Спасо вознесенский монастырь в иерусалиме: Вознесенский монастырь (Елеонская гора) — Википедия – Елеонская Москобия / Православие.Ru

Содержание

Вознесенский монастырь (Елеонская гора) — Википедия

Елео́нский Вознесе́нский монастырь — православный женский монастырь на вершине Елеонской горы в Восточном Иерусалиме в ведении Русской духовной миссии Русской православной церкви заграницей (с 2007 года в составе Московского патриархата). В настоящее время в монастыре около пятидесяти насельниц из различных стран.[1]

Основан в непосредственной близости от часовни Вознесения (от неё до Вознесенского собора 200 м). На территории монастыря находится место, где, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения, а также место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя.

Монастырь занимает 5,4 га, протяженность ограды 1,5 км[1]; со всех сторон окружён плотной арабской застройкой. Имеются два кладбища, масличная и сосновая рощи.

Приобретение участка, раскопки[править | править код]

Обширный участок недалеко от часовни Вознесения Господня, на южной вершине Елеонской горы, был приобретён в 1870 году архимандритом Антонином (Капустиным), который предполагал основать здесь мужской монастырь. При посадке деревьев были обнаружены первые мозаики и гробницы, после чего в конце мая 1871 года начались археологические работы. В результате раскопок на участке были обнаружены погребальные пещеры, бюст Ирода Великого, различная утварь, а также мозаичные полы церквей византийского времени, датированные VI—VII веками. Мозаичные полы сейчас можно видеть в часовне Иоанна Предтечи и в Архимандричьем доме.

[2] Также обнаружен камень, на котором, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения Иисуса Христа.[3] В 1873 году все раскопки были приостановлены.

Монастырь[править | править код]

Вид на монастырь от часовни Вознесения (её купол в правом нижнем углу снимка). 1942 год.

В 1905 году, при начальнике Русской духовной миссии архимандрите Леониде (Сенцове), была основана женская «община со старшей сестрой во главе», состоявшая из 15 сестер. Святейший синод утвердил её указом от 15 декабря 1906 года. Община жила по правилам, принятым в Горненской общине. В 1907 году здесь жило 70, в 1914 году — более 100 сестер. С возведением новых корпусов были открыты гостиница, богадельня, золотошвейная и иконописные мастерские.

После начала Первой мировой войны (1914) здания были заняты турецкими солдатами, а Вознесенский храм опечатан. При этом часть насельниц выехала в Александрию, а часть разместилась в греческих монастырях. Иерусалимский патриархат предоставлял сёстрам муку и хлеб и им было разрешено молиться в храме в Малой Галилее.

В 1917 году часть зданий была занята английскими войсками, в другой части проживали сёстры. Военные снабжали их хлебом, чаем и сахаром. Остальные сестры вернулись из Александрии в начале 1919 года, в июне были возобновлены богослужения в соборе. В этот период община переходит в ведение Высшего Русского Церковного Управления за границей.

В 1924 году, по ходатайству митрополита Антония (Храповицкого) (РПЦЗ), с благословения патриарха Иерусалимского Дамиана, Елеонская община стала именоваться монастырем[4].

В 1937 году состоялось освящение трапезного храма во имя святого Филарета Милостивого.

В 1930 году было около 300 сестер, затем их количество постепенно сокращалось, и в середине 1990-х годов в монастыре подвизалось около 50 монахинь и послушниц; монастырь на тот момент был самым крупным в РПЦЗ[5].

После того как в ходе операции «Нахшон», еврейские формирования Иргун и Лехи 9 апреля 1948 года вырезали арабское население деревни Дейр-Ясин, а в июле были изгнаны арабские жители из Эйн-Керема, большинство монахинь Горненского монастыря (около 100) перешли в Вознесенский монастырь[6]. Вследствие передачи израильскими властями Горненского монастыря (Эйн-Керем) советскому правительству (Московскому патриархату), большая часть из них не вернулась в Горненский монастырь, оставшись в Вознесенском монастыре (тогда в Иордании), — из-за нежелания переходить в юрисдикцию Московского патриархата

[6][7].

С 1951 года монастырь сделался местопребыванием начальников РДМ в юрисдикции РПЦЗ.

29 августа 2006 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла) возглавил торжества, посвященные 100-летию обители. К концу литургии прибыл патриарх Иерусалимский Феофил III с членами Священного Синода Иерусалимского патриархата и Свято-Гробского братства[8].

Спасо-Вознесенский собор[править | править код]

Вознесенский собор сразу после постройки. Фото 1880-х годов.

Построен в 1873—1881 годах в неовизантийском стиле по архитектурному замыслу архимандрита Антонина (Капустина), который называл его «маленькой Святой Софией», на месте византийской базилики, разрушенной в 614 году армией Сасанидской империи

[6]. Строительство приостанавливалось на время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Открытие храма требовало фирмана султана, каковой был выдан Высокой Портой в июне 1882 года[6]. Освящён 8 июня 1886 года во имя Спасителя: патриарх Иерусалимский Никодим возражал против его освящения в честь Вознесения Господня, оставляя этот приоритет за местом Вознесения; вследствие сего в официальных русских документах храм именовался «Спасо-Вознесенским»[6].

Непосредственный исполнитель — итальянский архитектор Джованни Батиста Бизелли[9][4]. В плане крестово-купольный, из основного массивного четверика на все четыре стороны света выступают полувосьмерики абсид. Купол устроен на восьмерике с 24 окнами. Фундамент храма установлен на плоской природной скале. Беломраморный иконостас спроектирован архимандритом Антонином в 1881 году и доставлен из Одессы пароходом в Яффу в 1884 году от московского купца П. Д. Каверина

[6].

Иконостас Вознесенского собора

В южной части храма в отдельных мраморных киотах находятся привезённые из России чудотворные иконы Божией Матери: «Елеонская Скоропослушница» (Черниговская-Гефсиманская) и «Взыскание погибших». Здесь же устроены мощевики с частичками мощей разных святых. В каменный пол перед солеёй вставлены обнаруженные при раскопках части мраморных плит пола женского монастыря V века[4].

Часовня обретения честной главы Иоанна Предтечи[править | править код]

Икона Первое обретение главы Иоанна Крестителя

Важнейшая монастырская святыня это место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя. Часовня стояла здесь уже в IV веке, её мозаичный пол обнаружен во время раскопок архимандритом Антонином (Капустиным).

[10] Выложенное мозаикой углубление в полу указывает место, где глава была найдена. Нынешняя часовня построена на месте древней на средства И. Г. Силаевой.

Колокольня[править | править код]

Колокольня «Русская свеча» — самое высокое церковное здание Иерусалима (64 м).

Колокольня высотой 64 м построена в стиле средневековых итальянских кампанил итальянским архитектором Антонио Лангодорки.[4] Самый большой из размещенных на ней колоколов имеет вес 308 пудов (5 тонн), около 3 м в высоту и 213 см в диаметре. Он был отлит в России на средства соликамского купца Александра Рязанцева и доставлен в монастырь 19 февраля 1885 года. На нём есть памятная надпись

[11]. На данный момент на колокольне размещено 14 колоколов[12]. С момента строительства колокольня ни разу не реставрировалась и значительно обветшала. В 2014 году начата полномасштабная реставрация колокольни[13].

Другие постройки[править | править код]

  • Дом начальника Русской духовной миссии или Архимандричий дом — находится за монастырскими корпусами. В нижнем этаже здания ранее помещался музей древностей, собранных о. Антонином. В часовне дома пол украшают мозаики IX века с изображеними рыб, птиц и различных орнаментов, а также памятной надписью об Иакове, армянском епископе Метцпинском. В других частях здания на полах первого этажа сохранились мозаики, которые можно отнести к VI веку.
  • Игуменский корпус — в его зале была найдена большая мозаика с греческой памятной надписью VI века.
  • Трапезная с храмом святого Филарета Милостивого — длинное здание с плоской крышей в северо-восточном углу монастыря. В 1907 году было заложено как соборный храм во имя Страшного Суда Господня, недостроенный из-за Первой мировой войны.

