Женский исторический костюм: Мода девятнадцатого века: особенности женских нарядов – 559 костюмов от 31 производителей

Содержание

Золотой Век. Женский исторический костюм

Сегодня с дочкой посетили экспозицию частной коллекции, в которой выставлены платья и предметы одежды, которые носили женщины с 1820 по 1920 годы.
Я надеюсь всем интересно будет посмотреть во что одевались дамы из высшего сословия, которые переодевалась 5-6 раз в день — выход к завтраку, визитное платье, вечером она могла пойти в оперу, дома надевала домашнее вечернее платье и, когда собиралась отходить ко сну, облачалась в пеньюар. Носить такие наряды — нелегкий труд. К каждому платью подбирали нижнее белье, корсет, веер, туфли, зонт, сумочку, ленты, шляпку и булавки к ней…
Итак, это афиша

Афиша
Белое батистовое платье. 1910-1915г.г.\
Белый батист.Ручная вышивка.Кружево ручной работы.
Белое батистовое платье


Свадебное платье. 1919г. Англия.
Крепдешин.Вышивка. Белый коралл.
Свадебное платье
Свадебное платье
Розовое бальное платье .1900-1905г.г.Санни Вейп, Калифорния.
Шелковый атлас, бежевая сетка, расшитая жемчугом и стеклярусом. Тонкое белое кружево в сочетании с голубым газом. Аппликации с бахромой на плечах. Складки на талии украшены брошью. Многослойная ассиметричная юбка из атласа, кружева из газа. В каждой складке пришиты металлические утяжелители. При ходьбе складки укладывались на место.
Розовое бальное платье
.
Платье в стиле модерн.1910-1915г.г.
Синий крепдешин и натуральный розовый шелк обильно расшитый черным и голубым бисером. На плечах пуговицы, обтянутые шелком.
Платье в стиле модерн
Розовое платье для прогулок в саду.1890-1900г.г.
Платье было пошито для для девушки 17-19 лет. Кокетка, пояс, манжеты выполнены из кружева ручной работы.
Розовое платье
Платье для прогулок. 1905-1910г.г.Украина.
Бледно розовый маркизет. Вышивка на сетке и кружево ручной работы.
Розовое платье для прогулок
Розовое платье для прогулок

Продолжение следует

История брючного костюма: как мужская «двойка» стала женской классикой

На протяжении XIX и XX веков костюмы в гардеробах женщин, принадлежавших к высшему и среднему классам, считались абсолютной нормой. Но это были костюмы, состоящие из юбок и приталенных жакетов, сшитых из одного материала. Понятие брючного костюма появилось только в 1930-х, когда представительницы мировой элиты начали носить брюки, — нужно же было как-то дифференцировать фасоны. Впрочем, с этого момента споры и начались.

Одно из первых появлений брючного костюма на страницах Vogue датировано 1933 годом — для материала под названием «Дни и ночи на Ривьере» (Riviera Days and Nights) Марлен Дитрих позировала в летней «двойке». При этом актриса и ее коллеги, в их числе — Кэтрин Хепберн и Грета Гарбо, вскидывали брови от удивления, когда им предлагали выйти на публику в брючном костюме. Слишком смело. Когда женщина надевала брюки, это обязательно вызывало дискуссии, но гораздо менее напряженные, чем если бы на ней был костюм. Вплоть до 1950-х женщину в брючном костюме могли арестовать за то, что она в буквальном смысле «прикидывается мужчиной».

Марлен Дитрих на палубе корабля, отправляющегося в Европу, 1933

В чем причина споров

Во время Второй мировой войны женщины носили брючные костюмы и комбинезоны, чтобы им было проще выполнять сложные и опасные работы, но общественного одобрения в широком пространстве им пришлось ждать до 1960-х. В мартовском номере американского Vogue за 1964 год в материале под названием «Пророческий брючный костюм Норелла» (Norell’s prophetic trouser suit) красовался снимок фотографа Хорста П. Хорста, запечатлевшего этот самый костюм, во всю страницу величиной. В журнале образ назвали «совершенно необходимым нарядом для путешествия» и «сутью того, чем сегодня являются брюки», апеллируя к сдержанному и простому современному стилю.

В 1966-м Ив Сен-Лоран представил публике свой Le Smoking — элегантный брючный костюм для вечерних выходов. В ту пору к этому предмету одежды все еще относились с недоверием, достаточным, чтобы не пустить светскую львицу Нэн Кемпнер в модный нью-йоркский ресторан за дерзость явиться туда в костюме, а не в юбке или платье. По легенде, Нэн тогда сняла брюки и осталась в одном блейзере, преподнесенном как очень короткое платье.

Сара Уильямс и Минни Стефанс в брючных костюмах на улице Вашингтона, 9 февраля 1933

Один из выпусков журнала Life за 1968 год наглядно демонстрирует, насколько противоречивой была мода: на первых страницах колумнист (мужчина) сетует на то, что смокинги Сен-Лорана способствуют «разрушению гендерных норм», а ближе к концу журнала редакторы приводят цитаты женщины, утверждающей, что «хорошо скроенный брючный костюм — это лучшая одежда для города». Далее следует комментарий, адресованный тем ресторанам, в которые не пускают женщин в костюмах: «Я скорее выберу другое заведение, чем переоденусь».

Что политического в брючных костюмах?

В 1970-е брючный костюм из полиэстера и туфли на танкетке стали униформой эмансипированных женщин. И все равно этот предмет гардероба на женщине по-прежнему считался вызывающим, и девушкам нередко приходилось уворачиваться от критики коллег и начальников мужского пола. Автор трудов по истории моды Дэниел Делис Хилл отмечает, что брючные костюмы не были просто подогнанными под женские параметры копиями мужских комплектов, пошитых из темной шерсти в тонкую вертикальную полоску. Напротив, женские костюмы выпускали в ярких цветах, задействуя необычные текстуры и ткани. В плане кроя тоже приветствовались эксперименты: жакеты нередко делали удлиненными, по подобию туники. Сделать «двойки» еще популярнее помогла Дайан Китон, носившая брюки, жилеты и галстуки как в жизни, так и в фильме «Энни Холл» (1977).

Дайан Китон на церемонии вручения премии «Оскар» в Лос-Анджелесе, 1976

Тем не менее «провокационная» слава брючных костюмов не испарилась ни в 1980-е, ни в 1990-е. И хотя еще в 1972 году жена президента Ричарда Никсона Пэт стала первой из «первых леди», кто участвовал в съемке в брючном костюме, до 1993 года женщинам запрещалось появляться в здании Сената США в брюках. Правило было негласным, но поддерживалось местной охраной вопреки тому, что этот предмет гардероба одобрили во всех федеральных агентствах еще в 1970-х.

Все изменилось, когда молодой сенатор Кэрол Мозли-Браун вошла в палату Конгресса в своем любимом брючном костюме. О неписанном правиле она попросту не знала — так и положила начало «брючной революции». Вскоре после этого были оглашены новые правила, в которых ясно значилось, что женщинам «позволено носить костюмы-двойки» (также уточнялось, что имеются в виду «брюки-слаксы и блейзер из одного материала, брюки со штрипками не приветствуются»).

