Невеста православная: Невеста Христова – Как найти хорошую жену и матушку / Православие.Ru

Как найти хорошую жену и матушку / Православие.Ru

Как найти жену, с которой счастливо проживешь всю жизнь? На какие критерии должны опираться будущие священники при выборе матушки? Ведет ли взаимная воцерковленность к семейному счастью? На эти вопросы семинаристов из Коломны ответил протоиерей Максим Козлов, причем сделал это так, что присутствующие сразу разобрали его советы на цитаты.

Архипастыри приходят и уходят, а жена остается!

Разводы не только в православных, воцерковленных, но и даже священнических семьях – сейчас большая проблема. В 80-е в духовные школы поступали не сразу после школы, а как минимум после армии. Многие приходили в 25, в 30 лет, средний учащийся был сильно старше, чем сегодня, когда большинство семинаристов – выпускники школ (т.е. заканчивают семинарию в 22-23 года). Прямо скажем, тут в отношении духовного руководства, душепопечения, умудренности жизненным опытом говорить особо не приходится. Да и для создания семьи этот возраст – скорее начальный, чем итоговый, но выпускнику семинарии нужно определяться. Некоторым даже говорят: женись или постригайся, а то Церковь тебя пять лет учила, а ты теперь штаны протираешь.

Встреча коломенских семинаристов с о. Максимом Козловым в Татьянинском храме
Встреча коломенских семинаристов с о. Максимом Козловым в Татьянинском храме
Но! Какие бы не возникали проблемы практического плана и даже если «архиерей рассердится» – нельзя жениться, чтобы сделать приятное архиерею. Ведь жить тебе всю жизнь – не с этим архиереем, а с этой женой. Архипастыри по возрасту и священноначалию приходят и уходят, а эта женщина с вами остается навсегда! Так что лучше проявить твердость характера.

Взаимная воцерковленность = семейное счастье?

В этом смысле семинарист ничем не отличается от обычного парня – точно так же может ошибиться. А уж если исходить из принципа «все равно на ком, главное – к сентябрю», то в этой лотерее редко выигрывают суперприз.

Кстати, на приходе совсем другая проблема: у нас на пять девушек – один молодой православный человек, более или менее нормальный, такой, чтобы его можно было рассматривать в качестве потенциального супружеского употребления. Я не имею в виду тех специфических людей, которые будут мальчиками до 55-и и сзади которых развевается хвост.

Теперь вопрос о критериях. Является ли взаимная воцерковленность достаточным основанием для семейного счастья? Нет, конечно! Потому что если бы на этом основании образовывался больший или меньший мир или рай на земле, то православные государства XV или XIX столетий давали бы нам образец такого райского существования. Ощущали ли жители Византии XIII столетия или России XVIII-го себя в раю? Даже если нам кажется, что тогда было ОЧЕНЬ хорошо, – то явно беспроблемным их существование не было. Взять и русскую классическую литературу о жизни людей в XIX веке. Ни Евгений Онегин, ни Родион Раскольников не жили без проблем. Да и реальных людей тех времен многое в жизни не устраивало, даже с нахождением невест бывали проблемы, несмотря на всеобщую воцерковленность населения.

Карга, читающая акафист

Нужно просто искать хорошего человека! Потому что если человек хороший, то она за своим верующим женихом, а он за своей воцерковленной невестой – потянется. У хорошего человека душа к Богу открывается, может быть, не всегда сразу. А вот если он воцерковленный, но плохой, то исправить его тем более сложно. Бывает, что она – карга, несмотря на то, что читает акафисты! Вот если невоцерковленная начнет читать акафисты – то шанс на исправление есть, а здесь нет даже этой возможности.

Если вам нравится мама, крепко держитесь за руку дочери!

Есть два конкретных, старых, но хороших совета. Первый: когда выбираете невесту, посмотрите на ее маму. И спросите себя: «Я хочу жить с такой женщиной через 25-30 лет?» Если ее мама вызывает у вас симпатию, это сильный довод (пусть не безусловный) довод в пользу вашей избранницы. Ведь, как правило, дочь будет похожа на мать. Не сейчас, когда она молодая, славная и к вам очень расположена. Но лет через 25 – обязательно. Если вам нравится мама, то крепко держитесь за руку дочери!

Второе: посмотрите, как ваша избранница общается с родителями. Не при вас – в неконтролируемой специальными усилиями обстановке. Точно так же она будет общаться с вами через некоторое время. И если любовь, уважение, умение себя сдержать, почтение к родителям имеют место, то, значит, она сумеет так общаться и с мужем.

Ну а если через пару недель знакомства будет рассказывать, какие родители плохие, как они ее не понимают, если вы услышите, как она говорит в телефон: «Ну все, мам, иди ты! У меня тут важный разговор!» ( – с вами!) – то бегите. Ведь пройдет немного времени, и она с другими будет разговаривать, а с вами именно таким образом разговор заканчивать. Это очень надежный критерий.

Семья – не трудовая артель

И еще одно. Когда я сейчас читаю, как наши молодые батюшки пишут о семье, у меня складывается впечатление, что они говорят о создании трудовой артели по решению демографической проблемы. Два упертых человека встречаются правильным образом, чтобы помочь президенту Путину решить проблему рождаемости, больше им ничего друг от друга не нужно. Но – уверяю вас – семья – это союз мужчины и женщины, по образу союза Христа и Церкви, не нужно сводить ее только к демографии. По милости Божией, это такая тайна, которая «велика есть», и в которой столько всего скрывается, что не нужно ее так упрощать.

Твоя избранница должна тебе нравиться

Поэтому после высокого скажу простое – твоя избранница должна тебе нравиться! Не как единомышленница и просто православная девушка, а просто как девушка. Тебе должно хотеться с нею быть не только как с человеком, с которым можно вместе акафисты почитать.

Где православные священники ищут себе невест

В православии познать радости семейного бытия могут лишь те священнослужители, кто после окончания семинарии, желая принять священный сан, выбирает служение Богу и пастве в белом духовенстве.

Те, кто отдаёт предпочтение чёрному духовенству, иными словами монашеству, добровольно отказываются от личной жизни, но зато могут рассчитывать на достижение высших ступеней церковной иерархической лестницы, куда заказан путь женатым священникам.

Место встречи

Найти свою половинку будущие батюшки могут где угодно, но основным местом средоточия невест для них являются семинарии, в которых помимо мужского отделения, имеются иконописная и регентская женские школы. Последние создаются помимо всего прочего и для того, чтобы, не отрываясь от учебы, молодые люди могли присмотреться к воспитывающимся по всем канонам православия барышням, желающим создать крепкую семью со священнослужителем.

Раньше главной школой попадей были епархиальные женские училища, в простонародье именовавшиеся епархалками, где в основном получали образование дочери попов и дьяконов.

Девушки в этих учреждениях добровольно проходили подготовку к тяжёлой роли жены священника со всеми вытекающими из этого последствиями.

В наши дни мечтающие связать себя узами брака с семинаристами девушки являются частыми гостьями деревенек вокруг Сергиево-Посадской Лавры, где местные старушки помогают скромным барышням знакомиться с застенчивыми молодыми служителями.

Требования к невесте

Жена священника должна отличаться высокими морально-нравственными устоями. Прежде всего, она должна быть целомудренной, и не иметь интимных отношений до венчания. В православном семейном союзе и муж, и жена должны соблюдать телесное воздержание до первой брачной ночи, чтобы после принадлежать лишь друг другу.

Именно поэтому в качестве невесты никогда не рассматривается разведённая дама, вдова или женщина с ребёнком, если конечно, в дело не вмешиваются крайние обстоятельства, при которых патриарх в редчайших случаях может дать добро на скрепление отношений брачными узами.

Будущая матушка должна быть покладистой и во всём слушаться мужа. Имея право на выражение собственной позиции, она, обязана находить компромисс, который не будет противоречить решению мужа. Матушке надлежит проявлять смирение и благочестие в отношении мужа-священника.

По словам протоиерея Валентина Цешковского, жене, безусловно, необходимо быть готовой к трудной церковной жизни, к соблюдению постов, постоянным молитвам и воспитанию детей в истинной вере.

Матушка должна следовать за мужем в любой уголок планеты, куда его отправят поднимать приход, поскольку священник является солдатом религии, готовым служить, там, где велит всевышний.

Протоиерей Вадим Шапран отмечает, что в старину супругами представителей белого духовенства не могли стать актрисы, поскольку их деятельность рассматривалась, как одна из разновидностей проституции. Однако в наши дни подобных ограничений по профессиональной сфере не существует, но в любом случае деятельность супруги не должна компрометировать мужа-священника.

Жизнь матушки

Современные матушки могут водить автомобиль, носить модные наряды, работать в мирских организациях и даже пользоваться декоративной косметикой.

Однако подавляющее большинство жён священников всецело посвящают себя своей многодетной семье и мужу, помогая ему на приходе. Они обязательно ходят с покрытой головой, носят длинные платья, не красят волосы, не делают прически и стрижки, а также не корректируют свою внешность при помощи макияжа.

Матушки спокойно относятся к тому, что у их мужей ненормированный рабочий день, и на то, что сами они вместе с детьми постоянно находятся в центре внимания паствы.

