Адаптационные занятия для 1 класса: Занятия по адаптации в 1 классе – План-конспект урока (1 класс) по теме: Адаптационные занятия с первоклассниками

План-конспект занятия (1 класс) по теме: Адаптационное занятие с первоклассниками «Учимся работать дружно».

Адаптационное занятие с первоклассниками.

Тема: Учимся работать дружно.

Учитель: Серёгина Лариса Анатольевна.

Цель занятия:

Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

Задачи:

  • Организация взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества,
  • Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика.
  • Формирование у детей отношения друг к другу как к партнёрам в учебном сотрудничестве.
  • Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.

Материал к занятию:

  • Листы бумаги по числу учащихся с заготовленными заранее контурами варежек.

  • Чистые листы бумаги, по одному на каждую парту.
  • Цветные карандаши.
  • Знак «работаем дружно».

Ход занятия.

Учитель приветствует детей и продолжает урок:  В одной детской песне поётся: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Иногда хочется поиграть одному, и есть дела, которые человек должен делать сам. Но часто бывает, что играть одному неинтересно, и есть дела, которые лучше получаются ВМЕСТЕ. Сегодня на занятии мы будем учиться работать дружно, когда надо будет выполнять задания не в одиночку, а с кем-то из ребят.

Чтобы работать вместе без ссор и обид, чтобы всё получалось и радовало, надо помнить несколько правил.

  • Надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.
  • Внимательно слушайте того, кто говорит.
  • Если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

Об этих правилах нам будет напоминать такой знак.

А сейчас давайте поиграем в игру «Разноцветные варежки».

Игра «Разноцветные варежки».

Играть надо вдвоём. Я попрошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих ОДИН НАБОР КАРАНДАШЕЙ. (Учитель раздаёт каждому ученику лист с одинаковыми контурами варежек).

Перед вами лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет раскрашивать свою варежку, но узоры двух варежек должны быть одинаковыми. Вам понятно задание? Тогда можете начинать работать.

(Время выполнения задания 5 минут. По окончании выполнения задания учитель просит каждую пару поднять варежки и предлагает ребятам рассмотреть, какие у кого получились варежки. Учитель хвалит всех детей и обращает внимание на те, которые получились особенно похожие и интересные)

Упражнение «Один или два».

Учитель: Наше следующее упражнение для внимательных ребят, а в нашем классе все ребята могут быть внимательными. Упражнение называется «Один или два». Рассмотрите себя, своё тело, потрогайте лицо. Вы заметили, что у человека две руки, а лоб один?

Я буду называть какую-то часть тела человека, и если я назову что-то, что у человека только одно, например, лоб, то встают только девочки. А если я назову часть тела, которая не одна, а таких частей две, то встают мальчики. Всем понятно? Когда встают девочки? Когда встают мальчики? (Дети отвечают). Молодцы. Слушайте меня внимательно:

  • Нос
  • Нога
  • Рот
  • Глаз
  • Ухо
  • Язык
  • Плечо
  • Колено
  • Палец (Дети должны догадаться, что пальцев у человека не 1 или 2, а больше. И никто не должен встать.)
  • Голова.

Молодцы! Мне очень приятно, что в нашем классе столько внимательных детей.

Учитель: С этим задание вы справились, а теперь давайте порисуем. Работать вы будете также по двое, в парах. Послушайте задание.

Задание «Рисуем вместе».

У каждой пары будет только один лист бумаги. (Учитель раздаёт листы бумаги.) Рисовать надо вдвоём, ВМЕСТЕ держась за один карандаш. (Учитель приглашает одного из детей и показывает, как можно рисовать, держась вдвоём за один карандаш). Нарисуйте любую картинку на любую тему, но обязательно нарисуйте ДОМ и ДЕРЕВО. Какими они будут, и что вы ещё нарисуете, решайте сами. Во время выполнения задания помните о правилах, как работать дружно. Всем понятно задание. Можете начинать работать.

(Время выполнения 5 минут. По окончании выполнения задания учитель спрашивает, кто хотел бы показать классу то, что нарисовал. По очереди к доске выходят пары и рассказывают что нарисовали. Учитель просит всех учащихся поблагодарить друг друга за работу.)

Игра «Снежинки».

Учитель: А сейчас мы немножко отдохнём. Помните ли вы как зимой кружатся снежинки в воздухе? Каждая снежинка кружится сама по себе, а потом они образуют сугробы. Сейчас мы сыграем в игру «Снежинки». Когда я говорю «снежинки», вы, как снежинки, будете кружиться по классу. Когда я скажу «сугроб» , вы должны тут же собраться в группы. После слова «сугроб» я назову число. Столько должно быть снежинок в вашем сугробе. Например, если я скажу «сугроб, три», значит, вы должны собраться по трое. Всем понятно?

Итак, вы все превращаетесь в снежинок и выходите из-за парт. Начинаем игру.

После игры учитель благодарит учеников и просит их сесть за парты: Ребята, спасибо всем за хорошую работу. Я очень рада, что вы можете работать, выполнять задания, учиться ВМЕСТЕ. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и поблагодарите его тоже.

Рабочая программа (1 класс) по теме: Адаптационные занятия с первоклассниками.

Программа адаптационных занятий с первоклассниками

     Свою работу по сохранению здоровья учащихся я начинаю с первых дней обучении. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Многие дети достаточно быстро адаптируются и к школьному коллективу, и к новому режиму учебных и физических нагрузок, однако у части детей этот процесс носит отягощенный и затяжной характер, приводя зачастую к развитию дезадаптивных состояний, которые проявляются либо неуспеваемостью, либо болезнями.

           Чтобы помочь детям быстрее адаптироваться, мною отобрана и используется методика, разработанная Пилипко Н.В., Громовой Т.В., Чибисовой М.И. Курс состоит из 10 занятий, которые знакомят детей с новыми для них требованиями, правилами. Они позволяют создать условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь. Они так же позволяют мне познакомиться с особенностями детей данного класса.

Эти занятия позволяют мне быстрее установить эмоциональный, психологический контакт с детьми. Ученики быстрее принимают и выполняют школьные требования по сравнению с учениками других классов.

Адаптационные занятия проводились мной и рассчитаны на 10 учебных часов и охватывают следующие темы:

Тема занятия

Цель

Задачи

1

Знакомство.Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.

Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.

1.Предоставление детям возможности назвать свои имена и создание условий для запоминания имен других детей.

2.Формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе- «класс».

3.Знакомство учащихся со школьным  правилом «Говорить по очереди».

4.Знакомство с пространством класса, формирование отношения к нему как к своему классу.

2

Правила школьной жизни.

Знакомство первоклассников друг с другом и правилами поведения в школе.

1.Создание условий для дальнейшего знакомства детей друг с другом и взаимодействия между собой.

