Макаренко бил детей: Бьём детей по Макаренко: пощёчины, стулья, мат.: papa_karl0 — LiveJournal – Бить или не бить детей?

Содержание

Бьём детей по Макаренко: пощёчины, стулья, мат.: papa_karl0 — LiveJournal

А. С. МакаренкоКо мне в блог постоянно заходят люди из Яндекса по запросам:
Пощёчина Макаренко, Макаренко наказания, Как Макаренко бил детей?
Расставим точки над i, разберём, опираясь на первоисточник, все случаи педагогической слабости Антона Семёновича.

Пощёчина
«…И вот свершилось: я не удержалсяна педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-весёлый ответ:
— Иди сам наруби, много вас тут!
Это впервые ко мне обратились на «ты».
В состоянии гнева и обиды, доведённый до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял её и снова надел. Я, вероятно, ещё бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
— Простите, Антон Семёнович…
Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня — я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что-то спешил поправить в костюме.
Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:
— Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чёртовой матери!
И вышел из спальни.
Пройдя к сараю, в котором находились наши инструменты, я взял топор и хмуро посматривал, как воспитанники разбирали топоры и пилы. У меня мелькнула мысль, что лучше в этот день не рубить лес — не давать воспитанникам топоров в руки, но было уже поздно: они получили все, что им полагалось. все равно. Я был готов на все, я решил, что даром свою жизнь не отдам. У меня в кармане был ещё и револьвер.
Мы пошли в лес. Калина Иванович догнал меня и в страшном волнении зашептал:
— Что такое? Скажите на милость, чего это они такие добрые?
Я рассеяно глянул в голубые очи Пана и сказал:
— Скверно, брат, дело… Первый раз в жизни ударил человека…»

И сразу разбор ситуации
«…В области дисциплины случай с Задоровым был поворотным пунктом. Нужно правду сказать, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил воспитанника. Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую законность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук — дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей. Я твёрдо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею. Через некоторое время у меня было серьёзное столкновение с Волоховым, который будучи дежурным, не убрал в спальне и отказался убрать после моего замечания. Я на него посмотрел сердито и сказал:
— Не выводи меня из себя. Убери!
— А то что? Морду набьёте? Права не имеете!..
Я взял его за воротник, приблизил к себе и зашипел в лицо совершенно искренно:
— Слушай! Последний раз предупреждаю: не морду набью, а изувечу! А потом ты на меня жалуйся, сяду в допр, это не твоё дело!
Волохов вырвался из моих рук и сказал со слезами:
— Из-за такого пустяка в допр нечего садиться. Уберу, черт с вами!
Я на него загремел:
— Как ты разговариваешь?
— Да как же с вами разговаривать? Да ну вас к..!
— Что? Выругайся…
Он вдруг засмеялся и махнул рукой.
— Вот человек, смотри ты… Уберу, уберу, не кричите!
Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты не считал, что нашёл в насилии какое-то всесильное педагогическое средство. Случай с Задоровым достался мне дороже, чем самому Задорову. Я стал бояться, что могу броситься в сторону наименьшего сопротивления. Из воспитательниц прямо и настойчиво осудила меня Лидия Петровна. Вечером того же дня она положила голову на кулачки и пристала:
— Так вы уже нашли метод? Как в бурс, да?
— Отстаньте, Лидочка!
— Нет, вы скажите, будем бить морду? И мне можно? Или только вам?
— Лидочка, я вам потом скажу. Сейчас я ещё сам не знаю. Вы подождите немного.
— Ну хорошо, подожду.
Екатерина Григорьевна несколько дней хмурила брови и разговаривала со мной официально-приветливо. Только дней через пять она меня спросила, улыбнувшись серьёзно:
— Ну, как вы себя чувствуете?
— Все равно. Прекрасно себя чувствую.
— А вы знаете, что в этой истории самое печальное?
— Самое печальное?
— Да. Самое неприятное то, что ведь ребята о вашем подвиге рассказывают с упоением. Они в вас даже готовы влюбиться, и первый Задоров. Что это такое? Я не понимаю. Что это, привычка к рабству?
Я подумал немного и сказал Екатерине Григорьевне:
— Нет, тут не в рабстве дело. Тут как-то иначе. Вы проанализируйте хорошенько: ведь Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. А ведь он ничего не боится, не боятся и Бурун и другие. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Они же прекрасно понимают, что я мог бы и не бить, мог бы возвратить Задорова, как неисправимого, в комиссию, мог причинить им много важных неприятностей. Но я этого не делаю, я пошёл на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок. А колония им, очевидно, все-таки нужна. Тут сложнее. Кроме того, они видят, что мы много работаем для них. все-таки они люди. Это важное обстоятельство.
— Может быть, — задумалась Екатерина Григорьевна…»

И Задоров, и Волохов стали активными колонистами, выросли крепкими рабочими людьми.

Метание мебели
«…Я был почти уверен, что Осадчий закусил удила и откажется прийти, и твёрдо решил в крайнем случае привести его сам, хотя бы и с револьвером.
Но Осадчий пришёл, ввалился в кабинет в пиджаке внакидку, руки в карманах, по дороге двинул стулом. Вместе с ним пришёл и Таранец. Таранец делал вид, что все это страшно интересно и он пришёл только потому, что ожидается занимательное представление.
Осадчий глянул на меня через плечо и спросил:
— Ну, я пришёл… Чего?
Я показал ему на Остромухова и Шнайдера:
— Это что такое?
— Ну, что ж такое! Подумаешь!.. Два жидка. Я думал, вы что покажете.
И вдруг педагогическая почва с треском и грохотом провалилась подо мною. Я очутился в пустом пространстве. Тяжелые счёты, лежавшие на моем столе, вдруг полетели в голову Осадчего. Я промахнулся, и счёты со звоном ударились в стену и скатились на пол.
В полном беспамятстве я искал на столе что-нибудь тяжёлое, но вдруг схватил в руки стул и ринулся с ним на Осадчего. Он в панике шарахнулся к дверям, но пиджак свалился с его плеч на пол, и Осадчий, запутавшись в нем, упал.
Я опомнился: кто-то взял меня за плечи. Я оглянулся — на меня смотрел Задоров и улыбался:
— Не стоит того эта гадина!
Осадчий сидел на полу и начинал всхлипывать. На окне притаился бледный Таранец, у него дрожали губы.
— Ты тоже издевался над этими ребятами!
Таранец сполз с подоконника.
— Даю честное слово, никогда больше не буду!
— Вон отсюда!
Он вышел на цыпочках.
Осадчий, наконец, поднялся с полу, держа пиджак в руке, а другой рукой ликвидировал последний остаток своей нервной слабости — одинокую слезу на грязной щеке. Он смотрел на меня спокойно, серьёзно…»

Антисемитизм в колонии был задушен в зародыше, а Осадчий и Таранец вышли в хороших командиров и комсомольцев.

