Внешкольные занятия: какие и зачем они нужны ребенку и вам
Случается, малыша отдают сразу во все возможные кружки и секции. И родителей можно понять: у ребенка должен быть выбор, а вдруг какое-то из внеклассных занятий станет в будущем его профессией? И, если не начать с младых ногтей, его могут фатально обогнать. Но стоит ли заполнять все свободное время ребенка разными кружками? Может, лучше остановиться на чем-то одном? Как выбрать? И чем это ему (и вам) грозит?
Что выбрать?
Кружки бывают разными и, прежде всего, разумеется, необходимо исходить из склонностей ребенка. Нужно определиться: во что нравится играть малышу? Что у него получается лучше всего? Чему в семье уделяется повышенное внимание? Не стоит записывать ребенка на несколько кружков сразу, стараясь вырастить из него вундеркинда. Детский организм может не выдержать длительные и регулярные нагрузки.
Прежде всего, стоит определить, собственно, цель занятий. Например, застенчивых детей психологи рекомендуют отдавать в коллективы, где необходимо общаться со сверстниками. Это могут быть танцевальные студии, драмкружки, спортивные секции. Гиперактивных «усмирят» занятия рисованием, музыкой, спортом. Физкультура, спорт и танцы подойдут детишкам разной комплекцией, но, если подвижных и худеньких, с удовольствием возьмут в подготовительные группы профессиональных секций, то полных и малоподвижных малышей не стоит мучить серьезными занятиями. Существует масса групп общего физического развития или хореографии, где самооценка ребенка не подвергнется остракизму требовательного тренера или педагога по танцам.
Если у ребенка явно выдающийся талант (такие дети действительно бывают), родителям стоит приложить все усилия, чтобы показать его самым лучшим в своем деле детским педагогам по профилю. Вполне вероятно, что, в случае действительных способностей, его обучение будет проходить в хорошей школе и без дополнительной платы.
Возраст имеет значение для спортивных секций и танцевальный студий. Например, в бокс, карате и т. п. не возьмут раньше 4-х лет, в серьезный балет – раньше 10 лет. А бывает и наоборот. Что делать, если родители привели в секцию художественной гимнастики, фигурного катания или другого вида спорта, куда набирают детей с 4-х лет, 7-милетку, а его не берут только из-за возраста? При условии, что ребенок очень хочет заниматься именно этим и подходит по комплекции, ведите его в другую подобную секцию. На свете немало чемпионов, начавших заниматься позже прочих, но трудом и талантом, добившихся несравнимо больших успехов. Что касается художественных, музыкальных и развивающих занятий, здесь возраст не помеха: сейчас есть даже предназначенные для грудничков.
Желание самого ребенка – необходимое условие для записи его в кружок или секцию. Бывают ситуации, когда у малыша явные способности или прекрасные физические данные, а он не желает и все тут. В этом случае разумнее всего не принуждать строгостью, а рассказать о том, что его ждет, обрисовав радужные перспективы и предложить попробовать, четко обозначив контрольный срок. Если даже после этого ребенок отказывается наотрез, не стоит его заставлять: опыт многих родителей показывает, что это не имеет смысла. Даже, если он чего-то достигнет, ненависть к домашнему насилию тоже сохранит. А разве вам это нужно?
Важное условие — месторасположение кружка. Поскольку посещать его придется регулярно в течение длительного времени и в любую погоду, имеет большое значение, сколько времени будет занимать дорога туда и обратно, можно ли туда ходить пешком – это самый лучший вариант, или, каким другим образом реально добраться до места. Долгая по времени дорога, проведенная в общественном транспорте или в пробках, будет выматывать ребенка и ученье не пойдет во благо. И, наконец, а кто будет водить или возить его в кружок?
Количество внеклассных занятий должно зависеть и от загруженности в школе. Если ребенок ходит в серьезную гимназию, где много дополнительных занятий, которые стоит посещать, внеклассное образование лучше свести к минимуму. Все-таки, здоровье малыша должно перевешивать родительские амбиции.
Финансы – немаловажный критерий отбора кружка или секции. И дело даже не только в оплате занятий – информация об этих расходах известна сразу, а в том, сколько денег родителям придется выложить на протяжении всего обучения. А это может быть покупка формы для занятий и выступлений, оборудования и инвентаря, оплата поездок на соревнования и конкурсы.
