Красная Жизель
Хореографическая фантазия Бориса Эйфмана увековечила историю великой русской балерины Ольги Спесивцевой, которая попала в водоворот событий эпохи революционного террора. Вынужденная эмиграция и личные драмы усугубили душевные терзания героини, что привело к трагической развязке.
Необычайно выразительная хореография, неисчерпаемая режиссерская фантазия, великолепное сценическое решение привлекают к этому спектаклю новых поклонников. Сам хореограф отмечает, что «Красная Жизель» – одна из важнейших ступеней в его творческом восхождении.
Со временем спектакль выпал из репертуара Театра. Однако в 2015 году Борис Эйфман возродил знаменитый балет, переработав и усовершенствовав его хореографическую партитуру. Сценография постановки была также обновлена.
«Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века. Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход.
Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой. Но роковую роль в жизни Спесивцевой сыграло и то, что, будучи прима-балериной, она оказалась вовлечена в кровавые события революционного Петрограда, и этот красный знак, как знак судьбы, преследовал и мучил её. Эмиграция принесла не только разочарования – как творческие, так и личные – но и наполнила жизнь Спесивцевой еще большими трагедиями, что привело, в конечном итоге, к катастрофе.
Создавая этот спектакль, мы хотели, чтобы балетный театр отдал дань памяти Ольге Спесивцевой – великой балерине с трагической судьбой».
Борис Эйфман
Акт первый
Революционный Петроград. Урок классического танца в Мариинском театре. Среди учениц строгий Учитель выделяет ту, чьи совершенные движения воплощают его идеал прекрасного.
Переполненный зал рукоплещет Балерине. Среди ее поклонников – Комиссар, олицетворение новой власти. Его мощь манит и подавляет Балерину.
Комиссар вводит ее в свой мир, где царят разрушение и хаос. Однако эйфория, которой поддалась Балерина, рассеивается. Она возвращается в балетный класс, к Учителю.
В стенах театра утверждается новая власть, подчиняющая себе высокое искусство. Учитель в отчаянии. Его мир растоптан.
Связь с Комиссаром мучительна для Балерины. Страх смешивается с влечением.
Комиссар позволяет Балерине покинуть Россию
Акт второй
Париж, Гранд Опера. Молодой хореограф предлагает Балерине новую, незнакомую для нее пластику и становится ее Партнером. Обоих ждет триумфальный успех.
Зародившееся чувство к Партнеру не встречает взаимности. Безответная любовь, одиночество в чужом мире все больше усиливают душевный надлом.
Балерина пытается забыться, окунувшись в атмосферу парижского веселья. Но призраки прошлого продолжают преследовать ее.
Любимая роль Жизели, в которой блистает Балерина, не приносит душевного спасения. Участь Жизели уготована ей самой – предательство возлюбленного, сумасшествие. Рассудок героини не выдерживает потрясений. Лик Балерины тает в зазеркалье.
«…Это в высшей степени драматическая художественная работа, доведенная до совершенства форма балета-повествования, к которой стремится западный зритель».
Анна Киссельгофф, «Нью-Йорк Таймс». 10 апреля 1998
«Красная Жизель» является пылким повествованием, в котором тело говорит и кричит, где пространственная дезориентация выступает как метафора физического расстройства героини Спесивцевой. Баланчин – нео-классик, в то время как Эйфман – нео-романтик».
Роберт Джонсон. 10 апреля 1998
Октавио Рока, «Сан-Франциско Хроникал». 9 мая 2003
Балет Эйфмана «Красная Жизель» (Red Giselle)
Red Giselle
Дата премьеры
28.01.1997
Жанр
Страна
Россия
Балет в двух актах на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Ж. Бизе. Балетмейстер и сценарист Б. Эйфман, художник В. Окунев.Премьера состоялась 28 января 1997 года в Санкт-Петербургском театре балета под руководством Бориса Эйфмана.
