Консультация на тему: Что такое ПМПК??
Консультация для родителей
«Что такое ПМПК?»
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.
Цель ПМПК — организация помощи детям и подросткам в возрасте до 18 лет на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимой медицинской помощи.
Задачами ПМПК являются:
— своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с проблемами в развитии;
— комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
— определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с проблемами в развитии;
— содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
— внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
— формирование банка данных о детях и подростках с проблемами в развитии;
— своевременное направление детей в лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
— консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
— участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
— содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.
Обратите внимание, что комиссия:
— ПМПК не принимает решения о необходимости обучения ребенка на дому (этот вопрос решается в медицинском учреждении).
— ПМПК не комплектует группы компенсирующей направленности и классы, реализующие адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данную функцию выполняют специалисты районного отдела образования.
Помните, ПМПК дает рекомендации, а право выбора рекомендуемой программы остается за родителями.
Алгоритм прохождения ПМПК
Шаг 1.
Получить направление на прохождение ПМПК.
Обследование детей на ПМПК может проводиться по направлению органов здравоохранения, социальной защиты, учреждений образования, с вашего согласия, а также по инициативе родителей (законных представителей).
Шаг 2.
Осуществить предварительную запись, которая проводится также с согласия родителей. Родители дают согласие на обработку персональных данных.
Шаг 3.
подготовить пакет документов, необходимых для прохождения ПМПК:
Паспорт родителя (законного представителя)
Свидетельство о рождении ребенка, паспорт по достижении 14 лет
Опекунское удостоверение (для опекаемых детей)
Выписка из истории развития ребенка от педиатра (Ф-12)
или наличие амбулаторной карты ребенка
Заключение врача-офтальмолога (окулист)
Заключение врача-отоларинголога (лор)
Заключение врача-невролога (детям дошкольного возраста)
Заключение врача-психиатра (для детей старше 4 лет)
Заключение врача-ортопеда (для оформления в группу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
Педагогическая характеристика из образовательного учреждения (воспитателя, классного руководителя)
Представление психолога, логопеда (при наличии специалистов в образовательном учреждении)
Табель успеваемости
Последние тетради по русскому языку и математике
Рисунки (для дошкольников)
Медицинские справки должны быть оформлены на отдельных бланках, обязательно наличие штампа учреждения, выдавшего справку, личной печати и подписи врача (справки действительны в течение одного года, справка от психиатра действительна шесть месяцев).
Шаг 4.
В назначенный день прийти на комиссию.
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость, в исключительных случаях – по доверенности.
Шаг 5.
Получить выписку из протокола обследования.
По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК, с учетом мнения каждого специалиста. ПМПК выдает на руки родителям выписку из протокола обследования, в которой прописаны заключение комиссии и рекомендации по дальнейшему обучению ребенка. Выписка является документом, подтверждающим право ребенка на обеспечение оптимальных условий для получения им образования.
Для оформления в специализированный детский сад выписку предъявляют в Управление образования района.
Родители школьников передают выписку администрации школы.
Шаг 6.
Завершается вся работа беседой с родителями (законными представителями) ребенка. При необходимости разъясняется родителям (законным представителям) их возможные дальнейшие действия в интересах ребенка.
Реализация права ребенка на образование.
Рекомендации родителям к прохождению ПМПК
При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования.
В случае болезни ребенка обязательно сообщите об этом и перенесите диагностическое обследование на другой день.
Создайте у ребенка позитивное отношениек процессу обследования: настройте дошкольника на игровую деятельность, а школьника на общение с педагогами.
психолого-медико -педагогическая комиссия в ДОУ
Принято: На педагогическом совете Протокол № 4 от 24.03.2016 г. | УТВЕРЖДЕНО: Руководитель СПМДОУ д/с №8 ______________Е.А.Дарвина Приказ № 50 от 28.03.2016 г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
МОУ-СОШ №3 Г. МАРКСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМ.Л.Г.ВЕНЕДИКТОВОЙ
«СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 8»
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
1. Общие положения
1.1. Консилиум является формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Это систематически действующее совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе ДОУ, наделенное правом давать рекомендации.
1.2. Консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения», Уставом.
1.3. Консилиум создается на базе ДОУ приказом заведующего ДОУ.
1.4. Консилиум осуществляет свою деятельность, взаимодействуя с педсоветом, медицинской, логопедической и психологической службами ДОУ и всеми звеньями учебно-воспитательного процесса.
2. Основные направления консилиума
2.1. Целью деятельности консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
2.2. Консилиум собирается для установления педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах коррекционного воздействия, контролирует родителей, воспитателей, специалистов по вопросам профилактики, лечения, воспитания, обучения, педагогической поддержки детей с особыми возможностями здоровья, готовит документы на районную комиссию в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка.
