Как готовиться ко Святому Причащению
Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:
– канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу,
– канона молебного ко Пресвятой Богородице,
– канона Ангелу-Хранителю,
– акафиста ко святому Причащению.
(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.
Пост
Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.
Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.
Детей до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.
После Св. Причащения
До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
***
С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее).
Как подготовиться к исповеди и причастию – НИКОЛО-СОЛЬБИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.
Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.
Молитвенное правило
Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.
Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.
Все эти каноны и молитвы содержатся в обычном православном молитвослове.
Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.
Пост
Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясо, молоко, яйца и продукты их содержащие. При строгом посте исключается и рыба.
Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).
Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.
Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.
Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.
Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.
Также духовник может ослабить пост для людей больных, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.
Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Жизненно важные лекарства едой не являются, при необходимости их можно принять после полуночи.
Покаяние. Исповедь.
Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской.
К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.
Чтобы хорошо подготовиться к исповеди, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.
Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.
На исповеди следует только перечислить свои грехи, а если есть потребность пообщаться со священником, рассказать подробности, задать вопросы и попросить совета, то можно договориться со священником и после литургии побеседовать.
Это очень важно, потому что, во-первых, исповедь – это таинство, и если мы общаемся во время исповеди на интересующие нас темы, задаем вопросы или жалуемся на ближних, то смысл таинства искажается, мы таким образом проявляем неблагоговение к таинству. А во-вторых, мы задерживаем ближних, которые ждут своей очереди, и могут не успеть исповедоваться и причаститься.
В нашем монастыре в воскресные дни и большие праздники исповедь проходит в храме святителя Спиридона Тримифунтского: вечером с 16:00, утром с 7:30.
Примирение
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.
Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые. Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков? Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».
Как подходить в святой чаше
Перед началом причастия причащающиеся подходят поближе к царским вратам. Делать это нужно заранее, чтобы потом не торопиться и не толкаться. Когда царские врата открываются, священник выходит с чашей и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», – нужно сделать по мере возможности земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая рука находится сверху).
Священник читает вслух молитву: «Верую, Господи, и исповедую…» – и причастники повторяют ее про себя.
К чаше подходят по очереди, в монастыре первыми полагается пропустить монашествующих, затем в нашем монастыре причащаются воспитанницы приюта, а после этого младенцы, дети, мужчины и женщины. Подойдя к чаше, нужно четко назвать свое имя, полученное во святом крещении, и широко открыть уста. После причастия следует поцеловать нижний край святой чаши, он символизирует ребро Спасителя, из которого истекла кровь и вода. Руку священника при этом не целуют.
Отойдя от чаши, не разнимая рук, нужно подойти к столику, где раздают кусочки просфоры и запивку (теплую святую воду). После того как причастник запил, он молится до конца Божественной литургии и вместе со всеми подходит ко кресту.
Как правило, после литургии в храме читаются молитвы по святом причащении. Если их по каким-то причинам не прочли, причастник читает их дома, как только придет из храма. Их можно найти в православном молитвослове.
В день причащения не совершаются земные поклоны, за исключением поклонов перед плащаницей Спасителя в Великую субботу и коленопреклоненных молитв на праздник Троицы.
После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от пустых развлечений и разговоров, пребывать в молитве, чтении духовных книг, творении добрых дел.
О причащении детей
Крещеные младенцы, как чада святой Православной Церкви, также сподобляются святого причащения. Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.
В храм с младенцами следует приходить не к самому причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей литургии.
К посту перед причастием после 7 лет нужно подходить постепенно, начав с одного дня перед причастием.
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —
Русская Православная Церковь
14 Март 2020
18 марта, в среду, в 19.00 в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах состоится выступление доктора исторических наук, профессора кафедры истории России и архивоведения ПСТГУ Владимира Геннадиевича Хандорина «Адмирал Колчак: правда и мифы». Выступление приурочено к 100-летию со дня смерти Александра Васильевича Колчака. Вход свободный.
12 Март 2020
15 марта, Воскресенье, 11.30 в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции: 11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание») 12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»). Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.
- Все новости
Как подготовиться к исповеди? — Православный журнал «Фома»
О сакральном смысле исповеди и покаяния написано много книг, статей и брошюр. И вроде бы все понятно: все грехи подробно описаны, нашел в книге совпадения, выписал их на листик и зачитал на исповеди. Но тут есть проблема — выходит то слишком общо, то сухо, а порой складывается впечатление, что эти грехи напрямую к тебе не относятся и все попахивает формализмом. Так как же каяться? Какие грехи называть? Пускаться в витиеватые описания подробностей ссоры с соседями или ограничиться фразой «делом, словом и помышлением»? Разбираемся в Слайдах «Фомы». Материал можно распечатать в формате А4.
01
Что такое исповедь?
