Балет красная жизель: Красная Жизель – Балет Эйфмана «Красная Жизель» (Red Giselle)

Красная Жизель

Хореографическая фантазия Бориса Эйфмана увековечила историю великой русской балерины Ольги Спесивцевой, которая попала в водоворот событий эпохи революционного террора. Вынужденная эмиграция и личные драмы усугубили душевные терзания героини, что привело к трагической развязке.

Необычайно выразительная хореография, неисчерпаемая режиссерская фантазия, великолепное сценическое решение привлекают к этому спектаклю новых поклонников. Сам хореограф отмечает, что «Красная Жизель» – одна из важнейших ступеней в его творческом восхождении.

Со временем спектакль выпал из репертуара Театра. Однако в 2015 году Борис Эйфман возродил знаменитый балет, переработав и усовершенствовав его хореографическую партитуру. Сценография постановки была также обновлена.

«Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века. Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход.

Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой. Но роковую роль в жизни Спесивцевой сыграло и то, что, будучи прима-балериной, она оказалась вовлечена в кровавые события революционного Петрограда, и этот красный знак, как знак судьбы, преследовал и мучил её. Эмиграция принесла не только разочарования  как творческие, так и личные  но и наполнила жизнь Спесивцевой еще большими трагедиями, что привело, в конечном итоге, к катастрофе.

Создавая этот спектакль, мы хотели, чтобы балетный театр отдал дань памяти Ольге Спесивцевой  великой балерине с трагической судьбой».

Борис Эйфман

 

Акт первый

Революционный Петроград. Урок классического танца в Мариинском театре. Среди учениц строгий Учитель выделяет ту, чьи совершенные движения воплощают его идеал прекрасного.

Переполненный зал рукоплещет Балерине. Среди ее поклонников – Комиссар, олицетворение новой власти. Его мощь манит и подавляет Балерину.

Комиссар вводит ее в свой мир, где царят разрушение и хаос. Однако эйфория, которой поддалась Балерина, рассеивается. Она возвращается в балетный класс, к Учителю.

В стенах театра утверждается новая власть, подчиняющая себе высокое искусство. Учитель в отчаянии. Его мир растоптан.

Связь с Комиссаром мучительна для Балерины. Страх смешивается с влечением.

Комиссар позволяет Балерине покинуть Россию

 

Акт второй

Париж, Гранд Опера. Молодой хореограф предлагает Балерине новую, незнакомую для нее пластику и становится ее Партнером. Обоих ждет триумфальный успех.

Зародившееся чувство к Партнеру не встречает взаимности. Безответная любовь, одиночество в чужом мире все больше усиливают душевный надлом.

Балерина пытается забыться, окунувшись в атмосферу парижского веселья. Но призраки прошлого продолжают преследовать ее.

Любимая роль Жизели, в которой блистает Балерина, не приносит душевного спасения. Участь Жизели уготована ей самой – предательство возлюбленного, сумасшествие. Рассудок героини не выдерживает потрясений. Лик Балерины тает в зазеркалье.

«…Это в высшей степени драматическая художественная работа, доведенная до совершенства форма балета-повествования, к которой стремится западный зритель».

Анна Киссельгофф, «Нью-Йорк Таймс». 10 апреля 1998

«Красная Жизель» является пылким повествованием, в котором тело говорит и кричит, где пространственная дезориентация выступает как метафора физического расстройства героини Спесивцевой. Баланчин – нео-классик, в то время как Эйфман – нео-романтик».

Роберт Джонсон. 10 апреля 1998

«Балет Бориса Эйфмана «Красная Жизель» – по своему драматизму один из величайших балетов 20-го века. Потрясающее представление, не оставляющее сомнения в том, что сегодня этот русский хореограф и его артисты – среди самых восхитительных артистов, завораживающих публику».

Октавио Рока, «Сан-Франциско Хроникал». 9 мая 2003

Балет Эйфмана «Красная Жизель» (Red Giselle)

Red Giselle

Дата премьеры

28.01.1997

Жанр

Страна

Россия

Балет Эйфмана «Красная Жизель». Фото Евгения Матвеева

Балет в двух актах на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Ж. Бизе. Балетмейстер и сценарист Б. Эйфман, художник В. Окунев.

