Анна каренина бал: Вы точно человек? – Анна Каренина (Толстой)/Часть i/Глава xxii — Викитека

Анна Каренина

Пролог
Вронский – на станции, где произошло несчастье. Глядя на мертвую Анну, он понимает, что теперь его жизнь потеряла смысл.

I действие
Анна Каренина приезжает в Москву навестить семью своего брата Стивы. В поезде она знакомится с графиней Вронской, матерью Алексея.
Анна и Вронский представлены друг другу.
Волею судьбы они становятся свидетелями несчастного случая: поезд наезжает на человека.
В доме князей Щербацких Левин делает предложение Кити, но она отказывает ему, потому что влюблена во Вронского.
На балу Анна весь вечер танцует с Вронским, он не скрывает своего восхищения молодой женщиной. Кити в отчаянии: она ждала от Вронского предложения руки и сердца.
Анна возвращается в Петербург. Ее волнуют мысли о Вронском и она уезжает скорее, чем хотела, только для того, чтобы больше не встречаться с ним.
Однако Вронский садится на тот же поезд. На станции Бологое Алексей признается Анне в любви.
На вокзале в Петербурге Анну встречает ее муж – Алексей Каренин. Встреча с нежно любимым сыном возвращает Анну в привычную жизненную колею.
В салоне княгини Бетси Тверской Анна вновь встречает Вронского. Его ухаживания становятся все более настойчивыми. Анна принимает их.
Каренин озадачен поведением Анны и просит ее не совершать необдуманных поступков, не нарушать известные законы приличия, которые нельзя преступать безнаказанно, но Анна делает вид, что не понимает предостережений мужа.
Оставшись один, Вронский не перестает думать об Анне. Во сне он видит раздавленного на вокзале мужчину, затем череда видений с участием Анны сменяют друг друга.
Анна приходит к Вронскому…

II действие
Все петербургское общество собралось на ипподроме в Красном Селе. На скачках Анна не сводит глаз с Вронского. Внезапно лошадь Вронского падает.
Анна не может сдержать чувств. Она признается Каренину в своей любви к Вронскому. Каренин требует, чтобы Анна покинула скачки вместе с ним.
Каренин боится толков и осуждения общества и требует соблюдения внешних условий приличия.
Анна тяжело больна. На грани жизни и смерти она просит прощения у мужа, и он обещает забыть ее измену. Но, оправившись от болезни, Анна узнает от Бетси Тверской, что Вронский пытался покончить с собой. Она оставляет мужа и сына и вместе с Вронским уезжает в Италию.
Тоска по сыну заставляет Анну вернуться в Россию. Она тайно приезжает в дом Каренина, чтобы увидеться с Сережей, но муж выгоняет ее.
Страдание Анны от разлуки с сыном, унижение, которое Анна испытала во время посещения оперы, разбивают ей сердце. Тот круг, в котором остался Вронский, для нее закрыт. Мучаясь от одиночества и ревности, Анна не видит другого выхода, как покончить с собой. Она бросается под поезд.

Щедрин. Балет «Анна Каренина» (Anna Karenina)

Anna Karenina

Композитор

Дата премьеры

10.06.1972

Жанр

Страна

СССР

Балет (лирические сцены) на музыку Родиона Щедрина в трех действиях. Либретто Б. Львова-Анохина по мотивам одноименного романа Л. Н. Толстого.

Балетмейстер М. Плисецкая (совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым), художник В. Левенталь, дирижер Ю. Симонов.

Премьера: Москва, Большой театр СССР, 10 июня 1972 г.

Действующие лица

Анна. Вронский. Алексей Александрович Каренин. Станционный мужик. Кити. Бетси. Тверской. Сережа. Тушкевич. Корсунский. Махотин. Княжна Сорокина. Кавалеры на балу. Офицеры на скачках.

Действие первое

Родион Щедрин. Балет «Анна Каренина». Постер Рафала Ольбиньского

Вокзал Петербургской железной дороги. На перроне — Вронский, встречающий свою мать. Из поезда выходит Анна. «Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие… серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице… Вдруг несколько человек с испуганными лицами пробежали мимо» — станционный мужик несет тело раздавленного поездом человека.

Бал. Среди танцующих — Вронский и Кити. «Весь бал… был для Кити волшебным сновидением радостных цветов, звуков и движений». Входит Анна. Вронский взволнован ее появлением. Кити «…видела, что они чувствовали себя наедине в этой полной зале… Весь бал, весь свет, все закрылось туманом в душе Кити… Она чувствовала себя убитою».

Метель. Анна погружена в свои мысли. «Метель и ветер рванулись ей навстречу… Ветер как будто только ждал ее… хотел подхватить и унести…» За снежной пеленой появляется чья-то фигура. «Она оглянулась и в ту же минуту узнала… Вронского». В его пылком объяснении — «выражение почтительного восхищения», страстная мольба, неотступное, упорное преследование. «Весь ужас метели показался ей еще более прекрасен теперь». Анна «…испугана и счастлива…» К ней подходит Каренин. Вронский и Каренин учтиво и холодно раскланиваются. Каренин предлагает руку Анне и уводит ее.

