Гендерное распределение это: Что означает гендерный признак, что такое гендер – Гендерный признак – что это такое простыми словами

Содержание

Что означает гендерный признак, что такое гендер

Понятие термина гендерный признакДовольно часто можно столкнуться с такими выражениями, как «дискриминация по гендерному признаку», «гендер», «гендерный признак». В наше время, когда права всех и вся защищают практически во всём мире, когда слова «толерантность» и «недискриминация» звучат почти из каждого приёмника, эти слова особенно часто появляются в лексиконе политических деятелей, известных правозащитников, а также просто окружающих людей.

Далеко не каждый человек имеет чёткое представление о том, что означает этот термин и всё, что с ним связано. Большинство людей, которые его слышат или используют, путают его с другими обозначениями: «пол» и «половой признак».

О том, что означает «гендер», что такое «гендерный», и чем отличается «гендерный признак» и «признак половой», будет описано в этой статье.

Гендер — что это?

Понятие гендераДля начала стоит разобрать само определение понятия «гендер». Смутное представление о том, что такое гендер, и как его использовать в речи, имеет большинство людей, но очень часто многие просто путают понятия, не зная их чёткие определения.

Гендер — это обозначение спектра определённого спектра характеристик, которые относятся к фемининности и маскулинности. То есть, по сути, это перечень характеристик, которые присущи представителям определённого пола. Именно поэтому многие и путают это понятие с полом и половыми признаками. Но следует помнить о том, что между этими двумя понятиями есть существенные различия.

В чём различия между гендерным признаком и половым признаком?

Стоит выделить основные различия, которые имеются между двумя этими понятиями. В принципе, определения их довольно похожи. И гендерный и половой особенности обозначают отличительные особенности представителя определённого пола. При этом стоит уточнить, о каких особенностях идёт речь:

  • Какая разница между гендерным и половым признакомПоловый признак обозначает именно физиологические характеристики пола. То есть, речь идёт о половых органах, о биологии, об изначально приобретённых половых признаках. В принципе, всё ясно и понятно.
  • Гендерный признак и само определение понятия «гендер» является более обширным и более сложным. Хоть «гендер» и «пол» часто путают и используют как взаимозаменяемые понятия, это является ошибкой. Гендер и гендерный признак также обозначает половые особенности, но не в физиологическом смысле.

Гендерный признак затрагивает признаки пола, касающиеся социального определения индивида. В теории социального конструктивизма, а также в гендерных исследованиях, понятия «пол» и «гендер» противопоставляются друг другу. В основе этого противопоставления лежит тезис о том, что различия между женщинами и мужчинами не имеют под собой биологического происхождения, а навязаны социальными структурами, для которых эти гендерные обозначения являются легитимными.

Гендер подразумевает разделение не по половым признакам, а по такому эфемерному принципу, как «природная сущность». То есть, за основу берётся не биологическая принадлежность к полу, а своё собственное осознание индивида. Его собственная ментальная принадлежность, его ощущение отношения к определённому полу и является определением его гендера.

Теория социального конструктивизма является теорией противоположной биологическому детерминизму, который предполагает принадлежность человека к полу, признаки которого у него были сформированы ещё в утробе матери. Социальный конструктивизм ставит под сомнение эту теорию гласит, что гендерные роли, половое разделение, не даются при рождении, а проявляются со временем. Если говорить уж совсем грубо, то социальный конструктивизм утверждает то, что женщинами или мужчинами не рождаются, а становятся.

Гендер и его признаки приобретаются индивидом не при рождении, а с течением времени. Каждый человек вправе сам решать к какому полу он относится и какие гендерные признаки ему ближе. Определение своего гендера зависит и от ощущений самого индивида, а также от социальных взаимоотношений.

История появления понятия

Следует сказать и о том, как вообще данное понятие появилось. Для появления определения гендера и гендерных признаков существовал целый ряд определённых предпосылок, которые сильно повлияли на потребность появления на данном этапе развития общества такого понятия.

  • Ещё в 1955 году сексолог Джон Мани занимался изучением половой дифференциации и ввёл понятие гендера для определения социальной роли индивида, отличной от его биологического пола. Необходимость в осуществлении такого рода исследования объясняется появлением транссексуальных и интерсекс-людей. Появление индивидов с определённым гендерным самосознанием потребовало необходимости их определения в социуме. Правда, стоит отметить, что в те годы этот термин не очень прижился, оставшись просто научным понятием — частью исследования.
  • Широкое развитие термина наблюдалась в начала 1970-х годов, когда активно действовало феминистское движение. Феминизм имел в основе определённую теорию, в которой социальный конструктивизм играл довольно серьёзную роль. Теоретики движения феминизма использовали понятие «гендер» для разделения половых признаков, данных природой человеку, от норм и форм поведения человека, которые в обществе делятся на «мужские» и «женские».

Провозглашение разделения понятия «гендер» и «пол» позволило поставить под сомнение биологическое определения человека, как «проявление его судьбы». Это дало серьёзный толчок для развития социальных и гуманитарных наук, так как введение столь пространного понятия, как «гендер», расширило горизонты исследования человеческого самоопределения и социальной адаптации каждого индивида.

Использование термина на современном этапе

Как сеас используется термин гендерный признакНа данный момент термин «гендер» часто используется вместо термина «пол». Нет чёткого разграничения ситуаций, в которых должно использоваться то или иное понятие. Использование одного термина вместо другого зависит от взглядов определённого автора.

Авторы, никаким образом не относящиеся к теоретикам феминизма и не являющиеся последователям их идей, чаще всего используют «гендер» как синоним термина «пол». Если автор научной статьи просто не видит в них особых различий, он просто не будет их различать и разделять.

В то же время чёткая позиция есть у феминисток и последователей их движения. Термин «пол» используется ими довольно редко, и то, только для его осуждения. Чаще всего они используют именно «гендер» или «гендерный признак», так как провозглашают свободу самоопределения человека независимо от его биологической идентификации.

Гендерный признак – что это такое простыми словами

Содержание статьи:

Современные люди стремятся к равенству. Последнее время часто встречаются конфликты, связанные с принадлежностью человека к какому-либо гендеру. Эти конфликты часто вытекают из незнания определений гендера, поэтому разберемся с этим вопросом в нашей статье.

Врожденные и приобретенные особенности

На первый взгляд, такие понятия, как “гендер” и “пол” — одно и то же. На самом же деле, данные определения очень различны по своей смысловой нагрузке. Разберемся подробнее с данными понятиями.

При рождении определяется то, мужчиной вы родились, или женщиной. Факт различия двух полов опирается на физиологические особенности, и невозможно изменить пол зачатого ребенка.

Однако медицина сумела стать на ступень выше, и уже сейчас человек может изменить те самые физиологические определения “мужчины” и “женщины”. К слову, существуют ситуации, когда пол ребенка определить крайне сложно из-за определенного уровня гормонов и необычным строением половых органов.

