Что делать, когда лень учиться?
Откладывать дела на потом любят все. Вот вроде бы и занять себя есть чем, и время для этого появилось, а всё равно ничего не хочется. Ты, конечно, поглядываешь изредка на стопку учебников и разросшийся беспорядок в комнате, вспоминаешь о домашних поручениях и других делах, но никак не можешь заставить себя заняться чем-то полезным. Постепенно ничегонеделание становится образом жизни, превращая тебя в беззаботного тюленя, не обременённого мирскими заботами. Многочасовой просмотр сериалов, болтовня с друзьями без устали, постоянное пролистывание новостной ленты в соцсетях — всё это верные признаки «тюленизации». Адукар поможет изгнать внутреннего тюленя!
«Я ленивый, у меня нет силы воли, я не могу себя дисциплинировать», — оправдываешься ты. Но не лучше ли бороться с ленью, нежели признать свою слабость? Разберёмся со всем по порядку.
Лень или прокрастинация?
На самом деле существует два вида «тюленей». Первые из них не обеспокоены ничегонеделанием. Другие наоборот встревожены, но всё равно ищут себе оправдания.
Случай № 1 — лень в чистом виде. Случай № 2 — прокрастинация, т. е. склонность постоянно откладывать даже важные и срочные дела.
Можно без раздумий причислить себя к первому виду, даже не разобравшись, почему легче найти силы на сёрфинг в интернете, а не учебники. Прокрастинация — это не нехватка каких-либо качеств, это невозможность воспользоваться тем, что у тебя есть. Причин этому много.
9 причин прокрастинации
Боязнь трудностей
Возможно, ты не в силах чем-то заняться, так как боишься трудностей. Вот застопорился на сложном параграфе, а дальше и разбирать уже не хочется. Или даже не берёшься за дело, которое обещает быть сложным. Это часто заставляет нас прокрастинировать.
Страх неудачи
Вполне вероятно, что ты боишься провала. Тебе страшно сделать что-то неправильно. Любопытно, что останавливать может и обратная ситуация: страх успеха, а вернее его последствий. Подобное происходит в тех случаях, когда ты чего-то добился, и кажется, что в следующий раз окружающие будут ждать от тебя результат ещё выше или поручать более сложные дела. Зачем лезть на рожон, верно?
Отсутствие самого необходимого
Часто отталкивает нас от дела нехватка ресурсов: компьютер плохо работает, нужную книгу нигде не купить и т. д. Сюда же можно отнести и недостатки обстановки, т. е. неудобное кресло или стул, раздражающий шум или наоборот гнетущая тишина. В таких случаях советуем выбрать одно из девяти мест, где приятно учиться.
Проблемы в школе
Явно отражаются на мотивации к учёбе проблемы с учителями. Особенно в том случае, если ты не можешь найти общий язык с преподавателем, чей предмет тебе важен и интересен. Ну как сесть, к примеру, за учебник по химии, если в голове постоянно всплывают неприятные моменты школьных будней?
Многозадачность
Бывает и такое, что прокрастинировать нас заставляют параллельные, конкурирующие задачи. Они тоже требуют внимания и сильно отвлекают. Готовясь, например, к важной контрольной по математике, ты вряд ли найдёшь время почитать пару-тройку параграфов по другому предмету. И даже если ты заставишь себя это сделать, твои мысли всё равно будут возвращаться к ответственной контрольной. Несколько правил тайм-менеджмента помогут доводить начатые дела до конца.
Стресс
Грусть, страх, проблемы в личной жизни, денежные трудности в семье — всё это отвлекает от дел. То же касается и счастья, которое способно выбивать из головы любые мысли.
Проблемы со здоровьем
Негативно влияют на нашу продуктивность и физические факторы: болезнь, усталость, голод. Только после их полного устранения мотивация сможет вернуться. А чтобы предостеречь такие моменты, важно не забывать о 100 продуктах для ума и правильно составлять свой рацион.
Непорядок в окружающем мире
Есть отвлекающая способность и у геополитических факторов: мы вполне можем быть расстроены происходящими событиями как в стране, так и в мире.
Как бороться с прокрастинацией
Так что же делать, если прокрастинация не даёт спокойно существовать? Если тяжело заняться не только учёбой, но и другими важными делами?
Cпешим успокоить: все вышеперечисленные причины вполне закономерны. Прокрастинировать время от времени — нормально. А вот если это становится привычкой, тогда необходимо принимать соответствующие меры. Причём чем больше пунктов из восьми тебе подошло, тем с большего количества сторон блокируется твоя деятельность.
Прокрастинацию нельзя путать с ленью. Если ты задашь себе вопрос «почему я ленюсь?», то всё равно придёшь к вышеперечисленным пунктам. Лень — это не болезнь, а только симптом.
А теперь можешь взять листок бумаги и ручку, перечитать снова все восемь пунктов и выписать те факторы, что оказывают влияние на тебя. А дальше — дерзай! Ты уже знаешь, что заставляет тебя прокрастинировать, а значит, можешь бороться с «тюленизацией». В этом вопросе нельзя быть беспечным: похоронить мечты легко, а вот воскресить их потом почти невозможно.
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]
Как побороть лень и начать учиться, если не хочется делать уроки
То, что ты ленишься идти на учебу, делать уроки или сидеть на уроках, парах — это вполне нормальное явление. Ведь никому не секрет что хотя учеба — вещь необходимая, но для большинства — довольно таки скучное занятие. Притом лень отключает тебя от интересных вещей в учебе, от которой ты не можешь отказаться. Поэтому тебе остается одно — узнать, как побороть лень и начать учиться? Как заставить себя заниматься учебой в школе или университете если не хочется этого делать потому что все лень?
Сегодня эта борьба за преодоление лени в учебе объединяет как студента, так и обычного ученика школы. Во время учебы тебя ждут «тонны» школьных работ, но нет никакого желания их выполнять. А если это будет продолжаться, то станет привычкой, которая негативно скажется не только на оценках, но будет иметь негативные последствия и для будущих начинаний. Тогда, к сожалению, лень может стать для тебя настоящей убийцей.
Потому что она лишает тебя возможности получать удовольствие от учебы, а наоборот заставляет работать сверхурочно (дополнительные уроки, пересдача экзаменов). Это вызывает ненужный стресс, а в некоторых случаях даже приводит к натянутым отношениям с окружающими. Лень идя, рука об руку с промедлением (чем отличается промедление от лени, читай ниже) провоцирует любую задачу или выполнение уроков встречать со страхом. Звучит ужасно?
Тогда, как и от любых других ненужных вещей от лени также нужно избавляться. Из статьи ты узнаешь некоторые советы, которые помогут тебе выйти победителем в борьбе с собственной ленью и начать учиться. Но вначале рассмотрим, из-за чего это происходит и в чем секрет преодоления этой трудности?
Почему лень учиться
Что именно провоцирует тебя быть ленивым к учебе, а приоритет отдавать досугу? Почему ты быстрее станешь играть в видеоигры или смотреть фильмы, но простая мысль о любой форме изучения вызывает жалость к себе и чувство отчаяния? Исследования показывают, что виной тому несколько факторов.
Отсутствие мотивации, отсутствие срочности и страх выйти за пределы собственных зон комфорта представляют собой некоторые из этих факторов, способные пробудить лень и убаюкивать твой потенциал в обучении.
