Не отрекаются любя. ~ стихотворение Вероники Тушновой ~ Beesona.Ru
Главная ~ Литература ~ Стихи писателей 18-20 века ~ Вероника Тушнова ~ Не отрекаются любя.На этой странице читайти стихотворение «Не отрекаются любя.…» русского писателя Вероники Тушновой.
Стихотворение Вероники ТушновойНе отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам…
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.
Мне нравится: 0 |
Количество просмотров: 392
Количество комментариев: 0
Опубликовано: 29.09.2016
Другие стихи Вероники Тушновой:
Морозный лес.Морозный лес.
В парадном одеянье
деревья-мумии, деревья-изваянья…
Я восхищаюсь этой красотой,
Я не люблю себя такой,
не нравлюсь я себе, не нравлюсь!
с обидою никак не справлюсь.
Не отрекаются любя ~ стихотворение Вероники Тушновой ~ Beesona.Ru
Главная ~ Литература ~ Стихи писателей 18-20 века ~ Вероника Тушнова ~ Не отрекаются любяНа этой странице читайти стихотворение «Не отрекаются любя…» русского писателя Вероники Тушновой.
Стихотворение Вероники ТушновойНе отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам…
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.Опубликовано в издании:
Вероника Тушнова. Не отрекаются любя…
Сборник стихотворений. Поэтическая Россия.
Москва: Русская книга, 1997.
Мне нравится: 0 |
Количество просмотров: 276
Количество комментариев: 0
Опубликовано: 17.03.2014
Другие стихи Вероники Тушновой:
ВальдшнепВлетел он в полымя заката
и замелькал, и зачернел,
и не слыхал,
как в два раската
В чем отказала я тебе,
скажи?
Ты целовать просил —
я целовала.
Счастливо и необъяснимо
происходящее со мной:
не радость, нет — я не любима -
и не весна тому виной.
Молчали горы — грузные и грозные,
ощеря белоснежные клыки.
Свивалось их дыхание морозное
в причудливые дымные клубки.
Сутки с тобою,
месяцы — врозь…
Спервоначалу
Не знаю — права ли
Не знаю — права ли,
не знаю — честна ли,
не помню начала,
не вижу конца…
Осенний пожар полыхает в лесу,
плывут паутин волоконца,
тяжелые капли дрожат на весу,
и в каждой по целому солнцу.
«Не отрекаются, любя…»: история одного из самых известных стихотворений Вероники Тушновой
27 марта в 1911 году родилась Вероника Михайловна Тушнова – поэтесса, на стихи которой написаны такие популярные песни, как «Сто часов счастья», «А знаешь, всё ещё будет!..», «Не отрекаются, любя». Сборники её стихов не стояли на библиотечных полках и на прилавках книжных магазинов. Дело в том, что щемящая откровенность и исповедальность её поэзии были несозвучны времени коллективного энтузиазма. И даже после перестройки стихи Тушновой не очень жаловали российские издательства. Зато ими пестрели девчоночьи дневники. Эти стихи переписывали, запоминали, они западали в душу, чтобы остаться там навсегда. Вероника Тушнова родилась в Казани. Её отец был преподавателем микробиологии, а позже и действительным членом Всесоюзной сельскохозяйственной академии им. Ленина. Будущая поэтесса прекрасно говорила по-французски и по-английски, а после окончания школы поступила на медицинский факультет Казанского университета. Так хотел отец, мечтая, что дочь продолжит его дело. Заканчивала образование Вероника Михайловна уже в Петербурге, куда переехала её семья. Там она занялась живописью и начала писать стихи.
Вероника Тушнова с дочерью. | Фото: liveinternet.ru
В 1938 году Вероника вышла замуж, родила дочь. Перед войной она поступила в Литературный институт, только учиться там её не пришлось, началась война. А вслед за неё – эвакуация и работа в госпитале.
В Москву Вероника Тушнова вернулась через два года после войны. Она рассталась с мужем и выпустила первый сборник стихов. В тот же год поэтесса стала участницей I Совещания молодых писателей и вернулась в Литинститут, правда, уже не студенткой, а руководителем творческого семинара.
В начале 1950-х Вероника Тушнова выходит замуж за литератора (а в последствии главного редактора издательства «Детский мир») Юрия Тимофеева. Они прожили вместе около 10 лет. Но Вероника Михайловна, как человек творческий и импульсивный не смогла дать своему муже того, что он искал: ему хотелось борщей и домашнего уюта, а она практически ничего не успевала по хозяйству. Расставание с мужем Тушнова переживала очень тяжело, и именно в те дни у неё и родились проникновенные строки, на которые в последствии написал музыку популярный композитор-песенник Марк Минков.
Не отрекаются, любя,
Ведь жизнь кончается не завтра,
Я перестану ждать тебя,
А ты придёшь совсем внезапно,
А ты придёшь когда темно,
Когда в окно ударит вьюга,
Когда припомнишь, как давно
Не согревали мы друг друга,
Да, ты придёшь когда темно.
И так захочешь теплоты
Не полюбившейся когда-то,
Что переждать не сможешь ты
Трёх человек у автомата,
Вот как захочешь теплоты.
За это можно всё отдать,
И до того я в это верю,
Что трудно мне тебя не ждать
Весь день, не отходя от двери,
За это можно всё отдать.
Не отрекаются, любя,
Ведь жизнь кончается не завтра,
Я перестану ждать тебя,
А ты придёшь совсем внезапно,
Не отрекаются, любя.
<Вероника Тушнова>
Критики отмечают, что практически все стихи Вероники Тушновой – это любовная лирика. Но вряд ли её поэзия выдержала бы испытание временем, если бы речь в её стихах шла о треволнениях двух любовников. В стихах Тушновой речь о том, что такое счастье. Простое человеческое счастье.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/270316/28957/
ВЕРОНИКА ТУШНОВА. «НЕ ОТРЕКАЮТСЯ ЛЮБЯ…»
ВЕРОНИКА ТУШНОВА
Вероника Михайловна Тушнова родилась 27 марта 1915 года в Казани в семье профессора медицины Казанского Университета Михаила Тушнова и его жены, Александры, урожденной Постниковой, выпускницы Высших женских Бестужевских Курсов в Москве. Дом на Большой Казанской улице, ныне Большой Красной, в котором жили тогда Тушновы, располагался на взгорье. Вверху над всем пейзажем господствовал Кремль. Здесь башня Сююмбеки соседствовала с куполами церквей. Внизу, под горой, протекала река Казанка, а вблизи устья Казанки и за ней раскинулись пригороды-слободы. Вероника любила бывать в Адмиралтейской слободе, в доме деда Павла Хрисанфовича – потомственного волжанина. В живых его Вероника не застала, но судьба деда-капитана занимала воображение девочки.
