почему Пабло Пикассо называл свою русскую жену ничтожеством — Рамблер/женский
Казалось, что известный художник женился на русской балерине по большой любви. По крайней мере даже венчались Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в русской православной церкви. Однако даже через много лет после расставания с Хохловой Пикассо называл ее не иначе как ничтожеством.Знакомство в Риме и венчание в Париже
Знакомство Пабло Пикассо с Ольгой Хохловой можно назвать чудом. Дело в том, что, если верить Елене Селестиной, автору книги «Свидетель Пикассо», художник просто ненавидел путешествия. Однако в 1917 году Жану Кокто удалось уговорить Пикассо съездить в Рим для того, чтобы принять участие в одной из постановок Русского балета Дягилева. Именно тогда и именно там судьба и свела Пабло Пикассо с балериной труппы Ольгой Хохловой. Он долго и настойчиво ухаживал за артисткой, мотаясь вслед за ней по Европе. В конце концов Ольга сдалась. В ответ Пикассо познакомил невесту со своей матерью. Но пожилая женщина предупредила Хохлову о том, что ни одна женщина не найдет счастья с ее сыном. Однако балерина не придала словам будущей свекрови должного значения. Влюбленные обвенчались в русской православной церкви в Париже, а вскоре на свет появился и их общий сын Поль. Наверняка поначалу супруги были счастливы. По крайней мере, по мнению Сергея Гущина и Александра Щуренкова, авторов книги «Как понимать современное искусство», об этом свидетельствуют идиллические полотна Пикассо той поры. Взять хотя бы Хохлову, изображенную художником в образе Мадонны с младенцем, многочисленные портреты Поля, а также картины семейного отдыха.Развод как камень преткновения
В 1935 году Ольга Хохлова не выдержала и съехала от мужа. К такому решению, как утверждает Александр Сосновский, автор книги «Кабинет доктора Либидо», Хохлову подтолкнула новость о беременности Марии-Терезы Вальтер. Вместе с сыном Ольга Степановна перебралась в другой город и потребовала у художника развода. Но Пабло Пикассо не собирался расставаться со своим имуществом, а уж тем более с картинами, а потому отказал Хохловой. До конца жизни Ольга Хохлова оставалась законной женой Пикассо. Она умерла в 1955 году в Каннах. В последние годы Хохлова тяжело болела, а в результате перенесенного инсульта даже лишилась возможности ходить, что пусть и для бывшей балерины было безусловной трагедией.
Читайте также
Внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой: «Пикассо осознавал, что он творил с Ольгой» | ForbesLife
Бернар, в каком году впервые был открыт сундук Ольги Хохловой?
Сундук открывали довольно часто еще в 1970-е. Но именно в 1980-е, в 1982-м я стал осознавать, что может значить этот архив. В основном в этом сундуке хранились письма родственников Ольги Хохловой из России.
В конце прошлого века личный архив Пикассо был плохо изучен. Его личную коллекцию работ Матисса, Сезанна, Брака наследники передали в Национальный музей Пикассо в Париже. Туда же отправили большую часть архива художника. И музею, и наследникам, у которых оставались части архива, потребовалось довольно много времени на то, чтобы изучить документы, понять, что оказалось у них в руках. Сундук Ольги — лишь маленькая часть архивов того периода, не говоря даже о произведениях художника.
Сначала мы соотносили образ Ольги в работах Пикассо, ее портреты, — задумчивая Ольга, читающая Ольга, — с архивными документами. Так возник вопрос: кто она, Ольга? Мы стали восстанавливать ее историю. Начали с фотографий.
Традиционно историки искусства настроены к фигуре Ольги очень критично. Если соотнести образы Хохловой в творчестве Пикассо с ее стереотипной оценкой, концы с концами не сходятся. Поэтому со второй половины 1990-х годов нам пришлось восстанавливать ее образ, искать причину возникновения такого стереотипа. Мы не просто реконструировали фигуру Ольги, но изучали факты в целом, сопоставляли даты, события.
К моменту смерти Пикассо в 1973 году было написано несколько биографий художника, каждая из которых была посвящена определенному периоду жизни и творчества художника. Более глобальное изучение началось только в 1990-е годы. Если говорить об архивах в Национальном музее Пикассо в Париже, например, они до сих пор далеко не все оцифрованы. В нашем фонде, Фонде поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, мы хорошо систематизировали архив, с ним удобно работать, так проще интерпретировать творчество Пикассо, тот период, который он провел с Ольгой Хохловой.
Можно ли утверждать, что эта выставка — часть вашей кампании по восстановлению репутации семьи, реабилитация фигуры Ольги Хохловой?
