Золотая осень революции – Огонек № 35 (5481) от 04.09.2017
Первая персональная выставка-инсталляция Цая Гоцяна «Октябрь» откроется в ГМИИ им. А.С. Пушкина 13 сентября. Какой Октябрьскую революцию покажет москвичам современный художник из Китая, узнал «Огонек»
Анна Сабова
Цай Гоцян, обладатель «Золотого льва» 48-й Венецианской биеннале и многих других наград, прославился как «пороховой» художник. Изучив за 10 лет разрушительные свойства пороха в Японии, он научился использовать его для создания картин и пиротехнических инсталляций. Самые знаменитые из них открывали и закрывали летние Олимпийские игры 2008 года в Пекине. Но в Москву он привезет не только порох и живопись. Главные выставочные пространства ГМИИ также заполнят эскизы для пиротехнических спектаклей и небольшие скульптурные композиции, а в музейном дворике вырастет масштабная инсталляция «Осень». Именно в ней художник выразит свое отношение к Октябрьской революции и ее последствиям.
Чтобы рассказать о социализме в одной инсталляции, Цаю Гоцяну достаточно 350 детских колясок и колыбелей. Главное условие — у каждой должна быть своя история, связанная с одной из московских семей. Сложенные на каркасе из крупных деревьев, вместе они образуют гору, а в каждой колыбели и коляске будет качаться молодая березка. «Во время всей выставки желтые листья будут увядать, оголяя ветви,— пояснил художник.— Большие деревья поддерживают маленькие. Земля питает обитающих на ней людей и детей. Здесь я рассказываю историю о течении времени».
По мысли художника, говорить о революции 1917 года как об общественно-идеологическом потрясении так же бессмысленно, как и ограничивать ее влияние двумя странами — Россией и Китаем. Своей инсталляцией Цай Гоцян показывает, что эпоха, как и народ, состоит из множества судеб. Разглядеть их в историческом событии масштаба революции — значит создать не только памятник вечного стремления человека к лучшему обществу, но и напомнить: «История создается отдельными людьми, которые должны брать на себя ответственность и отвечать за последствия. Выставка не только исследует историческую перспективу России и Китая, но также приглашает зрителей рассмотреть рассказ о социализме как рассказ о людях»,— говорит художник.
11 выставок осени, которые нельзя пропустить — Рамблер/субботний
Иллюстрация: Keiichi Tanaami
7-я Московская международная биеннале современного искусства
© Matthew Barney
Куратор этого года — Юко Хасегава, одна из самых известных кураторов мира, которая в своих проектах борется с европоцентризмом и представляет альтернативные истории искусства и форматы разговора о нем. Заметной фигурой она стала еще в 1990-х: Хасегава давно дружит с Яном Фабром, определила курс развития токийского Национального музея современного искусства MOT, но самый большой резонанс имела ее Шарджская биеннале. В ней участвовали не только художники-неевропейцы, но и неожиданные герои вроде режиссера Апичатпонга Вирасетакуна, основное действие происходило во дворах города, а выставка носила резко политический характер и рассказывала среди прочего о проблемах глобального мира и миграции. Московский проект в этом смысле вышел намного мягче, так как посвящен прежде всего глобальной экологии — тому, как человечество изменило Землю и как это сказывается на отношениях людей друг с другом. Но, пожалуй, более интересно то, что у Хасегавы фактически получился манифест искусства родившихся после 1991-го художников: Московская биеннале покажет, как они видят мир, используют новые медиа, работают с традиционной историей. Ну а о проблемах старого мира и культуры поговорят уже заслуженные художники — Мэттью Барни, Олафур Элиассон и дизайнер Хуссейн Чалаян. Цай Гоцян. ОктябрьКонстантин Бранкузи прославился своей абстрактной скульптурой, но немногие знают, что он был также прекрасным художником и фотографом — и время от времени снимал свои скульптуры сам. Бранкузи фотографировал их со всех углов зрения (иногда с очень близкого расстояния, желая подчеркнуть текстуру материала), с каждого негатива делал как минимум два, а порой до двадцати отпечатков, разных по размеру и границам кадра. В МАММ ожидается 150 снимков Бранкузи— идеальное отражение того, как скульптор видел мир и как была устроена его мастерская и рабочий процесс. Кроме того, на выставке представят его рисунки и скульптуры — в том числе знаменитые „Спящая муза“ и „Прометей“.
