Эдгар Дега, Анри де Тулуз-Лотреке, Пабло Пикассо, Гуань Цзецзуй
Искусство бывает разным. Оно застывает в камне, растекается акварелью по полотну, расплескивается изумительным сочетанием звуков из скрипок и флейт. Картина, скульптура, музыка — как правило, они на долгие годы, десятилетия и даже столетия остаются в первозданном виде, разве что автор решит изменить свое детище или безжалостное время внесет коррективы в его облик. А вот балет в живописи — самая недолговечная форма искусства. Каждым взмахом ноги и руки, поворотом головы и вращением туловища артист создает собственное произведение, уникальное и неповторимое, даже если он копирует позы и характер движений своих предшественников. Как только балет оформился в отдельный вид искусства, живописцы принялись воспроизводить его на полотне. Как у них получается — давайте посмотрим.
Импрессионист Эдгар Дега (Edgar Degas) был страстно влюблен в живопись. В поисках темы, в которой можно было бы использовать все существующие техники рисования, создавая совершенные и эстетичные полотна, художник пришел к балету. Мастер посвятил ему 14 лет жизни и творческой карьеры.
В 1871 году Дега начал создавать большую коллекцию картин, посвященных балету, и занимался этим до 1875 года. Естественно, импрессионист всегда возвращался к любимой тематике, но именно в указанный период он целиком и полностью погрузился в танец. На его картинах балерины танцевали, репетировали, отдыхали, готовились к выступлению.
Кроме Дега о балете писал и его современник Жан-Луи Форен (Jean-Louis Forain), график и иллюстратор, отображавший в своих работах нравы французского общества на рубеже XIX-XX столетий. Форен был карикатуристом, однако танцовщиц балета он отображал в невероятно эстетичных и элегантных образах.
Чего не скажешь об Анри де Тулуз-Лотреке (Henri de Toulouse-Lautrec), который старался изобразить балерин за кулисами, в бытовой обстановке в момент отдыха или подготовки к выступлению. Умный и незаурядный Лотрек стал инвалидом в раннем детстве и не дожил до 37 лет. Некоторые искусствоведы описывают его стремления изобразить танцовщиц в неприглядном виде своеобразным желанием скрасить собственные недостатки.
Любовь Пабло Пикассо (Pablo Picasso) к балету привела его к женитьбе на русской балерине Ольге Хохловой. Известному художнику предложили поработать над созданием костюмов и сценографии к балету «Парад». С увлечением окунувшись в новую для себя тему, Пикассо, написал несколько «балетных» картин.
Удивительно, но с невероятной реалистичностью воспроизводят такое европейское искусство как балет азиатские художники. Кристофер Чжан (Christopher Zhang) пишет маслом, акварелью, акрилом, гуашью и китайской тушью, называя свои «балетные» картины «душой танца».
Гуань Цзецзуй (Guan Zeju) — один из самых титулованных художников современного Китая. Разъезжая по миру с выставками и презентациями, мастер постоянно учился чему-то новому, совершенствуя свои навыки. И выставляя затем на суд зрителя своих чувственных и трепетных балерин.
Воздушные балерины китайского художника Лю Йи (Liu Yi) написаны акварельной краской из тюбиков и с минимальным использованием кистей. Его танцовщицы грациозны и хрупки, поэтичны и романтичны. Мечта Лю Йи — знакомство с примой, чтобы написать потрет с живой натуры. А пока живописец рисует балерин по фотографиям.
кто и зачем изображал балет в живописи? • BALLETRISTIC
Балет – одна из самых недолговечных форм искусства. И это обстоятельство повышает её ценность. Как бы ни было сложно запечатлеть балет до появления фото- и видеотехники, попытки начались с возникновением самого танца и продолжаются по сей день. Разбираемся, кто, как и почему изображал балет с XIX века и по сегодня.
Все начиналось с литографии
Для XIX века печатная графика была не столько характерным направлением развития изобразительного искусства, сколько единственной доступной тиражной техникой. Все книги, афиши, буклеты, брошюры печатались либо в технике офорта, либо – литографии. Именно поэтому проще найти изображения многих известных балерин того времени в виде литографского оттиска, чем в любом другом формате.
