Неформалы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 апреля 2019; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 апреля 2019; проверки требуют 10 правок.Неформалы — социальная группа;общее название для представителей различных групп и их субкультурных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и другим, допускаемым властью. «Неформалами» в середине 80-х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли самые различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по интересам и подростковые банды. Первоначально слово «неформал» носило достаточно ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.
В разговорной речи применяют и сокращённые формы — «нефоры», «ниферы» и прочее.
В СССР молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность зарубежной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодёжных клубов. Наиболее массовым и заметным молодёжным движением с конца 1970-х до начала 1990-х годов явилась так называемая «Система» — контркультурное, демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была основана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском.
Главной характерной особенностью молодёжной субкультуры является её обособленность, отстранённость, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодёжной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодёжная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством всё чаще ложно оценивается как контркультура.
Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались:
Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения — КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом». Неформалы вызывали жёсткое неприятие у основной массы населения, что часто выливалось в стычки и драки. Основными врагами неформалов были люберы (подростки-«качки»). Неформалы старались избегать встреч с ними, даже будучи в численном превосходстве (самое крупное столкновение было в 1987 году на Крымском мосту, много народу с обеих сторон было скинуто в воду). Движение люберов просуществовало несколько лет и в 1990 года распалось, уступив место нарастающим неформалам.
В начале 1990-х «Система» распалась на несколько относительно независимых субкультур (панки, металлисты, готы, ролевики и так далее) и перестала существовать как целостное движение. Негласную поддержку неформалам оказывала «новая» власть.
В настоящее время термин «неформалы» часто употребляется в качестве самоназвания представителями различных субкультур, противопоставляющих себя мейнстриму[источник не указан 2199 дней ].
В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого, вероятно, была высокая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Наиболее распространёнными в СССР молодёжными субкультурами были:
Образ жизни[править | править код]
Характерными элементами которого являлись:
- сейшены (от англ. session) — «квартирные» или подпольные концерты;
- автостоп — путешествия;
- сквоты — самовольный захват заброшенных зданий и создание коммун;
- тусовки — традиционные места встреч.
- Здравомыслова Е. А. Социология общественных движений — становление нового исследовательского направления // Социология в России. — М., 1998. — С.545-568.
- Анастасия Козлова Неформал — кто он? // Вестник, Сургут, № 21, 22.5.1998)
- Розин М. В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 91-99.
- Игорь Пономарёв. Неформалы на Невском // «Нева». — 2004. — № 3
- Тарасов А. Н. . О молодёжи — в жанре доноса А. А. Кутьина, Г. А. Лукс, А. А. Матвеева. Неформальные объединения молодёжи на рубеже тысячелетий. Под общей редакцией Г. А. Лукс, О. Б. Фурсова. — Самара: Издательство «Самарский университет». — 2002. — (104 с., 17 илл.). // «Свободная мысль-XXI». — 2003. — № 3.
- Тарасов А. Н. Молодёжь как объект классового эксперимента: Часть I, Часть II, Часть III
- Борис Фетисов Тусовки // OCJ № 11. Январь 1999 г.
кто это? Одежда для неформалов (фото)
При слове «неформал» у людей возникают различные ассоциации. Кто-то вспоминает о готах, панках и т. д. У всех этих молодёжных субкультур есть общие характеристики.
Общие сведения
Итак, неформал — кто это? В обобщённом понятии к таким людям относятся те, чьё мышление, поведение, привычки и внешность отличаются от общественно принятых норм. По сути, любой человек, который выделяется из общей массы людей, даже просто своим стилем в одежде, уже принимается за неформала. Для этого достаточно будет ярких шнурков на обуви или длинных волос молодому человеку. Все. Готово! В глазах общества вы уже неформальная личность. Но быть не таким, как все, — это необязательно выделение из общей массы за счет неординарной внешности. Вполне достаточно иметь то, что делает неформала таковым — мышление и взгляды, которые кардинально отличаются от общепринятых норм. Отсутствие рамок, которые люди рисуют себе сами, — характерная особенность рассматриваемых представителей различных субкультур и просто неординарных личностей.
Подростки-неформалы — это не просто юношеский бунт против общества. Это разрыв рамок, противопоставление себя предпочтению большинства людей. Они отрицают бывший опыт поколений. Их цель — эпатаж, поиск нового, переворачивающего сознание. Авангард и устремлённость в будущее — лучшие черты неформальной среды.
Неординарных течений существует огромное количество. Причем одни из них характерны для определённых стран, а другие приобрели мировой характер.
Готы
Гот, несомненно, тоже неформал. Кто это? Готическая субкультура появилась в семидесятых годах прошлого века. Своими корнями она вышла из панк-культуры. Так что же получается? Эти два течения одинаковы?
От панков готы отличались более утонченными манерами поведения и стилем одежды. Также разница еще и в том, что готы более усердны. Они могут гордиться своей успеваемостью в учебных заведениях. Часто такие люди имеют склонности к искусству. При появлении рассматриваемого течения стала развиваться готическая рок-музыка.
Самих представителей субкультуры часто обвиняют в пропаганде суицида и смерти. Но так кажется тем людям, которые смотрят на них невооруженным глазом. Психологи же в своих высказываниях отмечают, что готы — это потенциальные суициденты. И, собираясь вместе, они помогают друг другу адаптироваться к социуму.
Одежда для неформалов, которые причисляют себя к готам, имеет соответствующий их мировоззрению стиль. Представители этой субкультуры предпочитают черный цвет, иногда сочетая его с белым, красным. Основными материалами для их вещей выступают козий мех, замш, атлас, бархат. Обязательной является декоративная часть — корсеты, бижутерия, кружева, воланы, шнуровка. При нанесении макияжа у готов обеих полов практикуется чрезмерное осветление кожи лица. Характерная особенность — подведённые черным карандашом глаза. По этим основным параметрам можно узнать гота в любое время. Допустимы какие-то дополнения в образе. Например, стрижка с выбритыми висками.
В данное время существуют даже марки готической одежды. Наиболее известны следующие фирмы:
1. Spiral Direct.
2. New Rock.
3. Demonia.
4. Restyle.
Неформалы эмо
Слышали ли вы о таком течении? Эмо — тоже неформал. Кто это? Данное направление пришло к нам в восьмидесятых годах с Запада. Последняя волна была примерно лет 5 назад. Стоит отметить, что в ходе своих возрождений движение приобрело яркие отличия от эмо-культуры запада.
Западные неформалы (фото см. ниже), входящие в течение эмо, — это подростки, которые предпочитают пастельные или природные тона в одежде. Представители указанного течения не приемлют татуировки и пирсинг. Такие подростки позиционируют себя как дети с гиперэмоциональностью. Представители рассматриваемой субкультуры западных стран кардинально отличаются от эмо с Востока.
Среди наших подростков обязательной атрибутикой считают татуировки и пирсинг. А девушки-неформалы у нас практически не отличаются от парней. Нет, вы не подумайте, что они одеваются как мужчины. Скорее, наоборот, парни очень похожи на девушек. Они так же подводят глаза, красят ногти, носят такие же прически. В одежде эмо можно выделить преобладание черного и розового цветов, клетки, полосок. Также неотъемлемым атрибутом является великое множество браслетов и большая сумка через плечо с неимоверным числом значков. Эмо позиционируют себя как бисексуалы. Наверное, этим объясняется схожесть парней и девушек, а также то, что они пропагандируют мир на всей планете.
Эмо слушают музыку, в которой отражена неразделённая любовь, печаль, грусть, апатия.
