А с макаренко педагогические идеи кратко: Педагогические идеи а.С. Макаренко. – Основные методы Макаренко. Педагогические идеи

Содержание

Основные методы Макаренко. Педагогические идеи

Чтобы грамотно воспитать человека в любом обществе, важно понимать принцип интегрирования его в систему жизнедеятельности. Я стал замечать, что отказ от идеологических норм поведения в современном обществе ведут к регрессу института воспитания. Макаренко одним из последних, а ушел из жизни он 80 лет тому назад, пытался структурировать в образовательном и трудовом процессе методику воспитательных процедур. Личность человека может быть абсолютно свободной в закрытой системе и наоборот резко ограничена в развитии при номинальной демократии. Макаренко педагогические идеи разрабатывал и применял на практике, работая в колонии несовершеннолетних преступников, которые под его руководством стали здоровыми и полезными обществу людьми.

Кто такой Макаренко?

Антон Семенович Макаренко поклонник марксистко-ленинской теории, практик, публицист и просто неординарный человек. Мы не раз слышали это имя в медийной сфере, в программах про воспитание, фильмах про детей и в исторических передачах. Макаренко и его педагогические идеи применимы и в наши дни, они адаптивны под систему власти.

Родился он в 1988 году, на территории Харьковской Губернии, жил и трудился близ Полтавы, работал на первых порах учителем, а затем директором колонии для несовершеннолетних детей, которые были направлены туда за различные проступки в постреволюционный период. Является автором книг «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Флаги на башнях» и многих других.

основные идеи и методы педагога макаренко

Вклад Макаренко в педагогику

Базисной мыслью великого воспитателя стала идея объединения людей через коллективизм. В угоду времени личность могла развиваться через активное участие в жизни общества и трудового коллектива. В процесс воспитания человека, как единицы этого коллектива, стали прописываться основные педагогические идеи Макаренко.

Антон Семенович за пятьдесят один год своей жизни смог совершить революцию в процессе воспитания молодых людей, его практические примеры являются основой большинства программ в образовательных и воспитательных учреждениях. Позже это удалось обработать, упорядочить и соединить в методических пособиях по педагогике.

Основные педагогические идеи Макаренко

В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании. Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива. Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.

педагогические идеи антона макаренко о воспитании

Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:

  • назначение должностей в органах самоуправления.
  • качественная связь с обществом.
  • единая цель для команды единомышленников.
  • разработка комплекса общих действий для ее достижения.
  • контроль, дисциплина и ответственность.

идеи воспитание коллектива по методикам антона макаренко

Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.

Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.

[Всего голосов: 3    Средний: 5/5]

Макаренко, Антон Семёнович — Википедия

Анто́н Семёнович Мака́ренко (1 (13) марта 1888, Белополье, Сумской уезд, Харьковская губерния, Российская Империя — 1 апреля 1939, Голицыно, Московская область, РСФСР) — всемирно известный воспитатель, педагог и писатель. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке

[1].

Основная воспитательная и педагогическая деятельность А. С. Макаренко относится к первому пятнадцатилетию послереволюционного времени (1920—1934), когда школы и иные воспитательные учреждения, с одной стороны, крайне слабо снабжались, с другой — над ними не было столь жёстких стандартизации и идеологического контроля, которые были установлены с середины 1930-х годов. Убедившись, после принятия в 1920 г. заведования колонией для малолетних правонарушителей (под Полтавой), в практической неработоспособности общепринятых воспитательных и педагогических подходов того времени, А. С. Макаренко на основе обычаев и приёмов народной педагогики (в том числе «общего дела», то есть воспитания и обучения через привлечение к посильному труду для достижения понятных и обозримых целей к общей пользе), разработанной им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, а также глубокой веры в человека (в том числе из философии произведений М. Горького) и ряда других подходов, предложил и успешно опробовал в Колонии им. М. Горького воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии его имя. В своих трудах Макаренко утверждал, что применяемая им в уголовно-исправительных заведениях система изначально предназначалась для всех сколько-нибудь здоровых школьников и всех учебных заведений.

Демократические основы (соуправление воспитанников и сотрудников, общее собрание, систематическая ротация командиров отрядов и т. д.), являющиеся неотъемлемой составляющей этой системы, настолько противоречили практике большевистской педагогики, что уже в мае 1928 г. Н. К. Крупская на VIII съезде комсомола крайне резко критикует систему Макаренко, а другие представители «Педагогического олимпа» вскоре прямо называют её «несоветской» (что прямо цитируется в «Педагогической поэме»). В этом смысле называть Макаренко «советским педагогом» неточно. В том же году А. С. Макаренко, несмотря на все воспитательные, учебные и хозяйственные успехи, снимают с поста зав. Колонии им. Горького (в которой быстро и жёстко насаждаются обычные «советские» порядки), а от ареста его спасает только переход в систему НКВД, где его покровитель, нарком НКВД Украины В. А. Балицкий, предложил опальному педагогу возглавить новое воспитательное учреждение — Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского. Вскоре коллективом Коммуны были достигнуты ещё более впечатляющие успехи, уже в области промышленного производства. И вновь, уже в середине 1930-х, «из производственной необходимости» и в условиях надвигающейся войны, Макаренко отстраняется от заведования коммуной, а созданные заводы передаются для круглосуточной работы военному ведомству. Перейдя в наркомат, Макаренко пытается подготовить распространение своего опыта для других исправительных учреждений Украины, но его подходы слишком расходятся с практикой «советской» жизни и он по сути вынужден уехать в Москву, чтобы по возможности завершить литературное описание своего педагогического опыта и разработок, начатое по настойчивому совету М. Горького, выступившего первым редактором «Педагогической поэмы» — самого известного в России и за рубежом произведения А. С. Макаренко. Его книги издаются во многих странах

[2].

Ряд исследователей, например, Симон Соловейчик, отмечают, что вокруг воспитательно-педагогического наследия А. С. Макаренко с течением времени страсти обсуждения не только не утихают (как это обычно происходит), а даже разгораются с новой силой, что связывается с тем, что существенные и глубокие противоречия и недостатки советского и постсоветского воспитания и обучения, успешно разрешавшиеся Макаренко, во многом остаются камнем преткновения современной российской школы и имеют большие общественные накладки как в уровне воспитания и обучения, так и умственного, морального и психического здоровья подрастающего поколения[3].

Антон Семёнович Макаренко родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье Семёна Григорьевича Макаренко, рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских, и Татьяны Михайловны Макаренко (в девичестве Дергачёва), дочери солдата из Николаева

[4]. У него были младшая сестра (умерла в детстве) и брат Виталий (1895—1983), впоследствии поручик, участник Брусиловского прорыва, получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой, после чего некоторое время помогал А. С. Макаренко (именно он предложил ввести, в частности, элементы игры и военизацию в занятия старшего брата). После Октябрьской революции 1917 году, Виталий Семёнович Макаренко, как белый офицер, вынужден был оставить родину и ушёл с белогвардейцами за границу. Остаток жизни провёл во Франции, где его в 1970 году разыскали западноевропейские биографы Макаренко Г. Хиллиг (ФРГ) и З. Вайц (Франция) и убедили оставить о старшем брате воспоминания.

По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году Колония имени Горького была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему. М. Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А. Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку.

Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.

Член Союза советских писателей (с 1934 года).

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

Перед смертью Макаренко работал над сценарием к фильму «Флаги на башнях» в соавторстве с Маргаритой Барской, но руководство Киностудии имени Горького отказалось ставить фильм по их сценарию, поскольку Барская была любовницей впавшего в опалу журналиста К. Радека (она погибла вскоре после Макаренко, по официальной версии выбросившись из окна).[5]

А. С. Макаренко скоропостижно скончался по дороге в Дом творчества в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Авторы надгробного памятника скульптор В. Цигаль, архитектор В. Калинин[6].