Внешкольные занятия – помощь в развитии – Развитие ребенка
Рейтинг Значение различных внешкольных занятий для всестороннего гармоничного развития ребенка |
Основные положения:
- Спортивные, художественные и обучающие внешкольные занятия развивают способность вашего ребенка к академическому обучению.
- Разрешая ребенку пробовать новые для себя занятия, вы повышаете его самооценку.
Вовлечение ребенка
В зависимости от интересов ребенка и ваших семейных обстоятельств существует выбор среди огромного разнообразия внешкольных занятий. Они включают в себя изучение иностранного языка, занятия спортом, занятия ремеслами, игру на музыкальных инструментах и многое другое.
Участие в этих мероприятиях имеет множество потенциальных преимуществ. Ведь такие занятия помогают ребенку учиться в школе, находить новых друзей и повышать уверенность в себе и свою самооценку. Тем не менее, необходимо соблюдать баланс между учебой в школе, количеством внешкольных мероприятий и временем на игру и отдых. Этот баланс индивидуален для каждой семьи.
Получение нового опыта
При вовлечении ребенка в исследования чего-то нового всегда есть возможность неудачи. Но без риска достижение успеха маловероятно. Позволяя ребенку безопасно экспериментировать и подавляя собственное желание вмешиваться, вы формируете самооценку ребенка, уравновешивая свою потребность защищать его с его потребностью решать новые задачи.
Делая собственный выбор и принимая на себя риск, ваш ребенок иногда будет совершать ошибки. Это ценный урок, который поможет ему узнать пределы своих возможностей, окружающий мир, а также то, что происходит тогда, когда дела идут из ряда вон плохо.
Выясните, какими видами деятельности может заниматься ребенок неподалеку от вашего дома.
Примеры внешкольных занятий
- Легкая атлетика – могут заниматься дети в возрасте от пяти до пятнадцати лет. Родителей, бабушек, дедушек и друзей также можно вовлечь, помогая в организации различных мероприятий.
- Группы продленного дня – все структурированные мероприятия строятся в соответствии с логикой учебного процесса, и это означает, что ребенок занимается деятельностью, которая соответствует его возрастному развитию и самым передовым исследованиям. Наряду со структурированными занятиями группы продленного дня зачастую предлагают детям много времени, чтобы повеселиться и поиграть с друзьями. Дети часто имеют доступ к инвентарю для занятий спортом, искусством и ремеслами, в драмкружке, наукой, приготовлением пищи, пользуются игрушками, играми, маскарадными костюмами.
- Восточные единоборства – эти виды деятельности требуют интенсивной умственной и физической подготовки, они также помогают ребенку узнать о возможностях своего тела, развивают навыки координации и контроля движений, оставаясь при этом очень интересным и увлекательным занятием.
- Скаутинг – это отличное занятие для мальчишек и девчонок. Он включает в себя множество элементов, например, физическое развитие, обучающие занятия, взаимодействие со сверстниками, пристальный надзор взрослых, соревнование и, наконец, радость. В нашей стране также представлены его аналоги.
- Командные виды спорта – почти любой командный вид спорта, баскетбол, футбол и волейбол, могут подойти вашему ребенку. Пусть ребенок выберет действительно интересный для него вид спорта, потому что быть частью команды означает учить правила, соблюдать очередь, взаимодействовать с другими детьми и приобретать новые навыки.
- Изучение иностранного языка – изучение языка поможет ребенку при учебе в школе, особенно читать и писать на родном языке. Моделирование, конструирование, резьба по металлу или дереву – большинство детей любят решать задачи или головоломки.
- Моделирование или изготовление изделий из дерева или металла (под наблюдением взрослых) поможет ребенку научиться воплощать свои идеи в реальность. Успешно завершить проект и получить что-то осязаемое и видимое, может быть чрезвычайно полезным для вашего ребенка.
- Плавание – обучение плаванию может принести много удовольствия, особенно если поблизости есть бассейн с подогревом или крытый бассейн.
- Художественные или музыкальные кружки – искусство и музыка могут помочь ребенку научиться выражать себя. Помните: неважно, как хорошо ребенок рисует, поет или играет на музыкальном инструменте; самое главное, чтобы он получал при этом удовольствие.