Гопники
Да, совершенно верно, гопники — это тоже неформальная молодёжь, которая существовала во все времена. Почему они считаются отдельной субкультурой? Ответ прост. У них есть свой стиль одежды, взгляды, сленг, особенности поведения и музыкальные предпочтения. Поэтому и получается, что гопники — это тоже неформалы (фото представлено ниже).
Увидев представителя этой субкультуры, узнать его можно безошибочно по спортивному костюму, бейсболке и кроссовкам (или туфлям). Причем классическую обувь парни носят всё под тот же спортивный костюм. У продвинутых гопников могут быть при себе чётки и барсетка. У этих неформалов имеется репутация задир и хулиганов. Также они имеют личную визитную карточку: пиво с семечками. Причиной такой репутации является их неприятие инакомыслия. Жертвами гопников могут стать не только представители других неформальных групп, но и интеллигенция.
Основную часть субкультуры составляет молодёжь из семей рабочего класса.
Панки
Панк — тоже неформал. Кто это? Панки появились ещё в СССР. Они пугали взрослое поколение своей численностью, поведением и внешним видом. Сейчас это движение поутихло. Панков, оставшихся верными своим вкусам и взглядам, сегодня не так уж и много.
Данное движение не признаёт никакой власти и законов. Панки отвергают общепринятые социальные нормы. Если коротко, то они предпочитают анархию каким-либо рамкам.
Панки носят потёртую одежду, красят волосы в яркие цвета или выбривают узоры, присутствует пирсинг, цепи, татуировки и напульсники. Среди них есть и девушки. Неформалы этого течения предпочитают рок.
Как появляются течения?
У каждого из тех, кто стал приверженцем одной из субкультур, есть свои причины на это. Наиболее распространенные из них перечислены ниже.
1. Осознание своей уникальности.
2. Проблемы во взаимопонимании со сверстниками или родителями.
3. Желание признания.
4. Одиночество.
Что делать родителям таких детей?
Чтобы этот период прошёл быстро и безболезненно, необходимо действовать не воинственно.
1. Обойтись без скандалов.
2. Узнать о субкультуре максимальное количество информации.
3. Найдите положительную сторону в этом (может быть, ваш ребенок научится играть на гитаре).
4. Поделитесь с чадом своими подозрениями и опасениями. Спокойно выслушайте его мысли по этому поводу.
5. Расскажите о своей молодости и о том, какими были вы. Возможно, если он поймёт, что вы похожи, то у вас получится найти общий язык.
6. Позвольте сыну или дочери разместить атрибутику своей субкультуры у себя в комнате.
Заключение
В завершение хотелось бы отметить, что принадлежность к какой-либо группе неформалов не всегда дает возможность охарактеризовать личность. Чаще всего эти предпочтения являются временными. Человек находит свое «Я», осознает, что он уникален. Для этого ему необязательно чем-либо ярко выделяться из общей массы.
Кто такие неформалы. Подростки-неформалы :: SYL.ru
Иногда на улицах встречаются люди, облик которых вызывает вопросы. Кто они? Почему они так тяготеют к ярким цветам, абсурдным формам и кричащим аксессуарам? Почему они так стремятся вырваться из норм приличия и морали? Их называют одним
общим термином — «неформалы», не разделяя на касты и группы. Кто такие неформалы и в чём смысл их бытия — неужели просто отличаться от других?Серость окружающего мира
Никто не знает, когда человечество стало напрягать схожесть черт и поведения. Ведь было же время, когда люди довольствовались звериной шкурой в качестве одежды и вместе ели одного мамонта. Как бы отреагировало племя, если бы один из его членов вдруг выкрасил добытую шкуру охрой и повязал её по-новому? Наверное, сперва бы старейшины возмутились, а потом, осознав удобство или красоту новинки, взяли бы мысль на вооружение.
Чем отличаются сегодняшние дни от минувших? Также есть бунтари, не желающие походить на остальной мир. Для них китч в одежде — это способ самовыражения, этакий крик души, при помощи которого они заявляют о себе и своих правилах. В основном, подростки-неформалы воодушевляются идеей быть яркими, а на деле даже не догадываются о том, что каждая субкультура имеет свою историю и свои ценности.
Красота по-своему…
Каждый человек красив и неповторим. Поэтому нельзя приравнять человечество к серой массе. Но порой нам становится мало этих фактов, и мы стремимся раскрасить будни.
Неформалы «эмо» в сегодняшнем мире стали несколько ограниченными, хотя первоначальная идея их образования была поистине восхитительна. Сокращение «эмо» произошло от слова «эмоциональный», тем самым выражается суть субкультуры. Эмо не боятся выражать свои чувства. Они смеются, когда на душе хорошо, и плачут, когда напрашиваются слёзы. Такая открытость души вполне логично сосуществует рядом с внешней хрупкостью и нежностью. Но это не куколки в человеческом обличии, а настоящие романтические неформалы. Фото девушек, одетых в стиле «эмо», дают лишь приблизительную картину, а не руководство к действию. Действительно «эмо» любят розовый цвет и дополняют его чёрным, но это не значит, что они доводят общую картину до абсурда. Просто их главные ценности — яркость и сила мысли, а самый простой способ выразить это в одежде — это совместить самый нежный и самый грубый цвета. Если вам действительно интересна культура «эмо», не ограничивайте себя в цвете. В конце концов, кто такие неформалы, если не бунтари, нарушающие правила? Совмещайте в своём образе сочный зелёный и золотисто-рыжий, добавьте мягкости серого цвета или создайте образ в нежно-бирюзовом оттенке.
Мрак в окружающем мире
Хоть эмо и ценят чёрный цвет, но они стремятся разбавлять его, а вот истинные адепты мрака — это, конечно, готы. Изначально их приравнивали к панкам, а стиль характеризовался резкостью и циничностью. Постепенно к образу гота пришли и девушки. Приверженцев стиля можно легко узнать на улице. Длинные плащи, корсеты и чёрная кожа, ботинки на высокой платформе и чёрное кружево. Существует и готический макияж, который, кстати, наносят не только девушки. Мужчины с густо подведёнными глазами выглядят несколько странно, но при разумном подходе даже стильно.
Несколько в стороне от стиля готов отстоит стиль готической Лолиты. Помните такую героиню романа Набокова? Так вот её соблазнительность и кукольные черты дополнили нотками викторианской эпохи и готического мрака. В результате появились хрупкие девочки в кружевных нарядах и грубых ботинках с аксессуарами в виде крестов, черепов и прочих элементов темноты.
А был ли мальчик?
Разве представители мужского пола могут иметь слабости? Неужели им также хочется выразить себя во всём? Обеспокоенные родители, заметившие, как их чадо меняется,
начинают судорожно мониторить СМИ и искать ответ на вопрос, кто такие неформалы. Сказывается страх за своего ребёнка, стремление его опекать и контролировать каждый шаг. Но бунт — это естественная часть взросления, которая лишь говорит о том, что жизнь идёт своим чередом. Подрастающему мальчику важно знать, что у него есть собственный мир, где он может быть кем угодно, независимо от своего социального статуса.Парни неформалы объединяются на почве общих музыкальных интересов, приобщению к особой социальной группе. Порой причиной интереса становится и влюблённость. Причём не обязательно в девушку, далёкую от принятых идеалов красоты. Кто такие неформалы, если не яркие птицы в массе? Девушки часто выделяют их хотя бы за яркость образа. А там уже недалеко до взаимного интереса (при правильном подходе). На подсознательном уровне парни стараются запомниться и выделиться из группы друзей, чтобы быть достойным внимания своей избранницы.
Внутренний кризис
К сожалению, часто примыкание к какой либо субкультуре является не частью самовыражения, а стремлением выдать себя за кого-то другого. Быть жёстким, как представители стиля «панк», не бояться своих чувств, как «эмо», радоваться жизни, как «хиппи». Порой это даже упрощает жизнь, ведь даже одинаковые причёски выбирают многие неформалы. Фото девушек в статье — яркий тому показатель.