Жёнам священников запрещено пользоваться контрацептивами, делать аборт, при этом они обязаны соблюдать все посты и церковные праздники, в период которых, а это приблизительно полгода, следует воздерживаться от супружеской близости.

Матушка, по словам иерея Даниила Сысоева, является правой рукой батюшки, которая помимо выполнения семейных обязанностей, помогает ему руководить воскресной школой и церковным хором, служит ему секретарём, посредником и даже прорабом.

Нет права на ошибку

К выбору будущей жены священники относятся весьма ответственно, поскольку они имеют право жениться только один раз в жизни. Протоиерей Вадим Шапран отмечал, что в случае смерти матушки в стародавние времена батюшка был обязан уйти в монашество, однако позже церковнослужители разрешили священникам оставаться в белом духовенстве без возможности повторного брака.

Если же по роковому стечению обстоятельств овдовевший служитель культа во второй раз находит даму своего сердца, то перед ним обязательно встаёт выбор: сан или личное счастье. Избрав новую спутницу жизни, он, безусловно, лишается сана, и переходит в разряд мирян.

В отличие от прихожан батюшки могут развестись с неуживчивой женой, только если она была уличена в измене. При этом второй попытки создать счастливую семью у попа не будет. Именно поэтому священники, узнав о предательстве супруги, не расторгают брак, а продолжают жить с ней как с сестрой, помогают друг другу по хозяйству, но не имеют интимных отношений.

Читайте также:

«Русский язык основан на Евангелии». О подлинном смысле привычных слов

Участники и гости конференции «Русский язык как духовный и культурный собиратель нации» с интересом ждали выступления известного Православного писателя Василия Ирзабекова. И Василий Давудович не разочаровал любителей его творчества, посвященного новому открытию подлинных значений исконных русских слов.

«Сегодня статистика по семье страшная, – начал он свое выступление. – 80 процентов браков, которые заключаются молодыми людьми, заканчиваются разводом». Наверное, поэтому выступление писателя было посвящено теме семьи и тем важным словам, без которых понятие семьи невозможно.

Не ведающая греха

Несколько лет назад я находился в благословенном Константинове, на родине Сергея Александровича Есенина. Там было очень много молодежи на фестивале, и я задал им вопрос: что ваше русское ухо слышит в слове «невеста»? И девочка из хора отца Виктора Дорофеева, из подмосковного Богородска, ответила: «Невеста – это та, кто не ведает, что творит». Я сказал ей: «Ты не представляешь, насколько ты права. Потому что многие вступающие в брак и в самом деле не ведают, что они творят».

Мне стало любопытно, и я стал собирать версии толкования слова «невеста». В стенах Московской Духовной Академии, где были курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры, мужчина лет пятидесяти мне сказал: невеста – это, вообще-то, неведомо откуда пришедшая. Один мальчик сказал: невеста – это весна. Это была самая красивая версия.

На самом деле невеста – это не ведающая греха, чистая, святая, честная.

«Испорченное» слово

Когда люди женятся, это происходит в загсе, такая необходимая процедура – их поздравляют с созданием новой ячейки общества. Так было и в советское время, так есть и сейчас. Общество, которое отделило себя от Церкви, тем не менее прекрасно осознавало, что семья – это главная ячейка и по-другому быть не может.

Но обязательно среди приглашенных гостей найдется какой-то человек, который, поздравляя новобрачных, скажет эту, с позволения сказать, шутку: «Хорошее дело браком не назовут». И меня, тогда еще светского и  советского (вы посмотрите: как слова похожи!) человека, так даже тогда это коробило. Ну как же? Только что сказали, что закладывается новая ячейка общества, и тут – брак. Да, когда испорчена резьба – это брак. Плохо выпеченный хлеб – это брак. И то, что Церковь наша таинственно именует Малой церковью, – тоже брак? Обратите внимание: не маленькой церковью. Малая – это духовное смирение. Так почему и то «брак», и это «брак»?

Слава Богу, что когда-то в России жил и творил удивительный человек, в котором не было ни капли русской крови, Владимир Иванович Даль. Он оставил нам настоящее сокровище – чудный «Словарь живаго великорусскаго языка». Откройте этот словарь. Даль пишет, что, несмотря на орфоэпическое сходство, это разные слова. И происхождение у них разное. Тот брак, который означает некондиционное изделие, слово немецкое. А вот слово «брак», который «семья», – исконно русское.

Все исконно русские слова нам говорят о Христе. А еще каждое русское слово имеет как бы два уровня. Один очевидный, а другой всегда таинственный. Так вот «брак» – это от брашно, яство, питие. Первое, что мы можем предположить, – это пошло из Евангелия. Помните чудо, которое сотворил Господь в Кане Галилейской, одним Своим приходом освятив институт семьи? Второе – это из Таинства венчания. Вспомните, кто венчался, – когда Таинство близится к завершению, священник выносит чашу с вином. И каждый супруг, сначала муж, потом жена, делают по глотку. И это тоже таинственно. Ведь вино в себе всегда сочетает два вкуса – и сладость, и горечь. И чаша тоже символ: отныне все, что жизнь будет посылать супругам, надо делить поровну. И потом никогда никаких «не сошлись характерами» приниматься во внимание уже не будет. Удивителен небесный смысл такого простого русского слова.

Что такое семья?

В Москве уже несколько лет есть такая вещь, как социальная реклама. Пока спускаешься по эскалатору в метро, видишь красочные плакаты, где изображены матрешки, а внизу приведены слова философа Френсиса Бэкона: «Любовь к государству начинается с семьи».

Как вы думаете, сколько матрешек там изображено? Правильно, семь. Вот какой русский язык легкий! Семья – это, оказывается, семь «я». А почему не шесть? Моя семья, например, – всего четыре человека. А те двое новобрачных, которых целый день все поздравляли, это разве не семья?

Это же русский язык! Что такое «семь я»? Это – если меня клонировать и рядом со мной поставить шесть моих клонов, то как раз будет семь я. Но это же русский язык! Он весь состоит из Евангельских понятий! И чтобы понять, что есть слово «семья» в русском языке, наверное, надо открыть Евангелие от Иоанна, глава 12, стих 24, где в притче устами Самого Господа Иисуса Христа звучат эти удивительные слова: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Семья русская – это семя, это евангельское семя, которое должно прорасти. А чтобы оно проросло, что нужно? Нужна жертва. Любовь немыслима без жертв. Ибо в русском языке слово «любовь» и слово «боль» – слова одного корня.

Конечно, мы, современные люди, очень боимся боли, боимся страданий. Само слово «жертва» отпугивает людей. Но жертва – это добровольное лишение себя какого-то комфорта. И конечно же, служение ближнему. Вот какие удивительные вещи открываются в словах русского языка!

Двое в одной упряжке

Много лет назад я преподавал русский язык иностранным студентам. И потом из одного иностранного консульства мне пришло приглашение на праздничный ужин. В нем было написано, что приглашается «господин Ирзабеков с супругой». Тогда я по наивности думал, что жена – это, как Алексей Константинович Толстой писал, для ежедневного языка. А вот супруга – это нечто возвышенное. Это потом я прочел Евангелие с этим благоухающим словом. Я его произношу сейчас – и у меня сердце замирает: «Жено». А супруга? Супруги – это, вообще-то, два вола, которые запряжены в одну упряжку. То есть, если перевести приглашение дословно, то получается: «Уважаемый вол, в субботу возьмите свою волицу и приходите к нам на ужин».

Когда я впервые об этом узнал, мне вдруг так стало страшно. Помните строки из «Евгения Онегина»? «Супружество нам будет мукой…». И вдруг – волы. Какие волы, я ее так люблю! Что же это такое? А вы знаете, на мой сегодняшний взгляд, это самый настоящий символ семьи. Это правда. Просто когда только создалась эта семья, повозку сзади никто не замечает. А почему? Потому что оба молоды, здоровы, повозка легкая – ни одного пассажира пока нет. С годами что-то меняется. В повозке появляются первые пассажиры – дети. Но они маленькие. Да еще и родители живы, бабушки-дедушки, нам помогают. Они тоже впрягаются в эту повозку. Но еще далее с годами она становится все тяжелее, идти уже сложнее – появляются болезни, скорби, лишения, предательства. И что тогда? Так вот, если это семя правильно взрастили, если своих «пассажиров» мы правильно воспитываем, то случается чудо. В какой-то момент они спрыгивают с этой повозки и говорят: «Давай помогу». И уже везем повозку все вместе. А есть такие дети, которые скажут: «Папа, мама, остановитесь. Садитесь, теперь мы повезем».

Какой красивый на самом деле символ! И как легко и радостно справляться с ношей, когда есть любовь. Есть одна древняя индийская коротенькая притча. Когда слон целый день перетаскивал бревна, к вечеру ему стало казаться, что он сейчас упадет и больше не поднимется. Тогда подошла слониха и сдунула с него хоботом всего одну щепку. И он воспрянул, почувствовал себя готовым еще сколь угодно долго носить эти бревна. Вот чего мы ждем друг от друга, от семьи – внимания, сочувствия, участия.