© А. А. Монин
Шесть кураторов, пять лет исследовавших коллекцию Бабичева, сходятся в главной идее: в России модернизм не был единым течением — напротив, с 1910-х по 1970-е существовало множество его разновидностей. Даже в отнюдь не „вегетарианские“ времена в работах отечественных художников можно различить отсылки к символизму, русскому варианту импрессионизма, фовизму, кубизму и остальным европейским тенденциям в искусстве. На выставке можно будет увидеть картины звезд — Машкова, Осмеркина, Купервассер — и „невидимых“ после 1932 года авторов, пожертвовавших связью со зрителем и продолжавших свои пластические эксперименты. Keичи Танаами
© Keичи Танаами
Как будто в рифму с открывающейся Московской биеннале в Галерее Гари Татинцяна стартует выставка одного из самых важных художников послевоенного поколения Keичи Танаами — лидера японского поп-арта и в определенный момент художественного руководителя японского Playboy. Он прошел через войну, а во время поездки в Америку познакомился с поп-артом — эти два события во многом определили его работы. В коллажах Танаами фантастические детские образы сочетаются с типичными символами поп-арта и мультипликационными героями. В Москву привезут его работы последних лет — новую масштабную живопись, скульптуру и видео-арт. Такаси Мураками. Будет ласковый дождь© Такаси Мураками
Эстафету японского искусства подхватывает музей „Гараж“ — с живописью, графикой и полнометражными фильмами самого известного художника страны: именно Мураками определил основные оси координат, определяющие национальное искусство Японии. Внимание к традициям, отсутствие типичной для европейцев границы между „высоким“, музейным, и „прикладным“, переживание травматического XX века, влияние массовой культуры и манги — вот точки отсчета для каждого его произведения. Выставка для удобства будет структурирована по всем этим главам: отдельный ее раздел посвящен кураторскому проекту Мураками „Малыш“ (2005), посвященному бомбардировке Хиросимы и Нагасаки и показывающему, какими могут быть другие — принципиально неевропейские — искусство и культура. Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина, Вена© Эль Лисицкий
В этом году Еврейскому музею исполняется пять лет, и сделать большую выставку еврейского художника к юбилею команде хотелось давно. Эль Лисицкий в этом смысле идеальный кандидат: из героев авангарда только Татлина и Родченко в последние годы показывали много и подробно, поэтому большая экспозиция с работами Лисицкого — великого художника, дизайнера и архитектора, прославившегося своими проунами (от «проект утверждения нового»), — как будто компенсирует этот пробел. Выставка в его честь будет огромной, она захватит и Еврейский музей, и Третьяковку. Первому отойдет все, что относится к его участию в еврейской культурно-общественной организации, — книжные иллюстрации, плакаты, фотоколлажи, фотомонтажи, рукописи, документальные фотографии, а в Третьяковке можно будет увидеть проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии и живопись как из собственных архивов, так и со всего мира — из музеев Германии, Голландии и даже Азербайджана. Из интересных объектов — проун «Клином красных бей белых!», который не выставлялся около 40 лет, и проун из Азербайджанского музея, два десятка лет не покидавший пределов страны. Мультимедийную часть выставки, в свою очередь, соберут по мотивам записной книжки Лисицкого из музея Гетти: будет воссоздана карта его контактов — более 30 самых интересных персоналий и документальные свидетельства их общения. Мэт Коллишоу. Seria Ludo. Превращая в игру
© Мэт Коллишоу
Раньше представить, что в Пушкинском покажут поколение YBA — как называют «молодых британских художников», — было довольно сложно, однако чудеса случаются: первым стартует Мэт Коллишоу, один из главных провокаторов этого направления. Среди его программных работ — натюрморты последнего ужина приговоренных к смерти, выполненные в стиле Франсиско де Сурбарана и голландских художников XVII века. Коллишоу встречался с Трейси Эмин, дружил с Дэмиеном Херстом и много работал с картинами старых мастеров. Специально для ГМИИ он придумал произведение по мотивам «Вакханалии» Рубенса: при быстром вращении колоссальной люстры с богатым барочным декором создается эффект мультипликации действия.Фасад Пушкинского музея скрылся за пирамидой из детcких колясок и кроваток
