Русский народный костюм своими руками
Русский народный костюм – это удивительная одежда, созданная женщинами, жившими на Руси. Такой костюм является выражением яркой черты национальности, сочетающий в себе удивительные методы: вышивка, ткачество и вязание.
Русский народный костюм берёт свое начало в 12 веке. Его носили люди любых сословий: крестьяне, бояре, купцы. Такой костюм был отражением родословной и содержал в себе информацию о том, чем занимались те или иные люди.
Русский народный костюм своими руками выкройки
Собранные нами выкройки помогут Вам сшить русский народный костюм для любого роста. Сшить русский народный костюм по выкройкам под силу даже тем, кто не разу не имел дело с шитьем.
Русский народный костюм для девочки своими руками
1. Изготовление сарафана для русского народного костюма достаточно простое. Для начала снимаем мерки с ребенка. Сарафан русского костюма состоит из:
- переднего полотнища 1 деталь;
- полотнища спинки 1 деталь;
- лямок 2 детали;
- вставки 2 детали;
- обшивки верхней части 2 детали.
Выкройка ниже подготовлена для детей ростом от 120 до 140 сантиметров.
Эту выкройку необходимо перенести на выбранный материал и вырезать его. Материал необходимо выбрать красного, синего или оранжевых цветов. Обратите внимание на яркость ткани. Такой материал должен подчеркнуть особенность русского костюма.
Начинаем собирать наш костюм по следующему алгоритму:
- для начала сшиваем по бокам элементы переда, спины и вставок;
- затем верхнюю часть;
- пришиваем лямки;
- края сарафана костюма украшаем красной тканью.
- Русский народный костюм готов.
Кокошник для русского костюма своими руками
Кокошник – это головной убор, который надевали по праздникам на Руси. Носить его могли только женщины, находящиеся в браке. Все это началось в XVI веке. Кокошник выглядел как высокая корона, к которой был прикреплена ткань, за которую прятали волосы.
Сделать кокошник своими руками не проблема, если у Вас есть желание и необходимые материалы:
- картон;
- ткань;
- ножницы;
- клей;
- фурнитура: кружева, тесьма, стразы;
- сантиметровая лента.
Для начала нам необходимо сделать основу для кокошника. Её мы будем делать из картона. Обратите внимание, что кокошник должен идти от уха до уха по лбу. Именно по такому алгоритму измеряйте расстояние.
Далее нам необходимо обтянуть перед кокошника тканью. Для этого накладываем кокошник на ткань, отступаем от каждого края по 2-3 сантиметра и чертим контур. Далее по контуру обрезаем и начинаем перетяжку. Для закрепления ткани используем клей. На этом же этапе клеим ленту, которая будет поддерживать кокошник на голове.
Теперь приступим к декоративному моменту. Берем фурнитуру, которую Вы выбрали для кокошника, и отделываем перед.
Кокошник готов!
Кокошник для русского костюма своими руками фото
Русский народный костюм для мальчика своими руками
Русский народный костюм для мальчика состоит из двух частей – это косоворотка (рубаха) и штаны. Для того чтобы сшить косоворотку, нам понадобиться:
- Ткань – лен или хлопок;
- Швейная машинка;
По этой схеме сшить косоворотку не составит труда. Для начала по выкройке вырежем из ткани нашу будущую рубаху. Получим основную часть, 2 рукава и 2 ластовицы.
Пришиваем ластовицу к краям рукавов, как это показано на фотографии
Полученные детали прикладываем к основной части и пришиваем их с помощью машинки.
Теперь необходимо согнуть рукава и прошить их. После этого прошиваем основу.
Косоворотка готова. Приступим теперь к декоративной части. Для начала сделаем горловину:
Урашаем рубаху красивой лентой
Поздравляем! Косоворотка готова.
Русский народный костюм своими руками фото
Русский народный костюм своими руками видео
Post Views: 23 731
Похожие записи:
.Как сшить народный костюм?
Любовь к русскому народному костюму приобрела такие масштабы, что хочется непременно иметь его у себя в гардеробе. Ну, если не у себя, то хотя бы у детей. Концерты, выступления, презентации, открытые уроки в школе – он может понадобиться и девочкам, и мальчикам, и их мамам-папам. Сшить русско-народный костюм своими руками можно, если разработать эскиз, подобрать ткань и отделку. Справимся!
Особенности народного костюма
Рассмотрим, из чего состоит мужской и женский русский народный костюм.
- У девушек – сарафан в пол, различные рубахи с пышным рукавом и кокошник, ленты, венки, повязки на голову.
- У парней – рубаха или косоворотка и брюки свободного фасона средней ширины.
Ткани для костюма
Особого внимания заслуживают материалы. Они должны быть натуральными и цветными для сарафанов, белыми, светлыми для рубах у девушек и однотонными для штанов, в мелкий рисунок для рубах у юношей.
