Вечная любовь в литературе: Тема любви в русской литературе – 20 самых известных любовных саг в истории и литературе :: Инфониак

20 самых известных любовных саг в истории и литературе :: Инфониак

20 самых известных любовных саг в истории и литературеНевероятные факты

Верите ли вы в настоящую любовь? А в любовь с первого взгляда? А верите ли вы в то, что любовь может длиться вечно? Вероятно, ниже представленные истории любви помогут вам укрепить вашу веру в это чувство или же возобновить веру в него. Это самые известные истории любви, они бессмертны.

1. Ромео и Джульетта

Это, вероятно, самые известные влюбленные во всем мире. Эта пара стала синонимом самой любви. «Ромео и Джульетта» — это трагедия Уильяма Шекспира. История двух подростков из двух враждующих семей, которые влюбляются друг в друга с первого взгляда, затем женятся, а позднее рискуют всем ради своей любви. Готовность отдать свою жизнь за мужа или жену – это признак настоящего чувства. Их преждевременный уход объединил враждующие семьи.

2. Клеопатра и Марк Антоний

Правдивая история любви Марка Антония и Клеопатры является одной из самых запоминающихся и интригующих. История этих двух исторических персонажей была впоследствии воссоздана на страницах произведения Уильяма Шекспира, и экранизирована знаменитыми режиссерами не единожды. Отношения Марка Антония и Клеопатры – это настоящая проверка любви. Они полюбили друг друга с первого взгляда.

Отношения между этими двумя влиятельными людьми поставили Египет в очень выгодное положение. Но их роман крайне возмущал римлян, которые опасались, что в результате него значительно возрастет влияние египтян. Несмотря на все угрозы, Марк Антоний и Клеопатра поженились. Говорят, что находясь в сражении против римлян, Марк получил ложное известие о смерти Клеопатры. Почувствовав себя опустошенным, он совершил акт самоубийства. Когда Клеопатра узнала о смерти Антония, она была в шоке, а затем также совершила самоубийство. Великая любовь требует больших жертв.

3. Ланселот и Гиневра

Трагическая история любви сэра Ланселота и королевы Гиневры, вероятно, является одной из самых известных среди легенд о короле Артуре. Ланселот влюбляется в королеву Гиневру, жену короля Артура. Их любовь росла очень медленно, поскольку Гиневра не подпускала Ланселота близко к себе. В итоге, однако, страсть и любовь одолели ее, и они стали любовниками. Однажды ночью, сэр Агравейн (Sir Agravain) и сэр Модрэд (Sir Modred), племянник короля Артура, находящийся во главе группы из 12 рыцарей, ворвались в комнату королевы, где и застали влюбленных. Застигнутые врасплох, они попытались сбежать, однако, это удалось только Ланселоту. Королева была схвачена и приговорена к смертной казни за супружескую измену. Однако, спустя несколько дней Ланселот вернулся, чтобы спасти любимую. Вся эта печальная история разделила рыцарей Круглого стола на две группы, тем самым королевство Артура значительно ослабло. В итоге, бедный Ланселот закончил свои дни, будучи скромным отшельником, а Гиневра стала монахиней, так и пробыв ею до конца жизни.

4. Тристан и Изольда

Трагическая история любви Тристана и Изольды была многочисленное количество раз пересказана и переписана. Действие происходило в средние века во время правления короля Артура. Изольда была дочерью короля Ирландии, и только обручилась с королем Марком Корнуольским (Mark of Cornwall). Король Марк послал своего племянника Тристана в Ирландию для того, чтобы он сопроводил его невесту Изольду в Корнуолл. Во время путешествия Тристан и Изольда влюбляются друг в друга. Изольда все же выходит замуж за Марка, однако любовная интрига продолжается и после ее брака. Когда Марк, наконец, узнал об измене, он простил Изольду, но Тристана навсегда сослал из Корнуолла.