2.Знакомство первоклассников с такими правилами поведения в школе ,как «не разговаривать на уроках друг с другом,если это не связано с выполнением задания», «не кричать с места,даже если знаешь правильный ответ», «не подсказывать», «поднимать руку,если хочешь ответить на вопрос или хочешь о чем-то спросить».

3.Создание доброжелательной атмосферы в классе.

3

Правила школьной жизни.

Продолжение знакомства первоклассников друг с другом и правилами поведения в школе.

1. Создание условий для дальнейшего знакомства первоклассников друг с другом ,организация  взаимодействия между детьми.

2. Создание доброжелательной атмосферы в классе.

3.Практическое освоение правил поведения во время урока, с которыми первоклассники познакомились на втором занятии.

4

Школьник и дошкольник.

Осознание детьми своего нового статуса школьника.

1.Осознание детьми разницы между статусом школьника и дошкольника.

2.Формирование у детей реалистических представлений о правах и обязанностях школьника и дошкольника.

3.Закрепление знаний о правилах поведения в школе.

5

Для чего ходят в школу.

Осознание детьми своего нового статуса школьника.

1.Продолжение формирования у детей реалистических представлений о правах и обязанностях школьника.

2.Создание условий для формирования учебной мотивации.

3.Продолжение формирования навыков учебного сотрудничества.

6

Оценка.

Формирование реалистического восприятия школьной оценки.

1.Поддержание в детях желания учиться,преодолевать неудачи.

2.Осознание возможности проводить оценку результатов своей деятельности по нескольким критериям.

3.Формирование у детей навыка позитивного оценивания результатов своей деятельности с помощью приёма «ЗАТО».

4.Создание условий для формирования навыков учебного сотрудничества.

7

Учимся работать дружно.

Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

1.Организация взаимодействия между учащимися ,создание предпосылок для формирования учебного сотрудничества.

2.Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика.

3.Формирование у детей отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве.

4.Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.

8

Учимся работать дружно.

Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

1.Организация взаимодействия между учащимися ,создание предпосылок для формирования учебного сотрудничества.

2.Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика.

3.Формирование у детей отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве.

4.Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.

9-10

Первоклассное путешествие.

Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.

1.Повторение и закрепление знаний и навыков ,полученных на предыдущих занятиях.

2. Закрепление положительного эмоционального отношения учащихся  к школе и обучению.

3.Повышение уровня сплоченности класса.

Итоговое родительское собрание. Беседа о достигнутых результатах.

Приложение: эпизод 1 занятия

На первом занятии «Знакомство», сначала я приветствую детей и учу с ними стихотворение-речевку, которое в дальнейшем будет являться сигналом для начала урока:

Раз, два, три – слушай и смотри!

Три, два, раз – мы начнем сейчас!

Потом я рассказываю о себе и прикрепляю цветок, вырезанный из цветной бумаги, на доску, подавая, таким образом, пример ученикам. Далее желающие дети рассказывают о себе и прикрепляют такие же цветы рядом с цветком учителя. Такие задания вселяют в учеников уверенность в себе, чувство поддержки со стороны учителя.

На этом же занятии мы обращаем внимание детей на помещение, в котором они находятся, и предлагаю им украсить класс солнышками, которые могут согреть, развеселить и поднять настроение. Дети с удовольствием рисуют солнышки и прикрепляют их в любое место в классе на свое усмотрение. При работе над рисунком можно включить тихую веселую музыку без слов.

Программа адаптации для учащихся 1 класса

Адаптационная программа занятий

для первоклассников

«Здравствуй, школа!»

Пояснительная записка

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говоря тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя, родителей, психолога.

Что же является наиболее сложным для первоклассников?

Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.

Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными.

Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Цель программы: поддержка первоклассников в период адаптации к школе, снижение проявлений неготовности к обучению в школе у учащихся 1 класса посредством создания определенных условий в образовательной среде школы.

Задачи развивающих занятий:

1.Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

2.Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

3.Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

4.Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

5.Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

6.Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

7.Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения школы.

8.Знакомство с особенностями детей.

Адресат коррекции: учащиеся 1 класса.

Предмет коррекции: познавательные процессы, межличностные отношения ребенок – ребенок, ребенок – взрослый.

Форма коррекции: групповая.

Средства коррекции:

— экспрессивно – мимические;

— вербально – коммуникативные;

— изобразительно – графические.

Количество занятий: 10 занятий.

Структура занятий:

  1. вступительная часть: приветствие, организационный момент;

  2. основная часть: блок игр, упражнений , бесед;

  3. заключительная часть: рефлексия.

Календарно-тематическое планирование

4

«Остров Мышления»

развитие умений устанавливать логические связи, обобщать, составлять рассказы по картинке, классифицировать.

Ноябрь

5

«Остров Памяти»

развитие основных мнемических функций.

Декабрь

6

«Остров Воображения»

развитие воображения.

Январь

7

«Остров Оценки»

формирование реалистичного восприятия школьной оценки.

Февраль

8

«Остров Дружбы»

знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

Март

9

«Остров Помощи»

знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества, взаимопомощи и поддержки.

Апрель

10

«Страна Знаний»

закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.

Май

Итого:

10

Занятие №1

Тема: Знакомство. Начало путешествия из деревни Незнайкино в страну Знаний

Цель: знакомство первоклассников друг с другом. Начало занятий.

Задачи:

1.Предоставление детям возможности назвать свои имена и создание условий для запоминания других имен.

2.Формирование у детей отношения друг к другу как целостной группе – «классу».

3.Знакомство учащихся с правилом: « Говорить по очереди».

4.Знакомство с пространством класса, формирование отношения к нему как к своему классу.

Материалы к занятию:

1.Табличка с надписью «Наш класс».

2.Цветы , вырезанные из цветной бумаги.

3.Макеты «корабликов», «островов», «пальм».

4.Цветные карандаши, бумага.

Литература: Адаптационные занятия с первоклассниками. Н.В.Пилипко, развивающие занятия Локаловой.

Ход занятия:

1. Вступительная часть. Приветствие. Выборы капитана.

2.Основная часть.

2.1. Знакомство друг с другом. Адаптационные занятия с первоклассниками с.9 – 12.

1)Дети хором громко называют свои имена.

2)Дети шепотом тихо называют свои имена.

3)Дети по очереди называют свои имена, получая каждый цветок со своим именем.

4)Дети из цветов составляют «Клумбу» вокруг надписи «Наш класс».

2.2.Упражнение «Нарисуй так же».

2.3.Графический диктант (изображение утенка).

3.Заключительная часть. Рефлексия.

1)Что понравилось?

2)Что было интересным?

3)Что не понравилось?

Изготовление «Яблонь успеха», оценивание себя и своих товарищей с помощью яблочек – наклеек.

Занятие №2

Тема: «Остров Правил»

Цель: знакомство первоклассников с основными правилами школы».

Задачи:

1.Знакомство со школьными правилами.

2.Создание условий для дальнейшего знакомства детей друг с другом.