Происхождение Макаренко[править | править код]

Брат А. С. Макаренко — Виталий Семёнович в своей книге «Мой брат Антон Семёнович» пишет:

«… несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100 % русским.[7]»
«Все биографии А. С. Макаренко начинают историю нашей семьи с Белополья. Но прежде чем попасть в Белополье, отец несколько лет проработал в Крюкове, где уже существовали какие-то небольшие мастерские для починки вагонов. Здесь отец познакомился с мамой и женился в 1875 году. Мама была коренной крюковчанкой и ещё в моё время существовал на Поселянской улице её родительский дом, довольно большой и солидный, с большим двором и садом. (Наверное, существует и теперь, так как от последней войны много пострадал Кременчуг, Крюков же остался почти нетронутым — об этом мне писала моя племянница Тася, которая живёт при нашем доме, теперь музей А. С. Макаренко.). Я думаю, что первым ребёнком в нашей семье была Серафима, умершая в младенческом возрасте. Во всяком случае сестра Саша (Александра), родившаяся в 1881 году, появилась на свет ещё в Крюкове. Следовательно, переезд семьи в Б. надо расположить приблизительно в 1881—1885 гг., где родились: Антон — в 1888 г., Наталия — в 1891 и я, последний, — в 1895.[8]»

Историк С. В. Максименко в своих докладах сообщает, что в книге В. С. Макаренко присутствуют неточности, связанные с книгой профессора Гётца Хиллига, написанной под давлением и в угоду политической конъюнктуры КПСС во времена «Перестройки» — М. С. Горбачёва. Достоверно известно о неучтённых родственниках А. С. Макаренко, которые были признаны умершими у него на родине или сосланы в Сибирь, а сейчас проживают в Чувашии и Московской области. Родная сестра А. С. Макаренко и, позже, в конце 90-х годов — её дети и внуки переселились в Москву, создав в честь него благотворительную организацию.

Биограф А. С. Макаренко профессор Гётц Хиллиг посвятил вопросу национального происхождения и национального самосознания А. С. Макаренко отдельное исследование, итоги которого представлены в докладе «К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко»[9], где в целом подтверждаются как утверждение брата, так и русское самосознание Антона Семёновича.

Хиллиг отмечает, что все произведения и личную переписку А. С. Макаренко вёл на русском языке. В то же время он знал и любил украинский язык, часто и уместно включал цитаты украинской речи в диалоги действующих лиц своих произведений. А. С. Макаренко также понимал и мог объясняться по-польски, о чём упоминает также Л. В. Конисевич в книге «Нас воспитал Макаренко» в главе о приезде польской делегации[10].

В то же время указывается, что по тактическим соображениям (в целях уменьшить для некоторых чиновников число поводов для разгона колонии им. М. Горького) он с определённого года перестаёт указывать в графе национальность слово «русский» (как это ещё было в Крюкове), а начинает писать «украинец»[9].

Сохранились и письма самого А. С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу. Так, в письме А. М. Горькому из Харькова от 5 октября 1932 г. Антон Семёнович пишет: «Дорогой Алексей Максимович. […] И ещё одно — мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю»[11].

Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальном слове от Союза советских писателей БССР прямо сказано:

«Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю.Правление Союза Советских писателей БССР[12]»

Семья[править | править код]

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении[14]. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того, он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Сам А. С. Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»[15]:

«Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике.

и Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофёр, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алёшка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие. …

— … Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе!

Но уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых, смеясь, оглянулись на чекистов.

— Ничего, пацаны, не бойтесь, — сказали чекисты.

Развернулся в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окружённый цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома десятитысячный «ФЭД», безгрешную изящную машинку.

Многое уже прошло, и многое забывается. Давно забылся и первобытный героизм, блатной язык и другие отрыжки. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, и много десятков их уже подходят к окончанию вуза.
»

Прижизненная оценка деятельности А. С. Макаренко[править | править код]

Уже при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

Огромное значение в жизни Макаренко сыграл М. Горький, для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет. Так, Ф. Э. Дзержинский занялся беспризорниками только после того, как М. Горький написал письмо В. И. Ленину о необходимости срочно заняться этим вопросом. В последующие годы Горький помогает подготовить книгу о «гремевшей» в конце двадцатых годов Болшевской трудовой коммуне в Болшево (Подмосковье) под руководством М. С. Погребинского[16], на основе опыта которой (коммуны) был снят всемирно известный фильм «Путёвка в жизнь». В этой коммуне так же, как у Макаренко, правонарушители перевоспитываются полезным производительным трудом, так же нет заборов и охраны[17]. В этом смысле Макаренко для Горького был очередным примером передового опыта в воспитании. Горький всячески настаивал на издании записок Макаренко о его опыте воспитания в виде книги, как известнейший писатель помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы «Педагогической поэмы», а затем и выпустил всю книгу под своей редакцией.

Большое значение для Макаренко имело понимание и поддержка его опыта воспитания и перевоспитания буквально с первых лет деятельности Колонии им. М.Горького со стороны рук. НКВД Украины Всеволода Апполинариевича Балицкого [1892 или 1893—1937]. Именно благодаря последнему Макаренко после снятия с руководства Колонии им. Горького продолжил руководить схожим учреждением (Коммуной им. Ф. Э. Дзержинского) уже в составе НКВД (А. С. Макаренко был назначен руководить Коммуной в декабре 1927 г., то есть в течение полугода совмещал обе должности: в Коммуне и в Колонии). Достоверно известно и то, что осенью 1936 г. по прямому указанию Балицкого фамилию Макаренко вычеркнули из списка лиц, уже оговорённых в ходе допроса по делу бывшего начальника Макаренко по отд. трудовых колоний Украины Л. С. Ахматова, как троцкистов.[18]

«Советское общество — это общество на великом походе. Мы живём в то замечательное время, когда человечество закончило какой-то тысячелетний период предварительной жизни и впервые в истории подняло знамя человеческой организации. Мы вооружены стратегией марксизма — ленинизма, мы ведём бой за новое счастье, за новый разум, новую жизнь.» А. С. Макаренко, 1939 г.

«И может быть, очень скоро у нас перестанут писать „педагогические поэмы“ и напишут просто деловую книжку: „Методика коммунистического воспитания“.» А. С. Макаренко, 1935 г. «Педагогическая поэма»

История советской педагогики знает двух педагогов-коммунистов, которые обосновали и подтвердили на практике основные положения коммунистического воспитания — это Надежда Константиновна Крупская и Антон Семенович Макаренко.

Вопрос о взаимоотношениях Макаренко и Крупской первым поставил профессор Бохумского университета Анвайлер в статье «А. С. Макаренко и педагогика его времени». Именно в ней он указал, что Макаренко и Крупская находились в конфликте. На первом международном симпозиуме 1966 г. во Флото (ФРГ) посвященном наследию Макаренко, именно Анвайлер снова заострил внимание на «скрытой вражде между Крупской и Макаренко», заявив, что есть основания полагать, что осуждение воспитательной системы Макаренко как «идеологически вредной» произошло по инициативе Крупской, а также что она участвовала в кампании по отстранению Макаренко от должности заведующего колонией им. Горького летом 1928 г.

