Фото анна каренина: Анна Каренина (персонаж) – фото, роман, Лев Толстой, фильм, актрисы, Вронский, история – Анна Каренина: история костюма (+Фото)

Анна Каренина (персонаж) – фото, роман, Лев Толстой, фильм, актрисы, Вронский, история

История персонажа

Анна Каренина — главная героиня одноименного романа писателя Льва Николаевича Толстого, ставшего одним из самых значительных произведений русской литературы. В начале произведения читатель видит только положительные стороны многогранной личности главной героини, но весь этот идеализированный образ рушится, когда в жизни Анны появляется граф Вронский, и Каренина понимает, что ради зарождающегося в ее груди нового чувства она готова поступиться и положением в обществе, и семьей, и собственным достоинством.

История создания романа

Роман «Анна Каренина» был написан после того, как в руки к Толстому попал пятый том сочинений Александра Сергеевича Пушкина, которого писатель считал своим наставником. Там взгляд творца застопорился на строке «Гости собирались на дачу…», после чего в воображении прозаика начали хаотично возникать образы, лица, события и имена, которые после перенесения на бумагу и составили черновой вариант «Анны Карениной».

Характеристики героини и особенности ее поведения были взяты у знакомых и друзей Толстого. Анна — умная, располагающая к себе свободолюбивая женщина, которая не умела лицемерить и не терпела фальши в других. В ее отчаянном желании отдаться чувствам было «что-то жестокое, чужое, бесовское».

Известно, что до того, как приступить к работе над романом, Лев Николаевич узнал о разводе в семье близких знакомых. В то время разводиться было не принято, подобное действие приводило к порицанию и осуждению со стороны общественности. Однако сестра приятеля Толстого без угрызений совести развелась и через пару месяцев повторно вышла замуж.

Затем случилось еще одно несчастье: под поезд бросилась Анна Степановна Пирогова, покинутая любовником — соседом Льва Николаевича. Творец видел изуродованный труп женщины, и это событие произвело на него неизгладимое впечатление. Сейчас все биографы сходятся во мнении, что эти семейные драмы послужили материалом для создания персонажей и романа в целом.

Образ и биография Анны Карениной

Летом 1873 года Лев Толстой сообщил своему окружению радостную новость о том, что он практически закончил новый роман, и пообещал скептически настроенным друзьям через 3 месяца продемонстрировать финальный вариант произведения. В итоге три месяца растянулись на пять лет, и первое книжное издание «Анны Карениной» вышло только в 1878 году.

Отзывы о шедевре мировой классики были крайне противоречивыми. Так, именитый писатель Федор Михайлович Достоевский, прочитав книгу от корки до корки с присущим ему абсолютным эстетическим чутьем, назвал Толстого «богом искусства», а Михаил Салтыков-Щедрин отозвался об «Анне Карениной» как о «коровьем романе», в котором Вронский — «влюбленный бык».

В литературном шедевре традиционно выделяются две сюжетные линии. Первая — роман замужней Анны Карениной с потерявшим голову от любви к ней молодым (разница в возрасте — 5 лет) графом Алексеем Вронским; а вторая — семейная жизнь помещика Константина Левина и Кити Щербацкой. Если сравнивать две эти пары, то конфликты Левина и Щербацкой меркнут на фоне царившей в отношениях Вронского и Карениной всепоглощающей, доводящей до безумия страсти.

Анна была замужем за знатным петербургским чиновником Алексеем Карениным, от которого она родила сына Сергея. Этот брак был образцово-показательным до тех пор, пока Каренина по приглашению своего брата Степана Облонского (Стивы) не приехала в его дом, чтобы примирить родственника с женой Дарьей Александровной (Долли), которая уличила мужа в измене с гувернанткой.

По приезде в Санкт-Петербург на вокзале Каренина встретила обаятельного офицера Вронского. В момент, когда взгляды Анны и Алексея пересеклись, между ними пробежала искра, и хотя Каренина пыталась скрыть свою заинтересованность, молодой граф понял, что приглянулся незнакомке по едва мелькнувшей на ее лице улыбке.

Примечательно, что в этот день Алексей планировал предложить свояченице Степана Облонского — Кити Щербацкой — руку и сердце, но после судьбоносной встречи передумал. Молодой человек не знал, что ради него юная особа отказалась от возможности стать женой Константина Левина.

Вскоре Анна поспешно возвратилась в родные края к семье, а влюбленный до беспамятства Вронский, забыв о рамках приличия, устремился вслед за ней. Там молодой граф, которого абсолютно не смущало наличие у избранницы ребенка и мужа, начал ухаживать за дамой.

На протяжении года молодые люди встречались на светских раутах и балах. Душевная близость и непреодолимое желание быть друг с другом взяли верх. Анна и Алексей стали любовниками, и за развитием их отношений наблюдало все высшее общество, включая супруга Анны, который был осведомлен об изменах Карениной.

Даже когда муж узнал, что его благоверная ждет от любовника ребенка, мужчина не подал на развод, заявив, что если Анна выберет Вронского, то она никогда больше не увидит сына. При родах Каренина чуть не умерла и в приступе агонии просила у мужа прощения, однако, придя в себя через месяц, дама уехала заграницу вместе с молодым любовником и дочкой, оставив Сергея на попечение отца.

Правда, мечты Карениной о беззаботной жизни с возлюбленным разбились вдребезги о серые будничные реалии. Анна постоянно ревновала Вронского и требовала повышенного внимания к своей персоне, но граф с каждым днем все больше отдалялся от нее.

Затем они переехали в Москву для того, чтобы Анна смогла решить вопрос с бракоразводным процессом. На протяжении шести месяцев дама находилась в подвешенном состоянии, ожидая решения суда. В этот период пропасть между Карениной и Вронским стала непомерно большой, а параноидальные мысли не давали ей покоя.