Если девушки не могут подобрать необходимый орнамент для сарафана, допускается однотонная ткань, на которую нашивается широкая тесьма с цветочным орнаментом. Но с ассортиментом нашего интернет-магазина выбрать ткань для русских народных костюмов не составит сложности.
Мы можем предложить ситец, шелк, парчу, бархат, атлас. Разнообразная тесьма, шитье также имеются в наличии.
Женский русско-народный костюм
Выкройка русского народного костюма для девочек, девушек достаточно проста. Сарафан, сшитый на основе прямоугольника, собранного по линии груди на резинку. К нему пришиты бретели. И блуза свободного покроя.
Сарафан
Для его пошива нужно снять 3 мерки: Высоту груди, Обхват груди и Длину сарафана от линии груди. Кроить будем сразу на отрезе.
- Сложить ткань вдвое.
- По линии сгиба отложить длину + 2 припуска по 6-8 см.
- От сгиба отложить желаемую ширину изделия.
- Провести вверх линию, параллельную линии сгиба.
- Вырезать.
Таких детали понадобится две – для спины и переда. Отдельно нужно вырезать 2 бретели длиной Вг х 2 + припуск и шириной 9 см (согнув и подшив их, ширина будет 4 см).
Чтобы сарафан был более пышным, вырезать 4 трапециевидные детали. Это будут боковые вставки.
- Сшить вместе спинку + боковая вставка + боковая вставка + перед + боковая вставка + боковая вставка + спинка.
- Низ подвернуть и прострочить.
- Верх подвернуть и прострочить, оставив место для вдевания резинки, если она будет.
- Бретели сложить вдоль пополам, сшить и вывернуть на лицо.
- По верху сделать защипы или в кулиску продеть резинку.
- Пришить бретели.
Сделать отделку кружевом, лентой, тесьмой при необходимости.
Блуза
Выкройка блузы есть в журнале Бурда за 2003 год. Номер 10, модель 151.
Или постройте по приведенному ниже чертежу.
Этим способом можно сшить и русский народный костюм для девочки. Сарафан может быть и трапециевидным. В этом случае от линии сгиба по верхнему краю откладывается ¼ Ог + припуск. Далее построение видно на схеме.
Мужской русско-народный костюм
Русский народный костюм для мальчика состоит из свободных штанов и рубахи.
Рубаха
Рубаху можно сшить на основе футболки.
- Приложить ее к ткани или бумаге, обвести полочку и рукав.
- По линии низа добавить 4-6 см на свободу облегания. Ткань не тянется, поэтому одежда должна быть свободной.
- Увеличить немного высоту горловины.
- Вырезать из ткани воротник стойку. Опять-таки, ткань не тянется, поэтому стойку рисуем не прямой, а по дуге. Ширина равна 4 см.
- Вырезать, сшить вместе полочку и спинку. Вшить рукава в пройму, пришить стойку.
- Низ подогнуть и подшить.
На рисунке показана еще одна выкройка рубахи.
Штаны
Для пошива штанов можно воспользоваться одной из выкроек в модных журналах.
Второй способ виден на картинке. Детали состоят из прямоугольников. Размер универсальный. Длину подбираете сами по своим меркам. На примерке можно заузить при необходимости штаны.
Понадобится 4 прямоугольника и ластовица.
- Сшить штанины по паховому шву от пояса на 10 см. С припусками будет больше.
- Вшить ластовицу.
- Сшить боковые внутренние и внешние швы.
- Верх подогнуть и прострочить.
- Продеть резинку или веревочку.
- Низ подогнуть и подшить.
Припуски: по низу – 4 см, по верху – 6 см, по швам – 1-1,5 см.
Сшить русско-народный костюм не так сложно. Главное в нем – это отделка. Готовые комплекты щедро расшивайте тесьмой, бисером.
КУПИТЬ ТКАНИ
Culture and art
Выкройка русского народного костюма
Косоклинный распашной сарафан
Косоклинный распашной сарафан, или сарафан со швом спереди (клинник, косоклинный, семиклинный, костыч, сукман, кашемирник, кошто), — второй тип народного женского сарафана.
Форма сарафана трапециевидная, состоящая из двух полотнищ, спереди соединенных посередине застежкой на пуговицы или швом. Форма сарафана дополнялась полотнищем по спинке и клиньями разной величины и отличалась по принципу сужения и расширения. Отмерив нужную величину размера верха изделия, полочки и спинки, лишнюю ткань срезали и дополняли ею низ изделия.
ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ КОСОКЛИННОГО САРАФАНА ПРИ ШИРИНЕ ТКАНИ 1 М 40 СМ
Размерные признаки фигуры (мерки): длина изделия; От I, От II, Шг, Шс — заданная величина размера 17—20 см, ШПр — вычисляема. Длина изделия — от линии От 1 до нужной длины, чуть ниже щиколотки.
