Как выйти из секты и почему попадают в секты
Наконец-то мне прислали полную запись моего интервью о религиозных сектах.
Интервью для украинского канала НТН о том, как привлекают людей религиозные секты, как влияют на людей, какими способами секты удерживают своих подопечных, как выйти из секты, как вести себя родственникам, если кто-то из близких попал в секту.
Огромное спасибо Алексею Лахненко за сотрудничество и помощь в получении записи!
РАСШИФРОВКА ИНТЕРВЬЮ
— Почему люди уходят в секты? Чего им не хватает?
У людей формируется чувство неудовлетворенной потребности. Потребности в любви, потребность в приятии. Они являются базовыми. И если мы эти потребности не удовлетворяем в своей семье, получается такой вот голод, внутренний эмоциональный голод.
Люди, которые строят секту, они строят все на том, чтобы этот первичный голод был удовлетворен. Потому что когда у человека не удовлетворена потребность в любви и принятии, нарушается очень сильно внутреннее ощущение безопасности. Человек находится в состоянии постоянного стресса. Он не принят и ему нужно выживать, бороться с миром.
Поскольку безопасность — это базовая потребность человека, вот они и обеспечивают первичную безопасность человека. Человек понимает, вот здесь меня любят, здесь меняя принимают, здесь меня выслушали… а вы все не хорошие, я с вами дружить не буду. И уходит.
— Что человеку обычно обещают, зазывая его в секту? На что человек покупается?
Человек обычно покупается на то, что здесь люди встретили его с открытым сердцем. Обычно формулировки такие «у нас искренняя любовь, у нас искроенное принятие, мы тебя встречаем с распростертыми объятиями, с открытым сердцем».
Понимаете, как мы устроены. Мы всегда ищем подтверждение тому, во что мы хотим верить. И когда человеку обещают все это, он видит, что мне вот это сделали, мне вот это сделали, вот это, я уже верю, я туда иду. И по этим обещаниям человек сам достраивает логическую цепочку и попадает туда.
— Каким манипуляциям человек уже подвержен, если его действительно завлекли в секту?
Секта – это малая группа. В психологии есть такое понятие «малая группа». Там существуют свои законы, такой некий микро-социум. Законы создает тот, кто формирует секту, потому что он под себя прописывает правила, которые существуют в этой секте. Распределение ролей достаточно четко. Там есть иерархия. И человек, который приходит в секту, занимает место в самом низу. Ему нужно пробиться на верх, доказать, чтобы получить больше благ, больше любви, больше еще чего-то. Для этого ему надо доказать свою лояльность.
Та же десятина в церкви. Ты же ни в какую церковь не придешь, тебя не будут считать своим человеком в церковной общине, если ты не приносишь десятину.
Точно так же и в секте устанавливается. Там есть трудовая повинность, денежная повинность. Кто-то может давать больше, кто-то умеет организовывать людей и собирать деньги, он поднимается выше. Вот так формируется секта. И так распределяются в ней обязанности.
— Как-то можно определить, что тобой пытаются манипулировать, пытаются завлечь? Можно ли как-то распознать это?
Можно. Как только вам обещают сразу любовь, принятие, говорят, что там все братья и там все друг друга любят. Что там все только тебя и ждут. Что вот все уже стоят, и все ботинки истоптали в ожидании тебя — уже стоит насторожиться.
Когда люди говорят «иди к нам, у нас супер как классно». И человек идет и даже не спрашивает «а за что мне все это?» Потому что он настолько истосковался по этому, что он готов бежать туда.
И вот, когда он приходит, ему уже говорят «а вот теперь, раз, два , тир… двадцать пять … и все это ты должен»
— Как-то можно распознать по поведению человека, что он попал в секту? Вот если родной попал в секту, но он скрывает.
В секту попадают не все люди. Это специфический склад людей, которые попадают в такие организованные соединения людей, в секты.
Это люди, которые обделены в семье вниманием, которые замкнуты сами по себе. Которые как «гадкий утенок» в офисе. В коллективе у них мало друзей, с ними мало кто общается. И этот человек замыкается.
И если вы понимаете, что человек, помимо того, что он был замкнутым и на него никто не обращал внимание, изменился. Он вдруг начал читать какие-то книжки, он стал куда-то пропадать. И на попытки его расспросить куда ты, где ты, чего ты. Он вам отвечает «вы все равно не поймете. Вот там, там люди, а вы… ай отстаньте».
Либо он будет вообще скрывать это всячески, исчезать и ничего не рассказывать. Тогда даже в личных вещах у человека бесполезно рыться, потому что он будет прятать все.
А многие секты, которые формируются именно как секта, они настаивают на том, чтобы сохранялась тайна. Это одно из условий причастности к этому коллективу.
— Как-то можно этого человека переубедить, если понял что попал в секту. Или какие-то доводы будут просто не восприняты им?
Со стороны родных никаких слов воспринято не будет вообще. Скажу почему. Потому что родные, они уже утратили свой авторитет. Они уже утратили свою эмоциональную связь с членом семьи, который попал в секту. Они для него уже не существуют. Он от них отделился, он уже там.
Он ждал от них любви, ждал от них поддержки, но он не получил в таком виде, в котором он ждал. Поэтому он ушел туда, где ее дают.
Поэтому выходить из секты тяжело. Вытаскивать людей из секты лучше со специалистом. Лучше обращаться к психологам, но не ко всем подряд. Обращаться надо к тем, кто специализируется на работе с зависимыми такими людьми, на работе с сектами. Потому что там есть своя специфика и там нужно учитывать моменты.
Потому что психолог, у которого отработана программа, четко говорит, что делать, что говорить, кому говорить и как поступать.
Но в первую очередь, если возникло подозрение, что член семьи куда-то ходит, где-то пропадает. Глаза почему-то загорелись, или тухнут, когда его начинают спрашивать или сильно раздражается, когда его спрашивают, куда ты ходишь. Тут лучший вариант напроситься сходить вместе: «Ты знаешь, очень хочу, так интересно, покажи, расскажи».
Но ни в коем случае не критиковать этого человека за его выбор. Лучшее что можно сделать – это задавать вопросы. «А как проявляется их любовь? А что они сделали для того чтобы ты понял? Как ты понимаешь, что они тебя любят? А как то проявляешь свою любовь? Что ты делаешь в ответ? Сопоставимо ли это?»
Когда вы расспрашиваете человека, вытягиваете из сказки, которую он сам себе придумал. Переводите его на логическую часть его жизни и заставляете думать «вот это отдал я, вот это я получил – а есть ли равновесие? Нет? Может мне это уже не так интересно»
Вот это первичное, что можно сделать. Но лучше обращаться к специалисту.
— Но специалист не побежит за ним и его не затащишь силой к специалисту.
Дело в том, что нужно не к специалисту человека тащить. Родственники приходят и говорят «у нас есть подозрения». Обычно специалисты, которые работают с теми, кто попал в зависимость, кто попал в секту, они либо выезжают на дом, либо встречаются на нейтральной территории с этим человеком.
Иногда делается, так, что вроде состоялось нечаянное знакомство. Иногда этот человек приходит вроде в гости в дом, вроде случайно пригласили на чашечку чая знакомого, и начинает разговаривать.
Потому, что если человек, который попал в секту и понимает, что его семья хочет вытащить из этой секты, он будет очень сильно сопротивляться. Потому что он себе построил микро-мир, в котором он себя чувствует безопасно, а его снова хотят выдернуть в стресс.
Это вызывает напряжение, и человек будет бороться, хотя бы за мнимую безопасность, но безопасность.
— Насколько сложно человеку, даже если он сам осознал что это секта, насколько сложно ему будет покинуть эту организацию? Чем это для него будет чревато и в психологическом плане?
Иногда, к сожалению, есть очень много историй, когда человеку и жизнью приходиться платить за попытки выйти из таких организаций. Не буду говорить, что все так плохо, есть разные структуры.
Если человек уже понял, что что-то не так, что не совпадает «вот это я вложил» и «я получил». Если отдаешь больше, если твои действия ограничены, если контролируют, что ты думаешь, что ты делаешь, как ты общаешься. Если тебя настраивают против твоей семьи и отторгают тебя от твоей семьи. Ты наш, а они чужие, они нам не нужны. Это уже повод задуматься и оценить, сколько времени ты получал там, в семье, заботу.
Тебе давали заботу такую, какую могли обеспечить. Здесь тебе дают другую. Но соизмеримость вкладов. Там ты получал просто, потому что ты член семьи. Давая или не давая что-то в замен, получал.
А здесь ты должен обязательно заслужить, чтобы подняться на следующую ступеньку.