Кристи Тарлингтон в костюме Jean Paul Gaultier, 1987

Знак солидарности, воплощенный в одежде

В начале 2000-х брючный костюм вдруг приобрел репутацию старомодного и чересчур консервативного предмета гардероба, никак не вязавшегося с его революционной предысторией, но к середине 2010-х все вернулось на свои места. Дизайнеры модных Домов вроде Chanel или Bottega Veneta снова стали массово выпускать брючные костюмы. В 2016 году 2,9 миллиона пользователей Facebook вступили в сообщество Хиллари Клинтон Pant Suit Nation («Нация в брючных костюмах»), чтобы следить за ее избирательной кампанией, а заодно и за гардеробом. Стиль Ангелы Меркель и Терезы Мэй тоже невозможно представить без брюк.

Стоит ли говорить, что сейчас многие женщины носят брючные костюмы именно для того, чтобы с их помощью выразить свою поддержку политическим деятелям, ссылаясь на феминистскую составляющую истории этого предмета гардероба. В 2019 году десятки женщин-членов Конгресса США пришли на слушание ежегодного доклада президента «О положении страны» в белом с ног до головы — так они отметили столетие получения избирательного права женщинами, попутно продемонстрировав солидарность с предшественницами-суфражистками и неравнодушие к феминисткой повестке. Позицию, как и прежде, помогла выразить именно одежда.

Женщины-конгрессмены во время слушания доклада Дональда Трампа «О положении страны», Вашингтон, 5 февраля 2019

Читайте также:

Как костюм-тройка стал модным и при чем здесь король Карл II

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

История костюма и моды

Нидерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании.
Еще в 16 веке нидерландский костюм сформировался на основе бургундских фасонов с использованием испанских и французских образцов и некоторых местных особенностей.
Позже, когда Нидерланды оказались под властью Филиппа II, в стране начинает распространяться испанская мода. Высшее сословие принимало ее неохотно. Во время деспотического правления Альбы цвета светлых нидерландских одежд потускнели, одежда стала однотонной и темной. Они утратили народный характер и постепенно превратились в испано-французские. Но высшее сословие эту моду отвергло, и в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.

Мужской костюм

Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям — прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава.
Военные отказались от несовместимой с их ремеслом тесной, сковывающей движения одежды. Пышные панталоны еще какое-то время носили, но затем их перестали набивать, и они стали свободно падать до колен. В воинском костюме появились также короткие шаровары.
После 1620 г. штаны еще больше расширяются и нависают над коленями. Все подбивки в одежде исчезают.
Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным.

Перенятые у французов короткая курточка и юбка, модные во времена детства Людовика XIV, удлиняются. Куртка стала более легкой и удобной — длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги.
Верхний кафтан — прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка.
Жесткий круглый стоячий испанский воротник «мельничный жернов», он же «трубчатый воротник», появившийся в Нидерландах во 2-й половине 16 века, вышел из моды только около 1630 г. Позже его носили только пожилые люди.
В 50-е-60-е гг. 17 века вместе с модой на длинные парики появился белый воротник «рабат»: сзади короткий, а спереди — с прямоугольными концами.

что носили мужчины и женщины? Мода Средневековья — Jenclub.ru

Средневековье — время рыцарей, которые отчаянно сражались за сердце прекрасной дамы. Помогали девушкам оставаться красивыми великолепные платья — простые, но стильные, с мягкими летящими силуэтами и богатой отделкой. В то время одежда зависела исключительно от классовой принадлежности, поэтому крестьянки старались преобразить скромные наряды, чтобы выглядеть достойно. Что же было модно в Средние века?

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

1600

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

885

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков. В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия.

СПРАВКА! В Средние века старались не носить одежду белого цвета. Белые ткани считались самыми дешевыми, поэтому их отчаянно избегали.

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

900

СПРАВКА! Женщины Средневековья часто обходились без нижнего белья: им хватало нескольких длинных слоев платья.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Отличия костюмов бедных и богатых

Крой и фасон одежды бедных крестьян и зажиточных горожан не имели различий. В Средневековье куски ткани соединялись между собой единственно возможным способом: шнуровкой. Швы скрывали накладными лоскутами.

3107

СПРАВКА! Отличия в одежде бедных и богатых регламентировались законом.

Основные отличия касались качества тканей и отделки и богатства декора. Вышивки, украшения и аксессуары могли себе позволить только состоятельные люди. Даже если крестьянин разбогател и мог себе позволить более качественные материалы и выделяющуюся отделку, он не мог пойти против устава и сменить костюм.

1000

Из-за огромного влияния церкви все излишества и шик были под запретом. Они считались одновременно и грехом, и преступлением, поэтому о дорогих нарядах люди, не имеющие отношения к аристократическим семьям, могли только мечтать.

Бедняки носили одежду черного, серого или коричневого цветов, в то время как представители высших сословий могли себе позволить все цвета радуги.

СПРАВКА! Почти все цвета в одежде Средневековья имели свое значение. Черный символизировал горе, белый — веру, а синий — чувствительность. Одежду красного цвета, цвета крови, носили палачи.

1000

Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья

Идеалом красоты считались женщины, имеющие во внешности сходства с ликом Девы Марии. Для нее характерны черты:

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • высокий лоб;
  • большие глаза.

Если обратиться к искусству, можно заметить девушек с почти полностью отсутствующими округлостями. Линия груди и бедер практически не заметны в изображениях девушек Средневековья, поскольку они считались вульгарными. А вот большие животы, если верить картинам, дозволялись (или были неизбежны).

1296

Девушки старались всячески придать себе черты мужской фигуры, поэтому всеми изощренными способами скрывали грудь. Для этого очень туго шнуровали корсет, а самые отчаянные и смелые носили свинцовые накладки, препятствующие росту груди.

1200

В моде было отсутствие ресниц и волос на лбу, поэтому их удаляли при помощи известных народных методов. Веснушки и родинки считались метками дьявола, из-за чего девушкам приходилось «выводить» их аметистом.

2000

Девушка должна была олицетворять кротость и покорность, на которые указывали зеленые или голубые глаза и длинные светлые волосы.

Женский наряд раннего Средневековья

В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.

1500

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

1500

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

899

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах.

Плащи стали подшивать мехом.

Мужская одежда раннего Средневековья

Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.

1500

СПРАВКА! Верхняя туника всегда шилась из более дорогой и качественной ткани.

Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.

850

Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.

Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.

400

В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.

Изменения в женском костюме в романский период

В основе женского костюма все также оставались туники. Самое существенное изменение в одежде, произошедшее в романский период, заключалось в том, что одежду стали кроить, а не собирать из цельных кусков тканей.

666

В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.

850

Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.

Появилась еще одна накидка с заниженной отрезной линией талии — блио, — которая надевалась через голову. Ее шили из шелка или шерсти.

720

Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.

Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.

939

Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.

Костюм рыцаря

Доблестные рыцари обязательно облачались в кольчуги и носили доспехи. Как правило, все снаряжение рыцарей изготавливалось на заказ, и на создание одного костюма уходило немало времени и сил десятков ремесленников.

866

Доспехи состояли из мягкой тканевой рубахи и гнущейся плетеной кольчуги. Кольчугу плели из небольших металлических колец, так что в итоге она напоминала кованую сеть. Она могла иметь вид удлиненной рубахи или обтягивающей туники.

1000

Руки защищали кольчужные рукава и перчатки или рукавицы. На ногах были кольчужные штаны — шоссы.

СПРАВКА! Главным недостатком кольчуги была коррозия. Почти после каждого боя ржавчину удаляли с помощью песка.

