Этика — Википедия
Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль [1].
Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее[2]. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений[1].
В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует
Некоторые исследователи отмечают сложности с определением предмета этики как философской дисциплины. В отличие от естественных наук, чей предмет связан с миром природных явлений, что даёт возможность обозначить предмет указанием на объекты реальности, этика и философия предполагают усвоение некоторого минимума философских знаний, чтобы пришло понимание предмета. Обзор истории этических представлений[⇨] позволяет ознакомиться с предметом этики[3].
Основные проблемы этики[править | править код]
Классификация этических ценностей[править | править код]
Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:
- ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;
- ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;
- прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь[4].
Краткий обзор[править | править код]
Выделение этики как особого аспекта философии связано со сделанным софистами (V в. до н. э.) открытием, что установления культуры существенно отличаются от законов природы. В отличие от природной необходимости, которая всюду одна и та же, законы, обычаи, нравы людей разнообразны и изменчивы. Появилась проблема сопоставления различных законов и нравов с целью выяснить, какие из них лучше. Выбор между установлениями культуры, различающимися у разных народов, а также меняющимися от поколения к поколению, оказался зависимым от их обоснования. Источником их оправдания оказывался разум
Эта идея была подхвачена и развита Сократом и Платоном[3].
Этика неотделима от философии уже при самом её возникновении[5]. Этот термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основные добродетели — это умеренность и благоразумие.
Согласно ученику Платона Аристотелю, цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь. «Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики)»[3].
Исходным пунктом этики являются не принципы, а опыт общественной жизни, поэтому в ней недостижима такая же точность, какая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается «приблизительно и в общих чертах» [3][6].
Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности — своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна ради неё самой, а не являться средством для какой-то иной цели. Именно она как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов[3].
Высшее благо принято называть счастьем. Для счастья нужны внешние блага и удача, но главным образом оно зависит от совершенной деятельности души — от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики[3].
В широком значении этика у Аристотеля — наука о полисе (политическая наука), задающая основу для политики и для экономики
Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», — существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция[7], встречается в Мишне[8].
В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.). Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.
Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного Бога, Бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к Богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью. Следует иметь в виду, что классические исследования этики проводились, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом. Преодолеть этот субъективизм стремится аналитическая этика, использующая, в частности, формальную логику для анализа этических высказываний и построения общезначимых этических суждений.
Современное состояние этики[править | править код]
- Современность приводит с одной стороны к релятивизации этики (нигилизм), а с другой стороны — к расширению поля этического: понятие добра распространяется на взаимоотношения с природой (биоцентрическая этика) и научные эксперименты (биоэтика).
- На волне феминизма этика получила гендерное истолкование: вместо абстрактной гуманности или человечности (критика которых достигла апогея в постмодернистской концепции «смерти человека») добродетели могут группироваться по оппозиции мужественности и женственности.
- Альбертом Швейцером выдвинут принцип благоговения перед жизнью, основанный на этике ненасилия Льва Толстого и Махатмы Ганди. В своей книге «Культура и этика» А. Швейцер проанализировал историю этики и её состояние в XX веке, а также наметил пути её развития.
- Тейяр де Шарден в своем труде «Феномен человека» объединяет традиционную этику с теорией эволюции.
- Развитие медицины и биотехнологий привело к быстрому развитию биоэтики как анализа возникающих при принятии медицинских, судебно-юридических и прочих подобных решений этических затруднений.
- Логико-математические аспекты морального выбора изучаются в теории игр, пример — дилемма заключённого.
Являясь практической, нравственной философией, описывающей правильное и достойное поведение, этика в то же время является системой знаний о природе и происхождении морали. Это определяет наличие двух основных её функций — нравственно-воспитательной и познавательно-просветительской, поэтому в этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века[9].
Теоретическая этика[править | править код]
Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.
Существуют научные дисциплины помимо этики, изучающие мораль в составе своей предметной области:
- Социология и социальная психология занимаются общественными функциями морали, декларируемые ею правила в сравнении с другими общественными явлениями;
- Психология личности изучает физиологическую основу морали;
- Логика и лингвистика — язык морали, правила и формы нормативно-этической логики.
Результаты исследований, полученных этими науками, имеющие отношение к сущности, происхождению и функционированию морали и нравственности, использует и обобщает теоретическая этика[9].
- Метаэтика
Направление аналитической этики, анализирующее саму этику как научную дисциплину, а также происхождение и значение этических категорий и понятий методами логико-лингвистического анализа[10]. С метаэтикой связываются этические исследования начала и середины XX века. Первым исследованием в области метаэтики считается работа Джорджа Э. Мура «Принципы этики». Вопросами о предмете, структуре и назначении этики в словарях, справочниках и учебниках фактически занимается метаэтика [11].
Нонкогнитивизм, как направление метаэтики, подвергает сомнению когнитивный статус этики, то есть познаваемость этических понятий в связи с их неопределённостью и, соответственно, сам факт допустимости существования этики как науки.
Стремясь адекватно исследовать разнообразные этические концепции и разобраться в аргументах когнитивизма и нонкогнитивизма, метаэтика использовала понятия и представления общей философии и аксиологии, общей и социальной психологии, социологии, биологии и т. д.
когнитивистский подход не ограничен одной только областью этики, он является одним из важнейших методологических принципов философии сознания в целом. Тем самым знание понимается не в узком смысле этого слова (как отражение реальности), но и включает в себя человеческие ценности, цели, нормы, предпочтения, интересы, волю, аффекты и пр. Реально в истории философии фактически господствовал когнитивизм, он представлялся непосредственным и самоочевидным, не требующем обоснования или формулирования
Нормативная этика[править | править код]
Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев[11].
Нормативная этика ставит своей целью поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, задаёт нормы поведения в повседневных жизненных ситуациях. Апеллируя к разуму, нормативная этика использует доказательство, довод, аргумент, этим она, в отличие от морализаторства, привлекательна для критически мыслящей личности, формирует нравственные убеждения. Рассуждения, осмысленно обосновывающие положения морали, превращают внешние для личности моральные нормы во внутренние чувства, мотивирующие поведение[9].
Непререкаемость статуса моральных понятий и оценок осуществляется двумя основными путями — придания им либо сверхъестественного мистического, божественного смысла, либо естественно-объективного смысла[9].
Нормативная этика может рассматриваться с двух позиций: когнитивистской и нонкогнитивистской. При этом с точки зрения нонкогнитивистской позиции нормативная этика рассматривается как элемент морального сознания и ей противопоставляется дескриптивная этика как знание о морали. С когнитивистской позиции нормативная этика не различается с моралью и, таким образом, является собственным объектом изучения, а понятия морали и знания о морали смешиваются[11].
Исторические направления нормативной этики — стоицизм, гедонизм, эпикуреизм; современные — консеквенциализм, утилитаризм, деонтология.
Прикладная этика[править | править код]
Прикладная (практическая) этика изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.
Разделы прикладной этики[править | править код]
- Биоэтика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности. В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.