И когда человек это понимает, ему нужно дистанцироваться, но ни в коем случае не выступать открыто с критикой внутри этой секты. Потому что найдутся люди, которые будут фанатично преданы этому. Или люди, которые обязаны будут по своей иерархичной структуре, защищать эту структуру. И они сделают все, чтобы это человек был уничтожен.
Психологически, физически, но был уничтожен, потому что он представляет угрозу для той структуры, которую они выстроили.
Поэтому тот, кто хочет уйти, для начала я бы советовала обращаться за помощью к специалисту. Потому что специалист окажет правильную помощь. Самому выйти из секты очень сложно. Есть великий шанс спровоцировать большой конфликт внутри этой системы, из которой будешь выходить.
Когда выходишь со специалистом, ты можешь это сделать мягче, безопасней для самого себя. То есть безопасность не нарушать собственную.
Считаете материал полезным — ставьте «лайк», делайте репост в соц.сетях, пишите комментарии! Давайте улучшать мир вместе!
Выйти из секты — поглощение человека сектой: Помощь специалистов + оказание услуг
Секты ежегодно ломают жизни сотен тысяч людей по всему миру, нанося экономический ущерб государству, очень часто секты аккумулируют богатства, которое не облагается налогом. Доверчивые люди готовы принести все деньги свои сбережения, и добровольно отдать их в руки мошенников.
Ниже опишем воздействие сект на психику человека, затронем небольшую часть мотивов, которые могут побудить вполне адекватного человека вступить в культ, постараемся максимально раскрыть тему.
В общем смысле, секта это узкий круг лиц, которыми движет одна единственная идея. Секты как правило есть 2 типов, это культ деструктивного характера, и конструктивного, последние не принято называть сектами, к ним более всего подходит определение «Клуб по интересам». К таким объединениям можно отнести все различные клубы фанатов, творческих объединений, кружков по изучению истории, географии, математики, и прочие науки.
Секты деструктивной направленности действуют на человека очень губительно, и в этой статье вы узнаете почему, и как это происходит, и главное в чем это опасно, и может ли это иметь смертельный исход для человека.
Деструктивное направление
Секты стары как мир, невозможно точно сказать когда появилась первая секта, кто был ее основателем, и какие цели адепты преследовали, ясно лишь одно, за тысячи лет истории методы воздействия, и приемы завлечения адептов мало изменились. Сегодня в мире существует более 2 000 крупных сект, беспощадно эксплуатирующих своих приверженцев как физически, так и духовно, секта это кузница новых миссионеров.
Стоит вспомнить Мунитов, или как они себя называют церковь объединения, по словам высокопоставленных в иерархии пастырей, их адепты должны заниматься попрошайничеством на улице, и чем больше денег собрал адепт, тем ближе он стал к своему отцу, то есть основателю секты Мун Сон Мёну. В основном в секту завлекают малограмотных людей обещаниями избавления от страданий мирских, обещают кардинальные изменения в жизни, а иногда и ровно диаметрально противоположенную жизнь с богом уже через несколько лет пребывания в братстве. Как известно заканчивается это плачевно, а в некоторых случаях и трагично. После нескольких лет пребывания в секте, у человека появляются серьезные проблемы с психическим здоровьем, это агрессия, бессонница, различного рода фобии, к примеру человек может боятся принимать пищу левой рукой, или смотреть на огонь, или еще страшнее, человек откажется от создания семьи. Во многом данные ограничения служат для укрепления некоторых фобий, и не имеют практического смысла.
Таким образом у человека развивается примитивное мышление, гуру остается лишь систематизировать их, доведя до уровня привычки, и уже далее переведя в ранг рефлекса. Ничему хорошему это не учит, известны случаи, когда сектанты отказывались пить воду по четвергам, потому что их великий учитель получил некий сигнал из космоса о том, что высшие запрещают пить воду людям в этот день недели, почему именно в четверг, гуру не пояснил. Таких абсурдных примеров в поведении сектантов множество. Муниты к примеру употребляли в пищу мужское семя своего создателя, и грудное молоко его жены, таким образом по их словам сверху люди получали благословение господа, который таким образом помазывает своих детей, ущерб наносимый данным культом просто ужасающий, и по масштабам данную секту можно считать одной из крупнейших в мире на сегодняшний день.
Но есть и религии, отношение к сектам в которых разительно отличается от общепринятого Европейского определения, такими религиями являются Буддизм, и Индуизм. То есть если сегодня люди западного склада мышления под словом секта подразумевают некое объединение людей, отколовшихся от основной группы традиционных религий, то на востоке секта не является синонимом ереси, или еретического учения, или его части.
С точки зрения восточных религий, секты не существуют вообще. Секта в их понимании это имеющая место некая религиозная традиция, о основе который лежит догмат о святости учителя (гуру). Учение о ереси не может существовать в контексте Индуизма, или Буддизма, так как в данных религиях нет универсальной, и единой для всех системы верований, отражаемых в постулатах, догмах, или символах веры. Также в Индуизме нет единого места, или верховного жреца, управляющего делами всей паствы.
Определение
Исходя из содержания энциклопедии: Секта особенный тип самоорганизации религиозной общины, многие теологи как современности, так и античности рассматривали в сектах некую своего рода оппозицию укрепившимся религиям. Протестом служит отказ от бюрократизации культа, более эмоциональное служение, отказ в пользу общины денег, или имущества, и других материальных благ. Еще одним признаком секты считают более практичное, и совершенное богослужение. То есть секты стараются переделать некоторые обряды, сроки, и время постов, догматы, и основные постулаты старой веры.
Атеистическое определение
Важно знать! Секта одна из большинства разновидностей типового религиозного объединения, основанное на вере в сверхъестественное божество, духов предков, или в веру в магические свойства предметов, или животных. Данной религиозной группе свойственна замкнутость, полное, или частичное отрешение от остального мира, неприятие некоторых, а в некоторых случаях большинства современных удобств, таких как интернет, радио, или телевизор. Есть документально подтвержденные случаи когда адепты культа отказывались и от электричества. Исходя из положения закона, О свободе совести и о религиозных объединениях 26.09 1997 любая группа людей может свободно исповедовать свою веру свободно, если она не наносит вред психическому, и физическому здоровью людей вред. Однако в 1990 годах Россия в полной мере ощутила на себе весь вред от тоталитарных, и деструктивных культов, которые наносили непоправимый культурный, и моральный ущерб нашему обществу. Иногда бывали случаи когда культы использовали иностранные спецслужбы для получения информации, и разведки, и диверсий. И как ответная реакция государства, введена 239 статья для организованной борьбы правоохранительных органов с сектами.
Статья подразумевает уголовное преследование организатором культов приносящих ущерб гражданам, и государству.
Как попадают в секту
Сектанты очень часто прибегают к психологическим приемам ради вовлечения граждан в секту, и сейчас мы рассмотрим некоторые из них.
Кто же потенциальная жертва сектантов? Естественно самый большой риск попасть в деструктивную организацию у деклассированных элементов общества, наркоманов, пьяниц, людей не имеющих стабильный заработок, или просто у порядочных наивных граждан. И это очень легко объяснить с точки зрения психологии, человек считающий себя ненужным всегда ищет новый интересный социум для себя, где его роль будет оценена. Именно этим и пользуются профессиональные лжецы, и манипуляторы гуру.
Бомбардировка заботой
Человек осознающий свою бесполезность в обществе, попадая в секту непременно почувствует так называемую атаку любовью, в замкнутых обществах очень широко используется этот прием, когда совершенно незнакомые друг другу люди проявляют особенную заботу по отношению к друг к другу и любовь. А суть в том, чтобы вызвать у новообращенного неофита интерес к новой религии равенства, любви, и братства. Далее дело остается за малым, опытный, и профессиональный теоретик лжец гуру без особого труда расскажет новообращенным адептам о том как хорошо жить с ними в братстве, слушаться лидера, ведь его миссия на земле нести мир и процветание. И то, что после смерти обездоленного в этой жизни человека ожидают райские наслаждения, умиротворение, и общение с отцом небесным. Но чаще всего случается так, что на место бога претендует живой гуру, и что послушание его воли есть служение всевышнему существу.
Часть общества
После начальной обработки и так затуманенного разума человека, наступает момент перехода ко второму не менее важному этапу вербовки неофита. После того, как человек поверил своему гуру, и в его замечательную историю, наступает момент более тонкий, и ответственный. Человек вступает в общество, или братство, и как известно, каждый верующий должен молиться своему божеству.
