Левитан поздняя осень: «Поздняя осень» картина — Исаак Ильич Левитан – Левитан «Поздняя осень» описание картины, анализ, сочинение

Левитан «Поздняя осень» описание картины, анализ, сочинение

levitan-pozdnyaya-osen

«Поздняя осень» — превосходный пейзаж И.И. Левитана. Такое время года является самым любимым для автора. Естественно, нельзя пройти мимо красоты осени с ее разнообразием красок увядающей природы.

Картина была написана в типичной для художника манере угрюмого пейзажа. Природа изображена такой, какая она есть, без лишнего лоска. Автор показал сумерки, а на небе образовались тучи. Скорей всего, идет дождь и может быть уже не один день, так как на переднем плане образовалась довольно большая лужица. В лужу попадали желтые листья, они как кораблики, спускающиеся ребятней по первым весенним ручейкам. Поля убраны, об этом служит стоящий недалеко стог сена.

Пейзаж находится в ожидании и напряжении – вскоре придет зима. Березы уже потеряли свою листву, кажется, что они замерзли, поэтому теснее прижимаются друг к другу. Лес в ожидании заморозков, холодов, первого снега. Еще немножко и эта яркую картинку заменит однообразная белая заснеженная равнина.

На заднем плане мы видим вечнозеленые ели, а также другие деревья с пожелтевшими листьями. Трава такая же: желтая и пожухлая. Небо очень пасмурное и беспросветное.

От картины складывается весьма мрачное общее впечатление. Пейзаж воспринимать очень тяжело. Автор использует сумрачные тона в написании произведения, стоит хорошенько присмотреться, чтоб разглядеть мелкие детали пейзажа. В картине отсутствует буйство красок, но именно она может четко отразить настоящее состояние осенней природы, без лишних приукрашиваний.

Год написания картины: 1896.

Размеры картины: 59 x 91 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.




Другие картины художника:

Описание картины Исаака Левитана «Поздняя осень»

06.07.2015

описание картины исаака левитана поздняя осень

Многие русские писатели, поэты и художники вдохновлялись осенью. Не исключение и Исаак Левитан. Особенно нравилась знаменитому пейзажисту поздняя осень, которую он изобразил на этой замечательной картине. Все разнообразие красок увядающей природы отобразилось на этом полотне. Мрачность и реалистичность в изображении природы — вполне естественная для автора манера рисования. Сумеречное небо затянуто тучами. Затяжной дождь не прекращается уже много дней — об этом можно догадаться о луже на переднем плане. В луже видно желтые листья. Можно провести параллель с корабликами, плывущими по ручьям весной, что создает дополнительный контраст с изображенной суровой осенью.
Увядание природы хоть и естественно, но спокойным его не назовешь. Все на картине в напряжении, ожидании скорой зимы. Природа готова к ежегодной смене цикла «жизнь-смерть». Березы остались совсем без листьев, бедняжки жмутся друг к другу, словно в тщетных попытках согреться. Совсем скоро наступят заморозки, выпадет первый снег, а за ним придут и настоящие холода. И тогда уже пусть увядающие, но все же разные цвета сменит одна большая белая равнина.

Зеленым елям на заднем плане все нипочем. Тем более контрастны желтые листья остальных деревьев. Трава тоже давно пожелтела и пожухла. В небе не увидеть просвета. Физически ощущаешь холод и тоску, изображенные великим русским пейзажистом. Картина оставляет после себя тяжелое, гнетущее впечатление. Мрачные цвета заставляют всматриваться в полотно, чтобы рассмотреть важные детали. Здесь нет поэтических метафор, торжества будущей жизни, предвкушения чистоты первого снега. Не найти и ярких красок. Но именно эта картина наиболее приближена к действительности. Она четко и правдиво отражает осень и создает соответствующее это времени года настроение.