Погребения[править | править код]

Среди погребённых в монастыре:

  • Архимандрит Антонин (Капустин), начальник РДМ (1865—1894), похоронен в северной части Вознесенского собора.
  • Игумен Парфений (Нарциссов), ближайший сотрудник и продолжатель дела о. Антонина, первый игумен Елеонской общины. Зарезан неизвестным злоумышленником в своей монастырской келье в ночь на 15 января 1909 года, вероятно с целью ограбления, похоронен около Вознесенского собора, чуть севернее алтаря.[2][4][14]
  • Евпраксия (Миловидова), монахиня (1904—1914)
  • Елизавета, игуменья (1919—1929)
  • Павла (Клюева), игуменья (1929—1934)
  • Мелания (Ненюкова), игуменья (1934—1944)
  • Антония (Клюева), схиигуменья (1944—1951)
  • Тамара (Романова), игуменья
    (1951—1975)
  • Феодосия (Баранова), игуменья (1975—1984)
  • Параскева (Зильберкрейн), игуменья (1984—1997)
  • Моисея (Бубнова), игуменья (1997[15] — 12 июня 2017)
  • Варвара (Новикова) монахиня (с 12 июня 2017) и. о. настоятельницы[16]
  1. 1 2 Страница Вознесенского монастыря на Официальном сайте Русской Духовной Миссии РПЦЗ
  2. 1 2 Иерусалим — Масличная гора. Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 декабря 2009. Архивировано 9 декабря 2009 года.
  3. ↑ Елеонский Православный женский монастырь и Храм Вознесения
  4. 1 2 3 4 5 П. Платонов К 100-летию основания Елеонского женского монастыря в Иерусалиме.
  5. ↑ ВЕРТОГРАДъ-Информ № 5, 2000
  6. 1 2 3 4 5 6 ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ
  7. ↑ ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
  8. ↑ Из жизни епархий. Июль — Сентябрь, 2006 / Святая Земля Архивная копия от 17 мая 2016 на Wayback Machine
  9. Крашенинникова Т. И. Архитекторы Георгий Франгиа и Конрад Шик и их работы, выполненные по заказу Русского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  10. Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С.73
  11. ↑ «Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа» (сверху) и «Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня. Лит в царствование Благочестивейвшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора Александра Александровича, при супруге его Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, при наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Николае Александровиче и при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине, по усердию русского поклонника Святых Мест Соликамского купца Александра Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п 20 ф» (по нижнему краю, в два ряда).
  12. ↑ Московская школа звонарей в Вознесенском монастыре на Елеоне в Иерусалиме
  13. ↑ На Елеоне началась реконструкция «Русской свечи»
  14. ↑ История Рязанского края: Пармен Нарциссов
  15. ↑ Игумения Моисея (Бубнова Галина Дмитриевна) (неопр.). Дата обращения 27 июня 2017.
  16. ↑ Исполняющей обязанности настоятельницы Спасо-Вознесенской женской обители на Елеоне назначена монахиня Варвара (Новикова) (неопр.). Дата обращения 27 июня 2017.

Елеонский Вознесенский монастырь | Путеводитель по Святой Земле, святыни Иерусалима, паломничество в Святую Землю

В 1870 г. начальник Русской Духовной Миссии  архимандрит Антонин (Капустин) приобрел участок земли к юго-востоку от места Вознесения Спасителя на самой вершине Елеонской горы.

Во время раскопок, проведенных под руководством архимандрита Антонина, были обнаружены:

под часовней, на месте обретения честной главы св.Иоанна Предтечи – мозаичные полы, с изображением рыб, птиц и орнаментов, подобные мозаикам Крестного монастыря в Иерусалиме и отнесенные к V, VI, и IX векам; а также памятная надпись о некоем «Иакове, армянском епископе Метцпинском»;

в т.н. «архимандричьем доме» — мозаичные полы византийского стиля, возможно ранее VI века;

в игуменском доме – мозаика с греческой надписью V века: «Феодосия, славнейшая кувикулария»;

многочисленные погребальные пещеры с мозаичными украшениями.

Все это указывало на то, что на русском участке Елеонской горы, в древности, существовал обширный и богатый некрополь и ряд храмов, как греческих, так и армянских.

Недалеко от места обретения главы св. Иоанна Предтечи на Елеоне находится камень, на котором по преданию, стояла Богоматерь во время Вознесения на небо Господа Иисуса Христа. При раскопках, проведенных о.Антонином возле этого камня, была обнаружена, как он пишет, «куча золотой мозаики и множество кусков белого мрамора», а также основание двух колонн, все относящиеся к V или VI веку по Р.Х., а также гробница иеродиакона VI века. Вокруг этой древней церкви существовал некогда греческий женский монастырь (м.б. одной из преп. Меланий). Во время нашествия персидского царя Хазроя в 614 году Иерусалим был разрушен и из истории известно, что на Елеоне было найдено 1207 убиенных. Монастырь был также разрушен, а монахи претерпели мученическую смерть.

На месте древнего византийского храма о.Антонин решил выстроить храм в честь Вознесения Господня.

Прежде строительства храма о.Антонин построил странноприимный дом, где могли останавливаться для отдыха русские паломники, обычно восходящие на Елеонскую гору после посещения пещеры Лазаря Четверодневного в Вифании. Затем паломники  могли налюбоваться панорамой восточной части Иудейской пустыни, долиной Иордана и Мертвого моря.

В 1871 году началось строительство храма. Храм был освящен лишь в 1885 г. Кроме прочих причин задержки строительства была и Русско-турецкая война, во время которой о.Антонину пришлось выехать в Афины.

Храм построен по типу древних византийских храмов, крестообразный по плану и увенчанный куполом образца Царьградской св. Софии- на 8-стороннем барабане с 24 окнами. Иконостас привезен из Москвы. На клиросах находятся остатки 2 колонн от древнего храма. Пол устлан мраморными плитами, посередине которых видны раздробленные древние куски того «белого мрамора одной из древнейших церквей Иерусалима», найденной о. Антонином.

Храм в то время назвали Спасо-Вознесенским по требованию Иерусалимской Патриархии. В настоящее время к нему вернулось его первоначальное наименование.

Вместе с церковью строилась 64-метровая, 4-х ярусная башня-колокольня. Строилась она итальянскими архитекторами.

По окончании строительства колокольни в 1885 г. в моанстырь был доставлен из России большой колокол весом 308 пудов ( 4 928 кг), диаметром 2 м 13 см., пожертвованный близким другом о.Антонина, соликамским купцом Рязанцовым.

В течении 7 дней колокол, несмотря на многие затруднения, был благополучно доставлен (на руках!) из порта в Яффо. Величественная колокольня русского Елеонского храма Вознесения, так называемая «Русская Свеча», господствует ныне над всеми окрестностями Иерусалима. С высоты ее видно и Мертвое море и Заиорданье, а с биноклем в ясную погоду и синеву Средиземного моря.

Наконец, несмотря на все затруднения, 7/20 июня 1886 года состоялось торжественное освящение храма и колокольни. Патриарх Никодим произнес похвальное слово в честь строителя храма о.Антонина и его ближайшего помощника иеромонаха Парфения.

Во время сильного землетрясения 1927 г. наиболее пострадала гора Елеон. Были повреждены храм, игуменский дом, жилые корпуса сестер. Колокольня во время землетрясения качалась как маятник.

Отец Антонин намеревался создать здесь мужской монастырь, но архимандрит Леонид (Сенцов), новый начальник Миссии отказался от этой мысли поскольку за много истекших лет нашелся только один прижившийся на Елеоне монах Памво, служивший сторожем. Поэтому о.Леонид принял решение основать здесь женскую обитель.

В 1906 году Елеонская женская община была утверждена Святейшим Синодом. Игумен Парфений был назначен духовником, а монахиня Евпраксия (Мария Миловидова), прибывшая в Иерусалим в 1880 году, была назначена настоятельницей. Уже к 1907 году в общине насчитывалось до 100 сестер, а к 1914 г. — 150 сестер.

В 1924 г. Елеонская община была переименована в монастырь, и монахиня настоятельница возведена в сан игумении с вручением ей жезла.

В эти же годы была закончена часовня в честь св. Иоанна Предтечи и заложен фундамент нового собора в честь Страшного суда, которому не суждено было быть достроенным. Часовня построена на средства благодетельницы Ирины Силаевой. Она похоронена возле южной стены часовни.

