ДОМ ПАШКОВА — Сама в себе — LiveJournal
ПАШКО́В ДОМ ИЛИ ДОМ ПАШКО́ВА — ОДНО ИЗ САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ КЛАССИЦИСТИЧЕСКИ
Величественное здание, возвышающееся на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, известно каждому москвичу. Это легендарный дом Пашкова, один из красивейших памятников архитектуры в столице и общепризнанный символ Москвы. Адрес дома Пашкова: Москва, улица Воздвиженка, 3/5С1.
Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.
На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).
ОПИСАНИЕ ДОМА ПАШКОВА
Особняк состоит из центрального здания и двух крыльев, которые были пристроены позже. Главный вход в него расположен со стороны Староваганьковск
дом Пашкова построен так, что сразу привлекает к себе внимание. Это первое не церковное здание в Москве, из окон которого открывается прямой вид на Кремль, а также на Ивановскую и Соборную площади.
Здание с его портиками, нарядными украшениями, колоннами и устремленным ввысь бельведером, воспринимается как монументальная скульптура, водруженная на своеобразный пьедестал.
Есть точки, с которых дворец воспринимается особенно эффектно, например, с нечетной стороны улицы Волхонка, у самого ее начала. При взгляде на дом с этого угла, можно уловить гармоничную композицию, созданную высокими каменными столбами ограды, лестницей на крутом холме, и динамичным силуэтом центральных и боковых частей здания.
В 18 веке известный немецкий путешественник Рихтер назвал дом Пашкова волшебным замком. Это определение полностью соответствует облику старинной городской усадьбы. Сказочный особняк кажется легким и воздушным, будто пришедшим из мира грез.
ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ
Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно
Когда-то перед фасадом на склоне холма был разбит чудесный сад с каменными бассейнами и фонтаном. Здесь важно прохаживались диковинные птицы: павлины, китайские гуси, в клетках сидели разноцветные попугаи. Московский люд собирался перед чугунной решеткой, чтобы поглядеть на это чудо. В доме часто устраивались театральные представления, музыкальные вечера, зажигалась праздничная иллюминация.
После смерти первого владельца, его двоюродный брат, А.И. Пашков, вступивший в наследство, не устраивал таких торжеств, но расширял и украшал дом.
ПЛАНИРОВКА ЗДАНИЯ
Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.
Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковск
К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой.
ВЛАДЕЛЬЦЫ ЗДАНИЯ
Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое название. Его наследник А. И. Пашков и сын последнего Василий предпочитали старой усадьбе «второй дом Пашкова» на Моховой (ныне здание журфака МГУ). В начале XIX века баженовский шедевр стоял в запустении.
В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).
В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей. В настоящее время Пашков входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.
После строительства нового здания библиотеки в доме Пашкова был создан отдел редких рукописей. В 30-е годы дом опять был подвергнут реконструкции, в результате которой он лишился ограды. Кроме того, была сооружена монументальная лестница, ведущая к главному фасаду здания.
В 1986 году общественность Москвы была взбудоражена судьбой бесценной архитектурной реликвии. В связи со строительством станции метро «Боровицкая» возникла угроза самому существованию Пашкова дома. Его фундамент осел, и возникли трещины в перекрытиях.
В 1988 году здание было освобождено для проведения реставрационных работ в связи с аварийным состоянием.
Три года назад обновленный дом Пашкова вновь открылся. Теперь здесь находится три отдела Российской Государственной Библиотеки: отдел рукописей, нотно-музыкальны
ЛЕГЕНДЫ ДОМА ПАШКОВА
Здание, построенное в 18 веке, считающееся одним из символов Москвы, сменившее несколько владельцев и пережившее разнообразные исторические катаклизмы, просто обязано скрывать в себе множество загадок и тайн.
Одна из историй утверждает, что Ваганьковский холм, на котором стоит дом, содержит в себе множество подвалов и полуразрушенных ходов. Некоторые исследователи считают, что здесь может быть спрятана легендарная библиотека Ивана Грозного – уникальная коллекция книг, последним владельцем которой был Иоанн IV.
Ходят также и совсем невероятные слухи о том, что в доме Пашкова обитает настоящий «библиотечный» призрак, которого можно попросить о помощи в поисках редкой книги. Разумеется, доказать или опровергнуть эти легенды невозможно.
Удивительный дом Пашкова уже почти два века привлекает к себе и туристов, и москвичей. Уникальный особняк, который выдержал разнообразные изменения и не одну реставрацию, пережил многих правителей, возвышается на холме в самом центре Москвы как символ вечности и красоты, побеждающей время.
