверженцами патриархальности выглядят пустыми разговорами, которые невозможно обстоятельно аргументировать.

Стереотипность современной гендерной роли предполагает наличие таких признаков, как устойчивость, ясное сознание, передача генетической наследственности следующему поколению. Мужчинам трудно изменить эти понятия, давно сформированные и устоявшиеся в обществе.

Ориентируясь на причинно-следственные связи в обществе, рекомендуется выполнение просветительской работы в коллективах и семейных парах, а также внедрение гендерного подхода ко всем жизненным сферам в социуме.

Социальная гендерная роль Википедия

Jordmor jim- oslo.jpeg
110627-F-MY013-033.jpg
Мужчины и женщины разных стран в нетрадиционных гендерных ролях

Гендерная роль — совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, то есть принадлежности к женщинам, мужчинам или другому гендеру. Несовпадение поведения человека с гендерной ролью называется гендерной неконформностью. В разных культурах количество и конкретное содержание гендерных ролей существенно различаются, но есть и широко распространённые кросскультурные сходства[⇨].

В науке нет единой точки зрения о том, в какой степени гендерные роли и их вариации определяются биологией и в какой — конструируются обществом[⇨]. Строго биологические теории происхождения гендерных ролей, в частности эволюционная психология, не подтверждаются эмпирическими данными[⇨]. В целом имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на гендерное развитие влияют не только биологические, но и когнитивные и социальные факторы[⇨].

Гендерные роли могут играть положительную роль для самооценки человека в случае, если гендерно-типичное поведение для него естественно и соответствует его самоощущению. Если же это не так, то гендерные роли и нормативное давление со стороны окружения становится источником стресса[⇨].

Как менялись роли мужчины и женщины в обществе — Wonderzine

Мы живем в эпоху более активного вовлечения мужчин в семейные дела и массового выхода женщин в общественное пространство, а женcких образов — в культурное. Кажется, можно говорить о «новых» гендерных ролях, если бы слово «новый» не было одним из самых опасных, часто употребляемых и неопределенных. Сериал о новых отношениях, сайт о новых женщинах, круглые столы о новых мужчинах — в первую очередь коммерческое предложение, а дискретная память человека в XXI веке редко дает возможность убедиться, что из «нового» действительно никогда раньше не существовало. Оба пола сейчас, как и прежде, не избавлены от прессинга гендерных ролей, а вдобавок к нему ощущают постоянное давление стереотипов об успешности. Если архетипичная жена у плиты превращается в сильную женщину, а условный волк с Уолл-стрит может сделать ставку на работу за меньшие деньги и общение с семьей, на них обоих будет давить культурная доминанта личностного успеха, самореализации или внутренней гармонии — не менее авторитарные, чем прежнее деление на функционал М и Ж.

Нет приемлемой обществом личной жизни? Тогда, может быть, у тебя успехи в работе. А если нет, то зачем ты живешь? Кем ты хочешь стать через пять лет? Выбери что-нибудь и следуй за мечтой! Несколько раз в день мы проходим такие болезненные диалоги с собой или окружающими и так хорошо выучиваем «правильные» ответы, что начинаем верить в них сами. Гендерные роли конструируются и закрепляются через стилизованное повторение действий, об этом пишет Джудит Батлер в книге «Gender Trouble». Повторение рождает репрессию, а привычка претендует на первую натуру. В начале XXI века 3-летние дети без колебаний стандартно и ожидаемо отвечают на вопросы о различии полов и гендерного поведения.

Вспомните gender fuck, который показала Кончита Вурст: в истории были и бородатые женщины, и травести-шоу, и кросс-дрессинг на сцене перед толпой, но появление такого человека на сцене старомодного конкурса несуществующей единой Европы стал баттхертом и новостным поводом номер один на целую неделю.Спросите у любого специалиста из рекламы: Кончита в современном мире может продать только новость о себе (как продаются новости о любых нетипичных видах поведения), но не может продать никакой товар, даже свое пение, дольше чем на один сезон. В маркетинге не платят денег за оригинальность, а платят за повторение знакомого. Сценарии для мировых ситкомов и экологически чистые батончики без глютена для жителей небольшого города производят для целевых аудиторий в справедливой уверенности, что тех, кто считает себя как все, и тех, кто считает себя особенным, можно одинаково легко посчитать и измерить — не по головам, так по тегам и лайкам.

Гендерные роли — что это в семье и в современном обществе?

Гендерная роль — это вид социальной роли, которая определяет допустимое и желательное поведение для мужчин и женщин.