Незадолго до Первой Мировой войны паломниками была привезена из России в дар Елеонской обители Черниговская икона Божией Матери, русско-византийсого письма.

Икона была помещена в алтаре еще незаконченной трапезной церкви во имя св. прав. Филарета Милостивого.

Своим благолепным, несколько скорбным Ликом, икона полюбилась сестрам обители и они стали прибегать к ней в своих молитвах.
С началом первой Мировой войны России с Германией и Турцией, РДМ постигли тяжелые испытания. Все духовенство Миссии и все старшие монахини были вывезены  в Египет. Русские постройки, сады и подворья в Палестине были заняты турецкими войсками. Монастырская жизнь на Елеоне прекратилась. Храм Вознесения был опечатан. Для сестер святая икона стала «прибежищем и утешением» и наименовали ее «Елеонской Скоропослушницею», ибо скоро Она слышала их молитвы и ниспосылала им Свои милости.

В январе 1919 г. монахини из Александрии возвратились на Елеон, а в июне церковь была освобождена от наложенных в 1914 г. печатей. Тогда сестры обители перенесли икону в главный храм и со дня её перенесения, Лик Божией Матери просветлел, а ризы Божией Матери и Богомладенца сделались яркими. Образ почитается 9 ноября – в день празднования Афонской чудотворной  иконы «Скоропослушница».

В монастыре есть еще одна чтимая икона Божией Матери — «Взыскание погибших». В 1911 г. она была специально написана по заказу палонмиков  в благодарность за спасение во время бури. 6 февраля день празднования этой иконы в Елеонском монастыре.
 
В 1951 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Тамара, дочь Великого Князя Константина Константиновича Романова (поэта «К.Р.»). Она управляла монастырем до 1975 года. При ней в присутствии  представителя короля Иордании Хусейна было отпраздновано 100-летие РДМ. Она с сестрами пережила ожесточенную перестрелку во время шестидневной войны 1967 г.

Игумения Тамара скончалась на Успение 1979 г., оставив светлую память обители о своей благородной, доброй душе.

01 января 2017

К истории Спасо-Вознесенского монастыря на Елеоне

«Долго сидел там на своей высокой колокольне и раздумывал о временах далеко-будущих. Роды родов будут подниматься на высоту, где я сижу, а о чем будут думать они?… Вероятно, не о том, кто доставил им случай полюбоваться на целокупный образ вечно-вещей Палестины.»
(Из дневника Антонина Капустина 1886)

К востоку от Иерусалима за Кедронской долиной возвышается Елеонская или Масличная гора, самая высокая из вершин Иудейских гор, окружающих Иерусалим. Эту гору называют еще горой Вознесения, так как с нее вознесся к Своему Небесному Отцу Иисус Христос. С горы Вознесения открывается великолепный вид на Иудейские и Моавитские горы, Мертвое море и единственная незабываемая панорама Старого Иерусалима и окрестностей. Невольно появляется ощущение, будто смотришь в лицо Святаго Града Иерусалима.
В библейские времена Елеон служил местом приюта для жителей Галилеи-рыбаков и крестьян, приходивших на поклонение в Храм Соломона. Но самым символичным и глубинным образом Масличная гора связана с земной жизнью Иисуса Христа — Вознесением, Его молитвой, проповедью и пророчеством о Иерусалиме и Храме. В то время западный склон Елеона был густо покрыт масличными деревьями. Здесь в Гефсиманском саду любил бывать Иисус со своими учениками, находя приют Своей кроткой и мирной душе. «Днем Он учил в Храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою» (Лк. 21, 37).

Елеон и Гефсимания освящены также воспоминаниями о пребывании здесь Пресвятой Богородицы, любившей посещать места связанные с земной жизнью Ее Сына Иисуса Христа. Предание говорит о том, что на Елеоне находился камень, на котором стояла Дева Мария, когда Ее Божественный Сын возносился на небо. Отсюда смотрела Она с грустью на побиение камнями архидиакона Стефана и молилась за него. Здесь в Гефсиманском саду Она завещала погребсти свое тело, явившись апостолам на воздухе по своем Успении и телесном вознесении на небо, здесь даровала Свой пояс, сбросив его в утешение апостолу Фоме и всем нам.
В первые века христианства при царствовании Константина и Елены и в период расцвета Византийской Империи Елеонская гора благоукрашается множеством храмов, приютов и монашеских обителей. Персидское нашествие в 614 году буквально стерло с лица земли все христианские храмы на Елеоне и разрушило монашескую жизнь ее обителей. Арабское завоевание, крестовые походы, вновь захват Палестины мусульманами и многовековое их господство в Святой Земле изменило лик Иерусалима и Елеонской горы и создало неповторимый колорит религиозного смешения, который сохраняется и сейчас.

До середины 19-го века Елеонская гора оставалась пустынной и малонаселенной, лишь гробницы на склонах и в Гефсиманском саду да одинокий минарет на вершине горы разнообразили унылый пейзаж. Первыми в Палестине начали покупать земли миссионеры францисканцы. Еще в 17-м веке ими был куплен и обустроен Гефсиманский участок земли у подножия Елеонской горы с древними масличными деревьями. В середине 19-го века они приобрели участок на вершине Елеонской горы, где согласно преданию Господь наш Иисус Христос преподал Своим ученикам молитву «Отче наш», и там устроили на средства графини де ла Тур д’Овернь монастырь Pater Noster.

Православная Царская Россия не хотела оставаться в стороне, видя в Палестине такую активную миссионерскую деятельность францисканцев. В лице первых Начальников Русской Духовной Миссии и консулов она начала также приобретать участки земли на постройку приютов для православных паломников из России.

Самым активным «покупателем» земель оказался русский монах, четвертый Начальник Русской Духовной Миссии Архимандрит Антонин Капустин, который буквально соперничал с графиней де ла Тур д’Овернь, кто раньше купит землю в частное владение — Православная Россия или Римо-Католическая Франция. Глубокий знаток археологии и восточной дипломатии о. Антонин, ревностный строитель Русской Палестины, приобретает у разных владельцев один за другим смежные земельные участки на вершине Елеонской горы, переводя их в русское владение. Из этих приобретений составился общий участок, на котором позднее были построены знаменитая колокольня, именуемая «Русской свечей», Спасо-Вознесенская церковь, часовня святого Иоанна Предтечи, приют для паломников и собственный археологический музей, где о. Антонином были собраны найденные и приобретенные экспонаты. На месте, где сейчас возвышается колокольня, была обнаружена древняя мозаика с надписью: «Хоратия-Игумения женского монастыря армянок». При раскопках участка земли под постройку храма были найдены базы колонн древнего Византийского храма, а к востоку от них основание иконостаса в том виде, как он делался в прежнее время, остатки малого южного входа в церковь, части мраморного пола, плита с греческой надписью, в которой говориться о какой-то Феодосии. «Недавно напали на целую кучу золотой мозаики и множество кусков белого мрамора, — пишет в своем дневнике о. Антонин, — несомненно тут была церковь. Да будет она и опять некогда, по благословению Воздвигшего тут руце Свои и благословившего всякое доброе начинание! Должно сознаться, что мы хотя (сравнительно) и поздно являемся собственниками в Святой Земле, но приобретаем все хорошие вещи». Рядом с храмом при постройке дома нашли Византийскую мозаику, гласящую: «Феодосия — главная кувикулария при дворце Юстиниана». Эту мозаику и сейчас можно увидеть в приемной игуменского дома. Над армянской мозаикой конца 5-го века была построена часовня Первого и Второго Обретения главы святого Иоанна Предтечи. «Открытый в одном месте, — как пишет о. Антонин, — на незначительной глубине в земле остаток великолепного мозаичного пола с изображением птиц, рыб и прочего, весьма похожий на сохранившийся в церкви Крестного монастыря и составляющий одну из редкостей Палестины», — изображает флору и фауну Святой Земли. В центре мозаики — телец, как символ жертвенного заклания, хлеб и рыба — символы Евхаристии. 

Отец Антонин Капустин уделял много внимания и времени благоустройству Елеонского участка, радовался археологическим находкам и как опытный археолог знал их значимость для последующих поколений.