Тристан отправился в Бретань. Там он встретил Изольду Бретани. Его тянуло к ней, потому что она была похожа на его настоящую любовь. Он женился на ней, но брак не получился подлинным из-за его истинной любви к другой женщине. После того, как он заболел, он послал за своей любимой в надежде, что она приедет и сможет вылечить его. С капитаном корабля посланного им судна был уговор, что если она согласится приехать, то паруса судна по возвращению будут белыми, если нет, то черными. Жена Тристана, увидев белые паруса, сказала ему, что паруса черные. Он умер от горя до того, как его любовь смогла добраться до него, вскоре после этого умерла и Изольда от разрыва сердца.

5. Парис и Елена

Рассказанная в гомеровской Илиаде, история Елены Троянской и Троянской войны является греческой героической легендой, которая является наполовину вымыслом. Елена Троянская считается одной из самых красивых женщин во всей литературе. Она вышла замуж за Менелая, царя Спарты. Парис, сын короля Трои Приама, влюбился в Елену и похитил ее, отвезя в Трою. Греки собрали огромное войско во главе с братом Менелая, Агамемноном, чтобы вернуть Елену обратно. Троя была разрушена, Елена благополучно вернулась в Спарту, где она счастливо на протяжении всей своей жизни жила с Менелаем.

6. Орфей и Эвридика

История Орфея и Эвридики – это древнегреческий миф об отчаянной любви. Орфей очень сильно влюбился и женился на Эвридике, красивой нимфе. Они очень любили друг друга и были счастливыми. Аристей, греческий бог земли и сельского хозяйства, увлекся Эвридикой и активно ее преследовал. Спасаясь от Аристея, Эвридика угодила в гнездо змей, одна из которых смертельно укусила ее за ногу. Обезумевший Орфей играл такую грустную музыку и пел так грустно, что все нимфы и боги плакали. По их совету, он отправился в подземный мир, и его музыка смягчила сердца Аида и Персефоны (он был единственным человеком, осмелившимся на такой шаг), которые согласились на возвращение Эвридики на землю, но при одном условии: по достижении ими земли, Орфей не должен оглядываться и смотреть на нее. Будучи крайне встревоженным, влюбленный не выполнил условия, обернулся, чтобы посмотреть на Эвридику, и она исчезла во второй раз, теперь уже навсегда.

7. Наполеон и Жозефина

Женившись на ней по расчету в возрасте 26 лет, Наполеон четко знал, кого берет себе в жены. Жозефина была старше его, богатой и видной женщиной. Однако, с течением времени, он глубоко полюбил ее, а она его, тем не менее, это не остановило их обоих от измен. Но взаимное уважение удерживало их вместе, все сжигающая на своем пути страсть не угасала и была подлинной. Все же, в итоге они расстались, поскольку Жозефина не смогла дать ему того, чего он так хотел, — наследника. К сожалению, их пути разошлись, однако, на протяжении всей жизни они хранили в своих сердцах любовь и страсть друг к другу.

8. Одиссей и Пенелопа

Мало пар понимают суть жертвенности в отношениях, однако, лучше всего ее понимала именно эта греческая пара. После того, как их разлучили, прошло долгих 20 лет перед воссоединением. Вскоре после женитьбы на Пенелопе, война требовала того, чтобы Одиссей покинул свою новоиспеченную жену. Хотя у нее было совсем мало надежд на его возвращение, Пенелопа все равно сопротивлялась 108 женихам, которые стремились заменить ей мужа. Одиссей также очень любил свою жену и отказал колдунье, которая предлагала ему вечную любовь и вечную молодость. Таким образом, он смог вернуться домой к жене и сыну. Поэтому верьте Гомеру, который сказал, что настоящая любовь стоит того, чтобы ждать.

9. Паоло и Франческа

Паоло и Франческа – это герои известного шедевра Данте «Божественная комедия». Эта реальная история: Франческа была замужем за ужасным человеком Джанчотто Малатеста (Gianciotto Malatesta). Однако, его брат, Паоло, был полной противоположностью, Франческа полюбила его, и они стали любовниками. Любовь между ними стала еще сильнее, когда (по Данте) они вместе читали историю о Ланселоте и Гиневре. Когда их связь была раскрыта, муж Франчески убил обоих.

