Романтизм в живописи стран Европы XVIII – XIX вв
Свобода, ведущая народ — Эжен Делакруа (1830)
Романтизм как направление в искусстве зародился в Европе в конце XVIII — начале XIX в. и до сих пор считается одним из самых противоречивых явлений мировом культурном наследии. Наиболее ярко и последовательно идеи романтизма развивались в живописном искусстве Германии, Австрии, Англии, Франции, Италии и России.
Романтизм возник из особого мироощущения поколения людей, испытавших на себе поражение Великой французской революции и потерявших веру в идеалы Просвещения. Драматизм социальной атмосферы, окружавшей человека, усугублялся еще и тем, что утрата казавшихся незыблемыми ценностей породила в творческой среде настрой пессимизма и разочарования. Именно в этом мучительном несовпадении мечты с реальностью следует искать основы романтического мировосприятия.
Творцы — художники, писатели, поэты, музыканты — выбрали объектом нового идеала скрытую душевную жизнь человека. Центром внимания романтиков стала мятущаяся личность с ее страстями и переживаниями, жадным стремлением к свободе.
Характерной чертой романтизма является то, что в каждой отдельно взятой стране это направление приобретало свой особый национальный колорит.
Развитие романтизма в живописи Германии
В Германии, например, где романтические идеи возникли раньше, чем в других странах Западной Европы, художники стали идеализировать средневековое прошлое. Немецкие романтики отдались в плен безотчетным душевным порывам, рассуждениям о бренности человеческой жизни. Поэтому их творения часто носили пассивный и созерцательный характер.
Лучшие работы немецкие художники-романтики создали в области портретной и пейзажной живописи. Особо следует отметить полотна выдающегося портретиста Отто Рунге. При внешнем спокойствии они поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью.
Меловые скалы на острове Рюген — Каспар Давид Фридрих (1818)
Другой не менее знаменитый представитель романтизма — пейзажист Каспар Давид Фридрих — восхищал современников изображением на своих картинах красот горных ландшафтов юга Германии. С присущим только ему мастерством художник передает меланхолическую призрачность северных морских побережий, которую усиливает выписанный с необыкновенным умением лунный свет.
Немецкие художники романтизма
Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих, Асмус Якоб Карстенс
Романтизм в живописи Англии
В Англии романтические тенденции наиболее остро проявились в графических и живописных работах художника Иоганна Генриха Фюсли. Придерживаясь основных принципов романтизма, пейзажист мастерски сочетал в своих картинах гротескную фантастику с классической идеализацией.
Одним из ярких представителей романтизма был и Уильям Тернер, прославившийся смелыми по колористике световоздушными пейзажами. Его живописи свойственны необычные эффекты, красочная фантасмагория. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его картину «Китобойное судно».
Китобойное судно — Уильям Тернер (около 1845 г.)
Английские художники романтизма:
Иоганн Генрих Фюссли, Уильям Блейк, Джон Констебл, Уильям Тёрнер
Романтизм в живописи Франции
Совершенно в иной ипостаси предстает романтизм как направление искусства живописи во Франции.
Французский романтизм прежде всего был тесно связан с исторической обстановкой в стране. Это художественное течение отразило глубокое разочарование от результатов Великой французской революции, стало протестом против буржуазной действительности.
Художники-романтики Франции более активно, чем в других странах Западной Европы и России, восставали против традиционных академических принципов классицизма.
Французских художников увлекали сильные и деятельные личности, люди глубоких переживаний и страстного темперамента. Мастера живописи находили своих героев среди современников, в национальной истории.
Раненый кирасир, покидающий поле боя — Теодор Жерико (1814. Париж, Лувр). Теодор Жерико — яркий представитель французской живописи эпохи романтизма
Излюбленным жанром, в котором творили живописцы- романтики Франции, был портрет. Именно в этом жанре они стремились отразить напряженность и динамику внутренней духовной жизни человека.
Триумф и последовавшее за ним поражение Наполеона как никогда остро поставили вопрос о роли личности в истории человечества. Поэтому образ бывшего императора Франции стал главным действующим лицом полотен многих французских художников-романтиков.