Премьера состоялась 28 января 1997 года в Санкт-Петербургском театре балета под руководством Бориса Эйфмана.

Сюжет

1. Революционный Петроград. В балетном классе бывшего императорского театра идет урок классического танца. Строгий и придирчивый Учитель среди всех танцовщиц выделяет ту, чей совершенный танец и чуть загадочный облик воплощает его идеал прекрасного.

Сверкающий позолотой зрительный зал. Выступление Балерины вызывает всеобщий восторг. Среди поклонников и представителей новой власти — Чекист. Не только прекрасным искусством влечет его Балерина. Грубый напор, властные объятия Чекиста подавляют ее волю.

Чекист вводит Балерину в свой, неведомый ей мир, где дикий разгул революционной толпы превращается в безумный праздник уничтожения. И царит на этом празднике она сама, забыв на миг заветы Учителя. Однако заложенные им духовные ценности оказываются сильнее дурмана разрушения. Балерина возвращается в балетный класс к Учителю.

В стенах театра новая власть, жестокая и агрессивная, подавляющая все на своем пути. Белые балерины должны стать послушным орудием неправедной красной идеи. Учитель в отчаянии. Происходящее невыносимо, но он не может что-либо изменить.

Сложные отношения связывают Балерину и Чекиста. Здесь влечение и неприятие, страсть и непонимание. Чекист позволяет Балерине присоединиться к эмигрантам, навсегда покидающим Россию.

Балет Эйфмана «Красная Жизель». Фото Евгения Матвеева

2. Балетный класс парижской Гранд-Опера. Известный танцовщик и хореограф ведет репетицию. Предлагаемая им танцевальная пластика непривычна для Балерины, но вдохновенный талант творца увлекает ее. Танцовщик становится Партнером, обоих ждет триумфальный успех.

Зародившееся чувство к Партнеру не встречает взаимности. Безответная любовь, одиночество в чужом мире все больше обостряют признаки душевного надлома.

Балерина пытается забыться в атмосфере веселящегося Парижа. Но призраки прошлого преследуют ее и здесь. Не дают покоя красные отблески революции, кошмарным наваждением является Чекист.

Не приносит забвения даже любимая роль Жизели, в которой Балерина неизменно потрясала зрителей, завоевала мировую славу. Участь Жизели уготована ей самой — предательство возлюбленного, сумасшествие. Зеркала преломляют больное сознание великой Балерины. И безумие видится спасением, уходом в мерцающий мир «той стороны зеркального стекла».

Балет Эйфмана «Красная Жизель». Фото Евгения Матвеева

В спектакле была использована музыка Чайковского (IV часть серенады для струнного оркестра до мажор, симфоническая фантазия к драме У. Шекспира «Буря», симфония «Манфред», элегия памяти Самарина, симфоническая фантазия по Данте «Франческа да Римини»), Альфреда Шнитке («Ритуал» для большого симфонического оркестра, Concerto grosso № 2 для скрипки и виолончели с оркестром, «Гоголь-сюита», Концерт для альта с оркестром, «Не сон в летнюю ночь»), Жоржа Бизе («Арлезианка»), а также финал балета «Жизель» (Адольф Адан — Борис Асафьев). Во втором акте звучали чарльстоны: «Yes, Sir, that’s my Baby» (Walter Donaldson), «Golden Nugget» (Horst Aekermann), «Lady in Red» (Bert Loska — Stefan Laube). Вся эта композиция, сотканная из, казалось бы, разношерстных элементов, служит превосходным эмоциональным фоном балета.

Постановщик балета Борис Эйфман так рассказывает о рождении идеи его создания: «Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века. Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, двадцать лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход. Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой. Но роковую роль в жизни Спесивцевой сыграло и то, что, будучи прима-балериной, она оказалась вовлечена в кровавые события революционного Петрограда, и этот красный знак, как знак судьбы, преследовал и мучил ее. Эмиграция принесла не только разочарования — как творческие, так и личные, но и наполнила ее жизнь еще большими трагедиями, что привело, в конечном счете, к катастрофе. Создавая этот спектакль, мы хотели, чтобы балетный театр отдал дань памяти Ольге Спесивцевой — великой балерине с трагической судьбой».