Церковное таинство, в котором человек кается в своих грехах, а Господь их прощает. Исповедь — завершающий этап покаяния (раскаяния) человека в своих грехах.
02
Как к ней подготовиться?
«Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут, ясны грехи. Иначе — приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце», — священник Александр Ельчанинов.
03
А на практике это как выглядит?
Священник читает молитву перед исповедью, человек подходит к нему и рассказывает свои грехи. После этого священник читает разрешительную молитву (отпускает грехи) и благословляет кающегося. Во время исповеди священник может задавать уточняющие вопросы (не из любопытства, а чтобы узнать настоящие причины того или иного поступка), особенно если он видит человека впервые. Иногда может что-либо посоветовать. А может просто молча выслушать.
04
А священник зачем, Бог же прощает грехи, а не он?
Священник — свидетель того, что человек действительно покаялся. Посредством его свидетельства Господь отпускает грехи людям.
05
Это не сами священники выдумали?
Нет, это сказал Спаситель апостолам: какие грехи они отпустят людям на земле, такие будут отпущены и на небе (Мф 18:18).
Так как священники — преемники апостолов, сказанное распространяется и на них.
06
Есть норма, которую нужно соблюдать в исповеди?
Нет единого правила, что именно и в какой последовательности нужно говорить на исповеди и какая должна быть длинна у списка грехов. Покаяние у всех разное. Главное — желание исправить свою жизнь, быть искренним и не возвращаться к сделанному.
07
Хочу покаяться, с чего начать?
Нужно прочитать Евангелие и спросить свою совесть: а в чем я грешен? Голос совести всегда подскажет, в чем надо каяться, просто надо научиться его слышать и быть честным с самим собой. А затем нужен разговор со священником. В Интернете много написано на эту тему, но ничто не заменит живой разговор.
08
Когда нужно исповедоваться?
Строгих правил нет. Чувствуешь, что «накипело» — идешь на исповедь. Если давно не «накипало» — стоит задуматься, что все люди грешные, и идти на исповедь. Таинство обязательно только перед Причастием и Крещением, но только для взрослых, отвечающих за свои поступки людей. Детей обычно начинают приводить на исповедь не раньше 7 или 9 лет, в зависимости от психологической зрелости ребенка. Регулярная исповедь — неотъемлемая часть жизни христианина.
09
А книжками о покаянии можно пользоваться?
Можно, но с умом. Бездумное перечисление грехов из книги не приблизит к настоящему покаянию и не облегчит душу, а станет формальностью. Каяться нужно в том, о чем говорит совесть. Перед покупкой такой книги лучше посоветоваться со священником — иногда ее действительно стоит прочитать, особенно на первых порах воцерковления. Но к таким руководствам нужно относиться с осторожностью.
10
Какие грехи нужно называть на исповеди?
На этот вопрос хорошо ответил священник Игорь Фомин:
«Абсолютно все, которые вы совершили делом, словом или помышлением. Именно это надо озвучивать на исповеди: то, что вы сделали плохого; то неправедное, что произнесли; то дурное, что подумали (даже если не реализовали свою мысль). Чтобы увидеть эти грехи, надо прислушиваться к своей совести. Если совесть ваша в дремучем или спящем состоянии и поэтому не обличает вас, но тем не менее вы знаете, что совершенное вами — грех, то обязательно называйте и его».
Материал можно распечатать в формате А4.
Читайте также:
Как подготовиться к исповеди
Исповедь для современного человека может быть очень трудным делом. Далеко не все, кто часто или время от времени бывает в церкви, регулярно исповедуются и причащаются. Что же говорить о людях, которые причисляют себя к верующим, но в церковь не ходят? Им и вовсе трудно решиться на такой шаг. О том, как начать исповедоваться, рассказал в интервью «МИР 24» православный священник отец Дмитрий (Николаев), иерей Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.
— Отец Дмитрий, когда на исповедь приходит человек, который давно или вообще никогда не исповедовался, за какой срок ему нужно вспомнить свои грехи? За всю жизнь, или последние прегрешения, или самые острые для него?
Отец Дмитрий (Николаев): Обычно, если человек приходит на исповедь, то с чем-то, что ему кажется очень важным. Совесть ему подсказывает, что он живет в грехе и перед Богом виноват. Иногда подразумевается что-то конкретное, чаще – общее состояние, понимание того, что все рушится, но выход из этого неведом для него.
Фото из архива Дмитрия Николаева
Нет такого правила, что на исповеди нужно ограничиться тремя, пятью или пятнадцатью пунктами. Он может быть и один. Важно, чтобы во время этой встречи Господь коснулся человека, и тот пришел во второй раз.
— А на какое время исповеди можно рассчитывать? Обычно очереди ждут и другие люди, иногда их много. Можно ли позволить себе занять побольше времени или нужно высказаться сжато?
