Как воспитывать подростка мальчика 15 лет: Как воспитать подростка: проблемы, сложности и способы их решения. Советы психологов и рекомендации педагогов | МИР ПОДРОСТКА – Психология 15 летних подростков — что нужно знать родителям

Содержание

Психология 15 летних подростков — что нужно знать родителям

Чем отличается психология подростка 15 лет? Наши советы родителям – от лучших специалистов и психологов, которые помогут решить проблемы понимания между поколениями, наладить атмосферу в доме, где есть дети подросткового возраста.

Особенность периода

Если ваш ребенок – 15 летний подросток, то вы наверняка сталкивались с тем, что общение затрудняется эмоциональными взрывами с его стороны, непонятными выходками или агрессией. Так как общаться с подростком в 15 лет, который практически стал взрослым человеком, но еще не умеет владеть собой и не всегда реагирует адекватно на окружающий мир?

Существуют определенные правила воспитания детей, которые распространяются и на повзрослевших школьников. В этой статье мы приведем комментарии психолога, советы по общению с детьми. Сегодня в каждой школе могут проводить какой-то психологический тест, который поможет выявить склонности и таланты ребенка, а также причины его эмоциональной неустойчивости.

Эмоциональная неустойчивость

Любые личные отношения в 15 лет складываются с большими трудностями.

Подростки могут не понимать других людей в силу своей незрелости, неподготовленности к жизни. Сейчас детям предлагают озадачиться выбором будущей профессии, но они думают только о том, как понравиться одноклассникам! В сознании ребенка бушуют новые страсти, происходит переориентация ценностей и смыслов.

Чувства и эмоции детей становятся более резко выраженными, часто реакция подростка выглядит как немотивированная агрессия. Проявляется очень сильная потребность в общении. Иногда на поведение детей влияет отношение учителей – если их оценка или другие действия несправедливы, излишне строги или просто игнорируют вопросы и обращения детей. Одна из важных способностей, которая формируется в это время – умение адаптироваться в классе, обществе, в компании сверстников. И сплошной стресс по этому поводу – результат массового воздействия на психику ребенка.

Полярность психики

В 15 лет ребенок испытывает некое раздвоение в сознании и чувственной сфере. С одной стороны – гормональный взрыв, половое влечение, которое захватывает все тело и разум. С другой – внезапный интерес в противоположному полу, резкое «взросление» сознания и новый взгляд на окружающий мир.

Уже 12-летние подростки чувствуют первые перемены, а к 15 годам накапливается некоторый опыт, который может быть зачастую негативным.

Особенность подросткового периода – ярко выраженная полярность всех ощущений. Резкие перепады – от бурного веселья до апатии и даже депрессии – могу быть у многих, особенно у детей, предрасположенных к одиночеству. Дают о себе знать комплекс неполноценности, разные страхи и тревожность. Однако, если парень или девушка испытывают эмоциональный подъем, то их оптимизм, жизнерадостность и интерес к учебе или хобби будут стремительно прогрессировать.

Важно поддерживать в ребенке уверенность в себе, взращивать в его душе зерна оптимизма. Пусть подросток знает, что родители его любят и принимают всегда и при любых обстоятельствах. Тогда все «острые углы» в общении, колючесть и резкость детей будут смягчаться и нивелироваться. Пусть в них формируются конструктивные качества –

Чувство взрослости

Воспитывать 15-летнего подростка нелегко – его настигает первая любовь, учеба уходит даже не на второй план, а на двадцать второй!  Не нужно давить на юного влюбленного – все равно это ни к чему не приведет. Дети в этот период пробуют выстраивать отношения, каждое увлечение воспринимается как «любовь всей жизни». Поэтому запреты на свидания или переписку в социальных сетях с предметом воздыхания бессмысленны.

Если у девушки нет парня в 15 лет, то она может чувствовать себя изгоем в школьной компании. Как правило, с кем-то встречаться в эти годы – едва ли не обязательное условие школьного социума. Отсутствие поклонников – показатель «ущербности», одиночество, даже добровольное, в старших классах не ценится и не принимается.

Важно наличие хороших психологических условий, а также поговорить с дочерью о том, как надо грамотно выстраивать отношения с противоположным полом, не комплексовать по поводу отсутствия молодого человека. Простой разговор по душам может многое изменить во взаимопонимании между детьми и родителями.

Любознательность

Также в 15 лет отношения сексуального плана заводят просто из чувства любознательности и любопытства. Зачастую этот интерес провоцируется окружающими – вся реклама, музыкальные клипы, фильмы – все кричит о том, как важно и притягательно иметь сексуальную внешность и бурные отношения. Настоящая женщина подается как темпераментная, страстная и яркая, а мужчина – «самец» и покоритель женщин, который не знает отказов со стороны противоположного пола. Эти символы, знаки и образы задают некий вектор для подростков в текущем периоде взросления, которые стремятся соответствовать общественным стандартам, есть сильное желание стать популярными и востребованными на биологическом уровне, в «стае». Во многих случаях это превосходство обеспечивает успех в карьере, материальном преуспевании – ведь все взаимосвязано и базируется на психологии индивида и толпы.