- Компьютерная этика
- Медицинская этика
- Профессиональная этика
- Социальная этика
- Политическая этика
- Экологическая этика
- Деловая этика
Существует большое число разнообразных этических систем, различающихся по их содержанию и обоснованию. Концепции гетерономной этики считают что, мораль имеет внешний по отношению к человеку закон, даваемый извне, например Богом. Религиозная этика, в том числе христианская этика, обосновывает мораль авторитарно, при этом Бог олицетворяет Добро, нормы нравственности выступают в качестве божественных заповедей и поэтому являются безусловно обязательными. Поскольку Бог нередко контролирует выполнение своих законов, воздавая каждому по заслугам, самоценность Добра и других моральных ценностей теряется, её заменяют угроза наказания или обещание награды[9]. Автономная этика предполагает, что человек сам создаёт свою нравственность, формальной этикой или материальной этикой ценностей. Абсолютная этика (моральный абсолютизм) считает моральные ценности существующими независимо от их признания, относительная этика (моральный релятивизм) рассматривает моральные ценности зависящими от деятельности человека. В зависимости от целей субъекта этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской[12]. Социальная этика — учение о нравственных отношениях и обязанностях, связанных с жизнью в обществе[13]. Контекстуальная этика считает, что принятие морального решения в данной конкретной ситуации зависит не от общих принципов и норм нравственности, а от условий данной ситуации, то есть от контекста.
- ↑ 1 2 3 4 Гусейнов А. А. Этика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- ↑ Разин А. В. Этика: Учебник для вузов, стр.16
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Введение. О предмете этики // Этика. Под ред. А. А. Гусейнова, Е. Дубко.
- ↑ Гусейнов А. А. История этических учений. Раздел седьмой. ЕВРОПА: XIX-XX вв. Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ. § 5. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.
- ↑ Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Ростов-на-Дону, 2001.
- ↑ Аристотель. Никомахова этика, кн. 1, гл. 1 — 1094в.
- ↑ Конфуций. Беседы и суждения. — 15:24 Архивная копия от 28 февраля 2009 на Wayback Machine, 12:2 Архивная копия от 22 марта 2011 на Wayback Machine, 5:12
- ↑ Шабат, 31а
- ↑ 1 2 3 4 5 Этика.Российская педагогическая энциклопедия / Гл. редактор В. Г. Панов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.ISBN 5-85270-114-9
- ↑ Максимов Л. В. Метаэтика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- ↑ 1 2 3 4 Максимов Л. В. Очерк современной метаэтики // Вопросы философии — 1998, № 10. — С. 39-54.
- ↑ Этика // Философский энциклопедический словарь. 2010
- ↑ Социальная этика//Философский энциклопедический словарь. 2010.
- на русском языке
- Аскольдов С. А. Этика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Гусейнов А. А. Этика // ЭТИКА: образовательный ресурсный центр. ЭТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
- Гусейнов А. А. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль: современные исследования. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 5—18.
- История этических учений / Под ред. А. А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2003. — 911 с. — ISBN 5-8297-0167-7.
- Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология / 2-е изд., перераб. и доп.. — К.: Высшая школа, 1988. — 192 с.
- Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., Ростов н/Д, 2003. — 416 с. — (Учебный курс).
- Канке В. А. Современная этика: учебник. — М., 2009. — 394 с. — (Университетский учебник).
- Разин А. В. Этика: Учебник для вузов / 3-е изд., перераб. — М.: Академический проект, 2006. — 624 с. — ISBN 5-8291-0709-0.
- Рассел Б. История западной философии. В 3 кн / Подгот. текста В. В. Целищева. — 3-е изд., испр.. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. — 992 с. — ISBN 5-94087-006-6, ISBN 5-7615-0501-0.
- Столяров А. А. Стоя и стоицизм. — М., 1995. — 445 с. — ISBN 5-86187-023-3.
- Степанова А. С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры. — СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-9676-0425-6.
- Хоружий С. С. Кризис классической европейской этики в антропологической перспективе // Этика науки. — М.: ИФ РАН, 2007. — С. 85—97.
- Этика // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001.
- Этическая мысль. Выпуски 1 — 11 — … / Отв. ред. А. А. Гусейнов. — М.: ИФ РАН, 2000-2011-…
- Этика стоицизма. Традиции и современность / Под ред. А. А. Гусейнова. — М., 1991.
- на других языках
- Stevenson, Jay. The Complete Idiot’s Guide to Philosophy. 3. Indianapolis: Alpha Books, Penguin Group, 2005.
- Howard Jones, The Epicurean Tradition, Routledge, London 1989.
- Long A. A., Sedley D. N. (англ.)русск. The Hellenistic Philosophers Volume 1, Cambridge University Press, 1987. (ISBN 0-521-27556-3)
- Onfray M., La puissance d’exister: Manifeste hédoniste, Grasset, 2006.
- Darwall, Stephen (Ed.). Consequentialism (неопр.). — Oxford: Blackwell, 2002. — ISBN 978-0-631-23108-0.
- Goodman, Charles. Consequences of Compassion: An interpretation and Defense of Buddhist Ethics (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2009. — ISBN 978-0-19-537519-0.
- Honderich, Ted. Consequentialism, Moralities of Concern and Selfishness (англ.) : journal. — 2003.
- Portmore, Douglas W. Commonsense Consequentialism: Wherein Morality Meets Rationality (англ.). — New York: Oxford University Press, 2011. — ISBN 978-0-19-979453-9.
- Scheffler, Samuel. The Rejection of Consequentialism: A Philosophical Investigation of the Considerations Underlying Rival Moral Conceptions (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 1994. — ISBN 978-0-19-823511-8.
Что такое Этика — Узнай Что Такое
Этика — это одна из дисциплин философии, которая посвящена темам морали. Слово «этика» происходит от греческого языка (ἠθικόν) и означает «то, что относится к характеру, нраву».
Если посмотреть на этику не в философском, а в более практическом смысле, мы сможем понять эту концепцию немного лучше.
Анализируя определённое поведение нашего социума изо дня в день, когда мы говорим, например, о поведении некоторых профессионалов, таких как: врач, журналист, юрист, бизнесмен, политик и даже учитель.
Они довольно часто слышат такие выражения, как: медицинская этика, журналистская этика, юридическая этика, предпринимательская этика, профессиональная этика политических деятелей и педагогическая этика.
Этику легко можно спутать с законом, хотя зачастую закон основывается как раз на этических принципах.
Однако, в отличие от закона, ни один человек не может быть принуждён государством или другими лицами соблюдать этические нормы и не будет подвергаться никаким наказаниям за их нарушение (в случае, если закон молчит по вопросам, касающимся этики).
Этика охватывает широкую область и может применяться в профессиональной сфере. Существуют кодексы профессиональной этики, которые указывают, как человек должен вести себя в контексте своей профессии.
Этика и мораль
Этика и мораль связаны между собой, но они различны. Мораль основана на подчинении нормам, обычаям или культурным, иерархическим или религиозным порядкам. Этика, в свою очередь, стремится обосновать образ жизни человеческой мыслью.
В философии этика не ограничивается моралью, которая обычно понимается как обычай или привычка, но ищет теоретические основы для поиска наилучшего способа жить и стремится к лучшему образу жизни.
Этика охватывает многие области, такие как антропология, психология, социология, экономика, педагогика, политика и даже физкультура и диететика.
