Ван Гог — Стиль и техника
НЕИСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Ни один выдающийся художник не сумел написать так много за столь короткое время, как Ван Гог. Карьера художника продолжалась всего десять лет, однако он сумел оставить нам около 800 своих картин и бесчисленное количество рисунков. Это кажется тем более удивительным, если вспомнить, что первую половину и без того короткого срока, отпущенного Ван Гогу судьбой, он провел в творческих поисках и лишь в последние пять лет жизни начал писать на самом деле выдающиеся картины. Большинство его гениальных работ создано именно в последние два-три года жизни — подобного ни до ни после Ван Гога история живописи не знала.
РАННИЕ СТРАНСТВИЯ
Когда в 1880 году Ван Гог только начинал сой творческий путь, он намеривался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одного из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.
Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли через его руки, когда он работал в фирме, торгующей произведениями искусства). В самом начале своей творческой деятельности художник прошел пешком около 80 километров от Боринажа до Курьера, деревушки на севере Франции, чтобы посетить Жюля Бретона, одного из наиболее известных последователей Милле. Однако при встречи Ван Гог был разочарован тем, что Бретон, изображающий сцены тяжелого крестьянского труда, сам живет в достатке и комфорте. Такое отношение было характерно для Ван Гога, всегда писавшего свои картины кровью сердца.
Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учёбы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты. В 1885 году он писал: «Изображать крестьянскую жизнь — трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьёз задуматься». Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время «голландского периода», были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сцены и ландшафты.
Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин, и всегда был огорчён тем, что крестьяне надевают для этого свои лучшие выходные платья, в то время как ему хотелось запечатлеть их такими какими они были в повседневной жизни, «в рубищах и заплатках». Чтобы персонажи его картин выглядели более естественно, он даже собирал старую одежду, в которой обычно ходили крестьяне, рыбаки и другой рабочий люд.
Рисунки
Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога — с твёрдым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882 года.
Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.
По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колос», 1885 года.
Влияние японского искусства
Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин».
Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекли Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этюде, под названием «Куртизанка», прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала «Пари Иллостре» за 1886 год.
ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ ЖИЗНЬ
Вершиной в передаче Ван Гогом реальной повседневной жизни стала его картина «Едоки картофеля», написанная в 1885 году, о которой он писал своему брату Тео: «Я хотел подчеркнуть, что эти люди, сидящие за убогим столом при свете керосиновой лампы, вырастили картофель своими руками, теми самыми, которыми они берут его сейчас из блюда, и тяжелым трудом честно заработали своё пропитание».
В противовес художникам, идеализировавшим сельскую жизнь, например тому же Брестону, Ван Гог создает мрачное полотно, воссоздавая неприглядный, но удивительно мощный образ нищеты — которая была так хорошо знакома художнику на протяжении всей его жизни.
Автопортреты
Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать по мастерству с автопортретами Рембрандта, которого Винсент любил больше всех старых мастеров. Правда, если Рембрандт писал свои автопортреты в течении сорока лет, то все автопортреты Ван гога написаны им всего за пять последних лет жизни.
Винсент писал себя в столь различных состояниях, что эти портреты кажутся написанными с различных людей. Это ярко прослеживается на следующих двух примерах (автопортрет 1887 года и 1888 года). Художник сам писал в одном из писем к своим сестрам: «Я хочу подчеркнуть факт, что один и тот же человек может быть изображен совершенно по-разному… при этом художник может добиться гораздо большего сходства, чем фотограф».
Импасто
Ван Гог, как правило, накладывал краску на полотно таким густым слоем, что при этом оставались видны все следы кисти. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры, как, например в его картине «Коровы» 1890 года или в картине «Морской пейзаж в Сент-Мари» 1888 года. В живописи такой технический приём называется импасто. Им пользовались многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках, появившиеся впервые в 1840 году. Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать её прямо на холст из тютика, не опасаясь, что она расплывётся. Кроме того, такая краска, смешанная не вручную, а машинным способом (ещё одно нововведение), отличалась большей однородностью, что также помогало работать в технике импасто.
Техника импасто, которой пользовался Ван Гог, отличалась от подобной техники, которой пользовались импрессионисты. Его мазок был более выразительным и энергичным, чем у импрессионистов, и это, скорее всего, было связано с любовью Ван Гога к творчеству Адольфа Монтичелли (1824-1886 гг.), чьи работы он открыл для себя в 1886 году. Некоторые из картин Монтичелли настолько густо покрыты краской и выдержаны в такой фактуре, что их порой можно принять за творения человека с расстроенной психикой. В 1890 году Винсент и Тео способствовали выходу в свет первого альбома Монтичелли. В сопроводительном тексте художник был назван гением и совершенно здравым в психическом отношении человеком.
СМЕНА СТИЛЯ
После переезда в Париж в марте 1886 года стиль Ван Гога начинает стремительно меняться. В это время брат художника, Тео, был увлечен живописью импрессионистов, и после знакомства с их работами Винсент сам начал иначе использовать цвета и свет в своих картинах.
Некоторое время он увлекался также пуантилизмом, стилем, выработанным Жоржем Сёра и его последователями. Суть их творческого метода состояла в нанесении на холст отдельных мелких точек чистого цвета. Если рассматривать такую картину на расстоянии, эти точки смешиваются, при этом цветовое ощущение оказывается совершенно иным, чем если бы краски были смешаны на самом холсте.
Ван Гог быстро овладел импрессионистской техникой письма, но он всё же тяготел к выдавленным на холст непосредственно из тюбика чистым краскам.
Однако, вместо того чтобы использовать точки, Ван Гог вырабатывает свою собственную манеру накладывать краску на холст густыми ритмичными мазками.
Натюрморты
Натюрморты, которые писал Ван Гог, удивительны по тому чувству, которое художник умел передать в самых простых предметах, например изображая обычный стул — «Стул Винсента с трубкой», 1888 года. В символических звучаниях некоторых предметов нет ничего нового: цветы на натюрморте на протяжении столетий должны были олицетворять кратковременность человеческой жизни, поскольку даже самые красивые творения природы неизбежно обречены на умирание. Однако натюрморты Ван Гога отличаются тем, что с помощью цвета и мазка художник оказался способен передать не только внешние формы предметов, но и наполнить содержание картины эмоциональным смыслом. Некоторые его образы выражают одиночество, однако цветы Ван Гога всегда остаются ярким воплощением жизненной силы и энергии — «Натюрморт с чертополохом», 1980 года и «Четыре увядших подсолнуха», 1887 года. Картина 1888 года, на которой изображена спальня художника, решена им как любовно выписанный натюрморт, и сам Ван Гог писал, что хотел передать на ней «ощущение покоя и отдыха».
ЖИВЫЕ ЦВЕТА
После переезда в Париж Ван Гог не только сменил цветовую гамму, которой он пользовался, живя в Голландии, но и значительно расширил круг своих сюжетов. Они включают в себя серии портретов и картин, изображающих цветы.
Винсент черпал своё вдохновение не только в идеях импрессионизма, но и в японской гравюре, что помогало ему уйти от натурализма к более экспрессивной и четкой манере. На самом деле, именно любовь к японской живописи заставила Ван Гога перебраться в 1888 году в Арль, поскольку он считал, что солнечный юг Франции гораздо больше напоминает Японию, чем те холодные северные земли, где он жил до этого.
Пейзажи
Природа всегда оставалась для Ван Гога тесно связанной с его собственными чувствами, поэтому его пейзажи — это не просто красивые картины, но и непосредственное выражение эмоций самого художника. Так, например, природа на его раннем голландском «Пейзаже с церковью и фермами» полна тоски и мрака, в то время как на картине «Лес и подлесок», 1887 года, написанной художником в Париже, она предстаёт светлой и умиротворенной.