Многие из них искренне переживают, завидев особу с похожей стрижкой, и стремятся выделиться за счёт новой укладки или способа окраски волос. А приверженцы одного стиля иногда просто копируют друг друга. Так где же суть этого отделения от массы? Получается, что из толпы привычно одетых людей выделяется толпа фриков, которые похожи друг на друга, как клоны. Поверхностное отношение к субкультуре даёт именно такой эффект, поэтому для ответа на вопрос, кто такие неформалы, придётся в первую очередь разобраться в себе.
Кто ты и кто они?
Кем ты хочешь себя видеть? Что тебя привлекает в субкультуре? Соответствует ли она твоему стилю жизни, и сможешь ли ты существовать внутри такого социума? Если ответы на эти вопросы утвердительные, то вперёд — к новым достижениям, но только стоит помнить про разумность подхода. Мало быть ярким, как попугай, надо быть красивым, как птица феникс. Направьте свой стиль к своему образу. Какие цвета вам идут? Не розовый, а жёлтый? Отлично, это ведь тоже эмоциональный оттенок! Это цвет солнца и радости, так сделайте свой образ соответствующим. Дополните жёлтый цвет синим – и получите гармоничную комбинацию. Но не забывайте про правила трёх цветов. Если в вашем ансамбле оттенков больше, то вы рискуете вызывать рябь в глазах.
Неформалы Советского Союза (45 фото) » Триникси
В эпоху перестройки в Советском Союзе начали появляться новые молодежные движения, членов которых мы именуем неформалами. Неформалы существовали и до начала перестройки, но именно в это время их число значительно увеличилось, и практически в каждом большом городе СССР можно было встретить представителей разных движений. Разобраться в многообразии неформальных обществ нам позволит этот пост.Хиппи
Расцвет движения основанного на меломанских психоделических и хардроковых пристрастиях, породившее всесоюзную систему вписок, лесных и пляжных лагерей, домашних концертов, а так же путешествий автостопом, пришелся на середину 70-х. К началу 80-х, мода на хиппи захлестнула столицы, в Москве коммуникация хиппи охватывала бульварное кольцо, Арбат и площадь Маяковского.Ряды движения пополнили студенты-битломаны, уличные барды и поколение детей советской интеллигенции, занимавшихся неофициальным творчеством.
Хиппи 1984 год
Хиппи. Недалеко от Туриста, 1988 год
Хиппи. У входа в Сайгон, 1987 год
Стиляги
В 1980-е годы движение возродилось благодаря интересу молодёжи к ретро-стилю. Эти группы фигурировали в Ленинграде под наименованием «секретистов» в Ленинграде , а в Москве назывались «бравистами»(по названиям групп Браво и Секрет)
Стиляги. Антон Тедди и товарищи, 1984 год.Фото Дмитрия Конрада
Стиляги. Рус Зиггель и Тедди бойз. Ленинград, 1984 год. Фото Дмитрия Конрада
Широкие Стиляги. Москва, 1987 год
Ньювейверы
Движение ньювейва получило в советском обществе достаточно размытое проявление. Изначально опиравшееся на меломанские предпочтения в виде электронных экспериментов и эстетику постпанковских «новых романтиков», отечественные ньювейверы компилировали свою внешнюю эстетику на базе «чистого стиля», прическами определенного вида и макияжа, с элементами вобранных из других уже сложившихся движений, начиная от брейкерских очков, кончая постпанковским «мрачным стилем»
После 85 года, вслед за частичной легализацией зарубежных нерадикальных стилей, популяризации диско и подъемом металлистической волны, общая масса «новой волны» разделилась на два лагеря. Дискотечные поклонники зарубежной эстрады и потреблявших брэндовые вещи и получившие ярлык «попперов» из-за увлечение поп-музыкой 80-х. И более продвинутые модники -ньювейверы, которые находились в плотном соприкосновении с творческим андеграундом, экспериментировавших в рамках модовских и постпанковских традиций.
Ньювейверы. Ленинград, 1984 год
Ньювейверы. Ньювейв в МИФИ, 1983 год
Ньювейверы. На Маяке, 1990 год
Брейкеры
В начале 80-х до советской молодежи докатились отголоски хип-хоперского движения, получили свое проявление в виде движения «брейкеров»( по самочинному местному определению танцевального стиля). Изначально представлявшее из себя стиль жизни комбинировавший скейтбординг и дискотечного танца, этот стиль был представлен немногочисленной студенческой модной средой и «золотой молодежью» Юга-Запада Москвы. Но уже к середине 80-х вслед за, открытием молодежных кафе и выходы фильма «Танцы на крыше», брейкеров представляли не иначе как танцевальную субкультуру, со своими экспериментами в области внешнего вида.
Брейкеры. Арбат, 1986 год. Фото Сергея Борисова
Брейкеры. Арбат, 1987 год. Фото Ярослава Маева
Брейк дэнс, 1987 год
Рокабиллы
Сам стиль, получил широкое распространение благодаря общеевропейскому возрождению классического рок-н-ролла и началу сайкобилли движения во второй половине 80-х. В Советском Союзе это проявление наложилось на ньювейверскую костюмную моду, но уже после 86 года обособилось, частично в Купчинском андеграунде (Ленинград), частично рокерском (Москва, МХАТ), и в среде фан клуба Элвиса Пресли (Москва) с тусовочными местами на ст.метро Площадь Революции и Катакомбах (руины Греческого зала)
Рокабиллы. Еж и Мавр, 1987 год
Рокабиллы. Ленинград, 1987 год
Рокабиллы. Рокабилли на Арбате, 1989 год
Рокеры
Термин «рокеры», появился в начале 80-х и распространялся изначально на советских поклонников рок-музыки. Но, уже начиная с 1984 года, ярлык «рокер» закрепился за поклонниками именно тяжелого рока, тяготеющих к внешнему стайлингу аналогичному британским «кофебар ковбоям» и американским байк клубам. В сентябре 1984 года ( в день рождения Ковердейла), этот термин был был поднят на флаг тусовкой поклонников тяжелого рока в ЦПКО им. Горького, и в дальнейшем распространился на первые мото гэнги Москвы «Black aces» и «Street wolfs», далее на все мото объединения вплоть до 1989 года
Рокеры, 1987 год
Рокеры, на задворках МХАТа, 1988 год
Рокеры, Ночной выезд, 1988 год
Металлисты
Собственно сам термин «металлист», зародился на филофонических тусовках еще в начале 80-х, когда на рубеже десятилетий сменились ритмы у групп ранее по советским меркам проходившие как «тяжелый рок». Калькируемый с иностранных журналов слоган «хеви металл» изначально распространялся на «кисоманов» и иных поклонников «хардрока» начала 80-х.Но уже к середине десятилетия, после самоопределения части меломанов в «рокеры» и появления отечественных коллективов «99%», «Коррозия металла», «Э.С.Т.» и иных группы поклонников стали именоваться именно «металлистами»/
Металлисты из Горького, 1987 год
Металлисты. ВДНХ, 1986 год
Металлисты. ХМР-89, Омск
Панки
Наиболее идеологизированное, и одновременно аполитичное, движение получило первые свои проявления на рубуже 80-х. Не обладая полнотой визуальной информации о зарубежных аналогах, но понимая эффективность артистического карикатурного лайфстайла, этот феномен проявился в виде пародийного уличного идиотничания, артистического юродства, постепенно обрастая несоветской атрибутикой, музицированием и художествами.
