Понятие личности в социальной психологии
Сущность понятия личности
Социальная психология личности исследует личность, в том числе вопросе ее формирования и социализации, групповое положение и систему общения, межличностных отношений.
Понятие «личность» способно раскрывать социально-психологическую суть индивида, которая формируется в ходе усвоения человеком общественных форм поведения и сознания, исторического опыта общества (личностью человек может стать под воздействием жизни в обществе, в том числе в результате обучения, воспитания, общения, взаимодействия).
Социологией личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы, в качестве социального типа (продукт общественных отношений). Психология учитывает, что одновременно с этим личность является не только объектом отношений в обществе, не только испытывая социальное воздействие, но и преломляя, преобразуя их. Это обусловлено тем, что личность постепенно начинает выступать в качестве системы внутренних условий, посредством которых происходит преломление внешнего воздействия общества. Подобные внутренние условия можно представить в виде совокупности объединенных наследственных биологических свойств и социально обусловленных качеств, сформированных под воздействием предыдущих социальных воздействий. В процессе формирования личности внутренние условия характеризуются большей глубиной, при этом одинаковое внешнее воздействие способно оказывать на различных индивидов различное влияние. Так, личность представляет собой не только объект и продукт отношений в обществе, активный субъект деятельности, самосознания и общения.
Психология начала использовать понятие «субъект» с введение его С. Л. Рубинштейном. В деятельности можно выделить внутренние и внешние условия, внешние условия включают социальные и природные воздействия, а внутренние условия представлены самим субъектом. Внешние условия способны действовать лишь посредством внутренних. При этом субъект, отражая внутренние условия, осуществляет действия с помощью внешних, чем изменяет себя. Таким образом, субъект активен, являясь сам продуктом собственного действия, что способствует изменению внешнего воздействия.
Типы субъектов и особенности личности
Индивид живет в 3 сферах мира:, включая природу, общество и культуру. По этой причине выделяют 3 типа субъектов:
- природный субъект, то есть люди, как биологические существа, которые гибко приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям природы;
- социальный субъект, то есть люди в виде носителей присвоенных социальных правил или норм, которые принимает определенное общество;
- субъект культуры, то есть субъект ответственного и самостоятельного решения проблем жизни через общечеловеческие нравственные и культурные принципы.
В широком понимании понятие «личность» состоит во всех трех типах субъектов.
Есть и более узкое понимание личности, которая представляет собой совокупность отношений в обществе. Здесь необходимо подчеркнуть, что личность является социальным понятием, выражающим все, что есть в человеке над природой (историческое).
Социальная психология личности
Необходимость жить и взаимодействовать с другими людьми ведет к тому, что психическое состояние человека во многом зависит от социального слоя, в котором он живет и работает. Любые проявления эмоций или чувств одного человека влияют на социальную группу, с которой он взаимодействует. В психологии есть специальный подраздел, направление, которое занимается изучением всех психических проявлений человека в социуме, как это влияет на социальную группу в целом, – социальная психология.
В цивилизованном мире все построено на взаимодействии и адаптивности. Постоянно находясь, живя или работая в одной определенной группе людей, человек естественным образом влияет на общий психологический фон этой ячейки общества. Но при этом, сам социум оказывает немалое влияние на эмоциональное состояние человека. Другими словами, происходит взаимодействие общества и человека как личности на психическом уровне.
Социальная психология является неким связующим звеном между психологией и социологией. Психология в большей степени изучает влияние различных факторов на внутренний мир личности. Социология занимается анализом процессов в социуме и вне личности, то есть рассматривает поведение в социуме. А в социальной психологии объектами изучения являются мнения и отношения как внутреннего, так и внеличностного плана.
Отступление вглубь истории
До начала ХХ века социальная психология как таковая не существовала. Существовала социальная философия, которая стремилась объяснить закономерность поведения человека в обществе, раскрыть всю природу конфликтов в социальной среде, определить очаги влияния.
Согласно Г. Тарду (1843-1904), развитие общества зависит от взаимного влияния личностей внутри него через подражание. Например, одеваться в том же стиле, что и знаменитости, вести себя также. Подражание помогает определить ценности, обычаи и нормы поведения в конкретном социуме, частью которого является человек. Благодаря изысканиям Г. Тарда, понятие наследственности приобрело новую трактовку. Помимо естественной, появилось определение и социальной наследственности.