2.3. Диагностическая функция консилиума предусматривает разработку рекомендаций и программ индивидуальной коррекционной работы с детьми.
2.4. Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
2.5. Основными направлениями деятельности консилиума являются:
– выработка коллективных рекомендаций по психолого-педагогической работе;
– комплексное воздействие на личность ребенка;
– консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;
– социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни или психотравмирующих обстоятельств;
– охрана и укрепление соматического и психологического здоровья с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ребенка.
3. Задачи консилиума
3.1. Главная задача консилиума – определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.
3.2. В задачи консилиума входят:
– организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования;
– выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, психической и физической подготовленности воспитанников;
– определение характера и продолжительности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в образовательном учреждении возможностей;
– выбор оптимальных для развития ребенка образовательных программ, соответствующих уровню его подготовки к обучению;
– согласование планов работы различных специалистов;
– профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов; организация оздоровительных мероприятий;
– подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния;
– составление подробного заключения о состоянии здоровья и развития ребенка на районную психолого-медико-педагогическую комиссию.
4. Организация работы консилиума и документация
4.1. Обследование ребенка специалистами консилиума осуществляется по инициативе сотрудников ДОУ или родителей (законных представителей).
Заседания консилиума разделяются на плановые, которые проводятся один раз в квартал, и внеплановые. Совещание специалистов может быть также созвано экстренно, в связи с острой необходимостью.
4.2. Организация заседаний проводится в два этапа:
– подготовительный этап предусматривает сбор предварительных диагностических данных, которые необходимо уточнить и дифференцировать на заседании;
– на основном этапе проводится заседание консилиума, на которое приглашаются ребенок и его родители.
4.3. На период подготовки заседания консилиума и реализации рекомендаций назначается ведущий специалист – логопед (или психолог), проводящий коррекционно-развивающее обучение. Он отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой помощи, выступает с инициативой повторных направлений на психолого-медико-педагогическую комиссию.
4.4. На заседании консилиума каждый специалист, участвовавший в коррекционной работе с детьми, представляет составленные на основе обследования заключение (представление) и рекомендации (медицинские, психологические, логопедические, педагогические).
4.5. Схема заседания предусматривает:
– организационный момент;
– заслушивание заключений (представлений) специалистов, их дополнение ведущим специалистом, врачом и другими членами консилиума;
– собеседование с родителями;
– собеседование с ребенком;
– постановку психолого-педагогического диагноза;
– обмен мнениями и предложениями по коррекции развития;
– выработку рекомендаций;
– разработку программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком.
4.6. Логопедом ведется журнал комплексного динамического наблюдения за ребенком, составной частью которого являются протокол первичного обследования, представления (заключения) и рекомендации специалистов, коллегиальное заключение и программа специальной коррекционной помощи.
5. Состав консилиума
5.1. В заседаниях консилиума принимают участие постоянные и временные члены.
Постоянными членами консилиума по приказу руководителя ДОУ являются:
– старший воспитатель;
– логопеды;
– педагог-психолог;
– медицинская сестра
Они присутствуют на каждом заседании консилиума, участвуют в его подготовке и контролируют выполнение рекомендаций.
5.2. Председателем консилиума является руководитель Структурного подразделения МДОУ д/с №8 .
5.3. Заместителем председателя назначается старший воспитатель, который организует работу консилиума в соответствии с Положением о деятельности консилиума.
5.4. Председатель ставит в известность родителей и специалистов о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания консилиума.
5.5. Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально с учетом реальной возрастно-психофизической нагрузки.
5.6. Врач информирует родителей (законных представителей) о состоянии здоровья ребенка и его возможностях, по рекомендации консилиума направляет его на консультацию к специалистам, дает советы по режиму.
5.7. В обязанности логопеда входят информирование специалистов консилиума об особенностях речевого развития воспитанника; разработка программ коррекционно-развивающей работы; ведение журнала комплексного динамического наблюдения за ребенком.
5.8. Обязанности практического психолога:
– углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, их личностных и поведенческих реакций;
– оказание методической помощи логопедам и воспитателям в оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, мотивации, эмоциональной сферы;
– разработка коррекционной программы индивидуального развития ребенка и построение программы совместных действий с другими специалистами.
5.9. Воспитатель дает ребенку характеристику с описанием трудностей в его воспитании и обучении, участвует в собеседовании с родителями, планирует индивидуальную работу с детьми.
5.10. Временные члены консилиума приглашаются по мере необходимости.
Обследование ребёнка на ПМПК. Что должен знать будущий первоклассник.