1. Берем 2 длины изделия ткани шириной 1м 40 см.
2. Полочка:
• определяем центр, прокладываем цветной нитью или мылом
• от центра влево и вправо откладываем вытачку по 1 см или 1,5 см, прокладываем линию
• определяем ширину груди, откладываем Шг влево и вправо от вытачки
• определяем глубину проймы, из конечных точек ширины груди вниз откладываем 6-7 см, влево и вправо проводим линии
• опр I — (Шс 20 см + Шг) = : 2 =
• из конечных точек проймы с левой и правой стороны проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани
• деталь полочки вырезаем ножницами, лишнюю ткань в форме клина переворачиваем и прикладываем к боковой стороне детали полочки, таким образом расширяя форму полочки в трапециевидную.
3. Спинка: второе полотнище ткани
• определяем центр полотнища
• определяем высоту и ширину лямкодержателя Н=4—5 см, ширина 3—4 см; ширина лямкодержателя определяется в зависимости от ширины лямок
• от центра спинки откладываем 17—20 см (поделив пополам) влево и вправо
• из конечных точек спинки проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани
• вырезаем деталь спинки, лишняя ткань в форме треугольника — клина переворачивается и прикладывается к боковому шву изделия, т.е. к детали спинки 98
• бретели: определяем длину и ширину бретелей, вырезаем верхнюю и нижнюю деталь бретели, бретель дополняется прокладочной деталью, которая вкладывается между двумя основными деталями
4. Крой подклада сарафана.
Косоклинный сарафан по народным традициям пошива изделия дублировался, в основном дублировалась полочка. Спинка не дублировалась, поскольку она имеет более сильное расклинение, чем полочка. Сарафан можно дублировать двумя способами:
Первый способ, когда дублируется вся полочка и линия низа сарафана так называемым «оподольником» высотой 12—15 см.
Второй способ дублирования сарафана заключается в обработке сарафана подкладочной тканью (ситец, холст) до линии талии. Крой подклада производится по тем же принципам кроя, который присутствует в сарафане.
Все линии среза, бретели, верхняя часть сарафана — полочки и спинки, линия низа изделия — обрабатываются цветным руликом.
Материалы для пошива сарафана: шелк, шерсть, полушерсть.
Подкладочные материалы: ситец, бязь, холст льняной.
Материалы для декоративного оформления: ленты золотистого цвета, жаккардового переплетения, пуговицы круглые на ножке, шнур для петель, тесьма орнаментальная или одного цвета. Цветной рулик (бейка).
РУБАХА ТУНИКООБРАЗНОГО ПОКРОЯ
Крой рубахи производится на ширину холста— 40 см. Туникообразная рубаха состоит из центрального полотнища, состоящего из двух длин, равных длине изделия, боковых полотнищ рукавов и клиньев.
Крой рубахи
1. Эскиз.
2. Предварительный расчет.
3. Размерные признаки.
Длина изделия; длина рук; обхват шеи.
Крой центрального полотнища: берем 2 длины холста, равных длине изделия (Д.изд.)
Полотнище холста перегибаем пополам, одна часть полотнища приходится на полочку, другая на спинку.
Находим центр полотнища, влево и вправо (по горизонтали) откладываем по 8—9 см, по вертикали от центра откладываем к спинке — 4 см, к полочке 8—9 см. Оформляем горловину плавными линиями и делаем разрез по полочке (пазуха).
Крой рукавов
Берем три длины полотнища, равных длине рукава, длине рук.
Две длины полотнища оставляем цельными, третью длину разрезаем пополам и надставляем к двум предыдущим полотнищам. Ширина рукава — 40 см (ширина холста) и 20 см дополнительного полотнища.
Ширина рукава составляет 60 см.
Крой лотнищ боковых полотнищ
Длина боковых полотнищ туникообразной рубахи составляет:
длина изделия —
ширина рук — 30 см, длина боковых полотнищ 90 см. Ширина полотнища — берем две длины холста (боковых полотнищ), равных 90 см, каждое разрезаем 90—20 см, прилегают к рукаву и центральному полотнищу в боковой части (с левой и правой стороны).
Крой клиньев
Традиционным решением формы клиньев является квадрат и треугольник. Клинья могут быть цельновыкроенными или со швом. Для цельновыкроенного клина используем квадрат 17×17 см или 15×15 см.
При пошиве один клин по диагонали перегибаем попалам, одна часть приходится на спинку, другая на полочку.
Крой обтачки.
Обтачка кроится по диагонали. Ширина обтачки 1,5 —2 см.