Отец Вероники, Михаил Павлович, рано лишился родителей, рано встал на самостоятельный путь. Он окончил Казанский ветеринарный институт, один из старейших институтов России. Прошел нелегкую службу военного врача на Дальнем Востоке… Вернувшись в Казань, Михаил Павлович начал работать в Ветеринарном институте, через несколько лет защитил докторскую диссертацию, стал профессором, впоследствии получил звание академика ВАСХНИЛ. Мать Вероники, Александра Георгиевна, родом из Самары, была художницей-любительницей. Профессор Тушнов, был на несколько лет старше своей избранницы и в семье все подчинялось его желаниям и воле, вплоть до подачи на стол обеда или ужина.
Вероника, черноглазая, задумчивая девочка, писавшая стихи с детства, но прятавшая их от отца, согласно его же непререкаемому «желанию» сразу после окончания школы поступила в Ленинградский медицинский институт (семья профессора к тому времени обосновалась там). По окончании института она проходит аспирантуру в Москве при кафедре гистологии ВИЭМа под руководством профессора Б. И. Лаврентьева, воспитанника Казанского университета. Готовит диссертацию. В научном сборнике появляются ее статьи.
Веронике 14 лет.
Ее всерьез увлекли занятия живописью, да и поэтическое вдохновение не покидало.В 1939 году ее стихи появляются в печати. Она вышла замуж за известного врача Юрия Розинского и родила в 1939 году дочь Наталью. Второй муж Тушновой — физик Юрий Тимофеев. Подробности семейной жизни Вероники Тушновой неизвестны — многое не сохранилось, потерялось, родственники тоже хранят молчание.
В начале лета 1941 года Тушнова поступает в Московский Литературный институт имени М.Горького: Ее желание профессионально и всерьез заниматься поэзией и филологией вроде бы начинает сбываться. Но учиться не пришлось.Началась война. Отец Вероники Михайловны к тому времени скончался. Осталась больная мать и маленькая дочь Наташа. В ноябре 1941 года военная судьба вернула Веронику Михайловну в родной город. Здесь она работает палатным врачом нейрохирургического госпиталя, созданного на базе неврологической клиники ГИДУВа. Перед ее глазами проходят судьбы многих людей.
В феврале 1943 года Вероника Михайловна возвращается в Москву. Снова госпиталь; она работает врачом-ординатором. Исключительное значение в творческой биографии поэта имел 1944 год. В «Новом мире» появляется ее стихотворение «Хирург», посвященное Н. Л. Чистякову, хирургу московского госпиталя, в котором работала Вероника Тушнова. В том же году в «Комсомольской правде» печатается цикл «Стихи о дочери», получивший широкий читательский отклик.
В 1945 году вышли из печати ее поэтические опыты, которые она так и назвала «Первая книга». Вся дальнейшая жизнь Вероники Тушновой была связана с поэзией — она в её стихах, в её книгах, ибо её стихи, предельно искренние, исповедальные порой напоминают дневниковые записи. Из них мы узнаём, что муж оставил её, но подрастала зеленоглазая, похожая на отца, дочь, и Вероника надеялась, что он вернётся: « Ты придёшь, конечно, ты придёшь, в этот дом, где наш ребёнок вырос».
Основная тема стихов Вероники Тушновой — любовь, со всеми её горестями и радостями, утратами и надеждами, разделённая и безответная… какая бы она не была, без неё жизнь не имеет смысла.
Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придёшь совсем внезапно.
А ты придёшь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трёх человек у автомата.
…А в доме будет грусть и тишь,
хрип счётчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно всё отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.
И он действительно пришёл. Но всё произошло совсем не так, как она себе это представляла долгие годы, мечтая о его возвращении. Пришёл, когда заболел, когда ему стало совсем плохо. И она не отреклась… Она выхаживала его и его больную мать. «Здесь меня все осуждают, но я не могу иначе… Всё же он — отец моей дочери», — сказала она как-то Е. Ольшанской.
Есть еще одна очень важная сторона творчества В.Тушновой – это ее неустанная переводческая деятельность. Она переводила поэтов Прибалтики, и Кавказа, и Средней Азии, поэтов Польши и Румынии, Югославии и Индии… Переводческая работа была важной и нужной: она делала доступными для русского читателя стихи многих и многих зарубежных поэтов.
Неизвестно, при каких обстоятельствах и когда точно познакомилась Вероника Тушнова с поэтом и писателем Александром Яшиным (1913-1968), которого она так горько и безнадежно полюбила и которому посвятила свои самые прекрасные стихи, вошедшие в ее последний сборник «Сто часов счастья». Безнадежно — потому что Яшин, отец семерых детей, был женат уже третьим браком. Близкие друзья шутя называли семью Александра Яковлевича «яшинским колхозом».
Поэтесса, с чьими стихами о Любви под подушкой засыпало целое поколение девчонок, — сама переживала трагедию — счастье Чувства, озарившего своим Светом последние ее годы на Земле и давшего мощный поток энергии ее Творчеству: Любовь эта была разделенной, но тайной, потому что, как писала сама Тушнова: «Стоит между нами Не море большое — Горькое горе, Сердце чужое.» Александр Яшин не мог оставить семью, да и кто знает, смогла бы Вероника Михайловна, человек все понимающий, и воспринимающий обостренно и тонко, — ведь у поэтов от Бога «нервы на кончиках пальцев», — решиться на столь резкий поворот Судеб, больше трагический, чем счастливый? Наверное нет.
Они родились в один день — 27 марта, встречались тайно, в других городах, в гостиницах, ездили в лес, бродили целыми днями, ночевали в охотничьих домиках. А когда возвращались на электричке в Москву, Яшин просил Веронику выходить за две-три остановки, чтобы их не видели вместе. Сохранить отношения в тайне не получилось. Друзья осуждают его, в семье настоящая трагедия. Разрыв с Вероникой Тушновой был предопределен и неизбежен.
