Учитель макаренко: Педагогическая система А.С.Макаренко — Психологос – Невероятный человек и гениальный учитель. Макаренко » Перуница

Содержание

Педагог Макаренко

Деятельность и творчество Антона Семёновича Макаренко постоянно подвергались критике, отношение к ним менялось, но в целом оставалось спорным. Основная миссия, которая выпала на его долю, – это работа с крайне сложными подростками. Дети, которые к нему попадали, официально обозначались как дефективные. Малолетние беспризорники, юноши и девушки с такой сильной склонностью к преступному образу жизни, что кое-кому уже светил расстрел.

Критика педагогических методов Макаренко

Многие критики подхода Макаренко лишь приезжали к нему с инспекторскими проверками, а то и довольствовались отчётами о таковых. Сущности его воспитанников они не понимали, сами с такими работать не пробовали. Конечно, они видели беспризорников на улицах, могли бы негодовать, если бы эти ребята стащили их кошелёк, но найти с ними общий язык… Смело можно сказать о том, что это бы не получилось, ведь воспитывать этих детей так, как воспитывают всех других, бессмысленно.

Проверяющие видели коллектив с жёсткой, почти военной дисциплиной. При этом подчинение в нём строится на базе лидерства наиболее харизматичных воспитанников. Воспитанники коммуны имени Горького строятся и маршируют с барабанами и горнами. На просьбу самого Макаренко что-то сделать отвечают «Есть!». Это испугало тем, что не вписывалось в стандарты поведения обычных детей.

В головы критиков не пришла вполне логичная мысль, что на тот момент было две альтернативы – нравы и традиции преступного сообщества и отношения, построенные на базе военных. Гражданская война только-только кончилась. Это не время благости, но время строгости. Поэтому ребята сами перестроились на военный лад, ибо другого и понять бы не смогли. Или они преступники, или коммунары. Последнее неизбежно вело к появлению почти армейских взаимоотношений.

Второй причиной для критики стал беспрекословный авторитет Макаренко, даже немного возведённый в фанатичную преданность к нему отдельных воспитанников. И это при крайней строгости с его стороны, даже рукоприкладстве, как фиксировалось в отчётах.

Вновь прослеживается непонимание ситуации. Держать этих ребят в страхе могло разве что специально обученное отделение красноармейцев. Никакой охраны, никакой помощи, ничего, кроме денежного довольствия, его станция, как проходила по документам коммуна, не получала. Если бы той молодёжи что-то не понравилось, то они в лучшем случае просто разбежались бы, а в худшем могли и расправиться со своим наставником. Если когда-то педагог Макаренко и надавал кому-то тумаков, то по той причине, что ещё не имел достаточно опыта, просто сорвался. Регулярно распускать кулаки не получилось бы по объективным причинам.

В реальности его педагогическая система возникла в качестве ответной реакции на ситуацию. Для того чтобы понять, что воспитывать в обычном смысле тех детей и подростков он не может, не нужно быть умным или глупым. Такое понимание быстренько придёт к тем, кто попробует. Заслуга Макаренко в другом – он в кратчайшие сроки нашёл ответ на вопрос, что делать в такой ситуации. Не убежал в панике, а смог объяснить, что кровати ломать не запрещается. Только и спать придётся на сломанных. Работать он в общем-то и не заставляет, но не вырастят овощи – кушать будет нечего. В соседних деревнях много не дадут, там тоже голодно. И выбор каждый делал сам – хочется жизни в подвалах и на чердаках – пожалуйста, бегите… Но только потом винить в этом можно будет только себя.


Сущность методики

Основными принципами Макаренко стали:

  • невмешательство в процесс разделения всего коллектива на группы при активном участии в формировании мировоззрения лидеров каждой малой группы;
  • привлечение детей к труду;
  • создание системы активной помощи в развитии положительных, конструктивных индивидуальных черт каждого.

Педагог Макаренко

не подавлял личность, но не мог строить всё вокруг и каждого. Коллектив для него был в приоритете. Что касается труда, то он быстро смекнул невозможность трудиться просто так. Нужна суперцель… Работать ради похлёбки – скучно. Поэтому создавалась идеология превращения убогого монастыря в коммунистический рай с высшими идеалами. Они же на самом деле организовали театр, с которым выступали в различных уездах. Делали коммуну реальным примером возможности качественной жизни при социализме.

Трудовое воспитание потом тоже критиковалось. Однако не нужно забывать, что первая станция, впоследствии коммуна имени Горького, изначально почти не содержалась государством. Она разместилась в бывшем монастыре, в котором наспех починили крышу.

Помощь Максима Горького

Понял суть ситуации и помощь оказывал только Максим Горький. Он побывал в коммуне своего имени, ему всё понравилось. Но то Горький, который мог посмотреть на мир глазами юных коммунаров. Однако удельный вес критиков победил. Коммуну закрыли, признав методы несоветскими, а заступничество Горького помогло Макаренко лишь избежать ареста. Горький познакомил его с несколькими чекистами, которым всё понравилось. Под протекцией ОГПУ создаётся вторая коммуна, куда

педагог Макаренко перетягивает костяк первой. Теперь коммуна работает в Харьковской области, носит имя Ф. Э. Дзержинского, а трудовая деятельность воспитанников направлена на сбор электроинструментов, а позже фотоаппаратов. Легендарный ФЭД начали собирать именно в коммуне Макаренко. Да так хорошо, что немного позже ОГПУ объявляет мастерские своим заводом закрытого типа.


Сам же педагог был переведён в Киев и взят в штат НКВД, став помощником начальника отдела трудовых колоний. Потом возглавлял педагогическую часть трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом. Но, видимо, всё хуже соответствовал системе. Чуть позже он будет выведен за штат НКВД. После этого Антон Семёнович Макаренко занимается только литературным трудом. Книги печатают, но не в педагогических издательствах, а в виде художественной прозы, тоже не без протекции Горького.