Профессиональная этика
Это термин, который означает совокупность правил поведения людей в некой социальной группе или систему профессиональных моральных норм в трудовой деятельности. Обеспечивает нравственное направление во взаимоотношениях, и связана с его профессиональной деятельностью, а также отношение человека к своей профессиональной функции и долгу службы.
Профессиональная этика в политике
Вопрос об этике государственной службы связан с поведением государственных служащих. Эти люди должны действовать в соответствии с этическими стандартами, проявляя моральные ценности, такие как добросовестность и другие принципы, необходимые для благоприятной жизни в обществе.
Когда человек избирается на государственную должность, общество доверяет ему и надеется, что он выполнит этические стандарты. Таким образом, этот человек должен оправдать доверие и выполнять свою функцию, следуя определённым ценностям, принципам, идеалам и правилам.
Аналогичным образом государственный служащий должен содействовать социальному равенству, борьбе за создание рабочих мест, развитию чувства гражданства и укреплению демократии.
С этой целью он должен быть готов к осуществлению политик, которые приносят пользу стране и обществу в социальной, экономической и политической сферах.
Человек, который выполняет государственную должность, должен уметь стратегически мыслить, внедрять новшества и сотрудничать, учиться и отучаться, если это необходимо, разрабатывать более эффективные способы работы.
Случаи коррупции в рамках государственной службы являются примером неэтичного поведения в этой сфере.
Предпринимательская этика
Предпринимательская деятельность, равно как и любая другая профессиональная деятельность граждан, имеет правовые, моральные и этические нормы и правила поведения, несоблюдение которых может привести предпринимателя к отрицательному исходу.
Правовые предписания для предпринимателей и компаний определяются издаваемыми законами и их неосуществление может обратиться тяжкими последствиями, вплоть до лишения свободы ответственных лиц и банкротства.
Из-за этого очень важно для предпринимательского сообщества не только принятие законов государством, которые регулируют деятельность предпринимателей, но также и развитие правовой культуры.
Медицинская этика и деонтология
Медицинская деонтология (или медицинская этика) изучает этику в медицине, правила и нормы поведения медицинских работников, их взаимодействие с коллегами и пациентами.
В России существует такое понятие, как «деонтология» — учение о человеческом долге перед другими людьми и обществом, которое состоит в том, чтобы у медицинских работников было надлежащее поведение, содействующее наилучшим условиям для поправки пациента.
В русский язык словосочетание «медицинская деонтология» ввёл в 1944 году хирург Н. Н. Петров (заменив термин «врачебная этика»), чтобы распространить принципы врачебной этики и на медицинских сестёр.
Деонтологическая этика (или деонтология) происходит от сложения двух греческих слов δέον+λογία (деон + логос), которые означают благопристойный + слово.
Полностью слово «δεοντολογία» в греческом языке обозначает «этика». Таким образом, когда мы используем словосочетание «деонтологическая этика», мы говорим одно и то же дважды. Поэтому правильнее было бы говорить только «деонтология» либо «деонтологический кодекс».
Профессиональная этика юриста
Юридическая этика — это учение о требованиях нравственного, этического и морального характера людей, работающих в юридической сфере.
Частью юридической этики могут быть такие качества, как: честность и добросовестность, а также сознание обязанности поддержания правовых норм для блага общества.
Также эта наука касается таких тем, как требования к поступкам в юридической практике и в их культуре.
Профессиональная этика юриста — это сформировавшийся ряд этических правил, указаний, кодексов, учений и теорий о надлежащем поведении юриста, а также о его обязанностях перед обществом и нравственных качествах.
Норма права фиксируется законом, а нормы морали формируются общественной духовностью и не закрепляются как обязательные. Таким образом, нормы этического и морального поведения в юридической этике не считаются прямолинейным предметом.
Учения об этических нормах рассуждают о таких темах, как вопросы нравственности, справедливости и несправедливости, о добре и зле, о чести и достоинстве, о добродетелях и многих других. Эти понятия зачастую невозможно просто записать в сборник указов и правил поведения человека.
Этика как наука
Этика – это философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность, и существует она как наука уже более 20 веков.
Древнегреческий философ Аристотель считается отцом-основателем этики. Он же назвал словом «этический» группу людских добродетелей и создал от него существительное «этика» для определения науки, что учит (на практике) добродетели, морали и нравственности.
Основные проблемы этики:
- смысл жизни и назначение человека;
- критерии добра и зла, добродетели и пороки;
- долг человека и сочетание с его желанием счастья;
- свобода воли.
Никомахова этика
«Этика Никомаха» или «Никомахова этика» — это книга, написанная Аристотелем, которую, по одним источникам, он посвятил своему отцу, чьё имя было Никомах, по другим — сыну, которого звали также (по словам Виктора Канке, книга, по всей видимости, была посвящена его сыну).
Это самая важная работа Аристотеля по этике. Она состоит из десяти книг, где Аристотель как отец, который обеспокоен образованием и счастьем своего сына, также стремится заставить людей задуматься о своих действиях.
Таким образом, ставя разум выше увлечений, ища индивидуальное и коллективное счастье, потому что человек живёт в обществе и его поведение должно иметь в виду общее благо.
В аристотелевских работах этика рассматривается как часть политики, которая предшествует самой политике и связана с человеком, в то время как политика уже изображает человека в его социальном аспекте.
Для Аристотеля вся практическая рациональность направлена на достижение какой-то цели или же добра, в то время как этика направлена на то, чтобы установить конечную высшую цель, которая находится превыше всего, оправдывает всё остальное и пытается понять, как её достичь.
Эта высшая цель — счастье, и речь идёт не об удовольствиях, богатствах или почестях, а о добродетельной жизни, и добродетель эта находится между крайностями и достигается только теми, кто проявляет осмотрительность.
Смотрите также значение Философия и Мораль
Тема 1. Введение в этику. Происхождение морали, ее роль в жизни человека и общества
Предмет и задачи этики.
Структура морали.
Теории происхождения морали. Развитие морального сознания личности и общества.
1. Предмет и задачи этики
Этика – философская дисциплина, насчитывающая около 2,5 тысячи лет своей истории. Прежде чем определять ее предмет и объект необходимо рассмотреть происхождение и содержание самого термина.
Термин «этика»происходит от древнегреческого «ethos». Первоначально под этосом понимали привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В дальнейшем оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер. Изменение смысла термина этика указывает на связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, древнегреческий философАристотель(IV в. до н.э.) образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими категориями. Этическими добродетелями являются свойства характера, темперамента человека, их называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума и, с другой стороны, от аффектов как свойств тела. Например, страх – природный аффект, память – свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость – свойства характера.
Для обозначения этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».
При переводе аристотелевского понятия этический с греческого языка на латинский Цицеронсконструировал термин«moralis»(моральный), образовав от слова «mos» (mores – множественное число) – латинского аналога греческого «ethos», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, говоря оморальной философии,понимал под нею ту же область знания, что и Аристотель. В IV веке новой эры в латинском языке появляется термин«moralitas» (мораль), являющимся прямым аналогом греческого термина «этика».
Наряду с этими терминами в ряде языков возникают собственные слова, обозначающие ту же реальность. В немецком – «Zittlichkeit», в русском – «нравственность». В украинском языке используются термины «мораль», «моральність».