Салон Бетси. Княгиня Бетси Тверская и ее муж принимают гостей. Здесь же Тушкевич. Свет сквозь пальцы смотрит на связь Бетси с Тушкевичем, ибо она прикрыта благопристойной ложью. Входит Анна с Карениным. Улучив удобное мгновение, Вронский останавливает Анну: «Вы и я для меня одно. И я не вижу впереди возможности спокойствия ни для себя, ни для вас. Я вижу возможность отчаяния, несчастия… или я вижу возможность счастья, какого счастья!..» Общество обращает на них внимание. «Это становится неприлично…» Каренин предлагает Анне уйти. Она отказывается. «Алексей Александрович раскланялся и вышел». Вронский снова подходит к Анне. Снова на них устремлены неприязненные лорнеты.

Кабинет Каренина. Каренин ждет жену. Входит Анна, «…опустив голову и играя кистями башлыка». «…Я должен предостеречь тебя…— останавливает ее Каренин.— Твой слишком оживленный разговор сегодня с графом Вронским… обратил на себя внимание». Анна остается одна. «Поздно, поздно, уж поздно…»

Сон Вронского. Вронским владеет только одна мысль — об Анне. «…Все счастье жизни, единственный смысл жизни он находит теперь в том, чтобы видеть и слышать ее… Он не переставая перебирал все положения, в которых ее видел…» В его воображении мелькают картины всех их встреч. Как страшное наваждение возникает фигура станционного мужика, испугавшего Анну во время их первой встречи. Очнувшись, Вронский видит пришедшую к нему Анну.

Анна и Вронский. «То, что почти целый год для Вронского составляло исключительно одно желанье его жизни… то, что для Анны было невозможною, ужасною и тем более обворожительною мечтою счастья,— это желание было удовлетворено». Страстное чувство Анны отравлено отчаянием, смятением и стыдом.

Действие второе

Скачки. В беседках и ложах «…весь двор, и толпы народа… Море кисеи, тюля, лент, волос и зонтиков». Среди офицеров — участников скачек — Вронский. «Все глаза, все бинокли… обращены на пеструю кучку всадников…» Внезапное падение Вронского вызывает ужас и смятение Анны. «Она стала биться, как пойманная птица… Алексей Александрович подошел к Анне и учтиво подал ей руку». Она больше не может, не хочет ничего скрывать: «Я люблю его, я его любовница, я не могу переносить, я боюсь, я ненавижу вас… Делайте со мной что хотите».

Кабинет Каренина. «Алексей Александрович долго и со всех сторон обдумывал… вопрос о дуэли… Живо представив себе ночь, которую он проведет после вызова, и пистолет, на него направленный, он содрогнулся и понял, что никогда он этого не сделает…» Когда Анна «…думала о том, что сделает ее муж, ей приходили самые страшные мысли». Решение Каренина было: «…наша жизнь должна идти, как она шла прежде… Мне нужно… чтобы ни свет, ни прислуга не могли обвинить вас…». Анна «…почувствовала, что ей холодно и что над ней обрушилось такое страшное несчастье, какого она не ожидала… это… представлялось ей ужаснее всего». Анна и Вронский должны «…скрывать свою любовь, лгать и обманывать; и лгать, обманывать, хитрить и постоянно думать о других тогда, когда страсть, связывавшая их, была так сильна, что они оба забывали обо всем другом, кроме своей любви».

Сон Анны. «Одно сновиденье почти каждую ночь посещало ее. Ей снилось, что оба вместе были ее мужья, что оба расточали ей свои ласки… Это сновидение, как кошмар, давило ее, и она просыпалась с ужасом», чтобы в следующем сне увидеть в лихорадочных видениях зловещего мужика, который все чаще снился ей. «Я погибла, погибла!.. Я — как натянутая струна, которая должна лопнуть… Я чувствую, что лечу головой вниз в какую-то пропасть…»

Комната Анны. Забыв все предосторожности, Вронский приходит в дом Каренина. «…Никого и ничего не видя… быстрым шагом, едва удерживаясь от бега, вошел в ее комнату. И не думая и не замечая того, что в комнате есть ли кто или нет, он обнял ее и стал покрывать поцелуями ее лицо, руки и шею». Вронским и Анной овладевает одна «…мысль о том, что необходимо прекратить эту ложь, и чем скорее, тем лучше. Бросить все… и скрыться куда-нибудь одним со своею любовью…» Каренин «…остался один с сыном… а Анна с Вронским уехали за границу, не получив развода…»

Действие третье

Италия. «Вронский с Анною… приехали в небольшой итальянский город, где хотели поселиться на некоторое время… Анна в этот первый период своего освобождения… чувствовала себя непростительно счастливою и полною радости жизни… Воспоминание обо всем, что случилось с нею… казалось ей горячечным сном, от которого она проснулась одна с Вронским за границей». Но постепенно все мучительнее начинает она тосковать о сыне.