Википедия гласит, что половая принадлежность опирается на особенности анатомического строения человеческого тела, а гендер “строится” на таких вопросах, как:

  • воспитание;
  • особенности социума;
  • общественные “нормы”.

Подводя итоги, люди рождаются девочками и мальчиками. Однако самоосознание мужчины и женщины приходит намного позже в процессе жизнедеятельности. Его формирует массовая культура, социальные условия и личностное осознание себя.

Жизнь плывет по течению, и вместе с ее движением меняются устаревшие понятия. В девятнадцатом веке женщин определяли по длинным волосам и дамским платьям, а мужчин — по коротким волосам и брючному костюму. В наше время это разделение уже не актуально, а суть гендера намного глубже.

Столетия назад женщины не имели права занимать высокие положения в области политики и экономики, однако в современном мире женщина – политик или женщина – бизнесмен уже никого не удивит. Но общество все равно разделяет людей по гендерному признаку.

Сознание общества определяет разность

Большая доля самоосознания человека опирается на уровень культуры социума и правила, которые в нем царят.

Некоторые личности “пропитаны” социальным поведением, которое характеризуется слишком резкими суждениями по поводу обязанности человека, исходя из его пола. Например, такие люди уверены в том, что мужчины имеют такие обязанности:

  • быть главным в семье;
  • зарабатывать много денег;
  • быть агрессивным и мужественным;
  • работать только на “мужских” работах;
  • быть фанатом спорта и рыбалки;
  • стремиться к максимальному карьерному росту.

Аналогичный перечень “обязанностей” есть и у женщин. Например, многие думают, что женщина обязана быть мягкой и уступчивой, работать только на “дамской” работе, выйти замуж, родить детей и посвящать им все оставшееся время.

Конечно же, в обществе появилось множество “бунтарей”, которые смешали данные понятия. Сейчас многие молодые пары отказываются от брака, детей, а жизнь посвящают исключительно удовлетворению собственных желаний.

Такое мышление приводит к конфликтам, опирающихся на гендер. Таким образом, кормящие женщины могут содержать всю семью, в то время как мужчина уходит в декрет. А мужчинам, чувствующим себя женщинами, приходится делать жертвы ради карьеры. Следовательно, оба случая приводят к тому, что у людей произошло несходство гендера.

Люди равны!

В Италии мужчина, который отлично готовит, считается настоящим “мачо”, в то время как в славянских странах кулинария считается женским занятием. Из-за этого, а также предпочтения отдавать руководящие места мужчинам, возникают конфликты, регулирующиеся гендерной политикой:

  • имеется в виду ответственность государства за равенство полов;
  • создание правовых норм;
  • создание равноправия.

Гендер определяет поведение, которое должно приписываться человеку, исходя из его биологического полового признака. Это понятие возникло как следствие развития осознания самого себя, а также из-за изучения феминистического движения.

Гендерная медицина

Гендерная медицина определяет лечение одного и того же заболевания у обоих полов. Это опирается на особенности физиологии, например, наличия тестостерона у мужчин, и прогестерона — у женщин.

Например, гормоны регулируют функционирование всего женского организма, поэтому в случае каких-либо жалоб, у девушек сразу проверяют именно гормоны.

Психологи также руководствуются данным принципов: в стрессовых ситуациях женщины отдают предпочтение эмоциональному порыву, а мужчины — холодной логике.

Гендер и общество

Гендерные суждения часто именуют стереотипами из-за того, что часто встречаются женщины, являющимися женщинами только внешне. Таким образом, под всеми дамскими атрибутами (макияж, платье) может скрываться биологический мужчина, считающий себя женщиной.

Следует упомянуть и метросексуалов: такие мужчины внимательно относятся к собственной внешности и не стесняются идти на различные косметические процедуры. Такие мужчины являются нормальными членами современного общества.

Андрогинность — новая ступень?

Андрогин — это человек, ощущающий два в себе сразу два гендера. В этом случае мужская составляющая дополняет женскую. Это может касаться не только визуального облика, а и моральной составляющей, однако такой человек может быть как гомосексуалистом, так и гетеросексуалистом.

Чаще всего андрогинам приходится выбирать одну крайность, так как современный мир обязывает выбрать только одно проявление самого себя.

Фотография Гендер

Существует ли равноправие?

Равенство подразумевает наличие одинаковых возможностей у обоих полов. Точнее оно определяет такие возможности, как:

  • доступ к любой сфере деятельности;
  • воспитание детей;
  • создание семьи;
  • доступ к политической деятельности.

Неравенство опирается на традиционное распределение обязанностей обоих полов в обществе. Однако в наше время женщинам открыт доступ к государственной деятельности, а мужчины могут занять нишу в сфере дизайна и культуре.

В наше время люди начинают понимать, что данные распределения не совсем верные и строят личную жизнь, исходя из собственных нужд.

Стандарты

Двойные стандарты также приводят к возникновению конфликтов. Например, для мужчин обилие сексуальных партнерш считается нормой, так как они приносят определенный опыт, который понадобится в будущих отношениях.

А женщина, в свой очередь, должна вступать в брак нетронутой. В наше время из-за наличия гражданского брака эти “углы” немного сгладились, однако отголоски остались до сих пор.

Гендерное равенство не вносит существенный вклад в историю человечества, а помогает индивидууму найти собственный жизненный путь и разобраться в себе.

Что такое гендер? Виды гендеров, список и понятие гендера

Что такое гендер?

Гендер (Gender) — это мнение общества о том, как должны выглядеть, думать и действовать женщины и мужчины. Часто навязан социумом, поэтому называется социальным гендером в качестве напоминания о его природе появления.

Гендер — социальный конструкт в культуре. В каждой из них есть верования и неформальные правила о том, как люди должны действовать в зависимости от их пола. Например, многие культуры ожидают и поощряют мужчин быть более агрессивными, чем женщины. Если человек гендерно определяется ни как женщину, ни как мужчину, такой человек — агендер или квир.

Главная характеристика — это гендерные роли, которые представляют собой ожидания общества и людей в отношении поведения человека согласно его гендеру.

Стоит сказать, что социального пола не существует, так как пол бывает лишь биологическим, но помимо двух конвенциальных приемлемых существуют вариации по форме гениталий, в этой статье более подробно.

Как закрепляются гендерные роли?

Гендерное воспитание диктуает нам гендерные роли в обществе говорят нам что мы должны делать, говорить, как одеваться и вести себя в зависимости от нашего пола. Например, от девушек и женщин обычно ожидают, что они будут одеваться типично женственно и быть вежливыми, любезными и заботливыми. Мужчины, как правило, должны быть сильными, агрессивными и смелыми, это пример гендерного признака. При этом надо понимать, что гендерные особенности не имеют реальных, биологических предпосылок.

Каждое общество, этническая группа и культура имеют гендерные ролевые ожидания, но они могут сильно отличаться культуры к культуре. Они также могут меняться в одном и том же обществе с течением времени. Например, розовый раньше считался мужским цветом в США, в то время как синий считался женским.

Как гендерные стереотипы влияют на людей?