Важную роль в достижении своих романтических принципов и идеалов французские живописцы отводили жанру пейзажа. Он стал для них возможностью выражения восхищения силой и мощью природы.
Романтизм во Франции так же как и в других странах Западной Европы и России, во многом предвосхитил появление реализма. Большинство художников-романтиков в поздний период своего творчества обращались к реалистическому изображению действительности.
Французские художники романтизма
Жан Огюст Доминик Энгр, Жак-Луи Давид, Теодор Жерико, Оноре Домье
Романтизм в живописи России
Выше уже говорилось о том, что в каждой национальной культуре романтическое направление имело свой колорит, свои специфические особенности. В России начала XIX в. романтизм возник как антипод классицизму и сосуществовал одновременно с ним. Придерживаясь эстетики классицистических канонов, еще продолжали творить такие известные мастера живописи, как Андрей Иванович Иванов, Василий Кузьмич Шебуев, Григорий Иванович Угрюмов.
Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами — Григорий Иванович Угрюмов (1793)
Русские художники романтизма
Однако в творчестве нового поколения художников — Ореста Кипренского, Александра Орловского, Карла Брюллова, Михаила Лебедева, Алексея Венецианова и некоторых других — идеалы гармонии, душевного спокойствия, умиротворенности, присущие классицизму, сменяются повышенным интересом к внутреннему состоянию человека, его духовной жизни. В российской живописи зародился совершенно новый способ мышления и восприятия действительности.
Полемизируя с традициями классицизма, художники-романтики утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, живописную динамику, силу и насыщенность цвета, яркие контрасты света и тени.
Картинки красивые романтические (35 фото) 🔥 Прикольные картинки и юмор
Влюбленные пары хотят больше времени проводить вместе, делать приятные романтические сюрпризы. Маленький подарочек, красная роза или романтический ужин в необычном месте. Так проявляется нежность и любовь. Далее предлагаем красивые романтические картинки.
Красивый закат над морем, сердце.
Роза на ладонях.
Полнолуние, море, цветы.
Бокал, сердечка.
Влюбленная пара целуется.
Девушка и кот.
Влюбленная пара под зонтом.
Картинка розы.
Красивый закат, воздушные шары.
Сердце в руке.
Полнолуние, море, лодка.
Парень и девушка на природе.
Красивый закат, парень и девушка.
Влюбленная пара в поле.
Парень и девушка лежат на капоте.
Парень и девушка на мосту.
Красивая картинка влюбленная пара.
Парень и девушка в парке.
Ночь, красивое море.
Нарисованная романтическая картина.
Парень и девушка на пляже.
Влюбленная пара на лавочке.
Парк, лавочка, фонарь.
Влюбленная пара, красивый закат.
Романтический вечер на море.
Пара целуется под красным зонтом.
Сердце на пляже.
Красивая картинка девочка с сердечком.
Два сердца, свеча.
Букет роз.
Влюбленная пара, бассейн, море.
Ночь, луна, парень и девушка.
Влюбленная пара на пляже, красивый закат.
Будь человеком, проголосуй за пост!
Загрузка…
15 лучших романтических картин, проверенных временем (16 фото)
15. «Реальная любовь/ Love Actually» (2003)
Романтики мало не бывает! Зачем рассказывать одну любовную историю, если в два экранных часа можно втиснуть десяток нежных, забавных и неожиданных романтических сюжетов? Именно так поступил в своем режиссерском дебюте британский сценарист Ричард Кертис, собаку съевший на ромкомах и показавший 13 лет назад, что этот жанр еще далеко не исчерпан. Пожалуй, главная прелесть «Реальной любви» в том, что в картину вошли самые разные истории, от счастливых до печальных и от трогательных до фарсовых. И каждая получилась по-своему замечательной. Немало режиссеров и сценаристов с тех пор пытались подражать Кертису, но никому не удалось создать столь же блестящую любовную антологию.
