Доверие к миру: Базовое доверие к миру – Базовое доверие к миру. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Содержание

Доверие к миру

Базовое доверие формируется в первые несколько лет жизни ребенка (разные исследователи по-разному определяют продолжительность этого периода – от года до 3-х), если нет «обрыва «в контакте с матерью и малыш чувствует её любовь

Доверие к миру — необходимая база для жизни

Согласно Э. Эриксону степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.

Цитирую: «…матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова «доверие», которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других».

(Erikson, 1963г.)

Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями.
БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ К МИРУ — необходимое условие для счастливой жизни
 

Неудачное проживание кризиса способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. 

Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития.

Базовое доверие формируется в первые несколько лет жизни ребенка (разные исследователи по-разному определяют продолжительность этого периода – от года до 3-х), если нет «обрыва «в контакте с матерью и малыш чувствует её любовь. 

Считается даже, что примерно первые пять месяцев жизни ребенок не воспринимает себя как отдельное от мамы существо.

Ребенок доверяет окружающему миру в лице взрослых. С рождения ребенок знает, что мама всегда рядом и всегда сможет прийти к нему, стоит только позвать на помощь, он может ей доверять; он знает, что никогда не останется один. 

Если так и происходит, то у ребенка со временем формируется и доверие к другим людям — сначала к близким родственникам, потом к знакомым, друзьям, а потом и к людям вообще.

Если не сформировалось это глубинное, бессознательное доверие к матери, то и формирование доверия к другим людям будет происходить очень нелегко, если вообще будет. И когда такой ребенок вырастет, то ему будет сложно доверять людям, открываться им.

Доверие — это всегда двухсторонний процесс, и если подросший ребенок никому не сможет довериться, то и ему с большой долей вероятности мало кто будет доверять. Легко предположить, что у такого ребенка, а потом и взрослого человека, наверняка будут большие проблемы с общением. Весьма вероятно, что ему будет сложно заводить друзей, общаться с противоположным полом.

Ему вообще трудно доверять людям, и если он и старается быть общительным и дружелюбным, то в глубине души, даже не осознавая этого, этот человек все равно считает, что «мир — это опасное место и доверять другим нельзя, потому что они все равно обманут». 

«Дети, брошенные родителями, но за которыми осуществлялся нормальный уход с точки зрения жизнеобеспечения, не хотели жить. У них появлялись проявления различных заболеваний, причины которых врачи не могли объяснить с медицинской точки зрения (это явление имеет название «госпитализм»). 

Еще один французский психолог, Рене Спитц, изучал детей в домах ребенка и в хороших ясельных учреждениях с большим количеством обслуживающего персонала. Дети из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. Несмотря на то, что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим. К 2 годам многие из них умерли от госпитализма. Психологам стоило большого труда понять, что это происходит потому, что дети не понимают, что с ними произошло и где их мама. 

После проговаривания психологами ситуации даже детям нескольких месяцев жизни и восстановления причинно-следственных связей, дети передумывали умирать.»

Надежная привязанность ребенка к матери в первые годы жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. 
В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.

Изучение доверия в отечественной психологии 

В отечественной психологии доверие впервые стало предметом самостоятельного социально-психологического анализа в теории Т.П. Скрипкиной. По ее мнению, психологическая сущность доверия позволяет полнее осмыслить способы связи индивида с миром, закономерности освоения того культурного пространства, внутри которого он только и может обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться самостоятельным истинным «субъектом жизни» (С.Л. Рубинштейн), а не субъектом «отчужденной активности» (Э. Фромм). Его сущность представлена в соотношении меры доверия к миру и к себе. Основными условиями возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и оценка его как безопасного. В работах Т.П. Скрипкиной феномен недоверия отдельно выделен не был. 

Доверие – форма веры, представляющая в социально-психологическом плане самостоятельный вид установки-отношения к миру и к себе. Противоположным ему явлением является недоверие. 

Недоверие включает следующие основные элементы:

  • осознание рисков;
  • чувство опасности, страха в сочетании с негативными эмоциональными оценками партнера и возможных результатов взаимодействия;
  • настороженность и напряженность;
  • готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность – нанести «превентивный удар».
     

А.Б. Купрейченко рассматривает явления доверия и недоверия. По ее мнению, доверие как психологическое отношение предполагает интерес и уважение к объекту или партнеру, представления о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с ним, эмоции от предвкушения их удовлетворения в результате взаимодействия с ним, позитивные эмоциональные оценки партнера, расслабленность и безусловную готовность проявлять по отношению к нему добрую волю, а также совершать определенные действия, способствующие успешному взаимодействию.

БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ К МИРУ — необходимое условие для счастливой жизни
© Елена Шумилова


Первым индикатором установки на доверие к миру служит готовность малыша спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.

Для появления установки на доверие необходимо «установить равновесие между потребностью ребенка получать и потребностью матери давать… Мать должна обращаться с ребенком на безошибочном языке внутренней связи…, таким образом, возникает первое “я”, называемое чувством базового доверия – это первая и основная ценность, которая, по-видимому, подразумевает, что внутри и извне должен находиться опыт, взаимосвязанный с добротой». Этот опыт позволяет ребенку сформировать уверенность в том, что он не один. Даже если матери нет рядом, он чувствует себя в безопасности, т. к. она «стала для него внутренней уверенностью и внешней предсказуемостью».

Ребенок должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а за какое наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его поведение есть определенный смысл. Только в этом случае он сможет предсказать поведение родителей, что послужит основой уверенности в безопасности, стабильности и предсказуемости мира.

Среди причин, определяющих формирование базового доверия, Э. Эриксон также отмечает умение родителей «управлять запрещением и разрешением», и «репрезентировать ребенку глубину определенного внутреннего убеждения, что есть смысл в том, что они делают». Ребенок должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а за какое наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его поведение есть определенный смысл. Только в этом случае он сможет предсказать поведение родителей, что послужит основой уверенности в безопасности, стабильности и предсказуемости мира. В случае, если младенец не получает отклика в ответ на свои потребности, у него развивается базовое недоверие к миру, которое, по мнению Э. Эриксона, в детстве сопровождается тотальной злостью, фантазиями разрушения и вандализма, а во взрослой жизни проявляется в отчуждении, неумении ладить с собой и другими. Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым, причиняющим боль, он навсегда решает, что жизнь опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия. 

Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым, причиняющим боль, он навсегда решает, что жизнь опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия.

Таким образом, недоверие человека к себе, основанное на противоречии сознания и бессознательного, мыслей и чувств закладывается в детском опыте, когда ребенок получает любовь родителей лишь при условии усвоения определенных форм поведения. Постепенно это приводит к игнорированию собственных переживаний, а также к различным рассогласованиям в личности ребенка. Таких рассогласований может быть целое множество. Типичным примером является рассогласование социальной роли подростка и его внешнего облика.

Например, когда отличник, которого все привыкли видеть тихим и спокойным, вдруг неожиданно становится представителем какой-либо агрессивной субкультуры.

В подростковом возрасте могут актуализироваться все те трудности, которые были у ребенка на предыдущих этапах развития. Среди них вероятно и появление проблем, связанных с недоверием. А, как известно, доверие играет важнейшую роль в общении подростков: без первого второе теряет всякий смысл.

Для нормального развития личности подростка важна адекватная самооценка, которая формируется в процессе его контактов с другими людьми. Но это общение не всегда складывается должным образом, причем причина часто кроется в самом подростке. Он может слишком сильно переживать о своей внешности, характере или некомпетентности в чем-либо. При этом ему кажется, что партнер по общению обязательно думает об этих его «трудностях». Можно предположить, что такого рода «трудности» возникают у подростков в том случае, если они не доверяют тем, с кем общаются.Ведь доверие всегда предполагает ценностное отношение к личности другого человека.опубликовано econet.ru

 

Автор: Мария Асламова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Базовое доверие к миру: формирование у ребенка

Термин «Базовое доверие к миру» широко распространен в среде психологов. Обычному среднестатистическому человеку, как правило, он незнаком. Особенно он актуален для молодых родителей, в частности мамочек.

Так вот, термин «Базовое доверие в миру» был введен популярным немецким психологом и историком Эриком Эриксоном. В своей теории развития личности он выделил 8 стадий в зависимости от возраста человека. В ней он излагает, в каком возрастном периоде и в какой последовательности закладываются определенные качества, черты характера человека.

Согласно теории Эриксона, человек учится-развивается на протяжении всей своей жизни, и переход от предыдущей стадии к последующей, по его мнению, связан с кризисом-конфликтом на предыдущем этапе.

Базовое доверие к миру: Эриксон

Нас сегодня будет интересовать первый этап (первая стадия) развития личности, возрастной период которой охватывает первый год жизни ребенка — от рождения до года. По убеждению психолога, именно в первый год человеческой жизни закладывается доверие-недоверие к жизни. Степень этого доверия прямо пропорциональна поведению того родителя, с кем у ребенка возникают отношения привязанности (чаще всего, это, конечно, мать).

Ребенок рождается, приходит в этот физический мир, испытывая чувство беззащитности и физического дискомфорта. Он погружается в непонятный ему мир хаоса из различных цветов, звуков и запахов. Ребенок не понимает, как к нему относится это мир. Можно ли ему доверять? Или он настроен враждебно?

Сформировать базовое доверие к миру на первом году жизни малыша — главная задача его мамы. Именно мама может упорядочить все это разнообразие непонятных для ребенка вещей: цветов, звуков и т.д.

Есть ряд исследователей, которые считают, что формирование базового доверия к миру происходит в более растянутый временной интервал: от года до трех-пяти лет ( но это в том случае, когда сохраняется связь с мамой в первые годы его жизни и ребенок ощущает ее любовь). В нашем же мире все чаще наблюдается тенденция — оставить ребенка на попечение садика, бабушек-дедушек и выйти на работу.

Доказано также, что первые 5-6 месяцев жизни малыш ощущает себя единым целым со своей мамой.

Базовое доверие к миру у ребенка

Каждый ребенок обретает чувство доверия к миру в лице взрослых. И первые взрослые — его родители. И если с рождения малыш чувствует, что мама всегда рядом, заботится о нем, его потребностях, всегда приходит на его зов-крик, то он понимает, что ей можно доверять. Он знает, что он в безопасности и никогда не останется один.

Если формируется доверие к маме, то постепенно ребенок начинает доверять и другим людям: сначала родственникам, затем друзьям, знакомым, а затем и незнакомым людям.

Базовое доверие к матери — глубинное, подсознательное. И если оно не образуется, то ребенок не будет доверять другим людям вообще, либо это будет сопряжено с большими трудностями.

В данной ситуации у ребенка появляются всевозможные страхи, он ощущает себя незащищенным, опасается за свое благополучие и, как правило, эмоционально закрыт перед другими людьми. Все эти негативные установки «выползают на поверхность» по мере взросления и проявляются на поздних стадиях развития личности. И что немаловажно, они касаются как недоверия к миру в целом, так и к окружающим людям.

Формирование базового доверия к миру

Как сформировать базовое доверие к миру у ребенка: советы мамам

1. Ребенок должен общаться с мамой столько, сколько ему нужно. Он должен знать, что она всегда рядом и присутствует в его поле зрения, хотя бы до трех лет. Поэтому повторяйте своему малышу установку: «Мама рядом». Многократно повторенная фраза «загоняется» в подсознание ребенка и формирует основу его мировосприятия.

Многие педиатры, как правило, пожилого поколения, рекомендуют не брать слишком часто ребенка на ручки, учить его самостоятельности, давая «прокричаться», уходить из комнаты, если у ребенка истерика и оставлять его одного, чтобы успокоился. Это большая ошибка. Основа формирования чувства одиночества, незащищенности и недоверия к миру. Ребенок выносит свой вывод: «Меня не любят, мне страшно, я одинок».

Так вот, мнение Эриксона и многих других современных психологов — противоположное: ребенку необходимо, жизненно необходимо, постоянное присутствие и полная зависимость! от мамы. Тогда он точно знает: «Мама рядом. Мир любит меня. Я доверяю процессу жизни и окружающим людям. Мне будет дано все, что нужно».