Женщина предложила Алексею уехать обратно в деревню, но офицер заявил, что перед отъездом ему нужно съездить к матери для решения важных деловых вопросов. Анна подумала, что эта поездка — своеобразные смотрины, и мать Вронского нашла повод для того, чтобы свести сына с княжной Сорокиной.

Отчаявшаяся Каренина бросилась вслед за любимым на вокзал. Там женщина вспомнила первую встречу с Вронским и осознала, как тяжела ее ситуация. Чтобы искупить грехи и развязать всем руки, героиня бросилась под поезд. Алексей тяжело переживал утрату и, чтобы убежать от тягостных мыслей, ушел добровольцем на войну, оставив дочь на воспитание Каренину, который в итоге вырастил обоих детей Анны.

На протяжении всего романа автор также развивает и сюжетную линию Левина и Кити, которые в итоге поженились и завели ребенка, показывая читателю на примере истории любви этих героев, как в его представлении должна выглядеть образцовая семья. Не секрет, что в образе Левина писатель изобразил себя самого. Интересный факт — фамилия этого героя сегодня чаще произносится через «е», но сам автор звал его Лёвиным, еще раз подчеркивая связь с ним (современники звали Толстого Лёв, а не Лев).

Анна Каренина в фильмах

Представители киноиндустрии первый раз экранизировали этот шедевр мировой литературы в 1910 году, и на сегодняшний день список картин, в основе сюжета которых лежит история любви замужней дамы Анны Карениной и бравого офицера Алексея Вронского, исчисляется десятками (включая немые ленты).

Первой актрисой, сыгравшей роль Анны Карениной, была Сорочтина. Эта артистка сыграла в немой ленте, увидевшей свет в далеком 1911 году. Картина была разделена на две части, хронометраж которых составлял 15 минут. К сожалению, экранизация, снятая приглашенным в Россию французским режиссером Морисом Метром, была утеряна.

Кира Найтли в роли Анны Карениной

Представителей киноиндустрии из Штатов шедевр мировой литературы также заинтересовал, и в 1915 году первой американской Карениной стала актриса Бетти Нансен. Затем последовали еще три европейские экранизации произведения: 1917 год — Италия, роль Анны сыграла Фабиан Фабре; 1918 — Венгрия, роль Карениной досталась Ирен Варшаньи; 1919 — Германия, в Анну перевоплотилась Лиа Мара.

Режиссер Эдмунд Гулдинг в 1927 году стал последним, кто выпустил в свет немое кино, в основе сюжета которого лежало произведение Льва Толстого. Его лента называлась «Любовь», а роль главных героев исполнили Грета Гарбо и Джон Гилберт.

Александр Зархи в 1967 году показал миру Каренину в цвете. Во время создания киноленты режиссеру советовали взять на роль главной героини признанных красавиц советского кинематографа. В итоге Александр остановил свой выбор на Татьяне Самойловой, которая благодаря колоритной внешности добавила персонажу Толстого загадочности. Примечательно, что роль Вронского в картине досталась бывшему мужу Самойловой — актеру Василию Лановому.

Лиза Боярская в роли Анны Карениной

В 1974 году свет увидели сразу две «Анны Каренины». Первая — итальянский сериал с Леа Массари в роли Анны, запомнившийся зрителю только костюмами персонажей, которые создал небезызвестный дизайнер Пьер Карден. Вторую ленту — мюзикл с балериной Майей Плисецкой в образе Карениной — сняли в СССР.

Затем интерес к роману значительно упал. В период с 1977 по 1997 год в образе Карениной побывали только три актрисы: Никола Паже, Жаклин Биссет и Софи Марсо. Экранным любовником Биссет стал актер, известный киноманам по роли Супермена, — Кристофер Рив, — а компанию Софи Марсо составила будущая звезда «Властелина колец» и «Игры престолов» — Шон Бин.

2012-й ознаменовался выходом в свет голливудской экранизации режиссера Джо Райта с Кирой Найтли и Аароном Тейлором-Джонсоном в главных ролях. Через пять лет (в апреле 2017-го) Карен Шахназаров представил зрителям свое видение романа — сериал «Анна Каренина» с Елизаветой Боярской, Виталием Кищенко и Максимом Матвеевым в главных ролях.

Актрисы, игравшие Анну Каренину

В 2017 году режиссер Карен Шахназаров выпустил фильм «Анна Каренина. История Вронского», позже также вышла его телеверсия из 8-ми серий. Образ главной героини в нем воплотила Лиза Боярская. События разворачиваются 30 лет спустя после гибели Анны: постаревший Вронский рассказывает ее сыну Сергею о былом романе.

Анна Каренина в спектаклях и мюзиклах

Помимо киноадаптаций, сюжет романа «Анна Каренина» неоднократно брался за основу в театральных спектаклях и мюзиклах.

Так, в 2012 году, в завершение юбилейного сезона, в Театре имени Евгения Вахтангова автор спектакля «Берег женщин» — Анжелика Холина — представила искушенной публике хореографический спектакль «Анна Каренина» на музыку композитора Альфреда Шнитке.

Главные роли в постановке, отражающей драматизм романа в языке жестов артистов и атмосферном музыкальном сопровождении, достались актерам Дмитрию Соломыкину и Ольге Лерман. В 2017 году пользующийся спросом у зрителей спектакль все так же доступен для просмотра зрителям Вахтанговского театра.

Екатерина Гусева и Александр Маракулин в мюзикле «Анна Каренина»

В 2016-м российский зритель получил возможность насладиться классическим произведением литературы, поставленным на западноевропейский лад. Шпук привез свое детище в Москву, в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, чтобы продемонстрировать любителям высокого искусства свое видение «Анны Карениной».