Не стал бы так утверждать. Ольга Хохлова — известный персонаж в истории искусства 1920-х годов, участница «Русских балетных сезонов» Дягилева. Но на этой выставке мы впервые отмечаем: глубокая тоска овладевает Ольгой задолго до того, как в жизни ее мужа появляется новая любовь, Мари-Терез Вальтер. Прежде особенности поведения Ольги принято было напрямую связывать с неверностью Пикассо. Но изучив архивы, мы интерпретируем эту историю по-новому. В 1918 году Ольга встречает Пикассо, а в 1919 году она получает известие из дома, что ее отец, генерал царской армии, пропал без вести, братья воют на Гражданской войне, а ее мать и сестра голодают. В это время Ольга — звезда светских салонов в Париже. Пикассо часто пишет Ольгу в задумчивости, в печали, читающую письма из дома. Сопоставляя датировку писем на конвертах и даты на работах художника, мы наблюдаем линейную связь: повседневные события жизни Пикассо и его семьи тут же отражаются в его творчестве. На его портретах мы видим универсальный образ: грустная женщина, которую, как и тысячи других женщин, обманывает ее муж, женщина, которая переживает за судьбы своих родных, оставшихся в революционной России. Выставка показывает Пикассо художником нового времени, который буквально выплескивает все свои переживания на зрителя, не оставляя дистанции между своими эмоциями и публикой.
То есть Пикассо буквально документирует все происходящее в его семье?
Именно так. Это одна из черт искусства модернизма, нового времени — более тесные, откровенные связи с реальностью.
Как Ольга, жена художника, помогала Пикассо реализоваться?
Ольга способствовала восхождению Пабло Пикассо. В их двухэтажной квартире на улице ля Боэти, по соседству с галереей Поля Розенберга, который был маршаном Пикассо, Ольга устраивала приемы. На первом этаже располагался салон, которым заправляла Ольга, а на втором — мастерская художника. Ольга дружила с мадам Розенберг, с мадам Аполлинер, с Коко Шанель, Жаном Кокто, Жоржем Браком. На фотографиях тех лет, на вилле Буажелу в Нормандии в 1930-х годах, мы видим светскую жизнь этой пары в окружении маршана Амбруаза Воллара, художника Брака и парижской богемы тех лет.
Почему Ольга не развелась с Пикассо, если так страдала от его измен, а продолжала изображать счастливую пару, вести активную светскую жизнь, пока не потеряла рассудок?
Пабло Пикассо — испанец, Ольга Хохлова — русская. Они венчались в русской православной церкви в Париже. Гражданский брак был оформлен в испанском консульстве. После военного переворота 1936 года, когда к власти пришел Франко, разводы были запрещены. Ехать разводиться в Россию было немыслимо.
Но первую попытку развода Пикассо предпринял в 1935 году, когда у Мари-Терез родилась дочь Майя. С этого момента пара Пикассо-Хохлова распалась, но на бумагах вплоть до смерти Ольги в 1955 году они оставались мужем и женой. Все остальные женщины в жизни Пикассо — и Мари-Терез Вальтер, и Дора Маар, и Франсуаз Жило, — были лишь любовницами при официальной мадам Пикассо. Уже во время Второй мировой и Ольга, и Пабло пытались получить французское гражданство, однако им было отказано.
Из всех потомков Пикассо только вы создали свой фонд по сохранению наследия художника?
Да, фонд есть только у меня. Фонд FABA, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, основан в 2002 году для поддержки музея Пикассо в Малаге, созданного на родине художника, чьим директором и основателем я стал. В 2003 году я, моя мать, Кристина Руис-Пикассо, и моя жена Альмина Руис-Пикассо передали в дар музею часть нашего семейного наследия Пикассо. Но и оставшуюся у нас часть наследия мы постоянно предоставляем на выставки в музее. Фонд зарегистрирован в Мадриде, поскольку испанские законы лояльнее к фондам, чем французские законы. К тому же так удобнее моей жене. Альмина — галерист, специализируется на современном искусстве. Действовать от имени фонда проще. Мы поддерживаем проекты в области современного искусства, литературы, кино, музыки, мы собираем коллекцию современного искусства и выдаем гранты художникам.
Сам музей Пикассо в Малаге — институция, созданная в сотрудничестве фонда и регионального правительства Андалусии. Правительство несет ответственность за имущество музея, сохранность произведений искусства, а фонд разрабатывает программы развития музея, ведет выставочную и научную деятельность, пропагандирует творчество Пикассо.
Это довольно новая, популярная сейчас в Европе модель частно-государственного партнерства.
В год в музей приходят около 600 000 посетителей. В среднем годовой бюджет музея составляет около €8,5 млн. €4-4,5 млн дает правительство Андалусии, вторую половину средств музей зарабатывает на входных билетах и благодаря помощи меценатов. Поэтому иногда бюджет музея достигает и €10 млн.