Стереотип — это широко распространенное суждение или предубеждение о человеке или группе, даже если оно чрезмерно упрощено и не всегда точно. Стереотипы в отношении пола могут привести к неравному и несправедливому обращению из-за пола человека. Это называется сексизмом.

Существует четыре основных вида гендерных стереотипов:

  1. Например, от женщин часто ожидают уступчивости и эмоциональности, в то время как от мужчин обычно ожидают уверенности в себе и агрессивности.
  2. Например, некоторые люди ожидают, что женщины будут заботиться о детях, готовить и убирать в доме, в то время как мужчины заботятся о финансах, водят машину и делают ремонт дома.
  3. Профессии. Некоторые люди предполагают, что учителями и медсестрами должны быть женщины, а пилоты, врачи и инженеры мужчинами.
  4. Например, женщины должны быть стройными и грациозными, а мужчины — высокими и мускулистыми. Мужчины и женщины также должны одеваться и ухаживать за собой в соответствии со стереотипами своего пола: мужчины носят брюки и короткие прически, женщины-платья и макияж.

Зачем разрушать гендерные стереотипы?

Гиперфеминность — это преувеличение стереотипного поведения, которое считается женским. Гиперфеминные люди преувеличивают качества, которые они считают женскими: пассивность, наивность, сексуальную неопытность, мягкость, кокетство, изящество, заботу и принятие.

Гипермаскулинность — это преувеличение стереотипного поведения, которое считается мужским. Гипермаскулинные люди преувеличивают качества, которые они считают мужскими. Они считают, что должны конкурировать с другими мужчинами и доминировать над женственными людьми, будучи агрессивными, сексуально опытными, бесчувственными, физически внушительными, амбициозными и требовательными.

Эти преувеличенные гендерные стереотипы могут осложнить отношения между людьми. Гиперфеминные люди более склонны терпеть физическое и эмоциональное насилие со стороны своих партнеров. Гипермаскулинные люди более склонны к физическому и эмоциональному насилию по отношению к своим партнерам.

Гендерные стереотипы вредны, потому что они не позволяют людям полностью выразить себя и свои эмоции. Например, мужчинам вредно думать, что им нельзя плакать или выражать эмоции. Женщинам вредно думать, что им не позволено быть независимыми, умными или напористыми. Разрушение гендерных стереотипов позволяет каждому быть самим собой.

Как я могу бороться с гендерными стереотипами?

Будьте живым примером — будьте образцом для подражания для ваших друзей и семьи. Уважайте людей независимо от их гендерной идентичности. Нам необходимо создать безопасное пространство для самовыражения людей и их истинных качеств независимо от гендерных стереотипов и ожиданий общества.

Говорите вслух — если кто-то рассказал сексистскую шутку или написал сексистский комментарий, будь то онлайн или лично, порицайте. Люди будут учиться на вашем примере.

Что такое гендерная идентичность?

Гендерная иденти́чность (Gender identity) — самоидентификация индивида с тем или иным гендером, внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины, мужчины и женщины одновременно, то мужчины, то женщины, иного гендера, ни одного из них и т. д. 

Что такое гендерная презентация?

Гендерная презента́ция (Gender expression) — любая одежда, деятельность, манеры, поведение и т. д., с помощью которых человек внешне выражает свой гендер или пытается донести своё отношение к нему. 

Что такое гендерная дисфория?

Гендерная дисфори́я (Gender dysphoria) — состояние, когда человек не может принять навязываемый обществом гендер и испытывает острую неудовлетворённость им.

 

Гендерное распределение специалистов по профессиям 2009-2013

В рейтинг 2012 года также вошли: Менеджер по продажам, Юрист, Медицинский представитель, Переводчик, Аналитик. По сравнению с 2009 годом, среди женщин МО значительно возросло числоСпециалистов по проектам и Экономистов, и напротив, менее популярными стали должностиИнженера и Продавца-консультанта, которые в 2012 году опустились на нижние строки списка.

По результатам исследования за первую треть 2013 года, можно наблюдать, что в топе-10 женских профессий вернулась позиция Инженера, а также появились новые должности — Бренд-менеджер, Логист, которые, в свою очередь, вытеснили такие специальности, как Медицинский представитель, Юрист и Аналитик.

По сравнению с женскими предпочтениями на рынке труда, мужские профессии за период с 2009 по 2012 год претерпели более динамичные изменения. Не смотря на то. что большинство представителей сильного пола на протяжении более чем пяти лет стойко закрепили свои позиции на следующих специальностях: Инженер, Менеджер по продажам, Торговый представитель, Продавец-консультант, Медицинский представитель, Кладовщик, Курьер,  интерес к ним значительно снизился за последние пару лет.

В 2012 году в топ-10 «мужских» вошли следующие должности: Логист, IT-специалист, программист, Аналитик, Специалист по подбору персонала, Юрист, а по данным 2013 года – добавилисьЭкономист и Переводчик. Профессии Водитель и Системный администратор по-прежнему соответствуют гендерным стереотипам и неизменно остаются на лидирующих позициях рейтинга.

Несмотря на правовое равенство, управленческий сектор все еще остается «мужской» вотчиной. По сравнению с женщинами, мужчины имеют значительное численное превосходство – в занимаемых руководящих постах. Чаще всего мужчины главенствуют на таких позициях, как Генеральный директор, Коммерческий директор, Исполнительный директор, Директор по логистике, IT-директор.  Тем не менее, каждая вторая женщина-руководитель занимает в компании позицию Директора по персоналу, а вероятность встретить среди женщин Директора по продажам или Директора по маркетингу составляет около 15 % в каждом случае.

Гендерные исследования — Википедия

Множественная гендерная идентичность

Ге́ндерные иссле́дования — междисциплинарная исследовательская практика, использующая познавательные возможности теории социального пола (гендера) для анализа общественных явлений и их изменений. Эта область включает женские исследования (касающиеся женщин, феминизма, гендера и политики), мужские исследования и квир исследования. Толчком к формированию данного направления в современном гуманитарном знании послужило предложение разведения биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом. Изучение пола (англ. sex) является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера (англ. gender) — может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений. Иногда, гендерные исследования предлагаются вместе с изучением сексуальности.

Эти дисциплины изучают гендер и сексуальность в таких областях, как литература, язык, география, история, политология, социология, антропология, кинематография, медиевистика, развитие человека, право, здравоохранение и медицина. Однако эти дисциплины иногда отличаются в своих подходах к тому, как и почему изучается гендер. Например, в антропологии, социологии и психологии гендер часто изучается как практика, тогда как в культурологии представления о гендере рассматриваются чаще. В политике гендер можно рассматривать как основополагающий дискурс, который политические акторы используют для того, чтобы позиционировать себя по целому ряду вопросов. Гендерные исследования также являются самостоятельной дисциплиной, включающей методы и подходы из широкого круга дисциплин. Каждая область стала рассматривать «гендер» как практику, иногда называемую чем-то перформативным.