Приехав в Арль, Ван Гог писал: «Эта земля, если говорить о здешней атмосфере и живых красках, кажется мне такой же прекрасной, как Япония». Здесь он написал серию пейзажей, изображающих поля и цветущие деревья, в которых запечатлелась радость художника от общения с природой, окружающей его новый дом. Примером тому может служить «Сбор урожая в Провансе», 1888 года. Правда, в некоторых последних картинах Ван Гога появляется ощущение одиночества: «Я вижу широкие полосы пшеницы под тревожным небом, и мне не нужно больше искать объект, с помощью которого я мог бы передать свою грусть и полное одиночество».
Хотя в последние два года жизни болезнь почти не оставляла ему времени для работы, именно за этот короткий период Ван Гог успел создать почти половину всех дошедших до нас полотен. Иногда он был способен писать по одной новой картине в день на протяжении нескольких недель. Именно в это время его цвета стали более смелыми, а манера более свободной и энергичной, помогающей художнику передать на холсте обуревающие его чувства. «Вместо того чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя», писал он.
В последних картинах Ван Гога вновь появляются мрачные тона, словно он вспоминает о своём прошлом. Но даже если считать эти тона предвестниками скорой гибели художника, всё равно нельзя не отметить, что его последние работы по прежнему наполнены страстной любовью к жизни.
Творчество Ван Гога
Винсент Ван Гог, Автопортрет 1889 г.
Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог, нидерл. Vincent Willem van Gogh (30 марта 1853 — 29 июля 1890) — нидерландский художник-постимпрессионист. Картины Ван Гога оказали существенное влияние на живопись 20 века. К сожалению произведения Ван Гога были оценены критиками по заслугам только после смерти художника.
За годы творчества Винсент Ван Гог создал более 2100 произведений, из них примерно 860 картин маслом. Полотна художника принадлежат разным жанрам, среди них портреты, автопортреты, натюрморты и пейзажи.
Домашние характеризовали Винсента как своенравного и трудного ребёнка, которого часто наказывали. Вне семьи юный Винсент Ван Гог создавал впечатление тихого и задумчивого мальчика, редко играющего с другими детьми. Односельчане помнили его дружелюбным, добрым и скромным ребёнком.
С сентября 1866 года начал учиться колледже-интернате Виллема II в Тилбурге, там он получал уроки рисования. Через два года он неожиданно забросил учёбу и вернулся к родителям, так окончилось его формальное образование.
В 1880 году будущий художник уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент снова бросил учёбу и вернулся к родителям. Тогда он всё ещё считал, что художнику не нужен талант, главное — много и усердно трудиться. Ван Гог продолжил занятия рисованием и живописью самостоятельно.
По своей тематике ранние работы Ван Гога можно причислить к реализму с особой манерой исполнения. Ведь он не получил художественно образования, поэтому многое не умел реалистично рисовать, например, человеческую фигуру. Сам Ван Гог нашёл решение, создав свой неповторимый стиль живописи, который узнаваем и сейчас.
С осени 1885 года Ван Гог обучался живописи в классе при Академии художеств в городе Антверпен.
Сохранились документы подтверждающие продажу 14 картин Винсента Ван Гога при жизни, однако в реальности могло быть продано и больше. Не смотря на это, распространено ошибочное утверждение, что при жизни Ван Гог продал только одну картину — «Красные виноградники в Арле».
В середине 20 века Винсент Ван Гог был признан одним из величайших и самых узнаваемых художников в истории.
«Звёздная ночь», 1889 г., холст, масло, 73,7 × 92,1 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк
«Подсолнухи», 1888 г., холст, масло. 92 × 73 см, Лондонская Национальная галерея, Лондон
«Cafe Terrace at Night», 1888 г., холст, масло, 81 см * 65,5 см, Музей Крёллер-Мюллер, Нидерланды
«Landscape at Auvers after rain» (Landscape with Carriage and Train), 1890 г., холст, масло, 72 см * 90,5 см, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
«Irises», 1889 г., масло, холст, высота 71,1 см, ширина 93,0 см, Центр Гетти (музейный комплекс в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США)
«View of Arles with Irises in the Foreground», 1888 г., масло, холст, высота: 54 см; ширина: 65 см, Музей Винсента Ван Гог, Амстердам, Нидерланды
P.S. Учитесь рисовать у профессионалов, чтобы ваш талант был признан вовремя;)
ТРИ ТАЙНЫ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА.
«Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так.»Винсент Ван Гог
Встретилась мне на сайте «Культурология»статья с таким названием: «Десять последних картин художников, которые покончили жизнь самоубийством» (http://www.kulturologia.ru/blogs/190715/25386/), и я, будучи страшной занудой, не могла, не проверив, согласиться с утверждениями авторов, касающимися Винсента Ван Гога.
В том, что Ван Гог покончил жизнь самоубийством в возрасте 37 лет, в последние годы появились большие сомнения.
Во-первых, никем не было доказано, что это произошло на самом деле, это лишь общепринятая версия, распространению которой в немалой степени способствовал Ирвинг Стоун своим прекрасным романом «Жажда жизни» (http://royallib.com/book/irving_stoun/gagda_gizni.html), но это все-таки художественное произведение. Многие биографы и исследователи творчества Ван Гога, например, Н.А Дмитриева, тоже считают, что он сам решил покончить с собой, и для этого утверждения есть основания. Винсент действительно переживал тяжелый период, был в депрессии, очень боялся нового тяжелого припадка эпилепсии, боялся потерять зрение и разум, стать обузой для брата, который и так его содержал. Учитывая все это, вполне можно допустить, что он решил уйти из жизни, которая приносила ему столько страданий.
Еще в 1930-е годы другую версию событий высказал известный историк искусства Джон Ренвальд, посетивший Овер-сюр-Уаз, и нашедший некоторые другие свидетельства, опровергающие теорию о самоубийстве. http://zn.ua/CULTURE/van_gog_ne_ubyval_sebya,_-_issledovateli.html
А в 2011 году была опубликована работа двух авторов, Стивена Найта и Грегори Уайт Смита, занимавшихся 10 лет вместе с 20 помощниками и переводчиками изучением мельчайших подробностей биографии Ван Гога. Они исследовали 28 тысяч документов и писем художника, многие впервые были переведены на английский, и издали книгу «Ван Гог. Жизнь». http://www.amazon.com/Van-Gogh-Life-Steven-Naifeh/dp/0375758976
В ней они утверждают, что смерть художника могла быть результатом несчастного случая, неосторожного убийства. Есть свидетельства, что в тот день Ван Гог выпивал вместе с двумя подростками в ближайших пшеничных полях.
Один из подростков, 16-летний юноша Рене Секретан (Rene Secretan), который проводил лето на одной из вилл, играл в ковбоя, был одет в соответствующий костюм и имел неисправный пистолет. Вполне могло быть, что подвыпивший подросток, играя пистолетом, случайно выстрелил и ранил Ван Гога в живот, а художник решил его защитить и взял вину на себя. Да и угол, под которым пуля вошла в тело, не соответствовал самострелу, и принадлежности для рисования, с которыми Ван Гог якобы вышел на прогулку, а также сам пистолет никогда не были найдены. Сомнительно и то, что тяжело раненый художник смог в одиночку пройти до кафе, за которым он снимал комнату, больше мили (более полутора километров). Вероятно, мы никогда не узнаем правды, как и в случае с отрезанной мочкой уха: то ли он сам ее себе отрезал в приступе гнева и отчаяния, то ли живший тогда с ним Гоген отсек ее, махнув во время ссоры ножом. Есть ведь и такая версия, я уже писала о ней раньше.