На средства русской православной паломницы А.И. Кадышевой, которая в 1871-м году жила в Иерусалиме начались работы по раскопкам мозаики и постройке архимандричьего дома над ней. «Положительно можно сказать, что до настоящего времени еще нигде в Палестине подобной мозаики найдено не было, и ее можно сравнить разве только с работами, находимыми в Помпее. Надо было видеть радость О. Архимандрита и удивление присутство¬вавших лиц. Но для истинного ученного эта находка была бы вполне интересна только в том случае, если бы тут была какая-нибудь надпись. И в этом отношении О. Архимандрит был совершенно удовлетворен. У северного бордюра сохранилась не тронутая временем надпись на древне-армянском языке, гласящая, что это могила блаженной Шушаник, матери Артабана. Февраля 18-го». Таким образом О. Архимандрит открыл роскошнейший памятник 6-го века» — пишет в своей статье «Русские раскопки на Елеонской горе» управляющий российским консульством в Иерусалиме С. М. Дмитревский.

Ближайшим помощником отца Антонина и преданным его учеником был отец Парфений (Нарциссов), который позднее был назначен игуменом Елеона. Он был неутомимым тружеником не только в молитве, но и в возделывании Елеонского участка, насаждении деревьев и масличного сада. Злодейская рука оборвала его жизнь. Он был убит топором в своем домике в 1909-м году.

С августа 1873 года о. архимандрит начал заниматься постройкой Елеонского храма. «Проживавшая в Иерусалиме Г.А. Волкова, заинтересованная открытиями О. Архимандрита пожертвовала 100 наполеондоров на нужды Елеона. Эта неожиданная помощь заронила в голову О. Архимандрита смелую мысль осуществить свое заветное желание выстроив на Елеоне русскую церковь в честь Вознесения Христова. Конечно, 100 наполеондоров при этом, можно сказать, ничто не значили; но если Г-жа Волкова, при своих скудных средствах, могла оказать посильную помощь, то отчего-же и другие не взяли бы с нея примера» — пишет С.М. Дмитревский. Проект храма был разработан самим отцом Антонином. Он мечтал видеть на Елеонской вершине маленькую Константинопольскую Софию. Главной особенностью проекта был купол, возведенный без традиционных подпорных колонн. В этом ему помог, как пишет тот же С.М. Дмитревский, — «…какой то итальянец, усвоивший вполне идею О. Архимандрита.» «Смелый проект О. Архимандрита поставить купол непосредственно на стенах церкви и научные соображения его по этому предмету так заинтересовали Графа (Строгонова), что по выезде из Палестины он не преминул пожертвовать О. Архимандриту 7000 франков на осуществление его идеи». При мощении пола, все части мраморных плит, найденных при раскопках, были тщательно выложены в том же порядке, как и были найдены, а промежутки заполнены новыми плитами. Древние базы колонн и основание иконостаса остались нетронутыми. Оставалось только расписать храм и поставить иконостас, чтобы приготовить церковь к освящению.» Так как она была сооружена в честь Вознесения Христова, то О. Архимандриту хотелось изобразить это событие в самом куполе, так, чтобы возносящийся Иисус Христос приходился по середине купола, а апостолы и другие лица — между окнами, с ликами, обращенным на Спасителя» (С.М. Дмитревский).

Храм был освящен 7 мая 1886-го года Иерусалимским Патриархом Никодимом.

В конце 1884-го года Архимандрит Антонин заложил фундамент колокольни. Место для нее было выбрано на самой высшей точке Елеонской горы. «Отсутствие всякой огласки, — пишет С.М. Дмитревский, — и громкого напоминания о себе составляет отличительную черту деятельности его в Палестине… Он никогда не позволял себе протягивать, так сказать, руки для того чтобы вызвать человека на пожертвование… тем не менее, деятельность эта оставляет по себе такие глубокие следы,что нет человека, без различия национальности, побывавшего в Святой Земле, который не был бы чем-нибудь обязан начальнику нашей Духовной Миссии… Между всеми этими зиждителями Элеонского храма первое место безспорно принадлежит Соликамскому купцу Александру Рязанцеву. Узнав о намерении О. Архимандрита выстроить на Елеоне колокольню, он заказал в Москве роскошнейший колокол в 308 пудов с замечательной орнаментацией из горельефов и надписей и доставил его до самой Яффы. Можно с уверенностью сказать, что этот колокол в настоящее время не имеет себе подобных во всей Палестине, как по величине, так и по красоте отделки. Даже трудно предположить, чтобы в недалеком будущем повторилась здесь перевозка и постановка на место такой колоссальной вещи. Это мог сделать только русский поклонник, одушевленный безграничной любовью к своей святой вере».
В октябре 1888-го г., во второй приезд великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елисаветы, о. Антонин самолично показывает им Елеонскую Московию: храм, колокольню, древнюю мозаику, паломнический приют.

До конца дней своей жизни о. Антонин заботился о благоустройстве Елеонского участка и его церкви, которую ласково называл «моей ненаглядной красавицей.» Преставился отец Антонин накануне праздника Благовещения 24 марта/6 апреля 1894-го года на 77-м году жизни и погребен в северной части Спасо-Вознесенского храма. Земли, зарегистрированные на имя отца Антонина, были переоформлены по его завещанию на имя Русской Духовной Миссии.

Дневник или «Повесть временных лет», как его называл сам отец Антонин, в котором усердно, подробно, часто с тонким юмором, на протяжении полувека записывал события происходившие с ним в Киеве, в Афинах, Константинополе и Святой Земле, он завещал Святейшему Синоду РПЦ. Сейчас Дневник отца Антонина представляет огромную ценность, как достоверный письменный источник тех лет, ярко раскрывающий картины жизни Русской Миссии и ее насельников. «Именно ему, подвижнику-одиночке, не оцененному современниками и лишь теперь в своем значении предстоящему перед потомками, мы обязаны тем уникальным историческим наследием, которое называется Русской Палестиной», — так писал профессор А.А. Дмитриевский по поводу десятилетия со дня кончины отца Антонина в своей статье “Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке, и в частности в Палестине” (1904).

В 1906 году была утверждена при Елеонском храме женская община, которая наконец – уже в новую эпоху – в 1924 году, по ходатайству главы Русской Зарубежной Церкви, митрополита Антония (Храповицкого), и по благословению Патриарха Иерусалимского Дамиана стала вполне официально Спасо-Вознесенским женским монастырем.

Первой настоятельницей женской общины была назначена монахиня Евпраксия (Миловидова). С 1910 года с началом Русско-Турецкой войны наступило тяжелое время для обители. Главный храм был опечатан. Духовенство, Начальник Миссии, игумения и казначея были высланы из Иерусалима в Александрию. На территории монастыря разместился отряд турецких солдат. Сестры остались сиротами, без средств к существованию. Храм был вновь открыт для богослужения, по ходатайству Иерусалимского Патриарха, и возвращены из изгнания игумения и духовенство. В эти годы особенно проявилось заступничество Пресвятой Богогодицы через Ее образ, который позднее сестры стали именовать «Скоро-послушницей». Эта икона, написанная на холсте — список Черниговской — стала особо чтимой на Елеоне иконой Божией Матери, праздник которой в обители отмечают 9/22 Ноября. Есть в Елеонском храме еще одна почитаемая икона Божией Матери, называемая «Взыскание Погибших». Это обетная икона — дар благодарных русских паломников, спасшихся от гибели в Средиземном море. Таких дарственных икон в Елеонском храме много: большой образ святого Василия Рязанского, возможно дар Рязанских купцов, Муромская икона Божией Матери и другие. Есть в Игуменском доме образ Царицы Небесной — «Троеручица». Праздник ее отмечают 28 июня/11 июля торжественным крестным ходом вокруг всей территории монастыря. В этот день в 1927-м году произошло страшное землетрясение, разрушившее многие постройки на Святой Земле. Колокольня — «Русская свеча» грозилась обрушиться на храм. Сестры усердно молились Божией Матери предотвратить разрушение их обители. Царица Небесная услышала их молитвы: храм, колокольня и постройки остались неповрежденными.

Одной из настоятельниц была матушка игумения Тамара — в миру великая княгиня Татиана Константиновна Романова. Со смирением, мудростью и любовью управляла она Елеонской обителью 25 лет с 1950 по 1975 гг. На протяжении многих десятилетий не прерывалось Богослужение в Елеонской обители, где сейчас есть три храма: соборный — Спасо-Вознесенский, трапезный — Святого Филарета милостивого и часовня Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи.