Дети в 15 лет уже многое знают и понимают, но не имеют личностного опыта изменения отношений. Хотя в современных школах многие подростки к этому возрасту не только обладают опытом половой жизни, но меняют партнеров, что иногда заканчивается нежелательной беременностью у девочек. Если друзья ваших детей уже проходили подобное, важно, чтобы ваш ребенок сделал некие выводы.

Внешность – источник недовольства

На фоне интереса к противоположному полу возраст 15 лет обостряет и самовосприятие подростка на почве его меняющиеся внешности. Дети быстро растут, кто-то на фоне гормональной бури набирает вес, портится кожа. Смотреть на себя в зеркало для многих девушек бывает тяжелым испытанием – они очень переживают по поводу любой мелочи, к тому же трудно привыкнуть к быстрым изменениям, сбивчивой работе сальных желез. Внешность привлекает все больше внимания, часто сверстники комментируют в негативном ключе чужой внешний вид, что добавляет страданий.

Реакции своего тела у подростков зачастую удивляют и дезориентируют. Для девочек может быть болезненным первый опыт месячных, когда боль поглощает и ты не понимаешь, что происходит! Позаботьтесь о девушке, объясните, как справляться с этой регулярной проблемой.

Просто помогите сыну или дочери – не отказывайте им в праве носить одежду, которая им нравится, пусть экспериментируют с пирсингом (в рамках разумного) или цветом волос. Когда появляются новые модные тенденции – вместе сходите в магазин, обсудите смену гардероба. Многие родители запрещают носить дочерям короткие платья или слишком яркие вещи – но ведь в более старшем возрасте в офисе сложно будет свободно самовыражаться через внешний облик! Пусть этот временной отрезок запомнится ребенку как «золотой» период, когда можно практически все!

Собственная позиция

Так как же достучаться подростка, который замыкается в себе, огрызается, но при этом часто страдает и очень мечтает о любви и признании? Помогите сформировать свое мнение о мире и людях, не навязывайте свой опыт.

Чтобы найти ключ к понимаю с ребенком переходного возраста, важно помнить: он уже не ребенок в прямом смысле слова. Сложность ситуации – именно в «переходности» данного периода. Не мешайте дочери или сыну «ломать» сложившиеся устои в семье или общении. Пусть он сам обретет необходимый ему или ей опыт, ведь только так произойдет «накопительный» эффект и человек становится взрослым.

Однако важно дать понять подростку, что вы всегда рядом, поддержите, подбодрите и поможете. Говорите с ним, но не навязывайтесь, просто будьте рядом, уделяйте внимание. Чувство защищенности, надежности – это верный рецепт снижения тревоги и решение проблемы возможного суицида, срывов или любых переживаний. Если в семье обстановка гармоничная и стабильная, стрессы позднего школьного периода не будут большим испытанием для детей и их окружения.

 

Воспитание подростков

 
Воспитание подростков. 

Помочь родителям подростка — основная задача этой статьи. Мы уверены, что прочитав ее полностью, вы сможете лучше понять, как сделать воспитание подростка более эффективным, предотвратить или сгладить конфликты. Узнаете психологические основы воспитания подростков.

В ней вы найдете информацию о психологии подростка, конкретные рекомендации по воспитанию подростка, которые помогут избежать типичных ошибок родителей в воспитании подростков, сохранить гармоничные отношения в семье, помочь подростку и взрослым успешно справиться с трудностями переходного возраста. Часто конфликты подростков и родителей происходят из-за элементарного незнания последними психологических особенностей подросткового периода развития.

Надеемся, что эта статья поможет родителям и другим взрослым успешно преодолеть все трудности в воспитании подростка.
 

Структура статьи.

  • Психологические особенности подросткового возраста.
  • Типичные ошибки родителей в воспитании подростка.
  • Рекомендации родителям подростков.
  • Учет индивидуальных особенностей в воспитании подростков.
Психологические особенности подросткового возраста. 

О том, как воспитывать подростка написаны сотни книг и тысячи статей, но часто они основаны на личном опыте автора и его мировоззрении. 

В этой статье мы опираемся исключительно на информацию, подтвержденную многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями, результаты которых опубликованы в научной литературе. 

Родители и педагоги часто выделяют отдельные темы в воспитании подростков: нравственное воспитание, половое воспитание, физическое воспитание, духовное воспитание и т.д.  Но любое направление воспитания подростков только тогда эффективно, когда оно осознанно и основывается на возрастных особенностях подросткового периода развития человека. 

