Как называлась древнерусская одежда: Старинная одежда на Руси- женская и мужская. Древнерусский костюм, наряд – Русский национальный костюм, обзор женской и мужской одежды

Как называлась крестьянская одежда на Руси ?

АРМЯК — в старину на Руси крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спинкой, без сбор, с рукавами вшитыми в прямую пройму Зимой армяк надевали на тулуп, поддевку или полушубок. В Саратовской губернии это одежда типа чапана, в Олонецкой — это чуйка, в Казанской — азям имел узкий шалевый воротник который был отделан другим материалом, чаще плисом в Псковской губернии армяк имел воротник и узкие отвороты, запахивался неглубоко ДОХА — на Руси шуба с мехом внутри и снаружи, то есть двойная, на Урале — шуба из сайгака мехом вверх. ДУШЕГРЕЙКА, или ДУШЕГРЕЯ — в 15-18 вв. на Руси короткая теплая женская распашная одежда, заложенная сзади в складки. ЖУПАН — на Руси простой кафтан или зипун; на Украине — теплая верхняя одежда, род охабня, шуба, тулуп. РУБАХА — предшественница рубашки, самая древняя одежда у славян. Это длинный, прямой балахон, поддерживаемый на плечах одной или двумя полосками материи. В национальном костюме это поня-тие означает рубашку без рукавов. Кроме того, оно означает саван для усопших, а также рубище кающихся грешников и осужденных. СЕРМЯГА — крестьянский полотняный или суконный мужской плащ. Для традиционного русского костюма характерна прямокройная, со свободно падающими линиями одежда. Модулем ее кроя является ширина полотнища домотканой ткани. В этом специфика кроя традиционных видов русской одежды, его архаичность. К типичным чертам можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах. Общее проявляется и в расположении декора, в способе ношения одежды, создающий «многослойный» костюмный ансамбль, когда одновременно надеваются одна поверх другой несколько одежд. Все эти особенности крестьянского костюма отражают самобытный характер одежды, сохранившей черты костюма Древней Руси. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном (род платья без рукавов) . Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII — XVIII вв. Он включал рубаху, сарафан, пояс, передник. Более архаичным по происхождению типом костюма в России был комплекс одежды с поневой (род юбки) . В поневном комплексе русской одежды наиболее ярко выражен многослойный характер русского костюма. Понева надевалась на рубаху, затем надевался передник «запан», иногда с рукавами, далее «навершник» — тип укороченной рубахи, и другие детали и украшения. Отделке поневы всегда уделялось большое внимание. На нее нашивали узорную домотканую тесьму, обнизанную бисером, им же расшивали подолы, пояса заканчивались бисерными кистями. В ряде местностей девушки могли носить подпоясанные рубахи без сарафана. На сельских праздниках — первый выгон скота весной и на сенокос — девушки могли быть одетыми в длинные расшитые, особенно пышно по подолу, рубахи.

армяк, зипун…

Сарафан,Зипун,Армяк,Телогрейка.

На Руси исподняя одежда называлась зипуном, как у царей, так и у крестьян. Это было узкое и короткое платье, которое едва достигало колен. У людей простых и небогатых зипуны изготовлялись в основном из сермяги или крашеницы. Состоятельные и богатые могли позволить себе иметь зипун из легкой шелковой материи. «гуня» , «кошуля» , «кабат» , «кожух» ; древнерусские – «опашень» , «однорядка» , «пониток» , «сермяга» , «супонник» ; русские – «семишовка» , «чуйка» , «куцина» (от «куцый» – короткий) , «поддевка» , «шугай» и др. ; термины восточного происхождения – «кафтан» , «зипун» , «шуба» , «тулуп» , «армяк» . <a href=»/» rel=»nofollow» title=»2975563:##:work/det-22340.html»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

Смотря какая. Что интересует мужская, женская, летняя, зимняя?

Это просто…. -ПРИКИД..!

АЗЯМ, ОЗЯМ ,АРМЯК,кафтан,зипун,чапан

ну Армяк, зипун, кокошник (это из головных уборов) сарафан

Халат и тапки… (Историчка меня убьет….)

кафтаны да сарафаны !