«Неразрешимого не разрешить, неисцелимого не исцелить…». А исцелиться от своей любви, судя по ее стихам, Вероника Тушнова могла только собственной смертью. Когда Вероника лежала в больнице в онкологическом отделении, Александр Яшин навещал ее. Марк Соболь, долгие годы друживший с Вероникой, стал невольным свидетелем одного из таких посещений: «Я, придя к ней в палату, постарался её развеселить. Она возмутилась: не надо! Ей давали злые антибиотики, стягивающие губы, ей было больно улыбаться. Выглядела она предельно худо. Неузнаваемо. А потом пришёл — он! Вероника скомандовала нам отвернуться к стене, пока она оденется. Вскоре тихо окликнула: «Мальчики…». Я обернулся – и обомлел. Перед нами стояла красавица! Не побоюсь этого слова, ибо сказано точно. Улыбающаяся, с пылающими щеками, никаких хворей вовеки не знавшая молодая красавица. И тут я с особой силой ощутил, что всё, написанное ею, — правда. Абсолютная и неопровержимая правда. Наверное, именно это называется поэзией…»
В последние дни перед смертью она запретила пускать Александра Яшина к себе в палату — хотела, чтобы он запомнил её красивой, весёлой, живой.
Умирала Вероника Михайловна в тяжелых мучениях. Не только от страшной болезни, но и от тоски по любимому человеку, решившемуся в конце концов выпустить горько -грешное счастье из рук: Поэтессы не стало 7 июля 1965 года. Ей едва исполнилось 50 лет. Остались рукописи в столе: недописанные листки поэмы и нового цикла стихов…
Яшин, потрясенный смертью Тушновой, опубликовал в «Литературной газете» некролог и посвятил ей стихи — свое запоздалое прозрение, исполненное болью потери. В начале 60-х на Бобришном Угоре, вблизи родной деревни Блудново (Вологодская область), Александр Яшин построил себе дом, куда приезжал для работы, переживал тяжелые моменты. Через три года после смерти Вероники, 11 июня 1968-го, умер и он. И тоже от онкологического заболевания. На Угоре, согласно завещанию, его и похоронили. Яшину было всего пятьдесят пять лет.
Она называла свое чувство «бурей, с которой никак не справлюсь» и доверяла малейшие его оттенки и переливы своим стихам, как дневниковым строчкам. Те, кто прочел (изданные уже после смерти поэтессы, в 1969 году!) стихотворения, навеянные этим глубоким и на удивление нежным чувством, не могли избавиться от ощущения, что у них на ладони лежит «пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони»: Лучшего сравнения нельзя и придумать. Может быть поэтому поэзия Тушновой до сих пор жива, книги переиздаются, помещаются в интернет — сайты и легких, как крылья бабочки, строчек Тушновой, кстати, созданных «в крайнем страдании и острейшем счастье», (И. Снегова) знают больше, чем подробности ее сложной, трагической почти, биографии: Впрочем, таковы Судьбы практически всех истинных Поэтов, на это сетовать грех.
В чем отказала я тебе,скажи?
Ты целовать просил — я целовала.
Ты лгать просил,— как помнишь, и во лжи
ни разу я тебе не отказала.
Всегда была такая, как хотел:
хотел — смеялась,а хотел — молчала…
Но гибкости душевной есть предел,
и есть конец у каждого начала.
Меня одну во всех грехах виня,
все обсудив и все обдумав трезво,
желаешь ты, чтоб не было меня…
Не беспокойся —я уже исчезла.
Тушнова, Вероника Михайловна — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Тушнов.Верони́ка Миха́йловна Тушно́ва (14 (27) марта 1911, Казань — 7 июля 1965, Москва) — русская советская поэтесса и переводчица, писавшая в жанре любовной лирики. Член Союза писателей СССР (1946)[1]. На её стихи были написаны популярные песни: «Не отрекаются любя», «А знаешь, всё ещё будет!..», «Сто часов счастья» и другие.
В ряде биографических статей и автобиографий годом рождения Тушновой указан 1915 год. Даты 1915—1965 выгравированы на памятнике на могиле Вероники Михайловны на Ваганьковском кладбище, так пожелала незадолго до кончины сама поэтесса[2][3]. Однако в материалах Казанского литературного музея им. М. Горького и вышедшем в 2012 году в «Золотой серии поэзии» сборнике Тушновой «За это можно всё отдать», составителем которого являлась дочь поэтессы Наталья Розинская, утверждается, что Вероника Михайловна родилась 27 марта 1911 года[4]. Клуб любителей поэзии Вероники Тушновой провёл исследование и нашёл выписку из метрической книги о её крещении в 1911 году. Эту дату подтвердила и дочь поэтессы Н. Розинская[3]. 1911 год рождения подтверждается также фактом того, что школу Тушнова окончила в 1928 году и в том же году поступила на медицинский факультет Казанского университета, что в возрасте 13 лет было никак невозможно.
В 2011 году во многих городах России прошли юбилейные литературные мероприятия, посвящённые 100-летию Вероники Тушновой[3][5][6][7][8][9].
Родилась в семье учёного, профессора Казанского ветеринарного института Михаила Павловича Тушнова (1879—1935). Мать — Александра Георгиевна Постникова, выпускница Высших женских Бестужевских курсов. В Казани семья жила в доме на Большой Казанской улице (ныне — Большая Красная), затем на улице Миславского. Летом — на Волге, в Шеланге. Память о родных волжских просторах всю жизнь питала творчество Вероники. Увлечения её детства и юности — животные и цветы.
В 1928 году окончила в Казани одну из лучших школ города — № 14 им. А. Н. Радищева с углублённым изучением иностранных языков, хорошо говорила по-английски и по-французски. Первым заметил литературную одарённость Тушновой её школьный учитель литературы Борис Николаевич Скворцов, нередко читавший её сочинения вслух как образцовые. После школы, по настоянию отца, видевшего в ней будущего врача, поступила на медицинский факультет Казанского университета. Биографы особо отмечают властный и деспотичный характер отца Вероники, в семье всё подчинялось его желаниям и воле, вплоть до распорядка дня, подачи на стол обеда или ужина[10].