Дворцовый церемониал. При дворе вручают орден Каренину. Торжественный дворцовый ритуал.

Свидание Анны с сыном. Анна тайно приходит в дом Каренина, чтобы увидеть сына. Ее свидание с Сережей полно нежности и безысходного горя. Но входит Каренин. Анна должна уйти. Она понимает, что навсегда потеряла сына. Отчаяние, невыносимая боль толкают Анну на безумный поступок — она едет в театр, в итальянскую оперу, где будет все высшее общество, хотя знает, что это «…значило… бросить вызов свету, то есть навсегда отречься от него…»

Театр. В ложах весь «цвет» петербургского общества. На сцене исполняется дуэт примадонны и тенора. Появляется Анна. Все бинокли и лорнеты направлены на нее. «…Она испытывала чувства человека, выставляемого у позорного столба».

Отчаяние Анны. Свет, открытый для Вронского, «…был закрыт для Анны». Ее мучит разлука с сыном, презрение общества, боязнь потерять любовь Вронского. Ей кажется, что он начинает охладевать к ней. «Мы именно шли навстречу до связи, а потом неудержимо расходимся в разные стороны… Она ревновала его не к какой-нибудь женщине, а к уменьшению его любви… то она ревновала его к светским женщинам, с которыми он мог встретиться; то она ревновала его к воображаемой девушке, на которой он хотел, разорвав с ней связь, жениться. И эта последняя ревность более всего мучила ее, в особенности потому, что он сам… сказал ей, что его мать… позволила себе уговаривать его жениться на княжне Сорокиной». Перед внутренним взором Анны возникает и «сцена у позорного столба» в театре, и Каренин с Сережей, и наконец, как мысль о возможности самого большого несчастья,— воображаемое венчание Вронского с той самой «воображаемой девушкой». «Я не могу придумать положения, в котором жизнь не была бы мученьем…». «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..» «Зачем я не умерла?..» И она вдруг поняла то, что было в ее душе. Да, это была та мысль, которая одна разрешала все. «Да, умереть!..»

Смерть Анны. «И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что ей надо делать».

«И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она… упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена… И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла».


Советский балет гордился хореографическим прочтением произведений отечественной классической литературы от Пушкина и Гоголя до Достоевского и Куприна. «Анна Каренина» Родиона Щедрина стала первым балетом в освоении прозы Льва Толстого. Композитор пояснял свой подход к великому роману: «Выбирая путь для музыкального решения, я склонился к мысли обратиться к партитурам композитора, чье творчество было ближе всего Толстому, который был вровень с ним по таланту и значению для истории нашей отечественной культуры. Я имею в виду П. И. Чайковского… Я пришел к решению использовать в музыке некоторые тематические и формообразующие элементы инструментальных сочинений Чайковского, совпадающие по времени написания с годами замысла и работы Толстого над романом „Анна Каренина». Не могло не быть общности восприятия, оценки, совестливого отношения к жизни, общности „сочувствия» у двух великих русских художников — при всем различии их темпераментов и вкусов!».

Критика высоко оценила музыкальную основу балета. Тихон Хренников писал в газете «Правда»: «Во всем сочинении мы слышим своеобразный композиторский почерк автора — остро современный, экспрессивный, полный смелых звуковых и динамических контрастов. Особенно большое впечатление производит любовный дуэт Анны и Вронского из первого акта, сцена награждения Каренина и, конечно, потрясающий финал, где постепенное нарастание на одном звуке символизирует неотступную решительность Анны, приводящую к роковой развязке. Впрочем, и вся партитура дает немало примеров высокого мастерства и оригинального мышления, увлекает драматургической цельностью».

Балет сочинялся Щедриным для Майи Плисецкой, ставился с ее участием, и она же с присущей ей энергией и талантом исполнила заглавную роль. На премьере ее партнерами были Марис Лиепа (Вронский), Николай Фадеечев (Каренин), Юрий Владимиров (Станционный мужик). Балерина проницательно отмечала: «История музыки уже насчитывает восемь опер на сюжет „Анны Карениной». Никого не удивляет, что мысль заставить Анну петь, действовать на подмостках драматических театров, воплотиться на экране была неоднократно осуществлена. Убеждена, что и в жанре балета хореографы еще много раз будут обращаться и к этому и к другим толстовским шедеврам».

Спектакль долго сохранялся в репертуаре Большого театра, выдержал более 100 представлений и был экранизирован на телевидении (1975). Московская постановка была перенесена в Новосибирск (1973), Ташкент (1974), Вильнюс (1975). «Анну Каренину» Щедрина ставили и другие хореографы: Э. Суве (Таллин, 1972), Д. Парлич (1972, Белград). Балетмейстер Алексей Ратманский уже в нашем веке осуществил свои спектакли в Копенгагене и Вильнюсе.

Но были и принципиально другие хореографические прочтения толстовского романа. И их музыкальной основой стала музыка Чайковского.