А вот французский социолог и психолог Г. Лебон (1841 — 1931), изучая эмоциональную составляющую всех социальных процессов, ввел новое понятие психического заражения. Другими словами, человек на подсознательном уровне, через эмоциональное восприятие, перенимает основную линию поведения у социальной группы, с которой он взаимодействует – живет, работает или общается.
Еще одним основоположником социальной психологии считается Э. Дюркгейм (1858-1917), основатель социальной школы во Франции. Он объяснил принцип поведения человека как последствия коллективного сознания.
Дальнейшие исследования дополняли и разъясняли, уточняли и выделяли главные моменты в общих понятиях социальной психологии. Но основная мысль осталась неизменной – все изменения в обществе, социуме, имеют огромное влияние на развитие личности. А личность, как составляющая социума, взаимодействуя с другими через эмоции, мысли или поступки, влияет на развитие социального слоя.
Основные понятия
Социальная психология изучает все аспекты влияния на поведение и психическое состояние человекасоциальной группы, с которой его объединяют реальные отношения и общая цель: семья, школа, рабочий коллектив, длинная очередь за чем-нибудь. Все это группы людей, которые на эмоциональном уровне влияют на поведение друг друга.
Поток пешеход на улице нельзя назвать социальной группой, ибо они никак не взаимодействуют. Это человеческая масса. Собрание людей, у которых есть общая цель, называется уже толпой. Например, долгое ожидание транспорта на автобусной остановке некой группой лиц подразумевает некое общение – на самые различные темы. Но основная цель у всех одна – дождаться автобуса.
Для того чтобы назвать несколько человек группой, следует правильно определить цель, которая их всех объединяет. Для примера можно взять ту же очередь в магазине. Покупатель стремиться купить товар, а продавец продать. Или университет: студент ходит на лекции, чтобы по их окончании получить соответствующий документ, а преподавательский состав стремиться выдать сей документ студенту. И именно эта трактовка является правильной.
Ошибочно считать, что студент приходит на занятия для получения знаний. Нет, именно посещение занятий и выполнение заданий приближает его к конечной цели – получению диплома. То же касается и преподавателей. Своими лекциями, заданиями, зачетами и экзаменами преподавательский состав приближает момент вручения диплома студенту.
Группы также делятся на два вида:
- Формальный вид — группа людей в этом случае связана неким документом: договором, штатным расписанием, списком и т.д. Возглавляет формальную группу – руководитель.
- Неформальный вид – группа людей, объединенная общими эмоциями, привязанностью или симпатией. Во главе неформальной группы находится лидер.
Если в основе власти руководителя лежит некий документ, то есть она навязана группе людей, то власть лидера является результатом добровольного решения группы, поэтому она абсолютна.
Предметом социальной психологии является изучение поведения при взаимодействии личности и социума. Психическое и эмоциональное состояние человека во многом зависит от социума, его окружающего. Два человека будут вести себя спокойно и уравновешенно, мирно беседовать, созерцать или заниматься общим делом. Это межличностные отношения и взаимодействие здесь происходит с минимальным ущербом, но максимальной пользой.
Как только группа людей увеличивается, эмоциональное взаимодействие приобретает более сложную структуру. В группе из трех человек, каждый будет пытаться подстроиться под общее настроение, подспудно и неосознанно выискивая лидера, поведению которого он будет подражать. Неосознанное копирование поведения происходит в основном из-за страха быть отвергнутыми и непонятыми. А для человека как личности и объекта социума большего страха, чем одиночество, нет.
По количеству участников, группы делятся на малые – от 3 до 10 человек, средние от 10 до 25 участников, и большие — свыше 25 участников. Помимо этого, группы подразделяются на закрытые и открытые. Открытый тип группы предполагает смену участников взаимодействия. Например – рабочий коллектив. Работники увольняются, приходят новые, сменяется руководство и так далее.
Закрытый тип группы намного специфичнее. В такой группе люди объединяются для какой-то определенной цели, а по ее достижении группа распадается и перестает существовать. Взять тех же студентов. Посещая лекции, они объединены общим стремлением получить диплом, состав группы не меняется или меняется, но в незначительной степени. А по окончании учебы и получении дипломов, студенты расходятся, и группа как таковая перестает существовать.
Основные задачи исследований
Социальная психология затрагивает основные аспекты общественной жизни и является ее неотъемлемой частью. Чтобы понять суть взаимодействия и влияния социума и личности, следует изучать и анализировать все феномены и проблемы, которые возникают при взаимодействии.