14. «История любви/ Love Story» (1970)
Даже если вы никогда не видели классическую голливудскую мелодраму Артура Хиллера, вы знаете ее сюжет, потому что за последние полвека он был использован в десятках романтических постановок. Парень любит девушку, девушка любит парня, но в их страстные отношения вмешивается смертельная болезнь… Во времена, когда 80-миллионные сборы первого «Крестного отца» считались потрясающим достижением, «История любви» собрала в мировом прокате более 130 миллионов долларов. В пересчете на инфляцию она до сих пор остается одной из самых коммерчески успешных лент в истории США. Но, конечно, ее вклад в историю кино не в этом, а в том, что она все еще остается одним из главных шедевров слезоточивого жанра «он, она, любовь и рак».
13. «Перед рассветом/ Before Sunrise» (1995)
Чтобы снять замечательный романтический фильм, не обязательно тратиться на трюки, эффекты и массовки. Американский артхаусный постановщик Ричард Линклейтер в своей лучшей картине обошелся всего тремя персонажами – мужчиной, женщиной и Веной, на улицах которой герои проводят ночь, случайно познакомившись в поезде. Сюжет фильма был навеян реальной историей из жизни режиссера, и картина получилась удивительно прочувствованной, свежей и интеллигентной – отличный подарок для публики, которой претят мейнстримные голливудские романтические ленты. В дальнейшем Линклейтер снял два сиквела, рассказавших о последующей жизни Джесси и Селин, но в золотой фонд мирового кино вошел только «Перед рассветом».
12. «Касабланка/ Casablanca» (1942)
В начале Второй мировой войны многие в США полагали, что страна не должна вмешиваться в европейский конфликт и что американским солдатам не стоит умирать за чужие государства. Поскольку среди влиятельных голливудцев было много эмигрантов, сохранивших связь с Европой, они пытались убедить публику, что Гитлер – угроза для своего человечества, и создавали фильмы вроде классической «Касабланки», главным героем которой был американец, живущий во французской колонии в Африке. В первую очередь режиссер Майкл Кертис (эмигрант из Венгрии) снял военную картину, но сейчас «Касабланку» помнят и обожают как душевнейшую мелодраму о людях, которые любят друг друга, но ставят долг выше нежных чувств.
11. «Анжелика – маркиза ангелов/ Angelique, marquise des anges» (1964)
Несколько лет назад французы сняли новую экранизацию «Анжелики». Но зачем было тратить время и деньги, если фильм Бернара Бордери все еще считается классикой европейского романтико-приключенческого кино? Напомним, что действие «Анжелики» развивается во Франции XVII века и что картина рассказывает о юной красавице, которую насильно выдают за одного из богатейших людей страны. Поначалу Анжелика презирает своего уродливого супруга, но со временем она осознает, что граф де Пейрак – один из благороднейших и добрейших мужчин Франции. Так завязывается страстный роман, который развивался на протяжении еще четырех картин о приключениях Анжелики и ее мужа.
10. «Грязные танцы/ Dirty Dancing» (1987)
В начале 1990-х актриса Дженнифер Грей уничтожила свою карьеру, когда сделала ринопластику и уменьшила свой «еврейский» нос. Интересно, чем она думала, если ранее именно типичная «этническая» внешность принесла ей ее самую известную роль – роль дочери состоятельного врача, которая влюбляется в нищего, но исключительно обаятельного преподавателя танцев? Фильм Эмиля Ардолино был основан на воспоминаниях сценаристки Элеанор Бергштейн о ее молодости в Америке 1960-х и о трениях между разными народами, и потому актриса с менее выдающимся «румпелем» на роли Бэби не подошла бы. Впрочем, главной звездой «Грязных танцев» все же был Патрик Суэйзи. Он уже был известен зрителям, но «Танцы» (и, конечно, его танцы с Грей) сделали его настоящей экранной знаменитостью.