Также в 2016-м на сцене Московской оперетты состоялась премьера мюзикла «Анна Каренина», у истоков создания которого стояли люди, ранее поставившие мюзиклы, пользовавшиеся невероятным успехом у публики, — «Граф Орлов» (2012) и «Монте-Кристо» (2008).

Интересные факты

  • Описание внешности Карениной автор создал под впечатлением от знакомства с Марией Гартунг, дочерью Александра Сергеевича Пушкина. От нее же он взял прическу и манеру одеваться.
  • В картине «Любовь», снятой по мотивам «Анны Карениной» в 1927 году, была альтернативная концовка, в которой Каренин умирает, а Анна счастливо воссоединяется с Вронским. В таком виде картина предназначалась для проката в США. В Европе фильм показывали с традиционным трагическим финалом.
  • В одной из первоначальных редакций главная героиня зовется Анастасией, а ее возлюбленный носил фамилию Гагин.
  • Известнейшая цитата из романа о счастливых и несчастливых семьях легла в основу «принципа Анны Карениной». Так специалисты по экономике и социологии характеризуют ситуацию, в которой успех возможен только при сочетании большого количества факторов, а отсутствие хотя бы одного из них обрекает дело на провал.

Цитаты

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Я настолько горда, что никогда не позволю себе любить человека, который меня не любит.
Для того чтобы предпринять что-нибудь в семейной жизни, необходимы или совершенный раздор между супругами, или любовное согласие. Когда же отношения супругов неопределенны и нет ни того, ни другого, никакое дело не может быть предпринято.

Библиография

  • 1875 — «Анна Каренина»

Фильмография

  • 1912 — «Анна Каренина» (Франция)
  • 1914 — «Анна Каренина» (Российская империя)
  • 1915 — «Анна Каренина» (США)
  • 1917 — «Анна Каренина» (Италия)
  • 1927 — «Любовь» (США)
  • 1934 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Рита Уотерхаус)
  • 1948 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Вивьен Ли)
  • 1953 — «Анна Каренина» (телеспектакль, в роли Анны — Алла Тарасова)
  • 1958 — «Запрещенная любовь» (в роли Анны — Зулли Морено)
  • 1961 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Клэр Блум)
  • 1970 — «Анна Каренина» (телесериал, в роли Анны — Маргарита Бальбоа)
  • 1974 — «Анна Каренина» (телесериал, в роли Анны — Леа Массари)
  • 1975 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Мария Силва)
  • 1985 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Жаклин Биссет)
  • 1995 — «Большой огонь» (мини-сериал, в роли Анны — Кэрол Альт)
  • 1997 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Софи Марсо)
  • 2000 — «Анна Каренина» (телесериал, в роли Анны — Хелен Маккрори)
  • 2009 — «Анна Каренина» (сериал, в роли Анны — Татьяна Друбич)
  • 2012 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Кира Найтли)
  • 2017 — «Анна Каренина. История Вронского» (в роли Анны — Елизавета Боярская)

Анна Каренина: история костюма (+Фото)

Да, любят ставить нашу классику за рубежом, очень любят. А из русских писателей — экранизировать книги Льва Николаевича Толстого. Началось это еще со времен немого кинематографа и продолжается до сих пор. Иногда уже хочется закричать: «хватит, горшочек каши, не вари!».

Разглядывая кадры из последнего фильма «Анна Каренина» с Кирой Найтли в главной роли, мне в голову пришла идея вместе с вами вспомнить костюмы к четырем другим популярным иностранным экранизациям (всего их в мире насчитывается около 30-ти).


(В этом ролике присутствует и наша версия «Анны Карениной» о которой я говорить не буду, поскольку о советских экранизациях надо писать отдельно).

Фильм 1-й. Грета Гарбо и Джон Гилберт в Любви (1927 г).

Кадр из фильма Love

Самый ранний немой фильм, снятый по «Анне Карениной», который я видела, был фильм «Любовь» с прекрасным актерским дуэтом Грета Гарбо (Анна) — Джон Гилберт (Вронский).

Пикантность и популярность этому фильму добавляла реальная лав-стори между этими двумя актерами. С экрана в зал просто искры летели от бушующей неподдельной страсти!Отсюда, в рекламных целях, было придумано такое название: «Любовь», чтобы на афишах читалось: Грета Гарбо и Джон Гилберт в любви.

Кадр из фильма Love

Кадр из фильма Love

Костюмы соответствовали времени съемок фильма, т.е. 1927 году, и были по-своему эффектными. Отвечал за актерский гардероб Гилберт Кларк.

Cцена на скачках в фильме Love

Забавно, что у фильма существовало два разных финала: семейное счастье Анны и Вронского после смерти Каренина (именно такой смотрела я, представьте себе мой шок!) — для проката в США, и трагический — для проката в Европе.

Фильм 2-й. «Анна Каренина» от Адриана (1935 г.)

Грета Гарбо так прониклась к этому персонажу, что в 1935 году снова снялась в еще одной версии, уже звуковой. В этот раз фильм так и назывался «Анна Каренина». Говорят, Гарбо не могла найти общий язык с актером, играющего Вронского, «химии» не получилось…

Кадр из фильма «Анна Каренина» (1935 г.)

Кадр из фильма «Анна Каренина» (1935 г.)

За платья героини здесь отвечал легендарный художник по костюмам Адриан, и они уже стилизованы под описываемую в романе эпоху.

Кстати, а как же выглядела женская мода времен Анны Карениной?

Роман «Анна Каренина» писался в 1873—1877 годы, публиковался в журнале в 1875—1877 годы. Значит, в фильмах должны быть платья конца 1870-х годов.

М. Врубель. Иллюстрация к «Анне Карениной» 1887 г.

Мода 1875 года

Женское платье того времени было не таким широким, как в середине XIX века, но имело шлейф и турнюр.