10. Скарлетт О’Хара и Ретт Батлер

«Унесенные ветром» — это одно из бессмертных литературных произведений. Знаменитое творение Маргарет Митчелл пронизано любовью и ненавистью в отношениях Скарлетт и Ретта Батлера. Доказывая, что время решает все, Скарлетт и Ретт, казалось, никогда не остановятся «сражаться» друг с другом. На протяжении всей этой эпической истории, эта бурная непостоянная страсть и их бурный брак протекали на фоне событий гражданской войны. Кокетливая, непостоянная и постоянно преследуемая поклонниками Скарлетт не может определиться среди многочисленных претендентов на ее внимание. Когда она, наконец, решает остановиться на Ретте, ее переменчивый характер, оттолкнул его от нее. Надежда окончательно умирает, когда их роман так и не возрождается, а Скарлетт произносит в конце: «Завтра будет новый день».

11. Джейн Эйр и Рочестер

В знаменитом романе Шарлотты Бронте, одиночество находит лечение в одиночестве, составив компанию друг другу. Джейн – это сирота, которая устроилась на работу в качестве гувернантки в дом к очень богатому Эдварду Рочестеру. Пара очень быстро сблизилась, так как у Рочестера под грубым внешним видом оказалось нежное сердце. Однако, он не раскрывает свою склонность к полигамии, и в день их свадьбы Джейн обнаруживает, что он уже женат. Убитая горем Джейн сбегает, но потом возвращается после того, как пожар уничтожил дом Рочестера, убил его жену и оставил его самого слепым. Любовь торжествует, любящие воссоединяются и доживают свои дни в обществе друг друга.

12. Лейли и Меджнун

Известный классик персидской поэзии и один из самых известных поэтов средневекового Востока, который дополнил персидскую эпическую поэзию разговорной речью и реалистическим стилем, Низами Гяндже (Nizami of Ganja) прославился после того, как написал свою романтическую поэму «Лейли и Меджнун». Вдохновленный арабской легендой, Лейли и Меджнун – это трагический рассказ о недосягаемой любви. На протяжении многих веков ее рассказывали и пересказывали, а главных героев изображали и на керамике, и писали о них в рукописях. Лейли и Кайс влюбились друг в друга учась в школе. Заметив их любовь, им запретили общаться и видеть друг друга. Кайс после этого решает уйти в пустыню, чтобы жить среди животных. Он часто недоедает и становится очень изможденным. Благодаря своему эксцентричному поведению, он становится известным как Меджнун (сумасшедший). В пустыне он знакомится с пожилым бедуином, который обещает ему отвоевать его Лейли.

План не удается реализовать, и отец Лейли продолжает отказывать влюбленным быть вместе из-за безумного поведения Меджнуна. Вскоре он выдает ее замуж за другого. После смерти мужа Лейли старый бедуин способствует ее встрече с Меджнуном, однако, они так и не смогли полностью оказаться на одной волне и понять друг друга. После смерти их похоронили рядом друг с другом. История часто интерпретируется, как аллегория стремления души соединиться с божественным.

13. Элоиза и Абеляр

Это история монаха и монахини, чьи любовные письма стали всемирно известными. Примерно в 1100 году Пьер Абеляр отправился в Париж, чтобы обучаться в школе Нотр-Дам. Там он приобрел репутацию выдающегося философа. Фулберт, высокопоставленный чиновник, нанял Абеляра в качестве репетитора к своей племяннице Элоизе. Абеляр и Элоиза влюбились друг в друга, зачали ребенка и тайно поженились. Однако, Фулберт был в ярости, поэтому Абеляр спрятал Элоизу в безопасном месте в монастыре. Полагая, что Абеляр решил бросить Элоизу, Фулберт распорядился кастрировать его, пока тот спал. Убитая горем Элоиза стала монахиней. Несмотря на все беды и невзгоды, пара продолжала любить друг друга. Их наполненные чувством любовные письма были опубликованы.

14. Пирам и Фисба

Очень трогательная любовная история, которая не оставит равнодушным никого, кто прочтет ее. Их любовь была бескорыстной, и они были уверены, что даже в смерти будут вместе. Пирам был очень красивым мужчиной и с детства дружил с Фисбой, прекрасной девицей из Вавилонии. Они проживали в соседних домах, и влюблялись друг в друга по мере взросления. Тем не менее, их родители были категорически против их брака. Однажды ночью, прямо перед рассветом, пока все спали, они решили выскользнуть из дома и встретиться в близлежащем поле возле тутового дерева. Фисба пришла первой. Пока она ждала под деревом, она увидела льва, который приблизился к источнику, расположенному возле дерева, чтобы утолить жажду, его челюсть была в крови.