Умер Макаренко в 1939 году во время поездки на пригородном поезде. Его система осталась невостребованной, хотя пытались её изучать и развивать не только в СССР, но и в ФРГ. Ни у кого ничего такого повторить не вышло. Система оказалась очень сильно связанной с личностью своего автора – одного из великих учителей человечества.

Памятник Антону Макаренко в ЭТНОМИРе

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Великий педагог изображён скульптором Алексеем Леоновым в компании со своими воспитанниками из Харьковской трудовой коммуны им. Дзержинского, которой он руководил с 1927 по 1935 год. У одного из ребят в руках тот самый легендарный фотоаппарат ФЭД (расшифровка названия-аббревиатуры – Феликс Эдмундович Дзержинский), производство которого было впервые налажено именно здесь. На этой должности Макаренко осуществил свою задумку о создании настоящего индустриального предприятия. Коммунары получали зарплату, могли учиться в вузах и рассчитывать на хорошую стипендию. Группами воспитанники отправлялись в походы, ездили на экскурсии, ходили в театры, занимались в технических и художественных кружках. Многие из учеников Макаренко впоследствии стали известными и уважаемыми в стране людьми.

Скульптура Макаренко с детьми у входа – яркое напоминание о том, что ЭТНОМИР является парком семейного отдыха, с множеством образовательных программ для детей самого разного возраста.

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка

А.С. Макаренко на протяжении всей своей творческой деятельности стремился осмыслить вопрос о сущности педагогического таланта и о взаимоотношениях личных дарований и методической вооружённости в деле подготовки полноценного учителя-воспитателя. В результате долгих размышлений над собственной практикой он пришёл к весьма важным выводам: в основе педагогического мастерства лежит идейная направленность, благородный моральный облик учителя, сознательное и одновременно с этим страстное отношение к своему делу, глубокое знание своего дела, а также овладение педагогической техникой.

В одной из своих статей «Воспитание в семье и школе» А.С. Макаренко пишет: «Мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать… Почему должен страдать ребёнок, который попал неталантливому педагогу?… Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении».

Что же имеется в виду в понимании таланта. «Талант только в небольшой мере принадлежит биологии, что в самом основном своём блеске он всегда обязан благотворному влиянию общества, работы, культуры и знания».

            Основой успеха педагогической работы А.С. Макаренко считал отношение к своему делу, чтобы в каждом учителе «горел огонь». А чтобы зажечь других, надо гореть самому. Покоряет детей жизнерадостность педагога. В преодолении трудностей в начале работы А.С. Макаренко подчёркивал большое значение того, что он всегда ощущал себя накануне победы.

            А.С. Макаренко требовал от учителя не недюжинных способностей, не гениальности и талантливости. Он требовал одного – это энтузиазма в деле, любви и страсти в деле, преданности, чтобы человек любил свою работу.

А.С. Макаренко подчёркивал большое значение общей и специальной педагогической подготовки будущего учителя, особенно умений в области «педагогической техники». Таким образом, отношение к делу и соответствующая подготовка лежат в основе мастерства.

Одним из самых интересных вопросов в этой связи, является вопрос о том, какого рода работу проводил А.С. Макаренко с сотрудниками своего коллектива, стремясь сделать из обычных рядовых людей подлинных мастеров своего дела. Его поведение было подчинено требованиям строгой логики, предусматривающей по существу строжайшую последовательность действий.

Научно обоснованная система воспитания была такой последовательной и чёткой, что новый работник быстро проникался её требованиями и сразу находил верную линию своего собственного поведения.

Однако свой  собственный пример, а также целесообразную организацию жизни и деятельности воспитанников А.С. Макаренко не считал достаточным для творческой переподготовки окружающих его учителей.

Главная задача работы по подготовке воспитателя состоит в «организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых воспитатель не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребёнком и не знает, в каких случаях как нужно говорить».

Не может быть хорошими воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимость выражения или сдержать своё настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть весёлым, серьёзным. Воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое движение воспитывало.

«Педагог не может не играть. Нельзя допустить чтобы наши нервы были педагогическим инструментом… Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать…». Игра – не как форма развлечения, а как искусство, близкое к театральному.  Но учитель не перевоплощается в литературный образ, и не играет каждый раз новую личность. Он остаётся самим собой, и именно его идейная устремлённость, личностные качества, духовное богатство – сила педагогического мастерства. Театрализация нужна, чтобы результативнее осуществлять задуманное педагогическое действие, но не на основе «ожидания чуда», а на расчёте педагогической техники.

Педагогическая работа состоит из непрекращающихся многочисленных операций, растянутых на год, годы или проведённых в течение нескольких дней. Но всякая такая операция строится на сложной режиссуре.

«Я убеждён, что в будущем в педагогических вузах обязательно будут преподаваться вопросы воспитательной техники». Следуя этим теоретическим установкам, А.С. Макаренко строил свою систему работы с членами педагогического коллектива как с молодыми артистами.

Рассматривая рекомендации А.С. Макаренко о необходимости овладеть педагогической техникой, следует отметить большое внимание к манере держаться: «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, кислых выражений, радужное настроение, бодрое, весёлое…». «Взрослый человек в детском коллективе должен уметь тормозить, скрывать свои неприятности».

И не менее важно: скромность, строгость, аккуратность в одежде, которые обеспечивают внутреннюю подтянутость и духовную мобилизованность. «Я провёл с  А.С. Макаренко пять лет и не помню, чтоб когда-нибудь видел его небритым, неаккуратно одетым. Его подчёркнутая аккуратность магически действовала на воспитанников», — говорил коммунар А.Г. Явлинский.

В повседневной практике А.С. Макаренко вырабатывал внимание к «человеку в ребёнке», гибкость и отсутствие трафарета в подходе к ребятам. Обучение мастерству должно происходить в определённой обстановке внимательного отношения учителей к друг другу. «Где нет умения говорить товарищу неприятные вещи и не обижаться, если тебе говорят неприятные вещи, там нет и не может быть педагогического коллектива».