В Москве вам удалось обнаружить свои русские корни, по линии потомков семьи Хохловых?
У семьи Хохловых не так много потомков, и я успел почти со всеми познакомиться. Во время работы над выставкой мне удалось поработать с семейным архивом Хохловых, который хранится в Пушкинском музее. Это 84 фотографии и письма Ольги Хохловой, которые она отправляла из Франции в Россию. Несколько фотографий из этого архива выставлены в витринах на первом этаже музея, перед входом на выставку.
Насколько образ Ольги Хохловой, созданный на выставке, отличается от ваших традиционных семейных представлений?
Я бы не сказал, что образ Ольги Хохловой стал принципиально другим. Но он стал ярче, детальнее, понятнее. Тот факт, что Ольга — моя бабушка, конечно, очень важен, но прежде всего у меня была научная задача. Исследователи наследия Пикассо второй половины XIX века отделяли скандальную фигуру Ольги Хохловой от фигуры Пикассо, его жизни и творчества. Действительно, после Второй мировой у Ольги были непростые отношения с мужем. Но мы видим Хохлову не только как скандалистку, теряющую разум от измен мужа, мы видим женщину, которая стремится сохранить свой брак, которая переживает за судьбу своего единственного ребенка, сына Поля, и мы видим женщину, потерявшую связь со своей семьей. В начале 1930-х годов переписка с семьей оборвалась. Ольга в 1940-1950-е годы в отчаянной жизненной ситуации. В последних залах экспозиции мы показываем работы Пикассо, где отражены эти события. Эти работы одновременно полны его агрессии по отношению к Ольге, с другой стороны выражают всю меру страдания самого художника. Видно, что Пикассо осознает свою долю ответственности за происходящее.
В экспозиции не много личных вещей Ольги Хохловой. Вы сознательно решили уйти от излишней мемориальности, бытовых подробностей?
Да. В нашем архиве есть и балетные пачки, и пуанты Ольги, и ее Библия, и распятие. Но мы решили, что гораздо важнее показать работы Пикассо. Весь мелодраматизм, сентиментальность и трагизм ситуации можно вообразить по документальным фильмам конца 1920-х- начала 1930-х годов, которые транслируются на выставке.
На пленке — Ольга и Пабло Пикассо, изображающие счастливую семейную пару, в то время, когда Пикассо уже вел двойную жизнь.
Ольга Хохлова — русская муза Пикассо
Новость из мира искусства
Пабло Пикассо. Ольга Хохлова, 1917 год
В октябре 2018 года в Пушкинском музее пройдет выставка «Пабло Пикассо и Ольга Хохлова», посвященная русской жене испанского художника, балерине Русских сезонов Ольге Хохловой. На выставке будут показаны работы Пикассо, в которых отразилась история драматичных отношений художника и его первой официальной жены. Проект готовится в сотрудничестве с Музеем Пикассо в Париже. Помимо произведений живописи и графики из парижского музея, экспозицию дополнят предметы из других зарубежных музеев и частных коллекций. В музее отмечают, что история Ольги Хохловой тесно связана с ГМИИ: в 1920-е годы балерина присылала своим родственникам в Россию множество фотографий, и теперь эта уникальная коллекция хранится в его фондах.
Предваряла выставку в ГМИИ парижская экспозиция в Национальном музее Пикассо, которая закроется 3 сентября. На ней более 350 картин, рисунков, документов и фотографий проиллюстрировали хронику творчества и отношений Пабло и Ольги.
Ольга родилась 17 июня 1891 года в семье полковника Русской императорской армии Степана Васильевича Хохлова и его супруги Лидии в городе Нежине. Она хотела стать балериной с детства, родители не одобряли её выбор, но всё же оплачивали обучение в частной студии Евгении Соколовой — ведущей балерины. а потом репетитора Мариинского театра. Анна Павлова, Тамара Карсавина, Любовь Егорова, Юлия Седова, Вера Трефилова — все будущие знаменитости прошли через ее руки. Учениц она готовила серьезно, но в Петербурге профессиональная карьера светила им разве что на эстраде. Ольге всё же удалось попасть в труппу к самому Сергею Дягилеву.
Пабло Пикассо. Группа танцовщиц. Ольга Хохлова лежит на переднем плане,1919 — 1920. Техника: Бумага, карандаш
Примой Хохлова так и не стала, однако именно во время парижских гастролей «Русского балета» произошло её знакомство с испанским художником, которому суждено было стать её первым и единственным мужем.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета Парад, 1917 год
Ольга Хохлова и Пабло Пикассо познакомились в Риме весной 1917 года, когда художник по приглашению Жана Кокто работал над декорациями и костюмами к балету «Парад». Поженились они спустя год в православном соборе Александра Невского на рю Дарю в Париже: свидетелями были Жан Кокто, Макс Жакоб и Гийом Аполлинер. С этого момента Пикассо резко изменил свой художественный язык.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в театральной мастерской в Лондоне осенью 1919 года
Следующие десять лет любимая жена стала главной моделью Пикассо. Она изменила не только быт художника, но и его творчество. Ольга требовала, чтобы на портретах мужа она могла себя узнать и себе понравиться. И Пикассо ей подчинился: были забыты голубой и розовый периоды, африканский примитивизм, и даже кубизм, принесший первые крупные заработки.