Будучи наиболее «обидным» для совноменклатуры общественными проявлениями ( откровенно порочащими облик советского гражданина перед иностранными туристами), «советский панк» подвергался наиболее интенсивному прессингу со стороны комсомольцев, милиции и гопоты. Все это привело к радикализации; слиянию панков и рокеров, формированию хардкор, красти и киберпанк стилей, с первыми «ирокезами» на невменяемых головах носителей. К удивлению самих представителей советского панк-андеграунда, когда в «железном занавесе» обнаружились информационные бреши , обнаружилось что эти проявления совпали с передовыми общемировыми субкультурными тенденциями.
Панки. ДК Горбуново, 1987 год
Панки. Ленинград, 1986 год. Фото Наталии Васильевой
Панки. Москва, 1988 год
Моды
С подачи первых «новых стиляг» и получивший свой стартовый толчок то модовского движения 60-х, в СССР получил обратный вектор развития от советского панка к винтажным мотивам прошлого. При этом, нисколько не утратив радикализма, советский «мод стайлинг» периода авангардных художественных движений 80-х, стал визитной карточкой для многих участников музыкальных и художественных проектов, объединив разнородный артистический люд тяготевших к меломанской всеядности и пропускавших через себя все последние новинки от моды и музыки. Такие персонажи, пренебрежительно именуемые в арт среде «модниками» участвовали в большинстве ключевых показах и перформансах, были носителями последней модной и околокультурной информации и частенько эпатировали население пародийными на соцноменклотурные костюмами и панковскими выходками.
Моды. Москва, 1988 год
Моды. Москва, 1989 год. Фото Евгения Волкова
Моды. Челябинск, начало 80-х
Хардмоды
Кратковременное проявление этой промежуточной зарубежной стилистики 70-х, пришлось на конец 80-х, в связи со сплочением радикальных неформальных кругов во время противостояния прессингу и наплыва новой волны действительно маргинальных элементов, вслед за популяризацией неформальных движений на рубеже 87-88 года (аккурат после перелома в уличных баталиях с «люберами» и гопниками). Стоит отметить, что подобные проявления в карикатурном ироничном виде присутствовали на просторах нашей родины, когда радикальные неформалы рядились в протоскинхедовские наряды, из вредности стригли головы налысо, и толпились в людных местах. Пугая своим внешним видом милиционэров и обывателей, на полном серьезе внимавших советской пропаганде, что де все неформалы-это фашиствующие молодчики. Хардмоды же конца 80-х, являлись сублемацией из панковского, рокабильного и милитаристкого стиля, и конечно же ни разу не слышав про то как они должны по стилистической классификации именоваться, предпочитали самоназвание «стритфайтеры» и»милитаристы».
Хардмоды. Красная площадь, 1988 год
Хардмоды. Московский зоопарк, 1988 год
Сайкобиллы
Сайкобилли, будучи в большей степени проявился в Ленинграде на рубеже 90-х, вместе с группами Swidlers и Meantreitors, когда группы молодых людей оформили это направление музыкально, выделившись из рокабилльной среды. Но и до этого существовали отдельные персонажи выпадающие из рамок новых субкультурных лиг и предпочитавших полимелорманию рок-н-ролльного толка. В плане дресс-кода это тяготение было близко и панковской эстетике
Сайкобиллы. Во дворе рок-клуба, 1987 год. Фото Наталии Васильевой
Сайкобиллы. Ленинград, 1989 год
Сайкобиллы. Москвичи в гостях у ленинградцев, 1988 год. Фото Евгения Волкова
Байкеры
В ходе столкновений с гопниками и «люберами» в период с 1986 по 1991 год, в рокерской и хеви-металлической среде выделилась особые активные группы, которые на рубеже 90-х преобразовались из мотто гангов в первые мотто клубы. Со своей визуальной атрибутикой по образцу иностранных байк клубов , и на тяжелых мотоциклах, модернизированных вручную или же вовсе послевоенные трофеиных образцах . Уже к 90-му году в Москве можно было выделить группировки «Hell Dogs», «Night wolves», «Сossacs Russia». Так же присутствовали менее долгосрочные мото объединения, такие как «мс Давыдково». Самоназвание байкеры, как символ отделения этого этапа от рокерского прошлого, сначала закрепилось за группой сплотившейся вокруг Александра Хирурга, и далее распространилось на все мотто движение постепенно охватывающее многие города постсоветского пространства
Байкеры. Хирург, 1989 год. Фото Петры Галл
Байкеры. Кимирсен, 1990 год
Байкеры. Ночные волки на Пушке, 1989 год. Фото Сергея Борисова
Байкеры. Тема, 1989 год
Битники
Явление не менее многогранное чем эстетика панка, советское битничество ведет свое происхождение из далеких 70-х.Когда под этот термин попадали модные декаденты посещающие злачные места, отрастившие волосы ниже плеч и разряженные в кожаные куртки и «битловки». Под этот термин попадали и «лабухи» -музыканты лабающие музыку на заказ в советских ресторациях, и просто люди вне каких то «лиг», ведущие обособленный и аморальный, с точки зрения советской эстетики, образ жизни. Такая тенденция к началу 80-х усугублялась небрежным внешним видом, вызывающим поведением и наличием какого то отличительного элемента в одежде. Будь то шляпа или шарф или яркий галстук.
Битники. Битнички, Тимур Новиков и Олег Котельников. Фото Евгения Козлова
Битники. Парад на первое апреля, Ленинград-83
Битники. Челябинск, конец 70-х
Фанаты
Движение зародившееся в конце 70-х и состоявшее из «кузьмичей»( простых посетителей стадионов) и выездной элиты , сопровождавшей команды на матчах в других городах, уже к началу 80-х обрело своих районных лидеров, обросло «бандами», мерчендайзом и превратилось в околофутбольную коммуникацию. Вслед за быстрым стартом спартаковских фанатов(наиболее известным центром тусовки начала 80-х стал пивной бар «Саяны» на ст. метро Щелковской), проводивших свои городские акции и парады, так же быстро стали появляться «банды» вокруг других команд
Фанаты. Москва, 1988 год. Фото Виктории Ивлевой
Фанаты. Москва-81. Фото Игоря Мухина
Фанаты. Приемка фаната Зенита в Днепропетровске-83
Любера
Своеобразное направление образовавшееся на стыке увлечения культуризма и программы по надзору за молодежью.
Изначально закрепленное за локальной группой лиц из Люберец,часто пребывающих в столицу в места отдыха молодежи, название «любера» уже с 87 года интерполировалось не только на разнородные группы не имеющих между собой связи,но и на более крупные группировки сконцетрировавшиеся в этот период в ЦПКО им.Горького и Арбате. Ждань, Лыткаринские, совхозмосковские, подольские, карачаровские, набережночелновские, казанские-это неполный перечень «подмосковного братства»,пытавшегося контролировать не только обозначенные территории ,но и иные злачные места и привокзальные площади.Изначально поощряемые властями надеявшихся поместить эти образования в канву «народной дружины», эти группы не имели общего дресскода кроме тяготения к спортивной одежде, но и имели противоречивые интересы консолидировавшиеся только в рамках агресии против модников и «неформалов».
Любера. 1988 год
Любера. Африка и любера, 1986 год. Фото Сергея Борисова
Любера. Любера и подольские в ЦПКО им.Горького, 1988 год
Отсюда: 1, 2
Сегодня огромное количество неформальных групп существует только в киберреальности (9 фото)
Девушки-хиппи
Куда исчезли скинхеды, эмо и готы? На какие группы делятся футбольные фанаты и почему они бьют витрины? Кто такие аутворкеры? Какие молодежные субкультуры сегодня наиболее распространены? Что делать, если ваш ребенок стал неформалом? Почему неформалы перестали собираться на улицах и переселились в Интернет? Об этом мы поговорили с социологом, специалистом отдела анализа молодежных субкультур СПб ГБУ ГЦСП «КОНТАКТ» (Санкт-Петербург) Павлом Горюновым.