Левченко Анастасия Владимировна
учитель-логопед МБДОУ №46
г. Томск
Перед тем как дошкольники зачисляются в логопедическую группу или на логопункт, они проходят городскую психолого — медико — педагогическую комиссию. ПМПК подтверждает, что дети нуждаются в занятиях с логопедом. Обучение с логопедом заканчивается, дети идут в школу. Теперь надо снова пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, которая решит, либо вывести ребенка из логопункта или логопедической группы, либо оставить для дальнейшего обучения на школьном логопункте, либо порекомендует школу для детей с речевыми нарушениями.
Как проходит ПМПК? На каждого ребенка отводится примерно 15 минут.
Что спрашивают специалисты ПМПК?
Обычно, фамилию, имя, отчество, как зовут родителей. Ребенок должен уметь рассказать о бабушке, дедушке, сестре или братишке, а так же могут спросить и о домашних питомцах (кличка, возраст, какого цвета животное). Спрашивают о том, как ребёнок добирается до садика, какое сейчас время года, могут спросить все месяцы, а могут попросить назвать, например, осенние месяцы и т.д. Все это дети должны знать.
А так же будущий первоклассник должен знать, когда он пойдет в первый класс. Какое это будет время года. Когда у ребенка день рождения. Могут спросить, какое время года было до осени и. т. д. Необходимо знать, что такое будни и что такое выходные, и объяснять последовательность каждого дня недели.
К первому классу ребенок должен знать основные и оттеночные цвета, формы, а так же уметь определять, какой из предметов длиннее, а какой короче, какой больше, а какой предмет меньше.
Ребенок должен ориентироваться в пространстве и уметь правильно называть, где находится предмет: вверху, внизу, справа, слева и. т. д.
Ребенок должен знать счет в пределах 10 туда и обратно.
Просят рассказать стихотворение, которое должно соответствовать возрасту. Можно рассказать стихотворение, которое ребёнок недавно учил на праздник к 23 февраля или к 8 марта. Если стихотворение о времени года, то лучше взять о весне, чтобы соответствовало действительности. Часто спрашивают, о ком или о чем стихотворение. Например, если стихотворение о весне, просят произнести это слово по звукам, назвать, сколько слогов, сколько согласных, сколько гласных, твердых согласных, звонких, мягких и глухих.
Проверка знаний на умение обобщать несколько разных предметов в одну категорию (ручка, карандаш, альбом, краски – это школьные принадлежности).
Кроме того, ребенок должен уметь найти на картинке лишний предмет и объяснить, почему именно он лишний. Также должен знать, для чего какой предмет нужен или что он делает (холодильник — для хранения пищи, а для чего нужен чайник…? и. т. д.)
Также у детей проверяют мелкую моторику. Просят показать козу, зайца, сделать колечки с определенным пальцем либо по очереди, ребенок должен повторить. Часто просят положить указательный палец на средний, или средний на безымянный и наоборот. Проверяют фонематический слух, т.е. просят повторить ряд слогов са-ша-са, ча-тя-ча.
Вот примерные вопросы, которые спрашивают специалисты ПМПК:
- Времена года, перечислить, назвать признаки (лето, осень, зима, весна)
- В какое время года и в каком месяце у тебя день рождения? (март, апрель, май-это весна, весенний месяц) Расскажи, что бывает весной?
- Придумай слово на звук «А» (арбуз, автобус, аист).
- Составь предложение.
- Что такое слог, слово, буква, предложение. Различать понятия звук, слог, слово (слог ничего не обозначает, а слова обозначают. Например: «А» — это звук, буква, «Са» — это слог, сани – слово).
- Предложение «Мы катались на санях». В предложении четыре слова. Первое слово –мы, второе — катались, третье — на, четвертое — санях.
- Сколько месяцев в году? Дней недели? Частей в сутках? Времен года?
- Разбери слово «Грач». Назови гласные и согласные звуки (три согласных, один гласный звук. Один слог, так как всего один гласный звук «А») .
- Определить твердые и мягкие звуки.
- Разделить слова на слоги (ку-би-ки, ма-ши-на)
- Запомни слоги и воспроизведи ( са-за-са, жа-ша-жа, ча-тя-ча) .
- Когда ты пойдешь в школу, какое будет время года. (Осенью, в сентябре).
- Что ставим в конце предложения? (Точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Предложение начинается с большой буквы). А что еще пишут с большой буквы? (имена людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей).
- В каком городе ты живешь? Назови адрес, номер квартиры.
- Какая у тебя семья? Сколько человек?
- Какой дом? (деревянный, каменный, одноэтажный, многоэтажный или 8-9-10 этажный).
- На каком транспорте добираешься до детского сада (трамвае, автобусе и. т. д.)
- Придумай слова со звуком «Р» ( в начале слова: рак, ромашка, радуга, в середине слова – март, в конце слова- мотор).
