Русские орнаменты и узоры на одежде
Друзья, приветствую!
Как и обещал, эту статью посвящаю местам размещения узоров и орнаментов на традиционной русской одежде. И в частности, на женской рубашке, рубахе.
Рубашка без узоров не так красива, согласитесь.
А вот рубаха с вышивкой — это загляденье. В Украине такую рубаху называют вышиванкой.
Вид и тип узоров определялся назначением рубахи и одежды в целом. Она была будничная, праздничная, обрядовая и свадебная. Так же надо осознать, что наши предки не просто украшали одежду и «придавали ей эстетический вид», а они отображали окружающий мир, свои представления о нем и взаимоотношения с этим миром.
Например, вот что писал академик Борис Александрович Рыбаков в своем труде «Язычество древней Руси»:
«Обратим внимание на то, что и в архитектуре и в одежде был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку. В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в её изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека».
Поэтому, не случайно, местами расположения узора были:
Ворот — 1,
оплечья и плечи- 2,
рукава – 3,
подол — 4.
Ворот обычно украшался узкой полосой тканья или вышивки, позднее — аппликацией из ярких полос ткани.
На старинных рубахах вся нагрудная часть расшивалась плотным орнаментом, а в более поздних была составлена из кусков кумача, тесьмы.
Иногда встречаются довольно интересные попытки реконструировать русскую рубаху.
Оплечья, плечи расшивались обережными орнаментами. Орнаментами защищались края ткани и швы.
В традиционных женских рубахах спина орнаментами не расшивалась (скорее всего из соображений удобства и практичности). Для защиты спины использовались расшитые накидки и платки. То, что Вы видите на фото — современное веяние.
Нередко сплошь орнаментированные рукава оказывались наиболее украшенной частью рубахи.
Свадебная рубаха праву считается самой красивой. Расшитая сложными витиеватыми узорами, главное место среди которых неизменно занимал красный орнамент, эта рубаха готовилась специально для праздничного торжества. После свадьбы рубаха не утрачивала своего значения. Русская женщина надевала ее на праздники до рождения первого ребёнка, а потом по обычаям бережно хранила.
С особой тщательностью украшались праздничные и обрядовые рубахи.
Наиболее интересными с точки зрения орнаментов были обрядовые рубахи.
Общие покосы для всей деревни были не только работой, но и праздником. Девушки и женщины надевали обрядовые, покосные рубахи — «покосницы».
Верхняя часть у такой рубахи шилась из тонкого белого льна, рукава у нее широкие, как правило, укороченные. Ширина вышитого узора на подоле иногда достигала тридцати сантиметров и более. На подоле, как правило, были вышиты древнейшие из орнаментов и узоров — календарные.
Я не претендую на истину, я всего лишь её ищу, так же, как все. Понимаю, что мнения-суждения об одном и том же вопросе могут быть различными. Буду приветствовать, если возникнет аргументированное мнение отличное от моего.
Однако, я считал и считаю, что искателям традиционности истинной в нашей культуре и одежде, как части её, надо обратить внимание на Русский Север. Почему — про это должна быть отдельная, историческая статья, но если говорить в двух словах (языком образов, языком сказки) — кощеи не смогли захватить Русский Север. А потому там и сохранилось то, что было испокон веку.
По словам Людмилы Фёдоровны Кислухи – исследователя культурных традиций в одежде Русского Севера — слово «рубаха» и рубашка употреблялись редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этих видов одежды, а так же в зависимости от назначения рубашки.
О других видах традиционной одежды и названиях – в следующих статьях.
Похожее
Русские орнаменты и узоры на одежде
В предыдущей статье рассматривались значения слов «орнамент» и «узор». В отличие от слова «орнамент», «узор» – исконно русское слово, так же как и слово «украс».
Русские узоры красивы сами по себе, ведь они наносились на окружающие предметы для того, чтобы нести не только обережную, но и энерго-информационную, гармонизирующую функцию.
Но особенно тщательно наносились узоры на одежду. Обережная символика защищала края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.
Например, разрез русской рубахи – косоворотки как раз проходил над сердцем и поэтому был обязательно покрыт определёнными узорами. Может быть поэтому, рубашки эти не забыты, а интерес к ним растёт, не смотря ни на что.
