как научиться правильно рассуждать — Нож
Логика: бытовое и точное значение
Значение термина «логика» слишком размылось в повседневной речевой практике, а ведь на деле логика — одна из старейших наук. Долгое время она воспринималась как инструмент для правильного научного познания. Корпус посвященных логике работ Аристотеля — создателя первой логической теории — называли термином «органон» («инструмент» на древнегреческом).
В основном логику изучают на математических и философских факультетах, а также на факультетах, где занимаются компьютерными науками и всем, что связано с созданием искусственного интеллекта (здесь ее изучают наиболее фундаментально).
Но не обязательно быть математическим гением, чтобы заниматься логикой. Она берет свое начало в философии и до сих пор остается одной из самых активно развивающихся именно философских наук — несмотря на то, что на определенном этапе своей долгой истории обогатилась значительным числом математических методов.
Так что логика — одна из важнейших гуманитарных дисциплин, которая входит в образовательные стандарты и по многим другим специальностям в высших учебных заведениях: юриспруденция, психология, политология, журналистика, социология, история, лингвистика и т. д.
Чем занимается логика как наука
Как логика смотрит на обобщения
Вы возвращаетесь вечером домой, по дороге вспоминаете, что у вас закончилось молоко и идете в ближайший супермаркет. Перед вами — большой холодильник, все полки которого заставлены бутылками с молоком. Вы подходите к полкам и начинаете выбирать.
Допустим, что там две такие полки и на них выставлено в общей сложности сорок бутылок. Обычно мы ищем максимально свежее молоко, то есть такое, у которого дата производства максимально приближена к дню покупки.
Если сегодня 20-е число, а вы достаете одну бутылку и видите, что оно было произведено 18-го, то достаете другую бутылку — и опять 18-е. «Наверное, на второй полке может быть посвежее», — и вы берете бутылку со второй полки — 17-е число, еще одну — 17-е, еще — 18-е. Потом вы протягиваете руку вглубь полки и достаете еще одну бутылку, и она тоже произведена 18-го числа. После этого вы, скорее всего, сделаете вывод, что молоко, которое произвели 18-го числа — это самое свежее молоко из представленных и пойдете на кассу с ним.
Этот пример иллюстрирует применение не самого достоверного рассуждения: так называемой неполной индукции. Ваш вывод о том, что молоко, произведенное 18-го числа — самое свежее из представленных, носит лишь вероятностный характер, поскольку вы не перебрали все бутылки, а осуществили вывод, основываясь только на некоторой минимальной выборке, которую посчитали достаточной, после чего совершили так называемое индуктивное обобщение. И даже если вы оказались правы, и там действительно не было более свежего молока, это неважно. Само рассуждение, сам способ, при помощи которого вы пришли к такому заключению, считается логикой ненадежным.
Это весело и забавно, когда речь идет о выборе молока в магазине, но так ли это весело и забавно, когда люди, используя похожие рассуждения, анализируют результаты каких-нибудь экономических реформ и на этом основании планируют новые или выявляют общественное мнение по какому-то важному вопросу?
Каждый раз, когда по телевизору или в интернете вы натыкаетесь на результаты очередного социологического опроса, скажем, с выводом «россияне считают, что США представляют для них угрозу», — вы имеете дело с результатом такой же индукции, которая основана точно не на мнении всех россиян, и, более того, не на мнении большинства россиян. В подобных исследованиях количество участников вообще не играет почти никакой роли. Эти рассуждения основаны на характере той выборки людей, которые проходят данный опрос; в качестве основания принимается их возраст, пол, род деятельности, сексуальная ориентация и всё, что угодно. Само число участников зачастую в сотни тысяч раз меньше, чем реальное число россиян. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть любой отчет по статистике.
А теперь вы можете сравнить степень правдоподобности такого метода рассуждений и того, как полученные таким способом результаты влияют на общественное мнение, циркулируя в топах информационных агентств, новостных лент и т. п. Именно поэтому логику и стоит изучать.
Главные правила логики
Самое главное — осознать, что существует два основных вида рассуждений: одни из них — самые надежные, а другие — не очень. Первые называют дедуктивными рассуждениями, вторые — правдоподобными. Как ни парадоксально, обычные люди почему-то больше предпочитают использовать правдоподобные, а не дедуктивные рассуждения.
Есть ряд дедуктивных рассуждений, которые просто необходимо усвоить.
1. Условно-категорические умозаключения
К условно-категорическому типу рассуждений относятся два правильных: modus ponens и modus tollens.
Modus ponens. Такое рассуждение имеет следующую структуру:
«если А, то B»;
«А» значит «B».
Логиков интересует именно сама структура этих рассуждений, в реальности же они не всегда предстают перед нами именно в таком обличии и могут принимать разные языковые и риторические формы. На человеческом языке оно может выглядеть так:
«если сборная России выиграет у Испании, то я сделаю татуировку»;
«сборная России выиграла у Испании» — значит «я сделаю татуировку».
Modus tollens. Это рассуждение выглядит так:
«если А, то B»;
«не-B» значит «не-А».
Опять переведем:
«если сборная России выиграет у Испании, то я сделаю татуировку»,
«я не сделал татуировку» — значит «сборная России не выиграла у Испании».
Оно может выглядеть и немного по-другому: «если А, то B» — значит «если не-B, то не-А». В таком виде его называют «контрапозицией».
Вот для примера на недавнем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге во время панельной дискуссии Алексей Кудрин использовал упомянутый modus tollens для демонстрации того, что антироссийские санкции — один из существенных факторов, влияющих на темп экономического роста российской экономики, притом что правительство ставит достаточно амбициозные задачи по его увеличению. Кудрин замечает: «Сейчас после последней волны санкций их влияние увеличилось примерно до 0,5 % ВВП. Здесь мы тоже должны видеть, что наши задачи и планы уменьшаются вот такими внешнеполитическими рисками». В рамках этой реплики можно реконструировать пресловутую «контрапозицию», благодаря которой Кудрин пришел к такому мнению: если экономические санкции применяются в отношении к России, то рост ее экономики снижается; следовательно, если экономическая политика направлена на увеличение экономического роста, то экономические санкции не должны применяться в отношении к России. И правильно сделал!
Очень часто многие из нас ошибаются и используют следующие неправильные условно-категорические рассуждения:
«если А, то B»; «B», следовательно, «А». И «если А, то B»; «не-А», следовательно, «не-B».Рассуждение Венедиктова можно реконструировать в следующем виде: «если Ксения Собчак выступает с привлекательными для избирателей предложениями, то эти избиратели проголосуют за Собчак»; «Собчак выступает не с привлекательными для избирателей предложениями», следовательно, «эти избиратели за нее не проголосуют».
На первый взгляд может показаться, что это рассуждение не противоречит никакой логике, однако это не так.
Дело в том, что дедуктивные рассуждения имеют существенную характеристику, которая и делает их очень надежными: в них из истинных посылок с необходимостью следует истинное заключение. Другими словами, для правильного дедуктивного рассуждения не существует такой ситуации, при которой его посылки окажутся истинными, а заключение — ложным. Для того типа рассуждения, которое в данном случае использует Венедиктов, такая ситуация с истинными посылками и ложным заключением существует.