Основное предназначение костюма рыцаря — защита. Одежда смягчала удары острыми предметами, благодаря чему рыцари возвращались с поля боя живыми и невредимыми. Постепенно защитные свойства одеяния усиливались: добавились нагрудники, наплечники, которые крепились на кожаное основание.

1068

Ремесленники научились ковать шлемы из металла. Сверху на шлем рыцари надевали капюшон кальчуги, благодаря чему воин оказывался защищен от макушки до пят.

Мода Средневековья: готический период

В готический период возникло понятие моды.

796

Особенности одежды в готический период:

  • узкие обтягивающие фасоны, которые препятствовали свободному передвижению и сильно сковывали движения;
  • очень длинные рукава;
  • удлиненные носки туфель;
  • необычные головные уборы, которые женщины носили в обязательном порядке;
  • четкое разделение одежды на мужскую и женскую.
1243

Последний пункт приобрел фанатичный размах. Если человек вдруг решал примерить одежду противоположного пола, его могли казнить.

Женский готический костюм

Самым трендовым считался костюм S-образной формы. Такой силуэт удавалось достичь благодаря сильно завышенной талии и низкого декольте.

640

Зона декольте должна была быть полностью закрытой. Иногда в качестве декора использовалась специальная вставка из дорогой, часто прозрачной ткани, которую священники называли «дьявольским окошком».

Юбка платья была длинной и имела огромный шлейф, длина которого часто достигала нескольких метров. Считалось, что длина шлейфа напрямую зависит от знатности дамы, и наоборот.

775

Рукава платьев могли быть узкими и длинными, прикрывающими большой палец руки, и широкими. Широкие рукава часто подшивались парчой, украшались ажурными вставками, мехом. Причем, рукава не пришивались к платью, а пристегивались, так что женщина могла менять их хоть каждый день.

541

Цветовая палитра состояла из ярких оттенков — красного, синего, желтого, зеленого. Их часто комбинировали между собой, не задумываясь о сочетании.

585

Сверху на платья женщины стали надевать упелянд — верхнюю одежду, обшитую мехом. Он мог быть широким с длинными рукавами или отрезным по талии с юбкой.

СПРАВКА! В готический период впервые появились корсеты.

Корсеты состояли из металлических конструкций и предназначались для того, чтобы придать животу женщины беременный вид. Беременность была в моде, и некоторые женщины даже подкладывали под платья подушки, имитирующие живот.

Разновидности платьев готического периода

В готический период были популярны 2 вида платьев:

Платье киртл имело лиф с длинной шнуровкой и пристегные рукава, а роб характеризовался наличием декольте, пышной юбки, длинным шлейфом и поясом под грудью.

Киртл шили из шерсти или прочного сукна. Узкая верхняя часть напоминала жилет с пристегнутыми рукавами. Иногда рукава отсутствовали, и такое платье надевали как нижнюю тунику.

977

Платье роб имело огромное длинное декольте от плеча до плеча и длинный шлейф — до 5 метров. Некоторые представители церкви выступали против столь длинного «хвоста», поэтому на центральных площадях стражи часто караулили девушек в таких платьях, измеряли длину шлейфа и, если нужно, отрезали лишнюю ткань.

1295

Головные уборы

Головные уборы были обязательным атрибутом женщин. Позволить себе выйти на улицу с открытыми волосами могли разве что аристократки.

СПРАВКА! В раннем Средневековье женщины должны были полностью прятать все волосы. В готический период допускалась одна прядь, которую фиксировали на лбу.

Женские головные уборы шили из разных тонких тканей. Каждый из них имел свое символическое значение. Если женщина облачалась в темную одежду длинное покрывало, которое прикрывало лицо, это означало глубокую грусть и печаль. Радость и веселье олицетворяли расписные платки и открытое лицо.

529

Барбетт — длинный белый платок, который плотно прилегал к лицу, груди, шее, носили в XII-XIV веках.

900

Из жестких тканей и прозрачного шелка изготавливали различные чепцы как причудливой формы, так и очень простые. В Германии женищны носили крузилер — чепец из полотна с большим количеством рюшей. Он плотно прилегал к затылку.

1125

Чепец-эннин с заостренным верхом носили с платьем роб. Его изготавливали из твердой бумаги или полотна, которые покрывали шелком или другими дорогими тканями. Сверху на чепец натягивали длинное прозрачное покрывало, которое ниспадало на шлейф платья. Оно называлось кувр-шеф.

700

Под покрывалом часто находился двурогий чепец — головной убор с двумя рожками по бокам.

Мужчины носили соломеные шляпы, шляпы из фетра, фески, береты, тюрбаны, чалмы, шляпу шаперон. Поверх головного убора они надевали капюшон плаща.

288

Мужской костюм в период готики

Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.

600

Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.

979

В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.

751

Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.

1000

Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.

Какую одежду надевали в средневековой Руси?

Зажиточные горожане носили плащи и брюки (мужчины) и роскошные богатые платья (женщины). Для бедняков и простых крестьян был один вариант одеяния — льняная рубаха и грубые полотняные штаны — портки.

814

Женщины надевали простые длинные платья прямого кроя сверху на белую льняную рубаху. Ткани были довольно скромные и однообразные, без ярких оттенков и многообразного декора.

Замужним женщинам полагалось носить поверх рубахи некое подобие юбки — одежду, которая крепилась на поясе, и называлась понева.

807

Мода Средневековья формировалась под большим влиянием церкви, поэтому большого разнообразия костюмов и цветных тканей не было. Одежда имела свободный крой и большую длину, прикрывала большую часть тела и значительно отличалась у бедных и богатых слоев населения. Постепенно костюм менялся, приходили к более узким и менее закрытым нарядам, но общая картина одеяния оставалась прежней.

История одежды — Википедия

Изучение истории одежды и текстиля отслеживает появление и использование текстиля и других материалов. Изучение истории текстиля также помогает отслеживать развитие технологий изготовления одежды в течение человеческой истории. Ношение одежды является исключительно человеческой характеристикой и является особенностью большинства человеческих обществ. Неизвестно, когда люди начали носить одежду, но антропологи считают, что шкуры животных и растительность были использованы как защита от холода, тепла и дождя, особенно когда люди мигрировали в новый климат. Одежда и текстиль были важны в истории человечества, они показывают, какие материалы были доступны в разных цивилизациях в разное время и какие технологии были использованы для их создания. Социальная значимость готового продукта отражает их культуру.

Волокна можно валять, получая готовый материал или пряcть, получая пряжу, которую можно использовать в вязании или плетении для получения ткани. Подобная ткань обнаружена на Ближнем Востоке во время позднего каменного века[1]. С древних времен и по сегодняшний день, методы текстильного производства постоянно развиваются и выбор доступных текстильных изделий повлиял на то, как люди одевались и украшали свое окружение[2].

Для изучения одежды и текстиля используют материальные останки, обнаруженные с помощью археологии. Изготовление различного текстиля и процесс его производства широко запечатлен в искусстве, что также помогает в изучении. Существуют документы, касающиеся изготовления, приобретения, использования и торговли тканями, инструментами и готовой одеждой. Изучение истории текстиля, особенно её ранних стадий, является частью исследований в области материальной культуры.

Существуют доказательства того, что впервые люди начали носить одежду ещё 100 000—500 000 лет назад[3].

Генетический анализ нательной вши, которая живёт в одежде человека, показывает, что она отделилась от головной вши около 170 000 лет назад, что подтверждает теорию о том, что люди начали носить одежду примерно в это время[4].

