Картины золотая осень русских художников: Осень в картинах русских художников – Осень в картинах русских художников

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ В КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX – XX вв.»

Инфоурок › Другое ›Презентации›«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ В КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX – XX вв.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ В КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX – XX вв.» Описание слайда:

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ В КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX – XX вв.»

2 слайд Василий Дмитриевич Поленов, «Золотая осень», 1893 г.
Описание слайда:

Василий Дмитриевич Поленов, «Золотая осень», 1893 г.

3 слайд Ефим Ефимович Волков, «Осень», 1893 г. Описание слайда:

Ефим Ефимович Волков, «Осень», 1893 г.

4 слайд  Остроухов Илья Семёнович, «Золотая осень», 1886 г.
Описание слайда:

Остроухов Илья Семёнович, «Золотая осень», 1886 г.

5 слайд  Головин Александр Яковлевич, «Осень», 1920 г. Описание слайда:

Головин Александр Яковлевич, «Осень», 1920 г.

6 слайд  Волков Ефим Ефимович, «Октябрь», 1883 г. Описание слайда:

Волков Ефим Ефимович, «Октябрь», 1883 г.

7 слайд  Андрей Николаевич Шильдер , «Овраг», 1915 г. Описание слайда:

Андрей Николаевич Шильдер , «Овраг», 1915 г.

8 слайд  Грабарь Игорь Эммануилович, «Сентябрьский снег», 1903 г. Описание слайда:

Грабарь Игорь Эммануилович, «Сентябрьский снег», 1903 г.

9 слайд  Юон Константин Федорович, «Октябрь»,1947 г.
Описание слайда:

Юон Константин Федорович, «Октябрь»,1947 г.

10 слайд  Кустодиев Борис Михайлович, «Осень в провинции», 1926 г. Описание слайда:

Кустодиев Борис Михайлович, «Осень в провинции», 1926 г.

11 слайд  Исаак Ильич Левитан, «Золотая осень», 1895 г.
Описание слайда:

Исаак Ильич Левитан, «Золотая осень», 1895 г.

12 слайд  Исаак Ильич Левитан, «Октябрь (Осень)», 1891 г. Описание слайда:

Исаак Ильич Левитан, «Октябрь (Осень)», 1891 г.

13 слайд  Жуковский Станислав Юлианович, «Княжеский дом осенью», 1909 г.
Описание слайда:

Жуковский Станислав Юлианович, «Княжеский дом осенью», 1909 г.

14 слайд  Кустодиев Борис Михайлович, «Осень», 1924 г. Описание слайда:

Кустодиев Борис Михайлович, «Осень», 1924 г.

15 слайд  Игорь Эммануилович Грабарь, «Осень. Рябина и березы», 1924 г. Описание слайда:

Игорь Эммануилович Грабарь, «Осень. Рябина и березы», 1924 г.

16 слайд  Мясоедов Григорий Григорьевич, «Осеннее утро», 1893 г. Описание слайда:

Мясоедов Григорий Григорьевич, «Осеннее утро», 1893 г.

17 слайд  Левитан Исаак Ильич , «Золотая осень. Слободка», 1889 г. Описание слайда:

Левитан Исаак Ильич , «Золотая осень. Слободка», 1889 г.

18 слайд
 Левитан Исаак Ильич , «Осень. Река», 1899 г. Описание слайда:

Левитан Исаак Ильич , «Осень. Река», 1899 г.

19 слайд  Виноградов Сергей Арсеньевич, «В усадьбе осенью», 1907 г. Описание слайда:

Виноградов Сергей Арсеньевич, «В усадьбе осенью», 1907 г.

20 слайд  Станислав Юлианович Жуковский, «Брошенная терраса», 1901 г.
Описание слайда:

Станислав Юлианович Жуковский, «Брошенная терраса», 1901 г.

21 слайд  Коровин Константин Алексеевич, «Осенний пейзаж», 1909 г. Описание слайда:

Коровин Константин Алексеевич, «Осенний пейзаж», 1909 г.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-389977

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Золотая осень (картина Остроухова) — Википедия

«Золотая осень» — пейзаж русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написанный в 1886 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 1467). Размер — 48,2 × 66,3 см[1]. Замысел картины родился у Остроухова в 1885 году[2], когда он жил в усадьбе Абрамцево, а сюжет связан с видами, которые он наблюдал в приусадебном парке[3]. Как и некоторые другие картины Остроухова, «Золотая осень» может быть отнесена к «пейзажу настроения»[4][5].

Полотно «Золотая осень» было представлено на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1887 года в Санкт-Петербурге, и в том же году его приобрёл у автора коллекционер и меценат Павел Третьяков[1]. Пейзаж Остроухова получил хорошие оценки посетителей передвижной выставки[3], а также критиков, среди которых были Павел Ковалевский[6] и Владимир Стасов[7].

Художник и критик Александр Бенуа ставил картину «Золотая осень» в ряд произведений, являющихся «самыми близкими и по духу, и по времени предшественниками Левитана»[8]. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что полотно Остроухова продемонстрировало «успехи в живописи и, главное, самостоятельность молодого пейзажиста»[9]. Обсуждая «Золотую осень», искусствовед Виталий Манин отмечал декоративность живописи, достигнутую «благодаря активному цвету», и то, что она «упрочена добросовестным описанием предметного ощущения, то есть чисто натурным подходом к теме»[10].

В. И. Суриков. Художник за мольбертом — И. С. Остроухов (бумага, акварель, графитный канандаш, 1884, ГТГ)[11]

Илья Остроухов систематического художественного образования не получил[12][13]. В 1880 году, решив заняться изобразительным искусством, он стал брать уроки у пейзажиста Александра Киселёва. В 1881—1882 годах Остроухов принимал участие в воскресных рисовальных вечерах у Ильи Репина, а затем, в 1882—1884 годах, обучался в Санкт-Петербурге в частной мастерской Павла Чистякова. В 1886 году Остроухов был воль­но­слу­ша­те­лем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Помимо этого, он поль­зо­вал­ся со­ве­та­ми художников Василия По­ле­но­ва и Ивана Шиш­ки­на[12][14].

В 1874 году Остроухов познакомился с предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым, а с 1880 года стал участвовать в деятельности Абрамцевского художественного кружка, которая происходила в подмосковной усадьбе Мамонтова[13][15]. С 1884 года картины Остроухова экспонировались на выставках Московского общества любителей художеств (МОЛХ)[16], а в 1886 году состоялся его дебют на выставках передвижников — на 14-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) экспонировался его пейзаж «Последний снег» (нынешнее местонахождение неизвестно)[9][17], также известный под названиями «Весна» и «Ранняя весна»[18][16].

Осень в Абрамцевском парке (холст, масло, 32 × 46 см, 1887, Абрамцево)[19]

Замысел картины «Золотая осень» относится к 1885 году[2]. В тот период Остроухов проводил много времени в усадьбе Абрамцево, владельцем которой был Савва Мамонтов. По-видимому, сюжет полотна связан с видами, которые художник наблюдал в приусадебном парке[3]. Именно там в 1885 году был написан этюд к будущей картине[2], а над самим полотном художник работал зимой 1885—1886 годов[20]. К серии осенних пейзажей Остроухова также относятся его более поздние работы «Осень в Абрамцевском парке» (1887), «Вечер» (1887—1888) и «Поздняя осень» (1888)[13].

Картина «Золотая осень» была представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок[1][13], открывшейся в Санкт-Петербурге 25 февраля 1887 года, а в апреле того же года переехавшей в Москву[21][22]. Поскольку в то время Остроухов ещё не был полноправным членом ТПХВ, его картина, как и произведения других экспонентов, должна была пройти через конкурсный отбор. Сам художник скептически относился к вероятности попадания «Золотой осени» на выставку — в письме к Виктору Васнецову он сообщал: «…я кончаю свою картину почти с уверенностью, что её не примут на Передвижную[,] и знаю даже мотивы почему: скажут, что она больше похожа на этюд, чем на картину. Всё же повезу её в Питер — что будет, то будет»[23]. Тем не менее пейзаж Остроухова был принят на выставку и получил хорошие оценки посетителей[3], а также критиков, среди которых были Павел Ковалевский[6] и Владимир Стасов[7].

В том же году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым[1][24]. По словам искусствоведа Софьи Кудрявцевой, «для молодого живописца это было вдвойне важно — Третьяков и вместе с ним все ценители русского искусства признали в Остроухове подлинный талант и самобытность»[25].

На картине изображены клёны и другие деревья (липы и дубы), покрытые жёлтой осенней листвой[3][26]. Справа на переднем плане находятся два раскидистых дерева, через листву которых, «словно сквозь золотистую сетку», просвечивают более удалённые планы пейзажа[20]. Вверх, к веткам больших деревьев тянутся начинающие желтеть побеги. В левой части картины видна тропинка, за которой расположена «группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами»[27]. Тёмные стволы деревьев написаны «весомо и материально», а яркие кленовые листья, тщательно выписанные художником, придают картине нарядный вид[20].

Сороки (деталь картины)

На тропинке находятся две сороки, чёрно-белое оперение которых выделяется на фоне цветов осеннего леса и подчёркивает пространственный эффект[3]. По мнению искусствоведа Виталия Манина, сороки представляют собой «бытовой» элемент, который «придаёт картине особую задушевность, характер интимного человеческого переживания»[10]. Изначально птиц на пейзаже не было, и они были внесены туда по предложению художника Валентина Серова, близкого друга Остроухова[3]. Есть даже предположение, что Серов написал птиц сам — оно основано на фразе из письма Серова к Остроухову от 18 декабря 1888 года, в котором тот, перечисляя свои произведения в галерее Третьякова, добавил: «нет! ещё сороки». В примечании к письму написано: «Видимо, Серов упоминает некоторые детали в картинах приятелей, которые он написал по их просьбе. Наверное, к таковым относятся и сороки в „Золотой осени“ Остроухова»[28].

Для того, чтобы сфокусировать внимание зрителя на сверкающем золотом лиственном уборе, Остроухов пользуется опытом импрессионистов («композиционная фрагментарность»), а также собственной фотографической практикой («стоп-кадровая остановка мгновения»). Лиственный убор главенствует в композиции и превращается в «метафору календарной поры»: опадающие жёлтые листья символизируют движение времени — переход от цветущей красоты к угасающему блеску, «неизбежность конца праздника»[29].

Цветовая гамма картины насыщена жёлто-оранжевыми тонами с усиленной огненностью красок[29] — «живопись жёлтым по жёлтому трудна, но Остроухов тонко нюансирует желтизну световыми оттенками»[10]. В центральной части картины лиственный убор «„пылает“ всеми золотистыми и багряными оттенками», но по мере приближения к краям полотна он ослабевает и блёкнет, становится более холодным[29].

Как и некоторые другие картины Остроухова, «Золотая осень» может быть отнесена к «пейзажу настроения», наиболее известными представителями которого в русской живописи были Исаак Левитан и Алексей Саврасов[4][5].

Золотая осень (этюд, холст, масло, 34 × 47,7 см, 1885)

В каталоге Государственной Третьяковской галереи упоминается написанный в 1885 году этюд для картины «Золотая осень», под названием «Осень», который хранится в Национальном художественном музее Белоруссии[1]. В более ранней литературе есть информация об этюде «Золотая осень», или «Осень» (холст, масло, 34 × 47,7 см, 1885)[30][31], из собрания Д. Я. Черкеса (Москва)[32][33]. Изображение, представленное на этюде, соответствует правой и средней частям картины. По словам Юрия Русакова, «этюд привлекает своей непосредственностью и свежестью»; по сравнению с картиной, «всё здесь как бы приближено к зрителю и написано шире, свободнее»[27].

Также встречаются упоминания других этюдов Остроухова — «Золотая осень» (холст, масло, 1885, из собрания Н. М. Молевой, Москва)[33] и «Этюд осени» (холст, масло, 1886, из архива РГАЛИ)[34].

В статье «Выставка передвижников», опубликованной в номере «Новостей и Биржевой газеты» от 1 марта 1887 года, критик Владимир Стасов дал оценку ряду представленных на выставке пейзажей. В частности, он писал, что «у экспонентов Первухина и Остроухова также выставлены были очень милые этюды: „Золотая осень» и „Осень на исходе»»[7].