В 1931 году в связи с переводом отца во Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ) семья переехала из Казани в Ленинград, где Тушнова продолжила учиться в мединституте. Вскоре семья переезжает в Москву, где отец как известный учёный получает квартиру на Новинском бульваре. Поступила в аспирантуру при кафедре гистологии ВИЭМ. В столице занялась живописью, тогда же началось серьёзное увлечение поэзией. В 1938 вышла замуж за врача-психиатра Юрия Розинского. В этом же году были опубликованы первые стихи.
В 1941 году, по совету читавшей её стихи Веры Инбер, поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. Но учиться там не довелось: с началом Великой Отечественной войны вместе с матерью и маленькой дочкой Наташей эвакуировалась в Казань, где работала палатным врачом нейрохирургического госпиталя для раненых бойцов Красной Армии. Через два года, в феврале 1943 года, возвращается в Москву, работает врачом-ординатором в госпитале. Первый брак распадается.
В 1944 году в «Новом мире» публикуется её стихотворение «Хирург», посвящённое многоопытному операционному эскулапу Н. Л. Чистякову, работавшему в этом же госпитале. Также в 1944 году в «Комсомольской правде» печатается цикл «Стихи о дочери», который получает широкий читательский отклик.
Дебютным сборником стихов и поэм стала «Первая книга» (1945), вышедшая в издательстве «Молодая гвардия». Творчеством Тушновой был очарован знаменитый актёр Василий Качалов, который, по словам его биографа В. В. Виленкина, «зачитывал» домашних и гостей стихами Вероники[11].
В 1947 году участвовала в первом Всесоюзном совещании молодых писателей.
Второй сборник Тушновой — «Пути-дороги» — вышел только через 9 лет после первого, в 1954. С наибольшей полнотой обострённое лирическое чувство поэтессы раскрылось в последние годы жизни в сборниках «Память сердца» (1958), «Сто часов счастья» (1965) и других, в которых она размышляет о высокой любви, о глубоких человеческих отношениях.
Вела творческий семинар в Литературном институте им. А. М. Горького[10]. Работала рецензентом в издательстве «Художественная литература», очеркистом в газете, переводила с бенгали (с подстрочников) Р. Тагора[1]. Плодотворное сотрудничество и дружба связывали Тушнову с сербской поэтессой Десанкой Максимович, которой она посвятила оригинальные стихи. Известны переводы с татарского Габдуллы Тукая.
Большой интерес представляют путевые стихи Тушновой, написанные по мотивам частых поездок по стране, рисующие современный её быт и своеобразную атмосферу аэропортов, вокзалов, поездов. Наблюдения, размышления и переживания в дороге органично вплетены в лирические и любовные сюжеты[12].
Наиболее известное стихотворение Тушновой, обессмертившее её имя — «Не отрекаются, любя»[13] (написано в 1944[14]). Романс на музыку Марка Минкова впервые прозвучал в 1976 году в спектакле Московского театра им. Пушкина, но хитом стал в 1977 году в исполнении Аллы Пугачёвой. На протяжении десятилетий пользуется неизменным успехом у слушателей. Сама Пугачёва позже называла песню главной в своём репертуаре, признавалась, что во время исполнения её прошибает слеза, и что за это чудо можно дать Нобелевскую премию[12].
Весной 1965 года Вероника Михайловна тяжёло заболела и оказалась в больнице. Скончалась в Москве 7 июля 1965 года от рака. Похоронена на Ваганьковском кладбище вместе с родителями (20-й участок)[2][15].
Личная жизнь[править | править код]
Дважды была замужем, оба брака распались. От первого брака с врачом-психиатром Юрием Розинским родилась дочь Наталья Розинская (филолог). Внуки — Наталья Пелехацкая (корреспондент «Русского Радио») и Михаил Логинов (главный редактор журнала «Профиль»). Правнук Илья, правнучки — Елена и Наталья.
Вторым мужем Тушновой (с начала 1950-х годов) был Юрий Павлович Тимофеев, литератор, главный редактор издательства «Детский мир». Прожили они вместе около 10 лет, расставание было очень тяжёлым.
Последние годы жизни Вероника была влюблена в поэта Александра Яшина, что оказало сильное влияние на её лирику. По свидетельствам, первые читатели этих стихов не могли избавиться от ощущения, что у них на ладони лежит «пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони». Яшин не оставил семью (у него было четверо детей)[12]. Умирала Вероника не только от болезни, но и от тоски по любимому человеку, который после мучительных колебаний решился выпустить грешное счастье из рук. Последнее их свидание произошло в больнице, когда Тушнова находилась уже на смертном одре[10]. Яшин скончался через три года, тоже от рака.
Последняя книга Тушновой «Сто часов счастья» представляет собой дневник этой любви, написанный уже тяжело больной поэтессой.
Судьбе и творчеству поэтессы посвящена одна из серий авторской программы Льва Аннинского «Засадный полк» (2008) телеканала «Культура»[16]. Есть также документальный фильм «Вероника Тушнова и Александр Яшин» из цикла «Больше, чем любовь» [17].
Памяти Вероники Тушновой посвятила свои стихи Юлия Друнина[18].
Изданные сборники стихов[править | править код]
- 1945 — «Первая книга».
- 1954 — «Пути-дороги».
- 1956 — «Дорога на Клухор».
- 1958 — «Память сердца».
- 1961 — «Второе дыхание».
- 1963 — «Лирика».
- 1969 — «Лирика».
- 1965 — «Сто часов счастья».