Использование швейных игл датировано по меньшей мере 50 000 лет (Денисова пещера, Сибирь). Самая старая (60 000 лет) игла (стержень и ушко отсутствуют) найдена в пещере Сибуду, Южная Африка. Другие ранние примеры игл, датированные 41 000-15 000 лет назад, были найдены в нескольких местах, например, Словения, Россия, Китай, Испания и Франция.

Самая ранняя находка окрашенных льняных волокон датируется возрастом 36000 лет и была найдена в доисторической пещере в Грузии[5].

Каменный век[править | править код]

В Европе надолго похолодало: прошли времена господства мягкого тропического климата, когда люди думали скорее об украшениях, чем об одежде.

Слонов, носорогов и бегемотов сменили северные олени, медведи и львы, чей мех и шкуры, сшитые с помощью сухожилий и волос, успешно играют роль теплой одежды: звериные лапы стали бретелями, а спинки с хвостами — юбками. Мужчины одевались скромней женщин, у одежды мужчин не было бретелек — они перевязывали шкуры животных через правое плечо.

Украшениями служат клыки и кости животных, камни, янтарь.

Нахт в схенти, его жена Тауи в каласирисе с накидкой и ожерельем усех сжимает менат. Гробница TT52, XV век до н. э.

Древний Египет[править | править код]

Производство льняных тканей в Древнем Египте относится к 5500 году до н. э. Культивация и одомашнивание льна, возможно, импортируемого из Леванта, документируется 6000 годом до н. э. Волокна тростника, пальм и папируса использовались отдельно или вместе с льном для изготовления верёвок и других видов тканей. Данные о производстве шерсти в Египте в этот период скудны. Традиционной одеждой мужчин была набедренная повязка схенти, женщин — платье на широких бретельках калазирис. За свою продолжительную историю костюм древних египтян менялся незначительно, дополнялся накидками и аксессуарами, отвечая запросам общества и климатическим изменениям[6].

Старейшее из известных сегодня платьев (англ.Tarkhan dress) найдено в египетском Тархане в 1913 году и датируется 3482 — 3102 годами до н. э.[7][8].

Древняя Месопотамия[править | править код]

Античный мир[править | править код]

Греки носили прямоугольные куски шерстяной или льняной ткани, закрепляя их на плечах двумя застежками-фибулами, а на поясе — ремнем.

Женщины заворачивались в пеплос — отрез плотной ткани два метра длиной и полтора шириной. Хитоны — одеяния, меньшие по размеру и более лёгкие. Хитоны до колен служили для юношей нижней рубашкой. Надеваемый сверху короткий плащ, который застёгивали пряжкой на одном плече, назывался хламида. Другой вид плаща — гиматий — мог служить и ночным покрывалом.

Этруски переделали греческий плащ, выкраивая его в форме вытянутого полукруга. Это — будущая римская тога. Очень большая — до семи метров, — она была так тяжела, что требовалась помощь, чтобы в неё задрапироваться. Закон гласил: должностные лица носят тоги белого цвета, полководцы-победители — пурпурные или золотые. Женщины выбирали на свой вкус.

Древний Китай[править | править код]

Дамы, делающие шёлк, картина XII века, художник Император Хуэй-цзун (римейк оригинала сделан художником VIII века Чжан Сюань), иллюстрирует производство шёлковой ткани в Китае.

Ранние свидетельства производства шёлка в Китае найдены в местах культуры Яншао в Ся, Шаньси. Об этом свидетельствует разрезанный кокон тутового шелкопряда, датирующийся 5000 — 3000 годами до н. э. Фрагменты примитивных ткацких станков примерно 4000 года до н. э. обнаружены в местах существования культуры Хэмуду в Юйяо. Обрывки шёлка 2700 года до н. э.найдены на месте культуры Лянчжу в Цяншаньяне, Хучжоу, Чжэцзян[9][10].

Железный век в Европе[править | править код]

Железный век в целом определяется как период с конца бронзового века (ок. 1200 год до н. э.) до начала Средневековья (500 год н. э.). Об одежде народов Европы этого периода можно судить благодаря сохранившимся захоронениям. Изученные предметы одежды на территории современной Дании указывают на шерстяные платья, туники и юбки[11]. Такая одежда оставалась бесформенной и закреплялась на фигуре кожаными ремнями, металлическими брошками или булавками. Одежда иногда расшивалась контрастными узорами часто по краям. Мужчины носили штаны, обёрнутыми на икрах отрезами ткани. Согревались люди шерстяными накидками и шкурами животных, которые, вероятно, носили мехом внутрь. Также надевали шапки из шкур мехом внутрь. Волосы заплетали в косы или делали сьевские узлы[12].

Византия[править | править код]

Византийский костюм отличает особая роскошь. Античная тога превратилась в плащ из золотой ткани, который надевают поверх туник, расшитых узорами и жемчугом. У женщин длинная вуаль покрывает голову, в прическах используются драгоценности. Узкие мужские брюки украшены россыпью цветов.

Раннее средневековье[править | править код]

Европейцы одеты в облегающие туники и штаны брэ, шлемы и кольчуги, поскольку хорошо умели обрабатывать металл. Готы, германцы, бургунды не знают себе равных в искусстве украшения металла чеканкой, эмалями и инкрустациями.

Высокое Средневековье и расцвет моды[править | править код]

Одежда в Европе XII и XIII веков оставалась простой и однообразной как для мужчин, так и для женщин. Традиционное сочетание короткой туники со штанами для мужчин рабочего класса и длинной туники с верхней одеждой для женщин и мужчин высшего класса сохранилось. Одеяние простых жителей за 300—400 лет практически не изменилось[13]. В XIII веке проявился большой прогресс в окрашивании и обработке шерсти, которая шла на верхнюю одежду. Из льняных тканей шили одежду, прилегающую к телу.

Крестоносцы принесли в Западную Европу из Леванта информацию о тамошних изысканных тканях и шёлке. В Северной Европе шёлк был импортным и считался очень дорогой роскошью[14]. Состоятельные люди могли позволить себе парчу из Италии или ещё дальше. Модный итальянский шёлк украшен узорами кругов и животных и покупался в османской Бурсе, куда привозился из Китая династии Юань по Шёлковому пути[15].

Рукава женских платьев котт должны быть такими узкими, что каждый раз после надевания их нужно зашивать.

Церковь требует, чтобы евреи носили отличительный предмет одежды — жёлтый остроконечный колпак.

Середина XIV века знаменует собой появление «моды» в Европе[16]. С этого периода европейская мода значительно меняется и приобретает яркие отличительные черты от других цивилизаций и периодов[17]. Появляется более приталенный крой по фигуре, дополненный шнуровками и пуговицами[18]. Для мужчин в моду вошла одежда mi-parti, сшитая из двух контрастных тканей[19].

Популярной обувью XIV—XV веков, занесённой с Востока[20], была кракове (или пулены) с длинными узкими носками. Чем длиннее носок был у ботинка, тем богаче и знатнее считался его хозяин. Порою длина носка достигала таких размеров, что его приходилось подвязывать, чтобы он не мешался при ходьбе[21].

1350-е

Крестьяне освобождаются от сеньоров. Ремесленники и торговцы в городах образуют экономические группы — цеха, гильдии. В Италии и Франции у художников и поэтов новая цель: поиски красоты.

Мужчины носят короткие костюмы. Одежду отныне подгоняют по фигуре шнуровкой.