«Красная Жизель». Фото Евгения Матвеева

На премьерных спектаклях главные партии исполнили Елена Кузьмина и Вера Арбузова (Балерина), Алексей Уткин и Александр Рачинский (Учитель), Альберт Галичанин и Борис Хвойницкий (Чекист), Игорь Марков и Юрий Ананян (Партнер). Художник Владислав Окунев сделал лаконичное, но образное оформление спектакля, включая изысканные интерьеры Мариинского театра и Гранд-Опера, шикарного ресторана, балетного класса и ирреально-зеркальный мир безумия.

Не стоит искать в балете слишком прямых аналогий: судьба Спесивцевой во многом схожа с судьбами многих деятелей балетного театра, вынужденных в «красные годы» революции покинуть Петроград и искать места под солнцем в иных странах. Эйфман не дает своим героям имен и фамилий, а называет их: Балерина, Учитель, Партнер, Чекист, словно подчеркивая этим общность судеб многих людей того поколения. Зритель волен, конечно, увидеть за этими нарицательными существительными имена собственные — Ольги Спесивцевой, философа и балетного критика Акима Волынского, танцовщика и хореографа Сергея Лифаря и Бориса Каплуна, члена коллегии отдела Управления Петросовета в начале 20-х годов. Но общность многих судеб — разбитых и искалеченных — превалирует в спектакле. Частности, как бы утверждает хореограф, — это лишь отдаленные росчерки «красного времени» на потемневшем зеркале балетного зала: у одних жизнь сложилась так, у других — иначе, но у всех она дала трещину.

«Красная Жизель». Фото Евгения Матвеева

В «Красной Жизели» нет бытописательства. Здесь — жесткий отбор средств и эмоций, строгая дисциплина чувств, никакой сентиментальности, рассчитанной на то, чтобы растрогать зрителя. Спектакль, отлично выстроенный и срежиссированный, полон метафор, питающих непрестанный интерес к героям хореографического действия. Метафоричны дуэты Балерины и Учителя, где в каждой академической позе дышит импровизационный дух, а академическая выучка звучит ликованием свободных импровизаций. И через мгновение иной Дуэт — Чекиста и Балерины, где исчезает гармония, а пластика танцовщицы напоминает движения заводной куклы, подчиняющейся чужой прихоти. В дуэтном танце, где герои остаются один на один со сценической пустотой, Эйфман дает нам услышать негромкие голоса надвигающейся беды, затаенные шаги близящегося несчастья. Мастерски придумана и поставлена сцена появления в Императорском Мариинском театре пролетарских зрителей, сначала в изумлении глазеющих на Балерину в роли Эсмеральды, затем толпой окружающих чуждую им «танцорку-аристократку» в балетном тюнике. Впечатляет зрителей и сцена прихода в театр одетых в черную кожу чекистов, мерными и уверенными шагами хозяев прорезающими пространство от кулисы к кулисе. И пошли «лебедушки» да «жизельки» по рукам, да не по барским и холеным, а по мозолистым и жестким. Эпизод безумия Балерины налагается в спектакле на сцену безумия Жизели из классического балета. Судьба балетной героини сливается с судьбой гениальной исполнительницы партии, и кажется, что исчезает сценическое пространство, и сама жизнь неумолимо вторгается на подмостки.

