Как справиться с «трудным» возрастом подростка. Советы психолога
Любимый сын перестал слушаться или дочь начала возвращаться домой позже указанного времени? У подростка наступает тот самый «трудный возраст».
Мы пообщались с психологом и узнали, что на самом деле означает это понятие и как с ним бороться.
Людмила Клочко училась в Московском педагогическом государственном университете и получила там квалификацию «Практический психолог».
На протяжении последних двух лет у Людмилы частная практика. За это время она проходила курсы в Минске и в Москве, посещала семинары.
Я уверена, что психология – одна из наук будущего, так как у нас растет уровень жизни. Люди чаще задают вопрос «Как быть счастливым?», а не только интересуются деньгами.
По словам психолога, вопрос «трудных подростков» не самый популярный, потому что родители не часто обращаются к специалисту, так как думают, что в состоянии сами решить проблемы. Люди, которые обращаются за помощью, гораздо эффективнее справляются с ситуацией, они могут посмотреть на нее другими глазами.
Как понять, когда начался трудный возраст?
– Давайте начнём с раннего детства, чтобы мы понимали, что такое «трудный возраст» и откуда он берётся. Если говорить утрированно, человек живет от кризиса до кризиса. Первый кризис – одного года, далее – трех лет.
Переходный возраст тоже относится к кризису. Он заключается в том, что подросток вырастает из предложенных изначально ему обстоятельств. В новых он еще не разбирается, а в старых уже быть не хочет.
Каждый кризис – точка роста, не нужно к нему относиться как к чему-то негативному. Когда человек не достигает и не желает преодолевать кризисы, он не растет над собой. Нужно пережить этот период вместе с подростком.
Любой родитель сам поймет, когда «это время» настало – поведение подростка изменится. Человек будет чувствовать, что он уже не ребёнок, но и не взрослый. Меньше начинает слушаться родителей, подвергает критике их слова.
Происходит это не из-за скверного характера, а из-за наступления того самого кризисного момента, когда подросток переоценивает свою жизнь и место в ней.
Ребенок начинает конфликтовать, потому что пробует свои границы, изменяет поведение. Он это делает, потому что готовится ко взрослой жизни.
Как долго длится период «трудного возраста»?
– У него нет четких границ. Например, вы задули свечку на торте, ребенку исполнилось 13, а потом 17 и этот период закончился – такого нет.
У кого-то он затягивается, а кто-то преодолевает его быстро. Очень зависит от той среды, в которой находится подросток. Среда в данном случае включает в себя семью, компанию, школу, тех людей, которые для него значимы. Именно в этом возрасте подросток начинает находить кого-то вне семейного круга для подражания.
Если грубо обобщать, то это будет продолжаться до тех пор, пока ребенок не выйдет на новый психологический уровень. Некоторым подросткам мешают, их подавляют фразами: «Ты еще маленький, ничего не умеешь».
У человека есть внутренние задатки и черты характера, поэтому подросток может быстро преодолеть переходный возраст или он не будет ярко выраженным.
Как правильно разговаривать с подростком?
– При общении с подростком стоит учитывать то, что у него не самый простой период в жизни, смещаются его детские устои, а новых пока что нет. У него невероятное количество претензий к миру, к себе, окружающим, в том числе и к родителям. Появляется огромное желание что-либо изменить и полная невозможность сделать это, много противоречий внутри себя.
Родитель должен отдавать себе отчет о том, что от того, как он выстроит коммуникацию с ребенком именно в этом возрасте, зависит их общение с ребенком в его взрослом возрасте.
Переходный период пройдет, но та степень доверия и отношения останутся на всю жизнь. Нужно, чтобы он чувствовал, что у него есть поддержка в виде вас.
Следует понять, что у него сейчас очень трудный период и постараться помочь преодолеть ему это, быть ему другом. Нельзя посоветовать принять какую-либо одну сторону, например, быть мягким или строгим, потому что все индивидуально. Я не могу сказать, что со всеми подростками нужно разговаривать в одной манере.
Как правильно поступить, если от ребенка пахнет дымом от сигарет?
– Боюсь давать однозначный совет, потому что многое зависит от ситуации. Рассмотрим это как что-то среднестатистическое. К советам, которые я могу дать, подходите критично и посмотрите, насколько они уместны в вашей ситуации.
Нет универсальных указаний, иначе не было бы такой науки, как психология. Нужно учитывать, что 99 % людей пробовали курить, даже те, у кого в семье не курят. Обычно это происходит в возрасте около 12-ти лет.
Нужно быть человеком, отдающим себе отчет в том, что ваш ребенок попробует когда-нибудь покурить или выпить алкоголь. Это происходит со всеми.
Я не считаю, что есть смысл делать из этого скандал. Если ребенок вас боится, то будет вам врать. У лжи не очень много причин, обычно это страх.
Также многое зависит от того, курят ли родители сами. Подросток видит все, что происходит вокруг него. Если в семье никто не курит, то большая вероятность, что ребенок этого делать тоже не будет.
Страх, шантаж, крики – всё неэффективно. В данном случае сигарета – заявление о своей взрослости. Нужно проанализировать ситуацию, почему ребенок курит, что пытается доказать.
Как не потерять доверие ребенка?
– Так же, как и не потерять доверие любого взрослого человека. Вы не должны его подводить, обманывать, лукавить и стараться быть выше, сильнее и намного умнее.
Если вы допускаете ошибку, то нужно её признать и извиниться, где это требуется. Родитель должен быть адекватным. Необходимо не просто сказать, что нужно приходить домой не позже 10-ти вечера, а объяснить – почему.
Так же и с курением, расскажите, почему это вредно, а не просто потому, что папа будет злой. Объясните причину своих требований и напомните, что вы несете за ребенка ответственность.
Специалист рекомендует в первую очередь воспитывать себя, потому что ребенок учится на примере. К тому же, многие родители обращаются к психологу, так как их ребенок не такой, как они хотят. Здесь следует помнить, что вы и ваш ребенок – разные люди.
Следует любить своих детей такими, какие они есть. Эта идея глобально важна для коммуникации с детьми.
Фото: личный архив героини и Pixabay
советы психолога / Новости города / Сайт Москвы
ПЕРИОД БУРИ И НАТИСКА
— Татьяна Романовна, какие изменения происходят с ребенком в переходном возрасте?
— Переходный возраст — трудное время и для детей, и для их родителей. Настроение и поведение подростка часто меняются, он то возбужден, то апатичен, то открыт, то замкнут. Подросток пытается освоиться в бурном мире отношений за пределами семьи. Ему необходимо чувствовать, что родители его поддерживают. Если же нет принятия и чувства безопасности, то результатом может стать агрессия, обращенная на самого себя или вовне.
Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата (от лат. Pubertas — половая зрелость). Сложное время. Происходит переход ребенка к взрослому во всех сферах: физической, физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).
— Могут ли родители заметить, что с ребенком происходит что-то неладное?
— В этом возрасте дети редко откровенничают с родителями. Так что даже если что-то происходит с ребенком, взрослые видят привычную уже картину: их сын или дочь в плохом настроении, закрывается в своей комнате, на расспросы отвечает: «Все нормально, отстань». Здесь важно не упустить момент, если подросток из обычного взрослеющего превращается в «трудного».
В период формирования личности происходит коренная ломка поведения, прежних интересов, отношений. Изменения быстрые, бурные, скачкообразные. Это вызывает сильные переживания, которые подросток не может объяснить. Многое непонятно во взрослом мире. Как в него вписаться? Лев Толстой описал эти метания «пустынями отрочества», их суть — в огромной энергии, рвущейся наружу, чтобы заявить о себе.
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ?
— Многие родители переживают: «Мы неправильно воспитали ребенка, если сейчас он ведет себя таким образом! Мы — плохие родители!» Как им быть?
— Для ребенка родители — самые главные и важные люди. Личный пример мамы и папы больше всего остального влияет на детей. Не имея своего опыта и знаний, ребенок копирует взрослых. Ребенок видит, насколько родители внимательно и уважительно друг к другу относятся, как решают проблемы.
Вспомните себя в переходном возрасте, и будет легче понять сына или дочь. Совместный с родителями труд, досуг, увлечения помогают ребенку формировать ответственность, самостоятельность, внимательность. Взрослые должны показывать подростку, что его мнение имеет значение, что с ним считаются.
Отношения подростка с родителями перестраиваются. Тинейджеры часто критикуют образ жизни родителей, их установки, ценности. Общаться с ребенком становится все труднее, возникают конфликты. Подросток ориентируется на авторитетных для него взрослых, но далеко не всегда его идеал — это отец или мать.
— Как правильно реагировать, если родители застукали ребенка с сигаретой или узнали, что он употребляет наркотики?
— Первое правило: ведите себя достойно. Несмотря ни на что. Вы — взрослый человек и не имеете права на панику и истерику. Не надо кричать, демонстративно пить валокордин и хвататься за ремень. Для начала разберитесь в ситуации. Иногда бывают случаи, когда ребенка сверстники заставляют употреблять психоактивные вещества (ПАВ) — возможно, ему угрожали, били.
Очень важно сохранить доверие. Если будете истерить, ребенок просто замкнется в себе и оттолкнет вас. Найдите в себе силы и постарайтесь стать союзником, а не врагом.
Дальше: перестаньте винить во всем себя. Ваш ребенок уже достаточно взрослый человек и употребление запрещенных веществ — его выбор и ответственность. Он по собственной глупости и самонадеянности начал употреблять ПАВ, зная о вреде.
Ограничьте финансовую поддержку. Ребенок должен понимать, что ваши деньги —это не его деньги. Никогда не поддавайтесь на шантаж и манипуляции со стороны ребенка. Не занудствуйте. Бесконечные разговоры, обвинения, нравоучительные беседы абсолютно бесполезны, могут дать только обратный эффект. Любые, даже отрицательные разговоры о наркотиках вызывают воспоминания о них.
Не злоупотребляйте угрозами. Если вы что-то обещаете — делайте. Не угрожайте впустую. Ребенок прекрасно осознает, что многие угрозы вы не выполните, и пропускает их мимо ушей.
Разрешите ребенку прекратить употребление ПАВ самостоятельно. И если он решился, поддержите его и найдите квалифицированного специалиста.
— Как родителям справиться с переходным возрастом?
— Несколько важных советов, которые реально могут помочь:
- Не балуйте ребенка.
- Не бойтесь быть твердым.
- Будьте последовательны.
- Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
- Не поддавайтесь на провокации.
- Не обижайтесь, когда ребенок говорит, что ненавидит вас.
- Не заставляйте ребенка чувствовать себя младше, чем он есть на самом деле.
- Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей.
- Не читайте нотации.
- Не старайтесь строить из себя идеальных родителей, будьте самими собой и старайтесь стать лучше.
- Самое главное — любите своего ребенка, несмотря ни на что. Будьте ему настоящим другом.
«МНОГО ЗАВИСИТ ОТ УСТАНОВОК В СЕМЬЕ»
— Как вы оцениваете вред для подростков от негатива в СМИ, соцсетях, фильмах, агрессивных компьютерных играх?
— Проводить прямую связь между каким-либо явлением культуры и поведением ребенка значит сильно упрощать дело. На ребенка влияет множество факторов: семья, школа, друзья и родители, случайные разговоры вокруг, его наблюдения. Разные люди на одну и ту же передачу по ТВ реагируют совершенно по-разному. Многое зависит от того, какие ценности он усвоил в раннем детстве — в первую очередь, от своих родителей.
— Стоит ли опасаться подростковых деструктивных групп в соцсетях?
— Современные дети живут в Сети. Формат виртуального общения многим привычнее, чем беседа с глазу на глаз. Проблема деструктивных групп в соцсетях вполне реальна. Такие сообщества популярны, потому что подростки ищут в них удовлетворение своих интересов. Все, от чего веет тайной, угрозой, привлекает подростков. Часто дети зависают в этих группах из-за недостатка внимания со стороны родителей.
Многие мамы и папы думают, что они работают, обеспечивают семью, а уделять время своему чаду — это необязательно. В итоге дети ищут способы развлечься в сети.
Родителям нужно отслеживать, что ищут их дети в интернете, какие сетевые сообщества посещают. Но главное — больше проводить времени с ребенком, организовывать совместный интересный ему досуг. Стараться понимать его, уметь слушать, искренне интересоваться его жизнью.
— Как родителям справиться с переходным возрастом? Чем тут могут помочь психологи?
— Подростковый период можно назвать вторым рождением личности, когда появляется склонность к самостоятельности, самоанализу, стремление к общению, самовоспитанию. Это положительные характеристики выхода из подросткового кризиса. Психологи социально-реабилитационного центра «Возрождение» оказывают подросткам психологическую, профилактическую, профориентационную и коррекционную помощь. Мы консультируем, как наладить отношения с семьей. Это большая работа по выработке терпимости, поиску точек соприкосновения, взаимопонимания с родителями, избавлению от чрезмерной опеки или, наоборот, попустительства, завышенных требований и ожиданий.
Справочно
ГБУ СРЦ «Возрождение» — единственное учреждение в Москве, которое специализируется на реабилитационной и профилактической помощи несовершеннолетним и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества или алкоголь. Кроме того, с 2018 года психологи Центра работают с несовершеннолетними, у которых возник конфликт с законом.
ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК: советы от тех, кто благополучно пережил этот этап. Реальная история.
23.08.2018Количество просмотров: 1314
Что делать, если ваш повзрослевший ребёнок возвращается домой под утро, курит, выпивает спиртное с друзьями, и всё время с вами спорит?.. Тем более, если этот «ребёнок» — красивая девушка! А ты у неё и за маму и за папу…
Сегодня у нас уникальное интервью с двумя героинями: мамой (Еленой Пуличевой) и её уже взрослой дочерью (Викторией Георгадзе). Советы от тех, кто благополучно прошёл сложный подростковый период, для тех, кому эта тема сейчас актуальна.
СВОЙ ВЗГЛЯД НА ВСЁ
Елена: У дочери уже лет с 12 был свой взгляд на вещи, и события, и переубедить её было крайне трудно. Например, если учитель в школе не мог интересно объяснять предмет, она никогда под него не подстраивалась, а просто переставала ходить на его уроки. А так как интересных, на её взгляд, предметов было всего 2-3, то по сути, два последних года в школе, 8-9 класс, она практически прогуляла.
И после школы до дома не всегда доходила… С подругами могла где-то оставить свой портфель, и вернуться домой поздно вечером. Одновременно они выключали все телефоны, и где были в это время, что делали, никто не знает.
Я иногда смотрела на неё и задавала себе вопрос: мой это ребёнок или не мой? Неужели она такой останется на всю жизнь?!
После 8 класса её хотели оставить на второй год. Но тут я за неё стала стеной. Подумала: вот если я сейчас на всё «плюну», и не буду её защищать, оставят её на второй год в школе, и что?
Вызвали меня тогда на педсовет, говорят, вот она у вас тупая… Я отвечаю: «Нет, она не тупая. Она — лентяй. А лентяй и тупая — это вещи разные. Я же вам в четвёртом классе круглую отличницу привела, а почему она стала троечницей и двоечницей? Вопрос в чём? Не можете мотивировать детей на учёбу? Давайте создадим конфликтную комиссию и проверим, как она усваивает материал… В итоге, моё ораторское мастерство взяло верх. Перевели её в 9 класс.
ВЕРИТЬ
Елена: Очень тяжело одной принимать решение в конфликтной ситуации. Как быть??? Часто консультировалась у специалистов. Я сама врач, и хорошо хоть знакомых много. Кто-то подскажет закон, кто-то поделится опытом со своим ребёнком…
Исходя из пройденного, могу сказать: самое главное — в своих детей надо верить! Одноклассники Вики, например, знали, что я за Вику стану грудью, даже если она виновата. И часто пользовались этим. Если они что-то творили, а творили они будь здоров.., умудрялись даже шампанское в классе попить, — всё всегда сваливали на Викторию. А я их всех уже потом защищала перед руководством школы. Доходило до того, что подружки Виктории звонили, и спрашивали, а можно мы с вами поговорим, а то я маме не могу такое рассказать… И я всегда старалась их выслушать, дать возможность выговориться, поделиться.
Помню в школе она дружила с мальчиком, который второй раз остался на второй год. Учителя и родители других детей говорили: «УЖАС!» И т.п. А я поддерживала. Этот мальчик с братьями мог собрать велосипед из запчастей где-то найденных. Пусть прогуливал уроки, но парень с явно выраженными техническими способностями, которые в школе вообще игнорируют. Я считала, что друзья моей Вики — самые лучшие, раз она их выбрала!
ОБЩЕНИЕ
Елена: Самое главное в подростковом возрасте — уделять детям внимание в любой свободный момент. Ведь им не так много времени и надо. Мы, например, с Викой утром садимся завтракать — хоть пять-десять минуточек, но вместе. Я что-то рассказываю. Какие-то примеры из жизни, истории, просто мимоходом, не назидания ради…
Ужинали мы правда в разное время, я — раньше, а Вика гораздо позже, ибо неизвестно когда вернётся, но хоть ночевать приходила.
При малейшей возможности старалась брать её собой в магазин, на рынок. И мы всегда что-то обсуждали. Или школьную проблему, или у друзей какие-то неприятности…
УЧЁБА
Елена: Первый курс в колледже у дочери тоже был сложным. Но, тем не менее, помню, когда классный руководитель прислала мне смс, что Вика опаздывает на первый урок, я подумала: «Фух! Она приходит на этот урок! Уже прогресс!». Через полгода на собрании мне сказали: «Вика сессию сдаст, мы не сомневаемся, Вы ей только расписание экзаменов перед глазами повесьте».
То есть первый курс ещё был сложным, а потом всё решилось в одночасье. Вот как-то раз — и всё. Когда диплом в колледже писала, я видела, как она сама в 7 утра может встать, и мне не надо её будить. Сейчас, когда она идёт на сессию в университет, я вообще не переживаю. Моя задача только накормить и дать денег на транспорт и связь. Остальное всё решает она сама.
В последний раз, когда мне её зачётку показали — там вообще все «пятёрки»!!!
ВЫБОР ДРУЗЕЙ
Елена: Я никогда не регулировала друзей Виктории. Хотя порой страшно было. Были такие подружки — все старше, и что будет-то…? Но я понимала, что человек должен выбор совершать сам.
Есть родители, которые думают… вот надо тут соломочки подстелить, там плечико подставить.., тут за него решить, потому что так лучше для него… А ещё лучше — пусть дома сидит…
Из своего опыта уже могу сказать, что лучше пусть ребёнок в юности наберётся опыта общения с разными людьми. Зато теперь мне за Вику вообще не страшно, я знаю, что она всегда примет правильное решение.
Вика: На прогулы в школе на меня тогда повлияли две мои самые яркие подружки. Одна была старше на пять лет, другая на три года. Я шла за ними. Мне трудно сказать, что нас собственно связывало, но, благодаря первой, я сейчас любому гопнику могу рот заткнуть, а на примерах второй — я смотрела, как делать не надо. (Хоть и повторяла некоторые ошибки). Они обе были прогульщицы, но тогда мне с ними было интереснее, чем ходить на эту физику… Сейчас с теми подругами я не общаюсь.
Да и в школе как-то у нас всё было дружно. Если прогуливали урок, то всем 9-м классом, а то и двумя классами 9-м и 11-м.
Мама мне про всех моих друзей своё мнение высказывала, но явно не вмешивалась в нашу дружбу. Просто акценты расставляла: кто есть кто. А я ей всегда всё рассказывала, вплоть до того, какие наркотики популярны среди друзей.
Елена: Я им на этот счёт всегда говорила: могу устроить экскурсию в клинику по лечению наркозависимых. Договорюсь, вас пустят. Увидите как проходит жизнь у людей, которые в вашем возрасте наркотиками заинтересовались и не смогли остановиться.
ТАТУ
Елена: Помню был период, когда Вика очень хотела настоящую татуировку. Я была против, но коллеги посоветовали не говорить ей категорическое нет. Ибо она сделает наперекор. Надо убедить делать тату только в самом крутом салоне. А это дорого, и там без присутствия родителя никто не сделает. Постепенно она и сама передумала. А теперь Вика смотрит на себя в зеркало и радуется: как хорошо, что я тогда не наколола эту тату.
Вика: В моём решении большую роль сыграло то, что мама не против, а значит не запрещено. В таких случаях начинаешь уже думать, а надо ли действительно. Тем более что это больно и на всю жизнь.
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
Вика: Я благодарна маме, что она жёстко не ограничивала мне время общения с друзьями. На моих глазах был пример девочки, которую родители из страха ограничивали в свободном времени. По будням она вообще не гуляла. Ей разрешено было гулять только в субботу и в воскресенье до 5 вечера. Из протеста она успевала всё: и покурить и выпить, и с парнями развлечься. Вот прям всё!..
Елена: Скажу честно, что мне страшно было когда Вика возвращалась в час ночи, в два, а то и в пять… Вспоминаю — страшно. Она мне сейчас рассказывает: ей тоже тогда было страшно. Но — надо поддерживать и верить! Верить даже не в свои силы, а верить в своего ребёнка! Легче от этого не будет, но период взросления у него пройдёт быстрее, и потом, он будет тебе благодарен, как надёжному другу.
А когда возникали сомнения — говорила себе: «Это моя дочка. Она у меня одна!»
Признаюсь, что я водила её к знакомому психологу и, не зная того, Вика прошла тестирование. Психолог меня успокоил тогда: «У девочки разум такой, что ничего с ней не случится».
ВСЁ САМОЕ ЛУЧШЕЕ
Вика: На самом деле я всегда знала, что у меня самая лучшая мама. У меня были самые хорошие телефоны, хорошая одежда, обувь… Я ни в чём не нуждалась. Даже наоборот, чувствовала себя круче других — у меня было всё самое лучшее.
Я маме очень благодарна за чувство стиля, которое она привила мне, и теперь даже обычную майку я могу надеть так, что все будут ходить и гадать, сколько это майка стоит.
Елена: И у меня мама такой была. Она мне всегда старалась купить что-то получше. Приучала, что девочка внутри должна быть королева, и снаружи должна быть королева…
Но ещё детям обязательно надо читать классику. Это ведь тоже, самое лучшее… Подросткам надо прочесть «Отцы и дети» Тургенева, Достоевского «Преступление и наказание», Чехова, как минимум рассказы. Пикуля — «Три возраста Окини сан», Булгакова, Акунина… Это то, чего я ещё не теряю надежды ей дать.
ПОИСК СЕБЯ
Елена: Помню на выпускном в школе, классный руководитель представляя каждого ученика, про Вику сказала: «А это Виктория. Она всё время в поиске, она всё время ищет себя». Мне так обидно тогда было. Про других дифирамбы пели, а про мою… высокую, красивую, в шикарном платье… Теперь то я понимаю, что действительно она была в поиске себя, своего пути. Но проходило это у неё вот так, непросто.
СОВЕТЫ ПОДРОСТКАМ
Вика: Самый первый совет, который я могу дать — это слушать своих родителей. В подростковом возрасте, мы думаем, что они несут бред. Я помню маме сотни раз так и говорила: «Ты бред несёшь!». А сейчас вспоминая, понимаю, что на самом деле нет ни одного слова, когда мама говорила что-то не так. Всё так. Она мне «крест» ни на чем не ставила, однако своё мнение мне в голову закидывала.
Во-вторых, очень тщательно выбирайте круг своего общения. Если в нём есть хоть один человек, который может помешать твоей будущей жизни, то от этого человека, либо от всей компании надо отдаляться.
Можно иметь друзей из разных слоёв общества, но надо чётко разделять какие качества, привычки и жизненные позиции друзей пригодятся тебе в жизни, и чему у них стоит поучиться. При общении с разными людьми будет понятно, с кем нужно дружить на расстоянии, а кому можно довериться (в чём опять же помогут советы и мнение родителей).
А третий совет — это нужно иметь какое-то хобби, любимое занятие. С 1 по 6 класс, я, например, занималась танцами. А потом полгода мы с девчонками делали вид, что ходим на танцы. И больше уже ничем не занималась тогда.
Мне тогда не хотелось учиться вообще ничему. Только гулять и развлекаться. Все ночные клубы были наши. А сейчас разрываюсь: мне и юрфак интересен, и психология интересна, и курсы MBA интересны. И не знаю, как мне время своё распределить так, чтобы успеть везде. Поэтому с юности надо искать то, что интересно. Готовить заранее почву для будущей профессии.
Сейчас я учусь в ЮФУ на заочном отделении Высшей школы бизнеса, на факультете туризма. Вот уже 3 года параллельно учёбе работаю в туристическом агентстве. А совсем недавно у меня вдруг появилось желание поработать в отделе по делам несовершеннолетних. Мне есть, что им сказать. Ведь я многое проходила сама.
Посмотрите также:
Оставить комментарий
Написать нам письмо
Трудный подросток — что делать родителям?
(2 часть)
Часть первая рекомендуется к прочтению
Когда в семье трудный подросток, что делать родителям? Этот вопрос разберем сегодня и наведем мир и покой в семьях «трудных подростков».
Сложный подросток в семье — где искать причину?
В этой статье вы узнаете:
Трудные подростки бывают в разных семьях, как в благополучных, так и в не очень. И не всегда трудный подросток, это тот, кто гиперактивный с детства или стоит на учете в детской комнате. Не менее трудные — пассивные, ничего не желающие в этой жизни. Как получаются трудные дети?
Недавно вновь пересмотрела любимый мультфильм «Простоквашино» — какое удовольствие получила, даже не представляете. Обожаю фразу Шарика: «Делайте со мной что угодно, хоть чучело; мне теперь жизнь не мила!» У Шарика настоящая проблема: у него забирают любимую корову, кто ж не расстроится в таком случае?
А вот когда внешне абсолютно здоровый, красивый и даже умный молодой человек или юная девушка говорят примерно то же самое, что тогда думать? Как это можно понять? Что делать родителям, если трудный подросток в семье? То ли к ЦЕЛИТЕЛЯМ обращаться с просьбой ВЕРНУТЬ ЖИЗНЕННУЮ ЭНЕРГИЮ, то ли — к психологам — мол, спасайте, вся надежда на вас… А вот сесть и ПРОСТО ПОГОВОРИТЬ ПО ДУШАМ- слабо? ПРОЩЕ ОБВИНИТЬ улицу, школу, соседей и!!! «дурную наследственность», но не себя-любимого.
Трудный подросток в трудной семье — пример из моей жизни
Соседу 17 лет. Вырос на моих глазах. Живёт как по инерции; вот его завели, когда он родился, а зачем это сделали — не говорят до сих пор… Или говорят так: «Ты ДОЛЖЕН хорошо учиться… Ты ОБЯЗАН продолжить нашу династию врачей… НЕ СМЕЙ даже думать о…»
Вот он и «не думает», смирился, сдался судьбе/родителям на милость, теперь из него «хоть чучело» можно сделать, ЕМУ ВСЁ РАВНО. Если спросишь что-то вроде: «А ты знаешь, что… на Шри Ланке…» мгновенно прозвучит встречный вопрос: «А ОНО МНЕ НАДО?» Иными словами: «Отстань, отвали, не умничай…»
Ходил на борьбу, потом на футбол, в старших классах родители только успевали его к различным учителям водить на дополнительные занятия… А у него всё это время звучал безответный вопрос: «А ОНО МНЕ НАДО?» «Надо!» — обрубали коротко, но ёмко родители, как в старом советском фильме: «Надо, Федя, надо!» КОМУ? Ребёнку НАДО только одно: БЫТЬ РЕБЁНКОМ, чувствовать всеми фибрами ДЕТСТВО!!! Так что же делать родителям, когда трудный подросток в семье?
Как мечты вернут вам «легкого» подростка?
Кто в детстве не мечтал стать лётчиком, космонавтом или разведчиком? Каждый второй, как минимум, не так ли? Вы заметили: «МЕЧТАЛ» стать! Вспомните, как вы мечтали, как потом обсуждали свои планы с одноклассниками, как находили книги в библиотеках о лётчиках (Разве подвиг Маресьева мог кого-то оставить равнодушным?).
Что такое «МЕЧТА»? Это та путеводная звезда, по которой моряк ориентируется в бескрайнем море; это ради МЕЧТЫ люди совершают порой безумные поступки; наконец, это МЕЧТА является тем локомотивом, который тянет за собой вагончики с названиями: «ЦЕЛЬ», «задачи», «первый шаг к ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ», «второй…», «третий»…
Разве ребёнок, у которого есть мечта, может вырасти в «трудного подростка»? Никогда в жизни! Просто потому это невозможно, потому что ОН САМ ВЫБИРАЕТ СВОЙ ПУТЬ, он его представляет в своих мечтах, видит во снах, обсуждает его реализацию со сверстниками… У такого ребёнка не встаёт дурацкий вопрос: «А ОНО МНЕ НАДО?» просто потому, что он знает, что, к примеру, «ему НУЖНЫ знания, например геометрии, ЧТОБЫ поступить» и т,д.
Тюрьма или свобода делают подростков трудными?
А что происходит, когда за ребёнка ВСЁ РЕШАЮТ ДРУГИЕ. Заметьте, я не написала «решает мама,» или «папа». Решают другие! Кто угодно, но НЕ ОН САМ! Вот и получается, что РОДИТЕЛИ КРАДУТ ДЕТСТВО у собственного ребёнка! А потом хотят, чтоб у него в подростковом (самом сложном возрасте!!!) не было АПАТИИ, депрессии и всякой всячины… Так вот получается трудный подросток в семье, что же делать родителям.
Приведу ещё один пример: посадите птичку в клетку, (золотую, с бриллиантами), кормите самой дорогой едой… а потом отпустите… да, чуть не забыла, включайте лингафонный курс английского или китайского (он сейчас модным стал)… Просто проследите за её полётом НА СВОБОДЕ…
Часто так же поступают родители трудного подростка: они оберегают своих чад от всякого рода воздействия улицы, но что дают взамен? Неужели свою любовь? Нет. Вернее, не все и не всегда. Ребёнку НУЖНА СВОБОДА! В конце концов, он по конституции имеет на нее право! Просто нужно помочь ему научиться самостоятельно УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ СВОБОДОЙ. Пол часа абсолютно свободного времени — разве это много? А вы в это время проследите за ним, как он им распорядится. Может, начнёт рисовать — он так давно мечтал об этом, но вот ВРЕМЕНИ всё никак не было…Порой для счастья надо так мало… Разговор по душам с мамой и папой, вечерняя прогулка с ужином в любимой кафешке, СОВМЕСТНОЕ обсуждение планов на каникулы (куда именно поедете ВСЕЙ СЕМЬЁЙ), наконец, банальное обсуждение новогодней ёлки, которую предстоит купить и украсить… — вот что наполняет нашу жизнь СМЫСЛОМ и ДЕЛАЕТ НАС СЧАСТЛИВЫМИ…
Трудный подросток — что делать родителям? Это тривиальный вопрос. Родителям стоит быть чуть внимательнее и принимать то, что воспроизвели собственноручно.
Если у вас проблемы с детьми, обязательно посмотрите тренинг«Как наладить отношения с ребенком»
как работать с «трудными» подростками? – PROFI.RU — За профи говорят дела
Ученики бывают разные, и не к каждому легко найти подход. Особенно к подросткам, которых зовут «трудными». Переживая турбулентность пубертата, они бывают агрессивными, саботируют занятия и выводят из себя даже ангельских преподавателей. Вместе с психологом разобрались, существуют ли на самом деле «трудные» подростки и что делать, если учить их — вам.
Ученики бывают разные, и не к каждому легко найти подход. Особенно к подросткам, которых зовут «трудными». Переживая турбулентность пубертата, они бывают агрессивными, саботируют занятия и выводят из себя даже ангельских преподавателей. Вместе с психологом разобрались, существуют ли на самом деле «трудные» подростки и что делать, если учить их — вам.
Психолог Инна Илларионова:«В случае с „трудными“ учениками обычно есть внутрисемейный конфликт. И в большинстве случаев родители отрицают проблемы со своей стороны, а вот ребёнок может быть довольно адекватен, и работа с ним имеет смысл. Репетитор не в силах изменить семейную ситуацию, но может наблюдать и отмечать динамику — есть положительные результаты от занятий или нет. Если есть, работу можно продолжать.
Если у вас хороший контакт с родителями, им можно порекомендовать психолога. Идеальный случай, это когда репетитор работает с ребёнком, а психолог — с родителями. Если же случай совсем тяжёлый — проблему отрицают и родители, и ребёнок, — от таких клиентов лучше отказаться. Всех денег не заработаешь».
Допустим, наш подросток — не «тяжёлый случай», положительная динамика есть. Но работа с ним невыносима. Выясним, что делать, на конкретных примерах.
Проблема: проявляет агрессию и конфликтует
Дети младшего возраста обычно признают авторитеты и изо всех сил стараются угодить взрослым, а вот подростки могут проявлять «характер». Бунт, розовые волосы и хлопанье дверьми — нормальная и даже ожидаемая реакция. К переходному возрасту у человека уже полностью формируется эмоциональная система, но не так хорошо развита префронтальная кора головного мозга, отвечающая за рациональность. Добавьте гормоны, трудности социализации — и вы получите типичного подростка.
Но, как отмечает психолог, гнев ребёнка по отношению к репетитору может быть вовсе не иррационален, а вполне справедлив. Ведь занятия — это, как правило, решение родителей.
Совет репетитору: в ситуации, когда подростку занятия навязали, ищите особый подход. Выясните, что его интересует, и зайдите с этой стороны — можно учить английские слова, переводя песни любимых групп, например.
На время забудьте про запрос родителей и узнайте о запросах самого ребёнка.
Проблема: не хочет заниматься
«Если репетитор выбирается осознанно, если подросток сам его выбрал, таких проблем возникнуть не может», — считает психолог. Трудности возникают, если ребёнок и не думал учиться, а родители нанимают ему репетиторов и настаивают: «Только занимайся, только поступи, твоя задача — поступить!» В этом случае родители слишком много решают за ребёнка.
Совет репетитору: попробуйте объяснить родителям, что не стоит игнорировать потребности ребёнка. Решать за подростка, учиться ему у репетитора или нет, — это время, нервы и деньги на ветер. А в процессе обсуждения можно довести ребёнка до понимания, что ему это действительно нужно.
Проблема: постоянно отвлекается
Обычно невнимательность — явный признак скуки или нежелания заниматься. Тут возвращаемся к пунктам про «особый подход» и «поговорить с родителями». Но бывают и ситуации-исключения, когда у ребёнка есть адекватная мотивация, но он не может справиться с заданием, быстро утомляется. Здесь, как замечает психолог, нужна консультация невролога, психиатра или нейропсихолога.
В подростковом возрасте часто бывают дебюты психических заболеваний, а иногда повинным оказывается синдром дефицита внимания — всё это нужно учитывать. Как и то, что переходному возрасту сопутствуют естественные физиологические изменения и гормональные взрывы — это временное явление, нужно только уменьшить продолжительность и частоту занятий на какой-то срок.
Совет репетитору: часто занятиям мешают личные переживания подростка: нелюбовь крутого одноклассника, развод родителей. Всё это мешает сосредоточиться. В такой ситуации лучше поговорить с ребёнком: «Слушай, я вижу, что сегодня с тобой что-то не так. Давай сократим время занятия».
Проявляя внимание, вы демонстрируете понимание и формируете доверие. Есть вероятность, что после такого разговора подросток расслабится и войдёт в работу.
Проблема: саботирует, срывает занятия
Иногда дети не приходят на занятия, прогуливают. Или регулярно опаздывают. Могут предлагать репетитору деньги за занятие, которого не будет, или демонстративно молчать весь урок. Ассортимент велик.
Совет репетитору: назначайте встречи в удобное для ребёнка время. Саботаж — это, как правило, бунт-доказательство своей значимости. В ходе общения с подростком не забывайте показывать, что видите в нём полноценную личность, а не пассивный объект, которому что-то навязали.
Что почитать
Чтобы наладить коммуникацию с ребёнком, проявить понимание и заслужить доверие, нелишним будет узнать подробнее о специфике работы с ним. В книге «Саммерхилл — воспитание свободой» Александр Нилл, создатель легендарной школы с детским самоуправлением, рассказывает о «трудных детях», которые со временем превращаются в трудных взрослых. Книга даёт отличный психологический обзор и разбор феномена.
Найти контакт с подростками поможет и знание чисто физиологических особенностей взрослеющих детей. В книге «Мозг подростка. Спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинейджеров» нейроучёный отвечает на вопросы родителей, детей и преподавателей, рассказывает об особенностях мозга подростков и даёт практические советы, как поддержать детей в их не самые приятные годы.
Самый главный совет
Не спешите называть учеников трудными, ведь чаще всего речь идёт о трудных родителях и семьях. Говорите с детьми на равных. В подростковом возрасте, кроме розовых волос, любви крутого одноклассника и сумасшедшего значка на рюкзак, хочется только одного: чтобы с вами считались.
особенности работы с ним, советы родителям
Трудный подросток – это личность, психологически находящаяся в подростковом возрасте, чье поведение не соответствует социально принятым нормам, обычно это касается непослушания, ухода из дома, употребления психоактивных веществ, совершения преступлений различной тяжести и прочих моментов.
Количество трудностей, приносимых изменениями в характере и поведении ребенка, оценивается всегда субъективно, и то, что для одной будет восприниматься, как ужас в последней стадии, для другой будет представлять вариант нормального развития. Практически стопроцентная вероятность, что ребенок, имевший трудности коммуникации, социальной адаптации, построения адекватных отношений и понимания общественных норм перейдя возрастной рубеж, превратится в трудного подростка. Ожидания родителей, что ребенок перерастет детские трудности и стабилизируется к более взрослому не то, что не оправдываются, они получают еще более тяжелый вариант взаимодействия.
Работа с трудными подростками включает как коррекционные программы, так и профилактические меры, целью которых есть выявление группы риска и предупреждение нарастания возможных социальных отклонений.
Яркими эмоциональными проявлениями трудных подростков является избыточная аффективная реакция на прикосновения и объятия близких, возможно нежелание встречаться взглядом, стремление к повсеместной демонстрации своей независимой позиции от окружающих. Но самостоятельное определение подростка в группу риска не может быть полноправным и объективным, для точной постановки диагноза или взятия на учет необходимо задействовать специалистов психологической сферы.
Даже если родителям не нравится поведение подростка, а учителя требуют принять решительные меры, это не всегда свидетельствует о потребности в коррекции. Вполне возможен такой вариант, что поведение подростка актуально и выполняет защитную функцию вследствие нападок со стороны нетактичного окружения.
Причины
Причины изменения поведения подростков обусловлены гормональными изменениями организма. Формирование половой системы, появление своего взгляда на мир, осознавание интимных желаний приводит не только к отсутствию понимания собственных мотивов и желаний, но и повышению агрессивности, особенно среди парней.
Гормональная перестройка приводит также ко многим изменениям тела – появляются высыпания, меняется волосяной покров и привычные пропорции. Все это происходит с такой скоростью, что психика не успевает адаптироваться и возникает множество комплексов. Именно снижение самооценки, отсутствие адекватного восприятия себя провоцирует стремление к изоляции, чрезмерную реакцию на любые комментарии, повышенную агрессию, как способ защиты от возможных психологических травм.
Но невозможно все объяснить исключительно гормональной перестройкой, ведь множество подростков хоть и проживает этот период тяжело, но не меняются столь кардинально. Стабилизирующим или усугубляющим фактором является привычная схема взаимодействия в родительской семье.
Так, при повышенных требованиях к ребенку, точно также как при неоцененности его возможностей родителями, формируется неверная самооценка. При высоких требованиях перенапряжение может вызывать агрессию, а при снижении подросток обижается, считая, что его обесценивают.
Нарушение норм вызывает внимание отовсюду – родители, сверстники, учителя, незнакомые прохожие. Именно поэтому подросток, испытывающий дефицит внимания или считающийся белой вороной, изгоем может начать совершать недопустимые поступки. Цель одна – стать заметным, ведь голод по вниманию можно удовлетворить не только положительным дружеским общением, но и страхом других или злостью близких. Сюда можно отнести не только действия ради внимания, но также попытки отомстить за обиды. Ощущение, что братьев любят больше вгоняет в позицию противостояния и отщепления от семейных устоев. Игнорирование родителями потребности в тесном контакте может заложить отношение ко всем исключительно с позиции выгоды, а в остальном подросток будет вести себя обособленно. Любые личностные обиды на друзей или членов семьи могут вызывать поведение, выходящее за рамки принятые социумом (развод родителей, нежелание делиться игрушками, унижение при значимом человеке или от него и прочее).
Чем более зрелой становится личность, тем сильнее выражается стремление к отстаиванию собственного мнения и взглядов. Только если будучи ребенком, индивид предпочитает слушаться взрослых, поскольку чувствует себя явно слабее, то, как раз в подростковом периоде наступает момент для демонстрации своей позиции. По сути родители сильно удивляются того, насколько иными могут быть взгляды их ребенка, а все попытки запретить или скорректировать поведение наставлениями приводят только к усилению противостояния.
Работа психолога
Методы работы с трудными подростками обычно разрабатывают психологи, даже если потом данные рекомендации будут осуществляться школьными учителями или родителями. Основная деятельность психолога охватывает широкую диагностику, в процессе которой специалист исключает моменты физических и психологических патологий. Это необходимо, чтобы своевременно назначить лечение при органических поражениях, когда коррекционные методы воздействия бессильны.
Кроме того, важным является определение степени социальной дезадаптации, от чего зависит план последующих реабилитационных мер. В некоторых случаях будет достаточно консультации родителей, в других необходима совместная работа ряда специалистов, а возможна временная вынужденная изоляция трудного подростка.
К диагностической роли относится также выявление детей группы риска для дальнейшего проведения профилактических или коррекционных мероприятий относительно неблагополучной социализированности. Но диагностика имеет и позитивную направленность, а не только поиск недостатков. Так важным является выделение сильных сторон и черт личности, благодаря наличию которых можно строить план изменения, где именно эти качества послужат опорой для развития.
После подробного диагностирования личности трудного подростка, его ближайшего окружения и складывающихся взаимоотношений, наступает коррекционный этап. В каждом случае он индивидуален, но сводится к нормализации процесса диалога между трудным подростком и значимыми людьми в его жизни, стабилизации стрессогенных ситуаций. Возможна психотерапевтическая работа с комплексами и уровнем самооценки, регуляция места в группе сверстников, научение новым стратегиям взаимоотношений.
Деятельность психолога направлена на гармоничное внедрение трудного подростка в общую социальную группу, и создание возможностей для личностной самореализации в ней. Выбор терапевтического направления может быть любым, его основная цель – заинтересовать трудного подростка (арт-терапия, фототерапия, гештальт, психодрама, игротерапия – именно данные направления пробуждают наибольший интерес к сотрудничеству).
Кроме психокоррекции самого подростка, психолог обязательно взаимодействует с его семьей и оптимально еще и с педагогическим коллективом. Невозможно изменить человека, если его окружение продолжает жить прежней жизнью, втягивая его обратно. Данные занятия с окружением могут проводиться в формате ознакомительных лекций или же тренинговых занятий.
Работа социального педагога
Социальный педагог должен присутствовать в жизни трудных подростков периодически. Это одновременно старший товарищ, способный поддержать и дать дельный совет, наблюдатель, фиксирующий различные личностные и социальные изменения, а также администратор, курирующий социальную работу на всех уровнях.
Сплочение педагогического коллектива, организация благоприятных психологических условий и разработка программ диагностирования и ранней профилактики является наиболее обширной, но очень значимой частью работы. Перестройка типа взаимодействия учителей, учеников и родителей – главная задача в сложившемся социуме, поскольку неправильная структура таких взаимоотношений увеличивает уровень внутреннего напряжения подростка. Если он понимает, что педагоги и родители требуют разного, но удовлетворить требования ни одной стороны в полной мере не может, то он выбирает противостоять всем.
Индивидуальную работу необходимо начинать с тех ребят, у которых присутствует педагогическая запущенность.
Процедура довольно простая, осуществляется при помощи анализа журнала успеваемости. После чего с теми, кто попал в категорию риска, проводятся индивидуальные беседы, где присутствует возможность выявления проблем, приводящих к деградации, а также вовлечение трудных подростков в групповые занятия.
На групповых занятиях могут проводиться просветительские лекции, касающихся социальных и общественных норм, этики и особенностей взаимодействия с различными типами и рангами людей. Тут же может происходить актуализация всего имеющегося опыта трудных подростков, показывающего как можно вести себя, не нарушая требования социального одобрения, и вместе с этой актуализацией внедряются новые возможности для реализации возникших желаний.
В случаях начинающегося ухудшения социальной адаптации рекомендованы индивидуальные профилактические беседы с социальным педагогом, который может помочь скорректировать вектор движения, помочь раскрыть подростку потенциал, а также в деликатной форме напомнить об этической стороне жизни. Также индивидуальные беседы показаны в ситуациях критических, когда у подростка учащаются случаи привода в милицию, прогула занятий, употребления наркотических веществ и агрессивного поведения. Предпочтительность индивидуальных бесед будет способствовать большей степени открытости, поскольку перед группой сверстников чаще всего возникает две полярные реакции – закрыться, считая себя выше всей остальной группы, или выбрать провокационную модель поведения, стараясь отвоевать свое положение и показать силу. Когда социальный педагог не справляется, необходимо обращаться к психологу или в правоохранительные органы.
Работа классного руководителя
Классному руководителю часто выпадает наиболее ярко наблюдать все проявления трудного характера подростка. Из-за частого взаимодействия, его слова и поступки могут приводить либо к заострению проблем, либо к мягкой коррекции. Первоочередным является стиль взаимодействия и то, как классный руководитель обращается к ученику. Конечно, провоцирующее и агрессивное поведение может вызвать желание унизить, оскорбить и наговорить грубостей в ответ, но именно следует избегать.
Трудные подростки ждут реакции и если их не понимают и пытаются переломить силой, перестают прислушиваться, а классный руководитель становится причисленным к огромной массе непонимающих взрослых. Только уважительное обращение, независимо от поведения подростка и доброжелательная настроенность помогут со временем стать не врагами, а товарищами.
Необходимо сохранять объективность, независимо от личного отношения, особенно в отношении к тем, кто уже давно отличается недопустимым поведением. Очень просто переложить ответственность за любой беспредел в классе на хулигана, чем только будет подкрепляться его манера поведения. Необходимо рассматривать каждый случай пристально, ища виноватых, тем самым показывая, что вера в подростка существует, и что есть другие пути решения. Если приходится делать замечаний или указывать на недостойность поступков, то негативно характеризовать можно только действия, но не личность. Самого подростка лучше хвалить и искать в нем положительные качества, указывать чаще на сильные стороны.
Снижайте количество критики, негативных отзывов и угроз – всего этого, трудный подросток, попавший в сложную ситуацию, получает и так сверх меры. Им больше необходим человек, способный вдохновить и поверить в их исключительность, глубоко дремлющие возможности и таланты, скрытую доброту и отзывчивость. Иногда, классный руководитель может оказаться последним человеком, верящим в положительные изменения, и именно эта вера заставляет трудного подростка работать над собой. Все из того же протеста, с которого началась дезадаптация, из злости и желания поломать чужие ожидания и предсказания, эти дети могут начать набирать обороты и обходить тех, кого им ставили в пример.
Советы родителям
Работа с родителями трудного подростка является ключевым направлением любой реабилитации, как его, так и семейной системы в целом. В ситуации, когда только начинают появляться первые отклонения, рекомендуется обратиться на индивидуальную семейную терапию, где специалист расскажет оптимальный путь решения проблем и коррекции поведения трудного подростка.
Первый совет касается того, что нельзя чрезмерно увлекаться запретами и наказаниями. Если в детском возрасте это еще могло сработать, то в подростковом бездумное диктование правил, без учета мыслей и чувств, может вызывать реакцию противостояния. Различия в требованиях не дают подростку возможности отнести себя ни к категории детей, ни взрослых, дополнительное напряжение по этому поводу добавляет, если родители начинают больше требовать, но при этом продолжают решать за него и запрещать. Необходимо переориентировать общение в ракурс диалога, а не приказного подчинения.
Родителям стоит начать проявлять больший интерес к жизни своего ребенка, организовывать совместное времяпрепровождение, проявлять свою любовь. Это будет нивелировать стремление получить внимание через негативные поступки. Помимо устранения психологического дискомфорта, активная включенность в жизнь подростка поможет ориентироваться в возможных трудностях в его окружении сверстник и вовремя посоветовать правильное решение. Помощь в развитии задатков и реализации возможна также только при условии информированности о происходящем.
Не ждать быстрых результатов и не требовать мгновенных изменений – тактика, позволяющая не спугнуть начало доверия и дружелюбного взаимодействия с миром. Чем больше шел процесс дезадаптации, усугубления ситуации, тем больше понадобится подростку времени, чтобы вернуться в нормальное состояние. Если же проблема заключается в приобретение вредных привычек, то родителям также придется отказаться от курения или алкоголя. Никогда зависимость не приобретается в подростковом возрасте без примера в семье, а позже возникает вопрос, почему запрещено увлекаться какими-то веществами только младшему. В данном случае глобальные перемены затронут всех участников и сами родители смогут прочувствовать, насколько труден путь к изменениям.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Советы психолога для родителей «трудного» подростка.
· Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
· Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
· Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
· Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
· Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
· Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.
Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.
· Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.
· Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.
· Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
· Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
· Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.
· Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
· Пригласите его (ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
· Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.
· Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.
· Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.
· Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!
Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения.
Понятие “трудный” – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети – какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.
В какой же период жизни формируется ребенок с признаками “трудного”. Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе, а тянется с детского сада. Многие считают, что это просто детские шалости.
Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте. Так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил о том, что “личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать».
Психолог Л. М. Зюбин, на вопрос: “С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?”, отвечал: “С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его”.
“Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе,- детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи–восьми лет”, – утверждал В. А. Сухомлинский.
Действительно, воспитание ребенка начинается еще в эмбриональном состоянии, до его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом – школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок. Но ребенок не стоит на месте в своем развитии, он идет вперед. Примерно с трехлетнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Трехлетний ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него единственный авторитет и пример. А если этот пример сформирует у ребенка те качества, которые впоследствии приведут его к отклоняющему поведению, нарушениям в учебной, игровой и других видах деятельности.
Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, еще не достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические то они вызывают, прежде всего, педагогическую запущенность.
Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющего поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека.
Категория “трудных” подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков “трудности” являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.
Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды складывающейся в отношениях, в которой формируется личность, является семья.
Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством.
Но для семей, где воспитываются подростки – правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки).
Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.
Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.
Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.
Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.
Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т.д. Умение видеть положительное в поведении “трудного”, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.
Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.
Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.
Хотелось бы предложить следующие рекомендации для родителей трудновоспитуемых подростков (Р. В. Овчарова):
· Отнеситесь к проблеме “трудного” ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.
Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.
· К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть “легкие” дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.
· Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.
· Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).
Для детей и подростков, наряду с групповыми социотренингами, можно применять аутотренинги по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола.
И последнее: пожелания взрослым работающим с детьми и подростками:
· Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на наш взгляд, тайна, доверенная нам, либо доверительный разговор должны остаться между нами. Иначе нам никогда не стать в глазах наших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотим найти в родителях союзника, надо научиться не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, уметь видеть в каждом трудновоспитуемом, “испорченном” подростке хорошие стороны.