Адаптационные уроки в 1 классе: План-конспект урока (1 класс) по теме: Адаптационные занятия с первоклассниками – 10 занятий по адаптации первоклассников.

Адаптация 1 класса в школе

Адаптация первоклассников к школе.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Успешность адаптации зависит от готовности к обучению в школе

в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

(Показ презентации) Готовность к школе

  1. Социальная готовность (коммуникативные УУД) – предполагает развитие у детей сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера,

планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,

договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,

оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать,

строить отношения как с учителем, так и со сверстниками.

2. Личностная готовность предполагает, что первоклассник должен понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.

По новым стандартам это звучит так: личностные УУД — осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира. Главное в первом классе — это формирование учебной мотивации: развитие познавательных («хочу всё знать») и социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.

3. Предполагает и сформированность регулятивных УУД – умения управлять познавательной и учебной деятельностью Первоклассник должен быть готов:

— Внимательно слушать задания, инструкции

— Ставить цель перед выполнением задания

— Планировать способы его выполнения

— Контролировать правильность выполнения

— Корректировать (исправлять) свои действия

— Оценивать успешность своей работы

4. Интеллектуальная, умственная готовность предполагает сформированность познавательных УУД:

  • исследование, поиск, отбор и систематизация необходимой информации,

  • моделирование, структурирование,

  • обобщение и практическое применение изучаемого материала,

  • развитие мыслительных операций.

Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышления, а не сумма знаний.

Начну с того, что работа с этими детьми началась еще в прошлом году (один раз в неделю). Занятия посещали дети из детского сада и, так называемые, «домашние» дети. Главной целью было помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Содержание занятий носило развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволила дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовить их к предстоящей школьной жизни. В свою очередь я вела наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливала информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогло подготовиться мне и детям к началу учебного года.

Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении всего учебного года, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

В октябре месяце я провела диагностику по результатам которого адаптировались – 20 обучающихся, с низким уровнем адаптации – 2 обучающихся.

Первая группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечались сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения. Но к концу сентября (у некоторых детей – к концу октября) произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Она была свойственна 91% (20 обучающихся) класса.

Вторая группа детей с низким уровнем адаптации 9% (2 обуч.)

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Я провела родительское собрание на тему: «Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе». Это конечно соблюдение режима дня, взаимоотношения с одноклассниками, контроль со стороны родителей.

Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.

План-конспект занятия (1 класс) по теме: Адаптационное занятие с первоклассниками «Учимся работать дружно».

Адаптационное занятие с первоклассниками.

Тема: Учимся работать дружно.

Учитель: Серёгина Лариса Анатольевна.

Цель занятия:

Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

Задачи:

  • Организация взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества,
  • Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика.
  • Формирование у детей отношения друг к другу как к партнёрам в учебном сотрудничестве.
  • Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.

Материал к занятию:

  • Листы бумаги по числу учащихся с заготовленными заранее контурами варежек.

  • Чистые листы бумаги, по одному на каждую парту.
  • Цветные карандаши.
  • Знак «работаем дружно».

Ход занятия.

Учитель приветствует детей и продолжает урок:  В одной детской песне поётся: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Иногда хочется поиграть одному, и есть дела, которые человек должен делать сам. Но часто бывает, что играть одному неинтересно, и есть дела, которые лучше получаются ВМЕСТЕ. Сегодня на занятии мы будем учиться работать дружно, когда надо будет выполнять задания не в одиночку, а с кем-то из ребят.

Чтобы работать вместе без ссор и обид, чтобы всё получалось и радовало, надо помнить несколько правил.

  • Надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.
  • Внимательно слушайте того, кто говорит.
  • Если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

Об этих правилах нам будет напоминать такой знак.

А сейчас давайте поиграем в игру «Разноцветные варежки».

Игра «Разноцветные варежки».

Играть надо вдвоём. Я попрошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих ОДИН НАБОР КАРАНДАШЕЙ. (Учитель раздаёт каждому ученику лист с одинаковыми контурами варежек).