Но в чем же секрет разблокировки упомянутого потенциала? Какова окончательная тайна борьбы с ленью к учебе? Нужно выйти из собственной зоны комфорта, приложить значительные усилия и внести изменения в свой образ жизни, чтобы побороть ленивые привычки.
Многочисленные исследования подтверждают, что привычки успешных студентов преодолевших лень включают в себя правильную мотивацию, планирование обучения и выполнение заданий, отсутствие промедления и устранение отвлекающих факторов. Именно это нужно предпринять, чтобы отрубить гидре лености ее головы. Теперь рассмотрим все это подробней.
Мотивационные советы как побороть лень и начать учиться
Борьба с застоем мышления.
Одним из первых шагов в борьбе с ленью и нежеланием учиться является выход из колеи застоя. Вспомни, сколько раз негативные мысли обескураживали тебя и провоцировали лень? Простое неверие, что ты способен сделать то, что нужно, когда тебе этого не хочется, может привести именно к тому, что ты не в состоянии будешь это выполнить. Поэтому старайся быть оптимистичным, обладай высокой самооценкой и верь в себя, следуя по пути к своим целям. А также помни, желание — это сила! (Прочитай о том, как ты можешь повысить свою самооценку?)
Для этого раскрой свою скрытую энергию, радуясь будущим возможностям. Представь свои цели и запиши их. Сосредоточься на том, кем тебе хочется стать после учебы. Перестань ныть о том, что «должно было быть», сосредоточившись на том, что «может стать». Чтобы запустить свой двигатель, посмотри мотивирующие видеоролики, займись саморазвитием, читая познавательные книги об исторических событиях или истории о привычках успешных людей.
Думай над тем, что сегодня перед тобой открывается начало безграничных возможностей благодаря твоей молодости. И если этим не воспользоваться правильно, то это значит поступать преступно по отношению к себе.
Найди мотивацию или вдохновение.
Одна из следующих причин, по которым многие студенты не знают, как начать учиться, если лень, связана с отсутствием мотивации. Потому что предстоящее выполнение заданий или присутствие на уроках кажется скучным, не мотивирующим и не вдохновляет тебя. А значит нужно ко всему этому развить позитивное отношение и найти мотивирующую роль, подумав о преимуществах затраченного времени на учебу: сданные экзамены, высокие оценки или признание учителей.
Визуализируй себя после учебы, подумав о ее положительном результате. Таким образом, ты сможешь более эффективно учиться, поскольку уже не похож на ленивца и у тебя есть воля к достижению успеха.
Держи свои эмоции под контролем.
Ведь чем ты моложе, тем более изменчивы твои эмоции. Поскольку лень и эмоции коррелированы, тебе стоит убедиться, что твои эмоции не являются основным двигателем твоих поступков. Поэтому не откладывай выполнение уроков или учебу на потом только потому, что тебе «не хочется делать это». Скажешь это жестко? Но только так можно побороть свою лень и задействовать собственный разум.
Проконсультируйся с успешными учениками, студентами, которые добиваются хороших оценок, спрашивая, как у них это получается. Получив ценные советы, попробуй их, а не отмахивайся от их применения. Будь уверен, поступая так, ты получишь гораздо больше, чем просто силу справиться со своей ленью.
Что делать если лень делать уроки
Выбери подходящий для себя метод выполнения уроков.
Первый вариант — делать уроки по принципу: «самое невкусное — на завтрак». То есть самое сложное, нелюбимое задание нужно всегда выполнять первым.
Другая выигрышная тактика заключается в том, чтобы первыми сделать более легкие предметы. Ведь всегда труднее начать учиться, чем продолжить изучение. Приступить к выполнению трудного задания, а затем вовремя его закончить. Из-за этого появляется чувство, когда хочется отказаться от него, даже не приступив к его началу.
Преодолеть это чувство можно, если начать с более простых задач. Например, начав изучать темы по предмету, который вам дается легче всего. После выполнения задания будет больше стимула перейти к другим — трудным заданиям.
Найди альтернативные методы изучения.
Если ты не знаешь, как заставить себя учиться, если все лень, попробуй использовать альтернативный метод изучения. Например, тебе задали прочитать какую-то книгу, рассказ или повесть, тогда попробуй найти это в формате аудиокниги и прослушай ее. Если изучаешь известное историческое событие, то наверняка есть документальный фильм о нем, который можно просмотреть и почерпнуть для себя много ценного.
Планирование.
Рассеянность отбивает любую мотивацию учиться. Поэтому важно для себя научиться планированию, заведя «ежедневник», куда следует записывать список всех запланированных на сегодня внеклассных дел, а также выполнение заданий, уроков.
Наличие учебного плана поможет упростить выполнение заданий. Установи последовательность выполнения определенного предмета и других задач. Перечисли свои домашние задания и держи их перед собой на виду словно календарь. Таким образом, это поможет определить приоритеты и выполнить задания вовремя
Также помни, что выполнение заданий требует определенной временной шкалы и измеримых результатов. Начни с детских шагов. Ведь Москва также не была построена за один день, поэтому и тебе стоит избегать торопливости, не относясь к учебе абы как. В этом поможет следующий шаг, как заставить себя учиться.
Время от времени отвлекайся.
Иногда ключом к повышению производительности в учебе является то, что нужно делать всё наоборот — отвлекаться. Доказано, что невозможно сконцентрировать полное внимание на чем-то одном, конкретном более чем 20-40 минут. Значит, удлинение этого времени концентрации будет контрпродуктивным. Поэтому стоит отвлечься во время выполнения учебных заданий дома: прими душ, сделай упражнения, посвяти немного времени своему любимому хобби и т. п.
Можно использовать метод 20/10, где 20 минут посвящается максимальной концентрации на выполнение задачи, а 10 минут отдыху. Возможный вариант — метод 45/15. Также можно начать с 10/5, если первоначальные варианты тебе кажутся слишком трудными для сохранения внимания. Даже если это кажется «пустой тратой времени», но на самом деле ты будешь более продуктивным. Потому что это позволит тебе удержать свое внимание на выполняемых задачах на протяжении всего планируемого времени.
Как побороть лень и начать заниматься учебой
Отведи себе время для отдыха.
Не путай лень с усталостью. Если из-за учебы твой организм перегружен, тогда ему нужно дать отдохнуть. Но только не перед ноутбуком и, конечно же, не в соцсетях. Такой отдых не даст тебе абсолютно никаких сил. Лучше всего выделить себе день в неделю, когда ты ляжешь раньше спать, а не будешь играть в игры за полночь.
Подумай о расписании
Важно написать и сохранять постоянный график, так как тело привыкает к нему, тогда как непоследовательность может генерировать лень. Прежде всего, полезно поддерживать регулярный график сна. Попытайся ложиться и вставать в одни и те же часы, даже если у тебя нет надобности идти на учебу. Рано вставай и принимай здоровый завтрак. Обозначь свое расписание и по возможности до минуты придерживайся его.
Также установи расписание для других подпрограмм дня, которые есть желание осуществить, например, зарядка, занятие спортом. Стабильный график, спустя несколько дней, заставит твое тело привыкнуть к нему. Лишив тем самым лень возможности поселиться в твоей жизни.
Дисциплинируй себя, чтобы развить желание учиться
Наведение порядка.