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценки.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
Внеклассные занятия 2019 смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве
- Рейтинг
- 6.0 6.0 6.1
- Название
- Extracurricular Activities
- Год
- 2019
- Жанры
- детектив, комедия, триллер
- Страна
- США
- Режиссёр
- Джей Лоуи
- Сценарий
- Боб Саенс
- Актёры
- Патрик Фабиан, Анджела Кинси, Колин Форд, Дарлин Фогел, Гэри Хадсон, Тимоти С. Саймонс, Николас Кутро, Арианна Ортиз, Элли Бамбер, Крис Уоррен
- Время
- Премьера
- 28 января 2019 в мире
Примерный ученик Рейган Коллинз после уроков убивает родителей своих знакомых из школы за определенную плату, маскируя свои преступления под несчастные случаи. Когда подозрительными смертями заинтересовывается полицейский Клифф Докинз, процветающий бизнес Рейгана оказывается под угрозой.
ВНЕШКОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ — ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Внеклассные занятия могут носить одновременно, хотя и не всегда, характер внешкольных занятий и наоборот. Внешкольные занятия — наряду с типично школьными — являются второй важной организационной формой процесса обучения, дополнительной по отношению к учебно-воспитательной деятельности, реализуемой на уроке. К числу основных видов внешкольных занятий мы относим домашнюю работу ученика, а также экскурсию.
Домашняя работа рассматривается как составная часть процесса обучения, проводимого школой и в школе. Поэтому она должна выполнять определенные дидактические функции, тесно связанные с функциями, реализуемыми в ходе урока.
К числу функций домашней работы относятся:
- овладение в ходе самостоятельной работы дома определенными знаниями, образующими основу для выполнения в школе под руководством учителя новых заданий, для решения проблем теоретического или практического характера и т. п.;
- закрепление материала, проработанного на уроке;
- сбор учебных пособий, таких, как: природные образцы, открытки с видами, статистические данные, материалы наблюдений и опросов и т. п. как основы для изучения новой темы на уроке;
- формирование у учащихся определенных умений и навыков в ходе самостоятельного выполнения упражнений;
- развитие самостоятельности мышления и деятельности за счет выполнения индивидуальных теоретических и практических заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала по данному предмету, но отвечающем возможностям отдельных учеников.
На основе исследований было установлено, что уровень реализации этих дидактических функций в большой степени зависит от учителя. Перегрузка учеников чрезмерным количеством домашних заданий, поручение им выполнения заданий, которые превышают их возможности, недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной домашней работе — вот факторы, которые затрудняют эту работу и отбивают желание учиться, снижая тем самым результаты учебно-воспитательной деятельности школы [см: Sos-nicki К. 1948. S. 184—191].
Дидактическая функция экскурсии сводится к непосредственному ознакомлению учащихся с определенными предметами, зачастую в их естественной среде, с природными, общественными, техническими и культурными явлениями и процессами ввиду определенных педагогических целей. Ее эффективность во многом зависит от подготовительной работы, особенно от уточнения заданий, которые отдельные учащиеся или их группы должны выполнить, чтобы впоследствии иметь возможность представить результаты своей работы на уроке всему классу. Экскурсия, как и домашняя работа, является составной частью процесса обучения. Она служит реализации тех дидактических целей, которые на уроке не могут быть достигнуты в понятной для учеников, наглядной форме. Хорошо подготовленная и проведенная экскурсия содействует достижению не только дидактических целей, но и воспитательных, особенно таких, как укрепление коллектива класса, лучшее знакомство учителя с учениками и т. п.
Рассмотренные в этой главе организационные формы обучения тесно связаны не только между собой, но и с методами обучения и с дидактическими средствами. Поэтому при выборе одной из них нужно принимать во внимание дидактическую цель, характерные особенности изучаемого предмета, возраст учащихся, а также объем имеющихся учебных пособий, так как эффективность учебно-воспитательной работы с учащимися зависит не столько от отдельных организационных форм, методов или средств обучения, сколько от их единства, возникающего в результате рационального и сознательного подбора ее составных частей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Интересные внеклассные занятия для школьников
Существует много определений, что такое педагогика. Многие годы ведутся споры о том, что является приоритетным в педагогике. Однако все мыслители и учёные сходятся в одном: главное в педагогике – это развитие творческих способностей ребёнка.