Перед вами лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет раскрашивать свою варежку, но узоры двух варежек должны быть одинаковыми. Вам понятно задание? Тогда можете начинать работать.

(Время выполнения задания 5 минут. По окончании выполнения задания учитель просит каждую пару поднять варежки и предлагает ребятам рассмотреть, какие у кого получились варежки. Учитель хвалит всех детей и обращает внимание на те, которые получились особенно похожие и интересные)

Упражнение «Один или два».

Учитель: Наше следующее упражнение для внимательных ребят, а в нашем классе все ребята могут быть внимательными. Упражнение называется «Один или два». Рассмотрите себя, своё тело, потрогайте лицо. Вы заметили, что у человека две руки, а лоб один?

Я буду называть какую-то часть тела человека, и если я назову что-то, что у человека только одно, например, лоб, то встают только девочки. А если я назову часть тела, которая не одна, а таких частей две, то встают мальчики. Всем понятно? Когда встают девочки? Когда встают мальчики? (Дети отвечают). Молодцы. Слушайте меня внимательно:

  • Нос
  • Нога
  • Рот
  • Глаз
  • Ухо
  • Язык
  • Плечо
  • Колено
  • Палец (Дети должны догадаться, что пальцев у человека не 1 или 2, а больше. И никто не должен встать.)
  • Голова.

Молодцы! Мне очень приятно, что в нашем классе столько внимательных детей.

Учитель: С этим задание вы справились, а теперь давайте порисуем. Работать вы будете также по двое, в парах. Послушайте задание.

Задание «Рисуем вместе».

У каждой пары будет только один лист бумаги. (Учитель раздаёт листы бумаги.) Рисовать надо вдвоём, ВМЕСТЕ держась за один карандаш. (Учитель приглашает одного из детей и показывает, как можно рисовать, держась вдвоём за один карандаш). Нарисуйте любую картинку на любую тему, но обязательно нарисуйте ДОМ и ДЕРЕВО. Какими они будут, и что вы ещё нарисуете, решайте сами. Во время выполнения задания помните о правилах, как работать дружно. Всем понятно задание. Можете начинать работать.

(Время выполнения 5 минут. По окончании выполнения задания учитель спрашивает, кто хотел бы показать классу то, что нарисовал. По очереди к доске выходят пары и рассказывают что нарисовали. Учитель просит всех учащихся поблагодарить друг друга за работу.)

Игра «Снежинки».

Учитель: А сейчас мы немножко отдохнём. Помните ли вы как зимой кружатся снежинки в воздухе? Каждая снежинка кружится сама по себе, а потом они образуют сугробы. Сейчас мы сыграем в игру «Снежинки». Когда я говорю «снежинки», вы, как снежинки, будете кружиться по классу. Когда я скажу «сугроб» , вы должны тут же собраться в группы. После слова «сугроб» я назову число. Столько должно быть снежинок в вашем сугробе. Например, если я скажу «сугроб, три», значит, вы должны собраться по трое. Всем понятно?

Итак, вы все превращаетесь в снежинок и выходите из-за парт. Начинаем игру.

После игры учитель благодарит учеников и просит их сесть за парты: Ребята, спасибо всем за хорошую работу. Я очень рада, что вы можете работать, выполнять задания, учиться ВМЕСТЕ. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и поблагодарите его тоже.

Адаптация учащихся 1 классов к учебной деятельности.


Адаптация учащихся 1 классов к учебной деятельности.

Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком.

А. де Сент-Экзюпери

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определенные социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка
к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Цель: создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:
— не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания в школе;

— создание условий для формирования здорового образа жизни.
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению.

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Учитель должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и особенности ребят. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушением физического и психического здоровья. Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкание, приспособление) к школьной жизни. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика. Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить отношения со сверстниками.

Особенности социально- психологической адаптации детей к школе.

Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4- 6 недель, а у ослабленных – до 8 недель. Наблюдение за первоклассниками показало, что их адаптация проходит по- разному.