Дом Пашкова в Москве — подробная информация с фото
Общая информация
Построенный всего за два года — с 1784 по 1786 год, Дом Пашкова является не только блестящим образцом русского зодчества, но и значимым архитектурным памятником своей эпохи.
Дом Пашкова открывает великолепную панораму Моховой улицы со стороны Боровицкой площади. Ярко-белое здание, приподнятое на высокий цоколь, построено по классическому трехчастному принципу: центральный корпус с бельведером и портиком объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями. Целостность структуры подчеркнута единым сюжетом декора, которым в одинаковой степени насыщены все объемы композиции главного дома.
Практически до самого конца XVIII века имение на Ваганьковском холме переходило из рук в руки, и наконец, в 1784 году богатейший помещик, сын Астраханского генерал-губернатора П.Е.Пашков приобрел этот участок, где запланировал строительство усадьбы. Авторство этой великолепной постройки долго не было достоверно установлено, в свое время оно приписывалось архитектору М.Ф.Казакову и французу Леграну. Только в середине XX века были обнаружены документы, которые убедительно доказали, что Дом Пашкова был возведен по проекту великого российского зодчего Василия Баженова.
Первоначальный облик здания отличался оттого, что мы видим сейчас. Перед Домом Пашкова был разбит прекрасный сад, удивлявший своей красотой современников, садовая ограда великолепно дополняла единый образ усадьбы. При Пашкове бельведер дворца был украшен статуей Марса, а на центральном портике красовался герб семьи. Еще по указу Павла I герб и скульптуру демонтировали, а утраченные при пожаре 1812 года деревянные бельведер и галереи были впоследствии восстановлены архитектором Осипом Бове. Парадная лестница, построенная по проекту М. Долганова, и декоративная ограда холма, которые существуют на сегодняшний день, относятся уже к 30-м годам XX века.
Наследники Пашкова в начале XIX века продали дом Московскому университету, а с 1861 года здание принадлежало Румянцевскому музею. После революции в нем разместился отдел редких рукописей Публичной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, открывшийся в 1921 г. Сегодня Дом Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. В настоящее время в нем расположены нотно-музыкальный отдел и отдел рукописей, которые открылись для посетителей в 2009 году после завершения 20-летней реконструкции усадьбы.
От Дома Пашкова, никуда не сворачивая, продолжаем движение по Моховой улице, которая перейдет в Волхонку, как только вы минуете пешеходный переход через Знаменку, любуясь храмом Христа Спасителя, Домом на набережной и Большим Каменным мостом.
Посетителям
- Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1 (вход со стороны Староваганьковского переулка)
- Ближайшее метро: Александровский сад, Библиотека имени Ленина, Боровицая, Арбатская (Арбатско-Покровская линия)
- Телефон: + 7 (495) 697-78-93, +7 (495)691-11-11
- Сайт: www.rsl.ru
- Время работы: пн-сб 10.00-18.00. Закрыт по воскресеньям
Дом Пашкова в Москве. Архитектура и дизайн интерьера
Пашков дом. Ж.Делабарт. Литография, XVIII в.
Дом Пашкова — одно из красивейших зданий Москвы. Глаз легко воспринимает ясное деление строения на части: высокий центральный корпус, увенчанный бельведером, и два симметрично расположенных флигеля в виде небольших павильонов. Четко очерченный в пространстве блок центрального корпуса выделяется не только размерами его главенствующее значение подчеркнуто поднятым на высоту второго этажа четырехколонным коринфским портиком, над которым когда-то размещался герб владельцев усадьбы. Этот портик и является смысловым центром архитектурной композиции. Боковые флигели, украшенные изящными портиками ионического ордера, наклонными линиями своих фронтонов, как будто, указывают взгляду направление все на тот же композиционный центр. Все части здания покоряют гармонией форм и архитектурным единством.
Пашков дом. Открытка начала XX в.
Спроектировал и построил Дом Пашкова в 1784 – 1786 годах выдающийся архитектор Василий Иванович Баженов.
Величественный облик созданной усадьбы поразил московских жителей. Толпами стекались они полюбоваться на строгие и одновременно изящные формы колонн и пилястров, на украшенные львиными масками и гирляндами обрамления окон, на легкую ротонду бельведера. Много похвал вызывал и сад, разбитый на склоне холма, обращенном к реке Неглинной (в 20-х годах XIX века заключенной в подземный канал) и Кремлю. Сквозь кованую железную решетку с висячими гирляндами, отделяющую сад от Моховой улицы виднелись пруды, фонтаны и статуи, вдоль дорожек росли экзотические деревья и редкостные цветы.