Материалы к занятию:

1.Таблички с изображениями школьных правил.

2.Цветные карандаши, бумага.

Ход занятия:

1.Вступительная часть. Приветствие. Выборы капитана.

1.1.Упражнение «После дождя растут…»

2.Основная часть.

2.1.Изучение школьных правил. Обсуждение.

2.2.Упражнениена развитие умения классифицировать предметы (стр.25).

2.3.Графичкский диктант (изображение страусенка).

3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Подведение итогов «Яблоня успеха».

Занятие №3

Тема: «Остров Внимания»

Цель: развитие основных характеристик внимания: объема, переключаемости, устойчивости.

Задачи:

1.Развитие основных характеристик внимания.

2.Создание доброжелательной атмосферы в классе.

Материалы к занятию:

1.Макеты корректурной пробы.

2.Листы бумаги, цветные карандаши.

3.Изображения школьных правил.

Ход занятия:

1.Вступительная часть. Приветствие. Выборы капитана.

1.1.Игра «Доброе утро»

2.Основная часть.

2.1.Беседа «Правила школьной жизни» с использованием карточек с иллюстрациями.

2.2. Рассказ «Урок в лесной школе».

2.3.Упражнение «Корректурная проба».

2.4.Задание развивающее внимание и умение находить отличия (стр.15).

3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Подведение итогов «Яблоня успеха».

1)Что понравилось?

2)Что было интересным?

3)Что не понравилось?

Занятие №4

Тема: «Остров Мышления»

Цель: развитие умений устанавливать логические связи, обобщать, составлять рассказы по картинке, классифицировать.

Задачи:

1.Создание условий для дальнейшего знакомства первоклассников друг с другом, организация взаимодействия между детьми.

2.Создание доброжелательной атмосферы в классе.

3.Развитие основных свойств мышления.

Материалы к занятию:

1.Листы чистой бумаги по количеству учащихся.

2.Цветные карандаши или фломастеры.

Литература: Адаптационные занятия с первоклассниками. Н.В.Пилипко

Ход занятия:

1.Вступительная часть. Приветствие. Выборы капитана.

1.1.Игра «Встаньте те, кто…?»

2.Основная часть.

2.1.Упражнение «Соедини цифру и изображение».

2.2.Упражнение «Найди отличия».

2.3.Упражнение «Выбери лишний предмет» (стр.29)

2.4.Упражнение « Веселый клоун».

3. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов «Яблоня успеха».

1)Что понравилось?

2)Что было интересным?

3)Что не понравилось?

Занятие №5

Тема: «Остров Памяти»

Цель: развитие основных мнемических функций.

Задачи:

1.Развитие кратковременной памяти.

2.Развитие зрительной памяти.

3.Развитие фонематической памяти.

Материалы к занятию:

1.Листы бумаги.

2.Карандаши, фломастеры.

3.Ноутбук. Звуковые файлы.

Литература: Развивающие занятии Локаловой.

Ход занятия:

1.Вступительная часть. Приветствие. Выборы капитана.

1.1.Игра «После дождя растут…?»

2.Основная часть.

2.1. Задание «Любимое время года».

2.2.Упражнение «Какого цвета?» (стр.5)

2.3.Упражнение «Я могу быть разным»

2.4.Задание «Что в портфеле?»

3. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов «Яблоня успеха».

Занятие №6

Тема: «Остров Воображения»

Цель: развитие воображения.

Задачи:

1.Развитие воображения.

2.Формирование учебной мотивации.

3.Продолжение формирования навыков учебного сотрудничества.

Материалы к занятию:

1.Листы бумаги.

2.Карандаши, фломастеры.

Литература: Адаптационные занятия с первоклассниками. Н.В.Пилипко

Ход занятия:

1.Вступительная часть. Приветствие. Выборы капитана.

1.1.Игра «Доброе утро»

2.Основная часть.

2.1.Игра «Нос, пол, потолок» (с.23).

2.2.Упражнение «Если бы я был…?»

2.3.Задание «Рисунки – загадки» (с.25).

3. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов «Яблоня успеха».

Занятие №7

Тема: «Остров Оценки»

Цель: формирование реалистичного восприятия школьной оценки.

Задачи:

1.Поддержание в детях желания учиться, преодолевать неудачи.

2.Осознание возможности проводить оценку результатов своей деятельности по нескольким критериям.

3.Формирование у детей навыка позитивного оценивания результатов своей деятельности с помощью приема «зато».

4.Продолжение формирования навыков учебного сотрудничества.

Материалы к занятию:

1.Мяч;

2.Простые карандаши;

3.Половинки тетрадных листов в клетку;

4.Таблицы с образцами «лесенок», «правильного и небрежного» узоров.

Литература: Адаптационные занятия с первоклассниками. Н.В.Пилипко

Ход занятия:

1.Вступительная часть. Приветствие. Выборы капитана.

1.1.Игра «Встаньте те, кто?» ( с.13,17).

2.Основная часть.

2.1.Игра «Рыба, птица, зверь» (с.27).

2.2.Беседа по рассказу «Первые оценки» (с.27 — 29).

2.3.Игра «Снежинка» (с.29).

2.4.Задание «Узоры и волшебные лесенки» (с.30 – 31).

3. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов «Яблоня успеха».

Занятие №8

Тема: «Остров Дружбы»

Цель: знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

Задачи:

1.Организация взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества.

2.Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика.

3.Формирование у детей отношения друг к другу как партнерам в учебном сотрудничестве.

4.Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.

Материалы к занятию:

1.Листы бумаги с контурами «варежек».

2.Чистые листы бумаги, по одному на каждую пару детей.

3.Цветные карандаши.

4.Знак «Работаем дружно».

Ход занятия:

1.Вступительная часть. Приветствие. Выборы капитана.

1.1.Игра «Доброе утро» ( с.13,17).

2.Основная часть.

2.1.Задание «Школьные правила» (дети вспоминают правила поведения с предыдущих занятий).

2.2.Игра «Разноцветные варежки» (с.32)

2.3.Упражнение «Один или два» (с.32 -33).

2.4.Задание «Рисуем вместе» (с.33 – 34).

2.5.Игра «Эхо» (с.34).

3. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов «Яблоня успеха».

Занятие №9

Тема: «Остров Помощи»

Цель: знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества, взаимопомощи и поддержки.

Задачи:

1.Организация взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества.

2.Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика.

3.Формирование у детей отношения друг к другу как партнерам в учебном сотрудничестве.

4.Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.

5.Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

Материалы к занятию:

1.Название выставки «Мои друзья».

2.Листы бумаги.

3.Цветные карандаши.

Ход занятия:

1.Вступительная часть. Приветствие. Выборы капитана.

1.1.Игра «Доброе утро» ( с.13,17).

2.Основная часть.

2.1.Задание «Школьные правила» (дети вспоминают правила поведения с предыдущих занятий).