Песни на стихи Вероники Тушновой[править | править код]
- «А знаешь, всё ещё будет!..» (муз. Марка Минкова) — исп. Алла Пугачёва и Кристина Орбакайте
- «Вспоминай меня» («Я прощаюсь с тобою…») (муз. Вячеслава Добрынина) — исп. София Ротару, Алла Пугачёва, Ирина Аллегрова
- «Не отрекаются, любя» (муз. Марка Минкова; впервые песня прозвучала в исполнении драматической актрисы в спектакле Театра им. А. С. Пушкина «Мужчины, носите мужские шляпы» (1976) по пьесе А. Хмелика, автором музыки к которому был М. Минков) — исп. Александр Градский, Алла Пугачёва, Людмила Артёменко[19], Татьяна Буланова (Старые песни о главном 3), Дима Билан
- «Миллион лет до нашей эры» (муз. Давида Тухманова) — исп. Давид Тухманов и группа «Москва» (альбом «НЛО»)
- «Напутствие» («Ну что же, можешь покинуть…») (муз. Евгения Артамонова) — исп. Лилия Толмачёва
- «Ну, пожалуйста!» (муз. Александра Дулова) — исп. Александр Дулов, Галина Хомчик и Елена Фролова
- «Сколько дней» (муз. Луизы Хмельницкой) — исп. Инна Разумихина
- «Сто часов счастья» (муз. Константина Орбеляна) — исп. Алла Пугачёва, Ирина Отиева, Эрна Юзбашян, Тамара Гвердцители
- «Бессонница» (муз. Давида Тухманова) — исп. София Ротару
- «Без обещаний жизнь печальней» (муз. Никиты Янощука, к/ф «Обучаю игре на гитаре») — исп. Алина Сергеева
- «И никто не знает» (муз. Давида Тухманова) — исп. Валентина Толкунова
- «Что-то мне недужится» (муз. Виктора Берковского) — исп. В.Берковский, Лидия Чебоксарова
- ↑ 1 2 Вероника Тушнова. Тушнова Вероника Михайловна (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 июня 2012. Архивировано 15 января 2013 года.
- ↑ 1 2 Могилы знаменитостей. Тушнова Вероника Михайловна (1915—1965)
- ↑ 1 2 3 Год Тушновой (Вера Третьякова) / Проза.ру — национальный сервер современной прозы
- ↑ Вероника Тушнова. За это можно всё отдать / сост. Н. Ю. Розинская. — М.: Эксмо, 2012. — С. 5. — 384 с. — ISBN 978-5-699-47055-6.
- ↑ http://www.kazalmanah.ru/nomer7/181.pdf
- ↑ Вероника Михайловна Тушнова | Art16.ru — Культура и Искусство в Татарстане (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 сентября 2012. Архивировано 26 июня 2014 года.
- ↑ Зимний бал поэзии | Казанский государственный медицинский университет
- ↑ ТОУНБ им. А. С. ПушкинаВечер к 100-летию Вероники Тушновой
- ↑ «…В крайнем страдании и острейшем счастье»: юбилей поэта Вероники Тушновой
- ↑ 1 2 3 Тушнова, Вероника Тушнова
- ↑ Вероника Тушнова. За это можно всё отдать / сост. Н. Ю. Розинская. — М.: «Эксмо», 2012. — С. 5-10. — 384 с. — ISBN 978-5-699-47055-6.
- ↑ 1 2 3 «И вот ты купе закрываешь…»
- ↑ Вероника Тушнова. Стихи
- ↑ Стихи Вероники Тушновой на сайте Tushnova.ouc.ru/ (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 23 декабря 2012. Архивировано 16 января 2013 года.
- ↑ Всё кратко.ру — Тушнова В. М. — Биография кратко. Тушнова Вероника Михайловна- краткая биография писателя
- ↑ anninsky.ru: Лев Аннинский. Вероника Тушнова. «Не отрекаются, любя»
- ↑ Вероника Тушнова и Александр Яшин. Больше, чем любовь
- ↑ Скатов Н. Н. Русская литература ХХ века: прозаики, поэты, драматурги. — М., 2005. — С. 662. — 830 с.
- ↑ Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей эстрадной песни «С песней по жизни» (1977, «Мелодия» С60 08843-4, LP (1)
Не отрекаются, любя — трогательная история создания главного хита Аллы Пугачевой
Александр Яковлевич Попов (Яшин)Александр Яшин — поэт с особым даром слова. Я почти уверен, что современный читатель с творчеством этого замечательного русского поэта не знаком. Предполагаю, что читатели из бывшего СССР со мною не согласятся, и будут правы. Ведь самые известные свои произведения Александр Яковлевич создал в период с 1928 по 1968.
Жизнь поэта была недолгой. А. Я. Яшин умер от рака 11 июля 1968 года в Москве. Ему было всего 55 лет. Но память о нем до сих пор жива и будет жить. Отчасти, этому поспособствовало стихотворение «малоизвестной» поэтессы — Вероники Тушновой. Малоизвестной лишь на первый взгляд. Дело в том, что на её стихи были написаны такие популярные песни, как: «А знаешь, всё ещё будет!..», «Сто часов счастья»…
Но наиболее известное стихотворение Тушновой, обессмертившее её имя — «Не отрекаются, любя». Это стихотворение было посвящено поэту Александру Яшину, в которого она была влюблена. Есть мнение, что стихотворение было написано в 1944 году, и изначально было адресовано другому человеку. Тем не менее считается, что посвящено оно было именно Яшину на момент расставания — в 1965-м. Оно было включено в цикл стихотворений, посвященный их истории любви. Грустной, счастливой, трагичной любви…
Стихи стали популярны уже после смерти поэтессы. Началось все с романса Марка Минкова в 1976 году в спектакле Московского театра им. Пушкина. А уже в 1977 году стихи прозвучали в привычном нам варианте — в исполнении Аллы Пугачевой. Песня стала хитом, а поэтесса Вероника Михайловна Тушнова обрела свое заветное бессмертие.
На протяжении десятилетий пользуется неизменным успехом у слушателей. Сама Пугачёва позже называла песню главной в своём репертуаре, признавалась, что во время исполнения её прошибает слеза, и что за это чудо можно дать Нобелевскую премию.
«Не отрекаются, любя» — история создания
Личная жизнь Вероники не складывалась. Дважды была замужем, оба брака распались. Последние годы жизни Вероника была влюблена в поэта Александра Яшина, что оказало сильное влияние на её лирику.
По свидетельствам, первые читатели этих стихов не могли избавиться от ощущения, что у них на ладони лежит «пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони».
Однако Яшин не захотел оставить семью (у него было четверо детей). Умирала Вероника не только от болезни, но и от тоски по любимому человеку, который после мучительных колебаний решился выпустить грешное счастье из рук. Последнее их свидание произошло в больнице, когда Тушнова находилась уже на смертном одре. Яшин скончался через три года, тоже от рака.