Д. Н.: Разговор не обязательно должен быть длинным. И в короткой беседе можно наметить какие-то важные точки, которые очевидно окажутся болевыми. Нужно об этом поговорить, потому что все равно человек сразу не сможет во все вникнуть. Даже если специально к этому готовился и принес целую тетрадку своих грехов. Условно говоря, важно выявить причины острого состояния, обратить внимание на них и не обращать внимания на насморк.
Если священник один, то, конечно, он не сможет разговаривать долго, а если служит сразу несколько священников, то будет больше времени, чтобы высказать все то, что отягощает душу. Подробно лучше исповедоваться на вечернем богослужении.
— Предположим, что человек не ходит в храм. Он молится дома или совсем не молится. Зачем ему приходить на исповедь, какую цель он должен перед собой ставить?
Д. Н.: Когда болит зуб, то цель одна – чтоб он не болел. Так и тут. Человек приходит не для чего-то, а по причине.
Если человек пришел на исповедь, то это не просто так. Это значит, что его привел Бог. Это значит, что в его жизни наступило время перемены, что с этого момента жизнь уже не может идти так, как шла раньше. У человека начинается новый этап в его взаимоотношениях с Богом.
О тех, кто не приходит, говорить сложно. Что мы можем им сказать? У них все хорошо. Они сильны и величавы. Они знают, как жить в материальном мире. Но штука в том, что дорога эта рано или поздно упирается в непроходимую стену. Потому что человек создан для большего и призван не только ходить, но и летать.
А если ему пока не надо, то бессмысленно его уговаривать. Можно пробовать заронить в его душу семя Божьего Слова, но не своими словами, а личным примером. Тогда оно прорастет.
Если человеку не надо мыться, значит так все и будет, пока он не зарастет грязью и пока не начнутся болезни. Если человеку не надо исповедоваться, то давайте будем последовательны: давайте тогда не будем и мыться. Представьте, что вы не моетесь год и два. Что с вами будет? А душа ведь тоже требует очищения и заботы. Исповедь – это баня для души.
— Может ли быть такое, что человек пришел на исповедь, а батюшка ему грехи не отпустил? В каких случаях?
Д. Н.: Нет, этого быть не может. Если человек кается, то как это, чтобы ему грехи не отпустили? Бывают, конечно, случаи, что человек пришел вроде на исповедь, но совсем не исповедоваться.
Он считает, что у него грехов нет, но ему надо пройти некий ритуал и батюшка ему должен прочесть молитву. Но если человек ни в чем не кается, то в чем его прощать? Можно и молитву прочесть, в ней говорится о прощении грехов. Но рядом с двумя людьми стоит Третий. Сам Господь, и все это слушает. Потому исповедь и называется таинством.
Но как правило тот, кто считает, что он не грешен, до исповеди не доходит. А если человек пришел, то, хотя он себя и может убеждать что у него все в порядке, но в глубине души понимает, что это не так.
— Как правильно себя вести на исповеди? Каким языком разговаривать со священником? Полезно ли написать записку?
Д. Н.: Никакого специального языка не требуется. Если человеку есть что сказать, если у него есть мысли и переживания, то он сможет их облечь в слова. А если сказать ему нечего, то можно обложиться формулировками, а толку не будет.
Наоборот, какие-то специальные термины иногда даже вредны, потому что за ними можно спрятаться. А Богу надо свое сердце принести, а не формулировку. Важно понимать, что на исповеди мы стоим перед самим Христом.
А вот писать полезно: можно создать шпаргалку для себя. Но не протягивать ее батюшке, склонив смиренно голову и оставаясь отстраненным. Нужно самому произносить свои прегрешения. На худой конец можно и зачитать, но лучше, чтобы записка была тезисной, а вы просто туда посматривали, чтобы не забыть ничего. Потому что действительно во время исповеди человек может растеряться, ведь он находится в необычной для себя ситуации.
Фото: Википедия/Пресс-служба Липецкой и Задонской митрополии РПЦ
А бывает так, что, когда он дома готовился, он мог испытывать покаянные чувства. А тут пришел – и ничего не чувствует! Это может его огорчить или ввергнуть в сомнения. Хотя, ничего страшного в этом нет, обычная ситуация. Важно, что человек уже почувствовал и зафиксировал это и в сердце своем, и на бумаге, и опыт этого покаянного чувства у него уже есть. Мы же не можем плакать по заказу. Это все очень интимные вещи.
— Есть и такая точка зрения: «А зачем я буду что-то священнику говорить? Я же уже перед Богом покаялся в молитве, понял свои грехи».
Д. Н.: Да, перед Богом мы каемся каждый день. Но священник – это свидетель. Он присутствует при том, как человек кается. А рядом незримо стоит сам Христос, принимает исповедь. И он сам так установил, что отпущение грехов происходит через молитву, которую читает именно священник.
