Наталия гончарова: Гончарова, Наталья Николаевна — Википедия – Гончарова, Наталия Олеговна — Википедия

Содержание

Гончарова, Наталия Олеговна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 сентября 2019; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 сентября 2019; проверки требуют 5 правок. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гончарова.

Ната́лия Оле́говна Гончаро́ва (в 2012—2016 — Обмоча́ева; род. 1 июня 1989(1989-06-01), Сколе, Львовская область) — украинская и российская волейболистка, диагональная нападающая, игрок сборной России, чемпионка мира 2010 года, двукратная чемпионка Европы. Заслуженный мастер спорта России (2010)[1].

Наталия Гончарова родилась в городе Сколе Львовской области[2]. Волейболом начала заниматься в Ивано-Франковске, куда переехала вместе с семьёй. Первый тренер — Пётр Погребенник. В чемпионате Украины выступала за команды «Регина» (Ровно) и «Университет» (Ивано-Франковск). Также играла за юниорскую и молодёжную сборные Украины. В 2005 году стала чемпионкой Европы среди юниоров, а в 2006 — бронзовым призёром чемпионата Европы среди молодёжных команд.

С 2008 года выступает за московское «Динамо», в составе которого в 2009, 2016, 2017, 2018 и 2019 становилась чемпионкой России, а в 2010—2015 трижды подряд выигрывала серебряные медали чемпионатов России. Также в составе московской команды трижды становилась победительницей розыгрышей Кубка России.

Вместе с Наталией игроком команды «Динамо» (Москва) в ряде сезонов являлась и её сестра Валерия.

17 августа 2012 года Гончарова вышла замуж за волейболиста казанского «Зенита» и сборной России Алексея Обмочаева[3].

В январе 2016 года супруги развелись, и Наталия вернула девичью фамилию Гончарова[4][5][6].

В середине 2010 года была утверждена смена Наталией Гончаровой волейбольного гражданства с украинского на российское (в ноябре 2007 на европейском квалификационном турнире Олимпиады-2008 спортсменка последний раз играла в составе сборной Украины). После этого главный тренер сборной России Владимир Кузюткин включил Наталию в состав российской сборной. Дебют в главной команде страны состоялся в июне 2010 года на международном турнире «Монтрё Волей Мастерс».

В июле 2010 года Гончарова в составе сборной России стала победителем Кубка Ельцина, а в ноябре того же года — чемпионкой мира. В дальнейшем в составе сборной принимала участие в крупнейших международных турнирах, неоднократно становясь их победителем и призёром, в том числе чемпионкой Европы в 2013 году.

В октябре 2015 года волейболистка в составе сборной России вновь стала победительницей европейского первенства, а в 2019 — бронзовым призёром Кубка мира.

Наталия Гончарова (Обмочаева)
в официальных матчах сборной России
ИгрыОчки
Олимпийские игры (2012, 2016)12226
Олимпийская квалификация (2011, 2012, 2016, 2019)22256
Чемпионаты мира (2010, 2014, 2018)26284
Квалификация чемпионата мира (2017)559
Кубок мира (2015, 201920369
Всемирный Кубок чемпионов 2017587
Гран-при (2011, 2013, 2014—2016)641078
Квалификация Гран-при (2010)541
Чемпионаты Европы (2011, 2013, 2015, 2017, 2019)27471
Всего186 2877

Со сборными России[править | править код]

С клубом[править | править код]

  • 5-кратная чемпионка России — 2009, 2016, 2017, 2018, 2019;
  • 4-кратный обладатель Кубка России — 2009, 2011, 2013, 2018;
    • 3-кратный серебряный призёр розыгрышей Кубка России — 2012, 2016, 2019.
  • двукратный обладатель Суперкубка России — 2017, 2018.
  • серебряный призёр Лиги чемпионов 2009.

По опросу главных тренеров команд суперлиги четырежды подряд признавалась лучшей волейболисткой чемпионатов России (2014/2015, 2015/2016, 2016/2017 и 2017/2018), становясь обладателем приза имени Людмилы Булдаковой[7][8][9][10].

MVP «финала четырёх» чемпионата России 2016 и «финала четырёх» розыгрыша Кубка России 2018.

Гончарова, Наталья Сергеевна — Википедия

Ната́лья Серге́евна Гончаро́ва (21 июня [3 июля] 1881, село Ладыжино (по другим сведениям, село Нагаево), Тульская губерния — 17 октября 1962, Париж) — русская художница-авангардист, график, сценограф. Представительница лучизма. Жена Михаила Ларионова

[8].

Принадлежала к дворянскому роду Гончаровых (потомков калужского купца Афанасия Абрамовича — основателя Полотняного Завода). Родилась в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова (1862—1935) и его жены Екатерины Ильиничны (урожд. Беляевой), дочери профессора Московской духовной академии[9].

Дед — волоколамский исправник коллежский секретарь Михаил Сергеевич Гончаров (1837—1867) — племянник Натальи Гончаровой-Пушкиной. Его жена — бабушка Натальи Сергеевны — Ольга Львовна (урожд. Чебышёва; 1836—1908), сестра известного математика П. Л. Чебышёва.

Русские годы[править | править код]

Образование, ранние годы[править | править код]

Детство Гончаровой прошло в Тульской губернии, где её отцу принадлежали несколько сёл и усадеб: Ладыжино, Нагаево, село Лужны[10]. Прожив первые десять лет в имениях отца, Гончарова в дальнейшем сожалела о том, что вынуждена жить и работать в крупных городах, в то время как предпочла бы сельский быт. Путешествуя по России, она также проявляла больший интерес к исследованию деревень, нежели городов

[11].

В 1891 году (по другим данным в 1892 году) вместе с семьёй переезжает в Москву[10][12][13].

В 1898 году окончила IV женскую гимназию[10] с серебряной медалью. В 1900 году пробует себя на медицинских курсах[10], но бросает их через три дня[11]. Позднее, по разговорам с Гончаровой М. Цветаева запишет: «Не вынесла мужеподобного вида студенток-медичек». В том же году, вслед за близкой подругой, в течение полугода учится на историческом факультете Высших женских курсов[11].

Молодая Наталья Гончарова

В 1901 году в качестве вольного слушателя поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, в класс скульптора-импрессиониста П. П. Трубецкого

[10]. Другим её учителем становится С. М. Волнухин[13].

По одной из версий в этом же году знакомится со своим будущим мужем М. Ф. Ларионовым. Однако по другой версии их знакомство могло случиться годом ранее: в списках работ Ларионова упоминаются его портреты, написанные Гончаровой в 1900-м году[10].

В 1903 году совершает поездку в Крым и Тирасполь[12]. В Тирасполе Гончарова рисует плакаты для сельскохозяйственной выставки, которая проходит в здании, построенном её отцом[11]. Из поездки Гончарова возвращается с акварелями и пастелями, выполненными в импрессионистской технике, которой она увлекается под влиянием Ларионова[10]. Привезённые картины приобретают коллекционеры современного искусства А. И. Морозов, Н. П. Рябушинский[13]. В том же году прерывает учёбу из-за состояния здоровья.