Очень часто все начинается с подготовительного этапа, а если быть точнее с духовной практики, ритм дыхания построен так, что выдыхается воздуха больше чем вдыхается, и это с медицинской точки зрения приводит к постепенному кислородному голоданию клеток головного мозга, и через 20 минут такой практики, человек под внушением светлых идей гуру становится аморфным. Могут возникать галлюцинации, возникать миражи, образы страшных существ из мистерий. Также гуру может прибегнуть к гипнозу, конечно же временному, но этого достаточно для того чтобы малообразованных людей зомбировать, и укрепить над их сознанием личную власть. Контроль над жизнью, вот цель истинного гуру, давать рекомендации, составлять прогнозы, и так далее. По сути чем более нагружать адепта, тем покорней он будет служить.
Карьерный путь
Конечно же рано, или поздно к умному адепту придет осознание того, что его пребывание в секте всего лишь спектакль, и он был лишь инструментом в системе, и что привлечение новых адептов необходимо лишь потому что растут аппетиты ее руководителей. Конечно же таких личностей лидеры вычисляют без особого труда, и иногда перед лидерами встает вопрос о том, как де поступить? Такому человеку всегда предлагают высокие посты в сложной и запутанной иерархии. Чаще всего такие люди становятся лидерами в региональном отделении секты, если она конечно же имеет федеральные масштабы.
Итоги
После истечения времени пребывания в секте, где а адептам, и неофитам применяют насилие психологическое, люди очень часто кардинально меняются, а если точнее меняется их поведение, и восприятие внешнего мира, агрессивное поведение в отношении самых близких людей, матери, и отца. Причем причин нет, да и сам адепт деструктивного культа не может это объяснить внятно. Здесь конечно же дело в подрыве нормального функционирования нервной системы. Человек находящийся под постоянным гнетом, и внушением очень легко принимает якоря, и установки своего полубога гуру. Психиатрия называет данный феномен раздвоением личности, ведь адепт в своей среде очень добрый, приветливый, улыбается, а только стоит ему попасть с другое общество, его сразу будто бы подменяют. Это может показаться невероятным, но есть реальные случаи когда дети отказывались от своих родителей в пользу секты, и наоборот когда еще недавно любящие родители отказывались от своих детей в пользу секты. Данные культы называют деструктивными, ибо они направлены на подрыв традиционных ценностей. Очень часто это приводит к острой форме шизофрении, эпилепсии, и как закономерность к сумасшествии.
Родные люди просто обязаны помочь попавшему в цепкие лапы сектантов родственнику как можно скорее выбраться из этого болота, и по возможности максимально безболезненно, и имело хотя-бы какой-то эффект.
Помощь
Прежде всего нужно понять мотивы человека, что именно побудило его примкнуть к закрытой структуре. Здесь в буквальном смысле может быть хоть что, от банального любопытства, до более серьезных мотивов, таких как разлад в семье, проблемы с работой, долги, давление со стороны семьи, друзей или родственников. Но знакомство с опасной группой могло произойти и через общих друзей, либо кто-то из близких уже состоял в деструктивном культе, и как там водится приводят знакомых. Известно что в сектах Отбирают все имущество и жилье, Зомбируют и затуманивают разум. Для реальной помощи пострадавшему адепту нужно помощь профессионального, и высоко профессиональному психологу, неосторожный подход, либо резкая критика могут окончательно вбить гвоздь в здравый смысл человека, и тогда он станет либо душевнобольным либо останется сектантом навсегда, либо что еще хуже, человек может свести счеты с жизнью.
Выход из секты должен проходит поэтапно, и каждый шаг должен иметь обоснование в итак пропитанном мозге сектанта. И первым делом нужно показать значимость человека в кругу близких, и родных. Асоциальные и деклассированные элементы в большинстве случаев не имеют крепкой семьи, или прочных родственных связей, и такие люди практически обречены на жизнь в так называемых общинах.
Далее необходимо любыми путями уговорить бывшему, или еще настоящего сектанта пройти реабилитационный курс, где опытный психолог сможет помочь пострадавшему человеку выйти из своего воображаемого мира, который был вбит в его сознание еще недавно казавшийся всесильным гуру мастером.
Есть конечно же и альтернативный способ, и заключается он в привлечении служителей традиционных религия. Но проблема данных способов состоит в том, что они действуют только в случаях если адепты проходили только идеологическую обработку, а в некоторых случаях дела обстоят гораздо хуже. К примеру в некоторых сатанинских сектах для удержания адептов в подчинении используют наркотические, и психотропные вещества, склоняющие человека подчинению, а именно вещества которые добавляют в еду адептам притупляют работу мозга, и тормозят сознание и мыслительные процессы в коре головного мозга. При таком повороте событий уже нужен особый подход, нужны координированные действия психолога, и нарколога, очень часто наступает ломка как у наркоманов. Если не оказать помощь такому человека он непременно покончит с собой, религиозные представления, в перемешку с тяжелыми наркотиками могут оставить такое неизгладимое впечатление на сознании человека, что в одиночку с этим трудно справится порой даже самым стойким людям, не говоря уже от людей живших в нестабильной, и напряженной домашней обстановке.
Но как известно лучшая защита,это нападение… Стоит уделять больше внимания своим родным, особенно тем, кто переживает переломный момент в своей жизни, испытывает некоторые проблемы в семье, на работе. В большинстве случаев невозможно окончательно порвать с сектой, тем более если пребывание в обществе сектантов было более одного года.
По статистике ежегодно в России появляется более 100 новых сект, обычно их предельный возраст менее 1 года, но есть и очень живучие, в основном это сообщества практикующие черную магию, такое как например известное на весь СНГ «Черное братство», очень часто в таких сектах имеет место кровавое жертвоприношение животных, но были случаи ритуального убийства людей. На Территории РФ братство запрещено, и относится к террористической организации, занимается ей отдел ФСБ.
Важно! По всем вопросам сектантства и сект, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.
Юристы по вопросам сект, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.
Как вытащить человека из секты? Рекомендации и шаги по преодолению проблемы
Порой случается так, что люди буквально не узнают своих близких, которые еще вчера были веселы и общительны, а жизнь била из них ключом. А вот сегодня все изменилось. Вместо родного человека, с которым так легко было разговаривать на любые интересующие всех темы, в доме появилась какая-то зомбированная личность, ходящая с отрешенным видом, говорящая лишь цитатами из писаний, а также постоянно твердящая о Боге и о какой-то новой семье. Разумеется, близкие стремятся расшевелить такого человека. Они предлагают сходить в кино или встретиться со старыми друзьями. Однако он при этом меняется в лице и начинает проклинать свое окружение за дьявольские козни, твердя что-то про ад.
Разумеется, видя подобное состояние близкого, несложно впасть в отчаяние. При этом давний друг, сын, муж или другой родственник начинает восприниматься как конченый человек или живой труп. Подобное может означать лишь одно, что он попал под влияние секты. В этом случае отчаиваться не следует. Надо думать, как его оттуда вытащить. Действовать необходимо решительно. Только в таком случае есть шанс оградить семью от нависшей угрозы и спасти отношения.
Почему же люди становятся сектантами? Как им донести всю опасность ситуации, в которой они находятся? Как вытащить человека из секты, и какие шаги при этом можно предпринять?
Мировые религии
Современные вероисповедания многообразны, однако наибольшее число приверженцев привлекают только три из них. Это буддизм, ислам и христианство, которые считаются мировыми религиями.
Тем не менее, во все времена находились люди, которые порывали с официальной церковью и становились членами сект. Эти организации представляют собой нечто иное, нелегально созданную структуру.
В чем опасность сект?
Свобода вероисповедания является неотъемлемым правом человека. Однако сектанты – это люди, которые вовлечены в нелегальные организации, пусть даже и построенные на манер церкви, но преследующие преступные цели.
В чем заключается опасность сект? Прежде всего в нелегальности. Секта – это не конфессиональная церковь. Ее единственная цель заключена вовсе не в организации служения Богу. Свое влияние течение распространяет на своих членов, отрезая их от социума. Главари подобных организаций культивируют в людях зависимость, захватывают их имущество и средства.
Чем заманивают нелегальные сообщества?
Для того чтобы определиться с тем, как вытащить близкого человека из секты, необходимо понять, какие потребности простого человека способна удовлетворить подобная организация. Основное, чем козыряют такие сообщества, – знание некой истины, которая доступна только посвященным.
Разумеется, каждый человек обладает своей потребностью познания мира, позволяющей ему определить смысл жизни и расширяющей рамки, ограниченные лишь домом и работой. У некоторых людей подобная потребность стоит на первом месте. И вот именно на желании познать истину порой попадается человек на крючок секты. Причем для удержания нового члена подобного сообщества информация будет подаваться ему малыми порциями, с пережевыванием прописных истин.