Увидев это ужасающее зрелище, Фисба бросилась бежать, чтобы спрятаться в глубине леса ото льва, но по дороге обронила свой платок. Лев шел за ней следом и наткнулся на платок, который он решил попробовать на вкус. В это время к месту подошел Пирам, и увидев льва с окровавленными челюстями и с платком его любимой, он потерял смысл жизни. В тот момент он пронзает себя собственным мечом. Неосведомленная о том, что только что произошло, Фисба продолжала прятаться. Через некоторое время она вышла из укрытия, и обнаружила, что Пирам сделал с собой. Поняв, что и ей незачем жить, она берет меч любимого и также убивает себя.

15. Элизабет Беннет и Дарси

На самом деле Джейн Остин воплотила два атрибута человеческой природы гордость и предубеждение в своих героях Дарси и Элизабет. Дарси принадлежит к высшему обществу, он типичный образованный представитель аристократии. С другой стороны, Элизабет – это вторая дочь джентльмена с очень ограниченными средствами. Господин Беннет – отец пятерых дочерей, которые получили право расти так, как им хочется, которые не получили школьного образования и не воспитывались гувернанткой.

Очень снисходительная мать Элизабет и безответственный отец никогда не думали о будущем своих дочерей, считая, что само собой разумеется, что у них будет все хорошо. «Все хорошо» в понимании матери девочек означало выйти замуж за богатого и зажиточного мужчину. Для человека такого социального статуса, которым обладал мистер Дарси, недостатки семьи Элизабет были очень серьезными, и абсолютно неприемлемыми для его отшлифованного и утонченного ума. Он влюбляется в Элизабет, однако она ему отказывает, но позже она понимает, что не может любить никого, кроме Дарси. Очень интересна история их объединения и зарождения любви.

16. Салим и Анаркали

Историю Салима и Анаркали знает каждый влюбленный. Сын великого императора моголов Акбара, Салим, влюбился в обычную, но очень красивую куртизанку Анаркали. Он был очарован ее красотой, поэтому это была любовь с первого взгляда. Однако, император не мог смириться с тем, что его сын влюбился в куртизанку. Он начал давить на Анаркали, используя всевозможные тактики для того, чтобы она упала в глазах влюбленного князя. Когда Салим узнал об этом, он объявил войну своему отцу. Но ему не удалось победить гигантскую армию отца, Салим потерпел поражение, был схвачен и приговорен к смертной казни. В этот момент вмешивается Анаркали, которая отказывается от своей любви ради того, чтобы спасти любимого из лап смерти. Ее погребли заживо в кирпичную стену на глазах у Салима.

17. Покахонтас и Джон Смит

Эта история любви — знаменитая легенда в истории Америки. Покахонтас, индейская принцесса, была дочерью Поухатана (Powhatan), который являлся вождем индейского племени повхатанов, проживавшего на территории современного штата Вирджинии. Принцесса впервые увидела европейцев в мае 1607 года. Среди всех она обратила внимание на Джона Смита, он ей понравился. Однако, Смит был схвачен членами ее племени и подвергнут пыткам. Именно Покахонтас спасла его от растерзания индейцами, позднее племя приняло его, как своего. Это происшествие помогло Смиту и Покахонтас сдружиться. Принцесса после этого случая часто посещала Джеймстаун, передавая сообщения от отца.

Джон Смит, получив тяжелые ранения после случайного взрыва пороха, вернулся в Англию. После очередного визита ей сказали, что Смит мертв. Спустя некоторое время Покахонтас была взята в плен сэром Сэмюэлем Аргаллом (Samuel Argall), который надеялся использовать ее как связующее звено между ним и ее отцом для того, чтобы последний освободил английских заключенных. Во время своего плена она решает стать христианкой и, взяв имя Ребекка, покрестилась . Год спустя она вышла замуж за Джона Рольфа (John Rolfe). Поехав в Лондон через определенное время, она вместе с мужем встретилась с его старым другом Джоном Смитом, спустя долгих 8 лет. Это была их последняя встреча.