рубах.сарафан

Русские варежки

все об этом уже написали я опоздала

АЗЯМ — (тюрк.) — в старину на Руси крестьянская верхняя летняя мужская и женская одежда в виде широкого длиннополого кафтана без сбор, с узкими рукавами, с пуговицами и петлями для застегивания. Азям имел халатный покрой, шился из домотканого крестьянского сукна из армячины, верблюжьего сукна В некоторых губерниях так называлась теплая одежда, например, в Саратовской — это шуба из волчьего или лисьего меха, в Астраханской — овчинный тулуп.

Лапти, валенки, онучи, треух <a rel=»nofollow» href=»http://library.thinkquest.org/04oct/01854/rus/2/2.htm» target=»_blank»>http://library.thinkquest.org/04oct/01854/rus/2/2.htm</a> <a rel=»nofollow» href=»http://region.krasu.ru/node/65″ target=»_blank»>http://region.krasu.ru/node/65</a> <a rel=»nofollow» href=»/» title=»2229950:##:http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/clothes/?id=1175″ target=»_blank» >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a> и прочее — Nigma.ru

ЗИПУН м. стар. русский кафтан без козыря (колнера, стоячего ворота) ; позднее вообще крестьянский рабочий кафтан, тяжелко, верхний кафт. от непогоды, из понитка, домотканого сукна, белого, серого, смурого; шабур, чапан, сермяга, азям: собств. короткий, кафтан, чекмень, полукафтанье, с трубами или борами сзади или по бокам. У зипуна спинка короткая, почему его носят и бабы. Местами шабур или сермяга шьется из понитка, а зипун суконный. Об «исподнем» зипуне: <a rel=»nofollow» href=»http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/245362;» target=»_blank»>http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/245362;</a> <a rel=»nofollow» href=»http://www.longsoft.ru/html/5/z/zipun.html» target=»_blank»>http://www.longsoft.ru/html/5/z/zipun.html</a> etc. Исподняя одежда называлась сорочица, сорочка, срачница: «СРАЧИЦА, САРЧИЦА — сорочка, рубашка, рубаха, нижняя белая одежда на престоле» — <a rel=»nofollow» href=»/» title=»3337734:##:index.php?option=com_content&task=view&id=190&Itemid=289″ target=»_blank» >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a> Для бедных южных областей — понёва — вся одежда поверх рубахи или срачицы Можно и другие: рубаха, порты, кафтан, шуба, лапти, кокошник, столбунец, зипун, телогрея, сарафан, кокошник, душегрея, сорочка: <a href=»/» rel=»nofollow» title=»373496:##:articlef.php?ID=200501304″>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a> На самом деле названий — уйма, очень многое завивело от местности, области. Даже в одной губернии было много названий. Шуба — шерстью внутрь, поверх обязательно суконная. Её носили зажиточные люди, что в городе, что в деревне

са, кафтан, кафтан, полудошка, кушак, зипун…. ещё?

7 предметов древнерусской одежды — История и обществознание. Баутина Екатерина

7 предметов древнерусской одежды

Кто не помнит живописное роскошество одеяний древнерусских князей, изысканность облачения аристократии или скромную одежду крестьян?

Если тело можно было считать храмом, то одежда была его украшением. Но и не только. Природные силы всегда вносили поправки в исконно русское одеяние.

 

Сорочка или сорочица была основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, богатых и бедных. В классическом варианте сорочица была нательной рубахой. У мужчин она могла доходить до колен, носили ее навыпуск, подпоясывая узким ремнем или тканным шнурком. У женщин она могла быть длиной и до ступней, рукава ее собирались в складки у запястья и сдерживались обручами. Ворот такой рубахи, как правило, был низким, чтобы шея оставалась голой. Сначала это был просто вырез, в который проходила при надевании голова. Разрез с застежками или завязками появится чуть позже. Застегивали ворот на небольшую пуговицу, которая могла быть и костяной, и деревянной, и бронзовой. Особо нарядные сорочицы имели невысокие воротники-стоечки, которые обшивались узорами из золотых нитей.

 

Старинный русский костюм был весьма многослоен. Если сорочица надевалась в начале, то кожух завершал композицию. Этот верхний покров был самым теплым слоем, для его отделки использовались козлиные и овечьи шкуры. Кожухи носили как женщины, так и мужчины. Богатые кожухи были сделаны из хорошо выделанной мягкой  кожи, расшивались жемчугом и украшались драгоценными нашивками из дорогих тканей. В духовной грамоте Ивана Калиты (1339 г.) можно встретить такие описания: «кожух черленый женчюжный», «кожух желтая обирь», два «кожуха с аламы с женчюгом». Кожу для этого наряда красили в разные цвета, но чаще всего использовали красный: «кожух чермничный», «кожух черленный». Люд попроще носил кожухи из грубо выделанной кожи.