— Павел, кто же такие неформалы?
— Неформалы — это прекрасные люди, которые мыслят, выглядят и позиционируют себя отлично от нас, «формалов». Правда, отделить себя от «формалов» даже они сами могут далеко не всегда. Дело в том, что сейчас вся неформальная культура настолько вросла в нашу жизнь, что отличить настоящих неформалов от всех остальных очень непросто. Если посмотреть на какие-нибудь 1980-е годы, то мы увидим рядовых советских граждан и неформалов, которые отличались друг от друга как небо и земля. Сейчас ситуация следующая: одни исследователи говорят, что неформалов у нас сегодня 90%, другие — 5%. Потому что грань между формальностью и неформальностью по сути перестала существовать. Сам я, в принципе, склоняюсь к мнению, что неформалов 5-10%, а не 90.
— Неформалы всегда обязательно против кого-то?
— Вовсе нет, скорее, они за себя. Это, наверное, психологическая попытка отдельного человека показать себя как особенного, но при этом не обязательно быть против.
Существуют, конечно, агрессивные субкультуры (хотя сам термин субкультура — кривой) — это те, у которых есть какой-то враг, и неагрессивные, у которых врагов нет, но есть некое противопоставление обществу в целом или родителям, если речь идет о подростках.
Социолог Павел Горюнов
— А почему термин субкультура вы называете «кривым»?
— Я работаю в отделе анализа молодежных субкультур и читаю лекции по молодежным субкультурам. Но при этом четко ответить на вопрос, что же такое субкультура — не могу. Когда учился в вузе курсе на втором — мог, сейчас — нет. Определений термина субкультура — штук тридцать, и каждый исследователь, в зависимости от школы, использует свой. И в принципе, если кто-то скажет, что субкультур не существует вообще — я не смогу с ним поспорить, потому что ни я, ни он не знаем, что такое субкультура. Это очень искусственный термин, который ни увидеть, ни потрогать невозможно, это нечто вроде «идеологического одеяла», которое накинуто на какую-то определенную группу людей.
НМО (неформальные молодежные объединения) — это конкретные группы конкретных людей, которых можно посчитать, посмотреть, с которыми можно поговорить. А субкультура — нечто абстрактное, нечто, чего не существует в природе.
— Неформалы — это, в основном, молодежь. Какого возраста эта молодежь?
— Во всех учебниках по социологии прописан классический возраст — дети вступают в ряды неформалов где-то с 14 лет. Сегодня дети взрослеют раньше, поэтому могут вступить в НМО с 11-12 лет. Но жесткой возрастной грани все равно нет.
Время нахождения в неформальной группе — обычно около трех лет. То есть подросток сначала стал неформалом, но потом поступил в вуз, уехал учиться, у него появилась девушка/парень или просто переосмыслил роль родителей в своей жизни — и все, он уже становится таким, как и все мы.
Если человек продолжает оставаться в неформальной группе после 17-18 лет, он становится «профессиональным» неформалом, который просто начинает зарабатывать на этом деньги (продавать маечки, значки, организовывать концерты, петь песни самому и пр.), и в связи с этим я не уверен, что его уже можно причислять к неформалам как таковым.
— Какие же группы молодежных неформальных объединений наиболее распространены сегодня в Санкт-Петербурге, в нашей стране, в мире?
— Сегодня существует довольно много поклонников отдельных музыкальных направлений. При этом, это не рэперы, рокеры и панки, как было лет 5-7 назад. Сейчас выявить их и отделить одних от других, опять же, довольно сложно. Сегодня — это, скорее, поклонники неких альтернативных музыкальных направлений.
Дело в том, что и сама современная музыка — это жесткое смешение стилей. Конечно, подросток все равно может сказать о себе, что он, например, рэпер, но если мы пролистаем его плей-лист в соцсети — мы увидим, что это совсем не всегда рэп.
Панки
То есть современное субкультурное поле — это каша. Те, кем себя называют, то, как выглядят и то, как думают его представители — полная неразбериха. Если раньше кто-то называл себя панком, значит он «тусил» где-то около Казанского собора, одевался как панк, ходил на концерты панк-групп и регулярно напивался дешевым портвейном. Сейчас называть себя панком может кто угодно, при этом он не ходит на панк-концерты и может не пить вообще. Недавние опросы показали, что сегодня можно выделить не меньше 10-15 «видов» такого рода панков, начиная от киберпанков и заканчивая скулпанками. Впрочем, говорить об отдельно существующих группах и их особенностях не приходится, есть отдельные подростки, которые так себя называют и все.
Еще одна группа неформалов — реконструкторы, которые в одно и то же время увлекаются историей и чем-то вроде театральных постановок. Реконструкция бывает историческая, военная и социальная. Кто-то из них реконструирует разные исторические события. Они набирают людей, которые приходят в оригинальных костюмах с оригинальным оружием и устраивают своеобразное проведение, например, Бородинского сражения, согласно историческому сценарию. При этом присутствует много взрослых, в том числе, с учеными степенями. Другие предпочитают реконструировать быт и вешний вид людей определенного исторического периода. Есть реконструкторы, для которых главное — это оружие, то есть изготовление и использование в импровизированных боях идентичного оружия, которое существовало в ту или иную эпоху. Не могу сказать, что реконструкторы — это очень распространенное течение, но оно есть. Конечно, данная неформальная группировка — достаточно позитивное явление, так как ребята читают книги, поднимают исторические документы для того, чтобы как можно точнее передать картину какого-то исторического события, образа жизни людей и т. д.
Еще с советских времен существует также так называемое ролевое движение, когда ребята в костюмах разыгрывают определенный сюжет какого-то художественного произведения или исторического периода. Самый простой пример — толкиенисты. В свое время они разыгрывали сюжет «Властелина колец» где-то в лесу. Сегодня толкиенисты отделились от ролевиков, но, по сути, и те и другие очень похожи.
И реконструкторы, и ролевики — не театральные актеры, поэтому свои постановки они делают для себя, а не для публики, на улицах или в театрах они не выступают.
Теоретически остались еще и анимэшники — поклонники японского мультика «Анимэ». Как теоретик я могу сказать, что они есть, но как практик, знаю, что большинство подростков является поклонниками этого мультфильма, и отнести их всех к группе анимэшников невозможно.
Кадр из мултфильма «Анимэ»
— Конечно, когда речь заходит о неформальных субкультурах, в первую очередь вспоминаются и скинхеды…
— В 2008 году они полностью исчезли, и сегодня их нет вообще. Отдельные люди, конечно, могут называть себя скинхедами. Но в одном случае — они сами себя хотят так называть, в другом — им уже далеко за 30. Когда-то в юности они были скинхедами, а сейчас еще «по инерции» продолжают идентифицировать себя с ними. На самом деле, они не осуществляют никаких характерных для скинхедов практик, не носят такую одежду, то есть это совершенно другие люди.
До конца 2000-х годов существовал субкультурный национализм в виде скинхедов. Сейчас отдельной субкультуры националистов нет, однако, национализм очень силен в молодежной среде в целом.
— Это связано с событиями на Украине?
— Украина, скорее, выступила своего рода маслом, который подлили в уже существующий огонь. Как бороться с национализмом? Ответ простой — выдворить всех мигрантов из страны. Но сделать это нельзя, потому что это не вполне законно и, наверное, неправильно. Таким образом, и с национализмом бороться не получится. Потому что любая страна, где есть мигранты, имеет и националистов. В Европе националистические партии уже приходят к власти, поскольку националистов там гораздо больше, чем у нас. Где в нашей стране больше всего националистов? В Москве. Потому что в Москве больше всего мигрантов.