Но есть и еще одна неразгаданная тайна — последняя картина или этюд Ван Гога, тут тоже немало копьев сломано искусствоведами, критиками и ценителями живописи. Можно, опираясь на его письма к брату Тео, проследить за тем, что он писал в последние месяцы своей жизни, но нет абсолютно точных указаний о том, чем он занимался в самые последние дни июля 1890 года.
Во многих источниках говорится об этой картине, как о последней.
«Когда близился полдень и неистовое солнце безжалостно жгло Винсенту голову, вдруг целая туча черных птиц стремительно опустилась с неба. Птицы заполнили воздух, заслонили солнце, окутали Винсента тяжелым покровом тьмы, лезли ему в волосы, врывались в уши, в глаза, в ноздри, в рот, погребая его под траурно-черным облаком плотных, душных, трепещущих крыл.
Винсент продолжал работать. Он писал черных птиц над желтым полем пшеницы. Он не знал, сколько времени это длилось, а когда увидел, что картина закончена, сделал в углу надпись: «Стая ворон над хлебным полем»… (Ирвинг Стоун.»Жажда жизни»)
Действительно, лучше и не скажешь о том настроении, которое передает эта работа. Но вряд ли она была последней. Известно, что после нее было написано еще несколько картин, и некоторые из них были обманчиво спокойными.
Ван Гог написал за 2 месяца жизни в Овере 72 картины и 32 рисунка, среди них ряд удивительно свежих пейзажей и видов Овера.
О некоторых он упоминает в своих письмах к брату Тео (http://librebook.ru/the_letters_of_vincent_van_gogh): «Ей-богу, Овер – спокойная, красивая, подлинно сельская местность, характерная и живописная… Овер очень красив. Здесь, между прочим, много соломенных крыш, что уже становится редкостью. «
Есть совсем спокойные картины, умиротворенные, например, улицы Овера и женщины, идущие по своим делам.
Чистые «умытые» поля после дождя и едущая вдали повозка.
Красные черепичные крыши, яркое синее небо, зеленые и желтые цвета деревенской улицы.
В Овере Ван Гогом написано 15 портретов, среди них знаменитые портреты доктора Гаше и его дочери. «Вчера и позавчера писал портрет м-ль Гаше за фортепиано, который, надеюсь, ты вскоре увидишь: платье розовое, стена в глубине зеленая с оранжевыми точками, ковер красный с зеленым, инструмент темно-фиолетовый. Формат – метр в высоту на полметра в ширину. Я писал эту фигуру с большим удовольствием, но далась она мне нелегко.»
В отличие от этой картины, написанной в относительно мягких тонах, портрет молодой крестьянки в желтой шляпе яркий, но спокойный, не вызывающий тревоги. Сам Ван Гог писал о нем так: «…Крестьянка в большой желтой шляпе с небесно-голубым бантом, лицо очень красное, кофточка ярко-синяя с оранжевыми крапинками; на заднем плане – колосья.Это полотно размером в 30*, но боюсь, сделанное несколько грубовато.»
Одна из лучших его работ, написанных в Овере — портрет его доктора, господина Гаше. Сам он пишет об этой картине так: » Вещь сделана с тем же настроением, что и мой автопортрет, который я захватил с собой, уезжая сюда. Г-н Гаше в безумном восторге от этого портрета и требует, чтобы я, если можно, написал для него точно такой же, что мне и самому хочется сделать.»
Сказать наверняка, какой автопортрет упоминает в этом письме художник трудно, мне не удалось с точностью это определить, возможно, речь идет о том автопортрете, который помещен в начале статьи или об этом, тоже написанном еще в Сен-Реми.
Из написанных в Овере этюдов, которые вполне можно считать картинами, необходимо отметить «Церковь в Овере» на фоне грозового неба, она производит не менее тревожное и даже зловещее впечатление, чем «Вороны…», напоминая паука своими выступающими абсидами. Н.А.Дмитриевасчитает, что: «Тут были и ложные обетования, память о мистическом трепете, испытанном в детстве, а также и во время приступов болезни, и представление о небе — но страшном, чуждом человеческому сердцу, грозящем карами.»
В статье из «Культурологии», с которой я начала этот разговор, утверждается, что последней картиной, написанной Ван Гогом, была эта:
О ней надо сказать подробнее. Сам Ван Гог написал в письме брату: «Это одна из самых дорогих для меня моих работ». Шарль Добиньи был у него одним из любимых художников барбизонской школы, прославившимся своими пейзажами.
При жизни Добиньи усадьба называлась «В долине», здесь часто гостили художники, царила оживленная творческая атмосфера, о которой так мечтал Ван Гог. Но к моменту его приезда в Овер не было в живых уже ни самого Добиньи, ни его сына, тоже художника. Оставалась только его вдова, усадьба была в запустении, Винсент с грустью заметил: «…Как сильно здесь все изменилось со времен Добиньи!» Он изобразил сад и дом вдалеке, но «безжизненно в этом большом саду — одна-единственная женская фигурка в черном бредет в глубине по направлению к садовому столику, возле которого стоят три стула — еще раз пустые стулья! Траурную ноту вносит почти черный силуэт древесной купы слева и фигура крадущейся черной кошки на первом плане.» (Н.А.Дмитриева). Запустение, упадок, невостребованность, одиночество…
Одной из последних его картин была и эта:
Она не производит гнетущего впечатления, скорее всего не до конца прорисованная, немного мрачноватая внизу, но светлая и спокойная вверху. Человек на крыше занимается своим делом на фоне облачного неба, не внушающего страха или тревоги.
В последний же месяц своей жизни Ван Гог пишет несколько картин, изображающих безлюдные поля в окрестностях Овера, с сумрачным низким небом Он писал брату: «Я не побоялся выразить в них чувство предельной тоски и одиночества».
Есть предположение, что именно эта работа была последней, она была закончена 10 июля 1890 года, а в 2007 году была выставлена на аукционе с начальной оценкой в 34 миллиона долларов. «Художник пребывал „на грани“, он был наполнен отчаянием и хотел покончить с собой, но тем не менее, продолжал рисовать, используя лимонно-желтый, изумрудный и лазоревый цвета», — подчеркивал Дэвид Норман (David Norman), исполнительный вице-президент аукционного дома Sotheby’s. (http://www.vokrugsveta.ru/news/2362/)
Еще одно предположение принадлежит искусствоведу Н.А.Дмитриевой, в своей монографии «Человек и художник» она пишет: «Самым последним, возможно, было полотно «Вырванные корни» (так она назвала картину), приводящее к финалу одну из сквозных тем Ван Гога. Но точно установить последовательность трудно.» (http://imwerden.de/pdf/dmitrieva_van_ghog_1980.pdf)
В большинстве источников эта картина названа «Корни деревьев», она вытянута в ширину (50х100), в последнее время художник часто использовал этот размер, он уже не впервые изображает переплетение стволов и корней, желая передать, как он писал брату, «борьбу жизненных сил».
Как видим, нет единого мнения у ценителей творчества Ван Гога, у искусствоведов и историков, коллекционеров и аукционистов по трем важным для полного понимания жизни и наследия художника вопросам: история «отрезанного» уха, последняя картина и причина смерти. Удастся ли когда-нибудь отгадать эти тайны, установить истину, написать, наконец, полную и правдивую биографию великого художника — кто знает… Но нам остались его картины, его мятущаяся душа, его одиночество и болезнь, его письма, его мысли, его боль…
«Для всех полотен Ван Гога характерен избыток силы и страстность выражения. В его настойчивом подчеркивании сущности и характера взятого объекта, в его зачастую слишком дерзком упрощении форм, в его отважном желании взглянуть на солнце широко раскрытыми глазами, в напряженности его рисунка и колорита – всюду видна могучая рука, настоящий мужчина, смельчак, который бывает порой очень груб, а порой удивительно нежен», – писал о нём его современник французский художественный критик». Ж.Альбер Орье.