 

Вообще, предметы костюма типа накидки в древней Руси были весьма популярны. Одной из них было корзно – длинный, доходящий почти до пят плащ, который застегивался на правом или левом плече запонкой с петлицами или на драгоценную пряжку. Это был княжеский предмет одежды, о чем говорит, например, его относительная дороговизна – его пошив стоил гривну. Иногда корзно могло быть не только плащом, но и наплечной распашной одеждой со сшитыми боковыми швами. Едва ли эта накидка была удобной одеждой – длиннополый плащ, покрывающий половину тела, вряд ли мог дать нужную свободу движений, особенно в военных походах, так что он служил, скорее, индикатором статуса и надевался «по случаю».

 

Если корзно носила только знать, то люди рангом пониже могли накинуть на себя мятль – еще один вид безрукавного плаща. Это как раз тот случай, когда можно сказать «просто и со вкусом». Впрочем, добротности у мятля не отнять. Есть сведения, что устанавливался даже штраф в три гривны для того, кто в драке разорвет чей-то мятль (по другим летописным источникам, стоимость мятля составляла полгривны). О цвете мятля точно не известно, но в летописях упоминаются рудавые (красно-бурые) и черные мятли.

 

Крестьяне и небогатые горожане носили вотолу (или волоту) – кусок толстой посконной материи или грубой шерстяной ткани, который накидывали на плечи в сырую и холодную погоду. Длина вотолы была до колен или икр. Она застегивалась или завязывалась у шеи и иногда имела капюшон. В таком наряде пойти на церковный обряд, было, конечно, неприлично, но вот собирать в ней яблоки в дождливый октябрьский день – самое то.

 

Портами могла обозначаться как одежда в целом, так и штаны, для которых было еще несколько древних названий – гачи и ноговицы. Порты были довольно узкими штанами с поясом на вздежке. Их всегда носили заправленными в сапоги или онучи, поэтому сказать, насколько они были длинными, сложно, на всех изображениях они полностью облегали ногу. До конца XVII века в штанах не было карманов – все необходимые мелкие вещи надо было носить на поясе, который крепился к ремню или в специальной сумке – калите.

7. Головной убор

 

Выйти на улицу с непокрытой головой для древнерусского человека было весьма зазорно. Среди древних головных уборов выделяются, конечно, шапки. Первоначально их и валяли, и плели, и вышивали из меха. Самым устойчивым фасоном были полусферические шапки с меховой опушкой. Есть легенда, что однажды московские князья получили в подарок от Узбек-хана золотую тюбетейку бухарской работы. Они велели приделать к ней соболью опушку, и она превратилась в великокняжеский венец, больше известный сейчас как «шапка Мономаха». Еще одним восточным головным убором была тафья. Это была маленькая плоская шапочка, которая закрывала макушку головы. Особенно богатым был женский головной убор. Тут был и убрус, и чело (очелье), и повоец, и привитка.

Мужской костюм Древней Руси

Мужской костюм Древней Руси

Мужское платье Древней Руси.
Историки до сих пор не сошлись во мнениях по вопросу, каким был старинный русский костюм. Почему? Потому что большинство тогдашних племен жили в изоляции, в лесах, вдали от торговых путей. Единственное, в чем уверены ученые: наряды в те времена были простыми и однообразными.
Ежедневная одежда была одной и той же у князей и простых мужиков. Различалась она лишь качеством материала, отделкой и разнообразием колеров. В подражание византийцам русские натягивали одни предметы одежды на вторые. Платье богатых людей еще сильнее походило на византийское: плотное, с длинными полами, из тяжелой парчи, богато крашенное.

Рубаха


Основой мужеского наряда всегда выступала рубаха. Делалась она из холста длиной по колено, с разрезным воротником спереду. Подпоясывали рубаху шнурком, который именовался опояскою. Одевался этот предмет одежды навыпуск, вот почему вышивкой декорировали не только воротник, но и подол, и рукава. Славяне верили, что вышитые на рубашке животные, птицы и небесное светило оберегают их от злых чар. В зависимости от финансового состояния владельца рубахи вышивка на ней могла мастериться красной нитью, серебром, шелком либо золотом. Пышные вышитые предметы одежды именовались пошевными. У богатых людей рубахи декорировали позументами.