Сюжет
1. Революционный Петроград. В балетном классе бывшего императорского театра идет урок классического танца. Строгий и придирчивый Учитель среди всех танцовщиц выделяет ту, чей совершенный танец и чуть загадочный облик воплощает его идеал прекрасного.
Сверкающий позолотой зрительный зал. Выступление Балерины вызывает всеобщий восторг. Среди поклонников и представителей новой власти — Чекист. Не только прекрасным искусством влечет его Балерина. Грубый напор, властные объятия Чекиста подавляют ее волю.
Чекист вводит Балерину в свой, неведомый ей мир, где дикий разгул революционной толпы превращается в безумный праздник уничтожения. И царит на этом празднике она сама, забыв на миг заветы Учителя. Однако заложенные им духовные ценности оказываются сильнее дурмана разрушения. Балерина возвращается в балетный класс к Учителю.
В стенах театра новая власть, жестокая и агрессивная, подавляющая все на своем пути. Белые балерины должны стать послушным орудием неправедной красной идеи. Учитель в отчаянии. Происходящее невыносимо, но он не может что-либо изменить.
Сложные отношения связывают Балерину и Чекиста. Здесь влечение и неприятие, страсть и непонимание. Чекист позволяет Балерине присоединиться к эмигрантам, навсегда покидающим Россию.
2. Балетный класс парижской Гранд-Опера. Известный танцовщик и хореограф ведет репетицию. Предлагаемая им танцевальная пластика непривычна для Балерины, но вдохновенный талант творца увлекает ее. Танцовщик становится Партнером, обоих ждет триумфальный успех.
Зародившееся чувство к Партнеру не встречает взаимности. Безответная любовь, одиночество в чужом мире все больше обостряют признаки душевного надлома.
Балерина пытается забыться в атмосфере веселящегося Парижа. Но призраки прошлого преследуют ее и здесь. Не дают покоя красные отблески революции, кошмарным наваждением является Чекист.
Не приносит забвения даже любимая роль Жизели, в которой Балерина неизменно потрясала зрителей, завоевала мировую славу. Участь Жизели уготована ей самой — предательство возлюбленного, сумасшествие. Зеркала преломляют больное сознание великой Балерины. И безумие видится спасением, уходом в мерцающий мир «той стороны зеркального стекла».
В спектакле была использована музыка Чайковского (IV часть серенады для струнного оркестра до мажор, симфоническая фантазия к драме У. Шекспира «Буря», симфония «Манфред», элегия памяти Самарина, симфоническая фантазия по Данте «Франческа да Римини»), Альфреда Шнитке («Ритуал» для большого симфонического оркестра, Concerto grosso № 2 для скрипки и виолончели с оркестром, «Гоголь-сюита», Концерт для альта с оркестром, «Не сон в летнюю ночь»), Жоржа Бизе («Арлезианка»), а также финал балета «Жизель» (Адольф Адан — Борис Асафьев). Во втором акте звучали чарльстоны: «Yes, Sir, that’s my Baby» (Walter Donaldson), «Golden Nugget» (Horst Aekermann), «Lady in Red» (Bert Loska — Stefan Laube). Вся эта композиция, сотканная из, казалось бы, разношерстных элементов, служит превосходным эмоциональным фоном балета.
Постановщик балета Борис Эйфман так рассказывает о рождении идеи его создания: «Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века. Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, двадцать лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход. Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой. Но роковую роль в жизни Спесивцевой сыграло и то, что, будучи прима-балериной, она оказалась вовлечена в кровавые события революционного Петрограда, и этот красный знак, как знак судьбы, преследовал и мучил ее. Эмиграция принесла не только разочарования — как творческие, так и личные, но и наполнила ее жизнь еще большими трагедиями, что привело, в конечном счете, к катастрофе. Создавая этот спектакль, мы хотели, чтобы балетный театр отдал дань памяти Ольге Спесивцевой — великой балерине с трагической судьбой».
