Январь | |
8 января | Мария Лактионова, преподобномученицаНовомученица, 2001 ? |
12 января | Мария Данилова, мученицаНовомученица, 2000 ? |
31 января | Мария Радонежская, схимонахиня |
Февраль | |
8 февраля | Мария Константинопольская, Палестинская, преподобная |
19 февраля | Мария Азийская, мученица, дева |
25 февраля | Мария Вифинская, преподобная |
Март | |
2 марта | Мариамна (Мария) |
20 марта | Мария Грошева, инокиня, преподобномученицаНовомученица, 2000 ? |
Апрель | |
2 апреля | Мария, мученица |
14 апреля | Мария Египетская, преподобная |
17 апреля | Мария Лелянова, инокиня, преподобномученицаНовомученица, 2006 ? |
25 апреля | Мария Вифанская |
Май | |
10 мая | Мария Носова, послушница, преподобномученицаНовомученица, 2005 ? |
17 мая | Мария Магдалина, равноапостольная (мироносица) |
Июнь | |
5 июня | Мария Клеопова (Обретение мощей) |
Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева (мироносица) | |
11 июня | Мария, дева |
Мария Устюжская | |
15 июня | Мария, мученица |
17 июня | Мария Вифанская |
20 июня | Мария Кесарийская (Палестинская), мученица |
22 июня | Мария Персидская, мученица |
24 июня | Мария Пергамская, мученица |
Июль | |
2 июля | Мария, матерь Иосиева |
17 июля | Мария Романова, великая княжна, страстотерпица |
25 июля | Голиндуха (в крещении Мария) Персидская, исповедница |
Август | |
4 августа | Мария Магдалина, равноапостольная (мироносица) |
18 августа | Мария, мученица |
22 августа | Мария Константинопольская, мученица, патрицианка |
24 августа | Мария Синклитикия |
28 августа | Пресвятая Дева Мария, Богородица (Успение Пресвятой Богородицы) |
Сентябрь | |
8 сентября | Мария Дивеевская (Федина), Христа ради юродивая |
21 сентября | Пресвятая Дева Мария, Богородица (Рождество Пресвятой Богородицы) |
28 сентября | Мария Егисская, преподобная |
Мария Рыкова, преподобномученица, инокиняНовомученица, 2000 ? | |
Октябрь | |
2 октября | Мария Мамонтова-Шашина, преподобномученицаНовомученица, 2004 ? |
11 октября | Мария Радонежская, схимонахиня |
21 октября | Мария Волнухина, мученицаНовомученица, 2000 ? |
Ноябрь | |
11 ноября | Мария Хиданская, преподобная |
Декабрь | |
15 декабря | Мария Цейтлин, преподобномученицаНовомученица, 2004 ? |
Мария Журавлева, преподобномученицаНовомученица, 2005 ? |
Преподобная Мари́я Египетская
Свт. Софроний Иерусалимский — Житие преподобной матери нашей Марии Египетской.
Прослушать житие прп. Марии Египетской
Краткое житие преподобной Марии Египетской
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.
Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.
Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.
Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз – идущей через реку Иордан, как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию Святых Таин. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было приблизительно в 521 году.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.
Полное житие преподобной Марии Египетской
В одном палестинском монастыре в окрестностях Кесарии жил преподобный инок Зосима. Отданный в монастырь с самого детства, он подвизался в нем до 53 лет, когда был смущен помыслом: «Найдется ли и в самой дальней пустыне святой муж, превзошедший меня в трезвении и делании?»
Лишь только он помыслил так, ему явился Ангел Господень и сказал: «Ты, Зосима, по человеческой мере неплохо подвизался, но из людей нет праведного ни одного (Рим.3, 10). Чтобы ты уразумел, сколько есть еще иных и высших образов спасения, выйди из этой обители, как Авраам из дома отца своего (Быт.12, 1), и иди в монастырь, расположенный при Иордане».
Тотчас авва Зосима вышел из монастыря и вслед за Ангелом пришел в Иорданский монастырь и поселился в нем.
Здесь увидел он старцев, истинно просиявших в подвигах. Авва Зосима стал подражать святым инокам в духовном делании.
Так прошло много времени, и приблизилась Святая Четыредесятница. В монастыре существовал обычай, ради которого и привел сюда Бог преподобного Зосиму. В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви.
Сотворив молитву и положенное число земных поклонов, старцы, испросив друг у друга прощения, брали благословение у игумена и под общее пение псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь Защититель живота моего: от кого устрашуся?» (Пс.26, 1) открывали монастырские ворота и уходили в пустыню.
Каждый из них брал с собой умеренное количество пищи, кто в чем нуждался, некоторые же и вовсе ничего не брали в пустыню и питались кореньями. Иноки переходили за Иордан и расходились как можно дальше, чтобы не видеть, как кто постится и подвизается.
Когда заканчивался Великий пост, иноки возвращались в монастырь на Вербное воскресенье с плодом своего делания (Рим.6, 21-22), испытав свою совесть (1Пет.3, 16). При этом никто ни у кого не спрашивал, как он трудился и совершал свой подвиг.