Ольга, 1920-е
Пикассо вновь ввел в моду забытый классицизм, напомнил миру о романтизме. Ольге Хохловой мы обязаны одним из лучших периодов творчества Пикассо.
Пабло Пикассо. Портрет Ольги, 1917
Портрет Ольги в испанском костюме Пикассо написал специально для своей матери, обеспокоенной женитьбой сына на иностранке. В Барселоне сын представил ей избранницу и будущая свекровь сказала тогда Ольге: «Будь я твоей подругой, посоветовала бы тебе не выходить за него ни под каким видом. Я не верю, что с моим сыном женщина может быть счастлива. Он озабочен только собой».
Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье, 1917
Портрет Ольги Хохловой, 1918
Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле, 1918
Пабло Пикассо. Три танцовщицы: Ольга Хохлова, Лидия Лопухова и Любовь Чернышева, 1919
Пабло Пикассо. Сидящая танцовщица (Ольга), 1920
Пабло Пикассо. Читающая женщина (Ольга),1920
Пабло Пикассо. Читающая женщина, 1920
После рождения сына в феврале 1921 года Ольга вдохновила Пикассо на многочисленные сцены материнства, наполненные нежностью. Письма и фотографии из личного архива свидетельствуют, что в этот период пара была счастлива, а Пикассо получил мировое признание.
Пабло Пикассо. Мать и дитя на берегу моря. 1921
Пабло Пикассо. Мать и дитя, 1922
Пабло Пикассо. Ольга,1923
1927 год стал началом конца отношений Пикассо и Хохловой. Художник завёл роман с 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер. И на смену реалистическим портретам жены пришли полотна, на которых художник, с головой ушёл в сюрреализм.
Пабло Пикассо. Ольга в задумчивости,1923
Законной женой Пикассо Ольга оставалась еще 20 лет, до самой смерти. В брачном контракте, подписанном влюбленным Пикассо в 1918-м, значилось, что все имущество супруги делят пополам. Когда дело дошло до развода, оказалось, что Пикассо не хочет расстаться со своими работами.
Пабло Пикассо. Портрет женщины, 1923
К концу жизни Ольга могла утешаться разве что тем, что никого из своих любовниц Пикассо не писал так часто, как ее: десятки картин, сотни рисунков, бессчетное количество набросков. В угоду другим женщинам он ни разу не делал таких крутых виражей стиля, не писал так «красиво» и больше никогда не изменял себе.
Пабло Пикассо. Пауло на ослике, 1923
Пабло Пикассо. Поль в костюме Арлекина, 1924
Источники информации
theartnewspaper
artchive.ru
биография, личная жизнь. Пабло Пикассо и Ольга Хохлова :: SYL.ru
Ольга Хохлова — известная российская балерина. Первая жена знаменитого художника Пабло Пикассо, подарившая ему сына.
Биография балерины
Ольга Хохлова родилась в городке Нежине Черниговской области в 1891 году. Ее отец был полковником российской армии. Служил в Нежине. Еще в детстве, побывав в путешествии во Франции, Ольга захотела стать балериной. Она побывала на представлении мадам Шрессонт и с тех пор грезила сценой.
Ольга Хохлова — балерина, которая видела себя в этой профессии с ранних лет. Ее мечта осуществилась. Она стала танцовщицей «Русского балета» Сергея Дягилева — знаменитой антрепризы, которая с успехом гастролировала по всему миру.
Знакомство с Пикассо
Впервые Пабло Пикассо и Ольга Хохлова встретились в 1917 году. «Русский балет» гастролировал в Париже, в знаменитом театре Шатле. Хохлова танцевала в премьере «Парад». Это одноактный балет, который рассказывает о параде артистов балаганного цирка. Труппа состоит из китайца, двух акробатов, пары менеджеров и малышки-американки. Они стремятся привлечь публику на представление в цирковом шатре.
Его авторами, помимо Сергея Дягилева, стали Жан Кокто и Эрик Сати. Пикассо отвечал за художественную часть — оформление декораций и костюмы.
После успешной премьеры балета труппа отправилась в гастрольный тур в Южную Америку, а Ольга Хохлова и Пикассо поехали в Барселону знакомиться с семьей художника. Страсть между ними разгорелась практически с первой минуты знакомства.