Чтобы в этом удостовериться, нам нужно привести контрпример. Например, вот две посылки: «если сборная России выиграет у Хорватии, то я сделаю татуировку», «сборная России не выиграла у Хорватии» — из этих двух посылок совершенно не следует, что «я не сделал татуировку», поскольку я мог сделать эту татуировку совершенно по другим причинам: из гордости за ногу Акинфеева, из сожаления за его правую руку, которая чуть было не отбила один из одиннадцатиметровых ударов и т. п. Действительно, обе посылки являются истинными высказываниями, однако заключение в таком случае оказывается ложным.
2. Сведение к абсурду и рассуждение «от противного»
В логике существуют и другие способы рассуждений: это так называемые непрямые умозаключения. Среди них есть две классные техники, они называются «сведение к абсурду» и «доказательство от противного» (они фактически представляют собой одно и то же).
Сведение к абсурду. Мы хотим опровергнуть некоторое утверждение «А». Вооружившись техникой «сведения к абсурду», мы должны предположить, что утверждение «А» является истинным — и затем стараться использовать какие-то рассуждения, чтобы продемонстрировать, что это предположение приводит к противоречию. Если нам удается прийти к противоречию, значит, наше исходное предположение было неверным. Таким образом, мы опровергаем утверждение «А».
Доказательство «от противного». Оно строится немного иначе: первоначальной целью является не опровергнуть «А», а обосновать «А». Для достижения этой цели сначала предполагается, что «А» является ложным, а дальше всё то же самое: выводится противоречие, которое позволяет обосновать неправильность исходного предположения.
Люди частенько используют эти две техники рассуждения. Рассмотрим например метод «от противного».
Будем считать, что вы допрашиваете подозреваемого в убийстве человека. Преступление было совершено при помощи пистолета, который был найден в квартире у подозреваемого.
Последний, естественно, отрицает свою причастность и понятия не имеет, кто на самом деле был убийцей. Кроме того, он утверждает, что весь тот злополучный день он провел дома. С целью усилить свою аргументацию в пользу вины подозреваемого, вы предполагаете, что пистолет действительно не его. Из этого допущения можно заключить, что пистолет ему подкинули. Но в таком случае подозреваемый должен быть знаком с убийцей или отсутствовать дома в какой-то момент времени в день убийства. Обе эти альтернативы противоречат показаниям подозреваемого, значит, ваше допущение о том, что пистолет ему не принадлежит, неверное. Следовательно, пистолет все-таки принадлежит подозреваемому.
Как изучить логику
К сожалению, число хороших учебников по логике, которые нацелены на широкую аудиторию и написаны простым для всех языком, очень мало. Зачастую этот «простой для всех язык» сразу сказывается на качестве теоретической составляющей.
Учебники либо доступные и некачественные — либо очень специализированные, но качественные. В такой ситуации лучше сделать выбор в пользу вторых, потому что главное — это качество образования:
- Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М., 2011.
- Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2008.
- Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.
Что касается интернет-ресурсов, то здесь тоже надо быть избирательными, однако есть и очень ценные экспонаты. Серия видеороликов, созданных силами БФУ им. И. Канта совместно со специалистами из других российских научных и учебных центров:
- Серия бесед двух профессоров логики — Д. В. Зайцева (МГУ) и И. Б. Микиртумова (СПбГУ).
- Серия бесед двух специалистов по теории аргументации — Д. В. Зайцева (МГУ) и Д. В. Хизанишвили (БФУ).
В открытом доступе лежат полноформатные видеозаписи курса лекций по дедуктивной логике, который периодически читается на философском факультете МГУ. Там есть специальная практика под названием «межфакультетский курс»: преподаватели на разных факультетах предлагают свои учебные курсы, на которые в соответствии со своим выбором записываются студенты с других факультетов. Это очень интересная практика, которая стимулирует появление учебных курсов на доступном для студентов разных направленностей языке.
Кроме того, существуют различные открытые научно-популярные мероприятия, например ежегодный Фестиваль науки, который проходит в том числе и на философском факультете МГУ, где логическая проблематика всегда представлена. Приходите, интересуйтесь и спрашивайте.
Логика научит вас точнее выражать свои мысли, и это в целом скажется на вашем стиле общения с людьми и умении разбираться в людях.
Когда вы начнете требовать от людей такой же точности, то обнаружите, что далеко не все способны общаться подобным образом. Но если вы увидите человека, который может грамотно излагать свои мысли и вести корректную полемику, то это многое скажет вам об уровне его логической культуры — да и вообще о личности в целом.
что это такое понятие и как развить? Логические операции, формы и законы мышления. Как научиться мыслить логически?
Человек, мыслящий логически, всегда найдет выход из любой истории. Правильное осмысление ситуации позволит быстро определить корень проблемы, а затем продумать план действий. Кроме того, с логическими доводами всегда трудно поспорить. Это значит, что индивид, применяющий логику в спорах с оппонентами, будет всегда прав. Несомненно, каждому из нас хотелось бы обладать такими качествами умственной деятельности. Однако для этого необходимо сначала узнать все подробности, касающиеся логики. Рассмотрим подробнее особенности, назначение, типы логического мышления.
Что это такое?
Если опираться на конкретное определение, то термин логическое мышление произошел от слов «логика» и «мышление». В философии логика определяется как наука, которая познает законы интеллектуальной познавательной деятельности и имеет предпосылки в античности. Она изучает методы, при которых можно узнать истину. Мышление – это психический процесс, позволяющий обработать ранее полученную информацию.
Благодаря правильному и объективному мышлению любой из нас имеет представление об окружающем мире и законах природы.
Если объединить логику и мышление, то мы получим некий процесс, где применяются логические конструкции. Когда такой процесс запускается в действие, то человек получает точные объективные знания и делает определенные выводы, в том числе и формальные. Кроме того, логика также причастна к созданию абстрактных понятий. Когда объединяются понятия, тогда систематизируется полученная информация. Такой процесс свойственен только человеку. Изначально личность получает абстрактную информацию, а потом связывает ее между собой. Именно так включается в этот процесс логика, состоящая из таких факторов, как анализ и синтез. Если говорить более точно, то анализ – это распад информации на отдельные части. Благодаря процессу наш мозг может определить суть информации.
Когда к анализу подключается синтез, то происходит объединение проанализированных информационных частей. Именно так и работает в нашем сознании логическое мышление. Нужно понимать: кто умеет мыслить логически, тот способен осуществлять эффективную мыслительную деятельность. Логическое мышление – это особая форма интеллектуальной активности человека. Рассмотрим основные этапы, которые лежат в основе научного, житейского, мифологического и художественного познания человека.
Функции
В психологии принято считать, что мыслительная деятельность всегда выстраивает связь между событиями или явлениями. Человек должен анализировать информацию и делать умозаключения. Инструментом для этих действий выступает логическое мышление. Значит, в данном случае такая способность, как познание переходит на более новый уровень. Вышеуказанному процессу присуще еще регулирующее, а также коммуникативное предназначение. Данный прием полезен при построении общения между людьми и при ведении совместной деятельности. Логика также позволяет выдвигать различные версии и делать при помощи них определенные выводы.