Штаны


Вторым обязательным предметом мужского наряда были порты или штаны. Изготавливали их без разрезов, на поясе завязывали узлом. Древние портки имели еще одну номинацию – ноговицы. Стародавние порты шились узкими и длинными, заправлялись в онучи (тканевые полосы до 2 метров длиной, которыми заматывали ноги). На поясе порты собирал шнурок под названием гашник.

Свита


Рубаха и порты именовались нижними предметами одежды (другое именование — исподними). На них натягивали среднее, а затем верхнее платье. Свита – подобная кафтану одежда времен Киевской Руси. Были они длинными и плотно облегали торс, шились из сукна, а надевались через голову. В более позднее время знать стала носить собственно кафтаны, которые производили из аксамита и бархата. Полы таких предметов одежды украшали позументами, верхнюю часть оторачивали ожерельем (дорогим вышитым воротником) или оплечьем. В районе талии изделие обыкновенно стягивалось золотым поясом.

В древние времена была известна еще одна разновидность кафтана – зипун. шились они без воротника, с длинными рукавами. Знать надевала зипуны исключительно в домашних условиях, так как считала этот предмет одежды исподним. Простые люди, напротив, надевали такие изделия поверх рубахи «на выход». Зипуны изготавливали до колен длиной, с узкими полами, в отличие от низа кафтанов, которые опускались до щиколоток, являя миру только яркие нарядные сапоги.

Детский проект «Одежда на Руси в разные исторические времена»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сычевская средняя общеобразовательная школа №1

районная научно-практическая конференция

информационно-исследовательский проект

hello_html_m6c8e0c02.gif

номинация: краеведение

Проект выполнили:

учащиеся 4 «В» класса

Николаева Елизавета, Романов Алексей

Назарова Ксения, Черткова Снежана

Кузнецов Даниил, Казаков Константин

Руководитель: учитель начальных

классов I квалификационной категории

Байкова Яна Викторовна

2013 — 2014 уч. г.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3

  2. Актуальность темы…………………………………………………………3

  3. Цель работы..……………………………………………………………….3

  4. Задачи…………….…………………………………………………………4

  5. План исследования..………………………………………………………..4

  6. Основная часть……………………………………………………………5-9

  7. Заключение………………………………………………………………..10

  8. Список использованной литературы…………………………………….11

1. Введение

Лиза: Меня зовут Николаева Елизавета.

Лёша: Меня Романов Алексей.

Лиза: Мы, ученики 4 — В класса Сычёвской школы №1, представляем под руководством Байковой Яны Викторовны проект «Одежда на Руси в разные исторические времена»

Слайд 1

Лёша: Почему мы выбрали именно это направление?

Слайд 2

2. Актуальность темы

Лиза: Актуальность — Костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики человека. Он определяет не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки, помогает лучше узнать наших предков. Но вот беда: многие виды одежды, обуви, головных уборов отошли в прошлое, и их названия уже ничего не говорят нашему воображению. В театре, в кино и телефильмах мы эти одеяния видим (хотя можем и не знать их названия), в книге же, если нет иллюстраций, об этих важных принадлежностях внешности героя приходится только догадываться. При этом мы многое теряем.

Слайд 3

3. Цель работы

Лёша: Мы решили изучить, рассмотреть и представить вам костюмы наших предков

Цель нашей работы: изучить историю русского костюма

4. Задачи

Слайд 4

Лиза: При работе над проектом мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Выяснить, какую роль играла одежда в жизни наших предков

  • Зависел ли наряд от климатических особенностей местности

  • Проследить, как менялась одежда на протяжении веков

5. План исследования

Прежде, чем приступить к работе, мы наметили следующие этапы работы:

  1. Постановка проблемы.

  2. Сбор материала по теме.

  3. Систематизация материала.

  4. Работа со словарём.

  5. Подготовка презентации.

Лёша: Плод нашей работы — небольшой экскурс от Древней Руси до Российской империи.

6. Основная часть

Лиза: Итак, садитесь поудобнее, мы начинаем!