Dress, Afternoon Grace King (American) 1870–75

Два варианта турнюра

Оно было перегружено всевозможными деталями, драпировками, бантами, вышивками и являло собой настоящее произведение портновского искусства.

Подлинные платья 1875-77 гг.

Платье 1876-78 гг.

Вернемся к платьям Адриана. Дизайнер не являлся поклонником аутентичного подхода к костюму, я уже писала это в постах о фильмах «Мата Хари» и «Мария Антуанетта». «Анна Каренина» не стала исключением.

Грета Гарбо в фильме «Анна Каренина» (1935 г.)

Грета Гарбо в фильме «Анна Каренина» (1935 г.) и платье, проданное на аукционе за 40 000 $

К сожалению, это не лучшая работа Адриана. Создается ощущение, что без обильных блесток и перьев художнику было скучно.
А вот чего в фильме много, так это оборок и кружев.

На мой вкус, рюши и Гарбо — вещи несовместимые, но Адриану так не казалось.

Фильм 3-й. «Анна Каренина» от Сесил Битона (1947 г.)

Вивьен Ли в роли Анны Карениной. Костюмы и фото Сесил Битон для British Vogue, 1947 и эскиз костюма.

Это фотографии к другому, уже британскому фильму «Анна Каренина» 1948 года с Вивьен Ли в главной роли.

Костюмы к этому фильму делал не менее знаменитый, чем Адриан, художник и фотограф Сесил Битон (автор платьев к фильму «Моя прекрасная леди». О платье и художнике написано здесь). 

Если учесть, что для Англии конец 40-х был тяжелым периодом, когда ткани продавали по талонам, то костюмы начинают казаться просто роскошными. Битон и Ли для пошива костюмов ездили в Париж.

Фильм 4-й. «Анна Каренина» от Маурицио Милленотти (1997 г.)

Кадр из фильма «Анна Каренина» (1997 г.)

Кадр из фильма «Анна Каренина» (1997 г.)

А вот этот международный проект «Анна Каренина» с Софи Марсо 1997 года, уверена, помнят многие.

Кадр из фильма «Анна Каренина» (1997 г.)

Поскольку производственная компания Icon Productions, которая начинала снимать этот фильм, принадлежит Мелу Гибсону, то у меня не вызывает удивления ни выбор актрисы на роль главной героини, ни художника по костюмам.

Софи Марсо снималась с Гибсоном в 1995 году в фильме «Храброе сердце», а Милленотти работал с Гибсоном на фильме «Гамлет» Дзеффирелли в 1990 году.

Костюмы к фильму были изготовлены в легендарных римских мастерских «Тирелли» (о них написано здесь) и ничем не отличаются от настоящих платьев той поры.

На сегодняшний день, среди зарубежных экранизаций этой книги, это максимально соответствующие моде 1870-х годов костюмы и аксессуары.

Что и понятно, ведь Милленотти, до того, как стать художником по костюмам, работал в ателье «Тирелли» и имел возможность видеть, как работают знаменитые художники:Пьеро Този, Габриэлла Пескуччи, Данило Донатти (выделенные цветом слова отошлют вас к соответствующим моим постам об этих художниках). 

Интересна и цветовая концепция костюмов Анны — это черно-белая гамма, в которой то начинает превалировать черный цвет, когда над Анной сгущаются тучи, то белый, когда жизнь ее наполняет любовь и радость.

Фильм 5-й…

Про последний фильм, который у нас вышел в прокат этой зимой, писать не хочется совсем.

Имя художника по костюмам фильма — Жаклин Дюрран, которая делала костюмы к фильму «Гордость и предубеждение» 2005 года, с тем же режиссером и с той же, простите, очень нелюбимой мною, Кирой Найтли — о многом мне говорит. И те костюмы были ужасные, не только с точки зрения несоответствия эпохе, но и по пропорциям и крою (что не мешало, к моему удивлению, номинировать Жаклин на Оскар за тот фильм), и эти наряды мне кажутся опереточными, несмотря на украшения от Шанель. Хотя, фильм я пока не видела, значит, есть шанс, что я ошибаюсь и все не так кошмарно.

А пока я с ужасом смотрю на водевильного Вронского.

…и Кити, похожую на невесту в царицынском парке.

Это — Вронский и Анна:

А это — Каренин (его играет Джуд Лоу. Как быстро летит время: а ведь еще недавно он играл молодых и красивых…)

А вот фотографии для журнала Vogue легендарного фотографа Марио Тестино — хороши.

Особенно, мужские. Оказывается, Лоу еще ничего…

И Аарон Джонсон — демоничный красавчик… Хм, ну, посмотрим — посмотрим… А лучше — классику))

Источник: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/

Анна Каренина в словах и картинках: je_nny — LiveJournal


http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/prod/ros/116761/foto/a559/678003/

Из публикаций ЖЖ 2012 года.
Объединила два поста на тему «Анны Карениной» (прототипы и актрисы).

Посвящается сериалу Карена Шахназарова.


Часть 1. Актрисы

Вивьен Ли — Анна Каренина, 1948 г.:


http://www.premiakumir.ru/blogs/7/posts/439-anna-karenina

Вивьен Ли Вивьен Ли
«Вивьен Ли» на Яндекс.Фотках

Татьяна Самойлова:


http://onlain-full-hd.com/6424-anna-karenina.html


http://www.russkiymir.ru/publications/87003/

Софи Марсо:


http://www.izuminki.com/2013/03/08/anna-karenina-kakaya-kino-anna-luchshe/
(По ссылке — подборка экранизаций «Анны Карениной»)

«Анна Каренина» Сергея Соловьева:


Татьяна Друбич

Кира Найтли:

И еще Анны Каренины прошлых лет:

Часть 2. Прототипы и иллюстрации

Иван Крамской Неизвестная. 1883
Холст, масло. 75,5×99 см
Третьяковская галерея, Москва

В предыдущем посте мы обсуждали, кто из актрис больше похож на образ Анны Карениной: Софи Марсо, Татьяна Самойлова или Татьяна Друбич, Кира Найтли…
Мне никто из них не кажется похожей на тот образ, что сложился в голове после прочтения романа. Возможно — загадочная дама, изображенная Крамским.