Основаниями для таких утверждений Анвайлер посчитал всего лишь то, что Крупская практически не упоминает Макаренко в своих трудах, представив в виде доказательства 11-томник педагогических трудов Крупской издания 1957—1963 гг., а Макаренко ни словом не обмолвился о Крупской в изданных в 1957—1958 гг. 7 томах. Однако, эти сочинения составлялись не Крупской и не Макаренко лично и содержанием этих изданий далеко не исчерпывалось их наследие. Так, например, исследователь трудов Макаренко Т. С. Князева в 1979—1980 гг. в одном из архивов Москвы нашла письмо Крупской к Макаренко. С. С. Невская, известная своими исследованиями в области педагогики Макаренко, в свою очередь нашла рукопись отклика Крупской на «Книгу для родителей». Директор музея Макаренко в Кременчуге П. Г. Лысенко в 1969 г. опубликовал рукопись Макаренко под названием «Биография Н. К. Крупской». Таким образом, отсутствие упоминаний друг о друге в изданных сочинениях не может быть основанием для вывода об «вражде» Крупской и Макаренко.

Сам Макаренко высоко ценил Н. К. Крупскую. 1 марта 1939 г., выступая в Московском университете, он сказал по поводу её смерти: «И сегодня, и завтра, и в ближайшие дни, и дальше в нашей жизни будет вспоминаться сегодняшний траурный день. Мы сегодня хороним большого деятеля коммунистического воспитания, великого гуманиста нашего времени, друга Ленина, создавшего новую эпоху в большевистской партии, в том числе и эпоху в человеческом поведении. Мы сегодня хороним Надежду Константиновну Крупскую»[12].

Первая советская кандидатская диссертация по макаренковедению на тему: «Педагогический опыт А. С. Макаренко» была защищена в Москве 21 июня 1941 г. в Учёном совете института им. К. Либкнехта Иваном Фёдоровичем Козловым. Впоследствии им же были предприняты усилия по изданию сначала избранных произведений Антона Семёновича Макаренко, а затем и полного собрания сочинений и подготовлена книга «О педагогическом опыте А. С. Макаренко»[19].

Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» — исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета. Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено.[20] Признание и известность как среди российских, так и зарубежных макаренковедов, получили, в частности, труды профессора Гётца Хиллига (ФРГ), иностранного члена Российской академии образования РФ и Национальной академии педагогических наук Украины, президента (до 2002 г.) Международной макаренковской ассоциации (ММА). С 19 июня 2013 г. ММА возглавляет Никола Сичилиано де Кумис (Италия, Рим) — профессор университета La Sapienza. А к.ф.н. Кораблёва Т. Ф. в том же году избрана руководителем Российской макаренковской ассоциации[21]

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

А. С. Макаренко Лекции о воспитании детей

«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».[22]

Валентина Постовалова. «Макаренко, которого всем нам необходимо знать»

Пояснение. При этом Макаренко всячески стремился к тому, чтобы:

  1. у каждого учащегося было хотя бы 2-3 «любимых» предмета в школе (кружка, секции, участия в театре, оркестре и т. д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах), по которым он(а) занимался с удовольствием;
  2. добивался освоения посильных для данного человека уровней освоения каждого учебного «предмета» (они могли быть как выше (подготовка к рабфаку), так и существенно ниже «общей» программы), то есть безделье также не поощрялось.

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

«Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации».

«Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».

«Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-и томах[23]

«Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…».

«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

«С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… „Олимпийцы“ презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое».

Макаренко А. С. Сочинения в 7-ми тт., 1957.[24]

«Книги — это переплетённые люди».

«Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве».

Макаренко А. С. «Книга для родителей»[25]

Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей.

Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903—1972) и его супругу Галину Константиновну[26] (1908—1999, в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и Алексея Григорьевича Явлинского[27] (1915—1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).

Ряд воспитанников Макаренко первоначально выбрали другую стезю в жизни, но через некоторое время обратились к воспитательной деятельности. Среди таких деятелей наиболее известен Л. В. Конисевич, более 15 лет отдавший морской службе, а затем на четверть века возглавивший на Украине интернат «Алмазный», где воспитание было основано на посильном и увлекательном уходе за цветниками, садом и огородом. В конце жизни Леонид Вацлавович успел подготовить в своей книге «Нас воспитал Макаренко» наиболее подробные (из всех имеющихся) воспоминания о жизни и труде в коммуне им. Дзержинского именно с точки зрения воспитанника[28].

Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина (1928—2002, начал с успешного внедрения системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан), И. А. Зязюна (Украина), а также А. А. Католикова, А. А. Захаренко, А. С. Гуревича, В. М. Макарченкова и др.

Идеи организации коллектива А. С. Макаренко (опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление и др.) развивал в Краснодаре (благоразумно оформив своё начинание как опытную педагогическую площадку АПН СССР) педагог Фёдор Фёдорович Брюховецкий. Создавая на принципах гуманизма творческий коллектив детей и взрослых, Ф. Ф. Брюховецкий творчески применил эти идеи в практике массовой школы и дополнил оригинальным содержанием с учётом социальных условий воспитания в послевоенные годы[29].

Пропагандой опыта А. С. Макаренко в том или ином виде продолжали заниматься и многие его сотрудники и преподаватели Колонии им. М. Горького и Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. В первую очередь здесь следует упомянуть главного организатора клубной и внеклассной работы Колонии и Коммуны — Виктора Николаевича Терского (1898—1965) (в «Педагогической поэме» — В. Н. Перский) и главного агронома Колонии им. М. Горького — неутомимого Н. Э. Фере (в «Педагогической поэме» — Н. Шере), после увольнения Макаренко из Колонии им. М. Горького перешедшего в сельскохозяйственную науку, но помнившего опыт сотрудничества с А. С. Макаренко и написавшего о нём книгу «Мой учитель».

Любопытным продолжением макаренковского движения проявили себя ряд представителей комсомола, занявшихся в середине 1960-х годов работой с «трудными» подростками. Некоторые из них, к примеру, Виталий Ерёмин, Владислав Ширяев вполне сознательно использовали опыт и подходы А. С. Макаренко, о чём упоминают в описании своего педагогического опыта[30][31].

Объединение учебного и производительного труда старших школьников в учебном цехе Харьковского тракторного завода (ХТЗ), получившее название «Учебное производство», применял д.п.н., проф. П. А. Ярмоленко. Исследования учёного и работа учебного цеха ХТЗ по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации молодёжи под рук. П. А. Ярмоленко отмечена премией Ленинского комсомола (1971), одобрена коллегией Министерства просвещения СССР, Президиумом ЦК профсоюза и др.

С 2003 года (к 115-й годовщине со дня рождения А. С. Макаренко) журналом «Народное образование» совместно с Российской макаренковской ассоциацией начато проведение макаренковского конкурса школ-хозяйств, возобновлено проведение Макаренковских чтений. За более чем 14 лет проведения этого конкурса в нём уже участвовали десятки команд из разных краёв и областей России — от Якутии и Краснодарского края до Московской области.[32]

Таким образом утверждения некоторых авторов, к примеру, журналиста Андрея Нуйкина[33], о том, что макаренковский опыт слишком сильно связан с какой-то особой одарённостью и личными качествами самого А. С. Макаренко и потому, мол, не был ни разу сколько-нибудь успешно повторён позже и, тем более, неповторим сегодня, не соответствует действительности. В то же время следует признать, что отсутствие заметной ответственности большинства школьных коллективов за воспитательный и педагогический брак в подготовке своих воспитанников (о чём много писал и сам А. С. Макаренко), а также целый ряд законодательных особенностей советского, а по наследству, и современного российского законодательства, затрудняющих, а то и запрещающих (из узко и однобоко понятого желания «охранить детей от эксплуатации») деятельностное (в том числе, трудовое) обучение в нашей стране, приводят к тому, что к желающим воспроизвести опыт Макаренко по сию пору предъявляются повышенные требования не только в воспитательной и педагогической подготовке, но и в юридической и хозяйственной областях.[34]