Цай Гоцян. Эскиз инсталляции «Осень». 2016ю Photo: Courtesy Cai Studio
Цай Гоцян. Необитаемая природа. Проект для Музея современного искусства города Хиросима. 2008. Photo: Seiji Toyonaga, courtesy Hiroshima City Museum of Contemporary Art. Photo: Courtesy Cai Studio
4 сентября 2017 года в павильоне №22 ВДНХ прошел перформанс Цай Гоцяна, во время которого он создал произведение «Река» в технике пороховой живописи для своей выставки в ГМИИ имени Пушкина. Фото: АО «ВДНХ»
4 сентября 2017 года в павильоне №22 ВДНХ прошел перформанс Цай Гоцяна, во время которого он создал произведение «Река» в технике пороховой живописи для своей выставки в ГМИИ имени Пушкина. Фото: АО «ВДНХ»
4 сентября 2017 года в павильоне №22 ВДНХ прошел перформанс Цай Гоцяна, во время которого он создал произведение «Река» в технике пороховой живописи для своей выставки в ГМИИ имени Пушкина. Фото: АО «ВДНХ»
Цай Гоцян. «Река». 2017. Картина в технике пороховой живописи будет представлена на выставке в ГМИИ имени Пушкина. Фото: АО «ВДНХ»
О выставке в Москве в Пушкинском музее Цай Гоцян (р. 1957) мечтал с детства. С Россией художника связывает гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Его детство и молодость пришлись на время коммунистического режима в Поднебесной и СССР — влияние последнего распространялось на все сферы жизни. Тогда первым и одним из главных художественных впечатлений для Цай Гоцяна стал русский реализм, у которого, по словам художника, он многому научился. Несмотря на то что в Китае художник давно не живет (в 1986 году он переехал в Японию, а в 1995-м — в Нью-Йорк), интерес к реализму никуда не делся. У Цай Гоцяна даже есть собственная коллекция работ соцреалиста Константина Максимова, оказавшего огромное влияние на становление китайской живописи.
Его выставка в ГМИИ, первая в России, помимо раскрытия очевидных исторических параллелей между двумя странами, станет для художника возможностью поговорить и о судьбе маленького человека во времена серьезных потрясений. Откроет экспозицию монументальная инсталляция «Осень», которая будет встречать зрителей перед главным зданием. В музейном дворике уже появилась гора из 350 пожертвованных москвичами детских колыбелек и колясок, сквозь которые прорастают березки, позаимствованные, вероятно, из любимых художником пейзажей Исаака Левитана. По словам Цай Гоцяна, «Осень» станет его рассказом о течении времени, «гробницей утопических мечтаний» и одновременно «памятником человеческому стремлению к лучшему обществу».
Внутренние пространства музея тоже превратятся в мегаинсталляцию, и неудивительно, учитывая, что Цай Гоцян по образованию сценограф и свои выставки выстраивает максимально зрелищно. Большинство его проектов, начиная с взрывающихся неоном автомобилей в Музее Гуггенхайма в Бильбао и заканчивая настоящими фейерверками на церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Пекине, в первую очередь впечатляют визуально. За это же художника нередко критикуют: мол, за внешней красотой теряется содержание.
Московская выставка обойдется без фирменных фейерверков художника, но покажет другую его технику — пороховую живопись, с которой он начал экспериментировать еще студентом. Порох, одно из самых древних китайских изобретений, был неотъемлемой частью жизни Цай Гоцяна на родине. Он вспоминает, что «видел, как его использовали и в хороших, и в плохих целях, для уничтожения и для восстановления». В Пушкинском покажут три 20-метровых свитка, созданных в технике пороховой живописи уже в Москве, незадолго до открытия выставки. Первое произведение — монохромная «Река» — было выполнено в процессе перформанса, который состоялся 4 сентября на ВДНХ в павильоне № 22, временной мастерской художника. Через два дня Цай Гоцян создал каллиграфию «Звук» — выжженную на полупрозрачном шелке строку из «Интернационала». Это первый опыт художника с пороховой каллиграфией на русском языке. Наконец, 10 сентября китайский художник выполнил разноцветную композицию «Сад», снова в технике пороховой живописи, но уже полихромной. Также в ГМИИ можно будет увидеть небольшую скульптуру Цай Гоцяна, его ученические штудии и эскизы к пиротехническим спектаклям.