Парадокс в том, что подростки-националисты осуществляют на первый взгляд очень приемлемые социальные практики, такие как борьба с нелегальной миграцией, с нелегальной торговлей мигрантами, борьба с этно-преступностью и т. д. Однако, опыт Украины показывает нам, что «позитивные» националисты очень быстро могут стать «негативными». Дело в том, что это достаточно хорошо организованные группы, члены которых — крепкие, физически сильные молодые люди, которые потенциально могут нести угрозу для общества.
Скинхед
Еще один вид НМО — группы молодых людей, ведущий здоровый образ жизни и занимающиеся так называемыми неформальными видами спорта. Это роллеры и скейтеры, а недавно в России появилось — пока в Питере и в Москве, но я уверен, что это движение будет расширяться — такое движение как аутворкинг. Он пришел к нам из США, где афроамериканцы в Гетто занимались спортом на столбах, деревьях, заборах, то есть каких-то «естественных» турниках, причем делали это очень красиво. Для этого нужна очень серьезная физическая подготовка. В 2009-2010 году в нашей стране появились первые видео таких гимнастических упражнений афроамериканцы. Подростки насмотрелись и начали попытки повторить нечто подобное в обычных школьных дворах. Но так как это сложно — нужны постоянные тренировки — немногочисленная группа активистов организовала других подростков, и в итоге появилось движение аутворкеров. На данный момент это абсолютно социально приемлемая позитивная практика, потому что пока они не сделали ничего плохого. Конечно, такие группы очень хорошо подготовленных молодых людей, прежде всего, могут быть интересны экстремистским или криминальным силам. У нас были примеры в стране, когда в 1990-х спортсмены, абсолютно адекватные люди, перешли на сторону криминалитета, потому что там были деньги. Подобные риски в случае с аутворкерами тоже есть. Поэтому с ними нужно работать, поддерживать их в том, чтобы они оставались в рамках нынешней своей группы и не примыкали ни к каким незаконным группировкам.
— Какие еще неформальные объединения существуют на сегодняшний день?
— Еще с 1980-го года в нашей стране было достаточно сильно движение футбольных фанатов. К истинным неформалам отнести их, конечно, нельзя, скорее это некие околосубкультурные объединения, которые просто «потребляют» определенный контент — футбол. Просто отделить неформальные группировки от каких-то других, похожих на них, очень сложно, поэтому с некоторыми допущениями все же отнесем поклонников футбола к НМО. Сейчас мы говорим о Питере, в других городах поклонников футбола может не быть, но есть поклонники хоккея и баскетбола, их отличают те же самые черты.
Футбольные фанаты
Я писал диссертацию на эту тему и разделяю поклонников футбола на три простые категории: болельщики, фанаты и хулиганы. Болельщики — это люди, которые просто любят побеседовать о футболе, носят соответствующую атрибутику, но при этом на стадион ходят достаточно редко, а если и ходят, то просто сидят и смотрят. Для них футбол важен как экшн, как действие.
Фанаты — это люди, которые посещают выездные матчи для того, чтобы поддерживать команду. Они позиционируют себя как часть футбола и уверены, что главные — они, а не футболисты. И в принципе, это вполне здравая логика. Ведь фанат может ходить на все матчи в течение 20 лет, и независимо от того, как играет команда, он будет поддерживать ее всегда. А футболисты — это те, кто меняется; если у клуба кончатся деньги — все футболисты уедут и перейдут в другую команду, а фанаты останутся.
Футбольные хулиганы — это не то же самое, что обычные хулиганы, которые совершают противоправные действия и нарушают общественный порядок. Футбольный хулиганизм функционирует как социальное движение и не всегда связан с нарушением законодательства. Футбольные хулиганы — это, прежде всего, люди, которые ориентированы на физическое противостояние с хулиганами других команд. При этом все всегда боятся, что такие разборки будут происходить в городе, и все вокруг будет разгромлено, однако, ни в Питере, ни в Москве уже достаточно давно не было массовых драк на улицах — все это ушло в леса.
То есть, футбольный хулиганизм — это такая активность, которая очень похожа на некий бойцовский клуб, когда люди встречаются десять на десять в лесу на какой-то полянке, в этих же составах дерутся и спокойно расходятся. Посторонних людей, которые могли бы пострадать в ходе драки, там просто нет. Во всем остальном эти люди не слишком отличаются от нас — в обычной жизни они вполне мирные законопослушные граждане. Все они знают друг друга и никто никого не преследует, так как все и без того знают, где кто живет — драки происходят запланировано, без оружия и в определенных местах. Всегда присутствуют смотрящие, которые наблюдают за тем, чтобы все было по правилам, чтобы ни у кого не было серьезных травм (мужчины там, в основном, крепкие).
Но помимо болельщиков, хулиганов и фанатов, есть также еще толпа подростков, которые не интегрированы ни в одну группу. Им нравится футбол и та атмосфера, которую они видят в телевизоре. Они тоже могут называть себя футбольными хулиганами, но это неправда — они ни с кем никогда не дрались и к настоящим хулиганам отношения не имеют.
— А как же разбитые рекламные баннеры, которые остаются после матчей?
— Разбитые баннеры — это просто проявление агрессивного выплеска толпы. Если бы концерты группы «Алиса» проводились также часто, как и футбольные матчи, все мы увидели бы, что после их выступления на улицах тоже остаются разбитые поклонниками баннеры, фонари и витрины. Эмоции в толпе всегда сильнее здравого смысла, из кого бы эта толпа не состояла — поклонников футбола или рок-группы.
Девушки-готы
И именно толпа может быть социально опасной. Например, те подростки, о которых мы говорили, которые не относятся ни к болельщикам, ни к фанатам, ни к футбольным хулиганам. Потому что эти три группы составляют, как правило, взрослые люди, которые прекрасно осознают ответственность за свои поступки и не нарушают общественного порядка. Подростки же по молодости и глупости могут совершить какие-то противоправные действия. Таких неорганизованных подростков много, и это, конечно, удручает.
— Куда делись эмо? Несколько лет назад на улицах Санкт-Петербурга их было много, а сегодня они куда-то исчезли.
— Эмо, как и готы, действительно, исчезли. В 2007 году мы видели расцвет эмо-культуры в нашем городе, а сегодня остались единицы. Поясню, готы и эмо — не одно и то же, по внешнему виду эмо отличаются от готов длинной челкой, черно-розовыми тонами в одежде и макияже и наличием сильных эмоций, слез, любовных переживаний и т. д. Готы носят все черное и имеют пугающе выбеленные лица.
Своей цели — эпатировать публику — они добились, и постепенно их движение стало угасать. Начиная с 2011 года, мы начали фиксировать их уменьшение, и где-то в прошлом году они практически исчезли. Однако именно сегодня мы вновь замечаем на улицах подростков, которые называют себя эмо. Но эти эмо отличаются от эмо 2007 года: во-первых, меньшим количеством эпатажа, во-вторых, идеологической базой. Если семь лет назад «кодекс» эмо четко прописывал, с кем им можно встречаться, с кем целоваться, что пить, то сегодня, имея внешний облик, приближенный к эмо, можно заниматься чем хочешь, не соблюдая никаких правил.
А вот что касается готов, то если вы увидите такового на улице, то знайте — скорее всего, ему 25, а то и 30 лет. Движение готов среди сегодняшних подростков непопулярно. Да, в Петербурге сегодня можно насчитать около 20-30 подростков, которые назовут себя готами, но это слишком мало, чтобы говорить о полноценной группе. Взрослые же готы, которые остались в этом образе, это, повторюсь, как правило, те люди, которые зарабатывают на этом деньги, или просто те, кому нравится так одеваться. Они не относятся ни к какой группе — они просто странные.