Согласно Сэму Киллерманну, гендер также может быть разбит на три категории: гендерная идентичность, гендерное выражение и биологический пол. Эти три категории являются ещё одним способом разделения гендера на различные социальные, биологические и культурные конструкции. Эти конструкции фокусируются на том, как фемининность и маскулинность являются текучими сущностями и как их значение может колебаться в зависимости от различных ограничений, окружающих их.

Благодаря гендерным исследованиям пол в социальной теории рассматривается как инструмент социальной детерминации и стратификации (наравне с классом, этносом, конфессией, культурой), а актуальные социальные проблемы — власть, насилие, самосознание, свобода — предстают как проблемы, связанные с принадлежностью к определённому полу. Проблемы сущности человека, смысла и предназначения получили благодаря гендерным исследованиям гендерное измерение, представ как связанные с социально-половыми (гендерными) ролями каждого индивида и существующей в любом обществе иерархии и дискриминации по признаку пола.

Гендерные исследования делятся на следующие подразделы[источник не указан 555 дней]:

  1. Гендерная социология
  2. Гендерная психология
  3. Гендерная география
  4. Гендерный подход в философии
  5. Гендерная экономика
  6. Гендерная политология
  7. Политика гендерного равенства
  8. Гендерная компетентность
  9. Гендерное образование
  10. Гендерная лингвистика

Психоаналитическая теория[править | править код]

Ряд теоретиков оказали значительное влияние на область гендерных исследований, в частности, с точки зрения психоаналитической теории. Среди них Зигмунд Фрейд, Жак Лакан, Юлия Кристева, Браха Л. Эттингер. Пол, изучаемый под объективом каждого из этих теоретиков, выглядит несколько иначе. Согласно фрейдистской системе, женщины «искалечены и должны научиться принимать отсутствие пениса». Лакан, однако, организует женственность и мужественность в соответствии с различными бессознательными структурами. Как мужчины, так и женщины участвуют в «фаллической» организации, и женская сторона сексуализации является «дополнительной», а не противоположной или дополняющей. Концепция сексуализации (сексуальной ситуации), которая предполагает развитие гендерных ролей и ролевых игр в детстве, полезна для противодействия идее о том, что гендерная идентичность является врожденной или биологически детерминированной. Другими словами, сексуализация индивида имеет такое же, если не большее, отношение к развитию у него гендерной идентичности, как и генетически обусловленная половая принадлежность мужчины или женщины. Юлия Кристева значительно развила область семиотики. Она утверждает, что патриархальные культуры, как и отдельные личности, должны исключать материнское и женское начала, чтобы они могли возникнуть. Браха Л. Эттингер трансформировала субъективность в современном психоанализе с начала 1990-х годов. Матричное женское различие определяет особый взгляд и является источником транс-субъективности и трансъективности как у мужчин, так и у женщин. Эттингер переосмысливает человеческий субъект в соответствии с архаической связью с материнским.

Феминистская психоаналитическая теория[править | править код]

Феминистские теоретики, такие как Джулиет Митчелл, Нэнси Чодороу, Джессика Бенджамин, Джейн Галлоп, Браха Л. Эттингер, Шошана Фелман, Гризельда Поллок, Люс Иригарей и Джейн Лен, разработали феминистский психоанализ и утверждали, что психоаналитическая теория жизненно важна для феминистского проекта и должна, как и другие теоретические традиции, подвергаться критике со стороны женщин, а также трансформироваться, чтобы освободить её от остатков сексизма (то есть подвергаться цензуре). Шуламит Файрстоун в «диалектике секса» называет фрейдизм ошибочным феминизмом и рассуждает о том, что фрейдизм почти полностью точен, за исключением одной важной детали: везде, где Фрейд пишет «пенис», слово должно быть заменено на «власть». Критики, такие как Элизабет Грос, обвиняют Жака Лакана в сохранении сексистской традиции в психоанализе. Другие, такие как Джудит Батлер, Браха Л. Эттингер и Джейн Галлоп, использовали лаканианскую работу, хотя и в критическом ключе, для развития гендерной теории. Для Жан-Клода Гильбо гендерные исследования (и активисты сексуальных меньшинств) «осаждены» и рассматривают психоаналитиков как «новых священников, последних защитников генитальной нормальности, морали, морализма или даже мракобесия». По словам Даниэля Бона и Катерины Реа, гендерные исследования «часто критиковали психоанализ, чтобы увековечить семейную и социальную модель патриархальности, основанную на жесткой и вневременной версии родительского порядка».

Литературная теория[править | править код]

Психоаналитически ориентированный французский феминизм все время фокусировался на визуальной и литературной теории. Наследие Вирджинии Вулф, а также «призыв Адриенны Рич к пересмотру женщинами литературных текстов, а также истории, побудили поколение феминистских авторов ответить своими собственными текстами». Гризельда Поллок и другие феминистки сформулировали миф, поэзию и литературу с точки зрения пола.

Влияние постмодерна[править | править код]

Появление постмодернистских теорий повлияло на гендерные исследования, вызвав движение в теориях идентичности от концепции фиксированной или эссенциалистской гендерной идентичности к постмодернистской текучей или множественной идентичности. Влияние постструктурализма и его литературного аспекта теории постмодернизма на гендерные исследования было наиболее заметным в его оспаривании великих нарративов. Постструктурализм проложил путь к появлению квир теории в гендерных исследованиях, что потребовало расширения сферы её охвата до сексуальности. В дополнение к расширению, чтобы включить исследования сексуальности, под влиянием постмодернизма гендерные исследования также повернули свой объектив в сторону исследований маскулинности, благодаря работе социологов и теоретиков, таких как Р. В. Коннелл, Майкл Киммел и Э. Энтони Ротундо. Эти изменения и расширения привели к некоторым спорам в этой области, таким как спор между феминистками второй волны и квир теоретиками. Феминистки утверждают, что это полностью стирает категории пола, но ничего не делает, чтобы противодействовать динамике власти, воплощенной полом. Другими словами, тот факт, что гендер является социально сконструированным, не отменяет того факта, что существуют слои угнетения между полами.

История[править | править код]

История гендерных исследований рассматривает различные аспекты гендера. Эта дисциплина исследует способы, которыми исторические, культурные и социальные события формируют роль пола в различных обществах. Область гендерных исследований, сосредоточив внимание на различиях между мужчинами и женщинами, также рассматривает половые различия и менее бинарные определения гендерной категоризации. Многие ученые-феминистки ставили своей целью подвергнуть сомнению первоначальные предположения относительно женских и мужских качеств, реально измерить их и сообщить о наблюдаемых различиях между женщинами и мужчинами. Первоначально эти программы были по существу феминистскими, предназначенными для признания вклада, внесенного женщинами, а также мужчинами. Вскоре мужчины начали смотреть на мужественность так же, как женщины смотрели на женственность, и развили область исследования, названную «мужскими исследованиями». Только в конце 1980-х и 1990-х ученые признали необходимость исследований в области сексуальности. Это было связано с растущим интересом к правам лесбиянок и геев, и ученые обнаружили, что большинство людей будут ассоциировать сексуальность и гендер вместе, а не как отдельные сущности. Хотя докторские программы для женщин существуют с 1990 года, первая докторская программа для потенциального кандидата наук в области гендерных исследований в Соединенных Штатах была утверждена в ноябре 2005 года. В 2015 году Кабульский университет стал первым университетом в Афганистане, который предложил магистратуру по гендерным и женским исследованиям.