По степени адаптации всех детей можно разделить на 3 группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За этот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контакте с детьми, либо в отношениях с учителем, т.к. им ещё трудно выполнять правила поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищами, не дожидаясь звонка, но к концу октября ребенок становится учеником.

Основные показатели благоприятной социально — психологической адаптации ребенка:

— формирование адекватного поведения;

— установление контактов с обучающимися и учителем;

— овладение навыками учебной деятельности.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа – дети, у которых социально — психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают образовательную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.д. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители «мешают работать на уроке», их реакции не предсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Адаптация затруднена у детей, нуждающихся в специальном лечении, у детей с нарушениями психоневрологической сферы, у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях.

Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя.

Многие первоклассники не осознают позицию учителя и своё положение ученика. Им трудно понять отношения педагога и школьника, ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу учиться, мне с вами не интересно». Отстоять своё «я» педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуется терпение и доброжелательность. Можно серьёзно объяснить правила поведения или объяснить, что ребенок огорчает своим поведением, но при обязательном правиле – делать это на- едине, не ставить ребенка в неловкое положение перед сверстниками.
Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома. В школе такие дети пытаются капризничать, настаивать на своём. Они в раздражении могут швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будут жаловаться- «учительница не любит». Не нужно обвинять родителей в плохом воспитании и ругать ребенка за неумение работать с другими детьми. Ребенок должен понять, что он не лучше всех, что учитель должен обращать внимание не только на него. Нужно объяснить и показать ребенку, что «Маша пока не умеет писать, но она хорошо танцует», «Коля плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных».

Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей и положительной оценки его стараний. Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе.

Важность отсутствия отметок в период адаптации детей к школе.

На начальном этапе обучения учитель не должен использовать отметки для оценки успехов ребенка, его знаний и поведения. Плохие отметки могут стать психотравмирующей ситуацией, которая затрудняет адаптацию ребёнка к школе. Но на практике учителю трудно отказаться от этого наглядного способа оценки, поэтому вместо традиционной отметки используется устная отметка: хорошо, молодец, нужно постараться и т.д.
Отсутствие отметки не исключает зависимости ребёнка от устной отметки, приносящей ему радость или разочарование. Поэтому ситуация тревожности, связанная с отметкой, всё равно сохраняется, поэтому лучше избегать отрицательных оценок поведения ребёнка и его учебных неудач.
Учитель должен объяснить, почему ребенок получил именно такую оценку. С первых дней обучения ученик понимает зависимость своего положения в классе от отметок, превращает её в предмет стремления и желания. Но часто объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье, плохая моторика, дефекты речевого развития) не позволяют достигнуть желаемого результата. Это травмирует психику ребенка, порождает комплекс неполноценности. 
Поэтому, когда оцениваешь успехи, не надо сравнивать ребенка с другими детьми, подчеркивать, что кто-то выполняет задание лучше, особенно если видно, что учащийся прилагает много усилий, необходимо подбодрить ученика, не скупиться на похвалу.

«Непослушание» детей в период адаптации.

Непослушание как трудность обучения отмечают многие учителя начальных классов. Конечно, и в школе, и дома любят детей спокойных, тех, кто не доставляет хлопот. Воспитание непослушания, а вернее беспрекословного подчинения, начинается с первых дней обучения в школе.
«Послушный — хороший, непослушный – плохой» — вот достаточно жёсткие критерии педагогической оценки. Школа определяет правила поведения детей, но нельзя пренебрегать при этом их интересам. Возбудимость, повышенное двигательное беспокойство и другие проявления эмоциональной неустойчивости – явления вполне объяснимые. У детей 6-7 лет недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности и им сложно себя контролировать. В первые недели обучения у учащихся наблюдается низкая и неустойчивая работоспособность, очень высокий уровень напряжения всех систем организма. Если не компенсировать нагрузки отдыхом – последует утомление, переутомление и даже срыв здоровья.
На протяжении периода адаптации состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются.