На премьерных спектаклях главные партии исполнили Елена Кузьмина и Вера Арбузова (Балерина), Алексей Уткин и Александр Рачинский (Учитель), Альберт Галичанин и Борис Хвойницкий (Чекист), Игорь Марков и Юрий Ананян (Партнер). Художник Владислав Окунев сделал лаконичное, но образное оформление спектакля, включая изысканные интерьеры Мариинского театра и Гранд-Опера, шикарного ресторана, балетного класса и ирреально-зеркальный мир безумия.
Не стоит искать в балете слишком прямых аналогий: судьба Спесивцевой во многом схожа с судьбами многих деятелей балетного театра, вынужденных в «красные годы» революции покинуть Петроград и искать места под солнцем в иных странах. Эйфман не дает своим героям имен и фамилий, а называет их: Балерина, Учитель, Партнер, Чекист, словно подчеркивая этим общность судеб многих людей того поколения. Зритель волен, конечно, увидеть за этими нарицательными существительными имена собственные — Ольги Спесивцевой, философа и балетного критика Акима Волынского, танцовщика и хореографа Сергея Лифаря и Бориса Каплуна, члена коллегии отдела Управления Петросовета в начале 20-х годов. Но общность многих судеб — разбитых и искалеченных — превалирует в спектакле. Частности, как бы утверждает хореограф, — это лишь отдаленные росчерки «красного времени» на потемневшем зеркале балетного зала: у одних жизнь сложилась так, у других — иначе, но у всех она дала трещину.
В «Красной Жизели» нет бытописательства. Здесь — жесткий отбор средств и эмоций, строгая дисциплина чувств, никакой сентиментальности, рассчитанной на то, чтобы растрогать зрителя. Спектакль, отлично выстроенный и срежиссированный, полон метафор, питающих непрестанный интерес к героям хореографического действия. Метафоричны дуэты Балерины и Учителя, где в каждой академической позе дышит импровизационный дух, а академическая выучка звучит ликованием свободных импровизаций. И через мгновение иной Дуэт — Чекиста и Балерины, где исчезает гармония, а пластика танцовщицы напоминает движения заводной куклы, подчиняющейся чужой прихоти. В дуэтном танце, где герои остаются один на один со сценической пустотой, Эйфман дает нам услышать негромкие голоса надвигающейся беды, затаенные шаги близящегося несчастья. Мастерски придумана и поставлена сцена появления в Императорском Мариинском театре пролетарских зрителей, сначала в изумлении глазеющих на Балерину в роли Эсмеральды, затем толпой окружающих чуждую им «танцорку-аристократку» в балетном тюнике. Впечатляет зрителей и сцена прихода в театр одетых в черную кожу чекистов, мерными и уверенными шагами хозяев прорезающими пространство от кулисы к кулисе. И пошли «лебедушки» да «жизельки» по рукам, да не по барским и холеным, а по мозолистым и жестким. Эпизод безумия Балерины налагается в спектакле на сцену безумия Жизели из классического балета. Судьба балетной героини сливается с судьбой гениальной исполнительницы партии, и кажется, что исчезает сценическое пространство, и сама жизнь неумолимо вторгается на подмостки.
Со дня премьеры балет не покидает репертуара труппы. Он был показан на зарубежных гастролях во многих странах Европы, Америки и Азии. «„Красная Жизель» — самое совершенное творение Эйфмана из привезенного им в Нью-Йорк репертуара, — сочла американская критика. — В основу сюжета положена трагическая биография знаменитой балерины Мариинского театра Ольги Спесивцевой. С этой биографией Эйфман, по свидетельству знатоков, обошелся весьма вольно. Нам предлагается не балетный эквивалент жизнеописания Спесивцевой, а балет по мотивам его, в котором балетмейстер ставит мучащие его вопросы искусства и власти, искусства и эмиграции. И воспринимать этот балет нужно именно так. „Красная Жизель» в равной мере может быть названа и политическим и психологическим балетом. Столкновение нежной, хрупкой балерины, воспитанной в теплице Мариинского балета, с жестокой и грубой революционной властью не могло не кончиться трагически. Хореография Эйфмана в „Красной Жизели» сочетает в себе несоединимое: классический балет на пуантах и пародию, работу на полу и подъемы, спирали и скольжения, эротику и целомудрие. Тут срабатывает свойственное хореографу чувство меры и гармонии. Его хореография легко читается даже без синопсиса».