И тогда наступит момент, когда малыш легко оторвется от мамы, легко адаптируется к новым условиям (садику, к бабушкам-дедушкам, няне) и начнет также легко узнавать мир, всецело доверяя ему и окружающим.

2. Главная задача мамочки на первом году жизни ребенка — внести порядок в этот мир хаоса, бесконечного многообразия, в котором ребенку трудно ориентироваться, так как все ему ново. Для это необходимо создавать повторяемость — одними и теми же движениями, словами и жестами. Купать, кормить, играть, одевать с похожими повторяющимися движениями. Называть его одними и теми же ласковыми словами.

3. Кормить грудью хотя бы до года. Дело в том, что кормление грудью — это не только процесс получения пищи, но и основной способ общения, телесного контакта с мамой.

Очень важно, чтобы малыш в первые три года находился с мамой столько, сколько он хочет, чтобы всегда ощущал ее присутствие, ее внимание, заботу и тепло.

Все перечисленные меры — основа для формирования доверия к миру и окружающим. И если этого не делать, то у ребенка закладывает недоверие и подозрительность к миру и окружающим, что впоследствии приводит к развитию страхов, внутренних комплексов и психологических проблем.

Как понять сформировалось ли у ребенка доверие к миру?

Психологи часто применяют на практике для проверки тест «Незнакомая ситуация», разработанный американским психологом Мэри Эйнсворт.

Смысл его таков: маму с малышом 1 года размещают в незнакомую обстановку — комнату с игрушками. Затем мама выходит из комнаты и оставляет ребенка наедине с самим собой. Смотрят на реакцию. В следующий раз малыша оставляют наедине в незнакомым человеком. Смотрят на реакцию.

Если малыш спокоен, адекватен, дружелюбен, играет или общается с незнакомцем, то все в порядке — «Базовое доверие к миру сформировано!».

Степень привязанности к маме прямо пропорционально сформировавшемуся доверию к миру.

Помните одно: «детство вашего малыша не повторится», а доверие к миру закладывается на первом году жизни.

Базовое доверие к миру: восстановить

Если временной интервал на первом году жизни упущен, ребенок был оторван от мамы в силу каких либо обстоятельств, то в силах мамы доверие к миру у ребенка сформировать-выстроить заново.

Помните, что до 14 лет все болезни, истерики, неприятные ситуации, капризы малыша — показатель отношений родителей между собой, либо показатель отношения родителя к самому себе и окружающим людям.

И до 14 лет за поступки ребенка несут ответственность именно родители.

Ребенок и его состояние — отражение поведения его родителей.

Так вот, как восстановить Доверие к миру у ребенка до 14 лет?

Великолепно работает способ аффирмаций. Необходимо ежедневно перед сном, когда укладываете ребенка спать, и сразу после пробуждения проговаривать ему следующие фразы:

1. Самое главное и ценное, что есть у тебя — это ты сам.
2. Ты любишь себя абсолютной любовью. Тебе не нужно одобрение окружающих.
3. Мир, Вселенная любят тебя. Ты любишь, ты любим.
4. Родители любят тебя безусловной любовью. Все, что происходит в их отношениях, касается только их самих. У тебя своя жизнь, своя Судьба.
5. Ты доверяешь процессу жизни, доверяешь миру. Ибо мир справедлив. Он сам определит, как должно быть.
6. Тебе будет дано все, что тебе нужно. Ты в безопасности.
7. Ты достоин самого лучшего.
8. Ты принимаешь себя таким, какой ты есть с Любовью. и т.д.

Многократно повторенные фразы закладываются глубоко в подсознание и формируют новое мировосприятие у малыша — с любовью к самому себе и доверием к миру.

Под редакцией Марины Белой.

Читайте также:

Что такое перинатальная психология?

Скажи мне, как ты родился и я скажу, как ты будешь жить!

Психосоматика у детей.

Как рождение ребенка меняет карму родителей?

Как не дать школе сломать вашего ребенка?

Жизненный сценарий формируется в первые 1,5 года жизни ребенка!

Базовое доверие к миру | Пространство исцеления жизни. Личный сайт Елены Барымовой

Моя новая работа заставила призадуматься о базовом доверии, — как оно формируется, из чего складывается, куда пропадает и как его вернуть…

Тема возникла из реальной ситуации.

Нужно было съездить к беременной девушке, которая собиралась отказаться от ребенка, а в задачи центра, в котором я работала второй день, входило не допустить этого, — «ребенок должен остаться в кровной семье», — сказали мне. То есть, мне нужно было поговорить с этой девушкой, прояснить причины, по которым она собирается оставить ребенка в роддоме, ее страхи и тревоги…ну, и в идеальном варианте нашей встречи, хорошо бы, чтобы она, родив ребенка, забрала его домой…

Сказать, что я испытала шок, увидев, как ещё живут люди в нашем просвещённом 21-ом веке айфонов и прочего запредельного информационного пространства, это не сказать ничего… Шок был тихим… Девушка, с которой предстояло поговорить, — была громкой.

— Опять понаехали комиссии, — кричала она, увидев меня и молоденькую начальницу местного отделения центра социальной помощи семье и детям.

Установить контакт за 30 минут, которые мне отводились на беседу, будет непросто, — сразу подумала я.

Тут же бегал четырехлетний мальчик, её первый сын… А через полчаса наша беременная на восьмом месяце собиралась на работу. Она ещё и работала…

На мои попытки познакомиться и что-то сказать, она начинала кричать, а затем перевалилась через подоконник открытого окна, демонстрируя мне свою попу.

Если бы мне не сказали заранее, что она на восьмом месяце, я бы никогда не подумала, что эта девушка беременна. Скорее, она казалась полненькой… Она так резво бегала по лестнице, а затем вскочила на велосипед, легко перекинув ногу, — что у меня сложилось впечатление, что с ролью беременной она себя не идентифицирует. Словно она уже приняла решение, что ребенка, которого она носит в себе, для нее уже нет, соответственно, и вела она себя, как обычная не-беременная. Доминанта беременности отсутствует, говоря умными словами.