9. «Ромео и Джульетта/ Romeo and Juliet» (1968)
Рассказывая о мелодрамах, ставших киноклассикой, мы не могли упустить из виду «двойную классику» – лучшую в истории экранизацию легендарной пьесы Вильяма Шекспира. Голливудцы, правда, обычно ставят на первое место свою «Вестсайдскую историю», осовремененную интерпретацию «Ромео и Джульетты». Но нам американский патриотизм не указ, и мы предпочитаем аутентичное европейское кино с британскими звездами, итальянским режиссером Франко Дзеффирелли и подлинными средневековыми зданиями в кадре. Восхитительный пример постановки, которая уважает прошлое и при этом передает не только букву, но и душу великой трагедии.
8. «Как украсть миллион/ How to Steal a Million» (1966)
При всей любви, которую к этой восхитительной авантюрно-романтической комедии питают на Западе, у нас фильм Уильяма Уайлера всегда любили сильнее. Наверно, тут дело в том, что для советских зрителей «Как украсть миллион» был воплощением притягательного западного гламура, одновременно стильного и ироничного. Кроме того, действие фильма вращалось вокруг состояния, нажитого незаконным путем (торговлей подделками), и это превосходно рифмовалось с коммунистической идеологией. Сейчас эта идеология у нас уже не государственная, но «Как украсть миллион» остается превосходным романтическим кино, идеально подходящим для представителей обоих полов. Чего, к сожалению, о многих фильмах этого направления не скажешь…
7. «Привидение/ Ghost» (1990)
«Пока смерть не разлучит нас» – сильные слова, но недостаточные для настоящего романтика. В мистической драме Джерри Цукера главный герой даже после своей гибели продолжает заботиться о любимой девушке и защищать ее от убийцы и предателя. Когда картина создавалась, ей прочили провал, поскольку она сочетала признаки множества жанров, не поддавалась строгой классификации и выделялась на фоне голливудского мейнстрима. Но любовь победила скепсис, и «Привидение» почти сразу после выхода в прокат было признано современной классикой. Отметим, что это второй в нашем хит-параде фильм, где главную роль сыграл Патрик Суэйзи – определенно один из самых романтических актеров в истории Голливуда.
6. «Римские каникулы/ Roman Holiday» (1953)
Когда Грегори Пек и Одри Хепберн начинали сниматься в комедийной мелодраме Уильяма Уайлера, Пек считался единственной звездой постановки. Предполагалось, что в титрах только его имя будет написано крупным «звездным» шрифтом. Однако ближе к концу съемок Пек настоял на том, чтобы Хепберн, в то время начинающая киноактриса, также получила свой «звездный» титр. И это было не проявление галантности, а трезвая оценка реальности. «Каникулы» – история о юной принцессе, которая сбегает из посольства своей страны в Риме, чтобы хотя бы на время почувствовать себя обычной девушкой, – получился фильмом не Пека, а Хепберн. «Каникулы» сделали актрису звездой, а та, в свою очередь, сделала «Каникулы» одной из самых нежных и очаровательных голливудских романтических лент. Кстати, сценаристом фильма был Далтон Трамбо – знаменитый американский коммунист от искусства и герой недавно вышедшего байопика «Трамбо».
5. «Дневник памяти/ The Notebook» (2004)
Попросите современную американку, не задумываясь, назвать известный романтический фильм, и она с большой вероятностью вспомнит картину Ника Кассаветиса. Рассказывающая о любви длиною в жизнь душещипательная картина по мотивам романа Николаса Спаркса стала символом «женского» кино последних десятилетий. Кто-то «Дневник» обожает, а кто-то по его поводу иронизирует, но равнодушным он не оставляет никого – вернейший призрак по-настоящему мощной постановки. Исполнитель главной роли Райан Гослинг как-то заявил в интервью, что фильм состоялся в первую очередь благодаря игре его партнерши Рэйчел МакАдамс. При всем уважении к нему, Гослинг погрешил против истины. Успех «Дневника» был в первую очередь его заслугой, потому что зрительницы шли в кино не ради МакАдамс.