Когда я учился в школе, мы очень активно перерисовывали фотографии очень плохого качества, которые тогда ходили по рукам. На них были изображены приемы запрещенных в те годы каратэ и боевого самбо. Мы очень тщательно все это переписывали в надежде на то, что мы сейчас все узнаем и дома сами всему научимся. Но никто не научился. Потому что, чтобы научиться, надо работать с тренером. Так и здесь.
Можно каяться самому, но все-таки Церковь – есть Церковь. Конечно можно плыть по морю и на бревне, и на плоту, и на лодочке худой. А можно плыть на большом корабле. На корабле-то, наверное, понадежнее и подальше можно доплыть. А если надо, то и перелететь.
— А как нужно относиться к словам священника, которые сказаны на исповеди? Ведь священники – люди, они могут ошибаться.
Д. Н.: Как говорят опытные духовники, все происходит по вере. Если исповедующийся пришел с убеждением что он предстоит перед Богом и готов принять любое его решение, то Господь вложит в уста священника нужные слова.
И священник скажет их не от себя, а именно потому, что ему Бог велел ответить. Это уже совсем другой опыт, это совсем другие взаимоотношения с Богом.
Но, совсем не обязательно все будет происходить именно так. Более того, не стоит даже ждать, что с каждым приходом на исповедь батюшка обязательно скажет что-нибудь значительное. Что он скажет два слова, и разведет этими словами все тучи над головой. Так бывает, но далеко не всегда. Обычно что-то подобное случается именно тогда, когда ничего не ждешь.
Кроме слов, сказанных священником, есть еще его молитва. Ведь он не только слушает исповедь, но еще и молится за человека. И вот эта молитва зачастую важнее тех слов, которые он может произнести в ответ на исповедь.
— Надо ли искать для исповедей какого-то одного священника или каждый раз приходить к разным священникам нормально?
Д. Н.: Это кто как устроен: кто-то ходит к разным, кому-то нужен один. Но еще бывают разные периоды. Вроде ходит человек к одному священнику, а потом раз – и опять в поиске.
Желательно найти такого священника, с которым у вас получится контакт, и именно из такого контакта постепенно вырастают отношения духовника и духовного чада. Если священник постоянно один и тот же, то он, как врач, который ведет больного и знает его историю болезни. Он знает все препараты, которые ему давал, как тот реагировал на эти препараты, какие были случаи положительной динамики, какие были рецидивы. Так же и здесь. А вот если человек согрешил в чем-то таком, в чем ему стыдно признаться перед знакомым батюшкой, то он начинает бегать к другим, то это уже лукавство и малодушие.
Во-первых, батюшка ничего не подумает, его сложно чем-то удивить. Да и батюшка-то сам грешный человек. Бояться нечего. А вот эти мысли – они мешают, толкают человека, чтобы он пошел по пути наименьшего сопротивления, к другому батюшке, чтобы было полегче, как бы не так стыдно. Но ведь вся сила покаяния – в стыде. Не зря говорят, что грехи в стыде сгорают. И это очень важно.
— Что делать, если человек кается, но при этом понимает, что с этим грехом он покончить все равно не сможет?
Д. Н.: Покаяться все равно надо. Потому что, если болезнь не уходит после первого сеанса электрофореза, это же не значит, что его не надо делать. А потом есть болезни, которые лечатся быстро, а есть глубоко укоренившиеся в нашей душе.
Но мало-помалу можно дойти до такого состояния, когда этот или тот привычный грех станет по-настоящему ненавистен. Когда ты уже совсем не хочешь в нем находиться. И тогда можно выйти победителем в этой схватке на долгое время. А может, и навсегда.
— Бывает так, что батюшка отругает на исповеди, и человек себя некомфортно чувствует. И уже в следующий раз не хочет вообще идти в церковь. Как быть?
Если человек приходит в храм за комфортом, то он немножко ошибся дверью. Ему надо идти на массаж, в хорошее кафе – посидеть душевно. А в храм мы идем с болью, вопросами или благодарностью. Мы приходим выпрямлять свою жизнь, которая подобна мотку изогнутой проволоки. Ее приходится выпрямлять, и это больно.
Если батюшка пожурил, то скорее всего по делу. Но привычка относиться к себе необычайно трепетно, конечно, не дает воспринимать это адекватно.
Один из моих педагогов в свое время говорил такие слова: «Люди делятся на две категории. Одни люди ищут возможности, а другие ищут причины».
Известно, что Бог сначала обращается к человеку шепотом Любви. Если он не услышан – то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести – то Бог обращается к нему через рупор страданий.
Понимаете, некоторые люди не идут в церковь, потому что считают ее какой-то структурой, аналогичной институтам светской власти. На самом же деле Церковь— это совокупность верующих людей, это мы сами. Если ты крещен – то ты тоже часть Церкви, она из нас, людей и состоит.