Итак, человек свои мысли определяет при помощи слов. Они могут быть высказаны в устной или письменной форме. Здесь нужно отметить, что данные навыки человек приобретает еще в детстве, когда у него происходят контакты со взрослыми. Потом вырабатывается мышление, которое может иметь следующие разновидности:
- наглядно-образное;
- действенное;
- словесно-логическое;
- абстрактно-логическое.
Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление всегда связаны с восприятием предметов, когда человек с ними взаимодействует. А вот словесно-логическое мышление уже опирается на определенные понятия. Именно так происходит познание закономерностей и взаимосвязей в окружающей реальности.
В конечном итоге мышление достигает определенного уровня, тогда происходит полное упорядочивание практических действий.
Если говорить об абстрактно-логическом мышлении, то здесь нужно отметить, что оно является еще и отвлеченным. Данный вид основывается на обнаружении значимых свойств, связей, а также на их разделении. При этом свойства и связи разделяются на существенные и менее существенные.
Когда начинается познавательная деятельность, то мыслительный процесс приобретает следующие функции:
- классифицируется роль понятий;
- решаются задачи, которые связаны с жизнедеятельностью.
- управлению деятельностью индивида способствует осмысление реальности; этот процесс также помогает планировать поведение, ставить цели и так далее;
- анализируется и сама деятельность, и ее результат, при этом в данный процесс подключается рефлексия.
Кроме того, функции логики заключаются в следующих пунктах:
- методы мышления каталогизируются, и само мышление приходит к истине;
- для изучения способов реализации мыслительных процессов в общий процесс включается вырабатывание теорий;
- созданные теории проходят формализацию и приобретают вид символов или знаков.
Важно! Логика и мышление имеют совершенно одинаковые функции. Например, логика всегда является правильным мыслительным процессом. Когда человек мыслит логически, то он при помощи различных методик находит способы достижения отличных мыслительных результатов, которые приводят его к истине.
Типы логических операций
Для начала нужно определить: что такое типы логических операций. Принято считать, что данный фактор относится к умственным действиям, которые сочетаются с понятиями. При этом сочетании люди могут получать новые знания и приходить к истинным заключениям. Рассмотрим нижеприведенные формы более подробно.
Сравнение
При помощи данной логической операции разные объекты сравниваются между собой. После этого определяется истина, которая заключается в следующих пунктах:
- что может быть общего между объектами;
- чем они отличаются друг от друга.
В результате получаются два направления: общие черты и черты различия. Данное действие можно увидеть на примерах. Вот один из них. Перед вами положили три овоща: морковь, картофель и свеклу. Вам необходимо найти между ними разницу, а также определить некоторую схожесть. Естественно, морковь будет отличаться по цвету и по форме от других овощей. В другом случае между свеклой и картофелем можно найти общие сходства. Данные корнеплоды имеют округлую форму. Если рассуждать и дальше, то можно найти еще несколько общих черт и черт, которые говорят о различии.
Важно! Если идти путем сравнения, то можно выделить определенные индивидуальные и схожие черты у любого предмета.
Абстракция
Данный вид операции позволяет выделить некоторое индивидуальное свойство предмета или объекта. Данное свойство находится в независимом положении, в отличие от других рядом существующих объектов. Например, любой объект имеет форму, цвет, свойства. Однако данные критерии не могут существовать без самого объекта. Тем не менее, точные науки позволяют при помощи абстрагирования изучать вышеперечисленные критерии отдельно от самого объекта.
Обобщение
Данный вид логической операции позволяет объединить и перенести определенное утверждение на другие объекты. Их может быть очень много или только два. Так, обобщение не конкретизирует, а объединяет объекты по определенным направлениям. Лучше всего это будет видно на примере геометрических фигур. Если изучить свойства сразу трех четырехугольников, то можно сделать вывод о том, что эти свойства могут относиться и к другим четырехугольникам. Так мы получим обобщение, которое происходит при подключении логики. Еще один пример. Зайдя в квартиру, мы ощущаем тепло. В наше сознание сразу же приходит информация о том, что и во всех комнатах будет так же тепло, как и в коридоре. Именно так происходит логическое обобщение.
Знайте, что у обобщения есть противоположность – это конкретизация. Она, наоборот, переносит общее утверждение на определенный объект. Такой объект наделяется свойствами, которые имеют и другие объекты.
Например, все живые существа едят пищу. Если мы обнаружим ранее неизвестное существо, то мы обязательно предположим, что и оно может есть пищу.
Анализ
При данном виде логической операции происходит разложение объекта или явления на отдельные части или элементы. Именно из них может состоять либо объект, либо явление. В процессе такого разложения выясняются связи между частями. Таким образом, можно выяснить, из чего состоит то или иное явление либо предмет. Например, чтобы понять, из чего состоит кислота, ее нужно разложить на составляющие.
Синтез
При данном процессе происходит объединение либо элементов, либо частей чего-либо в одно целое. Получаемый объект или явление таким путем становится сложным. Данная операция нужна для определения внутреннего устройства объекта или явления. Например, чтобы получить воду, необходимо объединить кислород и водород. Примерно таким способом проводятся различные логические операции в человеческом сознании. Чтобы получить истину, ему необходимо объединить сразу несколько мыслей в одну целую.
Виды
Логика – это очень ценное интеллектуальное качество, которое помогает правильно мыслить. Логическое мышление выстраивает мыслительные процессы в такой последовательности, которая позволяет проследить взаимосвязь между событиями или рассматриваемыми объектами. Логика у человека формируется примерно с 7–8 лет и продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни. Необходимо помнить, что законы логики основываются на практической информации. Здесь выводы опираются на ранее полученные знания. Задатки логического мышления появляются у ребенка с рождения. А также оно делится на определенные виды. Рассмотрим их.
Образно-логическое
Данный вид позволяет человеку решать так называемые образные задачи. Именно поэтому его еще называют наглядно-образное мышление (это когда человек воспринимает информацию еще и зрительно). При таком процессе происходит визуальное представление ситуации и оперирование образами. Образное мышление и воображение имеют одно и то же значение. Воображение позволяет четко нарисовать определенную картину или точно описать предмет или явление. Недаром уже с полутора лет у ребенка начинает формироваться именно такой вид мышления.
Благодаря образному мышлению человек получает умение описывать картины или явления при помощи вербального способа.
Абстрактно-логическое
Этот вид позволяет мыслить при помощи инструментов, которые не существуют в природе. Индивид может мыслить абстрактно, а именно: имитировать различные отношения между объектами и даже между представлениями, созданными самим мышлением. Таким образом, у человека в мыслительной деятельности появляется сообразительность. При ее подключении человек может домыслить ту или иную ситуацию. Например, когда индивид знает только начало истории, но не знает ее конца. Чтобы довести ситуацию до логического завершения, он применяет абстрактное мышление. Именно так действуют писатели-фантасты. Обладая очень хорошим абстрактным мышлением, они додумывают научную теорию, и так получается интересный сюжет.
Словесно-логическое
Его еще называют вербально-логическим мышлением. Оно использует языковые средства и речевые конструкции. Этот вид требует четкого владения речью, а также умения правильно мыслить. Любой оратор обладает хорошо развитым словесно-логическим мышлением. Благодаря ему человек может грамотно построить свой диалог с другими людьми. Без такого мышления не могут обойтись адвокаты, писатели, журналисты.