А. Деген, И. Ступников
Фото Евгения Матвеева
Я рекомендую
Это интересно
Твитнуть
реклама
вам может быть интересно
КРАСНАЯ ЖИЗЕЛЬ (Театр балета Бориса Эйфмана)
Балет Бориса Эйфмана
на музыку П. И. Чайковского, А. Шнитке, Ж. Бизе
Художник: Вячеслав Окунев
Свет: Борис Эйфман
Хореографическая фантазия Бориса Эйфмана увековечила историю великой русской балерины Ольги Спесивцевой, которая попала в водоворот событий эпохи революционного террора. Вынужденная эмиграция и личные драмы усугубили душевные терзания героини, что привело к трагической развязке. Необычайно выразительная хореография, неисчерпаемая режиссерская фантазия, великолепное сценическое решение привлекают к этому спектаклю новых поклонников. Сам хореограф отмечает, что «Красная Жизель» – одна из важнейших ступеней в его творческом восхождении.
Борис Эйфман: «Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века. Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход. Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой. Но роковую роль в жизни Спесивцевой сыграло и то, что, будучи прима-балериной, она оказалась вовлечена в кровавые события революционного Петрограда, и этот красный знак, как знак судьбы, преследовал и мучил её. Эмиграция принесла не только разочарования – как творческие, так и личные – но и наполнила жизнь Спесивцевой еще большими трагедиями, что привело, в конечном итоге, к катастрофе. Создавая этот спектакль, мы хотели, чтобы балетный театр отдал дань памяти Ольге Спесивцевой – великой балерине с трагической судьбой».
* Билеты можно приобрести в кассах Александринского театра. Бронирование — по телефону +7 (812) 312-15-45
Борис Эйфман представил публике обновленный балет «Красная Жизель»
Балерина (Мария Абашова) и Партнер (Олег Габышев). Фото предоставлено пресс-службой театра
Балет «Красная Жизель» был создан в 1997 году. Это один из «шлягеров» театра, за основу которого хореограф взял историю жизни русской балерины Ольги Спесивцевой — блистательной танцовщицы Мариинского театра, одной из коронных партий которой была Жизель. В годы революции она стала женой влиятельного партийца Бориса Каплуна, с которым прожила несколько непростых лет, прежде чем эмигрировала во Францию. Там она познакомилась и танцевала с Сержем Лифарем, чувства к которому остались без ответа. За этим последовал отъезд в Америку и долгие годы жизни в эмиграции. Непростая судьба балерины привела ее, как и Жизель, к помутнению рассудка, а Бориса Эйфмана — к созданию балета, который можно назвать витриной художественного метода хореографа.
Надо отметить сразу, что обновление касается, в основном, хореографическог
По-новому смотрятся сольные партии и некоторые общие сцены. Партнер (прототипом которого стал Серж Лифарь) в исполнении Олега Габышева, например, в новой версии более неоднозначен и противоречив — за счет более динамичного и амплитудного рисунка партии. Главная же героиня, Балерина (Мария Абашова) — тут причиной и физика танцовщицы, и менее лиричный, состоящий из крупных, усиленных движений, текст — в некоторых сценах кажется очень земной, практичной, уравновешенной. А это, в свою очередь, идет в разлад с повествованием, но при этом возводит в максимум зрелищность спектакля.