В тот год и авва Зосима, по монастырскому обычаю, перешел Иордан. Ему хотелось глубже зайти в пустыню, чтобы встретить кого-нибудь из святых и великих старцев, спасающихся там и молящихся за мир.
Он шел по пустыне 20 дней и однажды, когда он пел псалмы 6-го часа и творил обычные молитвы, вдруг справа от него показалась как бы тень человеческого тела. Он ужаснулся, думая, что видит бесовское привидение, но, перекрестившись, отложил страх и, окончив молитву, обратился в сторону тени и увидел идущего по пустыне обнаженного человека, тело которого было черно от солнечного зноя, а выгоревшие короткие волосы побелели, как агнчее руно. Авва Зосима обрадовался, так как за эти дни не видел ни одного живого существа, и тотчас направился в его сторону.
Но лишь только нагой пустынник увидел идущего к нему Зосиму, тотчас пустился от него бежать. Авва Зосима, забыв свою старческую немощь и усталость, ускорил шаг. Но вскоре он в изнеможении остановился у высохшего ручья и стал слезно умолять удалявшегося подвижника: «Что ты бежишь от меня, грешного старца, спасающийся в этой пустыне? Подожди меня, немощного и недостойного, и подай мне твою святую молитву и благословение, ради Господа, не гнушавшегося никогда никем».
Неизвестный, не оборачиваясь, крикнул ему: «Прости, авва Зосима, не могу, обратившись, явиться лицу твоему: я ведь женщина, и нет на мне, как видишь, никакой одежды для прикрытия телесной наготы. Но если хочешь помолиться обо мне, великой и окаянной грешнице, брось мне покрыться свой плащ, тогда смогу подойти к тебе под благословение».
«Не знала бы она меня по имени, если бы святостью и неведомыми подвигами не стяжала дара прозорливости от Господа», – подумал авва Зосима и поспешил исполнить сказанное ему.
Прикрывшись плащом, подвижница обратилась к Зосиме: «Что вздумалось тебе, авва Зосима, говорить со мной, женщиной грешной и немудрой? Чему желаешь ты у меня научиться и, не жалея сил, потратил столько трудов?». Он же, преклонив колена, просил у нее благословения. Так же точно и она преклонилась пред ним, и долго оба один другого просили: «Благослови». Наконец подвижница сказала; «Авва Зосима, тебе подобает благословить и молитву сотворить, так как ты почтен саном пресвитерским и многие годы, предстоя Христову алтарю, приносишь Господу Святые Дары».
Эти слова еще больше устрашили преподобного Зосиму. С глубоким вздохом он отвечал ей: «О мать духовная! Явно, что ты из нас двоих больше приблизилась к Богу и умерла для мира. Ты меня по имени узнала и пресвитером назвала, никогда меня прежде не видев. Твоей мере надлежит и благословить меня Господа ради».
Уступив наконец упорству Зосимы, преподобная сказала: «Благословен Бог, хотящий спасения всем человекам». Авва Зосима ответил «Аминь», и они встали с земли. Подвижница снова сказала старцу: «Чего ради пришел ты, отче, ко мне, грешнице, лишенной всякой добродетели? Впрочем, видно, благодать Духа Святого наставила тебя сослужить одну службу, потребную моей душе. Скажи мне прежде, авва, как живут ныне христиане, как растут и благоденствуют святые Божии Церкви?»
Авва Зосима отвечал ей: «Вашими святыми молитвами Бог даровал Церкви и нам всем совершенный мир. Но внемли и ты мольбе недостойного старца, мать моя, помолись, ради Бога, за весь мир и за меня, грешного, да не будет мне бесплодным это пустынное хождение».
Святая подвижница сказала: «Тебе скорее надлежит, авва Зосима, имея священный чин, за меня и за всех молиться. На то тебе и сан дан. Впрочем, все повеленное мне тобою охотно исполню ради послушания Истине и от чистого сердца».
Сказав так, святая обратилась на восток и, возведя очи и подняв руки к небу, начала шепотом молиться. Старец увидел, как она поднялась в воздухе на локоть от земли. От этого чудного видения Зосима повергся ниц, усердно молясь и не смея произнести ничего, кроме «Господи, помилуй!»
Ему пришел в душу помысл – не привидение ли это вводит его в соблазн? Преподобная подвижница, обернувшись, подняла его с земли и сказала: «Что тебя, авва Зосима, так смущают помыслы? Не привидение я. Я – женщина грешная и недостойная, хотя и ограждена святым крещением».
Сказав это, она осенила себя крестным знамением. Видя и слыша это, старец пал со слезами к ногам подвижницы: «Умоляю тебя Христом, Богом нашим, не таи от меня своей подвижнической жизни, но расскажи ее всю, чтобы сделать явным для всех величие Божие. Ибо верую Господу Богу моему, Им же и ты живешь, что для того и был я послан в эту пустыню, чтобы все твои постнические деяния сделал Бог явными для мира».