Окружающая внешняя обстановка была удручающей… За полчаса невозможно сложить картину жизни этой семьи, — почему так получилось… почему 23-летная девчонка уже третий раз беременна, и от второго ребенка она уже отказалась пару лет назад… и где мужчины в этой семье?..

Наша беременная уехала на работу, а после беседы с ее мамой, я подумала о базовом доверии… У этой беременной девочки напрочь отсутствовало такое понятие, как базовое доверие к миру. Отсюда и ее отказы от детей и отношения с мужчинами-отцами ее детей, о которых никто не знает, а она сама молчит, — и ее крик, как будто, она пытается докричаться, — «ау, человеки!!» — в ней столько боли, которая уже не может спокойно говорить, может только кричать… и невозможность докричаться… А потом, на восьмом месяце, к ней приходит очередная комиссия и уговаривает не отказываться от ребенка, ведь материнство, это так прекрасно…

Вот только у этой девочки материнство и отношения с мамой, — это детский дом, в который отдала ее мама в 13 лет, это потеря веры в людей, это непонимание, что такое близкие отношения, это отстраненность мамы, которая после развода с отцом ушла в алкоголь. А ещё, это постоянные поиски тепла и отца, который бросил, в объятиях мужчин, которые тоже уходят и оставляют её… Степень недоверия этому миру всё усиливается и усиливается…

И если я, очередная тетенька из очередной комиссии, скажу ей, что материнство – это прекрасно, — она просто плюнет мне в лицо…

Я не стала ей этого говорить.

Нет фундамента… Отсутствие базового доверия… Как на нем построить счастливое и здоровое материнство?

Сначала нужно выстраивать фундамент…

У взрослого человека на выстраивание базового доверия потребуется не один месяц. Не верю я в быстрые консультации изменения жизни. Чтобы она смогла взаимодействовать с людьми, а не выпускать, как ёжик, иголки.

Ведь каждый человек смотрит на этот мир через призму своих ожиданий и представлений. У каждого своя пелена перед глазами. Отсюда и повторение прошлого опыта. Пока не будет выстроено доверие, эта девушка так и будет рожать и отказываться от детей.

Так как же формируется базовое доверие к миру?

Базовое доверие формируется в первые годы жизни ребенка. И основным действующим лицом здесь является мама. Оттого, насколько заботлива мать с ребенком, как она выстраивает внутреннюю связь с ним, привязанность, телесный контакт, зависит развитие доверия малыша. Он учится доверять миру, взаимодействуя с мамой. Ребенок учится доверять, в первую очередь, доверяя маме.

Базовое доверие – это фундамент личности, фундамент отношения к себе и к другим людям. Это основа для формирования положительного ощущения себя и окружающего мира, — это интуитивная уверенность, что всё будет хорошо, это умение просить и принимать помощь других людей.

Если этого нет, то формируется недоверие, и как следствие, уход в себя, отчужденность, человеку трудно ладить с другими людьми и с собой, в том числе. Потребность в доверии остается неудовлетворенной.

Нет фундамента, — человек будет чувствовать неуверенность, неустойчивость, ощущение отсутствия твердой почвы под ногами. При несформированном базовом доверии взрослому человеку сложно переживать периоды фрустрации, невозможности удовлетворять потребности.

Если в детстве ребенок находится мире, в котором много стрессов, противоречивости и непонимания, то, человек вырастает подозрительным, недоверчивым, у него много страхов.

Для того, чтобы формировалось доверие, необходимы ощущение безопасности в отношениях и значимость для других людей. Если этого не хватает, то доверительные отношения нарушаются.

Ежедневно взаимодействуя со своей матерью, маленький ребенок чувствует себя желанным, что его принимают, учится близким отношениям.

А непредсказуемые для ребенка события (ссоры родителей, их исчезновения) увеличивают его неуверенность.

В процессе взросления и воспитания дети начинают осознавать и приобретать опыт, кому можно доверять и что доверять. А вот если, ребенок испытывает дефицит родительской заботы и внимания, то ощущение доверия деформируется и ребенок путает, кому можно доверять, а с кем нужно быть осторожным. Особенно, это характерно для детей, которые растут в детском доме, что и случилось с героиней моей истории.

Базовое доверие к миру

Как родители могут понять, сформировано ли базовое доверие у ребенка.

Психолог Мэри Эйнсворт предложила такой эксперимент. Ребенка, которому один год, с мамой приглашали в незнакомую им комнату. В комнате было множество игрушек. Затем мама выходила из комнаты на пару минут. Малыш оставался один. Затем ребенка оставляли в комнате с незнакомым человеком.

Суть эксперимента такова, — если ребенок спокойно играет с игрушками или общается с незнакомым человеком, считается, что базовое доверие к миру у ребенка сформировано.

Попробуйте провести такой эксперимент, если у вас маленький ребенок.

Базовое доверие к миру: когда и как формируется основа наших отношений с реальностью

Базовое доверие — модус отношения человека к миру и другим людям, который формируется в детстве. Или не формируется. Какие факторы влияют на это? Какие этапы взаимодействия с миром мы проходим в процессе взросления? И почему человеку, у которого в детстве была нарушена способность доверять себе или родителям, сложно во взрослом возрасте включаться в коммуникацию и строить отношения. Разбираемся с психологом Дмитрием Прокофьевым.

Многим при знакомстве с новыми людьми или коллективом свойственна некоторая робость, неуверенность. Сразу же появляются мысли, как нас примут? Понравлюсь ли я им, они мне? И так далее. В большинстве случаев контакт налаживается, но иногда не устанавливаются связи, которые нам нужны. Тёплые и доверительные отношения со взрослыми людьми, окружающими нас. С этими ситуациями связано такое понятие, как «базовое доверие».

Как формируется доверие? Почему у взрослого человека возникают подобного рода проблемы?

Согласно последним словарям по этике,

Доверие — отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверия является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность другого общему делу, его готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий. В истории человечества необходимость объединения усилий в трудовой деятельности вызывала потребность во взаимных обязательствах и, следовательно, в доверии ⓘ1) Юнацкевич П.И., Чигирев В.А., Савенко И.В., Ведмецкая Л.В. Нравственное развитие взрослого человека: основные понятия. Терминологический словарь. СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009 — 44 С. 2) Словарь по этике. / Под ред. А.А. Гусейнова, И. Кона. — 6-е изд. — М.: Политиздат., 1989. — 447 с..