Еще одной из самых распространенных приманок является создание атмосферы доверия, тепла и любви «братьев и сестер». Порой человек в секте видит резкий контраст своих отношений в семье и предпочитает жить со сладким ощущением самообмана, полагая, что, наконец, обрел столь недостающую для него близость.
Еще одна причина, по которой люди попадают в такие сообщества, заключена в потребности осознания собственной значимости. Особенно важно это для активного и амбициозного человека, который не получил желаемого в других сферах, но не расстается с предубеждением, что его недооценили и не приняли в круг избранных. Попав в секту, подобная личность вряд ли вслушивается в содержание проповедей. Главное для такого человека – перспектива получения признания, уважения и почестей в виде эксклюзивных знаний и присутствия на закрытых обрядах.
Признаки влияния секты
Как понять, что близкий человек или хороший знакомый оказался вовлеченным в нелегальную организацию, проповедующую собственную религию? Для этого нужно обратить внимание на его поведение и высказывания. Такие люди пропадают на несколько часов для посещения мероприятий в виде семинаров и встреч. В дом они приносят литературу организации, включают специальную «духовную» музыку, воскуряясь при этом благовониями на восточный манер. У попавшего в секту человека сразу же появляется обширный круг новых знакомых, создающих эффект «вхождения в круг». Он начинает рассказывать своим родным о них, приводить в гости, а при звонках соблюдать неизвестные всем ритуалы.
Попавший под влияние секты человек придерживается необычных для всех постов, воспитывает и поправляет своих близких, обвиняя их в греховности, делая при этом попытки обратить в свою веру. Новоиспеченный сектант осуждает невежество окружающих. Он становится замкнутым, погруженным в себя и отказывается от общения. Вскоре в доме начинают пропадать ценности. Человек бросает работу и уходит из семьи для того, чтобы постоянно жить в секте. Если он при этом еще и отключает свой мобильный телефон, то для близких это может означать одно – организация оказывает на него очень сильное влияние. При этом требования у нее к своим членам опасны и радикальны.
Возвращение к нормальной жизни
Как вытащить человека из секты, ведь каждая из них проповедует свои идеи и обладает специфической направленностью? Для этого психологи разработали общие рекомендации, применение которых позволит получить желаемый результат. Так как вытащить человека из секты?
- Делать это желательно еще на начальном этапе воздействия вербовщика. Человек, который уже успел принять новую идею, может следовать ее догмам в течение нескольких лет. В этот период секта будет непременно уделять своему новому члену повышенное внимание. Если подобное уже произошло, то лучше оставить свои усилия и ждать, пока члены деструктивной организации «отстанут» от человека. Охлаждение отношений даст толчок к первому разочарованию и подарит шанс на возвращение в семью.
- Не разрывать отношения. Как вытащить человека из секты? Для получения желаемого результата родственники не должны терять с ним связь, одновременно с этим выясняя те методы, с помощью которых организация контролирует его сознание. Если секта смогла привлечь в свои ряды вашего ребенка, то не стоит выдвигать ему ультиматумы. Они приведут к разрыву отношений. Стоит всегда помнить о том, что пока с человеком поддерживается связь, есть шанс повлиять на него.
- Высказывать свою любовь. Родственники и друзья человека, попавшего в секту, должны постоянно показывать, что они продолжают уважать его, интересуются его жизнью и не отказываются от близких с ним отношений.
- Быть уверенным. При ведении бесед следует сохранять твердость. Стоит избегать неуверенности в разговоре, скучного начала. Кроме этого, необходимо контролировать свое поведение, не допуская даже малейшего неуважения к родному человеку.
- Использовать эффект инерции. При убеждении уйти из секты разговор психологи рекомендуют начинать с простых тем, в которых мнения собеседников должны совпасть. И только с течением времени, постепенно, следует переходить к более сложным темам, неприятным для новоиспеченного сектанта.
- Не разубеждать. Обращаться к логике и здравому смыслу не стоит. Подобный ход приведет лишь к тому, что сектант замкнется в себе. Ведь члены деструктивной организации уже успели предупредить его о возможных нападках. Критикуя секту, можно лишь отторгнуть от себя близкого человека, который лишний раз убедится в том, что ему новые «братья и сестры» говорят только правду.
- Не запугивать и не применять силовое давление, а обратиться в ближайший антисектантский центр.
- Запастись терпением. Во время общения сектанты нередко демонстрируют пренебрежение к близким людям, которые, по их мнению, не понимают истины. Новообращенного следует вызвать на открытый разговор, во время которого не стоит проявлять враждебности.
- Не давать сектанту денег. Ведь он их обязательно пожертвует своей организации.
- Пробуждать человека к самостоятельному мышлению. Этим можно будет добиться того, что услышанные сектантом формулы и фразы «братьев и сестер» он поймет совершенно иначе.
Рассмотрим те нелегальные организации, которые занимаются зомбированием людей в нашей стране.
Пятидесятники
Это движение является самым распространенным в России. Численность его членов достигает 300 тысяч человек. Вербовку новых людей они производят прямо на улицах. Являясь магическим оккультным течением, пятидесятники провозглашают идею о том, что христианин должен быть богатым, счастливым и здоровым. В противном случае христианином он называться не может. Впервые новички приходят в эту секту на «замечательную тусовку». Здесь людям объясняют, что для того, чтобы обрести богатство, требуется отдавать деньги этой организации. Вскоре сектанты становятся уверенными в том, что они, вопреки реальности, успешные и здоровые. Порой их психика не выдерживает этого. В связи с этим члены данного течения нередко предпринимают попытки суицида.
Как вытащить человека из секты пятидесятников? Помимо выполнения общих рекомендаций психологов, постараться объяснить ему, что вхождение в транс, который используется на службах этой организации, способно оказать негативное влияние на здоровье и на всю дальнейшую жизнь.
Саентологи
Это довольно мощная организация, имеющая международный масштаб. Ее деятельность направлена на внедрение на предприятиях саентологического менеджмента. Не остается это течение в стороне от политики и медицины. В настоящее время саентологам удалось подмять под себя крупные промышленные группы, что позволяет им, по мнению экспертов, получать ежедневный доход в размере от 3 до 5 миллионов долларов. По утверждению этих сектантов, наша планета обречена на уничтожение. Однако, помимо физического тела, человек существует в тэтане – основном элементе каждой личности. Попавший в секту, способен научиться оперировать этим элементом и стать сверхчеловеком. Саентологами проводятся платные курсы, стоимость которых достигает не одной сотни тысяч долларов. Члены секты осознают себя сверхлюдьми, считая все остальное человечество неполноценным. Организация осуществляет жесткий контроль над своими членами и требует их беспрекословного подчинения. Постепенно сектанты утрачивают способность критического мышления, у них возникает уверенность в себе, но при этом они теряют умение грамотно писать. Несмотря на кажущуюся безобидность подобного влияния, психологи утверждают, что бывшим членам этого течения требуется больше всего времени для проведения реабилитации.
Как вытащить человека из секты саентологов? Стоит иметь в виду, что в отношении данного течения невозможно сохранять постоянный нейтралитет. Ведь тот, кто отказывается от сотрудничества с членом данной организации, тут же объявляется ее врагом. Как вытащить человека из секты саентологов? Невзирая на возможность разрыва, не стоит позволять вводить себя в заблуждение. При этом необходимо не потерять контакт, разговаривая при встречах с близким человеком, ставшим сектантом, только о хорошем. Вопросы саентологии при этом подниматься не должны.
Кришнаиты
Это движение основал в 1966 г. выходец из Индии, проживавший в Нью-Йорке. Основной целью данного течения в те годы являлась агитация среди наркоманов и хиппи. Идеология секты заключена в утверждении о том, что творцом мира является бог Кришна – женоподобный синеокий юноша. Основной целью ее членов считается любовь к создателю, которая позволит войти в его небесные чертоги и стать его наложницами. Причем это убеждение обретают не только женщины, но и мужчины. На проводимых сеансах эти люди доводят себя до экстаза, катаясь по земле и издавая громкие крики, считая это половым контактом с их богом. Подобные действия негативно влияют на человека, порой вызывая у него развитие психических заболеваний.
Как вытащить человека из секты кришнаитов? Своем близкому стоит привести факты того, что в подобных общинах существует запрет на обычную супружескую жизнь, но при этом процветают акты насилия, представленные в виде ритуальных. При этом для раскрепощения людей могут быть использованы наркотические средства.