2.2.Упражнение «Варежки».

2.3.Упражнение на развитие умения устанавливать последовательность событий (стр.38).

2.4.Задание «Мои друзья» (с.37).

3. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов «Яблоня успеха».

Занятие №10

Тема: «Страна Знаний»

Цель: закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.

Задачи:

1.Повторение и закрепление знаний и навыков, полученных на предыдущих занятиях.

2.Закрепление положительного эмоционального отношения к школе и обучению.

3.Повышение уровня сплоченности класса.

Материалы к занятию:

1. «Карта сказочной страны».

2.Листы бумаги.

3. «Школьные знаки»

Ход занятия:

1.Вступительная часть. Приветствие. Выборы капитана.

1.1.Игра «Встаньте те, кто…?»

2.Основная часть.

2.1.Игра «Первоклассное путешествие»:

: «Остров Мышления»;

— «Остров Правил»;

— «Остров Внимания»;

— «Остров Дружбы»;

— «Остров Памяти»;

— «Остров Помощи»;

— «Остров Воображения».

2.2.Задание «Рисуем карту» (графический диктант на листах бумаги в клетку).

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

1)Что понравилось?

2)Что было интересным?

3)Что не понравилось?

Подведение итогов «Яблоня успеха».

Дети сами подводят итоги своих успехов, делают оценку своему пути к победе.

Детям вручаются медали за «Освоение школьных правил», в виде «Островков Победы».

Заключительное слово психолога.

Что ж, наши занятия знакомства со школой подошли к концу. Но само знакомство только начинается. Вам предстоит узнать много нового, много интересного и важного. Иногда мы будем вспоминать наши волшебные занятия и играть в игры, которые сделают нас еще внимательнее, еще сообразительнее, еще умнее! До свидания, до новых встреч!

Литература

1.Овчарова Р.В.Практическая психология в начальной школе. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 240с.

2.Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю.Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. – М.:УЦ «Перспектива»,2002. – 64с.

3.Семенака С.И.Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИКА,2006. -72с.

4.Развивающие занятия Локалова.

5.Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: психологические тесты и упражнения. – М.: Изд-во Эксмо, 2003 – 192с.

6.Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. Ростов –на-Дону.: Феникс, 2011 — 317с.

7.Ховрина Г.Б. Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006г.

Программа занятий по адаптации 1 класса

Программа занятий

по адаптации первоклассников

«Школьная семья»

1 классы (13 часов)

Автор:

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

гимназии №3 г.Зеленодольска РТ

О.В. Хмельницкая

Зеленодольск 2007 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поступление в школу – очень важный этап в жизни ребенка. Он его радует и пугает. Радует, потому что вчерашний малыш ощущает себя повзрослевшим, а пугает, как ни парадоксально, по той же причине: теперь ему большее разрешено, но от него же большего и требуют. Не всегда ребенок может справиться с новой ситуацией, не всегда и взрослые могут правильно помочь ему принять новую роль. Программа предназначена для занятий с детьми, для которых источник трудностей в период адаптации к школе связан с ценностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферами.

В основе программы использованы коррекционные сказки для младших школьников к.пс.н. Марины Панфиловой «Лесная школа». Сказка решает дидактические, коррекционные и терапевтические задачи ненавязчиво, не в форме открытых упреков и нравоучений, т.к. в героях дети сами узнают себя, свои ошибки и знают, что с ними можно справиться, как справился сказочный герой.

Кроме сказок на занятиях используются групповые игры, рисование на заданную тему, беседы. Применение указанных форм ведения занятий в соответствии с ведущей деятельностью детей позволяет сделать уроки увлекательными, вызвать положительные эмоции у первоклассников.

Программа построена таким образом, что первые 6 занятий рассчитаны на любой контингент учеников, решают универсальные проблемы и проводятся последовательно с частотой 1-2 раза в неделю, а серия занятий «Школьные конфликты» проводится выборочно исходя из проблем данного ученического коллектива также 1-2 раза в неделю или в течение года по мере необходимости. Занятия можно проводить как с группой учеников, так и со всем классом. Продолжительность каждого урока 35-40 минут.

Примечание: Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, выбранного для данной группы.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Я в прошлом, в настоящем и в будущем.

  2. Режим дня.

  3. Полезные занятия.

  4. Школьные правила.

  5. Неусидчивость, демонстративность.

  6. Оценка и самооценка.

  7. Обман.

  8. Воровство.

  9. Принятие иного, толерантность.

  10. Конфликтность, споры.

  11. Ябедничество.

  12. Агрессивность.

  13. Обидчивость.

Занятие 1.

Я в прошлом, в настоящем и в будущем

Оборудование: листы с цветными рамками (3 зеркала).

  1. Беседа: — Что вам нравится и не нравится в школе? Почему?

  2. Рисунок «3 зеркала». На листе 3 рамки разного цвета: желтого, зеленого, синего. В зеленом дети рисуют себя нынешнего. Слева, в желтом – себя в прошлом, в синем – в будущем. Обсуждаются отличия (как внешние, так и по содержанию, по умениям и навыкам). — Что нужно для того, чтобы стать такими красивыми, умными, сильными, получить работу? (Учиться).

  3. Чтение и обсуждение сказки «Домашнее задание».

  4. Загадать желание «Чему я научусь». Записать его на обороте листа.

Занятие 2.

Режим дня

Оборудование: чистые листы бумаги для рисования.

  1. Игра по кругу «Мне нравится…». Дети продолжают фразу, называя свои увлечения. Взрослый может участвовать в игре.

  2. Беседа «Фоторепортаж»: — Если бы к вам в гости заглянул фоторепортер, что бы он увидел и сфотографировал? За каким занятием вас можно было застать в каникулы (в выходные)?

  3. Чтение и обсуждение сказки «Режим. Телевизор».

  4. Беседа о режиме и полезных занятиях.

  5. Рисунок «Моё полезное занятие».

  6. Домашнее задание: подумать и составить режим дня в черновом варианте.

Занятие 3.

Полезные занятия

Оборудование: чистые листы бумаги для рисования.

  1. Игра «Разные занятия». Дети хлопают в ладоши, если это интересно и полезно. Например: кататься на велосипеде, кушать фрукты, плавать, кушать лежа, читать книгу, кататься на лыжах, читать в темноте, играть на компьютере, играть на улице, помогать маме, танцевать.

  2. Обсуждение домашнего задания (режима дня).

  3. Чтение и обсуждение сказки «Бабушкин помощник».

  4. Беседа о помощи по дому.

  5. Рисунок «Как я могу помочь в делах по дому». Рисунок дети забирают домой и показывают родителям.

  6. Домашнее задание: окончательный вариант «Режима дня».

Занятие 4.

Школьные правила

Оборудование: чистые листы бумаги.

  1. Беседа о правилах: — Что такое правила? Где мы встречаемся с правилами? Какие правила вам знакомы? Для чего они нужны?