Сбылась мечта о. Антонина Капустина. Елеонский монастырь живет сейчас полноценной монашеской жизнью, его посещают паломники не только из России, но и других стран и многие из них с благодарностью вспоминают имя ее основателя и неутомимого труженика, о. архимандрита Антонина Капустина.

 

русский Спасо-Вознесенский монастырь на Елеоне: ir_maverick — LiveJournal


Приобретением участка на Елеонской горе Россия обязана архимандриту Антонину (Капустину) — выдающемуся церковному деятелю и начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.


Участок, послуживший в будущем для основания Обители был приобретен в 1870 году на самой вершине Елеонской горы недалеко от часовни Вознесения Господня. 

 

 

 
Чтобы украсить место, лишенное всякой растительности, а также укрепиться на купленном участке отцу Антонину пришла мысль насадить на нем деревья.

 

 

Вид Вознесенкой церкви и посаженных перед ним деревьев

до начала строительства колокольни

   Елеонская гора, представляющая особый интерес для любого историка и церковного археолога, всегда находилась в сфере внимания отца Антонина. Во время раскопок, проведенных под его руководством, были обнаружены:

под часовней, на месте обретения честной главы св.Иоанна Предтечи – мозаичные полы, с изображением рыб, птиц и орнаментов, отнесенные к V, VI, и IX векам;

 

Мозаика с флорой и фауной Святой Земли в часовне

обретения честной главы св.Иоанна Предтечи

 


 

Памятная надпись о некоем Иакове армянском епископе

в часовне обретения честной главы св. Иоанна Предтечи

 


 

Мозаика с греческой памятной надписью VI века

в зале игуменского корпуса

 

а также многочисленные погребальные пещеры с мозаичными украшениями. Все это указывало на то, что на русском участке Елеонской горы, в древности, существовал обширный и богатый некрополь и ряд храмов.  **

   Во времена святой равноапостольной царицы Елены, императрицы Евдокии и императора Юстиниана на Елеоне было построено множество богатых базилик и монастырей, как греческих, так и армянских. Интересен был обычай того времени строить церкви на Елеоне без куполов, символизирующих разверстое небо перед Вознесением Спасителя.

 

Недалеко от места обретения главы св. Иоанна Предтечи на Елеоне находится камень, на котором по преданию, стояла Богоматерь во время Вознесения на небо Господа Иисуса Христа.

           

При раскопках, проведенных о.Антонином возле этого камня, была обнаружена, как он пишет, «куча золотой мозаики и множество кусков белого мрамора», а также основание двух колонн, все относящиеся к V или VI веку по Р.Х., а также гробница иеродиакона VI века.

Вокруг этой древней церкви существовал некогда греческий женский монастырь. Во время нашествия персидского царя Хазроя в 614 году Иерусалим был разрушен и из истории известно, что на Елеоне было найдено 1207 убиенных. Монастырь был также разрушен, а монахи претерпели мученическую смерть

 

На месте древнего византийского храма о.Антонин решил выстроить храм в честь Вознесения Господня. А прежде построил странноприимный дом, где русские паломники могли останавливаться для отдыха и любоваться панорамой восточной части Иудейской пустыни, долиной Иордана и Мертвого моря.

 

В 1871 году началось строительство храма. Храм был освящен лишь в 1885 г. Кроме прочих причин задержки строительства была и Русско-турецкая война, во время которой о. Антонину пришлось выехать в Афины.

Храм Вознесения построен по типу древних византийских храмов, крестообразный по плану и увенчанный куполом образца Царьградской св. Софии- на 8-стороннем барабане с 24 окнами.

            

Иконостас привезен из Москвы. На клиросах находятся остатки 2 колонн от древнего храма. Пол устлан мраморными плитами, а перед солеей храма отец Антонин вставил кусочки мраморных плит пола женского монастыря V века, найденные при раскопках.


В южном крыле храма в отдельных мраморных киотах с золочеными колонками — привезенные из России чудотворные иконы «Елеонская Скоропослушница» и «Взыскание погибших», а также мощевики с частичками мощей многих святых.

В самом начале прошлого века паломники из России привезли для Елеонской обители большую икону Богоматери старого русского письма, именуемую «Черниговская». Потемневшая от времени икона полюбилась сестрам, и они почитали ее молебным пением с акафистом. Вскоре святой образ стал утешением и прибежищем сестрам в их многочисленных скорбях, за что они и переименовали ее в «Елеонскую Скоропослушницу».

Чтимая икона Божией Матери  «Взыскание погибших» была специально написана в 1911 г. по заказу паломников  в благодарность за спасение во время бури. 6 февраля день празднования этой иконы в Елеонском монастыре.


Сейчас богослужения совершаются в трапезном храме монастыря, а Вознесенский закрыт на реставрацию:


 

 

           


Вместе с церковью строилась 64-метровая, 4-х ярусная башня-колокольня. Строилась она итальянскими архитекторами.

              

            

По окончании строительства колокольни в 1885 г. в моанстырь был доставлен из России большой колокол весом 308 пудов ( 4 928 кг), диаметром 2 м 13 см., пожертвованный близким другом о.Антонина, соликамским купцом Рязанцовым.

«И вот – 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая весь город на ноги. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения» (Цит. по А.А. Дмитриевский)

По прибытию на русские постройки, уже не сотни, а тысячи людей выдвинулись нести колокол на Елеон, дорога на который оставляла желать лучше. На самой Елеонской горе это были узкие тропинки, вырубленные в скале, извившейся между скалами уступами в 35-40 градусов крутизны. Но для русских православных поклонником это не было препятствием, а во время остановок они пели «Спаси Господи люди Твоя, при громогласном упоминании имени обожаемого монарха»

 


 

Колокол доставлен на Елеон

Установка колокола внутри фундамента будущей колокольни

 

 

Величественная колокольня русского Елеонского храма Вознесения, так называемая «Русская Свеча», господствует ныне над всеми окрестностями Иерусалима. С высоты ее видно и Мертвое море и Заиорданье, а с биноклем в ясную погоду и синеву Средиземного моря.

Наконец, несмотря на все затруднения, 7/20 июня 1886 года состоялось торжественное освящение храма и колокольни. Патриарх Никодим произнес похвальное слово в честь строителя храма о. Антонина и его ближайшего помощника иеромонаха Парфения.

 

 

Палестинский подвижник архимандрит Антонин отошел ко Господу в 1894 г., в канун Благовещения. Его могила находится в северном крыле Вознесенского храма.

После периода служения отца Антонина наиболее усердные

Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь на вершине г. Елеонской

Елеонский православный женский монастырь и Храм Вознесения Русской православной церкви
Russian Church of Ascension.

Православие в Израиле Русская духовная миссия РПЦЗ

Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь

 

 

 

 

 

 

Дата основания: 1906

Ставропигиальное учреждение

Богослужебный язык: церковно-славянский

Расписание богослужений: ежедневно

Находится в ведении Русской Духовной Миссии Русской Православной Церкви Заграницей, которая здесь и расположена.

Участок, на котором находится обитель, был приобретен архимандритом Антонином (Капустиным) в конце XIX столетия. В 1906 году обитель была утверждена Священным Синодом Русской Православной Церкви и число монахинь очень быстро возросло. Во время Первой мировой войны Иерусалим был объявлен на военном положении и духовенство было выслано. Только в 1919 духовенство вернулось и храм был отпечатан. Всю заботу о сохранении обители взяла на себя Русская Православная Церковь заграницей.

Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь — православный русский женский монастырь на вершине Елеонской горы в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме).

Основан в непосредственной близости от часовни Вознесения (от неё до Вознесенского собора 200 м). На территории монастыря находится место, где, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения.

Камень, на котором стояла Богоматерь во время Вознесения на небо Господа

 

 

 

 

 

 

 

 

Монастырь занимает 5,4 га, протяженность ограды 1,5 км; со всех сторон окружён плотной арабской застройкой. Имеются два кладбища, масличная и сосновая рощи. Сестры несут многочисленные послушания: клирос, уборка, золотошвейная мастерская и сопровождение паломников.