Картина «Золотая осень» в ГТГ

В обзоре, опубликованном в апреле 1887 года в журнале «Русская мысль», писатель Павел Ковалевский, обсуждая важность правильного выбора колорита картины, писал: «Как прелестна в этом отношении „Золотая осень“ г. Остроухова! В ней золото листьев клёна — действительно золото, и весь золотой мотив этюда горит красками действительно золотой осенней рощи»[6].

В книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, художник и критик Александр Бенуа писал: «В 1887 году в первый раз обратил на себя серьёзное внимание Остроухов своими замечательными картинами „Золотая осень“ и „Весна“, являющимися самыми близкими и по духу, и по времени предшественниками Левитана»[8].

По мнению искусствоведа Фаины Мальцевой, созданное в 1886 году полотно «Золотая осень» продемонстрировало «успехи в живописи и, главное, самостоятельность молодого пейзажиста»[9]. По словам Мальцевой, в основе картины Остроухова «много пристального наблюдения натуры»[20], в этом произведении художнику удалось передать «ощущение света, воздуха и пространства, заполненного в основном раскинувшимися кронами пожелтевших осенних клёнов»[9]. В то же время Мальцева отмечала, что пейзажу Остроухова «свойственна ещё некоторая разобщённость, которая вредит цельности художественного образа»[20].

Искусствовед Юрий Русаков называл «Золотую осень» одним из наиболее значительных произведений Остроухова 1880-х годов[35]. По словам Русакова, изображённый на картине пейзаж представляет собой «целостный образ осеннего леса»: он «согрет большим горячим чувством художника», а «в зелёной траве и золотой чаще деревьев есть дыхание жизни»[27].

По мнению искусствоведа Виталия Манина, такие картины Остроухова, как «Золотая осень» и «Первая зелень», «говорят о чуткости художника к дыханию природы». Манин отмечал ощущение естественности «Золотой осени», возникающее за счёт кажущейся случайности вида, запечатлённого на полотне. Обсуждая «Золотую осень», Манин также писал о декоративности живописи, достигнутой «благодаря активному цвету», и о том, что она «упрочена добросовестным описанием предметного ощущения, то есть чисто натурным подходом к теме»[10].