  2. Чтение сказки «Школьные правила» с перерывами для обсуждения.

  3. Сочинение и рисование правил поведения в школе и других местах. Создание своей «копилки правил».

Занятие 5.

Неусидчивость, демонстративность

Оборудование: на занятие нужны бланки по количеству учеников с 2-4 заданиями, требующими усидчивости (например, на внимание, логику, чтение «про себя»).

  1. Игра «Шумный ученик». Детям предлагается поиграть «в школу». На роль учителя выбирается ученик (желательно наиболее шумный), все остальные, в том числе и ведущий – в роли учеников. «Учитель» должен что-нибудь объяснить классу или прочитать из книги. Взрослый в роли шумного ученика мешает вести урок: возится, шумит, отвлекает других учеников вопросами, выкрикивает не по делу, «смешит», привлекая к себе общее внимание.

Обсуждение: (вопросы к «учителю») – Тебе понравилось быть учителем? Что было неприятно? Почему? (вопросы к ученикам) – Вам понравилось, как я себя вела? Почему?

  1. Чтение сказки «Шапка-невидимка». Обсуждение: — Понравилась сказка? Что понравилось?

  2. Игра «Шапка-невидимка». Ученики получают бланки с заданиями (на внимание, логическое упражнение и чтение). Условие одно: учитель «надевает» детям шапку-невидимку (прикосновением к голове), и они самостоятельно и тихо работают в течение 6-8 минут. Каждую минуту учитель ставит в бланке «+» тем детям, которые «невидимы». В конце учитель «снимает» с каждого ребенка шапку-невидимку, подсчитывается количество плюсов, определяется победитель (как правило, это все ученики).

Занятие 6.

Оценка и самооценка

Оборудование: листы с «лесенкой» по количеству учеников.

  1. Задание на самооценку «Лесенка». На бланках дети отмечают, на каком уровне находятся их ум (зеленым цветом), красота (красным), послушание (синим).

Обсуждение: — Одинаково ли оценили? Почему?

  1. Чтение сказки «Школьные оценки» (до момента описания игры).

  2. Игра «Хорошо и плохо». Своей мимикой дети оценивают то, что называет учитель: красиво писать, есть грушу, играть с куклой, рисовать, плавать, бегать, кричать, есть капусту, смотреть ТВ, читать, кататься на велосипеде, ругаться.

Чтение сказки до конца.

  1. Рисование на тему: «Плавание в страну Знания». Дети изображают новые знания.

Серия занятий под общей темой «Школьные конфликты». Количество и содержание последующих занятий определяется кругом актуальных проблем данной выбранной группы (по согласованию с учителем).

Занятие 7.

Обман

Оборудование: листы бумаги для рисования.

  1. Чтение и обсуждение сказки «Задача для лисенка».

  2. Беседа: — Чем отличается ложь от фантазии?

  3. Рисование на тему «Фантастический предмет».

  4. Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры».

  5. Домашнее задание: сочинить историю, придумать игру, чтобы порадовать всех.

Занятие 8.

Воровство

  1. Игра «Моё». Каждый ученик выкладывает из портфеля самую дорогую для него вещицу и рассказывает, почему она ему дорога.

Беседа: — Как вы поступите, если кто-то попросит вас попользоваться (или подарить) эту вещь? Что вы почувствуете, если эта вещь у вас вдруг пропадет? Каким цветом можно нарисовать это настроение?

— Бывало ли у вас такое, что вы брали чужую вещь, потому что очень хотелось её иметь? Что вы чувствовали потом? Каким цветом можно изобразить это чувство?

  1. Чтение сказки «Волшебное яблоко».

Занятие 9.

Принятие иного, толерантность

Оборудование: лист ватмана, карандаши, фломастеры, ножницы, вырезки из цветных газет и журналов, клей.

  1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

Например: кто любит бананы… красиво рисует… умеет танцевать… высокий ростом… любит животных… дружит с мальчиками… дружит с девочками… играет на музыкальном инструменте.

Примечание: если группа очень большая или занятие проходит в учебном кабинете с партами – «хлопните в ладоши», «присядьте» и др. варианты. Обсудить, какие мы все разные. Почему? Хорошо или плохо, что все люди разные?

  1. Чтение и обсуждение сказки «Хвосты».

  2. Коллективная работа «Наш класс» (коллективный портрет в виде рисунка или коллажа).

Занятие 10.

Конфликтность, споры

Оборудование: мягкая игрушка Гном, зеркало, чистые листы бумаги.

  1. Беседа по любому вопросу, предполагающему разные мнения. Например, по режимам дня, составленным детьми.

— Чей режим понравился? Почему? (Дети должны обосновать свою точку зрения. Если возникнет спор, сразу перейти к чтению сказки).

  1. Беседа: — Кто из вас любит спорить? О чем? С кем?

  2. Чтение сказки «Спорщик».

Изобразить обоих гномов перед зеркалом: – На кого приятно смотреть?

Выделить принципы дискуссии: внимательно слушать и не перебивать собеседника, свое мнение высказывать вежливо и обосновывать фактами.

  1. Игра «2 гнома»: один ученик от имени Удивлялки говорит фразу, например, «А знаешь…», «Мне нравится…» и т.п., а второй от имени Отрицалки возражает. Игру лучше начать взрослому. Игра идет по кругу (гнома передают из рук в руки), так что каждый может побывать в двух ролях. Обсуждение: — Приятно быть в роли Удивлялки? А в роли Отрицалки? Почему?

  2. Игра «Дискуссия». Начинает ведущий. Например: «Я люблю есть много сладкого, потому что это приятно», «Я люблю много играть на компьютере, потому что интересно» и т.п. Дети возражают, ведя не спор, а дискуссию по правилам. Затем обязательно кто-то из детей выступает в роли «зачинщика спора».

  3. Рисунок понравившегося гнома. (Если понравился Отрицалка, в беседе выяснить, почему – возможно, из сострадания к гному).

Занятие 11.

Ябедничество

  1. Упражнение в парах «Критика»: дети вспоминают, что неприятного сделал или сказал напарник и критикуют друг друга, причем когда один критикует – другой молча слушает, затем меняются ролями.

Обсуждение: — Что вы почувствовали, когда вас критиковали? Как надо вести себя, если вам что-то не нравится в человеке, в его словах, поступках? Как можно сказать человеку о его недостатках?

  1. Чтение сказки «Ябеда».

  2. Игра «Трон»: ребенок садится на импровизированный трон, все говорят ему похвалу.

Примечание: если группа большая, можно провести игру «Комплимент» (дети по кругу говорят друг другу комплименты) или любая игра на объединение.

Занятие 12.

Агрессивность

Оборудование: «отбивная» подушка или валик, или большая мишень с набором мягких мячиков.

  1. Чтение сказки «Драки».