- Определи звуки в слове. (РАК: первый – «Р», второй звук «А», третий «К»). Какой звук первый, какой – последний.
- Слова сложной структуры (умение повторить)
Строительство Революция
Экскурсия Космодром
Экскурсовод Космонавт
Электричество Вертолёт
Экскаватор Аэропорт
Экскаваторщик Прямоугольник
Аквариум Треугольник
Коридор Проталины
Раскладушка Подполковник
Циферблат Велосипедист
Милиционер Мотоциклист
Регулировщик Универмаг
Листопад Кораблекрушение
Снегопад Циркуль
Сыворотка Бульдозер
Ледоход Фотоаппарат
План тестирования ребенка 3-4 лет на ПМПК
Вот примерный план тестирования ребенка 3-4 лет на педагогико-медицинско-психологической комиссии (ПМПК, она же в народе называется логопедической), важно не только, чтобы каши не было, важно еще чтобы ребенок справлялся с разными заданиями:
1) Как зовут ребенка. Как зовут маму-папу.
2) Сколько лет? Скажи или покажи на пальчиках.
3) Посчитать. В зависимости от возраста у них есть нормы: в 3-4 года — до 5, в 4-5 лет до 10 и обратно. Если ребенок не справляется на самом простом уровне, просят показать где один, где много. Счет, например, один, два, четыре, пять — уже не засчитывается.
5) Разложить вкладыши по отверстиям (6 вкладышей)
6) Назвать цвета. В зависимости от возраста опять есть нормы. Если 3-4 года, должен назвать основные четыре: синий, красный, зеленый, желтый. Ребенок старше должен знать оттенки: голубой, розовый и так далее.
8) Подобрать части бочки одну к другой (бочки разных размеров и цветов)
9) Показать на картинке что больше, что меньше. В более сложном варианте расставить по порядку от большего к меньшему или от меньшего к большему.
10) Собрать картинку из трех частей. Чем старше ребенок, тем сложнее картинка и большее количество частей.
11) На картинках четыре предмета, один из них «лишний». Назвать, где здесь «Одежда» (например) и что еще осталось.
По их нормам ребенок должен знать обобщающие слова: фрукты, овощи, животные (позднее дикие-домашние), одежда, обувь, мебель, транспорт и т.д.
12) Времена года. По картинкам ребенок должен сказать где зима-лето-осень-весна. Расставить картинки по порядку. Рассказать чем зима отличается от осени, например. Дети более старшего возраста должны знать месяцы.
13) Назвать части целого по картинке. Например у лошади: хвост, грива, ноги, копыта, голова.
14) Рассказать, кто что делает на картинке с наводящими вопросами.
15) Поймать удочкой с магнитом рыбок.
16) Собрать матрешку.
17) Собрать пирамидку. Пирамидка должна быть собрана строго по порядку. Задолбали с этой пирамидкой, если честно, все и везде.
18) Падежи:
одно ведро, два ведра, три ведра, четыре ведра, пять ведер.
19) Множественное число:
дом-дома, гном-гномы, сад-сады
20) Детеныши и родители:
корова-бык-теленок, лошадь-конь-жеребенок, коза-козел-козленок, свинья-боров-поросенок.
21) Предлоги. Обычно берут какую то фигурку и перемещают ее
на стол, под стол, за стол, в ящик и так далее. Ребенок должен правильно употреблять предлоги.
22) Уменьшительно ласкательные
дом-домик, гном-гномик
23) Из чего сделано: деревянный стул, стеклянная ваза
24) Вопросы на фонетический слух: повторить ба-па-ба, та-ка-та
вот что нашла. жуть конечно… взято из инета не берусь утверждать что это правдивая информация но я теперь для себя нашла самое худшее и нашла к чему готовиться нужно
psihicheskoe-razvitie-detei-s-zpr — запись пользователя Ирина (irinka7) в сообществе Детские сады, общение со сверстниками
Сегодня прошли ПМПК, получили заключение с диагнозом ЗПР. Я считала, что чем раньше попадешь на комиссию и то, что есть действительно показания к посещению специализированных логопедических групп, будет больше возможности попасть в лог. сад.И то что после того как мы пройдем комиссию ПМПК, то нам сразу предоставят место по показаниям. Окончательное решение (дадут нам место или нет) будет в принято в конце апреля. Это действительно так? Кто сталкивался? Однако нам дали понять, что у Вас не так много шансов попасть в сад, даже если вы в этом очень нуждаетесь. В первую очередь идут те у кого постоянная прописка ( мы же обзаведемся ею только летом), инвалиды и льготники. Так что нам не светит похоже. Незнаю теперь куда и кидаться. Ждать апреля, в случае отриц. ответа, идти договариваться с заведующей. Но не каждая заведующая может помочь без знакомств.