Дом Пашкова. Фрагмент Ворот.
Вход в усадьбу Дома Пашкова Баженов расположил со стороны переулка и отметил его оригинальными коваными воротами в форме триумфальной арки, которую И.Э.Грабарь назвал “сонетом гирлянде”. Действительно, две гигантские гирлянды лавровых листьев, вытесанные из белого камня, были наложены прямо на арочный проем. Они стали лейтмотивом декоративного убранства всей усадьбы. Войдя в ворота, зритель сначала оказывался в расширяющемся проходе между двумя невысокими стенами. Еще несколько шагов, и прямо напротив главного входа в дом Пашкова открывался парадный двор. Здесь особенно ощутимо ступенчатое нарастание высот сооружений ансамбля: от невысокой ограды к симметрично стоящим по сторонам хозяйственным постройкам (слева бывшая конюшня, справа манеж), от них к крайним флигелям главного дома и далее, через одноэтажные соединительные галереи, к центральному корпусу, завершенному бельведером. Весь цельный и гармоничный архитектурный ансамбль легко охватывается глазом.
Пашков дом. Фасад со стороны Староваганьковского пер.
С именем Баженова связывают становление архитектурного стиля русского классицизма.
В то же время, зодчий хорошо знал и любил памятники старой Москвы, в результате чего, в его творчестве органично соединились достижения архитектуры Западной Европы с традициями древнерусского зодчества. Создавая городскую усадьбу для отставного поручика гвардии П.Е.Пашкова, Баженов воспроизвел в классических архитектурных формах композицию высоких хором с теремом и гульбищами, которые действительно располагались на этом месте и хорошо видны на панораме Москвы 1714 года. Возможно даже, что, в какой-то мере, архитектор использовал старые фундаменты и включил их в нижние части своей постройки.
Национальные истоки творчества Баженова сказались и в связях дома Пашкова с окружающими его памятниками древнерусского зодчества. На первый взгляд, здание совершенно самостоятельно и не связано с соседними постройками. Его фасад со стороны Моховой улицы, по существу своему не главный, а садовый, архитектор сумел наделить особыми качествами, поскольку именно этот фасад обращен к городу. Центральный корпус, соединительные галереи и боковые флигели вытянуты в одну линию, за пределы которой выступают только четырехколонные портики. Такую композицию называют фронтальной. Она не случайно напоминает композицию расположенной напротив западной стены Кремля, за пределы которой выступают лишь башни. Внутреннее родство двух памятников дополняется и тем, что фасад дома Пашкова строго параллелен кремлевской стене, и оба сооружения изначально создавали монументальное обрамление долины реки Неглинной (которая когда-то заметно расширялась здесь, перед тем как повернуть к Москве-реке).
Пашков дом. Фасад и план усадьбы.
В древнерусской архитектуре (в особенности, к концу XVII началу XVIII века) были распространены, так называемые, ярусные композиции – башнеобразные строения, составленные из отдельных уменьшающихся к верху частей. Такую форму имели многие колокольни, а также завершения крепостных башен. В Московском Кремле наиболее последовательно ярусный принцип использован в Боровицкой башне, напротив которой как раз и был выстроен центральный корпус дома Пашкова. В композиции баженовского творения также использован принцип ярусной композиции, только реализован он средствами классической архитектуры. Общий силуэт дома Пашкова ступенчатый. Высота зданий нарастает постепенно от одноэтажных галерей к центральному корпусу и затем, через основание круглой смотровой площадки, к бельведеру и его завершению. Также, своеобразный ряд ярусов образуют: цоколь главного портика, сам портик и расположенный над ним бельведер. Тот же принцип подчеркивают стоящие на уровне первого этажа колонны флигелей, поднятые на высоту второго этажа колонны центрального портика и находящиеся еще выше колонны бельведера. Также, первоначальное (лишь частично дошедшее до нашего времени) скульптурное убранство здания подчинялось схеме пространственной пирамиды. Не вызывает сомнения, что Баженов сознательно применял энергичные ритмы восходящих форм, стремясь к созданию гармоничного ансамбля с окружающими усадьбу сооружениями древней Москвы.
За свою более чем 200-летнюю историю дом Пашкова не раз менял владельцев, использовался по-разному.