А. Деген, И. Ступников


Смелый до дерзости замысел – воплотить средствами хореографии роман Толстого – едва ли можно оценивать лишь на основе тщательно продуманного и разработанного сценария к спектаклю. «Анна Каренина» Щедрина – это скорее музыкальная концепция, созданная по мотивам великого романа. То, что услышал композитор в тексте книги и сумел передать средствами музыкальной пластики – это целиком балет «от Анны». Щедрин смотрит на мир глазами героини, воспринимает и переживает все события будто от первого лица. Музыкально-пластическая линия Анны – ведущая в балете, всё остальное лишь фон, на котором разворачивается действие спектакля. Композитор сумел устоять перед опасностью чрезмерного упрощения образа главной героини, создав сложнейший характер, почти не уступающий оригиналу.

Балет «Анна Каренина» был создан Щедриным в 1971 году. Премьера состоялась в Большом театре. Первой исполнительницей главной роли стала Майя Плисецкая. Несколько позже, в 1979 году, композитор переработал музыку балета в симфоническую поэму для концертного исполнения, получившую название «Романтическая музыка». В этом сочинении, разделённом на части подобно главам книги, средствами музыки обрисована судьба Анны – с самого начала и до трагического конца.

П. Великанов

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

реклама

вам может быть интересно

Публикации

В Большом театре на премьере балета «Анна Каренина» блудницу «осудили»

Сегодня вечером в Большом театре состоялся первый показ – для своих — премьеры балета, которого так долго ждали — «Анна Каренина» в постановке Ольги Костель, белорусского хореографа с немецким образованием.


Выпускница Белорусского хореографического колледжа училась танцу в Дрездене и Берлине. «Каренина» в родных стенах для нее чрезвычайно ответственная и вторая работа в «полном метре» — три года назад был спектакль «Любовь и смерть» по мотивам древнетюркского эпоса. Также она ставила в Большом одноактный абстрактный балет «Метаморфозы», но чтобы замахнуться на Льва Толстого и пересочинить его в танце под музыку Петра Чайковского — на это нужна определенная смелость. Вдобавок театр в последнее время пережил несколько важных перестановок — в кресло худрука вернулся великий и прекрасный Валентин Елизарьев. А на прошлой неделе здесь появился и новый директор — Александр Петрович, оба принимали сегодня в расширенном составе коллег новый спектакль Костель. Наверняка Ольга пережила за два часа сценического действия и последующего получасового заседания худсовета немало волнующих минут.


Впрочем, переживать не было оснований. Спектакль получился прекрасным, как добротное кинематографическое полотно с узнаваемым сюжетом и любопытными акцентами. Костель не стала дерзить и переносить Каренину в наше время, эпоха вполне соответствует и Льву Толстому, и Петру Чайковскому, которые, как известно, восхищались друг другом на расстоянии. Все сцены в новом спектакле – словно восставшие буквы бессмертного романа: вот домовитая Долли Облонская (Анна Фокина) в окружении детей и несносного Стивы (Антон Кравченко), а вот наивная Кити Щербакова (Виктория Тренкина) и кружащий вокруг нее, как на коньках, Левин (Константин Героник). Она любит Вронского (Игорь Оношко), а тот заглядывается на замужнюю Каренину (Ирина Еромкина).

Из трех граций любой мужчина выбрал бы Каренину в исполнении Еромкиной: тончайшая, легкая, опытная, с легкой придурью: то как зверь завоет, то как дитя заплачет. Балетным шагом петуха сцену бала разрезает Алексей Каренин (Игорь Артамонов) – он важный и холодный, и объятия его душные.  Могла ли бедная женщина не увлечься юным и пылким Вронским, с его эротическим захватом и новыми поддержками? Нет, у Анны не было никаких шансов. И Вронский страстно влюблен в Каренину. Есть байка, что Толстого эта женщина поманила за письменный стол пухлой ручкой, в нашем балете Анна увлекла адъютанта стройной ножкой, на котором впоследствии она будет качать брошенного сына Сережу – тема выбора между сыном и любовником здесь явно рассматривается под увеличительным стеклом. Как и конфликт города и деревни: все зло от мегаполиса, словно бы показывает нам экологически-чистый дуэт Кити и Левина на фоне соломенных снопов, которые, как известно, обожал Лев Николаевич, но это все после антракта…



Если в первом действии много страсти, то во втором — больше собственно танца, чего ждешь от балета в первую очередь. Хореография драматичного дуэта Анны и Вронского, когда она любит, виснет на шее любовника, а он уже тяготится отношениями, сахар превратился в соль, эротические поддержки сменились спортивными, под грузом которых «принц» Игорь Оношко словно бы опрокинутая лошадь Фру-Фру, падает замертво – это душещипательно, у зрительниц в зале текут в этот момент слезы по щекам. Есть очень выразительный жест, Вронский водружает на себя Анну, словно крест, но оценив всю его тяжесть, сбрасывает с себя Ирину Еромкину и чуть ли не петушиным важным шагом Каренина устремляется на бал. Но без Анны – общество мамашу-кукушку жестоко порицает. А куда же деваться бедной влюбленной женщине?