Возвращается в училище в 1904 году и переходит в мастерскую живописи, где её учителем становится К. А. Коровин[10][14]. Предпочтение живописи скульптуре часто связывают с влиянием Ларионова. В разговорах с М. Цветаевой Гончарова упоминает его слова, сказанные в годы обучения:

У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!

Впрочем, Гончарова продолжает заниматься скульптурой. Дважды её работы отмечаются медалями: в 1904 году получает малую серебряную медаль за анималистические скульптурные этюды, второй медалью за скульптуры она награждается в 1907 году[10].

В 1909 году Гончарова прекращает вносить оплату за обучение, и её отчисляют из училища[10][12].

Творческая деятельность[править | править код]
Наталья Гончарова. Автопортрет с жёлтыми лилиями. 1907 год

С 1906 года Гончарова всё более интенсивно занимается живописью. В Париже она посещает ретроспективу Поля Гогена и увлекается фовизмом, отдаляясь от импрессионизма. Вскоре она пробует себя во многих других направлениях живописи: увлекается кубизмом и примитивизмом

[10]. Одновременно Гончарова активно выставляет свои работы, принимая участие во всех значительных выставках современного искусства в России, а также в некоторых европейских выставках[14]:

  • Выставках Московского товарищества художников (1905, 1907),
  • Осеннем салоне в Париже (1906),
  • «Русской художественной выставке», организованной С. П. Дягилевым,
  • «Стефанос» (1907—1908, Москва),
  • «Звено» (1908, Киев),
  • Салонах журнала «Золотое руно» (1908—1909, Москва).

C 1908 года Гончарова живёт в доме, построенном по проекту её отца (Трёхпрудный переулок, 2а)[10].

С 1908 по 1911 год даёт частные уроки в Студии живописи и рисунка И. И. Машкова[10].

К 1909 году относится первый опыт театральной работы: Гончарова подготавливает эскизы декораций и костюмов для постановки «Свадьбы Зобеиды» Гуго фон Гофмансталя, осуществлённой в частной студии Константина Крахта

[12]. Также пробует себя в декоративно-прикладном искусстве, оформив скульптурные фризы некоторых московских особняков и разрабатывая рисунки обоев[15].

24 марта 1910 года в помещении литературно-художественного кружка Общества свободной эстетики Гончарова организует свою первую персональную выставку[13], на которой представлено 22 картины[16]. Выставка продолжалась лишь один день: из-за представленной картины «Натурщица (на синем фоне)» Гончарова обвиняется в порнографии, несколько работ конфискуется. Вскоре суд оправдывает художницу[10].

В 1912 году участвует в организованных Ларионовым футуристических прогулках с раскрашенными лицами по Москве[10]. Начинает заниматься иллюстрированием книг футуристов[10][17]:

По инициативе А. Кручёных издаются литографированные открытки с рисунками Гончаровой.

Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Москва, 1913 г.

Совместно с Ларионовым организует и участвует в выставках «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1914), «№ 4». Входит в мюнхенское объединение «Синий всадник» и участвует в одноименной выставке в 1912 году.

Принимает участие в выставках «Мира искусства» (1911—1913, Москва, Санкт-Петербург), «Союза молодежи», «Московском салоне», выставках футуристов в Риме, постимпрессионистов в Лондоне (1912), галереи «Штурм» в Берлине, Первом немецком осеннем салоне (1913, Берлин), выставке современной живописи (1912, Екатеринодар)[10][18].

Крупнейшие персональные выставки Гончаровой состоялись в Москве, на Большой Дмитровке (осень 1913 года), и в Петербурге (весна 1914 года), на них были представлены более 700 работ, созданных с 1900 по 1913 год[10][19][20]. Московская выставка завершается выпуском первого каталога-монографии, посвящённой Гончаровой и Ларионову под редакцией И. М. Зданевича. Предисловие каталога содержит часто цитируемое высказывание, приписываемое Гончаровой[21]:

Мною пройдено всё, что мог дать Запад до настоящего времени, — а также всё, что, идя от Запада, создала моя родина. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада, считая его нивелирующее значение весьма мелким и незначительным, мой путь к первоисточнику всех искусств — к Востоку. Искусство моей страны несравненно глубже и значительней, чем всё, что я знаю на Западе.

Среди историков искусства идёт спор о настоящем авторстве этих слов. Существует предположение, что автором был сам И. Зданевич. Однако высказывание схожих тезисов в более ранних текстах Гончаровой и Ларионова позволяет другим исследователям утверждать, что цитата соответствовала представлениям Гончаровой и её близкого окружения[21]. Позже, оказавшись в вынужденной эмиграции в Париже, Гончарова говорила: «Хотела на Восток, а попала на Запад»[11].

В 1913 году участвует в съёмках фильма «Драма в кабаре футуристов № 13». На единственном сохранившемся кадре этого фильма запечатлена полуобнажённая Гончарова на руках Ларионова. Премьера состоялась в январе 1914 года, когда группа «Ослиный хвост» уже распалась.

В 1914 году, по рекомендации Александра Бенуа, Дягилев приглашает Гончарову в Париж для работы над «Золотым петушком»[14]. В Париже, помимо театральной работы, Гончарова и Ларионов устраивают весной 1914 года персональную экспозицию в галерее Поля Гийома, получившую одобрительные отзывы во французской прессе[22].

 

Литографическая серия
«Мистические образы войны»

С началом Первой мировой войны Ларионов и Гончарова возвращаются в Россию. В 1914 году Гончарова выпускает литографическую серию «Мистические образы войны» — большие литографии на патриотическую тему.

В 1915 году работает над сценографией для театральной постановки «Веера» К. Гольдони в Камерном театре А. Я. Таирова. Эта работа Гончаровой заслужила высокую оценку В. Мейерхольда[23]. Выходит книга Т. Чурилина «Весна после смерти» с литографиями Гончаровой.

В апреле 1915 года состоялась последняя прижизненная выставка Гончаровой в России («Выставка живописи 1915 год»). В июне 1915 года Дягилев приглашает Гончарову и Ларионова для постоянной работы в его «Русских сезонах», они покидают Россию[10].

Цензура[править | править код]

После первой персональной выставки Гончаровой в «Обществе свободной эстетики» газета «Голос Москвы» публикует анонимный отзыв, в котором две картины («Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии») называются порнографическими[24]. На следующий день полиция накладывает арест на эти работы и картину «Бог», которая, по мнению автора газетной заметки, «хуже, чем порнография тайных карт»[16][25]. Гончаровой предъявляются обвинения в распространении порнографии («явно соблазнительных картин»). Те же обвинения выдвигают против организаторов выставки: В. Я. Брюсова, И. И. Трояновского, В. О. Гиршмана, К. И. Игуменова, В. А. Серова, и даже Андрея Белого, не имевшего отношения к выставке, однако написавшего текст, который обсуждался на ней[16].