НАРОДНАЯ ЖЕНСКАЯ РУБАХА БЕЗ ПОЛЯКОВ
Народная женская рубаха без поликов изготовлена из тонкого льняного полотна, шириной — 65 см. Крой рубахи решен по принципу составной, (составная — составлялась из двух различных материалов, фабричных тканей и холста домашнего производства).
Рубаха без поликов включает стан, станушку, рукава, клинья.
Стан — нижняя часть изделия, состоит из двух деталей, длиной — 75 см, шириной — 65 см.
Станушка — рукава — для решения рукавов использованы 2 длины льняного полотна, длиной 40 см,
шириной 65 см /40×65 см/.
Дополняют ширину рукава 2 куска ткани, размерами 40×15 см, общая ширина рукава составляет
80 см.
Клинья — цельновыкроенные, 2 детали для спинки и полочки, размерами 8×15 см.
Кокетка — 2 детали, спинка — длина 28 см, ширина — 50 см /28×50 см/. Полочка — длина 23 см,
ширина 50 см. Разница в 5 см длины кокеток дается для посадки изделия и оформления горловины.
Этот метод позднего решения, наблюдаются и такие варианты, когда кокетки кроят одной длины.
Особенности рубахи без поликов.
В народном крое рубахи без поликов ширина кокетки почти всегда меньше ширины стана /ширина кокетки 50 см, ширина стана 65 см.
При соединении эти детали рубахи имеют выступообразную форму, выступ на «стане» является местом %
для расположения поликов, которые заменяют рукава.
Горловина и рукава в рубахе без поликов собираются в мелкие складки, горловина обшивается обтачкой
1,5—2 см, рукава манжетом 6—7 см.
Рубаха без поликов имеет вышивку, по стану проходит композиция бордюрного построения, высотой в 4,5 см, вышивка — «роспись». Орнамент зооморфный с исключением растительного мотива /птица + дерево/. Станушка: рукава /основные полотнища/, обтачка и манжеты вышиты гладью и «крестом», сетчатого и линейного раппортов. Орнамент геометрический: восьмиконечные и четырехконечные розетки.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Сборник (повойник) — головной убор замужней женщины. Форма головного убора состоит из 2 деталей: донца и очелья. Очелье выполняется из сатина, донце на твердой основе (картон, холст, парча, метонить) вышивается золотой или серебряной нитью. Орнамент растительный «древо жизни». Головной убор изготавливается на подкладе, материалом которого служит ситец набивной. Подклад выкраивается так же, по тем же принципам, что и повойник. Донце и очелье подклада сшиваются, вставляются в головной убор, закрепляются по верхней линии вокруг донца воздушными петлями. Линия низа повойника вместе с подкладом обрабатываются косой бейкой другого цвета и тона.
Построение головного убора. Описание кроя. Размерные признаки головы (мерки): О. (обхват) головы — … Ш. (ширина) лба — Очелье: по горизонтали откладываем О. гол. — …, по центрально- осевой линии высота детали 8—9 см, высота может быть меньше или больше.
Высота очелья в затылочной части меньше на 2—3 см, т.е. от центральной части детали заужаются. Детали очелья кроятся так: одна из основной ткани, другая из подкладочной.
Донце — овальной формы, по центрально-вертикальной линии составляет высоту 21 см, по горизонтальной 14,5 см. Детали донца кроятся из основной, прокладочной и подкладочной ткани.
Карельский женский головной убор — «Сорока» Форма головного убора мягкая, вытянутая, в виде завязанного платка.
«Сорока» состоит из 2 деталей: донца и очелья.
Очелье: центральная часть головного убора, выполняется из красного сатина и вышивается желто-оранжевыми нитками, геометрическим орнаментом. Рисунок орнамента подчеркивается черной нитью.
В декоративное оформление очелья входили поэтки. К очелью, к центральной части, пришиваются кусочки дорогостоящих тканей (бархат, шелк).
Продолжают форму очелья завязки, которые выполняются из сатина другого цвета и тона.
Донце — верхняя часть головного убора — выполняется из дорогостоящих фабричных
материалов: шелка однотонного или с цветным рисунком. Головной убор подшивается ситцевым подкладом.
Подклад кроится так же, как и верхняя часть головного убора. Нижняя линия головного убора «сороки» обрабатывается цветным руликом.
Построение формы женского головного убора «Сорока».
Размерные признаки (мерки):
О. (обхват) головы — …, Ш. (ширина) лба — …
Очелье: по горизонтали откладывают О гол. — 57 см, находим центр, определяем высоту очелья 9 см. Отмечаем ширину лба (ширину и высоту центральной части головного убора). Ш.— 13 см, h — 7,5 см.
На концах детали определяем высоту завязок 5—7 см, точки соединяем.