гендерные ролигендерные роли

На Северном Кавказе почти все женщины экономически активны

Все, что связано с развитием, имеет свойство меняться, поэтому нет ничего постоянного в мире, в том числе меняются и ожидания от поведения мужчин и женщин. А вот как закрепляются гендерные роли и чем они обусловлены, разберемся в нашей статье.

Содержание статьи:

Гендерные роли — что это?

Рассмотрим понятие гендерной роли, чтобы четко представлять значение данного феномена.

Гендерные роли представляют собой ожидаемые в обществе от представителей мужского и женского пола традиционные поведенческие реакции. Они могут ожидаться, приписываться, навязываться, требоваться обществом, но любой человек вправе сам решать, нужно ли ему стереотипное поведение.

Вам может быть интересно: Пары с большой разницей в возрасте — примеры звезд

Их прививает общество путем воспитания с детства определенной манеры поведения, присущей тому или иному полу. Выясним, что значит гендерная роль представителя того или иного пола на конкретных примерах.

Примеры гендерных ролей

Примеры гендерных ролей личности менялись с течением времени и изменением человечества. Мало того, они продолжают изменяться. Так, гендерные роли человека бывают навязанными и мешают проявляться ему таким, каким его создала природа. Эти стереотипы поведения приводят к непониманию между полами, конфликтам, а значит, делают несчастными людей.

Рассмотрим теперь некоторые примеры гендерных ролей. Мужчина представляет собой с давних времен охотника, лидера, воина с такими чертами характера, как уверенность в себе, склонность к риску, агрессии, быстроте реакции. Женщина же отличалась всегда мягкостью, состраданием, заботой и занималась лишь поддержанием домашнего очага и воспитанием будущего поколения.

Естественно, время накладывает свой отпечаток на стереотипы поведения, поэтому уже редко можно встретить в чистом виде истинно женское или мужское поведение.

Женская гендерная роль

В последнее время представительницы прекрасной половины человечества все больше претендуют на равноправие и почти дублируют мужскую линию поведения, зарабатывая деньги, занимая руководящие посты и служа в войсках.

Вам может быть интересно: Жесты симпатии мужчины к женщине

В чем особенности женской гендерной роли?

Женская гендерная роль в прежнем понимании подразумевает хранительницу очага, мать и жену. Поскольку современность диктует свои законы, изменяется и расширяется гендерная роль женщины.

гендерные роли примерыгендерные роли примеры

Современная гендерная роль женщины расширилась. Теперь дама часто является не только хранительницей очага, но и работником

Для этого придется разобраться, в чем особенности женской гендерной роли. Она заключается в том, женщина стремится быть успешной, активной, выносливой в условиях господствующих в обществе правил, уравнивающих оба пола. Таким образом, дама должна успевать хозяйничать по дому, рожать детей, строить карьеру, а также потрясающе выглядеть.

Мужская гендерная роль

Мужские поступки характеризуются наличием силы духа, воли, храбрости во все времена, но это не значит, что изменения не коснулись также и мужчин.

гендерные роли личности примерыгендерные роли личности примеры

Традиционное воспитание мальчика как носителя мужской гендерной роли (маскулинности)

Суть мужской гендерной роли

В современном мире от представителей сильного пола ждут не только силы и смелости. От мужчин требуется завоевание статуса и уважения, умственной, эмоциональной стабильности, физической выносливости и избегания женских занятий. Если мужчина не достигает успеха в каком-то одном аспекте, он стремится компенсировать это, проявляя себя в другом более активно.

К этому списку постепенно добавляется масса иных качеств, таких как интеллект, заботливость, сдержанность, умение общаться, сопереживать.

При этом незыблемыми остаются такие признаки мужского поведения, как ясность мышления, устойчивость и передача ген будущему поколению.

В чем разница между гендерной ролью мужчины и женщины?

женская гендерная роль

женская гендерная рольС развитием общества представительницы прекрасной половины человечества уже не желают мириться с судьбой домохозяйки, чем заставляют пересмотреть общественные стереотипы о женском поведении. Это объясняется тем, что общество живет по мужским законам, где есть победитель и побежденный, а также нет сочувствия и сострадания.

Вслед за этим зачастую происходит смена ролями, когда дама является добытчиком, а ее муж управляется по хозяйству. Таких пар достаточно много в последнее время, причем сама женщина не удовлетворена ситуацией, также как и мужчина, ведь заложенные природой поступки отсутствуют у обоих.