Следующее что может способствовать твоей лени в учебе — хаос и беспорядок, царящий вокруг, особенно в твоей комнате. А значит что делать, если лень учиться? Правильно срочно нужно устранить хаос и беспорядок. Ведь порядок в комнате равняется порядку в голове. В виду этого создай себе безопасное пространство для роста и достижения намеченных результатов.
Затем перейди к очистке беспорядков во всех аспектах жизни. Будь то собственные привычки, компьютер или, что самое главное, твой ум. Избавься от беспорядка, который может препятствовать твоему прогрессу в обучении.
Борись с отвлечениями.
Как только беспорядки будут устранены, пришло время нажать полный дроссель. Время взяться за себя! Это важный шаг, так как он взаимосвязан с дисциплиной.
Начни с того, что скажешь, НЕТ временным удовольствиям: соцсетям, видеоиграм, просмотру кинофильмов в то время когда тебе нужно учиться или делать домашние задания, курсовые работы или готовиться к экзаменам. Да кстати, не забудь о телефонных звонках. Ведь ты все равно будешь отвлекаться на них, даже если давал себе слово поступать иначе.
Поэтому будет правильным — отключить на время выполнения заданий все гаджеты или перевести их в авиарежим, чтобы «улететь в науку». Запрети себе мгновенное наслаждение для будущего успеха. Сказав «нет» временным удовольствиям, стремись также прививать себе хорошие привычки.
Предупреждение: применение этого совета иногда неудобно, утомительно, а бывает и больно. Но в конечном итоге дисциплина — это то, что принесет тебе успех.
Что поможет тебе развивать тягу к обучению
Награждай себя за учебу.
Итак, что делать если лень учиться? Для поднятия большего заряда и настроения к учебе нужно периодически вознаграждать себя. К примеру, всякий раз, когда завершаешь выполнение какого-то задания. Вознаграждения не должны быть сложными. Что-то столь же простое, как позволить себе любимый шоколад или любимое мороженое. Это поможет тебе сформировать образ мышления, что затраченные усилия приводят к чему-то положительному, вкусному.
Держи свои эмоции под контролем.
Ведь чем ты моложе, тем более изменчивы твои эмоции. Поскольку лень и эмоции коррелированы, тебе стоит убедиться, что твои эмоции не являются основным двигателем твоих поступков. Поэтому не откладывай выполнение уроков или учебу на потом только из-за того, что тебе «не хочется делать это». Скажешь это жестко? Но только так можно побороть свою лень и задействовать собственный разум.
Кстати, проконсультируйся с учителем или успешными учениками, студентами, у которых получается учиться хорошо, и даже на отлично, спрашивая, что им в этом помогает. Получив ценные советы, попробуй их, а не отмахивайся от их применения. Будь уверен, поступая так, ты получишь гораздо больше, чем просто силу справиться со своей ленью.
Не забудь иногда оглядываться.
Двигаясь вперед, всегда хорошо взглянуть на прошлое. С каждым маленьким шагом, предпринятым тобой в борьбе с ленью, чтобы начать учиться, оглянись назад и посмотри, как далеко ты уже прошел. Посмотри, на все чего ты достиг, благодаря тому, что преодолел свою лень и по-хорошему гордись собой. Ведь тебе нужно сформировать положительный образ в собственном мозгу о своих успехах. Это не только повысит твою уверенность, но и поможет тебе стать успешным учеником. Появится желание продолжать в том же духе.
Кстати не забудь вознаграждать себя за достигнутые успехи.
Разница между леностью и промедлением
Лень обычно встречается как очень пассивное поведение, тогда как промедление не является пассивным, скорее оно связано с отсутствием решимости. Промедление — это неохотное поведение, используемое человеком, чтобы чего-то не делать. Это защитный механизм против препятствий, трудностей, потенциальной неудачи и критики. При этом из-за промедления человек испытывает чувство вины. Так как он желает сделать задуманное, но медлит из-за чего и чувствует себя виноватым и несчастным.
С другой стороны, леность не связана с виной. Скорее это беззаботное поведение, при котором лентяй находит комфорт в праздности. Его не беспокоит мысль, что предстоит выполнять трудную задачу исчерпывающую его умственную энергию. Для него лучше сиюминутные удовольствия, нежели напрягаться ради чего-то возможного.
Заключение
Лень в учебе — это негативная, почти паразитическая черта, с которой тебе нужно бороться, чтобы ее победить. И хотя для того чтобы действительно выиграть битву нужно время, но поверь, ты сможешь это делать! Следуй этим простым шагам и скоро твоя леность будет всего лишь делом прошлого. Лень может захватить тебя в любой момент, мешая быть продуктивным и выполнять поставленные перед тобой задачи. Иногда, это сложный противник, поэтому сосредоточься на том, как ее побороть.
Кстати, знаете ли вы какие-либо другие советы, как побороть лень и начать учиться? Мы с удовольствием ознакомимся с ними в ваших комментариях ниже.
С уважением, редакция сайта «Семья и дети».
Рекомендуем посмотреть короткие видеосоветы как можно заставить себя заняться учебой.
Что делать, если лень учиться: пошаговая инструкция
Заставить себя учиться бывает непросто: альтернативы в виде компьютерных игр, веб-серфинга, встреч с друзьями и вечеринок определенно выглядят привлекательнее, чем скучная зубрежка и корпение над столетним толстенным томом или статьей из интернета. Тем не менее без учебы подавляющему большинству людей не обойтись: найти хорошую работу без образования сегодня трудновато.
Но как же бороться с приступом такой «целенаправленной» лени? Мы выяснили, что справиться с ленью в случае, если она мешает вам учиться, возможно: эта простая пошаговая инструкция вам поможет.
Шаг первый: найдите причину, по которой вы не хотите учиться
У нежелания учиться, которое чаще всего и выражается в лени, должны быть причины. Даже если на первый взгляд вам кажется, что их нет, это не так: нужно лишь копнуть поглубже. Таких причин может быть множество: это и отвращение к процессу обучения вообще, и нелюбовь к конкретной задаче (например, вы ненавидите делать графики и таблицы), и желание заняться чем-то более приятным.
Определив причину, вы впоследствии сможете выбрать более верную стратегию для ее устранения. Если вы, к примеру, не хотите учиться потому, что давно не отдыхали, попытка вызвать в себе интерес к учебному заданию вряд ли возымеет успех.
Шаг второй: мотивируйте себя
Если причину, по которой вы ленитесь учиться, вы нашли и устранили (или находитесь в процессе избавления от нее), следующий шаг, к которому вам стоит перейти — поиск подходящей мотивации. Нет ничего удивительного в том, что вы не хотите учиться, не имея подходящего стимула: наш мозг устроен таким образом, что для того, чтобы что-то делать, ему нужна определенная мотивация.
Подумайте, чего вы сможете достичь с помощью учебы: может быть, это будет работа мечты, хороший доход, или же получение ценных и важных для вас знаний. И не огорчайтесь, если с первого раза найти подходящую мотивацию не получится: иногда на это нужно время. Наша статья может помочь вам справиться с этой задачей: ранее мы уже рассказывали о том, как мотивировать себя.
Как видите, даже если приступ лени, связанный с нежеланием учиться, настиг вас и не отпускает, бороться с ним можно: важно понять причину, по которой вы ленитесь, а также найти достойную мотивацию продолжать учебу. Бытует мнение, что лень — это некий способ защиты, которым пользуется наш мозг, чтобы оградить себя от негативных последствий тех или иных действий, и отчасти это действительно так. Нередко то, что мы воспринимаем как лень, когда откладываем дела, на самом деле является нежеланием выполнять ту или иную задачу вообще: ленясь, мы попросту растягиваем процесс отказа от выполнения.