Русский народ – одна семья

Русский человек, русское общество может существовать только как семья, иначе оно обречено. Мне, человеку, который «приплыл с того берега», хорошо заметны вещи, к которым вы уже привыкли и перестали замечать. «Лицом к лицу – лица не увидать, большое видится на расстоянии». Так вот, ни в одном восточном государстве народу в голову не придет именовать правителя отцом. Там есть шахи, эмиры, но отцов нет. И даже к муллам, духовным лицам, добавляется слово, которое переводится как «дядя». А в России как мы называем священника? Не просто «отец», мы называем ласково «батюшка»! А ведь было время, когда мы и правителя могли называть Царь-Батюшка. А раз у всех один отец, то весь народ – одна семья.

Служить языку

Сегодня наш святой язык подвергается настоящим гонениям и издевательствам. Раньше я часто говорил, что надо спасать, надо оберегать язык, не понимая, какая это самонадеянность. Нас оберегает, нас спасает сам русский язык. И когда встает задача: а что мы должны и можем сделать для языка, я думаю, самое важное, что может сделать человек, для которого русский язык родной, – это служить языку. А что требуется от слуги? Верность.

И закончить мне хотелось бы строками стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Мужество». Удивительно, что в страшное время войны, находясь далеко от родного Ленинграда, который в то время был в блокаде, она пишет именно о языке. Сотни раз я читал это стихотворение и не слышал этих слов:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

И тут вдруг услышал и в какой-то момент понял, что по возрасту мог быть бы ее внуком. Значит, передали, донесли до нас язык. И теперь нам предстоит нести эту почетную ношу. И теперь уже перед моим поколением стоит великая задача не предать свой язык, сберечь его хотя бы для внуков. Ибо защита русского языка, сбережение его сегодня задача не филологическая, не культурологическая и не эстетическая. Сегодня, когда мы охраняем наш язык, мы охраняем нашу веру, нацию, землю и, в конечном счете, великую святую русскую душу.

Записала Татьяна Горбачева

Свадебные традиции в Российской империи. — Елена — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Русская семья испокон веков начиналась со свадьбы. Свадьбы бывали очень церемонные, пышные, «толстотрапезные», иногда сильно хмельные, с многодневными пирами и гостьбой на весь мир. Впрочем, преобладал все-таки старинный русский классический стиль. Присутствует и некоторая двойственность свадебного обряда XVIII — XIX веков, который не мог оторваться от традиционных принятых веками циклов сватовства, венчания и гостевания и одновременно тянулся к европейской моде. Свадьба в имперском дореволюционном обществе отличалась со стороны обрядности и внешности странной смесью «французского с нижегородским».

 

Большинство свадебных обрядов — это наследие языческой Руси, но некоторые из них появились лишь с возникновением христианства. Значительная часть обрядов и атрибутов русской свадьбы была заимствована у других народов. Так, в античных бракосочетаниях существовали и обручальные кольца, и невестины покрывала, и свечи, и свадебные дары, и венки, и соединение рук… Обычай осыпать новобрачных хмелем, зерном и деньгами также возник в Античности. Русский каравай, как символ бракосочетания, был заимствован у древних римлян: в Риме новобрачные должны были отведать пирог, приготовленный из муки, замешанной на соленой воде, и меда.

 

 

 

Картинки по запросу фото картина свадьба на руси

 

 

На Руси свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы: осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю), и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания к Покрову дню, так как Покров, наряду с Параскевой Пятницей считался покровителем брачных союзов. Старались избежать свадьбы в мае, чтобы не «маяться всю жизнь». Часто свадьбы играли и в сентябре, еще до полного завершения сельскохозяйственных работ. Но из этих правил бывали и исключения, ничего зазорного не было в свадьбе летом.

Кроме аграрного календаря на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная церковь запрещала венчание во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (Сырной седмицы) и Пасхальной седмицы. Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом для свадеб оставалось не так уж много дней в году.

 

Считается, что в XIII – XVI, даже в XVII веках в России женились рано — в 12-13 лет. Но источники говорят о другом: в 1714 году брачный возраст был определен для мужчины в 20 лет, а для женщины в 17. Попытки Екатерины II снизить планку до 13–15 лет практически не удались, но в мемуарной литературе описаны случаи выдачи замуж даже в 12 лет. В реальной жизни девушек выдавали замуж от 16 до 18 лет. Предельный возраст для брака был установлен в 80 лет. В начале XIX века самым лучшим возрастом для брака считали 18–22 года, а для мужчины 30 лет, при этом девушка в 25 лет расценивалась уже как «перестарок». Повышение брачного возраста в послепетровское время стало очень важным фактором создания прочной семьи, оснобенно в дворянской среде. Это повышение было характерно для всей Европы. Однако браки стариков с юными девицами считали предосудительными.

 

 

Похожее изображение

 

 

 

Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали с колыбели. Семья в те времена играла исключительно важное экономическое значение. Женитьба находилась целиком в руках родителей. В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. (Уже в XVIII веке отказались от старорусских представлений не показывать молодых до свадьбы друг другу, поэтому у жениха и невесты стало больше свободы в знакомстве, особенно благодаря введенным Петром I балам и праздникам. В 1721 году впервые были разрешены браки с иноверцами, что означало на деле нарушение замкнутости православной семьи. Но детей от таких браков обязательно крестили как православных). Также браки могли совершаться по повелению высших лиц: господа женили своих слуг, не спрашивая их согласия, а цари и великие князья искали невест для своих бояр.

 

В то время без родительского благословения брак считался не совсем официальным и не признавался в светском обществе. Известная во второй половине XVIII в. своей политической и просветительской деятельностью княгиня Е.Р. Дашкова называла такой поступок ослушников традиции «надгробным памятником» браку. Как правило, традиция сохранялась и в проявлении невестой христианского послушания в решении своей «участи», так как родители имели большой жизненный опыт и хотели своим детям счастья. В этом смысле показателен случай сватовства Дмитрия Янькова к своей избраннице Елизавете. Ее отец три раза не соглашался на предложение жениха, в четвертый уступил и спросил мнение дочери. Она ответила:

 

 

«Ежели вы, батюшка, изволили согласиться, то я не стану противиться, соглашаюсь и я».

 

Сама процедура «получения согласия всех сторон» была крайне противоречивой, но все же преобладали прежние традиции: жених спрашивал сначала дозволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только после получения согласия обращались к девушке. Начиная с петровских времен, родители постепенно вынуждены были учитывать мнение вступавших в брак: указом 1724 года запрещалось выдавать дочерей замуж насильно, и родители должны были подтвердить это клятвой. Несмотря на сохранение определенной роли родителей при выборе брачного партнера, к середине XVIII века в привилегированных семьях вошло в обиход право невесты на отказ от замужества. Кстати говоря, вескими причинами отказов от браков могли быть отсутствие необходимого состояния, родовитости, сохранение очередности при выдаче замуж дочерей.

 

 

Согласно законодательству Российской империи, вплоть до начала ХХ в. регистрация брака для лиц православного вероисповедания производилась через обряд церковного венчания, который фиксировался в церковных метрических книгах. Вступлению в брак предшествовала процедура брачного обыска. Собирались особые свидетельства, подтверждающие, что жених и невеста не состоят в родстве (которое было серьезным препятствием для брака), не состоят в браке на данный момент и вообще, «в добром уме и трезвой памяти». В конце Х1Х – начале ХХ в. у брачного обыска появилось второе название – предбрачное свидетельство.

 

 

Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся, количество браков. Согласно православной традиции, каждый последующий брак (особенно если дело касалось дворян) был уступкой человеческой слабости и страсти, поэтому всего их разрешали не более трех. В бытовом обиходе обряд обручения называли помолвкой, так как она считалась «половиной венца». В этот день обменивались образами и кольцами. Жених обычно преподносил подарки невесте: украшения с бриллиантами, шали, часы, веера. В эти дни родители жениха и невесты должны были очень усердно молиться за своих детей, а между самими родителями устанавливалась особая степень родственной близости — свойство. День заканчивался праздничным столом для родственников. Жених начинал проводить много времени в доме невесты.

 

 

Картинки по запросу фото картина свадьба на руси

 

 

Продолжительность и рисунок свадебного обряда различались в зависимости от сословия. У всех социально-сословных групп были распространены следующие традиции, с некоторыми вариациями: собственно свадьбе предшествовало сватовство, осмотр домашнего хозяйства жениха и смотрины невесты. Затем шли сговор и обручение, девичник для невесты и подруг, молодечник для жениха. После всех этих «подготовительных этапов» осуществлялось венчание. Далее следовало застолье, свадебный пир и «визитная неделя». Традиционная русская свадьба, как правило длилась три дня, но могла продолжаться и дольше. Последовательное исполнение каждого из этих обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершенность события, несостоятельность брака.

 

 

У всех социально-сословных групп смотрины завершались обрядом моления и круговым обходом вокруг стола. Обряд «кругового хождения» представлял собой таинство: он совершался без посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие обеих семей продолжать начатое дело. Далее договаривались о дне сговора, который, как правило, назначался через 2-3 недели. В дворянских семьях в доме невесты устраивали бал с угощениями, на который рассылали специальные приглашения, подписанные родителями невесты. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту и публично объявлял об их помолвке. Гости поздравляли молодых, а жених дарил невесте обручальное кольцо с драгоценным камнем. Завершал сговор бал, который открывался вальсом жениха и невесты.