Больше всего портретов у одной из первых балерин, ставших на пуанты, – знаменитой Марии Тальони. Тальони рисовали многие, в том числе и маслом на холсте, как требовала мода времени. Однако один из самых известных ее портретов – в сценическом костюме для балета “Зефир и Флора” – выполнил
Часть работ создавалась для афиш, рекламных буклетов и программок, часть, чтоб растиражировать изображение известной балерины на радость ее поклонникам. Все работы исполнялись, чтобы максимально усилить фантастичность образа. В угоду моде нарушались законы анатомии и гравитации, но тогда эти жертвы не считались значительными.
В 1845 году свет увидела литография Шалона “Pas de Quatre Grisi/Taglioni/Grahn/Cerrito”. Работа изображала четырех балерин c международной славой – Марию Тальони, Карлотту Гризи, Люсиль Гран, Фанни Черрито – и разошлась огромным тиражом. Можно сказать, что такие литографии были своего рода мерчандайзингом XIX века.
Литографии с известными балеринами середины XIX века можно встретить в творческом наследии Геведона, Августа Жюля Бове, Эдуарда Блоха. Более того, до нас дошло много картин и отпечатков 30-х и 40-х годов XIX века, авторов которых установить не удалось.
Бесстрастный мастер движения
Бесспорно, Эдгар Дега – один из самых известных художников, писавших балет. Дега был фанатично влюблен в рисунок и весьма опосредовано интересовался балетом в целом и балеринами в частности. В погоне за темой в равной степени эстетичной и позволяющей использовать богатство художественных техник, Дега исследовал множество сюжетов. В период с 1871 по 1885 года, художник пишет огромную коллекцию картин о балете.
Главной темой была работа балерин на репетициях, за кулисами и на сцене. При этом мастер полностью игнорировал личности балерин, обходился без акцентов на сюжетах балетов, стирал все социальные аспекты и возможные подтексты. Его интересовала ткань, тела в движении и свет. Все остальное просто не попало в область интересов художника, который сегодня в первую очередь ассоциируется с балетом.
После Дега
Тему балета использовали в своих работах многие современники Дега. Каждый при этом освещал интересные конкретно ему детали, в присущей только ему одному манере.
Жан-Луи Форен, французский художник конца XIX – начала XX века, занимался графикой, иллюстрацией и изображением сложных нравов светской жизни Франции своего времени. Балет и балерины просто не могли не войти в его “репертуар” и не занять в нем значимого места.
Форен был известным карикатуристом. Карикатура – жанр, который неизменно накладывает отпечаток на все творчество художника. Его серьезные работы были полны иронии и жестко изображали французскую действительность. Эстетическая же составляющая от этого не страдала. Картины изображали цирковые выступления, скачки, светские рауты и театральное закулисье. Последняя тема раскрывалась через многочисленные образы балетных танцовщиц.
В одном ряду с Дега и Фореном нужно поставить довольно специфического и абсолютно не эстетичного французского художника. Речь пойдет об Анри де Тулуз-Лотреке. Лотрек смотрел на блестящий французский свет сквозь призму своего незаурядного ума и приобретенной в раннем возрасте инвалидности. Неудачлив в любви, именит, умен, он ярко вспыхнул и умер, не дожив до 37 лет.
Художник не гнался за эстетикой, он искал правды, а порой – несовершенства, чтобы скрасить свои недостатки. В результате мир получил несколько образцов постимпрессионистской живописи, изображающих балерин за кулисами.
Пораженные балетом
Красота подлинная всегда останется темой для творца. Доказательством тому станут работы трех художников с блестящей карьерой, которые в определенный момент своего творчества попали в театр.
Лаура Найт – британка, личность для своего времени, мягко говоря, незаурядная. Она стала первой женщиной удостоившейся ордена Британскй империи, была военным художником во время Второй Мировой войны, работала в зале суда штатным художником на Нюрнбергском процессе и рисовала труппу Большого театра, приехавшую на гастроли в Лондон Гранд Опера.
Найт рисовала актеров кино, театра, циркачей и балерин. В поле ее зрения попала труппа Дягилева во время Русских сезонов. Среди работ о балете этой художницы, можно найти портреты Карсавиной и Лопуховой, сцены закулисья, подготовки к выходу на сцену и сложные па во время представления.
Американский художник Эверетт Шинн входил в объединение “Восемь”, был авангардистом и протестовал против консервативного и закоснелого взгляда на искусство. Во время одной из поездок в Европу он начал рисовать театр. В балете он горячо ценил диалог между актерами на сцене и темным морем зрительного зала, ее окружающем.