В задачи социальной психологии входит определение, исследование и анализ главных проблем, которые возникают в конкретном социуме. Расизм, феминизм или межрасовые или межкультурные проблемы – изучение этих феноменов и является основной задачей социальной психологии.
Социальная психология личности изучает основные проблемы, которые возникают при вхождении личности в определенный социум. Как поведение одной личности влияет на социальную группу и как от этого меняется структура группы. В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности, то есть человек подстраивается под нормы поведения и ценности того социума, частью которого она становится.
Чтобы наладить отношения с людьми, которые входят в ту же социальную группу, необходимо понять, проанализировать и подстроить свое поведение под общепринятый шаблон. Чаще всего это происходит на подсознательном уровне. Человек начинает копировать общие поведенческие черты, даже не задумываясь об этом.
Намного сложнее адаптация происходит, если у человека и социума есть несовпадения в определении ценностей или присутствует несогласованность во мнении или взглядах на некоторые вещи.
Для адаптации очень важен социально-психологический климат. Если социальная группа существует в мире и согласии, то вхождение нового человека пройдет гладко и без лишних проблем. В обратном случае, любые напряжения во взаимоотношениях внутри группы негативно отразятся на способностях личности и ее взаимодействии с группой.
Отрасли социальной психологии
Любая социальная деятельность подразумевает разные стили общения. В зависимости от эмоциональной составляющей отношений внутри социума, меняется не только характер и содержательная часть общения, но и влияние на саму личность, и деятельность социальной группы. Для примера, общение с друзьями происходит на доверительном уровне, а вот с начальством общение строится исключительно на решение деловых и производственных вопросов и не всегда сопровождается доверием или эмоциональной зависимостью.
Чтобы охватить весь спектр проблем, социальная психология разделена на отрасли, которые исследуют определенные проблемы и феномены конкретной социальной среды:
— социальная психология труда. Изучает проблемы социально-психологического плана внутри коллектива, их влияние на трудовую деятельность, совместимость личностей внутри группы, особенности общения и влияние психологического климата коллектива на работоспособность личности.
— социальная психология управления. Изучает проблемы, связанные с управлением деятельностью социальной группы. Также рассматривает социальную роль и позиции личности в системе управления отношений, совместимость группы и эффективность управления ею, причины конфликтов и подобное.
— экономическая психология. Изучает проблемы, связанные с хозяйственной жизнью общества. Основными предметами изучения являются проблемы и факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности, воздействие рекламы на потребителя и так далее.
— политическая психология. В основе этой отрасли лежит изучение всех психологических компонентов, влияющих на общественно-политическую жизнь социума, как это влияет на сознание и поведение всех участников политического процесса, и формирование интересов в общественно-политическом плане.
— психология этноса. Главным предметом изучения являются особенностиопределенной национальной группы. Проблемы в отношениях на международном и межнациональном уровне, влияние стереотипов и национальных ценностей на общение, природа возникновения конфликтных ситуаций между народами и этническими группами.
Помимо этих отраслей, социальная психология занимается исследованиями взаимодействия личности и социума в научной, культурной, образовательной среде. Занимается проблемами религии и права, семьи и других социальных взаимоотношений.
Основные методы
Чтобы понять природу взаимоотношений и взаимовлияния личности и социума, необходимо проанализировать саму природу социальных и психологических явлений, а также их закономерность. Методы социальной психологии заключаются в следующем:
— систематизация феноменов и проблем социума, а также поиска концепций
— исследования и диагностика, которые включат в себя наблюдение, опрос, эксперимент и моделирование ситуаций, а также тестирование
— обработка и интерпретация, чтобы выявить отклонения и дать им объяснение
— коррекция и терапия, для улучшения характеристик, навыков и умений, как группы, так и отдельной личности
— мотивация и управление, то есть побуждение личности или группы к действиям для достижения конкретной цели
— обучение и развитие, дабы группа или личность могли реализовать весь свой потенциал и повысить компетентность
— конструирование и творчество, для развития способностей и возможностей социальной группы.
Социальная психология личности was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева
Социальная психология личности в группе
В сферу изучения социальной психологии личности входят следующие составляющие: социально-психологические аспекты личности, социальные установки, каузальная атрибуция. Сюда включено раскрытие таких понятий как: я-концепция, самоэффективность, ценности и нормы морали, формы социального поведения личности и многое другое.
Социально-психологические аспекты личности
Личностная проблема является темой разных областей психологии и других наук. Аспектом изучения личности занимается и социальная психология.