Во время пожара Москвы 1812 года он сильно пострадал: выгорело все внутреннее убранство, оказались уничтоженными кровля и бельведер. Тогда же, сгорел семейный архив ПашковыхАпраксиных, с которым, очевидно, погибли проектные чертежи Баженова. Восстановление дома растянулось на долгие годы: еще в начале 1830-х годов дворец не был восстановлен. После ремонтных работ облик памятника несколько изменился. Вновь выстроенный бельведер (возможно, по проекту О.И.Бове) заметно меньше первоначального, который был окружен свободно стоящими колоннами с пышными коринфскими капителями, а его высокая кровля в форме балдахина служила постаментом для аллегорической скульптуры. В сочетании с гербом Пашковых он образовывал торжественное завершение силуэта дворца. Новый бельведер выглядел гораздо скромнее. Его невысокие ионические колонны, почти прижатые к стене, измельченные детали карниза, менее выразительные очертания кровли все обнаруживает вкусы иного времени, характерные для эпохи позднего классицизма.
В 1845 году дом Пашкова был приобретен казной для Дворянского института при Московском университете.
С этого момента начался новый этап его истории уже в качестве общественного здания. Некоторое время здесь находилась гимназия, а с 1861 года здание приспособили чтобы разместить в нем Московский публичный и Румянцевский музеи. В основу музейных собраний были положены коллекции произведений искусств и библиотека, переданные государству графом Н.П.Румянцевым. В центральном корпусе поместили картины русских и иностранных художников, во флигелях различные отделы музеев, прежний манеж приспособили под читальный зал, а в переделанном корпусе конюшни расположился этнографический музей.
Пашков дом. Вид из Александровского Сада. 2007 г.
И позже, не раз предпринимались переделки внутри отдельных зданий, завершившиеся в 1913 – 1915 годах капитальной перестройкой внутренних помещений центрального корпуса, когда по проекту Л.Н.Шевякова здесь был создан просторный двусветный читальный зал. С течением времени значение библиотеки музея лишь возрастало. По мере увеличения книжных фондов требовались все новые помещения для хранения, необходимо было расширять читальные залы.
После революции было принято решение передать музейные коллекции дома Пашкова другим учреждениям, прежде всего – Историческому музею и Третьяковской галерее. В зданиях бывшего дома Пашкова осталась только библиотека, превратившаяся к тому времени в одно из крупнейших книжных собраний в мире. После возведения нового комплекса зданий Государственной библиотеки, корпуса бывшей усадьбы Пашкова оказались включенными в новый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль Моховой улицы от Воздвиженки до Знаменки. В связи с расширением Моховой улицы в 1930-х годах была снята ограда усадебного сада, выровнены склоны холма, а перед выступающим портиком центрального корпуса устроена полукруглая терраса с балюстрадой, охваченная с двух сторон лестничными спусками. Работы были выполнены по проекту архитектора В.И.Долганова.
Пашков дом. Центральный корпус c лестницей Долганова. Вид с Моховой ул.
Вобрав в себя опыт предшествующего развития архитектуры, дом Пашкова принадлежит создавшей его эпохе. В то же время, он прошел путь от дворца и частной усадьбы, до хранилища культурных традиций мирового значения. В этой связи, вероятно, можно сказать, что изначально гармоничная архитектурная форма обрела соответствующее ей культурное и духовное содержание.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи “Дом Пашкова” Ю.Герасимова, М.1982 г.
Дом Пашкова в Москве — эпоха классицизма
Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства.Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.
В истории русской архитектуры можно выделить три этапа развития классицизма:
— ранний классицизм (1760–1780-е),
— строгий, или зрелый классицизм (1780–1800-е),
— поздний, или ампир (1800–1830-е).
Размах строительства и высокие художественные качества русской школы классицизма сделали этот стиль важнейшим в истории, своего рода «золотым веком» Русской архитектуры.
И слово «веком» здесь вполне уместно, так как классицизм продолжал быть одним из главных стилей в России и в годы эклектики, то есть после 1840-х гг.
Московский классицизм имеет весьма существенные отличия от столичного Петербургского. На Москву жесткие градостроительные правила Петербурга не распространялись, поэтому здесь большей частью сохранялся патриархальный русский уклад, что отражалось и на постройках. И в Москве постепенно крепла своя архитектурная московская школа.
Активная застройка Москвы зданиями, выполненными в новом стиле, началась в 70-х годах XVIII века. В это же время окончательно определились два вида композиции городской усадьбы. Первый вариант представлял собой усадьбу с главным домом, расположенным по Красной линии улицы, и хозяйскими службами за домом. Во втором случае дом с флигелями размещался в глубине двора, а от улицы его отделяла ограда с парадными воротами.