Подготовка к исповеди и Святому Причащению (современная памятка)
1. Грех и его горькие плоды
Грех – это не только преступление закона Божьего, но и болезнь души, мучение совести, скрытый гнойник, отравляющий жизнь. Грех часто кажется сладким, но плоды его горьки. Грех отсекает и удаляет нас от Бога и Церкви. Удаление от Бога – это удаление от полноты жизни, это умирание души под тяжестью греха, сон совести, притупившейся от множества беззаконий. В результате греха мы ввергаем себя в различные бедствия и мучаем самих себя. Грехи родителей сказываются и на детях.
2. Покаяние
Благодаря покаянию мы можем восстать от своего падения, обрести радость возвращения к Богу. Истинное покаяние – это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем.
3. Исповедь
Личное устное исповедание грехов перед священником – непременное условие Таинства Покаяния.
Для справки: Так называемая «общая исповедь», при которой люди не исповедуясь священнику, выслушивают перечень грехов и получают разрешительную молитву, не является исповедью. Официальное издание Русской Православной Церкви «Настольная книга священнослужителя» (М. 1998. Том 8) квалифицирует «общую исповедь» как «неканоническое новшество» и «церковное беззаконие» (Стр. 474-477).
Некоторые говорят на исповеди, что грешны во всем. Это также не является исповедью. В таком лжепокаянии сквозит нежелание продумывать свою жизнь, страх увидеть ее при свете заповедей Христовых и, прежде всего, — упорное нежелание измениться и изменить свою жизнь.
4. Подготовка к исповеди
В начале церковного пути мы можем остро чувствовать потребность в исповеди, и в то же время не знаем, что же на ней говорить. Это случается тогда, когда по отношению к самим себе мы исходим из ложной предпосылки: «я не хуже других». И не видим ничего из ряда вон выходящего в том, что бы мы ни натворили: нам кажется, что так поступают все. Приходя на исповедь или исповедальную беседу перед Крещением, важно видеть свой грех. Вне зависимости от того, поступают ли так все или нет, важно, что я не имею права так поступать, я искренне опознал в себе эти грехи, и я должен с ними расстаться. Это нужно лично мне, а не кому-то; от этого зависит моя вечная жизнь или смерть.
Другим камнем преткновения является смущение, с которым мы приходим на первую исповедь. Важно помнить, что нашу исповедь принимает Господь, священник же является от Бога установленным совершителем Таинства Покаяния и нашим помощником в этом деле.
Готовясь к первой исповеди, самое главное — не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с того времени, когда Вы стали различать плохое и хорошее, — и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый голос мысленно будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», — это как раз и принести на исповедь в первую очередь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими — греховными навыками, привычками бороться изо всех сил.
4.1 Наши грехи и греховные состояния по отношению к Богу
Равнодушие к Богу, Его благой воле и Его Слову. Жизнь без молитвы, исповеди и Причастия. Обольщение себя известной глупостью: «Бог у меня в душе — церковь мне не нужна», в основе которой лежит нераскаянность и гордыня.
Богохульство, кощунство над святыней. Занятие магией, прорицанием, астрологией, гаданием и т.д.; обращение к колдунам, экстрасенсам, гипнологам-кодировщикам, бабкам, гадалкам, что является отречением от веры и надежды на Бога и, в конце концов, заканчивается общением с сатаной и его нечистыми духами.
Поиски ложной духовности: членство в сектах, медитация, йога и прочие оккультные практики, что исполняет человека гордыней и отдает во власть демонов. Переодевание в костюмы нечистой силы даже ради забавы (празднество хэллоуина и т.п.), что является предательством веры и насмешкой над Жертвой Христовой.
Нежелание знать о своей вере ничего больше, кроме самых элементарных понятий. Нежелание читать Св. Писание и книги о духовной жизни.
Пренебрежение к церковным праздникам, богослужению, к постам и постным дням. Употребление имени Божьего в шутках и пустых разговорах.
Причащение без подготовки и примирения с ближними.
Недоверие к Богу, неверие в Его благой Промысел в несчастьях и в различных затруднениях. Вера в приметы, в судьбу, в гороскопы, сны, амулеты и т.п.
4.2 Грехи и преступления по отношению к ближним
Аборты и абортивные средства. Совет и участие в совершении аборта. Аборт – это варварское убийство беззащитного и невинного человечка. Это отвержение Божьего дара и благословения, отрицание надежды на Бога, соучастие в делах диавола, кровавая жертва идолу комфорта и себялюбия. Этот чудовищный грех может быть очищен только сугубым покаянием посредством коренного изменения всего отношения к жизни, делами милосердия и самоотвержения до конца своих дней.