Появляются экстравагантные шляпы. Женщины создают конструкции из ткани, подкладывая под неё конусы или подушечки и закрепляя их длинными шпильками.

Церковь рассматривает такие шляпы «с рогами» как дьявольский знак. Дети кричат вслед женщинам, одетым подобным образом, «au hennin!». С тех пор слово «геннин» означает высокий женский головной убор.

Доколониальные цивилизации[править | править код]

Шерсть оставалась самой популярной тканью для всех классов, за ней следовали лён и конопля[15].

1450-е[править | править код]

Франция заканчивает Столетнюю войну, Англия — начинает войну Алой и Белой Розы. В Италии — эпоха Ренессанса: дамы говорят на древней латыни, возрождается просвещение. В Тоскане прядут шёлк. Для праздников создаётся «необычная» одежда. Женщины носят длинный расшитый упелянд с волочащимся шлейфом, под ним облегающий котт — нижнее платье. Верх мужских шапочек обматывают шарфом, конец которого спускается на верхнюю одежду. Встречаются короткие кафтаны турецкого происхождения.

1470-е[править | править код]

В Венеции лодочники-гондольеры украшают свои шапки-боннэ перьями страуса или павлина, носят пёстрые штаны. На головах венецианок приколоты шиньоны — накладные волосы, в руках — придуманные ими носовые платки. Члены Совета носят мантии — длинные одеяния, прямые и со складками. Здесь торговля шелком с Азией никогда не прекращалась. Теперь триумфальный успех среди венецианских ремесленников имеет бархат.

Изобрели книгопечатание: прежде всего печатают Библию, но скоро появятся и модные гравюры.

Женщины сбривают волосы надо лбом и придают большое значение убранству головы. Тонкие шарфы обвязаны вокруг высоких шиньонов, нежная ткань уложена конусом на легком каркасе из латуни, покрывала из чёрного бархата обрамляют лицо, подчеркивая его томную бледность. Вырезы-декольте становятся все глубже.

При дворе Кастилии королева Жанна Португальская желает скрыть свою беременность — ведь она беременна не от супруга. Она вводит в моду юбку-каркас с ободами из незрелого тростника — вердуго, которая затем станет французскими вертюгалями и фижмами.

Другое веяние моды: креве — разрезы на рукавах робы, богатого верхнего платья, сквозь которые видна вышитая нижняя сорочка.

В Англии шляпы с клювом, в стиле Робин Гуда, имеют успех так же, как догалины из Италии — накидки с широкими, отвернутыми к плечам рукавами.

Ренессанс охватил все страны Европы. Новые тенденции: мягкие ткани, глубокие декольте и широкие рукава. Мужчины носят плоские шляпы с перьями.

Иллюстрация 1520 года из «Книги нарядов» М. Шварца, одной из первых книг о моде

1525[править | править код]

Во Франции и в одежде мужчин приняты вырезы-декольте. Пышные рукава камзолов и догалинов делают с разрезами. Нижняя часть шоссов стала длинными чулками из шелковых трико. Верхняя — короткими штанами с гульфиком.

Появляется обувь с широким квадратным носком — «медвежья лапа».

Костюмы женщин Лондона. Акварель из «Всемирного театра старинной и современной моды»
Лукаса де Гира (англ.)русск.. Около 1575 г.

В эпоху Ренессанса парфюм надолго заменил чистоту. Недобрая слава общественных бань и строгие предписания церковной Реформации убили средневековую привычку к частому мытью.

1540-е[править | править код]

После битвы при Павии (1525) победа досталась испанской чопорности. Конец декольте — теперь наглухо застегнутые робы с высоким воротником и подкладными плечами имеют жесткую форму пирамид. Преобладают чёрный и золотой цвета. Мужчины носят шпаги на боку.

Исключением остается Венеция, избежавшая испанского влияния. Тут дамы ходят на подпорках, которые увеличивают их рост на 30 сантиметров. Самые смелые надевают под юбку для пышности штанишки-кальсоны. Добиваясь белокурого цвета своих шевелюр, венецианки носят шляпы без донышка: волосы светлеют, выгорая на солнце.

1580-е[править | править код]

У королевы Елизаветы Английской 6000 платьев и 60 париков. Она любит накрахмаленные воротники.

А дамы при дворе Генриха III носят вертюгали с подложенными под юбки валиками (по англ. — фартингейлы). У мужчин подкладку камзолов-пансеронов набивают паклей или губкой для защиты от покушений, а ворот украшают гофрированными воротниками-фрезами. Носят очень короткие штаны-кюлоты.

С приблизительно 1580 по 1635 годы в мужской и женской моде используется ребато (также пикадиль)— широкий стоячий воротник на каркасе с зубчатыми краями[22]. У женщин ребато порою возвышался гораздо выше головы, напоминая крылья[23][24].

1630-е[править | править код]

Европейские страны борются за превосходство. Испания и Италия теряют своё влияние. Законодательницей моды становится Франция.

Пуританки в Англии носят поверх головного убора большие чёрные шляпы — в таких прибыли в Америку первые колонисты. Лорд Денбиг привёз из Индии пижаму: длинные «штаны моголов» под свободно-развевающейся курткой.

Некоторые, как голландцы, остаются верны испанским фрезам (рафам), широким, как мельничные жернова. К середине XVII века раф уменьшился в диаметре и почти не крахмалился[25]. В 1600-х годах введён в моду высокий стоячий воротник а-ля Медичи (также а-ля Мария Стюарт)[26] специально для демонстрации кружева королевой Франции Марией Медичи, в честь которой получил своё название[27].

Но мода, как искусство, и научные идеи века меняется быстро и часто. Фартингейлы пропали, женщины вернулись к естественным линиям. Лицо обрамляют локоны. Надевают одно за другим сразу три платья: скромное с рукавами, украшенными лентами, лукавое, а под ним — секретное.

На голове у мужчин — фетровая шляпа с перьями. Плащи они носят, набросив на одно плечо. Фрезы забыты, им предпочитают жёсткие затянутые воротники-голилья. Сапоги делают с широкими отворотами, а туфли прикрывают розеткой из лент.

1663 — испанцы только что сменили дамские вердугадо на гардинфанты, более вытянутые в ширину, но все ещё жёсткие. И уже открывают для себя в Версале новую моду, представляемую молодым королём Людовиком XIV. Ленты соперничают с перьями и кружевами в экстравагантных нарядах. Пурпуэн превратился в брассьер, из-под которого наружу топорщатся кружева — жабо воротника и манжеты сорочки. Самым удивительным предметом стали рингравы, короткие и широкие брюки-юбка с обилием кружевных воланов-канонов. Плоские шляпы покрыты страусовыми перьями; обувь на красном каблуке и с бантом.

С тех пор, как мадемуазель Фонтанж, фаворитка короля, подвязала свои волосы бантом, беспорядочные локоны больше не носят — все они должны быть высоко подняты. Дамы, чьи причёски открывают уши, — бесстыдницы, потому что дают повод для плутовских речей. Модные и у мужчин, и у женщин бархатные мушки, смотря по тому, где они наклеены, могут означать возвышенную или низменную страсть. Самые красивые мушки покупают в «Жемчужине мушек» на улице Сен-Дени.