Женитьба с Пикассо
Семья художника поначалу настороженно отнеслась к жене-иностранке, но со временем приняла Ольгу. Особенно переживала за будущее сына его мать. Чтобы развеять тревоги родных, Пикассо написал портрет Хохловой в классическом испанском наряде. После этого родители успокоились.
Влюбленные поженились в июне 1918 года. Церемония состоялась в православном парижском соборе имени Александра Невского. Свидетелями были писатель и драматург Жан Кокто и художник и поэт Макс Жакоб. Молодожены начали совместную жизнь в столице Франции, на улице Бети.
Разрыв
Ольга Степановна Хохлова не оставила «Русский балет». Уже в 1919 году она отправляется на новые гастроли. На этот раз танцует в постановке «Треуголка» в Лондоне. Пикассо снова работает с Дягилевым. Он отвечает за костюмы и декорации. «Треуголка» имела большой успех во многих европейских странах — в испанской Альгамбре, в Парижской опере. Поначалу молодожены были счастливы вместе. Часто появлялись на публичных мероприятиях в высших кругах французского общества. В 1921-м Ольга Хохлова родила от Пикассо сына — Пауло.
Ухудшения в отношениях начались с 1926 года. Вскоре после этого у Пикассо появилась новая возлюбленная — француженка Мари-Тереза Вальтер, которой было всего 17 лет. Хохловой на тот момент исполнилось уже 36.
Согласно исследованиям биографов, художнику на протяжении многих лет удавалось скрывать любовницу от Хохловой. Она узнала о неверности супруга только через 7 лет, когда Мари-Тереза уже ждала от Пикассо ребенка. Девочка появилась на свет в 1935 году.
Сразу после этого Хохлова забрала сына, подала на развод и уехала на юг Франции. Между супругами был заключен брачный контракт, однако Пикассо отказался его выполнять. Согласно документам, после развода имущество было необходимо поделить поровну. Художник этого не желал, в результате Хохлова осталась его официальной женой до самой смерти.
Жизнь супругов после расставания
Как рассказывают знакомые Хохловой, в частности художница и график Франсуаза Жило, Ольга продолжала испытывать чувства к художнику практически до самой смерти. Даже преследовала его. В 1955 году Ольга Степановна Хохлова умерла от рака в Каннах. Ее похоронили на местном кладбище Гран-Жас.
Пикассо, расставшись с Хохловой, вскоре бросил и Мари-Терез Вальер. В сороковые он начал встречаться с Франсуазой Жило, которая на личном опыте неоднократно испытывала преследования Хохловой. От Жило у Пикассо родились двое детей — сын Клод в 1947 году и дочь Палома, ставшая впоследствии известным модельером и ювелиром.
После смерти Хохловой Пикассо во второй раз женился официально. Его избранницей стала Жаклин Рок. Когда они встретились, художнику было 72 года, а его новой музе всего 26. Их брак продлился 11 лет. Именно Жаклин считается официальной вдовой Пикассо. У них была приемная дочь Катрин Ютен-Бле, унаследовавшая большинство произведений художника.
Жаклин покончила с собой в 1968 году, в возрасте 60 лет. Она застрелилась из пистолета.
Потомки Хохловой
Личная жизнь Ольги Хохловой по-разному оценивается современниками. Несмотря на разрыв отношений с Пикассо она нашла отдушину в своем сыне. Его воспитанию она посвятила большую часть своей жизни.
Пауло женился на Эмильен Лотт. У них родились двое детей — мальчик Паблито и девочка Марина. Хохлова застала внуков: на момент ее кончины им было пять и шесть лет соответственно. Правда, сами дети бабушку помнили плохо. Хотя она старалась посвящать им как можно больше времени, часто с ними играла и оставалась дома.
Паблито в 24 года покончил жизнь самоубийством по невыясненным до сих пор причинам. Судьба Марины сложилась более благополучно. В 40 лет она основала сиротский приют на месте бывшей военной базы во Вьетнаме, в округе Ту Дук. Приют окрестили «Деревня юности». Он содержался на средства, которые Марина получила по наследству от своего деда — Пабло Пикассо. Ей досталась часть его сбережений. В отличие от многих других потомков Пикассо, Марина распорядилась наследством с умом. Это отмечали и ее современники, и нынешние исследователи биографии знаменитого художника.
Благотворительный фонд, основанный Мариной, стремился улучшить жизнь в отсталых и развивающихся странах Азии. В первую очередь во Вьетнаме, который значительно пострадал от гражданской войны, вмешательства Соединенных Штатов Америки. Например, во внутренних районах Вьетнама рыли колодцы, чтобы снабдить местное население питьевой водой, для приютов и больниц приобретались партии молока и витаминов, перечислялись прямые субсидии сельскому хозяйству.