В общей психологии изучение личности осуществляется безотносительно к существованию ее в обществе, взаимоотношений с другими людьми. Общепсихологический анализ решает следующие задачи:
- что есть личность;
- отличие личностных свойств человека от других свойств;
- структура личности;
- возникновение личностных свойств;
- формирование личности человека;
- что такое устойчивый тип личности.
Личностный анализ в социологии предполагает изучение личности во взаимосвязи с обществом. Круг вопросов социологии следующий:
- личность человека с точки зрения его существования в социальной группе;
- социальная типологизация личности;
- становление социальной личности.
Социологи уходят от индивидуальных особенностей человека и концентрируются на личности как явлении социальном, тесно связанном с общественными процессами.
Социально-психологическое рассмотрение личности заключается в следующем: личность индивидуальна и вместе с тем имеет социальное начало. Вопросы социальной психологии:
- стороны личности с точки зрения отношения к обществу;
- влияние социального окружения на личность;
- взаимодействие личности и малой группы;
- социальное поведение человека и его мотивы.
Исследователь Г.М.Андреева считает, что основным определением личности в социальной психологии является таким же, что и в общей психологической науке. Но выясняет то, как формируется личность в группе, как реализуется ее деятельность в этом контексте. Социальные психологи изучают закономерности, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальной группе.
Структура личности
Структуру личности изучают многие отрасли психологии с разных сторон. Этой проблемой занимаются возрастная, общая, дифференциальная, клиническая, социальная психология.
В общей психологии предметом является структура личности индивида вне социальной жизни, общественных связей и отношений. Возрастная психология акцентирует свое внимание на развитии личности в процессе взросления, рассматривает возрастные особенности личности. Дифференциальная психология изучает отдельные свойства и особенности личности. Клиническая психология исследует отклонения развития личности от нормы, вызванные заболеваниями, возможность их коррекции.
Социальная психология личности рассматривает те стороны, которые отражают социальные связи и отношения человека. Предметом изучения являются: выстраивание концепции собственного «Я», социальные установки, нормы и ценности, формы социального поведения и его мотивация. В круг вопросов социальной психологии входят: локус контроля, каузальная атрибуция, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление.
Социальная психология личности: интересные факты
Добрый день, дорогие читатели! Сегодня будем говорить о таком направлении, как социальная психология личности. Разберем, что это такое, зачем нужно изучать эту науку и как она может помогать нам решать повседневные проблемы.
Объекты социально-психологического исследования
Отрасль психологии, которая занимается изучением поведения разных групп людей, а также отдельных индивидуумов по отношению к этим группам называется социальной психологией личности.
Социальная психология изучает следующие объекты:
- психический склад индивидуума;
- историческая детерминация личности в обществе;
- формирование духовной составляющей человека;
- мотивация поведения в разнообразных психологически-социальных ситуациях;
- этичные и моральные особенности личности;
- социально-психологические черты индивидуума;
- ролевые процессы;
- ценности и ориентации;
- самовоспитание;
- жизненная позиция;
- законы появления социальной активности, внутренние противоречия и способы их ликвидации.
Теории личности в социальной психологии
На сегодняшний день в психологии личности нет единой теории, которая устраивала бы всех исследователей и отвечала бы на все поставленные вопросы о формировании поведенческих моделей индивидуума.
Самые распространенные теории:
- Психодинамическая. Она основана на работах Зигмунда Фрейда. Согласно ей, полностью отрицается такое понятие, как сила воли. Следовательно, все желания и действия человека основаны на агрессивных или сексуальных желаниях.
- Гуманистическая. Необходимость в актуализации самого себя – основа в развитии каждого человека. Все люди на протяжении жизни пытаются доказать собственную значимость и важность своей деятельности для общества. Целями жизни являются познание себя, собственного потенциала и его реализация.
- Аналитическая. Юнг полагал, что поведение человека предопределяют врожденные факторы, которые он наследует от своих родителей. Согласно этой теории, подсознание играет главную роль в поведенческих моделях человека, а сновидения, культура и искусство дают возможность их раскрыть.
- Поведенческая. Если кратко описать бихевиоризм, то личность является продуктом учения, а генетическая и психологическая составляющие не играют существенной роли. Окружение – единственный фактор, влияющий на развитие человека.
- Когнитивная. В основе лежат эгоистические наклонности человека. Социум – источник развития, а желания поминать прошлое и быть осведомленным по поводу своего будущего являются движущей силой.