Женские исследования[править | править код]

Женские исследования-это междисциплинарная научная область, посвященная темам, касающимся женщин, феминизма, гендера и политики. Она часто включает в себя феминистскую теорию, историю женщин (например, историю избирательного права женщин) и социальную историю, женскую художественную литературу, женское здоровье, феминистский психоанализ и феминистские и гендерные исследования, оказавшие влияние на практику большинства гуманитарных и социальных наук.

Мужские исследования[править | править код]

Мужские исследования-это междисциплинарная академическая область, посвященная темам, касающимся мужчин, маскулинизма, пола и политики. Она часто включает в себя феминистскую теорию, мужскую историю и социальную историю, мужскую художественную литературу, мужское здоровье, феминистский психоанализ и феминистские и гендерные исследования, оказавшие влияние на практику большинства гуманитарных и социальных наук. Тимоти Лири и Анна Хики-Муди предполагают, что «всегда существовали опасности, присутствующие в институционализации» исследований мужественности «как полузакрытого сообщества», и отмечают, что «определенный триумф по отношению к феминистской философии преследует много исследований мужественности».

Гендер в Азии[править | править код]

Некоторые вопросы, связанные с гендерной проблематикой в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, являются более сложными и зависят от места и контекста. Например, в Китае, Вьетнаме, Таиланде, Филиппинах и Индонезии большое значение того, что определяет женщину, имеет рабочая сила. В этих странах «гендерные проблемы, как правило, связаны с расширением экономических возможностей, занятостью и проблемами на рабочем месте, например, связанными с работниками неформального сектора, феминизацией миграционных потоков, условиями труда и долгосрочным социальным обеспечением».[1] Однако в менее экономически стабильных странах, таких как Папуа-Новая Гвинея, Тимор-Лешти, Лаос, Камбоджа и некоторые провинции в более отдаленных районах, «женщины, как правило, несут расходы, связанные с социальными и бытовыми конфликтами и стихийными бедствиями».[2]

Одна из проблем, которая остается неизменной во всех провинциях на различных этапах развития, заключается в том, что женщины имеют слабый голос, когда речь заходит о принятии решений. Одной из причин этого является «растущая тенденция к децентрализации, которая привела к тому, что процесс принятия решений опустился до уровня, на котором голос женщин зачастую является самым слабым и где даже женское движение гражданского общества, которое является мощным защитником на национальном уровне, борется за то, чтобы быть организованным и услышанным».[3]

Подход стран Восточной Азии и Тихого океана к решению этих гендерных проблем основан на трех основных принципах.[4] Первый компонент — это партнерство со странами со средним уровнем дохода и развивающимися странами со средним уровнем дохода в целях поддержания и совместного использования достижений в области роста и процветания. Второй компонент поддерживает основы развития для обеспечения мира — возобновления роста и сокращения масштабов нищеты в беднейших и наиболее уязвимых районах. Заключительный компонент обеспечивает этап для начала управления знаниями, обмена ими и распространения информации о развитии с учетом гендерных факторов в регионе. Эти программы уже созданы и успешно реализуются во Вьетнаме, Таиланде, Китае, а также на Филиппинах, и усилия начинают предприниматься также в Лаосе, Папуа-Новой Гвинее и Тиморе-Лешти. Эти столпы говорят о важности демонстрации гендерных исследований.[5]

Джудит Батлер[править | править код]

Концепция гендерной перформативности лежит в основе работы философа и гендерного теоретика Джудит Батлер. С точки зрения Батлер, представление о гендере, сексе и сексуальности — это власть в обществе. Она находит конструкцию «гендерного, сексуального, желающего субъекта» в «регулятивных дискурсах». Часть аргументации Батлер касается роли секса в построении «естественного» или когерентного пола и сексуальности. По ее мнению, гендер и гетеросексуальность конструируются как естественные, поскольку противопоставление мужского и женского полов воспринимается как естественное в социальном воображении.[6]

Историк и теоретик Брайан Палмер утверждает, что современные гендерные исследования опираются на постструктурализм – с его овеществлением дискурса и избеганием структур угнетения и борьбы сопротивления – затемняет истоки, смыслы и последствия исторических событий и процессов, а также стремится противопоставить современным тенденциям в гендерных исследованиях аргумент о необходимости анализа жизненного опыта и структур подчинения и власти. Авторы Дафна Патаи и Норетта Кертге предполагают, что попытка заставить женские исследования служить политической повестке дня привела к проблематичным результатам, таким как сомнительная стипендия и педагогические практики, которые больше напоминают индоктринацию, чем образование.[7]

Рози Брайдотти (1994) критиковала гендерные исследования как «захват феминистской повестки дня исследованиями маскулинности, что приводит к переводу финансирования с позиций феминистского факультета на другие виды должностей. Некоторые из конкурсных захватов связаны с гей-исследованиями. Особое значение в этой дискуссии имеет роль мейнстрим-издателя, который, по нашему мнению, несет ответственность за пропаганду гендера как способа дерадикализации феминистской повестки дня, репродуцирования маскулинности и гомосексуальной мужской идентичности. Кэлвин Томас возразил, что, «как указывает Джозеф Аллен Бун, многие из мужчин в академии, которые являются наиболее поддерживающими «союзниками» феминизма, являются геями, и что это «лицемерно» игнорировать способы, которыми основные издатели продвигают феминистских теоретиков.[8]

Гендерные исследования, и особенно квир исследования в рамках гендерных исследований, неоднократно подвергались критике со стороны Ватикана. Папа Римский говорил об «идеологической колонизации», говоря, что «гендерная идеология» угрожает традиционным семьям и плодородной гетеросексуальности. Франция была одной из первых стран, где это утверждение получило широкое распространение, когда католические движения вышли на улицы Парижа против законопроекта об однополых браках и усыновлении. Бруно Перро показал, что этот страх имеет глубокие исторические корни. Он утверждает, что отказ от гендерных исследований и квир теории выражает беспокойство по поводу национальной идентичности и политики меньшинств. Джейсон Харсин изучил аспекты французского движения против гендерной теории, обнаружив, что они демонстрируют качества глобальной правой популистской политики пост-правды.[9]

Ряд исследователей критиковали данный концепт. В школах австралийского Нового Южного Уэльса изучение некоторых аспектов гендерной теории было запрещено[10].