Речь пойдет о возрасте 11-18 лет. Хотя границы подросткового возраста  достаточно условны, у кого-то он может начаться чуть позже, у кого-то чуть раньше.В статье нет деления на подростков-мальчиков и подростков-девочек. Все в ней сказанное относится к подросткам вне зависимости от их пола. Разумеется, некоторые типичные подростковые реакции проявляются у девочек — подростков чаще в более скрытом виде, чем у подростков -мальчиков, а некоторые, наоборот, у девочек более выраженные, чем у мальчиков.

Все знают, что период от рождения до трех лет является очень важным в развитии ребенка. Полученный в это время опыт во многом определяет  дальнейшее становление человека и сказывается на всей жизни.

Но гораздо меньше известно, что подростковый период оказывает не менее важное влияние. Связано это с тем, что в подростковом возрасте возникает второй период повышенной пластичности мозга, 

т.е. способности головного мозга к изменениям под влиянием внешней среды. 

Повышенная пластичность мозга в подростковый период дает возможность позитивных результатов в воспитании подростка, но и одновременно является зоной риска, т.к. последствия неблагоприятного внешнего воздействия могут быть сильными и сохраниться на всю жизнь.

Подростковый возраст – это период, когда человек приобретает набор навыков и способностей, необходимых ему для дальнейшей самостоятельной жизни.
 
В это время формируются способности осознавать потребности других людей, их мотивацию и намерения; умение планировать и достигать поставленных целей; прогнозировать последствия своих действий; контроля собственного поведения и эмоций.

Знание и учет психологических особенностей подростков помогут родителям избежать ошибок в воспитании своих детей подростков.

Что необходимо знать и учитывать в воспитании подростков. 

  • В подростковом возрасте возникает потребность в отделении от взрослых, ощущении себя самостоятельным и независимым. Именно эта потребность часто лежит в основе подросткового негативизма, стремлении подчеркнуть свою индивидуальность, сопротивлению взрослым.
  • Подростки нуждаются в признании со стороны сверстников. Для большинства подростков мнение приятелей может быть более значимым, чем мнение взрослых, в том числе и родителей. Часто это приводит к неразумным поступкам в компании сверстников. С другой стороны, отвержение со стороны сверстников приводит к эмоциональным проблемам подростка, чувству одиночества и проблемам в общении, которые могут закрепиться на всю жизнь.
  • Всем людям не безразлично внимание окружающих, их мнение и отношение. Но в подростковом возрасте это проявляется в значительно большей степени, чем у взрослых. Подростки становятся более чувствительными к мнению и оценкам окружающих (особенно сверстников), они часто преувеличивают внимание окружающих к себе, особенно остро переживают чувство отверженности сверстниками, одиночество.
  • В подростковом возрасте положительные эмоции кажутся сильнее и ярче, чем в других возрастах, при этом самоконтроль еще недостаточно развит. Саморегуляция подростков еще не сформировалась. Для подростков характерно стремление к получению вознаграждения «здесь и сейчас», но они менее склонны избегать ситуаций, в которых могут что-то потерять или потерпеть неудачу. Стремление получить немедленное вознаграждение часто берет верх над здравым смыслом, т.к. они в меньшей степени способны контролировать свое импульсивное поведение, особенно в компании сверстников. Очень часто подростки совершают какие-либо нежелательные поступки не из-за незнания, а под влиянием сиюминутных эмоций.
  • В обычных условиях подросток часто способен на такой же уровень самоконтроля, как и взрослые. Но беспокойство, усталость или стресс в гораздо большей степени влияют на его способность к самоконтролю, чем у взрослых. (Это связано с неразвитостью префронтальной коры головного мозга, ответственной за саморегуляцию). В эмоционально нестабильном состоянии или под внешним влиянием качество принимаемых им решений ухудшается.
  • Из-за повышенной возбудимости лимбической системы головного мозга подростки проявляют большую эмоциональность, переживают эмоции острее, чем взрослые,  а также стремятся получить более яркий и интенсивный опыт – психологи называют это «стремлением к чувственному опыту».
  •  В случае негативных эмоций у подростков снижается активность в областях мозга, отвечающих за контроль над эмоциями и понимание того, что им говорят. Саморегуляция подростков при негативных эмоциях снижается гораздо сильнее, чем у взрослых.
Типичные ошибки родителей в воспитании подростка.
  • Излишний контроль, попытки все регламентировать. Отношение как к маленькому ребенку. Не считаются с желаниями и мнением подростка. 

    Тем самым родители или подталкивают подростка к бунту, к выраженной реакции эмансипации или подавляют его самостоятельность.

  • Пытаются воздействовать только авторитарным способом, используют исключительно запреты и наказания. Считают, что главное, чему должен научиться ребенок – это послушание, покорность и почитание авторитетов.

    Жесткие авторитарные воспитательные меры часто подталкивают ребенка к изощренному вранью из-за страха наказания. Исследования показывают, что авторитарный стиль воспитания не способствует здоровому развитию, часто приводит к меньшей самостоятельности и настойчивости в дальнейшей жизни, неуверенности в нестандартных ситуациях.

