План-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме: «Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник»
Проект занятия по ФЭМП с воспитанниками второй младшей группы.
Воспитатель: Смирнова Н.С.
Тема: «Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник»
Обучающая цель: Организовать деятельность детей по формированию представлений, что такое квадрат, круг, треугольник и умению отличать друг от друга эти геометричесие фигуры.
Развивающая цель: Создать условия для развития у них умения сравнивать и понимать где квадрат, круг, треугольник сравнивать свойства объектов по форме
Воспитательная цель: способствовать формированию интереса к математике.
Задачи:
1) Организовать знакомство детей с геометрическими фигурами;
2) Организовать понимание детьми особенности и отличие от других геометрических фигур;
3) Организовать деятельность детей по выражению умений находить и опозновать фигуры.
Сценарий НОД.
- Сюрпризный момент: стук в дверь (дети с интересом прислушиваются).
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто-то стучит в дверь? Нам прислали посылку. Давайте узнаем, что там.
Воспитатель достаёт круг, квадрат, треугольник. Что это? Вы знаете?
Дети: Да, нет…
Вот сегодня мы на занятии вспомним и закрепим нам известные геометрические фигуры.
- Мальчики и девочки, а давайте посчитаем геометрические фигуры…
Дети: Один, два, (пять)…
В: Давайте вместе посчитаем: Один, два, три!
Дети: Один, два, три.
В: Правильно! Молодцы!
- Воспитатель переворачивает круг, квадрат, треугольник на другую сторону, чтобы дети не заметили, а там круг, квадрат и треугольник с глазками и ротиком. Воспитатель включает магнитофон с записью приветствия. ( Дети с удивлением смотрят)
- Воспитатель берёт в руки круг и включает запись.
Круг: Здравствуйте! Меня зовут круг. Я круглый, у меня нет углов.
Как меня зовут?
Дети: Круг!
- А это какая фигура?
Дети: квадрат.
Воспитатель: Ой, что это?
Дети с удивлением смотрят.
(Воспитатель включает запись квадрата)
Квадрат: «Здравствуйте дети! Я квадрат. У меня 4 угла и 4 стороны одинаковой длины. Как зовут меня ребята?
Дети повторяют: Квадрат!
- Ребята, послушайте и третья фигура заговорила.
Треугольник: Я треугольник, у меня 3 угла, 3 стороны и 3 вершины (Воспитатель показывает указкой). Кто я?
Воспитатель: Повторим вместе ещё раз — Кто это?
Дети: Треугольник
Воспитатель: Вот со всеми важными геометрическими фигурами мы познакомились.
7.
Физкультминутка:
Шар.
Я возьму шар большой
Подниму над головой.
Выгну спину-шарик кину.
Гуси Гуси серые летели.
На полянку тихо сели.
Походили —
Раз, два — выше голова,
Три, четыре — плечи шире,
Пять, шесть — можно сесть.
- Воспитатель: Ребята, кто к нам приехал в посылке?
Дети: Круг, Квадрат, Треугольник.
Воспитатель: Круг, какой? А треугольник? Квадрат?
Молодцы!
9. Игра: Ребята, посмотрите. Вокруг нас есть предметы, которые похожи на геометрические фигуры?
Дети: Не знаем….
Воспитатель: А тарелка, она какая? Похожа на круг?
Дети: Круглая!
Воспитатель: Ещё что есть?
Дети: Крыша — треугольник, колесо — круг, часы -квадрат и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Вы меня радуете!
Воспитатель: Давайте поиграем в игру « Чудо мешочек». Вам нужно на ощупь определить, какую геометрическую фигуру вы взяли.
10. Воспитатель: Мальчики и девочки у квадрата, круга и треугольника исчезли рот и глазки.
Дети: А почему? А куда?
Воспитатель: Потому что вы теперь знаете, как выглядит круг, квадрат и треугольник и вам подсказки не нужны. Правда?
Дети: Да! Мы знаем!
Воспитатель: И так, кто к нам прилетел в посылке?
Дети: Квадрат, круг, треугольник!
Воспитатель: Вот теперь наши друзья, геометрические фигуры будут помогать.
11. Воспитатель: Было интересно на занятии? А хотите ещё такие занятия?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда сейчас занятие закончено, а вечером посмотрим мультфильм о геометрических фигурах.