В то же время фабула, декорации, герои, костюмы — все это изменений относительно оригинальной постановки практически не претерпело. Любящий Эйфмана зритель с радостью найдет в постановке все то, чем знаменит постановщик — и дуэты, соперничающие по сложности с морскими узлами, и кордебалетные сцены, изображающие безликую и жестокую к героям толпу, и эффектные сценографические решения (в «Красной Жизели», например, героиню облекают в красное полотнище, которое оборачивается то советским знаменем, то пятиконечной зведой, то закрывает сцену императорского театра, где прежде танцевала героиня). Мягкого, интеллигетного Учителя, готовившего Балерину к большой сцене, представителя той, старой России, (эту партию исполняет Олег Марков) чекисты уничтожают, буквально распяв на балетном барре — и это тоже один из любимых образов хореографа.
Тема безумия, скрупулезно исследуемая Эйфманом в этом балете (как и во множестве других), к счастью, не рифмуется с революционным заревом, отблески которого так ярки в «Красной Жизели». Ряд снов и видений, где Балерина кружится среди мертвых невест-виллис, где ее затягивает темнота, из которой вдруг появляется голова Партнера; купол Мариинского театра как символ ее таланта и душевной стойкости, обрушенный на сцену; в финале Балерина скрывается за подернутыми дымкой зеркалами — вечными спутниками любой танцовщицы, и одновременно символами иллюзорности, изменчивости, обмана — все это создает многомерную и пугающе реалистичную историю душевного распада.
Публика приняла новую редакцию балета очень бурно — пожалуй, в контексте спектакля будет уместно сказать, что зрители сходили с ума. К счастью, от радости.
Комментарии для элемента не найдены.
Борис Эйфман представил публике обновленный балет «Красная Жизель»
Балерина (Мария Абашова) и Партнер (Олег Габышев). Фото предоставлено пресс-службой театра
Балет «Красная Жизель» был создан в 1997 году. Это один из «шлягеров» театра, за основу которого хореограф взял историю жизни русской балерины Ольги Спесивцевой — блистательной танцовщицы Мариинского театра, одной из коронных партий которой была Жизель. В годы революции она стала женой влиятельного партийца Бориса Каплуна, с которым прожила несколько непростых лет, прежде чем эмигрировала во Францию. Там она познакомилась и танцевала с Сержем Лифарем, чувства к которому остались без ответа. За этим последовал отъезд в Америку и долгие годы жизни в эмиграции. Непростая судьба балерины привела ее, как и Жизель, к помутнению рассудка, а Бориса Эйфмана — к созданию балета, который можно назвать витриной художественного метода хореографа.
Надо отметить сразу, что обновление касается, в основном, хореографическог
По-новому смотрятся сольные партии и некоторые общие сцены. Партнер (прототипом которого стал Серж Лифарь) в исполнении Олега Габышева, например, в новой версии более неоднозначен и противоречив — за счет более динамичного и амплитудного рисунка партии. Главная же героиня, Балерина (Мария Абашова) — тут причиной и физика танцовщицы, и менее лиричный, состоящий из крупных, усиленных движений, текст — в некоторых сценах кажется очень земной, практичной, уравновешенной. А это, в свою очередь, идет в разлад с повествованием, но при этом возводит в максимум зрелищность спектакля.
В то же время фабула, декорации, герои, костюмы — все это изменений относительно оригинальной постановки практически не претерпело. Любящий Эйфмана зритель с радостью найдет в постановке все то, чем знаменит постановщик — и дуэты, соперничающие по сложности с морскими узлами, и кордебалетные сцены, изображающие безликую и жестокую к героям толпу, и эффектные сценографические решения (в «Красной Жизели», например, героиню облекают в красное полотнище, которое оборачивается то советским знаменем, то пятиконечной зведой, то закрывает сцену императорского театра, где прежде танцевала героиня). Мягкого, интеллигетного Учителя, готовившего Балерину к большой сцене, представителя той, старой России, (эту партию исполняет Олег Марков) чекисты уничтожают, буквально распяв на балетном барре — и это тоже один из любимых образов хореографа.