Таким образом, мы видим, что первоначально этика, мораль и нравственность – разные слова, но один термин, то в дальнейшем, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами закрепляются разные смыслы: под этикой понимают соответствующую ветвь знаний, науку, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет.
Выделение этики как особого раздела философии связано с открытиями софистов(V в. до н.э.), которые считали, что установления культуры существенно отличаются от законов природы. Софисты обнаружили, что законы, обычаи, нравы людей изменчивы и разнообразны. Природа же везде одна и та же. Основной задачей древних учителей было доказать, что человеческие законы, изменяемые во времени могут быть прекрасными и справедливыми.
Становлению этики как научной дисциплины способствовали идеи СократаиПлатона. Сократ поставил знак равенства между совершенством человека, его знаниями и добродетелью. По мнению Платона, для установления социальной гармонии и справедливости в обществе необходимо познать идею блага и руководствоваться этим знанием, доверив управление обществом мудрецам-философам. Аристотель же считал, что целью этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с благом как таковым, а с осуществленным благом. Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики). Аристотель рассматривал этику в двух значениях: как науку об этических добродетелях, совершенном состоянии души и поведения, составляющим основу человеческого счастья, и как политическую науку (т.е. как науку о полисе), к тому же высшую политическую науку. Учение Аристотеля о высшем благе, о добродетелях оказало существенное влияние на развитие этической науки в целом.
За длительную историю существования этики моралистами и философами были предприняты многократные попытки дать исчерпывающее определение понятию мораль. Но эти попытки оказались безуспешными, что связано с многогранностью и своеобразием данного социального феномена.
Мораль это не просто свод законов и правил, совокупность фактов, которое нужно обобщить, но это еще и задача, требующая своего разрешения и мировоззрение. Мораль – это не просто то, что есть. Она, скорее всего то, что должно быть. В связи с этим этика должна предложить свою модель нравственности.
Бытие морали предстает в двух аспектах:
1) как характеристика личности;
2) как характеристика общества.
Моральные нормы складывались на протяжении всей человеческой истории и отражали характер отношений между людьми. Они представляют собой универсальные законы человеческого общежития, отражают мудрость предшествующих поколений. Если мы сравним нормы религиозной морали («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «не завидуй»), то увидим, что они зафиксированы практически во всех религиях мира. Здесь же мы встретим и ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ: поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Мораль носит императивный (повелительный) характер.
ОСНОВНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ МОРАЛИвыступает противоречие междудолжным(идеальным требованием морали) исущим, т.е. тем, что есть на самом деле.
Очень часто мы знаем, как нужно поступить, и поступаем иначе. В результате испытываем чувство виныи угрызениясовестиза свои плохие поступки. Такова природа человека: он не может быть идеальным, в нем уживаются идоброизло. Но в стремлении к идеалу раскрывается истинно человеческая сущность: чем ближе мы к добру, тем человечнее мы. И чем дальше мы от идеала, тем менее имеем право называться людьми, т.е. добро приближает к идеалу, а зло отдаляет. Следовательно, подморальюмы будем пониматьформу общественного сознания, регулирующую отношения между людьми с точки зрения их представлений о добре и зле.
Итак, предметом этикивыступаетморалькак форма общественного сознания.
Объектом этики является человек и человеческие взаимоотношения.
Задачи этики:
1)объяснение сути моральных явлений;
2)обучение использованию норм этики;
3)регулирование человеческих взаимоотношений;
4)формирование морального сознания личности и общества.
Вопрос № 1. Этика как система знаний и ее роль в жизни общества. — КиберПедия
Термины «этика» и «мораль» получили широкое распространение. Греческое слово ethika производно от понятия ethos, в буквальном смысле означавшее место совместного проживания (дом, пещера и т.д.). Впоследствии под «этхосом» древние греки стали подразумевать природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, определенные человеческие качества, приобретаемые и проявляющиеся в процессе общения. Так, с образом Геракла олицетворялось мужество, с именем Пенелопы – верность. В процессе культурного развития эти термины наполнялись различным содержанием. Важно видеть два основных значения слова этос, сохранившиеся в наше время. Во-первых, этос — это качественная характеристика социума — нравы, привычки, обычаи, присущие определенному этносу, или характер нации, предопределенный «местом» ее обитания. Именно такое понимание этоса характерно для культурной антропологии и этнографии. В этом смысле можно говорить о европейском, российском, японском и т.д. этосе.
Второе значение слова этос — характер и судьба отдельного человека — получило развитие в традиционной этике, которая рассматривала именно отдельного человека, его индивидуальные нравственные проблемы и ценности, апеллируя к его рациональности и способности самостоятельно их решать на основе собственного разума.
Первоначально понятия: этика, мораль и нравственность — были тождественны, то есть обозначали сферу нравов, обычаев, общепризнанных правил поведения. Позже они были разведены.
В IV в. до н.э. Аристотель ввел в обиход слова «этический» и «этика». Ему приписывают несколько важнейших трактатов, составивших основу новой дисциплины: «Эвдемова этика», (Эвдем — друг Аристотеля), «Никомахова этика» (Никомах — сын Аристотеля) и «Большая этика (синтез двух первых «Этик»), Аристотель поместил этику между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Под термином этический он подразумевал совокупность совершенных качеств человеческой души (умеренность, мужество, спокойствие), называемые «этическими добродетелями». Под «этикой» он понимал новую область знаний, «науку о добродетели», призванную воспитывать добродетельного гражданина. Философа интересовало поведение не обособленного индивида, а активного участника политической жизни полиса.
В античной философии этика составляла одну из важнейших ее частей. Так, стоики разделили философию на три раздела (этой же схемы придерживался и Кант) — физику (метафизику), логику и этику, которая была не только завершающей частью философии, но и самой важной. Если философия — это рациональное мышление о мире в целом и месте человека в нем, то этика — это рациональное мышление о ценностях человеческой жизни.
Именно нравственные ценности (счастье, любовь, сострадание, смысл жизни, нравственный долг, достоинство, честь, добродетель) и составляют основные категории этики.
Термин «мораль» латинского происхождения (moralis – нравственный; mores – «нравы»). Другое значение этого слова — закон, правило, предписание. М..Т. Цицерон предложил оперировать словом moralis, что означало «нравственный». В его понимании область знаний о морали представлялась «философией морали», некой практической части философии.
Слова «этика» и «мораль» весьма близки по смыслу. Обычно даже используют словосочетание «морально-этический». Однако, термин «этика» изначально использовался для обозначения совокупности знаний, как наука о морали. По этимологии значения греческого ethica и латинского moralitas совпадают и соответствуют русскому слову «нравственность». В социальной практике, как правило, понятия мораль и нравственность отождествляются. Несмотря на некоторую общность, эти термины различаются по содержанию и смысловой нагрузке. Во-первых, нравственность, прежде всего, есть отражение внешнего мира. Во-вторых, нравственность сопряжена с реальной практикой и соотносится с действующими нормами и правилами поведения. В-третьих, нравственность в большей степени отражает общепринятые ценности.