В Пушкинском музее готова к открытию самая «взрывоопасная» выставка осени / Новости культуры / Tvkultura.ru
Выставка «Октябрь» китайского художника Цая Гоцяна — готова к открытию. Выпускник Шанхайской театральной академии, обладатель «Золотого Льва» Венецианской биеннале, лауреат премии Asia Art Award – знаменит на весь мир. В том числе, благодаря своим работам из пороха. Выставка в Москве — своеобразная рефлексия на тему 100-летия революции 17-го года. Репортаж Станислава Дорэ.
Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись на выставке — стойкий запах пороха, это главный компонент работ Цай Гоцяна. Вот его масштабное полотно «Река», в основе которого 100 фотографий, сделанных москвичами в минувшем веке. За тем, как создавалась, а точнее взрывалась в одном из павильонов ВДНХ эта метафорическая работа о жизни, подобной реке, на прошлой неделе наблюдали журналисты и публика.
Редкий случай: процесс создания подобен настоящему шоу. Пороховых дел мастер Цай Гоцян долго искал свой стиль и метод работы — популярность ему принесли именно картины из пороха. До этого он много лет работал в классической манере — большое влияние на него оказали наши мастера.
«Для меня русские художники — первые учителя. Помню, когда я только учился рисовать, то часто пытался копировать Крамского, Левитана. Я даже умудрялся находить в своей родной китайской деревне места, напоминающие те, что писал Левитан», — отметил художник Цай Гоцян.
Любовь к необъятным российским просторам нашла отражение в гигантской инсталляции «Земля», это символ русской нивы, но главные скрытые символы можно увидеть, лишь посмотрев в отражение зеркала, расположенного над инсталляцией. Готовя проект, посвященный Октябрьской революции, в Пушкинском решили сделать ставку на зарубежного автора, который тоже хорошо знает, что такое революция и коммунизм.
«Его детство, его юность связаны с коммунистическим Китаем и Октябрьская революция отразилась на истории этой страны сильно. Именно в этот период он стал формироваться как личность, на нём эти конкретные переживания», — объяснила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
Одним из ярких воспоминаний детства Цай Гоцян называет времена великой культурной революции Мао Цзэдуна — тогда ему вместе с отцом за считанные дни пришлось сжечь огромную домашнюю библиотеку и закопать в саду древние миниатюры. Готовя проект об Октябрьской революции , Гоцян решил сделать акцент не на политике, а на культуре.
«Сам Цай признался, что главной темой размышлений был Малевич — как знак революции в искусстве, и вместе с тем, ему казалось несправедливым, что все помнят про «Черный квадрат», хотя это триптих с кругом и крестом», — рассказала куратор выставки Александра Данилова.
Выставка Цай Гоцяна официально еще не открыта, но китайский художник уже успел наделать шуму в столице — возведённая им баррикада у главного входа в Пушкинский музей — инсталляция «Осень» — вызвала бурное обсуждение.