Балет Эйфмана «Красная Жизель». Фото Евгения Матвеева

Со дня премьеры балет не покидает репертуара труппы. Он был показан на зарубежных гастролях во многих странах Европы, Америки и Азии. «„Красная Жизель» — самое совершенное творение Эйфмана из привезенного им в Нью-Йорк репертуара, — сочла американская критика. — В основу сюжета положена трагическая биография знаменитой балерины Мариинского театра Ольги Спесивцевой. С этой биографией Эйфман, по свидетельству знатоков, обошелся весьма вольно. Нам предлагается не балетный эквивалент жизнеописания Спесивцевой, а балет по мотивам его, в котором балетмейстер ставит мучащие его вопросы искусства и власти, искусства и эмиграции. И воспринимать этот балет нужно именно так. „Красная Жизель» в равной мере может быть названа и политическим и психологическим балетом. Столкновение нежной, хрупкой балерины, воспитанной в теплице Мариинского балета, с жестокой и грубой революционной властью не могло не кончиться трагически. Хореография Эйфмана в „Красной Жизели» сочетает в себе несоединимое: классический балет на пуантах и пародию, работу на полу и подъемы, спирали и скольжения, эротику и целомудрие. Тут срабатывает свойственное хореографу чувство меры и гармонии. Его хореография легко читается даже без синопсиса».

А. Деген, И. Ступников

Фото Евгения Матвеева

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

реклама

вам может быть интересно

КРАСНАЯ ЖИЗЕЛЬ (Театр балета Бориса Эйфмана)

Балет Бориса Эйфмана
на музыку П. И. Чайковского, А. Шнитке, Ж. Бизе
Художник: Вячеслав Окунев
Свет: Борис Эйфман

Хореографическая фантазия Бориса Эйфмана увековечила историю великой русской балерины Ольги Спесивцевой, которая попала в водоворот событий эпохи революционного террора. Вынужденная эмиграция и личные драмы усугубили душевные терзания героини, что привело к трагической развязке. Необычайно выразительная хореография, неисчерпаемая режиссерская фантазия, великолепное сценическое решение привлекают к этому спектаклю новых поклонников. Сам хореограф отмечает, что «Красная Жизель» – одна из важнейших ступеней в его творческом восхождении.

Борис Эйфман: «Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века. Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход. Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой. Но роковую роль в жизни Спесивцевой сыграло и то, что, будучи прима-балериной, она оказалась вовлечена в кровавые события революционного Петрограда, и этот красный знак, как знак судьбы, преследовал и мучил её. Эмиграция принесла не только разочарования – как творческие, так и личные – но и наполнила жизнь Спесивцевой еще большими трагедиями, что привело, в конечном итоге, к катастрофе. Создавая этот спектакль, мы хотели, чтобы балетный театр отдал дань памяти Ольге Спесивцевой – великой балерине с трагической судьбой».

* Билеты можно приобрести в кассах Александринского театра. Бронирование — по телефону  +7 (812) 312-15-45

Борис Эйфман представил публике обновленный балет «Красная Жизель»

Балерина (Мария Абашова) и Партнер (Олег Габышев). Фото предоставлено пресс-службой театра 

Балет «Красная Жизель» был создан в 1997 году. Это один из «шлягеров» театра, за основу которого хореограф взял историю жизни русской балерины Ольги Спесивцевой — блистательной танцовщицы Мариинского театра, одной из коронных партий которой была Жизель. В годы революции она стала женой влиятельного партийца Бориса Каплуна, с которым прожила несколько непростых лет, прежде чем эмигрировала во Францию. Там она познакомилась и танцевала с Сержем Лифарем, чувства к которому остались без ответа. За этим последовал отъезд в Америку и долгие годы жизни в эмиграции. Непростая судьба балерины привела ее, как и Жизель, к помутнению рассудка, а Бориса Эйфмана — к созданию балета, который можно назвать витриной художественного метода хореографа.

Надо отметить сразу, что обновление касается, в основном, хореографического текста — по словам самого Бориса Эйфмана, со времени премьеры технические возможности труппы возрасли, соответственно, измениться должна была и хореография.

По-новому смотрятся сольные партии и некоторые общие сцены. Партнер (прототипом которого стал Серж Лифарь) в исполнении Олега Габышева, например, в новой версии более неоднозначен и противоречив — за счет более динамичного и амплитудного рисунка партии. Главная же героиня, Балерина (Мария Абашова) — тут причиной и физика танцовщицы, и менее лиричный, состоящий из крупных, усиленных движений, текст — в некоторых сценах кажется очень земной, практичной, уравновешенной. А это, в свою очередь, идет в разлад с повествованием, но при этом возводит в максимум зрелищность спектакля.