Левитан «В лесу осенью» описание картины, анализ, сочинение

levitan-v-lesu-osenyu

Исаака Левитана можно назвать истинным мастером пейзажей, так как большая часть их является шедеврами, по словам даже самых строгих критиков. Левитан не просто изображал природу, он вкладывал в них всю свою душу. Поэтому они становятся такими эмоциональными.

В картине «В лесу осенью» автор использует пастельные оттенки – не яркие, не насыщенные, не бросаются в глаза. Создается такое ощущение, что зритель – неотъемлемая часть этого полотна. Помимо всего, это облегчает восприятие произведение, так как иногда бывает очень сложно понять смысл красочной картины.

Левитан показывает в этом произведении, насколько он любит природу, родные места, где прошли его детство и юность, ведь как раз в этот период и совершаются все интереснейшие моменты.

Автор на картине изобразил пейзаж, который свойствен русским лесам. На переднем плане мы видим еще не пожелтевшую поляну. Можно предположить, что это начало-середина осени, скорее всего, октябрь. Об этом нам говорит тополь, чьи листья уже оранжевые. Природа начинает готовиться к наступлению зимы. На полотне не наблюдается животных. У них сейчас дела поважней, они готовят провизию на зиму, ведь первые заморозки уже на носу.

Автором показан один из осенних дней. Солнце, как обычно, светит, но теперь оно не так греет, как раньше. Небо голубое и чистое, погода хорошая. На картине нарисована хвойная роща. Как и большинство художников, Левитан И.И. любил хвойные деревья, так как они характерны для русской природы.

Год написания картины: 1899.

Размеры картины: 84 x 61,5 см.

Материал: бумага.

Техника написания: пастель.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Курск, Россия.




Другие картины художника:

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект занятия по развития речи в Подготовительной к школе группе на Тему: «Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана «Поздняя осень» с использованием наглядного моделирования.

Тема: «Составление описательного рассказа по картине И. И.Левитана

«Поздняя осень» с использованием наглядного моделирования,

в Подготовительной к школе группе

Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа по картине.

Воспитательно-образовательные задачи:

  • Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине с использованием наглядного моделирования.
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  • Продолжать учить детей логично и последовательно рассказывать о приметах осени, активизировать имеющиеся знания и представления об этом времени года, закреплять названия осенних месяцев, осенних периодах.
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
  • Развивать умение соотносить увиденное с собственным восприятием осенней природы.

Предварительная работа: разучивание стихотворения «Круглый год», рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана, И.И.Шишкина. Знакомство с приметами осени, перелётными и зимующими птицами. Разучивание физкультминутки «Ветер», дидактическая игра «Что лишнее?».

Демонстрационный материал: репродукции картин И.И. Левитана «Поздняя осень», «Золотая осень», И.И. Шишкина «Ранняя осень»; иллюстрации о поздней осени, аудиозапись Антонио Вивальди «Времена года», «голоса птиц», мультимедийная установка, 4 прямоугольника разного цвета.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу под музыку Антонио Вивальди.

(Выключить музыку)

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. А вот в какой лес мы отправимся, вы узнаете, послушав стихотворение «Круглый год».

(Воспитатель читает стихотворение «Круглый год»)

Круглый год, круглый год

За зимой весна идёт,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим

Идёт за летом …

Дети Осень…

Воспитатель. Значит, в какой лес мы сегодня отправимся?

Дети. Мы идем в осенний лес.

Воспитатель. Да, правильно. Присаживайтесь !!!

2. Основная часть.

Воспитатель. В природе всё идёт своим чередом – времена года всегда идут одно за другим: за осенью спешит зима, потом приходит весна, после весны наступает лето и затем вновь наступает осень.

Воспитатель. Ребята, какие периоды осени вы знаете и каким осенним месяцам они соответствуют?

Дети. Ранняя осень – это сентябрь, первый месяц осени, когда листья только начинают желтеть, но ещё много зелёных листьев.

Октябрь – это второй месяц осени. В этот период все деревья стоят в оранжево-жёлтые листья, будто в золоте, поэтому и получил название «Золотая осень».