Считается, что прототипом Анны Карениной была Мария Александровна Гартунг:


Портрет Марии Пушкиной (И. К. Макаров, 1849)


Портрет М. А. Гартунг (И. К. Макаров, 1860)

«В 1868 году в доме генерала Тулубьева Л.Н. Толстой повстречал Марию Александровну Гартунг, дочь Пушкина. Толстой описал некоторые черты её внешнего облика: тёмные волосы, белые кружева и маленькая лиловая гирлянда анютиных глазок.
По внешнему облику и семейному положению, описанному Л. Н. Толстым, прототипом могла быть Александра Алексеевна Оболенская (1831—1890, ур. Дьякова, жена А. В. Оболенского и сестра Марии Алексеевны Дьяковой, бывшей замужем за С. М. Сухотиным» (Википедия)

Биографический словарь:
Оболенская Александра Алексеевна (урожденная Дьякова)
Оболенская (урожденная Дьякова), княгиня Александра Алексеевна — общественная деятельница (1831 — 1890). Ревностно помогала своему мужу, князю Андрею Васильевичу Оболенскому, в проведении крестьянской реформы в Калужской губернии, горячо доказывая местному обществу ее значение и примыкая к кружку местных сторонников реформы, группировавшемуся около В.А. Арцимовича . По переселении в Санкт-Петербург, Оболенская поставила себе целью создать в женском среднем образовании необходимый фундамент для восприятия высшего, к чему женские учебные заведения того времени приспособлены не были. При содействии кружка сочувствующих, она основала, в 1870 г., учебное заведение (впоследствии гимназия ее имени). Над устройством гимназии много потрудилась лучшие педагогические силы того времени: А.Н. Страннолюбский , А.Я. Герд , Н.И. Билибин, позднее Г.В. Форстен .


Сцена свидания Анны и Вронского в свете
(Часть II, глава VI). Рисунок Elmer Boyd Smith, 1886


Анна Каренина на картине Г. Манизера

Иллюстрацию к роману создал Михаил Врубель — на ней Анна предстает весьма экзальтированной особой!


Свидание с сыном. 1878

Так и кажется — сейчас придушит!

Во МХАТе Анну Каренину блистательно играла Алла Тарасова, которой в ту пору было уже гораааздо больше 28 лет!

«Анна Каренина»: какая кино-Анна лучше?


Анна Каренина и ее гардероб: в ногу со временем.: la_gatta_ciara — LiveJournal

Да, любят ставить нашу классику за рубежом, очень любят.
А из русских писателей — экранизировать книги Льва Николаевича Толстого. Началось это еще со времен немого кинематографа и продолжается до сих пор. Иногда уже хочется закричать: «хватит, горшочек каши, не вари!».

Разглядывая кадры из последнего фильма «Анна Каренина» с Кирой Найтли в главной роли, мне в голову пришла идея вместе с вами вспомнить костюмы к четырем другим популярным иностранным экранизациям (всего их в мире насчитывается около 30-ти).Автор поста la_gatta_ciara

(В этом ролике присутствует и наша версия «Анны Карениной» о которой я говорить не буду, поскольку о советских экранизациях надо писать отдельно).

Фильм 1-й. Грета Гарбо и Джон Гилберт в Любви (1927 г).

Самый ранний немой фильм, который я видела, снятый по «Анне Карениной», был фильм «Любовь» с прекрасным актерским дуэтом Грета Гарбо (Анна) — Джон Гилберт (Вронский).

кадр из фильма Love

Пикантность и популярность этому фильму добавляла реальная лав-стори между этими двумя актерами. С экрана в зал просто искры летели от бушующей неподдельной страсти!

 Отсюда, в рекламных целях, было придумано такое название: «Любовь», чтобы на афишах читалось: Грета Гарбо и Джон Гилберт в любви.

кадр из фильма Love

Костюмы соответствовали времени съемок фильма, т.е. 1927 году, и были по-своему эффектными. Отвечал за актерский гардероб Гилберт Кларк.Автор поста la_gatta_ciara

кадр из фильма Love

Забавно, что у фильма существовало два разных финала: семейное счастье Анны и Вронского после смерти Каренина (именно такой смотрела я, представьте себе мой шок!) — для проката в США, и трагический —  для проката в Европе.

сцена на скачках в фильме Love

Фильм 2-й. «Анна Каренина» (1935 г.) от Адриана.

Но Грета Гарбо так прониклась к этому персонажу, что в 1935 году снова снялась в еще одной версии, уже звуковой. В этот раз фильм так и назывался «Анна Каренина». Говорят, Гарбо не могла найти общий язык с актером, играющего Вронского, «химии» не получилось…

кадр из фильма «Анна Каренина» (1935 г.)

За платья героини здесь отвечал легендарный художник по костюмам Адриан, и они уже стилизованы под описываемую в романе эпоху.

кадр из фильма «Анна Каренина» (1935 г.)

Кстати, а как же выглядела женская мода времен Анны Карениной?Автор поста la_gatta_ciara

Роман «Анна Каренина» писался в 1873—1877 годы, публиковался в журнале в 1875—1877 годы. Значит, в фильмах должны быть платья конца 1870-х годов.

М. Врубель. Иллюстрация к «Анне Карениной» 1887 г.

мода 1875 года

Женское платье того времени было не таким широким, как в середине XIX века, но имело шлейф и турнюр.