  • Пускают все на самотек, уступают всем капризам ребенка, ничего не контролируют, избегают конфликтов. 

    Это может привести к воспитанию низкой мотивация к достижениям, к большей степени подверженности влиянию со стороны сверстников и нарушениям поведения. Тормозит развитие саморегуляции подростка.

  • Ругая за что-либо, оценивают не сам поступок и его последствия, а личность подростка. 

    В этом случае родители провоцируют протестную реакцию или ощущение беспомощности и отверженности у подростка.

  • Недооценивают степень влияния сверстников. Не придают значения, если у него нет друзей
     
    Если у подростка нет друзей, то это повод для беспокойства. Так же из-за подверженности влиянию сверстников очень важно его окружение. Иногда даже следует поменять школу или класс, если подросток оказался в изоляции или в  неподходящей компании сверстников (но делать это надо в крайних случаях). 
  • Недооценивают внешние обстоятельства, когда требуют от подростка осознанного поведения и самоконтроля. 

    Подросток часто просто не может себя контролировать, противостоять каким-либо обстоятельствам. Вспомним, что саморегуляция подростков еще недостаточно развита.

      

  • Пытаются воздействовать на подростка «на эмоциях», в стрессовой ситуации.

    В стрессовой ситуации мозг подростка просто хуже способен к аналитической работе. До подростка просто может «не доходить», что ему говорят рассерженные взрослые.

  • Неумеренно поощряют подростка даже за незначительные успехи, тем самым приучая к получению «удовольствия» без особых усилий. 
Это может привести к развитию эгоцентричности, а также к тому, что во взрослой жизни человек испытывает постоянные разочарования, теряется в ситуации, когда к нему предъявляют какие-либо требования.
  •   Не учитывают индивидуальные особенности подростка и современные условия жизни.  Действуют по принципам: «Что хорошо для меня, то и для него». «Что мне нравится, то и ему это должно нравится» и т.п.

    Все люди разные. Во многом личностные особенности человека обусловлены свойствами его нервной системы, зависящими от генотипа и формирования в пренатальный период. Как учитывать индивидуальные особенности в воспитании подростка — чуть ниже в этой статье.

Рекомендации родителям по воспитанию подростков. 

Главное, в чем могут родители помочь своему ребенку в успешном преодолении всех трудностей подросткового периода, — это создание поддерживающей и психологически безопасной атмосферы в семье.

Основные принципы воспитания подростка: 

Проявления любви.
Справедливость.
Оказание поддержки.
 

Основные средства воспитания подростка:
 
Общение, разговор.
Контроль.
Совместные мероприятия.
Личный пример.

Пластичность нервной системы, то есть степень восприимчивости человека к влиянию окружающей среды, предопределена генетически.  Другими словами, кто-то больше подвержен внешним воздействиям, кто-то меньше. Но внешняя среда способна оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие подростка в зависимости от ее содержания. И хотя генетический код определяет силу влияния среды на развитие подростка, будет ли это влияние положительным или отрицательным, зависит от условий окружающей среды.  А семья — это важный фактор, влияющий на развитие подростка. 

Если человек растет в благоприятной обстановке, то это делает его психологически более устойчивым, а если условия его жизни неблагоприятные, то наоборот. Именно проявления любви и безусловного принятия создают благоприятную и психологически безопасную «среду обитания» для человека, особенно для подростка.

Проявления любви  не противоречат твердости в установке границ и требований к подростку. Более того, сами подростки нуждаются во внешнем контроле, установке границ приемлемого поведения и правил. Но если подросток не будет чувствовать, что родители его любят, то, скорее всего, воспримет требовательность как жесткость, несправедливость или слишком суровое наказание. 

Часто подростки чувствуют себя в семье одинокими.

Рекомендация 1.  Проявляйте свою любовь, не скупитесь на ласку и похвалы. Даже когда ругаете подростка, никогда не оценивайте его личность, говорите только о конкретном поступке и его последствиях. Не ставьте свою любовь к нему в зависимость от его успехов, соблюдения правил и каких-то поступков.

Рекомендация 2. Помогайте развивать уверенность в себе, давайте возможность совершать самостоятельные поступки и принимать решения. Поддерживайте его потребность в самостоятельности.

Рекомендация 3. Участвуйте в жизни подростка. Но без навязчивости и избыточного контроля, не пытайтесь по любому поводу «влезать в душу». Просто разговаривайте, интересуйтесь его жизнью без морализаторства и «воспитательных» речей. Помогайте в планировании, постановке целей и способах их достижений.

Рекомендация 4. Если ставите какие-то ограничения, то обосновывайте их, четко формулируйте правила поведения и требуйте их исполнения. Если правила и ограничения будут обоснованные, с учетом возможностей подростка, то они не будут им восприниматься, как нечто негативное. (Что вовсе не означает, что он всегда будет их соблюдать). Лучше мотивировать подростка потенциальной наградой, чем угрозой наказания или лишения чего-либо.