 

Картинки по запросу лев толстой после бала

 

 

 

В день помолвки подписывали также роспись приданого невесты. В него включали усадьбы с крестьянскими душами, деньги, образа, бриллианты, одежда, туалетные принадлежности, столовое и чайное серебро. Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха несколькими каретами. Обычно их было пять. Женские права на приданое в XVIII веке значительно окрепли. Муж не мог им распоряжаться один, продавать его и заключать покупные операции. При этом своих дочерей он снабжал приданым обязательно: оно составляло 1/14 отцовского имущества.

 

После сговора ни одна из сторон не могла отказаться от свадьбы без серьезных юридических последствий. В противном случае пострадавшая сторона могла потребовать возмещения затрат, связанных с приготовлениями к свадьбе. Размер неустойки был значительным, поэтому свадьбу старались не расстраивать. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте «Божьего милосердия» — икон, которые вместе с приданным перевозили в дом жениха.

 

 

Большое значение для общества и для самих брачующихся имело церковное оглашение будущей свадьбы. Согласно действующим канонам Православной церкви, желающие вступить в брак должны были в устной или письменной форме сообщить священнику своего прихода имя, происхождение и социальное положение своего избранника. Три ближайших воскресенья (или праздничных дня) священник по окончании литургии объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Делалось это для того, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий и помех браку. Если молодые принадлежали разным приходам, то соответствующие объявления делались священниками обеих церквей. И если кто мог привести аргументы против будущего брака, он должен был успеть сделать это именно в процессе таких «чтений». По прошествии указанного срока священник выдавал невесте «билет на женитьбу», в котором указывался ее возраст, сословная принадлежность, а также делалась отметка о том, что девушка регулярно бывает на исповеди, прошла обряд причастия и что после троекратного объявления брака в церкви никаких помех к свадьбе не выявлено. Такой же билет выписывался жениху.

 

Накануне венчания в дом жениха перевозили приданое невесты. После отбытия приданого невеста вместе с матерью молилась на образа. В среде зажиточных купцов, где приданому уделялось особо пристальное внимание, организовывали целый «постельный поезд», состоявший из пяти подводов. В первой подводе везли икону и самовар. Рядом с самоваром сидел мальчик-блюдник, который держал в руках поднос с пачкой чая, завернутый в шелк, с огромной сахарной головкой, украшенной лентами. На второй подводе ехала крестная мать невесты, которая везла фарфоровую посуду. В руках она держала серебряную с позолотой солонку. На третей подводе перевозили постель, а на четвертой — мебель и плюшевый ковер. В последней, пятой подводе ехали сваха, державшая в руках живую индюшку, и тетка невесты, которая везла полную опись приданого. «Парадом командовала» тетка, желательно старшая сестра матери невесты, или сваха. Встречала «постельный поезд» мать или старшая замужняя сестра жениха. Сваха вручала ей украшенную лентами и чепчиком индюшку и дарила отрез на платье. Принималось приданое строго по описи, проверялась каждая вещь.

Накануне венчания дворяне рассылали свадебные приглашения в виде особых именных билетов. В приглашениях указывались имена и сословная принадлежность жениха и невесты, название церкви, в которой будет проходить венчание, час венчания, и адрес, где состоится свадебный бал. Часто к пригласительным билетам прилагались меню и подробное описание распорядка свадебного торжества.

В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями (фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками и т.д.). Получив подарок от жениха, тетка невесты, так называемая «снарядиха», начинала одевать молодую к венцу.

 

 

Обувал невесту «свадебный отрок», младший брат или другой близкий родственник. На дворянской свадьбе функции свадебного отрока были более широкими: он подавал на серебряном подносе перчатки и фату, провожал невесту до кареты и нес за ней шлейф. Иногда для большей торжественности свадебных отроков было двое. Мальчики были одного роста, примерно одного типа внешности и одеты в одинаковую одежду.

 

В дворянских семьях были в ходу амулеты (различные ладанки, перстни с перчатками, подвески, дорогие ювелирные украшения и др.), которые берегли как зеницу ока и передавали из поколения в поколение вместе с легендами об их чудодейственной силе. Эти амулеты старались сохранить даже в случае полного разорения. В день публичного извещения о предстоящем браке мать передавала дочери с глазу на глаз какой-нибудь амулет, который обязательно находился при невесте в момент венчания.

 

 

 


Хоть традиции и отличались у разных социальных групп, и в разных регионах, попробуем реконструировать сам день свадьбы (венчания). Итак…

Собственно свадьба предварялась длительным подготовительным периодом: накануне венчания жених и невеста соблюдали пост и исповедовались у духовника, а утро дня венчания должны были провести в долгой искренней молитве. Невеста в этот день ничего не ела и, по старой русской традиции, обязана была плакать. После благословения родителей жених и невеста отдельно ехали в церковь, которую обычно заранее красиво украшали и ярко освещали. Впереди везли венчальную икону в отдельной карете. Невесту в храм вводил посаженный отец. Невесты были наряжены в глазетовое или парчовое белое платье с длинным рукавом, им делали прически с пудреными волосами и венком из красных роз — их красный цвет символизировал дань древнерусской традиции покрытия невесты красным покрывалом. Кстати, свадебный торт также украшали красными розами, а также лебедем, рогом изобилия и подковой.

На пути от дома невесты к свадебному поезду совершался обряд осыпания жениха и невесты зерном и мелкими деньгами. Осыпание происходило неоднократно в разные моменты свадебного обряда: во время отправления свадебного поезда из дома жениха, во время отъезда новобрачных в церковь и во время прибытия свадебного поезда после венчания в дом мужа.

В церковь молодые ехали порознь и разными путями, а возвращались в дом жениха в общем свадебном поезде. Весной или осенью путь новобрачных усыпался цветами. На купеческих свадьбах от поезда до церкви стелили ковровую дорожку, а от входной двери до аналоя — атласную или бархатную. Церемония венчания происходила в крайне торжественной атмосфере. Обряд соблюдал все православные традиции. Родители на венчании не присутствовали, так как Петр I своим указом 1724 года это запретил. Интересно, что при венчании нередко следовали каким-то обычаям, неизвестно когда и почему установившимся, которые не были оговорены церковными правилами. К примеру, жених и невеста должны были обязательно стоять на розовом атласе или шелке, невеста должна была держать букет, свечам нельзя было гаснуть, а предметам падать во время венчания. Видимо, здесь свою роль играли некие суеверия.

 

 

 

 

Ритуалы второго дня также во многом сохраняли старые русские традиции. Молодых называли князем и княгиней, они сидели во главе стола, который часто, уже на европейский манер, украшали балдахином с цветами. После свадебного пира начинались танцы, первым из которых был полонез с невестой в первой паре. В конце XVIII века вошло в моду танцевать вальс, первыми танец начинали жених и невеста. Со второго дня начинался долгий объезд молодыми всех родственников: сначала родни мужа, а затем жены. Так утверждались узы нового родства. Все это скреплялось подарками: от денег до бриллиантов. Особо богатые московские дворяне прямо из церкви после венчания отправлялись в коляске за границу — в свадебное путешествие. Те, кто имел средний достаток, обычно на третий день отъезжали в деревню, в свою усадьбу.

 

 

 

Так, столь причудливо и противоречиво переплелись в XVIII столетии старорусские и новые, навеянные европейскими модами, свадебные традиции.

 

Источник: https://azbyka.ru/znakomstva/…

Православная невеста и жена в контакте

Как православные священники выбирают себе жен

Личная жизнь священнослужителей всегда была тайной за семью печатями для мирян. А им всегда хотелось знать: сколько раз батюшкам можно вступать в брак и по каким критериям они выбирают себе жену?

Корреспондент «Комсомольской правды в Украине» побеседовал с протоиереем Вадимом Шапраном, благочинным Чудновского района Житомирской области.

ВЫБОР НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО 30 ЛЕТ

— Правда ли, что православный священнослужитель может жениться только один раз в жизни?

— Если у католиков целибат (то есть безбрачие) — явление обязательное, то у православных это, скорее, редкое исключение из правил. Ведь священники — обычные люди, которые постоянно находятся среди прихожан, общаются, в том числе и с молодыми женщинами. Чтобы оградить их от искушения, церковь благословила брак. Это было закреплено на Первом Никейском Вселенском соборе еще в 325 году. Священнослужитель должен для себя решить: либо избрать монашеский путь, либо жениться. Но сделать это он должен до 30 лет — к этому возрасту, по существующим церковным канонам, принимают сан. То есть времени вполне достаточно. Сначала нужно создать семью, то есть малую церковь, а затем уже приниматься за создание своего прихода…

— Какими обязательными качествами должна обладать претендентка на руку и сердце?

— Прежде всего девушка должна быть православной и обязательно девицей. И для священника, вступающего в брак, эта женщина должна быть первой и единственной в жизни. Понятно, что женщина с ребенком, разводная либо вдова не может стать женой священника. А что касается профессии, то здесь каких-либо четких ограничений не существует. Претендентка не должна быть стриптизершей, торговать водкой и сигаретами… Проще говоря, невеста никак не должна компрометировать будущего мужа.

В старинных церковных правилах оговаривалось, что невеста священника не должна быть актрисой, однако в те далекие времена профессия актрисы приравнивалась к проституции. Сейчас профессия актера весьма уважаема, поэтому такого запрета не существует.

— Кто по специальности матушки ваших знакомых священников?