Внеклассные занятия для школьников – это лучший способ организации обучающей среды, в которой ребенок может реализовать себя и свои творческие способности, развить активную жизненную позицию. Надо отметить, что в школе осуществляются внеурочная и внеклассная работы. Их следует различать. Внеурочная деятельность подразумевает функционирование кружков и секций.
Развитие творческих способностей ребёнка во все времена была первостепенной задачей. С проблемой творчества, вопросами, что это такое, как его развивать сталкивалось не одно поколение педагогов. И если главное призвание уроков – давать знания, то внеклассные занятия для школьников расширяют горизонты творческих, креативных способностей. Ребёнок, который, возможно, не блещет способностями в обучении, может ярко проявить себя во внеклассной работе: раскрыть новые грани своего характера, своей личности.
Внеклассные занятия для школьников реализуют в комплексе несколько целей:
- образовательные,
- воспитательные,
- развивающие,
- практические.
В каждом конкретном случае, в каждом конкретном мероприятии ведущей будет одна из целей, а остальные второстепенными. Учитель должен чётко представлять и формулировать цели мероприятия, ведь от этого зависит выбор форм работы, методики проведения, содержательная наполненность и многое другое. Самое главное, что нужно помнить педагогу и родителю – это то, что внеклассные занятия для школьников решают первостепенную задачу организации их свободного времени, с целью общего развития обучающихся и воспитания.
В последнее время особо популярны идеи разновозрастных групп, участвующих в подготовке и проведения праздника. Такой подход к внеклассной деятельности носит психологический аспект: готовит детей к взрослой жизни, умению взаимодействовать как со сверстниками, так и с другими возрастными группами.
Отличия внеклассной работы от учебного процесса:
- Внеклассные мероприятия носят добровольный характер участия, в отличие от учебной деятельности, которая обязательна для всех.
- В основе проведения лежит идея школьного самоуправления, то есть в подготовке мероприятия большая ответственность возлагается на плечи учеников.
- Нет строго учета и контроля навыков, которые получают обучающиеся в процессе подготовки и проведения мероприятия.
Формы внеклассной работы
Внеклассные занятия для школьников носят воспитательный характер. Мероприятия, проводимые в рамках внеклассной работы, могут быть неоднородны по содержанию, разнообразны по форме организации и методике проведения.
Ничто не стоит на месте, постоянно совершенствуются и дополняются новыми формами организации и видами школьные внеклассные занятия. Наиболее популярны среди учителей такие внеклассные занятия для школьников, которые способствуют развитию самоуправления (линейки, смотры, собрания актива школы и т.д.), направлены на расширение кругозора учащихся (экскурсии, поездки, викторины, устный журнал), а также мероприятия развлекательного характера (тематические вечера, КВН, «капустники» и т.д.). Очень популярной формой внеклассной работы по отдельным дисциплинам являются предметные недели. Зачастую формы проведения внеклассных занятий повторяют по технологии проведения известные и популярные телепередачи, различные шоу, такие, как «Поле чудес», «Своя игра», «Что, где когда?» и подобные. Хорошо продуманные и качественно организованные развлекательные мероприятия тоже могут способствовать интеллектуальному развитию школьников.
Конечный продукт внеклассной работы
Именно во внеклассной деятельности реализуются основополагающие потребности ребёнка в самореализации, в самопознании, в самосовершенствовании, самоутверждении. Поэтому грамотно спланированная внеклассная деятельность должна формировать полноценную всесторонне развитую личность.
Повысить качество образования в школе, можно только удачно сочетая деятельность на уроке и внеклассные мероприятия, которые являются мотивом, стимулом, возбудителем интереса к учебной деятельности. Внеклассные занятия для школьников помогают раскрыть не только творческий потенциал детей, но и самого учителя, помочь ему ближе узнать своих воспитанников, посмотреть на них под другим углом зрения. Самые интересные, запоминающиеся действа получаются, когда и у учителя, и у детей есть желание подарить себе праздник. А такое возможно только при уважительном отношении друг к другу, умении пойти навстречу, совместно запланировать и выполнить задуманное!