И святая подвижница сказала: «Смущаюсь, отче, рассказывать тебе о бесстыдных моих делах. Ибо должен будешь тогда бежать от меня, закрыв глаза и уши, как бегут от ядовитой змеи. Но всё же скажу тебе, отче, не умолчав ни о чем из моих грехов, ты же, заклинаю тебя, не преставай молиться за меня, грешную, да обрящу дерзновение в День Суда.
Родилась я в Египте и еще при жизни родителей, двенадцати лет от роду, покинула их и ушла в Александрию. Там лишилась я своего целомудрия и предалась безудержному и ненасытному любодеянию. Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей. Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти.
Проводя такую жизнь, я однажды увидела множество народа, из Ливии и Египта шедшего к морю, чтобы плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Захотелось и мне плыть с ними. Но не ради Иерусалима и не ради праздника, а – прости, отче, – чтобы было больше с кем предаваться разврату. Так села я на корабль.
Теперь, отче, поверь мне, я сама удивляюсь, как море стерпело мое распутство и любодеяние, как земля не разверзла своих уст и не свела меня заживо в ад, прельстившую и погубившую столько душ… Но, видно, Бог желал моего покаяния, не хотя смерти грешника и с долготерпением ожидая обращения.
Так прибыла я в Иерусалим и во все дни до праздника, как и на корабле, занималась скверными делами.
Когда наступил святой праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня, я по-прежнему ходила, уловляя души юных в грех. Увидев, что все очень рано пошли в церковь, в которой находилось Животворящее Древо, я пошла вместе со всеми и вошла в церковный притвор. Когда настал час Святого Воздвижения, я хотела войти со всем народом в церковь. С большим трудом пробравшись к дверям, я, окаянная, пыталась втиснуться внутрь. Н
какого числа отмечают, дата и история праздника
Народный праздник Марья – зажги снега отмечается 14 апреля 2020 года (дата по старому стилю – 1 апреля). Верующие православной церкви в этот день вспоминают святую Марию Египетскую.
Название «зажги снега» связано с погодой. Солнце в этот период вовсю начинает светить и играть бликами на снегу и в ручьях. Названием «пустые щи» праздник обязан оскудевающим к этому сроку зимним припасам. Считается, что опустевшие «закрома» не позволят сварить таких густых щей, как раньше.
Содержание статьи- История
- Традиции и обряды
- Приметы
История
Мария родилась в Александрии Египетской. В 12 лет она ушла из дома, покинула город и начала жизнь, полную пороков. Через 17 лет Провидение свело ее на корабле с группой паломников, которые держали путь в Святую Землю. Вместе с ними Мария оказалась в Иерусалиме на празднике Поклонения Кресту Господню.
Когда она пожелала войти с остальными в храм, то почувствовала, как невидимая рука преградила ей путь. Мария в ужасе поняла, что Господь не хочет видеть ее нечистую душу в святом месте. Раскаявшаяся грешница долго молилась, просила у Бога прощения за свою жизнь, обещала исправиться. Потом попросила Богородицу заступиться за нее перед Всевышним. Сразу после этого Мария почувствовала легкость и ясность в душе и смогла войти в божий дом. Из него она вышла другим человеком. Вскоре направилась в пустыню вымаливать прощения за свои грехи.
Святая Мария Египетская скончалась в Иорданской пустыне 1 апреля 521 года. Там она провела почти 50 лет. Все эти годы посвятила посту и молитвам, искореняла в себе все греховные желания.
Традиции и обряды
В этот день просят у святой Марии защиты от глаза, дурного слова и порчи. Ее считают покровительницей и заступницей раскаявшихся женщин, а также страшным судьей для тех, кто этого не сделал.
Угощают домового кашей и молоком, чтобы он не изводил своими проделками хозяев дома.
Приметы
Если весенние воды широко разлились, то летом луга будут в буйной траве.
На берегах остался лед – год будет тяжелым.
Молнии на вечерней заре – к скорому дождю.
Если молнии видно, а раскатов грома нет, значит, летний сезон будет без дождей.
Гром гремит редко и коротко – к ясным и теплым дням.
Если раскаты напоминают рев, то скоро начнется ненастье.
Если ночью звезд на небе не видно, значит, скоро сильно потеплеет.
Гроза на Марью предвещает лето без осадков.
Дикие гуси и утки вернулись с зимовья раньше, значит, скоро потеплеет.
Читать ~3 мин.
Сколько просмотров за сегодня: 1
Сколько всего было просмотров: 14
Именины Марии по церковному календарю
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Мария –это женское имя еврейского происхождения, которое означает печальная. Девочка с таким именем порядочная, гуманная. Она очень активная, обладает достаточным запасом любви и нежности. Еще с раннего детства она отличается послушанием и мягкостью. Девочка часто проявляет сочувствие к людям.
Мария всегда будет хорошим другом и готова выйти на помощь в любой ситуации. При необходимости она не только постоит за себя и способна защитить свои интересы, но и защитит близкого и дорогого для себя человека.