— Среди них есть врач, медсестра, учитель, повар… Моя жена — юрист. Некоторые матушки работают по специальности, но в основном занимаются воспитанием детей и ведут домашнее хозяйство, поскольку семьи священников, как правило, многодетные.

ЖЕНИТЬСЯ ПОВТОРНО ЗАПРЕЩЕНО

— А если матушка, скажем, не оправдала надежд и ведет себя недостойно, как должен поступить священник? Может ли расторгнуть неудавшийся брак и жениться вторично?

— Священник должен уметь справиться со своей женой. А если матушка ему изменяет, то он с ней однозначно не должен жить как с женой. Хотя и выгонять из дому недостойную не обязательно. Для священника не существует понятия расторжения брака и тем более вторичного бракосочетания. Ни при каких обстоятельствах священник не может повторно жениться. Даже если его жена умирает. Во времена Древней Руси овдовевший священник был обязан уйти в монастырь. Сейчас вопрос так жестко не ставится, однако священник на всю оставшуюся жизнь остается один.

— А если такой одинокий священник вдруг по-настоящему полюбит женщину, как ему быть?

— В таком случае придется выбирать: либо служение Богу, либо новая семья. Если выбирает второй брак, то лишается священного сана. Недавно один монах оставил монашество, женился и переквалифицировался на работника банковской сферы…

— Бытует мнение, что лучшая жена для священника — девушка из семьи священнослужителя…

— В дореволюционной России были своего рода поставщики невест для священников — епархиальные женские училища (епархиалки), где учились дочери священнослужителей. Чаще всего они действительно становились матушками. Но сейчас таких традиций не существует. Я глубоко убежден, что крепким будет только брак по любви.

— Где же можно встретить подходящую кандидатуру? Среди своей паствы во время службы?

— Я, например, встретил свою будущую невесту на свадьбе у общих друзей. Ситуации в жизни бывают самые разные.

МАШИНА, ИНТЕРНЕТ, БРЮКИ — ПОЖАЛУЙСТА

— В какой одежде должна ходить матушка? Обязательно носить длинное платье и платок?

— Платок — это, конечно, неплохо. Но матушка вовсе не обязана быть «серой мышкой». Главное — не одежда, а внутренний мир человека, его духовность, отношение к жизни и окружающим. Хочу отметить, что современная матушка — это женщина, которая может занимать активную жизненную позицию, водить машину, работать в светском учреждении, пользоваться Интернетом и так далее.

— Но какие-то сложности испытывает обычная мирская девушка, выйдя замуж за священника?

— Она приобретает публичность, которую далеко не все переносят спокойно. Например, когда матушка приходит на церковную службу в приход своего мужа, ей вряд ли удастся спокойно помолиться и уйти. На нее сразу устремляются взоры прихожан. Люди начинают живо обсуждать: в чем она одета, какая прическа, обувь, как выглядят ее дети. Подходят, начинают о чем-то спрашивать, что-то рассказывать, о чем-то просить. Поэтому если семья священника живет в крупном городе, а приход находится где-то в районе, матушки предпочитают посещать церковь именно в городе, где их мало кто знает. Так спокойнее и комфортнее. То же касается и совместного отдыха. Например, мы с женой можем спокойно отдыхать только на море или в малолюдном месте.

Еще такой немаловажный нюанс: в любой момент священника могут направить в другой приход, в другой город или село. Причем на новом месте, возможно, придется начинать практически с нуля, поскольку жилье отнюдь не гарантируется. Поэтому многие священники предпочитают жить в областном центре и ездить оттуда в свои приходы. Объективные трудности вызывают и ненормированный рабочий день священнослужителя, отсутствие совместных выходных… Да и небогато живут семьи большинства священников. Разве что в очень крупных городах. Если в городских соборах и церквях священники получают зарплату, то в сельских приходах их главный доход — средства прихожан, которые люди дают священнику в качестве благодарности за крещение, венчание, отпевание и тому подобное.

— Как проводите досуг? Посещение ночных клубов и дискотек исключено?

— В такие места не ходит ни один нормальный христианин, не говоря уже о священнослужителях. Священник с женой могут ходить на театральные спектакли, посмотреть в кинотеатре хороший фильм. Есть рестораны, где по вечерам звучит фортепиано. При наличии средств было бы интересно провести там вечер и послушать хорошую музыку. Иными словами, наша жизнь не сильно отличается от жизни обычного христианина, но мы несем большую ответственность за каждое сказанное слово, каждый сделанный шаг и поступок.

Где и как православные священники находят себе жен?

Сергей Сизов 3473 2 года назад Дьякон Пользователю можно задать вопрос

Я, например, поступил в семинарию после филфака, так что к моменту поступления у меня уже была девушка (трудно закончить филфак и остаться без девушки), на которой теперь и женат.

Но большинство поступает в семинарию холостыми и одинокими, так что в концу обучения у студента одним из главных препятствий к священству остается не диплом, но необходимость жениться. И тут есть следующие пути решения:

  1. Самый очевидный — найти себе девушку с регентского или иконописного отделения, если такие в семинарии есть. Сюда же можно отнести всякие православные молодежные клубы и прочее.

  2. Менее общий — найти себе светскую девушку и, как выразился о. Кураев, отмиссионерить ее по полной (потому что жениться на неверующей для будущего священника подобно смерти).

  3. Ну и наконец принять монашество, хотя обычно с теми кто тяготеет к семейной жизни, но выбирает монашество ничего хорошего не случается.

Если же православная девушка ищет возможности выйти за будущего священника, то регентское отделение — почти стопроцентный вариант.