Тема безумия, скрупулезно исследуемая Эйфманом в этом балете (как и во множестве других), к счастью, не рифмуется с революционным заревом, отблески которого так ярки в «Красной Жизели». Ряд снов и видений, где Балерина кружится среди мертвых невест-виллис, где ее затягивает темнота, из которой вдруг появляется голова Партнера; купол Мариинского театра как символ ее таланта и душевной стойкости, обрушенный на сцену; в финале Балерина скрывается за подернутыми дымкой зеркалами — вечными спутниками любой танцовщицы, и одновременно символами иллюзорности, изменчивости, обмана — все это создает многомерную и пугающе реалистичную историю душевного распада.
Публика приняла новую редакцию балета очень бурно — пожалуй, в контексте спектакля будет уместно сказать, что зрители сходили с ума. К счастью, от радости.
Комментарии для элемента не найдены.
ОЛЬГА СПЕСИВЦЕВА — КРАСНАЯ ЖИЗЕЛЬ: 0_stranger — LiveJournal
Балет «Красная Жизель» формально о судьбе русской балерины Ольги Спесивцевой (1895 — 1991). Ее биография — удивительный пример восходящей социальной мобильности в Российской империи. Рано лишившись отца, она оказалась вместе с двумя сестрами в приюте для детей ветеранов сцены. Оттуда сестры чудесным образом попали в Санкт-Петербургское театральное училище. После его окончания в 1913 г. Ольга сразу была принята в труппу Мариинского театра, где и начала свою блистательную карьеру.А потом случилась революция. Она оставила своего мужа балетного критика А.Волынского и сошлась с большевистским функционером (Управляющим делами Петросовета, племянник М.Урицкого и друг Г.Зиновьева), который и помог ей в 1923 г. эмигрировать из Советской России (формальный повод — лечение за границей). Одна из ее главных партий — Жизель. Ольга так глубоко вошла в эту роль, что порою стиралась грань между игрой и провалом в начинающееся психическое расстройство.
Короткое время блистала на сцене парижской Гранд Опера, потом сошла с ума и 20 лет провела в психиатрической лечебнице в Америке. Умерла в 1991 году в доме для престарелых (пансионате), основанном потомками Л. Н. Толстого. В последний раз она танцевала в 1939 году.
Ольга Спесивцева в 1921 г.
«Эта судьба вдохновила Алексея Учителя на создание фильма «Мания Жизели»(1995). Говорят, что эту идею ему подсказал Эйфман, который, однако, сам тоже решил ее воплотить в жизнь, но на своем языке танца.
«Я был потрясён, узнав детали её жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись совершенно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить её судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход», — сказал Борис Эйфман.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИБРЕТТО
«Красная Жизель»
ЛИБРЕТТО
Хореография: Б. Эйфман
Музыка: П. Чайковский, А. Шнитке, Ж. Бизе
Художник: Вячеслав Окунев
АКТ ПЕРВЫЙ
Революционный Петроград. В балетном классе бывшего императорского театра идет урок классического танца. Строгий и придирчивый Учитель среди всех танцовщиц выделяет ту, чей совершенный танец и чуть загадочный облик воплощают его идеал прекрасного.
Сверкающий позолотой зрительный зал. Выступление Балерины вызывает всеобщий восторг. Среди поклонников и представитель новой власти, Чекист. Не только прекрасным искусством влечет его Балерина. Грубый напор, властные объятия Чекиста подавляют ее волю.
Чекист вводит Балерину в свой, неведомый ей мир, где дикий разгул революционной толпы превращается в безумный праздник уничтожения. И царит на этом празднике она сама, забыв на миг заветы Учителя. Однако заложенные им духовные ценности оказываются сильнее дурмана разрушения. Балерина возвращается в балетный класс, к Учителю.
В стенах театра новая власть, жестокая и агрессивная, подавляющая все на своем пути. Белые Балерины должны стать послушным орудием красной идеи. Учитель в отчаянии. Происходящее невыносимо, но он не может что-либо изменить.
Сложные отношения связывают Балерину и Чекиста. Здесь влечение и неприятие, страсть и непонимание. Чекист позволяет Балерине присоединиться к эмигрантам, навсегда покидающим Россию.