Автор статьи: Головчанова Юлия Анатольевна
Внешкольные занятия — Parents.ru
Практически все родители хотят, чтобы их ребенок, помимо школьного образования, получал дополнительное разностороннее развитие, посещал секции и кружки. В разделе «Внешкольные занятия» вы получите исчерпывающую информацию о вариантах внеклассной активности для младших школьников. Психологи и педагоги подробно расскажут о плюсах и минусах внешкольных занятий. Специалисты посоветуют, чем занять ребенка после уроков и объяснят, зачем нужны дополнительные занятия детям. Вы получите рекомендации о том, как правильно организовать расписание ребенка и распределять нагрузку. Стоит ли заполнять все свободное время школьника разными кружками? Что лучше для ребенка и удобнее для родителей: один кружок или несколько? Как выбрать самые полезные и интересные секции? Что развивать: физическую активность, умственную деятельность, творческие способности или все и сразу? Ответы вы найдете в статьях данного раздела.
Читайте в разделе:
Не всегда ребенок разделяет желания родителей относительно того или иного кружка. Что важнее при выборе секции – желание ребенка или амбиции родственников – расскажут психологи. Для каких секций важно, сколько лет ребенку, а в какие можно поступить в любом возрасте? Какую роль играют комплекция и темперамент ребенка при выборе секции? Как правильно организовать досуг ребенка, чтобы он все успевал и не переутомлялся? В данном разделе вы узнаете мнения экспертов по этим вопросам.
Бывает так, что у ребенка не складываются отношения с педагогом или же он не добивается успехов в своей внеклассной активности. Наши специалисты подскажут, что делать, если ребенку не нравится секция или педагог. Как помочь ученику установить контакт с преподавателем? Стоит ли прекращать занятия, если ребенок не достигает больших высот и не оправдывает ожидания родителей?
Стикеры, песни, фильмы: учим английский между делом Работа, заботы о доме и семье, суматоха в разнообразных чатах школ и кружков… Когда найти время на себя и свой английский? Если нехватка времени останавливает вас от изучения иностранного языка, не сдавайтесь сразу. Учить английский можно без отвлечения от запланированных дел. Чем занять первоклашку после школы: 5 идей Ваш малыш впервые переступил порог школы. Для него началась совсем новая, интересная и непростая жизнь. Сколько новых знаний нужно усвоить и навыков осилить! Однако ваш ребенок по-прежнему остается ребенком. И, так же как и любому малышу, ему необходимо играть. Учим английский с носителем: «за» и «против» Чем раньше ребенок начнет слушать английскую речь и живой язык, тем проще ему будет освоить иностранный – такой логикой часто руководствуются родители при выборе репетитора. Однако уроки английского с носителем подойдут не всем. 9 мест, где ребёнок может подтянуть английский Чтобы заговорить на английском, многим недостаточно школьного курса, и даже дополнительные занятия не приносят желаемых результатов. Один из самых действенных способов выучить язык — отправиться в страну, где на нём говорят, с головой погрузиться в жизнь и культуру местного населения и вынырнуть англоговорящим человеком. Попробуем разобраться, где и как это лучше делать с ребёнком.Показать еще статьи
Занятия в кружках повышают самооценку школьников – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Дополнительное образование по-прежнему популярно среди российских школьников: в кружках и секциях занимается большинство детей. Многие из них посещают внеклассные занятия в собственной школе. Ребята, которые не ходят в кружки, объясняют это цейтнотом, отсутствием внешкольного образования в их населенном пункте или высокой платой за занятия, выяснили заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и старший научный сотрудник этой лаборатории Валерия Иванюшина
Внешкольная деятельность до сих пор оставалась белым пятном исследований детства. Данные об учреждениях дополнительного образования детей, которые были получены в ходе Мониторинга экономики образования по результатам анкетирования 400 руководителей этих структур, не позволяют судить о предпочтениях детей и влияния внеклассной активности на их самооценку и развитие. Даниил Александров и Валерия Иванюшина впервые представили широкомасштабное исследование, которое позволяет дать ответы на эти вопросы.