При обители, кроме главного храма в честь Вознесения, есть часовня св. Иоанна Предтечи и трапезный храм в честь праведного Филарета Милостивого.

 

Вознесенский собор Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря

Вознесенский собор Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря

Вознесенский собор Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря1

 

 

 

 

 

 

 

 

Собор построен в неовизантийском стиле по архитектурному замыслу архимандрита Антонина (Капустина), который называл его «маленькой Святой Софией» и похоронен в северном крыле храма. Непосредственный исполнитель итальянский архитектор Джованни Батиста Бизелли. Строительство велось с декабря 1873 года по 1881 год с приостановкой на время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Освящён только 7 июня 1886 года, после разрешения султана.

Храм представляет собой выразительный памятник неовизантийского стиля, крестово-купольный в плане, с резко выдающимися на все четыре стороны света полувосьмериками абсид, выступающими из  основного массивного четверика собора

В южной части храма в отдельных мраморных киотах находятся привезённые из России чудотворные иконы Божией Матери: «Елеонская Скоропослушница» (Черниговская-Гефсиманская) и «Взыскание погибших». Здесь же устроены мощевики с частичками мощей разных святых. В каменный пол перед солеёй вставлены обнаруженные при раскопках части мраморных плит пола женского монастыря V века.

Колокольня Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря

Колокольня Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря

 

 

 

 

 

 

 

Колокольня высотой 64 м построена в стиле средневековых итальянских кампанил итальянским архитектором Антонио Лангодорки. Колокольня «Русская свеча» — самое высокое церковное здание Иерусалима (64 м). Самый большой из размещенных на ней колоколов имеет вес 308 пудов (5 тонн), около 3 м в высоту и 213 см в диаметре. Он был отлит в России на средства соликамского купца Александра Рязанцева и доставлен в монастырь 19 февраля 1885 года. На нём есть памятная надпись. На данный момент на колокольне размещено 14 колоколов. С момента строительства колокольня ни разу не реставрировалась и значительно обветшала. В 2014 году начата полномасштабная реставрация колокольни.

Часовня обретения честной главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря

Часовня обретения честной главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря

 

 

Часовня обретения честной главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря1

 

 

 

 

 

 

Важнейшая монастырская святыня — это место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя. Часовня стояла здесь уже в IV веке, её мозаичный пол обнаружен во время раскопок архимандритом Антонином (Капустиным). Выложенное мозаикой углубление в полу указывает место, где глава была найдена. Построена в 1910 году.Мозаикой на полу выделено и небольшое углубление, где находилась  глава Иоанна Крестителя.

Место в часовне св. Иоанна Предтечи , где находилась глава Иоанна Предтечи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архимандричий дом

Архимандричьий дом

 

 

 

 

 

 

Здесь находится археологический музей Миссии. В здании имеются мозаичные украшения пола. Памятные надписи находятся в богатой и отлично сохранившейся мозаике, покрывающей часть пола нижнего этажа «архимандричьего дома»

 

Храм Св. Прав. Филарета Милостивого (Трапезная)

Храм Св. Прав. Филарета Милостивого (Трапезная)

 

 

 

 

 

 

Трапезный храм в честь праведного Филарета Милостивого стоит на месте, где задумывали возвести большой храм «Страшного суда». До первой мировой войны успели выстроить только фундамент и в нем нижний полуподвальный храм, — монастырскую трапезную. Война и революция в России помешали осуществлению грандиозного проекта построения собора Страшного Суда. Собор «Страшного Суда» задумывалось возвести на этом месте потому, что западный склон Елеонской горы спускается в знаменитую Иоасафатову долину. По всеобщему верованию христиан, евреев и магометан, здесь произойдет Страшный Суд.

Сейчас в храме св. Филарета Милостивого помещается праздничная монастырская трапезная. После 1917 года всю заботу о сохранении обители взяла на себя Русская Православная Церковь Заграницей. В частности, на ее средства был проведен ремонт храма, серьезно пострадавшего от землетрясения 1927 года.

 

Посещение Елеонского православного женского монастыря

Часы работы: вторник и четверг с 9:00 до 12:00 или другое время по договоренности

Стоимость посещения: посещение бесплатное, пожертвования по своему усмотрению

Расположение: расположен  в центральной части Елеонской горы. Вблизи от монастыря кармелиток, церкви Патер Ностер и Капеллы Вознесения.

Как доехать: туристическим транспортом, на такси или на арабских автобусах № 42 или №43 от Дамасских ворот

Удобства: фото и видео съемка разрешена; имеется киоск, туалет

 

Адрес: Russian Convent of the Ascension on the Mount of Olives Jerusalem, 91191 Israel Рядом с ул. Руба аль-Адавия (Ruba El-Adawiya), Елеонская гора (Mt. of Olives), 19229 Jerusalem

Почтовый адрес: P.O. BOXХрам Св. Прав. Филарета Милостивого (Трапезная)Храм Св. Прав. Филарета Милостивого (Трапезная) 19229 Jerusalem, 91191 Israel

Телефон: 972 (2) 628-43-73; Факс: 972 (2) 628-23-67

E-mail: [email protected]

 

https://konsulmir.com/eleonskij-spaso-voznesenskij-zhenskij-monastyr-na-vershine-g-eleonskoj/konsulmirИзраильПравославие в ИзраилеРусская Духовная Миссия в Иерусалиме (РПЦЗ)Елеонский православный женский монастырь и Храм Вознесения Русской православной церкви Russian Church of Ascension. Православие в Израиле Русская духовная миссия РПЦЗ             Дата основания: 1906 Ставропигиальное учреждение Богослужебный язык: церковно-славянский Расписание богослужений: ежедневно Находится в ведении Русской Духовной Миссии Русской Православной Церкви Заграницей, которая здесь и расположена. Участок, на котором находится обитель, был приобретен архимандритом Антонином (Капустиным) в конце XIX…konsulmir [email protected]Организации и консульства. Праздники, календари, выходные. Справочная информация. Анекдоты, юмор

РУССКИЙ СВЯТОЙ ЕЛЕОН… К 80–летию настоятельницы Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря в Иерусалиме игумении Варвары (Новиковой). » Москва

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ:

К 80–летию всечестной настоятельницы Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря в Иерусалиме матушки Игумении Варвары (Новиковой).

Дорогие коллеги, Христос Воскресе!

Благословите!

Хочу обратиться с просьбой к вашему благородному православному сайту напечатать этот очерк об удивительной и замечательной женщине, Всечестной настоятельнице Спасо-Вознесенского Елеонского Иерусалимского женского монастыря Игумении Матушке Варваре (Новиковой) за ее усердные, особые, подвижнические труды на Святом Русском Елеоне и в связи с 80-летием со дня ее рождения, исполняющегося 26 мая 2019 года.


За свое ревностное молитвенное и трудническое усердие на Святом Русском Елеоне, Матушку Варвару еще называют «Варвара – строительнца», Варвара – трудница», «Варвара – смиренная». Даже знаменитый монастырский Елеонский парк перед Вознесенским Собором, облагоустроенный и украшенный лично физическими трудами монахини Варвары называют еще «Варварин парк».

Действительно, основными понятиями в жизни для Матушки являются молитвенность, смирение и особенно, личное постоянное трудолюбие.

Матушка Варвара — духовная дочь отца Ионы Одесского, великого старца России и Святой Православной Украины. Матушка говорила, что Старец Иона в Одессе в 90-годы предсказал её иерусалимское будущее. Завидев ее всегда в Успенском Одесском монастыре, Старец Иона накрывал ее своей мантией, и так ласково, по отечески всегда глаголил ей: «Иерусалимочка моя, Иерусалимочка моя».

И, действительно, по молитвам великого старца Ионы произошло невероятное чудо – матушку Варвару в 78 лет Господь призвал к игуменскому настоятельскому служению в величайшем месте – в Святом Граде Иерусалиме, на Святой Елеонской горе, в женском русском монастыре.