- Действующая. Человек является сознательным субъектом, выполняющим определенную социальную роль и являющимся элементом общества.
- Диспозициональная. Индивидуум – это сложное сочетание социальных и генетических элементов, являющихся факторами его развития.
Каждая из этих теорий имеет место быть. Но ни одна из них не дает точной характеристики поведения личности в социуме. Любая группа противопоставляется человеку, следовательно, не давая возможности проводить исследования. Проблему необходимо рассматривать комплексно, так как некорректно противопоставлять одну личность группе людей.
Зачем нужно изучать социальную психологию?
Множество исследований, проведенных в этом направлении, дали возможность определить целый ряд изменений, которые потерпел человек по причине нахождения в социуме:
- потеря собственного мнения;
- излишняя боязнь обращать на себя внимание или социофобия;
- снижение самооценки;
- перекладывание ответственности;
- давление окружающих;
- перенимание эмоций других;
- низкий уровень самосознания;
- групповая поляризация.
Наше поведение в одиночестве и при других людях или группах сильно отличается. Мы просто не можем вести себя в социуме без предварительного взвешивания тех или иных поступков и моделирования возможных последствий.
Чему вы научитесь?
Подробно изучая психологию личности, вы научитесь:
- находить общий язык с разными людьми;
- находить пути оптимального выхода из конфликтных ситуаций;
- убеждать других;
- заводить друзей и поддерживать дружбу;
- различать эмоционально незрелых людей и ограждать себя от них;
- совершенствовать свою психологическую осведомленность;
- исследовать себя изнутри, находить свои таланты и видеть себя в будущем;
- не занижать свою самооценку в коллективе;
- не бояться вести за собой людей;
- принимать ответственность в любой ситуации;
- помогать тем, кто нуждается в психологической помощи.
Ситуация, когда по причине недоговорок и боязни пересудов обидчик не был выведен на чистую воду, встречается не так уж и редко. А вспомните хотя бы школу… Наверное, среди ваших знакомых был мальчик или девочка, которые не пользовались популярностью в классе, хотя заслуживали этого намного больше, чем другие ученики. Где, думаете вы, был корень этой проблемы?
Конечно, в самом мальчике или девочке, которые не могли с достоинством отстоять свою точку зрения, высказаться. И причин этому могло быть множество: зажатость, излишняя скромность, боязнь обращать на себя внимание, заниженная самооценка и т.д.
Можно с уверенностью сказать, что социальная психология личности дает исчерпывающие ответы на эти и множество других вопросов. Также показывает инструменты изучения себя и своего поведения в разных группах: семья, друзья, одноклассники, коллеги. Это всегда интересно и полезно. Регулярно возвращаясь к психологии, вы научитесь заранее моделировать оптимальное для себя поведение в той или иной ситуации.
Заключение
Рекомендую также, прочитать статью о чувствах человека с точки зрения психологии.
Всего хорошего, дорогие читатели! Надеюсь, вы получили новую информацию, и теперь будете периодически уделять время социальной психологии личности. До встречи за новыми беседами!
Социальная психология личности.
Проблемы социализации личности.
Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.
Процесс формирования личности – социализация – заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, а также принятых в обществе норм и ценностей
Термин «социализация», не смотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки. Понятие социализация было введено в социальную психологию в 40-50-е годы в работах Бандуры, Дж. Кольмана и др.
Социализация личности представляет процесс формирования личности в определённых социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальных опыт в собственные ценностные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те норма и шаблоны, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Правила поведения, приличия, нормы морали не одинаковы в разных обществах, и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.
Социализация осуществляется в общении и деятельности.
Она может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим начало социализации. Начинается социализация личности в семье и продолжается в школе, в ВУЗе, на производстве. Социализация личности – процесс, в ходе которого человек с определёнными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качество, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе.
Социализация заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта. Воспитание – одна из форм этого процесса, а именно управляемая и целенаправленная социализация. К специальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения, молодежные организации, семья.
Процесс социализации не завершается с достижением взрослого возраста, он непрерывно идет на протяжении всей жизни человека.
Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный характер, так и стихийный.
Основным фактором социального формирования личности является направленность – система доминирующих социально обусловленных отношений индивида к действительности, которая характкризуется интересами, идеалами, мировоззрением, убеждениями (А.Н. Леонтьев).