  2. Упражнение «Сердитая подушка» (с соблюдением инструкции учителя Ежа) или «Попади в мишень» (в импровизированную мишень дети с силой бросают мягкие мячики).

  3. – Не все сразу же лезут в драку, но иногда от перенапряжения или расстройства у нас выскакивают грубые слова.

Игра «Редиска»: дети ругаются друг на друга овощами и фруктами. Учитель может присоединиться, подбадривая несмелых «Ну, а вы что молчите как капусты? Что сидите как репки?» После ругательства дети называют друг друга ласково цветами (розочка, василёчек и др.)

  1. Игра «Ласковый ручей»: между двумя рядами учеников поочередно проходит каждый ученик, все называют его ласковыми словами («умница», «хороший», «добрый» и т.п.).

Занятие 13.

Обидчивость

  1. 13.

Обидчивость

в жизни так, что вас кто-нибудь обижал? Что вы чувствовали при этом? Что вы говорили обидчику? Что делали?

Примечание: обычно дети не помнят, что они кого-то обижали, но когда начинают вспоминать взаимные обиды, можно подвести их к мысли, что мы часто не замечаем или забываем, как обижаем других людей.

  1. Практическая работа: составить список (можно устно) обидных дел и постараться так не поступать. «Золотое правило»: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

  2. Чтение и обсуждение сказки «Обида».

  3. Игра по кругу «Комплимент».

Занятие для 1 класса по адаптации к школе

Занятие №1.

Тема: «Знакомство»

Цель: помочь детям войти в контакт друг с другом и взрослым, установить правила работы в группе.

Задачи: 1) знакомство с правилами поведения на занятиях;

2) создание благоприятной атмосферы на уроке.

Оборудование и материалы: 1) подготовленные листы с заданиями на знакомство; 2) пластилин; 3) тетради для каждого ученика; 4) цветные карандаши;4) картинки с номерами.

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия. Психолог предлагает детям ввести ритуал приветствия: каждое новое занятие начинать с интересного приветствия.

2. Игра «Как вас зовут?». Необходимо выбрать предмет, который участники занятия будут перекидывать друг другу. В нашем случае я выбрала маленькую игрушечную подушку. Участники по очереди перекидывают подушку, называя своё имя отчество и фамилию. Первым представляется психолог. Пример: «Меня зовут…., моё отчество…., моя фамилия…»

3. Игра «Представление». Участникам нужно также перекидывать друг другу предмет, назвать своё имя и что он больше всего любит. Пример: « Меня зовут…, больше всего я люблю….». Начинает психолог.

4. Установление правил поведения на занятиях. А сейчас ребята давайте договоримся, что на каждом уроке мы будем с вами выполнять определенные правила. Каждый из вас в конце занятия будет получать смайлики: веселый- тому кто все делал правильно на занятии, грустный – тому кто нарушал требования.

hello_html_1ed90876.jpghello_html_616cdc52.jpg

Послушайте, пожалуйста, эти правила:

— говорить по одному;
— не перебивать того, кто говорит;
— не применять физическую силу;
— никого не оскорблять, не дразнить;

— если хочешь, что-то сказать, подними руку.

5. Задание «Какой я?» Чтобы наше занятие было интересным и запоминающим, для вас ребята я приготовила задания на листе бумаги. Их мы будем выполнять все вместе. Здесь нужно обвести в кружочки те картинки, которые, по вашему мнению, вам нравятся, например, если вы любите играть, то обведите эту картинку в кружок. Далее, нарисуйте свою любимую игрушку, себя, свою семью, потом мы все будем знакомиться с вашими рисунками. (Психолог помогает каждому выполнять задания).

hello_html_m57c947d.png

hello_html_6da8e4d8.jpg

hello_html_m1877c529.jpg6.Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной).

Наши ручки

Руки кверху поднимаем, 
А потом их отпускаем.
А потом их развернем,
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.

Лепим из пластилина мячик и делаем с ним пальчиковую гимнастику.

Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю  hello_html_22ccd766.jpg

Здравствуй, мой любимый мяч! –
Скажет утром каждый пальчик 

hello_html_3cbb8579.jpg

Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец  hello_html_1fcec2c5.jpg

Поверну, а ты проверь-
Сверху правая теперь! 

hello_html_61cfb793.jpg

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю. 

hello_html_m6113169c.jpg

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол. 

hello_html_m470098bf.jpg

Сверху левой, снизу правой
Я его катаю – браво. 

hello_html_m6fca6370.jpg

7.Упражнение «Закрась фрагменты по номерам». Детям раздаются картинки по номерам и карандаши. Нужно закрасить фрагменты по номерам.

8.Рефлексия.

1. Что вам понравилось на занятии.

2. Что не понравилось.

3. Какие задания вы бы хотели выполнить еще раз.

Раздаются смайлики.

Статья (1 класс) на тему: Адаптационные занятия с первоклассниками.

Адаптационные занятия с первоклассниками.

Групповая работа с детьми в начальной школе

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Наиболее эффективной профилактикой дезадаптации является групповая работа с детьми. Ее может проводить как школьный педагог-психолог, так и классный руководитель. Проводится такая работа в форме групповых адаптационных занятий в начале учебного года во внеурочное время 1–2 раза в неделю.

Такие занятия помогут создать условия для благоприятной адаптации ребенка в школе путем формирования в ученической среде положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, эмоционального комфорта, окажут помощь в установлении межличностных отношений между детьми, основанных на уважении, эмпатии, принятии и доверии друг к другу, будут способствовать улучшению взаимодействия, развитию групповой сплоченности. Детей занятия обучат правилам школьной жизни, а классного руководителя – познакомят с личностными особенностями ребят.

Особенность адаптационных занятий в том, что их всегда проводят с эмоционально положительным настроем. Они должны быть приятны и интересны для ребят. На занятиях широко используются игровые и творческие задания, а также упражнения психологического характера. Большое значение имеет обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов, размещение коллективных и индивидуальных работ в классе с целью выражения личностной значимости каждого ребенка.

Лучше, если на адаптационных занятиях ребята будут сидеть в кругу. Это позволит видеть каждому из них глаза друг друга, а не затылки.

В начале занятий обязательно приветствие. Классный руководитель просит ребят улыбнуться друг другу: соседу справа, соседу слева. Потом ласково поздороваться, пожать руку. Следующим заданием будет просьба назвать друг друга ласково (например: «Здравствуй, Леночка») и ласково ответить («Здравствуй, Боренька»).

Первое занятие

Первое занятие с первоклассниками целесообразно посвятить знакомству ребят друг с другом. После приветствия каждый назовет свое имя. Но таким способом запомнить всех трудно. Поэтому классный руководитель может использовать такой прием: попросить выйти к доске сначала тех ребят, которых зовут Наташа (Лена и т. д. со всеми именами).