Сергей Сизовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 22 -2

Как найти невесту? На долго и счастливо — инструкц

Введение или как читать.
Здравствуйте. Меня зовут Евгений. В этой книге я расскажу Вам как за четыре простых шага прийти к тому, что у Вас появится вторая половина на долго и счастливо.
Книга состоит из четырех глав, а точнее — из четырех заданий, которые нужно выполнить. Задания, как ступени. Нельзя перешагивать, нельзя делать на половину.
1. После выполнения первого задания, у Вас появится та, которая скорее всего и будет Ваше спутницей жизни.
2. Здесь будет задача закрепить отношения и перевести их на другой уровень. Здесь Вы поймете стоит ли Вам дальше продолжать или нужно вернуться к шагу один. Такое тоже бывает.
3. Знакомство с родителями. Придя к этому шагу, Вы уже не будете сомневаться, что она та единственная, с которой хочется не только проводить досуг, но и воспитывать детей, внуков и правнуков… в общем «Долго и счастливо…». Здесь Вы сделаете так, что в ваше отсутствие родители будут говорить вашей избраннице о том, какой вы хороший и нельзя упустить такой шанс, который раз в жизни бывает.
4. Предложение руки и сердца. Самый простои и приятный шаг. Здесь уже Вы оба к этому готовы. Скорее всего вы получите ответ да. Ну, или она подумает для того, чтобы сохранить интригу.
Глава первая. Как найти и где?
Есть очень много способов и мест для знакомства с девушкой. Я, например, познакомился со своей женой на своей работе, а она была на своей. Я протягивал кабель для Интернет в торговом центре, а моя будущая жена оформляла заявки на кредитные карты. Я подошел, чтобы оставить заявку на кредитку и когда у меня спросили холост или нет, я спросил не нужен ли ей муж. Коллеги у нее посмеялись и сказали да, и я просто взял номер ее телефона. Вечером позвонил, а через полгода у нас уже была свадьба. Через две недели после свадьбы мы узнали, что станем родителями.
Один мой знакомый вообще не растерялся. Шли две подружки, одна другой говорит: «Ну, хорошо, позвонишь мне вечером». А он остановился и спросил: «Как же я тебе позвоню, если номера не знаю?». Все. Они сейчас живут душа в душу.
Если Вы не такой смелый и заговорить с человеком для Вас большой стресс, то есть способ по проще. Социальные сети и сайты знакомств. До встречи с женой я так и познакомился с девушкой, с которой встречался почти три месяца. Я просто написал на сайте loveplanet.ru пяти подходящим по моим параметрам девушкам послание с текстом, типа я ищу серьезных отношений вот мой номер, если интересно звони. И через день мне позвонила девушка, с которой я встречался и даже вероятную свадьбу обсуждали. Но не срослось. Поэтому первый этап самый сложный. Здесь нужно найти и понять, она или не она. Главное, начиная отношения, не сомневаться в том, что это та единственная и неповторимая.
И так. Где и как искать:
* Социальные сети. Этот способ для тех, кто сомневается в себе или просто стесняется. Создаете аккаунт на любом нормальном сайте знакомств, где люди ищут долго и счастливо и в путь к поискам. Главное не затягивать переписку на долгие вечера. Если девушка Вам пишет и не спрашивает про то в какой ресторан вы пойдете на первой встрече, а интересуется Вашими увлечениями и другими штуками, которые не касаются на прямую доходов, то назначайте встречу на ближайшее время.
* Торговые центры, кафе и другие места скопления людей. На улицах много свободных девушек. Главное не стесняться и быть смелым, хотя бы внешне. Смелость подкупает 90% девушек. Есть интересное правило, которое работает везде «сто десять три один».
Из ста попыток, десять увенчаются успехом, если постараетесь, три попытки достигнут своей цели, если просто не лениться а одна из ста будет успешной, даже если Вы ничего делать не будете, только в бездействии может получиться очень поздно. Поэтому если Вы просто напишете табличку с надписью «Хочу
жениться» и встанете в людном месте, то многим будет смешно, а кто-то 100% предложит свою кандидатуру, а Вам останется просто выбирать.
* Тематические вечеринки. Если у Вас есть хобби, то не трудно найти девушку, с которой в свободное время, можно заняться любимым делом вместе. А со временем можно уже переходить на более близкий контакт. При этом способе есть риск попадания в , так называемую, «френдзону».
* На крайний случай есть родители, у которых уж точно есть знакомые, у которых есть дочь, которую давно уже нужно выдать замуж.
Перечислять можно долго. Если есть вопросы, то меня не сложно найти в социальных сетях. Я на них там отвечаю.
Теперь переходим к тому, что делать на первом свидании. Просто разговаривайте с девушкой. Что нравится, чем интересуется в свободное от работы время, а как вообще работа?
Просто будьте собой. Если не любите говорить или не знаете как поддержать разговор, просто задайте вопрос: «Что ты знаешь о бабочках?», и узнаете много интересного. А через пять минут заметите, что разговор уже не о бабочках, а о том что интересно и вам и ей.
После двух трех часов общения Вам точно будет понятно интересен вам человек или нет. Если да, то разговор может затянуться и до утра. Дальше договариваетесь о следующей встрече. Не нужно изобретать велосипед. Просто будьте приятным человеком, который интересен девушке. Главное, на каждом новом свидании поднимать градус отношений, т.е. поцелуи, обнимания и разговоры о том, как же вам хочется вместе состариться.
Шаг номер два. Закрепление отношений.
Познакомьтесь с ее друзьями. Сходите на те вечеринки и мероприятия, где она чаще всего и с удовольствием бывает. Это нужно для того, чтобы вы понимали о чем вам кроме рыбалки, автомобилей или других ваших увлечений можно поговорить на досуге и куда пойти вместе, если стало скучно.
Секс. Редкая девушка расскажет вам о своих пристрастиях. А их вам нужно выяснить, ведь если в постели ваша спутница не будет себя чувствовать удовлетворенной, то ее сложно будет удержать разговорами, ресторанами и другой ерундой, если только она не нуждается в вас просто как в спонсоре. Здесь дешевле и быстрее воспользоваться услугами жриц любви, но мы здесь говорим про долго и счастливо, поэтому вам нужно выяснить что и как она любит в постели.
Выяснить про пристрастия не сложно. Если у вас уже дошло до секса задайте два вопроса.
1. Спросите как ей понравилось по 10 бальной шакале. Обещаете не обижаться ни при каких обстоятельствах. Даже если она скажет 100500, то задайте дополнительный вопрос. Скажите что нет идеальных и вы тоже не бог, поэтому может чего-то все таки хотелось бы ей улучшить, добавить пикантности и так далее. Объясните ей причину задавания этого вопроса. Вам это нужно для того, чтобы не гадать и вдруг не сделать чего-то неприятного.
2. Когда вы договоритесь до того, что есть какие-то штуки или она сразу скажет 10 из 9, то не спешите доставать блокнот и записывать. Просто спросите чего бы ей хотелось добавить в первую очередь, т.к. даже самая невинная шалость на ее взгляд может оказаться для вас шоком. Ведь если таких шалостей будет много вам просто не справиться, а на будет их ждать и получатся неоправданные ожидания. Идите поступательно и получите огромную отдачу, пробовал знаю. Получаю дивиденды до сих пор.
В сексе вы должны стать для своей женщины №1, чтобы она не думала о том, что где-то может быть лучше, а лучше — это вполне конкретные желания, которые нужно знать. Ну и в конце концов воспитание и жизненные ценности тоже влияют на то, чтобы Вас не волновал вопрос том, что она не смотрит на других мужчин, кроме Вас .
Не стоит думать, что постель это основа фундамента для семейных отношений. В мужчине, для женщины, главное перспектива. Перспектива рождения здоровых детей, перспектива его роста в карьере, перспектива стать более защищенной и спокойной с ним, нежели без него. Быть перспективным — это значит быть постоянно в движении, развивать уже существующие навыки и умение приобретать, по необходимости, новые.
И не забывайте о том, что женщине иногда нужно поговорить, причем не просто поговорить, а чтобы ее поняли и посочувствовали. Без принятия решений и без советов. Без каких-либо действий, которые присущи большинству мужчин, когда они видят проблему. Если она увидела мокрого котика утром, а вечером со слезами на глазах рассказывает о пережитом событии, именно событии, просто искренне порадуйтесь за то, что она у Вас такая милая, ранимая и заботливая. Не нужно бросаться на поиски этого кота, чтобы его отмыть и накормить. Ведь Ваша женщина в такие моменты просто хочет внимания и заботы, которыми мы, мужчины, так редко их одариваем.
Резюме и задание.
1. Узнайте предпочтения своей избранницы в постели. Станьте для нее номер один.
2. Теперь у Вас есть о ком заботиться и кого защищать. Следите за тем, чтобы Ваша девушка ощущала Вашу защиту и чувствовала заботу и интерес к себе не только как к «самке человеческой», а как к матери Ваших будущих детей.
Шаг номер три. Знакомство с родителями.
Здесь не нужно изобретать велосипед. Просто скажите своей девушке о том, что раз уж Вы хотите познакомиться с ее родителями.
Желательно сделать так, чтобы Вас пригласили в ней домой.
К самому мероприятию можно подготовиться, не обязательно, но желательно. Узнайте какие цветы любит мама Вашей девушки и любит ли она их вообще. Чем увлекается папа, чтобы хоть немного подготовиться для поддержания разговора.
Когда настанет момент и Вы наконец познакомитесь и сядете за стол не нужно стараться быть излишне культурным или наоборот строить из себя «своего парня» стараться быть более свободным в общении, чем Вы привыкли. Волнение и новая обстановка сами внесут свои коррективы. Ведь волнуетесь не только Вы, но и Ваша невеста и родители невесты тоже. Все хотя показать только свои лучшие стороны.
Единственное, что от Вас требуется — это заполнение неловких пауз, которых точно будет предостаточно, разговором. Вопрос «о бабочках» из первой главы будет вполне уместен. Если не о бабочках то о погоде: «Не слышал ли кто прогноз погоды на следующую неделю». В общем подойдет вопрос на тему из любой области, на которую мы не имеем влияния, но имеем представление.
Родители (родитель, может случиться, что он(она) один) девушки, заботясь о дочери, буду задавать вопрос о профессии, месте работы и других штуках. Это не просто праздный интерес, это выяснение того, какие у их ребенка и, главное, у их внуков с Вами перспективы на жизнь. Если Вы сможете показать родителям девушки, что сможете обеспечить Вашу будущую семью хотя бы минимумом необходимого уже сегодня и работаете над тем, чтобы этот минимум только прирастал, то считайте что задача понравиться родителям выполнена.
Уходя поблагодарите всех за чудесный вечер и скажите о том, что с нетерпение ждете встречи снова.
Постарайтесь сделать так, чтобы Ваша девушка осталась с родителями, если Вы еще не живете вместе. Вечером спросите у своей избранницы о том, как все прошло и что говорили родители после Вашего ухода. Так Вы, в очередной раз, покажете свою заинтересованность в серьезных отношениях и будете знать что и как говорить на следующих встречах.
Познакомьте девушку со своими родителями. Здесь будет проще. Это нужно просто для того, чтобы Ваша невеста узнала о Вас чуть больше, чем Вы сам о себе можете рассказать. Пусть ваша мама пообщается с Ваше избранницей наедине. Это очень важный момент. Ваша мама Вам с 99,9999 % вероятностью скажет нужны ли Вы ей или что-то здесь не так. Нужна ли она Вам — это Вы и так знаете.
Главное, чтобы не было разговоров о том, что она Вам не ровня и прочие глупости. Женщина должна уметь ценить в мужчине мужчину и любить его, и поддерживать его во всех начинаниях. Если оно так, то не раздумывайте долго. Подготовьтесь к
тому, чтобы уже пригласить девушку в ЗАГС и официально стать женихом и невестой.
Шаг номер четыре. Предложение руки и сердца.
Расскажу как это произошло у меня. Так же быстро как и познакомиться. Перед сном я спросил у своей любимой будет ли она моей женой. Потом спросил можно ли это считать официальным предложением и в ближайший наш совместный выходной мы подали заявление в ЗАГС.
Вы можете придумать что-то более романтическое, чтобы это было «незабываемо». Но поверьте сути это не меняет. Это как в первый раз поцеловаться, незабываемое ощущение.
А далее нужно просто не опоздать на роспись, чтобы не ждать еще несколько месяцев в очереди.
Само свадебное торжество можно проводить по разному. В кругу семьи, в ресторане, в походе в общем как угодно. Главное перед тем, как поставить сказать служителю загса заветное «Да» нужно ответить самому себе честно на один единственный вопрос: «Готов ли я с это женщиной прожить жизнь во что бы то ни стало или нет», если сомневаетесь, то лучше в загсе сказать нет, чем потом ломать жизнь себе, ей и, возможно, своим детям.
Семейная жизнь- это очень ответственное и трудное дело. Вы каждый день будете сталкиваться с ситуациями, которые могут привести к разрушению Вашей семьи. Её сохранение — это великий труд обоих супругов. И если каждый из Вас будет понимать всю полноту ответственности, не перекладывая её друг на друга, то счастье Вам гарантировано.
Желаю Вам и Вашей избраннице жизни как в сказке, то есть «Долго и счасливо».
Если у кого есть частные вопросы, я всегда готов на них ответить. Пишите мне личных сообщениях на странице в «ВКонтакте». https://vk.com/id88132355

LiveInternetLiveInternet

Данные переписи населения, прошедшей в 2010 году, открыли страшную правду. Строчка из известной песни – «Потому что на десять девчонок, по статистике, девять ребят» – для России уже не актуальна. В стране больше нет ни одного крупного города, где 10 женщин могли бы выбирать из 9 мужчин. В лучшем случае в столице Дагестана – Махачкале – можно выбирать из восьми с половиной мужчин, а в пресловутом Иваново с его ткачихами на 10 женщин приходится всего 5 мужчин. Все больше людей оказываются одинокими. Если в 2002 году 57% жителей России заявляли, что они состоят в официальном или гражданском браке, то в 2010 году – уже 55%.