Воспитанники Макаренко — орденоносцы и герои Великой Отечественной войны[править | править код]

События, связанные с именем А. С. Макаренко[править | править код]

  • В 1959 году вышла пьеса «Не пищать!», написанная М. Э. Козаковым и А. Б. Мариенгофом для юношества по мотивам нескольких произведений А. С. Макаренко — в первую очередь, конечно, по «Педагогической поэме».
  • В начале 1950-х гг. в журнале «Простор» (Казахстан) опубликована пьеса П. Джуринской и Н. Артемьева «За нами пойдут»[36] по мотивам произведений А. С. Макаренко. Пьеса была поставлена в самодеятельном театре Дома культуры авиаторов г. Алма-Аты
  • 24 окт

Педагогическая система Макаренко: принципы и компоненты

Педагогическая система воспитания Макаренко получила признание не только в нашей стране, но и на международном уровне. В 1988 г. ЮНЕСКО признало Антона Семеновича, наряду с другими тремя персонами, выдающимся педагогом мира. Речь идет о таких славных именах, как Д. Дьюи, М. Монтессори, Г. Кершенштейнер.

В марте 2018 года исполнилось 130 лет со дня рождения А. С. Макаренко, советского педагога. Разработанная им авторская методика в начале ХХ века буквально творила чудеса. Педагогическая система Макаренко отличается актуальностью и в наше время. В чем ее секрет? Как удавалось не просто перевоспитывать беспризорников, но и преобразовывать их в выдающихся личностей?

Малолетние воры и хулиганы

Вместе с воспитанниками

Все знают А. С. Макаренко как организатора и руководителя колоний, где воспитывались беспризорники и несовершеннолетние нарушители. Это хулиганы, воры, девочки, занимавшиеся проституцией. Их испорченность уже не позволяла им быть нормальными членами общества. Привозили туда своих трудных детей и, казалось бы, благополучные родители, которые не могли справиться с их воспитанием, у которых опускались руки.

Именно таких детей, применяя свою систему, Макаренко и воспитывал с большим успехом. Так, в колонии им. Дзержинского, где на его попечении было 600 правонарушителей, вообще не было воспитателей. В школе были учителя, на заводе – инженеры, в остальном жизнь воспитанников протекала в известной степени самостоятельно. При этом все вокруг блестело, а чистоту проверяли с помощью белого носового платка.

Сравнительные данные

По имеющимся официальным данным, среди всех воспитанников Антона Семеновича, число которых приближается к трем тысячам, не отмечено ни единого рецидива. Впечатляющих результатов удалось добиться и последователям воспитательной системы Макаренко, таким как Семен Калабалин и его жена, выпустившие в свет около семи тысяч человек, а также А. Г. Явлинский.

В качестве сравнения можно привести данные Генпрокуратуры, опубликованные в начале нынешнего века. Они говорят о том, что из выпускников детских домов в нашей стране лишь 10 % адаптируются в жизни, 10 % совершают самоубийства, 40 % спиваются, становятся наркоманами, а 40 % — преступниками. Как гениальному педагогу и его единомышленникам удавалось избежать подобных показателей?

Принципы системы Макаренко

Памятник макаренко

Антон Семенович считал, что работа педагога должна быть основана на следующих основополагающих постулатах.

  1. Принцип гуманизма. Он проходил красной нитью через систему обучения Макаренко своих воспитанников жизни и труду. Выдающийся педагог призывал отказаться от муштры, от подавления личности ребенка, от призывов к слепому повиновению. Необходимо, напротив, развивать творческую активность личности, основывать воспитание «на опыте поведения». А. С. Макаренко беззаветно верил в творческие силы людей, в их большие возможности.
  2. Отрицание «свободного воспитания», отказ от слащавого, идеалистического отношения к ребенку, от сентиментального любования им. Это развивает у детей лень, эгоизм, избалованность, барство и расхлябанность. В обращении с маленьким человеком Макаренко отвергал заласкивание, объятия и поцелуи. Он призывал к строгости, к чувству меры в любви. В отношении к детям необходима «требовательная любовь»: чем больше уважаешь человека, тем больше нужно от него требовать.
  3. Оптимизм. В каждом воспитаннике необходимо видеть положительные силы, находить в нем лучшее, более интересное и более сильное.
  4. Обобщение практического опыта. Таковой и являлась педагогическая система Макаренко. Он подвергал критике метафизические теории, которые были выстроены на основе умозрительных заключений.
  5. Применение технологий воспитывающего воздействия. Антон Семенович считал, что педагогика ошибочно строится на логике моральной проповеди, тогда как ее нужно строить по логике технологической. Ведь между процессом материального производства и воспитанием наблюдается большое сходство. И к человеческой личности, со всем ее богатством, красотой и сложностью, нужно подходить с измерителями более сложными, с большей наукой и с большей ответственностью.

Компоненты воспитательной системы Макаренко

Среди них можно выделить самые основные, к которым относятся следующие:

  1. Роль воспитателя.
  2. Наказание и поощрение.
  3. Воспитание трудом.
  4. Коллективизм.
  5. Система самоуправления.
  6. Формат: правила поведения, ритуалы, нормы жизни.
  7. Перспективные линии.

Далее каждый из компонентов будет рассмотрен подробно.

Роль воспитателя

Антон Макаренко

В первую очередь это личный пример. Наставник может быть требовательным, придирчивым, может не замечать воспитанника, но, если он блещет своей работой, знаниями, удачей, ребенок будет на его стороне. И напротив, учитель может быть ласковым, занимательным в разговоре, добрым и приветливым, но если дело его будут сопровождать неудачи и провалы, если будет видно, что этого дела он не знает, он ничего не заслужит, кроме презрения.

При этом воспитатель должен быть наделен свободой творчества, а не подвергаться мелочной опеке, которая ничего не принесет воспитанникам, кроме вреда.

Наказание и поощрение

Плохие поступки нужно обязательно наказывать, а хорошие – поощрять. При этом такое наказание, которое направлено на ущемление чести и достоинства личности, только портит человека. А то, что имеет целью защиту норм и ценностей коллектива и способствует защищенности личности от насилия, является справедливым и необходимым. Всепрощение недопустимо. То разрушительное воздействие, которое оно оказывает на межличностные отношения, существующие в коллективе, приводит к разложению последнего. Если учитель отказывается от наказаний, он становится беззащитным перед проявлениями детской агрессии.

Трудовое воспитание

Работа на заводе

Ему придавалось огромное значение, однако Макаренко был против того, чтобы затрачивать непроизводительную мускульную энергию учащихся вне ее связи с воспитательной работой и образованием. У колонистов имелось реальное дело. Оно их и кормило, и заставляло быть дисциплинированными. В самом начале было обустроено натуральное хозяйство — для того, чтобы содержать себя. А затем было организовано серьезное производство.

Меньше чем за год был построен собственный завод, на котором воспитанниками выпускались электродрели. Позже было освоено производство фотоаппаратов, которые состояли из 300 деталей, точность которых нужно было соблюдать в пределах 0,001 мм. По тем временам это было фактически инновационное производство.

При этом оно было не просто рентабельным, а высокорентабельным. Коммуна не только зарабатывала большую прибыль государству, ее воспитанникам выплачивалась зарплата, на которую они могли содержать самих себя, а также младших членов коллектива. Бывшие коммунары, которые обучались в вузах, получали стипендию, ко времени выхода из коммуны у воспитанников на сберкнижке собиралась солидная сумма.