Формы направленности:
влечение – наименее дифференцированное смутное стремление без четкого осознания цели;
желание – более высокая форма направленности, характеризующаяся наличием цели;
интерес – стремление выделять и познавать специфические предметы и явления.
Приоритетные интересы определяют мировоззрение – систему взглядов человека на мир, общество, самого себя. Это важнейшее качество, обусловленное направленностью личности и в свою очередь само определяющее ее направленность. Мировоззрение влияет на выбор мотивов и развитие интересов. Не является врожденным, а формируется в процессе жизнедеятельности. Это более высокая степень направленности.
Кроме того, к формам направленности относятся:
совесть – нравственная самооценка человеком своих поступков;
чувство стыда, переживаемое как моральная неудовлетворенность своими поступками.
Направленность взаимосвязана с другими личностными структурами; её влияние распространяется на индивидуальные психические свойства и биологические системы организма.
Направленность человека имеет многоуровневую структуру, в основе которой лежат потребности – внутренние состояния в форме нужды, являющиеся источниками активности.
(уровни потребностей по А. Маслоу):
Физиологические потребности.
Потребность в безопасности (в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности).
Потребность в любви и принадлежности (в чувстве общности, принадлежности к определенной группе, в дружбе).
Потребность в самоуважении (а также в уважении и признании другими людьми).
Потребности в самоактуализации (в развитии и реализации собственных возможностей, способностей, потенциала, личностного совершенствования).
Мотивация – внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением актуальной потребности (осознаваемые и неосознаваемые; мотивация на успех и мотивация на неудачу).
Мотивация на успех – это позитивная мотивация, направленная на достижение конструктивного, положительного результата. Мотивированные на успех люди активны, инициативны, ищут различные способы преодоления препятствий, отличаются настойсивостью в достижении цели.
Мотивация на неудачу – негативная мотивация, связанная с потребностью избежать неудачи, порицания, наказания, срыва. В основе лежат негативные ожидания. Люди, мотивированные на неудачу, ищут поводы для отказа от ответственных заданий, выбирают заниженные цели.
В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т.д.) биологически обусловлены и в процессе социализации личности почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребёнка люди.
В ходе воспитания в системе образования (школа, ВУЗ) формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры, системы ценностей и традиций.
Этапы социализации.
Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), ребёнок усваивает социальный опыт, адаптируется.
Стадия индивидуализации – промежуточная социализация (подростковый возраст) ещё не устойчиво самоопределение, выделение себя, критическое отношение к обществу, нормам поведения.
Юношеский возраст (от18 до 23-25 лет) – устойчиво-концептуальная социализация, вырабатываются устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции (желание найти своё место в обществе), проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В противном случае возможно:
сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и в обществе;
изменение себя, стремление стать «как все» (конформизм).
Трудовая стадия (весь период зрелости человека) усвоение и воспроизведение социального опыта.
После трудовая стадия (пожилой возраст) процесс передачи опыта молодому поколению.
Выделение стадий имеет большое значение. Для становления личности важно, через какие соц. группы она входит в социальную среду как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.
Глава V. Социальная психология личности
5. 1. Проблема личности в современном гуманитарном знании
Фокус проблемы личности в социальной психологии. В современном гуманитарном знании насчитывается больше сотни различных определений понятия «личность» и во всех современных определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему общественных отношений. Любая личность представляет собой совокупность биологического, психологического и социального в человеке. При этом личность рассматривается в качестве активного субъекта деятельности. Понимание личности в социальной психологии существенно отличается от понимания личности в смежных науках: социологии и общей психологии.
Система социологического подхода занимается анализом объективных закономерностей общественного развития. В социологии личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы.
В.А.Ядов, анализируя особенности социологического подхода к пониманию личности, отмечает, что для социологии личность «важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность». Таким образом, основной интерес социологического анализа личности сосредоточен на проблеме социальной типологии личности.
Для общей психологии характерна дискуссия между мнениями о личности, как о «субъекте труда, познания и общения» и рассмотрением личности как соединения социально значимых и индивидуальных черт. Личность в психологии определяется следующим образом: личность – человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С.Немов).
Отличие социально – психологического подхода к анализу личности от общепсихологического заключается в том, что в социальной психологии изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности. Для социальной психологии важен анализ личности как взаимодействующего и общающегося субъекта.
Основным предметом внимания социальной психологии личности является взаимоотношение личности с группой. Для личности важно, в каких именно группах осуществляется ее формирование, с какими другими личностями она взаимодействует и общается.