«Под поезд!» — крикните вы, и ошибетесь. Хореограф Ольга Костель решает самую знаменитую сцену нетривиально – в решающую ночь Анну перемелет отнюдь не железнодорожный состав, а… Впрочем, обойдемся без спойлеров.

Зрители увидят премьеру балета «Анна Каренина» в Большом театре 14 и 15 ноября. Ко всем хореографическим достоинствам отметим сценографию Александра Костюченко, ушедшего от нас не так давно. Прощальный «рисунок» мастера отпечатывается прямо на сердце…

«Мне все-все очень понравилось», — говорил после просмотра в гардеробе сыночек своей маме. «А кто больше всех?» — спрашивала у него мама. – «Анна Каренина».

Таковы мужчины!..





Большой театр Беларуси — Анна Каренина

Либретто Ольги Костель по одноименному роману Льва Толстого
Хореограф, балетмейстер-постановщик – лауреат международных конкурсов Ольга Костель
Дирижер-постановщик –  обладатель медали Франциска Скорины  Андрей Галанов
Художник-постановщик (сценография) – обладатель медали Франциска Скорины, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Костюченко
Художник-постановщик (костюмы) – Нина Гурло
Художник по свету – Ирина Вторникова
Ассистенты балетмейстера-постановщика – заслуженная артистка Республики Беларусь Юлия Дятко, обладатель медали Франциска Скорины Анна Фокина, народный артист Беларуси Константин Кузнецов
Дирижер – Олег Лесун
Продолжительность – 2 часа 5 минут с одним антрактом
Премьера – 14 ноября 2019 года

Анна Каренина – Ирина Еромкина, Людмила Уланцева
Вронский – Игорь Оношко, Эвен Капитен
Каренин – Игорь Артамонов, Константин Кузнецов
Левин – Константин Героник, Иван Савенков
Кити – Виктория Тренкина, Первана Мырадова
Долли – Екатерина Зиновьева-Провалинская
Бетси – Ольга Гайко, Анна Фокина
Стива – Константин Кузнецов, Антон Кравченко

АКТ ПЕРВЫЙ

Картина первая

ВСЕОБЩЕЕ СМЯТЕНИЕ

 

 

Годами выстраиваются взаимосвязи между членами семьи, но разрушится все может в один момент. Одно неосторожное движение становится причиной боли и источником хаоса. Интрижка Стивы Облонского с гувернанткой в его собственных глазах придает ему лоску и привлекательности, и для него почти неожиданна сила, с которой Долли лишает его уюта и спокойствия. Нужно спасать ситуацию.

 

В мире неизменно соседствуют счастье и несчастье. В то время, когда Долли Облонская переживает крушение своего дома, ее сестра Кити завороженно наблюдает, как в ее жизни возводится воздушный замок, обещающий сказочное будущее. Блестящий офицер Алексей Вронский, кажется, влюблен в нее и вот-вот сделает предложение. Мечты и восторженная влюбленность во Вронского настолько заполняют Кити, что она не видит ничего вокруг, и уж тем более стремящегося к ней Константина Левина. Его она не только не видит, но и не хочет видеть. Левина ее невнимание отбрасывает  к движению людей страдающих, сорвавшихся со своих привычных мест, он становится частью силы, где каждый стремится найти равновесие.

 

Вокзал – место, где встречаются и расходятся люди и судьбы. Будет ли столкновение людей и судеб мимолетным или же изменит траектории жизней навечно? Неизвестно, но предчувствие наверняка подскажет, какая встреча будет роковой. Анна Каренина приезжает помочь брату Стиве в семейных делах. Алексей Вронский встречает мать. Однако все отходит на второй план, когда Анна и Алексей видят друг друга. Каждый шаг, каждое движение имеет только одну цель: его должен увидеть тот человек, который отныне станет единственным.

 

Единственность одного героя для другого проясняется во время бала.

 

Анна и Вронский не замечают никого, кроме друг друга. Кити видит, как рушатся ее замки, и на их месте возникают стыд и боль.

 

Можно уйти с бала, как и поступает Анна, но невозможно шагнуть за порог собственной страсти. Можно было бы попытаться, если бы Вронский не отличался таким упорством, не следовал за Анной по пятам.

 

 

Картина вторая

ПРИТЯЖЕНИЕ И ОТТАЛКИВАНИЕ

 

 

Мир Анны все более теряет прежние очертания: она иными мыслями занята, и даже уши у мужа стали совсем другими, неприятными.

 

Шаг за шагом наяву происходит давно произошедшее в мыслях и потому неизбежное.

 

Взволнованная встречей с Вронским, Анна никак не может найти утраченное равновесие. Мужу, Алексею Каренину, не хватает сил уравновесить ее проснувшуюся чувственность.