Слайд 5

Лёша: Древняя Русь

В гардеробе наших предков было немного вещей, то есть она была простой и однообразной.

Лиза: Но ведь именно такой и должна была быть одежда народа, жившего вдали от торговых путей и не располагавшего средствами для покупки себе южных и восточных товаров у купцов, которые на протяжении тысячелетий проезжали через Центральную Европу, а не через Русь.

Слайд 6

Лёша: В древности русскую одежду называли одёжа. И главной одёжей была рубаха. Предки считали, что одежда – это оберег – значит обрегает от «сглаза», от воздействия тёмных сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: древние рубахи обязательно были длинными- нижеколена у мужчин, и до земли у женщин, имели почти закрытый ворот, длинные рукава до запястий.

Слайд 7, Слайд 8

Лиза: Малые дети да семи лет одевались одинаково. И мальчики и девочки носили рубахи, сшитые из старой одежды родителей, или донашивали то, что осталось от старших сестёр или братьев. И лишь с наступлением подросткового возраста в их гардеробе появлялась одежда, как у взрослых: у мальчиков портки, у девочек подпоясанные рубахи.

Слайд 9

Лёша: Когда девушка выходила замуж, в её гардеробе появлялась понёва. Она шилась из трёх полотнищ разного цвета. Укреплялась понёва на талии с помощью шнура.

Лиза: А ещё девушки носили запоны. Она шилась из полотнища одного цвета. Одевалась поверх рубахи через голову, укреплялась на талии с помощью шнурка.

Лёша: Наши предки много работали в поле, чтобы прокормить себя. Поэтому одежда была удобной. Полы одежды можно было легко засунуть за пояс, чтобы не мешали движениям.

Слайд 10

Лиза: Обувь была очень простой: лапти. Их плели из бересты. Береста – это верхний слой коры содранной с берёзы. Его разделяли на полоски и плели лапти. Лапти крепились к ногам с помощью длинных завязок или верёвок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.

Слайд 11

Лёша: Но так одевался простой народ. Знатные же наши предки, то есть князья одевались более празднично: цветная рубаха и поверх плащ-корзно – верхняя накидка, которую натягивали через голову, застёгивали у шеи петлицами. На ногах сапоги. Только у сапог была одна особенность – правый сапог не отличался от левого.

Слайд 12

Лиза: Наши древние предки изначально были язычниками, то есть поклонялись многим богам. Это нашло своё отражение и в одежде, то есть в орнаменте. Орнамент – это повторяющийся узор, с помощью которого были записаны все просьбы и желания человека к богам. Вышивкой украшали ворот, манжеты, подол и рукава праздничных рубах. Повседневные, то есть рабочие рубахи почти не украшались. Только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

Слайд 13

Слайд 14

Лёша: С возникновением Московской Руси произошли некоторые изменения в одежде.

У девушек поверх понёвы появляется передник или фартук, а ещё его называли занавеской. На нём было много яркой вышивки, которая рассказывала о своей хозяйке всё: из какой она местности, к какому роду-племени принадлежит, замужем ли, богата, или бедна, сколько лет, есть ли дети и сколько. Например, вышитые кони означали, что у хозяйки есть дети – сыночки, птички – дочки.

Слайд 15

Лиза: Понёву вскоре вытеснил более удобный наряд – сарафан. На плечах сарафан удерживали широкие лямки, что не давало ему спадать с плеч хозяйки. Украшали сарафан различной бахромой, пуговицами, девушки знатных семей – драгоценными камнями и золотыми нитями. Головы украшались кокошниками и венцами.

Слайд 16

Показ (Черткова Снежана и Назарова Ксения) под музыкальное сопровождение

Лёша: У мужской праздничной рубахи появились широкие пояса с богатой вышивкой.

Показ (Казаков Константин и Кузнецов Даниил) под музыкальное сопровождение

Слайд 17

Лиза: Богатые девушки носили ещё и летник – одежда расширенная книзу. Это была самая нарядная и своеобразная женская одежда особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые только до локтя, дальше они свободно свисали до пояса. Ниже они висели длинными полотнищами. Внизу их расшивали золотом, жемчугом, шёлком. Иногда летники по низу обшивали мехом.

Слайд 18

Лёша: В холодные дни поверх сарафана одевалась душегрейка — широкая тёплая одежда, спереди застёгивалась на пуговицы.