Требовательное уважение, связанное с доверием, должно лечь в основу работы каждого учителя. Каждого воспитанника надо увлекать верой в его человеческую ценность. Требовательность учителя к детям ни в коем случае не должна носить характера суровости.

О необходимости любви к детям, А.С. Макаренко имел ввиду только сдержанность во внешнем выражении любви. Великая любовь к детям должна проявляться в заботе о них, в доверчивости, правдивости, простоте и искренности, а также в доброте без приторности и наигранности, в той доброте, которая всегда найдёт отклик в детской душе.

Такое отношение к детям не означает, что учитель теряет право на педагогический гнев. Совершенно недопустимы раздражительность, крикливость и грубые окрики, которых воспитанники не прощают учителю, но справедливое, требовательное слово всегда покоряет детей, и они поймут законные вспышки гнева учителя, так как в негодовании учитель «проявляет себя как гражданин», отстаивающий что-то большое.

Вопрос о том, как добиться авторитета является одним из спорных в педагогической практике. «Учительский авторитет основывается на ответственности в первую очередь. Это обязывает учителя быть с детьми честными, уметь признать ошибку, если допустил её, и извинится перед школьниками, если был в чём-то не прав».

Если между учителем и школьниками устанавливаются отношения полного доверия и уважения, то учитель приобретает не просто право, а подлинную возможность предъявлять категорические требования и даже налагать запрет. Но такие требования возможны лишь когда ученик не сомневается в правоте учителя и сам учитель уверен в ней.

Педагог должен уметь «разразиться», чтобы воспитанники почувствовали, что он сердит по-настоящему, а не разводит педагогическую мораль. «Это вовсе не означает, что вы должны кричать. Вы должны так говорить, чтобы виновный видел, что вы негодуете. Если ученик знает педагога как человека с открытой душой, у него всегда возникает мысль что он прав и что к нему надо пойти за советом». Если учитель пользуется у своих воспитанников большим авторитетом, то это свидетельствует о высоких качествах учителя. Ложным является авторитет, основанный на жестокости и запугивании детей. Такие учителя вызывают отвращение к себе и к своему предмету. Оскорбляет школьников мелочная требовательность, придирчивость по пустякам, нетерпимость к обычным для ребят шалостям. Только простота, естественность и настоящая близость учителя к детям вызовет подлинное уважение, признательность и любовь.

Для успеха учителю необходимо хорошо знать и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости, достоинства. Следует помогать организовывать их жизнь и деятельность, скрывая по возможности сущность своей педагогической позиции.

Испытанная форма индивидуального воздействия на ученика – беседа с ним. Беседы неопытным воспитателем – высшее выражение педагогической техники. «Воспитанники очень не любят подвергаться специальным педагогическим процедурам и тем более не любят, когда с ними бесконечно говорят о пользе воспитания, морализуя каждое замечание».

Всей деятельности А.С. Макаренко был присущ боевой дух новаторства, последовательная и непримиримая борьба с формализмом, примитивизмом в педагогике, материалистическая направленность в поисках объективно-научных основ педагогического мастерства, наиболее эффективных приёмов воздействия на «воспитываемых». И многое в этом направлении ему удалось добиться.

Несмотря на различия в экономико-политических и социальных принципах устройства СССР и современной России, в условиях модернизации школы указанные положения о мастерстве учителя являются фундаментальными и по-прежнему актуальны, в связи с тем, что в их основе лежат общечеловеческие и духовные принципы.

Особая благодарность за предоставление материалов для статьи сотрудникам Музея А.С. Макаренко (Россия, Москва, Поклонная улица, д. 16).

 

Литература:

1.             А.С. Макаренко. Книга №2. – Львов: ЛГУ, Вища школа, 1985.

2.             Наследие А.С. Макаренко в воспитательной работе с учащимися. – Горький: Педагогическое общество РСФСР, 1988.

3.             Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. Изд. 3. – М.: Высшая школа, 1972.

 

 

Статья «Значение педагогического наследия Антона Семеновича Макаренко для современного образования»

Значение педагогического наследия Антона Семеновича Макаренко

для современного образования

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

Макаренко Антон Семёнович

В 1988 ЮНЕСКО среди четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке, назвала Антона Семеновича Макаренко – воспитателя, ученого, писателя, который является самой яркой личностью в советской педагогике.

Антон Семенович Макаренко родился в Украине в 1888 году в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт. В 1920-1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. Его педагогические успехи сделали Макаренко одним из самых выдающихся воспитателей и педагогов в истории.

В 1937 году Макаренко переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности: написал несколько художественных книг: «Марш 30 года» «Педагогическая поэма» «Флаги на башнях» «Честь» «Пути поколения» (не закончен), три из них экранизированы. Умер в 1939 году в Москве.

А.С. Макаренко оставил своё педагогическое наследие, которое ориентировано на будущее – «педагогику завтрашнего дня». Основные педагогические идеи Макаренко, осуществляющего свою деятельность в первой половине XX века, оказываются тесно связанными с положениями Федеральных государственных образовательных стандартов в Российской Федерации (17.12.2010; 15.06.2012), так как в требования ФГОС включаются личностные, то есть готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметные, то есть освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия…самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметные,  то есть освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях… [1]; [2].

Антон Сергеевич Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников, выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм, в своей работе руководствовался принципом диалектического единства личности и общества и веры в творческие силы человека, сумел соединить обучение и воспитание детей и подростков с производительным свободным творческим трудом. Является одним из теоретиков коллективного воспитания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины. Вопросы полового воспитания предложил не выделять из общей системы воспитания гражданина.

Рассмотрим основные проблемы теоретического наследия педагога-новатора.