Донце — имеет длину 40—41 см по центрально-осевой линии, вверху детали в области очелья ширина составляет 5—6 см, линия донца закругляется и имеет овальную форму, внизу ширина детали — 20 см.
Русский сарафан, особенности кроя, мастер-класс по изготовлению
У любой национальности есть собственная культура, обычаи, традиционная одежда, которая пусть и не носится в повседневной жизни, но знакома каждому представителю своего народа. Особого внимания заслуживает русский сарафан, так как он не только является одним из главных символов Руси, но и служит красивым и ярким предметом гардероба со своей историей. В настоящее время подобные этнические наряды востребованы для проведения различных мероприятий, праздников, вечеринок. При необходимости народный сарафан можно сшить самостоятельно.
Что собой представляет
Русские народные костюмы всегда отличались многослойностью, роскошными орнаментами и яркими цветами, что характерно и для женского сарафана. Можно выделить несколько особенностей, присутствующих в данном предмете гардероба:
- расклешенный или прямой силуэт, линия талии не подчеркивается;
- подолы сарафанов, нагрудная часть, а также рукава и вороты рубахи украшаются вышивкой, камнями, пуговицами, орнаментами, некоторые из которых имели определенное значение;
- многослойность национального одеяния, образ включал в себя наличие длинной рубахи, также могли повязываться расшитые пояса или фартуки, надеваться кафтаны;
- ноги девушки никогда не были открыты, костюм должен прикрывать их до самой обуви, рубашка всегда имела длинный рукав.
Русские народные одежды отличались яркими расцветками, они могли быть синими, желтыми, коричневыми, но самым популярным цветом был красный, который с древнерусского языка переводился как «прекрасный». Крестьяне также любили белый цвет, символизирующий чистоту. Из выбеленного холста шились рубахи, передники.
Перед тем как сшить русские сарафаны, тканям придавали нужный оттенок при помощи природных красителей, полученных из растений и овощей.
Некоторые детали сарафана в русском стиле менялись в зависимости от региона проживания, также по одежде можно было определить возраст, социальное и семейное положения ее обладательницы. Чем богаче девушка, тем роскошнее были украшения на наряде, для вышивки могли использоваться нити, сделанные из золота или серебра. Женский костюм часто дополнялся кокошником, украшенным в том же стиле, что и остальной гардероб. А для придания нижней части объема под сарафан надевались дополнительные юбки.
История
История сарафана начинается в XIV веке, в то время это была исключительно мужская одежда, которая имела длинный узкий и распашной фасон. Лишь в XVII веке сарафаны стали предназначаться только для женщин, а мужчины начали носить длинные кафтаны и специальные сарафаны-рубахи. Сначала в русском народном гардеробе сарафан появился на севере России и в центральных губерниях, а позже получил популярность в Сибири. К XIX веку этот предмет одежды прочно вошел в жизнь жительниц южной части государства.
Слово «сарафан» произошло от иранского «sarapa», что означает одетый с головы до ног. Этим объясняется обязательная длина одежды, доходящая до самых лодыжек.
Также известно, что в XVII веке на Руси сарафаном называли женскую горничную (домашнюю) одежду, надевающуюся через голову. Позже он стал не только будничным одеянием, праздничные наряды и сарафаны для выхода в свет шились из дорогих тканей и богато украшались различными камнями, из-за чего могли весить несколько килограммов.
Разновидности
Русский народный сарафан для девочки или женщины более старшего возраста имеет несколько разновидностей в зависимости от особенностей его фасона и пошива:
- Туникоообразный или глухой, без среднего шва – один из первых видов сарафана, шился из одного цельного полотнища, к которому прикреплялись боковые вставки. Горловой вырез должен быть максимально высоким, а чтобы проходила голова, на нем делали надрез, который после застегивался на пуговицы или завязывался тесемками. Эти изделия шились из грубых тканей, таких как холст или сукно, а по низу подола и вырезу украшались аппликациями из крашеного холста или вышивкой в виде полос.
- Косоклинный сарафан – эта модель состоит из одного заднего, двух передних прямых полотен и двух косых клиньев, располагающихся по бокам. Такой сарафан мог застегиваться спереди на металлические пуговицы или завязываться при помощи тесьмы. Эти изделия шились как из домотканых полотен, так и из более дорогих фабричных тканей, в зависимости от того, для какого случая и для девушки какого статуса они изготавливались. Украшения также могли быть разными, для будничного варианта чаще всего использовались текстильные ленточки, а для праздника сарафаны отделывались вышивкой, кружевом, камнями и шелковой тесьмой.
- Прямой (круглый, московский) – один из самых популярных видов, также отличается простотой пошива. Состоит из двух прямых полотен, переднего и заднего, которые собираются в верхней части в мелкую складку, после чего к ней прикрепляются лямки.