Dress, Afternoon Grace King (American) 1870–75

под платьем:

два варианта турнюра

Оно было перегружено всевозможными деталями, драпировками, бантами, вышивками и являло собой настоящее произведение портновского искусства.

подлинные платья 1875-77 гг.

Dress 1876-78

Вернемся к платьям Адриана. Дизайнер не являлся поклонником аутентичного подхода к костюму, я уже писала это в постах о фильмах «Мата Хари» и «Мария Антуанетта».
«Анна Каренина» не стала исключением. Автор поста la_gatta_ciara

Грета Гарбо в фильме «Анна Каренина» (1935 г.)

К сожалению, это не лучшая работа Адриана. Создается ощущение, что без обильных блесток и перьев художнику было скучно.

Грета Гарбо в фильме «Анна Каренина» (1935 г.) и платье, проданное на аукционе за 40 000 $

А вот чего в фильме много, так это оборок и кружев.

На мой вкус, рюши и Гарбо — вещи несовместимые, но Адриану так не казалось.

3. «Анна Каренина» (1947 г.) от Сесил Битона.


Это фотографии к другому, уже британскому фильму «Анна Каренина» 1948 года с Вивьен Ли в главной роли.

Vivien Leigh as Anna Karenina.  Costume and photo by Cecil Beaton for British Vogue, 1947 и эскиз костюма.Автор поста la_gatta_ciara

Костюмы к этому фильму делал не менее знаменитый, чем Адриан, художник и фотограф Сесил Битон (автор платьев к фильму «Моя прекрасная леди». О платье и художнике я писала здесь).

Он же — автор этих красивых фотографий для британского Vogue

Если учесть, что для Англии конец 40-х был тяжелым периодом, когда ткани продавали по талонам, то костюмы начинают казаться просто роскошными. Битон и Ли для пошива костюмов ездили в Париж.

Фильм 4-й. «Анна Каренина» от Маурицио Милленотти.

кадр из фильма «Анна Каренина» (1997 г.)

А вот этот международный проект «Анна Каренина» с Софи Марсо 1997 года, уверена, помнят многие.Автор поста la_gatta_ciara

кадр из фильма «Анна Каренина» (1997 г.)

 Поскольку производственная компания Icon Productions, которая начинала снимать этот фильм, принадлежит Мелу Гибсону, то у меня не вызывает удивления ни выбор актрисы на роль главной героини, ни художника по костюмам.

кадр из фильма «Анна Каренина» (1997 г.)

 Софи Марсо снималась с Гибсоном в 1995 году в фильме «Храброе сердце», а Милленотти работал с Гибсоном на фильме «Гамлет» Дзеффирелли в 1990 году.

кадр из фильма «Анна Каренина» (1997 г.)

костюмы к фильму были изготовлены в легендарных римских мастерских «Тирелли» (я писала о них здесь) и ничем не отличаются от настоящих платьев той поры.Автор поста la_gatta_ciara

На сегодняшний день, среди зарубежных экранизаций этой книги, это максимально соответствующие моде 1870-х годов костюмы и аксессуары.

Что и понятно, ведь Милленотти, до того, как стать художником по костюмам, работал в ателье «Тирелли» и имел возможность видеть, как работают знаменитые художники: Пьеро Този, Габриэлла Пескуччи, Данило Донатти (выделенные цветом слова отошлют вас к соответствующим моим постам об этих художниках).

Интересна и цветовая концепция костюмов Анны — это черно-белая гамма, в которой то начинает превалировать черный цвет, когда над Анной сгущаются тучи, то белый, когда жизнь ее наполняет любовь и радость.

кадр из фильма «Анна Каренина»

Фильм 5-й…

Про последний фильм, который сейчас премьерно шагает по миру, а у нас выйдет в прокат только зимой, писать не хочется совсем.

То промо, что я видела, кроме настороженности по отношению к фильму у меня ничего не вызывает. Посмотреть промо и фотографии можно здесь http://www.kinopoisk.ru/film/575195/

Имя удожника по костюмам фильма — Жаклин Дюрран, которая делала костюмы к фильму «Гордость и предубеждение» 2005 года, с тем же режиссером и с той же, простите, очень нелюбимой мною, Кирой Найтли — о многом мне говорит. И те костюмы были ужасные, не только с точки зрения несоответствия эпохе, но и по пропорциям и крою (что не мешало, к моему удивлению, номинировать Жаклин на Оскар за тот фильм), и эти наряды мне кажутся опереточными, несмотря на украшения от Шанель. Хотя, фильм я пока не видела, значит, есть шанс, что я ошибаюсь и все не так кошмарно.

кадр из фильма «Анна Каренина» (2012 г.)

А пока я с ужасом смотрю на водевильного Вронского

и Кити, похожую на невесту в царицынском парке.

Это Вронский и Анна

А это — Каренин (его играет Джуд Лоу. Как быстро летит время: а ведь еще недавно он играл молодых и красивых…)

А вот фотографии для журнала Vogue легендарного фотографа Марио Тестино — хороши.

Особенно, мужские. Оказывается, Лоу еще ничего…

И Аарон Джонсон — демоничный красавчик… Хм, ну, посмотрим — посмотрим… А лучше — классику))

Полное или частичное цитирование статей моего блога разрешается только при наличии ссылки на http://la-gatta-ciara.livejournal.com/

Скачать фильм «Анна Каренина»:

«Любовь» 1927г http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2770703
с Г. Гарбо http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=431047
с В. Ли http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=522488
с С. Марсо http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1530930

Ссылки:

http://pinterest.com/rlnwht/anna-karenina-dresses/
http://www.tcm.com/this-month/article/214329%7C0/Anna-Karenina.html
http://www.doctormacro.com/Movie%20Star%20Pages/Garbo,%20Greta-Annex.htm
http://www.kinopoisk.ru/film/5223/stills/
http://www.icollector.com/Greta-Garbo-signature-dark-green-velvet-period-dress-designed-by-Adrian-from-Anna-Karenina_i10657861

11 исполнительниц роли Анны Карениной — Звезды

Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», как магнитом, притягивает к себе театральных и кинорежиссеров – его только экранизировали больше тридцати раз, а сосчитать все поставленные по нему спектакли вообще не представляется возможным, равно как и актрис, сыгравших Анну. Вот самые яркие исполнительницы этой роли.