Способы развития
Развивать логическое мышление или нет? Конечно, логическое мышление однозначно нужно развивать, чтобы научиться правильно мыслить. Многие люди любят, когда в их голове происходят различные мозговые штурмы. И это правильный подход к жизни. Некоторые думают, что логические цепочки, которые возникают у нас в голове – естественный процесс. Конечно, это не так. Данный процесс может быть достаточно заторможенным, если у человека не развито логическое мышление.
При достижении умения вести правильный анализ вы получите большие преимущества. Все ваши проблемы, возникшие на пути, будут решаться намного быстрее. Это можно увидеть на примере великих людей или тех, кто достиг в своей жизни очень больших результатов в бизнесе, политике и так далее. Кроме того, психологи недаром разрабатывают все новые и более эффективные методы, которые помогают развивать не только мышление в целом, но и логику.
Среди данных мероприятий могут быть мастер-классы, различные игры, чтение специальной литературы, изучение языков. Итак, рассмотрим наиболее известные и проверенные способы.
Читайте книги с запутанными сюжетами. Чтение художественной литературы принесет нужные плоды. Изучение книг – это лучший способ для того, чтобы развить логику. В данных источниках намного больше знаний, чем в различных других источниках. А знания, как известно, дают возможность человеку анализировать.
Чтобы чтение дало определенный результат, необходимо прочитывать каждый день не менее 20–30 страниц. Помните, когда вы решите почитать для интеллекта, нужно обязательно проводить одновременный анализ того, что вы пытаетесь усвоить. Постарайтесь запоминать то, что читаете. Не переживайте за то, что ваша память переполнится. Данный фактор в принципе невозможен. То, что вам не понадобится, ваше сознание само отсеет и оставит нужное. Когда придет время вспомнить нужную информацию, вы обязательно ее вспомните.
Особенно обращайте внимание на главы. Проводите анализ каждой из них. Еще попробуйте забежать вперед и определить, каким будет окончание истории. Со временем вы научитесь угадывать окончание сюжета. И произойдет это потому, что вы освоите проведение анализа информации при помощи логики. Очень хорошо для таких занятий подходят сюжеты детективного жанра.
Для развития логики нужно использовать определенные игры. Лучшим вариантом здесь могут стать шашки и шахматы. Именно в этих игровых направлениях участники действа всегда просчитывают свои ходы. Чтобы достичь совершенства в таких играх, необходимо уделять занятиям примерно 3 часа. Самое главное, что такой «логический тренажер» будет находиться всегда под рукой. Кроме того, данный вид игр доступен еще и в Интернете. Знайте, в такие игры можно играть при помощи новейших технологий.
Еще можно развивать логику при помощи игры «Эрудит». Он подойдет тем, кто страдает от нехватки словарного запаса. А когда есть такой изъян, то логическое мышление однозначно не развивается. Чтобы пошел процесс, необходимо иметь хорошую речь. Помните, что речь и логика неотделимы друг от друга. Интернет сегодня предлагает различные варианты с логическими загадками. Данные варианты имеют такое разнообразие, которое никогда не надоест. Тем более что среди этого разнообразия встречаются весьма сложные задания.
Играйте в слова. Есть игра под названием «Города». Игрок называет любой город, который знает. Следующий человек должен продолжить игру, назвав город, который будет начинаться с последней буквы ранее произнесенного города. А еще можно выбрать слово, а потом попробовать использовать буквы из этого слова, чтобы составить новое. Еще очень хорошо помогают развитию логики головоломки, такие как «Кубик Рубика» или собирание различных картинок из пазлов.
Очень хорошо улучшает логику математика и все науки, которые с ней связаны. Упражнения по геометрии способны повысить ваш интеллект в целом, а также развить отдельные части вашей мозговой деятельности. Логичные задачи плохо будут даваться тем, кто считает себя гуманитарием. Тем не менее, необходимо тренировать свой мозг, хотя вы не любите решать задачи.
Запомните: формирование новой умственной деятельности существенно повысит ваш интеллект в целом и разовьет логику.
Впрочем, если вам трудно дается решение задач, то попробуйте хотя бы начать выстраивать слова от наименьшего к большему. Например, слово КАША. Чтобы продолжить цепочку, нужно придумать такое слово, которое будет на одну букву больше. КАША-СЛОВО-КОРОНА и так далее. На первый взгляд кажется, что задание выполнить легко, но не торопитесь делать выводы. При подборе нужного варианта вам придется пересмотреть множество слов и пересчитать буквы, прежде чем вы найдете нужное.
Другое упражнение не менее интересно. Для его выполнения придумайте слово и назовите его свойства, например, шуба – теплая. Если шуба сшита из натурального меха, то она будет намного теплее той, которая сшита из искусственного меха. Кстати, последнее упражнение хорошо подойдет для занятий с детьми.
Изучайте языки. Особенно способствуют развитию логики те языки, которые вам ранее не известны. Например, китайская или японская речь станет самым подходящим вариантом для тех, кто говорит на славянском диалекте. Когда вы начнете данные занятия, ваша мозговая деятельность очень сильно улучшится. Если вы решили сэкономить на изучении языка, попробуйте скачать с Интернета бесплатную обучающую программу. Такой вариант нисколько не уступает по качеству занятий с опытным репетитором.
Помните, что главное – это начать изучение, а дальше все пойдет так, как вы этого захотите. Главное, чтобы было желание. Кроме того, вы получите большие преимущества. Новый способ общения с людьми никогда не помешает. Эффект вас поразит. Вы сможете не только путешествовать по всему миру, но и существенно разовьете свой интеллект.
Для быстрого развития вашей логики не останавливайтесь ни на минуту. Старайтесь, чтобы ваш мозг работал всегда и везде. Едете в автобусе – рассуждайте, едите или просто сидите на стуле – выстраивайте логические цепочки.
Как мыслить логически и что следует для этого делать
04.10.2012 Ярослав БорщовМногие, наверное, слышали, что жизнь становится намного проще, если рассуждать логически.
Но как мыслить логически, и что нужно для этого делать знает далеко не каждый.
Начнем с самого главного: с понятия логики. Древние греки были настолько умными и продвинутыми, что современным людям еще долго придется осваивать то, что они там в своих древнегреческих полисах (городах-государствах) напридумывали.
Именно они и ввели в наш обиход термин «логика» и соответствующую ему науку об операциях и неких законах правильного (разумного) мышления. Следовательно, чтобы узнать, как мыслить логически, необходимо понять суть этих законов, правил логики.
Логика является формальной наукой, то есть для нее важно не содержание высказываний, явлений или чего бы то ни было еще, а их форма, структура, взаимосвязь.
Поэтому и все правила логического мышления основаны на построении правильной формы рассуждения.
Основное правило логического мышления: «правильность вывода заключается в том, что от истинных, верных посылок (того, на основании чего делаются выводы, умозаключения – факты, суждения о фактах, принципы, явления, события, высказывания и пр.) всегда следует истинное заключение.
Любой аргумент может считаться истинным (соответствующим истине, реальным фактам), если все его составляющие тоже истинны.
Из чего можно сделать вывод, что логическое мышление может основываться только на реальных фактах, а не на гипотетических (предполагаемых) событиях. В противном случае вывод также будет предполагаемым, неоднозначным, неточным, условным.