Изначально, рубаху мужчине шили и вышивали только близкие женщины. Женщины сами шили и вышивали рубашки -вышиванки своим мужьям и сыновьям, Это либо бабушка и мать, либо невеста и, впоследствии, жена. Потому что важна каждая мелочь.
Ибо каждая мелочь оставляла свой след в творении.
Время: глухою зимой, весёлой весной, жарким летом или смурной осенью. На растущей луне или на убывающей. Ночью при лучине или утром на восходящем солнышке.
Место: чернозёмная степь или зелень лесов, синь морей, рек и озёр или гор гряда.
Настроение мастерицы: о чём думает, что поёт, что желает будущему владельцу рубахи.
Какого роду-племени владелец будущий. Кто он – мальчишка, юнец, али добрый молодец.
Всё это гармонично воплощалось в виде узоров. Взглянешь на такое чудо рукотворное и всё о человеке знаешь, но причинить ему зла не можешь. В рубахах росли богатыри на Руси.
Чем затейливей узор – тем более интересный человек пред тобою.
Но не только на рубахе были узоры.
Узоры на очелье защищали от иных сил голову.
А одним из самых важных элементов одежды был пояс. Пояса были разной ширины и длинны, узоры на них были разные. Защищали они нижнюю часть человека, и ходить без пояса было нельзя. Человек без пояса был уязвимым для воздействия, часто бывал одержим и приходил в буйство. До сих пор у нас осталось в русском языке выражение – РАСПОЯСАЛСЯ!
Так же как и осталось выражение ОПРОСТОВОЛОСИЛАСЬ!
Это выражение про женщину без головного убора. После замужества волосы женщины тщательно прятались под головной убор, и без головного убора появляться на людях ей было нельзя. И поэтому разновидностей головных уборов было великое множество: самые разнообразные кички (кики), повойники, моршени, борушки, а позже сороки, кокошники и так любимые всеми русскими женщинами платки. Кокошники и платки могли носить и девицы.
Всё это богато украшали узорами и времени на это не жалели. По одёже и узорам была видна мастерица! И на праздники можно было и себя показать и на других посмотреть.
Похожее
Презентация к уроку по теме: Презентация «Орнамент в народном костюме»
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
детский сад комбинированного вида № 816
109444, г. Москва, улица Ташкентская дом 3 корпус 2, тел.ф. 377 – 08 – 65, 372-26-01
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе
В гостях у хозяюшки
Подготовила:
ст. воспитатель Вивдич О.Н.
Москва 2012г.
Задачи:
Познание: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы. Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Труд и художественное творчество: научить работать с тканью при создании выразительных образов.
НОД поводится в музее народного быта, в окружении старинных вещей и предметов.
Воспитатель в группе сообщает детям, что их в гости ждет хозяюшка русской избы.
— Здравствуйте, мои дорогие, рассаживайтесь. Позвала я вас в гости, чтобы показать необычные игрушки. Скажите, есть у вас куклы?
— Вот и я сделала для своего малыша кукол. Посмотрите.
Хозяюшка показывает кукол, дети рассматривают.
Воспитатель говорит:
— В старину в русской деревне каждая хозяйка в доме занималась рукоделием. А для забавы детей делали вот таких кукол.
Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Считалось, что кукла оберегала его от болезней. И называли этих кукол –оберегами.
Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках. Мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.
Кукла Кувадка вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу — оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.
Для изготовления куклы используем лоскуты яркой разноцветной ткани и нитки-мулине.
Кукла — пеленашка или кукла-младенчик служила оберегом, т.е. оберегала младенца от всего плохого, злого. Так же давали куклу в ручку ребенка в качестве естественного массажера.
Сделать ее очень просто.
Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. А ношеная ткань — тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы. Ткань плотно скручиваем в скатку, перетягиваем посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Завязываем узел. Потом обозначаем голову. Для этого перетягиваем скатку нитями, выделяя треть длины.
Повязываем платочек, запеленываем плотно в пеленку и обертываем ленточкой. Кукла готова.