Доверие формируется в детстве, на всех этапах развития ребенка.

Если опираться на периодизацию Эрика Эриксона, можно выделить следующие этапы формирования доверия.

Могу ли я доверять миру? (0-1 год)

Приход во враждебный мир, уже не всегда теплый и защищенный. И начинается первый этап формирования доверия. Приняла ли ребенка мама и папа. Следит ли она за ним в полном объеме, нужном малышу. У ребенка нет способов донесения информации до мамы, так что он полностью на нее полагается. И если мама его не принимает, мало заботится, то ребенок ставит уже маленькую галочку — мир не так уж и безопасен.

Могу ли я управлять собственным поведением? (2-3 года)

Ребенок учится всему. Ходить. Говорить. Появляется свое мнение. Он понимает, что он не центр вселенной, и у мамы есть еще дела, кроме него. Он поминутно проверяет, что она не ушла и находится рядом. А мама и папа зачастую очень заняты. Но так как хотят ребенку только добра, покупают ему все, что может обезопасить его — от ходунков до манежа, и тем самым создают ему мир иллюзий без их присутствия. С ходунков нельзя упасть, и малыш не изучает по сути свое тело. В манеже все мягкое, и он не знает, что такое углы. Этой заменой нарушается контакт и вовлеченность взрослого в жизнь ребенка, и мир делается еще более небезопасным.

Могу ли я быть независимым? Я — сам. (4-5 лет)

Важный этап ребенка в формировании его доверия к людям и миру. Обычно он умеет уже ходить, и у него небольшой словарный запас, наконец-то он может контактировать с миром. Хорошо, если ему разрешают этот контакт. Но часто родители отвергают его помощь. Потому что проще сделать самому, чем доверить маленькому неумелому ребенку одеться, убрать за собой, кушать с ложечки. И ребенок начинает не доверять уже самому себе, а так как родители от всего ограждают, то у ребенка складывается впечатление, что его защищают от мира, и он во всех проявлениях враждебен.

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Я в дивном новом мире. (6-11 лет)

Ребенок идет в школу, но у него уже сформировано определенное недоверие к миру. Школа может его только подтвердить, если к нему будут цепляться учителя, сверстники и он не cможет найти себе компанию. Мамы и папы нет, так что положится не на кого. Ребенок постепенно начинает адаптироваться. Появляются первые отметки, и на основании их дети начинают оценивать друг друга. Может сложиться сценарий, при котором ребенок, получающий хорошие отметки, становится отверженным сверстниками. Тогда он разочаровывается и замыкается в себе. Или, наоборот, становится душой компании, но зачастую с плохими отметками. В таких ситуациях ребенок компенсирует недоверие либо отметками, либо играми с другими, чтобы его приняли.

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? Я уже почти взрослый. (12-20 лет)

Переходный возраст. Гормональный взрыв. К этому моменту заканчивается формирование позиции доверия. При негативных сценариях, если ребенок более интровертен, то он становится одиночкой, может уйти в мир интернета, туда, где можно полностью реализовать свои эмоции. Ведь там при желании все анонимно. Там понимают. Ребенок не идет к взрослым или одногодкам, так как доверие не сформировано или сформировано частично. Если ребенок более экстравертен, то он тянется к своим одногодкам. Слова родителей не считаются чем-то авторитетным, и не прохождение кризисов должным образом, особенно в рамках доверия, еще более усугубляют конфликт между родителями и детьми. Ребенок понимает, что самые близкие люди ему не доверяют, и он может рассчитывать только на себя. Кредит доверия к миру рассыпается. Его схемы — либо родитель, который заботится, либо ребенок, о котором нужно заботится.

Если посмотреть на другие периодизации, то получится примерно та же картина. Рассмотрим первые две стадии психосексуального развития ребенка, выделенные Фрейдом:

Оральная

Во время кормления ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — недоверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

Анальная

Существуют две основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Если родители ведут себя гибко, поощряют своих детей и хвалят за использование туалета, это воспитывает в ребенке позитивную самооценку и стабильные отношения с миром. Если же в процессе приучения ребенка к туалету родители проявляют нетерпимость и повышенные требования, у ребенка формируются реакции протеста, которые впоследствии могут трансформироваться в определенные негативные черты характера (жадность, излишняя педантичность, тревожность, склонность к разрушению) и напряженные отношения с миром.

Здесь приведены только две стадии из пяти, выделенных Фрейдом, но они демонстрируют схожие черты в большинстве периодизаций и важность самого первого этапа развития личности человека как закладки фундамента доверия к миру.

Если говорить о том, как эта способность проявляется у взрослых, можно обратиться к трансактному анализу. По Эрику Берну, у человека есть три Эго-состояния: родитель, взрослый и ребенок. Если во время прохождения детских кризисов доверие было подорвано, то человек под влиянием эмоций может находиться в двух состояниях из трех, родитель и ребенок, в то время как зрелая позиция взрослого не развита, то есть он не может ее воплотить в реальный мир из-за опасения, что его не примут, как, например, это сделали родители в детстве, либо из-за недоверия к самому себе. Он либо защищает всегда от мира всех своих знакомых или друзей, либо ищет такого рода защиту. И, если говорить о взаимоотношениях с другими людьми, приходя в новую компанию, такой человек долго и мучительно подстраивается под нее, исходя либо из состояние контролирующего взрослого, либо из состояния зависимого ребенка. Как уже отмечено, ему нужно либо защищать, либо быть защищённым. И человек пытается понять, кто к какой категории относится: кто ребенок, кто родитель. Но не все окружающие так делают, они могут строить коммуникацию из всех трех состояний одновременно. Это игра, и в компании взрослых людей в одном состоянии долго никто не задерживается, роли постоянно меняются, причем иногда очень быстро. Наш новенький с нарушенным доверием не знает, что ему говорить и как, ведь у него только две схемы из трех, и получается, что 1/3 сообщений до него либо не доходит, либо он воспринимает их неадекватно — через призму позиции родителя или ребенка.