В литературе принято под моралью понимать специфическую форму общественного сознания и способ регуляции отношений. Мораль– система идеальных представлений о принципах и нормах должного или желаемого поведения. Нравственность – это реально существующие формы и модели поведения людей и отношения между ними, совокупность норм и правил, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Иными словами мораль – это должное. Нравственность – это сущее.
В оценке этики как совокупности знаний нет однозначного подхода. Одни специалисты утверждают, что в строго научном смысле слова её нельзя рассматривать как науку, даже областью теоретического знания. Они исходят из того, что научное знание должно быть свободным от оценок и императивов. Научность – это высшая форма знания, предполагающая истинность, доказательность, достоверность знания. По отношению к этике этого не всегда удается достичь. В устоявшейся отечественной традиции этика рассматривается как наука о морали и нравственности. В данном случае принято исходить, что этические концепции в принципе основываются на достоверных знаниях, они логически непротиворечивы.
В современном значении этика – это философская наука о сущности, возникновении, развитии и структуре морали.
Указание на ее философский характер показывает, что мораль, нормы нравственности осмысливаются с определенных мировоззренческих позиций. Возможность приложения моральных оценок к различным социальным явлениям придает этике философский характер. Подобный подход характерен для марксистской этики.
Роль и значение этики в жизни общества и личности проявляется с разной степенью интенсивности. Этика не просто отображает нравы, обычаи, а осуществляет их ценностный анализ. Она предстает способом осознания общественного бытия и образует высший уровень морального сознания. Научно-этические представления о морали внедряются в массовое сознание и оказывают обратное влияние на развитие морали и нравственности. Как правило, происходит анализ всеобщих, фундаментальных и неизменных принципов.
Своеобразие этики проявляется в следующем: как наука она не только изучает, обобщает и систематизирует, действующие в обществе принципы и нормы морали, но и способствует выработке моральных представлений, в максимальной степени отвечающих историческим потребностям, и таким образом содействует совершенствованию общества и человека. Так возникает этика удовольствий, этика внутренней стойкости, этика любви, этика созерцательного блаженства, этика долга и т.д.
Специфика научной дисциплины определяется особенностями её объекта и предмета. Сущность, структура, закономерности объекта исследования определяют систему знаний. В качестве объекта изучения этики предстает мораль и нравственность. Однако проблемы морали находятся в поле зрения и других дисциплин: социологии, педагогике, психологии и т.д. Следовательно, мораль является объектом изучения ряда смежных дисциплин. В этике внимание обращено на моральном значении социальных явлений. Исторически предмет этики существенно изменялся. Аристотель определил её предметную область как сообразование поведения и образа жизни личности с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Для большинства античных мыслителей предметом рассмотрения выступали понятия индивидуального счастья и условий его достижения. В кантовской этике предметную область составило раскрытие всеобщего нравственного закона. В гегелевской теоретической конструкции предмет этики выводится за пределы индивидуального опыта. Мораль рассматривается как объективно существующее явление, как этап самореализация объективного духа.
В большинстве отечественных публикаций современного периода преобладающей предстает точка зрения определения предмета этики сущностью, законами и закономерностями развития морали, ее функциями, моральными ценностями.
В литературе присутствуют различные основания в выделении структуры этических знаний. В рамках аналитической философии присутствует позиция разграничения нормативной и теоретической этики как соответствующих разделов этической мысли. Если в качестве критерия предстает проблематика природы и происхождения морали, то все этические учения условно можно разделить на два направления – натуралистическое и идеалистическое. Представители натуралистического подхода мораль и нравственные ценности выводят из природы человека, рассматривая ее преимущественно в биопсихологическом плане. Сторонники идеалистической точки зрения (субъективно-идеалистическое, объективно-идеалистическое и религиозное течения) выводят мораль за пределы человеческого бытия, абсолютизируют её и полностью отрывают от социальной практики.
По уровню обобщения совокупности этических знаний принято выделять:
1) дескриптивную этику, в рамках которой описывается история этических учений, генезис и эволюция морали;
2) метаэтику(философия морали), исследующую сущность морали, её основные принципы и категории, структуру, функции и закономерности проявления посредством формально-логического анализа языка морали. Метаэтика призвана упорядочивать и систематизировать этические знания;
3) нормативную этику, в рамках которой происходит обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности;
4) прикладную этику, призванную выработать общие подходы в реализации моральных норм и принципов в социальной практике.
В самом общем плане в современной этике принято различать теоретическую и прикладную части.
Теоретическая область этических знаний объединяет все вопросы, связанные с анализом сущности, специфики функций морали, ее генезиса, роли и значения в обществе.
Оформление прикладной этики приходится на последнюю треть ХХ века. Начало положила «биоэтика», оформившаяся как стремление обеспечить людям достойные условия существования.
Нормативно-этические системы, связанные с различными видами практической деятельности образуют практическую этику. Вопрос о формировании практических этик неоднозначен. Принято считать, что практическая этика объединяет в себя профессиональную, корпоративную, отраслевую виды этики.
Этика как систематизированное знание имеет важнейшие функции: познавательную, регулятивную и нормотворческую.
Познавательная функция ориентирована на анализ морали в целом и ее отдельных структурных элементов, происхождения морали, её функций. Кроме того, этика исследует условия функционирования морали в различных сферах человеческой деятельности.
Нормотворческая функция находит отражение вы способности извлечения из нравственного опыта оптимальные модели поведения и варианты решения проблем, имеющих нравственный характер. Роль и значение нормотворческой функции значительно возрастает в периоды социальных катаклизмов и трансформации социального устройства, когда отбрасываются старые нравственные устои.
Любой человек располагает определенными знаниями об этике и морали на уровне обыденных представлений.
В литературе мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.
Право и мораль — основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.
Основные функции морали:
1.Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право. На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм: норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов. Регулятивная функция является базовой: все остальные функции – каждая по-своему – в той или иной степени «обслуживают» ее.
2. Оценочная функция. Предметом оценки под углом «морально-аморально» или «нравственно-безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения, личностные качества и т.д.
3. Ориентирующая функция. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выбрать систему моральных приоритетов, позволяющим нам выбрать наиболее нравственную линию поведения.
4. Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивация могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными.
5. Познавательная (информационная) функция направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов, являющимися источником информации об общественных нравственных ценностях и о системе таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.
6. Воспитательная функция. Любая система воспитания – это прежде всего система нравственного воспитания. Воспитание приводит в определенную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности.
7. Коммуникативная функция. На основе этой функции возможно нормальное служебное и всякое другое общение, обретение «чувства локтя», поддержка и взаимовыручка.
8. Идеологическая функция. Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество.
9. Мировоззренческая функция. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей.
Вывод:В завершение рассмотрения вопроса необходимо подчеркнуть, что в своем развитии этика прошла путь от сугубо теоретического, абстрактно-логического, методологического анализа этических вопросов до способности решать самые насущные проблемы, в том числе касающиеся непосредственно конкретного человека. Этическая сторона присутствует во всех областях социальной практики.