Факторы, определяющие успешность адаптации детей к школе

Ребенок должен быть готов началу обучения. Развитие отдельных органов и систем организма ребенка должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае процесс адаптации затягивается, т.к. дети не готовы к обучению, имеют более низкий уровень работоспособности. У « неготовых» детей уже в начале года отмечаются: неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно- сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а значит, ещё больше отстают от сверстников.

Возраст начала обучения.

Адаптация 6 — летних детей к школе длится дольше — у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Год, отделяющий 6 — летнего ребенка от 7 – летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на нормы и требования, самооценка и т. д. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции. Вот почему многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6, а 6,5-7 лет.
Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие и дети с хроническими заболеваниями. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, которое сопровождается нервно – психическими отклонениями.
Готовность к обучению и состояние здоровья ученика – те факторы, которые невозможно быстро изменить. Но можно облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.

Также необходимо знать и учитывать педагогу в своей работе особенности организма школьника на протяжении каждого урока, учебного дня, недели, года, выстраивать образовательный процесс так, чтобы можно было варьировать интенсивность нагрузки и наиболее сложный материал давать в период, когда у детей больше сил.

Повышенная тревожность, низкий уровень работоспособности, сложность концентрации внимания, сложности в реализации познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение сопротивляемости организма – эти проблемы у некоторых детей могут отмечаться с первых дней обучения, у других могут проявляться позже, а у части детей – на самом сложном этапе – в середине третьей четверти.
Следующим этапом нарастающего утомления и снижения работоспособности является конец второй четверти – примерно с 20 декабря. Многие дети, даже не имевшие серьёзных школьных проблем в начале года, перестают справляться с заданиями, которые раньше для них не представляли труда, становятся рассеянными, невнимательными. Родители жалуются, что ребенок нервничает, капризничает, долго не засыпает, тревожно спит. Всё это свидетельствует о нарушении нервно- психического здоровья детей.

Ещё один непростой период в течение первого учебного года – середина третьей четверти. В это время также обостряются все школьные трудности. Неслучайно в феврале для первоклассников организуются дополнительные каникулы. В этот период учебного года необходимо снизить учебную нагрузку, не давать новый и сложный материал. Спокойный режим и щадящие нагрузки помогают преодолеть этот сложный период.
Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре, октябре 3 урока (1 из которых интегрированный) по 35 мин. каждый; со второй четверти 4 урока по 35 мин каждый; с третьей четверти 4 урока по 45 мин. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10 – 15 минут и 20 – 25 минут от начала урока. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.

Наши первоклассники учатся уже 2,5 месяца. За это время практически все дети адаптировались к школьной жизни, поняли, что являются учениками «Образовательного центра», стараются хорошо учиться. Большой вклад в адаптацию учеников вносят  их классные руководители Спиричева Лилия Леонидовна, Насуцева Наталья Владимировна, Сапожникова Светлана Викторовна.  Надеемся, что наши первоклассники скоро будут настоящими учениками.

Адаптация учащихся 1 класса

Адаптация учеников 1 «А» класса.

Классный руководитель: Голикова Е.В.

 В 1 «А» классе  обучаются  17 детей, из них девочек – 7, мальчиков – 10.  Социальный состав семей детей-первоклассников: полных семей – 16, неполных – 2. Все дети по медицинским показаниям имеют допуск к школе. Учащихся, которым были бы рекомендованы на уроках физической культуры занятия в подготовительной группе, нет.  У всех учащихся имеется в наличии школьная форма, учебники и учебные принадлежности. Уделяется особое внимание соответствию организации учебной деятельности первоклассников требованиям СанПиН. Были созданы благоприятные условия для адаптации детей к школе, соблюдались санитарно – гигиенические требования к условиям обучения школьников – первые 2 недели проводились по 3 урока 35 минут каждый. Для снятия напряжения школьников использовались физкультминутки. На занятиях, ребята учатся выражать свою точку зрения, понимать других, слушать и слышать, отвечать полными ответами. Стараюсь учитывать индивидуальные особенности детей, поэтому, каждому ребенку дается возможность работать в присущем ему темпе.