Впрочем, с ленью бороться нужно далеко не всегда: в некоторых случаях она может быть полезной. Ранее мы уже рассказывали о том, как ваша лень может помочь вам разбогатеть: надеемся, наш материал будет вам полезен.
Расскажите, что по этому поводу думаете вы: что еще, по-вашему, нужно предпринять, если становится лень учиться? Нужно ли бороться с такой ленью? Почему?
Своим опытом, мнением и историями обязательно поделитесь с другими читателями, используя форму для комментариев, расположенную на нашем сайте, а также не забывайте нажимать на специальные кнопки: этой публикацией вы можете поделиться на своей странице в популярных социальных сетях, и тогда ваши друзья и подписчики тоже смогут ее увидеть и прокомментировать, высказав свое мнение. и
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
10 февраля 05:13
в школе, университете, на рабочем месте, если лень.
Всем известно, что новые знания позитивно влияют на качество жизни, делая нас образованней, начитаннее и интереснее. Несмотря на все преимущества, обеспеченные знаниями, иногда сложно побороть лень, и понять, как заставить себя учиться. Существуют общие рекомендации, позволяющие наконец-то побороть лень и откладывание дела на потом – ознакомьтесь с ними!
Как начать хорошо учиться в школе
Придерживайтесь простых правил:
- Хорошая учеба возможна при отсутствии лени. Не начнете бороться с ленью – не будет хорошей учебы.
- Четко планируйте свой день. Запишитесь в какой-нибудь кружок – перемена деятельности отлично скажется на умственной деятельности. Составьте график, позволяющий после уроков заняться новым хобби.
- При любых обстоятельствах выполняйте задания на дом. Вам кажется, что вы прекрасно помните, что говорил учитель на уроке? Перечитайте тему вновь. Помните про устные задания, не игнорируйте их – особенно это применимо к точным наукам. Учите правила наизусть.
- Начинайте уроки с самых сложных заданий. С трудностями легче справляться на «свежую голову». Когда вы уже начнете ощущать усталость, вам останется выполнить самые простые дела.
- На завтра нет уроков? Уделите полчаса пройденному материалу. Впоследствии изучение нового материла дастся легче.
- При должном уровне физической нагрузки успеваемость в школе повыситься. Выполняйте в перерывах между уроками простую зарядку. Удивительно, но это помогает лучше запоминать материал.
Как настроиться на учебу в университете
Чтобы начать учиться продуктивно, важен внутренний настрой. Если вы на каникулах, осознайте, что отдых подошел к концу и нужно фокусироваться на трудовой деятельности. Включайтесь в процесс постепенно, начиная выполнять несложные дела уже незадолго до старта учебы.
Если речь идет о летнем отдыхе, то уже в августе надо активно готовиться к университетской жизни – так вам будет легче заставить себя учиться. Начните с генеральной уборки в своей комнате. Во-первых, вы включитесь в какую-нибудь работу, во-вторых, начинать учебный год приятнее с комфортной обстановки.
Перед тем как начать учиться привыкайте к правильному режиму подъемов. Это важный пункт. Нередко многие студенты уже с первого сентября не могут заставить себя учиться, приходя на пары полусонными, очень медленно включаясь в процесс. Озаботьтесь этим вопросом за пару недель до учебы, и не придется резко перестраивать режим – делайте это плавно. Начинайте ежедневно укладываться спать на полчаса раньше, чем за день до этого.
Регулярно «тренируйте мозги» чтением. Это важно и на каникулах и параллельно основной учебы. Читая в выходные или каникулы, придя в университет, вы не «шокируете» организм шквалом новой информации – ее освоение будет для вас привычным. Чтение поможет настроиться на нужный лад. Если вы категорически не любите читать, попробуйте изучать языки – отличная разминка для ума.
Как заставить себя выучить что-то новое для саморазвития
Несколько действенных советов для тех, кто не знает, как заставить себя учиться:
Не принуждайте себя, дайте время на нужный настрой. Задайтесь вопросом: «Что мне дадут новые знания, зачем мне их приобретать, как я смогу использовать их впоследствии?». Подключите рациональное мышление, определите реальную выгоду от новых знаний.
Подумайте о материальной выгоде от саморазвития. Возможно, обретенные навыки помогут вам лучше устроиться в жизни. Ради этого определенно стоит поработать.
Чтобы заставить себя учиться, следует проявить интерес к объекту изучения. Возможно, подача информации не слишком интересна, поэтому новые познания даются трудно. Знания могут быть очень увлекательны при правильной подаче. Найдите интересное видео или книгу по интересуемой теме. Пробудив живой интерес к информации, вы избавитесь от возникшей проблемы.
Распределяйте время правильно. Ваши мысли не должны быть заняты лишь саморазвитием. Будьте реалистами – все нуждаются в паузах. Определите, какое время вы готовы потратить на саморазвитие, работу, отдых. Результат будет ощутимее при правильном распределении времени.
Высыпайтесь. Сложно не только приступить к саморазвитию, но и браться за любое другое дело при недостатке сна. Хроническое недосыпание грозит множеством негативных последствий, проблемами со здоровьем, плохим настроением – не лучший набор для саморазвития.
Как мотивировать себя учиться на рабочем месте
Возникла потребность заставить себя учиться непосредственно на рабочем месте, но дается это сложно?
Некоторые рекомендации:
- Положите рядом все необходимое для учебы и уберите отвлекающее. Убедитесь в наличии всего необходимого: бумага, маркеры, ручки, карандаши, книги. Начав обучение, лучше не прерываться на поиск мелочей, сбивая себя с пути.
- Позаботьтесь о воде и легком перекусе. Вам приходится одновременно работать и учиться? Это требует больших энергетических затрат. Человек добивается большей продуктивности, потребляя необходимое количество воды, вовремя утоляя жажду. Полезны небольшие порции орешков, фрукты, энергетические батончики. Избегайте выпечку и фастфуд – они клонят в сон.
- Начать учиться проще, настроив себя на определенные цели. Подумайте о достижимых и конкретных целях. Ставьте задачу правильно. Не говорите себе: «Мне надо пройти этот раздел сегодня», скажите: «Мне нужно узнать, как работает эта система, каковы ее особенности». Конкретизируйте задачи.
- Размышляйте о потенциальных плодах учебного процесса. Представляйте, что вы уже выучили все необходимое, и теперь находитесь на ступень выше.
- Правильно распределяйте время. На работу, учебу, прочие дела. Не ставьте задачи туманно: «Займусь этим в ближайшие дни». Поставьте четкие сроки.
Как захотеть учиться, если все лень
Чтобы начать учиться, нужно побороть лень и найти нужную мотивацию. Как это сделать?
Советы психологов
- Расставьте приоритеты правильно. Вам интереснее играть в игры, проводить время за просмотром сериалов, поглощать пиццу? Придется силой заставить себя вернуть эти явления в рамки обычных желаний, и попытаться воспринять учебу как приоритет. Если во главе дел всегда будут находиться развлечения, выполнения важных задач отодвинется на потом и приведет к вороху невыполненных задач, что неизменно оборачивается стрессом. Реализовывайте обычные желания в свободное время от основной задачи.