Вторым правилом логики является двойственность природы. То есть каждое суждение может быть либо ложным (не соответствующим истине), либо истинным.
Такие правила позволяет нам получать новые сведения из уже существующих фактов, используя только логическое рассуждение.
Особенностью логического мышления является также неприемлемость всего иррационального (того, что выходит за рамки понятия разума: эмоций, интуиции, предчувствия и т.д.).
Поэтому в логическом мышлении используются только законы логики и ничего кроме них.
Попробуем освоить простейший закон логики: из двух истинных суждений получим истинный вывод.
Посылка № 1: «Яблоня – это дерево», Посылка № 2 «Некоторые яблони приносят плоды». Вывод: «Некоторые деревья приносят плоды».
Мы из двух разных суждений пришли к частному выводу. Такое умозаключение напрашивается из двух нам известных и истинных фактов. Яблоня – это действительно дерево. И некоторые яблони, правда, плодоносят.
Почему некоторые? Потому что молодые яблони не плодоносят, а бывают еще неурожайные периоды. Поэтому утверждать, что все яблони приносят плоды, мы не можем.
Конечно, логика содержит огромное количество запутанных, а иногда и противоречивых законов, которые на протяжении сотен веков открывали многочисленные ученые в надежде хоть чем-то удивить мир.
Чтобы научиться и понять как мыслить логически, всегда нужно начинать с простого. Разбейте всю имеющуюся информацию на малейшие детали и составляйте из них логический конструктор.
Так, 1. «Иванов – предприниматель». 2. «Все предприниматели регистрируют свою деятельность». Вывод: «Иванов зарегистрировал свою предпринимательскую деятельность». С простыми суждениями работать несложно, главное – понять принцип логического вывода.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
7 советов и 3 упражнения для развития логического мышления
Рубрика: Разное Опубликовано 14.01.2020 · Комментарии: 0 · На чтение: 8 мин5 особенностей логического мышления
Наука логика изучает методы достижения истины, исключающие чувственный опыт, а основываются на процессе изучения и познания окружающих вещей на знаниях, которые были получены ранее.
Основанием для логических законов служат эмпирическое познание. Конкретный человек сформировал ситуацию, стал очевидцем происшествия, увидел их последствия и сделал свои умозаключения и выводы. Законы логики формируются экспериментальным путем.
Логика и логическое мышление является приобретенным, а не врожденным качеством людей. Человек изучает и развивает их в течение всего жизненного пути.
Люди иногда неосознанно не желают развивать мышление и делать грамотных логических умозаключений, стремясь думать так, как комфортнее и проще.
Циничный расчет
Логическое умозаключение и мышление может стать орудием для совершения антигуманных поступков.
Мир, который окружает людей, обладает двумя противоположными сторонами: добро и зло, положительное и отрицательное.
Поэтому логика, несмотря на всю пользу, приносимую человеку, может принести много вреда.
Циничный расчет и логика ставят на последний план такие понятия, как «самопожертвование» и «любовь к ближнему».
Научность
Наука обладает некоторыми аксиомами. Отклонение от них является признаком психического расстройства.
Спорьте!
Всегда ли вы можете доказать мнение, подобрав нужные аргументы? Бывало ли, что не получалось объяснить — чем фильм, который вы предлагаете посмотреть, лучше варианта друзей? Умение доказывать свою позицию не только полезно и выгодно (если речь о том, чтобы торговаться или аргументировать повышение зарпалты), но и развивает логику. Подбирая аргументы, анализируешь причины и следствия.
Постоянно нарываться на спор в бытовых ситуациях не нужно. Пойдите на лекцию, мастер-класс, в клуб-любителей-чего-угодно и участвуйте в горячих дискуссиях. Попробуйте мысленно или вслух, в дружеской компании, доказывать случайные тезисы. Например, аргументируйте, что «Дэдпул-2» — интеллектуальное кино. Для тренировки. Участвуйте в рэп-баттлах и спорьте с людьми в интернете, в конце концов.
6 главных аксиом логики
С детства люди знакомятся с понятиями «вчера», «завтра», «сегодня». То есть начинают осознавать разницу между прошлым и будущим.
Невозможность существования одних и тех же фактов в определенном промежутке времени: при плюсовом температурном режиме вода не может замерзнуть, а женщина, ждущая ребенка, не имеет возможности забеременеть.
Дедукция
Дедуктивный метод мышления основывается на логических законах и ведет от общего к частному: прошел сильный ливень, деревья стали мокрыми. Метод дедукции дает 99,99% истинный ответ.
Индукция
Этот метод умозаключений ведет от общего к частному и основывается на похожие свойства разных предметов и объектов: деревья, дорога и машины мокрые – идет ливень. Индуктивный метод обладает 90% правдивости, так как деревья и другие предметы могут стать мокрыми не только из-за дождя.
Если человек совершает поэтапно несколько последовательных действий, то он получает ожидаемый и удовлетворительный результат.
Умозаключения очень часто идут вразрез с моралью и этикой, а в отдельных случаях с законодательством.
Ведь маньяки и люди с нарушенной психикой считают, что убивая и осуществляя насильственные действия, они поступают логично.
Неестественное формирование логического мышления с детства в условиях военных действий и экстремальных ситуаций провоцируют впоследствии людей к совершению ужасных поступков с точки зрения гуманности.
Наука не является совершенной, поэтому в реальной жизни логика может уступать истине. Ярким примером является ситуация, когда женщина делает логичное, по ее мнению, умозаключение: мужчина не звонит, ведет себя отчужденно, значит, я ему не нравлюсь.
Как показывает практика, в 85% случаев безразличие со стороны противоположного пола является признаком заинтересованности в формировании и развитии взаимоотношений. А в выводе женщины виноваты погрешности индуктивного метода.
Практикуйте SWOT-анализ
SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.
Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.
Как развить логическое мышление
Люди, стремящиеся к внутренней гармонии, успеху и благополучию в основных сферах жизнедеятельности, задают вполне естественный и актуальный вопрос: как развить логическое мышление?
У каждого человека оно в определенной степени развито. Но для оптимального и наилучшего понимания действительности и получения способности использовать это в определенных ситуациях необходимо уметь быстро и грамотно логически мыслить. Каким образом можно научиться этому?
Тренировка мозга
Необходимо регулярно тренировать мозг, не ленясь и не откладывая на потом.
Многие ошибочно предполагают, что люди появляются на свет с предварительным конкретным умственным потенциалом, поэтому не могут стать умнее, мудрее или глупее, чем заложено генами и природой.
Это утверждение неверно, так как любой человек, регулярно тренируя свое мышление, развивается до конца своего жизненного пути.
Эффективным методом самосовершенствования является постоянная зарядка для ума.
Играйте в видеоигры
Чтобы развивать логику, не обязательно упражняться в скучных специализированных приложениях — решать головоломки и складывать пазлы. Прокачивать мозг можно, играя практически в любую стратегию, — например, «Starcraft» или «Civilization». Даже «Call of Duty» развивает способность к решению задач. Главное, чтобы игры не были единственным занятием — для тренировки мозга достаточно играть 3 раза в неделю по 20 минут.
Развитие других видов мышления
- Рекомендуется в свободное время разгадывать любые логические задачи, созданные и для детей, и для взрослых. Необходимо решать ребусы. Не стоит пренебрегать простыми загадками вида «найди отличия».