Вероника Михайловна ТушноваВесной 1965 года Вероника Михайловна тяжело заболела и оказалась в больнице. Ушла очень быстро, сгорела за несколько месяцев. 7 июля 1965 года скончалась в Москве, от рака. Ей было всего 54 года.
***
История любви этих двух замечательных творческих людей трогает и восхищает по сей день. Он — красивый и сильный, уже состоявшийся, как поэт и прозаик. Она — «восточная красавица» и умница с выразительным лицом и глазами необыкновенной глубины, тонко чувствующая, прекрасная поэтесса в жанре любовной лирики. У них много общего, даже день рождения у них был в один день — 27 марта. И ушли они в один и тот же месяц с разницей в 3 года: она — 7 июля, он — 11-го.
Их историей, рассказанной в стихах, зачитывалась вся страна. Влюблённые советские женщины переписывали их от руки в тетрадки, потому что достать сборники стихов Тушновой было невозможно. Их заучивали наизусть, их хранили в памяти и сердце. Их пели. Они стали лирическим дневником любви и разлуки не только Вероники Тушновой, но и миллионов влюблённых женщин.
Где и когда познакомились два поэта неизвестно. Но вспыхнувшие чувства были яркими, сильными, глубокими и самое главное — взаимными. Он разрывался между внезапно открывшимся сильным чувством к другой женщине, и долгом и обязательствами перед семьей. Она — любила и ждала, по-женски надеялась, что вместе они смогут что-то придумать, чтобы быть навсегда вместе. Но в то же время, знала, что он никогда не оставит свою семью.
Кисловодск, 1965 г. в редакции газеты «Кавказская здравница»Поначалу, как и все подобные истории — их отношения были тайными. Редкие встречи, мучительные ожидания, гостиницы, другие города, общие командировки. Но сохранить отношения в тайне не получилось. Друзья осуждают его, в семье настоящая трагедия. Разрыв с Вероникой Тушновой был предопределён и неизбежен.
Что делать, если любовь пришла на излете молодости? Что делать, если жизнь уже сложилась, как сложилась? Что делать, если любимый человек не свободен? Запретить себе любить? Невозможно. Расстаться – равносильно смерти. Но они расстались. Так решил он. А ей ничего не оставалось, как подчиниться.
Началась черная полоса в её жизни, полоса отчаяния и боли. Именно тогда и родились в ее страдающей душе эти пронзительные строки: не отрекаются любя… А он, красивый, сильный, страстно любимый, отрёкся. Он метался между чувством долга и любовью. Чувство долга победило…
Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам…
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.
В последние дни жизни поэтессы Александр Яшин, конечно, навещал её. Марк Соболь, долгие годы друживший с Тушновой, стал невольным свидетелем одного из таких посещений.
«Я, придя к ней в палату, постарался ее развеселить. Она возмутилась: не надо! Ей давали антибиотики, от которых стягивало губы, ей было больно улыбаться. Выглядела она предельно худо. Неузнаваемо. А потом пришел – он! Вероника скомандовала нам отвернуться к стене, пока она оденется. Вскоре тихо окликнула: «Мальчики…» Я обернулся – и обомлел. Перед нами стояла красавица! Не побоюсь этого слова, ибо сказано точно. Улыбающаяся, с пылающими щеками, никаких хворей вовеки не знавшая молодая красавица. И тут я с особой силой ощутил, что все, написанное ею, – правда. Абсолютная и неопровержимая правда. Наверное, именно это называется поэзией…»
После его ухода она кричала от боли, рвала зубами подушку, съедала губы. И стонала: «Какое несчастье случилось со мной — я жизнь прожила без тебя».
Книгу «Сто часов счастья» ей принесли в палату. Она погладила страницы. Хорошо. Часть тиража разворовали в типографии — так запали в душу печатникам ее стихи.
Сто часов счастья… Разве этого мало?
Я его, как песок золотой, намывала,
собирала любовно, неутомимо,
по крупице, по капле, по искре, по блёстке,
создавала его из тумана и дыма,
принимала в подарок от каждой звезды и берёзки…
Сколько дней проводила за счастьем в погоне
на продрогшем перроне,
в гремящем вагоне,
в час отлёта его настигала
на аэродроме,
обнимала его, согревала
в нетопленном доме.
Ворожила над ним, колдовала…
Случалось, бывало,
что из горького горя я счастье своё добывала.
Это зря говорится,
что надо счастливой родиться.
Нужно только, чтоб сердце
не стыдилось над счастьем трудиться,
чтобы не было сердце лениво, спесиво,
чтоб за малую малость оно говорило «спасибо».
Сто часов счастья,
чистейшего, без обмана…
Сто часов счастья!
Разве этого мало?
Жена Яшина — Злата Константиновна ответила своими стихами — горько:
Сто часов счастья —
Ни много, ни мало,
Сто часов только — взяла да украла,
И напоказ всему свету,
Всем людям —
Сто часов только, никто не осудит.
Ах оно счастье, глупое счастье —
Двери, и окна, и души настежь,
Детские слезы, улыбки —
Все кряду:
Хочешь — любуйся,
Хочешь — обкрадывай.
Глупое, глупое счастье какое!
Быть недоверчивым — что ему стоило,
Что ему стоило быть осторожным —
Оберегать семью свято,
Как должно.
Вор оказался настырный, умелый:
Сто часов только от глыбы от целой…
Словно задел самолет за вершину
Или вода размыла плотину —
И раскололось, разбилось на части,
Рухнуло оземь глупое счастье.
1964г.
В последние дни перед смертью Вероника Михайловна запретила пускать к себе в палату Александра Яковлевича. Она хотела, чтобы любимый запомнил ее красивой и веселой. А на прощанье написала:
Я стою у открытой двери,
я прощаюсь, я ухожу.
Ни во что уже не поверю, –
все равно
напиши,
прошу!
Чтоб не мучиться поздней жалостью,
от которой спасенья нет,
напиши мне письмо, пожалуйста,
вперед на тысячу лет.
Не на будущее,
так за прошлое,
за упокой души,
напиши обо мне хорошее.
Я уже умерла. Напиши!
Умирала знаменитая поэтесса в тяжелых мучениях. Не только от страшной болезни, но и от тоски по любимому человеку. На 51-м году жизни – 7 июля 1965 года – Вероники Михайловны Тушновой не стало. После нее остались рукописи в столе: недописанные листки поэмы и нового цикла стихов.