Шинн был убежденным художником своей эпохи. Он не рисовал модных балерин или сцены из известных балетов, он рисовал веселье, фейерверк таланта актеров и тех, кто делает этот талант значимым – публику.
Третьим в списке балетоманов станет Пабло Пикассо. Известнейший мастер открыл для себя балет благодаря “Русским сезонам”. Жан Кокто и Эрик Сати, работавшие с Дягилевым, пригласили Пикассо создать с ними сценографию и эскизы костюмов для постановки балета “Парад”. Художник согласился и выполнил работу с невероятным увлечением, хотя сам балет европейская публика в итоге не приняла.
Во время подготовки балета “Парад” Пикассо познакомился со своей будущей женой, балериной Ольгой Хохловой. После женитьбы художник продолжил работать для “Русских сезонов” и его наследие естественно обогатилось картинами, изображающими балет в свойственной ему авангардной манере.
Русские художники о русском балете
Если французский двор стоит считать колыбелью классического балета, то Россия стала страной, принявшей эстафету в деле развития великого танца. Справедливо, что славянских художников рисовавших балет тоже было немало.
Список, рисовавших балет, нужно начинать с имени Валентина Серова. Серов был востребованным портретистом и входил в компанию представителей русского авангарда. Сотрудничал с Дягилевым с 1902 года. принимая участие в выставках объединения “Мир искусства”. Именно он сделал первую балетную афишу для “Русских сезонов” с Анной Павловой. Балерина изображена в полный рост в сценическом костюме для одноименной роли в балете “Сильфида”.
Также известно, что Серов нарисовал несколько эскизов карандашом с Тамары Карсавиной и Михаила Фокина, и создал занавес к балету “Шахерезада”. На этом его история с балетом заканчивается – точкой стал скандальный портрет Иды Рубинштейн, также блиставшей в первых дягилевских сезонах.
Зинаида Серебрякова, русская художница, работавшая в начале XX века, урожденная Бенуа. Бенуа были известны, как семья исключительно талантливых специалистов в сфере архитектуры и изобразительного искусства. Серебрякова была образцовой Бенуа. Она рисовала все. Сюжетная линия художницы чрезвычайно широка, а стиль неизменно элегантен.
В послереволюционные годы она получила разрешение на проход за кулисы Мариинского театра. В течение трех лет Серебрякова рисовала балерин. Вглядываясь в ее работы, сделанные в гримерных нельзя не увидеть сходство с работами Дега. Художница действительно очень любила его творчество и некоторые сюжетные линии их работ пересекаются довольно тесно. Тем не менее, есть такие работы, как портрет балерины Гейденрейх, картины, выдающие подлинные отношения Серебряковой с театральной труппой – это дружба и искренняя личная привязанность.
Александр Герасимов известен как “придворный” художник Сталина. И мотивы Герасимова относительно работы с балетом соответствуют его интересам. В жанре соцреализма он рисовал, как всегда, лучших – прославленную элиту Советского Союза. Его руке принадлежат по крайней мере две знаменитых картины – портреты в сценических костюмах балерин Ольги Лепешинской и Софьи Головкиной. Здесь использован один прием с зеркалом, который визуально увеличивает и без того большие полотна и позволяет рассмотреть своих героев со всех сторон. Обе картины хранятся в Третьяковской галерее.
Рассказать обо всех, кто рисовал балет крайне сложно, поэтому остановимся на спорной троице и назовем несколько имен, чьи работы тоже стоит посмотреть. Среди них Виктор Орешников, Евгений Устинов, Александр Яковлев, Константин Сомов, Савелий Сорин и многие другие.Балет и современные художники
Тенденции предыдущих веков говорят о том, что балет рисовали там, где он был популярен и там, где он развивался. В конце двадцатого века и Франция, и Россия утратили свое монопольное право на “лучший” балет. По всему миру много сильных школ, трупп и танцовщиков. Возможно, поэтому стало куда больше художников, манер и картин, изображающих балет.
Если вас интересует, кто еще обращался и продолжает обращаться к балету сегодня, стоит обратить внимание на работы Стефана Пэна, Тан Юань Ву, Гуань Цзэцзуй, Роберта Кумбса, Нгуэн Тан Бина, Тадеуша Войтковского и других. Многие из них подражают мастерам прошлого и показывают самые привлекательные и оттого иллюзорные грани балета.