Основной задачей социальной психологии личности являетсявыявление и анализ закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу.
Основные аспекты социально – психологического анализа личности. Социальная психология личности исследует главным образом проблему взаимодействия личности с группой. Важно выявить, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность человека. Необходимо изучение микро- и макросреды, с которыми взаимодействует личность и через которые проходит ее развитие. Данная область исследования традиционно в социальной психологии обозначается как проблемасоциализации и социального развития личности.
Изучение системы воздействий на личность в процессе ее формирования, приводит к необходимости анализа результата, который получился в ходе активного усвоения личностью системы социальных связей. Необходимо изучение того, каким образом личность взаимодействует в различных ситуациях и с различными группами в условиях активного общения. Все это выделяет в качестве специфической задачи исследования в рамках социальной психологии личности проблему социальной установки.
Все приобретаемое личностью в процессе социализации, а также формирующиеся социальные установки не является статичными. Важно помнить о взаимовлиянии личности и группы. Социальная психология личности также акцентирует свое внимание на анализе активности личности в группе и ее влиянию на групповую жизнь.
В
Социально-психологические качества личности — это те качества, которые формируются и проявляются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними.
связи с этим можно выделить еще одну важную проблему изучения личности в социальной психологии —социально-психологические качества личности, т.е. те качества, которые формируются и проявляются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними.Качества личности, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности обуславливают эффективность деятельности личности в группе. Категория «эффективность деятельности» обычно используется для характеристики группы. Вместе с тем вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Эффективность деятельности личности в группе определяется следующими ее проявлениями:
Умение личности взаимодействовать и сотрудничать с другими.
Участие личности в принятии группового решения.
Умение личности разрешать конфликты.
Умение соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности.
Умение воспринимать нововведения и т.д.
Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности. Эти проявления определяют и направленность эффективности личности, и уровень ее развития.
Особой задачей социальной психологии личности является выявление качественного своеобразия опыта, знаний, свойств, способностей, внутреннего мира и поведения человека, которые характеризуют его как субъекта деятельности.
Перспективы исследования личности в социальной психологии.Такое понимание социальной психологии личности позволяет обозначить основные, перспективные направления исследования личности в системе социально – психологического подхода. Г.М.Андреева определяет три основных пути расширения исследований личности в социальной психологии. Первое направление связано с преодолением традиционного противопоставления личности и группы. Автор отмечает, что ограниченность данного подхода связана с простым сопоставлением личности и группы, а так же с тем, что анализу подвергается одна личность, рассматриваемая внутри группы. При этом группа рассматривается как некоторая целостность, состав которой нередко определяется как «состоящая из индивидов». Если учитывать различия между индивидом и личностью, обозначенные в общепсихологическом подходе, то обнаруживается, что в традиционной социальной психологии личность соотносится с группой, остальные члены которой личностями не являются. Этот взгляд в значительной степени ограничивает возможность целостного исследования взаимодействия личности и группы. Расширяя проблематику исследования необходимо прийти к новому взгляду: проблема «личность в группе» должна расшириться и преобразоваться в проблему «личностей в группе». Таким образом, «каждую группу необходимо изучать как состоящую (хотя бы потенциально) из личностей». Такой взгляд на проблему личности имеет принципиальное, методологическое и практическое значение, в частности при анализе таких общественных процессов, как демократизация, развитие социальной справедливости и т.д.
Второе направление расширения социально – психологического анализа, основывается на том, что человек в процессе своей жизни включен в жизнедеятельность разных групп, однако традиционно в социальной психологии личность исследуется в контексте одной группы. Уникальность и богатство каждой личности определяется именно широтой и разнообразием социальных связей, порождаемых системой групп, в которые она включена. Понимание итога всех групповых воздействий на личность, выявление «равнодействующей» является перспективной проблемой в социальной психологии.
Третье направление, названное Г.М.Андреевой, определяет перспективу исследования личности, связанную с участием социальной психологии в комплексном подходе к пониманию феномена личности, наряду с участием в нем социологии, общей и дифференциальной психологии. На наш взгляд, это является задачей не столько собственно социальной психологии, сколько системы гуманитарных наук в целом.
Можно выделить еще одно перспективное направление социальной психологии личности, обозначившееся в последние десятилетия. Изучение социально – психологических характеристик личности, как субъекта деятельности определяет расширение исследований, связанных с анализом преобразовательной активности человека, обоснованием факторов этой активности и механизмов ее проявления. Развитие социальной психологии приводит к необходимости акцентировать внимание на способности личности изменять окружающую действительности и себя в отношении к ней, т.е такой сущностной характеристики личности как субъектность.