Грета Гарбо: высокомерная Анна

Каренина_1 Грета Гарбо

Непревзойденная Грета Гарбо успела сыграть Анну Каренину не один, а два раза – в немой и звуковой версиях экранизации романа. Правда, киноведы отмечают, что у немого фильма, который назывался «Любовь», мало общего с произведением Толстого, его создатели изменили даже финал – вместо трагической гибели Анну ждала смерть постылого мужа и торжественное воссоединение с возлюбленным Вронским. Более того, в этой экранизации и поезда-то не было, в начале фильма Каренина знакомится с Вронским не на перроне станции Бологое, а проезжая мимо… на санях.

Зато создатели звуковой версии, снятой в 1935 году Кларенсом Брауном, к роману отнеслись с максимальным уважением – неудивительно, ведь консультантом фильма был сын писателя, граф Андрей Толстой. Эта экранизация была признана лучшим зарубежным фильмом на Венецианском кинофестивале, а Гильдия кинокритиков Нью-Йорка признало Гарбо лучшей исполнительницей главной женской роли. Правда, это не мешало тем же критикам отмечать, что актриса в роли Карениной была уж чересчур холодна и высокомерна.

Вивьен Ли: целомудренная Анна

Каренина_12 Вивьен Ли

Вивьен Ли в роли Карениной стала полной противоположностью Гарбо – ее Анна была веселой и жизнерадостной, примерной женой и любящей матерью. Несомненным достоинством картины является и то, что специалисты называют «картинкой», – красивые костюмы (их шили в Париже) и интерьеры.

Зрителям фильм понравился, они штурмовали кинотеатры, чтобы его посмотреть. А вот критики нашли в этой версии массу недостатков, самым главным, по их мнению, было то, что Каренина у Ли получилась чрезмерно… целомудренной, что противоречило замыслу автора. Не очень любила эту свою работу и сама актриса, в интервью она признавалась, что ей так и не удалось найти с героиней точки соприкосновения. И это несмотря на то, что в жизни Ли была подобная история – однажды ей тоже пришлось выбирать между мужем и любовником.

Алла Тарасова: блистательная Анна

Каренина_3 Алла Тарасова

Звезда МХАТа и «первая официальная актриса Советского Союза» Алла Константиновна Тарасова, подобно Грете Гарбо, сыграла Каренину дважды – сначала на сцене, а потом и в телевизионной версии спектакля. На сцене МХАТа «Анна Каренина» был поставлен Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Премьера состоялась в 1937 году, на ней присутствовал сам Сталин, а вскоре после этого Тарасова получила звание народной артистки СССР. Критики наперебой хвалили Каренину-Тарасову, называя ее «блистательной», «ослепительной», «пленяющей не только талантом, но и женской красотой». Зрители же, как сказали бы сейчас, голосовали за нее ногами – чтобы попасть на этот спектакль, нужно было выстоять длинную очередь, но и тут везло не всем – мест в зале было гораздо меньше, чем желающих попасть в театр.

В 1953 году, уже после смерти Сталина, было решено перенести знаменитый спектакль на пленку, создав его телевизионную версию. Говорят, сама Алла Константиновна считала, что ничего хорошего из этого не получится: камера приблизит ее к зрителю, а ведь актрисе в ту пору исполнилось уже пятьдесят пять лет. Над телевизионным фильмом работал режиссер Татьяна Лукашевич. Увидев результат, в МХАТе пришли в ужас, и даже просили уничтожить пленку. Но спектакль все-таки показали, и зрители, как и после театральной премьеры, пришли в восторг.

Татьяна Самойлова: главная Каренина мирового кинематографа

Каренина_10 Татьяна Самойлова

Каренина Анны Самойловой до сих пор считается непревзойденной, а сам фильм – лучшей экранизацией знаменитого романа. Хотя перед началом съемок режиссера Александра Зархи отговаривали от кандидатуры Самойловой: дескать, невысокого роста, полноватая, да еще и с раскосыми карими глазами актриса категорически не подходит на эту роль. Но режиссеру удалось отстоять Самойлову, и время доказало его правоту – главной Анной мирового кинематографа актрису признали даже зарубежные критики, которые в свое время утверждали, что у нее нет ничего общего с героиней, которую она играет – ни внешне, ни ментально.

Впрочем, как короля играет свита, так и на образ Анны в фильме работали исполнители ролей Каренина (Николай Гриценко) и Вронского (Василий Лановой). Особую пикантность ситуации придавал тот факт, что на съемочной площадке Самойлова и Лановой встретились спустя десять лет после развода. «Нам было легко играть Анну и Вронского, – вспоминал Василий Семенович, – потому что в свое время мы много пережили вместе».

Майя Плисецкая: Анна в платьях от Кардена

Каренина_9 Майя Плисецкая

Для звезды мирового балета Майи Михайловны Плисецкой роман Толстого имеет особое значение. Именно в его экранизации балерина впервые дебютировала в качестве драматической актрисы – в фильме Александра Зархи она сыграла княгиню Бетси Тверскую, а спустя семь лет Плисецкая уже танцевала главную партию в балете Родиона Щедрина «Анна Каренина». Помимо блестящего исполнения Майи Михайловны спектакль – кстати, по нему снят фильм-балет – знаменит еще и тем, что костюмы для него шил сам Пьер Карден, что для советского времени было знаменательным событием.