Пример действительно современного художника – американец
Содержание картин Хайндела – это не история и не просто эстетика движения, это рассказ о характере и усилии движения в танце. Кажется, что Хайндел пытается нарисовать ту железную волю, которая позволяет телу человека создавать балет. Его сюжеты недосказаны ровно настолько, насколько их может дополнить сознание. А выбранные ракурсы и линии словно приводят в движение все пространство полотен. Изображая реальные будни труппы, художник сумел при этом не вырезать балет из мира фантазии. А именно с ним изначально ассоциируется это искусство.
от древности до импрессионистов. Эдгар Дега и его картины про балет
Конечно, историю отображения танца в изобразительном искусстве стоило бы начать с наскальных надписей, древних пещерных рисунков и т.п., но предлагаю на них не останавливаться. В древних времен человек рисовал пляску: наполненную мистическим ритуальным смыслом или иную. Будучи, так сказать, западными людьми, давайте обратим свой интерес на взгляд нашей западной культуры на танец и его изменения в зависимости от эпохи, культурных течений.
Большая часть изображений доступна в укрупненном виде — кликайте на изображении, чтобы укрупненная версия открылась в новом окне.
Ранние примеры
Античные амфоры нередко содержат изображение танцующих. Их движения не скованы, величественны, сильны, уверенны. Танец — воплощение свободы духа, движения души. Здесь приведен фрагмент фрески виллы мистерий в Помпеях (справа).
Религиозное средневековье отнеслось к танцу как вредной и дьявольской пляске тела, поэтому так трудно найти старые картины на тему танца. Эпоха возрождения реабилитировала многие вещи, хотя танцы на картинах встретишь все равно редко. С некоторой натяжкой к «танцевальным картинам» можно отнести «Три грации» Сандро Боттичелли (слева).
Если мы рассмотрим период с 15 века по конец 19го, то найдем очень мало работ. Танцоры и хореографы чрезвычайно редко были теми персонами, которые хотел бы запечатлеть художник или на портрет которого он мог получить заказ.
Вот редкие исключения — персоны, повлиявшие на развитие западной хореографии.
Людовик 14ый, называемый также «король солнце» — танцевал сам в придворных балетных спектаклях, привлекал к этому делу придворных, учредил первую Академию танца, где происходило профессиональное обучение танцоров. Она была основана в Париже. «Король солнца» предстает перед нами в серии гравюр.
В его изображении проскальзывает та легкость, непринужденность и утонченность, которую балет заимствовал от французского двора во главе с Людовиком 14ым в противовес резкой и даже грубой итальянской школе. Все эти черты проявляются как во внешности Людовика, так и в его танцевальных позах. Даже в костюме воина он больше похож на фею из какой-нибудь доброй сказки.
Николя Ланкре изобразил нам танцовщицу Камарго на одноименной картине. Эта дама произвела революцию в искусстве танца 17го века, немного укоротив платье, обнажив щиколотки и чуть-чуть икры. Более короткое платье позволило и даже заставило исполнять более трудные и интересные движения ног. До нее единственными обозреваемыми фрагментами ног были ступни в туфлях, крайнее — щикотолотки. На картине мы видим танцовщицу в «летящей» позе, требующей равновесия, ноги ее выворотны. Так же у Ланкре мы застаем танец с социального ракурса: придворные танцуют на пикнике, развлекаясь (картина «Танец»).
Другой прославленный французский живописец тех же времен Никола Пуссен в 1630ые годы рисует «Танец под музыку времени» — очень любопытную картину. Она является неким обращение к античности, поэтому закономерно, что танец вновь приобретает свободу и эмоциональность.
Интересна анонимная неапольская гравюра конца 17го века на основе серий гравюр Жака Кало, посвященной итальянской комедии Дель арте. Персонажи картины схвачены в экспрессивных, даже негармоничных позах.
Импрессионисты
Коренным образом изображение танца изменилось благодаря импрессионистам. Эти художники искали новые формы отображения мира, в которых можно было бы почувствовать свет, тепло или холод, ветер, даже запах, передать тонкие ощущения, не находящие отображения при досконально точной прорисовке объектов. И речь, конечно, пойдет о Дега. Но прежде чем остановиться на нем, упомянем картины на нашу танцевальную тему написанные в тот же период, что и балетный цикл Дега.