  1. 1 2 3 4 5 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 31.
  2. 1 2 3 С. В. Кудрявцева, 1982, с. 19.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Е. Н. Евстратова, 2013, с. 336.
  4. 1 2 Энциклопедия «Искусство», т. 3, 2007, с. 188—190.
  5. 1 2 М. И. Ткач, 2002, с. 262.
  6. 1 2 3 П. М. Ковалевский, 1887.
  7. 1 2 3 В. В. Стасов, 1950, с. 227.
  8. 1 2 А. Н. Бенуа, 1995, с. 324.
  9. 1 2 3 4 Ф. С. Мальцева, 1968, с. 146.
  10. 1 2 3 4 В. С. Манин, 2012, с. 306.
  11. ↑ Н. Ю. Семёнова, 2020.
  12. 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 30.
  13. 1 2 3 4 Е. А. Царёва, 2008, с. 460.
  14. . Остроухов Илья Семёнович (неопр.) (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Дата обращения 12 января 2020. Архивировано 12 января 2020 года.
  15. ↑ Д. А. Перова, 2011, с. 23.
  16. 1 2 Т. А. Рымшина, 2001, с. 344.
  17. ↑ Ф. С. Мальцева, 2001, с. 31.
  18. ↑ Т. А. Рымшина, 2001, с. 54.
  19. ↑ Т. А. Рымшина, 2001, с. 370.
  20. 1 2 3 4 5 Ф. С. Мальцева, 2001, с. 32.
  21. ↑ Ф. С. Рогинская, 1989, с. 251.
  22. ↑ Ф. С. Рогинская, 1989, с. 419.
  23. ↑ Т. А. Рымшина, 2001, с. 64.
  24. ↑ С. В. Кудрявцева, 1982, с. 18.
  25. ↑ С. В. Кудрявцева, 1982, с. 18—19.
  26. ↑ Т. А. Рымшина, 2001, с. 66—67.
  27. 1 2 3 Ю. А. Русаков, 1962, с. 11.
  28. ↑ Серов в переписке и пр., т. 1, 1985, с. 126—127.
  29. 1 2 3 Т. А. Рымшина, 2001, с. 67.
  30. ↑ Ю. А. Русаков, 1962, с. 11—13.
  31. ↑ Т. А. Рымшина, 2001, с. 256—257.
  32. ↑ Т. А. Рымшина, 2001, с. 256.
  33. 1 2 Т. А. Рымшина, 2001, с. 363.
  34. ↑ Т. А. Рымшина, 2001, с. 365—366.
  35. ↑ Ю. А. Русаков, 1962, с. 10.
  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • 500 сокровищ русской живописи. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. — 536 с. — ISBN 9-785-373-04169-0.
  • Ковалевский П. М. Художественные выставки в Петербурге. XV передвижная и академическая // Русская мысль. — 1887. — Вып. (кн.) 4, отд. II (апрель). — С. 122—133.
  • Илья Остроухов. — М.: Художник РСФСР, 1982. — 54 с. — (Массовая библиотека по искусству). — ISBN 5-900743-22-5.
  • И. И. Левитан и пейзажная живопись 1890-х годов // В книге «История русского искусства», т. 10, кн. 1, ред. И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, А. А. Сидоров, . — М.: Наука, 1968. — С. 108—178.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М.: Искусство, 2001. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4.
  • Манин В. С. Русская пейзажная живопись. Конец XVIII — XIX век. — СПб.: Аврора, 2012. — 344 с. — ISBN 978-5-7300-0847-2.
  • Мамонтовский художественный кружок (Великие художники, том 93). — М.: Директ-Медиа и Комсомольская правда, 2011. — 49 с. — ISBN 978-5-4475-4161-3.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с.
  • Илья Семёнович Остроухов. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1962. — 68 с.
  • Пейзажная живопись И. С. Остроухова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. — СПб.: ИЖСА имени И. Е. Репина, 2001. — 434 с.
  • Илья Остроухов. Гениальный дилетант. — М.: Слово, 2020. — 240 с. — ISBN 978-5-387-01596-0.
  • Стасов В. В. Избранное: живопись, скульптура, графика. — М.: Искусство, 1950. — Т. 1 — Русское искусство.
  • Энциклопедия пейзажа. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Царёва Е. А. Остроухов Илья Семёнович // Русские живописцы XVIII—XIX века. Биографический словарь / . — СПб.: Азбука-Классика, 2008. — С. 459—461. — ISBN 978-5-91181-923-1.
  • Валентин Серов в переписке, документах и интервью / И. С. Зильберштейн, . — Л.: Художник РСФСР, 1985. — Т. 1. — 448 с. — ISBN 5-7370-0210-1.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  • Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин. — М.: Росмэн, 2007. — Т. 3 (Л—П). — 296 с. — ISBN 978-5-353-02798-0.

Презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме: Презентация «Осень в картинах русских художников»

Слайд 1

Осень в картинах русских художников

Слайд 2

Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора, где красно-желтые, золотистые и теплые краски прекрасной поры бабьего лета, а где дождливый и трогательный пейзаж по-настоящему русской природы во всей ее красе осеннеговеликолепия . .

Слайд 3

Осень в картинах Золотая осень. И. Левитан Бабье лето, теплые деньки и ранимая красота осенней природы леса. Художественное описание картины Левитана «Золотая осень».

Слайд 4

И. Левитан «Золотая осень» На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды. Перед нами березовая рощица. Береза — очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.

Слайд 5

Осень в картинах Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Описание пейзажа в картине В. Поленова «Золотая осень».

Слайд 6

В. Поленов «Золотая осень» Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.

Слайд 7

Осень в картинах Человек и природа, чарующая красота разноцветного леса, шум опадающих листьев и скорое неизбежное наступление холодов после сезона бабьего лета. Художественное описание картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники».