Дом Пашкова, или городская усадьба Пашкова — наверное, самое известного произведения московского классицизма, уникального по своей архитектурной целостности. В этом здании оба варианта как бы сливаются вместе и дают совершенно новый эффект.
Дворец выстроен на высоком Ваганьковском холме и один из его фасадов ориентирован на Кремль. Да не просто смотрит на древний Кремль, а фактически доминирует над кремлевскими сооружениями. На склоне перед домом был разбит сад и устроена красивая ограда. Монументальный объем Пашкова дома виден издалека с самых разных, и самых дальних точек города.
Дом Пашкова выстроен в 1784-1788 гг.
Вид Моховой улицы, с картины Ж.Делабарда (?)Фото 1880-х гг.Первоначальные размеры сада были урезаны в ХХ веке при расширении Моховой улицы.
От ограды сохранился только небольшой фрагмент вдоль ул. ЗнаменкиА вот уже и рельсы появились, и провода видны — наступили времена трамвая. Фото 1912 г.
Но объмно-планировочное решение Пашкова дома таково, что зритель обычно знает только эту хорошо известную панораму. Второй и фактически главный фасад скрывается с противоположной стороны, откуда осуществляются и входы и подъезды.Вид Пашкова дома в наше время, после проведения нескольких ремонтов и реставрацийХочу специально подчеркнуть, что со стороны Моховой улицы входов в здание нет, и построенная в центре зеленого склона система лестниц и всходов имеет чисто декоративное предназначение. Это все добавления, сделанные в ХХ веке, и к первоначальному замыслу не имеют никакого отношения.
Дворовый фасад представляет собой, может быть, еще более интересное зрелище — парадный двор торжественный и величественный.
Вид из окна доходного дома на другой стороне Ваганьковского переулка.
Шикарная панорама, на которой виден и сам дворец, и его парадный двор, окруженный флигелями,
Парадный двор Дома Пашкова. Современное фото
Въезд во двор со стороны переулка осуществляется через ворота, размещенные в Триумфальной арке.Въездные ворота в усадьбу — вид со Староваганьковского переулка. Фото 1950-х гг.
Парадный двор в наши дни. Современное фото
Около ворот стояла церковь XVII в. Николы на Старом Ваганькове, которая была включена в общую композицию дворцового ансамбля.
Перспективный въезд в парадный двор из окон Пашкова дома виден во всей своей красоте.
В наши дни церковь отреставрирована и смотрится еще красочнее.
И снова вернемся к вопросам классицизма. Важно отметить, что пути развития классицизма в новой и старой столицах России были далеко не одинаковые. Классицизм появился в архитектуре и градостроительстве Москвы после 1762 года и сразу начал активно решать вопросы планировки города и его облика. В частности наиболее важные объекты должны были быть построены вдоль берега реки Неглинки. Из окон этих домов открывались виды на Кремль. Оба здания Университета и Дом Пашкова создали торжественный ансамбль, которые до наших дней определяют архитектуру центральных площадей вокруг Кремля. Пространство вдоль Неглинки должно было быть расчищено от мелких построек и создана парадная общественная зона.
Дом Пашкова занимает особо важное значение в этой градостроительной ситуации. Поставленный на высоком холме, он не только давал возможность осмотреть из окон весь Кремль, но и в определенной степени и доминировал над его невысокими сооружениями. Особенно до построек в Кремле крупных зданий в середине XIX века.
Два слова об авторе проекта. Как это не парадоксально звучит, но фактически документальных материалов об авторе не сохранилось. По традиции большинство исследователей называет имя В.И.Баженова. Его авторство подтверждается и необычной смелостью решения и градостроительным размахом. Но, повторяю – документально это не подтверждено. Наверное, такое возможно только в нашей уникальной стране. Слов нет….
Для моего поколения Дом Пашкова – это еще и библиотека им. В.И.Ленина, знаменитая «Ленинка» и её главный читальный зал – огромное двусветное помещение, наполненное читателями все возрастов, от юных студентов до седовласых солидных корифеев. И до позднего вечера склоненных над книгами людей можно было видеть с галереи, окружающей читальный зал.
………………………………….
Мы рассмотрели один из основных вариантов компоновки дома-дворца эпохи Классицизма. В следующей статье будет изучаться совсем другая планировка, с принципиально другим подходом и акцентами.