Кроме того, была возможность содержать оркестр, оранжерею, осуществлять различные походы и культурные мероприятия. В соответствии с главным смыслом системы Макаренко в результате формировались личности: уже в 16-18 лет воспитанники становились руководителями производства: начальниками, мастерами, бригадирами.

Коллективизм

Воспитанники колонии

Воспитание в коллективе и посредством коллектива – это основная идея системы Макаренко. Он не рассматривал коллектив как случайное скопление людей. Это объединение, созданное для общего труда, в процессе которого достигаются общие цели. Антон Семенович считал, что на отдельную личность можно воздействовать, влияя на коллектив, называя этот прием «принцип параллельного действия». В нем реализуется такое требование, как «один отвечает за всех, а все – за одного».

Колонистов Макаренко воспитывали не воспитатели, а ядро коллектива. Воспитанники, которые пользовались особым авторитетом, разделяли и исповедовали принципы колонии, выступали в роли «закваски», пропитывающей вновь прибывающих колонистов. Последние как будто оказывались в мясорубке, которая, перемалывая новичков, превращала их в часть системы. Новые правила жизни одни дети доносили до других на своем языке. Макаренко оставалось только сдерживать их, направляя их поведение в цивилизованные рамки.

Самоуправление

Макаренко с Горьким

Оно должно быть основано на демократичности и в то же время включать в себя элементы ответственности как ее руководителей, так и рядовых воспитанников. Самоуправление является эффективным, когда есть дело и присутствует здоровое ядро. В противном случае оно невозможно и вредно. Если же основа здоровая, эта система укрепляет и оттачивает коллектив, становясь школой руководства и лидерства.

Согласно системе воспитания Макаренко, в нем необходимо создавать комфортный психологический климат, чтобы дать каждому из детей чувство защищенности, а также свободного творческого развития.

Формат

Система Макаренко предполагает внедрение строгих правил и ритуалов, он внимательно следил за этим. В том числе и с их помощью он встраивал колонистов в непривычные для них формы жизни. Они должны были вовремя вставать, умываться, натирать пол, не плевать на него. Даже это на первом этапе было новинкой для вновь прибывших. Не все сразу понимали, почему нельзя стоять, подперев стенку, а нужно стоять ровно, почему нельзя толкаться.

Их приучали к этому через введение военных порядков, таких атрибутов, как флаги, горны, ходьба строем. Когда отряд идет строем, строится шаг, и это очень важно, так как каждый в коллективе настраивается на каждого. Такая методика вызывала понимание далеко не у всех. Некоторые педагоги, видя детские отряды, шагающие в ногу, с барабанами и горнами, впадали в ужас, их передергивало. Сам же Антон Семенович очень ценил армейские порядки и дисциплину.

Перспективные линии

Члены коммуны

Выдающийся педагог считал закон движения одним из основных для коллектива. Если последний достигал поставленной цели и не ставил перед собой новых перспектив, испытывал самоуспокоение, и стремлений, воодушевляющих его участников, не возникало, у него не было будущего. Останавливалось его развитие. В коллективе всегда должна присутствовать напряженная жизнь, стремление к какой-либо цели.

В соответствии с этим положением, впервые в педагогике был выдвинут и разработан принцип, получивший название системы перспективных линий. Макаренко настаивал на том, что человек не может прожить в этом мире без того, чтобы впереди у него не было никакой радости. Она является настоящим стимулом в жизни. В педагогике эта завтрашняя радость является одним из самых важных объектов работы.

Методика перспективных линий базируется на прогнозировании перспектив, то есть на их предусмотрении, которые предполагаются и на общей, и на индивидуальной основе. В основе данного процесса – стремление личности к достижению цели, осуществлению проекта или мечты.

Антон Семенович считал, что воспитывать человека нужно, формируя у него перспективные пути. Методика такой работы заключается в создании новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в последовательной подстановке других. Она применяется при планировании жизни коллектива и различает три вида перспектив: близкие, средние, дальние. Первый – это завтрашний день, второй – проектирование событий в некоторой степени отдаленных во времени, третий — это будущее личности и коллектива.

В заключение стоит отметить, что сегодня система Макаренко в той или иной степени находит свое применение. Так, например, ее используют в передовых бизнес-структурах. Это и привязка доходов сотрудников к прибыли предприятия, и воспитание, и приобщение новых сотрудников через ядро коллектива к корпоративной культуре, и контроль формата.

труды и вклад в современную педагогику

На заре становления советской власти человек терялся и не всегда грамотно осознавал, каким должно быть его поведение и роль в обществе. Антон Семенович Макаренко подробно описывал в своих работах принцип воспитания личности в молодом советском гражданине. Макаренко труды свои подкреплял практическими методами при работе с максимально сложными подростками. На сегодня его имя знакомо не только учителям, воспитателям и специалистам системы образования, но и рядовому человеку, который не стесняется лишний раз включить свой мозг. Наши читатели знают великого учителя и готовы разделить мысли о значимости его фигуры для современного общества.

Кто такой Макаренко?

Антон Макаренко известен тем, что первым обратил внимание на застой в сфере педагогики страны на старте двадцатого века. На практике смог воспитать несколько тысяч несовершеннолетних членов колонии, превратив мир хаоса в упорядоченную организацию.

кто такой Макаренко в педагогике

Антон Семенович известен, как автор и методист, но отчасти его можно считать организатором и управленцем. Рядовой учитель волею амбиций, таланта, аналитического склада ума, стремления и смелости стал символом воспитания детей. Воспитатель смог отстоять позиции свободного гражданина внутри авторитарного режима власти, что внесло неоценимый вклад в развитие общества.

 

Над чем работал Антон Семенович?

Макаренко труды издавал на первом этапе довольно смело, читал интересные лекции преподавателям. За свою работу «Кризис современной педагогики» получил при выпуске из института золотую медаль. Я вижу в том Макаренко амбициозного парня, который мечтал о великом. Но смог стать рядовым воспитателем после назначения на должность директора исправительной колонии.

Стать заведующим воспитательного центра с детьми, которых после революции не смог образумить бы даже самый опытный педагог в мире, и сотворить сенсацию, сделав из них достойных людей. Об этом автор Макаренко основные свои труды и писал. Он радовался отчаянным успехам на практике и формулировал методики воспитательного процесса. «Педагоги пожимают плечами» так назывался один из первых критических трудов Антона Семеновича. Без теории не стать отличным практиком, а те, кому удается экспериментами достигать успеха, обязаны двигать развитие общественной сферы жизни.

Педагогические труды Макаренко

Большинство студентов педагогического университета смогут наизусть зачитывать цитаты из «Педагогической поэмы» знаменитого мастера обучения жизни молодых людей. Суть он видел в процессе воспитания необразованных, обозленных и далеких от идеальных норм и принципов социального строя. Учитель лепил из пластилина себя, как мастера педагогики, а также из остатков морали людей человека – настоящего, искреннего, свободного и трудолюбивого.

самые известные труды макаренко

Педагогические труды Макаренко тех шестнадцати лет его работы в колонии по сей день являются нормативной базой для разработки методик по организации воспитательного процесса. Я отмечаю его желание придать работе движения, то есть развития, а не топтания на месте. Подобные личности толкают мир вперед, а не мастера выжимать все соки из имеющихся ресурсов и перспектив, которые тебе не принадлежали изначально.