Винсент Ван Гог
Винсент Ван Гог родился в Гроот-Зюндерте, деревне, расположенной на юге Голландии, 30 марта 1853 года. Он был первым выжившим ребенком в семье (его старший брат родился мертвым). Родителями художника были протестантский пастор Теодор Ван Гог и его жена Корнелия. Впоследствии у них родились ещё дети: сын и три дочери. Все мужчины в роду Ван Гогов традиционно были либо священниками, либо торговцами картинами (помимо отца Винсента в церкви служили и некоторые его родственники). Поэтому было вполне естественно, что в 1869 году, не успев закончить школу, Винсент оказался служащим гаагской фирмы «Гупиль и Ко», торговавшей картинами, совладельцем которой был его дядя.
Способностей к торговле у Винсента не оказалось, но зато у него были достоинства, с лихвой искупавшие этот недостаток: любовь к живописи, интеллигентность и умение располагать к себе. В результате ему удалось добиться заметных успехов в работе. Помимо этого у Винсента были хорошие способности к языкам, и в июне 1873 года, когда ему исполнилось 20 лет, он был направлен на работу в лондонское отделение фирмы. Здесь он провел следующие два года, ставшие поворотными во всей его судьбе.
ПЕРВОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ
Первое время Винсент жил в Лондоне легко и беззаботно, наслаждаясь всем, что может предоставить молодому человеку огромный столичный город, и посещая не только музей и картинные галереи. У него было скромное, но вполне приличное жалованье и оказались все предпосылки к тому, чтобы со временем стать преуспевающим торговцем. Он даже купил себе цилиндр, обойтись без которого, как он писал в одном из писем домой, «в Лондоне совершенно невозможно». Однако такая идиллия очень скоро закончилась, и случилось это, когда Винсент до беспамятства влюбился в дочь своей квартирной хозяйки. Известие о том, что девушка уже обручена с другим, стало для него тяжелым ударом. Боль, испытанная Винсентом, после того как ему отказали, буквально переменила его, он сделался молчаливым и замкнутым. Именно тогда было положено начало горьким неудачам в отношениях с женщинами, которые преследовали художника на протяжении всей его жизни.
В 1875 году Ван Гога ненадолго переводят в парижское отделение фирмы, затем он на какое-то время возвращается в Лондон и, наконец, вновь приезжает в Париж. Но перемены, произошедшие в характере Винсента, оказались необратимыми. Он стал безразличен к своей работе, и этого не могли не заметить работодатели. В итоге, вскоре после возвращения в париж, он был уволен.
ВЕРА И СТАРОСТЬ
За годы, проведенные им в Лондоне и Париже, Винсент начал находить все большее утешение в религии. Им овладело страстное желание помогать всем обездоленным и несчастным, ведь жизнь в больших городах, и прежде всего в Лондоне, открыла ему глаза на ужасное положение бедняков. В 1876 он возвращается в Англию, где преподает в школе сначала в Рамсгейте, на юго-восточном побережье, а затем в Айлуорте, неподалеку от Лондона. В начале 1877 года, вернувшись в Голландию и проработав несколько месяцев клерком в книготорговой компании в Дордрехте, он переезжает в Амстердам и начинает учиться на священника.
Суровая обстановка богословского факультета была не по душе Винсенту, он бросает учёбу и в июле 1878 года ненадолго возвращается в родительский дом. В марте 1886 года Ван Гог приезжает в Париж, чтобы поселиться в квартире своего брата Тео, которую тот снимал на Рю Лепик. Некоторое время он берёт уроки живописи у Фернана Кормона, в мастерской которого встречается с Анри Тулуз-Лотреком. Здесь же он сводит знакомство с несколькими другими художниками, наиболее известными из которых были Гоген и Писсарро. В Париже Ван Гог быстро прогрессирует как художник, отбросив мрачное настроение и сюжеты своего голландского периода и перейдя к яркой палитре, которой пользовались импрессионисты и постимпрессионисты. Некоторые работы из этой плеяды бунтарей — Моне, Дега, Ренуара и Пикассо — выставлялись в галерее Тео и начинали привлекать внимание публики.
Затем, проведя несколько месяцев в евангелической школе в Брюсселе, Винсент становится проповедником в Боринаже, обширном угледобывающем районе в Бельгии, заселенном в основном едва сводящими концы с концами шахтерами. Этому делу Ван Гог отдается со всей своей страстью, раздавая беднякам деньги и одежду и не имея никаких доходов.
ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ
Хотя сам Ван Гог полагал, что он всего лишь стремится донести до людей учение Христа, церковное начальство воспринимало Винсента как эксцентричного религиозного фанатика, и в июле 1879 года его деятельность была запрещена. После этого он прожил в Боринаже ещё год, скрашивая своё одиночество рисованием, к чему ещё в детстве проявлял скромный талант. К лету 1880 года, в возрасте 27 лет, Ван Гог нашел своё призвание и решил, что должен стать художником.
Хотя Ван Гог и брал уроки у профессиональных художников, его все же следует считать самоучкой. Он учился мастерству, копируя картины признанных мастеров, штудировал книги, в том числе из серии «Самоучитель», выпущенной фирмой «Гупиль», и страстно, безудержно рисовал. Поначалу он полностью сосредоточился на рисунке, надеясь со временем стать иллюстратором, и это увлечение продолжалось у него до конца 1881 или начала 1882 года, когда Винсент начал брать уроки у художника Антона Моуве, приходившегося ему дальним родственником. Именно тогда Ван Гог и создал свои первые холсты, написанные маслом.
РАЗБИТЫЕ МЕЧТЫ
Упорная работа над овладением основами мастерства не избавила Ван Гога от эмоциональных проблем. Ему довелось пережить ещё один роман, ещё одну неразделённую страсть. На этот раз предметом увлечения Винсента стала его овдовевшая кузина Кея Вос, и вновь Ван Гогу пришлось испытать боль, когда его любовь была отвергнута.
На Рождество 1881 года Винсент поссорился с отцом, и эта размолвка если не целиком, то во всяком случае частично была связана с Кеей. В итоге Винсент покинул родительский дом и уехал в Гаагу. Здесь он познакомился с Клазиной Марией Хоорник, бедной белошвейкой, подрабатывавшей на жизнь проституцией, с которой прожил около года (и за это время вынужден был обращаться в венерологическую клинику). Мысль о спасении этой «падшей женщины», о помощи ещё одной несчастной, отверженной всеми душе, настолько овладела Ван Гогом, что он даже хотел жениться на Клазине. Однако вмешалась семья Ван Гога, категорически возражавшая против этого брака, и со временем эта идея постепенно угасла сама собой. В этот тяжелый период жизни Винсента поддерживал его брат Тео, который обменивался с ним не только письмами, но и регулярно помогал деньгами.
К концу 1883 года Винсент возвращается к родителям, которые к этому времени переехали в Нуенен. С ними он проводит большую часть 1884 и 1885 гг. За это время мастерство Ван Гога прогрессирует, и он пишет свою первую большую картину — «Едоки картофеля». На ней изображена крестьянская семья, и по манере письма работа типична для того периода творчества художника. В ноябре 1885 года Ван Гог переезжает в Антверпен, где посещает занятия в Академии изящных искусств. Позже, в марте 1886 года, он обосновывается в Париже вместе со своим братом Тео.