В конце XVII века рингравы исчезли, а камзол сменили полукафтаны-жюстокоры. У них есть карманы. Галстук «а-ля Штейнкерк» имеет вид шарфа, продетого одним концом в петлицу. Мужчины вместо париков с отброшенными на спину волосами носят другие, очень высокие — «биннеты», названные так по имени их творца Бине.

Новые модные предметы для дам — маленькая муфта, перевязанная лентой, и менее жесткие корсеты-гургандины. Украшением общества становятся острословы и весельчаки.

Открылся салон моды мадам де Мосмеле.

На смену эпохе моды барокко пришла эпоха моды рококо: «интимный» костюм, то есть богато орнаментированные платья с правильными линиями и маленькими деталями.

Французская королева Мария-Антуанетта — самая элегантная женщина Франции. Подданные короля мгновенно следуют её примеру. Она ввела в моду платье рубашечного покроя. Королева официально разрешила придворной модистке Розе Бертен обшивать всех. Как следствие, открылась модная лавка «Великий Могол». На помпезных праздниках, устраиваемых при королевском дворе, встречаются хитроумные устройства. К примеру, панье — каркас юбки, который легко поднимается и сужается, давая возможность свободно проходить в двери. Или головные уборы на пружинах. Но и механика не даёт забыть про кружева: они везде.

В городе в моде верхняя одежда небольших размеров: женский казакин — узкая куртка до бёдер — и короткий мужской вест. Все носят большие шляпы на манер англичан.

Волосы больше не стригут, а добавляют накладные. С помощью конского волоса и газовой ткани на голове возводят целые сооружения. Цветы, птицы, куклы, корабли (A-la Belle Poule), любимые животные, овощи на этих взбитых пучках-пуфах отражают вкусы тех, кто их носит. К началу 1780-х годов громоздкая, вычурная куафюра становится несколько скромнее, исчезает мода на «паруса» и «вазоны». После Французской революции «старорежимные моды» сделались предметом насмешек.

«Магазин английских, французских и немецких новых мод» — первый модный журнал в России, выходил в Москве ежемесячно в апреле-декабре 1791 года.

1800-е[править | править код]

Из Франции распространяется ампирная мода, подражающая античным образцам. Платья больше не будут совсем прозрачными; их рукава, бывшие маленькие «фонарики», становятся очень длинными. Грудь из свободного декольте возвращается под лёгкий корсет. Облака кисеи служат важному делу обновления дамского белья: робко появляются нижние штанишки — идея молодых англичанок для занятий гимнастикой. Дамы, не имевшие к ним привычки, находят их неудобными и долго отвергают.

На парадных платьях декольте украшали небольшими стоячими воротниками-херусками, уменьшенным вариантом пышных воротников-медичи XVII века[28].

Завоевание более прочное, хотя тоже английское: короткая куртка спенсер, придуманная лордом Спенсером. Джордж Браммел — английский денди, абсолютный законодатель мод.

Популярностью пользовались простые причёски, преимущественно на античный манер, в том числе короткие «унисекс»-стрижки (например, причёска а-ля Тит).

1820-е — 1830-е[править | править код]

После окончания Наполеоновских войн наступает относительно продолжительное затишье, которое в Германии и Австрии назвали эпохой бидермайер. В этот период в мужской моде главенствуют редингот, жилет и цилиндр, трость, узкие брюки со штрипками, рубашка с воротником-фатермордер[29], иногда фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, пышными юбками в форме колокола, шляпки-капоры.

1840-е — 1850-е[править | править код]

Йозеф Зиммлер, Портрет Эмилии Влодковской (1865)

1860-е[править | править код]

Кринолин стал символом праздников и вальсов. Нижние юбки из конского волоса передали своё название «клеткам» из металла, поддерживающим платье, подол которого в окружности доходил до 14 метров. Позднее появление велосипедов и распространение железных дорог выводят его из обихода.

1880-е[править | править код]

Для хрупких женщин корсет надёжная поддержка, для других — средство создания нужного силуэта. Чтобы надеть корсет, долгое время требовалась помощь. Появление шнуровки «для ленивых» позволило одеваться самостоятельно. Однако этот предмет продолжает вызывать споры. По данным медиков, 4 из 5 женщин, умирающих от грудных болезней, убивают себя сами, сильно затягивая корсет (см. Жертва моды). Подол платья приобретает новую форму за счёт турнюра.

1890-е[править | править код]

В 90-х годах в Вене возникает стиль «сецессия», название которого связано с художественной группой «Сецессия» («Уход»), в которую вошли молодые художники, решившие порвать с традициями искусств предшествующих поколений. Вообще, на стыке веков появилось новое мироощущение, в котором сплетаются мир стремительно развивавшейся техники и уходящей романтики — одновременно во многих странах возникают новые художественные направления, единые по мысли, но со своими особенностями и с разными названиями: в Германии — югендстиль, в Вене и Чехии — сецессия, в других странах Европы — ар-нуво, в странах будущего Советского Союза все эти направления объединены под общим названием — модерн. Основная черта модернистских направлений — гармоничность, равновесие между эстетикой и целесообразностью.

Блиста

Европейский костюм 18 века (мода эпохи Рококо)

Западноевропейский костюм первой половины 18 века (мода Рококо)

В 18 веке стиль барокко сменился стилем рококо. Название это происходит от французского слова, означающего «украшение в форме раковины».
Стиль рококо отличался изящной декоративностью, хрупкостью, утонченностью, чувственностью и некоторой манерностью. Он не терпел прямых линий, и они приобрели изогнутость и плавность. Это был последний период господства аристократической моды, который окончился с началом французской революции и падением абсолютизма.
Идеалом рококо считался изящный силуэт и утонченные манеры. Движение, походка вырабатывались под руководством учителей «хороших манер». «Хороший тон» стал той преградой, которая разделяла аристократию и буржуазию.
18 век называли «галантным веком», веком менуэта, кружев и пудры.
Модным силуэтом были узкие плечи, очень тонкая талия, округлая линия бедер, маленькая прическа. Даже мужской костюм выглядел женственным.
Костюмы аристократии шились из бархата, дорогого тяжелого шелка и парчи, тончайшего полотна и кружев, блистали золотом и драгоценностями (даже вместо пуговиц на них были драгоценные камни). Парадные платья, хотя бы и самые дорогие, надевались всего один раз.

Мужской костюм

Обязательной принадлежностью мужского аристократического костюма была белоснежная рубашка из тонкого полотна с пышными кружевными манжетами и разрезом, спереди украшенным кружевными оборками — «жабо».
Поверх рубашки надевали «весту» — узкую распашную куртку из яркой шелковой ткани с вышивкой с узкими длинными рукавами, которые не сшивались, а скреплялись по локтевому шву в нескольких местах. Эта куртка застегивалась впереди на талии до середины груди, открывая жабо. Во второй половине века весту стали шить без рукавов, а спинку делали из полотна, и она получила название «вестон», или «жилет». В Англии веста называлась «вескоут».
Поверх рубашки и весты мужчины носили жюстокор.
В начале 18 века жюстокор трансформируется в «аби», который плотнее облегал грудь и талию, имел несколько складок-фалд в боковых швах, и шлицу с фальшивой застежкой на спине. Парадные аби шили из атласа или шелка и украшали вышивкой борта и карманы, а манжеты делали из той же ткани, что и весту. С конца XVIII в. аби стали носить только при дворе.
С жюстокором и аби мужчины носили «кюлоты» — узкие штаны длиной до колена или немного ниже его. Они застегивались внизу на пуговицу, и иногда у них были карманы. Поверх кюлотов дворяне иногда надевали белые шелковые чулки, а буржуа — цветные.
Перчатки, плащи шпага на поясной портупее дополняли костюм. В 30-е гг. 18 века вместе с модой на нюхательный табак появились табакерки и табакотерки.
Зимой мужчины носили большие муфты и «гетры» — чулки без подошвы, которые надевались прямо поверх обуви и защищали ноги от ступни до колен.