Вклад Макаренко в педагогику

На первых порах труды Антона Семеновича воспринимались властью и серьезными людьми той эпохи в штыки, не было доверия. Слова «демократия» боялись как огня, а дать человеку свободу – означало обучить его жизни вне идеологических принципов. Постепенно работы писателя были отредактированы цензурой, а зерно его методик стали применять на практике. Только после успешных и одобренных властью экспериментов с организацией детских домов были комплексно внедрены основные методики Макаренко.

«Книга для родителей» позволит без лишнего пафоса воспитать здорового и крепкого духом человека, который сможет развиваться и прогрессировать в плане реализации полезных обществу деяний. Педагогические аспекты великого прозаика двадцатого века подвластны всем родителям по сей день. Я верю, что в ближайшие годы идеология и воспитание человека станет приоритетным направлением в развитии общества нашей страны, что позволит ее сберечь и сохранить.

труды макаренко книга для родителей

Если кратко объяснять методику великого Макаренко. Он говорит о воспитании в человеке желания двигать общество, действовать совместно ради решения общих полезных социуму деяний. Только благими поступками можно выстроить счастливое будущее для себя и своего окружения. Уважение пожилых и поддержка молодых – основа здорового общества.

Похожие личности

В мировую элиту Макаренко попал не случайно, его методы больше подходили демократическим странам, но его роль для советского строя сложно недооценить. В мире он стоит в одном ряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером, Марией Монтессори.

У нас его можно сравнивать со Станиславом Теофиловичем Шацким, Антоном Павловичем Чеховым, Василием Жуковским, Константином Ушинским и Львом Толстым.

[Всего голосов: 2    Средний: 4.5/5]

Педагогическая система Макаренко

Вклад великого советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко в отечественную и мировую педагогику невозможно переоценить. Среди всех разработанных к сегодняшнему дню педагогических методик и принципов воспитания система Макаренко занимает особое место. Об этом говорит хотя бы тот факт, что педагогической мысли великого советского деятеля посвящена целая наука – макаренковедение.  В воспитательной методике Макаренко совершенно невероятным образом сочетаются гуманистические и трудовые принципы воспитания, позволяющие в полной мере раскрыть личность ребенка. В чем же заключается сущность и успех педагогических идей Макаренко?


Немного истории…

Антон Семенович МакаренкоАнтон Семенович Макаренко родился в 1888 году в семье рабочих Харьковской губернии. Одним из первых увлечений будущего великого педагога была литература. Свой первый рассказ Макаренко написал в 10-х годах XX-го столетия и отправил его на рецензию Максиму Горькому, который признал рассказ достаточно слабым с литературной точки зрения. Такая оценка заставила Макаренко забросить писательскую деятельность на целых 13 лет и заняться главным делом своей жизни – педагогикой. Однако впоследствии тот же Горький будет неоднократно стимулировать Антона Семеновича на продолжение литературного творчества и в 1931 году выйдет в свет главное литературное произведение Макаренко – «Педагогическая поэма», в которой педагог подробно расскажет об истории перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в трудовой колонии. Именно с этой историей и связны основные педагогические открытия А.С. Макаренко.

История зарождения педагогической теории Макаренко берет свои истоки в 20-х годах XX века, когда по поручению Губнаробраза Полтавы Макаренко возглавил трудовую колонию для малолетних нарушителей. Именно в этой колонии зарождались и воплощались в жизнь ключевые педагогические мысли Макаренко.

Основные принципы системы Макаренко

В момент своего зарождения педагогическая система Макаренко была направлена больше на перевоспитание, чем на воспитание «с нуля». При этом сам педагог утверждал, что перевоспитать ребенка гораздо сложнее, чем правильно организовать процесс воспитания изначально. Система Макаренко актуальна и на сегодняшний день, ведь она направлена на организацию простых и логичных взаимоотношений взрослый → ребенок, развивающих и укрепляющих личность малыша.

Основная идея педагогической теории Макаренко основана на равенстве трех социальных структур: личность коллектив общество. Ребенок в такой системе рассматривается не как объект воспитательного процесса, а как его самостоятельный участник, творец собственной судьбы. По мнению Макаренко, человеку жизненно важно найти свое место в коллективе, чувствовать себя его частицей, прислушиваться к правилам и законам коллектива. Именно воспитание через коллектив и является основным постулатом педагогической системы Макаренко.

Воспитание ребенка в коллективе воплощается в жизнь и в современном обществе, начиная с похода ребенка в детский сад. Однако стоит учитывать, что далеко не всякую группу людей можно признать коллективом. Коллектив должен отвечать следующим требованиям:

  • наличие общей цели;
  • единая деятельность;
  • тесное взаимодействие с обществом;
  • строгая дисциплина.

Для реализации концепции Макаренко в коллективе применяются следующие типы воспитательного воздействия:

  • Коллективное мнение – коллектив самостоятельно решает, каким образом организовывать свою хозяйственную деятельность, в том числе и в части распределения финансов.
  • Организация постоянных и временных групп (отрядов). При организации постоянного отряда, в нем назначается лидер, несущий ответственность как за всю группу, так и за каждого ее участника. Во временном отряде колонисты назначаются в порядке очереди – для воспитания ответственности за себя и за всех остальных.
  • Трудотерапия – один из ключевых инструментов воспитания в коллективе.
  • Выявление и развитие уникальных способностей воспитанников.
  • Использование поощрений и наказаний – любой поступок воспитанника, хороший или плохой, не должен остаться без внимания.

педагогическая система МакаренкоВ целом, можно сказать, что педагогическая система Макаренко основывается на следующих принципах:

  • ведущую роль в становлении личности воспитанника играет коллектив;
  • основным инструментом для полноценного развития личности воспитанников является трудовая деятельность;
  • коллектив управляет собой самостоятельно – принцип самоуправления.

Роль педагога в системе Макаренко

Педагогическая идея А.С. Макаренко заключается в том, что для полноценного воспитания ребенка необходимо активное включение его в жизнедеятельность общества. Взрослый при этом является полноправным членом этого общества – он не стоит на вершине коллектива, а входит в него на равных со всеми участниками правах. Именно таким образом формируется самостоятельная и активная личность ребенка.

Учитель является во всех смыслах частью детского сообщества. Между воспитателем и воспитанниками складываются скорее товарищеские, нежели авторитарные взаимоотношения. Учитель всегда находится рядом с ребятами: как на работе, так и на отдыхе.

Важность семейного воспитания

Огромное внимание в педагогической системе Макаренко уделяется и воспитанию в семье. Становление личности ребенка в большей степени зависит от поведения родителей – именно мама и папа должны становится эталоном для своего чада.

Малыш как губка впитывает в себя поступки и слова своих родителей. Поэтому, требуя что-либо от малыша, родители должны предъявлять требования в первую очередь к себе. Мамы и папы при этом должны быть совершенно честны и искренни со своим ребенком.

семья, семейное воспитаниеРодителям не стоит находиться рядом с малышом каждую секунду – излишний контроль приведет к пассивности ребенка, отсутствию у него собственного мнения и мировоззрения. Основная задача родителей – предоставить малышу такую свободу, которую они (родители) смогут держать под контролем. Общественное влияние на ребенка не менее важно, чем влияние родительское. Попав в окружающую среду, ребенок может столкнуться с теми или иными проблемами и/или соблазнами. Малышу нередко будет нужен совет или помощь. Все это – важные аспекты правильного семейного воспитания. При этом предполагается, что каждый из родителей играет свою особую воспитательную роль. А.С. Макаренко наряду с Г. Кершенштейнером, Д. Дьюи и М. Монтессори был признан ЮНЕСКО одним из четырех величайших педагогов-мыслителей XX века. Это говорит о том, что педагогическая методика Макаренко имеет широкую востребованность не только в пределах нашей необъятной родины, но и за рубежом.