Историки называют нетипичным этот случай преследования художника в дореволюционной России. Само преследование художников, не занимающих политическую позицию, нельзя назвать распространённым в тот период, а до Гончаровой статья о порнографии не применялась по отношению к работам, имеющим художественную ценность[16].

Внимание полиции к выставке может объясняться реформой законодательства, которое с 1906 года расширяло возможности цензуры. Также отмечают сексистский контекст обвинений Гончаровой. Уже в заметке, опубликованной «Голосом Москвы», автора особенно возмущает, что нарушать моральные нормы позволяет себе женщина[16]. До начала XX века сама возможность женщин-художниц работать над обнажённой натурой была существенно ограничена[16]. Таким образом, жанр обнажённой натуры в исполнении художницы был непривычен и провокативен для московской публики. Сама Гончарова не имела большого опыта написания обнажённой натуры до 1908 года, когда она стала преподавателем в школе Машкова — именно на занятиях в этой школе были созданы арестованные «Натурщицы»[16].

Наконец, причиной судебного разбирательства могло стать место, где проходила выставка. Основным вопросом, который стоял перед судом, был вопрос о публичности представленной выставки. Гончарова, её адвокат В. Ходасевич и свидетели защиты указывали на то, что однодневная выставка была закрытым мероприятием, не предназначенным для широкой публики. Суд согласился с такой версией и на этом основании оправдал Гончарову[24]. Однако исследователи отмечают, что выставку в «Обществе свободной эстетики», одной из самых заметных площадок столицы, лишь отчасти можно назвать закрытым событием[16][26]. Традиционно, картины, написанные с обнажённой натуры, демонстрировались в салонах для ещё более ограниченного числа зрителей.

Согласно каталогу выставки 1913 года Гончарова писала картины с обнажённой натуры с 1906 года по 1910 год, но после суда остановила свои занятия в этом жанре[16].

Но столкновения с цензурой на этом не закончились. В 1911 году с выставки «Бубнового валета» полиция потребовала убрать картину «Бог плодородия». В 1912 году церковь выступила против показа четырёхчастного цикла «Евангелисты» на выставке «Ослиный хвост»[17]: религиозный сюжет картины противоречил, по мнению цензора, названию и духу выставки[27].

В 1914 году по санкции обер-прокурора Синода арестовывается 22 картины с персональной выставки Гончаровой в петербургском «Художественном бюро» Надежды Добычиной[25] — несмотря на то, что картины были предварительно допущены духовным цензором[28]. Аресту предшествует публикация в прессе, критикующая использование авангардистских техник в изображении религиозных сюжетов[25]:

Выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки: нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, «лучистых» пейзажей и подобной «кубистической» дребедени.

За Гончарову заступаются бывший министр народного просвещения граф И. И. Толстой, вице-президент Академии художеств Николай Врангель и художник Мстислав Добужинский[25]. Под их давлением картины были возвращены[28].

Оценки работ Гончаровой в отношении традиций религиозной живописи расходятся. Поздние исследователи отмечают, что ни до Гончаровой, ни долгое время после «никто из российских художников не отходил в своем творчестве от традиций изображения священных образов настолько, что их творения можно было бы назвать принципиально новыми и современными интерпретациями»[29]. Отмечают наследование Гончаровой традиции лубка и крестьянским представлениям о религии, смешивающим христианские и языческие образы[25]. В то же время современник Гончаровой, архимандрит Александро-Невской лавры, ценил работы художницы именно за возрождение стиля, близкого древней иконописи. Такая позиция встречается и в поздних исследованиях[28].

Известно также о предложении А. Щусева Гончаровой расписать спроектированный им Троицкий храм, возведённый в 1912 году в селе Кугурешты (Бессарабия). Гражданская война и отделение Бессарабии не дали замыслу осуществиться, однако сохранились эскизы, выполненные Гончаровой для храма[28].

Встречается оценка Гончаровой как «наименее радикального художника русского авангарда», для которого провоцирование публики не имело того значения, как для ряда других авангардистов[30].

Сама Гончарова видела особую ценность в объединении художественных, религиозных и патриотических сюжетов в живописи[28]:

Религиозное искусство, которое может прославить государство, — прекрасная и магическая манифестация самого искусства.

Свои столкновения с цензурой она комментировала таким образом[9]:

Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан.

Французские годы[править | править код]

Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова

В 1914 году, приняв приглашение Сергея Дягилева работать в качестве художника для Русских сезонов, Гончарова вместе с мужем приехали во Францию. Первой работой в труппе Дягилева стала сценография оперы-балета «Золотой петушок», после успеха первых показов которой в Париже и Лондоне Дягилев продолжил сотрудничество с художницей. Сначала супруги жили в Швейцарии, в 1916 году — в Париже, зиму и весну 1917 провели в Риме. Окончательно поселились в Париже в мае 1919 года[10].

В письме поэту Сергею Боброву Наталья Гончарова писала о тяжести разлуки с родиной[31]:

Как мне дорога каждая весть из Москвы. Начинаешь понимать китайцев, которые, как говорят, зашивают, уезжая из дому, горсть земли в подошвы туфель, чтобы всегда ходить по своей земле.

В начале 1920-х годов Гончарова с Ларионовым активно сотрудничали с Дягилевым, регулярно выставлялись в парижских галереях «Осенний салон» и «Салон независимых». Гончарова продолжила заниматься книжной иллюстрацией, живописью, преподаванием, оформляла парижские балы, но её известность постепенно сошла на нет[10].

Первая зарубежная персональная выставка Гончаровой открылась в июне 1931 года. В 1938 году они с Михаилом Ларионовым приняли французское гражданство[10]. В 1956 году Гончарова и Ларионов наконец официально зарегистрировали свой брак.

В 1940-х и 1950-х годах супруги жили в относительной бедности и невостребованности, но во второй половине 1950-х годов их искусство вновь привлекло к себе внимание. В 1961 году в Лондоне Советом искусств Великобритании была организована крупная ретроспектива работ Ларионова и Гончаровой.

Скончалась в Париже 17 октября 1962 года. Похоронена на кладбище в Иври-сюр-Сен в Париже.

После её смерти Музей современного искусства (Париж) посвятил ей и Ларионову крупную ретроспективу.