Slon проанализировал данные переписи населения 2010 года по 50 крупнейшим регионам страны и составил рейтинг самых одиноких городов России. Больше всего одиноких людей живет в мегаполисах. В Москве 41% мужчин не состоит в отношениях, а в Петербурге – 51,2% женщин. Но в поиске избранника важны оптимизм и упорство – так что мы собрали данные о том, насколько хорошо представлены одинокие люди на сайтах знакомств в крупнейших городах СНГ.

Рейтинг лучших городов для знакомств

Большинство одиноких людей живут надеждой встретить свою вторую половину. Это возможно, если количество одиноких мужчин и женщин сопоставимо. Но где же искать своего избранника жительницам Иваново или Читы, в которой после ликвидации штаба Сибирского военного округа резко сократилось количество одиноких парней? Или нефтянику из Сургута, где незамужних женщин совсем мало?

Рейтинг самых «одиноких» городов России

Город Сколько одиноких женщин приходится на 100 одиноких мужчин % одиноких женщин в городе
Иваново 190 46.76%
Ярославль 179 45.70%
Чита 177 46.74%
Курск 174 46.72%
Нижний Новгород 173 47.30%
Тверь 173 46.27%
Тула 171 46.62%
Барнаул 170 47.42%
Пермь 170 47.04%
Кемерово 167 47.21%
Челябинск 166 59.54%
Екатеринбург 166 47.27%
Брянск 165 49.30%
Саратов 165 47.46%
Новокузнецк 164 47.71%
Пенза 163 48.69%
Самара 163 47.37%
Рязань 163 46.87%
Воронеж 163 43.93%
Ульяновск 163 38.60%
Белгород 162 46.04%
Омск 162 46.03%
Нижний Тагил 162 44.99%
Казань 161 48.15%
Магнитогорск 161 45.44%
Иркутск 161 44.22%
Ижевск 160 45.63%
Киров 160 45.24%
Липецк 159 44.35%
Красноярск 157 47.23%
Оренбург 156 56.81%
Тольятти 155 48.04%
Новосибирск 155 46.84%
Чебоксары 155 46.42%
Краснодар 155 45.81%
Архангельск 155 43.40%
Уфа 154 47.55%
Волгоград 153 52.05%
Санкт-Петербург 153 51.25%
Ростов 152 48.47%
Набережные Челны 152 47.06%
Пятигорск 152 46.50%
Астрахань 147 36.86%
Ставрополь 146 46.82%
Тюмень 145 47.48%
Томск 143 47.53%
Москва 142 49.99%
Калининград 142 49.06%
Мурманск 140 52.00%
Улан-Удэ 139 47.06%
Хабаровск 134 57.30%
Владивосток 131 46.44%
Сургут 131 36.70%
Махачкала 117 47.81%

Конечно, можно утешать себя расхожей фразой: «Есть три вида лжи – ложь, наглая ложь и статистика». Общие цифры, разумеется, вещь лукавая. Не стоит забывать, что продолжительность жизни мужчин в России существенно ниже, чем у женщин. Если вы сорокалетняя одинокая женщина из Москвы, то на вас приходится всего 0,78 одиноких мужчин-ровесников. Хотя если вы обратите внимание на мужчин на 15 лет младше, то на выбор у вас будет почти два кандидата. Главное, чтобы они обратили внимание на вас.

Где и как найти невесту?

Как искать невесту?
Салют. Меня зовут Андрей Борисович, можно Андрей. У меня ситуация такая — 35 лет, вернулся в Россию после нескольких лет работы в Германии. Ранее женат не был. Знакомлюсь для брака, а невеста всё как-то не находится. Не удается построить такие отношения. Почти год уже прошел в поисках, пока безрезультатно. Даже немножко обидно стало, я же не только ради себя работал в тяжелых условиях, хотелось чтоб всё было более-менее, жильё, карьера, и с деньгами без напряга (до миграции на Запад я был почти нищий). С внешностью всё в порядке, высокий, развитый, симпатичный. Правда есть один бзиг, люблю женщин в платьях, нарядных юбках и темных брюках, а джинсы почему-то недолюбливаю (хотя сам ношу). И еще люблю красивое нарядное белье, кружевное, в том числе и комбинации, которые многие девушки не носят, считают лишним и старомодным. В клубах бывал но не очень одобряю, знакомился по интернету, два раза «попадал», одна была просто динамщица, другую как оказалось интересовал секс на два раза. На работе сугубо мужской коллектив, почти все женаты, заняты своими семьями, женами, делами и. т.д. Сваха говорит, что мой случай непростой, вы мол русский, но кажетесь несколько странным и где-то все-таки похожи на иностранца, даже акцент у вас легкий есть, и вообще мол, вы хотите любви в браке, а любовь приходит нежданно, может в 25 а может и в 50, надо относиться философски. Может и так, но хочется жениться пока молодой и полно сил, а не когда с одышкой и чуть ли не старик. Может, подскажете, где и как искать невесту? Благодарю за внимание.

Андрей, Петербург, 35 лет

>Пугачева Мария

Психолог-консультант

Ответ арт-психолога:

Здравствуйте, Андрей.

Психологи, конечно, такими вещами не занимаются, но раз уж Вы сюда написали, постараюсь ответить. У Вас уже есть положительная черта в Вашем намерении — Вы готовы ИСКАТЬ, а не просто ждать или встретить. Хотя в жизни действительно бывает все по-разному: одни неожиданно встречают свое счастье, а другие что только не делают — а ничего. Как правило, уже в таком возрасте люди знакомятся на каких-то корпоративных мероприятиях, в общих компаниях друзей-знакомых, случайно пересекаясь по каким-то рабочим делам и т.п. Возможно, Вам для этого подойдут какие-то общественные мероприятия (выставки, фестивали, концерты), какая-нибудь дополнительная личная занятость (курсы, тренинги — где люди знакомятся и общаются в течение определенного количества времени). Наверняка же у Ваших знакомых есть жены с подружками, племянницами, сестрами и т.п., среди которых найдутся приличные и приятные девушки, также мечтающие обрести свое личное счастье. Необязательно специально навязывать себя и просить о знакомстве, но, так или иначе, можно выстроить ситуацию таким образом, чтобы где-то и как-то пересечься с ними. И еще: сложно поверить, что приличный мужчина в расцвете сил и без каких-либо очевидных недостатков, в большом городе не может найти себе вторую половину, когда такие «кадры», как правило, долго одни не остаются. Быть может, Вам нужно задуматься над Вашими требованиями к потенциальной невесте Может быть, Вы слишком придирчиво пытаетесь выбирать некий идеал, перебирая девушек одну за другой, в то время, как можно было бы просто постараться присмотреться, прислушаться наконец к кому-нибудь, дать ей право на свои недостатки, попробовать воспринять ее не через призму только «для себя, под себя», а оценить «именно ее». Может, все и не так, но все же поразмышляйте немного и над этой темой. В поисках идеала и точь-в-точь подходящего человека можно потерять очень много времени, и чем дальше мы заходим в этом стремлении, тем больше «вязнем», тем сильнее и сильнее хотим получить все по-максимуму. И иногда полезно просто жить on-line и «работать» с тем, что есть, что-то делать, куда-то двигаться. Удачи Вам!

С уважением, Пугачева Мария.

Жена должна вести себя как невеста

Стремление женщины, заложенное от природы – это семья, дети. Многим кажется, что их нереализованность в том, что не могут найти спутника жизни, но ведь Апостол Павел: «Всегда радуйтесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5:16-18) И если человек начинает впадать в уныние и говорить, что его жизнь не складывается, надо вспоминать эти слова о благодарности.

При этом понятно, что в Евангелии говорится «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9-10). Поэтому если девушка действительно очень хочет замуж, наверное, ей надо об этом молиться и попросить об этом Того, у Кого всё в руках.

А молятся и не получают тогда, когда не для пользы просят. Если женщина молится усердно и прямо таки лоб расшибает, а нет жениха, то стоит задуматься, может это – не её путь. И тогда надо как-то смириться, подчиниться, понять, что быть может, Господь отводит от худшего. Сколько было таких примеров, что вымаливали себе женихов, а потом жалели об этом.