Поздняя осень – это ноябрь, когда на деревьях опадают все листья и природа готовится к зиме.

Воспитатель. Правильно. А сейчас, посмотрите на экран и отгадайте, какие периоды осени изобразили художники на своих картинах. Припомните имена этих художников. Итак, рассмотрим первую картину.

1. (картина появляется на экране)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какой месяц изобразил художник на этой картине?

(показывает на картину «Ранняя осень»)

Дети. Сентябрь.

Воспитатель. Почему вы так считаете?

Дети. Потому что на картине И.И. Шишкина нарисована «Ранняя осень», а ранняя осень начинается в сентябре.

Воспитатель. Правильно. Молодцы. Мы с вами об этом говорили, что картина так и называется «Ранняя осень».

2. (картина появляется на экране) Исаака Левитана «Золотая осень»

Воспитатель. Ребята, вспомните имя художника, который нарисовал эту картину и скажите какой месяц изобразил художник на ней?

Дети. На картине «Золотая осень» художник изобразил Октябрь.

Воспитатель. Правильно, молодцы.

Воспитатель. А почему художник, в своей картине, октябрь сравнивает с периодом «Золотой осени»?

Дети. Потому, что октябрь – это середина осени, когда все листья на деревьях и трава приобретают красно-оранжевый и желтый цвет, похожий на золото.

Воспитатель. Правильно.

3. (Картина появляется на экране)

Исаака Ильича Левитана «Поздняя осень»

Воспитатель. А какой месяц, на ваш взгляд, художник отобразил в этой картине. Вспомните имя художника, который её нарисовал?

Дети. На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил — ноябрь. Художник так и назвал её – «Поздняя осень».

Воспитатель. По каким признакам мы видим, что это ноябрь и что это поздняя осень?

Дети. В ноябре деревья стоят уже без листьев. Трава пожелтевшая, пожухлая. Небо в тучах. Идут частые проливные дожди, поэтому на картине изображена большая лужа.

Воспитатель. Ребята, а какой период осени сейчас за окном и почему?

Дети. За окном — поздняя осень. На деревьях почти нет листвы, дни стали короче, по утрам морозно.

Воспитатель. Молодцы. Давайте немного отдохнем и сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка «Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.) Выполняется 2 раза

Воспитатель. Продолжаем наше необычное путешествие. И для этого, нам необходимо отгадать, какие птицы останутся у нас зимовать, а какие улетят в тёплые страны.

Мы сейчас с вами поиграем в игру «Что лишнее?». На экране будут появляться птицы, а вы будете поднимать руку и говорить, какая птица здесь лишняя и почему?

Параллельно с этим включается Аудиозапись, «Голоса птиц»

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Описание игры. На экране появляются птицы по 3 картинки, 2перелётные 1зимующая или наоборот. Дети по очереди отвечают.

Воспитатель. Молодцы ребята. А сейчас давайте расскажем то, что мы видим на картине Исаака Левитана «Поздняя осень», используя цветные прямоугольники.

Как видите, картина закрыта 4 разноцветными прямоугольниками. И для того, чтобы нам составить рассказ по всей картине, нужно постепенно открывать каждый прямоугольник и описывать, что изображено на данном фрагменте картины, а затем составим полный рассказ.

  1. Прямоугольник (Красный) –Артём –левый нижний

Воспитатель: Артём, посмотри и скажи, как художник изобразил траву?

Ребёнок: В этой части картины художник изобразил пожелтевшую, больше коричневую, как земля траву.

Воспитатель: Что мы видим вдалеке?

Ребёнок: Вдалеке стоит стог сена, огороженный забором. Значит, сенокос уже закончился.

Воспитатель: Кого мы видим вокруг забора?

Ребёнок: Вокруг забора пасутся коровы, которые щиплют кое-где сохранившуюся зелёную травку.

Воспитатель: Как художник изобразил деревья поздней осенью?

Ребёнок: Художник изобразил на картине «голые», серые деревья, стоящие без листвы.