- Сравните себя с собой же. Многие привыкли ориентироваться на кого-то, но психологи советуют поступать иначе. Постоянно спеша за окружающими, вы скоро опустите руки. Фиксируйте, насколько вы продвинулись в знаниях и профессионализме в сравнении с минувшим месяцем, годом. Делайте выводы. Становясь лучше себя вчерашнего, вы обязательно начнете расти и в глазах окружения. Не пытайтесь доказать кому-то, насколько вы изменились, направьте это желание внутрь себя. Не старайтесь «казаться успешным и занятым» — старайтесь быть им.
- Приведите мысли и пространство вокруг себя в порядок. Захламленные полки, мусор на столе или на полу – это мешает нормальному учебному и трудовому процессу. Наведите порядок, избавьтесь от ненужных вещей. Запомните: чем больше порядка в доме, тем больше его вокруг вас. Психологический настрой зависит от окружающей атмосферы, учитывайте это.
- Награждайте себя. Начиная работать над трудным материалом, заранее продумайте вознаграждение. Предстоит длительный труд? Выделите немного средств и времени на то, чтобы потом порадовать себя – одеждой, поездкой, театром, десертом или чем-то на ваше усмотрение.
Мотивация успешных людей
Приведем примеры некоторых успешных людей. Какие у них две важнейшие привычки?
Спорт
Успешные люди всегда выделяют время для физической активности. Чарльз Диккенс проходил в день около 10 километров – это помогало ему не «перегореть» от интенсивной работы. Перед важной встречей Стив Джобс ходил пешком, настраиваясь на важный разговор, приводя мысли в порядок.
Книги
Независимо от обстоятельств, всегда можно найти доступ к книгам. Один из богатейших людей в мире, Билл Гейтс, считает это важнейшим для себя ресурсом. Вы можете экономно и эффективно улучшить свои познания в любой области. Уинстон Черчилль ежедневно посвящал чтению биографических, философских, исторических или экономических трудов. Миллиардер Дэвид Рубинштейн, в свою очередь, поставил себе цель еженедельно читать не менее шести книг.
Как заставить себя учиться, если все лень
Приёмов глубокого обучения множество, точно так же, как и различных программ для педагогов, но вопрос качественного и полного обучения всегда сводится к вопросу самого учащего о том, как заставить себя учиться, если все лень или материал кажется ненужным, или пришла весна вместе с влюблённостью. Ситуаций, сбивающих с необходимости учиться, всегда множество. У детей этот процесс контролировался со стороны взрослыми, родителями или воспитателями, но чем взрослее становится учащийся, тем большая ответственность за усвоение знаний ложится именно на него.
Начинать всегда стоит с эмоционального состояния учащего, ведь не всегда отсутствие мотивации и тяги к знаниям можно стимулировать извне, иногда это крайне нежелательно. Так, если человек находится в ситуации проживания острого горя, адаптации к новым условиям, стал жертвой коллективной травли, то подстегивания со стороны учебы могут вызвать перенапряжение в нервной системе, заканчивающееся общим расстройством. В этих ситуациях необходимо дать себе время, не требуя прилагать усилия, в университете можно оформить академотпуск, а школьные занятия посещать по мере возможности.
Безусловно, первоначально неплохо бы разобраться в том ли месте учится человек и нужно ли ему обучение конкретно этим предметам, а только потом искать дополнительную мотивацию и искать причины в окружающем пространстве.
Советы психолога
Психологи рекомендуют начать с преодоления внутреннего сопротивления. Чем больше человек проводит времени, не обучаясь, тем серьезнее будет сопротивление началу занятий (вспомните нежелание учиться, возвращаясь с каникул, в то время как уже к ноябрю все становилось значительно легче). Так, чтобы заставить себя учиться в школе и не лениться необходимо еще с утра настраиваться на занятия. Брать с собой несколько гаджетов с установленными игрушками или находиться постоянно онлайн – вещи, способствующие исключительно проблемам с уроками.
Глобальная цель в итоге должна разделиться на мелкие ежедневные, но не стоит забывать и про подпитку. Выполнение своих удовольствий начинайте сразу после выполнения ответственной части плана – так формируется привычка к постоянной учебной нагрузке. Важное правило успешности и высокой продуктивности заключается в хорошем самочувствии, так что нельзя начинать учебу в плохом физическом состоянии, с ощущением голода или усталости. Первоначально необходимо привести в порядок свое физическое самоощущение – при голоде, болях и недомоганиях лучше отложить занятия.
Чтобы учеба вызывала больше позитивных моментов необходимо уделять время внутренней настройке – можно слушать приятную музыку перед занятиями или приобрести вдохновляющие принадлежности.
Если вопрос касается выполнения домашних уроков, то может помочь смена мест для занятий, таким образом, будет включаться повышенное внимание. Например, читать можно в парке, письменные задания делать за столом, а различные креативные проекты творить на полу в кухне или в коридоре. Конспектируйте новую информацию, используйте для сокращения длинных понятий свой собственный шифр, так вы сэкономите время на повторении, поскольку задействуется зрительная, слуховая и двигательная память.
Необходимо найти причину, заставляющую откладывать или даже пропускать занятия. Если это соблазны внешнего мира, то есть необходимость в правильной организации места учебы, если это лень и отсутствие мотивации, то придется поработать со своими внутренними состояниями, найти достойные цели и поощрительные бонусы.
Правильная постановка цели
Заставить себя учиться в университете придется самостоятельно, более того никто другой не будет следить за вашими стараниями или уровнем мотивации. Если вы построили неправильную концепцию, то в конце семестра просто будете отчислены, именно в такой ситуации поднимается вопрос о постановке цели. Поступая в учебное учреждение, впервые же месяцы вы должны составить себе план, куда вас должно привести это обучение.
Постановка цели актуальна не только для успешного окончания университета, но при любой обучающей программе. Главная ошибка с самостоятельным обучением заключается в постановке цели – начать учиться. Это ложный путь, поскольку цель всегда должна захватывать несколько ступеней для развития вперед. Так, можно сформулировать это, как необходимость учиться хорошо или подтянуть успеваемость по конкретным предметам, возможно увеличение количества дополнительных курсов.
Чтобы правильно выбрать и сформулировать цель, задавайтесь вопросом «Для чего?», и в итоге из одного названия уже можно будет сложить примерный план действий. Например, когда просто нужно закончить университет, то непонятно зачем, нет указаний, когда и как именно. Если есть необходимость окончить медицинский университет в ближайшие шесть лет, чтобы в дальнейшем остаться на научной кафедре и изобрести лекарство от судорожного синдрома грудничков, то меняется вся картина. Человек понимает в этой ситуации, что не только посещение пар и выполнение заданий института ему необходимо, но что добраться к своей цели он может через дополнительные мастер-классы и конференции, а главное – учеба тут является средством и промежуточным звеном, чтобы идти дальше. А когда значимость и тяжесть деятельности снижена уже в сознании, то и выполняется она довольно легко, практически играючи.
Нахождение мотивации
Если человек на глубинном уровне осознает цель своего обучения, то это уже является мотивирующим фактором, но в некоторых случаях недостаточным. Хорошо помогает вовлекать в это других людей рассказами о том, что собираетесь окончить курсы к определенному числу или о своем желании совместного с кем-то посещения занятий. Кого-то будет мотивировать стремление сдержать слово, в то время как для другого пригодятся постоянные звонки и напоминания от товарищей о том, что сегодня пора учиться.