18. Шах-Джахан и Мумтаз-Махал

В 1612 году девочка-подросток Аржуманд Бану (Arjumand Banu) вышла замуж за 15-летнего Шах-Джахана, правителя Империи Великих Моголов. Затем она поменяла имя на Мумтаз-Махал, родила Шах-Джахану 14 детей и стала его любимой женой. После того, как в 1629 году Мумтаз умерла, скорбящий император решил создать достойный памятник в честь нее. Потребовалось 20000 рабочих, 1000 слонов и почти 20 лет работы, чтобы завершить строительство этого памятника – Тадж-Махала. Шах-Джахан так и не успел завершить строительство черного мраморного мавзолея для себя. Свергнутый своим же сыном, он был заключен в Красный Форт в Агре, где он проводил одинокие часы, глядя через реку Ямуну на памятник своей любимой. Впоследствии он был похоронен рядом с ней в Тадж-Махале.

19. Мария и Пьер Кюри

pier-mary.jpg

Это история о партнерстве в любви и в науке. Не имея возможности продолжить учебу в Польше, потому что университеты тогда не принимали женщин, Мария Склодовская-Кюри приехала в Париж в 1891 году для того, чтобы поступить в Сорбонне. Мари, как стали ее называть французы, каждую свою свободную минуту проводила в библиотеке или в лаборатории. Трудолюбивая студентка однажды попалась на глаза Пьеру Кюри, директору одной из лабораторий, в которых Мария работала. Пьер активно ухаживал за Марией и несколько раз делал ей предложение выйти за него замуж. Наконец, в 1895 году они поженились и стали работать вместе. В 1898 году пара открыла полоний и радий.

Кюри и ученый Генри Беккерель (Henri Becquerel) получили Нобелевскую премию в 1903 году за открытие радиоактивности. Когда в 1904 году Пьер умер, Мари дала себе обещание продолжить их работу. Она заняла его место в Сорбонне, став первой женщиной-учителем школы. В 1911 году она стала первым человеком, который выиграл вторую Нобелевскую премию, на этот раз по химии. Она продолжала проводить эксперименты и преподавать вплоть до своей смерти от лейкемии в 1934 году, движимая памятью о человеке, которого любила.

20. Королева Виктория и принц Альберт

20 самых известных любовных саг в истории и литературе

Это история любви английской королевы, которая оплакивала своего умершего мужа в течение 40 лет. Виктория была живой, веселой девушкой, которая увлекалась рисованием и живописью. Она взошла на английский престол в 1837 году после смерти своего дяди короля Вильгельма IV. В 1840 году она вышла замуж за своего двоюродного брата принца Альберта. Хотя по началу принца Альберта недолюбливали в некоторых кругах за то, что он был немцем, впоследствии им стали восхищаться за его честность, трудолюбие и преданность своей семье. У пары было 9 детей, Виктория очень глубоко любила своего мужа. Она часто пользовалась его советами в делах государственных, особенно, что касалось дипломатических переговоров.

Когда в 1861 Альберт умер, Виктория была опустошена. Она не появлялась на публике в течение трех лет. Ее затянувшееся уединение вызвало общественную критику. Было несколько покушений на жизнь королевы. Тем не менее, под влиянием премьер-министра Бенджамина Дизраэли (Benjamin Disraeli), Виктория вернулась к общественной жизни, открыв заседание парламента в 1866 году. Однако, она никогда так и не сняла траура по своему любимому мужу, нося черные одеяния вплоть до своей смерти в 1901 году. Во время ее правления, которое было самым длинным в английской истории, Британия стала мировой державой, над которой «никогда не заходит солнце».

Тема любви в русской литературе Тема любви Разное :: Litra.RU :: Только отличные сочинения


/ Сочинения / Разное / Тема любви / Тема любви в русской литературе

    …Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла,

    и мгновенно поразила нас сразу обоих…

    М. Булгаков

    Любовь — высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

    Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:

    Нет повести печальнее на свете,

    Чем повесть о Ромео и Джульетте…

    

    Впрочем, любовь бывает разной — страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной…

    Вспомним героев романа Тургенева “Отцы и дети” — Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.