Крепкое словцо
«…Ховрах даже не вспомнил о порученной ему работе. По-прежнему развязно он заговорил со мной о предметах, никакого отношения к монастырской стене не имеющих:
— Скажите, правда, что в колонии имени Горького девчата хорошие?
Я отвернулся от него и направился к выходу, но он пошёл со мной рядом и, заглядывая мне в лицо, продолжал:
— И ещё говорят, что воспитательки у вас есть… Такие… хлеб с маслом. Га-га, интересно будет, когда сюда приедут! У нас здесь тоже были бабёнки подходящие… только знаете что? Глаза моего, ну и боялись! Я как гляну на них, так аж краснеют! А отчего это так, скажите мне, отчего это у меня глаз такой опасный, скажите?
— Почему твой отряд не вышел на работу?
— А черт его знает, мне какое дело! Я и сам не вышел…
— Почему?
— Не хочется, га-га-га!..
Он прищурился на соборный крест:
— А у нас тут, на Подворках, тоже есть бабёнки забористые… га-га… если желаете, могу познакомить…
Мой гнев ещё со вчерашнего дня был придавлен мёртвой хваткой сильнейших тормозов. Поэтому внутри меня что-то нарастало круто и настойчиво, но на поверхности моей души я слышал только приглушенный скрип, да нагревались клапаны сердца. В голове кто-то скомандовал «смирно», и чувства, мысли и даже мыслишки поспешили выпрямить пошатнувшиеся ряды. Тот же «кто-то» сурово приказал:
— «Отставить Ховраха! Спешно нужно выяснить, почему отряд Вани Зайченко не вышел на работу и почему Ваня не завтракал?»
И поэтому и по другим причинам я сказал Ховраху:
— Убирайся от меня к чёртовой матери!.. Г…о!
Ховрах очень был поражён моим обращением и быстро ушёл. Я поспешил к спальне Зайченко…»

И Ховрах постепенно тоже становится достойным человеком.

Вот и всё. Эти эпизоды взяты мной из «Педагогической поэмы». В других произведениях я не встречал (или не помню) за Антоном Семёновичем ни рукоприкладства, ни бранных слов. И здесь, заметьте, все получившие по заслугам воспитанники были на тот момент отъявленными хулиганами, наглыми, физически крепкими, опасными.

Макаренко о физическом наказании
Я уже писал об этом, но сегодня, чтоб окончательно закрыть вопрос, снова процитирую «Книгу для родителей»:

«…Если вы бьёте вашего ребёнка, для него это во всяком случае трагедия: или трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения.
Но трагедия эта — для ребёнка. А вы сами — взрослый, сильный человек, личность и гражданин, существо с мозгами и мускулами, вы, наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребёнка, что вы такое? Прежде всего вы невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребёнка, можно до слез хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство. В самом лучшем случае, в самом лучшем, вы похожи на обезьяну, воспитывающую своих детёнышей…»

Надеюсь, этот пост сократит ряды тех, кто знаком с педагогикой Макаренко лишь понаслышке и считает, что его богатый опыт заключается именно в битье.

Бить или не бить детей?

Я тему родительского рукоприкладства поднимал в блоге часто, и, знаете, многие взрослые люди в комментариях с ностальгией вспоминают, как на них самих это работало:

– Даст мне мамка шлепака, и я шелковая…

– За такие слова мне мигом прилетало по губам, зато я папе благодарен…

– Меня отец драл как сидорову козу – я человеком вырос.

Даже известный детский доктор Комаровский уже в нескольких телеинтервью сказал: «Да, есть такие дети с определенным складом характера, которых может остановить только шлепок».

Еще в этом вопросе колоссальное количество родителей и просто читателей вспоминают пощечину Макаренко, а также табуретку и бранное слово из «Педагогической поэмы». Мало кто действительно читал эти эпизоды, поэтому скажу только, что Антон Семенович был яростным противником физических наказаний. Кто не верит – перечитайте.

Чтоб окончательно закрыть вопрос, я процитирую его «Книгу для родителей»: «…Если вы бьете вашего ребенка, для него это во всяком случае трагедия: или трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения. Но трагедия эта – для ребенка. А вы сами – взрослый, сильный человек, личность и гражданин, существо с мозгами и мускулами, вы, наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребенка, что вы такое? Прежде всего вы невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребенка, можно до слез хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство. В самом лучшем случае, в самом лучшем, вы похожи на обезьяну, воспитывающую своих детенышей…»

Надеюсь, этот отрывок сократит ряды тех, кто знаком с педагогикой Макаренко лишь понаслышке и считает, что его богатый опыт заключается именно в битье.

Откуда берется это физическое наказание?

Детей ведь колотят не за разбитую чашку, не за двойку, не за описанную кровать. И не за грубость родителям, не за непослушание, не за плохие поступки. Это все можно решить словами.

Битье оказывается проще и, как ни печально, эффективней, когда родителю лень или он устал, или он глуп. Бегает дитя и резвится, а взрослый раздражается на его шум. Шлеп! Настроение ребенку испорчено, зато быстро наступает тишина.

Вот ребенок родился. Его пока никто не бьет. Он растет, ходит, бегает, познает мир и границы дозволенного. В один день случается так, что родитель поленится или искренне будет считать, что это не повредит, или впадет в гнев, – это все само по себе неправильно, и ребенку достанется сначала крик, а скоро и первый удар. И родитель, даже не раскладывая этот момент по полочкам в голове, найдет его вполне удачным и применимым педагогическим опытом. Как говорят психологи, пройдена грань, отношения перешли в новое качество.

Это наша слабость выражается в битье. Накопились эмоции, а на ребенка их слить проще простого. Больше ведь никто по отношению к себе этого не позволит.

Поэтому в вопросе «Бить или не бить?» не может быть решения «Все хорошо в меру». Потому что иной дурак такую свою меру найдет, что уколотит детей насмерть. Ответ тут будет только один. Бить детей нельзя ни в коем случае.

Мужское воспитание по Макаренко — Психологос

Фильм «Педагогическая поэма »

Бить воспитанников — не метод, но когда-то ударить, чтобы пресечь наглость — среди мужчин нормально.
скачать видео

«Физические наказания в колонии не практиковали». Это правда, дисциплина была великолепная, это было просто не нужно. Фоном было уважительное отношение к каждому колонисту, не то что ударить, толкать друг друга между колонистами было запрещено. Фон — да. А элементы — допускались вполне. Собственно, без этих элементов не удалось бы позже и фон такой создать. А что за элементы? Вопрос: мог ли Макаренко когда-то оставить колониста без еды, если тот не захотел работать? Ответ: «Легко». Могли колонисту сказать в лицо внятно и убедительно, что он — «сволочь»? — Да.