Для справки: внутриматочные спирали и кольца являются 100%-но абортивным средством. Воспаляя матку, они препятствуют имплантации зачатого эмбриона в стенку матки для дальнейшего развития. Все современные гормональные контрацептивы (таблетки, уколы, имплантанты и т.д.) являются абортивными препаратами. Они лишь снижают вероятность овуляции и зачатия, которое рано или поздно все равно происходит. В этом случае зачатый эмбрион также не имплантируется в стенку матки и умирает. Разновидностью аборта является иЭкстракорпоральное (искусственное) оплодотворение(ЭКО), поскольку сопровождается уничтожением избыточных эмбрионов.
Абортивные средства контрацепции приравниваются к аборту (Социальная Концепция РПЦ. XII.3). Супруги, не желающие отказаться от абортивных контрацептивных средств, не получают прощения грехов на исповеди и не допускаются к Святому Причастию. То же относится и к Крещению.
Вражда, издевательство, насилие, убийство, попытки самоубийства. Участие в наркобизнесе, в игорном бизнесе, в спаивании алкоголем и распространении табака.
Соучастие в развращении детей, подростков и молодежи (через СМИ, обучение, распространение и торговлю эротическими фильмами, книгами и журналами). Пропаганда половой распущенности, гомосексуализма и прочих сексуальных извращений. «Половое просвещение», подталкивающее подростков и молодежь к рукоблудию, добрачным половым связям и абортам. (По слову Христа, такому «учителю» лучше было бы, если бы ему повесили камень на шею и утопили во глубине морской).
Ненависть, зависть, злорадство, злопамятство, воздаяние злом за зло.
Грубость, дерзость, насмешки, ссоры, проклятия, жестокость. Советы к совершению греха, разглашение чужих грехов, осуждение, сплетни, клевета. Грубые и мелочные замечания людям в храме, не знающим церковных правил.
Сеяние смуты и разделения в среде верующих по своему невежеству, гордыне и непослушанию Церкви. Неуважение к родителям и старшим.
Ложь, обман, утаивание найденной вещи. Воровство. Хищения на службе и на работе, вымогательство, незаконные сделки, ростовщичество, жизнь за чужой счет.
Несправедливое отношение к подчиненным. Преследование за правду.
Отсутствие любви к ближнему, безразличие к нему, пренебрежение, презрение, неблагодарность. Грубое, неразумное вмешательство родителей в семейную жизнь своих детей. Отсутствие добрых дел и милосердия. Жестокое обращение с животными.
Нецеломудренная одежда, провоцирующая сексуальный интерес (обтягивающие брюки, мини-юбки, глубокие разрезы, голые пупки и т.п.) – как сказал Христос: «Горе человеку, через которого приходит соблазн».
4.3 Плотские грехи
Блуд и прелюбодеяние, т.е. добрачные и внебрачные половые связи и сожительства, что оскверняет человека и делает его недостойным счастливой семейной жизни.
Для продолжающих находиться в добрачных, внебрачных половых связях или содомском грехе, продолжающих заниматься проституцией или наркоторговлей Св. Причастие или Крещение невозможно.
Рукоблудие и прочие извращения, извращения в интимной супружеской жизни (без подробностей). Блудное услаждение нечистыми мыслями, фантазиями и прикосновениями. Прикосновение к святыням в нечистоте.
4.4 Грехи и греховные проявления в семье
Нарушение супружеской верности (прелюбодеяние).
Отсутствие заботы о своей семье. Отсутствие любви и уступчивости. Стремление властвовать и эгоизм. Развод без серьезных на то причин, которые допускает Церковь, что является проявлением гордыни и безответственности.
Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений. (За что дается от Бога крест намного более тяжкий, чем рождение и воспитание детей). Безразличие к воспитанию детей в вере и заповедях Божиих. Оставление своего ребенка, в том числе с тяжелыми физическими недостатками (дети-сироты при живых родителях).
Жизнь верующих супругов в браке без благословения Божия (Венчания). Полное пренебрежение к постам и церковным праздникам в плане воздержания в супружеской жизни. Стремление к воздержанию без взаимного согласия обоих супругов.
4.5 Грехи по отношению к самому себе
Наркомания, пьянство, игромания, курение – как формы медленного самоубийства и разрушения образа Божьего в себе. Опьянение до скотского состояния. Азартные игры. Одуряющая музыка. Фильмы и компьютерные игры, смакующие сцены насилия, ужасов и убийства.
Непристойные анекдоты и блудные песни (попса и т.п.), танцы с бесстыдными телодвижениями. Злоупотребление косметикой и никчемными украшениями (вместо украшения души христианскими добродетелями). Болезненное внимание к моде, выражающей дух тщеславия и часто блуда. Осквернение души журналами, фильмами и компьютерными играми эротического и порнографического содержания.
Любовь к деньгам и имуществу. Расточительство вместо благотворительности. Жадность и корыстолюбие. Стремление хорошо устроиться в этой жизни в ущерб другим.
Объедение, страсть к лакомству. Употребление в пищу крови животных.