Эксперты опросили самих потребителей внеклассных услуг – школьников. «Математика» проекта составила свыше 6 тысяч анкет, полученных в четырех регионах России: в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской и Томской областях.
Респондентами стали девятиклассники, живущие в населенных пунктах разной величины: от мегаполиса (Санкт-Петербург) до малых городов и сел. Их просили вспомнить свой опыт посещения кружков в начальной и средней школе (список разновидностей занятий включал 45 позиций). Сюжетами исследования стали охват и инфраструктура дополнительного образования, наиболее популярные виды занятий и возрастные «пики» внеклассной активности. Были изучены и причины неучастия в кружках. Наконец, анализировалась связь между внеучебными занятиями и самооценкой детей и удовлетворенностью школой.
Итоги исследования опубликованы в статье «Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников», вышедшей в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования», № 3 за 2014 год.
Кружки доступны не всем
«Посещение различных кружков и секций школьниками в нашей стране представляет собой культурную традицию, – отметили Александров и Иванюшина, ссылаясь на развитую систему дополнительного образования в СССР. – Эта практика до сих пор широко применена».
Тем не менее, как подтвердило исследование, часть детей не участвуют во внеклассных занятиях. В больших городах таких респондентов – 4%, в средних и малых – 7%, в поселках – 15%.
Между тем, внешкольная деятельность позволяет детям приобрести те навыки, которые не всегда могут быть получены на уроках, подчеркивают авторы статьи. В этом смысле особенно плодотворны структурированные внешкольные занятия. Они проходят под руководством опытных наставников, укладываются в определенное расписание и нацелены на развитие специфических способностей. Среди социализирующих навыков, которые формируют кружки, эксперты выделяют умение работать в команде, тайм-менеджмент, целеустремленность, самостоятельность и умение общаться.
Для выяснения причин неучастия детей в кружках исследователи включили в анкету вопрос: «Есть ли какие-то занятия, на которые вы хотели бы ходить, но не ходите?». Примечательно, что ответы дали 70% респондентов, что свидетельствует о большом интересе школьников к внеурочной деятельности. Даже те, кто уже ходит в кружки, говорят о своем желании заниматься чем-то еще.
Те, кто не участвует во внеклассных занятиях, могли выбрать три варианта объяснений. Чаще всего респонденты сетуют на нехватку времени. Таковы ответы 70% школьников в больших городах и 55-60% детей в малых городах и поселках. Подобная ситуация может быть связана с возрастанием школьной нагрузки к девятому классу, комментируют авторы статьи.
Вторая частая причина, по которой дети не занимаются в кружках, – отсутствие в поселении инфраструктуры дополнительного образования. Если в городах этот вариант выбрали примерно четверть (25-28%) детей, то в поселках – уже половина школьников, рассказали эксперты. Таким образом, на селе спрос на кружки явно не удовлетворен.
Дороговизна занятий стала барьером, прежде всего, для детей из больших городов (22%). Очевидно, что в городе больше платных занятий, чем на селе.
Большинство школьников занимаются спортом
Виды занятий были разделены на пять категорий: спорт – 20 видов, искусство (музыка, танцы, живопись и пр.) – 9 видов, научные и технические кружки (10 видов), иностранные языки и другие занятия (шитье, макраме и пр.). По данным исследования, дети редко ограничиваются одним кружком. Среднее число кружков в год на человека – полтора-два. Причем спектр внеклассных активностей может меняться: дети пробуют себя в разных видах деятельности.
Наиболее популярны среди школьников спортивные занятия – это 57% внеклассной активности. На втором месте – искусство (игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, театр), им занимаются четверть опрошенных. Иностранные языки – на третьем месте по популярности (9%).
Наименее востребованными оказались научно-технические занятия – в такие кружки ходят лишь 6% детей, подсчитали исследователи. Наиболее популярные – математические и компьютерные.
Это направление внешкольного образования нуждается в дополнительных мерах развития, констатируют исследователи. К слову, в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы особый упор делается на стимулирование исследовательской и конструкторской деятельности детей.
Девочки любят изящные искусства, мальчики – спорт
Гендерные предпочтения относительно кружков проявляются довольно ярко. И девочки, и мальчики одинаково часто занимаются плаванием и иностранными языками. Однако в остальном выбранные ими занятия различаются.