Что такое этика? Правила этики :: SYL.ru
Человек — существо социальное, потому волей-неволей ему приходится постоянно общаться с другими людьми. А учитывая тот факт, что все люди разные, были сформированы некие правила, регулирующие наши отношения. Эти правила не что иное, как сложившееся столетиями понятия о добре и зле, правильности и неправильности поступков, справедливости и несправедливости деяний. И каждый человек стихийно или осознано старается придерживаться их. В зависимости от того, какие понятия будут вложены в нормы морали и правила этики, будут ли они учитываться вообще, каждый из нас может затруднить или облегчить общение с себе подобными. А, следовательно, от этого будет зависеть быстрота достижения поставленных целей, качество общения и жизни. Потому каждому гражданину необходимо знать хотя бы основы этики. Правила хорошего тона еще никому не навредили.
Что такое этика
Впервые слово «этика» было употреблено Аристотелем. В переводе с греческого оно означает «касающийся нравственности» или «выражающий некие нравственные убеждения». Этика — это учение о правилах общения между людьми, о нормах человеческого поведения, а также об обязанностях каждого в отношении других людей. И большинство из нас, даже те, кто специально не изучал кодекс этикета, на подсознательном уровне осознают главное правило межличностных отношений: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Одним из главных аспектов этики является мораль. Что же такое мораль? Это не что иное, как система ценностей, признанных человеком. Это важнейший способ регулирования отношений в разных сферах нашей жизни: в быту, семье, труде, науке и др. Помимо моральных основ, этика еще изучает правила этики — этикет.
Этикет – система знаков
Наши действия несут некоторую информацию: при встрече мы можем похлопать товарища по плечу, кивнуть головой, поцеловать, приобнять за плечи или кинуться в объятия. Похлопывание по плечу говорит о фамильярном отношении; когда мужчина встает, если в комнату входит женщина, то это свидетельствует о его уважении к ней. Позы, принятые человеком, движение головы — все это тоже имеет этикетное значение. Во фразеологизмах тоже можно наблюдать формы этикета: бить челом, преклонить голову, преклонить колено, поворачиваться спиной, бросить перчатку, положа руку на сердце, гладить по головке, бить поклоны, красивый жест и т.д.
Этикет — явление не только историческое, но и географическое: не все знаки этикета, воспринимаемые положительно на Западе, будут одобрены на Востоке. А некоторые жесты, приемлемые сегодня, категорически осуждались в былые времена.
Правила хорошего тона
Что такое этика, и какие правила она в себя включает, должен знать каждый человек. Ниже будут представлены основные понятия хорошего тона.
То общение, которое мы позволяем себе дома с близкими людьми, не всегда приемлемо в обществе. И помня утверждение, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление, мы стараемся при встрече с незнакомыми людьми придерживаться общепринятых правил поведения в обществе. Вот некоторые из них:
- в компании или на официальной встрече необходимо представить незнакомых людей друг другу;
- постарайтесь запомнить имена представленных вам людей;
- при знакомстве мужчины и женщины представительница слабого пола никогда не представляется первой, исключением считается ситуация, если мужчина президент или же встреча несет сугубо деловой характер;
- младшие представляются старшими;
- при представлении необходимо встать, если вы сидите;
- после знакомства, разговор начинает старший по положению или по возрасту, исключение составляет тот случай, когда возникает неловкая пауза;
- оказавшись с незнакомыми людьми за одним столом, прежде чем приступить к трапезе, необходимо познакомиться с вашими соседями;
- пожимая руку, смотрите в лицо тому, с кем здороваетесь;
- ладонь должна быть протянута строго вертикально, ребром вниз – это означает «общение на равных»;
- помните, что любой невербальный жест значит не меньше, чем сказанное слово;
- при рукопожатии на улице обязательно снимите перчатку, исключение составляют женщины;
- при встрече первым вопросом после приветствия должен быть «Как поживаете?» или «Как дела?»;
- во время разговора не затрагивайте вопросы, которые могут быть неприятны собеседнику;
- не обсуждайте то, что касается мнений и вкусов;
- не расхваливайте себя;
- следите за тоном разговора, помните, что ни работа, ни отношения в семье, ни ваше настроение не дают вам право быть невежливыми с окружающими;
- в компании не принято шептаться;
- если прощаясь, вы знаете, что скоро встретитесь, следует говорить: «До свидания!», «До встречи!»;
- прощаясь навсегда или на длительный срок говорите: «Прощай!»;
- на официальном мероприятии необходимо говорить: «Разрешите попрощаться!», «Позвольте попрощаться!».
Обучение детей светской этике
Для того чтобы из ребенка вырос достойный член общества, он должен знать, что такое этика. Ребенку необходимо не только рассказывать о правилах поведения в обществе, за столом, в школе, но и собственным примером демонстрировать и подтверждать эти правила. Сколько бы вы не рассказывали малышу о том, что в транспорте необходимо уступать место пожилым людям, самостоятельно не подавая ему пример, вы никогда не научите его это делать. Не каждому ребенку преподают дома основы светской этики. Потому данный пробел старается восполнить школа. С недавнего времени в школьную программу входит предмет «Основы светской этики». На уроках детям рассказывают о правилах и нормах поведения в различных местах, обучают кулинарному этикету, правильной сервировке стола и многому другому. Также учителя рассказывают о принципах морали, обсуждают, что такое хорошо и плохо. Этот предмет крайне необходим ребенку. Ведь зная как правильно вести себя в обществе, ему будет проще и интересней жить.
Существует такое понятие, как кодекс профессиональной этики. Это правила, регулирующие профессиональную деятельность. У каждой профессии свой кодекс. Так, у врачей существует правило неразглашения врачебной тайны, адвокаты, бизнесмены – все придерживаются кодекса этики. У каждой уважающей себя компании есть свой корпоративный кодекс. Такие предприятия дорожат своей репутацией больше, чем финансами.
Заключение
Человек без этикета – дикарь, варвар. Именно правила морали дают человеку право считать себя венцом творения. С ранних пор рассказывая ребенку, что такое этика, вы увеличиваете его шансы вырасти полноценным членом общества.