Сын Пикассо, как и отец, был женат дважды. Его вторая супруга, Кристина Руиз-Пикассо, подарила ему сына Бернарда. Он сыграл немаловажную роль в открытии музея, посвященного Пабло Пикассо, в испанской Малаге.
Ольга Хохлова (17 июня 1891
Ольга Степановна Хохлова (она же Ольга Руис-Пикассо, исп. Olga Ruiz Picasso) родилась 17 июня 1891 года в городе Нежине, в семье полковника русской армии. С детства мечтая стать балериной, она пошла в балет вопреки запретам родителей и стала танцовщицей «Русского балета» Сергея Дягилева.Имя Ольги Хохловой неразрывно связано с именем великого художника Пабло Пикассо. Они встретились во Флоренции в 1916 году. Пикассо уже известный художник. Его картины хорошо продаются. Хохлова была юной балериной Дягилевской труппы, гастролировавшей тогда в Италии. Пикассо увидел её и влюбился.
В 1918 году Ольга и Пабло сочетаются браком. Ей, дочери русского офицера, богемное окружение мужа не по сердцу. Она стремится к буржуазной жизни и не хочет видеть разночинных приятелей своего мужа. Всегда элегантная и шикарно одетая, Ольга стремится преобразить и Пикассо. Супружеская пара – желанная гостья светских салонов.
Но неприятие мира своего мужа, стремление переделать его в соответствии со своим эталоном стало той роковой ошибкой Ольги, которая позже привела ее жизнь к краху.
Гроза началась буквально сразу после рождения ребенка – сына Пауло в 1921 году. Пикассо раздражают нарочито светские манеры жены, её тяга к условностям буржуазной жизни, её неприятие друзей художника. Он чувствует, что над ним довлеют, его хотят изменить, втиснуть в узкие рамки мещанского уюта. Начинаются разлады, он ищет общества других женщин. Все попытки Ольги удержать мужа заканчиваются крахом.
Вскоре супруги расстаются. Ольга до конца своей жизни так и не дала согласия на развод. Она осталась одна брошенной, отвергнутой мужем и обществом – мадам Пикассо.
Последние годы она прожила в Ницце в бедности в пансионе для престарелых, оставаясь отринутой свидетельницей блистательной славы супруга и других женщин, разделивших с ним его новую жизнь.
Ольга Степановна Хохлова, мадам Пикассо, умерла 11 февраля 1955 года в больнице в Каннах (Франция) после длительной болезни.
Как Пабло Пикассо сломал жизнь русской балерины Ольги Хохловой
Спутницы художников всегда остаются в тени своих знаменитых мужей, зачастую жертвуя не только собственным делом, но и своей жизнью. Именно таким печальным образом сложилась судьба первой жены Пабло Пикассо, Ольги Хохловой.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова встретились, когда ему было 36 лет, а ей — 26
В конце ноября в столичном Пушкинском музее открылась выставка «Пикассо и Хохлова», посвященная знаменитому художнику и его первой жене, балерине Ольге Хохловой.
Как настоящий испанец, Пикассо любил Хохлову неистово и страстно. Как истинный художник, он видел в ней, прежде всего, источник вдохновения, который спустя годы легко сменил на другой.
Официально они были вместе 37 лет, и лишь первые 10 из них прошли в любви и гармонии. Портреты Ольги стали своеобразной летописью этих непростых отношений: в начале их союза она — нежная муза и богиня, накануне оловянной свадьбы — мегера, изматывающая его ревностью и нравоучениями (и не без причины!).
Эксперты называют Пикассо величайшим гением, а также дьяволом во плоти, садистом и всеядным деспотом. Прочитав наш материал, вы сами решите, так ли это.
«Мадемуазель Коклова»
Ольга Хохлова, родившаяся 17 июня 1891 года, была классической русской барышней конца XIX века — любила балы, красивые платья, чай, икру и пирожные. А еще она была в меру успешной танцовщицей, заинтересовавшей самого Сергея Дягилева. Главные партии создатель «Русских сезонов» ей не доверил, но поставил в первый состав кордебалета. Зная, что Серж с посредственными людьми не общался и уж тем более не работал, можно предположить, что Ольга могла бы дорасти и до основного состава. Но тут на ее пути возник Пабло Пикассо.
В 1917-м художник был приглашен Дягилевым для создания костюмов и декораций балета «Парад». Знаменитый испанец сразу обратил внимание на скромную Ольгу, чью фамилию он произносил с ошибкой, называя ее «мадемуазель Кокловой».
Любитель женщин (и мужчин) и пугливая девственница
В то время известный художник, этот неутомимый экспериментатор и андалузский мачо был настолько пресыщен круговертью женщин, прошедших через его постель, что мечтал лишь об одном — тихой семейной жизни с кроткой красавицей. Именно такую он увидел в Ольге Хохловой.