 

Встреча с сыном Сережей возвращает Анну на землю и затмевает Вронского на какое-то время, но как только она остается одна, мысли о Вронском возвращаются. Его присутствие настолько выразительно, что мужа Анна уже просто не замечает. А заметив, отстраняется, теряя почву под ногами.

 

 

Картина третья

СКАЧКИ ЖЕЛАНИЙ

 

 

Светский салон, мужской клуб, благотворительный совет, круг чиновников, гостиные, приемы: в погоне за своими желаниями люди сходятся и расходятся. Общество бурлит, окружая вниманием того, кто сумел этим вниманием завладеть.

 

Анна и Вронский – люди светские, они не могут оторваться от привычных для них кругов, поддаются всеобщим стремлениям, но не теряют из вида и друг друга. Погоня за удовольствием и признанием превращается в настоящие скачки. Вронский отчаивается догнать Анну и прекращает преследование.

 

 

Картина четвертая

ТАНЕЦ НА КРАЮ ПРОПАСТИ 

 

 

Когда Вронский теряет надежду и отстраняется, Анна понимает, что возможность «жить самой» от нее вот-вот ускользнет, и выбирает запретную любовь ‒ танец на краю пропасти. Этой любви тесно в привычных рамках – она вырывается в новые пространства,неустойчивые, наполненные рисками.

 

Каренин, увидев, что доспехи важного государственного мужа бессильны перед любовью и страхом одиночества, ведет себя вопреки всем ожиданиям света: он добр к Анне, он позволяет Вронскому входить в их дом. Когда становится понятно, что то добро, которое Каренин причиняет Анне не возымело действия, Каренин позволяет Вронскому увезти Анну, но удерживает Сережу,который стремится к матери. Ситуация, казалась бы, развязывается, но узлы затягиваются.

 

 

АКТ ВТОРОЙ

Картина первая

ЗАБЫТЬЕ И ПРОБУЖДЕНИЕ

 

 

Европа конца 19 века – парк аттракционов. Анна и Вронский с головой погружаются в карнавал. Сережа Каренин, оставленный на попечение отца, страдает от того, что рядом нет матери. Анна действительно на какое-то время забывает о сыне, наслаждаясь сбывшейся любовью, которая превращает все путешествие по Европе в настоящий праздник. Однако и сквозь громкие звуки и яркие краски праздника пробивается жизнь со всеми ее противоречиями и трещинами. Анна тоскует без сына, Вронский тяготится Анной. Обоим тяжело признаваться себе в этом, ведь вся жизнь была пущена по пути, проложенном их страстью. Страшно увидеть, что станции назначения ни один из них не знает.

 

 

Картина вторая

СБЫВШЕЕСЯ И СОКРОВЕННОЕ

 

 

Долли в деревне заново выстраивает дом – пространство, объединяющее людей. Оказывается,мечты о домашнем очаге могут сбываться у тех, кто, пережив крах иллюзий, становится на землю двумя ногами. Кити, безжалостно лишённая воздушного замка, тоже встала на землю и с этой перспективы видит мир другими глазами: теперь она замечает Константина Левина, видит в нем опору и позволяет опираться на себя. Под покровом сбывшейся любви становятся явью самые сокровенные желания.

 

 

Картина третья

ПОХОРОНЫ НАДЕЖД И МЕЧТАНИЙ

 

 

Убегая от пустоты, Анна с Вронским возвращаются в Россию. Они  мечутся между городом и деревней, между Воздвиженским и Петербургом, Воздвиженским и Москвой, окончательно теряя связь и понимание друг друга. Отражения в зеркалах света разделяют их. Анне некого обнимать, ни в ком она не находит отклика. А Вронский в глазах света по-прежнему молодцеватый герой, легкий налет запретной любви делает его отражение только привлекательней. Вронский на виду и получает от этого удовольствие, за которое он готов платить и тем, что Анна испытывает боль и разочарование, терзаясь пустотой. Анну не принимают, ведь ее отражение далеко не так блестяще. Она – падшая женщина, почти никто за этим образом не видит самой Анны. Анна сталкивается с пустотой, которую она пытается заполнить осколками былой любви.

 

 

Картина четвертая

БЕЗДНА

 

 

Неотвеченные объятия отбрасывают Анну к себе самой. Она сталкивается с голой действительностью, вид которой невыносим. Любовь, когда-то открывавшая новые пространства, теперь закрывает перед ней все двери. Сын Сережа ‒ единственный, кто может видеть и наполнять ее, для Анны недоступен. Из затворенности в собственном бытии остается единственный выход – в бездну. Не в силах выносить пустоту, Анна выбирает смерть. Жизнь продолжается.

 

К. Монтеверди, В. А. Моцарт, Ф. Лист, С. Рахманинов, О. Респиги, Б. Бриттен, Л. Левашкевич «Анна Каренина»

Пролог «Перрон»

Неизвестный герой создает то цветные, то черно-белые рисунки от руки, которые возникают на экране. Возможно, автор не слишком искусный художник, но то, что он создает память на века о жизни любимой женщины – не вызывает сомнений!