- Модель с лифом – такие сарафаны подчеркивали фигуру, так как имели облегающую верхнюю часть, переходящую в объемную юбку. Лиф мог быть выполнен на кокетке или выделен при помощи пояса на талии.
Как пошить самостоятельно
Изготовить сарафан своими руками несложно, достаточно обладать базовыми навыками шитья, пошагово выполнять инструкцию и правильно снимать все мерки для построения выкройки. Перед началом работы следует определиться с материалом и дизайном. Декорировать изделие можно по готовой схеме или самостоятельно, задействовав фантазию.
Косоклинный для девочки
В пошиве русского сарафана для девочки используются более простые выкройки. Из тканей рекомендуется использовать хлопчатобумажные, шерстяные или шелковые, также можно взять дополнительный материал на подкладку.
Помимо основной ткани, необходимо подготовить:
- прямые тканевые полоски или ленты шириной 3,5 – 4 см, они понадобятся для обшивки лямок, верхней части;
- пуговицы «на ножке», около 20 штук, в зависимости от длины сарафана;
- декоративный шнур средней толщины для отделки застежек.
Перед тем как начать шить сарафан для девочки своими руками, необходимо снять мерки. В первую очередь измеряется высота от подмышечной впадины до щиколотки – это оптимальная длина для детской модели, если сарафан сделать ниже, ребенок будет путаться. Следующей меркой является обхват грудной клетки, а для определения ширины подола это значение нужно умножить в 2-3 раза.
Выкройка русского сарафана для ребенка может быть построена по следующей схеме:
- На большом листе бумаги начертить трапецию, высота которой должна быть равна длине изделия, а верхняя и нижняя часть – объемам груди и ширине подола. Для удобства бумагу можно сложить пополам и поделить два последних значения на 2.
- По периметру добавить 1,5 см на припуски швов.
- Полученную выкройку нужно вырезать и приложить к предварительно выглаженной ткани.
После того как лекало будет готово, по нему можно вырезать две детали, одна из которых будет являться передней частью, а вторая – спинкой. Полученные элементы сшиваются между собой, с одного бока необходимо оставить отступ для застежки на молнии или пуговицах.
Как только основная часть сарафана будет готова, нужно вшить замок, прикрепить лямки, оформить низ подола и верхнюю часть декоративными лентами. Также по всей длине спереди пришиваются пуговицы и петли из шнура для имитации застежки. После этого русский народный костюм для девочки по желанию можно украсить вышивкой, бисером, поясом или атласными лентами.
Прямой женский
Если при пошиве русского сарафана большого размера возникают опасения сделать что-то неправильно, можно выбрать московскую (прямую) модель, которая выполняется без выкройки. Это оптимальный вариант для начинающих рукодельниц. В таком изделии размер полотна будет определяться по желаемой ширине подола, параметры которого должны быть больше, чем обхват груди, а также по длине сарафана.
Достаточно вырезать из ткани полотно, одна сторона которого будет равна высоте, а вторая полной ширине подола (проще всего обхват груди умножить на 2), и отметить 1,5 см на припуски.
После этого полотно сшивается по боковой линии, а верх изделия уменьшается с помощью драпировки. Ширина присобранной верхней части должна быть равна объему груди. Складки можно зафиксировать швом, а можно собрать на резинку. Как только края будут оформлены, к сарафану прикрепляются лямки и обшивка по подолу. При необходимости изделие дополняется украшениями.
Современное применение
В настоящее время народные костюмы не утратили своей популярности, в том числе и русский женский сарафан. Его предназначение может быть разным, чаще всего на девочку такие костюмы шьются для народных танцев, театральных постановок или исполнения соответствующих песен. Костюмы для взрослого можно встретить на тематических мероприятиях, посвященных знакомству с русской культурой, выступлениях на сцене.
Помимо этого, детали национального костюма можно увидеть в коллекциях современных дизайнеров. Активно используются этнические орнаменты, заимствуются фасоны женской рубахи и сарафана. Также популярным является внедрение деталей народного костюма в свадебные образы, особенно если при этом сохраняется часть старых традиций.
Не нужно забывать свою культуру, ее изучение очень увлекательное занятие. Несмотря на то что традиции и устои, которые соблюдались в давнее время, безвозвратно ушли в прошлое, они оказывают влияние на современное искусство, моду и культуру. То же можно сказать и об истории русского сарафана, красота этого предмета гардероба заслуживает отдельного внимания и изучения, так как некоторые экземпляры действительно были произведением искусства.
Видео
Русская женская рубаха Выкройка
Женская рубаха — базовый элемент русского национального костюма. О том, как в древности носили рубаху и как ее можно сшить сегодня, читайте в нашем материале.
Женская рубаха — основа как повседневного, так и праздничного костюма русской женщины. Рубаху начинали носить с раннего возраста. Собственно, рубашка и составляла всю одежду маленьких мальчиков и девочек у наших предков. По ходу взросления дети надевали поверх рубашки женский русский сарафан.