Характер именинницы
Мария на редкость умна и талантлива. Она является человеком необычайной душевной теплоты. Девочка никогда не предаст и будет верным другом на протяжении всей жизни. Мария как никто другой способна прожить всю свою жизнь не ради себя, а ради детей, мужа, родителей. Она склонна к философии. Очень часто носительницы этого имени становятся гадалками, экстрасенсами и хорошими психоаналитиками.
Девушка достаточно элегантна, обладает невероятной красотой. Мария отличная хозяйка. У нее всегда много кавалеров. Выбрав себе избранника, она остается ему всегда верна. В свою очередь муж девушки должен помнить, что она очень переживательна и ей трудно переносить семейные раздоры. На почве частых скандалов и ссор может даже заболеть.
День Ангела Марии по церковному календарю
Дата, когда отмечается День Ангела по православному календарю, является очень важной. В этот день нужно обязательно посетить храм и перед ликом святой с именем Мария почитать молитву. Ведь Ангел-Хранитель является проводником на протяжении всей жизни. Он защищает от всего плохого. День Ангела Марии на протяжении года отмечается несколько раз в году. Ниже представлена таблица с памятными днями.
Именины Марии по церковному календарю отмечаются в такие даты:
Дата | Святой покровитель |
31 января | Мария Радонежская, схимонахиня |
8 февраля | Мария Константинопольская, Палестинская, преподобная |
2 марта | Мариамна (Мария) |
20 марта | Мария Грошева, инокиня, преподобномученица |
14 апреля | Мария Египетская, преподобная |
25 апреля | Мария Вифанская |
17 мая | Мария Магдалина, равноапостольная (мироносица) |
5 июня | Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева (мироносица) |
11 июня | Мария Устюжская |
20 июня | Мария Кесарийская (Палестинская), мученица |
2 июля | Мария, матерь Иосиева |
17 июля | Мария Романова, великая княжна, страстотерпица |
4 августа | Мария Магдалина, равноапостольная (мироносица) |
28 августа | Пресвятая Дева Мария, Богородица |
8 сентября | Мария Дивеевская (Федина), Христа ради юродивая |
21 сентября | Пресвятая Дева Мария, Богородица |
11 октября | Мария Радонежская, схимонахиня |
11 ноября | Мария Хиданская, преподобная |
15 декабря | Мария Журавлева, преподобномученица |
Пусть хранит Вас Господь!
Преподобная Мария Египетская. Православный календарь на 25 марта
25 марта (12 марта «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 5-я Великого поста. Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется пища с растительным маслом (и не возбраняется для укрепления сил выпить немного вина). В Русской Церкви сегодня совершается память преподобной Марии Египетской, а также еще целого ряда святых и празднование в честь одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.
Мариино стояние: память преподобной Марии Египетской
Преподобная Мария Египетская. Великая святая VI века, чей подвиг является лучшим примером борьбы с грехом. Юной девушкой будущая праведница ушла из родительского дома и увлеклась порочной жизнью. Семнадцать лет она жила в плотских грехах, соблазняя даже паломников-христиан, и только попав в Иерусалим была вразумлена.
У входа в Храм Воскресения Христова (ныне более известный как Храм Гроба Господня) Марию остановила невидимая рука. Охваченная ужасом, она стала молить Господа и Богородицу о прощении, обещая в корне исправить свою жизнь, после чего почувствовала в душе просветление и смогла войти в храм. Пролив обильные слезы у Гроба Господня, она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню, где почти полстолетия провела в полном уединении, посте и молитве.
Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Кирилл:
Пример святой преподобной Марии Египетской остается для нас загадкой и недостижимым идеалом. Но если мы будем проводить себя через опыт пустынножительства, уединения во время молитвы в храме, во время посещения святых обителей, то, может быть, какая-то частица ее опыта станет и нашим опытом…»
И самое главное в этом опыте – это способность оставить столь полюбившийся грех. А это невозможно сделать собственными усилиями без искреннего покаяния и молитвы. И именно этому учит нас Житие преподобной Марии Египетской, более подробную версию которого обязательно нужно прочесть всем православным христианам.
***
Преподобный Феофан Исповедник, Сигрианский. Великий православный монах и просветитель VIII—IX столетий, времен борьбы православных христиан с еретиками-иконоборцами, которые одно время заняли верховенствующие позиции в Ромейском царстве (Византии). В молодости будущий святой старец женился, но, желая принять монашество, сохранил с супругой целомудренные отношения. Житие преподобного Феофана так описывает его уход из мирской жизни и дальнейшее служение:
Посетив однажды с супругой монастыри в Сигрианской области (Малая Азия), Феофан встретил прозорливого старца Григория Стратигия, который предсказал супруге Феофана, что ее муж будет удостоен мученического венца. Через некоторое время супруга Феофана была пострижена в монахини в одном из монастырей Вифинии, а Феофан принял иноческий постриг от старца Григория. По благословению старца Феофан устроил монастырь на острове Калоним в Мраморном море и затворился в келлии, занимаясь переписыванием книг. В этом занятии Феофан достиг высокого мастерства. Затем преподобный Феофан основал еще один монастырь в Сигрианской области, в месте, называемом «Великое Село», и стал его игуменом…»
За многочисленные духовные подвиги старец Феофан получил от Господа дары чудотворений и исцелений, в том числе – изгнания бесов. Участвовал в VII (Никейском) Вселенском Соборе, осудившем ересь иконоборчества, куда прибыл в заплатанном рубище, но, как говорится в Житии, «просиял Богодухновенной мудростью в утверждении догматов истинного Православия».
Промыслом Божиим преподобный Феофан много лет провел на одре болезни, написав за это время «Хронографию» – церковную историю с 285 по 813 год от Рождества Христова. Последние годы земной жизни святого старца были омрачены иконоборцами, которые вновь усилились и заточили преподобного Феофана в темницу, а его обитель сожгли. Старец умер в заточении в 818 году, а уже вскоре иконоборческая власть пала, и честные мощи святого Феофана были перенесены в восстановленную обитель «Великое Село».
Смиренный Папа Римский: 25 марта – память святителя Григория Двоеслова
Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский. Этот святой родился в Риме около 540 года от Рождества Христова. Получив блестящее образование, он мог сделать государственную карьеру, но вел скромную жизнь и стремился к иночеству. После смерти отца Григорий построил шесть монастырей в Сицилии, а в Риме основал монастырь во имя Андрея Первозванного, где и принял иноческий сан. Святитель долго трудился в Византии, где написал «Толкование на книгу Иова», оказавшее влияние на многих богословов и поэтов, а в 590 году был избран на Римскую кафедру.
Своим смирением святитель Григорий разительно отличался от более поздних Римских пап, одержимых идеей политического владычества и мирового господства. Он оставил после себя многочисленные творения. После появления его книги «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов» святителя стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог, собеседником». Особой известностью пользуется его «Правило пастырское», в котором всесторонне описывается образ истинного пастыря. Святитель Григорий отличался необыкновенным нищелюбием, за которое сподобился узреть Самого Господа. Отошел ко Господу в 604 году от Рождества Христова.
Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский. Фото: pravoslavie.ru
И сегодня, Великим постом, в любом русском православном храме, молясь за Литургией Преждеосвященных Даров, мы обращаемся за молитвенной помощью, в том числе, и к великому христианскому святителю Григорию Двоеслову, который многое сделал для распространения богослужебного чина этого великопостного богослужения.
***
Преподобный Симеон Новый Богослов. Один из немногих святых, получивших высокое имя «Богослова» (ибо не каждый, получивший богословское образование, может так называться). Угодник Божий X – начала XI столетий. Святой прославился очень строгим монашеским духовным подвигом, строгой аскезой и непрестанным творением молитвы «Господи, помилуй». Около 25 лет был игуменом обители святого Маманта, после чего ушел на покой ради сочинения богословских произведений. Как говорится в Житии преподобного Симеона:
Главная тема его творений – сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, «Деятельные Богословские главы», «Слово о трех образах молитвы», «Слово о вере». Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» – около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений. Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожении плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом…»
Преподобный Симеон Новый Богослов. Фото: pravoslavie.ru
Действительно, многие не понимали глубокого богословского смысла произведений святого Симеона, за это высшее константинопольское духовенство изгнало его из Царьграда. Святой удалился на берег Босфора, где основал обитель святой Марины, в которой прославился как чудотворец и отошел ко Господу в 1021 году от Рождества Христова.
***
Праведный Финеес. Ветхозаветный святой, первосвященник Израильский, живший около 1500 года до Рождества Христова.
Священноисповедник Александр Державин, пресвитер (1933), священномученики Иоанн Плеханов и Константин Соколов, пресвитеры, преподобномученик Владимир (Волков), архимандрит (1938), священномученик Сергий Скворцов, пресвитер (1943). Православные священнослужители (в том числе – в монашеском чине), пострадавшие за Христа и Его Церковь в разные годы эпохи советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Лиддская-нерукотворная (на столпе) икона Божией Матери. Один из многочисленных почитаемых в Русской Православной Церкви чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Явлена еще при земной жизни Небесной Владычицы.
Поздравляем православных христиан с днем этой святыни и памятью сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!
Мария Египетская — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Мария (имя).Преподобная Мари́я Еги́петская (в старообрядческом написании — Ма́рия[1]Еги́птяныня; ? — 522 год) — христианская святая, считается покровительницей кающихся женщин. Память совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля)[2] и в пятую неделю (воскресение) Великого поста, в Католической церкви — 3 апреля. Мария Египетская почитается также Англиканской церковью[3].
Первое житие преподобной Марии было написано Софронием Иерусалимским, а канон — Симеоном Метафрастом. Многие из мотивов жития Марии Египетской оказались перенесены в средневековых легендах на Марию Магдалину[4].
Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме есть часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения.
Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей[2]. Более семнадцати лет предавалась она этому занятию[5] Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату»[6]. В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту[2]. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».
Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах[2]. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни:
Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню.
После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».
Встречи с Аввой Зосимой:
- Первая встреча
Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия, чтобы она прикрыла свою наготу. Он увидел, как во время молитвы она поднялась на локоть от земли и цитировала чудесным образом узнанные ею тексты Писания. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.
- Вторая встреча
Через год, как и сказала Мария, Зосима из-за болезни не смог, следуя монастырскому уставу, покинуть монастырь и только в Великий четверг, взяв Святые Дары, пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку, не имея лодки, но Мария пошла по воде, как по суше, и подошла к изумлённому Зосиме, который причастил её. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи, а потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.
«Святая Мария Египетская с житием». Икона. (в центре погребение святой аввой Зосимой)- Третья встреча — погребение преподобной Марии
По просьбе Марии Зосима возвратился ровно через год на место их первой встречи и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Зосима понял, что после того как год назад он причастил преподобную, она чудом перенеслась в это место, куда он шёл 20 дней, и умерла. Не зная, как вырыть могилу, он увидел рядом льва, которому сказал: «Великая подвижница повелела мне погрести её тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной». Лев исполнил повеление Зосимы, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках.
Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.
Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Считается, что по молитвам к преподобной Марии верующие могут избавляться от блудной страсти.
Богослужебное почитание Марии Египетской[править | править код]
«Святые Андрей Критский и Мария Египетская». Икона «Святые Мария Египетская и Алексий, человек Божий»(икона работы царских изографов, XVII век)
«Мариино стояние»[править | править код]
Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название «Мари́ино или Ма́рьино стояние» (в некоторых областях Украины носит название «Андреево стояние») — за этой службой читают житие преподобной Марии, которое разделяется пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона преподобной Марии Египетской. Тропари канона преподобной добавляются также к Покаянному канону Андрея Критского в среду и четверг первой седмицы Великого поста. Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три «метания» (крестные знамения с небольшим поклонением)[7][8]. Из-за этого в прежние времена можно было услышать: «Идём на поклоны». Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, почитаемой церковью как образец истинного покаяния, является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.
Служба очень продолжительна и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах (старообрядцы понимают «метания» как земные поклоны) во время богослужения[9].
Православные молитвы[править | править код]
Тропарь (восьмой глас): В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Тем же и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.
Кондак (третий глас): Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, Ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.
Кондак (четвёртый глас): Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.
Молитва: О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос, Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь[10][11].
В западноевропейском искусстве изображений Марии Египетской практически нет, так как большинство художников направляло свою энергию на изображение Марии Магдалины по тем же сюжетам. Обратная ситуация в иконописи — в то время, как тип икон Магдалины практически не разработан, Марию Египетскую (как отшельницу, в рубище) изображали охотно, как одну, с житием, так и вместе с другими святыми.
В русской иконописи середины — второй половины XVII века получили распространение патрональные иконы с изображением святых Марии Египетской и Алексия, человека Божия — небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской[12]. Милославская считала её своей небесной покровительницей, и культ Марии стал более важным в период её жизни. Единственным храмом преподобной Марии в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке. «С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: „Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)“. В 1651—1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону „Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская“ для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года»[13].
Имя Мария — Православный журнал «Фома»
Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».
Значение имени Мария:
Мария — имя древнееврейского происхождения (Мариам), переводится как «любимая», «желанная». В христианской традиции значение имени другое — «госпожа». Это связано с тем, что это имя носила мать Иисуса Христа.
Дни памяти преподобной Марии:
14 апреля — день памяти преподобной Марии Египетской
2 апреля — переходящее празднование в Неделю (воскресенье) пятую Великого поста
Святые с именем Мария
Преподобная Мария Египетская (сер. V — нач. VI вв.)
Будущая великая подвижница родилась в Египте в середине V века. В 12 лет она сбежала из родительского дома и поселилась в «мегаполисе» того времени —Александрии. Здесь 17 лет Мария вела крайне распущенную жизнь, так что сама впоследствии признавалась одному святому подвижнику: «Лишилась я своего целомудрия и предалась безудержному и ненасытному любодеянию. Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей. Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти».
Однажды Мария решила присоединиться к группе паломников, которые собирались в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. В пути на Святую Землю она продолжала совращать путешествующих вместе с ней христиан. Наконец, когда Мария оказалась в городе, то решила отправиться вместе со всеми в храм Гроба Господня, но случилось чудо. Как только она подступила к дверям храма, невидимая сила остановила ее, не позволяя идти дальше. Девушка смутилась и в недоумении еще несколько раз попыталась войти, но безуспешно. Ее охватил ужас. Увидев у входа в храм икону Божией Матери, Мария, постепенно осознавая причину случившегося, со слезами стала молить Богородицу заступиться за нее перед Богом, дав обет полностью изменить свою жизнь. После этого она наконец смогла войти в храм, где долго плакала у Гроба Господня, все более и более осознавая, что происходило с ней за эти 17 лет.
Она распрощалась со своей прежней жизнью и удалилась в суровую Иорданскую пустыню. 47 лет Мария провела в полном одиночестве, ведя строжайшую аскетическую жизнь. В минуты, когда воспоминания прошлой жизни начинали смущать ее и с непреодолимой силой тянуть обратно из пустыни, преподобная падала на землю и лежала так целый день, пока искушение не проходило. Так, многие годы она искореняла в себе грех, постепенно преображаясь в великую праведницу.
О ее великом подвиге никто бы не узнал, если бы чудесные стечения обстоятельств не привели к Марии преподобного Зосиму Палестинского (460–560). С юных лет неукоснительно подвизаясь в монашеской жизни, он как-то раз задался вопросом: «Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?» Тогда Зосиме явился Ангел и велел отправиться за реку Иордан и переселиться в находящийся там монастырь. По обычаю этой обители период Великого поста все иноки проводили в одиночестве в пустыне и собирались в монастырь только к Пасхе. Так же поступил и старец Зосима. Путешествуя по пустыни, он встретил преподобную Марию, которая исповедала перед ним свою прошлую жизнь и рассказала святому о том, как прошли многие годы ее одиночества.
Старец Зосима был поражен услышанным. Преподобная Мария достигла такой внутренней святости, что иногда она становилась видимой. Так, преподобный Зосима видел ее как бы поднимающейся от земли во время молитвы, а в другой раз — идущей через реку Иордан, как по суше.
Мария, прощаясь с Зосимой, просила его вернуться на место их чудесной встречи через год, чтобы она смогла причаститься перед наступающим праздником Воскресения Христова. И старец в назначенный срок исполнил ее просьбу.
Год спустя преподобный вновь пришел на то же место, но нашел святую уже почившей. Со слезами он похоронил великую праведницу и, вернувшись обратно в монастырь, рассказал инокам о ее жизни и великом подвиге в пустыне.
Другие известные святые с именем Мария:
Равноапостольная Мария Магдалина (I век) — одна из так называемых жен-мироносиц, которая первой из последователей Христа удостоилась увидеть Его воскресшим. Еще во время Своего служения Господь исцелил святую от беснования. С того момента Мария неотступно следовала за Христом, не оставив Его даже у Креста, когда все ученики, кроме Иоанна Богослова, оставили своего Учителя. После Вознесения Спасителя святая много путешествовала, повсюду распространяя христианство. Последние годы жизни Мария провела в Ефесе (Малая Азия), помогая в проповеди Иоанну Богослову. Здесь она и скончалась. Часть мощей равноапостольной Марии хранятся сейчас на Святой Горе Афон.
Мария, сестра апостола Филиппа (I век) деятельно помогала своему брату и апостолу Варфоломею в апостольской проповеди. Во фригийском городе Иераполе, по свидетельству церковного историка Никифора Каллиста, апостолов и Марию схватили и заключили в темницу. Апостол Филипп был казнен, а Варфоломей и святая Мария были освобождены. Оплакав своего брата и похоронив его, праведница отправилась проповедовать в Ликаонию (Малая Азия). Здесь она мирно окончила свою жизнь.
Пророчица Мариам (сестра пророка Моисея) — о ее жизни из книги Исход известно немного. После знаменитого перехода израильтян через Красное море пророчица пела торжественный гимн Богу во главе хора: И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх 15:21). Известен случай, когда Мариам возроптала, узнав, что Моисей женился на эфиопке, за что была поражена проказой на семь дней. Однако ее праведность и верность Богу была вознаграждены пророческим даром. Святая скончалась на 40-м году после исхода израильтян из Египта в месте Кадеш (запад современной Сирии).
Великие и известные люди с именем Мария:
Мария Стюарт (1542–1587) — королева Шотландии, в 1559–1560 годах — королева Франции. Претендовала на английский престол. Пытаясь сместить другого претендента, Елизавету I, Мария вынашивала идею заговора против нее, однако ее замысел был разоблачен. Она предстала перед судом. 8 февраля Мария была обезглавлена в замке Фотерингей. Ее трагическая судьба стал очень популярным сюжетом в литературе и искусстве.
Мария Тальони (1804–1884) — одна из самых значимых фигур балетного искусства в XIX веке. Она родилась в семье балетмейстера и хореографа Филиппа Тальони, что предопределило ее будущую судьбу. В 1822 году состоялся ее дебют в Вене, после которого вплоть до 1847 года Мария не оставляла сцены. Под конец жизни она давала уроки балета. На ее могильной плите, на кладбище Пер-Лашез, написано: «Земля, не дави на нее слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе».
Мария Клавдиевна Тенишева (1867–1928) — художник-эмальер, меценат, педагог, коллекционер, общественный деятель. . Супруга крупного промышленника князя Вячеслава Тенишева. В имении своего мужа она основала школу и ремесленное училище близ Бежицкого завода, уникальную сельскохозяйственную школу. Княгиня любила искусство и обладала прекрасным художественным вкусом. Благодаря ее трудам в России возродилось эмалевое дело. В Петербурге она открыла студию для подготовки желавших получить высшее художественное образование, а в Смоленске — начальную рисовальную студию. Княгиня собрала коллекцию акварелей, которую затем подарила Русскому музею, а ее собрание предметов русской старины послужило основой музея в Смоленске. Благотворительную деятельность Марии Тенишевой прервала революция. Скончалась она в эмиграции – в пригороде Парижа.
Мария Александровна Гартунг (Пушкина) (1832–1919) — старшая дочь А. С. Пушкина. Поэт особенно любил ее и неоднократно с нежностью упоминал в своих письмах. Она вышла замуж за Леонида Гартунга, управляющего Императорскими конными заводами в Туле и Москве. Супруги любили роскошные приемы, на которых устраивали балы. На одном из них Мария познакомилась с Л. Н. Толстым. Писатель впоследствии отразил ее внешние черты в образе Анны Каренины. Позднее трагическая смерть мужа поставила вдову в трудное финансовое положение. Ей активно помогали родственники, пока Мария не получила приглашение стать в Москве попечителем и председателем первой Общественной библиотеки имени Пушкина. Она скончалась в возрасте 86 лет, в самый разгар Гражданской войны.
Мария Склодовская-Кюри (1867–1934) — первый в истории двукратный лауреат Нобелевской премии в области физики и химии. Она родилась в Варшаве в семье учителя. Детство ее было трудным: мать постепенно угасала из-за туберкулёза, умерла и одна из ее сестер. Однако Мария блестяще окончила школу и продолжила образование в Сорбонне, где прекрасно зарекомендовала себя. В 1895 году Мария вышла замуж за физика Пьера Кюри. Вместе со своим супругом она занималась изучением радиоактивности (открыла элементы «радий» и «полоний»). Однако, экспериментальная деятельность с такими опасными веществами подорвали ее здоровье. Она скончалась 4 июля 1934 года.
Мария Бочкарева (1889–1920) — одна из первых русских женщин-офицеров. Она родилась в бедной крестьянской семье. Когда началась Первая мировая война (1914–1918), Мария решила записаться в состав действующей армии. Для этого ей пришлось писать отдельное прошение на имя императора, которое было одобрено. Во время боевых действия «женщина в погонах» проявила беспрецедентную храбрость и героизм, за что была награждена Георгиевским крестом. В 1917 году она организовала знаменитый «женский батальон смерти», который оказался особенно эффективным в период развала русской армии на Западном фронте. После захвата власти в России большевиками Мария не признала их легитимности. Она совершила агитационную поездку в США и Европу, пытаясь найти поддержку в борьбе против советской власти. По возвращении в Россию Мария Бочкарева была арестована через несколько месяцев расстреляна.
Читайте также: Первая мировая война. Женский батальон
Мария Каллас (1923–1977) — одна из величайших оперных певиц XX века родилась в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов. Ее дебют состоялся в Афинской консерватории в тот момент, когда Греция уже была оккупирована немцами. Ее карьерному взлету содействовало появление долгоиграющих пластинок, на которых выходила звукозапись многих ее опер. Каждый спектакль, в котором принимала участие Марии Каллас, становился событием. В 1959 году ее карьера пошла на спад: она стала терять голос. Последние годы жизни певица провела в Париже, практически не покидая свою квартиру.
Мария Ермолова (1853–1928 годы) — по словам Станиславского, величайшая из виденных им актеров, родилась в театральной семье. Ее отец был суфлером. В 1871 году Мария окончила Московское театральное училище и начала работу в труппе Малого театра. Многие годы она пробивалась к ведущим ролям, пока наконец ей не позволили сыграть Катерину в известной пьесе Островского «Гроза». В 1890-е она играет в пьесах, написанных символистами, в «Вассе Железновой» Горького. Мария Ермолова первая в советской России получила звание Народной артистки Республики в 1920 году. Но ее муж Н. П. Шубинский, член Государственной думы нескольких созывов, один из основателей и идеологов «Союза 17-го октября», после революции был вынужден бежать за границу и вскоре умер в эмиграции. Ермолова покинула сцену в 1923 году.
Интересные факты:
- «Мариино стояние» — особое православное богослужение, которое совершается в четверг пятой седмицы Великого поста. За ним полностью прочитывается Покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской
- В русской иконописной традиции во второй половине XVII века Марию Египетскую часто изображали вместе с Алексием, человеком Божиим. Это было связано с тем, что последний считался небесным покровителем царя Алексея Михайловича, а преподобная Мария — его супруги, Марии Милославской
- Многие мотивы из жития Марии Египетской в эпоху Средневековья перенеслись в легенды о Марии Магдалине. Так, в нижней базилике Сан-Франческо в Ассизи изображена фреска знаменитого художника Джотто ди Бондоне «Старец Зосима дает гиматий Марии Магдалине»
- Мариинский театр — один из известнейших в России и в мире театров оперы и балета, был открыт 5 октября 1783 года по приказу императрицы Екатерины II. Назван в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны.
Производные имени Мария
Производные формы от имени Мария — Маша, Маруся, Маня, Шура, Манюта, Машуня
Имя Мария на разных языках
Имя Мария — одно из самых распространенных во всем мире. Это связяно с тем, что именно так звали мать Иисуса Христа – Деву Марию. Английский эквивалент этого имени — Мэри, армянский и иудейский — Мариам, испанский — Мари или Мариэль, валлийский — Майр