Рассмотрение проблемы личности в социальной психологии с точки зрения ее субъектной природы, «способности изменять окружающий мир и себя вместе с ним, измерять и оценивать последствия этих изменений, излагать происшедшее себе и другим людям» (Е.Н.Волкова) дает возможность более глубокого анализа роли личности в общественном развитии.
Проблема личности в социальной психологии
Социальная психология исследует личность, вопросы ее формирования и общественного положения, а также систему общения вместе с межличностными отношениями. Проблема личности в социальной психологии рассматривается не только с философских позиций, но и с социальных.
Под личностью обычно понимают сознательного человека, проявляющего активность в разных сферах и способного самостоятельно выбрать тот или иной образ жизни. Это понятие в социальной психологии полностью раскрывает суть индивида, которая находится в полной зависимости от степени усвоения им общественных правил и норм, исторического опыта всего социума.
Личность в социальной психологии: понятие и структура
Социально-психологической особенностью формирования личности являются процессы взаимодействия и влияния всех личностей друг на друга. Так создаются общественные установки, появляется общность взглядов и другие отношения.
С точки зрения социальной психологии личностью можно назвать конкретного человека, гражданина определенной страны, представителя общества и своей социальной группы. Индивид должен быть наделен социально-психологическими и индивидуальными особенностями и включен во все общественные отношения.
Личность развивается под воздействием различных факторов:
- окружающая среда и социум;
- особенности центральной нервной системы;
- анатомические и физиологические особенности;
- основная сфера деятельности.
Самыми существенными движущими силами, от которых в большей степени и зависит процесс формирования личности, признаны общество и природно-географическая среда.
Проблема личности в социальной психологии: типы субъектов
Считается, что любой индивид может проживать в трех сферах мира — природной, общественной и культурной.
На основании данного утверждения и группируют субъектов по трем типам:
- социальный — люди, которые принимают данное общество и усваивают все его нормы и требования;
- культурный — индивиды способны осуществлять свои решения жизненных проблем, пропуская их через призму нравственных и культурных принципов;
- природный — люди рассматриваются как биологические существа, которые могут приспосабливаться к изменяющимся природным условиям.
Несмотря на то, что в социальной психологии проблема личности касается больше ее социализации, понятие «личность» включает в себя все эти три типа. Однако в более узком его понимании, значимыми становятся общественные отношения, которые и формируют личностные навыки общения и склонность к совместной деятельности. Все это происходит под постоянным воздействием культурных традиций.
Также нельзя исключать определяющего влияния на личность психологических и биологических особенностей индивида.
А.Г. Асмолов, известный российский психолог и публицист, считает, что личность состоит из двух субстанций — индивидуально-уникальной и социально-типической.
Высокая степень уникальности достигается через постоянную активность, готовность к личной ответственности.
Особенности социально-психологического изучения личности
Проблематика личности до сих пор считается самой конфликтной в социальной психологии. Изучение человека ею рассматривается с точки зрения социального существа. Исследования в социальной психологии нацелены на выяснение степени общественного влияния на личность и определения, в каких именно группах ей удается наилучшим образом реализовать свои социальные навыки. Решающими факторами при этом остаются социальные установки и психологические свойства индивида.
Актуальные для современности проблемы личности в социальной психологии касаются ее социализации и принятия специфических установок. Особое значение при этом имеют отношения личности и общественной группы.
Проблема личности в социальной психологии связана с различными вариантами пониманиями социальности. С течением времени, ее значения и трактовки плавно смещались. От внешних, ролевых и более жестких, в сторону размытых, социокультурно обусловленных.
В социальной психологии существует три равноправные, логики анализа личности:
- С характерной для настоящего времени неопределенностью, являющейся следствием типичных объективных изменений социума, движущегося в том же направлении.
- Парадигмальные изменения в самой науке, связаные со смещением исследовательского интереса в сторону анализа происходящих перемен.
- Объективные изменения личности современника, который все больше теряет свою социальную заданность.
Социально- психологический подход к исследованию проблем личности позволяет рассмотреть ее как с психологической стороны, так и социальной. Объяснить действующие механизмы социализации и раскрыть личностную структуру.
Становится возможным не только диагностировать, но и оказывать влияние на социально-психологическую сторону личности.