Ренуар и танец
Картины Ренуара светятся любовью к жизни и окружающему миру, они несут теплые чувства, пронизаны радостью бытия. Серия картин на танцевальную тему: «Танцы в Мулен де ля Галет» 1876г., «танец в Бужевале» 1883г., «танец в городе» и «Танец в деревне». Изображены парные танцы, которым люди предаются, облекая свой досуг в культурную форму. Мы видим общение мужчины и женщины — разное в зависимости от их социальной принадлежности. Манеры в деревне, конечно, иные, чем в городе, что любопытно проскальзывает в позах и выражении лиц. Но в отношении танца как искусства нам эти картины ничего не дают.
Анри Матисс — всего одна картина, но какая!
Знаменитое полотно Матисса «Танец» давно будоражит умы мира! Живопись его нелегко принять многим — для этого стоит увидеть сразу много его работ в одном месте в одно время, чтобы оченить изюминку его стиля. Не все знают, что есть и вторая картина «танец» у этого же художника. Вот они обе.
Эдгар Дега и его балерины
Вот теперь можно подробно остановиться на Эдгаре Дега. Тем более мы теперь увидим, сколь отличалось его отношение и внимание к танцу от своих соотечественников и современников. Хотя иногда про него любят писать, что, дескать, ему просто полуголые дамы нравились, тем более что чаще публикуют картины переодевающихся или разминающихся балерин. Но, если приглядитесь к большому количеству его картин, то Вы не будете воспринимать такой однобокий подход к его творчеству. Картины скажут все сами за себя (продолжение читайте ниже — после картин).
Эдгар Дега увлекся балетов в 70е годы и до конца дней оставался поклонником этого искусства. В ранних его картинах танец предстает перед нами волшебным сказочным миром необыкновенно гармоничных форм и красок. Все шло к тому, что Эдгар Дега станет академическим художником: он был из обеспеченной семьи и занимался в Италии изучением образцов классического итальянского искусства. Но ему предстояло стать одним из открывателей нового искусства — импрессионализма.
«Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье» (справа) 1872г. Необычно, что центром картины фактически является пустое пространство, именно в него устремлена солистка, волнующаяся перед показом своего номера перед хореографом. И это пустое место в центре усиливает напряженность, исходящую от фигуры танцовщицы.
«Танцевальный класс», 1874. Вместе с танцовщицами изображен Жюль Перро — мастер романтического балета. Каждая танцовщица занята каким-то своим делом. В этих танцовщицах еще есть хрупкость, одухотворенность, изящество, которые нередко затем будут уступать место усталости и изможденности, угловатости и нескладности, обреченности. Возможно, сказались полученные знания о тяжком труде у станка. (Те, кто занимаются в Divadance, классическим танцем, наверное, это поймут прекрасно). Возможно, на картины наложили отпечаток личные события в жизни художника.
Особенно интересными предстают перед нами сценические репетиции глазами художника. Изматывающая нервозность этого процесса сказывается в особой гамме, напоминающей слегка колорированную черно-белую фотографию. А также угловатость линий, напряженность или усталость на лицах участников процесса.
Картина «Голубые танцовщицы» (слева) приковывает взгляд удивительной поэзией цвета и линий. Движение практически можно увидеть, хотя живопись по определению статична.
Картины, изображающие танцовщиц на сцене показывают нам совсем другой мир — другие краски, волшебную иллюзию сказки и превращений. Это: «Балетный спектакль, вид на сцену из ложи», «Балет», «Завершающий арабеск». В первых двух «в кадр попадает» не только сцена, но и «кусочек» зала со зрителями. Дега словно для контраста ставит их рядом, чтобы подчеркнуть волшебство балетного мира. В последней из этих трех картин зрителей нет, в руке танцовщицы букет. Сочетание цветов создает драматичную атмосферу — контраст усталости балерины и торжества вследствие ее успеха.
Эдгар Дега словно бы указал волшебное окно в другую реальность, в которой можно почувствовать нечто недоступное в обычной жизни, но в то же время создаваемое людьми из плоти и крови, изнемогающих от тяжкого труда и усталости. И за это ему большое спасибо!