    А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.

    Другой пример — герои произведения Булгакова “Мастер и Маргарита”. Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.

    Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.

    О любви писали и очень многие поэты.

    Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как “Тяжелый крест достался ей на долю…”, “Я не люблю иронии твоей…”, чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.

    А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:

    

    О, как убийственно мы любим,

    Как в буйной слепоте страстей

    Мы то всего вернее губим,

    Что сердцу нашему милей!

    Давно ль, гордясь своей победой,

    Ты говорил: она моя…

    Год не прошел — спроси и сведай,

    Что уцелело от нея?

    

     И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.

    

    Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты,

    Как мимолетное виденье,

    Как гений чистой красоты.

    В томленьях грусти безнадежной,

    В тревогах шумной суеты,

    Звучал мне долго голос нежный

    И снились милые черты…

    

    Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.

    Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина:

    

    Я вас любил: любовь еще, быть может,

    В душе моей угасла не совсем;

    Но пусть она вас больше не тревожит;

    Я не хочу печалить вас ничем.

    Я вас любил безмолвно, безнадежно,

    То робостью, то ревностью томим;

    Я вас любил так искренно, так нежно,

    Как дай вам Бог любимой быть другим.


314562 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Разное / Тема любви / Тема любви в русской литературе

Новость Тема любви в литературе

В мировой литературе, пожалуй, нет другой темы, распространенной, провокационной, многообразной, многовековой – как любовь или ее отсутствие. Любовь, ставшая неотъемлемой частью человеческого опыта в ее различных формах, является ключевым и очень сложным понятием, которое писатели всех времен пытались выразить и  донести до своего читателя.

О чем мы говорим, когда говорим о любви? Великие поэты достигали солнца и звезд, чтобы описать своих возлюбленных, гениальные прозаики и поэты пытались передать мельчайшие нюансы любовных переживаний.

6 апреля 1372, на пасхальной службе в авиньонском соборе Святой Клары в, Франческо Петрарка увидел Лауру в первый раз.

«Средь тысяч женщин лишь одна была,

Мне сердце поразившая незримо.

Лишь с обликом благого серафима

Она сравниться красотой могла.»

Его любовь была обречена с самого начала. Лаура была замужней дамой, а сам поэт дал обет безбрачия. Но сила вспыхнувшего чувства была так велика, что спустя более 550 лет мы все еще грустим и восхищаемся, перечитывая «Книгу песен», в которой заключены 366 сонетов, посвященные прекрасной Лауре. Ей было 20 лет, ему всего 23. Она ушла из жизни ровно через 21 год после их судьбоносной встречи в тот же день, 6 апреля. Он видел, как все эти годы она меняется и стареет, но, кажется, любил ее все больше…

«Погас мой свет, и тьмою дух объят —

Так, солнце скрыв, луна вершит затменье,

И в горьком, роковом оцепененье

Я в смерть уйти от этой смерти рад.»

Поэт не смирился со смертью любимой, для него она оставалась живой, он продолжал посвящать ей сонеты еще 26 лет, до самой своей смерти.

Князь Андрей Болконский в «Войне и мире» прислушивается однажды ночью к пению и игре на клавикордах Наташи Ростовой; в ту ночь он не может уснуть. Он взволнован и счастлив, он изумлен тем бесконечно большим и невыразимым, что вдруг зародилось в нем. Он почти ничего не знает о Наташе, о ее жизни и мыслях. Любовь открывает ему самые глубокие смыслы, скрытые в этой тоненькой девочке, дерзкой и наивной. Без этой идеализированной тоски Андрея Болконского, который так стремится к любви и новой жизни, не может возникнуть возможность для ее реализации. Читатель еще не знает, будут ли Андрей и Наташа вместе, но эта светлая тоска им понятна. Она – неизбежный спутник и счастливой и несчастной любви.

Что делает литературную любовь столь привлекательной? Чаще всего великие писатели фокусируются на сложных романтических отношениях, трагичных, безответных, или даже болезненных. Читать о любви интереснее всего, когда персонажам есть что терять. Любовь соединяет людские сердца, связывает их жизни воедино, она может поднять героя на вершины блаженства, но может в одночасье разрушить и жизнь и судьбу. Ее сила неодолима. Она может менять людей, заставляя их делать безумные вещи, на которые еще вчера они не посмели бы отважиться. Любовь – абсолют. Она не может умереть, она живет вечно в сердцах любящих.