Ставим стульчика по местам.
План-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему: Методическая разработка по познавательному развитию. «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник».
Методическая разработка занятия по познавательному развитию.
«Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник».
Цытович Татьяна Александровна
Структура конспекта занятия:
1. Цель занятия: создать условия для формирования элементарных математических представлений.
2. Задачи.
Образовательные: Закрепить умение детей различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, называя два признака (форму и цвет). Совершенствовать умение детей различать количество предметов, используя в речи выражения «на верхней полоске», «на нижней полоске», «больших кружков стало больше», «маленьких кружков стало меньше».
Развивающие: Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к математике.
3. Тип занятия: закрепление пройденного материала.
4. Форма занятия: традиционное занятие.
5. Продолжительность: 15 минут.
6. Участники: дети второй младшей группы.
7. Возраст обучающихся: 3-4 года.
8. Оборудование и материалы: «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур, блоки Дьенеша, три обруча с большими плоскостными геометрическими фигурами, раздаточный материал, магнитная доска и магниты.
9. Предварительная подготовка: игры с блоками Дьенеша, дидактические игры «Чудесный мешочек», «Подбери по цвету», «Угадай форму предмета», «Назови геометрическую фигуру».
10. Методы и приемы работы с детьми: сюрпризный момент, демонстрация наглядных пособий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровых моментов, использование настольной игры, выполнение практического задания.
11. Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организационный момент | — сюрпризный момент — использование загадки | 2 мин. |
Основная часть | — проблемная ситуация — использование загадок — использование дидактических игр — работа с раздаточным материалом — физкультминутка «Затейники» — выполнение практического задания | 11 мин |
Заключительная часть | — подведение итогов | 2 мин |
12. Ход занятия.
I. Организационный момент.
— Мы сегодня вспомним названия геометрических фигур и повторим цвета. Но сначала отгадайте загадку:
Защищать должна я дом.
Всё обнюхаю кругом.
Вас спасать я брошусь в реку,
Первый друг я человеку.
Лаю, если где-то драка,
Потому, что я — …(Собака)
— Правильно, посмотрите какой замечательный щенок пришел к нам в гости. (Дети здороваются с ним, гладят.)
II. Основная часть.
— Он принес геометрические фигуры, а как они называются не знает. Поэтому он прибежал к нам за помощью. Ребята поможем щенку? (Ответы детей.) Давайте отгадывать загадки, что за фигуры принес щенок.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
— Правильно, молодцы! (Показывает круг, крепит магнитом к доске.) Еще загадка:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
Как зовут его……? (Квадрат)
— Правильно, молодцы! (Показывает квадрат, крепит магнитом к доске.) Еще загадка:
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? (Треугольник)
— Правильно! (Показывает треугольник, крепит магнитом к доске.) Это круг, квадрат и треугольник. Я предлагаю немного поиграть, помочь щенку запомнить геометрические фигуры.
Дидактическая игра «Твой домик».
— Вот три обруча. В одном обруче живут только, круги (метка круга), во втором обруче живут только квадраты (метка квадрата), а в третьем — треугольники (метка треугольника). Нам необходимо разложить фигуры по обручам. (Воспитатель проверяет правильно ли дети выбрали домик, уточняет, как называются предметы в их обруче.)
— Щенку понравилось с нами играть, мы продолжим. Следующая игра «Чудесный мешочек».
— Ребята, вам надо взять из мешочка геометрическую фигуру и сказать, какой она формы и цвета. (Дети по очереди подходят к воспитателю и достают фигуру, называя два её признака.)
— Молодцы, а теперь проходите к столам, садитесь.
Работа с раздаточным материалом.
— Положить все большие кружки на верхнюю полоску, на нижнюю полоску столько маленьких кружков, сколько больших на верхней полоске.
— Поровну ли больших и маленьких кружков? (Поровну)
— Где лежат большие кружки? (На верхней полоске)
— Где лежат маленькие кружки? (На нижней полоске)
— Уберите один маленький кружок.
— Каких кружков стало больше? (Больших кружков стало больше)
— Каких кружков стало меньше? (Маленьких кружков стола меньше)
— Молодцы, все хорошо справились!
Физкультминутка «Затейники».
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем… вот так.