Новости культуры
Золотая осень революции — Рамблер/субботний
Анна Сабова — о китайском художнике Цае Гоцяне Первая персональная выставка-инсталляция Цая Гоцяна «Октябрь» откроется в ГМИИ им. А. С. Пушкина 13 сентября. Какой Октябрьскую революцию покажет москвичам современный художник из Китая, узнал «Огонек» Анна Сабова Цай Гоцян, обладатель «Золотого льва» 48-й Венецианской биеннале и многих других наград, прославился как «пороховой» художник. Изучив за 10 лет разрушительные свойства пороха в Японии, он научился использовать его для создания картин и пиротехнических инсталляций. Самые знаменитые из них открывали и закрывали летние Олимпийские игры 2008 года в Пекине. Но в Москву он привезет не только порох и живопись. Главные выставочные пространства ГМИИ также заполнят эскизы для пиротехнических спектаклей и небольшие скульптурные композиции, а в музейном дворике вырастет масштабная инсталляция «Осень». Именно в ней художник выразит свое отношение к Октябрьской революции и ее последствиям. Чтобы рассказать о социализме в одной инсталляции, Цаю Гоцяну достаточно 350 детских колясок и колыбелей. Главное условие — у каждой должна быть своя история, связанная с одной из московских семей. Сложенные на каркасе из крупных деревьев, вместе они образуют гору, а в каждой колыбели и коляске будет качаться молодая березка. «Во время всей выставки желтые листья будут увядать, оголяя ветви, — пояснил художник. — Большие деревья поддерживают маленькие. Земля питает обитающих на ней людей и детей. Здесь я рассказываю историю о течении времени». По мысли художника, говорить о революции 1917 года как об общественно-идеологическом потрясении так же бессмысленно, как и ограничивать ее влияние двумя странами — Россией и Китаем. Своей инсталляцией Цай Гоцян показывает, что эпоха, как и народ, состоит из множества судеб. Разглядеть их в историческом событии масштаба революции — значит создать не только памятник вечного стремления человека к лучшему обществу, но и напомнить: «История создается отдельными людьми, которые должны брать на себя ответственность и отвечать за последствия. Выставка не только исследует историческую перспективу России и Китая, но также приглашает зрителей рассмотреть рассказ о социализме как рассказ о людях», — говорит художник.На языке пороха – Weekend – Коммерсантъ
В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка знаменитого китайского художника Цай Гоцяна «Октябрь». Более остроумного способа отметить спорный юбилей, в отношении которого нет общественного консенсуса, не придумал ни один другой музей России
Все лето ГМИИ имени Пушкина собирал детские коляски, кроватки и колыбели — добровольные пожертвования москвичей непременно должны были быть со своей семейной историей, чтобы сотни маленьких частных историй сложились в одну — большую и общую. Эта большая история воплотится в инсталляцию «Осень»: перед входом в музей, у лестницы, заслоняя собою здание, сложится гора колясок, из которых прорастут саженцы берез. Коляски — потому что «Броненосец «Потемкин»» и сцена на Потемкинской лестнице. Березы — потому что в непролазной чаще фитосимволов России береза вытеснила родную осину. Впрочем, эту метафору не стоит понимать в плакатном смысле. Дескать, революция пожирает своих и чужих детей, но березы вновь и вновь прорастают сквозь культурные слои всех, культурных и не очень, революций — весна, лето, осень, зима… и снова осень. И, наверное, не стоит видеть в груде детских колясок намеки на тоталитаризм как следствие Октября, сравнивая их с грудами чемоданов в Освенциме, ведь к маоизму художник, чье детство и отрочество пришлись на годы Большого скачка и Великой пролетарской культурной революции, относится неоднозначно. Хотя он и не прочь наступить на больную историческую мозоль того или иного общества, символически реконструируя Берлинскую стену в колоссальной инсталляции «В лоб», сделанной по заказу Deutsche Bank, где стая из 99 волков, взмывших в воздух, разбивается о стеклянную преграду, или же выступая с проектом большого пиротехнического взрыва под названием «В Земле тоже есть черная дыра» рядом с Мемориалом мира в Хиросиме.