Цитирую:

«…Он старался, старался, но своей природы этот иисусик не мог переделать. Ловили его на всякой гадости: то слушок какой-нибудь пустит, то на девочек потихоньку гадость скажет. Наконец ушел он в один из южных вузов, и я не мог быть спокойным, что из него выйдет человек. И когда он пришел ко мне прощаться, я изменил своему педагогическому такту и сказал: «Сволочью ты был, сволочь есть, и сволочью ты и останешься».

Он приехал потом ко мне в гости и сказал: «Сколько вы со мной возились и ничего со мной поделать не могли, но вот то, что вы мне сказали: сволочью был, сволочью и будешь, — этого я забыть не могу. И сволочью я не буду». И вот этот взрыв: того, что я ему сказал, он забыть не может» («Коммунистическое воспитание и поведение»).

Ну а то, что Макаренко когда-то избил Задорова, шуму в свое время было много. Он сам об этом писал так:


«В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-веселый ответ:

— Иди сам наруби, много вас тут!

Это впервые ко мне обратились на «ты».

В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.

Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, ещё бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:

— Простите, Антон Семенович…

Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня — я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что-то спешил поправить в костюме.

Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:

— Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!

И вышел из спальни.

… В области дисциплины случай с Задоровым был поворотным пунктом. Нужно правду сказать, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил воспитанника. Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую законность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук — дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей. Я твердо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею» («Педагогическая поэма»).


Еще раз: жизнь в колонии состояла вовсе не из этих вещей, отношения там были гораздо более цивилизованные, чем в большинстве современных хороших семей. Но эта жизнь такой и была потому, что Макаренко мог позволить себе любое. Мог быть — Силовиком, а не только Душкой.

А сегодня это — запрещают.


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Вводное занятие Университета

6 принципов, которым советский педагог Макаренко может научить современную маму

Антон Макаренко — легенда не только советской педагогики. ЮНЕСКО назвала его и Марию Монтессори педагогами, которые заложили основы современного представления о воспитании. Может ли современная мама извлечь что-то полезное из советской классики почти столетней давности? Оказывается, может.

Несмотря на то что Макаренко — «педагогическая легенда» и многократно титулован, об отношении к нему официальной советской педагогики говорит хотя бы то, что на его похоронах не было высоких чиновников от образования. Между прочим, Крупская (среди прочего — инициатор создания общества «Друг детей») реального друга детей Макаренко раскритиковала, а его подход назвала «антисоветским».

Поэтому неудивительно, что «Педагогическая поэма» вышла не в педагогическом издательстве, а в литературном. И это действительно не сухая методичка, а настоящая литература — с яркими героями, ироничным рассказчиком, лирическими отступлениями и напряженным сюжетом.  Педагогика здесь — не набор абстракций, а конкретные люди, судьбы, ситуации. Поэтому книга очень живая и читается легко.

Для кого будет полезно?

Книга будет полезна для родителей подростков, которые внезапно столкнулись с проблемами переходного возраста.

Для многодетных родителей в книге тоже есть много актуального: как организовывать детей в команду, решать конфликты между детьми, делегировать ответственность старшим детям.

Кроме того, мне кажется, в книге есть много важных моментов для приемных родителей. Ведь с усыновлением связано очень много страхов: что он испорченный, ворует и хамит, — в общем, трудная история. А ведь Макаренко работал не с кем-нибудь, а с малолетними правонарушителями — так что куда уж труднее!

Религия

Правда, у верующего читателя некоторые моменты могут вызвать душевный диссонанс. Милый, умный, ироничный автор — дитя своего времени, а значит — антиклерикал. Нет, Макаренко, конечно, вовсе не воинствующий атеист, просто он искренне рассматривает религию как атавизм, который вот-вот отомрет сам. Он относится к верующим как к безобидным чудикам, «из-за угла мешком ударенным» и изрядно хлебнувшим «опиума для народа». Верующие (в книге описаны и верующий сотрудник, и верующий воспитанник) — объекты неисчерпаемой авторской беззлобной иронии.

Вот как реагирует завхоз на то, что воспитанники пристают к верующему мастеру: «Какое тебе дело до Иисуса Христа, скажи мне, пожалуйста? Я тебя как захвачу отседова, так не только Христу, а и Николаю-угоднику молебны будешь служить! Ежели вас советская власть ослобонила от богов, так и радуйся молча, а не то что куражиться сюда прийшов».

Ситуации в книге часто подталкивают к разговору «о попах». Воспитанница-комсомолка не хочет «венчаться с попами». Другую воспитанницу Макаренко спокойно отправляет на аборт. В очередной раз колония переезжает не куда-нибудь, а на территорию разоренного монастыря, о котором автор говорит так: «В Подворках много задержалось разного преподобного народа: бывших попов и монахов, послушников, конюхов и приживалов, монастырских поваров, садовников и проституток». Впрочем, Макаренко запрещает воспитанникам мешать богослужениям в сохранившемся храме: «Только смотрите, не хулиганить. Мы боремся с религией убеждением и перестройкой жизни, а не хулиганством».

  1. Меньше теории, больше практики

Постоянный мотив книги — борьба с советской официозной педагогикой, чиновниками и теоретиками. Собственно, в этой борьбе и из-за постоянного давления «педагогической общественности» Макаренко в итоге отказывается от своей любимой колонии имени Горького и переходит в колонию под управлением НКВД.

Противоречие «теории и практики» — главная боль Макаренко, который даже дипломную работу написал по теме «Кризис современной педагогики». К его великому сожалению, его великолепные результаты — ничто по сравнению с Теорией: «Коллектив у вас чудесный. Но это ничего не значит. Методы ваши ужасны».

Впрочем, эту борьбу Макаренко описывает с иронией, хотя и грустной: «Он еще долго говорил, этот самый Чайкин. Я слушал и вспоминал рассказ Чехова, в котором описывается убийство при помощи пресс-папье; потом мне показалось, что убивать Чайкина не нужно, а следует выпороть, только не розгой или какой-либо царскорежимной нагайкой, а обыкновенным пояском, которым рабочий подвязывает штаны. Это было бы идеологически выдержанно».

Что можно извлечь полезного?

Сейчас полки магазинов завалены педагогической теорией. Стоит задать себе вопрос: а насколько эта теория применима к жизни? Чего мы хотим — нахвататься умных слов или нормально воспитать ребенка? Если второе — то лучше не увлекаться теорией и не пытаться принести себя ей в жертву, пока практические результаты оставляют желать лучшего.

Цитата:

«А в это время профессор педагогики, специалист по вопросам воспитания, пишет записку в ГПУ или НКВД: «Мой мальчик несколько раз меня обкрадывал, дома не ночует, обращаюсь к вам с горячей просьбой…». Спрашивается: почему чекисты должны быть более высокими педагогическими техниками, чем профессора педагогики?».