У девочек в почете танцы, пение, игра на музыкальных инструментах и изобразительные искусства. У мальчиков излюбленные занятия – футбол, единоборства, велосипед, ролики и скейтборд.
В начальной школе главные посетители кружков – девочки. В третьем и четвертом классах на одну девочку приходится 2,5 кружка, на одного мальчика – меньше двух. Однако в средней школе, к седьмому классу, частота посещений кружков у девочек и мальчиков выравнивается (2,45 кружка на мальчика и 2,4 кружка на девочку), а дальше мальчики и вовсе опережают девочек (для первых показатель – 2,54, для вторых – 2,33). Впрочем, к девятому классу интенсивность внеклассной деятельности снижается у всех.
С возрастом детей больше интересует культура тела
Исследователи выявили возрастные нюансы посещаемости кружков. Так, младшие школьники чаще посещают пение, танцы, изобразительные искусства, гимнастику, плавание и шахматы. В средней школе интенсивность этих занятий убывает. Частота занятий командными видами спорта (футбол, баскетбол и пр.), а также катания на велосипеде, роликах и скейтборде, напротив, достигает кульминации в средней школе (5-7 класс). Зато к девятому классу она падает.
Особняком стоят фитнес и аэробика у девочек и бодибилдинг и тренажерный зал у мальчиков. Эти занятия отражают формирование «взрослого» отношения к культуре тела, заботу о здоровье. Частота таких занятий возрастает к девятому классу.
В больших городах интенсивность занятий на протяжении всей школы заметно выше, чем в средних и малых городах и поселках. Впрочем, в мегаполисах и предложение намного шире.
Центрами дополнительного образования стали школы
Главным институтом, предоставляющим услуги внеклассного образования, стали общеобразовательные и специальные (музыкальные, спортивные, художественные) школы. В кружки, организованные в школах, ходят до половины опрошенных детей, а в кружки в специальных школах – в районе трети (30%), подсчитали Александров и Иванюшина.
Показательно, что даже командными видами спорта дети чаще занимаются в секциях при общеобразовательной, а не при спортивной школе.
Кружки повышают самооценку детей
Исследователи сравнили влияние, которое оказывают структурированные и неструктурированные (самостоятельные) занятия спортом на самооценку школьника – общую, физическую и академическую. Эти виды самооценки стали зависимыми переменными при построении регрессионных моделей. Независимые переменные – частота структурированных и «бессистемных» занятий.
Как можно было предвидеть, самая сильная связь существует между занятиями спортом и физической самооценкой. Причем эффект структурированных занятий выражен значительно сильнее (регрессионный коэффициент связи составляет 0,316; в случае с неструктурированными занятиями этот показатель – лишь 0,092).
«Занятия спортом также значимо связаны с высокой академической самооценкой, – подчеркнули авторы статьи. – Причем эффект сильнее для структурированных занятий». Регрессионный коэффициент связи составляет здесь 0,123 (для самостоятельных занятий – 0,040).
Общая самооценка также положительно связана со структурированными занятиями спортом, хотя эффект и довольно слабый (0,044).
В работе была выявлена связь между занятиями спортом и чувством удовлетворенности школой. Можно предположить, что эта связь будет сильнее тогда, когда школьники занимаются спортом именно в школе, а не в других учреждениях, добавляют исследователи.
Таким образом, структурированный спорт – а это, напомним, самая существенная часть внешкольных занятий – не только хорошо воздействует на физическое здоровье ребенка, но и помогает формированию позитивного отношения к учебе и к самой школе.
Необходимо и дальше исследовать, как занятия в кружках и секциях влияют на академическую успеваемость и социально-психологические установки детей с учетом их индивидуальных и семейных характеристик. Такие данные позволят сделать то, что давно назрело: сформулировать обоснованную стратегию формирования инфраструктуры дополнительного образования. А затем создать финансово-экономические механизмы, обеспечивающие равный доступ к кружкам и секциям детям из разных семей и населенных пунктов, отметили исследователи.
См. также:
Популярность отличников зависит от мотивации класса
Родителей и детей разделяет масс-культура
Современные дети живут в «сети»
Родители определяют будущее своих детей
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Детям мигрантов нужно помочь с адаптацией
Подпишись на IQ.HSE