Девушка-эмо
— Что можно сказать об исчезновении субкультур в принципе?
— Еще лет десять назад молодежные субкультуры можно было четко разграничить между собой. Сейчас все они интегрированы в массовую культуру и неформальных подростков уже очень сложно отличить от «формальных». Так, если подросток сегодня ходит с челкой — совершенно не факт, что он — эмо, просто ему нравится такая прическа. То же самое с готическими фотосессиями, которые сегодня может сделать абсолютно любой человек, совсем не относящийся к готам.
Самый яркий пример, показывающий интеграцию субкультур в обычную жизнь, — это субкультура хиппи, которая была популярна в советское время. Сегодня хиппи исчезли, но осталось очень много их внешних атрибутов, которые вошли в моду и повседневную жизнь, например, фенечки, так популярные сегодня у молодежи.
Дело в том, что когда особенности субкультуры становятся массовыми — субкультура перестает существовать. Мы живем как раз в такой период, когда большинство внешних атрибутов различных неформальных объединений просто врастают в нашу повседневную жизнь.
Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» является одним из ведущих российских центров по работе с молодежью. Центр начал свою работу в 1998 году и на сегодняшний день занимается деятельностью по профилактике правонарушений, наркозависимости и асоциальных явлений среди молодых людей. Сеть организаций центра успешно работает в 18 районах Санкт-Петербурга. Ежегодно специалисты и волонтеры центра «КОНТАКТ» помогают тысячам детей адаптироваться в непростых жизненных ситуациях и выбрать верную дорогу – созидательный путь здорового образа жизни, дружбы, любви и семейных ценностей.
— Неформалы в целом сегодня не опасны?
— Когда родители слышат, что их дочь или сын стали неформалами — чаще всего они пугаются. На самом деле, ничего страшного в этом нет. Неформальная группа — это дополнительный круг социализации. Это своеобразная тренировка взрослой жизни. Не каждый подросток, выйдя из школы, способен сразу перенять ценности, характерные для большинства взрослых людей. Многим требуется тренировка. Неформальные группы и осуществляют ее — это полезный социальный институт, поэтому бояться его не следует.
В советское время было проще, существовало несколько типов одежды — для октябрят, пионеров, комсомольцев. Сейчас на подростка выливается огромное количество контента — как ему одеваться и как жить — он просто тонет в этом изобилии информации. А неформальная группа позволяет носить определенную одежду, определенно думать, быть носителем определенных ценностей. Ведь очень многие молодые люди (и не только молодые) не очень любят думать — это сложно, гораздо проще влиться в какую-то среду с четко прописанными правилами. Это потом у них уже выработаются свои ценности, они будут покупать более разнообразную одежду, а пока им нужна тренировка. Помимо того, неформальная группа помогает оторваться от родителей, причем сделать это более безболезненно, чем если бы подросток сразу шагнул во взрослую жизнь.
— Есть стереотип, что неформалами обязательно становятся лишь трудные подростки. Так ли это?
— Нет, это не так. Среди неформалов могут быть как подростки, которых принято называть трудными (из неблагополучных семей, например, дети алкоголиков), так и дети очень обеспеченных родителей, ребята из семей интеллигентов, кто угодно — это не имеет никакого значения. Хотя больше вероятности, что ребенок, выходец из достаточно бедной семьи, скорее, пойдет работать в Макдоналдс, а не будет разгуливать по городу в черных нарядах, пугая старушек. Ему просто некогда этим заниматься, и не на что. Часто в ряды неформалов вливаются именно дети из обеспеченных семей.
Ведь еще одна причина вступления в НМО — большое количество свободного времени. Процесс перехода от обучения к работе сегодня затянулся, у подростков появилось много свободного времени, поэтому молодежные субкультуры — это еще и просто проведение досуга.
Ну, и последнее: неформальные группировки — это в том числе и более безболезненная, чем в обычных условиях, проба сексуального опыта. Ведь в молодежных субкультурах это всегда проще. Есть девушки и парни такие же, как ты — с ними просто разговаривать, ты знаешь о чем с ними общаться и т. д.
Тем не менее, риски все равно есть. В том, что ребенок стал неформалом, в общем-то, ничего страшного нет, но практически в каждой такой группе распространена практика приема алкоголя и легких наркотиков — и вот этого уже стоит опасаться.
— Нужно ли «что-то делать» с неформалами со стороны государства и можно ли это сделать?
— Конечно, можно, причем легко — их можно просто разогнать всех их и все. Сделать это можно, но не нужно. Что тогда заменит эту тренировочную площадку многим подросткам и поможет социализироваться? Просто если подросток стал неформалом, значит, у него есть какая-то проблема, и эту проблему нужно выявить, а не запрещать и наказывать — может стать только хуже. Саму же проблему стоит искать или в общении со сверстниками, или в общении с родителями.
Конечно, кто-то скажет, что для дополнительного круга социализации существуют молодежные секции, кружки и т. д. Но мы понимаем, что не все дети хотят заниматься таких клубах (где, как правило, они их готовят к волонтерству), кружки их тоже могут не интересовать. Их привлекает определенная субкультура — и это тоже хорошо, благодаря ей есть шанс, что ребенок не пойдет, например, по какому-то криминальному пути. Просто необходимо объяснить подростку все те риски, которые тоже могут поджидать его в молодежной субкультуре, например, легкие наркотики или выпивка, о которых я уже говорил.
— Исчезнут ли когда-нибудь неформальные субкультуры вообще?
Есть надежда, что таких людей будет становиться все меньше
— Анализ показывает, что они худо-бедно просуществуют еще лет 20, а потом, скорее всего, постепенно исчезнут совсем или перейдут в несколько иные формы, нежели сегодня. Это связано с изменением самого общества, а подростки просто реагируют на эти изменения. Простой пример: раньше неформалы всегда общались на уличных тусовках. Сейчас большинство из них общаются в Интернете, в социальных сетях. Подросток может считать себя эмо, готом, хиппи, кем угодно, состоять в соответствующей группе вКонтакте, где сидят такие же подростки, как и он, очень плотно с ними переписываться, но никуда не выходить, не носить знаковой одежды и пр. Сегодня огромное количество неформальных групп существуют только в киберреальности, в жизни их нет. Это обычный ребенок, который ходит в школу, занимается, например, футболом или теннисом, прекрасно общается с родителями, любит бабушку и т. д. Но при этом он состоит в какой-нибудь группе и считает себя неформалом внутри своей головы. И в принципе, сегодня мы приходим к выводу: для того, чтобы понять подростка — недостаточно просто с ним пообщаться, нужно посмотреть еще его стену вКонтакте. По специфике репостов можно понять, о чем он думает — это то, что он сам никогда не скажет. Бунтарская, асоциальная деятельность, вероятно, в принципе уйдет в социальные сети — «мы бунтуем в нашей закрытой группе вКонтакте», этого достаточно.
Переход нашей жизни в жизнь виртуальную — это вообще общая тенденция. И от того, как будет меняться наше общество, будет меняться молодежь и субкультурное поле. Ведь, посмотрите, сегодня абсолютно исчезла дворовая культура, когда два двора собирались и шли друг на друга, что называется, «стенка на стенку». Сегодня подростки сидят по своим домам, в компьютере, и не встречаются со своим соседом по лестничной площадке, который, тем не менее, может быть у них в друзьях вКонтакте, и с которым они могут общаться, но не в реальности, а виртуально.