Источники:
— Классицизм. https://archistorik.livejournal.com/23022.html
— Памятники архитектуры Москвы. Том 2. Белый город. – М.: Искусство, 1989.
— Фотографии – сайт Pastvu.com, и так же из интернета
Дом Пашкова.: moya_moskva — LiveJournal
Оригинал взят у aroundtree в Дом Пашкова.Дом Пашкова — одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы.
Шедевр архитектуры классицизма, построенный по заказу Петра Пашкова,
разбогатевшего сына денщика Петра I.
Распространено мнение, что автор проекта — Василий Баженов.
Никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако многие
специалисты усматривают баженовский почерк в царственном облике
этого сооружения.
Любопытно, что первоначально, согласно некоторым источникам, его стены были оранжевыми.
Место для строительства выбрано не случайное. Напротив — Боровицкий холм и Кремль.
Дом Пашкова (впрочем, гораздо чаще его называли Пашковым домом) стал первым светским зданием Москвы,
из окон которого можно было видеть Кремль не снизу вверх.
Он составляет единое целое с высоким Ваганьковским холмом и как бы продолжает линию подъема.
Дом-дворец обращен на проезжую часть Моховой улицы величественным фасадом. Второй, менее праздничный,
выходит во двор и формирует пространство уютной усадьбы.
Здесь, со стороны Староваганьковского переулка, был единственный въезд в усадьбу, доступный для карет.
Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение:
«Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине.
От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами.
Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках.
Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням
многочисленные толпы народа».
Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Восстановленная в 1815—1818 годах, она приобрела
черты московского послепожарного классицизма.
Историки архитектуры полагают, что на этот раз поработал сам Осип Бове.
Особняк вызывал всеобщее восхищение.
Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».
В 1839 году городская казна приобрела дом у обедневших наследников Пашкова.
В нем размещался Дворянский институт, а затем городская гимназия.
В дальнейшем здание было снова «перепрофилировано» и приняло на себя музейные функции.
Почему? В 1831 году в Санкт-Петербурге принял первых посетителей частный музей, созданный на основе коллекций
и библиотеки государственного канцлера графа Николая Румянцева.
Политик, библиофил, ценитель древностей, он завещал все собранное им «на пользу Отечеству и благое просвещение».
Крылатые слова ныне выбиты над входом в Румянцевский читальный зал в Доме Пашкова.
Несмотря на громкие заявления, городская власть практически не оказывала материальной поддержки
новому культурному учреждению. Оно стало чахнуть, возникла угроза закрытия музея.
И тогда москвичи проявили инициативу: пусть собрание графа переедет к нам, мы обеспечим все необходимые условия.
Город был особенно заинтересован в этом, так как остро ощущал отсутствие общедоступной библиотеки с полноценным фондом.
В мае 1862 года в Доме Пашкова распахнули двери Московский публичный
(его базу составило собрание Московского университета) и Румянцевский музеумы.
В этом же году здесь начала работу и Румянцевская публичная библиотека.
Одним из ее читателей в течение сорока лет был Лев Толстой.
Открытие двух национальных библиотек, расположившихся под одной крышей, сопровождалось большими торжествами. Императорская семья преподнесла поистине царский подарок: часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, в том числе и «Явление Христа народу» Александра Иванова.
Александр II приобрел его спустя несколько часов после смерти художника.
Ныне там работают три библиотечных отдела — научно-исследовательский отдел рукописей, отдел нотных изданий
и звукозаписей, отдел картографии. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно
проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.
В гостеприимной Москве не все складывалось благополучно. В 1870 году тогдашний директор музеев Василий Дашков,
крайне обеспокоенный плачевным состоянием бывшей усадьбы, сообщал министру народного просвещения,
что выделенных денег не хватает. И потому он «вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств
обратиться к частному содействию в лице купца А. Захарова».
Спонсор не только помог привести в надлежащий вид фасады Пашкова дома, но и профинансировал сооружение
казармы для служителей, помещения для канцелярии и квартиры смотрителя музеев«.
По представлению Дашкова император пожаловал Алексею Захарову золотую медаль «За усердие».
В 1925—1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили Алексей Щусев, Илья Машков, Иван Рерберг,
Евгений Шервинский.
В тридцатые в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад.
Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьевых горах) соорудил монументальную лестницу,
спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот.
Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась еще радикальнее.
Дипломат, канцлер, председатель Государственного Совета и основатель замечательного частного музея,
созданного им в Санкт-Петербурге и имевшего целью служить Отечеству «на благое просвещение».