СУМАСШЕСТВИЕ И ОТЧАЯНИЕ
С той поры и до самого конца жизни Франция стала домом для художника, и ему уже никогда не суждено было увидеть родную Голландию. Впрочем, Ван Гог не чувствовал себя своим и среди парижских художников. Его непредсказуемые поступки и взрывной характер, становящийся ещё более опасным оттого, что Ван Гог много пил в это время, превращали его в человека, с которым трудно иметь дело. В феврале 1888 года Винсент покинул Париж и переселился в Арль, небольшой городок на юге Франции. Впрочем, и местные жители с опаской восприняли появление здесь этого странного человека. Как писал сам Ван Гог, они считали его «лунатиком, убийцей, бродягой». Однако всё это не помешало Винсенту отогреться под ласковым южным солнцем Арля и даже завести здесь новых друзей, среди которых был почтальон Жозеф Рулен, несколько раз позировавший художнику. Здесь он предпринимает попытку создать поселение для художников и убеждает Гогена присоединиться к нему.
ЗНАК БЕДЫ
Размолвка между Ван Гогом и Гогеном произошла 23 или 24 декабря, и Винсент бросился на Гогена с бритвой. Когда же Гогену удалось убежать, Ван Гог в ярости отрезал себе этой бритвой часть левого уха. Это стало первым признаком душевного расстройства, болезни, которая привела художника к гибели. После этого он провел две недели в психиатрической лечебнице, и вновь вернулся в неё в феврале 1889 года, когда его начали мучить галлюцинации. С мая 1889 по май 1890 Ван Гог находился на добровольных началах в лечебнице Сен-Реми-де-Прованс, где был под постоянным наблюдением врачей. В промежутках между приступами болезни, истинная природа которой так и осталась загадкой, Винсент с бешеной скоростью писал картины, часто изображая окрестности больницы, её пациентов и персонал.
Окончательно он покинул лечебницу в мае 1890 года и перебрался в Овер-сюр-Уаз, деревушку, расположенную к северу от Парижа. По пути Винсент заехал в Париж, чтобы навестить Тео и его жену, только что разрешившуюся первенцем. Мальчика назвали Винсентом в честь дяди.
Сначала Ван Гог чувствовал себя на новом месте вполне счастливо, однако его болезнь вернулась, и 27 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь из пистолета. Спустя двое суток художник тихо скончался на руках своего брата Тео. Ему было всего 37 лет. Спустя шесть месяцев умер и Тео, и оба брата были похоронены рядом на кладбище Овера.
Любимые художники. Винсент Ван Гог
Один из ярчайших и интереснейших художников всех времён. Его биография окутана огромным количеством мифов и легенд, многократно растиражированных в кино и литературе.
Что знает о нём обыватель? Душевно больной художник-самоучка, жил в нищете, отрезал себе ухо и, наконец, покончил с собой, после чего к нему пришла слава. Что из этого правда, а что вымысел — попробуем сегодня разобраться. А поможет нам в этом здравый смысл и его знаменитая переписка с братом.
Винсент Виллем Ван Гог (1853 — 1890)
«Автопортрет» (1889, Музей д’Орсе, Париж)
Винсент родился в Нидерландах, в семье священника. Клан Ван Гогов был довольно велик и отнюдь не беден. Мужчины семейства Ван Гогов традиционно избирали для себя одну из двух профессий: священнослужителя или моршана — торговца произведениями искусства. Именно на втором поприще и начинает свою карьеру Винсент — поступает арт-дилером в крупную торговую фирму «Гупиль», принадлежавшую его дяде. Там же потом будет работать и его брат Тео. Карьера Винсента начинается весьма успешно, Винсент оказывается умелым торговцем. Это не совсем вяжется с устоявшимся образом чудаковатого и непрактичного бессеребренника, но это так — на самом деле Винсент был вполне рационален, и даже на художественном поприще был весьма озабочен коммерческой составляющей своей работы. Ну а кроме того, Винсент был хорошо образован — знал несколько языков, был начитан, имел широкий кругозор, а работа в фирме «Гупиль» позволила ему стать настоящим экспертом в живописи. Но в итоге Винсент охладел к работе. Говорят, причиной этому стала неразделённая любовь — Ван Гог вообще был неудачлив с женщинами. Как бы то ни было, карьера его пошла на спад, и в конце концов он был вынужден оставить работу.
Ван Гог решает пойти по второй семейной дороге — стать священником. Он отправляется миссионером в бедный шахтёрский посёлок Боринаж. Вангоговская мифология зачастую изображает этот факт, как пример самопожертвования, но тут опять же всё было исключительно рационально: у Винсента не пошло с обучением теологии, а миссионерская деятельность была альтернативным путём для поступления в евангельскую школу и старта карьеры священника. Здесь он изучает библию, много читает. И рисует. Письма брату он иллюстрирует рисунками и крайне живописными описаниями с заострением внимания на цвете, форме и их взаимоотношениях.
«Шахта в Боринаже» (1879, Музей Ван Гога, Амстердам)
Но на духовном поприще тоже не сложилось. Легенды говорят, что Ван Гог разочаровался в вере, видя каторжные условия шахтёрской жизни в Боринаже. На деле же всё прозаичней: изменились условия поступления в евангельскую школу, и миссионерской практики стало уже недостаточно. И Винсент решает стать художником.
Обращаю ваше внимание: этоне было внезапное озарение — Винсент рисовал и раньше, отлично разбирался в живописи, знал арт-рынок. То есть рисуемый легендами образ гения-самоучки — опять мимо. Решив стать профессионалом, Винсент фанатично занимается самообрзованием — много практикуется, пытается совершенствовать рисунок. Вернувшись с Боринажа берёт уроки у своего родственника — художника Антона Мауве. Мауве отмечает его прогресс, и одобрение Мауве, к удивлению Винсента, изменяет негативное мнение отца о решении сына стать художником.
Впрочем, с отцом они будут ссориться ещё не раз. Самым близким из семьи Винсенту был, конечно, младший брат Тео. Общеизвестно, что Тео фактически содержал Винсента, регулярно отправляя ему деньги. Но и тут не всё так просто. Напомню, что Тео продолжал работать у Гупиля и весьма успешно. Я думаю, что финансовая помощь была вызвана не только братской любовью — в некоторой степени это была инвестиция. Тео был высокого мнения о Винсенте. Да и сам Винсент вовсе не стремился быть непризнанным гением — коммерческий успех картин его очень интересовал. Это момент они часто обсуждали с Тео — по сути их братский союз был и коммерческим предприятием, союзом художника и агента. Другой вопрос, что не всё у них получалось.
Ван Гог рисует то, что его окружает. Ему позируют (не бесплатно!) крестьяне и местная беднота. Все эти наброски и этюды воплотятся в итоге в, пожалуй, главное произведение голландского периода:
«Едоки картофеля» (1885, Музей Ван Гога, Амстердам)
Художники, видимо, делятся на тех, кто мыслит формой и тех, кто мыслит цветом. Винсент упорно, но без особого успеха, учится рисунку, считая это крайне важным. Хотя, похоже, начинает догадываться, что его призвание — цвет. В конце концов это понимает и Тео, и буквально заставляет Винсента переключиться на живопись. А потом и вовсе приглашает его приехать в Париж, где сам он работал в то время. И в этой столице нового искусства и начал формироваться тот Ван Гог, которого мы знаем.