- Регулярно необходимо проходить тесты на IQ. Результат при этом не очень важен, главное, процесс, во время которого происходит развитие мыслительных и умственных способностей.
- Следует играть в логические игры с друзьями или знакомыми: шахматы, нарды и другие виды.
- Рекомендуется заниматься самообразованием и изучением наук.
- Необходимо учиться спорить, основываясь на факты и аргументируя свои умозаключения.
- Нужно ввести в привычку чтение хороших детективов.
- Специалисты утверждают, что в развитии логики большую роль играет интуиция. Как не парадоксально это звучит, но человеку необходимо научиться доверять ей. Ведь интуиция представляет собой итог умозаключений, сделанных на подсознательном уровне, когда люди неосознанно делают выводы из информации, которая некогда уже была получена мозгом.
Группа людей делится на две компании. Каждая из них предлагает своим соперникам разгадать смысловую загадку, предающую содержание текста.
Пример: У служителя церкви в собственности находилось живое существо. Несмотря на большие чувства к нему и привязанность, человек нанес насильственные действия над биологическим видом, что привело к летальному исходу последнего. Причиной такого поведения стало то, что живое существо употребило в пищу кусок продукта животного происхождения, который ему не был предназначен. Алгоритм таких действий является бесконечным.
Ответ: «У попа была собака…».
Аргументы и причины
Один человек из команды начинает искать причины конкретного действия кого-либо, потом причины причин и так далее до тех пор, пока не будут выяснены аргументы поведения.
Убрать лишнее
Очень полезно выполнять упражнения, где из набора слов, чисел или картинок необходимо убрать лишнее, основываясь на логическом мышлении.
Пример: стул, шкаф, табурет, пуф.
Ответ: шкаф.
Тренировать мышление при помощи этого упражнения можно самостоятельно, прибегая к тематическим играм в социальных сетях, или в коллективе, где каждая команда самостоятельно придумывает задания для противников.
Упражнения для развития логического мышления помогут любому человеку в личностном росте, самоутверждении и решении спорных жизненных вопросов.
Ещё упражнения
Логика – это сложная и очень интересная наука, для каждого человека она открывает свои секреты мышления.
Изучайте логику
Не спешите звать Капитана Очевидность. Многие забывают, что логика — наука, и её можно изучать. Олег Иванов, психолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, советует начать с трудов Рене Декарта: «Изучение научных трудов мыслителей и философов способствует развитию логического мышления.
Шутка, основанная на кругах Эйлера.
Измеряйте неизмеримое — решайте задачи Ферми
Великий математик Энрико Ферми (тот самый, что знаменит парадоксом) считал, что за 60 секунд можно оценить абсолютно всё. Нужно знать лишь несколько фактов, чтобы примерно посчитать, сколько селфи делается в день на Земле, сколько раз в среднем люди нецензурно выражаются или ответить на другой подобный вопрос.
Объясню на примере. Допустим, вас спросили: «Сколько женщин подрабатывает, делая маникюр в Питере?». Чтобы дать приблизительный ответ, можно использовать такую логику:
- Помню, что в Москве население около 12 миллионов. Питер где-то в 2 раза меньше — пусть будет 6 миллионов;
- Половина знакомых девушек делает маникюр у специалиста, около 50% населения — женщины. Значит, в Питере потенциально 1,5 миллиона женщин «делают ноготочки» в салоне;
- На маникюр ходят примерно раз в 2 недели — около 26 раз в год. Значит, за год в Питере это будет 1,5 млн * 26 раз = 39 миллионов раз;
- На маникюр уходит примерно час — значит, один мастер может за день обслужить 8 клиенток;
- Теперь нужно узнать, сколько требуется мастеров, чтобы успеть сделать маникюр 39 миллионов раз за год, при «производительности» 8 клиентов в день на одного специалиста. 39 млн / 365 дней / 8 раз в день = 13 356 мастеров маникюра в Питере.
Конечно, это примерная цифра. Ведь мастера не работают каждый день, и в расчёте не учтены мужчины, которые делают маникюр, дети, а также мужчины-мастера. Наверняка, что-то ещё упущено или перепутано. Но в решении подобных задач важен сам подход. Кстати, такие вопросы любят задавать в крупных компаниях на собеседованиях, чтобы проследить, как человек размышляет, думает ли вообще или сразу сдается и говорит, что задачу решить нереально.
Поэтому предлагаю начать тренироваться. Подумаем логически, сколько людей отказалось от своей мечты в пользу лени?
примеры использования и его виды
Сегодня люди особенное значение придают личностной эволюции, развитию мышления. Среди прочего часто упоминается логика. Многие не осознают всю ее важность для человеческой жизни.
Логика
Что такое логическое мышление
Некоторые люди полагают, что любое размышление – уже обязательно содержащее логику. Это утверждение не является полностью верным. Логическое мышление – это такой мыслительный процесс, в котором человек, базируясь на определенных вводных данных, с помощью использования логических конструкций приходит к закономерному заключению. Говоря проще, логика – это умение думать поэтапно и сопоставлять факты. Например, простое описание природы не будет являться примером логического мышления, а вот ответ на логическую задачу – да.
Логика – это еще и наука об интеллектуальном мышлении, о его формах и законах. Ее называют наукой о доказательствах и опровержениях. Именно с ее помощью строятся конструкции, описывающие мышление. Некоторые люди полагают это знание совершенно недостойным внимания. Если говорить о простейших логических умозаключениях, то развивать этот тип мышления не нужно, будет достаточно того, что называют здравым смыслом, трезвым рассуждением. Если говорить о чем-то большем, то там простой трезвости ума будет мало. Все потому, что логика всегда базируется на твердой основе, полученных ранее фактах, а здравый смысл берет в расчет и чувственный опыт, который может искажать размышление.
Логика – наука о размышлении
Важно! Улучшать свое логическое мышление нужно всем – в отдельных случаях даже небольшое искажение размышления чувственным опытом может привести к неверному результату. Так, ребенок, предположив, что укол – это больно, будет игнорировать всю информацию о пользе прививки и отказываться ее ставить.
Логику сейчас преподают лишь обрывочно. Какие ассоциации возникают у людей при этом слове – математика, специальные логические головоломки, то, что она может использоваться программистом. Между тем область воздействия логики гораздо обширнее, чем точные науки и загадки. Логика используется во всех сферах жизни: ее применяют и в лингвистике, и в изучении биологического разнообразия, и в медицине, и в житейских ситуациях, всюду.
Как развивать логику
Еще не так давно во главу существования людей ставилось не развитие себя, а достижение социального благополучия. Сейчас нравы изменились, и на смену пришла индивидуальность – в первую очередь человек заботится о себе самом: это и условия проживания, и уход за собой, и развитие. Умение мыслить логически входит в развиваемые человеком качества собственной личности. Нужно знать, как развить логику и мышление правильно.
Для взрослых
Первое, о чем подумает человек, когда вспомнит о развитии логического мышления, – головоломки и задачки. Это полезно, но логику следует также развивать и другими способами – с помощью не абстрактных задач, а жизненного опыта:
- Попробовать писать другой рукой. Правша пишет левой и наоборот. Любое действие, которое люди делают «не так», иначе, чем к тому привык мозг, развивает мышление. В этом случае оно улучшает работу полушария мозга, обычно используемого меньше.