С ее слов, она во сне помыслить такого никогда не могла. В монастырь пришла поздно, почти старухой, на 7-ом десятке, из вдовствующих бывших семейных женщин, не обладала полным знанием всего православного вероучения и православных служб. Но со временем, за 15 лет жизни на Елеоне она всему обучилась: умной молитве, четкому исполнению келейного правила, отличным знанием всех церковных служб и всего богослужебного монастырского Устава, прекрасно обучилась всем монастырским работам, всем строительным и хозяйственным работам, а самое главное – безукоризненному смирению и послушанию. И из вдовы стала монахиней, а из монахини в 78 лет стала игуменией такой величайшей Библейско-Евангельской обители мира.

Я лично знаю матушку с Пасхальных дней 2010 года, когда в монастырской паломнической мужской гостинице впервые увидел почтенную, очень располагающую к себе благородного вида старицу, смиренно убирающую умывально-туалетные комнаты. Даже сначала мне было как-то неудобно от того, что почтенная убеленная красивой белой сединой старица, в апостольнике, смиренно моет при мне туалеты нашей гостиницы!

А затем, я видел как матушка, также смиренно и истово, во истину по мужски, трудится на тяжелых каменно-строительных работах и облагоустраивает всю территорию монастыря – от парка, цветников и клумб до возведения укрепительных стен по всей площади обители, таская и укладывая своими старческими руками тяжеленные каменья и кирпичи. И все это, на тот момент — в 70-летнем возрасте! Ведь матушка пришла на Елеон в 2002 году, когда ей было 63 года, и почти сразу взвалила на свои уже не молодые плечи тяжелый ремонтно-восстановительный труд в монастыре.


Под руководством матушки Варвары и при ее личном непосредственном трудовом, именно трудовом физическом участии, по благословению прежней настоятельницы матушки игумении Моисеи, была удивительно преображена и укреплена вся территория обители вместе с жилыми зданиями и постройками – буквально все: от храмов, просфорни и гостиниц, до стен, каменнных укреплений и дорог. Сколько пота и слез ею при этом пролито – знает только Господь. Это поистине исторический подвиг, достойный надлежащей награды.

Что еще меня поражало в матушке? Ее смиренная церковная молитвенность!

Я наблюдал, что после каждодневных напряженных, под час невыносимо изнурительных, физических трудов по облагоустроению всей обители, когда кроме как о постельном отдыхе уже и не думаешь ни о чем, старица — матушка Варвара безукоризненно шла исполнять церковное послушание в Храме, выполняя обязанности свечницы во время проведения церковных служб. И это в таком возрасте, после таких физических трудов. Поразительно!

И ныне, став уже настоятельницей, матушка каждодневно присутствует в Храме и обязательно участвует во всех богослужениях, четко произнося установленных местах и «Символ Веры», и « Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко», и так далее.

В личном общении матушка Варвара всегда располагает к себе удивительной воспитанностью и деликатностью, что крайне редко встретишь ныне. Обладая природным старорежимным довоенным еще воспитанием и благородством, матушка никогда не позволит себе допустить неуважительного оскорбительного отношения к человеку, паломнику или труднику. Даже если паломник или трудник допускает нарушение поведения на территории обители, матушка всегда очень деликатно, дипломатично и воспитанно укажет этому человеку на его неправильное поведение и ситуация разрешается мгновенно, не унижая чувств этого человека.

Я помню, как я вместе с матушкой, когда она была еще простой монахиней и насельницей Елеона, как мы вместе с ней укладывали камни и кирпичи, обустраивая стены, клумбы, цветники, реставрировали могилы успоших игумений-настоятельниц на Святом Елеонском кладбище. Я поражался усердному трудолюбию матушки, ее энергичности, самообладанию и смирению при выполнении труднейших строительно-реставрационных работ, да при таком еще ее возрасте.

Очень уважительно и трогательно матушка Варвара относится к труду трудников и паломников, находящихся в обители. Она как добрая мать заботится, чтобы у трудников и паломников всегда были достойные бытовые условия, чтобы им была предоставлена достойная трапеза, чтобы им были организованы прекрасные поездки по Святым местам Палестины и Израиля. Все это могут наблюдать и ощущать непосредственно на себе немалое число трудников и паломников, годами посещающих и работающих на Святом Русском Елеоне.

Матушка Варвара — воистину мудрая и заботливая мать Русского Елеона. Она знает цену настоящей семейной жизни и настоящей семейной боли, что так важно сейчас в монашеских обителях. Ее почитают все, особенно старые, немощные, находящиеся на одре тяжких болезней, сестры обители, к которым лично Матушка по особому расположена. Она регулярно посещает их лично в кельях, спрашивает об их нуждах, всегда тут же поможет.


Матушка, как скромная и смиренная раба Божия, никогда не ищет славы и человеческого почета. Поэтому, когда я обратился к ней с предложением написать к ее 80-летнему юбилею о ней статью в церковные газеты и в связи с этим, предоставить ею мне большую информацию о ее жизни, Матушка твердо, и при этом строго уважительно ко мне, отказалась от такого предложения, памятуя о том, что человек не должен сам искать для себя славы, а только Божьего благословения.

Поэтому зная личность, молитвенность и трудовые подвиги матушки Варвары, ее личное благородство, у Священноначалия РПЦЗ не возникло сомнений – кого именно поставить у настоятельского кормила монастырского Елеонского корабля летом 2017 года, хотя матушке на тот момент было уже 78 лет!

Став настоятельницей, матушка усердно прилагает все усилия, чтобы монашеская духовная, подвижническая и трудовая жизнь в обители строилась на незыблемых канонах Святаго Русскаго Православия в духе святоотеческих традиций Русскаго Зарубежья. При ней, неуклонно продолжает благоукрашаться монашеская жизнь и вид Святаго Елеонского монастыря.

За поразительно короткий 2-х летний срок ее настоятельства в обители отремонтированы и отреставрированы: Игуменский корпус, Храмовая Часовня Иоанна Предтечи, Могилы усопших настоятельниц–игумений и все Елеонское монастырское кладбище, Трапезная с Храмом Св. Филарета Милостиваго, могилы великих подвижниц и подвижников Святаго Елеона, расположенные за Спасо-Вознесенским Собором, Сестринские жилые корпуса, паломнические гостиницы, клумбы, цветники, стены, ограждения, дорожки, и все другие украсительные и укрепительные сооружения, вся сантехника и иные бытовые, хозяйственные, жизненноважные коммуникации и соединения. Во всех трудовых, ремонтных, строительных, реставрационных работах матушка принимает самое деятельное участие, несмотря на возраст и загруженность по настоятельским вопросам.

Все кто пребывает на Святой Русский Елеон и, хоть раз пообщавшись лично с Матушкой, сразу воспламеняются особой любовью к этому Святому месту и хотят приезжать, помогать, жертвовать, трудничать еще и еще раз, поскольку сразу окружаются заботой и вниманием со стороны игумении настоятельницы Матушки Варвары (Новиковой).

Матушка строго и четко стоит в Святой Елеонской обители на страже соблюдения незыблемых Канонов Святаго Православия и святоотеческого предания. В обители каждый день совершается полный уставной круг богослужений безо всяких сокращений. Только три обители на Святой Земле совершают полный уставной круг богослужений, без сокращений и отступлений. И эти обители – русские! В нынешних греческих монастырях на Святой Земле такой строгости больше нет…

В Святой Елеонской обители не допускается, и я убежден, никогда не будет допускаться возмутительных богопротивных и гибельных отступлений от православия и его святых традиций, как это происходит в храмах и обителях в России (пляски, танцы, оперы в монастырях, поющие на эстраде монахи и тому подобные кощунства).

Матушка Варвара как и прежняя игумения Моисея очень уважает Иерусалимского Патриарха-исповедника Иринея Перваго и молится о его здравии, спасении и во всем благом поспешении. Портрет Блаженнейшего Иринея-1 – самый большой из портретов Иерусалимских Первосвятителей и почетно, на первом месте расположен в гостинной Игуменских покоев на Елеоне. Вообще, все без исключения, насельницы Святаго Русскаго Елеона очень сильно почитают Патриарха Иринея, истово молятся о его здравии и отдают должное его подвигу в борьбе с сатаной, а также его первому патриаршему благословению начать служить Божественную литургию в Елеонской Иоанно-Предтеченской Часовне, что до него не позволялось …


Несение игуменского креста и монашеского подвига в Святом Граде Иерусалиме, на горячем опасном Ближнем Востоке, сопряжено с громадными трудностями и искушениями, и прямой опасностью для человеческой жизни.