Ребята с одинаковыми именами получают цветочки из бумаги одного цвета. Когда все цветы розданы, классный руководитель просит поднять вверх цветы тех ребят, кого зовут Наташа, и т. д. Можно предложить ребятам под музыку покружиться под «Вальс цветов», а в конце занятия – сделать на листе ватмана зеленого цвета полянку. Каждому ребенку по очереди предлагается найти место на полянке и наклеить самостоятельно свой цветок. Классный руководитель обращает внимание ребят на то, какая чудесная поляна получилась, какой большой класс, и каждому ученику в нем есть место. В конце занятия необходимо спросить у учащихся, понравилось ли им занятие, что конкретно понравилось, хотят ли они проводить такие занятия в будущем.

Второе занятие

 Второе занятие можно посвятить обучению ребят говорить друг другу комплименты. После традиционного приветствия классный руководитель просит ребят сказать друг другу комплимент (например: «Леночка, у тебя сегодня красивые бантики»). Как правило, это задание вызывает смех и замешательство. Поэтому говорить комплименты детей надо научить.

Классный руководитель спрашивает ребят о том, кому приятно слышать добрые слова в свой адрес? Утвердительно отвечают, как правило, все. Тогда классный руководитель говорит, что у нее есть кукла Катя, которая любит получать комплименты. Каждому ребенку предлагается сказать кукле комплимент. Учитель от лица куклы комментирует комплименты, хвалит ребят за наиболее удачные. После работы с куклой классный руководитель предлагает поиграть в игру «Комплименты».

Игра «Комплименты»

Игра «Комплименты». Дети сидят в кругу. Начинает говорить комплимент ребенку классный руководитель. Ребенок, получивший комплимент, говорит комплимент своему соседу и т. д. по цепочке. Последний в кругу ребенок говорит комплимент классному руководителю. В конце игры – обсуждение результатов. Каждый ребенок говорит о том, что он чувствовал, когда слышал комплимент в свой адрес и когда говорил комплимент соседу. Понравилось ли ему слушать и говорить комплименты.

Классный руководитель замечает, что после комплиментов в классе стало ярче, а чтобы стало совсем светло, предлагает нарисовать каждому ребенку солнышко. Нарисованные солнышки по желанию ребят размещаются в классе, чтобы согревать и напоминать о комплиментах.

Третье занятие

Третье занятие можно посвятить формированию наблюдательности и эмпатии по отношению друг к другу. После традиционного приветствия классный руководитель предлагает ребятам сесть в круг и поиграть в игру «Чем мы похожи».

Игра «Чем мы похожи»

Игра «Чем мы похожи». Начинает игру классный руководитель: приглашает в круг одного из ребят по сходству с собой. Например: «Катя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас туфли одинакового цвета». Катя выходит в круг и приглашает выйти кого-либо из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Игра может повторяться несколько раз. После игры классный руководитель говорит о том, что все люди разные, но у всех людей есть что-то одинаковое (перечисляет, какие одинаковые черты внешнего вида, элементы одежды были названы). В конце занятия каждому ребенку предлагается нарисовать свой автопортрет и разместить автопортреты на заранее приготовленном стенде. Итог занятия – мы все разные, но у нас есть что-то общее и нам хорошо вместе.

Четвертое занятие

Четвертое занятие можно посвятить повышению самооценки. После традиционного приветствия проводится игра «Аплодисменты».

 Игра «Аплодисменты»

Игра «Аплодисменты». Ребята сидят в кругу. Классный руководитель просит встать тех, кто обладает определенным умением или качеством (например, встаньте те, кто умеет рисовать, читать, считать, плавать, любит смотреть детские фильмы и т. д.). Остальные участники аплодируют тем, кто встал. После игры «Аплодисменты» классный руководитель предлагает каждому из ребят немного рассказать о себе, о том, чем он занимается в свободное время, что он хорошо умеет делать, за что его хвалят взрослые. Каждому выступившему ребята аплодируют. Этот рассказ можно проводить не от лица ребенка, а от лица любой его вещи.

Игра «Что моя вещь знает обо мне»

 Игра «Что моя вещь знает обо мне». Один из детей, по примеру классного руководителя, берет любой свой предмет (ручку, пенал, тетрадь, кофту и пр.) и от лица этого предмета начинает говорить о себе. Например: «Я Сережина ручка. Он берет меня в руки, когда что-то пишет. Он очень старается писать красиво» и т. д. В конце занятия классный руководитель подводит итог о том, какие способные дети учатся в классе.

Пятое занятие

Пятое занятие можно посвятить продолжению знакомства первоклассников друг с другом. После традиционного приветствия учитель предлагает ребятам вспомнить о любимых играх. После обсуждения классный руководитель предлагает ребятам нарисовать любимую игру или игрушку. Можно нарисовать процесс игры. В конце рисования классный руководитель отмечает, как много хороших рисунков получилось. Просит каждого из ребят рассказать о своем рисунке (своей игре, игрушке). После каждого рассказа классный руководитель спрашивает, кто еще из класса нарисовал рисунок об этой игре (игрушке). По итогам обсуждения обобщает интересы детей, делает вывод о том, как много интересных игр и игрушек у ребят, как много общего в интересах и как хорошо играть всем вместе.

Итоговое занятие направлено на формирование навыков взаимодействия, развитие творческих способностей первоклассников. В качестве разминки проводится игра «Улыбка» с игрушкой, например, собачкой.

Игра «Улыбка»

 Классный руководитель передает собачку ребенку и улыбается, ребенок передает собачку своему соседу и улыбается и т. д., пока собачка не вернется к классному руководителю. Затем учитель переходит к основной части занятия.

Игра «Заколдованное дерево»

Классный руководитель (обращается к детям, которые сидят в кругу): Хотите совершить путешествие в волшебную страну? Тогда встаем в круг. Это машина времени. Для того чтобы попасть в волшебную страну, делаем по кругу 3 шага вправо. Вот мы и в волшебной стране. В этой стране росло прекрасное дерево. Оно было деревом желаний. (На мольберте прикреплен лист ватмана, на котором нарисовано дерево без листьев.)

Дерево исполняло только добрые желания. Однажды в эту страну попал злой волшебник. Он загадал злое желание, и дерево его не исполнило. Тогда волшебник рассердился и заколдовал дерево желаний. Попробуем его расколдовать? А поможет нам в этом само дерево. Оно нас о чем-то просит, и эти просьбы написаны на листьях. (Листья заготовлены классным руководителем заранее, на каждом листе написано задание, которое ребята должны выполнить.) Давайте их прочитаем. (Классный руководитель читает задания.)

Задание 1. У злого волшебника всегда плохое настроение, лицо у него всегда злое, недовольное. Если взглянуть на лицо этого волшебника, то сразу никому не хочется с ним дружить. Почему? Дерево просит, чтобы вы нарисовали для волшебника лица таких ребят, с которыми вам самим хотелось бы дружить. Может быть, волшебник взглянет на эти рисунки, станет добрее, изменит свое выражение лица, захочет иметь друзей, и с ним все захотят дружить? (Ребята начинают рисовать. Готовые рисунки классный руководитель помогает ребятам наклеить рядом с деревом.) Как вы думаете, что почувствует волшебник, увидев ваши рисунки?