Правша пишет левой рукой
- Смена деятельности. Если есть возможность регулировать время на ту или иную задачу, нужно использовать правило одного часа. Выделять час на определенную деятельность, потом ее нужно резко изменить на час. Пример: час читать, сидя, на одном месте, потом час гулять, если час писать отчет один, потом сесть за другой, не засчитывается, так как деятельность однообразная. Если нет возможности менять занятие каждый час, по истечению этого времени следует встать и сделать 15 минутную зарядку.
- Детективы. Большинство людей любит этот художественный жанр. Этим надо пользоваться: читать, смотреть детективную историю и самостоятельно пытаться найти разгадку проблемы.
- Находить объяснения всему. Почему нужно идти этой дорогой, и что будет, если сменить маршрут; что случится, если с высоты сбросить этот предмет – все вокруг подойдет под такую тренировку. Важно при этом пользоваться не своими впечатлениями, страхами, переживаниями, а строго только известными фактами. Не обязательно исследовать все на практике, как это делают малыши, но представить логичный исход на основании имеющейся информации можно.
- Гулять каждый день. Для работы мозга, в том числе той его части, что в ответе за логику, важнее всего кислород. При плохом насыщении мозговая активность снижается, мыслить трудно. Зато после прогулки в парке человеку, наоборот, будет казаться, что он полон сил и энергии. Так можно улучшить общее самочувствие организма.
- Развивающие курсы и литература. Для того, кто хочет качественно развить свое логическое мышление, это обязательное условие. Марафоны и учебные пособия можно находить и в формате онлайн, что особенно удобно в современных реалиях жизни.
Взрослые на онлайн-курсах
Для детей
Развитие логики у детей – важный этап воспитания. Отдельные люди полагают, что прилагать для этого усилий никаких особенных не надо, что логика и так закладывается с самого рождения. Это не так. Педагогика и психология раннего развития утверждают, что зачатки умения мыслить логически у крохи есть, но их обязательно нужно развивать. Кроме доказанной пользы логики в старшем возрасте, малышу без нее не обойтись: с ее помощью получится лучше изучать мир вокруг, освоить сравнения и научиться делать правильные выводы; логика поможет в вербальном общении – карапуз будет учиться изъясняться согласованно и последовательно, задавать вопросы и доказывать свое мнение, легче будет увеличивать активный словарь.
Принцип «что новое, то развивает» применим к детям. Так как многие действия совершаются ими впервые, то так или иначе логика будет развиваться тоже. Детство – отличный способ заложить лучший старт для ребенка, потому логику можно и нужно развивать дополнительно.
Обратите внимание! Крайне важно соблюдать условие интереса – развивать, запоминаться и усваиваться будет только та информация, которая интересна маленькому человеку. Поэтому особенное внимание нужно уделить вопросу, как развить мышление, логику ребенка, при этом сделать так, чтобы он сам хотел заниматься.
Возможности для развития:
- Игра «Чего не хватает?». Для этого занятия нужно подготовить пары разных небольших предметов одинакового цвета, например, карандаш и маленькую игрушку. Пар нужно 6-7 для ребенка дошкольного возраста, и 8-10 – для младшего школьника. Сперва все предметы перемешиваются и выкладываются на ровную поверхность, чаду предлагается изучить все выложенное. Затем одну маленькую вещь незаметно прячут и предлагают маленькому игроку определить, чего не хватает. Если сходу он недостачу не заметил, можно предложить собрать пары, чтобы определить недостающий предмет.
- Игра «Большой-маленький». В эту игру можно подключать малышей в возрасте от года. Крохе выдаются два предмета: побольше и поменьше, после чего предлагают показать большой и маленький.
Мама занимается с малышом
Предварительно мама должна ввести в обиход эти понятия. По мере взросления игра усложняется: вводятся игрушечные пирамидки, большое количество разрозненных предметов, разных по величине. В возрасте от 4-5 лет можно подключать к размерной еще и сортировку по цвету.
- Упражнение «Вторая жизнь». Это занятие подойдет для школьника от 7-10 лет и старше, вплоть до подростка. Ребенку дается сломанный предмет, не годный для дальнейшего «правильного» использования, и предлагается придумать его новый способ применения. Когда такое происходит вне игры, в обычной жизни, такую креативность следует поощрять – она говорит о том, что развитие дает свои плоды.
Примеры использования логического мышления
Логика помогает человечеству в познании окружающего мира. Так, много лет назад люди могли отметить, что от определенных съеденных ягод едоку становилось плохо, и он умирал. Человек сопоставлял эти два факта и делал вывод: ягоды ядовиты, обходил их стороной и выживал. Те, кто первые придумали сажать семена растений в землю, чтобы выращивать еду, с помощью логического умозаключения приходили к выводу, что из сливовой косточки яблоне не вырасти.
Яркий пример хорошо развитого логического мышления – знаменитый (хоть и придуманный) гениальный сыщик с Бейкер-стрит, Шерлок Холмс. Он использовал метод дедукции – чистейшей логики. Ее противоположность – индукция. Именно дедукция – метод рассуждений, берущий за основу разрозненные доказанные факты из внешнего мира и сведение их к единому частному заключению, является самым точным логическим мышлением. Индукция, то есть разложение частного заключения на разрозненные общие факты, имеет некий процент неправдивости.
Шерлок Холмс в исполнении актера Василия Ливанова
К примеру, сейчас лето, потому на улице жарко. Это дедукция. Правда, в России именно летом жарче всего. Или на улице жарко, потому что сейчас лето. Это уже индукция. Здесь вкралась погрешность, ведь жарко бывает не только летом – в мае, в весенний месяц тоже бывает жаркая погода.
Для чего нужны тренировки логики
Само в этом мире не происходит ничего, развития тоже. Какие-то зачатки логических рассуждений, действительно, имеются и у новорожденного, с ростом малыша развиваются и они. Чем лучше развита логика, тем легче будет познать этот мир малышу, он будет опережать тех деток, которые растут без специальных развивающих упражнений. Успех во взрослом возрасте напрямую связан с достижениями ребенка.
Ребенок развивается
У дошкольников от развития логики зависит освоение трех важных умений, без которых взрослому человеку никуда: чтения, письма и простейшего счета. Без умения сравнивать и выделять научиться писать, читать и считать становится очень трудно.
Школьники и студенты сталкиваются с одним общим знаменателем – большим объемом информации, которую нужно понять и выучить. Здесь без анализа, без сравнений, без выводов тоже ждут трудности.
Взрослому человеку логика тоже крайне важна. Ведь учиться он, по сути, продолжает всю жизнь: обучающие курсы, труд над проектом на работе, карьерный рост – каждый день несет что-то новое, требующее логического мышления. Вне рабочих часов умение думать последовательно и доказательно пригодится.
Когда начинать тренироваться
Можно столкнуться с тем мнением, что развитие логики важно только для школьника и студента, раньше оно ни к чему. Логика нужна в любом возрасте.
По сути, ее тренировки начинаются еще в младенчестве. Кроха берет погремушку, трясет ее и устанавливает причинно-следственную цепочку: чтобы получить звук, нужно потрясти предмет. Малыш постарше бросает пустышку и следит за ее падением. Снова здесь работает логическое мышление: соска упадет вниз, если ее уронить, не зависнет в воздухе.