Эти двое были не то что с разных планет — из разных галактик! Он с 14 лет имел множество любовниц и несколько любовников, она в свои 26 оставалась пугливой девственницей. «Вы меня компрометируете», — краснея, говорила танцовщица испанцу, неизменно встречавшему ее на пороге своей парижской квартиры в одних лишь трусах.
Сергей Дягилев, ставший свидетелем этого романа, сразу сообщил художнику, что с его балериной простой интрижки не получится.
«Осторожно, на русских девушках надо жениться», — предупреждал он.Надо так надо, и 12 июля 1918 года в мэрии VII округа Парижа состоялась регистрация. Следом — венчание по православному обычаю в соборе Александра Невского на улице Дарю.
Прежде чем отправиться в медовый месяц, Пикассо и Хохлова подписали брачный контракт, по условиям которого в случае развода все имущество супругов, в том числе и произведения искусства, делится пополам. В будущем художник еще не раз пожалеет об этом.
Не жизнь, а сказка
По возвращении в Париж началась их семейная жизнь в красивой двухэтажной квартире и с обязательными выходами в свет, где Ольга блистала в изысканных туалетах — всегда в центре внимания. Хохловой очень нравилось быть «мадам Пикассо». Ему же такой образ жизни был в новинку, поэтому Пикассо испытывал ко всему этому неподдельный интерес.
Друзья художника не верили своим глазам: став женатым мужчиной, он забыл о существовании других женщин! В его мире была лишь Ольга. Он задаривал жену дорогими подарками, оплачивал все ее покупки (а шопинг она любила), не считал потраченных денег на шампанское и черную икру (хотя сам предпочитал каталонские сосиски с фасолью) и, конечно же, без перерыва рисовал свою главную музу.
Рождение сына Пауло 4 февраля 1921 года открыло новую главу в этой сказке. Казалось, главная мечта Ольги осуществилась: в семье царила идиллия, ее муж был богат и востребован, а она — любима.
Притяженья больше нет
Незадолго до празднования 10-й годовщины свадьбы Пабло Пикассо понял, что собственная жена его больше не привлекает и не вдохновляет. «Девушки и работа продлевают молодость», — любил повторять он и не случайно говорил о представительницах прекрасного пола во множественном числе.
Прежний Пикассо — любитель женщин и настоящий секс-гигант — вернулся!Узы брака мешали ему удариться во все тяжкие (совесть все же была), однако вопрос о разводе даже не вставал — он не мог себе позволить лишиться половины всего состояния и картин.
В 1927 году 46-летний художник увлекся 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер, а своей 36-летней жене дал понять, что ей больше нет места в его сердце.
Супруги продолжил жить в одном доме, но Пабло совершенно не замечал Ольгу. Он окончательно переехал в свою мастерскую на втором этаже, где проводил страстные дни и ночи в компании юной любовницы. В скором времени та узнала, что беременна. 5 сентября 1935 года на свет появилась девочка, названная Майей де ла Консепсьон — в честь сестры художника, которая умерла от дифтерии.
Такого поворота Хохлова не ожидала. Униженная и оскорбленная предательством некогда любимого мужчины, она собрала свои вещи и уехала вместе с сыном. Впрочем, попытки вернуть все еще законного мужа женщина не оставляла. Общаться с ним она не могла, поэтому писала письма — больше сотни таких хранятся в парижском музее Пикассо.
Пабло откровенно игнорировал жену, а злость от ее постоянных истерик вымещал в рисунках — в глазах художника из прекрасной богини она превратилась сначала в салонную кокетку, одержимую нарядами, а после — в мегеру с искаженными чертами лица. В творчестве Пабло Пикассо наступил период сюрреализма.
Многодетный отец
На шестом десятке Пикассо в поисках новых источников творческой энергии увлекся студенткой-художницей Франсуазой Жило — умной, яркой, энергичной. Рядом с седым стариком молодая женщина выглядела его внучкой, но это не помешало им прожить вместе 10 лет. Результатом этого союза стали двое детей — сын Клод и дочь Палома.
Именно последняя является самой известной из всех отпрысков великого художника. От своего отца она унаследовала не только творческую жилку и определенную эксцентричность (снималась в эротических фильмах), но и массивный нос, из-за которого, впрочем, никогда не комплексовала.
Внебрачная дочь гения мечтала о творческой карьере, но хотела во что бы то ни стало избежать сравнений с отцом. Ей это удалось: Палома стала известным ювелиром, сотрудничавшим в разное время с такими Домами, как Tiffany&Co и Yves Saint Laurent. Кроме этого она выпустила несколько коммерчески успешных парфюмов.