С первых дней уделяется особое внимание культуре учебного труда, формированию первоочередных навыков учащихся.

Дети знакомы с основными правилами поведения на уроках. Как показывают наблюдения, первоклассники реагируют на замечания своего учителя, понимают интонацию голоса учителя. Много  внимания  уделяется  мотивации  правильной  посадки  детей  во  время  

письма.  Ученики  уже  приучены  поднимать  руку  при  ответе. Дети любознательны и общительны. На контакт с учителями идут легко. Большое внимание уделялось воспитанию культуры учебного труда.

Детям в адаптационный период сложно высиживать урок в одной и той же позе, не отвлекаться, поэтому прилагаются все усилия, чтобы детям на уроках было интересно, легко. На каждом уроке использую различные формы деятельности (фронтальные, индивидуальные). Чтобы ученики меньше уставали, применяю игровые ситуации.

На  уроках  обучения  грамоте много времени отводится на  развитие  фонематического  слуха  детей,  что  обеспечивается  разнообразными  

заданиями  по  звуковому  анализу  и  моделированию  речи. Изменение  и  сравнение – ведущие  приёмы  анализа  факторов  языка,  которые использует  учитель.

На уроках математики, окружающего мира использую задания развивающего, сравнительного и обобщающего характера (например, «Найди лишнее», «Сравни», «Распредели по группам»).

Горячим питанием охвачены все дети-первоклассники. Учащиеся 1 класса посещают столовую с удовольствием. Завтраки детям нравятся. Поведение детей в обеденном зале школьной столовой – хорошее. Особое внимание уделяется поведению своих подопечных, приучает детей к соблюдению ими санитарных правил и норм в вопросах организации питания и личной гигиены.

Отношение детей к школьному имуществу формируется также под постоянным направлением и наблюдением со стороны учителя. Дети с пониманием относятся к бережной сохранности классной и школьной мебели, учатся дежурить в классе, складывать игры, беречь мячи, скакалки и др.

Отношение родителей к школе – доброжелательное. Родители переживают и интересуются успехами, поведением ребёнка в школе, на уроке, помогают собрать портфель, положительно относятся к занятиям в объединениях дополнительного образования.

 В  целом  процесс  адаптации  у  первоклассников  проходит  в  пределах  допустимой  нормы.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В 1 КЛАССЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДиагностика учебной мотивации у школьников

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VI ВИДА № 17

Статья учителя начальных классов

Мурзаевой Вероники Викторовны

Решение важнейших проблем, связанных с адаптацией детей в

1 классе

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей.

Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка.

Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

           В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

           Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

           Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Адаптация первоклассников к школе. Диагностика жалоб.

Первый год учебы у ребенка очень насыщен, практически переполнен эмоциями разного характера, событиями и новыми познаниями. Родителям также приходится «несладко», они сталкиваются с множеством проблем. А именно:http://st03.kakprosto.ru/images/article/2011/5/20/1_5255130717ab65255130717af3.jpg

  • Плохая адаптация первоклассника в школе может выражаться в хронической «неуспеваемости». Очень часто трудности в период привыкания возникают из-за определенного отношения родителей к учебному процессу. Это может быть страх за малыша, который проецируется на ребенка и выливается в его неуверенность и неспособность воспринимать знания. Это может быть ожидание от первоклашки слишком многого — только хороших оценок и высоких достижений. А в случае не оправдания этих ожиданий родители демонстрируют свое недовольство. Это пугает ребенка.

  • Еще одна проблема — уход от деятельности. Ребенок в прямом смысле слова уходит в себя — он, вроде, находится в классе на уроке, но в то же время не реагирует на требования учителя, не слышит вопросы, как бы отсутствует. Это не имеет отношения к повышенной невнимательности. Такое случается с детьми, которые обделены заботой, вниманием и любовью со стороны родителей.