Выходит, что из-за воспитания и мировоззрения, сформированного в детстве, не у каждого взрослого появляется универсальная схема поведения для общения в трех позициях одновременно. Таким людям приходится долго выбирать подходящих партнеров, которые готовы с ними общаться, транслируя лишь две понятные им схемы. Причем стоит сделать ремарку, что зачастую в таком взаимодействии проявляется только «плохая» часть родителя — требовательность, «я всегда прав», «я научу вас, как жить», и «плохая» часть ребенка — капризность, безволие, «должно быть все по-моему» и т.д.. Связано это либо с с недоверием к себе («я не могу быть собой»), либо с недоверием к миру («я не такой, как все, хуже»). Разочарований в людях, связанных с этим, уже довольно много, и человек приходит к выводу, что мир не принимает его. И виноваты в этом люди вокруг, они не те. Это одна из главных причин подобного рода затруднений в формировании доверительных отношений с окружающими людьми. Отношения становятся формальными, безэмоциональными, надежды пробить эту стену почти нет. Только распознавание своих эмоций, тонкая работа с ними и желание что-то изменить способны помочь справиться с этим.

Базовое доверие к миру, или почему работа может подождать

«Когда ее сыну было 3 месяца, она уже снимала клип и записывала новый альбом», — с восторгом рассказывает ведущая об известной певице. И, наверняка, огромное число женщин разделяют ее восхищение. Выходить на работу, как только срослись швы после эпизиотомии, — не просто тренд, а практически обязательная программа для современных молодых матерей. Этим гордятся и хвастаются. И даже полная укоризны социальная реклама «Ваш ребенок похож на няню?» не меняет отношения в обществе к этой проблеме. Раньше меня тоже вдохновляли подобные истории, и после них материнство уже не казалось таким пугающим. Ведь все так просто: родила – и отдала няне, а сама отправилась за «печатный станок». Но моему малышу повезло, потому что на первом месяце беременности я брала интервью у прекрасного детского психолога. От нее я впервые услышала этот термин – «базовое доверие к миру». Углубившись в изучение этого вопроса, я поняла, насколько губительна тенденция «бросить» ребенка как можно раньше. 

Словосочетание «базовое доверие к миру» появилось благодаря знаменитому немецкому психологу Эрику Эриксону (Erik Homburger Erikson) и его теории возрастного развития личности. В ней он описал, в каком возрасте и в какой последовательности формируются те или иные качества, а главное, чему человек должен научиться на каждой ступени своего развития, чтобы стать полноценной и самостоятельной личностью. 

Психолог выделяет 8 этапов, однако в этой статье я бы хотела затронуть лишь первый — «Базовое чувство доверия – недоверия». По мнению Эриксона, именно в первый год жизни человека формируется доверие к миру, и степень этого доверия зависит от поведения того взрослого, с которым у малыша рождаются отношения привязанности (чаще всего речь идет, конечно, о матери). Ребенок появляется на свет абсолютно зависимым и беззащитным, бесконечно испытывая физический дискомфорт. Его окружает хаос из звуков, запахов, цветов, упорядочить который может только взрослый. Малыш не понимает, враждебен ли этот мир или ему можно доверять. И здесь первостепенной задачей мамы становится сделать этот хаос более приятным и не таким пугающим. 

Существует несколько основополагающих принципов: 

Малыш может общаться с мамой столько, сколько ему необходимо.

Он должен знать, что мама всегда рядом и придет на помощь в любую минуту. Педиатры старой закалки любят повторять, что детей нельзя «приучать к ручкам», нужно «давать прокричаться». Теория Эриксона полностью опровергает такой взгляд. Напротив, лишь пережив этап полной зависимости, ребенок в один прекрасный день сможет легко оторваться от мамы и отправиться в изучение мира. Ведь к тому моменту он уже научится доверять ему. -на короткие промежутки времени передавать его другим взрослым – папе, бабушкам, няне, чтобы ребенок привыкал к мысли, что другие люди тоже могут о нем заботиться, что они добрые и отзывчивые. 

Создать повторяемость действий: переодевать, кормить, купать малыша с похожими движениями, словами, жестами. Называть его одними и теми же прозвищами, а лучше – ласково по имени. Это внесет упорядоченность в его мир.  

По возможности кормить грудью. 

Не стоит забывать, что это не только получение пиши, но и главный способ ребенка общаться с мамой. В целом, новорожденный должен получать столько тепла и заботы, сколько он хочет. Для этого мама должна прислушиваться к нему и собственной интуиции, а не мучить малыша «воспитательными мерами». 

Дело в том, что если не делать всего вышеперечисленного, то в ребенке вырабатывается подозрительность и недоверие по отношению к миру и окружающим людям. А это негативно повлияет на его развитие на всех следующих этапах. Именно здесь в почву попадает зерно многочисленных комплексов, страхов и психологических проблем. Если же доверие к миру было удачно сформировано, в будущем такие дети проявляют находчивость, дружелюбие и лидерские качества. 

Как понять, сформировалось ли базовое доверие к миру у вашего малыша? 

Для этого чаще всего используется тест американского психолога Мэри Эйнсворт, который называется «Незнакомая ситуация». Суть эксперимента в том, что годовалого ребенка с мамой помещали в незнакомую комнату с множеством игрушек. Потом мама уходила на 3 минуты и оставляла его одного. В следующем опыте она оставляла его наедине с незнакомцем. Если малыш спокойно реагировал, начинал играть или общаться с другим человеком, его относили к категории «надежно привязанные». Степень привязанности к маме напрямую свидетельствует о сформировавшемся базовом доверии к миру. 

Часто можно услышать «детство вашего ребенка не повторяется». В вопросе базового доверия это становится краеугольным камнем, ведь оно действительно формируется в течение первого года жизни (хотя некоторые психологи говорят о 18 месяцах) – или никогда. Поэтому хорошо бы задуматься о том, сколько времени и внимания вы готовы уделить своему малышу, еще до его рождения.

текст: Юлия Варшавская

фото: Анна Степанова

(Не)Доверие к миру. Установка на (Не)Счастье

В одном из стандартных психологических тестов есть утверждение, которое звучит так: «люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится».