Ребенок с погремушкой
Внимание! Родители должны осознавать, все хорошо вовремя. Не следует заставлять двухмесячного ребенка сортировать предметы, подбирать пары и т.д. Любое занятие должно быть сообразно возрасту. Так, сортер (коробочка с прорезями в виде разных геометрических фигур и фигуры, которые нужно правильно вкладывать в эти прорези) и пирамидка, которые так любят давать совсем малышам мамы, в среднем осваиваются ими в возрасте около года. Раньше требовать от крохи выполнить условия игры бесполезно и даже вредно.
Виды логического мышления
Мышление имеет разные виды по своему действию:
- Наглядно-предметное. Есть предмет, и с ним совершается физическое действие, за счет чего получается информация. Этот вид познания используют дети с рождения и примерно до 2-3 лет (образное им пока недоступно). Еще это одно из наиболее часто используемых взрослым мышление.
- Наглядно-образное. Человек представляет себе предмет и то, что с ним можно сделать, с учетом его характеристик. Появляется примерно в возрасте 2-3 лет и широко используется взрослым.
Наглядно-образное мышление
- Словесно-логическое. Процесс мышления происходит с помощью понятий. Чаще всего используется для обобщений и сосуществует с двумя вышеописанными видами.
- Теоретическое. Основывается на определении и анализе противоречий конкретной ситуации. Позволяет применять полученный вывод во всех аналогичных ситуациях.
- Практическое. В его основе лежат постановка проблемы, составление плана, проекта по ее разрешению. Считается более сложным, чем теоретическое мышление.
- Мышление пралогическое. Это способ поставить имеющиеся факты в логическую цепочку и пояснить ее с помощью мистики по причине недостатка информации. Так, яркий пример – вера древних греков в то, что гроза – проявление злости Зевса, как попытка объяснить погодное явление.
Логика – одна из основ человеческой жизни любой эпохи.
Видео
Как научиться правильно логически мыслить?
Логическое мышление помогает людям видеть суть событий, проблем, вещей, с которыми они каждый день сталкиваются в разных ситуациях. Умение логически мыслить можно развить до определенной степени. А если вы хотите помочь своему малышу в постижении логики, то начинать следует как можно раньше.
Инструкция
- Можете поступить на факультет, в котором логика – один из профильных предметов (философский, юридический и т.д.). Ходите на все занятия и лекции, самостоятельно занимайтесь по списку литературы и учебному плану, который можно согласовать с преподавателем. Чтобы лучше запомнить, составляйте схемы и таблицы. В качестве практических примеров используйте имеющие доказательства и требующие их.
- Если вы самостоятельно мечтаете освоить законы логики, возьмите в библиотеке или купите учебники по логике (к примеру, таких авторов: А. А. Ивин, В. И.Кобзарь) и «Логическую энциклопедию». Некоторые учебники можно найти и в Интернете, к примеру, на сайте http://www.i-u.ru/biblio. В поиске этой библиотеки введите слов «логика» и можете качать любую книгу.
- В Интернете также есть много тренингов по логике. Но им доверять особо не следует, поскольку программа их программа крайне скудна и является вольным переложением вводной части учебника по логике, только проиллюстрированной в современной форме.
- Приобретите сборник логических задач и с него для начала выберите те, которые вы способны решить, почти не задумываясь. Всегда после решения сверяйтесь с ответами. Если нашли ошибки, то не нужно расстраиваться, а лучше постарайтесь понять, как вы нарушили законы логики. Со временем начинайте усложнять задания.
- Если вы мечтаете, чтобы ваш малыш умел логически мыслить, всегда отвечайте ему даже на самые нелепые вопросы. Возможно, что через некоторое время он и сам, поразмыслив, придет к соответствующему выводу, что будет свидетельство того, что у него есть первоначальные навыки логики.
- Научите малыша сравнивать, обобщать и исключать. К примеру, продемонстрируйте ему парочку подобных предметов (разных размеров или цветов) и попросите ответить, чем они отличаются между собой.
- Приобретите развивающие игры, и чтобы ребенок ими заинтересовался, нужно позаниматься вместе с ним, пока он самостоятельно не сможет играть в них. Купите книги с легкими логическими задачками для детей и позаботьтесь о том, чтобы малыш понял их решение.
Упражнения для развития логического мышления
- Развлечься компьютерной игрой.
- Блефовать в покере.
- Обсудить условия контракта.
- Объяснить ребенку, почему небо голубое.
- Написать реферат по философии.
- Задать вопрос влиятельному лицу.
- Переоборудовать спальню.
- Спроектировать усовершенствованную мышеловку.
- Держать себя в руках.
- Поговорить о прибавке оклада с начальником .
- Детально вспомнить важный разговор, который был месяц назад.
- Сочинить «документальную драму».
- Поразмышлять о бесконечности.
- Сменить свое настроение с плохого на хорошее.
- Написать реалистический пейзаж.
- Разобраться, как работает тот или иной электрический прибор.
- Написать программу на компьютере.
- Убедительно солгать.
- Выучить новый язык.
- Продолжить ряд 3, 6, 9, 12 как можно дальше.
- Вспомнить имена своих первых учителей.
- Наизусть прочитать сонет известного писателя от конца к началу.
- Попытаться вспомнить во мельчайшых деталях, когда вы последний раз ели шашлык.
- Отчетливо представить в уме лицо приятеля.
- Приготовить изысканный ужин.
- Разобрать трудный текст.
- Сымпровизировать на сцене.
- Поучаствовать в телеинтервью.
- Подготовиться к экзамену.
- Решить кроссворд.
Полезные советы
- Совершенствуйте свою логику максимально часто. Чем больше нагрузка – тем легче будут проходить следующие занятия. Чем легче занятия – тем больше они вам нравятся. Чем больше нравятся – тем чаще вы будете заниматься. Чем чаще заниматься – тем более развитым вы будете.
- Повторяйте тренировки. Все упражнения следует делать по нескольку раз, чтобы точно знать, что вы больше не ошибетесь в подобной ситуации. Развитие умственных способностей определяется практикой и временем. Создайте свою процедуру интеллектуального обогащения. Если что-то не получается, сделайте небольшой перерыв и вернитесь чуть позже.
- Не стоит спешить выполнять упражнения. Чтобы достичь глубинных пластов мышления, нужно время. Терпение и еще раз терпение. Дайте своему мозгу время, чтобы он мог исследовать свои возможности.
- Занимайтесь, а не анализируйте. Смысл интеллектуальных тренировок заключается в сознательном манипулировании умственными ресурсами. Результат пропорционален вашему желанию напрягать мышцы ума.
- Пусть все ваши заботы и проблемы останутся где-то в другом месте. Создайте для тренировок рабочую атмосферу. Получайте удовольствие от трудностей и их преодоления.
Видео уроки
Рубрика:
Ключевые слова:
Оцените публикациювся логика для дошкольников и младших школьников
Теория
Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.
Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.
Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?
Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.
Мотивация и социальный аспект
Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.
Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.
В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.
Система
Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.
В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.
Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.
Занимательные занятия онлайн — современный и эффективный подход к развитию логики у детей и взрослых.