Понятие этикиЭтика — это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль (см. Мораль), выражающая особую сферу надбиологической регуляции отношений между людьми и связанные с ней высшие ценности и идеалы долженствования. Содержательные и формальные особенности этики как философской дисциплины заданы тремя константами:
Наряду с этим, этика иногда рассматривается как теория добродетелей, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни человека, выражающей идеалы человечности. В настоящее время сложившаяся в общественных науках традиция понимает под этикой по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) её предмет. В общественном опыте и обыденном языке такое разграничение, однако, пока не закрепилось. Предмет и проблематика этикиРазмышления о предмете этики в истории европейской философии традиционно концентрировались вокруг ряда сквозных проблем, таких, как соотношения счастья и добродетели, индивидуальной и социальной этики, намерений и действий, разума и чувств в моральной мотивации, свободы и необходимости человеческого поведения и тому подобных. Их особенность состояла в том, что они в реальном опыте нравственной жизни чаще всего приобретали характер дилемм, свидетельствуя о многократной дисгармонии человеческого существования. В этом смысле этику можно определить как рефлексию над моральными основаниями человеческой жизни (понимая под рефлексией обращённость сознания на себя). Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни, вошедшее в язык самой практики, то этика есть сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня. Решающая причина, определяющая необходимость такой вторичной рефлексии, состоит в том, что моральное сознание попадает в ситуацию, которую вслед за Кантом можно было бы назвать ситуацией двусмысленности притязаний. Речь идёт о конфликте (кризисе) ценностей, когда мораль теряет очевидность, не может поддерживаться силой традиции, и люди, раздираемые противоречивыми мотивами, перестают понимать, что есть добро и что есть зло. Такое, как правило, происходит при столкновении различных культур или культурных эпох, когда, например, новые поколения резко порывают с традиционными устоями. Чтобы найти общий язык друг с другом, люди вынуждены заново ответить на вопрос, что такое мораль, — обратиться к познающему разуму, чтобы с его помощью восстановить порвавшиеся нити общественной коммуникации, обосновать необходимость морали и дать новое её понимание. Этика есть способ, каким мораль оправдывается перед разумом. По родовой принадлежности этика относится к философии (см. Философия), составляя её нормативно-практическую часть. При этом она существенным образом связана с метафизикой, и в этом, прежде всего, выражается её философский характер. Мораль претендует на абсолютность, на то, чтобы быть последней ценностной опорой человеческого существования, поэтому учение о морали всегда взаимоувязано с учением о бытии; по характеру трактовки оснований морали все философские моральные системы можно подразделять на гетерономные и автономные. Существенное своеобразие этики состоит в том, что она, будучи наукой о морали, является в то же время в известном смысле частью последней. Отделяя этику как практическую философию от теоретической философии (физики, математики, учения о первопричинах), Аристотель имел в виду, что она задаёт предельную целевую основу человеческой деятельности, определяя, на что она в конечном счёте направлена и в чём состоит её совершенство (добродетельность). Таким образом, этику изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным). Она имеет дело с практикой в той мере, в какой эта последняя зависит от разумно аргументируемого выбора самого человека. Этика пересматривает (как бы заново структурирует) всю человеческую жизнедеятельность под углом зрения сознательного, индивидуально-ответственного выбора. Этим определяется понятийный аппарат этики, её идеально задаваемое проблемное поле. При всём доктринальном многообразии этических систем все они так или иначе имеют дело с тремя основными тематическими комплексами:
Вопрос о предмете этики не имеет однозначного, бесспорного решения: как философская наука этика в определённой мере сама создаёт свой предмет — отсюда многообразие и индивидуализированность этических систем. Развитие этикиПредставления об этике формируются в процессе осмысления правильного поведения человека в обществе (см. Общество), прежде всего в восточной духовной культуре первой половины I тысячелетия до новой эры и в западной [античной] философии, начиная с IV века до новой эры. Комплекс этических воззрений Древнего Востока, сохраняющий свои основные аксиомы и в современной концептуальной модели нравственности, отличается космологизмом, интенцией на гармонию человека и мира, метафоричностью и мифопоэтичностью, поисками путей нравственного совершенствования. Основополагающее этическое знание представлено в древнеиндийских памятниках литературы «Ведах» (в особенности, в «Ригведе») и «Упанишадах» (комментариях к «Ведам»). Тезис о единстве Брахмана как мировой души, абсолютного духовного начала, и Атмана как самосознания этого Абсолюта предписывает человеку освобождение от страстей и самосовершенствование, самопознание как путь к высшей реальности. В послеведический период моральные представления сконцентрированы прежде всего в буддизме. В основе этики буддизма — теория о двух родах бытия: сансаре как бытии проявленном, колесе перевоплощений в жизни как страдании, и нирване — вечном успокоении, искомом конечном состоянии, в котором индивидуальность растворяется. В древнекитайской философии этические идеи представлены наиболее полновесно в даосизме и конфуцианстве. Основатель даосизма Лао-цзы рассуждал о Дао («пути») как всеобщем законе природы, побуждающем человека к уходу от суеты и страстей, к достижению простоты, чистоты помыслов, к смирению и состраданию путём не-деяния, не насилия над миром. Конфуций учил о пяти добродетелях: гуманности-милосердии, долге-справедливости, послушании, почтительности, мудрости. Подобное понимание этики как «практической философии» является исходным и в европейской т |
что это такое, морально-правовые нормы и правила этики, примеры поведения
Большое значение играет внешний вид человека, однако его поведение важнее. От того насколько вы будете учтивы и вежливы с окружающими, будет зависеть ваш успех в том или ином деле, а также возможность добиться поставленных задач. В этой статье мы рассмотрим этические нормы, которых следует придерживаться.
Особенности
Этические нормы – это определенный свод правил, который определяет поведение при взаимодействии с окружающими людьми. Основная цель – сделать контакты приятными и более эффективными для всех. Если не соблюдать этикет, это не приведет к каким-либо наказаниям в виде уголовной или административной ответственности. Однако такое поведение будет порицаться окружающими. Важно помнить, что все наши действия характеризуют нас как личность.
Наука о нравственности сейчас преподается не во всех учебных заведениях. Вот почему многие молодые люди грубые и бестактные, не знают как себя вести в различных ситуациях. Важно воспитывать современную молодежь в соответствии с этическими нормами.
Выполнения правил этики можно добиться, когда каждый будет подавать хороший пример. Помните, что взаимодействие с вежливым человеком вызывает удовольствие. Диалог с грубияном, напротив, ощущение неприятия, и даже дискомфорт.
К этическим принципам общения относится не так много правил: не повышать тон, не грубить своему собеседнику, проявлять внимание и слушать говорящего, не перебивать человека и другие.
Предпосылки возникновения можно найти еще в трудах Аристотеля, который впервые употребил термин этика, а также определил мораль как систему ценностей для регуляции общественных отношений. Уже в те времена люди понимали важность и значимость этических норм и правил поведения для эффективной жизнедеятельности.
Основные принципы:
- возможность жертвовать чем-то ради другого;
- устанавливать взаимодействия с окружающими в добрых традициях;
- самокритичность к себе: имеется в виду ответственность и выполнение морального долга;
- справедливое отношение к своему собеседнику и любой ситуации;
- равноправие между людьми: человек, соблюдающий этические нормы, не будет себя ставить выше своего собеседника.
Только с помощью искренности и открытости может возникнуть доверие между людьми, и тогда общение уже перейдет на другой более качественный уровень.
Нравственно выстраивая свой диалог, вы сможете не только выглядеть привлекательно в глазах других людей, но и заслужить к себе уважение и доверие, а также наладить нужные контакты.
Важные составляющие
Мы уже разобрались, что этические нормы невозможны без таких важных составляющих, как мораль, этика, этический кодекс (применительно к разным профессиям).
Здесь же можно отметить и золотое правило: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Это понятие – основа всех принципов нравственности.
Существуют и другие виды этического общения в зависимости от сферы: медицина, журналистика, делопроизводство и другие. Все они имеют свое содержание. Однако золотое правило – единая система, которая проходит через все нормы и принципы.
Одной из составляющих норм этики является деловой этикет. Именно от него будет зависеть успех любого предприятия. Эффективное и верное взаимодействие людей в бизнесе позволит легче налаживать деловые контакты, правильно вести переговоры и, как следствие, заключать важные контракты. Главное – следовать основным правилам.
В любой ситуации всегда стоит быть вежливым. Независимо от испытываемых чувств и эмоций, важно сохранять самообладание, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и впоследствии не пожалеть о своем поведении. Деловой этикет подразумевает соблюдение определенных правил в одежде, а также создание стильного внешнего вида.