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко, несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е годы командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека [3, с.59].  Творчество Макаренко пришло в противоречие с педагогикой того времени, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Теоретическое наследие и опыт Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

На первом месте – проблема воспитания и развития личности. Один из первых исследователей педагогического опыта А.С. Макаренко, научный сотрудник НИИ школ Наркомпроса РСФСР И.Ф. Козлов, защитивший за несколько дней до начала Великой Отечественной войны первую диссертацию об опыте Макаренко, писал: «В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности – учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в результате упражнения вовлечённых в неё естественных сил детей происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом» [4, с.38]. Развивая традиции гуманистической педагогики, Макаренко утверждает, что задача воспитания состоит в организации жизни ребёнка, в насыщении её богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей. В этом направлении он выстраивал стратегию воспитательного процесса.

А.С. Макаренко смог осуществить переход к высшему этапу научного знания – этапу технологическому. Ученый ввел в педагогику целый ряд принципиально новых терминов – отражение новых педагогических явлений, фактов, новых действий педагогов, направлений воспитательной работы. Многие из них стали хрестоматийными, вошли в учебники, многие ещё нам предстоит осмыслить: «педагогическая техника», «мастерство», «проектировка, или программа, личности», «воспитательный коллектив», «тон, или стиль жизни коллектива», «педагогический коллектив», «длительность педагогического коллектива», «педагогический центр», «ближняя, средняя и дальняя перспектива» и др.

Макаренко разработал концепцию «проектировки» личности, суть которой – в лаконичной формуле: «Человек не воспитывается по частям».

Как педагог-гуманист Макаренко утверждал, что человек воспитывается для себя, для своего счастья. Его идеал – гармония личности и коллектива. Человек становится личностью в семье, в коллективе, в единении со своим народом. К пониманию этого Макаренко шёл долгим путём, но он вернее, правильнее, чем кто-либо до него, разрешил для себя и для нас эту философскую, а правильнее сказать, общечеловеческую проблему: воспитать человека – значит «воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость». Сделать счастливым каждого ребёнка, подарить ему радость сегодня и радость завтрашнего дня – в этом оптимизм педагога, его вера в человека, неограниченные возможности его воспитанников. Педагогическая концепция А. С. Макаренко пронизана заботой о судьбе каждого ребёнка, а развитие личности составляло содержательную основу воспитания и обучения. Главная задача в работе педагога определяется в его концепции не как воздействие на ребёнка, а как содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности. Педагогика завтрашнего дня А. С. Макаренко была деятельностной, результаты его системы, где не было «ни одного процента брака», – возвращение стране достойных граждан. В силу этого педагогическая теория и практическая работа Макаренко – образец гуманной педагогики.

У А.С. Макаренко много заслуг перед педагогикой, и одна из них заключается в том, что он раскрыл сущность процесса воспитания как сложнейшего инструмента формирования и развития личности и теоретически обосновал его структуру как взаимосвязь целей, содержания, средств (форм и методов) и результатов воспитания. В его работах содержится огромный содержательный материал по каждому из этих компонентов и интереснейшие рекомендации по управлению воспитательным процессом.

Под воспитанием А. С. Макаренко понимает процесс организации жизни детей, накопление ими опыта правильного поведения и вместе с тем повышение их сознательности на основе разумно организованного опыта. Политическое и этическое образование, эстетическое просвещение включаются в систему воспитания. По мнению Макаренко, единство воспитания и жизни приводит к единству сознания и поведения.

Из педагогического наследия А. С. Макаренко для современной науки очень важен опыт творческого развития юной личности. Обращая особое внимание на формирование опыта индивида, А. С. Макаренко неразрывно связывал становление индивидуального опыта с опытом коллективной жизни [3, с.47]. А. С. Макаренко считал, что личный опыт индивида, обогащенный опытом другого индивида, влечет развитие внутренней деятельности, переживание новых жизненных смыслов, осознание их, что создает возможности для изменения и самого субъекта.

А. С. Макаренко использовал различные возможности для общения воспитанников, обмена их мыслями – участие в собраниях по обсуждению планов развития коммуны, совместная выработка норм и ценностей жизни и др. [3, с.134].

Новая парадигма образования состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учением, т.е. мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует его деятельность. Образовательный процесс предполагает единство информирование растущего человека с его деятельностью, т.е. единство ориентирующего в мире и культуре компонента с творчески-деятельностным. Деятельность выступает главным элементом психолого-педагогического механизма приобретения социального опыта.

А. С. Макаренко не употреблял термин «деятельностный подход», но перед нами предстает психолого-педагогическая структура, характерная для проявления деятельностного подхода к формированию внутренней деятельности индивида: цель (как образ личности, который складывается в сознании индивида) – мотив (как побудитель деятельности, имеющий личностный смысл) – способы деятельности (как направленность на реализацию потенциалов личности (интеллектуальных, эстетических и др.) – результат (как реальное изменение личности – социальное, духовное и др.).

Личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Личностно — деятельностный подход ориентирует учащихся не только на усвоение знаний, но и на способы их усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащегося.  Деятельностный аспект обучения выводит в центр рассмотрения homo agens – человека действующего. В этих условиях: а) ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, то есть её активным инициатором, деятелем и контролёром; б) по мере взросления учащиеся всё более самостоятельно выдвигают  значимые для них учебные цели; в) школьники выполняют учебные задания, имеющие чёткий личностный смысл; г) на уроках осуществляется взаимодействие с учителем; д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельности; е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.

Педагогическая технология А. С. Макаренко – это комплекс внутренне согласованных компонентов, основанных на единстве программирования целей воспитания, системы перспективных линий, педагогике параллельного действия, направленных на формирование и развитие педагогического мастерства учителя. Программирование, которое есть основоположение технологического процесса, нашло выражение в педагогической системе А. С. Макаренко как «программа человеческого личности», «программирование целей», «предусмотрение перспективных линий», его педагогическая система поддается моделированию, конструированию, программированию, которые и предусматривает современная педагогическая технология.

Педагогическая технология А. С. Макаренко способствует развитию и совершенствованию мастерства учителя. Она основывается на реализации творческого потенциала личности учителя. Макаренко – это учитель учителей.