  • Примеры работ
  • Стрижка овец, 1907

  • Бабы с граблями, 1907

  • Архангел Михаил, 1910

  • Павлин под ярким солнцем, 1911

  • Ткацкий станок и женщина, 1913

  • Велосипедист, 1913

Наталья Гончарова известна как художник книги[32][33]. Среди её работ:

  • Gontcharova, N. 14 portraits de Théâtre 1915—1916: Lausanne, St. Sebastian /reproduits aux pochoirs d’après les aquarelles originales et signés par l’auteur. — Paris: La Cible, 1916.
  • Парнах, В. Самум / 3 рисунка Наталии Гончаровой. — Париж: Книгоиздательство «Нах» (транскрипция с санскрита), 1919[34].
  • Gončarova, N. S., Larionow, M. L’art décoratif théâtral moderne. — Paris: La Cible, 1919.
  • Блок, А. Двенадцать. Скифы / с 14-ю иллюстрациями Н. Гончаровой и М. Ларионова. — Париж: Мишень, 1920.
  • Парнах, В. Словодвиг = Motdinamo: Стихи / 8 иллюстраций с рисунков Н. Гончаровой; обложка и 7 иллюстраций с рисунков Ларионова. — Париж: Мишень, 1920.
  • Цетлин, М. (Амари). Прозрачные тени. Образы: 4-я книга стихов. — Париж; Москва: Зёрна, 1920.
  • Рубакин, А. Город: Стихи / обложка, иллюстрации и виньетки по рисункам Н. Гончаровой; шрифт исполнен автором. — Париж: 1920.
  • Эскизы оформления издания «Откровение Иоанна Богослова». 1922. (Не осуществлено)
  • Эскизы иллюстраций к книге К. Бальмонта «Фейные сказки». 1922. (Не осуществлено)
  • Эскизы иллюстраций к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» по заказу «Orchis Verlag». 1922—1923. (Не осуществлено)
  • «Слово о полку Игореве» (1923)[35]
  • Pouchkine, A. S. Conte de tsar Saltan et de son fi ls le glorieux et puissant prince Guidon Saltanovitch et de sa belle princesse Cygne / mis en francais par Claude Anet; illustré et orné par Natalia Gontcharova. — Paris: Éditions de la Siréne, 1921[36].
  • Isarlov, G. L’Annonciation: Roman / ill. par E. Chimot, A. Dignimont, N. Gontcharova et M. Larionov. — Paris: H. Reynaud, 1925.
  • Kessel, J. Le thé du capitaine Sogoub / nouvelle illustré d’images hors-texte gravées par Nathalie Gontcharova. — Paris: Au Sans Pareil, 1926.
  • Michel, M.-G. Les Montparnos: Roman / illustré par les Montparnos … — Paris: Fasquelle, 1929. (Иллюстрации художников парижской школы, в том числе Ларионова и Гончаровой.)
  • Эскизы иллюстраций к эпосу «Калевала». 1932. (Не осуществлено.)
  • Гофман, М. Л., Лифарь, С. Письма Пушкина к Н. Н. Гончаровой: Юбилейное издание (второе). 1837—1937. — Париж: [Издание Сержа Лифаря, 1936].
  • Кодрянская, Н. В. Сказки. — Париж: [б. и.], 1950.
  • Larionov, M., Vorms, P. Les Ballets russes / Serge de Diaghilew et la décoration théâtrale, par Nathalie Gontcharova, Michel Larionov, Pierre Vorms … Nouvelle édition revue et augmentée / [illustrations de Michel Larionov et de Nathalie Gontcharova]. — Belvès: P. Vorms, 1955.

Часть книг с иллюстрациями Н. Гончаровой переизданы в серии «Возвращение книги».

  • 18 июня 2007 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Сбор яблок» (1909 год) была продана за 4 млн 948 тысяч фунтов стерлингов (почти 10 млн долларов США), установив таким образом исторический рекорд стоимости работ художников-женщин[37].
  • 2 февраля 2010 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» (1916 год) была продана за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, таким образом установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин[38][39].

В 2011 году в Москве была проведена пресс-конференция, участники которой, эксперты Ирина Вакар и Андрей Сарабьянов и коллекционер Пётр Авен, заявили о примерно 300 подделках Натальи Гончаровой, опубликованных в монографии Эндрю Партона «Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой» и первом томе каталога-резоне Дениз Базету «Наталия Гончарова: её творчество между традицией и современностью»[40].

Приблизительно в 1999 году в Государственную Третьяковскую галерею принесли на экспертизу картину «Работа в саду» с предположительным авторством Натальи Гончаровой. После стилистической и технологической экспертизы все члены экспертной группы заведующей научно-экспертным отделом Мильды Виктуриной пришли к заключению, что к Гончаровой работа не имеет отношения. С целью получения положительного заключения экспертизы Виктуриной была предложена взятка в 500 долларов, и после её отказа была назначена повторная экспертиза, от которой были отстранены все члены экспертной группы Виктуриной. Другими экспертами картина была атрибутирована как подлинная. Виктурина после этих событий уволилась из Третьяковской галереи по собственному желанию[41].

16 октября 2013 года в Третьяковской галерее[42] открылась четырёхмесячная выставка Гончаровой «Между Востоком и Западом»[43]. На выставке были представлены не только знаменитые живописные произведения Натальи Гончаровой, но и театральные эскизы, а также работы, связанные с модой. Всего экспонировалось около 400 произведений.

Книги[править | править код]

Статьи[править | править код]

🤾 Наталия Гончарова осталась без мужа

Миловидную спортсменку Наталию Гончарову не без оснований называют самой красивой волейболисткой сборной России. У нее и фамилия звучная — как у жены Александра Пушкина. И многие болельщики не могут взять в толк, почему очаровательная нападающая московского «Динамо» до сих пор не замужем.

В июне Наталии Гончаровой исполнилось 30. Звонких титулов у нее хватает — чемпионка мира, двукратная чемпионка Европы, пятикратная чемпионка России. В 2015 году волейболистку признали лучшей диагональной нападающей финала «Гран-при». После того как ушла из большого спорта Екатерина Гамова, именно Гончарова стала новым лидером женской сборной России. Однако в личной жизни ей пока не везет.

У Наталии уже есть опыт замужества, но первый брак оказался непрочным. В августе 2012 года она сыграла свадьбу с волейболистом Алексеем Обмочаевым. На Играх в Лондоне Леша вместе с партнерами завоевал долгожданное олимпийское золото.

Он красиво ухаживал. А предложение руки и сердца сделал в новогоднюю ночь сразу после боя курантов.

— Я согласилась, но, поскольку мы оба готовились к Олимпиаде, свадьбу решили сыграть уже после Лондона, — рассказывала Гончарова. — Полноценного медового месяца у нас не получилось. Удалось две недели отдохнуть на Кипре, а потом по графику начались тренировки. Мы разъехались каждый по своим клубам.

Алексей и Наталия казались идеальной парой, но их пути разошлисьАлексей и Наталия казались идеальной парой, но их пути разошлись. Фото Михаила Фролова/«Комсомольская правда»

Возникла странная ситуация. Наталия и Алексей поставили штамп в паспорте, но после этого целый год жили в разных городах. Молодая жена — в Москве, а ее новоиспеченный супруг — в Казани. Обмочаев выступал за местный «Зенит».

Наталию такой расклад не устраивал. Она, как добропорядочная жена, взяла фамилию мужа, хотя своя ей нравилась гораздо больше.

— Ты что, с луны свалилась?! Какая еще Обмочаева? — говорили ей подруги. — Зачем тебе брать такую смешную фамилию? Не меняй, не вздумай.