Рубахи украшали вышивками по подолу, вороту, рукавам. Богатые люди — расшивали жемчугом. Такой яркий декор был связан не только с эстетическими представлениями того времени, но и с отголосками языческих верований. Древние славяне считали, что через отверстия в одежде в человека может вселиться злой дух или дурное колдовство может навредить. Поэтому подол, рукава и горловину защищали специальными оберегами-вышивками. Славяне верили, что стилизованные фигурки, вписанные в орнамент спасают от сглаза, порчи, колдовства, защищают от болезней и травм.
Женщины высокого происхождения надевали поверх обычной рубахи верхнюю — горничную. Несмотря на то, что горничные рубахи шили из яркого дорогого шелка и богато украшали, их носили только при членах семьи. Одна из отличительных особенностей горничных рубах — длинные рукава с прорезями для рук. Такие фальшивые рукава ниспадали до пола и были исключительно декоративными. Их главная функция была лишь в том, чтобы напомнить владелице о том, что ее происхождение и достаток позволяют не работать (не засучивать рукава, а ходить со спущенными).
Поверх рубахи богатые женщины надевали летник — наглухо застегивающееся платье, расклешенное книзу. Летники шили из шелка, тафты и других дорогих тканей и богато украшали жемчугом и драгоценными камнями.
Крестьянки поверх рубахи надевали поневу — нечто среднее между юбкой и передником. Понева оборачивалась вокруг бедер женщины. Позже поневы стали вытеснять русские сарафаны.
Русский женский сарафан фото
До появления фабрик и мануфактур, производящих и окрашивающих ткани, крестьяне сами окрашивали домотканные материалы или оставляли их естественный цвет. Самые часто встречающиеся цвета одежды — белый, синий и красный.
Из какой ткани шить русский народный сарафан и рубаху?
Основными тканями были: лен, сукно, шелк, бархат. Высшие сословия могли себе позволить одежду из тафты, парчи, бархата, муара, атласа, хлопка, сатина.
Выкройка русской женской рубахи под сарафан для свадьбы
Схемы выкройки русской женской рубахи под сарафан, характерные для разных губерний Российской империи (Н. Баканова «Русский народный костюм с выкройками и схемами»)
Архангельской область
Нижегородская губерния
Рязанская губерния
Вятская губерния
Новогородская губерния
Вологодская губерния
По мотивам народного костюма | Журнал Ярмарки Мастеров
Национальный костюм — красноречивое повествование о народе, его истории, психологии, идеале, душе.
Мордовия
Многосложный красочный мордовский народный костюм — это вклад народов эрзи и мокши в мировую художественную культуру.
Брючный ансамбль с шарфом и палантином по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Поляиского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.
Молодежное платье с нагрудным и поясным украшением по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.
Женский ансамбль с сумкой по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.
Молодежное платье с капюшоном по мотивам вышивки финно-угорских народов.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.
Брючный ансамбль с поясом но мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.
Молодежный комплект по мотивам мокшанской вышивки.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.
Брючный ансамбль с пулаем по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.
Молодежное платье с воротником по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.
Сценический костюм по мотивам эрзянской вышивки Самарской губ.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.
Зов предков (из Саранска)
Украина
Невеста в украинском стиле
Дизайн-студия Аллы Галецкой
Мотивы в тему
Работы мастерицы Оксаны Полонец
Якутские костюмы
Августины Филипповой
Вячеслав Зайцев
неизвестные авторы
Публикации:
Мужская народная одежда. http://www.livemaster.ru/topic/73483-muzhskaya-narodnaya-odezhda?
Русский костюм. ..http://www.livemaster.ru/topic/94685-russkij-kostyum-moskovskaya-guberniya?
Русский костюм в сказочных иллюстрациях …http://www.livemaster.ru/topic/81465-russkij-kostyum-v-skazochnyh-illyustratsiyah-hudozhnika-borisa-zvorykina?
Авангард по-русски.http://www.livemaster.ru/topic/90524-avangard-po-russki?
Сарафан, как элемент русского народного костюма
| Автор публикации: искусствовед Дедкова Нина Николаевна |
Историческая справка
Сарафан – собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках.
Термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов «sapara» или «saparai» (одетый с головы до ног), обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами. В зависимости от материала, кроя или места бытования сарафан мог называться: саян, сукман, касталан, ферязь, шубка, клинник, атласник, кумачник, штофник, бархатник, пестрядник, костыч.
Сарафаны, или сарафанцы, были известны по русским письменным источникам начиная с XIV века. Первое упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Однако описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.