В конце занятия ребята играют со своими куклами, укачивая их под колыбельную (мелодия на магнитофоне):
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу…
Ай ду-ду ду-ду ду-ду
сидит ворон на дубу
сидит ворон на дубу
он играет во трубу
он играет во трубу
во серебряную
во серебряную
разрисованную
ворон-ворон, не дуди
нашу крошку не буди
а баю-баю-баю
сидит ворон на краю
сидит ворон на краю
и играет во трубу
звонко трубушка играет
сон и дрему нагоняет
петушок-петушок,
золотой гребешок
масляна головушка
шелкова бородушка
что ты рано встаешь
голосисто поешь
деткам спать не даешь
котик, брысь
котик, брысь
под кроватку спать ложись
положечек заверни
правой лапкой обойми
у кроватки не мурчи
нашу детку не буди
ой люли, ой люли
прилетели журавли
как они летели
все них глядели
журавли курдыкали
киски все мурлыкали
а качи-качи-качи
прилетели к нам грачи
сели на ворота
а ворот а скрип-скрип
а сыночек спит-спит
сиди котик на печи
понемножку лепечи
уж как я тебе коту
за работу заплачу
за работ у заплачу
дам на платьице парчу
ой ты котик серенький
не ходи по сеничкам
иди на полати
сына покачати
баю баю баю бай
ты собачка не лай
ты собачка не скули
нашего сына не буди
бай бай бай бай
не ходи в избу бабай
дитю в люльке не пугай
и в гудочек не гуди
дитя спит не разбуди
кач кач кач кач
привезет отец калача
матери сайку
сыну балалайку
станет сына качать
в балалечку играть
вот и люди спят
вот и звери спят
птицы спят на веточках
зайки спят на травушке
утки на муравушке
дети все по люлечкам
спят поспят
всему миру спать велят…
значение узоров и орнаментов | Русские орнаменты и узоры
Друзья, приветствую!
Символы появились очень давно. Ведь, если посмотреть внимательно на древние знаки — у всех народов они почти одни и те же. Символы — это информация. В основе лежат сведения о строении Мира и процессах, происходящих в нём. Правильно применив символ — мы можем достичь конкретного результата: улучшить здоровье, уберечься от сглаза, порчи, укрепить отношения в семье.
На данной странице будет размещаться сводная информация по значению символики русских узоров и орнаментов в виде таблицы с функцией поиска. Таблица будет обновляться символами и дополняться постоянно.
№ | Узор (Символ) | Название | Значение |
---|---|---|---|
1 | Алатырь | Звезда Алатырь (Крест Сварога) Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Знак Алатырь — Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь вышивают на рубашках ведающих людей, или как оберег в далекий и опасный путь. Знак подходит как мужчине, так и женщине. На рушниках вышивают, когда посвящают их в Храмы, на жертвенные столики, Покутье — Символ Рода. В нем сокрыты все черты и резы (руны), сварги, круги, триглавы и двуглавы, ужи и другие священные знаки, ибо он — основа и конец. Все другие обереги лишь малые проявления его. | |
2 | Берегиня (Рожаница) | Берегиня — это великая богиня, «царица», «мать мира», «богиня дома», «матерь-рожаница», «рожаница» породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце.Берегиня – женский образ — защитница людей от всякого зла, добрая которая оберегала очаг, детей, благополучие семьи. Богиня оберегает род (отсюда слова «оберегать», «обереги»), очищатет , оздоравливает родовые связи. Берегиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйка небесных вод, от которой зависело плодородие. Изображения Берегини – женские фигурки с поднятыми или опущенными руками вышивались как обережные знаки для благословения. | |
3 | Мировое дерево (Древо жизни) | Мировое дерево, древо жизни — мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом и Рода в частности. Если женщина вышьет рушник с деревом своего Рода, тогда и семья будет крепкой, и здоровье не покинет. Крона Мирового дерева достигает небес, а корни — преисподней. В кроне обитают боги и святые — (Богородица, Параскева), у корней дерева — демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (“руне”) Змей. Образ объединяет вертикальные (от земли до небес), горизонтальные (дорога) — координаты и временные координаты ( загадка: «На дороге дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» — год -12 мес., месяц- 4 нед.) Образ Мирового дерева часто встречается в заговорах. Мировое дерево помещается в центре мира, на острове среди океана (“пуповине морской”), где на камне Алатыре стоит “булатный дуб” или священное древо (яблоня, береза, кипарис, явор). Мировое дерево — символ и атрибут Берегини, часто эти символы взаимозаменяемы. На ногах женских фигур размещался знак земли (ноги богини — как корни дерева, которые находятся в земле). Поэтому иногда Берегиню изображали и змееногой, (земля — место проживания Змея). | |