Ведущее место в системе А. С. Макаренко занимают принципы природосообразности, саморазвития, самовоспитания, преемственности поколений. Процесс интегрирования природосообразных и социокультурных факторов воспитания пронизывает всю педагогическую систему А. С. Макаренко.

Педагогическое творчество А. С. Макаренко – педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, как

И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий.

Модель воспитательной работы А. С. Макаренко, ориентированную на нравственные ценности, развивают в своем учебном процессе известные учебные заведения Российской Федерации: авторская школа В. А. Караковского; «школа самоопределения»

А. Н. Тубельского; школы воспитания духовности (Ростов-на-Дону) Т. И. Власовой; академические школы г. Ульяновска; школы этнокультурного образования в многонациональном регионе г. Сочи; педагогическая гимназия г. Н. Новгород; гуманитарная гимназия г. Арзамас.

«Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»

Макаренко Антон Семёнович

Литература

1.http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938 [Электронный ресурс]. 

2.http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 [Электронный ресурс]. 

3. Гриценко, Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и западного макаренковедения) [Текст]: Монография / Л. И. Гриценко. – Волгоград, 1997. – 264 с.

4. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М., 1987. – 179 с.

Обсуждение:Макаренко, Антон Семёнович — Википедия

Neudeleno vnimanie roli Makarenko kak ideologa organizacii lagerei GULAG. Mozet kto nibud smozet dopolnit etu informaciiu? — Эта реплика добавлена с IP 213.197.137.20 (о)

За отсутствием подобной информация в ВП:АИ дополнять явно не́чего (иными словами, был бы типичный ВП:ОРИС) —Maryanna Nesina (mar) 11:30, 19 июня 2007 (UTC)


Цитата из текущей версии «…на практике применял разработанную им педагогическую систему. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.»

Вопрос «Хотя бы один человек может ответить: «В чем собственно состоит «педагогическая система Макаренко»? Система — это конкретные «блоки» и их «Взаимодействие». Из каких блоков состоит «педагогическая система» и как они взаимодействуют. В 86 была издана неопубликованная переписка Антона Семеновича. Я хотел бы написать о педагогической системе Макаренко, но книгу найти не могу, а как без источника?

www.galactic.org.ua 20:43, 29 января 2010 (UTC)

Краткий ответ на этот вопрос добавлялся в статью о А.С.Макаренко, но доброхоты-редакторы его оттуда уже вычистили. Одно из основоположений Макаренко в том, что обучение и воспитание — два разных процесса, поэтому они могут и должны осуществляться разными средствами. Обучение — классно-урочной системой по Я.А.Коменскому, а воспитание — созданием живого коллектива с хорошо и в то же время культурно действующими обратными горизонтальными связями.

Применение в управлении воспитанием исключительно вертикальных связей — это тогда, когда на тебя орёт, а то и колотит (сажает в карцер, на гауптвахту, а то и расстреливает) начальник (более сильный вожак шайки, либо командир, либо надзиратель). Горизонтальная связь — когда товарищи, связанные с тобой общим делом и общей ответственностью, если в чём не прав, спокойно выразят тебе своё отношение. Обычно этого уже оказывается достаточным. Горизонтальные связи по Макаренко используются, разумеется, не вместо, а в качестве равноправного дополнения вертикальной связи, которая уже может осуществляться воспитателем и учителем, отвечающим своему высокому званию. Иначе говоря, грамотная демократия на деле.

Макаренко же удостоверился (как до него столетиями к тому же выводу приходили в т.н. народной педагогике, как в те же годы к сходным выводам более сознательно пришли, к примеру, Джон Дьюи в Америке, Георг Кершенштейнер в Германии, Г.Х.Кофад — в Дании или М.С.Погребинский в СССР), что подобный коллектив легче и успешнее всего создать на основе общего дела, причём дела полезного и производительного.

Поэтому первая задача при создании его трудовых коллективов была воспитательная (хотя кушать, зарабатывать тоже, конечно, было надо). Многие подробности создания таких общин (коммун, коллективов) Макаренко был вынужден описывать в виде художественного произведения (и то большая удача, что успел написать и помогли напечатать). Там их и надо искать. На другие особенности системы в этих произведениях только намёкнуто, да и то их частично вычистили советские редакторы, к примеру, всю главу «На педагогических ухабах» из «Педагогической поэмы». Третьи, касающиеся целого ряда существенных подходов к учебной составляющей Системы А.С.Макаренко вообще не упомянуты (в условиях разгрома и преследования педологии, генетики и пр.). Не упомянуты, но это не значит, что их не было и они не применялись. Здесь уже приходится обращаться к научному макаренковедению (в т.ч. зарубежному), к трудам тех исследователей и продолжателей дела А.С.Макаренко, которые могли быть обнародованы уже после смерти И.В.Джугашвили (Кобы, Сталина и пр.), либо за рубежом. Такие исследования есть.

Но последователи Т.Лысенко в советской и российской педагогике, сколько бы им не предъявляли самых вроде бы убедительных фактов, Макаренко не верили и не верят. Их сермяжно-бытовой опыт говорит, что «обычным» способом порядок можно навести только если быть для учеников начальником-командиром, уголовным авторитетом или надзирателем, поэтому Макаренко они (включая иных профессоров от сов. педагогики) называют либо солдафоном, либо главарём-атаманом шайки, либо тюремщиком (см. цитату выше о «вкладе Макаренко в ГУЛАГ», можно привести и другие).