Макаренко: очень краткое введение / Newtonew: новости сетевого образования

Любовь — основа любого воспитательного процесса, и вырастить счастливого человека без неё невозможно. Эта мысль советского педагога-новатора и писателя Антона Семёновича Макаренко выглядит очевидной, но не кажется понятной. Постараемся объяснить, что за любовь имел в виду Антон Семёнович, и раскрасим материал несколькими фактами.

За свои 50 лет Антон Семёнович успел очень много. Недаром ЮНЕСКО в 1988 г. включило его в список педагогов, определивших развитие своей науки в XX веке, наряду с итальянкой Марией Монтесорри, американцем Джоном Дьюи и немцем Георгом Кершентейнером.

4 биографических факта:

 

  • Написал первый рассказ в 1914 году и отправил его Максиму Горькому, но тот признал его неудачным. Однако переписка между ними возобновилась в 1925 году и продлилась ещё 10 лет.
  • Первым местом обучения Антона Семёновича стало железнодорожное училище;
  • Защитил диплом «Кризис современной педагогики» в Полтавском учительском институте;
  • Помимо работ по педагогике писал пьесы и киносценарии.

Ценности

Почему к работам Антона Семёновича обращаются вновь и вновь, спустя десятилетия? Что ему удалось совершить?

То же, что и любому талантливому человеку: переосмыслить то, что было сделано до него и выработать собственные принципы. Педагогическая система Макаренко основана на идее коллектива, в котором успешно сосуществуют учителя и ученики. Грамотному руководителю удаётся управлять ими так, чтобы все работали с ощущением объединяющей цели, общих задач и принципов.

Воспитанник коммуны («коммунар») за работой.

Источник: antmakarenko.narod.ru

Индивидуализм, считал Макаренко, только мешает образовательному процессу. Тем не менее, наша цель — воспитание человека деятельного и самостоятельного. Для Макаренко было важно, чтобы у ребёнка были любимые предметы, увлечения и «посильный» уровень освоения тех дисциплин, к которым у него нет способностей или стремления.

Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне.

 

А. С. Макаренко

 

Антон Семёнович видел в каждом ребёнке положительное, большие возможности и творческое начало, которое при правильном воспитании всегда возьмёт верх. Разнообразные занятия, активное трудовое воспитание и формирование не принудительной, а сознательной дисциплины стояли в основе его методики. И ему, в отличие от многих, удалось не только разработать собственную теорию, но и проверить её на практике.


Коммуны

Количество беспризорников в 20-е гг. XX века было огромно, а методов работы с ними не было. Педагогические коммуны стали решением.

Первая из них была создана в 1921 году недалеко от Полтавы на базе трудовой колонии и получила своё название в честь Максима Горького, который активно участвовал в борьбе с детской беспризорностью. Дети, разделённые на отряды по 7-15 человек, имели самоуправление, выборные должности и даже хорошо налаженное производство, которое позволяло коммуне не только обеспечивать себя, но и отдавать деньги в бюджет государства.

Воспитанники коммуны имени Дзержинского. На столе – выпущенная ими продукция: электродрели «ФД-1».

Источник: forbes.net.ua

Любая деятельность детей оказывалась полезной и осмысленной. Он разработал «метод перспективных линий», который предполагал, что перед человеком ставится цепочка последовательных конкретных целей.

Через воспитательные учреждения Макаренко на Украине прошли многие «неблагополучные» дети и малолетние преступники.

За системой Макаренко стоял дух коллективизма, строгая дисциплина и постоянная занятность. Перед педагогом стояла цель именно воспитывать, а не образовывать. В одной из лекций он рассказывал: «Лично мне на практике пришлось воспитательную цель иметь как главную: поскольку мне в течение 16 лет поручалось перевоспитание так называемых правонарушителей, передо мной ставилась прежде всего задача — воспитать переделать характер».

5 высказываний Макаренко:

 

  • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
  • Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
  • Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.
  • Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.
  • Без искреннего, открытого, убеждённого, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива.

Первая коммуна просуществовала пять лет, а затем Макаренко принял решение перенести её под Харьков. Одной из причин стало то, что многие ребята хотели освоить рабочие специальности, а такой возможности не было. На новом же месте уже существовали оборудованные мастерские и электростанция. Вторая причина: растущее неприятие другими педагогами системы Макаренко и невозможность дальше возглавлять коммуну.

Казалось, что сохранить порядок и выстроенные отношения в новой коммуне уже не удастся: на момент переселения в колонии было уже 300 воспитанников. Но методика Макаренко сработала. Так называемый «метод взрыва», когда воспитанники включаются в работу сразу, без подготовки, отлично подействовал.

На безе мастерских этой коммуны, названной в честь Феликса Дзержинского, был создан завод ФЭД (что и расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский). На заводе в то время производились простейшие сверлильные машины и затем уже прославившиеся фотоаппараты.

Этой коммуной педагог руководил до 1935 года. Потом его перевели в Киев, а дальше в Москву, где он прожил до самой смерти.


Педагогика

Нельзя сказать, что Макаренко был сторонником гуманистической педагогики в её незамутнённом виде. Он не считал, что учитель должен быть мягким. Он не считал, что нужно избегать наказаний. В его книгах мы находим термин «требовательная любовь»: чем выше уважение к ребенку, тем выше к нему требования. При этом наказания не должны причинять моральные и физические страдания, но ребёнок должен чувствовать вину перед своими сверстниками, перед коллективом, который в его жизни занимает центральное место.

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

 

А. С. Макаренко

 

  • В 1955 году снят фильм «Педагогическая поэма» по главной книге Макаренко;
  • В 1959 году Михаил Козаков и Анатолий Мариенгоф написали пьесу «Не пищать» о Макаренко и его коммуне;
  • В Харькове стоит памятник Антону Семёновичу.

Художественный фильм «Педагогическая поэма» (Киевская киностудия художественных фильмов, 1955 г.)

Макаренко интересовала не только теория воспитания и организация этого процесса, но и личность учителя. Он утверждал, что педагог должен быть человеком всесторонне развитым, являясь ключевой фигурой в образовательном процессе. По мысли Антона Семёновича, работа педагога требует от учителя «не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Макаренко всегда указывал, что первичный «коллектив» — это семья. И родители влияют на ребёнка не через слова, а через поступки, собственное отношение к жизни и к делу.


Советская критика

Интересно, что система воспитания Макаренко, на первый взгляд, пропитанная советскими ценностями, критиковалась в СССР достаточно сильно. Самые известные произведения Макаренко о практической работе в колониях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» признавались «фантастическими», не соответствующими действительности, выходили с большими цензурными ограничениями.

Для многих его последователей приверженность новой системе имела драматические последствия. Некоторые из них, например, воспитанник и сподвижник Макаренко Семён Калабалин попал под арест по ложному доносу в 1938 году, когда начался Большой террор.

Между строк:

Воспитательным опытом Макаренко и Калабалина, а также судьбами воспитанников занималась Фрида Вигдорова, которая смогла задокументировать легендарный судебный процесс над Иосифом Бродским.

В отличие от многих коллег, Макаренко жёстко разделял процесс воспитания и обучения, считая, что методы должны для них выбираться разные. «Словесное» воспитание и чтение, считал он, не так хорошо работает, как коллективная работа и показательный пример. К тому же педагог отдавал предпочтения разновозрастным группам детей, а не классам.

Кроме того, по Макаренко, обязательным было соблюдать дисциплину, но стремиться к идеальной учёбе — нет.

К тому же в СССР не принято было использовать метод «педагогического риска», когда учитель идет на эксперимент, а не предпочитает позицию чеховского учителя «кабы чего не вышло».  