4 | Коловрат (Свастика) | Коловрат (Свастика) — это символ Солнцеворота. Русское имя этого знака — «Ерга» или «Ярга». Один из наиболее почитаемых, древних языческих символов. Мощнейший обережный знак, который выражает единство Рода (Оси Мира — Неподвижного Центра Коловрата) и Родных Богов (движущихся сторон). Также Коловрат символизирует собой непрерывность Коловращения всего сущего, выраженного в идее Вечного Возрождения. У русских, и вообще у славян, этот знак был известен с незапамятных времен, использовался в качестве оберега в вышивке и домовой резьбе. Вариантов изображения — множество. Однако, по направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак летнего, светлого Солнца (солнца Яви) и знак зимнего, тёмного Солнца (солнца Нави). Движение по солнцу (Солнце Яви) – благотворная, созидательная Сила, против солнца (Солнце Нави) – разрушительная Сила. Правосторонняя свастика воспринимается как знак превосходства интуитивных сил над материей и управления энергией. Левосторонняя свастика, напротив, означает превосходство физических ,инстинктивных сил, торжество земной, материальной сущности вещей. | |
5 | Орепей (Арепей) | Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Самый распространенный символ орнамента русской вышивки. Гребенчатый ромб, известный на территории Рязанского края под народным названием “орепей”, или “арепей”, (он же “репейник”, “дубок”, “колодец” в других местах), в звучании которого явственно пристуствует корень *ар, присутствующий в таких словах “арий”, “Арата”, “Аркона”. Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие. Ромб с точкой внутри — символ «засеянной земли», то есть плодородия, в том числе женского. В зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством. В локтевой зоне как «предок». На подоле — как вход в потусторонний мир или также «предок». |
Русский орнамент » Перуница
До сих пор ярко сверкают, переливаются радужными красками узоры, выполненные на одеждах, скатертях, полотенцах безвестными мастерицами прошлых веков. Эти символические изображения должны были, по мнению наших прадедов, принести своим владельцам удачу и благополучие, спасти «от глада и мора», отвратить воздействие злых сил, защитить ратника от ран на поле брани, способствовать продолжению рода.
Вплоть до середины XIX столетия «украсы» не изменяли, дабы не нарушить и не исказить древний священный смысл, передавали из поколения в поколение, тщательно соблюдая «каноны». Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека тех далёких эпох.
Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Ещё в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых «считках»: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед «всем миром»[1].
Кое-где в глубинке ещё можно услышать древние названия узоров: «водяник», «Перун», хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии. И, тем не менее, древние узоры живут. Живут и радуют своей красотой. Живут иногда вопреки убеждениям общества или отдельных его групп, вопреки установкам того или иного государственного режима.
Как-то работая в архиве Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, я немало посмеялась, читая переписку рязанского градоначальника и Скопинского епископа (XIX век): оба корреспондента изощренно ругали «развратных» русских баб, которые, несмотря на великие церковные праздники, упрямо разгуливали по городу в «непристойно» расшитом «нижнем» белье — народной рубахе с вышивками по подолу. Обычай требовал, чтобы вышивки выставляли напоказ, а мастерицы изображали на них то рожающую женщину, а то и «узоры первой ночи».
…Но было совсем не смешно вспоминать слышанные в экспедициях рассказы стариков о том, как в годы Великой отечественной войны, а порою — и совсем ещё недавно, варварски уничтожались сотни народных «украс» с изображением свастики — одного из любимейших славянских орнаментов. А уж передовые технологии XXI века грозят окончательно стереть с лица Земли русские народные промыслы с их малой производительностью и примитивными технологиями.
И всё же, несмотря ни на что, орнамент живёт. По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры — один другого затейливее, украшая ими свою «сряду», чтобы потом, на празднике, щеголять перед «обчеством». Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное — нам, нынешним, неведомое?