Антон Семенович Макаренко

Антон Семенович Макаренко

  1. Дисциплина очень важна для ребенка

Один из ключевых «спорных» моментов подхода Макаренко — это строгая дисциплина. Сегодня мы назвали бы это «выстраиванием границ», но для тогдашней педагогической мысли это был чистый садизм и издевательство над ребенком. Макаренко с этим не согласен и постоянно спорит с идеями «природного» воспитания.

Цитата:

На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать. … Предполагалось (рабочая гипотеза), что газ этот обладает способностью саморазвития, не нужно только ему мешать. Об этом было написано много книг, но все они повторяли, в сущности, изречения Руссо: «Относитесь к детству с благоговением…» «Бойтесь помешать природе…» Главный догмат этого вероучения состоял в том, что в условиях такого благоговения и предупредительности перед природой из вышеуказанного газа обязательно должна вырасти коммунистическая личность. На самом деле в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян.

Что можно извлечь полезного?

Для меня лично было удивительно, что те «суперпрогрессивные» идеи, которые, казалось бы, являются вершиной сегодняшней мысли, — были устаревшей теорией уже во времена Макаренко. Лично мне казалось, что еще совсем недавно дисциплина была единственной аксиомой педагогики, а потом пришли добрые знатоки детских душ и внесли идею «свободного развития». Оказалось, что идея эта была модной сто лет назад. И уже сто лет назад не работала.

  1. Никаких физических наказаний

У Макаренко очень оригинальная концепция наказаний. Физических наказаний он не применяет никогда, а самое страшное наказание — заключение в кабинете самого Макаренко. Ни о каком карцере и розгах и речи нет, а ведь он руководит колонией для малолетних правонарушителей. Наказания в книге — это всегда шекспировская трагедия, когда темная сторона личности ребенка («а что такого?») борется со светлой стороной («да, я поступил неправильно»). Это не садизм, когда педагог выступает в роли карающего меча. Для Макаренко наказание — это своего рода знак признания как «своего», как равного и ответственного за свои действия человека. Макаренко не применяет наказаний к тем, кто еще не заслужил звания настоящего колониста. И, тем не менее, регулярно подвергается критике за свою «неуемную жестокость».

Цитата:

— Вы напомнили мне мои прямые обязанности. Я вот приехала поговорить с вами о системе дисциплины. Вы, значит, не отрицаете, что накладываете наказания? Наряды эти… потом, говорят, у вас еще кое-что практикуется: арест… а говорят, вы и на хлеб и на воду сажаете?

— На хлеб и воду не сажаю, но обедать иногда не даю. И наряды. И аресты могу, конечно, не в карцере — у себя в кабинете. У вас правильные сведения.

— Послушайте, но это же все запрещено.

— В законе это не запрещено, а писания разных писак я не читаю.

Что можно извлечь полезного?

Наказания необходимы, но они должны быть применяться в строго оговоренных случаях и не превращаться из инструмента выстраивания границ в способ отомстить ребенку за проступок. Бесполезно применять наказание к тем, кто воспринимает его только с ненавистью, не понимая его смысл. Если дело доходит до физического наказания ребенка, то такое наказание тем более бесполезно. Это значит, взрослый уже не сумел выстроить систему правил и сформировать доверительные отношения с ребенком. Нет выхода, кроме как ударить своего ребенка, воспитанного дома, в семье? А ведь Макаренко обходился без рукоприкладства с подростками-правонарушителями!

  1. С ребенком надо общаться, как со взрослым

С точки зрения Макаренко, главная задача воспитания — вписать ребенка в нормальную взрослую жизнь. Научить взаимодействовать с другими людьми, быть частью общества (поэтому так часто в книге слово «коллектив»), принимать решения, нести за них ответственность. И оказывается, что дети могут принимать вполне взрослые решения — например, отказаться от новых рубашек ради покупки коровы.

Ребенок должен участвовать в хозяйственной жизни семьи, должен учиться работать: все воспитанники колонии работают в мастерских, в поле. Кстати, Макаренко считает что в материальном поощрении детей за работу нет ничего страшного — ведь это тоже модель из взрослой жизни.

Главное, по Макаренко — это самому подавать ребенку пример, тогда и не понадобится «особого отношения» к детям — они сами потянутся за тем, кто покажется им достойным для подражания:

— Я уже знал, что ребята не оправдывают интеллигентского убеждения, будто дети могут любить и ценить такого человека, который к ним относится любовно, который их ласкает. Я убедился давно, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят, по крайней мере таких ребят, какие были в колонии, проявляются по отношению к другим типам людей. То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе — вот что увлекает ребят в наибольшей степени.

Макаренко показывает, как важно для детей, чтобы к ним относились как к взрослым, не сюсюкали и уважали их границы:

Товарищ Зоя взяла двумя пальцами румяные щеки Синенького и обратила его губы в маленький розовый бантик:

— Какой прелестный ребенок!

Синенький вырвался из ласковых рук Зои, вытер рукавом рубашки рот и обиженно закосил на Зою:

— Ребенок… Смотри ты!.. А если бы я так сделал?.. И вовсе не ребенок… А колонист вовсе.

Кстати, согласно Макаренко, не только детей надо воспитывать, как взрослых, но взрослых тоже можно воспитывать… как детей. Одним словом, деликатная педагогика — это вообще норма общения, например, между руководителем и подчиненным:

Калина Иванович сделался первым объектом моей воспитательной деятельности… Его голубые глаза сверкали такой любовью к жизни, он был так восприимчив и подвижен, что я не пожалел для него небольшого количества педагогической энергии. И начал я его воспитание в первые же дни, с нашего первого разговора.

Что можно извлечь полезного?

Этот подход сейчас, по-моему, вообще забыт. Возьмем современные детские дома: Александр Гезалов, общественный деятель и сам бывший детдомовец, постоянно говорит о том, что дети должны учиться следить за своими вещами, заправлять кровать и мыть пол. Но нет, в детском доме главное сейчас — накормить, а «эксплуатация детского труда» дружно осуждается. В результате ребенок завален подарками и перекормлен, но просто не умеет жить один, управлять своей жизнью и хоть как-то организовывать ее сам, без «указания свыше». Поэтому, вырвавшись на свободу, он пускается во все тяжкие.

Увы, это ведь относится и ко многим семейным детям, для которых родители становятся не примером, а чем-то средним между обслуживающим персоналом и тюремным надзирателем. Простой принцип Макаренко в том, что ребенок легко примет правила, границы, дисциплину и труд, когда увидит, что его жизнь зависит и от него самого.

Главный лозунг колонии имени Горького — «Не пищать!» — расшифровывается примерно так: «Ты взрослый человек, не ной, а неси ответственность за свои поступки». К сожалению, частая ситуация, которую я наблюдала как учитель, — это именно «пищащий ребенок»: ноющий, торгующийся за домашнее задание или оценку, который при этом искусно манипулирует или откровенно врет. Мне кажется, что это прямой результат воспитания детей по принципу «какой прелестный ребенок, дай потереблю за щечки!».