В этом же тесте, направленном на изучение адаптивных способностей человека и его общей психоэмоциональной устойчивости, еще много различных вопросов. Но этот мне кажется особенно важным, одним из центральных убеждений человека:

  • либо оно звучит как «никому нельзя доверять», я один в этом мире,
  • либо – наоборот – «я не один. Если что-то случится – мне помогут».

Каковы же последствия первого варианта?
Немного теории.

Базовое доверие к миру – это понятие было введено американским психологом и историком Э. Эриксоном. Базовое доверие формируется в первые несколько лет жизни ребенка (разные исследователи по-разному определяют продолжительность этого периода – от года до 3-х), если нет «обрыва» в контакте с матерью и ребенок чувствует её любовь.

В первые несколько месяцев жизни ребенок не воспринимает себя «отдельно» от мамы, он «слит» с ней в единое целое. Если в этот период мама рядом и при первых сигналах ребенка появляется, берет на руки – то у ребенка формируется доверие, которое потом распространяется на других людей и на мир в целом. Такое доверие не имеет ничего общего со слепой наивностью или «розовыми очками» – это ровное уверенное чувство спокойствия, отсутствия тревоги и веры в надежность окружающего пространства, в твердую почву под ногами, опору.

Если же в силу различных причин глубинное бессознательное доверие не формируется – то ребенку, а потом уже и взрослому человеку, будет крайне нелегко формировать глубокие связи с другими людьми, ведь внутри всегда сидит червячок сомнения: а не покинет ли он меня?

Кроме этого, внутренний встроенный индикатор отслеживания и оценки происходящих событий всегда сопровождается смутным чувством опасности, исходящим от мира вокруг (а на самом деле от собственной веры в это), что тоже не дает расслабиться и быть счастливым и заставляет быть всегда настороже.  

В нашей стране целое поколение людей, у которых это самое базовое чувство доверия просто не могло сформироваться. Они в этом не виноваты так же, как не виноваты и их родители. Не было у наших бабушек и прабабушек возможности растить наших своих детей – наших мам и пап, будучи с ними рядом. Ясли с 2-х месяцев – и на работу, какое уж тут формирование привязанности. Другие реалии. К счастью, сейчас ситуация изменилась.

Жизнь с бессознательной или сознательной установкой недоверия к миру обрастает разными, но очень похожими словесными формами, отражающими ее:

  • «Мне никто не поможет, я никому не нужен»;
  • «Все ищут только свою выгоду»;
  • «Никому не доверять – самое безопасное»;
  • «Человек человеку – волк»;
  • «Рассчитывай только на себя»;
  • «Мир жесток»;
  • «Всем людям есть дело только до себя».

Жизнь с такими установками очень несладкая. Люди, которые находятся вокруг, не подпускаются близко, потому что внутреннее чувство напоминает о том, что это небезопасно – могут предать, бросить, обидеть, подвести, обмануть. Так формируется внутреннее одиночество. Внешние контакты есть – но они поверхностны и тем, кто рядом, так или иначе дают понять: «вот за эту линию – ни-ни!».

Партнеры таких «недоверяющих» людей жалуются на ощущение некой стены между ними, на то, что их не подпускают близко, «как будто» не доверяют. А сами они приходят к психологу с запросами на то, что не могут открыться другим людям, или на то, что либо отношений нет вообще, либо их любимые действительно уходят —  в общем, личная жизнь не складывается.

Проанализируйте свои отношения с миром.
Возьмите листочек и ручку и попробуйте, не анализируя, продолжить следующие несколько фраз:

  • Большинство людей…
  • Люди, которые занимаются волонтерством…
  • Если будешь помогать другим — …
  • Если я попаду в беду…
  • Если ты будешь верить миру, то…
  • В сложных ситуациях я…
  • Будущее кажется мне…
  • Если все против меня, то…
  • Никому не доверять —  …
  • В отношениях с окружающими самое важное…

Посмотрите на свои ответы. Какая она – ВАША картина мира? Устраивает ли она вас?

Если вдруг вы уверены, что никому нельзя доверять и нужно всегда быть готовым к оплеухе от жизни или от окружающих людей – помогает ли вам эта установка или вы готовы подвергнуть ее сомнению, понять, откуда и почему она такая?..

На самом деле в жизни нет практически ничего объективного – сплошная субъективность, ведь все преломляется о наши установки, убеждения, взгляды и личный опыт. Так, может быть, стоит скорректировать то, что делает «наш» мир грустным и небезопасным? Улучшить свою жизнь никогда не поздно!

А теперь к главному:
можно ли вернуть базовое доверие к миру?

Нет. Нельзя растение вернуть в состояние косточки и прорастить его заново, соблюдая все правила.

Возможно, вы разочарованно скажете: «ну, а зачем тогда это все?».

НО!

Можно ли научиться открываться, не бояться, доверять и избавиться от установок, глушащих все живые эмоции на пути к вам и от вас?

Безусловно,  да!
И если вы чувствуете, что написанное в этой статье про вас – знайте, что изменить собственные паттерны поведения вполне возможно, а жить с установкой на счастье гораздо приятнее!

А как здорово от этого меняется жизнь!

Доверие к миру — необходимая база для жизни

Которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова «доверие», которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других». (Erikson, 1963г.)

Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями.

еудачное проживание кризиса способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие.

Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития.

Базовое доверие формируется в первые несколько лет жизни ребенка (разные исследователи по-разному определяют продолжительность этого периода – от года до 3-х), если нет «обрыва «в контакте с матерью и малыш чувствует её любовь.

Считается даже, что примерно первые пять месяцев жизни ребенок не воспринимает себя как отдельное от мамы существо.

Ребенок доверяет окружающему миру в лице взрослых. С рождения ребенок знает, что мама всегда рядом и всегда сможет прийти к нему, стоит только позвать на помощь, он может ей доверять; он знает, что никогда не останется один.

Если так и происходит, то у ребенка со временем формируется и доверие к другим людям — сначала к близким родственникам, потом к знакомым, друзьям, а потом и к людям вообще.

Если не сформировалось это глубинное, бессознательное доверие к матери, то и формирование доверия к другим людям будет происходить очень нелегко, если вообще будет. И когда такой ребенок вырастет, то ему будет сложно доверять людям, открываться им.