Женский костюм

Женщина в костюме эпохи рококо напоминала изящную фарфоровую статуэтку. Силуэт костюма ярких и светлых тонов был очень женственным и подчеркивал нежность хрупких плеч, тонкую талию и округлость бедер.
Женщины носили нижнюю сорочку, корсет и «фижмы» — облегченный каркас, на котором юбка лежала свободно, падая широкими складками. Фижмы, а во Франции «панье», делали из ивовых прутьев или китового уса, прокладывая валиками и слоями простеганной ткани.

на женщине: парадное платье с фижмами

на мужчине: парадный жюстокор

на женщине: парадное платье с фижмами
на мужчине: жюстокор в виде мундира и кюлоты

Форма панье была разнообразной: овальной, круглой, конусообразной. Самые широкие колоколообразные носили аристократки. Женщины из буржуазной среды вместо панье чаще носили накрахмаленные нижние юбки. Спустя десятилетие панье сильно расширились, приобретя форму эллипса. Проходить в двери, садиться в карету в них было очень неудобно, и при изготовлении каркаса стали использовать шарниры.
Придворное платье имело шлейф, который пришивался к плечам или к талии.
Женщины носили нижнее и верхнее платья — «фрепон» и «модест». Подол фрепона богато вышивался, лиф был очень узким, под него надевали корсет. Платье модест было распашным от талии, и по краям разреза его украшали богатой вышивкой. Лиф модеста скреплялся на груди бантами или шнуровался. Банты располагались на груди так называемой «лестницей» — уменьшаясь по величине сверху вниз. Декольте в форме каре украшали кружевами. Узкий, гладко вшитый у плеча рукав дополнялся пышными кружевными воланами (чаще всего их было три). Шею дамы иногда повязывали легкой шелковой косынкой.
Модным в эпоху рококо был «контуш» — платье «со складками Ватто» — широкое, длинное, неотрезное в талии. Носили его без пояса, надевая поверх нижней юбки на каркасе. На спине, под обшивкой ворота, закладывались крупные складки. Контуш мог быть распашным и скрепляться на груди лентами или цельным, без разреза. Его шили из шелковых, полушелковых, атласных, бархатных тканей светлых ярких расцветок или в крупную полоску. К середине 18 века контуш сильно укоротился, и его носили только дома. На улице в контуше можно было встретить лишь представительниц низших слоев населения.

костюмы для прогулок

на мужчине: шелковый камзол с пелериной, берет с пером

на женщине: платье-контуш со складками «ватто»

Чулки у дам были светлые шелковые с вышивкой золотом или серебром.
С середины 18 века частью женского охотничьего костюма стали кюлоты.
Простые горожанки в своей одежде подражали костюмам знати, но шили ее из недорогих тканей более темных расцветок.

Фарфоровая статуэтка «Девушка с гусем»

Обувь

Мужчины носили башмаки на невысоком каблуке и плоские легкие туфли, украшенные пряжкой эскарпен.
У женщин были открытые туфли из атласа или тонкой цветной кожи на высоком каблуке.

Прически и головные уборы

Мужские прически в стиле «рококо» представляли собой завитые в локоны или гладко зачесанные назад волосы. Сзади их связывали черной лентой или прятали в черный мешочек-«кошелек». Аристократы пудрили волосы, а также носили белые пудреные парики. Лицо гладко брили.
Модным головным убором в 18 веке стала «треуголка», которую носили даже женщины. Мужчины часто держали ее на сгибе левой руки, а не на голове.
Дамская прическа была небольшой. Волосы завивали в локоны, поднимали вверх и скалывали на затылке. Прическу пудрили и украшали лентами, перьями, цветами, нитками жемчуга.
Головные уборы дамы надевали редко. Голову покрывали накидкой, во время путешествий надевали мужскую треуголку, а дома носили небольшой чепчик, украшенный лентами, цветами, кружевом.

Украшения и косметика

В 18 веке в моде были румяна, пудра, духи, мушки. Пудрили волосы и парики.
И мужской, и женский костюм эпохи рококо дополнялся большим количеством украшений, в том числе и ювелирных. В одежде присутствовали кружева, банты, рюши, богатейшие вышивки.
Модными были кольца, браслеты, ожерелья, колье, золотые часы на цепочках. Полюбились маленькие букеты искусственных цветов (часто фарфоровые), которые прикалывали на груди. Белизну кожи женщины оттеняли бархоткой или рюшами из кружев на шее. Не потеряли популярности веера, которые иногда расписывали такие знаменитые художники, как Ватто и Буше.

Западноевропейский костюм второй половины 18 века (позднее Рококо)

2-я половина 18 века — период классицизма в искусстве. Стиль рококо, определивший тенденцию в моде середины 18 века, получил название «позднего рококо».
В 70-е годы 18 века значительную роль начинает играть английская мода, связанная с культом чувств, простоты, стремлением сблизиться с природой. Отличаясь большей строгостью формы и цвета, она прежде всего оказала влияние на мужской костюм.
Проникнув на континент, английская мода вначале распространилась в среде крупной буржуазии и дворянской молодежи. Затем она проникла и в высшее общество и заметно повлияла на придворный костюм.
Английское дворянство создало удобный по покрою, простой костюм. Состоял он из синего суконного фрака, короткого желтого жилета, кожаных штанов, сапог с отворотами и круглой шляпы.

Мужской костюм

Мужская одежда в эпоху позднего рококо стала богаче красками и наряднее. Сюртуки и жилеты сплошь покрывались вышивкой золотом и серебром, канителью и блестками.
В 70-х гг. в мужском костюме произошли радикальные изменения. В моду повсеместно входит английский суконный «фрак», постепенно вытеснивший французский жюстокор.
Фрак появился в Англии в 1-й половине 18 века. Первоначально он предназначался для верховой езды, а позже распространился в Европе как гражданская одежда. Его всегда носили без шпаги, и у него не было карманов.
Фрак шили из тканей темных строгих расцветок или из шелка, например, во Франции. Крой его был облегающий, воротник стоячий или отложной и отогнутые от талии полы. Покрой фрака часто менялся.
Особенно моден в 70-е гг. стал английский «редингот» — верхняя одежда с прямыми полами и шалевым воротником. Первоначально редингот служил костюмом для верховой езды.
У рубашек сузились манжеты и уменьшилось жабо. Узкими оставались и кюлоты. Наряду с белыми появились полосатые шерстяные чулки.
В употребление входят более короткие жилеты, срезанные по линии бедер, и сюртук — чаще всего из полосатого сукна.