  1. Перед детьми нужно ставить интересные цели

Воспитанники Макаренко усердно учатся, потому что хотят на рабфак. Трудятся, потому что хотят свое процветающее хозяйство, хотят лучше есть и одеваться. Заметив разброд и проблемы в коллективе, Макаренко понимает: надо двигаться дальше. Ищет для своих воспитанников новые амбициозные цели, снимается с привычного места ради того, чтобы преодолеть «застой». Это не абстрактная «мотивация», это реальные цели, которыми легко увлечь детей. Макаренко уверен, что дисциплина хороша как способ достижения цели. А если цели нет, то дисциплина тоже начинает трещать по швам.

Что можно извлечь полезного?

Сегодня частая ситуация — это полностью демотивированный старшеклассник, который ничего не хочет и не может, который не понимает, зачем учиться и тем более куда хочет поступать. И зачем вообще отрываться от компьютера, онлайн-игр и соцсетей. В этом нет ничего удивительного: если у него до этого 15 лет не было никаких целей, а только рефлекторная реакция на окрики родителей, то не стоит ожидать, что он вдруг начнет куда стремиться, поставит себе цель. Он научился только ныть и увиливать и хочет только одного — чтобы от него отстали и при этом продолжали регулярно приносить макароны с сосисками.

  1. Больше общайтесь с детьми

Звучит банально, но главный рецепт педагогики Макаренко — живите с детьми одной жизнью, одним коллективом. Работайте вместе, принимайте решения вместе, ставьте цели вместе. Сейчас слишком часто родители пытаются делегировать воспитание кому угодно: няням, тренеру, руководителю кружков — лишь бы ребенок был пристроен, отделен от естественной взрослой жизни. Не удивляйтесь в этом случае, что вы с ребенком — чужие друг другу люди, и «воспитывать» его у вас совершенно не получается. Общаться с ребенком, любить его, вникать в его проблемы, быть в полном смысле слова «одной семьей» — вот главный принцип успешного воспитания по Макаренко.

«Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение»

До сих пор часто можно слышать, как про чересчур строгого и требовательного учителя или родителя с иронией говорят «ну, Макаренко!» Рассказываем о советском педагоге и о его системе образования, которая до сих пор вызывает множество споров.

Немногие знают, что Антон Семенович Макаренко включен ЮНЕСКО в список ученых, определивших направление и способ педагогического мышления в XX веке. Эта система так и не получила однозначной оценки, однако ее действенность и результативность активно используется сейчас в отраслях управления и менеджмента.

«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом»

Антон Семенович Макаренко родился в небольшом городке Харьковской губернии в семье рабочего.

О его детстве известно крайне мало — единственный, кто оставил об этом времени хоть какие-то воспоминания, был его младший брат Виталий, которого в 70-х годах прошлого века разыскал немецкий исследователь наследия Макаренко Гётц Хиллинг.

По воспоминаниям младшего брата, жившего в эмиграции во Франции, Антон был прилежным и способным учеником. Его рвение к учебе заметил отец и всячески помогал мальчику найти свое призвание. Антон Макаренко закончил начальное железнодорожное училище, годичные педагогические курсы, и в 1905 году начал работать учителем истории в железнодорожном училище на небольшой станции Долинская.

Вскоре начинающий педагог понял, что настало время продолжить свое образование. Он поступил в Полтавский учительский институт, который закончил с отличием в 1917 году.

Тему диплома выпускник выбрал необычную — «Кризис современной педагогики». «Мы обучаем технических специалистов сопротивлению металлов, но не обучаем педагогов сопротивлениям личности, но ведь это имеет место», — писал он.

По мнению Макаренко, педагог — это не просто человек, который заходит в класс на часовую оплату и читает свой предмет, а тот, кто через этот предмет, будь то история или, скажем, биология, воспитывает личность ребенка.

Молодому специалисту после блестящей защиты диплома сразу предложили продолжить научную карьеру при институте, но Макаренко решил работать «в полевых условиях» и стал инспектором народных училищ в Полтаве. Примерно в этот период он пишет свой первый рассказ и отправляет его Максиму Горькому. Но Горький, вопреки ожиданиям начинающего прозаика, рассказ раскритиковал. Однако этот момент положил начало переписке, а потом и дружбе Горького и Макаренко.

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»

Результат периода революции и Гражданской войны — это не только перелом в российском обществе, но и около 7 миллионов беспризорных детей. Это стало настоящей проблемой для молодого Советского государства: дети, не знавшие другой жизни, кроме как жизни в маргинальной среде, становились малолетними преступниками.

По всей стране были организованы специальные учреждения для беспризорников, но процент «перевоспитуемых» был ничтожно мал: пробыв какое-то время в таком приюте, воспитанники чаще всего сбегали, или, «отсидев» положенный срок, возвращались к прежней жизни. В педагогических кругах того времени всерьёз поднимался вопрос, а стоит ли вообще перевоспитывать таких детей? Нужны ли они будут обществу?

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги», — напишет позже Макаренко.

В 1920 году он, отказавшись от должности инспектора, создает недалеко от Полтавы трудовую колонию для малолетних правонарушителей. Под его надзором оказалось около 600 детей, выходцев из низших слоев общества: дети-воришки, карманники, девочки-проститутки.

Антон Семенович решил обойтись в этой работе без педагогического состава и обслуживающего персонала. Уже через год, в 1921 году, этой трудовой колонии было присвоено имя М. Горького, и почти каждый день ее воспитанники принимали высокопоставленных гостей. Вскоре даже родители трудных детей, не в силах справится с ними сами, и дабы уберечь от влияния дворовых компаний, отдавали их «на перевоспитание» в колонию им. Горького.

© a.kras.cc

Это было удивительно — как один человек, тихий учитель истории, близорукий, в смешных больших очках, смог заставить уважать себя тех, кто понимал до этого только силу? Сразу посыпались обвинения в антисоветской методике воспитания, «палочной дисциплине», особенно усердствовала в обвинениях Надежда Крупская. Но основой своего метода Макаренко ставил не роль физического воздействия, а уважение к личности.

«Дети — это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным»

Обычно в трудовых колониях, детских домах того времени детей заставляли работать — так трудотерапия стала основой перевоспитания. Как правило, это была однотипная, отупляющая работа, не требующая особых навыков и обучения.

Макаренко также отвел главную роль труду в своей системе, но труду по душе. Он внимательно следил за каждым своим воспитанником, беседовал с ним, чтобы понять его пристрастия и привычки. Каждый ребенок в трудовой колонии Макаренко находил себе занятия, в которое включался с удовольствием. Таким образом, среди воспитанников были распределены и обязанности. А если человек чем-то увлечен, работает над тем, что приносит ему искреннюю радость, доволен и нацелен на результат — за это дело можно не волноваться, оно будет сделано качественно и в срок. Поэтому и не волновался Антон Семенович за порядок среди своих подопечных: он точно знал, что все кровати будут заправлены, пища приготовлена, и все будут при деле.