— Садитесь, мы продолжим играть. Щенку пора возвращаться домой, я предлагаю вам построить конуру для щенка, используя геометрические фигуры.
— Посмотрите, какие геометрические фигуры нам понадобятся для этого? (квадрат и треугольники).
-Я думаю, что наш гость запомнить названия геометрических фигур. Ведь его дом построен из квадрата и треугольника, а круг напоминает…(солнышко).
— Правильно. Какие вы молодцы!
III. Итог.
— Ребята, щенок говорит вам большое спасибо за помощь. Теперь щенок тоже знает названия геометрических фигур.
— Какого цвета были геометрические фигуры?
— Щенок обязательно еще к нам придет в гости. А пока скажем ему: «До свидания!»
13 Литература
- Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. — М.: Паритет, 2014. — 128 c.
- Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Авт.-сост. Е.Н.Панова.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С, 2007. – 79 с.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. — Волгоград: Учитель, 2012. — 247 с.
- Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. — М.: Стрекоза, 2012. — 665 c.
- Помораева Ирина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / Ирина Помораева, Вера Позина. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 204 c.
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оформление доски, наглядность | Организационный момент Постановка учебной задачи Актуализация и систематизация знаний обучающихся Проверка усвоения ранее изученного материала Физ.минутка Пальчиковая гимнастика Закрепление (практический этап) Рефлексивно-оценочный этап | Внутренняя установка на урок. Умение слушать учителя. Выделение круга (квадрата, треугольника) из предложенных геометрических фигур. Соотнесение предмета и его формы, называние знакомых предметов. Выполнение движений по образцу. Умение соотносить геометрические фигуры с их контурами и соответствующим размером. Умение обводить по контуру геометрические фигуры, раскрашивать их с соблюдением контура нужным цветом. Умение правильно держать карандаш, располагать лист на парте, сидеть за партой. Умение оценить учебные действия, осознать какие затруднения испытывали. | Учитель звонит в колокольчик и просит детей занять свои места. Сегодня на уроке мы повторим геометрические фигуры, с которыми познакомились на прошлых уроках. — Разложите фигуры перед собой. Учитель показывает круг. — Назовите фигуру. — Покажите у себя круг и назовите его цвет. Учитель показывает квадрат. — Назовите эту фигуру. — Покажите у себя квадрат и назовите его цвет. Учитель показывает треугольник. — Что это за фигура? — Покажите у себя треугольник и назовите его цвет. — Теперь назовите все геометрические фигуры и их цвет. — Какая геометрическая фигура на твоей карточке? — Покажи и назови все предметы круглой (квадратной, треугольной) формы. Учитель читает стихотворение, сопровождая слова движениями: Буратино потянулся. Раз нагнулся, Два нагнулся. Руки в стороны развёл, Видно ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. Разбудим наши пальчики. — Разберите коврики и соберите их обратно. В процессе работы учитель помогает детям и уточняет названия фигур, их размер и цвет. — Назовите геометрические фигуры. — Обведите их по контуру простым карандашом. — Раскрасьте: круги – красным цветом, квадраты – синим, треугольники – зелёным. Учитель помогает слабым учащимся выполнять задание, контролирует деятельность учащихся. — С какими геометрическими фигурами работали на уроке? — Какая работа вам больше понравилась? — Всё у вас получилось? | Ученики занимают свои места. Внимательно слушают. Дети раскладывают фигуры. Круг. Каждый называет цвет своего круга. Квадрат. Каждый называет цвет своего квадрата. Треугольник. Каждый называет цвет своего треугольника. Каждый ученик отвечает по очереди: красный круг, зелёный квадрат, жёлтый треугольник. Учащиеся отвечают: круг (квадрат, треугольник). Дети называют круглые предметы: игрушка, слива, будильник, лимон. Квадратные предметы: шкаф, окно, книга. Треугольные предметы: рыбка, сыр, морковка, кораблик, лист. Ученики выполняют движения вместе с учителем. Ученики получают мягкие коврики с геометрическими фигурами, разбирают их на части и собирают обратно. Учащиеся получают индивидуальные карточки, называют фигуры на карточках, самостоятельно работают простым карандашом, цветными карандашами (каждый ученик работает в своём темпе). Дети называют геометрические фигуры, отмечают понравившиеся виды работ, оценивают свою работу. | Каждый ученик получает набор геометрических фигур. Учитель вывешивает большие фигуры на доску. Каждый ученик получает свою карточку. Работа с мягким конструктором. Работа с индивидуальными карточками. На доску вывешиваются большие геометрические фигуры, работы детей (индивидуальные карточки). |
План-конспект занятия по математике (средняя группа): «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 «Росинка»
Конспект
по формированию элементарных математических представлений «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник».