Слайд 8

И. Левитан «Осенний день. Сокольники» Вот вьется лента дорожки, усеянная опавшей листвой по ее кромке. Дорога кажется нескончаемой, словно пройденный сложный жизненный путь хрупкой женщины, идущей вперед, и, которая оставила все свои горести за плечами после долгих размышлений. Вековые деревья еще красуются буйством своих крон и не спешат расстаться с пышными нарядами в отличие от молодых саженцев, которым как малышам взрослые велят менять гардероб и не тратить свое здоровье на внешнюю красу. Поэтому они блекнут, желтеют, как будто печалятся, и неохотно сбрасывают свои листочки, уступая место унылости осенних красок, и являются первыми вестниками желтой осени.

Слайд 9

Осень в картинах Грустная ненастная пора поздней осени. Художественное описание картины Левитана «Осень. Дорога в деревне».

Слайд 10

И. Левитан «Дорога в деревне» Пасмурный день поздней осени. Давно закончилась пора листопада. Длительные дожди основательно размыли грунтовую деревенскую дорогу. Глядя на нее, представляешь, как будут увязать ноги в этой грязи, с каким трудом лошадь будет тащить по ней телегу. Дорога на картине начинается прямо по центру на переднем плане и вертикально, слегка изгибаясь, уводит вдаль. По краям дороги — остатки высохшей пожухлой травы. На фоне остальной блеклости она кажется довольно яркой. Эта темная полоса дороги делит нижнюю часть картины почти точно напополам. У правого края дороги огромная лужа. Многие художники, изображая спокойную воду в своих картинах, любили использовать ее отражающий эффект, как у зеркала. Здесь Левитан пользуется тем же приемом. Недалеко от лужи — два могучих ствола. На деревьях уже ни одного листика. Несмотря на свою высоту и толщину, деревья выглядят беспомощно, голо. Эти почти вертикальные стволы помогают художнику обозначить вертикальную перспективу полотна.

Слайд 11

Осень в картинах Осенний натюрморт в картине Герасимова «Дары осени». Яблоки в тарелке, два наполовину опустошенных подсолнечника, ваза с кустами рябины — все это подарки, которые преподносит нам осень.

Слайд 12

А. М. Герасимов «Дары осени» На переднем плане бросаются в глаза два наполовину опустошенных подсолнечника. Может быть, их выклевали птицы, а может, пока художник собрался писать картину и подготавливал кисти и холст, часть семечек съел кто-то из домашних. В любом случае, художник очень умело использует контраст в цветках подсолнечника, который всегда был символом богатства. Довольно одиноко рядом с ними выглядит небольшой грибочек. Видимо, вырос случайно где-то у порога и художник добавил его в натюрморт. С левой стороны он поставил миску с яблоками зеленого цвета. А над всем этим возвышается главный образ натюрморта, его сердце, его главный цветовой и смысловой акцент — букет рябины. Алые ягоды выглядят наряднее, чем цветы. Тяжелые рябиновые кисти согнули ветки. Необычный осенний букет почти полностью загораживает окно и доминирует в картине, задает в ней тон. Красный цвет обильных рябиновых гроздьев дает отблеск на все вокруг и меняет цвет предметов: все отдает спелой осенней краснотой, на всем вокруг лежат красноватые блики. Этот оттенок красного и создает впечатление роскоши — простые привычные осенние дары выглядят настоящим сокровищем.

Слайд 13

Городской прогулочный парк в картине Бродского «Летний сад осенью». теплый осенний день, беседка, вдалеке проходят гуляющие по парку люди, а ближе к небосклону переливаются редеющие золотистые листья на деревьях. Золотая осень — самое красивое время для прогулок по парку.

Слайд 14

И. И. Бродский « Летний сад осенью» Картина переносит нас в один из самых любимых парков Санкт-Петербурга — Летний сад, в одну из его отдаленных боковых аллей. Там растут старые мощные деревья, им, видимо, много лет. Наверное, столько же, сколько и самому Летнему саду. Один из последних дней золотой осени. Светит яркое солнце. День радостный, приятный, теплый. Листва деревьев желтая, но уже заметно поредела, поэтому кроны полупрозрачные, зато на земле много оранжевых опавших листьев. Высокие стволы деревьев упираются в лазурное небо, по которому проплывают белые облака. В глубине аллеи скамейки. Мы видим крошечные фигурки людей, которые пришли отдохнуть в парк, провести здесь солнечный денек. Они оживляют пейзаж, как бы приближают его к нам. Мы тоже могли бы оказаться среди тех, кто прогуливается по аллее. На переднем плане картины перекрещиваются на земле причудливым рисунком темные тени стволов и веток. Это подчеркивает силу, с которой светит солнце. Усиливает ощущение солнечного дня.