В то же время фабула, декорации, герои, костюмы — все это изменений относительно оригинальной постановки практически не претерпело. Любящий Эйфмана зритель с радостью найдет в постановке все то, чем знаменит постановщик — и дуэты, соперничающие по сложности с морскими узлами, и кордебалетные сцены, изображающие безликую и жестокую к героям толпу, и эффектные сценографические решения (в «Красной Жизели», например, героиню облекают в красное полотнище, которое оборачивается то советским знаменем, то пятиконечной зведой, то закрывает сцену императорского театра, где прежде танцевала героиня). Мягкого, интеллигетного Учителя, готовившего Балерину к большой сцене, представителя той, старой России, (эту партию исполняет Олег Марков) чекисты уничтожают, буквально распяв на балетном барре — и это тоже один из любимых образов хореографа.

Тема безумия, скрупулезно исследуемая Эйфманом в этом балете (как и во множестве других), к счастью, не рифмуется с революционным заревом, отблески которого так ярки в «Красной Жизели». Ряд снов и видений, где Балерина кружится среди мертвых невест-виллис, где ее затягивает темнота, из которой вдруг появляется голова Партнера; купол Мариинского театра как символ ее таланта и душевной стойкости, обрушенный на сцену; в финале Балерина скрывается за подернутыми дымкой зеркалами — вечными спутниками любой танцовщицы, и одновременно символами иллюзорности, изменчивости, обмана — все это создает многомерную и пугающе реалистичную историю душевного распада.

Публика приняла новую редакцию балета очень бурно — пожалуй, в контексте спектакля будет уместно сказать, что зрители сходили с ума. К счастью, от радости.

Комментарии для элемента не найдены.

Борис Эйфман представил публике обновленный балет «Красная Жизель»

Балерина (Мария Абашова) и Партнер (Олег Габышев). Фото предоставлено пресс-службой театра 

Балет «Красная Жизель» был создан в 1997 году. Это один из «шлягеров» театра, за основу которого хореограф взял историю жизни русской балерины Ольги Спесивцевой — блистательной танцовщицы Мариинского театра, одной из коронных партий которой была Жизель. В годы революции она стала женой влиятельного партийца Бориса Каплуна, с которым прожила несколько непростых лет, прежде чем эмигрировала во Францию. Там она познакомилась и танцевала с Сержем Лифарем, чувства к которому остались без ответа. За этим последовал отъезд в Америку и долгие годы жизни в эмиграции. Непростая судьба балерины привела ее, как и Жизель, к помутнению рассудка, а Бориса Эйфмана — к созданию балета, который можно назвать витриной художественного метода хореографа.

Надо отметить сразу, что обновление касается, в основном, хореографического текста — по словам самого Бориса Эйфмана, со времени премьеры технические возможности труппы возрасли, соответственно, измениться должна была и хореография.

По-новому смотрятся сольные партии и некоторые общие сцены. Партнер (прототипом которого стал Серж Лифарь) в исполнении Олега Габышева, например, в новой версии более неоднозначен и противоречив — за счет более динамичного и амплитудного рисунка партии. Главная же героиня, Балерина (Мария Абашова) — тут причиной и физика танцовщицы, и менее лиричный, состоящий из крупных, усиленных движений, текст — в некоторых сценах кажется очень земной, практичной, уравновешенной. А это, в свою очередь, идет в разлад с повествованием, но при этом возводит в максимум зрелищность спектакля.

В то же время фабула, декорации, герои, костюмы — все это изменений относительно оригинальной постановки практически не претерпело. Любящий Эйфмана зритель с радостью найдет в постановке все то, чем знаменит постановщик — и дуэты, соперничающие по сложности с морскими узлами, и кордебалетные сцены, изображающие безликую и жестокую к героям толпу, и эффектные сценографические решения (в «Красной Жизели», например, героиню облекают в красное полотнище, которое оборачивается то советским знаменем, то пятиконечной зведой, то закрывает сцену императорского театра, где прежде танцевала героиня). Мягкого, интеллигетного Учителя, готовившего Балерину к большой сцене, представителя той, старой России, (эту партию исполняет Олег Марков) чекисты уничтожают, буквально распяв на балетном барре — и это тоже один из любимых образов хореографа.