Рекомендация 5. Не прибегайте к суровым наказаниям. Физическое наказание или наказание, унижающее подростка, не является эффективным. Наказание должно быть строго за конкретный поступок, обоснованным, конкретным и ограниченным во времени. Лучше совсем обойтись без наказаний, заменив их выражением неодобрения и объяснением, почему это плохо и к каким последствиям (в том числе и лично для вас) это привело.

Рекомендация 6. Не имеет смысла воздействовать на подростка через крик: он обращает больше внимания на эмоции говорящего, чем на содержание его речи.  

Рекомендация 7.  Не стесняйтесь сообщать подростку о своих эмоциях и чувствах, которые вызываются его поступками. Подростки могут не понимать, что на самом деле и почему чувствуют родители и неправильно интерпретируют их действия и слова. (Для этого есть очень эффективная техника «Я — сообщение», в конце страницы есть ссылка на он-лайн тренинг для родителей по общению с подростком, очень рекомендуем).

Рекомендация 8. Исследования показывают, что уровень развития саморегуляции подростка – это одна из основных личностных характеристик, от которой зависит его успешность.  В развитии саморегуляции подростков хорошо помогают занятия спортом, а также установление системы разумного контроля за его поведением.

Отдельная тема — сексуальное воспитание подростков. Рекомендуем статью на нашем сайте на эту тему. Как родителям объяснить ребенку, что такое секс.  

Учет индивидуальных особенностей в воспитании подростков.
 
Люди рождаются с разными особенностями нервной системы.
Приведем цитату из книги выдающегося отечественного психолога В.Н.Дружинина «Психология семьи».

«Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда — человек. Для него семья — главный и основной компонент среды, в которой он живет ….» 

Многие особенности личности и психологического развития детей определяются биологическими предпосылками. Изменить их мы не в силах. Но мы можем принимать их во внимание при общении с человеком. Разумеется, у каждого человека бывает разное настроение, он по-разному ведет себя в зависимости от обстоятельств, проявляет разные эмоции и т.д. Но у каждого есть индивидуальные, наиболее ярко выраженные черты личности, проявляющиеся в поведении и эмоциях. Ниже приведем несколько рекомендаций, как учитывать наиболее часто встречающиеся сильно выраженные индивидуальные особенности подростков.

1. У подростка повышенная активность, он очень не любит однообразия, ему очень некомфортно находиться в одиночестве. Он постоянно жаждет общения, склонен к частым сменам увлечений и видов деятельности, но редко доводит начатое до конца, он невнимательный и имеет постоянные проблемы с дисциплиной, может переоценивать себя, стремится выделиться, заработать похвалу.
В этом случае лучше уделять больше внимания контролю и помощи в планировании времени. А главное — проявлять интерес к жизни подростка, к его увлечениям и эмоциям, чтобы он не ощущал безразличия родителей к себе. Но если родители будут чрезмерно пытаться контролировать абсолютно все и ограничивать самостоятельность, навязывать очень жесткие правила, осуществлять мелочный контроль, то это может подтолкнуть его к «бунту». Подросток будет искать способы избежать обходить контроля и жить своей жизнью, скрытой от родителей.

2. У подростка наблюдается повышенная утомляемость, раздражительность и склонность беспокоиться по поводу своего здоровья. Могут быть неожиданные вспышки эмоций по незначительному поводу.  Как правило, все это сочетается с аккуратностью и дисциплинированностью.
В этом родителям не стоит чрезмерно опекать подростка, пытаться контролировать каждый его шаг, постоянно все запрещать и наблюдать за ним. Все это будет способствовать усилению несамостоятельности и неуверенность в себе, нерешительности и неумению постоять за себя. Здесь большую роль будет играть нормальный, упорядоченный ритм жизни, чередование умственных и физических нагрузок.

3. Очень сильная склонность к самоанализу и бесконечным рассуждениям, постоянные колебания при принятии решений. Нерешительность и колебания в действиях особенно в ситуациях, когда необходимо сделать самостоятельный выбор, тревожная мнительность. Все это сочетается с опасениями, как бы чего не случилось ужасного и непоправимого с ним самим и особенно с близкими людьми.
В этом случае для подростка нежелательно, когда родители сильно «грузят» его своими ожиданиями и надеждами в отношении его будущего.  Делают подростка ответственным за воплощение в жизнь их собственных несбывшихся надежд, возлагают недетские обязанности. Такие особенности подростка, как мнительность, нерешительность, склонность к тревоге по каждому поводу будут усиливаться.

4. У подростка очень сильно выражен эгоцентризм и жажда внимания окружающих. Он часто сочиняет и фантазирует с целью приукрасить себя и свои достижения.  Переживания и эмоции носят театральную наигранность.
Эти черты личности получат подкрепление и будут усиливаться, если родители подростка будут всячески ему покровительствовать, ограждать от любых трудностей и неприятных обязанностей, неумеренно восторгаться мнимыми способностями и придавать излишне большое значение его достижениям. Другими словами, все время восхищаться подростком, даже в тех случаях, когда его реальные способности и достижения не очень велики.