Воспитатель. Молодец Артём. Кто хочет продолжить?

2. Прямоугольник (синий) — правый нижний – Серёжа

Воспитатель: Что изображено в правом нижнем углу картины?

Ребёнок: В правом нижнем углу картины, художник изобразил жёлтую траву, уже потемневшую. Скорее всего, часто идёт дождь и образовалась большая лужа. В луже плавают желтые листья, словно кораблики.

Воспитатель. Спасибо, Серёжа.

  1. Прямоугольник (Желтый) – верхний левый – Ульяна

Воспитатель: Посмотрите и скажите, как художник изобразил небо в этой части картины? В каких тонах написана эта картина?

Ребёнок: Небо хмурое, покрыто нависшими облаками, как – будто сейчас пойдёт дождь или идёт не одну неделю. Картина написана в серых, мрачных тонах. Природа как — будто умирает.

Воспитатель: Какие деревья мы видим на этой картине вдалеке?

Ребёнок: Вдалеке виднеются берёзы с золотыми, ещё не опавшими листьями. Рядом с берёзами стоят зелёные ёлки. Ели как- будто защищают от ветра берёзы и поэтому на них сохранилась листва.

Воспитатель. Молодец, Ульяна.

  1. Прямоугольник (Зелёный) – верхний правый — Яна.

Воспитатель: Что мы видим в этой части картины?

Яна: В этой части картины мы видим продолжение неба, которое художник изобразил мрачным, покрытое серыми, дождливыми облаками. Вдалеке деревья стоят голые, они уже давно скинули свою листву. А, стройные березки ещё не все скинули свою пожелтевшую, как золото листву. Вечно зелёные ели, стоят, как бы оберегая березы от сильного ветра и холодов.

Воспитатель. Молодец Яна.

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Расскажите о стоге сена и пасущихся коровах, об осеннем небе, об облаках, о берёзах и елях. Не забудьте дать название своему рассказу.

Воспитатель. Кто хочет рассказать? Сейчас нам Лена попробует описать всю картину полностью. А вы ребята слушайте, если, что-то Лена не скажет, вы добавите.

(Далее заслушивает рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)

Примерный рассказ

Наступила поздняя осень. Трава на полях убрана в стога.

На полях ещё пасутся коровы в поисках оставшейся свежей травы.

Небо совсем пасмурное. На небе тёмно-синие тучи и серые облака. Осенью часто идут дожди и поэтому, образовались большие лужи. В лужах плавают жёлтые осенние листья, похожие на маленькие кораблики.

Нигде не видно птиц и не слышно птичьих голосов. С берёз уже облетели листья, поэтому они стоят совсем голыми: кажется, что им холодно и они потеснее прижимаются друг к другу.

Тёмные, тусклые тона отражают осеннее состояние природы.

Лес в ожидании холодов, первых заморозков, первого снега.

Вся природа в ожидании — ещё немного и наступит зима.

Воспитатель. Молодец.

Воспитатель. Ребята. Скажите, пожалуйста, кто хочет что-то добавить к рассказу Лены.

Дети. (Высказывают дополнения.)

Воспитатель. Хорошо.

Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, наша прогулка в осенний лес подходит к концу.

  1. Скажите, что вам большего всего запомнилось в нашей прогулке по осеннему лесу?
  2. Что мы с вами делали на этом занятии, чему учились? (учились составлять рассказ по картине. Описывать осенний пейзаж.)
  3. О чем бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить?

Воспитатель. Ребята, несмотря на то, что осень – немного грустный период, но очень красивый, поэтому многие композиторы, поэты и художники старались запечатлеть красоту этого времени года в своих произведениях. Природа осенью как — будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое – интересное и красивое время года.

На этом наше занятие закончено. Вы все молодцы. Спасибо!

(Дети прощаются с гостями.)

Звучит музыка «Стаи перелётных птиц». Дети ставят свои стульчики на место и отдыхают.