Тема безумия, скрупулезно исследуемая Эйфманом в этом балете (как и во множестве других), к счастью, не рифмуется с революционным заревом, отблески которого так ярки в «Красной Жизели». Ряд снов и видений, где Балерина кружится среди мертвых невест-виллис, где ее затягивает темнота, из которой вдруг появляется голова Партнера; купол Мариинского театра как символ ее таланта и душевной стойкости, обрушенный на сцену; в финале Балерина скрывается за подернутыми дымкой зеркалами — вечными спутниками любой танцовщицы, и одновременно символами иллюзорности, изменчивости, обмана — все это создает многомерную и пугающе реалистичную историю душевного распада.

Публика приняла новую редакцию балета очень бурно — пожалуй, в контексте спектакля будет уместно сказать, что зрители сходили с ума. К счастью, от радости.

Комментарии для элемента не найдены.

ОЛЬГА СПЕСИВЦЕВА — КРАСНАЯ ЖИЗЕЛЬ: 0_stranger — LiveJournal

Балет «Красная Жизель» формально о судьбе русской балерины Ольги Спесивцевой (1895 — 1991). Ее биография — удивительный пример восходящей социальной мобильности в Российской империи. Рано лишившись отца, она оказалась вместе с двумя сестрами в приюте для детей ветеранов сцены. Оттуда сестры чудесным образом попали в Санкт-Петербургское театральное училище. После его окончания в 1913 г. Ольга сразу была принята в труппу Мариинского театра, где и начала свою блистательную карьеру.
А потом случилась революция. Она оставила своего мужа балетного критика А.Волынского и сошлась с большевистским функционером (Управляющим делами Петросовета, племянник М.Урицкого и друг Г.Зиновьева), который и помог ей в 1923 г. эмигрировать из Советской России (формальный повод — лечение за границей). Одна из ее главных партий — Жизель. Ольга так глубоко вошла в эту роль, что порою стиралась грань между игрой и провалом в начинающееся психическое расстройство.

Короткое время блистала на сцене парижской Гранд Опера, потом сошла с ума и 20 лет провела в психиатрической лечебнице в Америке. Умерла в 1991 году в доме для престарелых (пансионате), основанном потомками Л. Н. Толстого. В последний раз она танцевала в 1939 году.


Ольга Спесивцева в 1921 г.

«Эта судьба вдохновила Алексея Учителя на создание фильма «Мания Жизели»(1995). Говорят, что эту идею ему подсказал Эйфман, который, однако, сам тоже решил ее воплотить в жизнь, но на своем языке танца.
«Я был потрясён, узнав детали её жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись совершенно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить её судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход», — сказал Борис Эйфман.

ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИБРЕТТО
«Красная Жизель»

ЛИБРЕТТО
Хореография: Б. Эйфман
Музыка: П. Чайковский, А. Шнитке, Ж. Бизе
Художник: Вячеслав Окунев

АКТ ПЕРВЫЙ

Революционный Петроград. В балетном классе бывшего императорского театра идет урок классического танца. Строгий и придирчивый Учитель среди всех танцовщиц выделяет ту, чей совершенный танец и чуть загадочный облик воплощают его идеал прекрасного.

Сверкающий позолотой зрительный зал. Выступление Балерины вызывает всеобщий восторг. Среди поклонников и представитель новой власти, Чекист. Не только прекрасным искусством влечет его Балерина. Грубый напор, властные объятия Чекиста подавляют ее волю.

Чекист вводит Балерину в свой, неведомый ей мир, где дикий разгул революционной толпы превращается в безумный праздник уничтожения. И царит на этом празднике она сама, забыв на миг заветы Учителя. Однако заложенные им духовные ценности оказываются сильнее дурмана разрушения. Балерина возвращается в балетный класс, к Учителю.

В стенах театра новая власть, жестокая и агрессивная, подавляющая все на своем пути. Белые Балерины должны стать послушным орудием красной идеи. Учитель в отчаянии. Происходящее невыносимо, но он не может что-либо изменить.