Свидетели Иеговы
Это вероучение основано на Библии, но при этом кардинально отличается от христианства. Последователи данного направления утверждают о том, что на Землю после наступления Судного дня придет рай. Христос отсеет грешников, которые после этого умрут навсегда. Эти сектанты призывают верить в Бога Иегову и уже заранее строить с ним хорошие отношения.
Данная организация отличается навязчивостью. Ее представители пристают к людям на улице и ходят по домам, предлагая изучить Библию. При этом они навязывают свое видение общества, в котором нет политики и управления, а все подчинено только Богу. Для достижения поставленных целей они не отрицают возможности разрушения семьи, а также предательства близких, которые не хотят поддерживать их взгляды.
Как вытащить человека из секты Иегова? Обратить его внимание на историю организации, чтобы он осознал, что ее руководство направляется вовсе не святым духом.
Но если все предпринятые попытки не увенчались успехом, как вытащить человека из секты Свидетели Иеговы? Прозрение должно прийти после осознания того факта, что «благоразумный раб»-руководитель сам постоянно делает в своей жизни ошибки. Это отрезвит человека и может помочь освободить его из лап секты.
Баптисты
Приверженцы этого движения также проповедуют Библию, но главным для них является Божье слово. Они пытаются убедить нового члена своей секты в том, что тот встал на правильный путь спасения. При этом обманными путями баптисты овладевают сознанием человека и его материальными средствами.
Как вытащить человека из секты баптистов? Тому, кто уже всецело погружен в жизнь этого течения, стоит напомнить о том, что его семья продолжает существовать. При этом не следует оценивать окружающий мир только с точки зрения секты, игнорируя близких для него людей. Лучше, если подобная убежденность возникнет у человека благодаря конкретным практическим действиям. Это может быть поход в лес с семьей или вечерний сбор близких людей за чашкой чая.
Саньясины
Это движение носит название Ошо. Основная его идея заключается во вседозволенности. Уже на самой поверхности секты лежит похоть и алчность, жажда власти и тщеславие.
Как вытащить человека из секты Ошо? Попробовать дать ему понять, что верить в Бога и делать, что хочешь – это не одно и то же.
«Амвей»
Существуют организации, в которых отсутствует религиозное учение. В них прославляется культ богатства и благополучия. При этом раздаются навязчивые и громкие обещания успеха, который обязательно придет после вступления в данное сообщество. Религиоведы относят подобные организации к сектам, называя их коммерческими культами. Типичным примером подобных сообществ является международная многоуровневая организация «Амвей».
Основная цель ее создателей – привлечение в систему большого количества новых людей, которые, собравшись вместе, скандируют стихи из Писания, концентрируя при этом свои мысли на изображениях символов благополучия в виде яхт, машин, домов и т. д. Членам этой организации предлагается прослушивание вдохновляющих аудиозаписей и участие в семинарах, способствующих повышению мотивации, где лидеры системы с яростью обличают аморальность сегодняшнего мира. Помимо этого, членам этой коммерческой секты необходимо вносить пожертвования, направляемые на дальнейшее распространение организации.
Как вытащить человека из секты «Амвей»? Для этого потребуется постепенно менять его сознание, предоставляя конкретные факты о том, что большинству людей в сегодняшней экономической ситуации в стране нужны вовсе не продукты, позволяющие снижать вес, или пищевые добавки. Именно поэтому членам этой организации не стоит надеяться на то, что это направление даст возможность твердо встать на ноги и быть хозяином своего будущего в финансовом отношении.
Тренинги личностного роста
Подобные мероприятия относят к подкатегории тех же сект. Дело в том, что приемы и у тех, и у других используется одинаковые. На тренингах личностного роста человеку внушается то, что он от природы является лидером и добиться успеха ему можно просто по умолчанию. Для создания богатства не нужно даже и прилагать усилий. Поможет ему в этом тайное знание.
На подобных тренингах каждому участнику обещаются миллионы, дорогие машины и личные острова. Здесь устраиваются эмоциональные качели и выполняются специальные упражнения. Все это заставляет человека покидать зону комфорта, что и ломает его психику.
Как вытащить человека из секты личностного роста? Дать ему понять, что нужно снять розовые очки и объективно оценить реальность.
Я год пыталась вытащить любимого из секты, пока не поняла, что мне самой нужно бежать
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Сектантство скрыть крайне сложно, и если из вашего окружения кто-то попал в секту, то вы наверняка об этом уже знаете. Что делать в такой ситуации и можно ли помочь человеку? Я автор AdMe.ru, и однажды мои близкие зашли слишком далеко в попытке достичь своих целей. Мне хотелось бы поделиться своим опытом с читателями, рассказав все, что я знаю об организациях с сомнительной идеологией и способах борьбы с ними, чтобы оградить тех, кто находится в зоне риска.
Сверхлюди, которые пытались наесться солнцем
Однажды моему молодому человеку Тимуру в одной популярной социальной сети пришло приглашение на бесплатное занятие по йоге, и он решил от него не отказываться. По словам Тимура, занятие прошло прекрасно, люди, которых он там встретил, ему тоже очень понравились, поэтому он купил абонемент. Я ничего не заподозрила, посчитав, что его больной спине йога может пойти на пользу. После каждого занятия Тимур возвращался одухотворенным и рассказывал, как хорошо себя чувствует. Постепенно к йоге добавлялись занятия по холотропному дыханию, практика по осознанным сновидениям и прочие методики, которые обещали исцелить тело, дух и подарить безграничное счастье.
Выше я говорила, что если бы кто-то из вашего окружения был в секте, то вы бы об этом уже знали, потому как скрывать это невозможно: участников обязывают следовать правилам и проводить ритуалы. Так, например, Тимур начал читать мантры, интересоваться Ведами, стал вегетарианцем, затем сыроедом, а дальше пил только соки, чтобы достичь конечной цели — стать солнцеедом и перейти на питание солнечной энергией. Если что-то сбивало его строгий режим, то некогда уравновешенный человек начинал психовать (и это с духовными практиками!).
Большие глаза — признак нечистой крови
Я знала, что у Тимура появились новые друзья, но знакомиться с ними не спешила. В какой-то момент ему все же удалось уговорить меня, и мы пошли в гости к главному в их группе. Нас встретил парень лет 25, одетый в льняную одежду, с длинными волосами и очень блаженным видом. Он предложил пройти на кухню, на полу которой уже сидели люди, и, как только мне нашли место, озвучил тему вечера: «Почему вам стоит продать квартиру и уехать в тайгу, построив дом из сена». Я подумала, что это местный юмор, и рассмеялась, но по серьезным лицам остальных поняла, что сделала это зря. Вышло неловко, и весь вечер я сидела молча. На следующие встречи мой молодой человек меня уже не звал.
Но спустя полгода, на 8 Марта, меня пригласили в гости еще раз. Позвали не просто так, а для того, чтобы продемонстрировать, как должна выглядеть настоящая женщина. Оказывается, за все те встречи, на которых я не присутствовала, Тимуру рассказали, что ему со мной находиться нельзя: во-первых, я демон и отнимаю его энергию и деньги (которых у него не было), а во-вторых, мужчина может создать семью только с девушкой, в чьей крови нет примеси разных национальностей (на мужчин это правило не распространяется). Ему указали на мои крупные черты лица и заявили, что у славян не бывает больших глаз. Потом в комнату вошла девушка в длинной шерстяной юбке и в хлопковой рубашке, с тонкими чертами лица и русыми волосами. Мне указали на нее как на эталон женской привлекательности, пояснив, что ее уровня мало кто может достичь.
В этот же вечер обсуждалась интимная жизнь участников группы, и главный настойчиво всем посоветовал перейти исключительно на тантрические занятия любовью. Простите мне мою скабрезность, но на фоне того, что все сектанты сидели на строгой диете и физических сил у них попросту не было, это правило было вполне оправданно.
«Я вырвался из лап сектантов»
«Я выбрал секту как форму самоубийства»
Олег, 52 года: Началось всё, как в плохом сериале. Строительный бизнес приносил более чем хороший доход, но вынуждал буквально жить на работе. Думал, ещё лет 10–15, и воплощу мечту — путешествовать, а чётко отлаженный бизнес будет приносить свои плоды. Но скоропостижно скончался друг детства — мой компаньон, с которым мы когда-то и поднимали дело с нуля. Доля Мишки досталась его жене Ане. Хваткая бабёнка и подвела меня под монастырь, точнее вынудила сделать первый шаг в бездну. За воспоминаниями о друге подсел на стакан, а она взяла бразды правления… в пьяном бреду я подмахнул несколько подписей и остался не у дел. Судиться было бесполезно — юридически всё правильно. Сам дурак.