А ещё я как то побоиваюсь садиков с ЗПР. Говорят, что там находятся дети с синдромом Дауна и с нарушением интеллекта. А дети так любят подрожать сверстникам. как бы тоже хуже не было. Но и посещать обычный сад мы уже больше не можем. Несмотря на то, что воспитатели очень хорошие. Сын почти не говорит, но интеллектуально и психическое развитие на уровне нашего возраста. И на этом фоне начинает замыкаться, т.к. все хорошо говорят.
Что делать, кто был в такой ситуации, подскажите как быть, что можно предпринять, чтобы помочь ребенку?
Ещё меня очень интересует: возможно ли обжаловать заключение ПМПК на другой диагноз? И как и когда это лучше сделать? По новому в очередь вставать или после комплектования звонить в комиссию по конфл. ситуациям?
Поясню: У нас было заключение из 6-ой с диагнозом ЗПР. Однако спустя 2 месяца наш районный невролог и психолог из поликлиники поставили просто ЗРР ОНР. На комисии же не смотрели ребенка, а поставили ему тот диагноз, который стоял в выписке из 6-ой.
Методическая разработка на тему: Пример для ПМПк в ДОУ
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ДОУ
№_____ ОТ «____»________20__Г. ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПК МОУ ЦДК «ДЕТСТВО».
Ф.И.О. ребенка _______________________________________________________
Дата рождения _____________ Домашний адрес____________________________
_____________________________________________________________________
ДОУ №________ Вид группы____________________________________________
С какого возраста посещает ДОУ________________________________________
Выписка ПМПК №___________за______год (в случае повторного обращения).
Длительные перерывы в посещении ДОУ (указать причину) _________________
_____________________________________________________________________
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ*
Общая осведомлённость и социально – бытовая ориентация
Сформирована по возрасту, не сформирована____________________________
Навыки самообслуживания____________________________________________
Умеет самостоятельно одеваться / не умеет
Ест самостоятельно / с помощью
Моторная ловкость___________________________________________________
Умеет /не умеет/ правильно держать карандаш, проводит горизонтальные, вертикальные линии
Застёгивает /не застёгивает/ пуговицы, умеет / не умеет/ шнуровать
Знания и навыки по программному материалу*
По какой программе занимается_______________________________
Развитие речи_______________________________________________
Обращённую речь понимает в полном объёме / на бытовом уровне / понимание затруднено / отсутствует
Фраза отсутствует /простая / распространённая / аграмматична / лепетная речь
Рассказ-описание / по картинке / по серии картинок / из личного опыта составляет / не составляет / составляет с помощью
Математика_________________________________________________
Счёт в пределах ____ механический / сформирован / не сформирован / обратный
Число с количеством соотносит / не соотносит
Основные цвета узнаёт / не узнаёт; называет / не называет
Геометрические формы узнаёт / не узнаёт; называет / не называет
ИЗО__________________________________________________
На листе бумаги ориентируется / не ориентируется / с помощью
С заданиями справляется самостоятельно / с помощью / задания не понимает
Особенности познавательной сферы**
Восприятие:_________________________________________________
Цвет_____________________Форма______________Величина________________
Дифференциация пространственных представлений: много-мало, больше-меньше, вверх-вниз, вправо-влево, назад-вперёд — сформированы / не сформированы / в стадии формирования
Задания выполняет самостоятельно / с помощью / хаотично
Интерес присутствует / поверхностный / отсутствует
Внимание___________________________________________________
Концентрация слабая_________средняя____________высокая______________
«Что изменилось?», «Чего не стало?»_______________________________________
Объём слабый_________средний___________высокий_____________
Распределение достаточное_______недостаточное________нарушено__________
Переключаемость низкая___________средняя____________высокая_____________
Устойчивость достаточная_______недостаточная________нарушена__________
Инертность процесса__________________________________________________
Не удерживает внимание на задании нужное время_________________________
При увеличении объёма материала значительные трудность сосредоточения___
Память_____________________________________________________
Зрительная (5-6 к.)_________________Слухо – речевая______________________
Запоминает быстро / прочно / медленно
Инструкцию понимает / не понимает
Стремиться преодолеть трудности / работу бросает / плачет
Мышление__________________________________________________
Наглядно – действенное
почтовый ящик_________доска Сегена_______пирамидка (5-7колец)_____
Наглядно – образное
разрезные картинки____________________нелепицы___________________
Словесно – логическое_________________________________________________
Ориентировка во времени: части суток, дни недели, времена года
сформированы____ не сформированы_____в стадии формирования_______
Обобщения
сформированы на уровне бытовых представлений_______________________
не сформированы________________не понимает инструкции_____________
Классификация
сформирована на уровне бытовых представлений________________________
не сформирована____________________не понимает инструкции__________