Слайд 15

Осень в картинах Картина «Осень. Веранда» С. Жуковского. Она была написана в 1911 году, когда художник много разъезжал, отыскивая усадьбы и вдохновляющие мотивы для своих картин. Эта веранда изображена в самый красивый момент осени.

Слайд 16

С. Жуковский « Осень. Веранда» Золотая осень длится недолго, но восхищает своей красотой. Именно это восхищение отразил художник в произведении. Подписью к нему могло бы быть множество строчек из Пушкина. Например, «Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса.» Можно вспомнить и другие строки: «Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает…» Все это, но только не словами, а изобразительными средствами отражено в картине — и состояние природы, но и любовь к природе, к последним великолепным дням, и настроение. На картине мы видим край красивой белой веранды, окруженный элегантным бортиком. Художник любил рисовать с натуры. Свой мольберт он установил в глубине веранды. Так ему был хорошо виден и угол деревянной пристройки и пейзаж за ней. В углу расставлены белые скамьи, перед ними — стол. На столе стоит стеклянная ваза с пышным букетом желтых цветов, их цвет — в тон осенним листьям. Все говорит о том, что это веранда большого и ухоженного жилого дома.

Слайд 17

Осень в картинах Осень стала одной из ведущих тем в творчестве русского художника И.И. Левитана. Его известная картина «Золотая осень» исполнена яркими красками.

Слайд 18

И. Левитан «Осень» «Унылая пора! Очей очарование!» — так писал об осени А.С. Пушкин. Осень вдохновляла поэтов и живописцев на создание шедевров. Особенно остро певцы природы ощущали красоту этого времени года вдали от города – в лесу, на берегу реки, среди бескрайних полей. Осень стала одной из ведущих тем в творчестве русского художника И.И. Левитана. Его известная картина «Золотая осень» исполнена яркими красками. По своему внутреннему настроению она перекликается с бунинскими строками: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный». Осенние пейзажи Левитана богаты настоящими человеческими чувствами: это и радость от того, что на смену летнему зною пришла долгожданная прохлада, и восхищение пестрым убранством природы, и наряду с этим глубокая печаль, которой пропитаны последние ноябрьские дни. Серые тона преобладают в картине с коротким названием «Осень». Дрожащие на ветру деревья, тоскливая гладь реки, затянутое густыми облаками небо – природа словно замерла в ожидании холодов.

Слайд 19

Осень в картинах Одной из наиболее известных в этом плане полотен является картина «Опавшие листья» (1915 год) Исаака Израилевича Бродского. На картине изображен тихий и ясный день ранней осени. Природа еще не замерла, готовясь к зиме, еще виднеются зеленые листья, только тронутые золотистой желтизной,

Слайд 20

И. И. Бродский «Опавшие листья» На картине изображен тихий и ясный день ранней осени. Природа еще не замерла, готовясь к зиме, еще виднеются зеленые листья, только тронутые золотистой желтизной, но уже видно, что теплая пора прошла и лето закончилось. Сквозь переплетенные ветви посаженных вдоль аллеи старых деревьев проглядывает голубое, чистое, еще такое летнее небо. И солнце по-прежнему светит ярко и дарит свое тепло. Кажется, парк замер в безмолвном ожидании. Но, может быть, это лишь на короткое время затих ветер, который сорвал засыхающие листья, и занес их на веранду дачного домика. Создается впечатление, что хозяева покинули этот домик совсем недавно, просто ушли погулять и скоро вернуться. Незакрытая дверь, стоящие у входа низенькие табуретки – все говорит об этом. И все же легкая печать запустенья присутствует, и практически с первого взгляда на картину становится ясно – этот домик оставят на зиму, и вернутся в него лишь летом

Золотая осень (картина Поленова) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Золота́я о́сень» — картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), написанная в 1893 году. Она является частью собрания Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова. Размер картины — 77 × 124 см[1].