Жена не выдержала пьянства, бедности и моих срывов… Ушла, забрала сыновей. Пил я беспробудно, топя в водке душевную боль, обиду, злость и разочарование в жизни. В один из моментов просветления испугался, что потеряю последнее, что осталось, домишко в деревне, который достался от бабушки (квартиру в самом центре я уже переписал на бывшую супругу для сыновей). Решил уехать туда и покончить с никчёмной жизнью.
Помню, сидел в сарае и плакал, как когда-то в детстве, когда меня испугала соседская кусачая ушастая свинья Нюрка. Из горла выглушил полбутылки водки, занюхал прошлогодним прелым сеном, петлю затянул на балке. Лезу на стул, а ноги дрожат. Слабовольно очканул, что трухлявая балка не выдержит и я беспомощным инвалидом останусь, ходящим под себя. А тут сенсация — нашли мёртвым мужика поселкового, который вроде как в секту подался. Это был мой вариант. Типа не сам, а меня. Вычислил этих «***удистов» в городе и сам первым подошёл к ним. В тот же день я уже был в коммуне.
Они называли себя миссионерами. На самом деле — так называемая община преподобного Муна. Вначале я увлёкся основами гипноза. Это целая наука, которую мы отрабатывали на тренингах. Например, нас как вербовщиков учили проявлять участие и всячески показывать свою доброту, «залюбливать». У них это так и называлось — «бомбардировать любовью». Знаете, получив столько положительных отзывов и эмоций о самом себе в первый день знакомства с муннитами, я даже обрадовался, что не свёл счёты с жизнью. Придя к ним за смертью, я почувствовал себя нужным и обласканным вниманием. Мной восхищались, меня хвалили за добровольный отказ от суеты мирской. В жизни появилась цель, о суициде уже не задумывался. Настоящий ужас испытал, когда понял, что мне нечего дать организации, кроме золотых часов из прошлой жизни, которые оставил как НЗ, и я утопил себя в деятельности, ища новых адептов, у кого есть что взять.
Мозги мне запудрили капитально. Знаете, почему они работают в многолюдных местах? Потому что там внимание рассеивается на витрины и идущих людей и легче применить приёмчики. После первого собрания определялся психотип новобранца: эмоциональный, научный, мистический или ранимо-чувственный, согласно которым и вырабатывалась стратегия манипуляции сознанием. Этим занимались мы, люди постарше. А молодёжь, в основном потерянная, из маргинальных семей, собирала деньги в общий фонд под благовидными предлогами — на борьбу с наркоманией, ВИЧ или детский дом, люди денежки — им грошовая ручка или наклейка.
Жили мы в коммуне — 20 человек в одной квартире. На рассвете читали речи Муна и возносящие его тексты. Кстати, после выхода в народ нужно было пройти очищение от греховного мира — по пять часов кряду молитвы читать, ледяной водой обливаться и на воде сутками сидеть. Реальные свои доходы они скрывают, но спустя несколько лет видел одного из «учителей» в Испании… Как говорят в Одессе: «Чтоб я так жил».
Достаточно скоро меня начала тяготить эта бодяга общажная, всё общее, ничего своего, даже полотенца. Когда меня там решили подженить, решил — хватит. Выходя к людям, понял, что со стакана уже слез и хочу жить, пробовать всё снова, с нуля, может, и семью вернуть. Решил, что я, конечно, «***нутый», но не настолько. А они ещё типа, женя, по заднице бьют обухом топорища или палкой — больно, со всей силы, а жить вместе разрешают только спустя 3 года. В общем, уйдя в один действительно прекрасный день, в коммуну я больше не вернулся.
Дом с участком продал, однушку купил, устроился на работу. Сейчас, спустя больше 15 лет, понимаю каким идиотом был. Семью вернуть не удалось, но с сыновьями вижусь, бизнес есть, правда, уже не такой глобальный, но на жизнь хватает. Живу почти 9 лет в гражданском браке с милой женщиной, скоро распишемся. Её дочь, к которой я отношусь как к родной, скоро станет мамой, а мы — бабкой и дедом. Вот оно, счастье!
Скажу одно — никогда нельзя опускать руки, жизнь — самое дорогое, что может быть, а секты любые — лишь способ наживы верхушки, где адептов делают натуральными рабами, без собственного «я», без личности, без будущего.
«Я сбежал из секты сам и увёл оттуда будущую жену»
Дмитрий, 49 лет: К иеговистам попал от отчаяния. Проще говоря, целенаправленно решил сойти с ума и выбрал для этого нетривиальный ход — пойти в секту. С женой разладилось, дом сгорел — несчастья буквально валились на меня сплошным потоком, и конца-края этому не было видно. Оставалась, правда, мамина квартира. Переехали с дочерью и супругой к ней… Ольга выдержала свекровь три недели, забрала дочь и ушла, как позже выяснилось, у неё давно уже был роман на стороне. Мать болела, давно и неизлечимо, а тут ещё камни пошли. Из больницы она так и не вышла, не перенесла операцию.
Сколько сидел на лавочке после известия о её кончине, не помню, всё плыло. От осознания беды и невозвратности меня даже вырвало, прямо там, в скверике. Не мог поверить, что всё это приключилось со мной за какие-то полгода. И тут подчаливают две «сердобольные» старушки. Да ласковые такие, вопросы задают, я отвечаю. Одна обняла даже, а запах духов, как у мамы, я сам ей каждый год на день рождения покупал, «Элиж», с жасмином. И так мне тепло стало от этого аромата. Они меня до дома довели, номер телефона взяли. На следующий день снова объявились… на похоронах помогли. Доверился им полностью. Суки эти хитрые, как я уже потом допетрил, ошиваются у клиник специально, в поисках таких, как я, — людей в состоянии отчаяния.
Так я попал в секту. Страшную, как теперь говорят, — тоталитарную, где все боятся наступления Армагеддона, от которого спасётся на небесах лишь менее 150 тысяч избранных. С этой вестью псевдомиссии и бродят по улицам, запугивая людей и втаскивая их в сети. В общем, и я вошёл в их число и ждал своего конца, «неся известие» и проповедуя учение Иеговы до 30 часов в неделю. Мне было приятно получать поощрения и чувствовать себя значимым. Кстати, мужиков там почти нет, а те бабы, что попадают туда молодыми, почти все мирского женского счастья лишены или вовсе остаются старыми девами. Большинство адептов Иеговы — люди недалёкие, без образования, пустые какие-то. Вначале мне это помогало, потом начало тяготить. Всё-таки высшее за плечами.
Мозги на место окончательно мне поставил случай с одной из иеговисток, сын которой попал под машину и ему нужно было делать операцию и переливание крови, она запретила делать это, билась в истерике в больнице и взывала к силам Иеговы… Мальчик чуть не умер, а её потом лишили родительских прав. Жуть, но она даже не расстроилась, назвав его «проклятым семенем».
Светка попала в секту ещё до меня. Я сразу обратил внимание на эту энергичную толстушку, аппетитную и очень миловидную, но потерянную. Оказалось, её в секту привёл неудачный аборт, на котором настаивал муж, а потом сам её и бросил. До моего прихода в секту она там провела уже 6 лет. Отдала общине все свои сбережения и украшения — как ей сказали, «во искупление и на очищение».
Мы начали встречаться, тайком. Сердца оттаяли. Я наконец-то был по-настоящему счастлив. А когда она, о чудо, забеременела, решили бежать. Нам нужна была нормальная мирская жизнь, да и за внебрачную любовь по головке не погладили бы. Жутко боялись, что ребёнка потеряем.
Я втихую продал свою квартирку, она свою, нужные вещи перенесли в камеру хранения на вокзале. Это было всё, как в шпионском романе: уходили порознь, оглядывались, всюду виделись свидетели Иеговы. По несколько дней жили у старых знакомых. Три недели до точки «Ч», карты с деньгами Света носила в мешочке из лоскута простыни, прикреплённом к трусам.
Билеты заранее не покупали, боялись. Просто приехали в один день на вокзал, как сейчас помню, это был четверг, 6 января и уехали в любимый с детства Петербург. С каждым пролетающим мимо столбом нам становилось легче дышать. Впереди было будущее. Не знаю, искали ли нас, но с тех пор мы перевернули страницу своей новейшей истории, а через 6,5 месяца появился на свет Никитка. Нам просто повезло. Сына крестили, сами ходим в церковь Святой Ксении Петербуржской на Смоленском кладбище.
«Мою подругу выгнали из секты!»