Репродукция картины «Поздняя осень» Исаака Левитана

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Исаака Левитана.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Исаака Левитана на натуральном  холсте.

Исаак Ильич Левитан родился в интеллигентной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец тоже закончил раввинское училище, но впоследствии стал преподавателем иностранных языков, работал переводчиком, а также кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Своих детей, а кроме Исаака в семье были еще трое, он обучал сам, а в конце 1860-х годов, несмотря на бедность, сумел перевезти семью в Москву, чтобы дать возможность детям получить достойное образование.

В 1873 году в 13-летнем возрасте увлеченный искусством Исаак вслед за своим старшим братом Авелем поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но любовь к русскому пейзажу, незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры помогли преодолеть все трудности. Большое влияние на формирование Левитана как художника оказал Василий Григорьевич Перов, «тайну мотива» талантливому юноше передал Алексей Кондратьевич Саврасов.

После окончания училища в 1885 году Левитан остался жить в Москве. Работал в различных местах Московской и Тверской областях, в Крыму, на Волге, в 1890-е годы – в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии.

С 1898 года руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Исаака Левитана не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Картина Левитана «Поздняя осень»

Картина «Поздняя осень» пронизана характерными для кисти Исаака Левитана мрачноватыми нотами, отражающими истинную натуральную красоту без приукрашивания и фальши. Только естественная гамма, только то, что действительно показывает нам природа.

Глубокая осень своими потускневшими красками и холодными сдержанными цветами отражается в свинцовом небе, в лужице прошедших дождей и в общем печальном настроении пейзажа. Исаак Левитан поймал последнее дыхание умирающей природы: густыми мазками обозначены почерневшие от частых дождей деревья, скинувшие свою величественную листву и приготовившиеся к зимнему сну. Еще покрытые позолотой березы показывают свои кроны сквозь негустой лесочек – прощаются с теплыми днями, покачивая худыми кронами. Поля отдыхают от посевов, урожай собран, о чем свидетельствует высокий стог сена за невысокой изгородью. Тяжелые облака нависают, давят своей торжественной и беспощадной атмосферой, обещающей скорое наступление холодов и забвение.

Репродукция вмещает в себя полную гамму чувств и настроения, которое заключил художник в оригинале 1894-1898 годов. Спокойный пейзаж словно замедляет время вокруг себя и держит наблюдателя в напряженном ожидании: вот-вот затишье прекратится, подует холодный зимний ветер и всколыхнет застоявшуюся воду, сорвет хрупкие листья и сбросит их на остывшую землю.

Картина обладает настолько сильной атмосферой, что даже ее репродукция завораживает и интригует зрителя. Возможность подобрать удобный размер, печать изображения на холсте, бумаге или самоклейке позволят вписать понравившийся шедевр в любой интерьер.

Купить мировое произведение искусства проще, чем кажется. Картина Исаака Левитана, яркий пример середины его творчества, доступна для заказа через наш Интернет-магазин. Увядание природы, ее величественное угасание и затухание удивительным образом оживит дизайн декорируемого помещения, наполнит его домашним уютом и умиротворением. Цена на репродукцию «Поздняя осень» позволит прикоснуться к общепризнанному художественному шедевру без вреда для семейного бюджета, позволяя насладиться атмосферой оригинала во всем его великолепии.

План-конспект занятия (старшая группа) по теме: интегрированное занятие на тему «Рассказывание по картине-пейзажу И.Левитана «Поздняя осень»»

 

Интегрированное занятие по коммуникации в подготовительной группе на тему: «Рассказывание по картине-пейзажу И. Левитана «Поздняя осень».

Программное содержание: Познакомить детей с репродукцией картины  И. Левитана «Поздняя осень». Обучать описывать предметы, изображенные на картине, выделяя их характерные признаки. Дать представление о нейтральных цветах: черный, белый, темно – серый, светло – серый. Продолжить развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух, называть и различать гласные звуки в словах, придумывать слова с заданным звуком. Продолжать обучать передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе). Использовать для создания выразительного рисунка разные материалы  ( гуашь, цветные восковые мелки, простой карандаш, акварельные краски). Воспитывать   воображение, память, эстетические чувства.