Исключение
исключает__________не исключает___________не мотивирует____________
включается после обучающего эксперимента___________________________
не понимает инструкции____________________________________________
Задания выполняет самостоятельно / с помощью / не выполняет
Интерес стойкий / поверхностный / отсутствует
Особенности эмоционально – волевой сферы**
Уравновешенность
спокоен________________уровновешен_____________суетлив____________
Самооценка
Адекватная (неадекватное снижение оценки после указанной ошибки)
Отказ от самооценки (неадекватно завышенная самооценка)
Поведение
Организован / гиподинамичен / двигательно беспокоен_____________________
Расторможен_________________________________________________________
Эмоциональность
Спокоен / дурашлив / эмоционально вял / безразличен / холоден / без чувства дистанции / раздражителен / склонен к аффектам / негативен
Тревожность________________________________________________
Агрессивность_______________________________________________
Особенности психо – речевого развития***
Речевое окружение__________________________________________
Артикуляционный аппарат__________________________________
Выполнение артикуляционных поз: точное / не точное
Мышечный тонус: достаточный / слабый / синкинезия / гиперкинез / саливация
Прикус: прогения / прогнатия / открытый / прямой / боковой
Губы: толстые / мясистые / короткие / малоподвижные
Зубы: редкие / мелкие / крупные / с большими промежутками / отсутствуют резцы (верхние или нижние)
Нёбо: узкое / высокое (готическое) / плоское / низкое
Язык: массивный / маленький / подъязычная уздечка массивна, укорочена, оперирована
Устная речь________________________________________________________
Общее звучание речи__________________________________________________
темп: нормальный / ускоренный / замедленный
ритм: нормальный / дисритмия
Активный словарь____________________________________________________
Точность употребления слов: употребляет слова точно / с ошибками:
платье – сарафан, чайник – кофейник, платье – воротник, зашивает – шьёт
Грамматический строй речи___________________________________________
Словоизменение____________________________________________
4 года – образование множественного числа существительных именительного падежа:
кот- окно- дом- лист-
5 лет – игра «1, 2, 5»:
шар- ключ- берёза- ложка- окно-
6-7 лет — игра «1, 2, 5»:
карандаш- лист- дерево- вилка- оса-
ведро- пчела- ухо-
Словообразование____________________________________________
3-4 года: — образование уменьшительно-ласкательных слов — выполняет / не выполняет
чашка- кукла- кот- ведро- стол-
— образование приставочных глаголов: глядя на картинку, ответить на вопрос «Что делает?»
5 лет: образование уменьшительно-ласкательных слов — выполняет / не выполняет
забор- кровать- лента- окно- дерево-
6 лет: — образование приставочных глаголов — выполняет / не выполняет, называет / не называет
переходит- подходит- заходит- приходит- сходит-
— образование уменьшительно-ласкательных слов — выполняет / не выполняет
лист- трамвай- кресло- суп- изба-
— образование прилагательных – выполняет / не выполняет
из дерева- из кирпича- из резины-
Понимание предлогов__________________________________________
3-4 года: на в под над к
5 лет: на за перед под с около у по
6-7 лет: под из-под из-за между
Слоговая структура речи_________________________________________
3 года: кот- вода- стук- банка-
4 года: мост- фантик- тропинка- самолёт-
5 лет: скворец- фотограф- погремушка-
В универсаме продают продукты.
Парашютисты готовятся к прыжку.
6 лет: тротуар- фотоаппарат- регулировщик-
Регулировщик руководит движением на перекрёстке.
7 лет: университет- водопровод- кораблекрушение-
Регулировщик руководит движением на перекрёстке.
Экскурсовод проводит экскурсию по Екатеринодару.
Ошибки: упрощение / пропуски слов / перестановки слогов /перестановки, замены звуков в словах / не держит структуру слова
Звукопроизношение
с | сь | з | зь | ш | ж | щ | ц | ч | л | ль | р | рь | Другие звуки |
Фонематическое восприятие: грубо нарушено / снижено
А-о-у б-р-к
Повтори
Б-п-б п-б-п би-ба-бо
Звуковой анализ, синтез________________________________________
5 картинок: распределить картинки в соответствии с заданным звуком / позиция
звука в слове
6 картинок: положение звука в слове (в начале, в конце, в середине слова)
Связная речь__________________________________________________
Составляет рассказ самостоятельно
Не понимает сюжета (по картинке)
Соскальзывание на побочные ассоциации
Пропуски членов предложения
Допускает ли аграмматизмы (какие)
Упрощение структуры фразы
Трудности переключения и «застревание»
Пересказ услышанного рассказа
Заикание (вид, степень тяжести)__________________________________________
Заключение педагога – психолога___________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Заключение учителя – логопеда____________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Заключение педагога_____________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Результаты коррекционно – развивающей работы в случае повторного обращения
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Предполагаемые причины отсутствия положительной динамики в усвоении программного материала _________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Рекомендации специалистов: ребёнок направляется на ПМПК МОУ ЦДК «ДЕТСТВО» для определения места дальнейшего обучения и воспитания.