В Центральной и Восточной Европе набирают силу «антигендерные» движения, особенно в Венгрии, Польше и России.[11] В России гендерные исследования в настоящее время терпимы, однако поддерживаемая государством практика, которая выдвигает точку зрения, связанную с гендерными перспективами тех, кто находится у власти, — например, закон, подробно решающий особенности бытового насилия – был отменен в 2017 году.[12] С 2010 года Россия также ведет кампанию в Совете Безопасности ООН по признанию так называемых «традиционных ценностей» в качестве легитимного фактора в защите и поощрении прав человека.[13]

Программы гендерных исследований были запрещены в Венгрии в октябре 2018 года. В заявлении, опубликованном канцелярией премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, пресс-секретарь заявил,что «позиция правительства заключается в том, что люди рождаются либо мужчинами, либо женщинами, и мы не считаем приемлемым для нас говорить о социально сконструированных полах, а не о биологических полах.» Запрет вызвал критику со стороны нескольких европейских университетов, которые предлагают программу, в том числе Будапештского Центрально-Европейского университета, устав которого был отозван правительством, и широко рассматривается как часть движения венгерской правящей партии к тоталитаризму.[14]

В Китае центральное народное правительство поддерживает исследования по гендеру и социальному развитию гендера в истории и практике, которые ведут к гендерному равенству. Цитируя философию Мао Цзэдуна «женщины занимают половину неба», это можно рассматривать как продолжение равенства мужчин и женщин, введенного в рамках Культурной революции.[15]

В 2018 году группа из трёх ученых, не являющихся специалистами в гендерных исследованиях, поставила эксперимент по написанию заведомо абсурдных и/или неэтичных статей, пародирующих типичные работы по гендерной теории (в том числе содержащих стилизованные отрывки из «Майн Кампф»). Всего было написано 20 статей, из них 7 были приняты к публикации в рецензируемых журналах, и ещё столько же находилось на стадии рассмотрения к тому времени, как авторы решили разоблачить свой эксперимент.[16]

  1. ↑ Social Development — Gender in East Asia and Pacific (неопр.). web.worldbank.org. Дата обращения 9 декабря 2019.
  2. ↑ Social Development — Gender in East Asia and Pacific (неопр.). web.worldbank.org. Дата обращения 9 декабря 2019.
  3. ↑ Social Development — Gender in East Asia and Pacific (неопр.). web.worldbank.org. Дата обращения 9 декабря 2019.
  4. ↑ Social Development — Gender in East Asia and Pacific (неопр.). web.worldbank.org. Дата обращения 9 декабря 2019.
  5. ↑ Social Development — Gender in East Asia and Pacific (неопр.). web.worldbank.org. Дата обращения 9 декабря 2019.
  6. ↑ Gender Trouble (англ.) // Wikipedia. — 2019-11-18.
  7. ↑ Daphne Patai and Noretta Koertge, Professing Feminism: Education and Indoctrination in Women’s Studies. Lexington Books; Expanded edition, 2003. (неопр.). www.amazon.com. Дата обращения 13 декабря 2019.
  8. ↑ Calvin Thomas | Georgia State University — Academia.edu (неопр.). gsu.academia.edu. Дата обращения 14 января 2020.
  9. Jayson Harsin. Post-Truth Populism: The French Anti-Gender Theory Movement and Cross-Cultural Similarities (англ.) // Communication, Culture and Critique. — 2018-03-01. — Vol. 11, iss. 1. — P. 35—52. — ISSN 1753-9129. — doi:10.1093/ccc/tcx017.
  10. ↑ Gender theory banned in NSW classrooms, The Australian (9 февраля 2017). Дата обращения 2 ноября 2017.
  11. The Conversation Global, ContributorThe Conversation is a collaboration between editors, Academics to Provide Informed News Analysis, Commentary That’s Free to Read, republish. How Hungary and Poland have silenced women and stifled human rights (англ.). HuffPost (14 October 2016). Дата обращения 22 января 2020.
  12. Amie Ferris-Rotman. Putin’s War on Women (англ.). Foreign Policy. Дата обращения 22 января 2020.
  13. January 15th, 2018|Featured, Politics, Society|2 Comments. ‘Traditional values’ for the 99%? The new gender ideology in Russia (англ.). Engenderings (15 January 2018). Дата обращения 22 января 2020.
  14. ↑ Hungarian Prime Minister Viktor Orban bans gender studies programmes (англ.). The Independent (24 October 2018). Дата обращения 22 января 2020.
  15. Branigan, Tania. China voices: the professor of gender studies, The Guardian (20 мая 2009). Дата обращения 22 января 2020.
  16. ↑ Academic Grievance Studies and the Corruption of Scholarship

Гендерное разделение труда. Власть, пол и репродуктивный успех

Гендерное разделение труда

В антропологической литературе середины XX века широкую известность получила теория «естественной взаимодополнительности полов», выдвинутая американскими социологами Т. Парсонсом и Р. Бейлзом. В рамках этой теории дифференциация мужских и женских ролей в семье и общественной сфере является базовой и неустранимой при каких бы то ни было преобразованиях общества. Причина гендерной дифференциации коренится в «инструментальности» мужского поведения и «экспрессивности» женского. Как бы активно не вовлекалась современная женщина в общественно–трудовую жизнь, ее основная роль связана с делами внутри семьи (женщина, в первую очередь, жена, мать и хозяйка), тогда как мужчина всегда игран и продолжает играть основную роль в делах вне дома.

Эта теория активно оспаривается многими современными антропологами. Хотя многие аргументы в пользу ее справедливости могут показаться очевидными, попытаемся понять суть дела.

Не подлежит сомнению, что мужчине во всех обществах охотников–собирателей, ранних земледельцев и скотоводов отводится основная роль охотника на крупного зверя, пастуха (когда речь идет о крупном рогатом скоте), рыбака и собирателя меда. Мужчина также выполняет основную работу по расчистке земли под посевы. За женщиной же закреплена роль собирательницы растительной пищи, а также мелких беспозвоночных животных. В сфере ремесел за мужчинами практически монопольно закреплены любые работы с металлами, деревом, камнем, костью и рогом. Мужчины чаще всего занимаются изготовлением сетей и веревок, а также строительством домов. Тогда как женщины чаще мужчин заняты прядением, ткачеством, плетением корзин, шитьем одежды. В большинстве обществ женщины занимаются приготовлением пищи, заготовкой воды и топлива. Практически во всех без исключения обществах основной уход за детьми целиком ложится на плечи женщин.

Суть проблемы не в том, что мужчина чаще охотится, а женщина — ухаживает за детьми, а в придании этим видам деятельности разной общественной престижности.

Гендерное разделение труда подразумевает не просто разделение функций на мужские и женские, оно влечет за собой определенную стратификацию различных видов деятельности и порождает иерархические различия между полами. Суть проблемы не в том, что мужчина чаще охотится, а женщина — ухаживает за детьми, а в придании этим видам деятельности определенной меры общественной престижности. В большинстве обществ взаимоотношения между полами складываются в пользу признания большей значимости самих мужчин и мужских занятий. По меткому замечанию М. Мид «мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если эти занятия считаются мужскими, то все общество, и мужчины, и женщины, признают их важными. Если то же самое делают женщины, такие занятия объявляются менее важными».