© a.kras.cc

Так, трудовая колония им. Горького была полностью на самообеспечении: был сад и огород, даже небольшая ферма. Бывшие воришки, маленькие бродяги, сами того не замечая, увлеченные своим делом, становились полноправными членами общества.

«Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания», — так писал педагог.

И если в других заведениях к подобным детям относились действительно как к отбросам общества, из которых не может в принципе получиться ничего, кроме как подсобного рабочего, то Макаренко даже не употреблял термина «беспризорник» в отношении своих подопечных. Прежде всего это были дети, которым нужен был педагог, способный их увлечь и понимающий, как воспитывать детей, которые выросли в неблагополучной среде. 

Самым страшным наказанием для провинившегося был бойкот — с ним просто переставали разговаривать все: и дети, и сам Макаренко. Этот метод оказывал даже на самых отпетых правонарушителей ошеломляющие воздействие. Ведь применение физической силы для таких детей не было чем-то новым, они с малолетства участвовали в драках, выживали на улице, но никто и никогда не пробовал таким образом воздействовать на них.

Также Антон Семенович постоянно совершенствовал свою систему, занимался самообразованием, считая, что не может педагогом быть человек, не работающий прежде всего над собой. Этот совет он давал и родителям — проверьте себя, свои знания и умения, прежде чем воспитывать детей.

Ни один из воспитанников трудовой колонии им. Горького не вернулся к прежней, преступной жизни. Гораздо позже немецкий исследователь биографии Макаренко Г. Хиллинг разыскал некоторых «горьковцев»: это были абсолютно счастливые люди, с благодарностью вспоминающие своего учителя.

«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»

Чем больше успехов делал Макаренко, тем больше он обращал на себя внимания. К нему возникало много вопросов. До сих пор исследователи не сходятся во мнении, были ли это просчеты самого Макаренко — он не скрывал, что основу железной дисциплины своей системы он почерпнул из царской армии, где служил его брат-офицер — или банальная зависть менее удачливых коллег, особо упирающих на антисоветский подход к педагогическому процессу.

Так или иначе, но он в 1930-х гг. был переведен в Киев на бумажную работу.

Тогда же Макаренко раскрылся как публицист и теоретик педагогической науки. Его произведения «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», посвященные нелегкому труду в перевоспитании и социализации трудных детей и подростков, заняли достойное место в рядах книг по педагогике.

Конечно, система Макаренко была не идеальна, но следовала традициям своего времени — коллектив, дисциплина и счастье труда. Но во многих аспектах, а именно в индивидуальном подходе к каждому ученику, в высоких требованиях для самого педагога, она опередила время.

Основы системы Макаренко используются и по сей день. Правда, не в педагогической сфере, а сфере менеджмента и организации управления. Любой офисный клерк, сам того не зная, трудится отчасти и по системе А.С. Макаренко. Особенно ценят и тщательно изучают его труды среди управленцев предприятий азиатских стран — Японии, Кореи и Китая.


— поделитесь с друзьями!


Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Читать дальше

о чем молчали потомки легендарного педагога

Антона Макаренко на Западе давно признали классиком мировой педагогики, а на родине отношение к нему менялось кардинально: от апологетики его методов воспитания до попыток разоблачения тайн и обвинения в жестоком обращении с воспитанниками. Его семья действительно на протяжении многих лет хранила одну тайну, о которой долгое время не знали даже знаменитые внуки Макаренко – режиссер, преподаватель ВГИКа Антон Васильев и актриса Екатерина Васильева.

Во всех советских биографических изданиях умалчивался один важный факт из жизни Антона Макаренко: у него был родной брат, белогвардейский офицер Виталий Макаренко, который, спасаясь от гибели, в 1920 г. был вынужден эмигрировать за рубеж.

Легендарный педагог Антон Макаренко


Когда у него появился брат Виталий, Антону было 8 лет. Окончив Чугуевское военное училище, Виталий стал офицером царской армии. Отвоевав три года, был контужен и получил несколько ранений. Вместе с братом он работал в школе, преподавал физкультуру и военное дело. Во время гражданской войны Виталий служил в белогвардейской армии Деникина. Если бы он остался на родине, его ждала бы неминуемая смерть. Виталий Макаренко бежал сначала в Турцию, потом в Болгарию, а в 1923 г. поселился во Франции. Там он сначала устроился чернорабочим на металлургический завод и в судоремонтную мастерскую, а позже стал фотографом и открыл собственное фотоателье.

Братья Антон и Виталий Макаренко, август 1914


За переписку с братом пелагогу грозил арест, и в 1928 г. он перестал отвечать на письма Виталия. В СССР у него остались жена и дочь Олимпиада, воспитанием которой занимался бездетный брат. Жена Виталия Макаренко умерла в 1953 г., так и не дождавшись от него вестей. Их дочь Олимпиада отца никогда не видела – когда тот уехал, она еще не появилась на свет.

Писатель, режиссер, преподаватель Антон Васильев, внук Виталия Макаренко


До 9 лет сын Олимпиады, Антон Васильев, был уверен в том, что знаменитый педагог Макаренко – его родной дед, в честь которого он был назван. Но потом он узнал, что на самом деле приходится ему внучатым племянником. И только в 1962 г. родственники получили известие о том, что Виталий Макаренко жив. В течение многих лет он пытался разыскать их, но все его попытки были тщетны. Антону Васильеву удалось приехать во Францию только в 1988 г., спустя 5 лет после смерти его родного деда.

Внучка Виталия Макаренко, Народная артистка России Екатерина Васильева


Виталий Макаренко так никогда и не увидел ни дочери, ни внуков. Свои последние дни он провел в полном одиночестве в доме престарелых. Он умер во Франции в 1983 г., пережив брата на 44 года. А вот со смертью педагога Антона Макаренко связано много загадок и предположений. Он умер внезапно от сердечного приступа в вагоне поезда по дороге в Москву в 1939 г. По одной из версий, там его должны были арестовать. На тот момент его считали контрреволюционером из-за неосторожной фразы: «И если даже товарищ Сталин сделает тысячу ошибок, мы всё равно должны идти за товарищем Сталиным». Возможно, он узнал об аресте – и сердце не выдержало. По другой версии, его отравили. Официальной причиной и по сей день считается сердечный приступ. Его хоронили как писателя, а классиком советской педагогики Антона Макаренко провозгласили уже после его смерти.

Антон Макаренко со своими воспитанниками


С тех пор о знаменитом педагоге были написаны десятки работ. Пытаясь «разоблачить миф» о выдающемся советском воспитателе, в последнее время нередко публикуют статьи, в которых обвиняют Макаренко в чрезмерной жестокости. Он действительно был строгим, однако лишь однажды, на заре своей деятельности, он позволил себе ударить воспитанника. В этом он сам признался в своей «Педагогической поэме». Однажды в Горьковской колонии он предложил воспитаннику нарубить дров. Тот ответил: «Сам наруби, много вас тут». Макаренко не выдержал и три раза ударил его по лицу. Это вызвало возмущение Надежды Крупской, которая назвала его систему воспитания «несоветской». Педагог часто подвергался критике руководства и за то, что «учебнику политграмоты в колонии предпочитали драмкружок».

Легендарный педагог Антон Макаренко


В наши дни оспариваются и заслуги Макаренко в педагогике. Говорят, его методика оказалась неприменимой в дальнейшем. Однако его достижения в 1920-х гг. вряд ли можно отрицать. Война оставила после себя 7 млн беспризорников, которые часто становились правонарушителями. Их отправляли в детские дома для «морально дефективных детей». Макаренко же превратил их в трудовые колонии, где у каждого подростка был шанс начать новую жизнь. Они производили электроинструменты и фотоаппараты ФЭД, и своим трудом зарабатывали деньги. Сегодня эту систему называют моделью акционерного общества с участием на паевых началах всех работающих. Но труды Макаренко в настоящее время пользуются большей популярностью не на родине, а за рубежом – например, в Германии и Японии, где систему педагога рекомендуют изучать руководителям предприятий.
источник

Макаренко: как самоучка изменил педагогику

Мифический образ Макаренко

MakarenkoПедагогика Антона Семеновича Макаренко относится к числу тех любительских экспериментов, авторам которых, действовавшим по зову души и наитию, удалось добиться профессионального признания и вывести свою работу на высоту педагогической теории. Фребель, Песталоцци и Монтессори на Западе и Ушинский, Рачинский, Макаренко у нас — талантливые самоучки, «неформалы», как мы бы сказали теперь. Каждый занимался с детьми за рамками или же на полях массовой школьной системы, иногда в условиях, признаваемых большинством неблагополучными и бесперспективными, добиваясь при этом поистине воодушевляющих результатов.

Предметом заботы Антона Семеновича были беспризорники, проблема которых стояла остро в Советской России 1920-х, по окончании Гражданской войны. Это, равно как формула детской коммуны, вместе с антуражем времени — приливом энтузиазма по поводу строительства «новой советской действительности» — создало общее представление о Макаренко как о функционере-коммунисте, авторитарном деятеле, сумевшем как-то при помощи М. Горького и НКВД «перековать» бывших малолетних бандитов и воров в общественно полезную массу и заслужить таким образом лавры корифея сталинской коллективистской муштровки. Но правда в том, что А. С. Макаренко плохо ладил с официальной системой, не был членом ВКП(б), был очень живым человеком, то и дело показывал крутой норов перед бюрократией, многократно критиковался в советской прессе, подвергался гонениям, едва не попал под расстрельное дело «троцкистов», вёл коммерческие отношения с зарубежными лицензиарами, отвечал перед банками по огромным по тем временам кредитам,  с воспитанниками был гуманен, входил в личные обстоятельства каждого, будучи как бы приемным отцом для сотен и тысяч детей, помогал в обустройстве их взрослой жизни, писал книги, в которых отсылки к Библии встречаются не реже упоминаний трудов большевистских вождей, и, наконец, скончался странной скоропостижной смертью в подмосковной электричке 1 апреля 1939 г.

В послевоенные годы по политическим причинам работы Макаренко оставались в забвении. Возвращение интереса в 1970-е произошло неожиданным образом: Макаренко высоко оценили за рубежом, и через посредство западноевропейских исследователей наследие Антона Семёновича перечли вновь. «Марш 30-го года», «Педагогическая поэма», «Книга для родителей» и «Флаги на башнях» — произведения, по своему содержанию и историческому фону, казалось бы, далеко отстоящие от современности,  сумели подсказать что-то важное общественному воспитанию, испытывающему недостаток солидарности и воли. Во многих странах, прежде всего в Германии возникли Макаренковские общества и ассоциации, одни за другими следовали запросы, командировки, приглашения. В СССР оставались родственники, ученики и последователи Антона Семеновича.

Педагогика Макаренко — в чем суть?

О чем педагогика Макаренко? В первую очередь, она о качествах настоящего человека. Не коммунистического адепта — благопристойно ровного, конформного, идейно выдержанного пионера и комсомольца, но бурлящей молодой души, которая любит и борется, рискует и берет на себя самые трудные задания. На показатели успеваемости Антон Семёнович смотрел сквозь пальцы, монотонным классным занятиям предпочитая живое течение отношений, деловых ситуаций. «Главная беда школы, — говорил он, — дисгармония между бушующими, сильными, горячими натурами детей в 12-14 лет и скукою детского коллектива». Год за годом на протяжении детства и отрочества преподается всем одинаковый предметный курс, тогда как, по мнению Макаренко, «многим нужно дать только обычную грамотность — не больше, как за четыре класса, другим — грамотность семилетки, третьим знания специального техникума, четвёртым общее среднее образование с установкой на вуз».

Детский труд

Материал по теме


15 цитат Антона Макаренко

15 цитат Антона Макаренко

«Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему»

Детский труд запрещен, вытеснен, и у нас даже считается достижением, что ребёнок всё продолжение детства живёт отвлечённой жизнью, насыщая и перенасыщая голову огромным объёмом знаний «на потом». Впрочем, уже на рубеже окончания начальной школы может найтись множество трудовых ситуаций и ролей для освоения детьми. Чем более серьезен труд, чем более значимы его экономические и общественные последствия, тем больше верят в него дети, тем жарче включаются в него и тем больше у воспитателя возможности тренировать добрые начала души, расширять кругозор, передавать опыт.

В бывшей исправительной колонии Антон Семенович создал два высококлассных предприятия. Одно по австрийской лицензии производило ручные электродрели, первые в СССР, другое — компактные любительские фотоаппараты марки «ФЭД» по германской лицензии, страшно популярные среди соотечественников. Для своего времени это был настоящий прорыв. Школьники своими руками создавали передовую технику, получали квалификацию, зарабатывали средства, обустраивали быт, получали возможности для поездок, досуга, общения. «Стартап» Макаренко прекрасно справлялся со своим педагогическим назначением, являясь своего рода фабрикой характеров.

Минимум порядочного человека

Как человек из народа, Макаренко смотрел на педагогику просто, строя её на природных началах, опираясь на традиционное для русского человека, то есть на христианское в целом, понимание добра, дружбы, служения, долга. Коллективизм его не есть революционный и классовый, но естественный: так всегда учили думать о Родине, об общине и близких, а потом о себе. Он не признавал интеллигентской сентиментальности, корпящей над ребёнком, исследований под лупой с разных сторон, выстраивания бесконечных психологических концепций о детстве, за чем выпускались из виду элементарные воспитательные задачи. Ему представлялось нежизненным так называемое «свободное воспитание», выше всего ставившее индивидуальность и боявшееся как-нибудь стеснить ребенка в его выборе. Подобный подход Макаренко называл сюсюкающим. Большинство положительных качеств характера и норм поведения, по его мнению, были едины. Любому ребенку вне зависимости от личных особенностей надлежало привить минимум порядочного человека и гражданина. «Для меня не возникало вопроса: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, я ли должен воспитать труса. Здесь я предположил “стандарт”, что каждый должен быть смелым, мужественным, трудолюбивым, патриотом», — говорил Макаренко. Его педагогика исключала долгие объяснения и морализаторские уговоры, но заражала задором и напоминала своего рода спортивную тренировку.

Педагогическая гигиена

Профессиональные замыслы Антон Семенович простирал широко, думая даже о педагогизации целого общества, ставя цель передать воспитательную технологию в форме простейших, общедоступных рекомендаций и упражнений. Он хотел, чтобы необходимый воспитательный минимум смогло выполнить большинство родителей и учителей, а «педагогическая гигиена» утвердилась бы в обществе не меньше гигиены бытовой и медицинской. Педагогические нюансы бесчисленны, но основания душевного здоровья, правила общежития универсальны, распространяются на людей образованных и необразованных, представителей разных сословий и наций, верующих и неверующих, обитателей городов и деревень, умещаясь в небольшой по размерам воспитательный кодекс.

Прогресс однобок. Вот уже несколько веков человечество обустраивает себя с технической и материальной точек зрения, тогда как «физика душ» и «техника взаимоотношений» являют пример отсталости, кустарности. Современность то и дело наталкивается на человеческий фактор: на проявления нечестности, лени, эгоизма. Совершеннейшие, дорогостоящие системы, плод цивилизационного гения, приходят в негодность и переживают катастрофы, экология разрушается из-за того, что человек ведет себя безответственно. Из-за ошибок в воспитании и эгоизма распадаются семьи, коллективы. Овладей мы способностью закалять души и отсекать с раннего возраста недостатки, окружающая обстановка была бы иной, более гармоничной.

«Возьмем привычку к чистоте, к точности. Не нужно никакого индивидуального подхода к этому вопросу. Вы создаете общие условия, создаете ежедневный опыт. Они со дня на день умываются, чистят зубы, моют ноги и уже не могут не умываться ежедневно. Какая особая хитрость для этого нужна? Никакой», — в этом система Макаренко перекликается с системой Ушинского, который также рекомендовал начинать с выработки у детей устойчивых привычек: «Воспитание, которое целиком оценило важность привычек и сооружает на них свое здание, сооружает его крепко». И по сей день критика Антоном Семеновичем Макаренко «культа индивидуальности» оказывается актуальной и меткой. Необходимость предпринять что-то против педагогического безволия, нерешительности, заискивания очень остра.

Авторитет взрослого

Тирания, жестокость не были свойственны воспитательному стилю Макаренко. Он мог быть строг, но искал личной преданности не себе, а преданности общему делу. В коммунах действовал своеобразный демократизм самоуправления. Случалось, что общее собрание воспитанников выносило решение, расходящееся с мнением Антона Семеновича, а то даже и лишало своего лидера слова.

Вот мысли Макаренко по поводу «авторитета страха» и «авторитета дистанции, чванства», страстно им порицаемых: «Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, “слякотных“, озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей. Нельзя также становиться подальше от детей, “чтобы они лучше слушались“. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость».

Родитель, наставник, считал Макаренко, должны быть связаны с ребенком детско-взрослой общностью, отношениями взаимной ответственности. Тогда взрослый получает право требовать; дети же легко, без обид соглашаются на взрослое лидерство. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, — писал Антон Семенович, — требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не любите, никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения».

Общее дело

Свобода, любовь, уважение, гуманность… Как часто этими словами прикрывают обыкновенную педагогическую леность, соглашательство с любой, как говорит Антон Семенович, «слякотностью», с самыми примитивными движениями души! Что же, по-вашему, более гуманно: вывести к пониманию красоты и благородства поступков или оставить человека «на полную свободу», другими словами, на волю неразвитости? Свобода мало стоит, пока человек не знает, к чему ее применить. Соедините детей в группу и предоставьте их самим себе — от скудости опыта, неумения занять себя поведение их будет скучно и заполнено глупыми спорами. Разве это свобода? Наоборот, вмешайтесь, внесите в среду их стремление, подайте пример дела или игры — и они подхватят, приложат свой интерес, смекалку и ловкость, почувствовав в этом себя по-настоящему свободно.

Так появляются основания для уважения. Трудно уважать человека «вообще», но определённо — за добрые качества и достижения. Столь распространенные ныне тупики взаимоотношений с бесконечной тревогой о собственной независимости, с обидами и спорами о правах, нервозностью, подозрениями по поводу посягательств на свободу и чувство достоинства возникают сплошь по одной причине: отсутствия общего дела и увлечения. Где заняты чем-то серьезным, значительным, там некогда предаваться самолюбию.

Как можно больше уважения и как можно больше требований

Гуманность, соединенная с требовательностью — парадокс? Вовсе нет. О каждом своем подопечном, включая трудных детей, Макаренко имел гипотезу: каким этот ребенок, конкретные мальчик или девочка, может стать в лучшем своем развитии, при тщательной и верно устроенной педагогической поддержке. Это было названо методом перспективных линий. Воспитатель апеллирует к лучшему «я» детей, дает поручения, сообщает знания, опыт с полной серьезностью и уверенностью в том, что обладателю высокого человеческого достоинства по плечу решать самые серьезные задачи. Общий девиз макаренковской педагогики: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему». В. А. Сухомлинский, в некоторых моментах не соглашавшийся с коллегой, свидетельствовал глубокую симпатию к Антону Семеновичу и к его всегдашней готовности сражаться за добрый образ своих воспитанников: «Люблю его за гуманность, подлинную требовательную гуманность, за глубокую веру в человека».

***

Основатель считал свой педагогический метод универсальным. К домашним детям тот был применим в той же мере, что и к беспризорникам. В 1930-е сирот и детей улицы в СССР стало меньше, и детские трудовые коммуны в Харькове и Броварах под Киевом стали принимать на перевоспитание трудных детей из семей. Неумелые родители, изрядно запустив дело воспитания своих подростков, обращались к Антону Семёновичу с последней надеждой.

«Верю в тебя, что ты можешь сделать», — эти слова творят чудеса.  Сегодня мы часто жалуемся, что наши семьи испытывают дефицит понимания и жизненной энергии, что наше родительское воздействие на детей — бессистемно и пресно, что школа устранилась от воспитательных задач, а ложно понятая социализация плодит индивидуалистов-потребителей… И если мы ищем помощи в разрешении этого узла проблем, то опыт Макаренко  ничуть не устарел. Если мы хотим в корне менять ситуацию, нам нужен такой же настоящий, яркий подвиг, напоминающий подвижнические усилия А.С. Макаренко и его последователей.

На заставке фрагмент фото flickr.com/dmych