Задание 2. У злого волшебника нет и никогда не было друзей. Почему? Волшебник не знает, каким должен быть настоящий друг. Дерево просит, чтобы вы написали письмо волшебнику и рассказали, каким должен быть настоящий друг. Давайте подумаем, как можно продолжить следующие незаконченные предложения:

Настоящим другом можно назвать человека, который …

Вместе с другом мне хотелось бы …

Дружбе мешает …

Я ценю в друге …

Мне нравится, когда друг …

Дружбе помогает … (После обсуждения классный руководитель задает ребятам вопросы.)

У вас есть настоящие друзья?

А каждый из вас может быть настоящим другом?

Задание 3. Злому волшебнику никто никогда не говорил добрых слов. Почему? А вы друг другу когда-нибудь говорите добрые слова? Давайте поиграем в игру “Комплименты” (с клубком). (Ребята и классный руководитель сидят в кругу. Начинает игру классный руководитель. Он дает клубок ребенку, сидящему рядом, и говорит комплимент. Ребенок, получивший клубок, говорит комплимент соседу и передает клубок и т. д., пока клубок не вернется к классному руководителю.)

Задание 4. Вы помните, что в стране Радости, Солнца, Счастья и Доброты растет не простое дерево, а дерево желаний. Чего не хватает на дереве? Листьев. Дерево просит, чтобы вы пожелали чего-то доброго для своих друзей. И с каждым пожеланием на дереве будет вырастать новый листочек. Нарисуйте листочек, загадайте желание и приклейте к дереву.

В заключительной части занятия классный руководитель говорит ребятам, что путешествие закончилось, предлагает встать в круг, образовать машину времени, сделать 3 шага влево и оказаться в классе.

Игры для развития коммуникабельности, на сплочение коллектива.

1.«СЕКРЕТ»

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать свой «секрет».

Рекомендации: ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

2. «ПИСЬМО НА РУКЕ»

Каждый выбирает себе партнера и становится напротив него. Тот, кто выше, должен закрыть глаза. Если дети одинакового роста, пусть закроет глаза тот, кто раньше родился. Он протягивает вперед свою руку ладонью вверх. Его «зрячий» партнер должен будет сейчас писать на ладони отдельные печатные буквы. «Слепой» игрок должен попытаться расшифровать эти буквы и сказать партнеру, что он прочитал. Прежде чем второй партнер напишет новую букву, он должен «стереть» с руки старую. Задачу можно усложнить, записывая на руке целое слово или целое предложение. Не забывайте прежде, чем написать новое слово, стереть старое.

3. «НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»

Игра проводится в кругу. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, помните, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

4. «СТРОИМ ЦИФРЫ, БУКВЫ»

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т.д.), букву», — дети выполняют задание.

Замечание: если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

Варианты игры: Необходимо изобразить, используя всех участников команды: оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон.

5. «ТРОПИНКА»

Эту игру можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Все участники встают и становятся в затылок за ведущим. Участники идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. Ведущий может меняться (он может стать в конец змейки), тогда у каждого появляется возможность побывать в этой роли. Кто был самым оригинальным ведущим?

Интересен вариант игры, когда все участники с закрытыми глазами цепочкой (держась за руки) следуют за ведущим. Препятствия в этом случае должны быть настоящими — поваленные деревья, ямы, деревья и т.д. Перед играющими ставится задача — не разорвать цепочку, не потерять соседа. В ходе игры у участников вырабатывается доверие друг к другу, появляется желание помочь идущему за тобой товарищу.

План-конспект занятия (1 класс) на тему: Адаптационные занятия с первоклассниками

Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Новокашировская санаторная школа-интернат»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения

«___»______________2016 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________________ Э.Ф.Аминова

«___»______________2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБООУ «Новокашировская санаторная школа-интернат»

______________М.И.Шавалиева

«___»____________2016 г.

ПРОГРАММА

«Здравствуй, школа!»

(Адаптационные занятия с первоклассниками Н. В. Пилипко)

10 часов

Составила

педагог-психолог

Зайнуллина Г.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

        Проблема адаптации первоклассников в школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.

        Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

        Нам представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать первоклассникам осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. При этом имеет смысл предоставить первоклассникам необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер. С этой целью были разработаны 10 занятий с первоклассниками, которые может проводить учитель начальных классов.

Задачи адаптационных занятий

  1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
  2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
  3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
  4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
  5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
  6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
  7. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
  8. Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.

Рекомендации по проведению занятий

  1. Занятия проводятся в начале учебного года.
  2. Занятия проводятся с периодичностью один или два раза в неделю.
  3. Номера занятий отражают последовательность их проведения.
  4. Завершающее занятие (Занятия 9 и 10) имеет смысл проводить как сдвоенный урок, так как оно является итоговым и носит для детей праздничный характер.
  5. Занятия могут проводиться как одновременно со всем классом, так и с группой в 10 – 12 человек.
  6. Хорошо, если в дальнейшей работе с первоклассниками, на других предметах, учитель сочтет возможным использовать наработанный в ходе адаптационных занятий опыт.

Формы работы

        На занятиях используются различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

№ темы

Название темы

Содержание темы

Кол-во часов

1

Знакомство.[1]

 Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом. Формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе – классу. Освоение пространства класса.

1

2 – 3

Правила школьной жизни.

Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни и продолжение знакомства друг с другом. Создание доброжелательной атмосферы в классе. Практическое освоение правил.

2

4.

Школьник и дошкольник.

Различия между школьниками и дошкольниками. Осознание детьми своего нового статуса школьника.

1

5.

Для чего ходят в школу.

Осознание детьми своего нового статуса школьника. Формирование реалистических представлений о правах и обязанностях школьника. Формирование учебной мотивации. Навыки учебного сотрудничества.

1

6.

Школьная оценка.

Формирование реалистичного восприятия первоклассниками школьной оценки, желания учиться, преодолевать неудачи.

1

7 – 8

Учимся работать дружно.

Закрепление навыков учебного сотрудничества. Создание предпосылок для групповой сплоченности.

2

9 – 10

Первоклассное путешествие.

Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению. Подстройка к будущему.

2

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ред. Пилипко Н.В. «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками», Москва, УЦ «Перспектива», 2008 г.
  2. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Программа по психологии общения для учащихся начальной школы. М., УЦ «Перспектива», 2000 г.

[1]         Материалы для занятий можно разработать самостоятельно или взять из учебно-методического пособия для учителей начальных классов «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками» под редакцией Пилипко Н.В., Москва, УЦ «Перспектива», 2008 г.