Сквернословие. Пустословие и болтливость. Тщеславное разглашение своих добрых поступков и добродетелей. Самолюбование, самомнение и гордость. Высокомерие, надменность, эгоизм. Любовь к похвалам.
Очень часто мы не придаем никакого значения тому, что не любим Бога, ненавидим своего ближнего, не верим в Слово Божие и остаемся полными себялюбия и гордыни.
5. Правила исповеди
Чтобы наша исповедь была угодна Богу, она должна быть искренней, правдивой, проникнута смирением и страхом Божиим. На исповеди не следует:
1) Исповедоваться в чужих грехах;
2) Рассказывать пространные истории. Исповедоваться общими словами. Мы должны сказать, в чем конкретно мы оказались недостойными любви Божией;
3) Говорить об уже исповеданных грехах, кроме тех случаев, когда мы их повторяем;
4) Что-либо утаивать, потому что мы тем самым смеемся над Таинством, но Бог поругаем не бывает. В результате, вместо прощения мы лишь усугубим свои грехи.
Молитва прощения грехов читается священником над покаявшимися. Если мы не собираемся отказываться от своей греховной жизни, то священник не имеет права от лица Бога отпустить нам грехи. Покаяние в таком случае не совершилось, исповедь превратилась в простой рассказ о своих грехах, которые остались на нас.
6. Путь покаяния
Нужно понимать, что даже если тебя простили все священники, патриархи, архиереи и весь мир, ты все равно не будешь прощен, если не удалишься от греха и не изменишь свою жизнь.
Покаяние не должно ограничиваться взрывом эмоций. Необходимо исправлять свои ошибки, не возвращаться к одним и тем же грехам, старательно исполнять заповеди Божии. Для борьбы с грехом требуется время, труд, навык в добродетели и содействие благодати Божией. Необходимы регулярные исповедь и Святое Причащение, чтобы жить во Христе постоянно.
Тяжкие грехи требуют сугубого покаяния, строгости жизни, терпения скорбей и смирения, понуждения себя на многие добрые дела. Как говорил святой Киприан Карфагенский (III в.): «Сколь много мы согрешаем, столь тяжко должны и плакать. Глубокую рану надобно врачевать прилежно и долго. Покаяние не должно быть менее преступления».
Не нужно забывать: то греховное, патологическое состояние, которое складывалось в течение десятилетий, не может измениться в один миг. Но не нужно унывать. Лечебница покаяния всегда открыта. «Впасть в грех свойственно человеку. Оставаться же во грехе свойственно не человеку, но сатане», — говорят святые отцы Церкви. Поэтому святые так усиленно просили Бога: «Даруй мне покаяние всецелое».
ПОДГОТОВКА ВЗРОСЛЫХ К СВ. ПРИЧАСТИЮ
Желающий причаститься должен подготовиться к этому Таинству соединения человека с Богом. Подготовка касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается ограничение в пище (пост) и воздержание от супружеских отношений. В дни поста исключается пища животного происхождения — мясные и молочные продукты и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты, растительная пища употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться (речь идет о телевизоре, компьютерных играх, развлекательной музыке и т.п.).
Продолжительность подготовки определяется благословением священника.
Необходимо примириться с тем, с кем находишься в ссоре. Простить обиды.
На кануне Св. Причастия нужно прочитать дома канон покаянный Господу, канон Богородице и канон Ангелу Хранителю. Также «Последование к Св. Причащению». Вполне возможно, что впервые готовясь к Св. Причастию, Вы не сможете прочитать все эти молитвы. Тем не менее, постарайтесь сделать максимум из того, что окажется Вам по силам. После полуночи уже не едят и не пьют — к Св. Причастию приступают натощак.
Новичкам, не имеющим навыка к молитве, лучше прочитать все обязательные молитвословия не за один раз, а постепенно в течение всего периода подготовки.
Перед Св. Причастием необходима исповедь на вечернем богослужении. Утром, во время литургии, исповедуют, как правило, лишь детей, кормящих или многодетных мам, престарелых или больных людей.
После Св. Причастия нужно стремиться быть в трезвении, воздержании и немногословии. По молитвослову необходимо прочитать благодарственные молитвы. В ночь после Причастия следует воздержаться от супружеских отношений.
Если по состоянию здоровья вы практически не можете поститься (болезнь, беременность, кормление грудью) или по уважительным причинам не можете быть на вечернем богослужении, или прочитать все положенные молитвы (например, Вы – мама с маленькими детьми), это не будет для вас препятствием к Св. Причастию.