Тут он напитывается новыми течениями, знакомится с местной арт-тусовкой: Тулуз-Лотрек, Дега, Гоген… принимает участие в выставках имперссионистов.
«Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887, Музей Ван Гога, Амстердам)
«Автопортрет в серой фетровой шляпе» (1887, Музей Ван Гога, Амстердам)
«Цветы в медной вазе» (1887, Музей д’Орсе, Париж)
Коммерческие успехи не спешат появляться, но стиль нащупан — Ван Гог пишет цвет. А за цветом надо ехать на юг. И Ван Гог отправляется в Арль — начинается главный и самый плодотворный период его творчества.
«Ночное кафе в Арле» (1888, Музей Крёллер-Мюллер, Отерло)
Где-то читал, что репродукции этой картины — самые продаваемые в мире. В переписке с Тео, Винсент как-то рассуждал, что старается писать такие картины, которые люди захотели бы повесить дома…
Винсент мечтает создать в Арле своеобразную коммуну художников, куда переберутся все его парижские друзья. Для этой цели Винсент нанимает в Арле знаменитый теперь «желтый дом»…
«Желтый дом» (1888, Музей Ван Гога, Амстердам)
… в котором была не менее знаменитая спальня:
«Спальня в Арле» (1889, Музей д’Орсо, Париж
И пишет в желтом доме свои знаменитые подсолнухи:
«Двенадцать подсолнухов в вазе» (1888, Новая пинакотека, Мюнхен)
Но парижские художники не оценили затею Ван Гога с совместной мастерской в Арле. Его приглашение принял только Гоген — да и тот, говорят, был материально простимулирован Тео (разумеется без ведома Винсента).
Два художники не ужились под одной крышей. Закончилось всё тем самым отрезанием уха.
«Автопортрет с отрезанным ухом» (1889, частная коллекция)
Что там произошло между ними доподлинно не известно. Гоген утверждал, что Ван Гог набросился на него с бритвой. Есть версии, что наоборот — сам Гоген и отрезал ухо Ван Гогу. Мифологизированная биография гласит, что Ван Гог таким образом наказал себя за ссору с Гогеном. На самом деле, конечно, никакого отрезанного уха не было — Ван Гог отрезал лишь мочку. При каких обстоятельствах непонятно — не исключен, что случайно.
Но шумиха вокруг этой истории была раздута. И, видимо, не без участия Гогена. Впрочем, тут и сам Ван Гог постарался: с отрезанным ухом он отправился в бордель, где вручил его какой-то проститутке. Хотя есть версия, что в бордель он явился в поисках Гогена — но не нашёл, и просто выбросил ухо, попав в проститутку.
Как бы то ни было, закончился инцидент скандалом, полицией, помещением в госпиталь и репутацией безумца.
В госпитале он попал в руки доктора Рея, который и занимался его лечением следующие две недели. За что удостоился портрета.
«Портрет доктора Рея» (1889, Государственный музей изобразительных искуссвт им. Пушкина, Москва)
После выписки Ван Гога из госпиталя, жители Арля потребовали его удаления из города, и он — уже видимо по собственному почину — отправился на лечение в психиатрическую клинику Сен-Поль.
«Сосна с фигурой в саду госпиталя Сен-Поль» (1889, Музей д’Орсе, Париж)
Несмотря на все перипетии, и в Арле, и в Сен-Поле — Ван Гог не прекращал работать. Давайте просто посмотрим.
«Ночное кафе» (1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен)
«Портрет почтальона Жозефа Рулена» (1888, Музей изящных искусств, Бостон)
«Море в Сен-Мари» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва)
«Пшеничное поле с кипарисами» (1889, Национальная галерея, Лондон)
«Прогулка заключенных» (1889, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва)
«Два тополя по дороге к холмам» (1889, Музей изящных искусств, Кливленд)
«Приютский сад» (1889, Музей Ван Гога, Амстердам)
«Ирисы» (1889, Музей Гети, Лос-Анджелес)
Здесь же, в лечебнице, Ван Гог написал свою, пожалуй, лучшую и главную вещь:
«Звездная ночь» (1889, МоМА, Нью-Йорк)
После выписки (а выписан он был с диагнозом «Здоров») Ван Гог поселился под Парижем, в Овере.
«Пейзаж в Овере после дождя» (1890, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва)
Винсент впервые за долгое время видится с семьёй Тео. Окружен любимыми и любящими людьми. Несколько последних выставок, наконец, привлекли внимание критиков к его работам — о нём пишут, и пишут восторженно. (Вот вам и ещё один миф — о признании только после смерти). Казалось бы, живи да радуйся — ан нет.
В Овере Винсент сближается с доктором и художником-любителем Гаше — довольно странным персонажем.
«Портрет доктора Гаше» (1889, частная коллекция)
Гаше как будто бы присматривает за душевным здоровьем Ван Гога. Но Винсент пишт Тео, что Гаше нуждается в лечении ещё больше, чем он сам.
В июле 1890 года Винсент заканчивает работу над «Пшеничным полем с воронами»:
«Пшеничное поле с воронами» (1890, Музей Ван Гога, Амстердам)
А через несколько дней после этого, приходит на это же место и стреляет в себя.
История с самоубийством тоже непонятна.
Расхожая версия такова: Ван Гог отправился на пленэр в поле, прихватив пистолет для отпугивания ворон. В поле он стреляет себе в грудь, но попадает в живот и только ранит себя. Истекая кровью, он добирается до гостиницы, где на следующий день (!) умирает.
Тут мне кажется странным каждый эпизод. В том числе, неясен мотив: из больницы он выписался и шёл на поправку, долгожданный успех наконец пришёл… Говорят, что причиной тому стали финансовые неурядицы, которые начались у Тео — дескать, не хотел больше обременять брата. Ну не знаю… Ван Гог всегда был уверен, что рано или поздно успех к нему придёт — а тут он уже пришёл, и деньги забрезжили на горизонте. Впору возвращать Тео долги, а не стреляться. Да и пистолет, из которого он якобы себя убил — так и не нашли.
Есть мнение, что Ван Гог подстрелил себя не сам. Мне попадалось несколько версий — от конфликт с кем-то из местных (Ван Гог вообще был мастер находить неприятности), до случайного убийства подростками. Но в любом случае, если убийца и был — Ван Гог не пожелал назвать его имени, то есть принял такой ход событий. Доктор Гаше сидит у постели умирающего Ван Гога — и этим его медицинская помощь ограничивается.
А через год умер и Тео. Плодами трудов художника и его брата-агента в полной мере смогли воспользоваться лишь их наследники.
Закончим вот этой картиной:
«Красные виноградники в Арле» (Государственный музей изобразительных искуссвт им. Пушкина, Москва)
Часто считают, что это единственная проданная при жизни картина Ван Гога. Но это не так. Первую картину Ван Гог продал ещё в 1882 году, документально подтверждена продажа 14 картин при жизни. Но, думаю, их было больше — например, рассказывая в письме Тео о своем путешествии ещё времён Боринажа, Винсент упоминает, что кончились деньги и пришлось продать несколько рисунков. Говорит об этом между делом — стало быть не такое уж это было для него невиданное событие.
Если «Красные виноградники» и была первой — так это первой картиной проданной «задорого» и выведшей Ван Гога на «большой» арт-рынок.
Сегодня же Ван Гог — один из самых дорогих и модных художников, чему, думаю, немало способствовали все эти придуманные вокруг его биографии легенды. Но несмотря на это, художник действительно замечательный. Если бы мне пришлось остаток жизни смотреть картины только одного художника — я бы предпочел, чтобы это был именно Винсент Ван Гог.