Любовь – это нечто большее, чем мы сами, то, что показывает нам, кто мы есть на самом деле. Она безжалостна и жестока, терпелива и добра, но неизменно требует самоотдачи и тяжелой личностной работы. Она – поддержка и опора в бурном море жизни. Великие литературные истории любви веками уберегают нас от ошибок. Можно тысячи раз твердить девочке-подростку о необходимости быть осторожной в своих чувствах, и не добиться результата. А можно прочесть «Войну и мир», где пережитая этим подростком трагическая история неудачного побега Наташи Ростовой с Анатолем Курагиным даст ей зримый, почти личный опыт, оберегающий и спасительный.

Специально к Международному женском дню редакция сайта предлагает вашему вниманию новую коллекцию книг: «Эта сладкая мука — любовь»

Тема любви в романе «Мастер и Маргарита»

История Мастера и Маргариты известна даже никогда не читавшим произведение Михаила Булгакова. Одна из вечных, вневременных тем, тема любви в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова притягивает глубиной и искренностью.

Герои до встречи друг с другом

Устами самого Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работал в одном из музеев столицы, иногда «занимался переводами» (знал несколько языков). Он был одинок, знакомых в Москве имел мало. Выиграв по облигации, полученной на работе, большие деньги, снял подвальные комнаты в маленьком доме, купил нужные книги и начал писать роман о Понтии Пилате. Мастер, имевший тогда имя, переживал свой «золотой век». Наступившая весна была прекрасна, роман о Пилате «летел к концу».

Однажды «случилось нечто гораздо более восхитительное», нежели крупный выигрыш – Мастер встретил женщину, очень красивую, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах», и с этого момента жизнь его обрела полноту.

Женщина эта была красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна. Рассказывая о ней, автор восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» Героиня одинока и несчастна – в ее жизни нет любви. Вместе с Мастером в жизнь Маргариты пришел смысл.

Так с рассказа о, казалось бы, случайной встрече героев начинает звучать в романе «Мастер и Маргарита» тема любви.

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мастер и Маргарита поняли, что свела их «сама судьба и что созданы они друг для друга навек». Любовь «поразила нас мгновенно», «поразила нас сразу обоих! – восклицает Мастер, разговаривая с поэтом Бездомным, – так поражает молния, так поражает финский нож!» – навсегда и бесповоротно.

Мастер теперь создавал великий роман, его вдохновляла любимая. Маргарита же обрела счастье, став «тайной женой», подругой и единомышленницей писателя. И, как не было в переулке, по которому, впервые встретившись, шли герои, «ни души», так в новой их жизни не было места никому: только двое и общее их дело – роман, творимый Мастером.

Роман был дописан, и «настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь».

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Ни минуты не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, Маргарита тем не менее не может причинить боль мужу, уйти, ничего не объясняя, ведь он «не сделал никакого зла» ей.

Мастер, создавший гениальный, но «несвоевременный» роман, сломлен. «Я теперь никто». Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.

Милосердие и сострадание в любви героев

Любовь в романе «Мастер и Маргарита» милосердна и сострадательна.

Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, «человек исключительной доброты», «высокоморальный человек» ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.

Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. «Дикий разгром», учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.

Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Именно в произведении «Мастер и Маргарита» тема вечной любви и верности как спасительной силы человеческой души раскрывается перед нами автором. На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь – об этом заставляет нас задуматься повествование.

Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для нее стираются границы Света и Тьмы: «потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно», – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и «князь тьмы» покой «устраивает». Маргарита останется с любимым навсегда, рядом с ним смерть не страшит. «Беречь твой сон буду я», – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.

Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты.
Идет время, история вечной любви, рассказанная на страницах «Мастера и Маргариты», не стареет, убеждая, что настоящая любовь – существует.

Многие современники пытались дать свой анализ любви в романе и причин ее появления, приведенные рассуждения призваны помочь 11 классам при написании сочинения на тему «Любовь в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова».

Тест по произведению