Слайд 19

Лиза: Мужская одежда сильно уступала женским нарядам. Они предназначались в основном для работы, как правило, у простого народа. Главное в мужском костюме — это удобство. Летом мужик надевал чёрный кафтан или балахон, который ещё называли зипуном. Представители знати, конечно же, носили богатые кафтаны, расшитые золотыми нитями, которые застёгивались спереди шарообразными пуговицами. Их кафтаны делались в большинстве случаев из ярко-красного шёлка.

Слайд 20

Лёша: Исконно русской одеждой была шуба. Сверху шубы покрывались тканью, а подкладкой служил у знатных — мех соболя, лисицы, песца, у простого народа – овчина или заячий мех. Шубу застёгивали на шнуры. На Руси зимы были холодными, поэтому шубу носили все, а некоторые бояре и дворяне надевали шубу и летом и не снимали её даже в помещении, как признак своего достоинства.

Слайд 21

Слайд 22

Лиза: С приходом к власти Петра I мода изменилась. Но коснулись эти изменения высших слоёв, то есть знати.

Лёша: Пётр I ввёл западноевропейские фасоны платья и обуви, головных уборов и зимней одежды. Дворяне выписывали модные одежды из Европы, а вскоре из Франции, Австрии, Голландии.

Лиза: Вместо длиннополой традиционной одежды дворяне одевали тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шёлка. Рукава были украшены золотым шитьём и жемчугом.

Слайд 23

Лёша:Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, подчас даже бриллиантами.

Обязательными предметами туалета были перчатки, карман, парики, которые носили и мужчины и женщины.

Слайд 24

Лиза: Более сложными и дорогими были, как правило, женские наряды. Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на неё платье (её талия казалась очень узкой). Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена. Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. В связи с этим у дамы из высшего общества имелось всегда огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, во время московского пожара сгорело четыре тысячи платьев. Когда же она умерла, после неё осталось ещё пятнадцать тысяч платьев. Платья украшались огромным количеством драгоценностей. Выходное платье Екатерины Великой, в котором она встречала иностранных послов, весило столько, что она не могла в нём ходить и самостоятельно передвигаться, только сидеть на престоле. На платье было великое множество драгоценных камней, что должно было подчеркнуть величие страны и Императрицы перед иностранцами.

Лёша: Простой крестьянский народ, к сожалению, одевался так же, как и до Петра: рубаха, зипун, шуба из овчины, лапти, в зимнее время валенки.

Слайд 25

7. Заключение

Лиза: Подведём итог.

Проект позволил нам углубить и накопить знания, расширить представление об истории русского костюма.

Лёша: Мы выяснили, что наряд зависел от климатических особенностей местности, рода деятельности и от сословия.

Лиза: Узнали, что некоторые элементы народного костюма используются и в современной одежде. Летом носим сарафаны, одеваем платки, зимой нас согревают шали, рукавицы, мы до сих пор украшаем одежду вышивкой.

Слайд 26

Лёша: Работа над проектом была интересной и познавательной.

Хором: Спасибо за внимание!

8. Список использованной литературы

  • «История России. Конец 16-18 веков». А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

  • «Энциклопедия для детей». С.Т.Исмайлова.

  • «Быт и нравы русского народа в 16-18 веках». Н.И.Костомаров, И.Е.Забелина.

  • «История русской культуры 18-19 веков». Ю.С.Рябцев.

  • «Я познаю мир. История моды.». Я.Н.Нерсесов.

  • Интернетресурсы

hello_html_m22ca155f.pnghello_html_3ae266fd.png

Одежда в Древней Руси

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Одежда в Древней Руси Описание слайда:

Одежда в Древней Руси

2 слайд Одежда - культурная и историческая ценность русского народа С давних времен о Описание слайда:

Одежда — культурная и историческая ценность русского народа С давних времен одежда считалась отражением этнических особенностей каждого народа, это яркое воплощение культурных и религиозных ценностей, климатических условий, хозяйственного уклада. Все эти моменты были учтены при формировании основного состава, характера кроя и украшений одежды жителей Древней Руси. Одежда людей Древней Руси имела свой неповторимый стиль, хотя некоторые элементы и были позаимствованы у других культур.