Подготовила воспитатель:
Орлова А.А., средняя группа №2.
Г. Кубинка 2019 г.
Цель: Уметь различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Развивать воображение.
Материалы: фигура девочки, игрушка Кот, белочки, квадрат большой, треугольник, круги разные по величине, мыльные пузыри, коробочки для треугольника, квадрата и кругов (4 шт.) два обруча, колокольчик.
Ход ООД:
Воспитатель говорит, что сегодня к пришел в группу Кот в Сапогах который пошел искать себе домик, но в пути наткнулся сначала на квадрат, а потом на треугольник.
Воспитатель просит показать детей такие же фигуры, которые повстречал слоник:
Это квадрат. У вас на столе тоже есть квадрат. Покажите его – поднимите повыше. Что вы показали?
-Квадрат.
-Какого он цвета?
-Красного.
-Это красный квадрат. Обведите его пальцем.
Затем воспитатель показывает вторую фигуру, которую нашел Кот. Показывает треугольник синего цвета, и спрашивает у детей: кто знает, что это?
Предлагает каждому ребенку найти у себя на столе треугольник.
Ребята должны поднять его.
Воспитатель спрашивает какого он цвета, какую фигуру они показали?
Повторяем слово хором, а потом двое-трое произносят его самостоятельно.
Ребята, а давайте из этих фигур сделаем для слоника домик!
После того как дети закончат работу, еще раз проговариваем из каких фигур был составлен домик.
Физминутка.
Кто-то утром, не спеша (Ходьба на месте)
Надувает желтый шар (Дети дуют и разводят руками)
А как выпустишь из рук (Поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг (Поворот)
Что это за шар? (Дети хором «Солнце»
Далее воспитатель показывает белочку, у которой есть орешек (маленький круг).
Воспитатель предлагает детям показать такую же геом. фигуру.
-Что это?
-Круг.
-Какого он цвета?
-Желтый.
Последняя фигура, которую показывает воспитатель «Девочка и большой круг». Читает стихотворение «Наша Таня громко плачет».
-У Тани мяч какой?
-Круглый.
-Кружок какой?
-Большой или маленький?
-Большой.
-А какого он цвета?
-Красного.
Обведите его пальцем. Воспитатель объясняет, как он катится. Дети находят у себя такую же фигуру и пытаются ее прокатить по столу.
Ребята, а теперь давайте наши фигурки вернем обратно в их коробочки.
Перед детьми стоят коробочки, 4 штуки (к каждой наклеена определенная фигура) дети должны положить треугольник в коробочку с наклеенным на нее треугольником и т. д. Если малыш не справляется, то воспитатель ему помогает.
. Молодцы!
-Вы все справились и с этим заданием
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: с какими геом. фигурами сегодня мы играли? А какой они были формы? Что вам сегодня понравилось на занятии? Что нового вы сегодня узнали? Что было сложно?
Воспитатель отмечает успехи детей.
На улице воспитатель проводит игры на закрепление темы.
А теперь мы с вами поиграем. Игра называется «Воробушки и кукушки». Воробушки с кружками в руках, кукушки с треугольниками. На полу два обруча, в центре одного находится кружок, а в центре другого треугольник.
Воспитатель: Вы ребята будете воробушками и кукушками и должны будете правильно возвратиться в свое гнездышко, если у вас треугольник в руках, вы летите в то гнездышко где лежит в центре обруча треугольник, и наоборот с кружком, а вы летите где лежит кружок.
Ну воробушки и кукушки летите. Воспитатель звенит колокольчиком.
Дети машут руками (крылышками). Бубен перестает звенеть. Малыши должны правильно определить свое гнездышко и поднять руки вверх со своей фигурой. Игра повторяется 3-4 раза.
-Молодцы!
— Вы и теперь все справились.
Ребята, смотрите, что у меня есть.
-Кто знает, что это?
-Мыльные пузыри.
-Правильно.
-Ребята скажите какой пузырь я надула?