Гончарова не послушала. А у мужа, по свидетельству очевидцев, после триумфа на Олимпиаде явно закружилась голова. Он стал нарушать режим, халтурить на тренировках, вступил в конфликт с главным тренером «Зенита» Владимиром Алекно. Именитый коуч даже не хотел с ним общаться. В результате Обмочаев перешел в московское «Динамо». Жена этому только обрадовалась — семья воссоединилась!

Убегал от няни

Но вскоре выяснилось, что каждый из них привык тянуть одеяло на себя. Два лидера не ужились вместе. К тому же Наталия не очень любила готовить, так что муж по вечерам иногда оставался голодным. Гладить ему рубашки она тоже не привыкла. Короче, пелена у Леши спала с глаз, и семейная лодка вскоре разбилась о быт.

Впрочем, Обмочаев тоже хорош. Один из его партнеров по команде как-то проговорился, что Алексей слишком рано женился. Мол, не нагулялся еще. Парень часто зависал в ресторанах с друзьями и приходил домой на бровях. Через три года после свадьбы супруги стали жить отдельно, а в январе 2016-го развелись.

Наташа вернула девичью фамилию, однако нового мужа так и не нашла. Говорят, у красавицы очень сложный характер — она может нагрубить журналистам и вступить в перепалку с болельщиками. Очередной отпуск в Индонезии Гончарова проводила с мамой. С удовольствием занималась любимой йогой, которой увлеклась пару лет назад. И порой тихо грустила, глядя на голые торсы накачанных парней.

С мощными ударами Гончаровой не может справиться ни одна командаС мощными ударами Гончаровой не может справиться ни одна команда. Фото: globallookpress.com

Возможно, проблема еще и в том, что Гончарова очень высокая — 1м 96 см. Алексей Обмочаев на ее фоне еще как-то смотрелся, хотя все равно был ниже (188 см). По идее таким девушкам, как Наталия, нужны двухметровые мужики, которые еще и подходили бы по характеру. Но где их возьмешь? Многие баскетболистки, как рассказывал нам несколько лет назад бывший генеральный менеджер сборной, не желая долго быть в одиночестве, возили с собой на сборы бойфрендов. Причем сами оплачивали им поездку. Это развращало молодых ребят, и ничем серьезным такие отношения обычно не заканчивались.

Пока Наталию ждет дома верный пес Бахус. Когда она расставалась с Обмочаевым, бывшие супруги решили, что шарпей останется с ней.

— Когда я уезжаю на турниры в другие города, то отдаю Бахуса сестре или подруге. Няня, которую я однажды пригласила, ему категорически не понравилась, — призналась Гончарова. — Бахус сразу убегал. Я ищу ему в Москве шарпея-девочку, но это не так просто. Кобелей, оказывается, много, а невесты капризные, нос воротят (смеется). На улице мой пес становится неуправляемым. Я зову его, а он даже не оборачивается. Непослушный мальчик. Но я все равно его люблю.

…23 августа начинается чемпионат Европы по волейболу среди женщин. Сборная России во главе с Наталией попала в группу D вместе с командами Германии, Испании, Швейцарии, Словакии и Беларуси. Наши девчонки до 8 сентября, дня окончания турнира, будут думать не столько о мужчинах, сколько об игре. А мы желаем им удачи. И счастья в личной жизни.


Их повенчал волейбол

  • Игрок сборной России Наталья Малых в 2017 году вышла замуж за представителя пляжного волейбола Руслана Быканова. А связующая казанского «Динамо» Марина Шешенина стала женой волейболиста Алексея Бабешина. И родила ему дочку.

Только факт

  • Наталия Гончарова родилась в городе Скол Львовской области и до ноября 2007 года выступала за сборную Украины.

Гончарова, Наталья Леонидовна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гандболист

Наталья Гончарова

Наталья Леонидовна Гончарова
Амплуа левая крайняя
Рост 182 см
Гражданство Гандболист Россия
Дата рождения 24 февраля 1972(1972-02-24) (47 лет)
Бросковая рука правая

Наталья Леонидовна Гончарова (род. 24 февраля 1972(1972-02-24)) — российская гандболистка, выступавшая на позиции левой крайней, чемпионка мира 2001 года, заслуженный мастер спорта России (2001 год)[1].

Училась в ДЮСШ «Старт» города Ростова-на-Дону, директором которой была Надежда Ганжула[2]. Известна по выступлениям за тольяттинский клуб «Лада», воспитанницей которого является[3]. Выступала в еврокубках в 1990-е годы за ростовский «Источник»[4][5].

В составе «Лады» играла в чемпионате России, отличаясь в матчах как с игры, так и с 7-метровой отметки[6]. В игре характеризовалась как «реактивная в быстрых переходах»[7].

В составе российской сборной стала бронзовым призёром чемпионата Европы 2000 года и чемпионкой мира 2001 года[8].

Наталья Гончарова и ее трагическая судьба

Неравный брак

18 марта 1831 года — через месяц после того, как Наталья Гончарова стала Натальей Пушкиной — директор Царскосельского лицея Энгельгардт писал одному из своих выпускников: «Знаешь ли, что Пушкин женился? Жена его москвичка, как говорят, очень любезная, образованная и с деньгами. Жаль ее: она верно будет несчастлива. В нем только и было хорошего, что его стихотворческий дар, да и тот, кажется, исчезает; новейшие его произведения далеко отстали от прежних, напр., Борис Годунов его очень слаб. Он забавляется маленькими, эпиграмматическими стихами, в которых довольно пошлым образом ругает всех и все. Плохое ремесло».

Свадьбу известного — в том числе скандально — поэта обсуждали горячо. И… не в пользу поэта. Гончаровой было девятнадцать лет, её признавали чистейшим созданием — без капли фальши, какой-то природной чистоты и откровенности, она считалась одной из самых красивых девиц в свете. Пушкина сравнивали с обезьяной, называли «арапом» (то есть негром), припоминали, что он коротышка, транжира и порой очень неприятный в общении тип. А потом он же был почти нищ — разве не жестоко брать в жёны девушку, когда не сможешь обеспечить ни её, ни ваших детей?

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского

Может быть, Пушкин просто не понимал, что семейная жизнь полна ответственности и трудностей? Но за неделю до свадьбы поэт писал другу: «Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня: они входят в мои домашние расчеты. Всякая радость будет мне неожиданностию».

Считалось, что поэт настолько же уродлив, насколько красива его жена — и это мнение поневоле разделял и Пушкин. На балах он старался держаться от обожаемой Натальи подальше, чтобы не выглядеть смешно. Сыграла и разница в росте: она была чуть не на голову выше, и это только подчёркивала модная высокая причёска.

Рисунок Е. Устинова

Рисунок Е. Устинова

Но дома между ними не было ни капли отчуждения. В письмах к жене Пушкин осыпает её комплиментами, постоянно и особенно — за её ум, признаётся, как с ней счастлив; то же говорит и друзьям. Сам Александр Сергеевич плохо умел вести денежные переговоры. Наталья Николаевна стала для него помощью. Она порой сама говорила с издателями, твёрдо выбивала гонорар, достойный таланта мужа. Пушкин шутил, что ей просто хочется новых платьев. На деле, конечно, вопрос стоял о том, чтобы кормить их четверых детей.

Смерть меняет всё

Дуэль Пушкина с Дантесом. А. А. Наумов, 1884

Дуэль Пушкина с Дантесом. А. А. Наумов, 1884

На смертном одре Пушкин очень трогательно прощался с женой. Уверял её, что стрелялся не потому, что подумал, будто у неё и правда что-то было, просил держать траур не больше двух лет, а потом выйти замуж — но только «не за шалопая». Гончарова горько рыдала. Несколько дней после смерти мужа она пролежала в нервной горячке.

После похорон мнение общества обратилось против неё. Если раньше говорили, что она слишком хороша для своего мужа, теперь оказалось, что она вышла замуж по расчёту — чтобы войти в историю, что она глупа, корыстна, бездушна, что умер поэт из-за её неверности, что, конечно, она была недостойна и его мизинца. Со всех сторон вдову, которая осталась с четырьмя крохотными детьми на руках (старшей дочери было пять), поливали грязью.

Участие Пушкиной выказал лично государь. Он оплатил долги покойного — которые иначе бы легли на плечи вдовы, назначил, исходя из значимости поэта для русской литературы, довольно приличную пенсию. Мальчиков заранее записали в кадетский корпус на казённый счёт, девочкам назначили содержание. Государь и раньше проявлял милость к Пушкину. Но эти посмертные милости уверили общество, что Наталья Николаевна — любовница царя. Да и вообще, наверное, с самой свадьбы изменяла с царём мужу. Почему, собственно, нет.

Усадьба Михайловское в 1837 году. Литография П. А. Александрова по рисунку И. С. Иванова

Усадьба Михайловское в 1837 году. Литография П. А. Александрова по рисунку И. С. Иванова

Пушкина уехала с детьми в деревню, подальше от грязи, которая, выливаясь на неё, окатывала бы и их. Два года прошли, Наталья Николаевна вернулась в свет и… продолжала носить траур. За ней ухаживали, ей предлагали руку и сердце, но Пушкина на все предложения смотрела только с одной точки зрения: примет ли новый муж её детей. Ни один отчим не казался им подходящим. Так прошло семь лет, и никто уже не ждал, что Пушкина когда-нибудь снова сменит фамилию.

Вторая любовь

В. Гау. Портрет П. П. Ланского. 1847. Альбом лейб-гвардии Конного полка

В. Гау. Портрет П. П. Ланского. 1847. Альбом лейб-гвардии Конного полка

Пётр Ланской, флигель-адъютант из Свиты Его Императорского Величества, талантами не блистал. Его нельзя было сравнить с Пушкиным ни в обаянии, ни во влиянии на умы. Он был недурен собой, скромен, добр и ретив на службе — вот и все его дарования. Такие доступны почти любому, если постараться.

В свои сорок пять лет он был не женат, однако, не потому. Большинство женщин выхоит замуж за обычных, бесталанных мужчин. Но про Ланского ходил слух, что холостяк он убеждённый. Мол, разбила ему в юности сердце какая-то кокетка, и с тех пор он зачерствел.

Портрет Н. Н. Ланской работы И. К. Макарова. Не ранее 1851

Портрет Н. Н. Ланской работы И. К. Макарова. Не ранее 1851

Наталью Николаевну он полюбил, потому что она была бесконечно печальна, потому что она была в трауре, потому что… Ланской сам не мог бы объяснить, почему она настолько тронула его в тот момент, когда он её впервые увидел. Но он не смел ухаживать за вдовой самого Пушкина. Она — в некотором роде знаменитость, она — красавица, выезжающая в свет, у неё, в конце концов — четверо детей, а его место на карьерной лестнице было довольно скромным.

Только после повышения, которое дало ему хорошую казённую квартиру и приличное жалованье, Ланской решился ухаживать за Пушкиной и сделать ей предложение. И она не отказала. Более блестящим женихам, вроде князя Голицына, давала отставку — а Ланскому сказала «да». Что это было? Головокружительная любовь?

Нет, конечно, расчёт. Наталья Николаевна увидела в Ланском хорошего отца и отчима. Время показало, что она права. Детей Пушкина Пётр Петрович ласкал так же, как родившихся от Наталья своих. Жену-красавицу он ревновал — и будь человеком позлобивее, превратился бы на этой почве в тирана. Но кротость превращала его ревность из злобы в страдание, и он никогда не менял своего доброго и заботливого с ней обращения.

Ланской был не Пушкин — и Наталья Николаевна полюбила его не как Пушкина. Спокойнее, светлее, без мучительной ревности — Ланской никогда не волочился за другими женщинами, как любил это делать Александр Сергеевич. Это было спокойное счастье, которым оба очень дорожили.

Н. Н. Пушкина-Ланская. Ницца, 1863 (Всероссийский музей А. С. Пушкина)

Н. Н. Пушкина-Ланская. Ницца, 1863 (Всероссийский музей А. С. Пушкина)

В пятьдесят два года Наталья Николаевна умерла от воспаления лёгких. Каждый вечер после этого Пётр Петрович, желая спокойной ночи своим домашним, говорил, что стал теперь на один день ближе к ангелу Наташе. В уже выросших детях Пушкина он продолжал принимать участие. Всё, что только мог, Ланской делал для Натальи и при её жизни, и после её смерти. Одного не смог ни он, ни Пушкин, как оба этого ни хотели: оберечь её имя от ушатов грязи.

Любимые художники. Наталья Гончарова — Андрей Савин — LiveJournal

Переходящее знамя лидерства европейской изобразительной мысли кочует из страны в страну. В 15-16 века, в эпоху Возрождения, оно развивалось над Италией. В эпоху барокко его перехватили голландцы и испанцы. Потом какое-то время оно металось по всей Европе и, наконец, во второй половине 19 века прочно обосновалось во Франции, где импрессионисты подвели черту под классическим искусством и открыли дорогу искусству новому. А в начале 20 века до передовых позиций в мировом изобразительном искусстве наконец добралась и Россия — отобрала знамя и уверенно встала в авангарде. Сегодняшняя героиня — одна из главных персоналий русского авангарда.

Наталья Гончарова (1881 — 1962)

«Автопортрет с желтыми лилиями» (1907, Третьяковка)

Наталья Сергеевна Гончарова — двоюродная правнучка Натальи Николаевны Гончаровой, в замужестве — Пушкиной. Вспоминая Наталью Николаевну, мы неизбежно вспомним и мужа её, Александра Сергеевича. Так и говоря о Наталье Сергеевне, никуда не деться от её супруга — художника Михаила Ларионова. Потому что парочка эта была союзом не только романтическим, но и творческим.

Учиться искусствам Наталья Гончарова начала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в отделении скульптуры. Училась довольно успешно, пока Михаил Ларионов не сказал ей ставшие знаменитыми и вошедшие во все их биографии слова: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» Дама обиделась (и её можно понять), но приняла к сведению. И, надо сказать, в данном вопросе Ларионов оказался абсолютно прав: Наталья Гончарова — блестящий колорист. Закончилась история примирением и переводом в класс Коровина.

Первая выставка заканчивается в первый же день арестом нескольких работ и самой Гончаровой — по обвинению в порнографии. Во за эту работу, в том числе.
«Натурщица на синем фоне» (1910)

Обвинение довольно странное. Говорят, причиной стала не сама обнаженка (она-то испокон веков присутствовала в живописи), а то, что автором её была женщина. Впрочем, уже на следующий день Гончарову отпустили.

К следующей выставке Гончарова придумывает (уверен, что не без участия Ларионова) себе биографию — дескать, путешествовала, работала с Гоеном, Ван Гогом, Моне — но поняла, что Европа лишь копирует Восток и именно там надо искать истоки вдохновения. Под Востоком, надо полагать, она имела в виду не столько Азию, сколько собственно Россию и её традиционную культуру. Что ж, это вполне было в духе времени — рисовать «чтоб похоже» научились все и это перестало быть доблестью, художники за вдохновением стали обращаться не к «старым мастерам», а к первобытному и народному искусству. Тогда появился и вошёл в моду примитивизм (или наивное искусство) — сознатетельное упрощение рисунка, подражание непрофессиональным народным художникам.
Гончарова и Ларионов брали на вооружение всё — и модернизм, и лубок, и икону… Ларионов тогда выдвинул концепцию «всёчества» — все стили хороши, и всем можно пользоваться для выражения своей творческой идеи. И работы Гончаровой того времени прекрасно это иллюстрируют.

Тут есть и отсылки к Гогену и экспрессионизму вообще…
«Покос» (1909, Собрание Танашеровых, Москва)

И к восточным орнаментам…
«Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» (1911, Третьяковка)

И к иконописи…
«Старец с cемью звёздами. Апокалипсис» (1910, Третьяковка). Привет shakko_kitsune.

К религиозной тематике и иконе Гончарова обращалась довольно часто. Я в этой теме не особо разбираюсь, но встречал два противоположных мнения. Одно — что в этих работах Гончарова полностью отошла от традиций и канонов русской иконописи. А другое — что несмотря на внешнюю необычность, полностью формальным канонам следовала.

Теперь нам снова придётся вспомнить про Михаила Ларионова. Предупреждаю сразу: сейчас будет одно моё субъективное суждение, а потом и вовсе мои домыслы.
Итак, субъективизм. По моему ощущению, в их паре идеологическим лидером был именно Ларионов. А вот собственно как художник — Гончарова была гораздо выше. Не могу сказать, что Ларионов был плохим художником — нет, конечно. Довольно интересный художник он был, но всё-таки, на мой взгляд, не того уровня. Гончарову в художественной табели о рангах я бы вообще поставил в авангард авангарда — вместе с Кандинским, Малевичем, Шагалом.
А теперь домыслы. Уверен, что Ларионов это прекрасно осознавал. Возможно подпитывал талант Гончаровой своими идеями. И уж в чём точно преуспел — в пиаре их тандема. Ну и, конечно, каждый уважающий себя художник того времени должен был иметь свой собственный «-изм«. И Ларионов придумал лучизм.

На тот момент в тренде изобразительного искусства вслед за упрощением формы появились исследование и трансформация этой самой формы. Пикассо с Браком во Франции придумали кубизм — как попытку расчленить форму на части и пересобрать заново, уже в 2D — показав одновременно со всех сторон, снаружи и изнутри, в разные моменты времени, во всех состояниях сразу, внешность и суть.

Ларионов призвал в союзники физику (а конкретно — оптику) и заявил, что будет писать не сам предмет, а лучи света, им отражамемые. Вот образчик лучизма в исполнении Ларионова:
М. Ларионов, «Петух. Лучистый этюд» (1912, Третьяковка)

А вот — лучизм от Гончаровой.

«Кошки» (1913, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк)

«Жёлтый и зелёный лес» (1913, Государственная галерея Штутгарта)

«Лучистые лилии» (1913, Пермская государственная художественная галерея)

Василий Кандинский разработал целую теорию цвета, изучал восприятие человеком разных цветовых оттенков, проводил параллели между цветом и музыкой. Малевич исследвоал цвет, как один из компонентов своего супрематизма. А у Гончаровой просто были «глаза на цвет» — и, на мой взгляд, никто из авангардистов не чувствовал цвет лучше Гончаровой.

Надо сказать, лучизм не нашёл себе последователей и просуществовал недолго. Но тут снова на сцену выходит пиар-менеджер Ларионов. Позже он будет называть лучизм первым беспредметным (т.е. абстрактным) искусством. Но нет. Во-первых, Кандинский был всё-таки раньше. А во-вторых, лучизм как ни крути не беспредметный: кошки, лес, лилии — какая ж тут абстракция?

В 1915 Сергей Дягилев уговаривает Гончарову работать над оформлением своих «Русских сезонов» и они с Ларионовым едут в Париж. И Гончарова проявляет себя и в ипостатси театрального художника.

Эскиз декорации к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1914)

Эскиз костюма к неосуществлённому балету Леонида Мяснина «Литургия» (1915, Государственный центральный театральный музей, Москва)

Более поздняя.
Дизайн задника к балету Стравинского «Жар-птица» (1926)

Революция 1917 года застала Гончарову и Ларионова в Париже. Возвращаться они не стали. Гончарова продолжала работать над оформлением театральных постановок, пробовала себя в моде — делала эскизы для Шанель, например. А из живописных работ стоит отметить её испанскую серию  — это, пожалуй, моя любимая часть творчества Гончаровой.

«Испанские танцовщицы» (1918, частная коллекция)

Вот эта самая любимая — просто волшебная.
«Весна. Белые испанки» (1932, Третьяковка)

В 1938 году Гончарова и Ларионов примут французское гражданство, а в 1955 зарегистрируют наконец свой брак — хотя отношения их к тому времени будут уже весьма свободными. Гончарова умерла в 1962 году, Ларионов двумя годами позже.

Закончу вот этой работой. Это из относительно раннего — ещё не лучизм, но уже и не кубизм.
«Цветы» (1912, частаня коллекция)

Интересна она тем, что это самая дорогая картина, написанная женщиной (да, есть вот и такой мужско-шовинистический рейтинг).

Ну и несколько фото, найденных в сети — Ларионов и Гончарова.


Фото отсюда: https://artchive.ru/publications/3141~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Mikhail_Larionov_i_Natalja_Goncharova

Вот теперь точно всё. Следующий герой — британец, картины которого попали под дождь (на самом деле — нет).