Сложные отношения связывают Балерину и Чекиста. Здесь влечение и неприятие, страсть и непонимание. Чекист позволяет Балерине присоединиться к эмигрантам, навсегда покидающим Россию.

АКТ ВТОРОЙ

Балетный класс парижской Гранд Опера. Известный танцовщик и хореограф ведет репетицию. Предлагаемая им танцевальная пластика непривычна для Балерины, но вдохновенный талант творца увлекает. Танцовщик становится Партнером, обоих ждет триумфальный успех.

Зародившееся чувство к Партнеру не встречает взаимности. Безответная любовь, одиночество в чужом мире все больше обостряют признаки душевного надлома.

Балерина пытается забыться в атмосфере веселящегося Парижа. Но призраки прошлого преследуют ее и здесь. Не дают покоя красные отблески революции, кошмарным наваждением является Чекист.

Не приносит забвения даже любимая роль Жизели, в которой Балерина неизменно потрясала зрителей, завоевала мировую славу. Участь Жизели уготована ей самой — предательство возлюбленного, сумасшествие. Зеркала преломляют больное сознание великой Балерины. И безумие видится спасением, уходом в мерцающий мир «той стороны зеркального стекла».

Балет Бориса Эйфмана «Красная Жизель» (балет в 2-х действиях) | Афиша

Либретто КРАСНАЯ ЖИЗЕЛЬ.

Продолжительность 2:40

Действующие лица и исполнители:

Балерина — Айнур Абильгазина;
Чекист — Даурен Женис;
Учитель — Руслан Кадыров; 
Партнер — Фархад Буриев;
Друг — Нурлан Байбусинов. 

Акт первый
Революционный Петроград. В балетном классе бывшего императорского театра идет урок классического танца. Строгий и придирчивый Учитель среди своих танцовщиц выделяет ту, чей совершенный танец и чуть загадочный облик воплощают его идеал прекрасного.

Сверкающий позолотой зрительный зал. Выступление  Балерины вызывает всеобщий восторг. Среди поклонников и представитель новой власти, Чекист. Не только прекрасным искусством влечет его Балерина. Грубый напор, властные объятия Чекиста подавляют ее волю.


Чекист вводит Балерину в свой, неведомый мир, где дикий разгул революционной толпы превращается в безумный праздник уничтожения. И царит на этом празднике она сама, забыв на миг заветы Учителя. Однако, заложенные им духовные ценности оказываются сильнее дурмана разрушения. Балерина возвращается в балетный класс, к Учителю.

В стенах театра новая власть, жестокая и агрессивная, подавляющая все на своем пути.
Белые Балерины должны стать послушным орудием красной идеи. Учитель в отчаянии. Происходящее невыносимо, но он не может что-либо изменить.


Сложные отношения связывают Балерину и Чекиста. Здесь влечение и неприятие, страсть и непонимание.Чекист позволяет Балерине присоединиться к эмигрантам, навсегда покидающим Россию.

Акт второй

Балетный класс парижской Гранд Опера. Известный танцовщик и хореограф ведет репетицию. Предлагаемая им танцевальная пластика непривычна для Балерины, но вдохновенный талант творца увлекает. Танцовщик становится Партнером, обоих ждет триумфальный успех.
Зародившееся чувство к партнеру не встречает взаимности. Безответная любовь, одиночество в чужом мире все больше обостряют признаки душевного надлома.


Балерина пытается забыться в атмосфере веселящегося Парижа. Но призраки прошлого преследуют ее и здесь. Не дают покоя красные отблески революции, кошмарным наваждением является Чекист.
Не приносит забвения даже любимая роль Жизели, в которой Балерина неизменно потрясала зрителей, завоевала мировую славу. Участь Жизели уготована ей самой: предательство возлюбленного, сумасшествие. Зеркала преломляют больное сознание великой Балерины. И безумие видится спасением, уходом в мерцающий мир «той стороны зеркального стекла».

Балетмейстер-постановщик – БОРИС ЭЙФМАН, народный артист России, лауреат Государственной премии, (г.Санкт-Петербург).

Женские уроки, французский урок, гульба, чекисты, виллисы, триумф, крестьяне, чарльстон, свита – артисты балета Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая.

Начало в 17:00.