Полина, 46 лет: Была у меня подруга чумовая. Ещё в годы нашей юности то хипповала, то на тусовки рокеров ездила. Почти никогда не было ни нормальной работы, ни семьи. Для неё всегда важнее была туса и фестивали, по которым она моталась по всей стране. Но был в её жизни период вообще за гранью понимания разумного человека. Она стала сектанткой! Причём не от душевной боли, серьёзного горя или одиночества, а от скуки — вечной её спутницы. Хотя её кипежа в жизни хватило бы на два десятка человек.
До сектантства она вечно приходила ко мне в экстравагантных нарядах, с дырками на попе, в расписанных автографами тусовщиков джинсах, в зубах — мундштук, в кармане — плеер, в ушах — наушники, в проколах по 10 сережек, руки в браслетах, на груди бусы и цепи… В общем, на улице мимо пройти без изумления невозможно. Сразу видно — художница, декоратор, артистка. А тут заявилась в каком-то балахоне, губы чуть тронуты светлой помадой. И вместо рассказа об очередных похождениях с подробностями анального и орального секса и новых «клёвых чуваках —свингерах» — несёт чушь какую-то про апокалипсис, кары небесные и что всем спасаться надо. Вначале говорила, что это игра такая, от скуки решила попробовать. Но очень скоро крыша её напрочь поехала. Мало того, работая в агентстве по организации праздников, и там начала людей грузить. Её даже как-то побили на корпоративе, денег не дали и выкинули прямо в лужу. Представляете — у людей праздник, а она чешет им про Армагеддон?! Но она такая личность — увлекающаяся до разбития лба.
Поняв, что теряем её окончательно, мы — друзья — решили действовать единственным понятным ей способом. Клин клином вышибать. Купили путёвки, забрали Ирку и вшестером махнули на полуостров Индостан. В Мадурае (городе, построенном ещё в третьем веке до нашей эры) наша долбанутая ожила. Потом мы отправились в поселение с чудным названием Пушкар, там Ирку, да и всех нас, буквально потряс храм Брахмы и священное озеро, в честь которого и назвали городок — «упавший из рук цветок».
Когда на ярмарке верблюдов один из них плюнул в неё, наша «чумачечая» очнулась. «***ть! Даже уроды мне в рожу харкают», — заявила Ирка и потянула нас покупать яркие наряды.
Кризис миновал, но до полного выздоровления было ещё далеко, если вообще полное выздоровление может быть в её случае. Прилетела она домой уже вся снова увешанная браслетами, в цветастых нарядах, с ароматами сандала и мандаринов.
Но на этом эпопея с сектантами не закончилась. Возомнив себя подобием Жанны д’Арк, Ирка объявила войну свидетелям Иеговы. Что она там творила!!! Начиная от внешнего вида, приводящего в ужас адептов, до крамольных речей. В итоге её деструктивно-агрессивной деятельности против секты устроила ещё и стриптиз под тяжёлый рок группы «Пинк Флойд» прямо во время собрания. Смысл слов песни «Стена» оказался более чем символичным. Это был крик души: «Не нужен надзор за тем, о чём мы думаем, оставь в покое!»
А после, хохоча, рассказывала, как к ней боялись прикоснуться, чтобы вывести «срамницу из обители». Так вход в «храм последователей Иеговы» был ей закрыт. Но она не унялась и устраивала демарши на улице до самых холодов. То с красными знамёнами ходила и пела дурным голосом комсомольские песни, то упросила такого же бесшабашного, как она сама, друга, и он приехал на лошади к «храму Иеговы», а на ягодицах коня были две буквы С и И, то есть свидетели Иеговы. Меня не слушала, а я боялась, что её просто прибьют. Сложно представить, но сектанты даже вызвали милицию, и Ирка чуть было не провела ночь в обезьяннике. Но менты оказались нормальными людьми и, отвезя её подальше, просто отпустили, взяв обещание «оставить придурков в покое».
Замуж она так и не вышла, насколько я знаю, сейчас живёт с художником и музыкантом где-то на Урале, кажется, в Екатеринбурге, и участвует в бесплатных праздниках в больницах и детдомах.
В капкане. Как помочь попавшим в секту / Православие.Ru
Как быть, если близкий человек попал в секту? Как ему помочь, о чём стоит говорить, а о чём лучше промолчать? Практические советы от того, кто имеет опыт общения с людьми, попавшими под влияние деструктивных культов. Своими мыслями делится миссионер и апологет из Санкт-Петербурга, специалист в области сектоведения Виталий Питанов.
Любое отпадение от Бога есть страдание и смерть. Но многие люди выбирают этот путь. Почему? На своём многолетнем опыте я пришёл к выводу, что главное оружие против Церкви – это ложь. Вспомните, отцом чего является сатана. Отцом лжи. Секты – это организации, которые базируются на лжи. А сектанты – это люди, у которых нет возможности отделить ложь от истины.
Главные задачи апологета – не только предоставить человеку инструментарий, который поможет ему преодолеть ложь, пленившую его, но и дать альтернативу его взглядам: если вы разрушаете веру человека, но ничего взамен ему не даёте, лучше не занимайтесь апологетикой.
Что же касается результатов апологетической деятельности, помните: Иисус Христос не всех сделал христианами, и не рассчитывайте, что кто-то из нас может превзойти Его.
Своей целью апологеты ставят развенчание мифов о Православной Церкви. Почему это нужно? Я не встречал ни одну секту, которая адекватно оценивала бы, во что мы, православные, верим, наши Таинства и вероучение. Необходимым также является раскрытие православного вероучения и изложение его в доступной форме. Важный момент: если вы богослов, но веры не имеете, ваши пересказы догматики никого не зажгут. Люди чувствуют огонь внутри вас, который либо горит, либо нет. Апологет должен, прежде всего, сам стремиться к непрерывному духовному преображению – через Таинства, молитву, чтение Евангелия. В себе мы несём нечто не от мира сего, нечто, дарованное нам Богом. Всё Православие посвящено тому, чтобы Дух, дарованный нам в крещении, в нас возрастал. И если так происходит, люди это чувствуют. Мы становимся не от мира сего и можем поделиться тем, что в нас есть.
Кроме того, апологету требуется умение провести сравнительный богословский анализ: вы должны знать не только свою веру, но и тараканы в голове у своего оппонента.
Сектанты – это люди искренние, они за свою веру реально готовы страдать, у них есть искреннее желание служить Богу, но идут они по ложному пути, и важно им это показать. Именно поэтому необходимо грамотное и – обязательно – уважительное общение с сектантом. Иначе он просто не захочет вас выслушать.
Понадобится узнать психологию сектанта, понять, почему он вошёл в секту. Это может быть, например, гордыня, когда человек хочет быть причастным к какой-то эзотерической тайне; или он не видел смысла жизни и обрёл его в секте; или же к сектантам его толкнула банальная лень, ведь так заманчива идея о том, что для достижения чего-то в жизни достаточно заняться магией и манипулированием.
С чего начинать беседы с сектантом? Первое – поставить диагноз: путём вопросов разобраться, во что верит человек, почему он считает ложь истиной и что ему это даёт. На этом этапе вы слушаете, не вступая в спор, а просто задаете вопросы, которые помогают вам глубже понять человека. Дальше – зондаж его мнения о Православии, почему он отвергает православную веру и что, по мнению собеседника, в Церкви надо изменить, чтобы он готов был стать православным.
Следующий шаг – найти точки соприкосновения. Помните: христианство надо оценивать по идеалам, которые оно предлагает, а не по людям, которые до этого идеала не дотягивают: человек побеждается идеалами, а не критиканством.
Важно не допустить разрыва отношений с человеком, который попал в секту, иначе вы сможете за него только молиться. Чтобы иметь шанс переубедить его, общаться со столь непростым собеседником нужно неукоснительно вежливо, сколь бы сложным ни был разговор. Сектанту должно быть с вами комфортно, а потому никогда не ведите себя свысока – разговор надо вести «на равных». Нельзя нападать на убеждения своего визави, или же он «закроется» и на этом ваша миссионерская работа закончится.
В беседе с человеком из секты не оперируйте терминами православного богословия – он или не знает о них, или понимает их превратно. Речь апологета должна быть доступной для тех, к кому он обращается. Точно формулируйте свои мысли. Если человек не понимает, о чём вы говорите, он просто от вас уйдёт.
При этом нет нужды изображать из себя всезнайку: не можете дать ответ на какой-то вопрос – признайтесь в этом. Скажите, что изучите тему к следующему разу. Сможете ответить на вопрос себе – сможете ответить и другим. Себе не ответите – и другим не сможете доказать. Что в Православии главное, а что второстепенно? Как в жизни человека проявится то, что Христос – Богочеловек? Для сектанта эти слова ни о чём, но важно, чтобы он понял, как это знание влияет на его жизнь. Поэтому читайте догматику, святых отцов. Не можете ещё на какой-то вопрос ответить – снова читайте.