При этом, если женщина подходит к зеркалу с унылым видом, смотрит туда и говорит сама себе «Я – уродина, я никому не нужна, Господи, пошли мне жениха», то это чушь какая-то. Я тоже сталкивалась с такими женщинами, которые постоянно ноют: «Ну кому я уже нужна? Уже время моё прошло». Но если женщина себя воспринимает таким образом, то на неё все и будут смотреть как на никчёмного человека. У неё же эта установка на лице написана! У неё потухший взгляд, унылое выражение лица, она перестаёт за собой следить. И какому нормальном человеку захочется жить с такой серой молью?

Конечно, очень трудно бывает набраться сил и сказать себе: «Хватит уже, пора что-то менять». Это куда сложнее, чем вечно жаловаться на жизнь, ныть и искать виноватых. Женихи просто так с неба не сваливаются.

Как ни парадоксально, часто счастливо выходят замуж именно те, кто этого вроде бы не ищет и не ждёт. Они могут при этом молиться, просить у Бога послать им хорошего жениха, если есть на то Его воля, но при этом на замужестве не зацикливаются. А мужчины очень хорошо чувствуют эту ситуацию, когда женщина мечтает броситься на шею и присосаться, как вампир, они от таких стараются убежать подальше. Важно вести себя грамотно и с умом, ведь есть же азы поведения для женщин.

Я вижу, что и в православных семьях очень много проблем. Православие само по себе не является гарантией семейного счастья, верности, любви.

Вообще, у нас это встречается. Девушка добилась своего, вышла замуж. Штамп в паспорте, венчание. И если при этом думать «Ну всё, теперь он от меня никуда не денется, теперь я могу не следить за собой, есть всё подряд, об мужа ноги вытирать, могу орать на него, он всё равно развестись не может». У православных это развито гораздо сильнее, чем в обычных семьях. Ну а как же! Венчаный брак, один раз на всю жизнь.

И здесь важно понимать, что модель поведения жены не должна отличаться от модели поведения невесты. Невеста же понимает, что если она жениха будет досаждать, то он просто развернётся и уйдёт, и она останется ни с чем. Жена должна вести себя так же, как невеста, а не думать, что она застрахована венцами, печатями, и вести себя так, будто ей всё позволено.

Матушка Юлия Сысоева

по материалам: Матроны.ру

Женихи и невесты: где встретить друг друга?

Многие православные девушки очень даже не прочь создать православную семью, вот только где им подходящего жениха встретить – ума не приложить. В то же самое время где-то в другой точке земного шара православные женихи мечтают о знакомстве с прекрасной девушкой…

И те, и другие будто существуют в каких-то своих непересекающихся реальностях. У нее – занятия на филологическом факультете, пение на клиросе, кружок лицевого шитья. У него – учеба в «Бауманке», клуб исторической реконструкции и богослужения в красивом старинном соборе, после которых время с кем-нибудь познакомиться и подружиться есть, а повода – нет. Где эти две реальности могут найти точку соприкосновения?

Чего только нет в наши дни – и сайты православных знакомств, и балы, и клубы. Только вот среди моих православных знакомых, круг которых весьма и весьма широк, почему-то не находится ни одной счастливой супружеской пары, которая образовалась бы с помощью каких-нибудь специально организованных знакомств. Конечно, раз все эти сайты и клубы функционируют, то где-то непременно должны существовать благие плоды их трудов. Но лично от меня они, увы, сокрыты.

Как показывает опыт, если организовывать нечто под вывеской «православные знакомства», то на сайт или на мероприятие приходит такой высокий процент «странненьких» — людей с завышенными требованиями, неадекватной самооценкой и массой других психологических комплексов – что общение в этом клубе или на сайте становится совершенно невозможным.

А просто взять и избавиться от «странненьких» не представляется возможным. Ведь как-то неудобно потребовать от человека, чтобы он больше тут никогда не появлялся только на том основании, что он вставляет реплики невпопад, не смешно шутит и вообще в свои пятьдесят лет после двух разводов мечтает познакомиться с барышней не старше двадцати пяти и непременно девицей. И вообще, у кого голова без тараканов, тот пусть первый бросит в него тапком. Поэтому странный дяденька продолжает еженедельно пить в клубе чай, а прекрасные юные девы и здоровые на голову молодые люди разбегаются при одном виде его нечесаной бороды и вечно развязывающихся шнурков в стоптанных ботинках.

Но есть гораздо более эффективные способы помочь молодым людям найти свое счастье. Недавно мне рассказали о миссионерских автобусных поездках, в которых участвовал мужской хор и группа девушек, выполнявших разные послушания. В результате поездок повенчались четырнадцать пар.

Рассказала мне эту историю одна журналистка, с которой мы рядом сидели в Дубне на конференции «Наука. Философия. Религия», организованной при участии Фонда святого Апостола Андрея Первозванного. Пока я слушала эту историю, заметила краем глаза, что группа семинаристов и группа молодых девушек из разных организаций объединили свои столики.

Каким же образом можно достигнуть успеха в деле православных знакомств? Во-первых, ни в коем случае не объявляйте публично, что то или иное мероприятие организуется с той целью, чтобы помочь молодым людям найти свою вторую половинку.

Мероприятие может быть самым разным: семинар, конференция, паломническая поездка, волонтерская помощь дому престарелых или дому ребенка, участие в реставрации церкви – добрых дел можно придумать множество. По завершении основного дела обязательна трапеза, за которой молодежь могла бы между собой неформально общаться. В некоторых приходах организуют просто чаепития без мероприятий, но они не имеют смысла – ведь людям, которые не знакомы друг с другом и не участвовали вместе в каких-либо делах, просто не о чем будет друг с другом говорить, да и повода вступить в диалог у них не найдется. То ли дело – спросить, передавая бутерброд: «А как вам понравилось выступление профессора Осипова о грядущем конце света?» Или: «Ведь здорово мы сегодня прошли пешком семь километров от электрички до деревни, не правда ли?»

Впрочем, мероприятие без последующей трапезы тоже в плане знакомств малоэффективно. Все просто разойдутся по домам, не побеседовав и не обменявшись контактами.

Даже если ничего подобного не устраивается у вас на приходе, организовать полезное мероприятие вполне по силам и одному активному человеку. Достаточно бросить в сети клич: «Так! В воскресенье после литургии идем смотреть фильм «Меланхолия», а потом продолжаем его обсуждать в кафе». Поверьте, это объявление послужит хорошим поводом выйти в свет для многих, кто привычно одинок.

Кстати, таким образом можно найти не только свою любовь, но и добрых друзей на всю жизнь, что тоже немаловажно.

Старец Паисий Святогорец советует, как юноше правильно выбрать себе невесту

О добром начале семейной жизни.

– Геронда, один юноша, решивший вступить на путь семейной жизни, спросил меня, как правильно её начать.

– Прежде всего нужно постараться найти хорошую девушку, которая придётся ему по сердцу. Потому что сердце каждого располагается к людям по-своему. Кто-то испытывает приязнь к одному человеку, кто-то – к другому. Надо смотреть не на то, чтобы невеста была богата и красива, а прежде всего на то, чтобы она была проста и смиренна. То есть больше внимания надо обратить не на внешнюю, а на внутреннюю красоту будущей невесты. Если девушка – человек надежный, если она наделена мужеством – но не больше, чем оно необходимо женскому характеру, – это очень поможет будущему супругу во всех трудностях приходить с ней к полному взаимопониманию и не мучиться головной болью. Если же у нее есть еще и страх Божий, есть смирение, то они могут, взявшись за руки, перейти на противоположный берег злой реки этого мира.

Если молодой человек всерьёз смотрит на какую-то девушку как на свою будущую невесту, то я думаю, ему лучше сначала через кого-то из своих близких известить об этом родителей девушки. Затем ему лично надо побеседовать с родителями девушки и с ней самой о своём намерении. Впоследствии, когда они будут помолвлены и обручены – хорошо, чтобы время между обручением и свадьбой не было долгим – он должен смотреть на невесту как на свою сестру и относиться к ней с уважением. Если и жених и невеста с любочестием, изо всех сил, постараются до свадьбы сохранить своё девство, то в Таинстве Брака, когда священник возложит на них венцы, они обильно приимут Благодать Божию. Потому что, как говорит Святой Иоанн Златоуст, венцы Таинства Брака – это символы победы над наслаждением.

Впоследствии супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий – наш Сладчайший Христос. Конечно, вначале, пока семейная жизнь новобрачных не войдёт в нормальное русло и пока они не узнают друг друга как следует, они могут испытывать некоторые трудности. Такое происходит в начале любого дела. Несколько дней назад я наблюдал за одним птенцом. Он в первый раз вылетел из гнезда, чтобы найти себе пищу. Бедняжка не умел ловить насекомых и, летая на высоте человеческой ладони от земли, потратил целый час, пока не поймал какую-то козявку. Глядя на птичку, я размышлял о том, что любое дело начать не просто. Выпускник университета, получив диплом и начав работать, на первых порах испытывает трудности. Послушник в монастыре в начале своей иноческой жизни тоже испытывает трудности. И молодой человек, вступивший в брак, тоже будет испытывать трудности на первых порах.

– Геронда, допустимо ли, чтобы невеста была старше жениха?

– Нет такого правила Церкви, которое говорило бы, что если девушка на два, три или даже на пять лет старше молодого человека, то им нельзя вступить в брак.

Том IV. Семейная жизнь