Просмотров (2374)
Как подготовиться к исповеди
Как подготовиться к исповеди
Что значит быть православным? Иметь уровень знания о Таинствах и учении Церкви, подготовиться к Исповеди, ходить на богослужения, достаточно частое Причащение, совершать молитвенное правило и говорить молитву нужно ежедневно. Но Господь смотрит еще глубже, в сердце. Поэтому нужно сказать о о том, что человек истинно православный должен не только молиться искренне, но еще и работать над собой — зная заповеди Церкви и учение Святых Отцов, читая духовные книги, стараться делать добрые дела и искоренять в себе грехи мысленные.
С этого начинается правильная церковная жизнь и правильная подготовка к Исповеди человека, пришедшего в храм первый раз.Также все знают, что необходимо сделать список грехов, подготовиться, но важно не переусердствовать, а как — мы расскажем в данной статье.
Как подготовиться к исповеди первый раз
К Таинству Святого Причащения и Исповеди, которые совершаются в церкви, необходимо себя подготовить.
Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники, бывает, не могут отследить этого большого греха. Они говорят, что Господь наказывал их после причащения за дерзость скорбями.
Во время Исповеди в церкви человек называет свои грехи священнику после того, как подготовился дома — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, как власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”. Вот почему так важно подготовиться правильно.
В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали, пока подготовились, и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Особенно в первый раз как следует вспомните их, когда подготавливаетесь. Взрослый человек может на первой Исповеди вспомнить все грехи с детства.
Также нельзя к причащению приходить женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение. Нужно будет подготовиться второй раз, если женские дни начались внезапно.
Как подготовиться к исповеди и Причастию
Таинство Причастия установил Сам Христос во время Тайной Вечери перед Крестной смертью Своей и заповедал апостолам всегда причащаться ради памяти о Нем и жизни в вечности: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет подготовиться и причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.
Подготовиться к Таинству, через подготовку к причащению и исповеди, называемая по-церковнославянски говением, включает чтение особых молитв, пост и покаяние:
- Подготовьтесь двух-трехдневным постом. Ограничьте разнообразие в пище, откажитесь от мясной пищи, лучше — от мяса, молока, яиц, если вы не имеете тяжело болезни и не беременны.
- Старайтесь, когда подготовились, в течение этих дней читать утреннее и вечернее молитвенное правило постоянно и с вниманием. Читайте духовную литературу.
- Подготовьтесь тем, что откажетесь от шумных развлечений, посещения мест активного отдыха.
- За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (есть текст молитвы, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).
- Примиритесь с людьми, если у вас есть серьезные конфликты.
- Лучше посетить вечернее богослужение перед Литургией, за которой вы придете к причащению. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.
- Подготовьтесь так называемым литургическим постом — перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром перед причащением.
Исповедь по Десяти заповедям
Важнейшее для воцерковленного человека — не огорчать Господа, соблюдая Закон Божий, Заповеди Его, не стараться не совершать смертных грехов Божии были даны еще в Ветхом Завете пророку Моисею. Сегодня они не раз истолкованы и пояснены Церковью и Самим Христом в Евангелии: ведь Господь Иисус заключил Новый Завет с человеком, а значит, изменил смысл некоторых заповедей (например, о том, как чтить субботу: иудеи обязательно сохраняли покой в этот день, а Господь сказал, что нужно и людям помогать).
Также Десять заповедей называют Декалог (в переводе на латынь).
Отметим, что ставя запреты, Бог заботится о нашем духовном здоровье, чтобы мы не повредили духа и души, не погибли для жизни вечной. Заповеди позволяют нам жить в гармонии с собой, другими людьми, миром и с Самим Творцом, Который желает нам только лучшего и говорит об этом в Евангелии.
Кроме Десяти заповедей, Церковь говорит о семь смертных грехов, частично указанных в Заповедях. Смертных грехов семь, а заповедей десять потому, что не все заповеди являются запрещающими, а грех — это невыполнение определенного запрета. Сами названия смертных грехов также являются пояснениями к тому, как называется преступление той или иной заповеди.
Название «смертный» означает, что совершение этого греха, а особенно привычка к нему — страсть (например, человек не просто вступил в половую связь вне семьи, а имел ее долгое время; не просто разгневался, а делает это регулярно и не борется с собой) ведет к смерти души, необратимому ее изменению. Это значит, что если человек не исповедует свои грехи в земной жизни священнику в Таинстве Исповеди, они врастут в его душу, станут своеобразным духовным наркотиком. После смерти не столько Божие наказание, сколько сам человек вынужден будет отправить в ад — туда, куда ведут его грехи.
Правильно будет перечитать список Десяти заповедей и семи смертных грехов и определить, подготовиться, есть ли они у вас.
На Исповедь можно прийти и не готовясь к Причастию. То есть перед Причастием Исповедь необходима, а вот на Исповедь можно прийти и отдельно. Подготовка к исповеди — это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Если вам стыдно даже когда вы подготовились, назовите грехи в числе прочих коротко. Каждый православный человек должен регулярно приступать к Таинствам Исповеди и Причастия.