Александр Яшин был потрясен смертью любимой женщины. Он напечатал в «Литературной газете» некролог – не побоялся – и сочинил стихи:
«Вот теперь-то мне и любить»
Ты теперь от меня никуда,
И никто над душой не властен,
До того устойчиво счастье,
Что любая беда — не беда.
Никаких перемен не жду,
Что бы впредь со мной ни случилось:
Будет все, как в первом году,
Как в последнем было году,—
Время наше остановилось.
И размолвкам уже не быть:
Нынче встречи наши спокойны,
Только липы шумят да клены…
Вот теперь-то мне и любить!
«Мы с тобой теперь не подсудны»
Мы с тобой теперь не подсудны,
Дело наше прекращено,
Перекрещено,
Прощено.
Никому из-за нас не трудно,
Да и нам уже все равно.
Поздним вечером,
Утром ранним
След запутать не хлопочу,
Не затаиваю дыханье —
Прихожу к тебе на свиданье
В сумрак листьев,
Когда хочу.
Яшин понял, что любовь никуда не делась, не сбежала из сердца по приказу. Любовь только затаилась, а после смерти Вероники вспыхнула с новой силой, но уже в ином качестве. Обернулась тоской, мучительной, горькой, неистребимой. Не стало родной души, по-настоящему родной, преданной… Вспоминаются пророческие строки Тушновой:
Только жизнь у меня короткая,
только твердо и горько верю:
не любил ты свою находку –
полюбишь потерю.
Рыжей глиной засыплешь,
за упокой выпьешь…
Домой воротишься – пусто,
из дому выйдешь – пусто,
в сердце заглянешь – пусто,
на веки веков – пусто!
Наверное, в эти дни он до конца, с пугающей ясностью понял горестный смысл вековой народной мудрости: что имеем, то не ценим, потерявши – горько плачем.
1935 год. Тушнова на этюдахПосле её смерти Александр Яковлевич за свои оставшиеся на земле три года, похоже, понял, какой любовью его одарила судьба. («Я каюсь, что робко любил и жил…») Он сочинил главные свои стихотворения, в которых – глубокое раскаяние поэта и завет читателям, думающим порой, что смелость и безоглядность в любви, открытость во взаимоотношениях с людьми и миром приносят одни несчастья.
Книги лирической прозы А. Я. Яшина 1960-х годов «Угощаю рябиной» или высокой лирики «День творенья» возвращают читателей к пониманию не измельчавших ценностей и вечных истин. В завет всем слышится живой, тревожный и страстный голос признанного классика советской поэзии: «Любите и спешите делать добрые дела!» Скорбящий на могиле женщины, ставшей его горькой, предсказанной ею же потерей (Тушнова умерла в 1965-м), в 1966 году он пишет:
А ведь, наверно, ты где-то есть?
И не чужая —
Моя… Но какая?
Красивая? Добрая? Может, злая?..
Не разминуться бы нам с тобою.
Друзья Яшина вспоминали, что после смерти Вероники он ходил, как потерянный. Большой, сильный, красивый человек, он как-то сразу сдал, словно погас внутри огонек, освещавший его путь. Он умер через три года от той же неизлечимой болезни, что и Вероника. Незадолго до смерти Яшин написал свою «Отходную»:
О, как мне будет трудно умирать,
На полном вдохе оборвать дыханье!
Не уходить жалею —
Покидать,
Боюсь не встреч возможных —
Расставанья.
Несжатым клином жизнь лежит у ног.
Мне никогда земля не будет пухом:
Ничьей любви до срока не сберег
И на страданья отзывался глухо.
Сбылось ли что?
Куда себя девать
От желчи сожалений и упреков?
О, как мне будет трудно умирать!
И никаких
нельзя
извлечь уроков.
Говорят, от любви не умирают. Ну, разве что в 14 лет, как Ромео и Джульетта. Это не правда. Умирают. И в пятьдесят умирают. Если любовь настоящая. Миллионы людей бездумно повторяют формулу любви, не осознавая ее великую трагическую силу: я тебя люблю, я не могу без тебя жить… И спокойно живут дальше. А Вероника Тушнова — не смогла. Не смогла жить. И умерла. От рака? А может, от любви?
***
Главный хит Аллы Пугачевой «Не отрекаются, любя», помимо самой певицы, исполнялся также Александром Градским, Людмилой Артёменко, Татьяной Булановой и Дмитрием Биланом…
В результате проведённого в 2015 году журналом «Русский репортёр» социологического исследования, текст песни занял 36-место в топ-100 самых популярных в России стихотворных строк, включающем, в числе прочего, русскую и мировую классику.
Материал подготовлен при участии следующих источников: «Википедия», Блог «Вокруг книг», газеты «Вечерняя Москва».
Рекомендуем также:
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
кому посвящала свои стихи Вероника Тушнова
27 марта — очередная годовщина со дня рождения известной советской и российской поэтессы Вероники Тушновой. Она прославилась благодаря своим стихам, многие из которых стали основой для знаменитых эстрадных песен, имевших большую популярность в Советском Союзе. Среди самых известных произведений стоит выделить композиции «А знаешь, все еще будет!», «Не отрекаются любя», «Сто часов счастья». В этой статье мы расскажем о личной жизни поэтессы, об удивительной истории создания ее знаменитых текстов.
Знаменитая поэтесса
Вероника Тушнова родилась в Казани в 1911 году. Ее отец был профессором Казанского ветеринарного института.
В 20 лет Вероника с родителями переехала в Ленинград, а затем в Москву. В столице увлеклась живописью и поэзией.
Ее дебютный сборник стихов под названием «Первая книга» увидел свет в 1945 году. В 1950-1960-е годы появились ее знаменитые сборники «Сто часов счастья», «Память сердца», в которых она раскрылась как лирическая поэтесса, много размышляла о человеческих отношениях, высоком чувстве любви.
В 1965 году Тушнова скончалась в Москве от рака. Ей было 54 года.
Первая любовь
Личная жизнь поэтессы оказалась насыщенной, но трагичной. Она дважды выходила замуж, но оба брака распались.
Свою первую большую любовь она встретила в конце 1930-х годов. Это был врач-психиатр Юрий Розинский. В 1938 году они поженились, а уже через год у них родилась дочь Наталья.