Разберитесь для себя, что важнее в учебе – процесс или результат. В случае важности результата, будет актуально искать учебные пособия, где есть вся программа в сжатом виде, договариваться с преподавателями, искать обходные пути. Найти кайф, и суметь обойти систему, пока все остальные зубрят ненужную информации. Если же главным для личности является сам процесс обучения, то стоит заботиться о его психологической стороне – искать информацию в различных источниках, а не только слушать преподавателя, готовить самостоятельно доклады и участвовать в конференциях, приносить новые темы для обсуждения. Личная активность и понимание направления своего индивидуального движения мотивирует на дополнительные достижения.
Мотивация посещения занятий различна – это отличный повод продемонстрировать наряды и гаджеты, найти друзей и единомышленников. Отношение человека к учебе меняется радикально, если в группе или классе появляется симпатичный сверстник – возможно, это выльется в совместное написание рефератов или стремление выделиться на уроке за счет ответа.
Тем, кому не помогают вдохновляющие идеи, придется столкнуться с мотивацией негативной – это когда возникает угроза отчисления, вызова родителей, взыскания штрафов (особенно в частных учебных учреждениях). Негативная мотивация – самая сильная, но возможно ли каждый раз доводить процесс до критической точки, каждый должен решить самостоятельно.
Обустройство рабочего места
Важным моментом является соответствие учебного места задачам курса. Много где говорится о необходимости светлого, уединенного помещения, отдаленного и закрытого от всевозможных вмешательств, но если занятия касаются живописи, то оптимальным местом будет парк, а если это игра на гитаре, то подходящее место вряд ли будет тихим. Безусловно, беспокоить не должны и там, где происходит познание нового должно присутствовать все необходимое, но не обязательно это келья монаха.
Необходимость интернета на рабочем месте спорна, ведь благодаря этому доступно и большое количество необходимой информации и отвлекающие сайты (соцсети, игры, онлайн-магазины). Приступая к изменению подхода обучения и при отсутствии силы воли, оптимально установить браузер, блокирующий отвлекающие сайты – это также организация рабочего места.
Обеспечьте себе не только наличие необходимых материалов, но также создание соответствующей атмосферы. Например, эфирные масла цитрусовых повышают настроение и концентрацию внимания.
Кружка с чаем или кофе на портативной подогревающей подставке избавит от необходимости постоянно отвлекаться и выходить из помещения за напитком. Позаботьтесь о звуковом сопровождении, ведь не всегда полная тишина может помочь, для многих она наоборот является фактором, вызывающим нервное напряжение.
Фоновая лаунжевая музыка и различные звуки природы, искусственные шумы помогут сгладить резкие звуки падающей мебели у соседей и приглушат крик детей на площадке.Лишний раз напомним, что мебель должна соответствовать принципам ортопедии, поскольку неудобная поза, пережатие основных артерий, неудобный угол для сустава в итоге приводят к быстрой утомляемости. При постоянном напряжении данных частей тела будет возникать не только потеря работоспособности, но и развитие заболеваний.
Управление временем
В том, чтобы учеба не надоедала, не казалась чем-то всепоглощающим и ужасным, а также, чтобы спланировать всю жизнь необходимо регулировать время, отводимое для занятий. Если не заниматься подобными вопросами, то в итоге может оказаться, что за учебой был потрачен весь день, с периодическими отвлечениями на всякие мелкие детали (поговорить по телефону, приготовить еду, найти сестре ее юбку и прочее).
Распишите себе график, содержащий определенные часы каждый день, которые посвящены исключительно учебе. В это время выключаются все мессенджеры, телефон ставится не в режим вибрации, а выключаются все сигналы. Все, чем занимается человек в это время должно быть посвящено исключительно учебе. Кроме этого будет полезно выделять в графике небольшой промежуток времени, необходимый для внеплановых или дополнительных занятий. Если человек попытается сделать за отведенное время больше, то качество существенно пострадает, пусть лучше в большинстве дней будет свободное окно, но при случае его можно будет занять учебой.
График стоит планировать с учетом чередования видов активности и предметов или курсов. Не стоит ставить подряд занятия по физике и математике, а на вечер литературу и три творческих кружка. Вариант для примера может выглядеть примерно так: решили задачи, позанимались спортом, прогулялись, прочли новую главу из художественной книги, устроили перерыв на обед, составили презентацию.
Составление схем, использование приемов нестандартного запоминания существенно сэкономят время, потраченное на учебу. Кроме изучения этих вспомогательных техник, можно воспользоваться приемами тайм-менеджмента, где рассказывают о способах делегирования заданий и возможности использовать каждую минуту. В итоге, владея всеми этими технологиями, выучить значительную часть необходимого материла или подготовить презентацию можно в метро, по пути домой.
Развитие силы воли
Сила воли – основной помощник при достижении любых целей, в том числе и обучения. Но использовать ее следует грамотно, не пытаясь тащить все, исключительно заставляя себя. Поддерживать должный уровень волевых процессов позволяют периодические перерывы, выходные и отдых, восполняющие психические ресурсы.
Можно начать с поддержания аккуратности в помещении и в одежде. Пробуйте регулировать свой стиль взаимодействия – не грубить, а выслушать, не найти отговорки, а сделать. Составляйте себе режим – это момент, задействующий и развитие силы воли, и экономию времени для учебы.
В учебе главным является постоянство прилагаемых усилий, а развивать свою способность к поддержанию постоянства можно начинать с ежедневного дисциплинированного пробуждения или выполнения упражнений. Подойдут штрафы за несоблюдение временных рамок. Посещение музея раз в месяц или прогула в парке раз в неделю также приведут к развитию волевых качеств, при условии, что они будут выполняться при любой погоде и любом настроении.
Сложности будут возникать на каждом этапе изменений и дополнения новых действий в график, но самым тяжелым является первый этап, когда человек начинает регулировать свой независящих от потребностей стиль жизни.
Сопротивление может обретать самые разнообразные формы, вполне вероятны простудные заболевания. Наиболее важным моментом при усугублении ситуации является упорное продолжение действий, тогда в течение трех недель вырабатывается новая привычка и становится легче. Смысл примерно такой: даже если дорогу в институт завалило снегом, то почитайте имеющиеся статьи по специальности, а если вы заболели, когда нужно бегать, то хотя бы выйдете и пройдите привычную дистанцию.
Поощрение себя за успехи
Вознаграждение за учебу является отличной дополнительной мотивацией. Тут стоит выбирать вещи или действия, приносящие удовольствие. Если это что-то сладкое, то пусть это будет не конфета из пакета, лежащего на кухне – выделяйте время для целенаправленного путешествия по ближайшим мини-маркетам в поисках того, что хочется сейчас. Новые вещи, красивые украшения, платный аккаунт в игре – все это вполне может становиться поощрением за успехи в учебной деятельности.
Разнообразие удовольствий многолико, для которых нет необходимости материальных вложений. Это может быть прогулка, ведь человек ее правда заслужил, и у него нет необходимости сидеть за учебниками. Встречи с друзьями, разговор о последних событиях, поездки в интересные места – все это подпитывает душу и интерес. Еще можно уделять время заботе о себе – сделать красивый макияж, принять ванну, позаниматься на турнике.