Считается основателем Российской Государственной библиотеки.
Н.П.Румянцев — сын знаменитого полководца Петра Александровича Румянцева-Задунайского.
На фамильном гербе Румянцевых было начертано Non solum armis (Не только оружием).
Представители этой семьи много сделали для славы России — и в деле победы над врагом, и в деле
процветания Отечества науками и просвещением.
В собранной Н.П. Румянцевым коллекции было более 28 тысяч книг, более 700 рукописей, этнографические,
археологические материалы. Нумизматика, минералогия, живопись, скульптура были представлены в его музее.
Среди хранившихся там книг — 104 инкунабулы, большое количество русских первопечатных изданий,
произведения ученых XVIII-XIX вв., описание путешествий, первое издание 1800 г. «Слова о полку Игореве»,
первые два издания Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера.
Умер Н.П.Румянцев в 1826 г. в С.-Петербурге. Захоронен в своем имении в Гомеле.
После его смерти не осталось завещания.
Выполняя устную волю брата, Сергей Петрович Румянцев передал коллекцию
в казенное ведомство (государству) «на пользу Отечеству и благое просвещение».
С этой коллекции началась история Библиотеки.
Раритетных вещей в доме Пашкова сохранилось немного.Одна из 3-х ваз ,это подарок императора Александра II
«Девочка читающая книгу» работа неизвестного итальянского мастера.
Какая увлеченность)
Во время войны в «старом здании Государственной библиотеки имени В. И. Ленина» (так в советское время
называли Дом Пашкова) работал общий читальный зал.
Одна из сотрудниц ГБЛ — Зоя Колчина — вспоминала, что «научные работники, кандидаты наук и профессора
размещались на левых хорах, военнослужащие — офицерский состав — на правых…
В библиотеке было тепло, светло и очень уютно, на длинных столах отсвечивали зеленые абажуры ламп…
Механизация подачи требований и книг была примитивной, но она нас выручала.
Книги и газеты из основного хранения пересылались в фанерном ящике (мы его прозвали антилопой),
скользящим на роликах по воздушному канату до приемника старого здания».
Очередной переломный этап в судьбе Пашкова дома пришелся на конец восьмидесятых.
В 1986 году строительные работы на станции «Боровицкая» привели к тому, что осел его фундамент и треснули перекрытия. Реставрация, начавшаяся в 1988 году, в середине 90-х ввиду отсутствия финансирования остановилась.
Дом-легенда постепенно приходил в полное запустение.
Внешне он еще смотрелся, но внутри зрелище было печальное: осыпалась лепнина, стены поразил грибок,
протекала кровля. Блистательный образец зодчества XVIII столетия оказался на грани разрушения.
«Перемена участи» произошла в 2003 году, когда были найдены необходимые средства и собрались люди,
способные возродить памятник архитектуры. Свои усилия объединили строители, архитекторы, реставраторы,
дизайнеры, инженеры.
Спустя всего четыре года Российская государственная библиотека получила символический ключ от Дома Пашкова.
Раритетная лестница,мы видели их две.
В сегодняшнем дне архитектурного комплекса воплотилось в жизнь духовное завещание Николая Румянцева.
Дом Пашкова, аристократ и труженик, служит «на пользу Отечества и благое просвещение».
Книги до сих пор расставлены по форматно-крепостному принципу.
Российская государственная библиотека раскрывает свои богатейшие фонды посредством системы каталогов и картотек.
Создан и постоянно пополняется электронный каталог со свободным онлайн-доступом.
Кроме того, РГБ осуществляет подготовку сводных каталогов русской книги, издает фундаментальные
научно-вспомогательные библиографические пособия.
Если соберетесь посетить (записаться в библиотеку сейчас может каждый) с экскурсией это чудесное место
дождитесь весны,когда вымоют и откроют окна.Из окон открываются красивейшие виды на Кремль и город.
В стенах Библиотеки находится уникальное по своей полноте и универсальное по содержанию собрание отечественных и зарубежных документов на 247 языках мира; объем фонда библиотеки сегодня превышает 43 млн. единиц хранения
Это вторая в мире библиотека,после библиотеки Конгресса США(и то это спорный вопрос)
Библиотека предоставляет право пользоваться своими читальными залами всем гражданам России
и других государств, достигшим 18-летнего возраста
.
Источник :http://rsl.ru/
В 1926 году Совнарком признал «существующее здание Ленинской библиотеки несоответствующим
ее работе и значению».