При этом мы живем в такой век, когда весь окружающий нас мир меняется настолько быстро, что делать прогнозы — занятие неблагодарное. Неизвестно, что изобретут завтра, возможно, такое устройство, посредством которого нам вообще не будет больше надобности выходить из дома. Но пока, на данный период развития, есть вероятность, что неформальная активность будет минимизироваться, уходить в Интернет, и выглядеть подростки при этом будут абсолютно нормально, так же, как и все мы.
Так, если мы изобретем машину времени и привезем какого-нибудь исследователя годов из 1970-х — он скажет нам, что 100% населения Питера — неформалы, и всех нас нужно отправить в комсомол на перевоспитание. Необходимо понимать, что общество изменилось, поэтому хочется закончить призывом к старшим коллегам о том, чтобы они перестали транслировать мифы, которые у них сложились во времена их молодости. Такие исследователи совершенно оторваны от современной молодежи, они представляют ее такой, какими были они сами, когда были подростками. Государства того нет, мира того нет, субкультур тех нет.
Неформалы — это… Что такое Неформалы?
Неформалы — социальная группа; общее название для представителей различных субкультурных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и другим, допускаемым властью. «Неформалами» в середине 80х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли самые различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по интересам и подростковые банды. Первоначально слово «неформал» носило достаточно ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.
История термина
В СССР молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность зарубежной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодежных клубов. Наиболее массовым и заметным молодежным движением с конца 70-х до начала 90-х годов XX века явилась так называемая «Система» — контркультурное, демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была основана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском.
Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались:
Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения — КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом». Неформалы вызывали жесткое неприятие у основной массы населения, что часто выливалось в стычки и драки. Основными врагами неформалов были люберы (подростки-«качки»). Неформалы старались избегать встреч с ними, даже будучи в численном превосходстве. Самое крупное столкновение было в 1987 году на Крымском мосту, много народу с обеих сторон было скинуто в воду. Движение люберов просуществовало несколько лет и в 1990 г. распалось, уступив место нарастающим неформалам.
В начале 90-х «Система» распалась на несколько относительно независимых субкультур (панки, металлисты, готы, ролевики и т. д.) и перестала существовать как целостное движение. Негласную поддержку неформалам оказывала «новая власть».
В настоящее время термин «неформалы» часто употребляется в качестве самоназвания представителями различных субкультур, противопоставляющих себя мейнстриму. В разговорной речи применяют и сокращенные формы — «нефоры», «ниферы» и т. д.
Образ жизни
Представители «Системы» вели подчеркнуто асоциальный образ жизни (наркотики, алкоголь, сигареты), характерными элементами которого являлись:
- сешны (от англ. session) — «квартирные» или подпольные концерты;
- автостоп — путешествия;
- сквоты — самовольный захват заброшенных зданий и создание коммун;
- тусовки — традиционные места встреч.
Неформальные субкультуры в СССР
В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого, вероятно, была высокая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Наиболее распространёнными в СССР молодёжными субкультурами были:
См. также
Литература
- Здравомыслова Е.А. Социология общественных движений — становление нового исследовательского направления // Социология в России. — М., 1998. — С.545-568.
- Анастасия Козлова Неформал — кто он? // Вестник, Сургут, №21, 22.5.1998)
- Розин М. В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 91-99.
- Игорь Пономарёв. Неформалы на Невском // «Нева». — 2004. — №3
- Тарасов А.Н.. О молодежи — в жанре доноса А.А. Кутьина, Г.А. Лукс, А.А. Матвеева. Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий. Под общей редакцией Г.А. Лукс, О.Б. Фурсова. – Самара: Издательство «Самарский университет». – 2002. – (104 с., 17 илл.). // «Свободная мысль-XXI». — 2003. — № 3.
- Тарасов А.Н. Молодежь как объект классового эксперимента: Часть I, Часть II, Часть III
- Борис Фетисов Тусовки // OCJ №11. Январь 1999 г.
Ссылки
Кто такие неформалы и как их отличить по одежде
Молодежь, особенно подростки, тяготеют к тому, чтобы создавать общества по интересам, выделяться из толпы, эпатировать своим поведением и внешним видом. Чаще всего внешняя атрибутика совсем не свидетельствует о том, что подростки становятся агрессивными или опасными. Надо всего лишь понять их. А для этого необходимо выяснить: кто такие неформалы, и как их узнать в толпе.
Приверженность тому или иному молодежному течению подростки всегда демонстрируют своей манерой одеваться. Это часто не соответствует их истинным ценностным ориентирам и всего лишь отражает увлечение, которое может длиться недолго. Кроме самих неформалов, есть сочувствующие им и те, для кого то или иное участие в субкультуре осталось в прошлом, но нашло отражение во внешнем облике и одежде. Сами молодые люди, входящие в те или иные движения, уделяют особое значение внешнему облику. В качестве примера того, как одеваются неформалы, можно рассмотреть металлистов, панков и рокеров. Их стили близки и напоминают друг друга. Прежде всего, это балахоны и футболки, на которых изображены рок-группы или символика. Металлисты предпочитают байки и волков, а панки – рисунок черепа. Характерны для этих течений косухи – кожаные куртки с большим количеством замков, основной из них расположен справа, а не по центру, от чего и возникло название. Неформалы носят на руках кожаные напульсники, оснащенные шипами, и цепи. Панки непритязательны к одежде. Они могут носить камуфляжные штаны. А металлисты – неформалы, одежда которых густо облеплена металлом, заклепками. Отсюда и возникло название субкультуры.
Кроме выше названных, можно упомянуть такие популярные молодежные течения, как эмо и готы. Их тоже можно легко заметить в толпе. Эмо – сокращение от слова – «эмоциональный». Для приверженцев течения важно не скрывать свои эмоции и быть естественными в проявлениях радости и печали. В одежде они придерживаются двух красок: черной и розовой. Эмо носят узкие джинсы, разноцветные ремни с заклепками, розовые кеды с цветными шнурками, предпочитают стиль унисекс. Эмо характеризует стрижка – длинная, косая челка и длинные волосы.
О том, кто такие неформалы–готы, расскажет их внешний облик, достаточно своеобразный. Они предпочитают в одежде черный цвет: сапоги с высокими каблуками, плащи, куртки. Девушки-готы носят длинные платья и корсеты. Их привлекает все таинственное и мрачное, в одежде отражается их депрессивный взгляд на мир. Большое значение уделяется макияжу: белая пудра на лице, подведённые черным глаза и губы.
Ролевиков в толпе сложно узнать. Они ничем не отличаются от прочих молодых людей. Их увлечение – литература в стиле фэнтези и в частности «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина. Регулярно ролевики устраивают игры, для которых шьются средневековые костюмы, готовится оружие и сценарий предстоящих «битв». Поклонники аниме (японской мультипликации), в чем-то им сродни. Они проводят косплеи, на которых перевоплощаются в своих любимых персонажей из аниме-сериалов.
Представителями субкультур являются панки, футбольные хулиганы, стрейт-эджеры, роллеры, граффиттеры. Говорить о том, кто такие неформалы, можно долго. Течений и движений существует множество. Они имеют и деструктивный характер, (например, неонацисты и скинхеды), и, наоборот – конструктивный, способствующий развитию молодых людей. Так, увлекающиеся ролевыми играми, начинают глубоко изучать историю, сочинять стихи и прозу. Поклонники аниме – увлекаются культурой Японии. Металлисты и байкеры, являясь поклонниками рок-музыки, в результате могут всерьез заняться изучением английского языка.
Бывает так, что подростки, познакомившись с тем, кто такие неформалы, и войдя в некое движение, остаются его приверженцами и многие годы спустя. Происходит так, потому что они начинают воспринимать не только внешнюю сторону популярного молодежного течения, но и проникаются его идеологией.