Руководитель ДОУ М.П. Ф.И.О.
Председатель ПМПк Ф.И.О.
Члены консилиума Ф.И.О.
Календарное планирование фронтальных занятий
Учитель – логопед:
Новосёлов
Календарное планирование индивидуальных
занятий
Учитель – логопед:
Новосёлова М.Ю.
Журнал записи
детей
на ПМПк
№ № п/п | Дата, время | Ф.И. ребёнка | Дата рождения | Пол | Инициатор обращения | Повод обращения | График консультирования специалистами |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 |
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
МПК
2012 – 2013
уч. год
ГРУППА
№ 8
ГРУППА
№ 6
ГРУППА
№ 3
ГРУППА
№ 5
ГРУППА
№ 10
ГРУППА
№ 4
№ | Ф.И.О. | Год рождения | Примечания |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. | |||
13. | |||
14. | |||
15. | |||
16. | |||
17. | |||
18. | |||
19. | |||
20. | |||
21. | |||
22. | |||
23. | |||
24. | |||
25. | |||
26. | |||
27. | |||
28. | |||
29. | |||
30. | |||
31. | |||
32. | |||
33. | |||
34. | |||
35. | |||
36. | |||
37. | |||
38. | |||
39. | |||
40. | |||
41. | |||
42. |
особенности деятельности, отличие от ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)
В настоящее время в образовательных учреждениях действует стандарт инклюзивного образования, доступного для всех граждан, в том числе с особыми потребностями. Очевидно, что при такой концепции огромная роль отводится работе психологов. Они буквально являются связующим звеном между всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Но в то же время одной работы психолога недостаточно, тогда и решили объединить в отдельный орган психологов, медиков и педагогов. Так и возникли психолого-медико-педагогические консилиумы.
Что это такое
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) – орган, функционирующий в образовательной организации для решения проблем учебно-воспитательного процесса, развития и адаптации учеников и воспитанников. В условиях ПМПк специалисты выполняют свои должностные обязанности.
Заседания ПМПк бывают как плановые (определяются заведующим организацией), так и внеплановые. Для плановых темы подбираются заранее (например, «адаптация первоклассников»). Для внеплановых темой служит какая-то неблагоприятная ситуация в школе или детском саду. Потому можно по-другому назвать их классическим и экстренным консилиумом.
Информация от классного руководителя, школьного врача, педагога-психолога, социального педагога позволяет составить общее и полноценное представление о конкретном ребенке, классе, параллели, группе для составления эффективного плана всесторонней помощи.
ПМПк школы и дошкольного учреждения по сути не отличаются. Разница только в нормативной базе и составе специалистов консилиума. Но что касается целей, задач, функций и проведения – они одинаковы.
Цели ПМПк
Главная цель консилиума – обеспечить диагностику, коррекцию и психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенку, исходя из возможностей и условий образовательной организации, потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, его нервно-психического и соматического состояния.
Задачи ПМПк
ПМПк решает 8 задач:
- Выявление и ранняя диагностика нарушений развития ребенка.
- Оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательной программы и (или) адаптации к организации.
- Профилактика перегрузок (физических, психических, эмоциональных), переутомлений и срывов у детей.
- Определение потенциала ребенка в плане развития.
- Выявление причин и особенностей проблем в поведении или развитии.
- Определение причин дезадаптации в школе или детском саду.
- Составление индивидуальной программы сопровождения. Письменное «ведение» ребенка, фиксация его состояния, уровня школьной успешности, отслеживание динамики от программы.
- Корректировка программы при необходимости, определение ее продолжительности и средств реализации в рамках данного образовательного учреждения.
Принципы деятельности ПМПк
- Индивидуализация, то есть уважение личности ребенка и ориентация на его положительные качества.
- Системность, то есть оценка проблем в контексте других явлений и условий школы.
- Гуманизм, то есть предоставление возможности каждому ребенку раскрыть потенциал и самореализоваться.
- Профессионализм в оценке состояния ребенка и классификации его динамики.
Функции ПМПк
Из описания сути ПМПк, его целей и задач мы видим, что орган выполняет воспитательную, реабилитационную (социализирующую) и диагностическую функцию.