Источник: http://www.divadance.ru/reports/allfdance_izo_dega.htm
Крыса — нехорошая история «Маленькой танцовщицы» Дега
Что произошло между Эдгаром Дега и его 14-летней моделью Мари Ван Гетем?
«Почему вы говорите, что де Гасу не может быть трудно?», — писал Винсент Ван Гог своему другу, художнику Эмилю Бернару, в 1888 г. «Де Гас живет, как маленький клерк, и не любит женщин, зная, что если бы он любил и часто их трахал, он стал бы невменяемым и разучился рисовать».
Это он о Дега, который классно рисовал балерин в моменты между их позициями и пируэтами, в отдыхе и растяжках, на полотнах, которые сегодня висят в Мет в Нью-Йорке, Музее Орсе в Париже, Национальной галерее в Лондоне и т.д.
Знаете ли вы, что Дега был женоненавистником? Об этом пишут иногда, но как-то нехотя, оставляя образ замечательного художника в розово-белом ореоле цвета балетных пачек.
Он был женоненавистником и сторонником безбрачия, и видел женщин как «человеческих животных, самок вида», — пишет Камиль Лорен в «Маленькой танцовщице 14 лет».
Сегодня одна из самых острых дискуссий — поведение старых мужчин-художников с девушками.
Они часто вращаются вокруг сексуальности и согласия: злоупотреблял ли художник своей властью в процессе созидания, занимался ли он сексом, который навязывал, вынуждая девушек подчиниться, а затем использовал свою творческую незаурядность в качестве щита, чтобы защитить себя.
Статуя Дега «Маленькая танцовщица, 14 лет» представляет несколько иную идею динамики между художником и моделью, хотя — нет, это же самое, вид сбоку.
Тот же гендерный дисбаланс власти.
Маловероятно, что Дега изнасиловал 14-летнюю ван Гетем, потому что Дега придерживался безбрачия, и его воздержание коренилось в отвращении к женщине.
Но он все равно сыграл свою отвратительную роль в разрушении жизни девочки, чей печальный образ в первую очередь помог ему добиться известности.
Мы почти никогда не знаем, что происходит между художниками и их моделями в уединении студии, но некоторые художники-мужчины легко догадывались.
«Как она была прекрасна, обнаженная в постели», — рассказывает романтик Делакруа об одной 15-летней натурщице.
Но оскорбление Дега выглядело иначе. Его работы порождались ненавистью к женщинам. В юности Дега заразился венерическим заболеванием в каком-то борделе. Став взрослым, он возненавидел женщин.
Он попал под влияние отца критика, абсолютного шовиниста, который воплощал основы токсической маскулинности.
Со временем нарисованные в Парижской опере оды приобрели розовый оттенок ностальгии, вся эта тюль и ленточки, все воздушные пачки и нереальный свет софитов скрывали мрачное отношение.
Его балерины украшают кофейные кружки и висят в комнатах общежитий, столь же любимые, как «Водяные лилии» Клода Моне. В музеях девушки принимают позы танцовщиц для милых фотосессий.
Но когда Дега рисовал балерин, он не видел в них ни подающего надежды таланта, ни очаровательной наивности. Он видел «маленьких крыс».
Девочки, которые стали балеринами – от 8 лет — работали 10 — 12 часов в день в разрушительных условиях. (Одна умерла — ее пачка загорелась во время репетиции.)
По достижению «половой зрелости» в 13 лет девушкам часто платили за секс с мужчинами, ожидающими своего часа в опере.
Девочки получали прозвище «крыс», потому что животные, как тогда думали, передавали сифилис.
Для Дега тот факт, что юные танцовщицы занимались сексом со стариками, воспринимается не как оскорбление со стороны последних, а как грех со стороны первых. Эта мысль вызывала как ужас, так и восхищение: «Я запер свое сердце в розовой атласной туфле».
Презрение Дега ко всем женщинам — и к балеринам в частности — выражено в самой «Маленькой танцовщице», чьи скульптурные особенности были изменены, чтобы подчеркнуть моральное вырождение ван Гетем.
Дега подписался на физиогномику, которая предполагает, что преступное поведение передается генетически и, таким образом, проявляется в физических особенностях.
И вот он сплющил череп ван Гетем и вытянул подбородок, чтобы она выглядела особенно «примитивно», визуально отражая внутреннее состояние девочки.
Изготовленная из пигментированного пчелиного воска, глиняной и металлической арматуры, одетая в настоящую одежду и тапочки, скульптура изначально была высмеяна за то, что напоминала обычную восковую куклу.