Впервые термин «сарафан» как вид женской одежды упоминается в текстах XVII в. Это была одежда в виде цельного платья с рукавами или без них, с пуговицами или без пуговиц, надевавшееся через голову.
В XVIII – XIX вв. сарафан был известен на севере Европейской России, в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины.
Наряду с холщовой рубахой сарафан входил в состав женского крестьянского костюма преимущественно в северных и центральных, а также ряда южных губерний Европейской России, Сибири, вплоть до 40-х годов XX века.
Во второй половине XIX века он получил широкое распространение в южных районах Европейской России как модный девичий костюм.
Впервые термин «сарафан» применительно к женской накладной или распашной одежде был зафиксирован в текстах XVII века. Эта была, судя по письменным источникам, горничная одежда в виде цельного платья с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевавшаяся через голову. Кроме того, сарафаном в этот период времени называли высокую юбку на лямках. Вопрос о том, был ли известен тип одежды на лямках в более раннее время, чем XVII век, в настоящее время дискуссионен. Одни ученые предполагают, что он бытовал уже давно, но обозначался другими терминами, такими как «ферязь», «касталан», «сукман», «саян», «шубка». Они использовались в некоторых районах России еще в начале XX века как аналог термину сарафан. Другие исследователи считают, что термин сарафан стал применяться в XVII веке к совершенно новой, неизвестной ранее одежде на лямках. В XVII веке сарафан, с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых слоев населения (.купечество, ремесленники, крестьяне). С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы, а в 50…60-е годы как погребальная одежда.
Ткани для сарафанов
В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных «сарафанных» тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна.
Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеимы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.
Н. Солонинкин. «Хоровод». Миниатюра. 1992г. Федоскино.
По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод «бархатниц», затем хоровод девушек, одетых в «гарусники» – сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в «ситцевики».
В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата. В северных губерниях самыми завидными невестами считались девушки, носившие «золотые» сарафаны вышитые золотными цветами по белой ткани.
Вместе с тем в некоторых северных губерниях девушкам до двадцатилетнего возраста не полагалось носить сарафаны из атласа или гаруса.
Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках – больших коробах из липы.
Типы сарафанов
К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:
- туникообразный глухой косоклинный;
- косоклинный распашной или с центральным передним швом;
- прямой круглый или московский; прямой с лифом;
- прямой с лифом на кокетке (полуплатье).
Типы конструкций русских сарафанов (основные и производные)
1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан
Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант – глухой туникообразный сарафан – шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.
Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.
В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным – широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.
Девичья праздничная одежда. Вторая половина XIX века. Воронежская губерния.Государственный исторический музей.
Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления – красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.
Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Этот сарафан был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.
2. Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан
Шился такой сарафан из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.
Праздничная одежда. Первая половина XIXв. Тверская губерния. Государственный исторический музей.
Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях – Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.
Праздничная одежда. Начало XIXв. Север России. Государственный исторический музей.
Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шелк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани. Часто для тепла или придания жесткой формы сарафаны шились на холщовой подкладке.
На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались имевшие, помимо чисто утилитарного значения, еще и декоративную функцию различного вида пуговицы – дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Их количество и ценность зависели от того, на какого назначения сарафан они нашивались.
Праздничная одежда. Конец XVIII — начало XIXвв. Север России.Государственный исторический музей.
Будничные сарафаны шились из более простых, а праздничные – из дорогих тканей. Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором, у праздничных – металлическое кружево, позумент, бахрома, шелковые ленты и тесьма.
Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором в верхней части.
Сарафан. Начало XIXв. Олонецкая губ. Российский этнографический музей. г.С.-Петербург.
3. «Круглый» или «прямой» («московский») сарафан
Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого» («московский»).
Одежда крестьянки. Конец XIXв. Архангельская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.
Он шился преимущественно из ткани фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.
Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.
Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные – из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.
Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Он шился из четырех – шести прямых полотнищ ткани – «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.
Праздничная одежда. Конец XIX — начало XXв. Вологодская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.
Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался «с передком» или «с грудкой».
4. Сарафан с лифом
Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом. Он состоял из двух частей: пышной сосбореной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа. Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.
Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.
В современное время модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются к теме русского народного костюма и в частности к теме русского сарафана. На подиумах все чаще и чаще можно увидеть элементы этого русского народного костюма.
Посмотреть каталог готовых выкроек сарафанов, детских сарафанов, женских юбок, брюк, блузок и топов.
Читать другие статьи
Рубахи в русском народном костюме
Выбор одежды в зависимости от Вашего цветотипа внешности
Выход в свет — вечерняя мода
Съемные аксессуары — изысканное дополнение Вашего образа
Баска — модный тренд сезона
Одежда для типа фигуры ГРУША — рекомендации стилистов
Как правильно снять мерки — общие правила
Как правильно выбирать трикотажные полотна — консультация профессионалов