Мы привели всего несколько примеров ярко выраженных индивидуальных особенностей и их учета в воспитании подростка.
Но кто лучше родителей знает своего ребенка?  Присмотритесь к его поведению и эмоциям. Попробуйте проанализировать, — какие ваши действия вызывают ту или иную его реакцию. Подумайте в чем и как вы можете ему помочь. Одни и те же слова и действия могут воздействовать по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей подростка.

В заключение отметим следующее.

К сожалению, не так редко встречаются случаи, когда родители тяготятся подростком, хотя гонят от себя подобную мысль и не признаются в этом себе. В этом случае подросток не получает эмоционального тепла, хотя родители и заботятся о нем, проявляют внимание к его воспитанию. 
В зависимости от индивидуальных черт личности подростка его реакция может быть разной – от ухода в оппозицию к родителям до стремления всеми силами завоевать их любовь. Но в любом случае такая ситуация психологически травматична для любого ребенка, несмотря на заботу родителей, он все равно чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.
Почему так происходит? Как правило, причины кроются в детстве самих родителей.
Что делать родителям, если они осознают такое свое отношение к ребенку? Здесь каждый самостоятельно должен найти ответ на этот вопрос. Часто в этом помогает консультация психолога.

И последнее, в разрешении и профилактике конфликтов с подростком важную роль играет способ поведения родителей в конфликтных ситуациях. 

Рекомендуем прочитать статьи на нашем сайте и пройти он-лайн тренинг по общению с подростком.

Как родителям объяснить ребенку, что такое секс.

Конфликты подростков и родителей. Что делать?

Интерактивный он-лайн тренинг по общению с подростком

Как правильно воспитать подростка?

Подростковый возраст один из тех периодов, когда мамам и папам приходится нелегко в воспитании детей. Также, эксперты отмечают, что этот отрезок времени не самый простой и в жизни ребенка тоже. Ведь, у подростка начинается борьба с самим собой, с окружающим миром и со взрослыми. Чтобы ребенок вошел во взрослую жизнь с правильными целями и с гордо поднятой головой, его нужно направить, и поддержать, а это уже зависит от воспитания родителей.

Важность подросткового возраста 

Особенность подросткового возраста — это когда подросток делает шаг во взрослую жизнь, и в его жизни происходят решающие моменты, которые обеспечат ему хорошее будущее. Примерно, этот период длится 6-7 лет. К примеру, уже в одиннадцать лет у него/нее начинаются психологические изменения, да и не только психологичекие, но и физически все подростки меняются.  Молодой организм на пути к половому созреванию проходит множество трудностей. Поэтому рост числа эстрогенов у девочек, а количество тестостерона у юношей является вполне нормальным явлением. Также стоит помнить и об андрогенах, уровень которых так же растет, и способствуют формированию вторичных половых признаков. Все эти изменения, как вы знаете приводят к: перемене настроения, появлению прыщей на коже у подростков, к физическим изменениям, кто-то набирает в весе, а кто-то наоборот становится худым, повышается возбудимость, которая после сопровождается чрезмерной импульсивностью. Также у некоторых могут преоблодать негативные чувства: тревога, отреченность, а некоторые подростки начинают увлекаться вредными привычками. Они становятся очень чувствительными, большое значение начинают уделять взаимоотношениям со сверстниками. В этом отрезке времени все подростки примеряют на себе различные роли, так как они ищут себя и свое предназначение в жизни. Девочка подросток без настроения

Возраст с 10-11 до 14 лет

Этот время психологи оценивают как период, когда ребенок прощается с деством и переходит к наступающему взрослению. Сильное стремление стать частью мира бывает очень , что первым делом подростки находят себе друзей, или же вступают в группы со сверстниками, где есть похожие на них люди. однако в правильную они входят группу или нет, показывает время. Важно, чтобы родитель в этот период времени следил за ним. В данный период реакции со стороны ребенка не всегда понятны, ведь на это влияет гормональный диссбаланс. У подрсотка будет слабая память, может даже тормозить мышление. Если одни дети готовы скрыть обиду, и не показывать своих чувств, то другие , наоборот бунтарствуют, демонстрируют отвержение всяких норм.

Возраст с 14 до 16 лет

Это время, когда у него четко формируются моральные устои. В любй конфликтной ситуаций он ярко выражает свое мнение, и не важно прав он/она или нет. Проявляя свое мнение, он может грубить, кричать, и даже заплакать, а это все гормоны. Иногда, познавая мир дети могут попасть не на тот путь. И поэтому, для родителей должны послужить сигналом такие действия со стороны ребенка, как чрезмерное уединение и излишняя замкнутость. Конечно, он имеет право размышлять о жизни наедине с самим собой, однако не всегда. Порой подростки под давлением социальных обстоятельств не проявляют желаемых эмоций, и впадают в крайности. К примеру, если ребенок часто замечает, как врут родители и видят небрежное отношение к себе, то не хотят, да и не будут открываться родителям. Вследствий чего, они показывают свое недовольство разными способами. Если одни уходят из дома, то другие могут спиваться и курить.