Зато они верят другому, что словами можно новообразовать (развить, сформировать) способности человека, что «сплясав» педагогический танец перед учениками, из любого из них можно сделать хоть академика, хоть моториста (почти дословная цитата из Т.Лысенко), хоть кого хочешь. Но из устроенной таким образом школы естественным образом (по законам Природы и общества) выходят не хорошо воспитанные и подготовленные к честной трудовой жизни люди, а, к сожалению, зачастую проходимцы, хиляки, будущие пьяницы и пр. На это, кстати, также обращала внимание уже в 90-е годы и Ген. прокуратура и Министр здравоохранения РФ. Действительно, в 1-й класс приходят столько-то процентов здоровых детей, а к выпускному этот процент заметно падает. Что, школа в советском исполнении так же вредна как урановый рудник? Но кому из членов РАО это захочется признавать — ещё и под суд отдадут (массовое нанесение ущерба умственному, душевному и физическому здоровью подрастающего поколения — откройте Уголовный кодекс…). Куда проще очередной раз обозвать Макаренко или просто замолчать его. Авось опять пронесёт. А если ещё громко кричать заклинания о том, что «советская школа — самая лучшая, самая гуманная и вообще самая-пресамая в мире», то ещё и добровольные помошники найдутся. Одни будут повторять, что Макаренко, мол, если не уголовник, то тюремщик, ну уж солдафон, так это на все 100, а другие — вычищать все противоречащие этому высказывания откуда только можно.

Вот что меня огорчает.

Половина статьи должна быть переписана[править код]

  • В таком виде это не энциклопедическая статья, а нечто пафосно-художественное, за исключением разделов «Биография» и «Творчество». В статье вообще не описано, чем же, собственно, Макаренко известен. Зато обильны чьи-то субъективные рассуждения в недопустимом для энциклопедии стиле. Поэтому удаляю самое неуместное, но тут всё равно ещё работать — желательно, компетентному и более-менее беспристрастному автору. ZwillinG 12:20, 8 октября 2010 (UTC)

В том же разделе «Следствия пренебрежения системой Макаренко» и была предпринята попытка показать «чем же, собственно, известен Макаренко». Какие противоречия народного просвещения ему удалось осознать и, не смотря на куда более существенные чем ныне материальные трудности, разрешить, причём КАЧЕСТВЕННО успешнее, чем это делается в России сегодня. В подтверждение этого приведены ФАКТЫ (те же итоги исследования Ген.Прокуратуры) и ряд других, которые НИКЕМ из серьёзных людей НЕ ОСПАРИВАЮТСЯ. Факты приведены с соответствующими ССЫЛКАМИ. Следует ли вас, м-р ZwillinG, понимать так, что вы считаете нашу Ген.Прокуратуру неизвестным, субъективным и вообще недостойным внимания анонимщиком и потому немало сумнящеся удаляете соответствующие ФАКТЫ, прямо относящиеся к теме заметки? Кстати, я с вами согласен в том, что наиболее важное и полезное в этой статье может и должно быть то «чем же, собственно, Макаренко известен» и, я бы добавил, «чем он и сегодня может быть полезен нам, живым», а не сухое перечисление дат, когда он родился, кончил школу, стал учителем, женился и перечень произведений за его авторством. Но вы это живое и изничтожаете из заметки. Именно уничтожаете, а не приводите к «более подходящему для энциклопедии» виду. По поводу беспристрастности… Когда 90% выпускников в плановом порядке сваливают в «канаву жизни» мне, лично, сложно быть беспристрастным. При этом, замечу, ни одного нелитературного и просто грубого выражения мной и близко употреблено не было. По сути что было написано. Вот есть общественная задача — воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Вот итоги того, как эту задачу решает советская педагогика (по методике а ля Т.Д.Лысенко) — 90% в отвал (ссылка на официальные исследования) и вот итоги того, как в куда более сложных в материальном и прочих отношениях условиях это удавалось делать как А.С.Макаренко (ни одного рецидива среди более чем 3000 выпускников), так и целому ряду его последователей (перечислены С.А.Калабанов, А.Г.Явлинский, Кубраков, Кумарин и т.д и т.п.). И вывод — м.б. всё же методика А.С.Макаренко — это не столько прошлое, сколько будущее нашей педагогики, м.б. его всё же надо серьёзно исследовать и применять, если такие РЕЗУЛЬТАТЫ, такие ФАКТЫ, а не только кратко упомянуть в разделе ИСТОРИИ педагогики? А вот полное удаление раздела со ссылкой на крайне неконкретные и двусмысленные основания, очень похоже на РАВНОДУШНОЕ отношение и к детям, и к самой WikiPedia и к её читателям. Не нравится толкование ФАКТА — сделай ЛУЧШЕ! Кажется, что толкование факта отражает только ОДНУ точку зрения — ПРИВЕДИ ДРУГИЕ! Это ли не принцип настоящей энциклопедии?!

  • Я понимаю Ваше возмущение. К сожалению, в Википедии есть ограничения, которые Вы (вероятно, по незнанию) нарушили. Это прежде всего правило нейтральной точки зрения и правило проверяемости. Вы считаете, что именно пренебрежение наследием Макаренко привело к плачевному состоянию системы детский домов в России? Хорошо, но Вы не можете сделать здесь этот вывод самостоятельно. Подробности см. по вышеприведённым ссылкам. Да, и кроме того, у Вас непроработанный стиль. Такие выражения, как «риск-то был!» или «не подлинный, а показушный» не могут находиться в энциклопедии. ZwillinG 19:48, 31 октября 2010 (UTC)

Согласен с топикстартером. Неплохо бы подчистить статью и сжато, без домыслов описать принципы системы Макаренко, статистику её результатов, отзывы педагогического сообщества и суть их критики. Биографическая информация тоже заслуживает большего количества ссылок на источники и большей нейтральности. Katkov Yury (обс.) 10:02, 8 июня 2019 (UTC)

Следствия пренебрежения системой Макаренко[править код]

Полностью убран принципиальный для данной статьи раздел «Следствия пренебрежения системой Макаренко». Если вопрос был в подтверждении авторства близкого текста с Makarenko-museum.narod.ru, то подтверждение об авторстве в установленном виде с названного сайта направил. В связи с этим считаю необходимым восстановить данный раздел.