Впервые на сцене возникают три белые фигуры – Мистические персонажи. В прологе – это Мастера железной дороги, которые проверяют исправность всех механизмов поезда, а в конце они и сами становятся частью пугающей и смертоносной машины.

На втором плане – Алексей Александрович Каренин с сыном провожает свою жену Анну в Москву.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая «Московский бал»

На балу присутствовал весь высший московский свет. «Вронский никогда не знал семейной жизни… В Москве в первый раз он испытал, после роскошной и грубой петербургской жизни, прелесть сближения со светскою, милою и невинною девушкой, которая полюбила его. Ему и в голову не приходило, чтобы могло быть что-нибудь дурное в его отношениях к Кити». Пока в жизни Вронского не появляется Анна Каренина.

Первая встреча Вронского с Анной изменила его планы о счастливой семейной жизни с Кити.

Мистические персонажи проявляют все истинные чувства, мысли и переживания трех героев: Кити, Вронского и Анны. Бал навсегда разводит Кити и Вронского и навсегда соединяет его и Анну.

Картина вторая «Перрон»

Случайная встреча Алексея Вронского и Анны Карениной на перроне вокзала оказывается роковой – Алексей признается Анне в своих чувствах.

Картина третья «Дом Каренина»

Картина гармоничной семейной жизни: Анна и ее семья счастливы. Сын играет с ней в игры, а важный отец семейства уделяет каждую свободную минуту своим родным.

Картина четвертая «Парадный зал»

Обед, где собрался весь высший свет Петербурга. Весь вечер Вронский и Анна разговаривали за отдельным столиком.

Картина пятая «Спальня Каренина»

Каренин ожидает возвращения Анны и понимает, что их отношения больше не будут прежними.

Картина шестая «Спальня Вронского»

«То, что почти целый год для Вронского составляло исключительно одно желанье его жизни, заменившее ему все прежние желания; то, что для Анны было невозможною, ужасною и тем более обворожительною мечтою счастия, – это желание было удовлетворено… Она чувствовала себя столь преступною и виноватою, что ей оставалось только унижаться и просить прощения; а в жизни теперь, кроме его, у ней никого не было, так что она и к нему обращала свою мольбу о прощении. Она, глядя на него, физически чувствовала свое унижение и ничего больше не могла говорить. Он же чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишенное им жизни. Это тело, лишенное им жизни, была их любовь, первый период их любви».

Период их первой любви заканчивается осознанием того, что Анна должна родить ребенка от Вронского.

Картина седьмая «Скачки»

«Скачки должны были происходить на большом четырехверстном эллиптической формы кругу пред беседкой». Скачки начались. Вронский был впереди, но вдруг он упал. «Вронский касался одной ногой земли, и его лошадь валилась на эту ногу. Он едва успел выпростать ногу, как она упала на один бок, тяжело хрипя, и, делая, чтобы подняться, тщетные усилия своей тонкою потною шеей, она затрепыхалась на земле у его ног, как подстреленная птица. Лошадь сломала себе спину, и решено было ее пристрелить. Вронский не мог отвечать на вопросы, не мог говорить ни с кем. Он повернулся и, не подняв соскочившей с головы фуражки, пошел прочь от ипподрома, сам не зная куда. Он чувствовал себя несчастным. В первый раз в жизни он испытал самое тяжелое несчастие, несчастие неисправимое и такое, в котором виною сам».

Каренин захотел уехать, но Анна осталась.

Картина восьмая «Дом Каренина»

Анна уходит от Алексея Каренина. Каренин отпускает ее, но сыну говорит, что мама умерла.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина первая «Италия. Комната в отеле»

Лишь изредка мысли о сыне, доме и муже возникают перед взором Анны.

Картины, которые представляет Каренина, ярко разыгрывают для зрителей Мистические персонажи.

Картина вторая «Венецианский карнавал»

Венецианский карнавал. Этот великолепный праздник собирает множество талантливых артистов, которые устраивают театральные представления, одно из таких выступлений видят Вронский и Анна.

Представление театра «Dell’arte» – сценка, разыгранная тремя масками Панталоне, Венецианской дамы и Бауты, – трогает Анну, вызывает в ней чувство вины. Это неминуемо приводит к ссоре с Вронским. Анна уходит в отель одна.

Картина третья «Сон Анны»

Анна Каренина все чаще думает о сыне. Вернувшись в отель, она принимает морфий и засыпает. Анне чудится рай, который она покидает из-за Вронского. Вронский – тот, кто искушает ее.

Картина четвертая «Дом Карениных»

Вронский и Анна скучают по Петербургу и по родным. Они принимают решение вернуться в Россию.

Картина пятая «Театр»

Анна приезжает в оперу, но ее явно не принимают с радушием. Она сидит в своей ложе. Сплетни оплетают ее как паутина. Алексей Вронский приезжает в театр, но не заходит к ней в ложу.

Анна и Вронский ссорятся.