Гендерная стратификация в различной степени проявляется в обществах охотников–собирателей и у земледельцев. Поданным Э. Фридль дифференциация мужских и женских занятий и иерархия взаимоотношений между полами зависят от хозяйственной деятельности общества. В обществах охотников–собирателей власть мужчин над женщинами объясняется ведущей ролью мужчин в охоте, а у земледельцев — ведущей ролью мужчин в расчистке и распределении земельных наделов. Монополия мужчин на большую охоту сопряжена не только и не столько с большей физической силой мужчин, а с необходимостью уходить на большие расстояния от дома. Для женщин такие перемещения затруднены наличием детей.

Там, где охота осуществима вблизи от дома (агта Филиппин), женщины принимают участие в ней наравне с мужчинами.

Мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если эти занятия считаются мужскими, то все общество, и мужчины, и женщины, признают их важными.

Возможно, что и мужская монополия на расчистку земли под посевы также не определяется необходимостью применения физической силы, а объясняется фактором повышенной опасности: новые земли часто лежат на границе племенной территории, и здесь вероятность подвергнуться нападения врагов многократно возрастает. А война в подавляющем большинстве культур — занятие сугубо мужское.

Иерархия полов в обществе во многом зависит от экологических условий и отношения мужчин и женщин к контролю ресурсов и социальных благ. В обществах, где женщины полностью отстранены от контроля, их социальный статус существенно снижен, а там, где мужчины и женщины в равной степени контролируют распределение материальных благ, статус женщин близок к мужскому.

В книге «Ребенок и общество» И. С. Кон дает следующее детальное пояснение, почему гендерное разделение труда не является производным биологических функций мужчины и женщины: биологические функции женщины сопряжены с зачатием, рождением и выкармливанием детей, и на женщину ложится основная обязанность по их выращиванию. Однако только общество регламентирует, сколько детей женщина может иметь, кому принадлежат эти дети, где (в чьем доме) они будут расти и как долго следует их опекать. Нам, впрочем, представляется, что справедливее было бы говорить о том, что гендерное распределение труда не является прямым или непосредственным производным биологических функций, ведь мужчины не могут заменить женщин в вынашивании и выкармливании детей. Общество действительно регламентирует целый ряд моментов, связанных с деторождением, однако, как оно ни старается, полный контроль над репродукцией ему ни разу в человеческой истории осуществить не удавалось.

Общество регламентирует целый ряд моментов, связанных с деторождением, однако полный контроль над репродукцией ему ни разу в человеческой истории осуществить не удавалось.

Во многих традиционных культурах мужчинам отводится главенствующая роль, а женщины на их фоне выглядят забитыми и бесправными. Однако такое резко выраженное неравенство часто скрывает за собой гендерную дифференциацию публичной и домашней сфер жизни. В патриархальных обществах доминирование мужчин в публичной сфере особенно заметно, но зачастую в тех же обществах можно наблюдать практически полную монополию женщин в принятии решений, касающихся домашней сферы. У арабских народов, известных выраженным доминированием мужчин в общественной жизни общества, широко распространена следующая поговорка: «Если отец голова, то мать — шея. И шея вертит этой головой, как захочет».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

что это такое? Гендерные различия и идентичность.

Критикуя движение за равноправие, люди не могут объяснить разницу между понятиями «гендер» и «пол». Феминистки представляются озлобленными созданиями, а о мужчинах-феминистах вообще мало кто слышал. Что такое гендерные роли, стереотипы и особенности? В чем различия понятий «gender» и «sex»? И почему в резюме стоит убрать отметки М и Ж? В статье отвечаем на все вопросы.

Что такое гендер?

Гендер — это социально сконструированный кластер, никак не связанный с биологическим полом. Это социальный пол, который человек выбирает по своему желанию. Его ввели в обращение для разделения половых и общественно организованных характеристик человека. Термин «gender» – это английское слова с латинскими корнями, обозначающего грамматический род. В русском языке также есть грамматическое определение рода. Но для чистоты исследований эти два понятия решили не смешивать.

Гендерная идентичность — это основное ощущение принадлежности к выбранному полу. Причем гендерный – это не обязательно мужской или женский. Сегодня можно присвоить себе «третий» пол, который не укладывается в двоичную систему понимания. Представителей третьего пола может быть несколько. Сегодня в ООН и Евросоюзе приняты документы, согласно которым доказано существование более чем 50 гендеров.

Соответственно гендерные роли — социальные нормы, определяющие правила поведения человека, уверенного в своей гендерной принадлежности. Гендерные паттерны или социальные роли мужчины и женщины прописываются на уровне государства. Но устаревшие представления о женско-мужских занятиях ограничивают свободу выбора. Это касается профессии, работы, увлечений, декретного отпуска.

Пройти тест на психику

Эволюция понятия гендер.

Гендерная идентичность волновала людей всегда, но предметом научных исследования стала относительно недавно. Первооткрывателем термина считается американский сексолог, психоаналитик Роберт Столлер. В 1958 году он опубликовал книгу «Sex and Gender», где предложил развести биологические и культурные исследования, связанные с полом. Но широкое распространение понятие получило в 1970-х благодаря новой волне движения феминизма.

В 1980-х годах в науке истории женщин сформировалось новое направление – гендерная история. Но в отличие от феминистской теории она стремилась предоставить целостную картинку отношения полов. До этого принято было считать, что биологический пол определяет физиологические, анатомические, а также психолого-поведенческие отличия. Главная идея гендерной истории в том, что она заменяет биологическую принадлежность по принципу «пол-род» на социально-культурную по принципу «пол-секс».

В течение трех последних десятилетий концепция гендерного равенства стала популярной во всем мире – легла в основу множества национальных законов и международных документов. Равноправная гендерная роль подразумевает одинаковые права и обязанности людей во всех областях жизни: образовании, работе и карьере, создании семьи и воспитании детей.

Отношение религии к гендерной психологии сегодня неоднозначно. С одной стороны большинство религиозных учений базируются на том, что спасение положено каждому искренне верующему человеку. Но с другой стороны религиозные постулаты создавались во времена, когда женщины были отстранены от общественно-социальной жизни. Консервативные нормы и сегодня приводят к критике гендерной идеологии.

Гендерные особенности: 5 мифов о различиях мужчин и женщин.

Гендер формируется и развивается в прямой связи с биологическими особенностями и самопознанием.

По данным психологов мальчики и девочки узнают свой пол к двум годам, но не до конца понимают, что это. К 5-7 годам под влиянием воспитания, опыта и ожиданий окружения формируется гендерная идентичность. Следующий этап – период полового созревания, сопровождаемый изменениями тела, эротическими фантазиями и романтическими переживаниями. Этот период оказывает сильное влияние на последующие гендерные различия. И только в возрасте 17-25 лет проходит этап социализации, когда формируется мировоззрение человека, его представления о собственном предназначении и смысле жизни.