Жаклин Биссет: Анна и Супермен

Биссет Жаклин Биссет

Сериал «Анна Каренина» режиссера Саймона Лэнгтона с зеленоглазой красавицей Жаклин Биссет в главной роли увидел свет в 1985 году. Актриса называет Каренину самой любимой и близкой ей по духу ролью, может быть, потому что Анна – русская, как и самый любимый человек Биссет – актер балета Александр Годунов. Критики оценили картину невысоко – они сошлись во мнении, что несмотря на то, что «Каренина» Лэнгтона – лучшая американская экранизация романа Толстого, Жаклин не удалось превзойти своих знаменитых предшественниц – Грету Гарбо и Вивьен Ли. Вронского в картине сыграл исполнитель роли Супермена Кристофер Рив.

Татьяна Друбич: Анна и «Асса»

Каренина_11 Татьяна Друбич

Известно, что изначально кинорежиссер Сергей Соловьев собирался обратиться к «Анне Карениной», так сказать, опосредованно – ее роль должна была играть в самодеятельности зоны медсестра Алика, осужденная за убийство советского мафиози Крымова, в фильме «Асса-2». В результате экранизация стала полноценной, но главную роль в ней, как и планировалось, сыграла муза Соловьева – Татьяна Друбич.

Из-за недостатка финансирования съемки картины постоянно откладывались, и в 2009 году, когда она наконец-то вышла на экраны, исполнительнице главной роли исполнилось сорок девять лет (в книге Карениной – всего двадцать шесть), поэтому она может претендовать на звание самой «пожилой» Анны. Впрочем, побить рекорд Аллы Тарасовой ей не удалось. Многие критики и зрители считают версию Соловьева наиболее приближенной к первоисточнику – роману Толстого. Картину стоит посмотреть еще и потому, что в нем сыграли два выдающихся и безвременно ушедших современных актера – Олег Янковский (Каренин) и Александр Абдулов (Стива Облонский).

Ирина Апексимова: под паровоз понастоящему

Каренина_4 Ирина Апексимова

Как известно, широкая известность пришла к Ирине Апексимовой после сериала «День рождения Буржуя». Но, оказывается, до этого Ирина сыграла Каренину в фильме знаменитого режиссера Жан-Люка Годара «Дети играют в Россию». Во время съемок на Курском вокзале Апексимовой пришлось по-настоящему… броситься под товарный поезд, машинист которого даже не подозревал о том, что кто-то рядом снимает кино. Все могло закончиться настоящей трагедией, но, к счастью, обошлось – актриса и железнодорожник отделались легким испугом. 

Софи Марсо: ранимая наркоманка

Каренина_7 Софи Марсо

Анну Каренину Софи Марсо с игривой челкой и попыткой говорить на русском языке, произнося слова с чудовищным акцентом, пришлась по душе далеко не всем. Вероятно, виной тому стремление режиссера Бернарда Роуза усидеть сразу на двух стульях, угодив и зарубежному и постсоветскому зрителю. Снимали фильм в России – в Петербурге и окрестностях, в качестве саундтрека звучит музыка русских композиторов, а количество эротических сцен с участием Анны и Вронского превзошло все ожидания.

Каренина у Марсо получилась нежной, трогательной и ранимой, как ребенок. Но, пожалуй, главное, что отличает фильм Роуза, это твердое убеждение его режиссера в том, что Анна – наркоманка. В фильме она все время – кстати и некстати – употребляет морфий, хотя в романе это происходит всего один раз, во время родов, когда Анна просит обезболивающее.

Анна Ковальчук: озорная девчонка

Каренина_6 Анна Ковальчук

Анна Ковальчук, она же – Мария Швецова из сериала «Тайны следствия» и Маргарита из фильма Владимира Бортко – сыграла Каренину в спектакле Театра имени Ленсовета, в котором она работает. Причем с этой ролью у Анны произошла почти волшебная история: стоило ей в интервью признаться, что она мечтает об этой роли, как ей ее тут же предложили.

Ковальчук говорит, что, конечно же, видела фильм Александра Зархи с Татьяной Самойловой в главной роли, но изначально решила, что не станет «рвать страсти», поскольку ее Анна – совсем другая. В ней уживаются две совершенно разные женщины: одна – озорная девчонка, вторая – аристократка из высшего общества. Ей очень скучно с пожилым степенным мужем, поэтому и на отношения с Вронским она поначалу смотрит как на забаву, которая, увы, очень скоро перестает быть таковой.

Кира Найтли: Анна как зеркало русской революции

Каренина_8 Кира Найтли

Каренина в исполнении Киры Найтли на сегодняшний день – самое спорное воплощение написанного Толстым образа. Практически все – и зрители, и критики – набросились на фильм драматурга Тома Стоппарда (кстати, его имя стоит в титрах впереди Льва Толстого) и режиссера Джо Райта за то, что нынешняя экранизация мало похожа на роман. Всех раздражает условность декораций, упрощенная сюжетная линия, в которой нашлось место далеко не всем персонажам, и схематичные, можно даже сказать, пунктирные образы главных героев.

Но, как выяснилось, создатели картины и не претендовали на создание полноценной экранизации. По словам Джо Райта, роман «Анна Каренина» для него – медитация на тему любви в разных ее формах. Что же до обвинений в китче, то режиссеру оно даже льстит. «Мой китч – намеренный, – признается Райт в интервью, – он отражает начало гниения общества и надвигающуюся революцию. Когда Толстой писал «Каренину», революцию еще трудно было предсказать, но ее приближение уже чувствовалось – котел уже начал закипать». Так что «Анна Каренина» Джо Райта – история совсем не о любви, а о глубинных экономических и социальных процессах, а Анна – «зеркало русской революции». Возможно, Толстому бы это польстило, ведь именно так когда-то назвал писателя Владимир Ленин.

Таисия Кондратьева