  • В период адаптации родители часто жалуются на негативистскую демонстративность. Она характерна для малышей с высокой потребностью во внимании со стороны всех окружающих. У таких первоклашек проблемы не с учебой, а с поведением. Они нарушают принятые нормы дисциплины и пытаются добиться к себе повышенного внимания любой ценой и неважно какого — положительного или негативного.

Довольно часто встречается вербализм в период адаптации первоклассников к школе, диагностика которого показывает, что он связан с различными факторами развития познавательных процессов. Эта проблема представляет собой высокий уровень развития речи и задержку мышления. Вербализм в основном связан с высокой самооценкой первоклашки и завышенной оценкой его способностей со стороны взрослых. Но с началом занятий выявляется, что кроха вовсе не способен решать задачи, и деятельность, требующая образного мышления, вызывает массу трудностей. В такой ситуации, соответственно, необходимо не винить ребенка, а уделять должное внимание развитию образного мышления, что достигается путем рисования, мозаики, лепки, аппликации и конструирования.

           Адаптация к школе — многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

           http://img.ntv.ru/home/news/20131017/min.jpg

Физиологическая адаптация.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

           1) Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

           2) Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

           3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

          

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

           Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых — значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

           Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.

           Факторы риска в развитии ребенка могут оказаться чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течение беременности, и особенности протекания родов, и болезни, перенесенные самим ребенком в течение дошкольного детства (особенно на первом году жизни), и конечно, хронические заболевания.

           Хочется обратить внимание родителей на то, что не только хронические заболевания влияют на успешность адаптации детей в школе, но и частые простудные заболевания, которым многие родители не придают особого значения. Рассмотрим хотя бы обычный насморк. Из различных недомоганий он кажется наиболее безобидным. Однако нельзя не учитывать, что затрудненное носовое дыхание не обеспечивает поступления достаточного количества кислорода в легкие и в головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособности и, в конце концов, к учебному отставанию.

           Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.

           Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку.

Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

           Социально-психологическая адаптация.http://parentledreform.webs.com/00422793.jpg

           Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития — кризис 7 (6) лет.

           Изменяется социальный статус бывшего малыша — появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.

           Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

           Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. Будете ли вы наблюдать их у собственного ребенка — это вопрос о психологической готовности к школе. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-леток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.

           В любом случае необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка, так как его эмоциональная жизнь отличается еще ранимостью, незащищенностью.

           В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

           Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении — первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

           Другим следствием обобщения переживаний является возникновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок заранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.

           Неприятным для родителей кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность.

           Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.

           Таким образом, родителям и педагогам следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций они будут проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7 лет, тем больше вероятность, что все эти проблемы останутся в данном возрастном периоде.

           Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.

           Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

           Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

«Адаптация обучающихся 1 класса к новым условиям обучения по ФГОС НОО».

МКОУ «Александроневская средняя школа»
Убинского района Новосибирской области

Учитель начальных классов: Швидкая И.А.

02.11.017 г.

«Адаптация обучающихся 1 класса к новым условиям обучения по ФГОС НОО».

Адаптация к школе – это переход ребенка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещает детский сад или дошкольную группу, где день наполнен играми, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня на дают малышам уставать. В школе всё по – другому: новые требования, интенсивный режим работы на уроках, необходимость всё успевать. Чтобы к этому приспособиться у ребенка должны быть силы и время, а главное поддержка родителей (законных представителей), что необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10 – 15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, такие как специфика школы, характер ребенка и его уровень подготовленности к школе, объем загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. Ребенку без помощи учителя о родителей в этот период не обойтись.

ТРУДНОСТИ

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

   В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как: личность педагога, коллектив одноклассников, новый режим дня, ограничение двигательной активности, новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно: неуспеваемость, нежелание что-то делать, негативизм, демонстративность, лень.

Стараясь облегчить своему ребенку, первые дни в школе, родители учат с ним буквы, цвета, считают до десяти и так далее. Им кажется, что они делают все необходимое, чтобы период  адаптации прошел успешно.