Избегайте говорить одновременно с собеседником – надо слышать человека и слушать. Не пытайтесь говорить больше, чем он. Некоторые ошибочно считают, что миссионерство – в многословии. А оно – в умении слышать людей и отвечать на реальные вопросы.
Нужно избегать споров, ведь они ничего не доказывают, а лишь порождают вражду. Ваша задача – искать истину, а не пытаться что-то доказать. Никогда не требуйте, чтобы ваш собеседник соглашался, что он был в чём-то не прав.
В сектах людей соблазняют не откровенным злом, а красивой формой, обещанием хороших вещей, но мало кто может отличить ложь от истины.
Сталкиваясь с человеком, попавшим под влияние деструктивного культа, люди зачастую просто собирают информацию о сектах и скидывают ему полученные данные. Вот только действенность такой тактики обычно близка к нулю: во-первых, во многих сектах адептам делают «прививку» от убеждений подобного рода. Например, говорят: «Как гнали первых христиан, так будут гнать и вас». Поэтому не спешите «выдавать компромат», дождитесь момента, когда человек будет готов слушать имеющуюся информацию.
Во-вторых, люди самолюбивы, каждый считает себя самым умным. Поэтому нет смысла просто выдавать тезисы – лучше через систему наводящих вопросов предложите человеку подумать над темой. Плоды таких размышлений он будет воспринимать своими, а не чем-то навязанным извне. А вот готовый, «разжёванный» материал он не примет.
В третьих, важнее не то, что вы говорите, но как. Ведя беседу с сектантами, помните: никакой догматики. Говорите о жизни, о том, что людей волнует – счастье, радость, воспитание детей, семейная жизнь. У сектантов очень утилитарный подход.
Беседы с сектантами – дело очень ответственное, ведь если человека попытались вывести из секты и это сорвалось, то следующим, кто постарается это сделать, будет тяжелее, чем вам. В то же время важно понимать: может быть, Бог не хочет, чтобы человек вышел из секты через вас. Поэтому используйте простой подход – делай, что можешь, а дальше будь что будет.
* * *
Виталий Питанов – известный российский сектовед. В конце восьмидесятых годов увлекался духовными поисками, занимался неоиндуизмом и оккультизмом, был главным редактором оккультного журнала «Хранитель». В конце девяностых годов, разочаровавшись в оккультизме и неоиндуизме, порвал с ними. Принял христианство и стал членом Русской Православной Церкви. Вскоре получил благословение заниматься апологетической деятельностью. Несколько лет возглавлял программу «Прозрение» в отделе по делам молодёжи в Санкт-Петербургской епархии. Позже перешёл работать в Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств. Автор ряда книг, статей и радиопередач, посвящённых современному сектантству и оккультизму. Бакалавр теологии. В настоящее время является сотрудником православного апологетического центра «Ставрос».
В основе публикации –
фрагменты доклада Виталия ПИТАНОВА
на обучающем семинаре «Миссия и милосердие»,
опубликованные белорусским православным
информационным порталом «Собор.by»
Фото Александра Семеняко
Выход из секты — Мельников Алексей — LiveJournal
Недавно участвовал в виртуальном диалоге с бывшим харизматом, вышедшим из общины, но не желающим принимать Православие. На самом деле называть его бывшим некорректно: он до сих пор практикует глоссолалию, получает «откровения» и претендует на непосредственное общение с Духом Святым. Василий (скрою его настоящее имя) отказался от многих харизматических заблуждений, но получил антитринитарное откровение и теперь всех донимает, утверждая, что Бог не является Троицей.Общаясь с ним, я в очередной раз убедился в простой истине: из секты перейти в Православие очень сложно. Для осуществления этого шага нужно обладать определенными личностными качествами, преодолеть несколько психологических барьеров.
[Spoiler (click to open)]
Самый первый барьер — «Патриотизм». Большинство сектантов, однажды попавших в секту, никогда из неё не выйдут и навсегда останутся адвентистами, иеговистами или кришнаитами. Их не интересует критика собственного вероучения, они полностью доверяют своим учителям и пророкам. При этом иеговист стал бы мормоном, если бы ему первыми повстречались бы мормонские миссионеры. Принадлежность к общине в таком случае идентична национальной самоидентификации: я родился в России — поэтому я русский, я обрёл веру через проповедь свидетелей Иеговы — поэтому до конца жизни буду свидетелем Иеговы. Патриотизм – высокое и благородное чувство, играющее с сектантом злую шутку: благодарность к пастору, близкие связи с членами общины, душевная и компанейская атмосфера очень сильно привязывают к секте. Разрыв этих связей на личностном уровне воспринимается как предательство и измена духовной семье.
Второй барьер — «Теплохладность». Для того чтобы выйти из секты, нужно иметь чувство неудовлетворенности типом духовности, предлагаемой сектой, необходима жажда большего. Многие ставят в укор православным большой процент номинальных верующих, забывая о том, что и в сектах теплохладность вполне привычное явление. Многие сектанты воспринимают общину как клуб, в который можно прийти и прекрасно провести время. Эти люди ничего не ищут и, следовательно, не заинтересованы переходом в Православие.
Третий барьер — «Доверие». Доверчивость является плодом веры в Бога и веры в добродетельность людей. Доверчивость — прекрасное и светлое чувство, становящееся, к сожалению, очередным барьером на пути выхода из секты. Каждый человек располагает некоторым кругом людей, мнение которых считает авторитетным. В закрытых религиозных общинах авторитет духовных руководителей незыблем. Чаще всего лидеры секты окружены ореолом святости и чудодейственности, претендуют на непосредственное общение с Богом, они и в самом деле незаурядны, умны и харизматичны. Сомневающийся в учении общины должен поставить своё мнение выше мнения её духовного руководителя. Весьма вероятно, что перед выходом из секты ему придется выдержать очную беседу с гуру или пастором, отговаривающим от перехода и рассказывающим всевозможные страшилки о Православии. Хватит ли у него смелости посчитать себя умнее заблуждающегося пастора? Для подобного вывода нужны очень веские причины: долгое и подробное изучение вероучения общины, сознательное выстраданное решение или банальная гордыня. В последнем случае выход из секты будет дефектным и, скорее всего, плачевным, как это и получилось с моим знакомым, получившим антитринитарное «откровение» о сущности Бога. Преодоление доверчивости к вероучению и духовному руководству собственной общины нельзя строить только лишь на собственном духовном опыте, непременно нужен новый авторитет, предлагающий новые ценности и новые задачи, а так же инструменты для их реализации. Должна произойти замена одного авторитета на другой, иначе выход из секты произойдет в голое поле и, скорее всего, приведёт к потере веры и деградации.
Четвёртый барьер — «Вкус». Мне известны сектанты, осознающие ущербность вероучения собственной общины, знающие о тёмных сторонах жизни руководства, но не собирающиеся никуда выходить в силу отсутствия желания что-либо кардинально менять в своей жизни. Переход из секты в Православие обязательно сопровождается изменением способа духовного делания. Для многих сектантов невозможно отказаться от прелестной духовности в пользу православной аскезы. Так, например, харизматы уповают на собственные духовные переживания, на непосредственный контакт с Богом. Переход в Православие будет означать для них тотальную рецепцию своего духовного опыта: под сомнение должны быть поставлены все полученные «откровения», необходимо изменить способ молитвы, отказаться от ложного «дара» иных языков, пересмотреть отношение к посту, святым, Богородице. Одного лишь умного принятия православных доктрин недостаточно, к ним необходимо прирасти сердцем, поменять весь строй собственной духовности. Всё это, во-первых, сложно, во-вторых, нужно далеко не всем. Менять привычную харизматическую эйфорию на православную покаянную молитву о грехах захочется далеко не каждому – это вопрос духовного вкуса. Человек ищет духовность, сродную его умонастроению, а умонастроение зачастую формируется под действием страстей: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим.4:3).
Таким образом, рассказывая сектантам о Православии, нам не стоит, во-первых, ожидать их тотального покаяния и возвращения в Церковь, во-вторых, немедленного согласия с очевидными доводами в пользу православного вероучения. Даже если доводы безапелляционны, они не могут быть немедленно приняты, но должны прорасти внутри сердца заблуждающегося человека, преодолеть все психологические барьеры. И если семя упадет на добрую почву, то оно рано или поздно взойдет, необходимо лишь время, молитва и мирный диалог.