Следует только отметить, что муж справится с любыми делами по дому не хуже, чем его возлюбленная, да только в одном он не сможет ее заменить, ведь выносить и родить ребенка суждено лишь женщине. Как видим, границы между общепринятым поведением представителей обоих полов стираются, принося за собой массу последствий.

Уравнивание представителей разных полов приводит к тому, что семье некогда завести ребенка, ведь еще есть столько дел, которым это может помешать. Девушки все позже выходят замуж, так как сначала нужно сделать карьеру, чем также усугубляют демографическую ситуацию и обесценивают институт семьи.

Как закрепляются гендерные роли?

Дети обоих полов рождаются и имеют стандартное поведение. Социальные же реакции приобретаются девочками и мальчиками уже под влиянием воспитания и общественных ожиданий. Девочек настраивают на самопожертвование, нежность, преданность, убеждают быть спокойной и разрешают проявлять эмоции. Мальчикам же демонстрируют традиционные мужские манеру поведения, цели и принципы, требуют сдержанности в эмоциях и проявления нетерпения к несправедливости.

Стоит отметить, что некоторые стереотипы уже подвергаются критике. И хотя считается позорным девушке первой знакомиться, тогда как стеснительные мальчики совсем не в почете, никого эта ситуация уже не удивляет, тогда как еще 100 лет назад привела бы к плачевным последствиям.

Так, если девочка начинает драться, то ее останавливают вместо того, чтобы записать на соответствующую секцию, а для мальчика это считается нормой. И наоборот, мальчик, занимающийся танцами, вызывает у многих насмешки или ироническую улыбку.

В результате мужчины и женщины, создавая семью, не понимают друг друга, долго привыкают к противоположным взглядам на жизнь, ссорятся и постепенно учатся взаимопониманию.

Не стоит забывать, что у каждого современного человека есть свобода выбора тех реакций, при которых он не теряет своей сути, оставаясь самим собой, проигнорировав всяческие стереотипы и навязываемые ожидания.

Вам может быть интересно: Эрогенные зоны у мужчин и женщин

Теперь стало понятно, что такое гендер, как закрепляются гендерные роли, поэтому каждый человек может объективно оценивать свое предназначение в семье и вести себя так, как подсказывает внутренний голос совести.

Желаем вам всегда оставаться собой и быть счастливыми!

И еще — не будь жадиной и поделись в социальных сетях! :)

Гендерные роли

Гендерные роли — это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль — дифференциация дея­тельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нор­мативна, выражает определенные социальные ожидания (экспектации), проявляется в поведении. На уровне культуры они существуют в кон­тексте определенной системы половой символики и стереотипов мас­кулинности и фемининности [15]. Тендерные «роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении» [11, с. 765].

Таким образом, тендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют дру­гим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или жен­скому полу. Другими словами, это социальное проявление тендерной идентичности индивида [4].

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе тендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную тендерную роль. Существующие в обществе тендерные стереотипы оказывают большое влияние на про­цесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответству­ющие понятиям «мужское» и «женское» [6].

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и про­фессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одно­му из самых распространенных стереотипов, предписывающих стан­дартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соот­ветствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин -профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, корми­лец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традицион­ной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин тре­буются ориентированность на людей и стремление к установле­нию близких межличностных взаимоотношений.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способ­ность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаи­ческих обществах. Большинство женщин работают в производ­ственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть толь­ко «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И, тем не менее, стереотипы о традиционных тендерных ро­лях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на част­ной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин — в сфере про­фессиональной, общественной [6].

Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «есте­ственной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Ро­берта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и жен­ских ролей в структурно-функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различ­ные роли. Инструментальная роль состоит в поддержании связи меж­ду семьей и внешним миром — это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессив­ная роль предполагает в первую очередь заботу о детях и регулирова­ние взаимоотношений внутри семьи. Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супруга­ми? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяет однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становит­ся исполнителем инструментальной роли [17].

Эта теория способствовала интеграции в единую схему социаль­но-антропологических и психологических данных. Однако феминист­ская критика показала, что в основе дихотомии инструментальное™ и экспрессивности — при всей ее эмпирической и житейской убеди­тельности — лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное са­моразвитие и самовыражение женщин и мужчин [12].

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке Сандрой Бэм концепции андрогинии, согласно ко­торой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соеди­няя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели тендерных ролей [18]. Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщеплен­ности, или фрагментарности, тендерных ролей [19]. Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне — значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды дея­тельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного об­щества, строя.

На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.

На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль — производная от особенностей конкретной личности: инди­вид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом сво­их представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных уста­новок и жизненного опыта [11].