4. «Служебный роман» (1977)
Трудно придумать менее романтический зачин, чем «недотепистый мужчина заигрывает с непривлекательной начальницей, чтобы она повысила его по службе». Но напарники-драматурги Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский так развили этот сюжет, что создали один из лучших советских фильмов. Оказалось, что вовсе не обязательно быть Венерой и Аполлоном, чтобы пережить романтическое приключение, и что даже советские бюрократические нравы не могут стать на пути у большой и чистой любви. При этом «Роман» великолепен не только как трогательная мелодрама, но и как уморительная комедия. Многие его шутки давно стали поговорками.
3. «Москва слезам не верит» (1979)
Всего несколько фильмов в истории нашего кино получили «Оскар». Один из них – фильм Владимира Меньшова, удостоенный голливудской статуэтки в 1981 году. Откровенно говоря, «Тень воина» Акиры Куросавы тогда больше заслуживала победы в категории «лучшая картина на иностранном языке». Но дареному коню в зубы не смотрят. К тому же награда «Москвы» отнюдь не была сугубо политическим жестом. Самая романтическая лента советского кино, рассказывающая о личной жизни московской «лимитчицы», заслуживала признания не только на родине, где она стала прокатным хитом. Кстати, Меньшов узнал о своей победе из программы «Время» – его в Америку не пустили, и никто из советских чиновников не удосужился сообщить режиссеру о голливудском признании.
2. «Титаник/ Titanic» (1997)
Джеймс Кэмерон снимал одну из своих самых масштабных постановок как фильм-катастрофу с любовной линией. На деле, однако, обреченная любовь Джека и Роуз подмяла под себя грандиозные спецэффекты, и «Титаник» получился мелодрамой на фоне знаменитой трагедии «непотопляемого» океанского лайнера. Впрочем, Кэмерон никогда на это не жаловался. Ведь фильм принес ему два «Оскара» (продюсерский и режиссерский) и бессчетные миллионы долларов – проценты от запредельного прокатного дохода «Титаника». Не будем сетовать и мы – следить за Леонардо Ди Каприо и Кэйт Уинслет куда приятнее, чем думать о том, сколько жизней унесло столкновение судна с айсбергом.
1. «Унесенные ветром/ Gone with the Wind» (1939)
Если американская политическая культура продолжит развиваться в том же направлении, в каком она развивается сейчас, то «Унесенных ветром» в скором времени признают преступлением против чернокожих американцев. Только подумайте – это фильм не о бравых неграх, сражавшихся за свободу во время Гражданской войны, а о белых богачах-южанах, заработавших состояния на эксплуатации рабов! Но пока что никто из критиков «Унесенных» не снял столь же выдающуюся романтическую картину о XIX веке, мы продолжим считать полотно Виктора Флеминга главным достижением в этом жанре. Политика политикой, а любовь любовью, и они не должны мешать друг другу. Ни в кадре, ни за кадром, в учебнике киноистории. Кстати, в пересчете на инфляцию «Унесенные ветром» и сейчас остаются самым финансово успешным голливудским фильмом. Если бы они вышли в 2016 году, их сборы составили бы 3,5 миллиарда долларов. Даже «Аватару» не удалось преодолеть эту планку.
Романтизм в русской живописи XIX века
Национальная консолидация, усилившаяся патриотическим подъемом Отечественной войны 1812 г., проявилась в возросшем интересе к искусству и в обострении интереса к народной жизни в целом. Возрастает популярность выставок Академии художеств. С 1824 г. их стали проводить регулярно – каждые три года. Начинает выходить «Журнал изящных искусств». Шире заявляет о себе коллекционирование. Кроме музея при Академии художеств в 1825 г. в Эрмитаже создается «Русская галерея». В 1810-х гг. был открыт «Русский музеум» П. Свиньина.
Победа в Отечественной войне 1812 г. послужила одной из причин появления нового идеала, в основе которого лежало представление о независимой, гордой личности, обуреваемой сильными страстями. В живописи утверждается новый стиль – романтизм, постепенно вытеснивший считавшийся официальным стилем классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика.