Возраст с 16 до 17 лет

17 лет — в этом отрезке времени ребят ждет один из важных событий в жизни. Они выбирают свой жизненный путь, перед ними предстоит выбор будущей профессии. На данном этапе поддержка родителей очень важна. Если ваш ребенок не справляется с поставленными задачами, то не упрекайте его, а станьте ему опорой. Ведь, самый переломный момент приходится на окончание школы, и даже если он будет долго думать над будущей профессией, пусть так и будет. Но, и гиперопекать его тоже не стоит, как никак вашему ребенку уже семнадцать лет. Ведь, чрезмерная забота взрослых может придать неуверенности и нерешительности. Поэтому , он/она должны сами определиться с выбором своего жизненного пути. 

Какие методы использовать при воспитании подростка? 

Все взрослые — это дети в прошлом. Поэтому, подросток будет хотеть испытывать разные эмоции: правильные, неправильны, острые, болезненные и т.д. И поэтому, в случае отрицательных ощущений или негативной ситуации он не сможет правильно поступить, вы должны быть рядом. Но, а самое главное дать ему правильное воспитание.

Метод  убеждения 

Три самые главные составляющие при воспитании ребенка – это забота, любовь и уважение. В момент воспитательной беседы необходимо приводить такие аргументы, которые станут важными моментами и будут держать заинтересованность подростка лишь на возникшей ситуации. Да, не все люди убеждаемы, но главное дать понять своему ребенку, что родителей слушаться надо, хотя бы до несовершеннолетнего возраста. И как раз таки, данный метод может действовать на разум юного человека с положительной стороны. 
девочка обижена на мальчика

Метод обучения и стимулирования

Если вам интересна тема воспитания подростка, то вы долны знать еще о двух полезных методах. К примеру, метод обучения — является одним из практических и доминирующих средств в психологии. Можно обучать словами, наглядным примером и действиями. Обучение лучше всего действует на ребенка с малых лет, как вы обучите его всему уже в маленьком возрасте, так и он будет показывать себя, когда встанет тем же подростком.

Второй метод – это стимулирование. Благодаря этому методу можно сподвигнуть ребенка на достижение целей, стать для него стимулятором. Пробудить в нем желание, дать импульс, сделать толчок мыслям и чувствам. 

Метод демонстраций 

Наверняка многие из вас знают, что подростки девочки и мальчики сильно не отличаются. Но все же существуют некие различия в их воспитании. Если говорить о методе демонстрация, то первым делом на ум приходит любовь. Демонстрация любви — ребенок всегда должен знать, чувствовать комфорт и уют в доме. Поэтому важно окружать его не только заботой, но и любовью. В любой не понятной ситуаций, выражайте поддержку своим детям. Не только мама, но и папа, дедушка, бабушка, братья и сестры должны принимать участие в жизненных планах подростка. 

Строгий метод 

Думаю этот метод просто необходим в воспитании детей, темболее подростков. Чтобы ребенок не сел вам на голову, иногда нужно уметь говорить ему нет, и проявлять строгость. Есть такая вещь, как внешний контроль, и очень важно, чтобы его четко и правильно озвучивали взрослые. Только в таком случае, есть большие шансы на то, что ваш ребенок в будущем сможет принимать самостоятельные решения.  


Естественно не стоит забывать и соблюдать последовательность в своих действиях и поступках. Агрессия, чрезмерная строгость, или же рукоприкладство могут вызвать замкнутость со стороны подростка. Контроль также нужно со временем понижать, то есть ребенок должен делать самостоятельные шаги к правильной цели постепенно, но в правильном направлений. Главное, чтобы подросток сам ощущал контроль над своим поведением, разбирался в том, что он делает правильно, а что — нет.

Если вы будете следовать этим методам при воспитании подростка, то добьетесь хороших результатов. Самое главное, чтобы у ребенка в голове, то есть в его самосознаний проявлялось чувство саморегуляриции.родители с психологом

Советы родителям при воспитании подростка

Дети боятся реакции родителей

Не показывайте своему ребенку недовольства в его сторону. Вот совсем! Ведь, подростки уже в таком возрасте, когда все чувствуют. Даже если вы молчите, или посмотрите с критикой. В таком случае, ваш сын/дочь могут среагировать негативно, и испытать тревогу. Для начала он перестанет вам доверять, а потом и вовсе воспринимать вас всерьез.