Неприкрашенное безобразие, созданное Дега, стало шоком для всего мира искусства 19-го века.
Но оскорбления, которые он перенес, были добрыми по сравнению с теми, которые получила сама девочка, один искусствовед назвал ее «болезненной, с сероватым лицом — старым и обрюзгшим раньше времени».
Прошли годы, и «Маленькая танцовщица» Дега была в итоге канонизирована как переломный момент в эволюции искусства к современности.
Это было, как позже написал один критик, «таким оригинальным, таким бесстрашным … по-настоящему современным».
Конечно, Мари не воспользовалась преимуществами этого художественного триумфа.
Просматривая бухгалтерские книги Парижской оперы, искусствовед Лорен обнаружила, что в 1882 году, через год после завершения скульптуры Дега, ей постепенно понижали зарплату и в итоге уволили.
После этого момента нет никаких следов ее жизни — никаких записей о браке, деторождении, аресте или смерти. «Мари исчезла без следа», — пишет Лорен. «Маленькая танцовщица улетела. Ее смертные останки, скорее всего, лежат не в гробнице, а в братской могиле».
«Если бы Эдгар Дега не выбрал Мари в качестве своей модели для Маленькой танцовщицы, она, вероятно, осталась бы в Парижской опере. …, она бы избежала спуска в ад, признаки которого слишком ясны».
По Присцилле Фрэнк, и книге Камиль Лорен «Маленькая танцовщица в возрасте четырнадцати лет».
И все-таки, любите Дега.
Любите его драматичных балерин, усталых от танцев или свежих в один краткий миг, пойманный большим художником. Не отворачивайтесь. Напротив, смотрите глубже в саму работу. Соблазнительно, конечно, представлять людей гениями или монстрам.
Но история искусства не так проста.
Новатор в живописи: Эдгар Дега
Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве, хотя отец пророчил ему карьеру юриста. Дега был из обеспеченной семьи и не нуждался остро в деньгах, поэтому он мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству. Дега был перфекционистом, доходящим в своей страсти к идеальной гармонии до потери ощущения реальности.
Рисунок был краеугольным камнем всего творчества Дега. Ему помогала феноменальная зрительная память и врожденное чувство пластики линии и контура. Он был рожден для рисунка.
Автопортрет. (wikipedia.org)
Сидящий обнаженный мальчик. 1856 год. (wikipedia.org)
В своих ранних рисунках Дега добивался потрясающей точности и натурализма, часто используя для этого карандаш. Однако в 1870-е годы почти полностью отказался от карандаша и перешел на белый мел и черный уголь.
Балерина, завязывающая туфлю. (wikipedia.org)
Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен.
Семейство Беллели. 1860—1862 гг. (wikipedia.org)
Скаковые лошади перед трибунами. 1869—1872 гг. (wikipedia.org)
Урок танцев. 1873—1875 гг. (wikipedia.org)
Гладильщицы. (wikipedia.org)
Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи. Именно страсть к передаче движения — этой, по словам определила любимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин.
Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане. 1873 год. (wikipedia.org)
Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью.
Мытьё. 1886 год. (wikipedia.org)
Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов. Он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне. Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к живописным сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть ее на полотне каким-то новым, необычным способом.
Причесывающаяся женщина, 1885 год. (wikipedia.org)
Дега говорил: «Надо иметь высокое представление об искусстве; не о том, что мы делаем в настоящий момент, а о том, чего бы хотели в один прекрасный день достичь. Без этого не стоит работать».
Две отдыхающие танцовщицы / Голубые танцовщицы. 1905—1910 гг. (wikipedia.org)
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Он жил один в своей холостяцкой квартире, захламленной хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. К 80 годам Дега ослеп, поэтому уже не мог писать, и лишь немного рисовал углем. Однако к этому времени был уже признанным художником, а его картины продавались по баснословным для того времени ценам.
Голубые танцовщицы. 1897 год. (wikipedia.org)
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет. Согласно его последней воле похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
ЖИВОПИСЕЦ ТАНЦОВЩИЦ — КРАСОТА СПАСЕТ МИР! — LiveJournal
«Меня называют живописцем танцовщиц»
Конечно же Дега, мой любимый Дега!И я очень рада, что сегодня есть повод вспомнить, одного из самых ярких представителей импрессионизма. Ведь сегодня, 19 июля ровно 179 лет назад в аристократической семье в Париже, родился Эдгар Дега (Эдгар Жермен Илер Дега).