«В лоб», 2006 год
Фото: Erika Barahona-Ede / FMGB Guggenheim Bilbao Museoa, 2009
Цай Гоцян учился сценографии в Шанхайской театральной академии, но его сценически эффектные инсталляции, составляющиеся из бесконечных множеств подобных друг другу предметов, объясняют обычно не столько профессиональной страстью к реквизиту, сколько дзенским пониманием ничто как бесконечности. Огромными инсталляциями из старых вещей с историей известны и другие китайские художники-знаменитости — Ай Вэйвэй или Сун Дун, но на фоне их острых публицистических высказываний Цай Гоцян, избегающий открытых политических выступлений, выглядит философом и поэтом, размышляющим о единстве человека и природы, круговращении времен и реке жизни. С начала 1990-х он занимается «Проектами для инопланетян», грандиозными огненными шоу, подчеркивая космический масштаб своего творчества. Восток и Запад, традиции и современность, история и политика, частное и всеобщее — на высотах этой философической отрешенности все противоречия не то чтобы снимаются, но перевоплощаются в объект для художественной медитации. Так, на Венецианской биеннале 1999 года он с помощью изобригады ассистентов воссоздал шедевр маоистской монументальной пропаганды — многофигурную скульптурную группу «Сбор подати», живо изображающую зверства одного китайского феодала по отношению к зависимому крестьянству, однако ремейк великого творения мастеров соцреализма Сычуаньской академии художеств, исполненного в предреволюционном 1965-м, был предъявлен венецианской публике не для того, чтобы поднять вопрос о социальной справедливости или же напомнить о борьбе двух систем, а чтобы поговорить о том, каким должно быть искусство реализма сегодня. За эту работу Цай Гоцян получил «Золотого льва», а Сычуаньская академия художеств подала на него в суд в связи с нарушен
Музей пороховых фигур – Газета Коммерсантъ № 170 (6164) от 14.09.2017
В ГМИИ имени А. С. Пушкина открылась выставка одного из самых известных современных китайских художников Цай Гоцяна. Она называется «Октябрь» и приурочена к 100-летию Октябрьской революции. По-своему революционной для ГМИИ выставку счел Игорь Гребельников.
Фасад Пушкинского музея скрывает высокий холм, густо поросший по-осеннему желтеющими березками. Молодые деревья растут из детских кроваток, люлек, колясок, собранных по московским семьям специально для инсталляции Цай Гоцяна «Осень», предваряющей выставку внутри музея. Художник говорит, что это монумент человеческим мечтам, которые начинают формироваться еще в люльке. Но расположенная рядом с парадной музейной лестницей инсталляция отсылает и к кадрам из «Броненосца “Потемкина”» Эйзенштейна — к детской коляске, несущейся по ступеням одесской лестницы навстречу смерти.
Выбрав в качестве «отчетной» выставки к 100-летию Октябрьской революции масштабный проект Цай Гоцяна (куратор — Александра Данилова), Пушкинский музей не только избежал тавтологии в том, как у нас поминают это событие (в основном через экспозиции произведений искусства и дизайна в диапазоне от авангарда до соцреализма), но и предложил другой ракурс восприятия главного исторического события ХХ века, через призму китайской философии — с ее представлением о неделимости инь и ян: темного и светлого, земли и неба, разрушения и созидания. Так что неизбежный для юбилейного года вопрос оценки революции — была ли она трагедией или все-таки прорывом к свободе, равенству и братству — отпадает сам собой.
Зато как нельзя лучше революционной теме подходит фирменный материал Цай Гоцяна — порох, с которым художник с середины 1980-х годов работает при создании своих произведений. Кстати, этим китайским изобретением он пользуется исключительно в мирных целях, исследуя, по его словам, «взаимосвязь между силами разрушения и созидания». Поджигая разноцветные пороховые смеси на холстах, Цай Гоцян «пишет» картины, а посредством фейерверков создает в небе скульптуры из цветных облаков или устраивает грандиозные пиротехнические представления, знакомые не только любителям современного искусства: его шоу стало самым зрелищным эпизодом открытия Олимпийских игр в Пекине в 2008 году. Нечто подобное планировалось художником и на Красной площади, но дневной пиротехнический спектакль «Октябрь» в небе над Москвой не разрешили провести. На выставке в ГМИИ при помощи компьютерной анимации показано, как это должно было выглядеть: залпы разноцветных салютов, черные облака, облака в виде красной звезды, малевичевских «Черного квадрата», «Круга» и «Креста», салюты в виде слова «Ура!» и дат «1917–2017», белый фейерверк, радужный фейерверк. И все это под звуки совсем не революционного «Октября» — одноименной пьесы из цикла Чайковского «Времена года» в исполнении оркестра. Ее просветленно печальное настроение пере