Святой Елеонский женский русский монастырь, основанный великим преподобным аввой отцом архимандритом Антонином Капустиным, создателем Святой Русской Палестины, находится в САМОМ мусульманском анклаве, окруженном со всех сторон мусульманскими поселениями, выходцы их которых нередко творят свои антихристовы поступки в отношении монахинь, инокинь, послушниц и паломников этой величайшей на весь мир обители. 

Они часто ночью проникают как тати и воруют с территории монастыря все что попадется им под руки, зачастую устраивают пожары сухой травы, кидая горящие предметы в жару прямо через стены в монастырь, нагло и вероломно захватывают территорию монастыря, строя свои дома и пристройки вокруг монастыря, залезая вглубь монастырских территорий, да так, что у монахинь осталось только небо открытым, в остальном, со всех четырех сторон пристроились массивными коттеджами арабы.

В монастыре помнят, как в 2000 году, арабские бандиты, ночью, проникли в Игуменскую и напали на прежнюю игумению монастыря матушку Моисею (Бунову), угрожали ей расправой, выстрелили в ее сторону из оружия и требовали выдать им все деньги обители. И только мгновенная молитва, обращенная к Святителю Николаю обратила в бегство негодяев, напавших на беззащитную женщину – в монастырь в этот момент чудным образом возвратились сестры с ночной службы в Гробе Господнем, что спасло матушку от убийства и сохранило денежные средства обители. 

И сейчас антихристовы субъекты, как правило местные около-проживальные кадры, стараются всеми способами навредить и напакостить беззащитным женщинам, более половины из которых составляет пожилые и больные насельницы. Как правило, каждый день эти нехристи кидают в монастырь мусор через ограждения из своих домов, причем могут кинуть острые предметы, прямо перед лицом трудников, которые трудятся в монастыре на уборочных и иных хозработах, могут засвистеть камнем по паломницам, да так, чтобы побольнее было попасть по телу, в спину, в голову… 

Обидно и возмутительно, что взрослые мусульмане целенаправленно учат своих детей совершать преступления и пакости против православных, что, например, выражается в искусном способе у арабского мусульманского мальчишки залезть в карман православному паломнику при входе в монастырь, и вытащить у него кошелек с деньгами, предварительно елейно заговорив его предложением купить что-либо у них или заговорить попрошайничеством …

Но все искусы и нападения сатаны не пугают невест Христовых нести свой трудный, и зачастую чрезвычайно трудный, но спасительный подвиг служения Господу Христу, Его Церкви, Его Пресвятой Матери, всем святым.

Я, как мирянин, паломник и член Православной Церкви Христовой, считаю, что исторический духовный и трудовой подвиг матушки игумении Варвары, ее нелегкий тяжелый крест Настоятельницы самой главной Женской обители на Святой Земле по праву и справедливости должен быть надлежаще отмечен и украшен. 

В день 80-летия Матушки Варвары горячо, по сыновне поздравим ее со славным юбилеем, пожелаем ей здравого долголетия до ста годин и более, пожелаем ей и всей Святой Елеонской обители лице сестер, духовенства, паломников, трудников постояного покровительства Божия от нападения нечистых, твердого стояния в Истине Христовой и дальнейшего благоукрашения монастыря до скончания века. Аминь


С юбилеем Вас, дорогая Матушка Игумения!

Храни Вас Господь и Ваши труды на многая и благая лета!

Христос Воскресе – Воистину Воскресе!

нед. р. Божий Владимир Николаев

подполковник юстиции в отставке

26 мая 2019 года Иерусалим-Россия


Спасо Вознесенский женский монастырь в Иерусалиме гора Елеон



 Спасо Вознесенский женский монастырь РПЦЗ в Иерусалиме, Русская свеча Елеонская гора, Церковь вознесения в Иерусалиме.   Персональный гид в Израиле Спасо Вознесенский женский монастырь РПЦЗ в Иерусалиме,

Спасо Вознесенский женский монастырь РПЦЗ в Иерусалиме, Русская свеча Елеонская гора, Церковь вознесения в Иерусалиме.
Русский православный женский монастырь на горе Елеон в восточной части Иерусалима, является одним из трёх самых важных монастырей для русской Иерусалимской православной церкви за рубежом РПЦЗ. Спасо Вознесенский монастырь расположился на самой высокой точки Масличной горы, и его видно издалека. Часовня, или её называют Русской свечой в высоту в 64 метра, и является самой высокой церковью в Иерусалиме, с неё виден весь Иерусалим, Мёртвое море, Иордания. Русская свеча, а вернее колокольня имеющая 14 колоколов, была преднамеренно выстроена в высоту с целью того чтобы уставшие паломники могли видеть издалека цель своего паломничества.
14 колоколов были отлиты в России и перевезены морем в Яфский порт, и из него вручную переправлены сёстрами монастыря в Иерусалим. Территорию, на которой расположен Елеонский монастырь, покупает во второй половине 19 столетия архимандрит Антонин Капустин, и перед началом стройки на территории было найдено множество артефактов мозаики от древнего храма, захоронения и хорошо сохранившуюся статую Ирода Великого. Изначально Антонин, предполагал в этом месте обустроить мужской русский монастырь, но в связи сложившемся обстоятельствам которые не позволили осуществить его планы. Сам архимандрит Антонин Капустин соответственно его завещанию, похоронен в Спасо Вознесенском монастыре, в северной его части церкви. Сам монастырь с двумя церквями, колокольней, монашескими кельями строятся и разрастаются постепенно. Пройдя с Израильским гидом в церковь стояния Марии, вы увидите, позолоченный иконостас который был вырезан из дерева и привезён с Афона. Вовремя крымской войны на территории церкви располагался турецкий батальон, и церковь опечатывается, службы не ведутся, большая часть сестёр уезжает из монастыря. В дальнейшем при британском мандате на территории церкви дислоцируются  англичане, и они разрешают монашкам возобновить службы и помогают сёстрам с провизией.  Спасо Вознесенский монастырь получает статус монастыря в 20 годах прошлого столетия. Территория Елеонского монастыря является библейской, на которой нашли камень, на вершине которого стояла мать Иисуса Мария, взирая, на второе вознесение своего сына. В подворье церкви происходит первое, и второе обретение головы Иоанна крестителя, что отмечено мозаичным углублением в полу в небольшой церквушки. Считается, чудом прикоснутся, лбом к этому месту, поскольку можно исцелится от головных болей. На сегодняшний день в монастыре 46 послушниц. В Монастыре находятся две важные иконы одна из них «Взыскание погибших” и вторая » Елеонская скоропослушница ”. На индивидуальной экскурсии по Иерусалиму, придя в это место, восточной части города, вы почувствуете тишину, благодать и ваши лёгкие наполнятся большим количеством чистого горного воздуха.

the Ascension Monastery in Jerusalem the Ascension in Jerusalem The Olive Ascension Monastery in Jerusalem the Ascension Monastery in Jerusalem official site Елеонский Вознесенский монастырь Вознесенский монастырь Елеонская гора Елеонский женский монастырь Иерусалим Спасо-Вознесенский монастырь  Russian Ascension Monastery in Jerusalem Olive Ascension Monastery Ascension Monastery Mount of Olives The Olives Convent елеонский монастырь новости  елеонский православный женский монастырь и церковь вознесения греческий монастырь вознесения на елеоне русские монастыри в иерусалиме женский монастырь в иерусалиме  монастыри иерусалима горненский монастырь иерусалим фото Jerusalem The Savior-Ascension Monastery Русская свеча в Иерусалиме спасо-вознесенский женский монастырь в Израиль Гора Елеон монастырь Mount of Olives Olive Orthodox Convent and the Church of the Ascension  Greek monastery of the Ascension on the Mount of Olives Russian monasteries in Jerusalem Savior-Ascension Convent in Israel the nunnery in Jerusalem monasteries of Jerusalem Gornensky Monastery Jerusalem Photo Russian candle in Jerusalem Mount Olive monastery Крещение в Иерусалиме



Антонин Капустин похоронен Иерусалим, Церковь русская в Израиле, Русский священник в Иерусалиме,
Церковь вознесения в Иерусалиме, Заказать экскурсию в Израиле, Библейское место в Израиле,