И вот, ребенок идёт в школу, и почему-то начинаются проблемы. Когда их анализируют, то оказывается, что в школе легче не тому, у кого багаж знаний больше, а умеющему слушать учителя, выполнять его инструкции. Пусть такой ребенок не справляется с самыми простыми заданиями, но сидит и делает, не пугается детей, которые кричат, не подскакивает с места, чтобы куда-то бежать. То есть, для успешной учебы ребенку необходимо, чтобы он ориентировался в ситуации урока. Это не просто удается первоклашкам, а наших детей нужно учить специально, тренировать необходимые учебные навыки необходимо ЗАРАНЕЕ:

Трудными особенностями в основном являются: нарушения концентрации внимания, сложности удержания позы, отсутствие учебной мотивации, нарушения контакта друг с другом и со взрослыми, когнитивные и речевые проблемы разной степени проявления,

Первоклашки реагируют на новый эмоциональный фон друг друга, им сложно удерживаться в рамках занятия, когда нет концентрации педагога на одном ребенке. Детей может беспокоить и растормаживать отсутствие родителей. К этим проблемам можно подготовить детей заранее, мягко перейти от игровой деятельности к учебной, отказаться от постоянной помощи родителей, взаимодействовать со сверстниками и выполнять инструкции педагога.

Выделяют четыре вида готовности ребенка к школе:

1. «Готовность к школе» — это психологические и личностные характеристики ребенка, свидетельствующие о способности к нормальному школьному обучению. Их определяют по многим параметрам.

2. «Физическая готовность» — школьное обучение требует, прежде всего, достаточного уровня физического развития, позволяющего ребенку выдержать увеличившуюся физиологическую нагрузку на организм.

3. «Волевая готовность» — способность подчинять свои действия определенной цели, умение себя контролировать, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом, уметь выполнять задания учителя.

4. «Интеллектуальная готовность» —  это уровень развития мыслительных процессов (обобщение, сравнение, классификация, анализ и др.).

Главное, чтобы ребенок был готов по всем четырем параметрам готовности. Если он не готов хотя бы по одному виду, в школу ему идти рано!!!

Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.

Наблюдение за единственным первоклассником показало, что его адаптация в течение первых двух месяцев обучения в школе прошла успешно.

Ребенок относительно быстро освоился в новом коллективе, нашел себе друзей, у него всегда хорошее настроение, спокойный, доброжелательный, приветливыйй, хорошо общается со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняет школьные обязанности и поручения. По словам законного представителя – бабушки Халимовой Ольги Базаровны, с большим удовольствием Абдулла ходит в школу. Он не хочет уходить после уроков домой. Часто остаётся до последнего урока.

У Абдуллоходжи сформировано адекватное поведение, как на переменах, так и на уроках. Почти полностью овладел навыками учебной деятельности: самостоятельно готовится к уроку, знает правила поведения на уроке и в школе частности, научился работать с учебником и научился ориентироваться в тетради. Затрудняется в последовательности уроков, плохо ориентируется, когда подают звонок на урок или на перемену.

Для успешной адаптации были выделены следующие условия:

  • организация режима школьной жизни первоклассников;

  • организация оздоровительно-профилактической работы;

  • организация учебно-познавательной деятельности первоклассника в адаптационный период;

  • организация внеурочной деятельности первоклассников.

Для лучшей адаптации в 1-х классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.

Для родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, беседы, памятки), направленные на просветительскую деятельность по предупреждению заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни. Контроль со стороны Родителей — Законных представителей идет постоянный. Все что рекомендуешь, они стараются выполнить: повторить материал, выучить стихотворение к утреннику, почитать, уменьшить нагрузку на ребенка и т. д.

В адаптационный период происходило освоение у обучающегося организационных навыков и умений для учебы в школе. Были освоены основные правила работы в классе, но пока первоклассник не способен полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к адаптации учащихся в процессе всего периода обучения.

Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитывались индивидуальные особенности первоклассника, в данном случае его темп работы – очень медлительный ребенок. На уроках использую несколько структурных элементов: орг. момент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с возможностью школы. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности были учтены направления, предложенные базисным учебным планом.

Тесное сотрудничество с законным представителем даёт ребёнку уверенность в своих силах, он не чувствует себя оторванным от дома, семьи, что положительно сказалось на адаптации ребёнка к школьной жизни. Они являются частыми гостями в классе.

Анкетирование законного представителя показало, что Абдулла с большим удовольствием посещает школу и настроен на процесс учения положительно.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил. Сензитивным периодом для становления самооценки, как особого компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

На протяжении всего учебного времени я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:

— выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы.

— научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Здесь у нас затруднение — отсутствие одноклассников.

— выполнение самооценки на различных этапах урока, например, этап первичного закрепления, задание – вставить пропущенные слагаемые. Прежде чем он приступит к выполнению данного задания, прошу Абдуллу спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием. Возможны два варианта такого само оценивания:

— ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;

— ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки. Это позволяет ему по-новому взглянуть на свои способности, на свое старание или отсутствие его, а прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младшего школьника к оцениванию себя.

Предлагаемые способы оценивания позволяют:

ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.

учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.

(В сентябре самооценка у Абдуллы была заниженной). Наблюдения показывают, что сегодня он практически способен адекватно оценивать свои работы. Видит свои слабые и сильные стороны. Начинает комментировать свою оценку. Старается улучшить результат.

Работа по созданию педагогических условий к обучению имеет широкий спектр мероприятий, которые обеспечат благоприятное течение приспособления первоклассника. Это урочная и внеурочная деятельность. Но в то же время говорить о конечном результате можно будет только в конце первого года обучения.

Советы родителям

Если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:

Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!

Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.

Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.

Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.

Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.

Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.

Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.

Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.

Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.

Не ставьте ребёнку условий.

Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.

Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.

Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.

Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

Анализ урока в 1 классе по адаптации

Схема посещения урока «Организация адаптационного периода в 1 классах»

Дата посещения: «_______» ___________________201___г.

Урок: ___________________________________________________________________________________

Тема урока: ______________________________________________________________________________

Цель посещения: Организация адаптационного периода учащихся 1-х классов.

Программа наблюдения:

Проведение физкультминуток (не менее 3-х за урок)

Регулярная смена видов деятельности учащихся (3 раза за урок)

Отсутствие оценивания учащихся на уроке;

Поощрение ответов учащихся

Использование игровых приемов и средств обучения (ролевые, дидактические, подвижные игры и моделирующие виды деятельности)

Использование наглядности (в соответствии с методическими требованиями)

Оптимальный темп урока

Оптимальная плотность урока, отсутствие перегрузок учащихся

Отсутствие домашнего задания.

Предъявление единых требований к учащимся (обучение организации своей деятельности и умению планировать свои действия):

Организация учащихся на начало урока

Оборудование рабочего места ученика

Пропуски, опоздания учащихся

Внешний вид учащихся

Дисциплина, внимание учащихся в начале, середине, конце урока

Активность учащихся на уроке.

Владение учителем методами и приемами организации обучения в адаптационный период:

Дифференциация обучения (предоставление разных по сложности учебных заданий и разная степень помощи учителя для детей с разной подготовкой к школе)

Организация самостоятельной работы на уроке (развитие самостоятельности и активности)

Активизация мыслительной деятельности

Приемы развития речи и ВПФ учащихся; мелкой моторики рук.

Индивидуальный подход к учащимся

Игра как средство обучения.

Психологический климат на уроке:

Взаимоотношения учителя и учащихся

Взаимоотношения учащихся между собой

Педагогический такт учителя

Соответствие используемых форм, методов и средств обучения психолого-возрастным особенностям учащихся 7-го – 8-го года жизни.

Краткие выводы по уроку:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«______» ____________201____г. ____________ ____________________________

подпись Фамилия И.О. проверяющего

С выводами ознакомлен: _________________ _____________________________

Ф.И.О.учителя