Впервые мне пришлось столкнуться с необычными свойствами народного орнамента в юности, когда я работала в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Нужно было сфотографироваться в старинном народном наряде. В соборе, где проходили съемки, из-за холода приходилось носить меховую поддёвку, но… стоило надеть расшитые льняные одежды, как вдруг стало тепло: тонкая ткань грела! Непостижимым образом!
Позднее, ожидая рождения ребёнка, я поняла, что народные узоры, которые выполняли русские женщины, помимо красоты дарили будущей матери также спокойствие и терпение. Когда я рисовала орнаменты для намеченных работ — самочувствие моё чудесным образом улучшалось, проходили отёки. Позже, овладев ремеслом ручного ткачества, стала замечать, как меняется моё настроение в процессе изготовления по-разному орнаментированных изделий.
Удивительно, но орнамент народных, «украс» одинаков по всему миру: несколько отличается графика, меняются цвета и оттенки, но облик, ритм, смысл вполне узнаваемы. Известен случай, когда мексиканская ткачиха признала своим национальным узор нолика женской рубахи Архангельской губернии. Что это? Случайность? Или в основе разных народных традиций лежат одни и те же глубокие знания, подчас недоступные нам, ибо изложены они непривычным нам языком — гармонии, красоты и любви — и прежде чем их понять, необходимо овладеть самим языком?
Эта книга — результат моего стремления поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на «носителя» украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Может быть, это не совсем правильно: можно ли объять необъятное? Но русская народная культура всегда казалась мне настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать её, на мой взгляд, необходимо лишь комплексно, прочувствовав сам образ мышления наших предков.
Полагаю, лучше всего иллюстрирует сказанное процесс прорисовки народных текстильных узоров. Поначалу на выполнение такого рисунка с сохранением всех конструктивных особенностей я тратила месяц (и это при наличии линованной бумаги, карандаша, корректирующих средств). И каждый раз вставал вопрос: а как же без них? На ткацком-то станке? И не с середины, откуда чётко разворачивается узор, а с краю? А вместо рисунка, в лучшем случае, схема, процарапанная гвоздём по дощечке. Какое же пространственное воображение, какие скоординированные межполушарные связи головного мозга надо иметь, чтобы вот так? Видеть надо! Но ведь умела же это рядовая ткачиха…
И ещё. Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать — душой), способной помогать людям. Хочется верить, что затронутые в моём рассказе темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения. Ну что, попробуем начать?
Изучение народных «украс» началось ещё в XIX столетии. Первые описания текстильных узоров и попытки поиска скрытого в них смысла предпринимали люди знаменитые: члены Императорского археологического общества и многочисленных учёных архивных комис¬сий Российской империи. Им удалось зафиксировать бесценный материал, ныне — увы! -утраченный безвозвратно: исконные народные названия отдельных элементов орнамента, более-менее ещё не искажённые исчезновением патриархального крестьянского быта.
В 1920-х годах их труд продолжили областные общества краеведов. Относительно систематизированные материалы были опубликованы в областных изданиях или осели в архивах. Из доступных наиболее интересными показались мне труды смоленского этнографа Е.Н. Клет-новой [83], рязанского этнографа Н.И. Лебедевой [84], известного археолога В.А. Городцова [28] (И.001) и материалы уникального исследования Сапожковских краеведов П. и С. Стахановых [20].
Много литературы, посвящённой описанию узоров народной вышивки и ткачества по всей территории СССР, издаётся в 1950-1970-х гг. Выходит ряд художественных альбомов и каталогов народного костюма. Изучая орнаменты народов Сибири, С. Иванов разработал схемы образования орнаментальных форм в зависимости от вида используемой симметрии [47]. Растёт интерес историков, археологов, искусствоведов к смыслу изображений: специальные исследования предпринимают Г.П. Дурасов [1], Г.С. Маслова [18], Б.А.Рыбаков [32, 33] (И.002), А. Амброз [68].
В 90-е годы прошлого века вновь появились материалы изучения местных традиций. Новые исследователи музейных фондов и коллекционеры-любители обратили внимание на пропущенные прежде детали украшений народной одежды, что позволило проследить в народном костюме отражение славянской языческой культуры и социально-родовую информацию о владельце [76, 52]. Появилась возможность изучения истории древнего и распространённого у славян символа — свастики.