Важны этические нормы и в различных профессиях, например, в медицине. Для сестринского поведения можно выделить такие принципы, как гуманность, сострадание, доброжелательность, бескорыстность, трудолюбие и другие. Только руководствуясь этими составляющими, можно вести эффективную рабочую деятельность.
Моральные нормы взаимоотношений
Моральные нормы наших взаимоотношений не правовые. Однако это не означает, что их можно с легкостью нарушать. Если каждый начнет с себя, с осознания и совершенствования своего поведения, то станет возможным процесс построения гармоничного общества.
Основная цель таких норм – проявление доброты в человеке. Нужно принимать тот факт, что душе требуется поддержание внутреннего доброго климата. Такие правила актуальны для любой деятельности людей, нарушение их ведет к негативным последствиям. Например, при активной информационной составляющей современного мира, когда есть доступ во всемирную паутину, можно найти и получить любую информацию. Какое-то недоброжелательное действие, увиденное подростком, может быть истолковано неправильно и принято за основу поведения.
В качестве терапевтических мер следует проводить регулярные беседы со своими детьми. Кроме этого будет полезно ввести в школах предметы, которые будут способствовать верному направлению ребенка, как эффективно функционировать в обществе и при этом соблюдать этические нормы поведения.
Этические нормы – это система общих ценностей и правил этики, которые соблюдают люди. Основной базой должны быть вежливость, корректность, тактичность, скромность в общении, точность и предупредительность.
Выражая уважение к своему собеседнику – вы выражаете уважение к себе. Стоит помнить, что каждый человек – личность, которая заслуживает внимания, понимания, подобающего обращения.
Правила этики
Расположить окружающих к себе можно с помощью хороших манер и ответственного поведения. Соблюдение норм и правил этики поможет не только создать нужное впечатление при знакомстве, но и заслужить репутацию воспитанного и культурного человека. Далее разберем основные правила этики.
- Такт или чувство меры. Вы должны знать, что следует сказать или сделать в определенной ситуации, а что запрещают нормы поведения. В этом случае будет играть важную роль ваша скромность. Не секрет, что эгоцентричные люди желают всегда привлекать внимание, участвовать во всех разговорах. Стоит отметить, что такту не учатся, однако можно развивать это чувство. Главное – желание и тренировка.
- Стоит отметить и такт в одежде. Не обязательно следовать последним модным тенденциям. Важно просто одеваться со вкусом и быть опрятным. Это будет означать ваше внимание к собеседнику. Люди обычно ограничивают общение с неряшливым человеком.
- Оценивайте свою манеру разговора. Стоит быть внимательным и чутким к собеседнику, чтобы не вызвать в разговоре тяжелые воспоминания, не задеть его неуместными шутками. Также не следует оскорблять человека. Будет считаться неприличным и шепот на ухо соседу. Во время активной дискуссии нельзя чересчур жестикулировать, разбрызгивать слюной.
- Важно быть в любых моментах точным, избегать небрежности. Не следует заискивать и быть чересчур любопытным. Помните, что плохим тоном будет, если вы заглядываете в чужие документы или подслушиваете разговоры других людей. Не стоит человеку указывать на его недостатки в одежде или поведении. Если вас что-то волнует, то нужно высказать ему это наедине. Если вам помогли или оказали услугу, то стоит поблагодарить человека.
- Важно уметь владеть собой. Подобающее поведение предполагает сохранять спокойствие в любой ситуации. Не стоит явно проявлять свой восторг или недовольство в определенный момент. Не надо демонстративно уходить, если подошел несимпатичный для вас человек. Также проявляйте заботу о других людях и помните, что преимущество имеют женщины перед мужчинами, пожилые люди перед молодыми, больные перед здоровыми людьми.
Обществом поощряются те типы хороших манер, которые устанавливают варианты конструктивного общения в отличие от негативного поведения. Это относится к манере общаться, сидеть, двигаться и т. д.
Подобные правила, регулирующие поведение, являются довольно эффективными. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек им следовал. Именно благодаря правилам поведения создается эффективное управление на производстве, оптимальное взаимодействие в коллективе служащих, учащихся, обеспечивается качественное выполнение всех задач.
Таким образом, этические нормы регламентируют то поведение, которое позволяет каждому человеку принимать другого человека, эффективно существовать в обществе, добиваться целей.
Примеры поведения
Отрицание норм приличия является распространенным вариантом поведения в молодежной среде. Конечно, такая модель поведения не содержит противозаконное нарушение, а значит, не наказывается уголовно или с помощью административных штрафов. При этом все чаще в общеобразовательных учреждениях начинают уделять внимание вопросу этических норм.
Молодежь должна впитывать ценности, которые им своим примером передают взрослые. Вот почему важно вести себя в соответствии с нормами и взрослым и детям. Примеры поведения характеризуются большим разнообразием.
- Стоит помнить, что если вы виноваты перед человеком, то следует коротко извиниться, сказав слово «прости» или «простите, пожалуйста». Если вам нужно попросить об услуге, то нужно это делать вежливо и учтиво. Можно сказать «простите за беспокойство» или «будьте добры».
- Что касается движений, то пусть они будут максимально естественны. Ходите твердо, размерено и равномерно. Проследите, чтобы руки не болтались безжизненно. Двигайте ими непринужденно и легко. Не стоит подпирать ими бока или держать их в карманах. Такое поведение является неприемлемым.
- По тому, как человек сидит, можно говорить о его воспитании. Не стоит делать это вальяжно, небрежно откинувшись на спинку стула. Никогда не закидывайте ноги на стол, не раскачивайтесь на стуле, не сидите на нем верхом. Желаете положить ногу на ногу – это допустимо, однако нельзя, чтобы щиколотка доходила до колена другой ноги.
- Особенностью поведения некоторых людей является плохая привычка очищать нос, оглушительно высмаркиваясь. Особенно это неприлично делать в местах, где много людей.
- Не выдавайте свое плохое расположение духа. Лучше приветливо улыбнитесь. Также не следует гримасничать. Это будет выглядеть нетактично и неприятно для окружающих. Когда вы с кем-то разговариваете – смотрите собеседнику в глаза. Не следует делать это вызывающе или нагло, лучше будьте приветливы и скромны.
- Не стоит тараторить или невнятно бормотать. Говорите твердо и уверено, не очень громко, но и не тихо, чтобы все ваши слова были понятны. Часто женщины стремятся проявить свою индивидуальность, произнося слова нарочито неестественно. Это стоит делать только в дружеской компании.
- Особое внимание – смеху. Он не должен стать оглушительным, приковывающим внимание. Также не следует закрывать ладонями лицо. Это выглядит непривлекательно.
Конечно, можно привести еще множество примеров, которые расскажут о подобающем или неподобающем поведении. Основной принцип понятен. Всегда старайтесь поставить себя на место другого человека, прежде чем скажете что-то или сделаете. Именно благодаря этическим нормам и правилам поведения можно не только улучшить свою репутацию, но и добиться успеха в достижении поставленных целей.
Доброта спасет мир, а этические нормы помогут этому миру стать более привлекательным, сделать взаимодействие людей эффективным и приятным.
О том, как правильно и красиво общаться, смотрите в следующем видео.