АКТ ВТОРОЙ
Балетный класс парижской Гранд Опера. Известный танцовщик и хореограф ведет репетицию. Предлагаемая им танцевальная пластика непривычна для Балерины, но вдохновенный талант творца увлекает. Танцовщик становится Партнером, обоих ждет триумфальный успех.
Зародившееся чувство к Партнеру не встречает взаимности. Безответная любовь, одиночество в чужом мире все больше обостряют признаки душевного надлома.
Балерина пытается забыться в атмосфере веселящегося Парижа. Но призраки прошлого преследуют ее и здесь. Не дают покоя красные отблески революции, кошмарным наваждением является Чекист.
Не приносит забвения даже любимая роль Жизели, в которой Балерина неизменно потрясала зрителей, завоевала мировую славу. Участь Жизели уготована ей самой — предательство возлюбленного, сумасшествие. Зеркала преломляют больное сознание великой Балерины. И безумие видится спасением, уходом в мерцающий мир «той стороны зеркального стекла».
Балет Бориса Эйфмана «Красная Жизель» (балет в 2-х действиях) | Афиша
Либретто КРАСНАЯ ЖИЗЕЛЬ.
Продолжительность 2:40
Действующие лица и исполнители:
Балерина — Айнур Абильгазина;
Чекист — Даурен Женис;
Учитель — Руслан Кадыров;
Партнер — Фархад Буриев;
Друг — Нурлан Байбусинов.
Акт первый
Революционный Петроград. В балетном классе бывшего императорского театра идет урок классического танца. Строгий и придирчивый Учитель среди своих танцовщиц выделяет ту, чей совершенный танец и чуть загадочный облик воплощают его идеал прекрасного.
Сверкающий позолотой зрительный зал. Выступление Балерины вызывает всеобщий восторг. Среди поклонников и представитель новой власти, Чекист. Не только прекрасным искусством влечет его Балерина. Грубый напор, властные объятия Чекиста подавляют ее волю.
Чекист вводит Балерину в свой, неведомый мир, где дикий разгул революционной толпы превращается в безумный праздник уничтожения. И царит на этом празднике она сама, забыв на миг заветы Учителя. Однако, заложенные им духовные ценности оказываются сильнее дурмана разрушения. Балерина возвращается в балетный класс, к Учителю.
В стенах театра новая власть, жестокая и агрессивная, подавляющая все на своем пути.
Белые Балерины должны стать послушным орудием красной идеи. Учитель в отчаянии. Происходящее невыносимо, но он не может что-либо изменить.
Сложные отношения связывают Балерину и Чекиста. Здесь влечение и неприятие, страсть и непонимание.Чекист позволяет Балерине присоединиться к эмигрантам, навсегда покидающим Россию.
Акт второй
Балетный класс парижской Гранд Опера. Известный танцовщик и хореограф ведет репетицию. Предлагаемая им танцевальная пластика непривычна для Балерины, но вдохновенный талант творца увлекает. Танцовщик становится Партнером, обоих ждет триумфальный успех.
Зародившееся чувство к партнеру не встречает взаимности. Безответная любовь, одиночество в чужом мире все больше обостряют признаки душевного надлома.
Балерина пытается забыться в атмосфере веселящегося Парижа. Но призраки прошлого преследуют ее и здесь. Не дают покоя красные отблески революции, кошмарным наваждением является Чекист.
Не приносит забвения даже любимая роль Жизели, в которой Балерина неизменно потрясала зрителей, завоевала мировую славу. Участь Жизели уготована ей самой: предательство возлюбленного, сумасшествие. Зеркала преломляют больное сознание великой Балерины. И безумие видится спасением, уходом в мерцающий мир «той стороны зеркального стекла».
Балетмейстер-постановщик – БОРИС ЭЙФМАН, народный артист России, лауреат Государственной премии, (г.Санкт-Петербург).
Женские уроки, французский урок, гульба, чекисты, виллисы, триумф, крестьяне, чарльстон, свита – артисты балета Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая.
Начало в 17:00.