Наталья Гончарова после смерти Пушкина

8 сентября 1812 года родилась Натали Гончарова. Уже много лет эту женщину обвиняют в гибели «солнца русской поэзии»

Когда говорят о смерти Пушкина, неизменно упоминают Натали Гончарову как виновницу роковой дуэли. Но действительно ли виновата Натали в том, что жизнь Пушкина так трагически оборвалась?

Скромность и бедность — не порок

Наставник Пушкина поэт Василий Жуковский писал своим друзьям о том, что удовлетворен женитьбой Александра. Радовался за друга, говорил, что в выигрыше все: и душа Александра Сергеича, и жизнь, и поэзия. Да и правда, Натали была хороша, скромна, Пушкин ее боготворил. Бедна? Так это тоже не ее вина, в такое положение семью поставил дед, промотавший многомиллионное состояние. Но праздным посетителям балов все равно, кого осуждать — лишь бы был повод посудачить.

В своей оценке Натальи Николаевны все писали о ее природной скромности и некой отчужденности и холодности, которая происходит, скорее всего, от этой же врожденной скромности.

А.С. Пушкин, Петр Соколов, 1836 годМуж Натальи Гончаровой, А.С. Пушкин, «солнце русской поэзии», мот, игрок, ревнивец и ловелас. Петр Соколов, 1836 год

Когда Пушкин пел ей дифирамбы о ее красоте, она отвечала, что красотой своей гордиться не может, потому что это не ее заслуга, а награда Божья. Этой «божьей наградой» пыталась воспользоваться мать Натальи Николаевны Наталья Ивановна Гончарова.

Видя, что дочь растет красавицей, она рано стала вывозить девочку в свет, пытаясь побыстрее и повыгоднее устроить ее судьбу. Юную Наташу инструктировали, как себя вести, с кем говорить, что говорить, кому отказывать…

О времена, о нравы!

Будучи девочкой неглупой, Натали прекрасно понимала, что балы — это не развлечение, а выставка невест. Осознание того, что ее выставляют как лошадь на продажу, привело к тому, что всю свою жизнь Наташа не любила светские мероприятия и встречи с сильными мира сего.

Даже от встреч с императрицей она старалась сбежать в дальние уголки сада, в котором гуляла. Конечно, это удавалось не всегда. А забота о сестрах вынуждала вывозить в свет и их. На этих балах Наталья Николаевна неизменно была окружена вниманием и поклонниками.

Пушкин тоже не смог устоять перед обаянием Наташи. Он даже решил жениться, несмотря на то, что всегда был свободолюбивым и не выказывал до этого подобных желаний.

Первое его сватовство оказалось неудачным — Пушкину отказали. Александр Сергеевич не был богат, а мать Натальи Николаевны планировала за счет будущего зятя поправить материальное положение семьи. Дело осложнялось тем, что Наталья, похоже, была влюблена в честолюбивого бессребреника.

Видимо, Пушкину в лицо сказали о том, чтобы не появлялся с предложениями, пока у него не будет денег. Потому повторное его сватовство состоялось, как только он унаследовал часть имения, доставшуюся ему после смерти дяди.

Наталья Ивановна Загряжская (Гончарова), теща ПушкинаНаталья Ивановна Загряжская (Гончарова), теща Пушкина, неизвестный художник, конец 1820 годов

Приданое взаймы

Наталья Ивановна тут же запустила руку в карман будущего зятя, выманив немалую часть денег, полученных за имение. Чуть ли не половину небольшого наследства она забрала у Пушкина «на приданое» дочери. Желание Пушкина во что бы то ни стало жениться на Натали заставило Александра Сергеевича смотреть на жадность будущей тещи сквозь пальцы. Он отдал ей 11 тысяч, а себе с будущей женой оставил 17 на то, чтобы купить все необходимое и прожить год.

Дурные знаки

В 1831 году свадьба все же состоялась, и супруги прожили вместе шесть лет. Пушкин с самого момента венчания был уверен, что брак будет несчастливым. Виной такому его убеждению были дурные знаки, сопровождавшие церемонию бракосочетания.

Во время венчания ни с того, ни с сего упали крест и святое Евангелие. Потом у Александра в руках погасла венчальная свеча. Вдобавок ко всему расстроенный Пушкин уронил на пол кольцо.

По преданию, череду дурных примет продолжило еще одно происшествие. В спальне матери Наташи, Натальи Ивановны, когда та вернулась со свадьбы дочери, со стены вдруг сорвалось и разбилось в мелкие брызги висевшее там зеркало.

храм «Большое Вознесение», где венчались Гончарова и ПушкинТак выглядел храм «Большое Вознесение», где венчались Гончарова и Пушкин. Фото: Николай Найденов

Как флиртовать с детьми на руках

В одном из сохраненных Гончаровой посланий Пушкин писал Наталье, что он не будет переживать из-за трех дней отсутствия ее писем, как если бы он не переживал из-за того, что она три раза провальсирует с кавалергардом.

На деле же он был жутко ревнив. Так бывают ревнивы повесы и ловеласы, предполагающие, что все вокруг такие же. Но когда и с кем было флиртовать Наталье Николаевне, если за шесть лет замужества она пять раз была беременна и родила четверых детей?

Зато, пока Наталья Николаевна вынашивала очередного ребенка «солнца поэзии», само солнце блистало на приемах и становилось причиной слухов. Говорили, что у него роман с Александрой, сестрой жены, а у кровати поэта однажды даже нашли цепочку с нательным крестиком, принадлежавшим Александре.

Бокал для секунданта

Болезненно относившийся к слухам о жене, к своим приключениям Пушкин относился легко. Он будто не признавал важности собственным похождениям и не был серьезен даже перед собственной роковой дуэлью. Вместо того, чтобы побыть с семьей перед предстоящим событием, которое могло закончиться чем угодно, Александр Сергеич с приятелями пьянствовал в трактире «Вольф и Беранже», откуда и отправился на Черную речку, дождавшись своего секунданта Данзаса

Дом Котомина, Санкт-Петербург, кафе «Вольф и Беранже». Дом Котомина, Санкт-Петербург, кафе «Вольф и Беранже». Источник: Wikipedia.org

Второе замужество

После смерти мужа, Наталья Николаевна носила траур столько, сколько завещал муж, а после вышла замуж. В браке с генералом Петром Ланским родила еще троих детей, была прекрасной матерью и верной женой. Никаких слухов относительно ее верности второму мужу не возникало. Может быть, просто потому, что второй муж не имел популярности Пушкина и о нем неинтересно было судачить?

Общественное мнение зачастую выступает единым фронтом, когда нужно найти козла отпущения. Пушкин прекрасно понимал, что ждет его бедную жену после его смерти, и, мучаясь после дуэли на диванчике, все повторял, что свет теперь заклюет Наташу, но она ни в чем не виновата. Дантес писал, что он имел всех женщин, которых хотел, кроме той, которую заподозрил весь свет.

Наталья Николаевна осталась чиста перед мужем, но какое дело было до того обществу? Бедная женщина оказалась виноватой в том, что была красива и занимала место, на котором мечтала быть любая из восторженных поклонниц Пушкина.