Многочисленные попытки практической реконструкции применения и смысла народного орнамента были предприняты сторонниками возрождающегося язычества. А. Голан в своей капитальной работе проследил единую мифологическую основу символов орнамента у народов мира [2], а работы М.Ф. Пармона [72] исчерпывающе осветили особенности кроя и формы народной одежды.
Печатаются исследования, поднимающие вопросы восприятия символов сознанием человека, а также воздействия знака на наше физическое состояние — с этой точки зрения изучает рунические символы В.И. Лошилов [99]. Психологи и представители альтернативной медицины накопили немалый опыт оценки воздействия тех или иных нематериальных факторов на человеческий организм, а наши представления о свойствах сознания постоянно расширяются. Но никто пока ещё не пытался рассмотреть народный орнамент с этой точки зрения.
Немногим известно, что первой в мире страной по распространению свастики является… Россия. Это ключевой орнамент вышивки и ткачества Русского Севера, мы даже обгоняем Индию, где свастики-обереги до сих пор украшают городские дома. Согласитесь, учитывая идеологический контекст событий XX века, это воспринимается, по меньшей мере, как ирония судьбы.
Именно на наших землях сохранились многосложные солярные мотивы, которые, порой, являются материнскими даже по отношению к мотивам индийским (об этом можно почитать работы С.В. Жарниковой). Это головокружительная архаика.
«ковыль» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д. На территории вологодских земель название свастики было еще более разнообразным. «Крючья», «крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (конь-огонь?) (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовецкий районы), «вращенец», «вращенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодощенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район). Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» — «огнь» — «огниво» — «огнивец».
«Русское название свастики — «коловрат» т. е. «солнцеворот» («коло»- древнерусское название солнца, «врат» — вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью, яви над навью. Свастика, направленная в противоположную сторону, именовалась «посолонью». По одной из версий «коловрат» обозначал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как «посолонь» — убыль дневного света и заходящее осеннее солнце.
Существующая путаница в названиях порождена неверным пониманием направления вращательного движения русской свастики. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону. Однако в русской языческой традиции смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого огня»), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняются влево, а при левостороннем его вращении — вправо.
Отклонение языков пламени в обоих случаях происходит под воздействием встречного потока воздуха. Поэтому «коловратом», или «левосторонней», свастикой в России именуют крест, концы которого («языки пламени») загнуты в правую сторону, и наоборот, «посолонью», или «правосторонней», свастикой называют крест с концами, загнутыми влево (в этом случае свастика вращается по часовой стрелке, по солнцу, отсюда ее название — «посолонь»). В старообрядческой «посолони» — обрядовому обходу церквей по солнцу — легко угадывается древний языческий ритуал. (М.В. Суров «Всё и всяк вернётся»)»
Только наш краеведческий музей те самые полотенца, платья и пояса (на которых красным по белому во множестве интерпретаций и вариантов есть изображение означенного символа) выставлять на общую экспозицию не торопится. Известны такие случаи:
«Во время проведения выставки «Русский национальный костюм» в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге один из посетителей (некий М. Бляхман) попытался уничтожить путем сожжения женское подвенечное платье, обильно украшенное свастиками. В отделении милиции мерзавец нагло заявил, что таким образом он борется с «фашизмом».
Славянские символы,узоры и их значение.
Зигзаг Мары
Символ жизни, воды и моря. Знак символизирует саму Мару, которую иногда называют чёрной змеей.
Огненный крест
Так же символ грома, счастья. Крест привлекает счастье, энергию, огонь, гром, ветер, солнце. Сильный и популярный символ во всем мире. Используют, когда надо идти бороться за что-то.
Знак Мартыня
Знак осеннего урожая и плодородия.
Крест Мары
Так же крест крестов – символ огня и его границы. Это символ счастья и любви. Защищает от злых духов.
Лунный крест
Луна – оберегатель людей и помощник в ночных походах и работах, которые связаны с лунным календарем. Знак привлекает силу небесного плодородия. Растущая и убывающая луна – это знак жизни и уничтожения.
Уж
Знак мудрости, знаний, изворотливости, острого ума и находчивости. Ассоциируется с потусторонними ритуалами. Этот знак используют чародеи в серёзных действиях как символ подземелья.
Знак Солнца
Символ вечного движения, силы жизни.