Картина «Золотая осень» была написана Поленовым в 1893 году, через три года после того, как он поселился в усадьбе «Борок», расположенной на Оке, у деревни Бёхово. На картине изображён вид на Оку в сентябре, в сторону Очковых гор[2]. Многие деревья покрыты жёлтой осенней листвой. Вдали, в правой части полотна, видна белая церковь с колокольней[3]. Для организации пространственной композиции Поленов использовал дугу, соответствующую изгибу реки[4].

Картина экспонируется в усадьбе «Поленово» (современное название усадьбы «Борок»), в комнате под названием «Пейзажная»[5].

Искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей книге о творчестве Василия Поленова[3][6]:

«В «Золотой осени» художник как бы воплотил свою мечту о высоком искусстве, очищенном от всего прозаического, будничного, о величавых образах искусства, возвышающих душу. Замерла умиротворённо-торжественная природа с её изумительно чистыми красками ранней осени — с мягкой пожелтевшей зеленью лугов и золотом деревьев, прозрачной голубизной реки и нежными красками неба от серо-зелёного и голубого к палево-жёлтым и розовым тонам. Пейзаж дан в широком панорамном развороте, но открывается не сразу. У него свои затейливые ритмические ходы. Зритель легко «входит» в него слева и оказывается в замкнутом пространстве. Дорожка легко выводит его в глубину картины, он мысленно огибает речку и поднимается по плавным текучим линиям холмов — до горизонта, обозначенного белой церковкой с колоколенкой. Отсюда открываются завораживающие своей красотой дали. Небо низко опускается к земле и линия горизонта очерчена так мягко, что непонятно — небо ли является продолжением земли или земля есть продолжение неба. Беспредельность мира, где эта прекрасная уютно-обжитая земля с церковкой является точкой отсчета, — вот основа для того созерцательного настроения, которое вызывает поленовский пейзаж.»

Презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме: Осень в произведениях русских художников.

Слайд 1

Осень в произведениях русских художников Автор — составитель: Большакова Марина Николаевна

Слайд 2

В. Поленов. Золотая осень.

Слайд 3

И. Шишкин. Золотая осень.

Слайд 4

И. Остроухов. Золотая осень.

Слайд 5

Н. Елтышев. Золотая осень.

Слайд 6

Н. Крымов. Золотая осень .

Слайд 7

С. Андрияка . Золотая осень.

Слайд 8

С. Герасимов. Золотая осень.

Слайд 9

С. Петров. Золотая осень.

Слайд 10

Е. Волков. Лесное озеро.

Слайд 11

Е. Волков. Ручей в лесу.

Слайд 12

И. Левитан. Осень.

Слайд 13

Г. Мясоедов. Осенний пейзаж.

Слайд 14

Е. Волков. Золотая осень. Тихая речка.

Слайд 15

С. Жуковский. Под вечер.

Слайд 16

И. Бродский. Поздняя осень.

Слайд 17

С. Жуковский. Осенняя аллея.

Слайд 18

Е. Зверьков. Золотая осень.

Слайд 19

А. Киселёв. Осень. Ветреный день.

Слайд 20

Н. Крымов. Осенний вечер. Золотая осень.

Слайд 21

И. Левитан. Дубовая роща. Осень.

Слайд 22

В. Мясоедов. Осеннее утро.

Слайд 23

В. Коркодым . Золото осени.

Слайд 24

Е. Волков. Октябрь.

Слайд 25

Е. Волков. Осенний пейзаж.

Слайд 26

Е. Волков. Осень.

Слайд 27

И. Шишкин. Осенний пейзаж. Парк в Павловске.

Слайд 28

И. Левитан. Октябрь (Осень)

Слайд 29

Природа – источник красоты… Художники черпали свое вдохновение в родной русской природе. Осень – пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками. Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе. «Осень . Осыпается наш бледный сад. Листья пожелтелые по ветру летят …» Спасибо за внимание!