Ну а в следующий раз выйдет последняя серия моего ЖЖ-сериала про любимых художников, и закончу я его большой черной точкой. Впрочем, не совсем точкой…
Картины Ван Гога, чем же они так хороши? 34 лучших работы художника
Винсент Ваг Гог знаком нам всем по светлым и ярким картинам, полным цвета и жизни. Но, что если я скажу, что первые работы художника импрессиониста были тусклыми и мрачными? Верится с трудом, но это действительно так.
Реклама
Конец рекламы
Более того, из-за недостатка художественного образования, у Ван Гога были проблемы с реалистичным изображением человеческой фигуры. Я не говорю уже о анатомической точности.
В тексте — обрезанные миниатюры картины. Чтобы посмотреть работы в полном размере — на них нужно кликнуть мышкой. Вот так прямо взять и смело, без колебаний кликнуть, глядя в лицо опасности.
«Домики». Ранняя картина Ван Гога. С трудом верится, что Звездную ночь и это — написал один и тот же человек. «Ферма и кипы торфа» — еще одна серятина.Каким же образом недоучке удалось завоевать человеческие сердца? На многих сайтах это преподносится так, будто Ван Гог сидел на печи 30 лет, а потом внезапно встал и стал богатырем начал писать гениальные картины.
Это миф, ребята. Ван Гог начал рисовать еще с раннего детства. В дальнейшем его интерес к живописи то иссякал, то набирал обороты, пока не достиг почти маниакальной стадии примерно к 27-28 годам. Он, конечно, не получил классического художественного образования, но учиться можно и по другому.
Автопортрет Автопортрет в соломенной шляпе. Потрясающая разница с ранними работами.Конечно, немаловажную роль в известности Ван Гога сыграли сплетни и скандалы вокруг его непростой личности. Люди такое любят. Чтобы оторванное ухо. Чтобы сифилис и сумасшествие как у Лотрека и Врубеля. Чтобы драма да трагедия, как у той же Фриды Кало. Или фарс и эксцентричность, как у Сальвадора Дали.
Реклама
Конец рекламы
Но основной секрет успеха этих художников и Ван Гога в частности — титанический труд, который они проделали. Ван был настоящим трудоголиком в живописи. Посмотрите на его некоторые ранние работы — там нет и следа будущей гениальности. Кривые лица и тусклый колорит. Да, да, я знаю, что многие искусствоведы закидают меня сушеным гуано. Но мне все равно. Поэтому, на всякий случай, скажу, что это моей личное и, несомненно, заангажированное мнение.
Ван Гог работал как сумасшедший и наконец развил свой художественный язык, свой собственный стиль. Да, в его картинах нету объема и воздушной перспективы. Зато он добился поражающей точности передачи пресловутого впечатления, за которым гонялись и гоняются все импрессионисты. Глядя на «ветку цветущего миндаля в стакане» так и ощущаешь весеннюю свежесть нежных бутонов и мягкое тепло солнца, пробивающегося через окно.
Художественная манера Ван Гога отличается умением вычленить главное и отсечь второстепенное. Замечательное владение цветом и органичная стилизация, где-то даже с намеками на модерн — неотъемлемая часть работ художника.
Ветка цветущего миндаля в стакане и книга Вспаханное поле с восходящим солнцемВан Гог утрировал оттенки цветов в своих картинах и получил контрастные, но приятные глазу сочетания. Полотна художника — словно гиперболизация того, что видит человеческий глаз. Именно поэтому Ван Гог так удачен как импрессионист. Хорошо, хорошо — постимпрессионист, не надо кидаться тапками. ИМХО — нет особой разницы, хотя дьявол кроется в деталях, но… это совсем другая история.
Как невролог, я, конечно, не могу пройти мимо состояния здоровья Винсента. Есть гипотеза, что ярким цветам на картинах Ван Гога мы обязаны обострению височной эпилепсии, которой скорее всего болел художник. Да, симптомы заболевания весьма похожи на те, что были у Ван Гога. Усиление восприятия цветов, психотические эпизоды (периоды «сумасшествия»), доходящее до фанатизма религиозное рвение, галлюцинации, болезненные изменения личности — все это имелось у Винсента.
Не исключено наличие у художника и биполярного расстройства — болезни при которой чередуются приступы депрессии и чрезмерно приподнятого настроения (маниакальная стадия). Впрочем, колебания настроения могут быть частью симптомов височной эпилепсии — заболевания «хамелеона» в неврологии и психиатрии.
Конечно, болезнь (или болезни) повлияла на творчество художника, не могла не повлиять. Но глупо списывать талант Ван Гога только на недуг. Невозможно добиться такого умения владеть цветом без многолетней практики и врожденного таланта.
Самые знаменитые картины Ван Гога с названиями
Дорога с кипарисом и звездой. Ночная терраса кафе. Звёздная ночь. Звёздная ночь над Роной. Ирисы. Красные виноградники в Арле. На пороге вечности. Ночное кафе в Арле. Подсолнухи, 1-й вариант, январь 1889 Подсолнухи, 3-й вариант, август 1888Не самые знаменитые, но зато хорошие.
Двор Арльзкой больницы. Деревья в саду больницы Сен-Поль. Долина с пахарем, вид сверху. Дома в Овере Домики с соломенными крышами в Кордевилле. Натюрморт с краснокочанной капустой и луком Палата Арльзкой больницы Причал с людьми разгружающими песчаные баржи Пшеничное поле с воронами Пшеничные поля в Овере под облачным небом Сад госпиталя Сен-Поль Соломенные дома под солнечным светом, воспоминания о Севере Цветущие ветки миндаляВинсент Ван Гог — Один из величайших художников в истории
Профессиональная, социальная позиция: Винсент Ван Гог голландский художник постимпрессионист.Основной вклад (чем известен): Ван Гог является одним из самых известных и влиятельных художников в истории западного искусства. Среди его знаменитых шедевров: Звездная ночь, Подсолнухи, Терраса кафе в ночное время и Автопортреты.
Вклады: Винсент Ван Гог великий голландский художник постимпрессионист. Его работы оказали огромное влияние на экспрессионизм, фовизм, ранний абстракционизм и в целом на развитие современного искусства.
Ван Гог начать рисовать когда ему было около 26 лет и большинство из его самых известных работ были написаны в последние два года жизни. Он создал около 2000 работ, среди которых было 900 картин и 1100 рисунков и эскизов, причем только одна из его картин была продана при его жизни.
Его карьера в качестве художника продолжалась всего 10 лет и сопровождалась с частыми приступами депрессии и тоски. Его краткая, бурная и трагическая жизнь является прототипом непонятого и страдающего художника и примером мифа о гении, как отвергнутом и отчужденном провидце.
В 1883 году дядя Ван Гога Корнелис, работающий арт-дилером, заказал у него 20 городских рисунков тушью, которые художник завершил к концу мая. В то лето Винсент начал писать маслом. В 1883-1885 годах Винсент Ван Гог жил в Нойнене в Нидерландах (Теперь статуя Ван Гога находится в центральном парке города). За два года пребывания в этом городе он создал множество рисунков, акварелей и около 200 картин. Его картина «Едоки картофеля» также была написана в Нойнене. Во время своего голландского периода (1880-1886) Ван Гог создавал работы, в которых ярко проявлялась его безусловная гуманитарная направленность. Его ранние картины выполнены в основном в мрачных тонах, с преобладанием темно-коричневых или темно- зеленовато-коричневых красок. Однако, несмотря на темную палитру в своей знаменитой картине Едоки картофеля (1885), ему удалось уловить теплоту общности, замечательное чувство любви и солидарности, которыми были окрашены отношения крестьян, изображенных на картине.