Примерно в этот же период в газетах и журналах появляются ее самые первые стихи. В 1941 году она подает документы в Литературный институт, но тут начинается война. С маленькой дочкой на руках и матерью они уезжают из Москвы в Казань. Здесь она устраивается на работу в нейрохирургический госпиталь, так как ранее уже получила медицинское образование, пойдя после школы по стопам отца.
Ее подруга Надежда Лыткина вспоминала, что пациенты обожали Тушнову. Во всем госпитале она считалась главной утешительницей. Раненые так сильно нуждались в ее моральной поддержке, что остальные врачи и медсестры даже пытались освободить ее от работы, чтобы она могла больше времени провести с ними.
Уже в то время она была невероятно красива. Смуглая, темноволосая, с пронзительными карими глазами. Было в ней что-то восточное, нечто от персидских красавиц из стихов Сергея Есенина.
Семейная жизнь не сложилась. Розинский вскоре ушел из семьи, хоть Вероника еще долго верила и надеялась, что он вернется. Ведь дома у них подрастала дочь, которая была удивительным образом похожа на отца.
Юрий действительно вернулся, но только когда тяжело заболел, он остался один, никому не нужный и всеми забытый. Вероника простила его, заботилась о супруге и его больной матери. Всем она говорила, что не может поступить иначе, ведь он отец ее дочери.
Песня Пугачевой
По одной из версий, именно в период расставания с Розинским Тушнова написала свои самые известные стихи — «Не отрекаются любя». Эти строчки стали знамениты после исполнения примадонны советской и российской эстрады Аллы Пугачевой.
Алла Борисовна считает, что это одна из главных песен в ее репертуаре. По ее мнению, у Тушновой был какой-то особенный период в жизни, когда она писала эти удивительные стихи.
Для нее эта песня всегда была чем-то похожа на молитву, которая учила оставаться сильной, даже когда в душе и любви большие проблемы.
Пугачева говорила, что только за эти стихи Тушновой уже можно было бы дать Нобелевскую премию по литературе.
На Олимпиаде в Сочи российская фигуристка Юлия Липницкая выступала под эту мелодию. Номер поставил Илья Авербух, который, объясняя свой замысел, говорил, что он всегда при этих стихах представлял себе девочку, которая рисует на песке свои мечты, а дождь смывает их. Она печалится, но не отчаивается, продолжая рисовать снова и снова.
Второй брак
Вторым мужем Тушновой стал главный редактор издательства «Детский мир» Юрий Тимофеев. Вместе они прожили около десяти лет.
Это расставание тоже выдалось тяжелым. Как и в первом случае, Вероника и ее родственники до сих пор тактично хранят память о ее личной жизни, не раскрывая подробности, детали и истинные причины разрыва.
Известно только, что Тушновой очередное расставание далось очень тяжело. Она искренне переживала.
Александр Яшин
Считается, что свою самую главную любовь Вероника встретила уже в самом конце жизни. Последние годы она была влюблена в поэта Александра Яшина. Эти чувства оказали сильное и заметное влияние на ее лирику. Именно тогда в стихах стали преобладать романтические и любовные темы, часто трагические.
Достоверно неизвестно, когда и при каких обстоятельствах они познакомились. Тушнова влюбилась в Яшина беспамятно и безнадежно. Она сама это прекрасно понимала.
У Яшина была большая семья — жена, семеро детей. Его близкие друзья и приятели даже называли семейство поэта «яшинским колхозом».
Стихи Вероники того периода были проникнуты болью и безысходностью.
Тайные встречи
По мнению Льва Анненского, основные события их романа датированы 1961 годом.
Это время, когда они чаще всего виделись. Правда, все встречи приходилось устраивать тайно. В гостиницах, в других городах. Они специально уезжали в лес, где бродили, никем не замеченные, а ночевали в охотничьих домиках.
Возвращаясь в Москву на электричке, Яшин всегда просил Веронику выйти раньше на две-три станции, чтобы их никто не видел вместе. Он всеми способами стремился сохранить секрет этих отношений.
Однако сделать этого не получилось. Тайное в результате стало явным. В семье Яшина это привело к настоящей трагедии, друзья и коллеги в один голос осуждали его. Разрыв с Тушновой был неизбежен. Очевидно, что им больше нельзя было видеться.
По другой распространенной версии, стихотворение «Не отрекаются любя» посвящено именно Яшину, а не первому мужу поэтессы.
Чтобы понять, что она переживала в те годы, достаточно прочитать ее сборник стихов «Сто часов счастья». По сути, он представляет собой подробный дневник этой любви, который был создан, когда Тушнова уже тяжело болела.
В конце жизни
Родственники и знакомые считают, что Вероника умерла не только от болезни, но и от несчастной любви. Снова в ее жизни ничего не сложилось.
После долгих колебаний Яшин выпустил счастье из рук, так и не решившись оставить семью. Хотя, как считают многие его друзья, тоже питал искренние чувства к Веронике.
Когда Тушнова уже лежала в больнице в онкологическом отделении, Яшин ее навещал. Их последнее свидание состоялось, когда поэтесса уже фактически была на смертном одре.
Ее близкий друг Марк Соболь вспоминал, что когда однажды пришел к ней в палату, она была сильно не в духе. Он пытался ее развеселить, но врачи прописали ей мощные антибиотики, из-за которых стягивало губы, поэтому ей было больно улыбаться. Она была очень худой, сильно изменилась, практически до неузнаваемости.
И тут в палату пришел Яшин. Она попросила обоих отвернуться, пока переодевалась. А когда разрешила смотреть, Соболь обомлел. Перед ним предстала настоящая красавица. С пылающими румяными щеками и улыбкой, болезни и след простыл. В этот момент он ощутил, что все стихи об исцеляющей силе любви, написанные ею, были чистой правдой. В этом можно было не сомневаться. Сама Тушнова была наглядным примером и доказательством этого.
На смертном одре
Известно, что в последние дни своей жизни Тушнова запретила пускать Яшина к ней в палату. Она хотела, чтобы он запомнил ее только веселой, красивой и живой.
Яшин ненадолго пережил свою возлюбленную. Он скончался через три года. Причиной его смерти стал рак.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание