Дом пашкова в москве был построен в: усадьба, музей, библиотека. Легенды и тайны Пашкова дома – описание, история и фото :: SYL.ru

Содержание

Дом Пашкова — Википедия. Что такое Дом Пашкова

Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный)

Дом Пашко́ва или Пашко́в дом — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым. Находится по адресу Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.

Строительство здания

Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Слава здания

Sight symbol black.svg
Пашков дом. Дореволюционная открытка

После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий города.

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).»

Владельцы здания

  • Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил своё название. Его наследник А. И. Пашков и сын последнего Василий предпочитали старой усадьбе «второй дом Пашкова» на Моховой (ныне здание журфака МГУ). В начале XIX века баженовский шедевр стоял в запустении.
» Дом Пашкова и окружающие усадьбы после пожара 1812 года Дом Пашкова на фоне старого Каменного моста, фотография 1855-1857 годов
  • В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).
  • В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
  • В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот брошенных, бесхозяйных и национализированных книжных коллекций, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей
    [2]
    . В настоящее время Пашков дом входит в комплекс зданий библиотеки, но много лет не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.

В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел и отдел картографических изданий, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Описание

Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.

Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.

Планировка здания

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигели. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.

Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:

« Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа. (Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799)»

При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.

Pashkow.jpg

Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца. Широко используется принцип контраста — противопоставлено большое и малое:

  • центральный объём здания — служебным помещениям, оградам,
  • развернутый парадный двор перед главным входом — узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,
  • раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,
  • прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.

Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса — центрального объёма главного здания.

К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой.

Классицизм в оформлении фасадов

У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.

Pashkow.jpg Фасад Пашкова дома со стороны
Староваганьковского пер.
Ордерная система Пашкова дома

В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря невысокому, но протяжённому цоколю, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.

Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.

В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн.

В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объём. Бельведер не является такой статичной формой как фронтон, и подчёркивает устремлённость ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.

Внутренняя планировка

Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения[3].

Перестройки здания

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя

Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его матери).

Царская эпоха

Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых[4].

Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким. Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей[5]. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена. В 1841 году архитектор А. В. Никитин составил проект перестройки дома под размещение Дворянского института. Он же руководил работами по перестройке совместно с архитектором И. И. Свиязевым

[6].

Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена[7] картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н. Л. Шевяковым[8] был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал[9] — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор — в конце анфилады зал второго этажа[10].

Советское время

Вид с Моховой на центральный корпус. Хорошо видна лестница Долганова

В соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы рядом с Пашковым домом должна была пройти новая широкая парадная улица — аллея Ильича, соединяющая площадь Дзержинского и площадь с новой архитектурной доминантой Москвы — Дворцом Советов, строящимся на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Тот же Генплан предусматривал возведение нового Большого Каменного моста, съезд с которого должен был плавно влиться в аллею Ильича. Реализация этих идей в конце 1930-х годов стала возможной за счёт поглощения части сада Пашкова дома и сноса ограды, которая была немаловажной частью облика здания[11]. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика. Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором В. И. Долгановым в 1934 году на склоне была сооружена ныне существующая монументальная белокаменная лестница с террассой-трибуной[11], спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.

Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.

В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия и здание оказалось на грани разрушения. До 2007 года дом находился на реконструкции.

Интересные факты

  • Глубины Ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного.
  • Дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея[12].
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (…) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.»

Часы работы

вт, ср, чт, пт, сб, вск — с 10:00 до 19:00

Понедельник — выходной.

Другие дома Пашкова

  • «Пашков дом» — название издательства Российской государственной библиотеки.
  • «Пашков дом» — роман Николая Шмелёва.
  • Пашков дом (Второй Пашков дом, Аудиторный корпус, Аптекарский дом) — в старинных документах так иногда называется здание журфака МГУ, также находящееся на Моховой ул., дом 9. Причина — эти владения также принадлежали Пашкову — Александру Ильичу, родственнику предыдущего. Ещё один дом, принадлежавший Пашковым, находился на Чистопрудном бульваре, 12[13].
  • Особняк Пашкова в Санкт-Петербурге, на Литейном, 39 (архитектор Г. Боссе), воспет Некрасовым в «Размышлениях у парадного подъезда»[14].

Примечания

Литература

Ссылки

ДОМ ПАШКОВА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ДОМ ПАШКОВА — памятник архитектуры классицизма в Москве, бывшее главное здание городской усадьбы.

Вхо­дит в ком­плекс зда­ний Рос­сий­ской го­су­дар­ст­вен­ной биб­лио­те­ки. Дом Пашкова — од­на из вер­тикаль­ных до­ми­нант цен­тра Мо­ск­вы; на­хо­дит­ся на Ва­гань­ков­ском хол­ме. Ори­ен­ти­ро­ван фа­са­дом на Бо­ро­виц­кую баш­ню Крем­ля. По­стро­ен в 1784-1788 годах по за­ка­зу дво­ря­ни­на П. Е. Паш­ко­ва (1721- около 1790 годы). Тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ет­ся архитектору В. И. Ба­же­но­ву.

По­сле смер­ти П. Е. Паш­ко­ва до­мом стал вла­деть его двою­род­ный брат — бри­га­дир А. И. Паш­ков (1734-1809 годы), ко­то­рый рас­ши­рял и ук­ра­шал дом, а за­тем (до 1839 года) его по­том­ки.

В ос­но­ве ком­по­зи­ции — со­че­та­ние центрального кор­пу­са и сим­мет­рич­ных бо­ко­вых фли­ге­лей, стоя­щих на вы­со­ком, про­ре­зан­ном ар­ка­ми рус­то­ван­ном цо­ко­ле. Бель­ве­дер под­чёр­ки­ва­ет цент­раль­ную ось и сту­пен­ча­тое на­рас­та­ние объ­ё­мов. На тер­ри­то­рии па­рад­но­го дво­ра (име­ет во­рон­ко­об­раз­ную ком­по­зи­цию; со сто­ро­ны ар­ки въезд­ных во­рот соз­да­ёт эф­фект об­рат­ной пер­спек­ти­вы) — церковь Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в Ста­ром Ва­гань­ко­ве (главный объ­ём сло­жил­ся за несколько стро­ительных пе­рио­дов: бе­ло­ка­мен­ный под­клет — XIV век, чет­ве­рик — первая половина XVII века, вось­ме­рик и другие — середина XVIII века, звон­ни­ца — 1900-1902 годы).

Дом Пашкова силь­но по­стра­дал во вре­мя московского по­жа­ра 1812 года, вы­го­ре­ли все его ин­терь­е­ры. Вос­ста­нав­ли­вал­ся в фор­мах, близ­ких к пер­во­на­чаль­ным, ар­хи­тек­то­ра­ми О. И. Бо­ве, И. Т. Та­ман­ским, С. И. Мель­ни­ко­вым. Зна­чительные сред­ст­ва на его рес­тав­ра­цию бы­ли вы­де­ле­ны каз­ной. В 1839 году Дом Пашкова при­об­ре­тён каз­ной для Московского дво­рян­ско­го института, в 1852-1861 годах здесь раз­ме­ща­лась 4-я московская гим­на­зия, с 1861 года — Ру­мян­цев­ский му­зей с биб­лио­те­кой. В 1913-1915 годах в ин­терь­е­ре главного кор­пу­са был уст­ро­ен но­вый боль­шой 2-свет­ный зал (архитектор Н. Л. Ше­вя­ков), слу­жив­ший чи­таль­ным за­лом Ру­мян­цев­ской библиотеки.

В 1930-е годы часть пар­ка усадь­бы (пер­во­на­чаль­но с из­ви­ли­сты­ми до­рож­ка­ми, гро­та­ми, ста­туя­ми, фон­та­ном и воль­е­ра­ми с ред­ки­ми пти­ца­ми) бы­ла от­се­че­на для рас­ши­ре­ния Мо­хо­вой улицы, унич­то­же­на ко­ва­ная ог­ра­да (кро­ме трех звень­ев со сто­ро­ны улицы Зна­мен­ки), в се­ре­ди­не са­да воз­ве­де­на де­ко­ра­тив­ная ле­ст­ни­ца. С 1980-х годов ве­дёт­ся рес­тав­ра­ция До­ма Паш­ко­ва.

Иллюстрация: 

«Паш­ков дом в Мо­ск­ве». Офорт (рас­кра­шен ак­ва­ре­лью) Ф. Дюр­фельд­та (по ри­сун­ку Ф. Ан­тин­га, 1785-1786 годы). Начало 1790-х годов. Ис­то­ри­че­ский му­зей (Мо­ск­ва). Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Дом Пашкова 2019 ✮ Концертный зал в Москве, Россия

В самом центре столицы напротив Боровицкой башни Кремля возвышается один из прекраснейших особняков Москвы ‒ дом Петра Пашкова, построенный в 1786 г. Это один из наиболее значимых памятников русской архитектуры XVIII в., шедевр эпохи классицизма. Здание стоит на Ваганьковском холме на пересечении улиц Моховой и Знаменки, и не перекрывается более поздней застройкой, благодаря чему его можно рассмотреть полностью с самого выгодного ракурса.

История Дома Пашкова

Карта Москвы XVII-XVIII вв. сильно отличалась от современной. Тогда за Ваганьковским холмом находились посады и лесные угодья, где устраивалась охота и другие царские развлечения. По свидетельствам современников, Петр Пашков (1726-1790), «первый русский водочный король», был тщеславным и амбициозным. Он был «новым человеком», который сделал себя сам. Возможно, поэтому он захотел построить дворец, не уступающий по красоте и величию императорскому.

Вопрос об архитекторе-авторе этого шедевра до сих пор является спорным. Авторство приписывают либо М. Казакову, либо Н. ЛДом Пашкова. Главное творение БаженоваДом Пашкова. Главное творение Баженоваеграну, но чаще всего — В. Баженову. Это был великолепный специалист; вслед за французскими архитекторами-неоклассиками Леду и Суффло он усвоил любовь к внушительным масштабам, сложной композиции и наполненности декором, который зачастую содержал масонскую символику. Баженов стал автором многих грандиозных проектов, в том числе загородного ансамбля в Царицыно. Но именно Дом Пашкова признается его лучшим творением. В оформлении дворца нет ничего лишнего ‒ только ясные классические формы ионического и коринфского ордеров и скромные каменные украшения. Простота и элегантность. Какой-то особенный аристократизм. Особняк стал первым светским зданием, из окон которого Московский Кремль можно было увидеть сверху.

Дом Пашкова имеет долгую историю перестроек. После Отечественной войны 1812 года здание было частично реконструировано архитектором О. Бове. Парадная лестница со стороны улицы Моховой, как и современная ограда, были построены в 30-е гг. XX в. по проекту архитектора М. Долганова. До этого фасад со стороны Моховой улицы был сплошным, и попасть с улицы в дом было невозможно.

Из первоначальных интерьеров до наших дней дошел лишь парадный зал. В XIX в. дом перешел от обедневших наследников в казну и был приспособлен для общественных нужд. Сначала здесь располагался Московский дворянский институт, потом гимназия, в 1861 г. тут открыли Румянцевский музей и Публичную библиотеку, а в наши дни — отдел Российской Государственной библиотеки.

Архитектура Дома Пашкова

1021_image2_s1021_image2_s Величественное здание построено по классическому принципу трехчастной системы: центральный дом и два боковых флигеля, соединенные одноэтажными галереями-переходами, которые изначально были открытыми наподобие итальянских портиков. При всей классической правильности в особняке присутствуют совершенно уникальные черты.

Во-первых, он является городской усадьбой. Здание дошло до нас практически в первозданном виде, однако раньше перед главным фасадом был разбит превосходный сад, где располагались пруды, фонтаны, водились разнообразные виды редких птиц и растений. Немецкий писатель Иоганн Рихтер назвал этот дом «волшебным замком».

Во-вторых, в городских особняках всегда присутствуют два фасада – парадно-гостевой главный и второстепенныйВнутренний двор Дома ПашковаВнутренний двор Дома Пашкова задний. В решении дома Пашкова мы наблюдаем уникальную ситуацию – фасады меняются местами: выходящему на Кремль заднему садовому фасаду, который по своему назначению отводился для частной жизни хозяев, декоративно передается функция главного. Именно он становится наиболее репрезентативной частью всего ансамбля. Главный вход в особняк находится с противоположной стороны, со Староваганьковского переулка, и является лишь отражением садового. Он уже не поднимается грациозно над городом, а гостеприимно приглашает в тихий уют загородной жизни.

В декоративном решении дома можно найти любимые Баженовым отсылки к античности. Главный дом со всех сторон опоясывается ордером, который в центральных точках представлен портиками на колоннах, а на стенах ‒ плоскими пилястрами. То же самое можно сказать и про боковые флигели. Центральный корпус венчается бельведером, который после перестройки Бове дошел до нас в форме, исключающей возможность кругового обхода. ПерДом Пашкова. КолонныДом Пашкова. Колоннывоначально же он был деревянным, для облегчения конструкции, и представлял собой классическую античную ротонду, между колоннами которой можно было свободно гулять. В летнее время на плоские крыши галерей, соединяющих корпуса, выставлялись кадки с растениями, образуя своеобразные «висячие сады». Бельведер был увенчан куполом сложной формы и статуей Марса (или по другой версии – Минервы), а завершал композицию шпиль.

С момента постройки дом Пашкова воспринимался как самое красивое здание столицы. Именно на его крышу поместил своих героев Михаил Булгаков в финальной части романа «Мастер и Маргарита». Это творение свидетельствует о тонком вкусе зодчего, сумевшего сочетать нарядную и легкую декорацию с лаконичной общей композицией.

© 2016-2020 moscovery.com Дом Пашкова. Колонны

Автор статьи:
Елизавета Григорьева

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

Дом Пашкова (Пашков дом) в Москве

Дом Пашкова (Пашков дом) — одно из наиболее известных и красивых зданий Москвы, построенное в стиле классицизма.

 

Роскошный особняк на живописном Ваганьковском холме вблизи Кремля был построен в 1784-1786 годах по заказу Петра Пашкова — капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка, сына денщика Петра I и, кроме того, богатого московского откупщика. Будучи чрезвычайно амбициозным и вздорным человеком, Пашков возжелал оставить о себе славную память, построив в прямом смысле «свой личный кремль» прямо напротив московского. Затея удалась: сразу после постройки Пашков дом стал видной достопримечательностью Москвы и с тех пор считается одним из самых красивых зданий города.

 

Автором проекта, предположительно, был архитектор Василий Баженов: письменных свидетельств об авторстве не сохранилось, но в здании, по мнению специалистов, читается баженовская архитектурная манера.

 

Продолжая линию подъёма Ваганьковского холма, дом Пашкова располагается на углу двух спускающихся улиц — Знаменки и Моховой — и главным фасадом обращён в сторону Боровицкой площади и Кремля. Расположение здания символично: выходит, что «личный кремль» Пашкова, построенный на Ваганьковском холме, противопоставлен Московскому Кремлю на Боровицком.

 

Здание состоит из центрального корпуса и двух боковых флигелей, при этом имеет П-образную форму, благодаря чему был достигнут уникальный эффект: фасад здания, выходящий на Моховую, имеет более протяжённый и дворцовый вид, а дворовый фасад выглядит более компактно, уютно и по-усадебному. С обеих сторон здание украшено колонными портиками, а наверху выстроен цилиндрический бельведер. Балюстрада кровли украшена вазами. Фасад здания украшают скульптуры и горельефы собачьих голов.

 

 

Перестройки и реконструкции здания


Хотя и сейчас Пашков дом остаётся одним из наиболее торжественных и пышных домов Москвы, есть основания полагать, что в прошлом он выглядел ещё более необычно.

 

Первоначально, как утверждают некоторые источники, здание было оранжевого цвета, а купол бельведера венчала статуя Минервы, которую сняли по личному распоряжению императора Павла.

 

После войны и пожара 1812 года здание сильно пострадало: был полностью уничтожен бельведер и утрачена скульптурная группа с гербом Пашковых; при его восстановлении под руководством Осипа Бове конструкция бельведера и боковых продольных галерей была изменена, благодаря чему здание приобрело более тяжёлый вид. К сожалению, скульптурная группа восстановлена не была.

 

В 1930-е годы была уничтожена ограда сада, подчёркивавшая стремление здания ввысь от холма, из-за чего его восприятие зрителем значительно изменилось. Чуть позже, в 1934 году, со стороны Моховой улицы к Дому Пашкова пристроили монументальную лестницу, спроектированную архитектором Виталием Долгановым, а на главном фасаде здания, где раньше размещался герб Пашкова, разместили серп и молот.

 

В 1980 году серп и молот с фасада всё-таки сняли.

 

Следующий этап в жизни дома Пашкова начался в 1986 году: из-за строительства станции метро «Боровицкая» фундамент здания просел, в перекрытиях появились трещины, и здание оказалось в аварийном состоянии. Реконструкция продолжалась вплоть до 2007 года.

 

 

Мифы и интересные факты


Помимо своего роскошного внешнего вида Дом Пашкова может похвастаться значительным количеством закрутившихся вокруг него мифов и городских легенд.

 

Мистические настроения вокруг здания особенно сильно подогрел Михаил Булгаков: в его романе «Мастер и Маргарита» Дом Пашкова стал местом встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея. С его крыши Воланд, скрытый от взглядов прохожих балюстрадой с гипсовыми вазами, рассматривал Москву перед тем, как покинуть её навсегда.

 

Тем не менее, и до становления одним из булгаковских мест здание привлекало мистификаторов: как говорят городские легенды, в глубинах Ваганьковского холма скрыты многочисленные подземелья — возможно, застенки времён Ивана Грозного. Говорят, будто бы под домом археологи обнаружили выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров, но полностью исследовать его и понять, куда он ведёт, учёные так и не смогли: стены колодца обвалились, и ввиду опасности обрушения здания работы были прекращены. По одной из версий, именно под Ваганьковским холмом может быть спрятана легендарная Либерея — библиотека Ивана Грозного.

 

Ещё одна легенда о доме Пашкова тоже носит «библиотечный» характер: в нём якобы обитает призрак библиофила Николая Рубакина. Призрак добрый: если, оказавшись в библиотеке, попросить его о помощи в поиске какой-либо редкой книги, он может помочь её найти.

 

 

Дом Пашкова сегодня


После смерти Пашкова его наследники не пожелали жить в роскошном особняке, и он долгое время стоял в запустении. В 1839 году государство выкупило его для Московского Университета, в 1843 году в здании разместился Московский дворянский институт, а в 1861 здесь организовали хранение коллекций и библиотеки Румянцевского музея.

 

В 1921 году Дом Пашкова окончательно «смирился» с библиотечной функцией: из него вывели музей, и в стенах здания зародилась знаменитая Ленинка — Публичная библиотека СССР имени В.И. Ленина, ныне — Российская государственная библиотека.

 

На сегодняшний день Дом Пашкова по-прежнему входит в комплекс зданий РГБ.

 

Дом Пашкова расположен на улице Воздвиженка, 3/5 строение 1. Добраться до него можно пешком от станции «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена.

Пашков дом — это… Что такое Пашков дом?

Координаты: 55°44′58.85″ с. ш. 37°36′30.42″ в. д. / 55.749681° с. ш. 37.60845° в. д. (G) (O) (Я)55.749681, 37.60845Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный)

Пашко́в дом или Дом Пашко́ва — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым. Находится по адресу Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.

Строительство здания

Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Слава здания

Sight symbol black.svg Пашков дом. Дореволюционная открытка

После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий столицы.

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).»

Владельцы здания

  • Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое прозвище.
  • В начале XIX века здание находилось в запустении.
Дом Пашкова и окружающие усадьбы после пожара 1812 года
  • В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).
  • В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
  • В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей[2]. В настоящее время Пашков входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.

В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Описание

» Ж. Делабарт. «Пашков дом», литография, XVIII в.

Местоположение

Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.

Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.

Планировка здания и участка

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.

Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:

«Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа. (Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799)»

При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.

Pashkow.jpg

Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца. Широко используется принцип контраста — противопоставлено большое и малое:

  • центральный объём здания — служебным помещениям, оградам,
  • развернутый парадный двор перед главным входом — узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,
  • раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,
  • прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.

Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса — центрального объёма главного здания.

К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой.

Классицизм в оформлении фасадов

У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.

Pashkow.jpg Фасад Пашкова дома со стороны
Староваганьковского пер.
Ордерная система Пашкова дома

В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря невысокому, но протяжённому цоколю, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.

Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.

В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн.

В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объём. Бельведер не является такой статичной формой как фронтон, и подчёркивает устремлённость ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.

Внутренняя планировка

Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения[3].

Перестройки здания

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его матери).

Царская эпоха

Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых[4].

Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким. Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей[5]. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена. В 1841 году архитектор А. В. Никитин составил проект перестройки дома под размещение Дворянского института. Он же руководил работами по перестройке совместно с архитектором И. И. Свиязевым[6].

Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена[7] картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н. Л. Шевяковым[8] был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал[9] — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор — в конце анфилады зал второго этажа[10].

Революция и Советское время

Вид с Моховой на центральный корпус. Хорошо видна лестница Долганова

В 30-е годы XX века произошли следующие крупные изменения в облике Пашкова дома: была снесена ограда сада, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика. Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором М. Долгановым в 1930-х годах была сооружена ныне существующая монументальная лестница, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.

Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.

В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия и здание оказалось на грани разрушения. До 2007 года дом находился на реконструкции.

Интересные факты

  • Глубины Ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного.
  • Дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея[11].
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (…) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.»

Другие дома Пашкова

  • «Пашков дом» — название издательства Российской государственной библиотеки.
  • «Пашков дом» — роман Николая Шмелёва.
  • Пашков дом (Второй Пашков дом, Аудиторный корпус, Аптекарский дом) — в старинных документах так иногда называется здание журфака МГУ, также находящееся на Моховой ул., дом 9. Причина — эти владения также принадлежали Пашкову — Александру Ильичу, родственнику предыдущего. Ещё один дом, принадлежавший Пашковым, находился на Чистопрудном бульваре, 12 [12].
  • Особняк Пашкова в Санкт-Петербурге, на Литейном, 39 (архитектор Г. Боссе), воспет Некрасовым в «Размышлениях у парадного подъезда» [13].

Примечания

Ссылки

Герб Москвы

Дом пашкова — это… Что такое Дом пашкова?

Изображение:Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный)

Пашко́в дом, Дом Пашко́ва — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Предположительно построено Василием Баженовым. Находится по адресу Моховая ул., д. 26.

Строительство здания

Пашков дом был построен в 1784—1786 гг. по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX в. высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Слава здания

Изображение:Sight symbol black.svg

Пашков дом. Дореволюционная открытка

После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий столицы.

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).»

Владельцы здания

  • Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое прозвище.
  • В нач. XIX в. здание находилось в запустении.
  • В 1839 г. дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже пансион был превращен в 4-ю городскую гимназию.
  • В 1861 г. здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
  • В 1921 г., в связи с поступлением в музей после революции более четырехсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нем осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей[2]. В настоящее время Пашков входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 г. и закончился в 2007.

Описание

»

Ж. Делабарт. «Пашков дом», литография, XVIII в.

Местоположение

Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъема, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошенно. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далеких ракурсных точек зрения.

Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлем. Важно: Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.

Планировка здания и участка

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объемов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевернутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.

Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:

«Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа. (Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799)»

При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.

»

Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещен на одной оси с основным объемом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца. Широко используется принцип контраста — противопоставлено большое и малое:

  • центральный объем здания — служебным помещениям, оградам,
  • развернутый парадный двор перед главным входом — узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,
  • раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,
  • прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.

Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса — центрального объема главного здания.

К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой.

Классицизм в оформлении фасадов

У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяженностью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.

»

Фасад Пашкова дома со стороны
Староваганьковского пер.

Ордерная система Пашкова дома

В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря цоколю, невысокому, но протяженному, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.

Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.

В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырехколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн. В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с т. н. диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несет на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объем. Бельведер не является такой статичной формой как фронтон, и подчеркивает устремленность ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.

Внутренняя планировка

Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения[3].

Перестройки здания

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его матери).

Царская эпоха

Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесенные на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых[4].

Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 гг. один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трехчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжелого ордера над более легким. Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей[5]. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена.

Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена[6] картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для нее в 1914 году устроили сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал[7] — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный ее обзор — в конце анфилады зал второго этажа[8].

Революция и Советское время

»

Вид с Моховой на центральный корпус. Хорошо видна лестница Долганова

В 30-е гг. XX в. произошли следующие крупные изменения в облике Пашкова дома: была снесена ограда сада, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчеркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика. Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором М. Долгановым в 1930-х была сооружена ныне существующая монументальная лестница, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещен серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.

Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х гг., когда герб СССР был снят с фасада.

В 1986 при стоительстве станции метро «Боровицкая» осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия и здание оказалось на грани разрушения. До 2007 года находился на реконструкции.

Интересные факты

  • Глубины Ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного.

Другие дома Пашкова

  • «Пашков дом» — название издательства Российской государственной библиотеки.
  • «Пашков дом» — роман Николая Шмелёва.
  • Пашков дом (Второй Пашков дом, Аудиторный корпус, Аптекарский дом) — в старинных документах так иногда называется здание журфака МГУ, также находящееся на Моховой ул., дом 9. Причина — эти владения также принадлежали Пашкову — Александру Ильичу, родственнику предыдущего. Еще один дом, принадлежавший Пашковым, находился на Чистопрудном бульваре, 12 [9].
  • Особняк Пашкова в Санкт-Петербурге, на Литейном, 39 (архитектор Г. Боссе), воспет Некрасовым в «Размышлениях у парадного подъезда».

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Дом Пашкова (Пашков дом) — Воздвиженка 3/5, строение 1

Дом Пашкова, или Пашков дом возвели в период с 1784 по 1786 годы. Заказчиком был Петр Пашков, сын денщика самого Петра Первого и бывший капитан-поручик Семеновского полка. Свое огромное состояние сколотил на успешной перепродаже земли и недвижимости.

Автором проекта здания по улице Воздвиженка, 3/5, стр.1 считается архитектор Василий Иванович Баженов, хотя подтверждающих документов до сих пор не найдено.

Фото 1. Дом Пашкова расположен по улице Воздвиженка, 3/5, строение 1

Исходя из некоторых источников, первоначально стены здания были выкрашены в оранжевый цвет. Купол венчала статуя Минервы, которую впоследствии сняли по приказу императора Павла Первого. Дело в том, что богиня считалась символом побед в царствование Екатерины Второй — его матери.

Московский пожар 1812 года не пощадил постройку и ее пришлось возводить заново. Для восстановления былого облика архитекторы использовали сохранившиеся изображения дома, которые были сделаны еще в восемнадцатом столетии. К сожалению, большая часть деталей оформления была видоизменена, а то и вовсе не восстановлена.

Так, декор потерял скульптурную декорацию, установленную над фронтоном главного центрального портика; оформление бельведера колоннами коринфского ордена заменили на полуколонны ионического; видоизменили балюстрады, которые опоясывали галереи и крышу строения.

Фото 2. Альтернативный адрес Пашков дома — улица Моховая, дом 5

Дом Пашкова (Пашков дом) — значительный памятник московской архитектуры, которым восторгается не одно поколение людей, его увидевших. Но не стоит забывать, что, по мнению специалистов, композиция здания на самом деле не полная из-за отсутствия на том самом бельведере скульптурной композиции или, на худой конец, одиночной статуи (такое усечения стиля зданий стало нормой с начала XIX столетия).

Ядовито-зеленый цвет крыши диссонирует с белоснежными стенами, и не соответствует первоначальному историческому декору.

Здание во все времена привлекало к себе внимание — и не только своим необычным видом. Устраивавшиеся в усадебном дворе концерты домашнего оркестра притягивали сюда как взрослых, так и детей из простонародья. Вот как это описывал Петр Андреевич Вяземский:

«На горе, отличающийся самобытной архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом».

Пашков дом, построенный вровень с Боровицким холмом, и из окон которого на Кремль смотрят сверху-вниз (это было впервые в Москве) имеет из-за этого свою мифологию. Якобы, постройкой здания на этом месте хотели подчеркнуть некую дворянскую вольность в противостоянии Кремлю, т.е. верховной власти. Даже Александр Сергеевич Пушкин в своих «Путешествиях из Москвы в Петербург» дал такую характеристику местным жителям:

« … невинные странности москвичей были признаком их независимости».

Историю дома можно разделить на несколько больших этапов: с постройки и до 1839 года находился в собственности семейства Пашковых, а также их наследников; далее был выкуплен государственной казной для нужд Московского университета (Дворянского института), занимавшего эти стены до 1861 года; после этого здесь был создан «Румянцевскиий музей», который оставался в этих стенах вплоть до 1921 года, когда на базе его книгофонда была создана знаменитая Ленинская библиотека (ныне — РГБ).

В 1988 году дом Пашкова (Пашков дом), расположенный по адресу Воздвиженка, 3/5, строение 1 закрыли на реконструкцию. Работы затянулись вплоть до первого десятилетия XXI века.

Улица Воздвиженка, 3/5 строение 1 в Москве



Последние добавленные на сайт статьи …