Если нет проблемы, не накручивайте себя 

Также вы должны быть честны с собой. В случае, если ваш ребенок решил перекраситься в синий или розовый цвет волос, то это настолько глобально, или же вы стесняетесь своего ребенка? Ведь, на самом деле это мало кого волнует, просто подросток таким образом может самовыражаться. На это могут влиять и гормональные изменения. Просто дайте ему время, и поговорите с ним. Главное, чтобы действия не угрожали его жизни.

Отличие в воспитании девочки и мальчика-подростка

Гланым отличие заключается в том, что мальчику нужно доверять, а вот о девочке необходимо заботиться и оберегать. Чрезмерная забота о мальчике это не есть хорошо, ведь он может воспринять это как не доверие в свою сторону. Также, как отмечают многие психологи от отсутствия веры, у него не будут просыпаться чувства самостоятельности. В случае с девочками, все обстоит наоборот. Если ей дать полную свободу, то она может подумать, что ее присутствие никому не нужно.

Если верить именитым психологам, то чувства девочки и мальчика уже с детства отличаются, это также нужно учитывать. При самоятоятельном выборе или в решений какого-либо вопроса мальчика необходимо поддержать. Также парней подростков всегда нужно мотивировать. 
Мальчик и девочка подросток

Ошибки взрослых при воспитании мальчиков

Общество считает правильной позицией, когда мальчика нужно воспитывать с кнутом, да так, чтобы боялся родителей и слушался их. По мнению многих родителей, только так может вырасти настоящий мужчина. Но папы/отцы не принимают в расчет опыт, который они получили от своих родителей, ведь былая диктатура оставила в их памяти явно не приятные воспоминания. Может правильным и будет то, что мужественность прививается с детства. Но нельзя забывать о том, что может вырасти безчувственный тиран, а он должен чувствовтать заботу и любовь, чтобы в будущем он мог проявлять тепло и заботу к другим. Также специалисты отмечают, что лучше не использовать такую фразу, как: «Ну, ты же будущий мужчина!» В этот момент у  ребенка меняется психика, а взросление не происходит сразу, а поэтапно. Нельзя чересчур и баловать ребенка. Конфликты на глазах подростка, где отец может поднять руку на мать, или же дочь, в будущем станут для него нормальной вещью, и он будет делать то же самое по отношению к своей жене. Такая ошибка взрослых происходит из-за их несогласованности между собой. Формированию подростка пагубным является — сравнение со сверстниками. Нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то. Надо, чтобы у него в голове была заложена здоровая конкуренция. 

Отец с сыном

Ошибки взрослых при воспитании девочек

Ошибок в воспитании девочек подростков также много, как и в воспитании мальчиков подростков. Одним из ошибочных методов считатся чрезмерная строгость. Если девочки в детстве не получат заслуженной нежности, заботы со стороны отца и матери , то в будущем они не смогут делиться тем же со своими детьми, семьей. В воспитании девочки, как многие считают важна роль не только мамы, но и папы. Если отец строг во всем, и не проявляет заботы к девочке, то дочь может замкнуться в себе, и затаит обиду на мужской пол в целом. Если геперопекать девочку, то и это не принесет ничего хорошего. Вседозволенность, капризы, придирчивость во всем, в будущем усложнит ей жизнь. Конечно, мать для каждой девушки это лучшая подруга. Однако, нельзя терять уважение в отношениях мамы и дочьки. Ведь, если между ними произойдет конфликтная ситуация, то это впервую очередь заденет чувства матери. И поэтому, девочка любом случае должна с почтением относиться к матери. Бывают такие случаи, когда родители так хотели мальчику, но судьба дарит им девочку. И тут мужчины на подсознательном уровне воспитывают из девочки мальчика, и получается мужеподобная девочка. 

Девочка подросток на приеме у психиатра

Советы психологов

Взрослые думают, что, когда ребенок маленький, он нуждается в  заботе и во внимании. На самом деле, это действительно так. А подросток в свои 15, 16 лет становится большим ребенком. Ведь родитель всем сердцем заботиться о новорожденном малыше, следит за его первыми шагами и т.д. Также необходимо заботиться и об подростке, только в его становлении уже как личности. Самым лучшим способом, который сблизит вас с подростком и поможет ему — это диалог, и ни что не может сравниться с данным методом. Внимание, уделяйте своим детям больше внимания. К примеру, зная круг общения ребенка, зная о его даже самых незначительных проблемах, вы показываете свою заинтересованность в жизни сына/дочери. Этот период, когда он переходит из детства в мир взрослых являются для него самыми сложными. Самый пик, когда он нуждается в вас, в вашем с ним общении, хочет быть услышанным. Для каждого ребенка, его родители — это пример. Поэтому, психологи советуют уже внутри семьи показывать правильный пример: запрет на использование бранных определений, рукоприкладство, осуждение, сплетни и т.д. Если сын/дочь не будут видеть всего этого, то высока вероятность, что вырастит достойный человек, который найдет свое место под солнцем. 

Читайте также

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Поделитесь с друзьями:

полезные советы – Развитие ребенка