3 слайд Одежда - культурная и историческая ценность русского народа Одежда Древней Ру Описание слайда:

Одежда — культурная и историческая ценность русского народа Одежда Древней Руси отличалась своей многослойностью, яркими орнаментами и вышивкой. Вышивка и рисунки на одежде также выступали в роли оберегов, считалось, что они способны защитить человека от бед и злых сил. Значительно отличалась качеством одежда разных сословий общества. Так, среди знати преобладали дорогостоящие привезенные материи, простые крестьяне носили одежды из домотканого сукна.

4 слайд Мужская одежда Основным нарядом для всех сословий общества считались рубаха и Описание слайда:

Мужская одежда Основным нарядом для всех сословий общества считались рубаха и порты. Они составляли основу мужского костюма. Рубаху подпоясывали длинным поясом- кушаком. На Руси по обычаю только жена могла шить одежду мужу. Так оберегали счастье и любовь в своем доме. Маленькие дети также носили рубахи, но, как правило, до трех лет им перешивали одежду из родительской, таким образом пытаясь защитить от злых сил и плохого глаза.

5 слайд Одежда простого народа и знати В зависимости от социальной принадлежности ее Описание слайда:

Одежда простого народа и знати В зависимости от социальной принадлежности ее обладателя рубаха отличалась материалом, длиной, орнаментом. Длинные рубахи выполнение из цветных шелковых тканей, украшенные вышивкой и драгоценными камнями однозначно могли себе лишь князья и вельможи. В то время, как простой человек во времена Древней Руси довольствовался одеждой изо льна.

6 слайд Женская одежда Древней Руси Одежда женщин в Древней Руси не отличалась замысл Описание слайда:

Женская одежда Древней Руси Одежда женщин в Древней Руси не отличалась замысловатым покроем, но при этом указывала на статус и материальное положение с помощью легкой и приятной на ощупь материи, а также украшением наряда.

7 слайд Особенности женской одежды Древней Руси Первая и незаменимая вещь – это рубаш Описание слайда:

Особенности женской одежды Древней Руси Первая и незаменимая вещь – это рубашка или сорочка. Популярной среди девушек Древней Руси была холщовая одежда, именуемая запоной. Внешне она напоминала согнутый пополам кусок ткани с вырезом для головы. Одевали запону поверх рубахи и подпоясывали. Рубаха для праздника называлась долгорукавкой, надевалась женщинами по особому поводу. Шили ее из льняного или конопляного полотна, а также шёлка или парчи.

8 слайд Праздничной и нарядной одеждой считался навершник. Как правило, его шили из д Описание слайда:

Праздничной и нарядной одеждой считался навершник. Как правило, его шили из дорогостоящей ткани, украшали вышивкой и различными орнаментами. Внешне навершник напоминал современную тунику, с различной длиной рукава или вовсе без него. Отличительным элементом одежды замужних женщин была понева, представляла собой шерстяную ткань, которую оборачивали вокруг бедер и подхватывали поясом на талии. Понева разных этнических групп отличалась цветовым решением, так например племена вятичей носили поневу в синюю клетку, а племена радимичей отдавали предпочтение красному цвету. Особенности женской одежды Древней Руси

9 слайд Обязательным считалось для женщины покрывать голову повойником. Это головной Описание слайда:

Обязательным считалось для женщины покрывать голову повойником. Это головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. В более позднее время он надевался под сороку, кокошник, платки. Особенности женской одежды Древней Руси

10 слайд Зимняя одежда в Древней Руси Географическое положение и климатические условия Описание слайда:

Зимняя одежда в Древней Руси Географическое положение и климатические условия с суровыми зимами обусловили ряд особенностей зимней одежды жителей Древней Руси. Зимой в качестве верхней одежды использовали кожух – сделанный из кожи животного вывернутой мехом внутрь. Простые крестьяне носили тулуп – кожух из овчины. Меховые шубы и полушубки для знати служили не только средством защиты от холода, но и демонстрацией своего статуса в теплое время года. В Древней Руси шубу никогда не шили мехом наружу. Каким бы дорогим мех не был, он служил подкладкой. Сверху шубу покрывали сукном, парчой или бархатом

Зимняя одежда в Древней Руси Географическое положение и климатические условия

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Зимняя одежда в Древней Руси Географическое положение и климатические условия

Курс повышения квалификации

Зимняя одежда в Древней Руси Географическое положение и климатические условия

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-098468

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий