План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: НОД в старшей группе Русский национальный костюм
НОД в старшей группе знакомство детей с русским костюмом.
Цель: Формировать и воспитывать патриотические чувства дошкольников.
Программные задачи:
· Познакомить детей с названием русских костюмов, названием тканей.
· Расширять представление об истории русского народа.
· Учить описывать, делать элементарные умозаключения.
· Вызывать эстетическое переживание и гордость за свою страну.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», загадки, русские народные игры «Змейка», «Ручеёк», «Жмурки», «Горелки», чтение русских народных сказок и пословиц, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, разучивание считалок.
Словарная работа:
Старина, ремесленники, домотканная, сундук, мешковина, холст, ситец, крестьяне, чан, душегрея, парча, навершник, символ, заправляли, обёртывали, онучи, лапти, фасон, обычай, атлас, коренья.
Методы и приёмы:
Показ игрушек, картинок, предметов.
Рассказ, объяснение, пояснение, беседа.
Вопросы к детям, указания.
Материал к занятиям:
Куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации с изображением русских национальных костюмов, сундук (сувенирный) большого размера с материалом (мешковина, холст, ситец, атлас, парча), пословицы.
Кисти, гуашь, трафареты русских костюмов.
Ход занятия:
В. Ребята, сегодня к нам в гости пришли Танюшка и Ванюшка (воспитатель показывает куклы). Давайте обратим внимание на их одежду (рассматривают одежду кукол).
В. Ребята, обратите внимание на фасон одежды. Одежда кукол отличается от нашей с вами одежды. Так люди одевались на Руси в старину. И сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси. Давным – давно одежда служила только для защиты людей от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. В старее времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и она была разного фасона.
(Дети рассматривают картинки «Как одевались люди в старину»).
В. Ребята, посмотрите на сундук. Его принесли с собой Танюшка и Ванюшка. Давайте заглянем в него и посмотрим что там лежит.
(Дети рассматривают ткани, определяют её качество).
В. Ребята, из мешковины шили себе одежду крестьяне. Она была серого, невзрачного цвета. Ткань делали дома. Она называлась домотканная. Затем ткань научились отбеливать. Её складывали в чан, кипятили и развешивали на солнышке. Ткань выгорала и становилась белой. Красок в старину не было и люди красили одежду луковой шелухой, травами, кореньями, ягодами. Более богатые люди носили одежду из атласа и ситца. Такую ткань делали в ремесленных мастерских. (Воспитатель обращает внимание детей на ткани).
В. Ребята, а совсем богатые люди носили одежду из порчи. (Воспитатель показывает ткань и обращает внимание детей на её качество).
В. Ребята, давайте рассмотрим картинки на которых изображены люди, жившие на Руси в старину. Посмотрите как они одеты. Это костюм замужней женщины, он назывался навершник. Навершники всегда украшали вышивкой или аппликациями из дорогих тканей. Навершники и сарафаны были очень широкими. Есть такая пословица: «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи». Ребята, как вы можете объяснить смысл этой пословицы. (Диалог с детьми)
В. Ребята, а этот костюм носили девушки. На сарафан девушки надевали душегреи. Душегреи – это коротенькая кофточка на лямках. А это мужской костюм. Основными частями костюма были рубахи и порты (штаны). Ребята, посмотрите как одевались крестьянские дети. Мальчики носили штаны и рубашки с длинным рукавом. Рубашки подвязывали поясом. На ногах надеты лапти. А вместо носков на ноги наматывали кусок ткани и завязывали верёвкой. Называлась она онучи. А девочки носили длинные сарафаны, рубашки у них тоже были с длинным рукавом. А на голову девочки повязывали ленточку.
В старину дети любили играть. И мы с вами сейчас поиграем.
Проводится Р.Н. игра «Ручеёк».
В. Ребята, а теперь мы с вами отправимся в мастерскую и будем расписывать русские народные костюмы.
(Дети по желанию выбирают трафарет Р.Н. костюма, раскрашивают его, рисуют орнамент).
Затем рассматривают работы и определяют кто в каком костюме ходил в старину.
Классный час на тему «Народный костюм»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сергиевская средняя общеобразовательная школа
Тема:
«Традиции русского народного костюма»
Разработка внеклассного мероприятия
Подготовила:
Зам. директора по ВР
Севостьянова И.А.
с. Сергиевка, 2016
Тема: Традиции русского народного костюма
Цель:
1. Ознакомить учащихся с образным строем русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.
3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей;
Планируемые результаты:
Личностные: формирование целостного, социально — ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии ; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа произведений, определение общей цели урока и путей ее достижения, владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств.
Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности.
Оборудование: презентация, ПК, проектор, экран, заготовки сарафанов
Класс: 5
Ход занятия
12
3
5
6
Орг. момент.
Здравствуйте, друзья!
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Актуализация субъективного опыта
Мы начнём урок с того что посмотрим сейчас на экран. Внимание!
Как вы думаете, какова же тема нашего занятия? О чём мы будем сегодня говорить?
Правильно тема нашего урока «Традиции русского народного костюма»
Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный
костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Русский народный костюм — это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского
костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов .Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.
В конце XIX начале XX столетий у русских, населяющих огромную территорию, сформировались свои культурные традиции. Немаловажную роль отводили одежде. Одежда бедных слоев населения отличалась от богатых. С давних пор крестьяне выращивали на своих плодородных землях лен. Его мяли, ткали из него холст, белили и шили повседневную одежду. Зимой носили теплую верхнюю одежду, сделанную из сукна. Вплоть до начала XX столетия крестьянство было обуто в лапти. Городское население – в кожаную обувь.
Поскольку ткачеством, шитьем и вышиванием традиционно занималась женская половина населения, женская одежда выглядела наряднее, чем мужская. О ней стоит говорить подробнее.
Традиционный летний женский костюм. XIX век.
Женская традиционная летняя одежда состояла из нескольких элементов: рубахи, сарафана, головного убора и обуви.
Рубаха – вид одежды, сшитый из прямоугольного куска холста. Рубашечный покрой одежды был распространен в Древней Руси. Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, на ее плечи нашивали цветные вставки (полики).
Сарафан – длинная женская одежда без рукавов с проймами. Передняя часть сарафана сверху донизу застегивалась на пуговицы. Края и середина обшивались гасами и позументом. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом. Сарафан подпоясывался кушаком.
Кушак – пояс из длинного широкого куска ткани или плетеный из шнура.
Женщины одевали на голову повойник.
Повойник – будничный головной убор замужних женщин. Шапочка из ткани, либо платок, обвязанный вокруг головы. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также «перевязку», кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например «повойник». Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались лапти.
Лапти – обувь из лыка, бересты или веревок, которую носили крестьяне.
Традиционный нарядный женский костюм. XIX век.
Нарядную одежду крестьянки одевали по большим праздникам. Все элементы женского костюма бережно хранились и передавались из поколения в поколение от матери к дочери. Рубаха была обильно украшена вышивками. Сарафан расшивали шелком, лентами, тесьмой и бисером. Поверх сарафана одевали душегрею.
На голову одевали кокошник.
Кокошник – женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. Кокошник украшали золотым шитьем, канителью, бисером и жемчугом. В каждой губернии носили разные по форме и размеру кокошники.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались сапоги.
Сапоги – род обуви, сделанный из кожи, с высоким голенищем.
Традиционный зимний женский костюм. XIX век.
В зимнее время года носили теплую одежду и обувь. Самой распространенной зимней одеждой был зипун.
Чтобы защитить кисти рук от замерзания одевали варежки.
Варежки – предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое – для всех остальных пальцев. Варежки вязали из шести.
Самым популярным головным убором была кичка.
Кичка – старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Кичка – это шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки. Сверху на кичку одевали шаль.
Шаль – большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.
На ноги одевали валенки.
Валенки – теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти.
По одежде человека можно было определить с какой он местности, губернии.
Закрепление изученного материала
Я предлагаю вам создать свой традиционный костюм. У каждого из вас есть заготовки русского женского костюма. Ваша задача раскраситься его по своему желанию.
Скажите, пожалуйста, какие элементы входят в повседневный русский костюм?
Какие элементы входят в традиционный костюм?
В чем ходили наши предки в холодное зимнее время?
Рефлексия
мне было интересно…
меня удивило…
мне было трудно…
мне захотелось…
Итог урока
-Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: «ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ».дети смотрят видео, ведут диалог.
Ответы учащихся
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Работа с заготовками
Ответы учащихся
Слайд 15
Ученики выходят к доске со своими работами.
Конспект урока Русский народный костюм
Тема урока: «Русский народный костюм»
Цель: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи.
Задачи: Обучающие:
1.Познакомить с элементами народного костюма XIX века.
2.Рассказать об особенностях геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.
3.Выделить цветовую гамму.
4.Объединить элементы костюма в целостный образ.
Развивающие:
1.Художественный вкус.
2.Логическое мышление.
3.Цветовое и формальное восприятие.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса к этнографии и истории русского народного костюма.
2.Приобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.
Планируемые результаты:
В познавательной сфере:
— давать определение изученных понятий:
костюм, рубаха, сарафан, понёва, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;
— описывать элементы народного костюма;
В ценностно-ориентационной сфере:
— анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;
Универсальные учебные действия:
Личностные:
— Знание народных традиций;
— Чувство гордости за русскую культуру;
— Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Регулятивные:
—Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
— Прогнозировать ситуацию будущих событий.
Познавательные:
— Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
— Устанавливать причинно-следственные связи.
— Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
— Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Методы и приёмы: .Объяснение. Демонстрация. Практическая работа.
Тип урока: комбинированный, индивидуальный.
Вид урока: тематическое рисование
Оборудование для учителя: иллюстрации, плакаты с одеждой русского костюма и плакаты с головными уборами, репродукции картин.
Оборудование для учащихся: графические материалы, гуашь, акварельные краски, кисти, баночка с водой. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка», «Три девицы подземного царства», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна. На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки.
Используемая литература:
1.Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9-е классы / [сост.: В.С. Кузин, В.И. Сиротин]. — М. : Дрофа, 1998. — 320 с
2. Русский народный костюм. Путешествия с севера на юг. Анна Андреева, 2011
Задание урока: выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный — мужской и женский. Фигуры должны быть крупными, во весь лист, располагаться по центру листа, вертикальное положение. На этом уроке определяется цветовое решение костюма
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
- Тема урока
Вступительная часть: 4 мин.
Основная часть: 32 мин.
Заключительная часть: 4 мин.
Всего: 40 минут
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация прошлого художественного опыта учащихся.
3. Изучение нового учебного материала.
4. Формулировка практического задания.
5. Инструктаж
6. Практическое решение учебной задачи.
7. Закрепление нового материала. Этап проверки понимания учащимися нового материа-ла.
8. Подведение итогов урока. Визуализация решения практической задачи.
9. Сообщение домашнего задания
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Вадимовна. Сегодняшний урок у нас на тему русского народного костюма.
Беседа по теме урока.
Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» — так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе:
Заговор-заклятье
Пойду ль я во чисто поле-
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чисто поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами-
От всякого злого недуга.
-Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»?
-Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.
История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, самодвижение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19-20 века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева — юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты.
Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна. На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова», В.Сурикова «Сибирская красавица»
В.Васнецов «Алёнушка»
В.Васнецов «Три царевны подземного царства»
Ф.Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме»
А.Венецианов «Весна. На пашне»,
В.Сурикова «Боярыня Морозова».
В. Суриков «Сибирская красавица»
Слова – «рубаха», «сарафан», «епанечка» (короткая клешеная кофточка без рукавов), «понева»- домотканая клетчатая юбка из шерсти.
Русские народные костюмы (мужские)
Мужской костюм состоял из рубахи- косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой овчинные нагольные шубы. Мужская обувь сапоги или лапти с онучами и оборами.
Русские народные костюмы (женскиие)
Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русский народный крестьянский костюм
Практическая работа.
Итог урока
Выбор лучших работ и оформление выставки лучших работ на доске
Вопросы детям:
1 Чему мы научились сегодня на уроке?
2 Чем занимались? Интересно ли было?
3 Что нового узнали?
Домашнее задание.
Кто не успел закончить работу, закончите её дома!
Классный час (4 класс) по теме: «Русский народный костюм»
МКОУ «Елбанская СОШ»
Классный час
на тему:
«Русский народный костюм»
Возраст детей:10-11 лет.
Автор: Захарова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
Дата проведения: 17 марта 2014 года
Актуальность: С возвращением к нам национальной культуры все больше хочется знать о русской культуре, в том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции.
Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре.
Задачи: Побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, помнить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин, воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.
Возраст детей: 4 класс.
Предварительная подготовка:
1Подбор элементов старинного быта.
2.Изучение материалов о русском костюме.
3.Рисунки, поделки учащихся по теме.
4.Разучивание народных игр: «Горелки», «Гори, гори ясно» и другие
5.Посещение музея старины в сельской библиотеке.
Оборудование:
1.Компьютер.
2.Презентация №1 «Русский народный костюм».
3. .Презентация №2
4.Элементы русской старины ( скатерти, рушники, самовары, матрёшки)
5.Выставка детских рисунков и поделок «Как одевались на Руси».
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
I. Организация класса. Эмоциональный настрой
— Что необычного в классе?
— Нравится ли вам в классе? Почему?
II. Сообщение темы и цели занятия.
— Чтобы точнее определить тему классного часа разгадайте загадку
Есть у бабушки-старушки,
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький… (Сундук)
Презентация №1
Слайд 2
-Вот видите, в горнице сундук стоит. Сундук этот дарила матушка своей дочери. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук, мне его моя матушка, бабушка твоя оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!».
-Как вы думаете, что в нем (Предположения детей).
— А хотите заглянуть
-Откроем сундук и посмотрим, что в нём лежит.
Слайд3 (В сундуке лежит одежда.)
— О чём будем говорить на классном часе? Почему вы так решили?
— Мы с вами поговорим о старинном русском костюме.
-А как вы думаете для чего нам нужно изучать старинную одежду?
Предполагаемые ответы:
• для того, чтобы знать историю своего народа,
• для того, чтобы понять, сколько трудолюбия, терпения, выдумки, фантазии и любви русский человек вкладывал в изготовление одежды
-Как готовились к классному часу, что смогли найти из элементов старинного быта.
III. Беседа о русском народном костюме.
Слайд4
— Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
— А для чего нужна одежда человеку (ответы детей).
— Оказывается не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить его, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед.
— Основой любого комплекта одежды является рубаха?
-Что вы можете о ней рассказать?
— Что вы знаете о вышивке на рубахе?
— Какое она имела значение?
-Рубаха — самая древняя и необходимая часть русского костюма. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Ее носили мужчины, женщины, дети.
— Вышивка была не только украшением одежды, но и как оберег, от предков шла вера в магическую силу рубахи. Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, то на ней оформлялись детали, призванные защищать определенные части тела человека: ворот, на шее крепится голова и шею нужно оберегать. Далее плечи, так как отсюда начинается главный рабочий орган — руки. Орнаменты располагались на груди: у женщин, чтобы выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род. Рубаха – основа народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица и владелец.
— Как называлось платье без рукавов? (сарафан)
Слайд6
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,
серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Слайд7
-Понева — древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском — гашником; ее носили только замужние женщины.
— А что вы можете рассказать о переднике?
Слайд8
-Он одевался поверх поневы, был расшит вышивкой, по вышивке на переднике можно было узнать, сколько лет женщине, сколько у нее детей, из какой она деревни
— Для чего нужен был пояс?
Слайд9
-Обязательной деталью сарафанного костюма являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными кистями и подвесками, он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка.
Слайд10
-Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.
— Расскажите об обуви?
Слайд11
-Крестьяне носили лапти, чеботы, сапоги, зимой валенки.
— Лапти плели из липового лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как липку»), а также из коры ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. Обувь шили также из кожи, но только богатые люди, сапоги считались признаком достатка.
— Что вы можете рассказать о женском головном уборе?
По старинным поверьям волосы обладали магической силой, через них можно было воздействовать на человека, поэтому и считалось, что их должны оберегать, прятать от чужого глаза.
Слайд12
— Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины– кокошник, кичку, чепцы, капоры.
Слайд13
-Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали узким поясом. Порты шились неширокие, суженные к низу, завязывались на талии шнурком – гашником.
— Свое понятие о мире человек обозначал условными знаками.
Слайд14
-Подол женской рубахи или юбки-поневы часто украшались вышитыми квадратами, ромбами с точками. Эти элементы символизировали землю, поле, засеянное семенами.
Слайд15
-На рубахах выше пояса можно увидеть веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражали идею земли.
Слайд16
-Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. На головных уборах часто изображали солнце и звезды.
-Таким образом, женщина, одетая в такой костюм представляла как бы модель мира.
IV. Работа в группах.
Каждая группа получает конверт с буквами, из которых дети должны составить слова «рубаха», «сарафан», «кокошник», «понёва».
— Какие слова у вас получились?
(Слова вывешиваются на доску)
— Что обозначают эти слова?
V. Работа с пословицами.
-Любовь человека к родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках.
-Угадайте пословицу по её началу
Слайд17
По одёжке встречают, по уму провожают.
С миру по нитке — голому рубаха.
Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду.
VI.Загадки
Все в шерсти, а кожи нет.
(валенки)
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой.
(Рубашка)
5. Тепла не даёт,
А без него холодно
(Пояс)
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.
(лапти)
VII. Рассказ учителя о русском народном костюме в наше время.
— Русский народный костюм просуществовал до начала 20 века. Создателем, хранителем и носителем народного костюма было крестьянство. В конце 19 века крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выражающееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, обуви, головных уборов. Затем произошло изменение и самих форм одежды. Молодёжь хотела быть более современной. В результате русский народный костюм как массовый вид одежды перестал существовать.
-Но неужели навсегда исчез даже образ народного костюма?
— Конечно же нет. Разумеется, сейчас никто не ходит в домотканой понёве или косоклинном сарафане и душегрее, но эти яркие образы остались и воплотились в сценическом костюме.
Слайд18
— Обратите внимание, в какие нарядные сарафаны одеты девочки нашей школы во время выступления в доме культуры.
-Народное искусство по-прежнему питает сегодняшнюю художественную культуру, всегда оставаясь чистым, живительным родником. Народное творчество вдохновляет современных художников. Мотивы народного костюма отразились в коллекции известного модельера Вячеслава Зайцева.
Слайды 19,20,21,22
VIII. Подведение итогов занятия.
— О чем может рассказать нам русский народный костюм?
— Из каких элементов состоит русский народный костюм?
– — Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва взглянув на его одежду?
-Сегодня мы окунулись в прекрасный мир русской старины, многое узнали о процессе создания национального костюма, о символике русской вышивки. О России написано много красивых слов. Вот такой красивой песней о России я бы хотела закончить наш классный час. Давайте послушаем и полюбуемся красотой русской народной одежды..
Презентация №2
-Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Я надеюсь, что для вас сегодня открылась какая-то своя новая особенная Россия.