Доверие — это всегда двухсторонний процесс, и если подросший ребенок никому не сможет довериться, то и ему с большой долей вероятности мало кто будет доверять. Легко предположить, что у такого ребенка, а потом и взрослого человека, наверняка будут большие проблемы с общением. Весьма вероятно, что ему будет сложно заводить друзей, общаться с противоположным полом.

Ему вообще трудно доверять людям, и если он и старается быть общительным и дружелюбным, то в глубине души, даже не осознавая этого, этот человек все равно считает, что «мир — это опасное место и доверять другим нельзя, потому что они все равно обманут».

«Дети, брошенные родителями, но за которыми осуществлялся нормальный уход с точки зрения жизнеобеспечения, не хотели жить. У них появлялись проявления различных заболеваний, причины которых врачи не могли объяснить с медицинской точки зрения (это явление имеет название «госпитализм»).

Еще один французский психолог, Рене Спитц, изучал детей в домах ребенка и в хороших ясельных учреждениях с большим количеством обслуживающего персонала. Дети из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. Несмотря на то, что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим. К 2 годам многие из них умерли от госпитализма. Психологам стоило большого труда понять, что это происходит потому, что дети не понимают, что с ними произошло и где их мама.

После проговаривания психологами ситуации даже детям нескольких месяцев жизни и восстановления причинно-следственных связей, дети передумывали умирать.»

Надежная привязанность ребенка к матери в первые годы жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх.

В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.

Изучение доверия в отечественной психологии

В отечественной психологии доверие впервые стало предметом самостоятельного социально-психологического анализа в теории Т.П. Скрипкиной. По ее мнению, психологическая сущность доверия позволяет полнее осмыслить способы связи индивида с миром, закономерности освоения того культурного пространства, внутри которого он только и может обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться самостоятельным истинным «субъектом жизни» (С.Л. Рубинштейн), а не субъектом «отчужденной активности» (Э. Фромм). Его сущность представлена в соотношении меры доверия к миру и к себе. Основными условиями возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и оценка его как безопасного. В работах Т.П. Скрипкиной феномен недоверия отдельно выделен не был.

Доверие – форма веры, представляющая в социально-психологическом плане самостоятельный вид установки-отношения к миру и к себе. Противоположным ему явлением является недоверие.

Недоверие включает следующие основные элементы:

осознание рисков;
чувство опасности, страха в сочетании с негативными эмоциональными оценками партнера и возможных результатов взаимодействия;

настороженность и напряженность;
готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность – нанести «превентивный удар».

А.Б. Купрейченко рассматривает явления доверия и недоверия. По ее мнению, доверие как психологическое отношение предполагает интерес и уважение к объекту или партнеру, представления о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с ним, эмоции от предвкушения их удовлетворения в результате взаимодействия с ним, позитивные эмоциональные оценки партнера, расслабленность и безусловную готовность проявлять по отношению к нему добрую волю, а также совершать определенные действия, способствующие успешному взаимодействию.

Первым индикатором установки на доверие к миру служит готовность малыша спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.

Для появления установки на доверие необходимо «установить равновесие между потребностью ребенка получать и потребностью матери давать… Мать должна обращаться с ребенком на безошибочном языке внутренней связи…, таким образом, возникает первое “я”, называемое чувством базового доверия – это первая и основная ценность, которая, по-видимому, подразумевает, что внутри и извне должен находиться опыт, взаимосвязанный с добротой». Этот опыт позволяет ребенку сформировать уверенность в том, что он не один. Даже если матери нет рядом, он чувствует себя в безопасности, т. к. она «стала для него внутренней уверенностью и внешней предсказуемостью».

Ребенок должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а за какое наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его поведение есть определенный смысл. Только в этом случае он сможет предсказать поведение родителей, что послужит основой уверенности в безопасности, стабильности и предсказуемости мира.

Среди причин, определяющих формирование базового доверия, Э. Эриксон также отмечает умение родителей «управлять запрещением и разрешением», и «репрезентировать ребенку глубину определенного внутреннего убеждения, что есть смысл в том, что они делают». Ребенок должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а за какое наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его поведение есть определенный смысл. Только в этом случае он сможет предсказать поведение родителей, что послужит основой уверенности в безопасности, стабильности и предсказуемости мира. В случае, если младенец не получает отклика в ответ на свои потребности, у него развивается базовое недоверие к миру, которое, по мнению Э. Эриксона, в детстве сопровождается тотальной злостью, фантазиями разрушения и вандализма, а во взрослой жизни проявляется в отчуждении, неумении ладить с собой и другими. Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым, причиняющим боль, он навсегда решает, что жизнь опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия.

Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым, причиняющим боль, он навсегда решает, что жизнь опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия.

Таким образом, недоверие человека к себе, основанное на противоречии сознания и бессознательного, мыслей и чувств закладывается в детском опыте, когда ребенок получает любовь родителей лишь при условии усвоения определенных форм поведения. Постепенно это приводит к игнорированию собственных переживаний, а также к различным рассогласованиям в личности ребенка. Таких рассогласований может быть целое множество. Типичным примером является рассогласование социальной роли подростка и его внешнего облика. Например, когда отличник, которого все привыкли видеть тихим и спокойным, вдруг неожиданно становится представителем какой-либо агрессивной субкультуры.

В подростковом возрасте могут актуализироваться все те трудности, которые были у ребенка на предыдущих этапах развития. Среди них вероятно и появление проблем, связанных с недоверием. А, как известно, доверие играет важнейшую роль в общении подростков: без первого второе теряет всякий смысл.

Для нормального развития личности подростка важна адекватная самооценка, которая формируется в процессе его контактов с другими людьми. Но это общение не всегда складывается должным образом, причем причина часто кроется в самом подростке. Он может слишком сильно переживать о своей внешности, характере или некомпетентности в чем-либо. При этом ему кажется, что партнер по общению обязательно думает об этих его «трудностях». Можно предположить, что такого рода «трудности» возникают у подростков в том случае, если они не доверяют тем, с кем общаются.Ведь доверие всегда предполагает ценностное отношение к личности другого человека.