Вопросов к системе, которая строилась на детском труде, было множество. Для одних он был слишком жёстким, другие не верили в силу самоуправления, предпочитая строгий контроль. Ведь самоуправление — это элемент демократии, которая в советском обществе воспринималась как нарушение субординации.

Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию — всё это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически.

 

А. С. Макаренко

 

Да и сам проект больше относился по своей сути к периоду НЭПа и не отвечал идее «всеобщей уравниловки». Многие исследователи отмечают, что такой эксперимент, как коммуна, был невозможен без поддержки некоторых партийных функционеров, в том числе главе НКВД Украины того времени Всевлода Балицкого.

В сегодняшнем мире представить себе коммуну со строгой дисциплиной, где дети занимаются «взрослым» трудом, невозможно. Это просто не отвечает запросу современного общества. Но, возможно, именно это смогло бы решить вопрос социализации «сложных» детей, если хотя бы частично применять его методы. А социальный эксперимент, который удалось провести педагогу, дал огромное количество материала для дальнейших исследований: недаром существует такая отрасль педагогической науки, как «макаренковедение», по которой защищают диссертации.


Полезные ссылки и публикации

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Чему учит Макаренко? Педагогика по трудам Антона Семеновича

А.С. Макаренко советский педолог и педагог, считавший, что только через искренность и доверие с элементами дисциплины, а также ответственности, помогает правильному раскрытию личности. Почти вся его жизнь была посвящена воспитанникам коммуны, которую он основал и возглавлял с 1920 до переезда в Москву в 1937 г.

Его педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность Антона Семёновича начата в Кременчуге в 1905 году, по окончании педагогических курсов. Трудился он в эти годы простым учителем. Продолжил своё образование в Полтавском учительском институте с 1914 по 1917 года, окончив его с отличием и золотой медалью.

В период с 1917 — 1919 год работал, при Крюковских вагонных мастерских, заведующим в железнодорожной школе.

биография педагога антона макаренко

После переезда в Полтаву и получения нового назначения в 1920 году, целью, которого было открытие учебно-воспитательной колонии, где несовершеннолетние правонарушители – начинающие преступники, благодаря труду и учёбе, могли бы выправиться и стать достойными представителями молодой республики. Для трудовой колонии А.С. Макаренко получил поместье в селе Ковалёвка. За время существования этому учебному заведению было проведено два переименования учреждения. Первое в 1921-м году, колонии назвали в честь Максима Горького (с его разрешения). Он был тогда ещё жив и даже однажды приезжал к ребятам в гости. И через пять лет, когда была переведена под Харьков, в Куряжский монастырь. Далее было проведено переименование и присвоение имени самого Ф.Э.Дзержинского.

Справка! А.С. Макаренко руководил этим учебным исправительно-трудовым заведением с 1920 по 1928 года.

Педагогические труды Макаренко

За время своей работы Макаренко подготовил и опубликовал многое из своих наработок. Основными трудами А.С. Макаренко по теме педагогики и воспитания, надо сказать, и сегодня не потерявшими своей актуальности, стали:

  • Главный труд — «Педагогическая поэма». Над этим произведением он работал в течение 10-ти лет. С 1925-го года по 1935-ый;
  • В 1932-м году у него выходят: очерк «ФД1»; пьеса «Мажор»; рассказ «Марш 30-го г.»;
  • В 1937-м г. Макаренко представил общественности своё первое большое художественно-теоретическое сочинение «Книгу для родителей»;
  • Далее он пишет произведения художественные, но полностью отражающие реальность. Среди них: «Флаги на башнях» и «Методика организации воспитательного процесса» от 1938-го года; повесть «Честь»; роман «Пути поколения» (к сожалению, он не закончен).

книга антон макаренко флаги на башнях

  • В это же время вышли специальные педагогические методические разработки. Среди них известны: «Воспитание ребёнка в условиях семьи и школы»; «Коммунистическое воспитание и поведение»; «Разговор о воспитании»; «Методика организации воспитательного процесса».

Что он принес нового в педагогику?

Я ознакомился с принципами системы А.С. Макаренко, в ВУЗе, получая специальность психолог.

Отвечая на вопрос о том, что нового привнёс этот уникальный человек в педагогику, считаю правильным сделать акцент на тех принципах, которыми он руководствовался:

  • Принцип коллективности или совместной деятельности. Мы знаем, что в коммуне под его руководством, присутствовало разделение обязанностей между проживающими там ребятами. Этот принцип говорит о том, что каждый из них одновременно несёт ответственность за себя и за окружающих его людей.

Совместная деятельность, по моему мнению, – это командное взаимодействие. Именно его элементы Антон Семёнович применял при общении со своими воспитанниками. В его методике ярко виден каждый элемент командного взаимодействия.

принципы педагогики антона макаренко

Примером, я считаю, способность найти компромисс и наладить продуктивное сотрудничество команды в направлении достижения цели в бесконфликтной атмосфере. Умение работы в коллективе, чёткое знание круга своих обязанностей и полномочий, а также порядок согласования действий и выработки плана поставленной задачи. Для любого человека возможность работы в команде, путь к адаптации в общество.

  • Принцип самоуправление подразумевает, что участники коммуны А.С. Макаренко распределяли обязанности между собой, отводя Антону Семёновичу роль консультанта и старшего коллеги. Каждый участник коммуны имел возможность побыть в роли руководителя или рядового. Примером полезности принципа считаю свою работу в студенческих проектах во время обучения в ВУЗе. Это подразумевало, что студент, который хотел предложить проект для включения его в студенческую жизнь факультета должен был попробовать себя в роли рядового участника и руководителя проекта — попеременно.

Для этого было необходимо:

  1. Принять на себя руководство проектом.
  2. Составить его план.
  3. Собрать команду для реализации, не менее 3-х человек.
  4. Представить его на заседании студенческого актива, на котором в качестве научного консультанта присутствовал декан факультета.
  5. Принятие решения о реализации проекта, проводилось общим голосованием, студентов факультета и студенческого актива.
  • Принцип трудового воспитания. В наше время его принято называть, принципом адаптации к труду. Во времена А.С. Макаренко, он подразумевал выполнение повседневных обязанностей по функционированию коммуны.

трудовая педагогика по антону макаренко

Сегодня, при обучении психологов и других специалистов, помогающих профессий (юрист, врач и другие), приобретение практических навыков во время обучения, приветствуется на волонтёрских началах, помимо учебных практик и в дополнение к ним.

Цитаты Макаренко о педагогике

Макаренко принес немало полезных методик в педагогику. Его труды разобрали на цитаты и вот одни из них:

  • «Невозможно научить человека быть счастливым, но воспитать его, чтобы он был счастливым, можно и нужно».
  • «Всегда необходимо соблюдать строгую дисциплину, обязательно выполнять всё то, что неприятно, но, несмотря на нежелание, очень нужно сделать. Это и есть дисциплинированность».
  • «Хорошие черты в человеке приходится взрослым – родителям и учителям — проектировать, закреплять, акцентируя на этом учащихся. Это главное, что обязан делать педагог…».
  • «Воспитательным процессом следует заниматься постоянно. Отдельные его детали разрешаются в общем тоне семьи. А общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается примером Вашей собственной жизни и Вашего собственного поведения».
  • «Настоящая педагогика только та, что повторяет педагогику всего общества.»
  • «Советская новая педагогическая логика не сможет выдержать никакой критики, если вычеркнуть из логического построения коллектив».

«Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива, и если нарушитель открыто и осознанно идёт на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива».

[Всего голосов: 2    Средний: 3/5]