-Большой или маленький?
-Большой?
-А пузырь какой формы?
-Круглый.
-А теперь?
-Маленький! Много маленьких!
Воспитатель пускает мыльные пузыри 5-6 раз. А дети различают их по размеру.
План-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме: Конспект непосредственно- образовательной деятельности по математике в младшей группе «Геометрические фигуры»- (понятие треугольник , квадрат . круг )
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по математике в младшей группе
« Геометрические фигуры «- (понятие треугольник , квадрат . круг )
Составила воспитатель Г.Б.Д.О.У. № 48 Кировского района
г. Санк Петербурга.
Цель: Дать понятие и закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в очертаниях ближайшего окружения. Развивать память , речь ,мыслительные операции ,используя тактильное ощущение.
Материал ; модели геометрических фигур ( в занимательном исполнении ) ,домик ,
« волшебный мешочек ,геометрические фигуры (для тактильного восприятия ) индивидуально для каждого ребёнка на столе.
Ход занятия;
1 этап занятия (вводная часть)
Воспитатель :
Ребята сегодня мы с вами отправимся в гости в волшебную страну «Математику «. А поедем мы на поезде. Я буду паровозиком , а вы вагончиками.
Воспитатель вместе с детьми отправляются в путь . ( к столам.)
Ребята садитесь на стульчики , я вам , что то покажу .
Это домик. Как вы думаете кто в этом домике живёт ?
Домик . домик отварись , кто живёт там покажись !
Появляется треугольник в занимательном исполнении .
Воспитатель спрашивает у детей ;-
Как вы думаете , что треугольник смог бы рассказать о себе если бы мог говорить ?
Ответы детей : — ……..
Треугольник ; —
Я треугольник , у меня 3 угла , 3 вершины ,3 стороны ( воспитатель показывает детям , обводя указкой)
Воспитатель: — Ребята , а на что похож треугольник ?
Дети : — ( на морковку )
Воспитатель ;-
Кто-то в домике ещё живёт .
-Появляется квадрат.
Квадрат:-
Здравствуйте ребята! Меня зовут квадрат.
У меня 4 прямых угла , 4 стороны, одиннаковой длины.
Как зовут меня ребята ?
Ответы детей :- ……….( квадрат )
Квадрат хвалит детей .
Воспитатель :- А теперь мы с вами немножко поиграем.
Игра « Что изменилось»
Воспитатель выставляет несколько разных игрушек ( 5 штук )
Показывает их детям. Затем просит закрыть глазки , а сама убирает 1 – 2 игрушки.
Затем спрашивает : — Что изменилось ?
Эта игра развивает зрительную память.
2 часть.
Воспитатель :-Ой ребята! Кто – то опять стучится к нам в домик.
Появляется геометрическая фигура круг ( в занимательном исполнении )
Воспитатель : — Круг расскажи нам о себе .
Круг : — Меня зовут круг ,я круглый , умею кататься .
Воспитатель ( — Ребята , а у круга есть углы ?
Ответы детей : — …. ( нет )
Воспитатель : — Правильно ! У круга углов нет , потому что он круглый.
Игра
Найди геометрические фигуры в очертаниях предметов окружающих нас .
Воспитатель : — Ребята посмотрите вокруг себя , есть ли в нашей группе предметы похожие на треугольник ?
Дети ; — ( находят ) – морковь ,крыша дома и т. д.
Воспитатель :- А на квадрат?
Дети :- ( стол , дом , и т. д.
Воспитатель : — А на круг ?
Дети ; — ( яблоко , мяч, колеса .часы )
Воспитатель : — Какие вы молодцы !
Игра .
« Волшебный мешочек»
Найди и опиши фигуру по геометрическим признакам .
( квадрат , треугольник круг )
3 часть ( заключительная )
Воспитатель :
— Ребята какие вы молодцы ! А как называется волшебная страна в которой мы сегодня побывали ?
Дети :- Математика.
Воспитатель :-
Кто сегодня приходил к нам в гости, какие геометрические фигуры ?
Дети :- ( треугольник , квадрат , круг )
Воспитатель :-
Какие вы умнички. !
А теперь стульчики поставьте к столикам аккуратно .
Наш поезд отправляется в страну игрушек .
Чух , чух ,чух.. Ту – ту !.