Автор сообщения: Dmitru 09:04, 29 октября 2010 (UTC)

В данном случае вопрос заключается в отсутствии авторитетных источников, устанавливающих причинно-следственную связь между указанными событиями и «пренебрежением системой Макаренко». Ошибки нет. —Illythr (Толк?) 13:40, 29 октября 2010 (UTC)
Вы спорите не со мной, а с фактами — что бывает, когда указанная система грамотно применяется (причём не только автором — А.С.Макаренко, но и его последователями) и тем, когда она грубо и безосновательно отвергается. Кому же вы не доверяете? Тем данным, которые приведены самим Макаренко и его известным и заслуженным последователям, тому же заслуженному педагогу и одному из героев ВОВ С.А.Калабанову (и, кстати, его мночисленным проверяющим)? Но их, насколько известно, по большому счёту никто не подвергает сомнению. И на них есть ссылки.
Или не доверяете сравнительно недавним исследованиями Генеральной Прокуратуры РФ, данным депутата ГД Смолина (тоже ссылки приведены)?
На основании изложенного обоснование удаления в отсутствии авторитетных источников решительно отвергаю.
Отвергайте, но правило от этого не изменится: пока не будет предъявлено неаффилиированных с Макаренко авторитетных источников, указывающих на такую связь, в статью заявление о её существовании добавить нельзя, ибо это будет оригинальным исследованием участника Википедии. —Illythr (Толк?) 16:42, 29 октября 2010 (UTC)

Возвращаюсь к упоминанию ссылки об исследованиях Генеральной Прокуратуры РФ о судьбах выпускников детских домов в нынешней России. Следует ли Вас понимать, что вы считаете это учреждение «аффилированным с Макаренко» и просто «не авторитетным» источником? Позвольте также вам напомнить, что при научной (непредвзятой, беспристрастной и пр.) оценке какого-либо утверждения различают ФАКТЫ и СУЖДЕНИЯ (иначе говоря, толкования данных ФАКТОВ). Меня огорчает прежде всего бесцеремонное УДАЛЕНИЕ ФАКТОВ, прямо относящихся , по моему, к теме статьи и много разъясняющих о том, почему Макаренко до сих пор помнят, и, более того, всё чаще вспоминают, а не засыпали по макушку нафталином и не закопали и забыли. Удаление этих ФАКТОВ уже есть КРАЙНЕ ПРИСТРАСТНАЯ точка зрения, состоящая в частности в том, что, мол, существующее положение с тем, как складывается судьба выпускников детских домов в России есть неизбежность, что она объясняется «плохим качеством» и «изначальной испорченностью» этих граждан, что в мировой педагогике якобы НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ технологий, позволяющих достичь в тех же материальных условиях КАЧЕСТВЕННО ИНОЙ РЕЗУЛЬТАТ. Кстати, на оригинальность упомянутых вами выводов о том, что система А.С.Макаренко по-прежнему важна, современна и МОГЛА БЫ принести огромную пользу, давно подробно высказанных, к примеру, проф., д.п.н. В.В.Кумариным, учеником, сотрудником и последователем А.С.Макаренко С.А.Калабалиным, другими последователями А.С.Макаренко, я НЕ ПРЕТЕНДОВАЛ и НЕ ПРЕТЕНДУЮ. Ссылки на соответствующие произведения указанных авторов в статье в целом и в разделе в частности, приводились. Если их надо сделать ещё более конкретными и подробными — это пожалуйста. Но это уже другой вопрос и решать его надо по другому.

Постараюсь объяснить суть ВП:ОРИСС доходчивее: само по себе существование каких бы то ни было фактов (сколь угодно достоверных) недостаточно для их включения в статью. Нужен авторитетный источник, связывающий эти факты с темой статьи. Вам нужно лишь указать этот авторитетный источник.
В своих отчётах о судьбах выпускников детских домов Генпрокуратура пишет, что это — следствие неприменения методов воспитания Макаренко (укажите ссылку на отчёт)? Или данную подборку фактов в виде аргумента за систему Макаренко приводит кто-то из его последователей (укажите ссылку на работу)? —Illythr (Толк?) 14:24, 2 ноября 2010 (UTC)

Насчет «известного решения ЮНЕСКО». Поскольку мне оно неизвестно, стал искать в интернете. Везде одно и то же — «известное решение ЮНЕСКО» без пояснений в чем оно заключается. Хорошо бы прояснить этот момент хотя бы в Википедии. Simba16 04:07, 23 декабря 2011 (UTC)

Если вы посмотрите на даты жизни А.С.Макаренко, то в 1988 г. отмечалась 100-летие со дня его рождения. В этом поучаствовало в том числе и ЮНЕСКО, где было принято соответствующее постановление. Интернет в 1988 г. был ещё не столь распространён и все решения в сеть не выкладывались. Если очень интересует полный текст, обратитесь в Румянцевскую библиотеку и поищите. А кратко суть в признании общественного и научного значения деятельности А.С.Макаренко, в том числе такой ключевой фразой, что он явился одним из четырёх педагогов, определивших педагогическое мышление ХХ века. Заметим, что Г.Кершенштейнера, при всём к нему уважении, основные достижения которого приходятся уже на послевоенные годы второй половины ХХ в. и подходы которого целым рядом исследователей рассматриваются как частный и урезанный случай системы А.С.М., сюда добавили скорее для приуменьшения значения открытий А.С.Макаренко и чтобы число и значение западных исследований в глазах читателей не выглядело бы приуменьшенным.