Печальный конец
Что же касается Ольги Хохловой, то ее жизнь стремительно катилась под откос. Последние годы жизни были весьма печальными. В прошлое канула всеми уважаемая женщина и светская львица — теперь она стала никем и ничем.
Многочисленные «друзья», конечно же, сразу отвернулись от нее. Измученная депрессиями и нервными срывами экс-балерина утратила свою былую красоту и не хотела никому показываться в таком виде.
Ольга потеряла не только всех друзей, но и собственного сына.По воспоминаниям его дочери Марины, Пауло попал под влияние отца и сделал выбор в его пользу, по сути, отказавшись от матери: «И даже когда бабушка заболела раком, он продолжал игнорировать ее и никогда не навещал, очевидно, боясь гнева Пикассо. Она умерла очень одинокой».
Ольга Хохлова скончалась в городской больнице Канн 11 февраля 1955 года. Неверный муж не приехал на похороны жены. В память о ней у Пикассо осталось 44 портрета и привычка сидеть «на дорожку».
Жертвы гения
Пабло Пикассо пережил жену на 28 лет. Смерть художника повлекла за собой цепь роковых происшествий.
По воспоминаниям все той же Марины Пикассо, ее брат Паблито покончил с собой сразу же после смерти деда. Их отец умер спустя два года. Вскоре повесилась Мари-Тереза Вальтер, а сразу после застрелилась Жаклин Рок, на которой художник женился после смерти своей первой жены.
Нынешние потомки Пабло Пикассо разбросаны по всему миру и предпочитают друг с другом не общаться — от греха подальше.
Пикассо много лет подряд рисовал свою жену Ольгу, и по картинам видно, как менялось его отношение к ней
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Если бы Пабло Пикассо и Ольга Хохлова были современными селебрити и давали интервью
журналистам скандальных газет, то на вопрос о причинах расставания они могли бы ответить так: «Непримиримые разногласия». Атеизм и религиозность, темперамент и меланхолия — во всем, даже во вкусовых пристрастиях и поведении в быту, супруги сильно отличались друг от друга. Кроме того, почти все окружение Пикассо недолюбливало Ольгу, а его мать лично отговаривала ее от свадьбы.
Мы в AdMe.ru хотим поделиться с читателями историей любви, которая в очередной раз доказывает, что красота в глазах смотрящего.
День свадьбы Пикассо и Хохловой. Молодожены позируют на фоне афиши балета «Парад».
26-летняя балерина и 35-летний художник-авангардист познакомились на работе. В
какой-то степени можно считать, что это был служебный роман.
В военном Париже (шла Первая мировая война) должна была состояться премьера новаторского балета «Парад». Его создатели планировали хорошенько эпатировать публику. Ольга Хохлова участвовала в репетициях в составе труппы всемирно известного Русского балета Дягилева, а Пикассо работал над созданием оригинальных декораций и костюмов к «Параду».
Среди кордебалета танцовщиц глаз художника мгновенно выбрал самую
привлекательную музу — и Пабло ринулся в ухаживания со рвением тореадора.
«Группа танцовщиц. Ольга Хохлова лежит на переднем плане», 1919–1920 гг.
Первое время Ольга довольно сдержанно воспринимала ухаживания Пикассо, говоря о том, что такая настойчивость компрометирует ее. Роль деликатной свахи взял на себя Дягилев, растолковавший страстному ухажеру, что русские девушки, в особенности из хороших семей, не бросаются безоглядно в интрижки. Пикассо с таким усердием последовал его советам, что через год они с Ольгой уже расписались в Париже, и даже обвенчались (по настоянию невесты) в местном православном соборе. Пикассо этого было недостаточно, и он предложил брачный договор, по которому половина всех доходов художника принадлежала бы его обожаемой жене.
«Портрет Ольги в кресле», 1917 г.
Свадьбе предшествововал неприятный инцидент. Будучи хорошим сыном, Пабло решил поделиться своей радостью с матерью и представить ей Ольгу. Сеньора Пикассо отнеслась к ситуации без излишней радости, не преминув сообщить будущей невестке, что ее сын — плохой выбор, потому что не сможет сделать счастливой ни одну женщину. Дескать, Пабло озабочен только собой. Но кто из влюбленных когда-либо обращал внимание на предостережения такого рода?
«Портрет Ольги Хохловой», 1918 г.
После свадьбы молодожены поселились в новой 2-этажной квартире. Ольга больше не занималась балетом, отчасти из-за недавней случайной травмы ноги, отчасти из-за нового статуса жены. Спустя год после начала семейной жизни Пикассо получил письмо от Дягилева, в котором тот призывал Пабло приехать в Лондон и заодно справлялся о его второй половине:
«А Ольга? Неужели она навечно распрощалась с искусством танца? Это весьма печально! Мясин сожалеет об этом как хореограф, а я — как бывший п