Демонстрационный материал: репродукция картины И. Левитана «Поздняя осень», иллюстрации о поздней осени, аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года», «На тройке», мультимедийная установка, акварель, простой карандаш, гуашь различных цветов.

Словарная работа: нейтральные цвета:  черно – белый, темно – серый, поздняя осень, слова с заданным звуком.

Индивидуальная работа с Юлей С., Арсением Д., Кириллом П. – продолжать обучать придумывать слова с заданным звуком, умело использовать цвета при создании картины поздней осени.

Предшествующая работа: чтение стихотворений об осени, беседы, экскурсия в городской парк.

Ход занятия:

(Вначале проводится м/п игра «День – ночь»)

В. : Дети, послушайте , пожалуйста, стихотворение А.С. Пушкина:

            Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,

            Короче становился день, лесов таинственная осень

            С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,

            Гусей крикливых караван тянулся к югу,

            Приближалась довольно скучная пора,

            Стоял ноябрь уж у двора.

Ребята какое время года сейчас наступило? Правильно, осень. Как вы думаете, а какой период осени наступил? Вам нравится поздняя осень? Давайте посмотрим иллюстрации поздней осени. Какая она, поздняя осень? Дети, каждый по – своему представляет и чувствует осень. Поэты и писатели свое отношение к осени выражают через слово, художники – цветом. Композиторы с помощью звуков передают характер осени и свое отношение к ней.

 Давайте послушаем музыку великого русского композитора П.И. Чайковского «Времена года»  («Ноябрь», «На тройке». Закроем глаза, послушаем музыку, представим позднюю осень. Послушайте, как плавно льется музыка. Какую осень вы видели перед глазами? Какая музыка отражает жизнь природы? Вот такой позднюю осень видел композитор П.И. Чайковский.

— А теперь, дети, посмотрите на репродукцию картины И. Левитана «Поздняя осень».

— Сначала послушайте, пожалуйста, в исполнении Киры, стихотворение И.С. Никитина:

Сад  тих, деревья почернели,

 стыдясь невольной наготы.

 Грачей пустые колыбели качает ветер,

 и мертва, к земле припавшая, трава.

В какие краски раскрасил осень поэт? (черная, деревья почернели). А какие краски поздней осени запечатлел в своем пейзаже художник? (темно – серые, холодные, тусклые). Как вы думаете, какое настроение выражает эта картина? (Грустное, тоскливое, печальное настроение). Как вы чувствуете, подходит ли это стихотворение к картине Левитана? Посмотрите, какое небо на картине? Мы можем определить, есть ли ветер? Давайте покажем свое настроение в такую погоду. ( Дети изображают свои чувства, эмоции при помощи мимики).

В. : Послушайте стихотворение А.К. Толстого:

                        Осень. Обсыпается

                        Весь наш бедный сад.

                        Листья пожелтелые

                        По ветру летят.

                        Лишь вдали красуются

                        Там, на дне долин,

                        Кисти, ярко – красные

                        Вянущих рябин.

Если мы подойдем к окну, то какую осень мы можем увидеть? Кто скажет? ( Мы можем в окно увидеть серую, унылую, скучную осень).

В.: Да, ребята, сейчас мы видим такую осень: идут дожди, солнце почти всегда закрыто тучами, листья на деревьях пожелтели и опали, птицы улетели в теплые края, крестьяне свезли уже с полей хлеб и убрали в огороде овощи. А завтра вдруг может выпасть снег и природа уйдет на отдых до весны.

А сейчас мы с вами отдохнем. (Физкультминутка).

— На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Рано утром умывались,

Полотенцем обтирались,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Ну а всем —  физкульт – привет!

В.: Мы не будем с вами грустить об уходящей осени и запечатлим признаки поздней осени в своих рисунках. (Рисование детьми пейзажа поздней осени).