Картина шестая «Перрон»

Анна, желая уехать от Вронского как можно дальше, едет на вокзал.

«Туда! – говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, – туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».

Анна падает на рельсы перед поездом.

Анна Каренина

О спектакле

В первую очередь «Анна Каренина» — это книга о браке и о морали. Это также история о взаимоотношении личности и общества. Мне было интересно следить за психологией героев и делать так, чтобы зрители в зале понимали, почему каждый из них принимает то или иное решение. В балете звучит музыка Рахманинова и Лютославского. Первой идеей, конечно, был Чайковский, но его произведения так часто использовались в балете, что я решил поискать иные краски. Мне хотелось, чтобы у Анны появился собственный голос – и этим голосом стало фортепиано. 

Кристиан Шпук

Краткое содержание

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

ПРОЛОГ

САЛОН I

Стива Облонский изменяет своей жене Долли с горничными. К Кити Щербацкой сватается помещик Константин Левин, специально для этого приехавший в город.

ПРИБЫТИЕ В МОСКВУ

Анна Каренина приезжает из Санкт-Петербурга в Москву, чтобы способствовать примирению Стивы и Долли. На перроне Анну ожидает Стива, а ее попутчицу, графиню Вронскую, встречает сын Алексей. Анну Каренину и Алексея Вронского представляют друг другу.

БАЛ

Левин просит руки Кити и получает отказ. Она мечтает о Вронском и надеется услышать предложение от него. Но единственное желание Вронского – это снова увидеться на балу с Анной Карениной. Когда Анна появляется, все внимание Вронского направлено только не нее. Земля уходит у Кити из-под ног. Анна понимает, что стала причиной обманутых надежд Кити, и уезжает с бала.

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Вронский едет в Санкт-Петербург следом за Анной. В поездке они ближе знакомятся друг с другом. В Санкт-Петербурге Анну Каренину встречают муж Алексей и сын Сережа.

В ДЕРЕВНЕ I

Получив отказ, Левин уединяется в своем поместье и избегает высшего света.

САЛОН БЕТСИ

Салон Бетси Тверской, подруги Анны, место встреч декадентского петербургского света. Пока продолжаются ссоры Долли и Стивы, Анна и Вронский наслаждаются очередной встречей. Когда появляется Каренин, чтобы забрать жену домой, она отказывается ехать с ним. Каренины становятся в салоне предметом для сплетен: у Анны появилась тень по имени Вронский. Когда все разъезжаются, Анна и Вронский уже не могут сдержать страсть. Любовь Вронского заставляет Анну забыть о чувстве вины и стыда за супружескую неверность.

СКАЧКИ

Высший свет встречается на скачках. Среди собравшихся Каренины, Облонские, Бетси и графиня Вронская. Крик Анны при виде падения Вронского с лошади становится для Каренина и всех присутствующих свидетельством ее неверности. Каренин требует от Анны хранить супружескую верность.

В ДЕРЕВНЕ II

Левин принимает участие в сенокосе. Работая вместе со своими крестьянами, он забывает о любовных мучениях и находит новый смысл жизни. Изменившаяся Кити приезжает в деревню. Они с Левиным обнаруживают родство душ.

В ДОМЕ КАРЕНИНА

После рождения дочери от Вронского Анна находится при смерти. В этой ситуации Каренин прощает ее и своего соперника. Вронский, который опасается, что Анна вернется к супругу, предпринимает попытку самоубийства.

АНТРАКТ

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

ИТАЛИЯ/РОССИЯ

Вронский с Анной в Италии. Она оставила свою прежнюю жизнь – в том числе и сына Сережу. Вронский из-за нее бросил военную карьеру. Они наслаждаются полнотой своего счастья, но вскоре Анна начинает тосковать о сыне, а Вронский скучает по светскому обществу. Они возвращаются в Россию. Похоже, что Долли смирилась с жизнью с откровенным изменником Стивой.

СВАДЬБА

Кити и Левин нашли друг друга и женятся.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СЕРЕЖИ

Втайне от всех Анна навещает сына Сережу, которого взяла под опеку наперсница Каренина, Лидия Ивановна. Оба быстро кладут конец встрече матери и сына. Анна с Карениным вступают в тяжелый спор, после которого обезумевшая Анна остается одна.

ОДИНОЧЕСТВО I

Анна сломлена. Она сомневается в верности Вронского и пытается заглушить боль и ревность опиумом.

ИЗОЛЯЦИЯ

Вронский продолжает наслаждаться светской жизнью, а прелюбодейку Анну высшее общество подвергает презрению и отвергает. Даже Бетси, когда-то ее подруга, сейчас отвернулась от нее. Приступы ревности и бреда принимают навязчивые формы. В княжне Сорокиной, которую графиня Вронская избрала своему сыну будущей женой, она подозревает соперницу.

ОДИНОЧЕСТВО II / СМЕРТЬ АННЫ

Оставленная всеми, Анна теряет всякую связь с реальностью. Вронский ее тоже больше не удерживает. Анна умирает.

Показать краткое содержание