ОН считается одним из основных представителей импрессионизма, хотя в действительности его с этой группой художников очень многое разделяло. У Дега всегда был независимый стиль, его в отличие от большинства импрессионистов не привлекали пейзажи. Самой большой художественной страстью Дега было изображение жизни танцовщиц — он рисовал и ваял их фигуры в течение 40 лет своего творческого пути. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек. Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур.
Розовые, желтые, голубые, зеленые… в такой цветовой гамме видел балерин знаменитый французский художник Эдгар-Жермен-Илер Де Га (Edgar Degas) или просто Эдгар Дега. Однако он крайне редко изображал бвлерин, танцующих на сцене, его мир был за кулисами, в танцкласса и на балетных репетициях. Дега можно назвать летописцем танца, летописцем того, каким трудом создается то, что потом так восхищает нас на сцене театра…
Дега для многих представляется каким-то до маниачества дошедшим специалистом балета. Значительная доля его творения действительно посвящена служительницам Терпсихоры — как тем классам, в которых они получают специальное и весьма трудное воспитание, так и тем спектаклям, в которых они, одетые в совершенно отличные от всего на свете костюмы, должны изображать какие-то эфирные существа… Не только никакого памфлета на женщину в “балетомании” Дега и в его “подсматривании” женщины за ее туалетом — нет, но, напротив того, оба цикла картин являются на самом деле прославлением прелести женщины, и прославлением таким знатоком ее, равного которому не найти на пространстве веков. Сравнить эти “гимны женщине” Дега можно только с некоторыми фресками египтян, с рисунками на греческих вазах или с японскими эстампами.
А.Н. Бенуа «Выставка Дега»
Эдгар Дега рисовал танцовщиц и балерин почти всю свою жизнь, поэтому до сих пор на аукционах живописи продолжают появляться его неизвестные работы, которые пользуются неизменным спросом. В России работы Дега можно увидеть в Музее изящных искусств имени Пушкина и в Эрмитаже. Очень интересный художник и до конца еще неразгаданный…Эдгар Дега. Живописец танцовщиц
179 лет назад в аристократической семье в Париже, родился Эдгар Дега (Эдгар Жермен Илер Дега).
Он считается одним из основных представителей импрессионизма, хотя в действительности его с этой группой художников очень многое разделяло. У Дега всегда был независимый стиль, его в отличие от большинства импрессионистов не привлекали пейзажи. Самой большой художественной страстью Дега было изображение жизни танцовщиц – он рисовал и ваял их фигуры в течение 40 лет своего творческого пути. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек. Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур.
Розовые, жёлтые, голубые, зелёные… В такой цветовой гамме видел балерин этот знаменитый французский художник. Однако он крайне редко изображал бвлерин, танцующих на сцене, его мир был за кулисами, в танцкласса и на балетных репетициях. Дега можно назвать летописцем танца, летописцем того, каким трудом создаётся то, что потом так восхищает нас на сцене театра…
Дега для многих представляется каким-то до маниакального дошедшим специалистом балета. Значительная доля его творения действительно посвящена служительницам Терпсихоры — как тем классам, в которых они получают специальное и весьма трудное воспитание, так и тем спектаклям, в которых они, одетые в совершенно отличные от всего на свете костюмы, должны изображать какие-то эфирные существа… Не только никакого памфлета на женщину в «балетомании» Дега и в его «подсматривании» женщины за её туалетом — нет, но, напротив того, оба цикла картин являются на самом деле прославлением прелести женщины, и прославлением таким знатоком её, равного которому не найти на пространстве веков. Сравнить эти «гимны женщине» Дега можно только с некоторыми фресками египтян, с рисунками на греческих вазах или с японскими эстампами.
А.Н. Бенуа «Выставка Дега»
Эдгар Дега рисовал танцовщиц и балерин почти всю свою жизнь, поэтому до сих пор на аукционах живописи продолжают появляться его неизвестные работы, которые пользуются неизменным спросом. В России работы Дега можно увидеть в Музее изящных искусств имени Пушкина и в Эрмитаже. Очень интересный художник и до конца ещё неразгаданный…
Источник