Уже в ранних картинах К. Л. Брюллова (1799- 1852) «Итальянский полдень», «Вирсавия» проявились не только мастерство и блеск фантазии художника, но и романтичность мироощущения. Главная работа К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проникнута духом историзма, ее главным содержанием является не подвиг отдельного героя, а трагическая судьба массы людей. Эта картина косвенно отражала трагическую атмосферу деспотизма режима Николая I, она стала событием общественной жизни государства.
Специалисты по оптимизации сайтов работают с несколькими десятками параметров, которыми описывается каждая площадка. Узнайте, как рассчитывается заспамленность ссылками, если решили освоить эту непростую науку.
Романтизм проявился в портретной живописи О. А. Кипренского (1782-1836). С 1812 г. художником были созданы графические портреты участников Отечественной войны, которые были его друзьями. Одним из лучших творений О. А. Кипренского считается портрет А. С. Пушкина, увидев который великий поэт написал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Традиции романтизма были развиты маринистом И.К.Айвазовским (1817-1900). Всеобщую известность ему принесли произведения, воссоздающие величие и мощь морской стихии («Девятый вал», «Черное море»). Много картин он посвятил подвигам русских моряков («Чесменский бой», «Наваринский бой»). Во время Крымской войны 1853-1856 гг. в осажденном Севастополе он устроил выставку своих батальных полотен. Впоследствии на основе натурных зарисовок им была отображена в ряде картин и героическая оборона Севастополя.
В.А.Тропинин (1776-1857), воспитанный на сентименталистской традиции конца XVIII в., испытал огромное влияние новой романтической волны. Сам в прошлом крепостной, художник создал галерею образов мастеровых, слуг и крестьян, придав им черты душевного благородства («Кружевница», «Белошвейка»). Детали быта и трудовой деятельности сближают эти портреты с жанровой живописью.
]]> ]]>
История моды и костюм в период романтизма
В XIX веке стили в искусстве и костюме сменялись с головокружительной быстротой. И уже в 1830-е годы на смену стилю ампир приходит романтизм. Романтизм пробудет недолго. С середины XIX века в моду войдет стиль второе рококо, а уже к 1870-ым годам его сменит позитивизм.
Карл Брюллов
Всадница, 1832
Наиболее яркая смена стилей происходила в женском костюме XIX века. Мода менялась и зачастую весьма основательно. В то время как мужской костюм на протяжении всего XIX века в своей основе практически не изменялся.
Так, если еще в первые десятилетия XIX века женщины носили простые платья рубашечного покроя с рукавами-фонариками, то уже в 1830-е годы в моду вновь входят корсеты и богато декорированные платья с пышными юбками.
Жан Батист Камиль Коро
Портрет Клер Сеннегон, 1837
Платья в стиле романтизм разделяются на повседневные и бальные. У повседневных платьев отсутствует декольте. У бальных платьев зачастую открыты плечи. Рукава бальных платьев могут быть как короткими, так и длинными. С платьями с короткими рукавами носили длинные перчатки.
Еще одна особенность платьев в стиле романтизм – рукава и юбки данных платьев принимают форму колокола.
Цвета платьев различны. В моду входят платья в клетку. С платьями носят шали и шарфы. К примеру, шарф эшарп, который сзади опускается на талию, после чего его перекидывают спереди на согнутые в локтях руки. Или же шарф боа – круглый шарф из меха или страусовых перьев.
Карл Брюллов
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830
Появляется мода на шляпы. В период романтизма самой популярной становится шляпа капор – головной убор с высокой шляпной тульей (для убранных на затылок волос) и с обрамляющими лицо широкими жёсткими полями, сужающимися к затылку. Капор удерживался на голове широкими лентами, которые завязывались под подбородком бантом.
Также в моду входит и женская одежда для верховой езды — платье-амазонка. Платье-амазонка состояло из длинной суконной юбки и узкой кофточки. С таким платьем носили шляпу с вуалью и перчатки.
Карл Брюллов
Портрет М. А. Бек, 1840
Стиль романтизм в европейском искусстве наиболее широкое распространение получил в Англии и Германии.