Охраняет род, несет благословение Бога.
Знак Яна
Солнце находится в самой высокой точке над землей.
Усиньш
Благоприятен для домашних животных, особенно для лошадей. Знак обозначает лошадей Бога Света Усиньша, извозчика Солнца. Его носителю приносит удачу в пути.
Метелочка счастья. Иголочка
Символ всемирного дерева. Обозначает божественную Лайму. Выметает прочь плохую информацию, так же совершенное «дурным глазом». Иголочка – так же символ всемирного дерева. Это не символ, а орнамент, в основе которого символ Мары.
Юмис
Образован от божественного креста. Несёт плодородие, даёт благословение и энергию. Юмис – верхушка крыши дома – несёт плодородие и достаток.
Дубок, дерево солнца, так же дерево Аустры.
Так же садик, колодец, счастье. Оберегает род, обладателя соединяет с Богом. Даёт силу и совет. Хранитель домашнего очага и огня.
Божественный – небесный знак
Древнейший культовый знак божественного света – небеса. Соответствует Вселенной и знаку мужской силы – треугольник
Звезда. Аусеклис, в наипростейшей форме – крест.
Оберегает от зла. Аусеклис – это символ утренней звезды, который символизирует победу света над тьмой.
«ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА» ИЗО
Разработка урока ИЗО с использованием материала курса по технологии «История костюма». 5 класс.
Фрагмент- Русский народный костюм.
2.Обращение к теме урока.
Вышивка как вид народного творчества
3.Понятие об орнаменте
Формы и мотивы русских вышивок
Культовое значение элементов орнамента
Прослушивание русских народных песен.
Словарная работа.
4.Постановка художественной задачи
Выбор композиции и
приемы работы. Орнамент выполним в технике мозаики, составляя его из одинаковых маленьких кусочков бумаги.
5.Работа над эскизом
Разработать свой орнамент в полосе для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде.
Орнамент, изображающий древо жизни, коня и птиц, берегини, оберегов с народной вышивки
Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в линейном рисунке, в проработке цветом основных частей орнамента
6.Подведение итогов.
Выставка и обсуждение работ, оценка
Урок 4
Тема: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
Цели:
Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент».
Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.
Оборудование и материалы:
Альбом репродукций: Современные народные художественные промыслы.
Изделия с вышивкой народных мастеров.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
ПЛАН УРОКА
Беседа о вышивке как виде народного творчества.
Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок.
Культовое значение элементов орнамента.
Прослушивание русских народных песен.
5. Постановка художественной задачи, выбор композиции и
приемы работы.
Работа над эскизом.
Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка.
Ход урока
Беседа.
Учитель. Ребята! Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего применялась вышивка.
Вышивка — один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины, как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Все сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке — иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;
Шила девица приданое,
То приданое немалое.
Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декорт ни ны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором.
Украшение костюма — не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:
1. Слава божеству! Праздник.
Просьба плодородия.
Благодарность Богу за содеянное.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела, другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены).
В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозными верованиями славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия
был культ богини земли плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.
Берегиня — хранительница духа рода, посредник между Богом и человеком
ОберегиХозяйство, усадьба
Усадьба с оберегами
Великое божество
Конь — мужское начало гонец солнца
Дороги жизни. Дом. Плодородие. Солнце. Вода. Птица пава -женский образ. Древо жизни.
Вышивки выполнялись различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже — металлическими. Иногда вышивку дополняли блестками, бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
Фрагмент с изображением женщины
Русская вышивка
Изображение птиц. Птица — вестница неба, женское начало
Постановка художественной задачи.
Вот и мы сейчас будем разрабатывать свой орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде.
Вспомним, что такое орнамент.
Орнамент (от лат. — украшение) — узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы. Орнамент выполним в технике мозаики, составляя его из одинаконых маленьких кусочков бумаги.
Работа над эскизом.
Сочиняется орнамент в полосе, а также можно орнамент, изображающий древо жизни, коня и птиц, берегини, оберегов с народной вышивки. Слушаются русские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым, уточняется композиционный замысел.
Подведение итогов.
Учитель. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. Мы побывали в гостях у вышивальщиц Древней Руси, узнали много интересного.
Русская вышивка .