Женский костюм

Женский костюм середины 18 века сохранял характер стиля рококо, но стал более сложным по силуэту и декору.
Характерным признаком моды 2-й половины 18 века стала новая форма кринолина — овальная.
Дамы носили широкую, эллипсообразно растянутую в боках и уплощенную впереди и сзади юбку. Кавалеру рядом с дамой в такой юбке приходилось идти не рядом, а несколько впереди, ведя ее за руку. Парадное платье покрывалось массой гирлянд из лент и бантов, а края его обшивались оборками из лент и кружев. Такие наряды были уместны во время грандиозных празднеств при дворе Людовика XVI и Марии Антуанетты. Они считались верхом элегантности.
В конце 18 века утренним платьем светской женщины был «полонез», состоящий из юбки и лифа, поверх которого надевалось распашное платье. У верхнего платья выкраивалась неотрезная спинка из трех частей и почти прямые полы. В местах соединения спинки и полочек продергивался шнурок и с его помощью получались сборки, а внизу платья образовывались полукруглые драпировки. Существовало множество вариантов этого платья — от домашнего до парадного. Были полонезы с низким декольте, с пышными драпировками, закрывавшими спереди почти всю юбку («полонез с крыльями») и т.д.
Повседневным дамским нарядом служил костюм с укороченной «до косточки» нижней юбкой и подобранной вокруг талии в виде мягких полукружий верхней юбкой. Этот костюм дополнялся большой косынкой, отделанной кружевами или оборками, которую накидывали на плечи.
Парадные туалеты отличались большой пышностью и украшались кружевами, оборками, бусами, букетами и гирляндами искусственных и живых цветов, а головные уборы — страусовыми и павлиньими перьями. Перчатки, зонтик, трость и лорнет вошли в моду к 80-м гг. 18 века.
В 80-е гг. английская мода влияет и на женский костюм. Для платьев «английского» типа характерна мягкость линий, их шьют из легких тканей светлых тонов. Жесткие каркасы постепенно выходят из моды. Платья утягиваются немного выше талии, что напоминает силуэт античных одежд. Юбка струится мягкими свободными складками, заканчиваясь небольшим шлейфом. Лиф с округлым вырезом мягко драпируется косынкой, покрывающей плечи и грудь.
Для верховой езды аристократки надевали костюм, состоящий из юбки и жакета, напоминающего мужской фрак.

Обувь

Мужской обувью были башмаки с большими металлическими пряжками. Для утренней прогулки и верховой езды служили сапоги-ботфорты.
Дамы носили парчовые, атласные или бархатные туфли на высоком каблуке и чулки светлых тонов.

туфли 18 века

Прически и головные уборы

Мужские прически почти не изменились. Чаще всего волосы зачесывали назад и стягивали на затылке в пучок, перевязывая черной лентой. Пряди над висками завивали, укладывая в параллельные валики. Прически по-прежнему пудрили. Парики еще носили, но они уже выходили из моды. Шляпу стали чаще надевать на голову, а не держать в руках, как раньше. Вместо прежней треуголки в моду входит более удобная «двууголка». Появились «английские» шляпы конической формы с невысокой тульей и узкими полями и цилиндр, который надевали к рединготу.
Между 70-80-и гг. 18 века возникла сложная парадная дамская прическа — «куафюра», составлявшая одно целое с головным убором. Несколько ее видов были созданы парикмахером французской королевы Марии Антуанетты — Леонаром. Волосы поднимались надо лбом на высоту иногда до 60 см и закреплялись на легком каркасе, который устанавливался на макушке головы. Потом их завивали, укрепляли шпильками, помадили, пудрили и украшали лентами, перьями, кружевами, цветами, массой драгоценностей. Поверх прически на голову водружали целые корзины с цветами, фруктами или даже макеты парусных кораблей.

Парадная прическа времен Марии-Антуанетты

Под влиянием английской моды прическа постепенно стала ниже, упростилась, волосы перестали пудрить. Шляпы — огромные из шелка или бархата или «английские» с широкими полями.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Исторические костюмы от производителя — Сударушка

 

Арт. СК181

Цена по запросу

 

Арт. СК493

Цена по запросу

 

 

Арт. СК495

Цена по запросу

 

 

Арт. СК494

Цена по запросу

 

 

Арт. СП186

Цена по запросу

 

Арт. СК311

Цена по запросу

 

 

 

Арт. СП441

Цена по запросу

 

Арт. СП442

Цена по запросу

 

 

Арт. СП443

Цена по запросу

 

 

Арт. СК444

Цена по запросу

 

 

Арт. СП516

Цена по запросу

 

Арт. СП517

Цена по запросу

 

 

 

Арт. СП582

Цена по запросу

 

Арт. СП583

Цена по запросу

 

 

Арт. СП584

Цена по запросу

 

 

Арт. СП585

Цена по запросу

 

 

Арт. СП586

Цена по запросу

 

Арт. СП591

Цена по запросу

 

 

 

Арт. СП187

Цена по запросу

 

Арт. СК190

Цена по запросу

 

 

Арт. СК191

Цена по запросу

 

 

Арт. СК188

Цена по запросу

 

 

Арт. СК192

Цена по запросу

 

Арт. СК193

Цена по запросу

 

 

 

Арт. СК189

Цена по запросу

 

Арт. СК194

Цена по запросу

 

 

Арт. СК195

Цена по запросу

 

 

Арт. СК196

Цена по запросу

 

 

Арт. СК197

Цена по запросу

 

Арт. СК198

Цена по запросу

 

 

 

Арт. СК199

Цена по запросу

 

Арт. СК207

Цена по запросу

 

 

Арт. СК127

Цена по запросу

 

 

Арт. СП128

Цена по запросу

 

 

Арт. СК129

Цена по запросу

 

Арт. СК132

Цена по запросу

 

 

 

Арт. СК133

Цена по запросу

 

Арт. СК134

Цена по запросу

 

 

Арт. СК135

Цена по запросу

 

 

Арт. СК136

Цена по запросу

 

 

Арт. СП137

Цена по запросу

 

Арт. СП138

Цена по запросу

 

 

 

Арт. СК139

Цена по запросу

 

Арт. СП140

Цена по запросу

 

 

Изготовление и продажа исторических костюмов

Мастера производственно-торговой компании «Сударушка» разрабатывают и шьют на заказ исторические костюмы любой сложности.

У нас 15-летний опыт пошива исторического платья, и мы понимаем, что в большинстве случаев каждый заказ уникален, ведь исторический костюм – предмет нишевый, узко востребованный. Нам доверяют изготовление такого вида одежды, потому что модельеры «Сударушки» хорошо знакомы с историей моды и знают правила изготовления исторически достоверного костюма.

Исторические костюмы на заказ

Наши заказчики – театры, музеи, частные лица. Мы производим реконструкцию костюмов известных исторических личностей, шьем комплекты одежды для театральных постановок соответствующей тематики, а также для праздничных карнавальных мероприятий.

В каталоге на сайте представлено несколько примеров работ: венецианский костюм, средневековое платье, костюм Петра I и другие.  Все они доступны для заказа. Кроме этих примеров у «Сударушки» есть опыт пошива костюмов по эскизам заказчика. Мы также готовы разработать костюм с нуля.

Исторический костюм представлен не только одеждой. Он включает в себя соответствующую данному времени и образу обувь, головные уборы (шляпы, капоры, чепцы, уборы для волос), аксессуары (перчатки, сумочки, зонтики, пояса, ремни), а также украшения. Наличие всех этих мелочей и деталей стараются обеспечить мастера компании «Сударушка»

Выполнение специальных заказов

В случаях, когда возникает необходимость сшить серию исторических костюмов, например, для театра, наши закройщики готовы выехать на место для снятия мерок с моделей и оформления заказа. Мы производим необходимое количество примерок  и согласований, чтобы костюм  сидел безупречно и был «самым настоящим»!