В 1886 году после встречи с Томасом Монтичелли в Париже Ван Гог решил перейти к более яркой палитре.
С лета 1887 года он начал писать чистыми цветами и сломанными кистями, что подчеркивало его пуантилистский стиль. В это время, под впечатлением теорий Сера и Синьяка, он начал осваивать стиль пуантилизма, в котором много мелких точек нанесенных на холст, при взгляде с расстояния создают оптическое сочетания оттенков. Писсарро убедил его принять красочную палитру и тем самым сделал чрезвычайно важный вклад в его творчество. Картина Винсента Портрет папаши Танги (1887) была его первой крупной и успешной работой выполненной новыми красками. Он написал несколько улиц Парижа, виды Монмартра и других мест города, в том числе и мосты через Сену в Асниере (1887).
Он завершил две серии подсолнухов: первую, во время пребывания в Париже в 1887 году, а вторую в 1888 во время его проживания в Арле. Первая серия изображает живые цветы, вторая — умирающие в вазах. В начале 1988 года окончательно сформировался его постимпрессионистский стиль.
В феврале 1888 года, написав более 200 картин за два года жизни в Париже, он переехал на юг Франции в Арль.Там он лихорадочно работал и за 15 месяцев он написал более 200 картин. Его рисунок стал более мужественным и острым, чем когда-либо прежде, а объекты, казалось, самостоятельно излучают свет, не оставляя тени. Надеясь на показ своих работ в галерее он подготовил серию картин, в которую были включены: Стул Ван Гога (1888), Ночное кафе (1888), Звездная ночь (1888 ), Ваза с двенадцатью подсолнухами (1888).
Во время пребывания Ван Гога в Сен-Реми (1889-1990) его творчества заметно изменилось. Его краски потеряли интенсивность периода Арля: его линии стали искривленными и напряженными. Стресс и напряжение Ван Гога определили своеобразие восприятия объектов природы: вихреобразное солнце, вьющиеся кипарисы, и вздымающиеся горы. В Звездной ночи (1889) весь мир как будто охвачен пароксизмом круговых движений. Ван Гог прибыл в Овер 21 мая 1890 года. В июне 1890 года, он написал портрет доктора Гаше врача и коллекционера, который наблюдал за ним.
Синий период Овера не полностью отражал насыщенный синий Арле, но был более таинственным и мерцающе синим. В своей последней картине, Пшеничное поле с воронами, Ван Гога изобразил перевернутый мир.
Творческий стиль
1. Своеобразие и мощь творческого видения. Он обладал мужеством иметь свое собственное уникальное видение и свой способ восприятия красоты и истины. Он нашел форму выражения своего видения и открыл канал связи с внешним миром посредством своих картин. Физик Хосе Арагона (Мексика) обнаружил на полотнах Ван Гога распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока. Он утверждал, что Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и изображать турбулентность. Этот вид видения относится к пониманию глубинной сути реальности как турбулентного процесса (А. Н. Колмогоров, 1940) или как системы торсионных взаимодействий. Так его картины периода Сен-Реми часто были наполнены всевозможными вихрями и спиралями. Мощь видения Ван Гога проявляется в трансформации и реструктуризации привычных паттернов и внешних миров.
2. Живые цвета. Ван Гог особенно известен своим смелым и эффективным использованием ярких, пламенеподобных и контрастных цветов и их мощным эмоциональным воздействием. Его стиль подчеркивает значение дополнительных цветов, в том числе голубого и оранжевого создающих яркие контрасты и усиливающих друг друга при сопоставлении.
3. Мощная экспрессия. Его стиль отличается необыкновенной энергией и активностью, а его картины выражают интенсивность чувств и судорожную силу. Ван Гог писал очень быстро, с чувством крайней неотлагательности, накладывая на полотно краски прямо из тюбика густыми, сильными мазками.
«В жизни, да и в живописи я могу обойтись без бога, но я, как человек, который страдает, не могу обойтись без чего-то большего, без того, что составляет мою жизнь, — возможности творить». Письмо (# 531) к брату Тео, от 3 сентября 1888 года. «Но я всегда считал, что лучший способ узнать Бога любить окружающие вещи.» «Картина является верой, и это накладывает обязанность игнорировать общественное мнение.» «Я мечтаю о картине, а затем я рисую свою мечту».
Живопись Ван Гога с ее интенсивными цветами и искривленные формами, оказала огромное воздействие на фовистов и немецких экспрессионистов.
Болезнь и творчество: На протяжении практически всей своей жизни он страдал от тревоги и все более частых приступов психических расстройств. Было предложено около 30 различных диагнозов его заболевания, включающих шизофрению, биполярное расстройство, эпилепсию, депрессию. Любое из этих возможных расстройств усугублялось недоеданием, переутомлением, бессонницей, отравлением красками и потреблением алкоголя, особенно абсента. Ван Гог часто использовал хром и желтый кадмий, краски, которые были токсичными. Как его психическое заболевание повлияло на его живопись остается предметом спекуляций. Возможно болезненное, хаотическое состояние сознания разрушало привычные паттерны и шаблоны восприятия, что вместе с могучим и мучительным порывом к гармонии, красоте и истине вело к удивительным открытиям. При этом новое видение мира мгновенно отражалось на холсте как глубоко интимное откровение.Во время жизни Ван Гога, его работы были представлена на двух больших и двух незначительных выставках.Только одна из картин Ван Гога была продана при его жизни. Это была картина «Красные виноградники в Арле» (1888) , которая была куплена в 1890 за 400 франков ($80) бельгийской художницей Анной Бош (1848–1936). Сегодня многие из его работ являются одними из самых известных и самых дорогих картин в мире.
«Ирисы» Ван Гога были проданы за 53,9 млн. долл. США (1987), «Портрет Иосифа Рулена» за 58 млн. долл. (1989), « Портрет доктора Гаше» за $ 82,5 млн. (1990), «Пшеничное поле с кипарисами» за 57 долл. (1993), «Портрет крестьянки на фоне пшеницы» за $ 47,5 (1997), Ваза Ван Гога с пятнадцатью подсолнухами за 39,7 млн. долл. (76,6 млн. долл. США в 2010 долларов), «Автопортрет без бороды» за 71,5 млн. долл. (1998). Ван Гог создал множество автопортретов при его жизни. Он был плодовитым само-портретистом, который, в период между 1886 и 1889 годами, изобразил себя тридцать семь раз.
Основные труды: Вид на море в Схевенингене (1882), Едоки картофеля (1885), Осенний пейзаж (1885), Маки (1886), Автопортрет в фетровой шляпе (1886-1887), Спальня в Арле (1887 ), Рыбалка весной (1887), Пара ботинок (1887), Мост Ланглуа (1888), Ночная терраса кафе (1888), Портрет Жозефа Рулена (1888), Подсолнухи (1888), Звездная ночь над Роной (1888), Ночное кафе (1888), Комната Винсента, Арль (1888), Вход в общественный сад в Арле (1888), Стул Ван Гога (1888), Спальня в Арле (1888), Ночное кафе (1888), Ваза с двенадцатью подсолнухами (1888), Сеятель (1888), Красные виноградники в Арле (1888), Автопортрет (1889), Звездная ночь (1989), Ирисы Сен-Реми (1889), Автопортрет с отрезанным ухом (1889), Пейзаж в Сен-Реми (1889), Тутовое дерево (1889), Церковь в Овере (1890), Улица в Овере (1890), Цветущие ветки миндаля (1890), Ирисы (1890), Прогулка заключенных (1890), Портрет доктора Гаше (1890), Пшеничное поле с Воронами (июль 1890).