В 1927—1929 годах в три этапа прошел конкурс на лучший проект.
В итоге предпочтение отдали проекту знаменитых
советских архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко, в конкурсе, кстати, не участвовавших.
Авторы сумели объединить в одно художественное целое советский монументализм и неоклассические формы,
востребованные в русском зодчестве. И потому их творение гармонично вписалось
в архитектурное окружение — Кремль, Московский университет, Манеж, Дом Пашкова.
Здание щедро украшено. Между пилонами фасада расположились бронзовые барельефы с изображением
властителей духа — ученых, мыслителей, писателей. Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Ломоносов,
Дарвин, Пушкин, Гоголь.
Скульптурный фриз над главным портиком выполнен в основном по рисункам академика архитектуры
и театрального художника Владимира Щуко.
В оформлении Всесоюзной библиотеки имени Ленина приняли участие такие мастера, как Матвей Манизер,
Надежда Крандиевская, Вера Мухина, Сергей Евсеев, Всеволод Лишев. Импозантный конференц-зал спроектировал
архитектор Александр Хряков.
15 мая 1935 года в непосредственной близости от Ленинки была открыта одна из первых станций московского метро.
Она получила название «Библиотека имени Ленина», которое носит до сих пор.
В конце тридцатых построили 19-ярусное книгохранилище, в 1957—1958 годах завершили сооружение
корпусов «А» и «Б». Война помешала выполнить все работы в намеченные сроки.
Строительство и освоение библиотечного комплекса, включающего в себя несколько корпусов, продлилось до 1960 года.
Но во внутрь пойдем в следующий раз.
Дом Пашкова. Достопримечательности — Путеводитель по Москве
Дом Пашкова — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.
Строительство здания
Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.
На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.
Описание
Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц.
Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.
Дом Пашкова Shakko, CC BY-SA 3.0Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.
Планировка здания
Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором.
Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.
Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:
Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа.
Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799
При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.
План усадьбы П.Е. Пашкова Bagenov V.I., Public DomainЕдинственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца. Широко используется принцип контраста — противопоставлено большое и малое:
- центральный объём здания — служебным помещениям, оградам,
- развернутый парадный двор перед главным входом — узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,
- раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,
- прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.
Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса — центрального объёма главного здания.
К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой.
Классицизм в оформлении фасадов
У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.
Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.
Ордерная система Пашкова дома
В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря невысокому, но протяжённому цоколю, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.
Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.
В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн.
В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.
Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объём. Бельведер не является такой статичной формой как фронтон, и подчёркивает устремлённость ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.
Внутренняя планировка
Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения.
Перестройки здания
Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его матери).
Царская эпоха
Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых.
Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким.
Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена. В 1841 году архитектор А. В. Никитин составил проект перестройки дома под размещение Дворянского института. Он же руководил работами по перестройке совместно с архитектором И. И. Свиязевым.
Пашков дом. Дореволюционная открытка неизвестен, Public DomainЗдание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н. Л. Шевяковым был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор — в конце анфилады зал второго этажа.
Революция и Советское время
В 30-е годы XX века произошли следующие крупные изменения в облике Пашкова дома: была снесена ограда сада, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика.
Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором М. Долгановым в 1930-х годах была сооружена ныне существующая монументальная лестница, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.
Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.
В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия и здание оказалось на грани разрушения. До 2007 года дом находился на реконструкции.
Дом Пашкова Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Пашков дом (значения).Достопримечательность | |||
Дом Пашкова, Пашков дом | |||
---|---|---|---|
Пашков дом в 2016 году
| |||
Страна |
| ||
Город | Москва | ||
Архитектурный стиль | Классицизм | ||
Автор проекта | В. И. Баженов (?) | ||
Основатель | П. Е. Пашков | ||
Строительство | 1784—1786 годы | ||
Статус | Охраняется государством | ||
Медиафайлы на Викискладе |
Дом Пашко́ва или Пашко́в дом — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым. Находится по адресу Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.
Содержание
- 1 Строительство здания
- 1.1 Слава здания
- 2 Владельцы здания
- 3 Описание
- 3.1 Планировка здания
- 3.2 Классицизм в оформлении фасадов
- 3.2.1 Ордерная система Пашкова дома
- 3.3 Внутренняя планировка
- 4 Перестройки здания
- 4.1 Царская эпоха
- 4.2 Советское время
- 5 Интересные факты
- 6 Часы работы
- 7 Другие дома Пашкова
- 8 Примечания
- 9 Литература
- 10 Ссылки