Английские художники того времени писали вызывающие меланхолию пейзажи с ненастной и туманной погодой, а писатели в своих книгах рассказывали истории прекрасных бедных девушек, которые попав в таинственный замок с приведениями, обязательно, преодолев все трудности и испытания, становились хозяйками замка и выходили замуж за прекрасных принцев. Тем самым художники создавали романтические пейзажи, а писатели те самые знаменитые английские романы XIX века.
Маленькая Джейн спорит со своей опекуншей миссис Рид. Иллюстрация Ф. Таунсенда к роману Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» 1847 года
Джейн Эйр впервые встречает мистера Рочестера
Но не только интерес к чувствам и эмоциям зрителей и читателей был свойственен романтизму. Еще одна особенность данного стиля – интерес к прошлому. Причем интерес к прошлому, истории и мифологии, своей собственной страны, а не, к примеру, как это было ранее, к мифологии Древней Греции.
Именно в период романтизма англичане вспоминают про короля Артура и рыцарей круглого стола, а французы – о Жанне Д’Арк. Именно в это время пишутся сказки и записываются легенды.
А самым любимым историческим периодом для людей первой половины XIX века становится Средневековье. Интерес к Средневековью находит свое отражение и в моде того времени, в основном в украшениях. К примеру, в моду входят ферроньерки – женские головные украшения в виде узкой ленты с драгоценными камнями.
Карл Брюллов
Портрет Г. Н. и В. А. Олениных. 1827
Помимо Средневековья интерес вызывает Восток. XIX век – это время колониальных империй. И у Англии, и у Франции были свои колонии в странах Востока. В костюме увлечение Востоком найдет свое отражение как в узорах с восточными мотивами, так и в появлении такого вида мужской домашней одежды как халат.
Эжен Делакруа
Автопортрет, 1837
Что касается мужского костюма периода романтизма в целом, то он не был подвержен таким значительным изменениям, как женский костюм. Мужчины по-прежнему носят светлые брюки-панталоны, а сверху жилет, фрак или же сюртук более темных оттенков. И разнообразные пальто. Одним из самых популярных было пальто каррик- пальто с несколькими воротниками.
В.А. Тропинин
Портрет А.С. Пушкина
Однако были и некоторые новшества. Так, в период романтизма возникает мода на клетчатые ткани. И именно в период романтизма появляются денди.
Считается, что возникновение дендизма связано с попыткой молодых людей из богатых семей выразить свой протест против однотипной и одинаковой для всех сословий модой в мужском костюме XIX века.
Карл Брюллов
Портрет И. А. Бека. Около 1839
Появление дендизма связано с человеком по имени Джордж Браммел. Его считают не только самым известным денди, но и первым денди в истории. Именно Джордж Браммел вводит принцип «небрежной элегантности» в одежде, который и стал руководством для всех тех, кто желал выглядеть как денди.
Статуя Джорджа Браммела в Лондоне
Джорджа Браммела в первой половине XIX века считали не только законодателем мод, но даже именовали «премьер-министром элегантности». Среди его друзей значились наследник английского престола и будущий премьер-министр Англии, которые также стали приверженцами идеалов денди.
Свои взгляды на моду Джордж Браммел изложил в написанной им книге «Мужской и женский костюм».
Карл Брюллов
Портрет писателя А. Н. Струговщикова, 1840
Принцип «небрежной элегантности» в мужском костюме заключался в следующем: воротник белой накрахмаленной рубашки никогда не застегивался, шейный платок повязывался небрежно, волосы должны были быть слегка растрепаны, костюм обязательно пошит из ткани хорошего качества, большое внимание уделялось аксессуарам. Денди носили перчатки, которые практически никогда не снимали, дорогие часы, трость или же зонт-трость.
Обязательным атрибутом мужского костюма в стиле романтизм был и головной убор – шляпа-цилиндр. Мужскими прическами были короткие стрижки. Бороды и усы не носили, однако в моде были бакенбарды.