Но дело в том, что воспитание ребенка во многих семьях, садах и школах опирается исключительно на его биологический пол. Это проявляется во всем: от выбора цвета коляски, одежды, игрушек до ожиданий и норм поведения. Так, от девочек ожидают любви к бантикам, куклам, общительности и примерного поведения. Им читают сказки про фей и принцесс. Мальчикам приписывают аналитический ум, сдержанность, интерес к машинкам и самолетам. Идея о том, что мальчики и девочки просто обязаны отличаться друг от друга, пропитала всю нашу культуру.

Но многие представления о присущих девочкам или мальчикам чертах характера оказались не более чем мифом. Исследованиями доказано, что сходств у детей гораздо меньше, чем различий. Например, разница в математических способностях проявилась в 8% случаев, отличия в усвоении текста обнаружились у 1% детей. И эти цифры можно продолжить. Если смотреть на данные непредвзято, можно заметить: все исследования половых различий только подтверждали их сходство.

Но в мире взрослых гендерных мифов не становится меньше:

Миф 1. Биологические различия пола являются данностью, менять которую нежелательно и небезопасно.

На самом деле большинство характеристик оказываются приобретенными. Разные требования, воспитание, занятия формируют разные качества. Так, девочек с детства учат готовить, вести хозяйство, мальчикам прививают любовь к технике, воспитывают физическую выносливость. Таким образом, большинство различий формируются по мере социализации, которую при желании возможно изменить.

Миф 2. Женщины проигрывают у мужчин по интеллектуальным способностям, логике, профессиональной компетентности.

Парадоксально, но в эпоху успехов женщин в сфере политики, экономики, управления предвзятое отношение относительно их умственных способностей звучат отовсюду. Так поддерживается мнение и низкой компетентности женщин, их неспособности к стратегическому мышлению, принятию решений. Но это не больше, чем мнение.

Миф 3. Мужчины не способны к заботе, сопереживанию, зато женщины генетически расположены к тому, чтобы проявлять эмпатию.

Результаты исследования показали, что мужчины и женщины наделены одинаковой эмоциональностью. Но различия в социальных нормах и ожиданиях не дают возможности мужчинам проявлять свои чувства. С детских лет мальчику внушают, что слезы – это признак немужского характера. Поэтому отказ от эмоциональной твердости – не более чем страх оказаться недостойным звания «настоящего мужчины».

Пройти тест на эмпатию

Миф 4. Женщины мечтают выйти замуж, а мужчины в браке не нуждаются.

Девочкам с детства внушается «правильная» модель жизни, по которой она станет полноценной только после замужества и рождения детей. Мальчики живут с ожиданием того, что женщины стремятся их заарканить, сесть на шею. Но добиться карьерного роста и статуса мужчина может только в случае, когда его тыл хорошо защищен. Получается, супружеская жизнь дает мужчине возможность покорять вершины, а не решать бытовые проблемы.

Миф 5. Гендерное равенство достигнуто, воевать дальше бессмысленно.

По статистике 88% рекрутеров целенаправленно разыскивают кандидата определенного пола. Как ни банально, но причиной этому социальные стереотипы. Считается, что женщины более склонны к рутинной работе, а мужчины – амбициозны и настойчивы. Чтобы исключить подобные предубеждения при найме сотрудника в некоторых странах из анкеты убрали фото и некоторые биографические способности. Но ситуация с гендерным неравенством остается все так же актуальной.

Миф 6. Девочки предпочитают нежно-розовое, мальчики любят небесно-синее.

Девчачий отдел в магазине детской одежды безошибочно узнается по обилию розового цвета. Мальчикам полагаются сдержанные оттенки голубого, серого и лазурного. Но в ходе экспериментов связь цветовых предпочтений с полом не была выявлена. Дети выбирали розовый цвет не чаще, чем любой другой. Зато взрослые женщины и мужчины самым любимым и популярным назвали синий цвет.

Что такое гендерная дисфория?

Если рассмотреть термин дисфория – это психическое состояние, противоположное эйфории. Человек в состоянии дисфории крайне раздражителен, агрессивно настроен по отношению к окружающим. Соответственно гендерная дисфория – состояние острого недовольства человека, не способного полностью принять свой гендерный статус. Так это описывают словари.

Если сказать проще – это состояние, когда тело восстает против мозга и против души. Это больше, чем психологическая проблема. Это болезненный внутренний конфликт, который не способны примирить психологи, психиатры, друзья, любимые и родственники. Это ощущение всегда находится внутри.

Пройти тест: Шкала депрессии Бэка

Гендер в рекламе.

Кроме основной функции «продать товар» современная реклама имеет еще одну важную функцию – популяризацию модели отношений мужчины и женщины. На рекламных картинках и роликах встречаются шаблонные образы: мужчины представляются успешными, богатыми, уверенными, а женщины – эротичными, хозяйственными, заботливыми.

Женщинам реклама чаще предлагала одну из трех моделей поведения: соблазнительницы, хозяйки или романтической натуры. Причем всячески подчеркивалось превосходство мужчины. Но сегодня женщина в рекламе выглядит иначе. Чаще она независимая, разносторонняя, цельная личность, готовая достичь успеха в жизни без помощи мужчины. Она может быть кем угодно: пилотом, коммерческим директором, олимпийским чемпионом или автомехаником.

Гендерные стереотипы – зачем они?

Социально-организованные различи между полами государство продвигает и использует в свою пользу. Существуют законы, нормативы, мораль, которые прописывают, какие роли должны быть у мужчин и у женщин. Хотя проблема стереотипности решается уже много лет, но вызывает мало сочувствия в умах. Причем как в мужских, так и в женских.

Конфликты по поводу распределения женско-мужских обязанностей существуют во всех сферах жизни, но чаще выявляются во время работы. Женщины долго боролись за свои права и значительно преуспели в этом. Но гендерные стереотипы влияют на наши решения даже тогда, когда мы этого не замечаем:

  • При найме на работу предпочтение отдают мужчине, ведь он вряд ли уйдет в декрет.
  • Одинаковые достижения в работе чаще приводят к повышению сотрудника мужчины.
  • Повышение мужчины признают заслуженным, а повышение по службе женщины связывают с ее умением воспользоваться своими чарами.
  • Когда в офис заходят новые посетители, мужчину априори признают старшим по должности.

Жизнь проходит слишком быстро, чтобы тратит ее на ссоры, выяснение «кто главный» или одиночество. Сильная женщина способна любить, поддерживать, вдохновлять. Великодушный мужчина умеет прощать, заботиться, любить. Избавление от стереотипов поможет достичь душевной близости, которой так нам не хватает.

Выводы:

  • Гендер – это социальная организация отношений между полами.
  • Старые, архаичные представления о женственности и мужественности ограничивают степень свободы человека.
  • В связи с малым количеством различий между мужчинами и женщинами ввели понятие «гендер» – как некий социальный пол, который человек принимает в результате социализации.
  • Гендерные стереотипы – это двойные стандарты, которые приписывают мужчине или женщине определенные роли.

Пройти тест на тип личности