Подход М.Монтессори, конечно, интересен, но при нынешнем уровне развития цивилизации имеет гораздо более узкую область приложения (в основном это детские сады и иные дошкольные учреждения, м.б. один-два первых класса начальной школы). Для более старшего возраста и технически, и экономически пока это чрезвычайно сложно и вряд ли целесообразно (желающих это проверить и убедиться лично уже было достаточно). Так что и фамилия Монтессори сюда добавлена, что называется, до кучи. Замечательный она была человек, но всё же несколько не из той весовой категории. А оставлять только фамилии Дж. Дьюи и А.С.Макаренко в ЮНЕСКО не захотели. Почему, уже сказано выше. Dmitru 16:50, 22 января 2012 (UTC)

Спасибо за пояснения. Но нельзя ли их кратко изложить в самом тексте, а не в обсуждении, которое читают единицы? Simba16 20:30, 13 февраля 2012 (UTC)
Интересные утверждения. Одно непонятно: что за достижения Кершенштейнера в «послевоенные годы» если он умер в 32-м? valodzka 23:32, 15 сентября 2013 (UTC)
  • Согласен, по поводу Кершенштейнера надо было сказать «признания», а не «достижения». Что-то достигал он, конечно, при жизни. Dmitru 15:31, 1 сентября 2015 (UTC)

Терзает ночь мои опухшие веки…[править код]

С большим интересом прочитал статью и всю страницу дискуссий, все очень познавательно, поэтому не могу не поблагодарить всех участвовавших в ее создании и редактировании. 🙂 Большим откровением стало, что у Гриши «800 дней» Явлинского такой серьезный и порядочный отец. Может быть его стоит все же дописать в списки учеников Макаренко, награжденных орденами и медалями? Вот еще интересный сайт о А. С. из Италии (недоступная ссылка), а с[пере]нос памятника в Харькове — просто зурядное варварство. Ну, а злопыхателям Макаренко посоветую посмотреть, к примеру, обзорную статью по педагогике во франкоязычной Википедии, где без А. С., там-там, не обошлось. :)) Ведь реформа образования во Франции в первой половине 20 в. в рамках Mouvement de l’École Moderne проходила в том числе и под влиянием его идей о важности трудовой составляющей в обучении детей, или pédagogie du travail как это назвал Селестен Френе. (Кстати, его статья на русс. В. не содержит упоминаний об А. С., что весьма показательно: нет пророков в своем отечестве…) А любая объективно написанная англоязычная книга по истории школы в прошлом век обязательно упомянет Макаренко, вот к примеру: Segall, W. E. (2006). School reform in a global society. Lanham, Md: Rowman & Littlefield Publishers. На Западе Макаренко ассоциировали с Гулагом по простому непониманию реалий его времени: слово «колония» переводили как «тюрьма», а «воспитанников» сделали «заключенными», что, увы, продолжается и по сей день: Gehring, T., Bowers, F. B., & Wright, R. (2005). Anton Makarenko: The» John Dewey of the USSR». Journal of Correctional Education, 56(4), 327—345. Посмотрел ЮНЕСКО, архив у них никудышний, но большинство авторов перечисляя педагогов с мировым уровнем начиная с Руссо не забывают и А. С. Макаренко: Rousseau, Pestalozzi, Fröbel, Ferrer, Steiner, Dewey, Decroly, Montessori, Makarenko, Ferrière, Cousinet, Freinet, Neill, Rogers… И главное, А. С. был человеком дела, вот эту черту нам всем у него не помешает перенять! 🙂 ЗЫ. Добавил шаблон Библиоинформация |GND= |LCCN= |VIAF= |WorldCat= . Подсоедините, пожалуйста, ссылку на (WorldCat), так книги А.С. переводились на 18 языков мира!—Nabak 06:31, 9 февраля 2013 (UTC)

Пишите без ошибок. Розыскивают- от слова рОзыск.[править код]

5.166.142.211 21:11, 28 июня 2014 (UTC)

Что? —YOMAL SIDOROFF-BIARMSKII (обс) 16:08, 28 августа 2014 (UTC)

П. А. Ярмоленко и его вклад в Макаренковедение[править код]

В раздел «Последователи» статьи добавлена весьма пространная врезка о научном вкладе в макаренковедение Павла Андреевича Ярмоленко.

Вопросы вызывает то, что

  1. во врезке идут ссылки на источники, нигде далее подробно (и вообще никак) не прописанные (под номерами 25, 30 и т.п.).
  2. Сам объём врезки.
  3. Уместность столь подробного рассказа о частном научном исследовании именно в статье о А.С. Макаренко, а не, скажем, в статье «Макаренковедение» или в отдельной статье, посвящённой научному вкладу проф. П.А. Ярмоленко.

При этом автор дополнений не посчитал нужным зарегистрироваться в Вики (или залогиниться перед правками) и потому какие-либо согласования, обсуждения и уточнения с ним (ней) с помощью страницы обсуждения участника или иным предусмотренным в Вики способами становятся весьма затруднительными. Dmitru 15:24, 1 сентября 2015 (UTC)

Предлагаю вновь выявленных исследователей и последователей Макаренко упоминать в статье Макаренковедение[править код]

Предлагаю вновь выявленных исследователей и последователей Макаренко упоминать, давать пояснения об их вкладе, ссылки и т.п. предпочтительно в статье Макаренковедение. Иначе (на примере в т.ч. г-на П.А. Ярмоленко и очень пространном и при этом маловикифицированном рассказе о его вкладе в макаренковедение), из статьи о самом Макаренко, его трудах, биографии и ближайшем окружении получается что-то безразмерное и не очень определённое. Dmitru 13:14, 17 марта 2016 (UTC)

Бригадный комиссар НКВД[править код]

Данная информация убрана из статьи, поскольку в 1927 г. не было не только НКВД, но и звания бригадный комиссар. Данное звание было введено только в 1935 г., НКВД СССР появился в 1934 г., поэтому источник, на который приведена ссылка, нельзя считать достоверным. 37.204.4.33 17:48, 7 июля 2016 (UTC)

Раздел «Критика и сомнения»[править код]

Читал ли кто-нибудь статью по второй ссылке в разделе? Она была добавлена каким-то анонимом года четыре назад. Я понимаю, что критика необходима, но НТЗ в статье по ссылке и не пахнет. Это что-то из области «сенсации — скандалы — расследования». Ознакомьтесь и оцените. По-моему, ссылку надо удалить! Вероятно, её проглядели при патрулировании. — ArtTrapeza (обс.) 08:03, 14 февраля 2017 (UTC)