В любом случае вознаграждения должны быть адекватны достижению. То есть если вы и раньше каждый день читали по параграфу, то максимум, что за это положено – кружка вкусного чая, ведь это не является достижением, а нормой. Вовремя выполненные текущие задания достойны незначительного поощрения, успешное окончание года или сессии можно отметить крупной покупкой или совместным с группой посещением клуба. Дипломирование на месячных курсах – достойный повод для того, чтобы себя похвалить, но размер этой похвалы не должен превышать достижение за окончание высшего учебного заведения.
Для тех, кому актуально настроить хотя бы посещение занятий можно устраивать всякие приятности каждый день, но когда это станет привычным, необходимо прекращать баловать себя за будничные выполнения. Это не означает остановку, просто теперь становится новая цель, возможно более сложная и требующая больше времени, но большего поощрения.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Как заставить себя учиться: ТОП-10 эффективных способов
Все просто: достаточно найти причину, по которой вы не хотите заниматься, и устранить ее. Обычно учиться мешают прокрастинация и отсутствие мотивации. Другие распространенные причины – неорганизованность, постоянные неудачи и низкий уровень концентрации внимания. Поговорим о том, как заставить себя учиться, если все лень, как перестать откладывать на потом в школе и в университете, а также приведем ТОП-10 самых эффективных способов повышения тяги к знаниям и самоорганизации.
Почему вам лень учиться? Причины и способы их устранения
Такое понятие как «лень» употреблять в принципе не стоит – ее отрицают многие современные психологи. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и силы воли. Поэтому бороться нужно именно с ними, а не с каким-то абстрактным качеством, которое многие считают врожденным, либо приобретенным пороком.
Наиболее распространенные причины нежелания учиться:
- Отсутствие мотивации.
- Слабая сила воли.
- Прокрастинация.
- Неорганизованность.
- Постоянные неудачи.
Эти причины основные, но не единственные. Вы можете страдать от слабой концентрации внимания, низкого уровня ответственности или подсознательно стремиться поставить себя в сложную ситуацию, чтобы попытаться одержать грандиозную победу в борьбе с проблемами, которые вы сами же и создали. Однако мы предлагаем рассмотреть основные причины нежелания учиться, которые актуальны в 9 из 10 случаев.
Не пропустите: Как избавиться от усталости, лени, апатии и сонливости
Отсутствие мотивации
Вы не понимаете, зачем вам учиться, и не видите реальных выгод от прикладываемых усилий. Если в дополнение к этому сам процесс не вызывает у вас ни малейшего интереса, то заставить себя заниматься невероятно сложно – каждый раз это похоже на бессмысленную пытку.
Что делать:
Найдите мотивацию. Объясните себе реальные выгоды от успешно выполненной работы. Желательно, чтобы стимулом выступало не достижение банальных целей, а весомые для вас преимущества. То есть сама по себе «пятерка» за контрольную работу для вас смысла не имеет, а вот «пятерка» как показатель знания предмета, который в дальнейшем пригодится для поступления в ВУЗ или сдачи государственного экзамена – более весомая мотивация.
Слабая сила воли
Само понятие «силы воли» довольно абстрактное и даже теологическое. Психотерапевты все чаще предлагают заменять «безволие» состоянием «отсутствия самоконтроля и внутренней дисциплины». Последние заключаются в том, чтобы научиться управлять психологическими импульсами и сопротивляться искушениям.
Что делать:
Сила воли становится слабой при недостаточной развитости внутреннего «я» и тотальной зависимости от алгоритмов с наименьшим сопротивлением, при выработке автоматического поведения. Другими причинами низкого уровня самоконтроля является недостаток эмоциональной энергии, а также ее неэффективное использование. Необходимо начать работать над собой и устранять причины вашего безволия.
5 эффективных способов обрести силу воли:
- Самые сложные дела лучше делать с утра – начинайте занятия сразу после завтрака.
- Учитесь самосостраданию – хвалите и подбадривайте себя, постоянно повторяйте: «Я могу это сделать, я это сделаю».
- Поощряйте себя – покупайте себе что-то желанное за успешно сданный тест, отправляйтесь в кино или кафе после очередной «пятерки», позволяйте себе немного больше приятного именно в дни ваших локальных побед.
- Успокаивайте себя – в стрессовые моменты наш организм включает режим автопилота, поэтому дышите, пейте ароматный чай и успокаивайтесь как можно чаще.
- Обеспечьте здоровый сон – он даст достаточно энергии и сил для ее эффективного расходования.
Не лишним будет прочесть пару книг по развитию силы воли. Естественно, «волшебной таблетки» в них нет, зато можно почерпнуть массу интересных мыслей.
Можем порекомендовать вам книгу «Сила воли: открывая заново самую мощную человеческую способность» авторства Р. Баумейстера и Джона Тирни.
Прокрастинация
В процессе борьбы с этим «недугом» вы поймете, как начать учиться, если все лень, и вы постоянно откладываете дела на потом. По сути прокрастинация и является склонностью к постоянному откладыванию дел, в частности важных и срочных. Среди причин этого состояния низкая самооценка, перфекционизм, дух противоречия и токсичные психологические установки («лучше синица в руках…»).
Что делать:
Универсального способа борьбы с прокрастинацией не существует – придется пробовать все существующие методики и искать ту, которая подойдет именно вам.
Наиболее эффективные техники:
- Категоризация. Предлагается разделить все дела на «важные и несрочные», «важные и срочные», «неважные и срочные», «неважные и несрочные». Осознайте важность и срочность всех дел, которыми вы занимайтесь. Заставьте себя поставить на первое место дела из 1-й и 2-й категории, сэкономив время на первых двух.
- Воспитание трудолюбия. Вам необходимо научиться получать удовольствие от занятий в школе или в университете, а также избавиться от «духа противоречия». Обязанность учиться вам не навязывают – это ваш выбор. Никто не расстреляет вас за то, что вы оставите учебу. Поэтому вы не «обязаны» заниматься, а вы «выбираете» заниматься – это акт доброй воли.
- Тайм-менеджмент. Если у вас выраженные проблемы с планированием времени – займитесь тайм-менеджментом и начните расписывать свой день. Запланируйте все необходимые дела и выделите на них определенное количество времени с учетом возможных задержек и перерывов на отдых. При этом нельзя приступить к следующей задаче до тех пор, пока вы не окончите предыдущую. Каждый вечер составляйте расписание на завтрашний день.
Вам также необходимо начать распределять усилия, оставляйте время на полный упадок сил. Научитесь не брать на себя больше, чем можете сделать. Начните с малых нагрузок по учебе и постепенно увеличивайте их, пытаясь найти свой предел. Помните, что вы тратите гораздо больше энергии и приобретаете психологические расстройства, когда оставляете какие-то дела незавершенными.
Повышение мотивации к учебе в 3 простых шага
Ждать вдохновения – не лучшая идея. Даже для поиска мотивации придется сделать над собой усилие. Но это совершенно бесполезно в ситуации, когда вы занимаетесь тем, что не любите. Если вас подташнивает от алгебры, вы планируете заниматься гуманитарной наукой и не постоянно терпите неудачи при решении уравнений – вы не хотите этого делать.
В этой ситуации единственный выход заключается в решении проблемы (сдаче контрольной работы, теста, экзамена). Поэтому мотивацию вы будете искать для достижения кратковременной цели. С долгосрочными и важными целями сложнее. Вы должны обрести мощную мотивацию, которая будет вести вас через сложности, лень, апатию и неудачи к решению поставленной задачи.
Попробуйте использовать 3 простых шага для повышения мотивации к учебе:
- Поймите свои желания. Если вы учитесь в университете или пытаетесь мотивировать себя к подготовке к экзаменационным предметам в школе, то задайте себе простой вопрос: «Мне нравится этот предмет?». Нормально, если в целом дисциплина вас интересует, но ее сложность пугает. Ненормально, если вы испытываете к предмету искреннее отвращение. В последнем случае мотивировать себя на его изучение не удастся – ставьте краткосрочные задачи и решайте их (сдавайте контрольные, получайте «натянутые тройки»). Важно заниматься тем, что вам действительно нравится.
- Осознайте выгоды. Создайте мотивационный лист – напишите все преимущества, которые вам даст успешное обучение (уважение учителей и одноклассников, успешная сдача экзаменов, поступление в ВУЗ или защита дипломной работы, перспективная работа, возможность переехать в другой город или другую страну, шанс получить высокооплачиваемую специальность). Выгоды должны быть конкретными, не абстрактными.
- Разбейте крупные цели на мелкие задачи. В учебе очень важно отслеживать динамику собственных успехов. Поэтому необходимо разбить крупную цель (например, изучение английского языка) на мелкие задачи (например, знание 1000 слов, времен, пассивного залога и так далее) и достигать их. Каждая достигнутая задача должна поощряться и если вы не получаете вознаграждение извне, то организуйте его для себя сами.
Важную роль в повышении мотивации играет правильный расход энергии. Помните, что недостигнутые цели отнимают больше сил, чем достигнутые, приводящие к искренней радости и эйфории. Поэтому важно заниматься тайм-менеджментом, правильно планировать время и распределять силы.
Никогда не берите на себя больше, чем можете сделать. Не ставьте перед собой грандиозных целей – каждая неудача будет отнимать у вас слишком много сил.
Как заставить себя учиться, если все лень? ТОП-10 эффективных способов
Эти способы не шокируют новизной, но являются предельно эффективными в повышении мотивации и самоорганизации. По сути каждый из них – составной элемент создания идеальной обстановки и обретения внутренней дисциплины для учебы.
Поймите свои желания
Важно заниматься тем, что вам действительно нравится. Если вы поступили в университет по инерции или стороннему совету, если пытаетесь освоить на высоком уровне предметы, которые вам откровенно противны – вам не удастся не только обрести полноценную мотивацию, но и стать счастливым человеком. Поймите свои желания занимайтесь тем, что вам действительно нравится.
Найдите выгоды
Осознайте реальные выгоды от достижения каждой мелкой задачи и крупной цели. Поймите, как успешная учеба может изменить вашу жизнь. При этом не страдайте от перфекционизма и старайтесь не посвящать свободное время одним только занятиям. Они не должны становиться самоцелью – они должны оставаться инструментом достижения цели.
Придумайте поощрения
Поощряйте себя, если не получаете вознаграждения извне. Подумайте о любом доступном подарке, который можете сделать для себя после достижения задачи. Это может быть поход в кино, красивая ручка и даже ароматный чай.
Распланируйте свой день
Попробуйте эффективные методики тайм-менеджмента. Каждый вечер составляйте расписание на следующий день и планируйте его с учетом возможной усталости, задержек и непредвиденных дел. Действуйте последовательно, старайтесь заниматься в первой половине дня и оставлять развлечение и работы по дому на вечер.
Оборудуйте рабочее место
Рабочее место должно быть удобным – тусклый свет, обилие теней, мешающие локтям предметы и немытые чашки будут отвлекать вас. Обязательно содержите его в чистоте: при занятиях важно чувствовать комфорт, этого невозможно добиться в бардаке.
Правильно настройтесь
Вы не обязаны учиться – это ваш и только ваш выбор. Потому слово «должен» стоит заменить словом «выбираю». Осознание этого факта поможет освободиться от груза навязанных занятий и понять, что вы занимаетесь по собственной инициативе.
Достигайте целей каждый день
Ставьте перед собой мелкие цели и достигайте их каждый день. Так вы сможете отслеживать динамику успехов и обретать более сильную мотивацию с каждой успешно завершенной задачей.
Перестаньте отвлекаться
Устраните любые предметы, которые вас отвлекают – резкие звуки, голоса из открытых окон, социальные сети и даже еда. Не отвлекайтесь на частые перекусы, старайтесь следовать нормальному режиму питания.
Учитесь самоорганизации
Составляйте распорядок дня ежедневно до тех пор, пока не поймете, что научились делать важные дела в спокойном режиме и оставлять достаточно времени на отдых. Исключите все неважные занятия – они лишь повод для прокрастинации.
Примите ответственность
Настало время принять ответственность за себя, свои поступки и свою жизнь в целом. В том, что с вами происходит не виноват никто кроме вас. Ничто не мешает вам просто взять и перестать учиться. Подумайте, что будет после этого? Что ждет вас впереди? Едва ли перспективы окажутся радужными. Примите ответственность и не ищите оправданий.
Резюме
Как начать учиться, если все лень, и вы постоянно откладываете занятия в школе или в университете на потом? Нужно понять свои желания, найти мотивацию, избавиться от прокрастинации и научиться организовывать себя. Начните сейчас и уже сегодня вечером вы отметите завершение первого эффективного дня.
Автор статьи
Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор.
Написано статей
«Как победить лень подростка и настроить его на учебу?» – Яндекс.Знатоки
Добрый день! Как уже правильно отметили, лени, как таковой, не существует. Лень — это всегда избегание какой-либо деятельности, которую мы бессознательно воспринимаем как энергозатратную и бессмысленную. Но если взрослые могут смотивировать себя рациональными доводами в духе: «если сейчас я изучу это, я буду иметь более престижную специальность/должность и больше зарабатывать», то для детей и подростков, как правило, такие доводы не действуют, потому что у них ценность денег, профессионализма и комфортной жизни осозанно формируется позже, после «выхода в жизнь», и то — не всегда. Поэтому попробуйте мотивировать подростка более понятными для него благами, например:
1) Объясните, как может пригодиться в повседневной жизни то, что он изучает и почаще сами включайте это в решение разных задач.
2) Внесите поощрения за хорошую учебу
3) Геймифицируйте обучение по типу современных видео игр: продумайте концепцию «игры» вместе с ребенком. Пусть развитие в предметах станет определенными навыками (скиллами), выполненные домашние задания — оружием или достижениями (ачивками) и т. д.
4) Помогите изучать разные предметы, переводя знания на «понятный для ребенка язык». Например, ребенок, более склонный к творческой и гумунитарной деятельности, может не понимать смысл в изучении математики. Тогда стоит показать всю красоту математических моделей и систем или подойти к основам математики не с помощью учебников, а при помощи изучения античных философов (например) и развития ими математического знания, как основы нашего мироздания. В итоге постарайтесь научить подростка самостоятельно искать что-то интересное и полезное для него в том, что он изучает.
Также стоит ответить себе на пару вопросов: ребенок не хочет учиться или не может (затрудняется)? А Вы сами хотели учиться?
Еще пара советов по мотивации ребенка есть в нашей небольшой статье: https://счастье.рф/kak_vernut_rebenku_motivatsiyu_k_uchebe