При диагностике важно не только определить состояние ребенка, но и выявить главные факторы (детерминанты) его развития, социальную ситуацию развития (условия проживания и характеристики семьи).
Индивидуальная воспитательная программа может носить:
- лечебный;
- контролирующий;
- дисциплинирующий;
- коррекционный;
- коррекционно-развивающий характер.
Реабилитационная функция предполагает не только помощь в социализации, но и защиту ребенка от неблагоприятных семейных или образовательных условий.
Как проходит ПМПк
На ПМПк ребенку предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий. Программа диагностики подбирается в соответствии с возрастом и предполагаемым или известным диагнозом ребенка.
Цель диагностики – проверить познавательное развитие ребенка, уровень развития мышления, памяти, внимания, речи, интеллекта и так далее. Беседе с самим ребенком отводится главная роль.
- Дошкольника могут попросить рассказать о себе и семье, домашних животных, показываемых ему предметах (форма, цвет, размер), составить рассказ по картинкам, классифицировать вещи и так далее.
- Школьника могут попросить прочитать и пересказать текст, спросить про семью, отношения с ровесниками, увлечения и интересы.
ПМПК и ПМПк
Несмотря на схожесть в аббревиатурах психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – совершенно разные по задачам, деятельности и структуре организации. Общая у них только цель – помочь детям с отклонениями в развитии или проблемами в адаптации.
- ПМПК обеспечивает коррекцию развития (физического или психического) ребенка, консультирует родителей, педагогов и других заинтересованных лиц по вопросам работы с такими детьми.
- ПМПк проводит диагностику детей при поступлении в детский сад или школу, консультирует родителей, готовит пакет документов на ребенка для ПМПК, обеспечивает психолого-педагогическую поддержку и сопровождение.
- ПМПК – независимая самостоятельная организация, функционирующая в районе. ПМПк не имеет самостоятельного юридического статуса, функционирует в рамках одной конкретной образовательной организации. Множественные консилиумы подчинены одной комиссии.
- Получается, что ПМПК и ПМПк функционируют на совершенно разных уровнях: на государственном и на локальном.
- Отличается и состав. В ПМПК, как правило, входит заведующий, социальный работник, врачи (психиатр, невропатолог, окулист, педиатр, ЛОР), дефектологи, психолог, юрист или другие заинтересованные работники. В состав ПМПк входит завуч школы и директор (руководитель ДОУ), медсестра, психолог, логопед и другие дефектологи, учителя из коррекционных классов.
- ПМПК изучает всех детей района, перераспределяет их по образовательным учреждениям. ПМПк изучает группы из одного образовательного учреждения или конкретного ребенка: его особенности внимания, памяти, речи, мышления, уровень развития общих способностей; разрабатывает индивидуальную программу сопровождения, согласно возможностям ребенка; организует профилактику физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных стрессов; выдает письменное заключение о состоянии здоровья ребенка для ПМПК.
- ПМПК проводится для ребенка единожды, одноразово определяет его маршрут образования и сопровождения. ПМПк проводится несколько раз: не только для диагностики, но и для отслеживания динамики. ПМПк работает круглогодично и выявляет еще и трудных детей с проблемным поведением, детей группы риска.
- ПМПК более серьезная организация, контролируемая государством. Ее деятельность возможна только там, где детское население равно минимум 40 тысячам. ПМПк может быть организовано в любой школе.
Несмотря на все отличия ПМПК и ПМПк, есть у них нечто общее, кроме цели. Речь идет о том, что заключение каждой организации носит рекомендательный характер. ПМПК и ПМПк рекомендуют родителям, куда лучше отдать ребенка и как лучше с ним работать, но финальное решение – за родителями (законными представителями).
Что именно из этого важно родителям: решение, заключение комиссии или консилиума – не приговор, не диагноз, не ограничение действий. Потому если родители не согласны с предложенным маршрутом развития ребенка, то могут просто отказаться, проигнорировать рекомендации. Не нужно ничего оспаривать, бегать по учреждениям. Но в то же время важно помнить, что вся ответственность за дальнейшую жизнь ребенка, его психофизиологическое и психологическое развитие ложится полностью на родителей.
С другой стороны, ПМПк и ПМПК позволяют избегать навешивания ярлыков. К сожалению, не все педагоги – современные Макаренко, отчего порой трудным они считают чуть ли не каждого второго ребенка. Отстоять честь своего ребенка родители могут как раз таки через ПМПк. Равно как и наоборот.
Так или иначе, ПМПк – находка для родителей, детей и педагогов, упрощающая им жизнь. Работая в комплексе, специалисты оказывают максимально эффективную и быструю помощь семье.
Узнайте из видео об особенностях сотрудничества родителей и ПМПк из рук специалистов и участников консилиума на примере московского центра дополнительного образования.